Рациональная организация деятельности персонала лечебного учреждения. Безопасность медицинского труда

Одной из важнейших задач коммунистического строительства является создание материальной базы коммунизма, при которой отмечаются неуклонный рост производительности труда и его научная организация. В современных условиях НОТ является организацией труда, основанной на достижениях науки и передовом опыте, систематически внедряемой в производство.

Механизация и автоматизация труда способствуют непрерывному повышению его производительности, сохранению здоровья человека и постепенному превращению труда в первую жизненную необходимость. НОТ означает последовательное и неуклонное улучшение организации работы.

Дальнейшее совершенствование системы здравоохранения немыслимо без внедрения во все ее звенья элементов НОТ. Целью НОТ являются улучшение медицинской помощи населению, дальнейшее повышение ее качества, обеспечение оптимальных санитарно-гигиенических условий труда медицинского персонала, максимальной производительности труда и эффективной затраты рабочего времени, предупреждение профессиональных заболеваний, использование трудового процесса как лечебного и профилактического фактора. Труд должен давать медицинским работникам моральное удовлетворение.

Физиология труда решает основную проблему - об утомлении организма, одновременно определяя те мероприятия, которые помогут снизить его. Утомление может возникать вследствие трудового процесса, а также в результате каких-либо недостатков в организации труда на производстве. Производительность труда утомленного человека намного ниже, чем хорошо отдохнувшего. Если развившееся в течение рабочей смены утомление столь значительно, что не может быть ликвидировано за время ежедневного и еженедельного отдыха, наступает переутомление - являющееся болезненным процессом, для ликвидации которого необходима медицинская помощь. Поэтому НОТ предусматривает борьбу с повышенной утомляемостью.

Научная организация труда в медицинских учреждениях имеет большое народнохозяйственное значение. Являясь стимулом улучшения качества медицинской помощи населению, она способствует снижению заболеваемости, инвалидности, повышает трудоспособность и производительность труда.

Предметом НОТ являются наиболее рациональная расстановка кадров, целесообразное разделение и кооперирование труда, оснащение и оборудование рабочего места, исключающее непроизводительную затрату времени и труда, внедрение методов и приемов, облегчающих работу медицинского персонала. Централизованное снабжение бельем, продуктами питания, лекарствами и пр. позволяет среднему и младшему медицинскому персоналу значительно сократить время на посещение аптеки, пищеблока и уделить больше внимания непосредственному обслуживанию больных в отделениях.

Изучение фактических затрат времени на различные элементы лечебного процесса может установить и сократить непроизводительную затрату времени и труда медицинского персонала.

Г рафик работы среднего медицинского персонала составляется в зависимости от профиля отделения, числа в нем больных и др. Уход за больными должен быть максимально приближен к индивидуальному, что может быть достигнуто прикреплением каждой медицинской сестры и младшей медицинской сестры к определенным палатам.

При организации своего рабочего места медицинская сестра должна соблюдать санитарно-гигиенические требования, нормы и правила, позволяющие создать максимальные удобства как для больных, так и для персонала.

На рабочем месте медицинской сестры должно быть все необходимое. Следует оборудовать его так, чтобы исключить излишнюю затрату времени на разыскивание нужных медикаментов, инструментов, документации и др. Во всех отделениях следует оборудовать световую и звуковую сигнализацию по схеме «больной - дежурная медицинская сестра», что обеспечивает быструю реакцию медицинской сестры на вызов. Организация телефонной или селекторной связи между всеми отделениями больницы существенно уменьшает непроизводительную затрату времени. Сестринские медицинские посты должны быть обеспечены инструментарием, необходимым для каждого отделения, специальным стендом, где перечисляются обязательные при различных заболеваниях исследования, правила подготовки к ним больных и взятие материала для анализов.

Двухстепенная система обслуживания больных значительно улучшает уход за ними и работу среднего и младшего медицинского персонала. Механизация труда младших медицинских сестер намного облегчает их труд. Для уменьшения непроизводительности затраты труда участковых медицинских сестер постепенно нужно освобождать их от выполнения неквалифицированной подготовительной работы перед выходом на участок. Медицинские сестры получают нормированные задания, готовые укладки с необходимым количеством стерильных шприцев и других материалов, выписанные на специальных стандартных бланках назначения и адреса больных,

Подготовительную работу централизуют в одном месте, возложив ее на специально выделенных лиц. Стерильным материалом и инструментарием медицинских сестер должна снабжать центральная стерилизационная лаборатория поликлиники. Следует обеспечить участковых медицинских сестер автотранспортом поликлиники и предоставить им определенные льготы для проезда на городском транспорте во время исполнения служебных обязанностей. Установлено, что медицинские сестры терапевтических и педиатрических отделений затрачивают для обслуживания больных на дому 38,8% рабочего времени и столько же на передвижение по участку. Поскольку работа на участке более ответственна и связана с повышенным эмоциональным напряжением, необходимостью большей квалификации, в настоящее время решен вопрос о материальном и моральном стимулировании участковых медицинских сестер, работающих в более сложных условиях.

Рационализацию работы старших медицинских сестер нужно проводить за счет сокращения затраты времени на письменную работу путем внедрения различных готовых стандартных бланков, табелей, графиков, заявок на материалы, упрощение системы учета, централизации получения и выдачи медикаментов, инвентаря, материалов.

Во многих поликлиниках организованы посты дежурного фельдшера, медицинской сестры, диспетчерские пункты и др. Это позволяет сократить время, затрачиваемое больными на посещение поликлиники, а также освободить участкового врача от выполнения 5-10% посещений в день, не требующих обязательной компетенции терапевта.

В процессе становления НОТ выяснилось, что медицинские сестры в стационаре очень загружены ведением медицинской документации, сугубо хозяйственной деятельностью, не требующей медицинских знаний, что снижает эффективность их труда при значительной затрате физических сил. Рационализацию труда медицинских сестер нельзя проводить в отрыве от врачебной работы. Вся практическая деятельность врачей и медицинских сестер, все виды и формы НОТ могут потерять свое значение и не дать эффекта, если персонал нарушает принципы деонтологии. НОТ и забота о культуре медицинского персонала, о должном его проведении и обращении с больными - это единый процесс, звенья одной цепи.

Формы разделения и кооперации труда, если они выбраны правильно и отвечают конкретным условиям данного медицинского учреждения, непременно должны способствовать экономии времени, сокращению материальных затрат, повышению эффективности труда. Практика показывает, что рациональное разделение и кооперация труда способствуют повышению его содержательности, квалификации и творческой активности медицинских работников; устраняются однообразие, монотонность труда, уменьшается утомляемость. Важнейшими моментами в области НОТ являются улучшение условий труда и рациональная организация рабочего места медицинского персонала. Проводимая работа по внедрению НОТ убедительно свидетельствует о большой ее эффективности

Еще по теме НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (НОТ) В РАБОТЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ:

  1. Основные организационно-методические принципы научной организации труда в учреждениях здравоохранения
  2. 13. Положение о медицинской сестре организационно-методического отдела по социальной и медицинской работе
  3. Закон “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”. Этапы его внедрения. Организация работы и лицензирования медицинских учреждений

Для совершенствования организации труда на любом предприятии целесообразно проводить внедрение принципов научной организации труда.

Научная организация труда в учреждениях здравоохранения заключается в следующем :

1. Регламентация трудовых функций на основе должностных инструкций. Работа в этом направлении предполагает периодический пересмотр сложившихся организационных схем работы среднего медперсонала, замену их более совершенными и рациональными формами распределения трудовых функций. В частности, в крупных больничных отделениях мощностью не менее 60 коек наряду с двумя круглосуточными сестринскими постами целесообразно создавать дневной пост манипуляционных (инъекционных) сестер, которые должны производить все плановые внутривенные, внутримышечные и подкожные инъекции. В результате у палатных медсестер высвобождается время для участия во врачебных обходах, более успешного выполнения назначений врача и работы по уходу за больными. В амбулаторно-поликлинических учреждениях благодаря перераспределению времени участковых медсестер на прием пациентов в поликлинике и на выполнение врачебных назначений на дому создаются бригады средних медработников для обслуживания одиноких и престарелых больных на дому. Помимо проведения инъекций, простейших исследований (измерение температуры, пульса и др.), выполнения процедур (банки, клизмы), сестринские бригады могут выполнять такую работу, как взятие материалов для лабораторных анализов, снятие ЭКГ, проведение различных физиотерапевтических процедур, массажа, лечебной физкультуры.

2. Централизация лечебно-диагностических и вспомогательно-хозяйственных служб и перестройка работы этих служб «на отделения». Данная организационная форма позволяет сократить затраты времени медсестер на выполнение несвойственных им функций - снабжение отделений стерильными материалами и инструментами, пищей, бельем, медикаментами, а также на доставку в отделения результатов лабораторных и инструментальных обследований больных. Эта организационная форма существенно облегчает труд среднего и младшего медперсонала.

3. Совершенствование форм медицинской документации и методов ее ведения. Применительно к организации труда палатных медсестер, например, особую важность приобретает унификация документов, предназначенных для записей о назначенных врачом лечебных и диагностических мероприятиях и их выполнении. В работе медсестер амбулаторно-поликлинических учреждений находят широкое применение типовые бланки направлений на лабораторно-инструментальные исследования, а также унифицированные рецептурные прописи.

4. Использование систем организационной внутриучрежденческой связи. Работу палатных медсестер в значительной мере облегчает применение поисково-вызывной сигнализации, предназначенной для экстренного вызова медперсонала к больному. При этом наряду со световой вызывной сигнализацией широко используется двусторонняя переговорная связь. Последняя имеет ряд преимуществ и позволяет медсестре в случае экстренного вызова к больному уточнить причину вызова. Кроме того, сокращается время, необходимое медсестре для приглашения больных на процедуры и в столовую, направления их на лабораторно-инструментальные исследования и др.

5. Рациональная организация рабочих мест (оснащение и планировка, создание гигиенического комфорта и эстетизация рабочей среды). Применение организационной оснастки - средств для удобного размещения на рабочих местах различной медицинской документации (бланкотек, рецептотек, лотков для бумаг, картотечных ящиков, ложементов для канцелярских принадлежностей), приспособлений для размещения аппаратуры, лабораторной посуды, медикаментов, реактивов (подставок, штативов, фиксационных устройств, стеллажей, настенных кассет) - значительно облегчает работу среднего медперсонала.

6. Совершенствование социально-психологических отношений в учреждениях здравоохранения. Это важный элемент НОТ применительно как к труду врачей, так и к труду средних медработников. Важную роль при этом играют такие организационные мероприятия, как материальное и моральное стимулирование труда, планирование социального развития коллектива, совершенствование стиля и методов руководства, использование воспитательной силы традиций.

Совершенствование организации труда в учреждениях здравоохранения предполагает последовательное проведение системы организационных мероприятий, среди которых важное место занимает так же перспективное и текущее планирование работы. Главным требованием, предъявляемым к текущему ежегодному планированию работы в медицинском учреждении, является максимальная конкретность и обоснованность каждого этапа работы .

Внедрение рекомендаций по усовершенствованию организации труда в практику лечебно - профилактических учреждений, как правило, связано с необходимостью использования технических средств - оргтехники, аппаратуры внутриучрежденческой связи и др. При этом возникает необходимость разработки организационно-технических проектов, нередко приходится реконструировать серийно выпускаемые устройства применительно к специфическим условиям медучреждений, а иногда и создавать образцы нестандартной оргтехники.

Целесообразно выделять следующие основные этапы:

1. консультации и организационно-методические мероприятия;

2. организационно-техническое проектирование;

3. оформление заявок на оборудование; техническое внедрение оборудования (установка, монтаж, наладка);

4. организационное внедрение.

Большое значение для совершенствования организации труда персонала имеет нематериальное стимулирование. В настоящее время различные виды нематериального стимулирования существуют разрозненно, нельзя сказать о действии единой системы нематериального стимулирования, поэтому основным направлением совершенствования нематериального стимулирования на исследуемом предприятии должно стать создание единой системы нематериального стимулирования.

Основными этапами создания такой системы должны стать:

· управленческая подготовка и переподготовка руководства организации;

· создание программы социальной политики организации, организация культурно-массовых и спортивных мероприятий, дополнительного обучения и т.п.;

· создание подсистемы морального стимулирования.

· Можно выделить три основных направления усовершенствования использования социально-психологических методов в мотивации персонала:

· поддержание благоприятного психологического климата в коллективе;

· развитие системы управления конфликтами;

· формирование и развитие организационной культуры.

Основной проблемой ЦРБ является недоукомплектованность кадрами. Это приводит к тому, что оказание медицинских услуг происходит не в полном объеме. Сохраняется проблема обеспечения квалифицированными кадрами объектов в отдаленных и сельских регионах. Во многом это связано с тем, что существующий дефицит медицинских работников не восполняется выпускниками - специалистами медицинских организаций образования. Государство предоставляет различные льготы для решения этой проблемы, но данные меры не приносят какого-либо значительного результата

Стоит заметить, что в ЦРБ выявлена текучесть кадров, молодые специалисты задерживаются в среднем на 2 года, постоянные кадры формируют, в основном, специалисты, работающие в больнице давно. Для решения данной проблемы принимаются различные меры: предоставляется служебное жилье, выплачиваются надбавки за работу в сельской местности в размере 25%. Но данные меры опять же дают только временный результат. Как разновидность данной проблемы выделяется нехватка узких специалистов для работы на медицинском оборудовании. Для решения этой проблемы необходимые специалисты привлекаются со стороны (г. Уральск) и работают по субботам. Это приводит к невозможности каждодневного проведения некоторых видов обследования. Близость же областного центра с более квалифицированными специалистами ведет к тому, что многим жителям района легче отправиться в г. Уральск для прохождения обследования и получения необходимого лечения. Таким образом, лечебными заведениями Уральска создается конкуренция ЦРБ в предоставлении медицинских услуг. Соответственно количество реально обслуженного населения меньше, чем запланированное, а значит, не недовыполняется государственный заказ.

Для решения всех выше перечисленных проблем я предлагаю, кроме уже существующих видов льгот и методов стимулирования, для привлечения и закрепления, а так же для повышения квалификации медработников предлагать сотрудникам привлекательный план профессионального развития. Кроме того, определена необходимость развития учебно-методической деятельности для медицинского персонала, в части усиления курсов по повышению квалификации практическими занятиями в виде непосредственной работы с современным оборудованием и при использовании современных технологий оказания медицинской помощи.

Стоит помнить, что наиболее важными факторами для работников являются:

· хорошие отношения с коллегами;

· ощущение приносимой пользы;

· хорошая заработная плата;

· стабильность занятости;

· возможности профессионального развития и карьерного роста.

А значит, для решения проблемы дефицита и повышения квалификации кадров следует наибольшее внимание уделять именно этим факторам.

Следует так же не забывать об обеспечении техники безопасности и охране труда работников здравоохранения. Политика в области техники безопасности должна охватывать пять основных сфер ответственности для работников здравоохранения. К ним относятся следующие:

1. Обеспечение безопасного состояния имеющегося и нового оборудования и производственных систем и поддержание его постоянно. Это включает в себя обеспечение персонала защитной одеждой, обучение использованию оборудования, планы эвакуации и т.д.

2. Обеспечение охраны труда при использовании, обработке, хранении и транспортировке фармацевтических веществ. Это предусматривает адекватную систему их учета, особенно опасных веществ, а также их правильную маркировку.

3. Предоставление информации, обучения, инструктирования и контроля. Эта сфера имеет особое значение. Каждый должен знать о возможных опасностях в той или иной ситуации, а не только люди, непосредственно работающие на данном оборудовании.

4. Обеспечение безопасности рабочего места, а также входов и выходов. Специально предъявляемые требования должны соответствовать требованиям пожарной безопасности: пожарные выходы должны быть легко доступны и четко отмечены. В любом случае это является одним из условий для получения сертификата по соблюдению мер пожарной безопасности.

Вышеперечисленные пять областей относятся к безопасности сотрудников медицинских учреждений, но руководитель несет также ответственность и перед людьми, которые не трудятся у него: посетителями.

Следует отметить, что на предприятии существует проблема с компьютерным оборудованием. Персональные компьютеры имеются в распоряжении как у неосновного персонала ЦРБ (не медицинский персонал), так и у врачей. Используемые ПК довольно-таки старые, часто возникают проблемы с работой основных программ и офисных приложений, иногда оборудование выходит из строя и возвращение его в рабочее состояние занимает несколько дней, что приводит к задержкам в работе. Здесь можно порекомендовать руководству выделить деньги на более совершенное программное обеспечение и качественные антивирусные программы, а так же периодически обновлять устаревшую технику.

В век компьютеризации, можно так же предложить развить и эту сферу организации труда. Можно посоветовать более полную компьютеризацию больницы, возможно, создание общей локальной сети с сайтом организации, где сотрудник, используя личный пароль, сможет просмотреть свои личные данные - сведения о начислении заработной платы по месяцам, о премировании, надбавках, отпускных и т.п., свою должностную инструкцию, план профессионального развития, оценку работы и т.п. Руководитель сможет просмотреть данные своих подчиненных. Так же с помощью данного сайта можно будет проводить информирование работников о правилах техники безопасности, о должностных обязанностях, правах. На сайте можно будет создать постоянно обновляемую централизованную базу используемых в учреждении нормативных материалов.

Хотелось бы так же затронуть проблему качественного медицинского образования, так как она очень тесно связана с организацией труда в любом учреждении здравоохранения. В настоящее время существует проблема качества подготовки и переподготовки медицинских кадров и недостаточного уровня научных исследований в республике. Одной из причин этого является несовершенная нормативная правовая база, регламентирующая условия приема, подготовки и контроля качества в системе медицинского и фармацевтического образования, при разработке которой не учитывалась медицинская специфика, в результате чего к подготовке будущих врачей применяется система общих подходов.

На качество подготовки медицинских кадров и уровень научных исследований влияет также материально-техническая база медицинских организаций образования и науки, которая практически не обновляется, что делает эту сферу неконкурентоспособной на международном рынке.

Медицинские вузы и организации науки не имеют достаточно оснащенных учебных и клинических баз, не располагают необходимым современным оборудованием для выполнения научных исследований. Одной из причин этого является недостаточное финансирование, предусмотренное на обучение студентов по государственному образовательному заказу в медицинских вузах, которое не позволяет использовать в полной мере современные технологии, закупать необходимое оборудование и наглядные пособия. Руководители медицинских организаций образования вынуждены решать проблему нехватки финансовых средств за счет приема на договорную форму обучения студентов зачастую с низким уровнем знаний. Так же вызывает обеспокоенность ежегодный рост приема студентов на платной основе.

План лекции:

1. Планирование здравоохранения: определение, принципы, задачи и основные направления.

2. Экономика здравоохранения: определение, цели, задачи, направления (экономичность и экономическая эффективность).

3. Современное состояние финансирования здравоохранения России. Источники финансирования лечебных учреждений.

4. Понятие о заработной плате. Виды заработной платы. Функции заработной платы. Формы оплаты труда медицинских работников. Оплата труда медицинских работников бюджетных ЛПУ. Доплаты. Надбавки.

Блок информации:

Анализ деятельности ЛПУ проводится по данным годового отчета на основании государственных статистических отчетных форм. Статистические данные годового отчета используются для анализа и оценки деятельности ЛПУ в целом, его структурных подразделений, оценки качества медицинской помощи и профилактических мероприятий.

Годовой отчет (ф. 30 «Отчет лечебно‑профилактического учреждения») составляется на основе данных текущего учета элементов работы учреждения и форм первичной медицинской документации. Форма отчета утверждена ЦСУ РФ и едина для всех типов учреждений. Каждое из них заполняет ту часть отчета, которая относится к его деятельности. Особенности медицинского обслуживания отдельных контингентов (детей, беременных и рожениц, больных туберкулезом, злокачественными новообразованиями и пр.) даются в приложениях к основному отчету в виде отчетов‑вкладышей (их 12).

В сводных таблицах отчетных форм 30, 12, 14 информация дается в абсолютных величинах, которые являются малопригодными для сравнения и совершенно непригодными для анализа, оценки и выводов. Таким образом, абсолютные величины нужны только как исходные данные для вычисления относительных величин (показателей), по которым проводится статистический и экономический анализ деятельности медицинского учреждения. На их достоверность влияют вид и метод наблюдения и точность абсолютных величин, зависящая от качества оформления учетных документов.

При разработке первичной документации вычисляют различные показатели, которые применяют при анализе и оценке деятельности учреждения. Величина любого показателя зависит от многих факторов и причин и связана с различными показателями деятельности. Поэтому, оценивая деятельность учреждения в целом, следует иметь в виду всевозможные влияния различных факторов на результаты работы учреждений здравоохранения и диапазон взаимосвязи между показателями деятельности.

Суть анализа заключается в оценке величины показателя, сопоставлении и сравнении его в динамике с другими объектами и группами наблюдений, в определении связи между показателями, их обусловленности различными факторами и причинами, в интерпретации данных и выводов.



Показатели деятельности ЛПУ оценивают на основе сравнения с нормами, нормативами, официальными указаниями, оптимальными и достигнутыми показателями, сопоставления с другими учреждениями, коллективами, совокупностями в динамике по годам, месяцам года, дням с последующим определением эффективности работы.

При анализе показатели объединяются в группы, характеризующие ту или иную функцию ЛПУ, раздел работы, подразделение или обслуживаемый контингент. Обобщенная схема анализа включает следующие разделы.

1. Общая характеристика.

2. Организация работы.

3. Специфические показатели деятельности.

4. Качество медицинской помощи.

5. Преемственность в работе учреждений.

Годовой отчет объединенной больницы состоит из следующих основных разделов:

1) общая характеристика учреждения;

3) деятельность поликлиники;

4) деятельность стационара;

5) деятельность параклинических служб;

6) санитарно‑просветительная работа.

Экономика здравоохранения один из разделов социальной медицины и организации здравоохранения, предметами которой являются изучение и использование объективных законов развития экономических отношений, складывающихся в отрасли в процессе охраны здоровья населения.

В условиях рыночных отношений экономические проблемы здравоохранения занимают центральное место в деятельности организаторов здравоохранения, экономистов, практических врачей. В основе организации медицинской помощи сегодня лежат принципы, признающие здоровье материальной ценностью, ресурсом, который имеет стоимость, а саму медицину – ресурсосберегающей производительной силой общества.



Многие годы существовало мнение, что здравоохранение относится к сфере нематериального производства и проявляется действием, а не денежным выражением своей деятельности. Действительно, здравоохранение относится к сфере непосредственного обслуживания населения, которое направлено на улучшение показателей его здоровья; более того, достигая снижения заболеваемости и смертности населения, улучшения физического и психического здоровья людей, увеличения продолжительности жизни и экономически активного долголетия, здравоохранение способствует воспроизводству трудовых ресурсов, что и создает предпосылки для увеличения производительности труда, роста национального дохода.

Сберегая личный и общественный труд, здравоохранение непосредственно влияет на темпы развития производства, повышение производительности труда и снижение себестоимости выпускаемой продукции.

Следовательно, с этих позиций деятельность здравоохранения необходимо оценивать не только с точки зрения медико‑социальной эффективности, но и как экономически эффективную отрасль национального хозяйства.

Таким образом, деятельность здравоохранения приносит экономический эффект, который может быть прямым или косвенным и проявляется в росте производительности труда, расширении и развитии производства и росте национального дохода.

Необходимо различать понятия «эффект» и «эффективность», которые тесно связаны между собой.

Эффект в здравоохранении характеризует медицинские, социальные и экономические результаты метода, вмешательства, мероприятия.

Эффективность – это понятие более широкое, которое характеризует эффект и показывает, как использовались материальные, трудовые и финансовые ресурсы при данном методе, вмешательстве, мероприятии. Различают медицинскую, социальную и экономическую эффективность.

Под медицинской эффективностью понимается качественная и количественная характеристика степени достижения поставленных задач в области профилактики, диагностики и лечения заболеваний. Термин «медицинская эффективность» широко применяется при изучении лечебно‑диагностических процессов, профилактики заболеваний, организации и проведении медицинских мероприятий. К ним относятся, в частности, укрепление здоровья детей и пожилых людей, лечение отдельных заболеваний с высоким уровнем медицины (онкологических, СПИДа и пр.) и другие аспекты медицинской деятельности.

Социальная эффективность по своему содержанию очень близка к медицинской эффективности. Вместе с тем, если медицинская эффективность измеряется результатом непосредственного медицинского вмешательства, показателями улучшения здоровья трудящихся от начала заболевания до полного выздоровления с восстановлением трудоспособности, то социальная эффективность здравоохранения характеризуется улучшением здоровья населения, снижением заболеваемости, преждевременной смертности, изменением демографических показателей, всевозрастающим удовлетворением населения в медицинской помощи и санитарно‑эпидемиологическом обслуживании.

Социальная эффективность заключается в предотвращении ряда заболеваний, уменьшении числа инвалидов и преждевременно умерших, в росте качества медицинского обслуживания в результате проведения медицинских и социальных мероприятий.

Экономическая эффективность характеризует прямой и косвенный (опосредованный) вклад, вносимый здравоохранением в рост производительности труда, увеличение национального дохода, развитие производства. Экономическая эффективность в здравоохранении не может быть определяющим критерием, главным является медицинская и социальная эффективность мероприятий по охране здоровья. Часто медицинская эффективность является доминирующей, требующей значительных затрат, отдача от которых может иметь место в отдаленном будущем или вовсе исключается. При организации медицинского обслуживания пожилых людей с хроническими дегенеративными заболеваниями, больных с умственной отсталостью, тяжелыми повреждениями центральной и периферической нервной системы и некоторыми другими состояниями при явной медицинской и социальной эффективности экономический эффект будет отрицательным.

Таким образом, экономическая эффективность здравоохранения обозначает рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов для решения вопросов, связанных с охраной здоровья населения.

Экономическая эффективность здравоохранения создает следующие виды экономических выгод для государства: снижение временной нетрудоспособности, инвалидности, преждевременной смертности, уменьшение затрат на медицинскую помощь. Экономические аспекты здравоохранения не преследуют целей уменьшения расходов на здравоохранение. Должна быть не экономия средств, а поиск путей и методов их наиболее рационального использования для охраны здоровья населения.

Для определения экономической эффективности здравоохранения используется экономический анализ, который заключается в сопоставлении затрат и полученного эффекта.

Экономический анализ деятельности медицинских учреждений проводится по следующим направлениям: использование основных фондов, эффективность использования коечного фонда и медицинского оборудования, оценка финансовых расходов и стоимость различных видов медицинской помощи, использование медицинского и прочего персонала. Наряду с этим рассчитываются основные экономические показатели: общий экономический ущерб в связи с заболеваемостью, инвалидностью и смертностью, предотвращенный экономический ущерб и критерий экономической эффективности медицинской помощи.

В условиях рыночной экономики основной задачей любого объекта здравоохранения является повышение качества и конкурентоспособности медицинских услуг, лекарственных средств и товаров медицинского назначения с целью получения максимальных экономических результатов. В связи с этим экономический анализ предусматривает изучение себестоимости и цен на оказываемые медицинские слуги, рентабельности и прибыли от их реализации. Это позволит дать оценку хозяйственной деятельности учреждения здравоохранения, выявить его внутренние резервы и правильно выбрать приоритетные направления вложения собственных и заемных средств.

Правовое регулирование труда работников здравоохранения осуществляется на основе единства и дифференциации. Некоторые нормы действуют в отношении всех медработников, особые правила регулирования труда устанавливаются в зависимости от вида оказываемой работниками медицинской помощи, условий их работы и иных обстоятельств. При этом учитываются степень риска, которому подвергаются жизнь и здоровье медработников при оказании тех или иных видов медицинской помощи, и место их деятельности.

од медицинской деятельностью понимается 1 выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санитарно-курортной медицинской помощи, в том числе включая проведение: медицинских экспертиз; лабораторной диагностики; работ по клинической фармакологии; работ по забору, хранению органов и тканей человека для трансплантации; и т. д.

Особенности регулирования трудовой деятельности медицинских работников определяются, в частности, системой здравоохранения, в рамках которой медицинский работник осуществляет свои трудовые функции.

Различают государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения.

К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения и социального развития РФ, республик в составе РФ; органы управления здравоохранением областей, округов, краев, городов; Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан. В нее также входят находящиеся в государственной собственности и подчиненные Министерству здравоохранения и социального развития РФ или органам исполнительной власти субъектов Федерации в области здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

В муниципальную систему здравоохранения включены органы управления здравоохранения и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, аптечные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, учреждения.

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические, образовательные, аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, лица, занимающиеся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью. В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами.

Особенности регулирования труда медицинских работников связаны с характером их профессиональной деятельности.

Специфика трудовой деятельности медработников состоит в том, что объектом их труда являются жизнь и здоровье человека. Это возлагает на работников огромную ответственность за результаты труда, требует больших психологических затрат; и, как следствие, труд медицинских работников связан с нервным переутомлением.

К специфике трудовой деятельности медработников можно отнести также условия труда. По роду своей деятельности медицинский персонал может находиться в условиях, вредных для здоровья (например непосредственный контакт с источниками инфекций, ионизирующих излучений, работа на рентгеновских аппаратах). В некоторых ситуациях медработникам приходится выполнять работы, опасные для жизни.

Для заключения трудового договора о работе в качестве медицинского работника кандидату необходимо обладать специальной трудовой правоспособностью.

В соответствии со ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 № 5487-1 право на занятие медицинской деятельностью имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), дополнительного образования (повышение квалификации, специализация) или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

В период обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения врачи имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку. Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения также под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку.

Лица, не имеющие законченного высшего медицинского образования, могут быть допущены к занятию медицинской деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Врачи, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской деятельности только после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций.

Работники со средним медицинским образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций.

Лица, получившие медицинское образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, а также после получения лицензии на осуществление медицинской деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Лица, незаконно занимающиеся медицинской деятельностью, подлежат уголовной ответственности.

Таким образом, с учетом требований закона относительно прав на занятие медицинской деятельностью и в соответствии со ст. 65 ТК РФ при приеме на должность медицинского работника работодателю необходимо запросить у него документы об образовании, квалификации или наличии специальных знаний.

Следует обратить внимание на то, что при определении рода деятельности медицинского работника в трудовом договоре недостаточно указать только его должность (ординатор, заведующий отделением и др.). Конкретизируя трудовую функцию медработника необходимо указать его специальность (например терапевт, окулист).

Продолжительность рабочего времени

По общему правилу, для всех медицинских работников независимо от того, в какой системе здравоохранения они работают, установлен сокращенный рабочий день. Введение сокращенной продолжительности рабочего времени в данном случае объясняется спецификой работы, которая связана с ответственностью за здоровье и жизнь человека, с трудом, требующим значительных физических и психологических затрат, а зачастую - нахождением во вредных или даже опасных для жизни условиях труда.

Для медицинских работников устанавливается несколько видов сокращенного рабочего дня. Сокращенный рабочий день дифференцируется в зависимости от типа медицинского учреждения, категории медицинских работников, наличия вредных условий.

В соответствии со ст. 350 ТК РФ продолжительность рабочего времени медработников составляет не более 39 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени для некоторых категорий медицинских работников устанавливается Правительством РФ и определяется в зависимости от должности и (или) специальности, а также места осуществления деятельности.

Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 2 содержит перечни должностей и специальностей, для которых установлена сокращенная продолжительность рабочего времени в 36, 33, 30 и 24 часа в неделю.

Для медицинских работников организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа, продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по решению Правительства РФ, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей. Так, Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 № 813 3 медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа, установлена продолжительность работы по совместительству не более восьми часов в день и 39 часов в неделю.

Оплата труда

При определении размера заработной платы медработников системы Министерства здравоохранения РФ применяется Положение о порядке оплаты труда работников здравоохранения Российской Федерации , утвержденное Приказом Минздрава России от 15.10.99 № 377 (далее - Положение об оплате труда ). Данное Положение предусматривает общие принципы оплаты труда на основании Единой тарифной сетки.

Тарифная ставка (оклад) зависит от разряда Единой тарифной сетки, установленного для медицинских работников. Разряд подлежит увеличению в зависимости от наличия некоторых факторов, а именно:

Факторами, которые определяют повышение оклада медицинским работникам, являются работа в опасных и особо тяжелых условиях и профиль медицинского учреждения.

Перечень подразделений, работа в которых дает право работникам на повышение окладов в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, определен в Приложении к Положению об оплате труда . Так, например, повышаются размеры окладов (ставок) работников подразделений для лечения больных ВИЧ-инфицированных, психически больных, больных туберкулезом.

Помимо оплаты труда на основании тарифных ставок (окладов) работникам учреждений здравоохранения производятся доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера.

К компенсационным выплатам относятся:

повышение окладов за работу с вредными и опасными условиями труда; доплата за работу в ночное время; доплата за выполнение работы временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы; доплата медицинским работникам морских и речных судов; доплата за оказание противотуберкулезной помощи, связанное с опасностью инфицирования микробактериями туберкулеза.

Надбавки предусмотрены за продолжительность непрерывной работы, условия труда. Кроме того, существуют надбавки стимулирующего характера.

Например, в зависимости от продолжительности непрерывной работы врачам-терапевтам цеховых врачебных участков, среднему медицинскому персоналу цеховых врачебных участков и домов сестринского ухода устанавливается надбавка 30% должностного оклада за первые три года и 10% должностного оклада за последующие два года непрерывной работы.

Надбавка должна выплачиваться по основной должности исходя из оклада (ставки), установленной по разрядам Единой тарифной сетки без учета повышений при оплате труда за работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда, надбавок и доплат.

Стимулирующие надбавки устанавливаются на определенный срок, но не более одного года, и оформляются приказом по учреждению. Надбавки отменяются при ухудшении показателей в работе либо по окончании особо важных или срочных работ, за которые они были установлены.

Размеры и порядок постоянных выплат устанавливаются законодательными и нормативными актами РФ, субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

Учреждения здравоохранения, находящиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных им бюджетных ассигнований вправе самостоятельно определять виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера. При этом необходимо иметь в виду, что в размерах окладов (ставок) учтены квалификация работников и сложность выполняемых ими работ. В частной системе здравоохранения оплата труда производится по соглашению между работником и работодателем, но ее размер не может быть ниже установленной законодательством.

В ТК РФ (ст. 146) закреплена обязанность работодателя в условиях, отклоняющихся от нормальных, производить оплату труда в повышенном размере. Организации самостоятельно определяют размеры оплаты труда в таких условиях, однако они не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Так, в повышенном размере производится оплата труда в ночное время. Ночным считается время с 22.00 до 06.00. Медицинским работникам доплата за работу в ночное время производится в размере 50% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время.

Постановлением Минтруда России от 08.06.92 № 17 «О размерах надбавок и доплат работников здравоохранения и социальной защиты населения» медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу и работникам связи станций отделений скорой и неотложной медицинской помощи установлены доплаты в размере 100% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время.

Оплата труда медработников, осуществляющих трудовую деятельность в сельской местности, имеет особенности. Для них устанавливаются повышенные на 25% оклады (ставки) по сравнению с окладами (ставками) специалистов, занимающихся теми же видами деятельности в городских условиях (п. 2.3 Положения об оплате труда ).

Работа на условиях совместительства

Совместительство должностей и профессий часто применяется работодателем в целях экономии средств или из-за отсутствия кадров.

В соответствии с подп. «а» п. 1 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры » под совместительством понимается выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основой работы время по месту их основной работы или в других организациях (в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии) и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения).

Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей. Причем заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей.

При оформлении совместительства в трудовом договоре обязательно должно содержаться указание на то, что работа является совместительством.

При решении вопроса о возможности оформления работника по совместительству необходимо учитывать, что законом запрещается работа по совместительству на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями (ст. 282 ТК РФ).

Статья 284 ТК РФ устанавливает общее правило ограничения продолжительности рабочего времени при работе по совместительству - не более четырех часов в день и 16 часов в неделю. Однако для медицинских работников действуют иные правила.

В соответствии со ст. 282 ТК РФ Постановлением Минтруда России от 30.06.2003 № 41 продолжительность работы по совместительству медработников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем и по каждому трудовому договору не может превышать:

для медицинских работников - половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели; для медицинских работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю - 16 часов работы в неделю; для врачей и среднего медицинского персонала городов, районов и иных муниципальных образований, где имеется их недостаток - месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели; для младшего медицинского персонала - месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.

Медицинским работникам часто приходится работать по совместительству, но не каждая работа будет считаться совместительством. В частности, не являются совместительством работы по осуществлению консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год; работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе дежурство сверх месячной нормы рабочего времени по графику; проведение медицинской экспертизы с разовой оплатой. Выполнение указанных работ допускается в основное рабочее время и не требует заключения трудового договора.

Предоставление дополнительного отпуска

В соответствии с абз. 3 ст. 350 ТК РФ отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.98 № 1588 4 для врачей общей практики (семейных врачей) и медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей) за непрерывную работу в этих должностях свыше трех лет установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый трехдневный отпуск . При определении продолжительности непрерывной работы в должностях врачей общей практики (семейного врача) и медицинских сестер врачей общей практики (семейного врача) для предоставления такого отпуска засчитывается время непосредственно предшествующей непрерывной работы в должностях участковых терапевтов и участковых врачей-педиатров территориальных участков и медицинских сестер терапевтических и педиатрических территориальный участков. Расходы по оплате указанных отпусков осуществляются в пределах средств, выделенных учреждению здравоохранения, в котором введены указанные должности.

Право на дополнительный отпуск за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда имеют также работники предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека 5 . Постановлением Правительства РФ от 03.04.96 № 391 «О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей» таким работниками установлен ежегодный оплачиваемый отпуск в 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда).

Выдача специальной одежды и обуви для медицинских работников

В случае осуществления работниками трудовых функций на работах с вредными условиями и (или) опасными условиями труда (либо связанных с загрязнением) им должны выдаваться сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, утвержденными в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 221 ТК РФ). Поскольку для медицинских работников характерны именно такие условия труда, работодатель обязан обеспечить их специальной одеждой и обувью.

Работодатель обязан за счет своих средств обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену. Одежда и обувь выдаются на определенный срок и по норме.

Постановлением Минтруда России от 29.12.97 № 68 6 утверждены типовые нормы выдачи одежды и обуви работникам организаций здравоохранения, медицинских научно-исследовательских институтов. Кроме того, специальными актами Минздравсоцразвития России для медицинских работников отдельных служб установлены особые правила и нормы выдачи специальной одежды и обуви с учетом специфики их деятельности. В нормативных актах приводится перечень специальной одежды, срок ее носки и порядок выдачи в эксплуатацию.

Так, в соответствии с Положением о порядке выдачи специальной одежды и обуви работникам службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 7 работникам по решению администрации взамен утерянных вещей может быть выдана уже бывшая в эксплуатации и списанная специальная одежда и обувь, но находящаяся на складе и пригодная для носки. Новые вещи, приобретенные за счет бюджетных ассигнований, не выдаются до истечения срока носки ранее полученных, но утраченных предметов.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение работников здравоохранения можно определить как систему мер по предупреждению социально-рисковых ситуаций, которые не зависят или мало зависят от медицинского работника и могут повлечь неблагоприятные последствия (утрату трудоспособности, снижение жизненного уровня и т. д.) и компенсацию издержек в случае наступления неблагоприятных последствий.

Все медработники подлежат обязательному медицинскому страхованию. Работники предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, подлежат 8 обязательному страхованию на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей, а также обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Анализ установленных законодательством правил регулирования труда медицинских работников позволяет сделать вывод о том, что правовое регулирование труда работников здравоохранения осуществляется на основе единства и дифференциации. Единство означает, что некоторые особенности правового регулирования труда медицинских работников действуют в отношении всех медицинских работников, а дифференциация предполагает установление особых правил регулирования труда в зависимости от вида медицинской помощи, которую оказывают медицинские работники, от условий их работы и иных обстоятельств. При установлении особенностей правового регулирования принимаются во внимание степень риска, которому подвергаются жизнь и здоровье медицинских работников при оказании тех или иных видов медицинской помощи,и место их деятельности.

1 Положение о лицензировании медицинской деятельности (утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30).
2 Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности».
3 Постановление Правительства РФ от 12.11.2002 № 813 «О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа».
4 Постановление Правительства РФ от 30.12.98 № 1588 «Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях».
5 См.: ст. 22 Федерального закона от 30.03.95 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».
6 Постановление Минтруда России от 29.12.97 № 68 «Об утверждении типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты».
7 Утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18.11.2004 № 201.
8 См.: ст. 22 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

ТК РФ Статья 350. Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников

Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

Медицинским работникам организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по решению Правительства Российской Федерации, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей.

(см. текст в предыдущей редакции)

В целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с их согласия может устанавливаться дежурство на дому.

Дежурство на дому - пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).

При учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому. Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период.

Должности руководителей, заместителей руководителей медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления, руководителей филиалов медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

Учредитель имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, до достижения им возраста семидесяти лет по представлению общего собрания (конференции) работников указанной медицинской организации.

Руководитель медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность заместителя руководителя указанной медицинской организации или должность руководителя филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, до достижения им возраста семидесяти лет в порядке, установленном уставом медицинской организации.

Ст. 350 ТК РФ. Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников



Статьи по теме: