Работоспособность организации. Основные методы поддержания работоспособности персонала

Трудовой потенциал представляет собой совокупность всех трудовых возможностей, как человека, так и различных групп работников и общества в целом. Термин «трудовой потенциал» начал использоваться, начиная с 90-х гг. XX в. Основными компонентами трудового потенциала, являются: здоровье; нравственность и умение работать в коллективе; творческий потенциал; активность; организованность и ассертивность; образование; профессионализм; ресурсы рабочего времени. Все эти компоненты в полной мере характеризуют трудовой потенциал, как отдельного работника, так и трудового коллектива и общества в целом. Формирование трудового потенциала работника зависит от его желания и умения трудиться, от степени его инициативности, активности и предприимчивости в труде, от способности к творчеству. Трудовой потенциал работника явление динамичное, поскольку он изменяется под воздействием накопления производственного опыта, навыков, повышения уровня образования и квалификации. Снижение трудового потенциала работника объективно обусловлено возрастными параметрами здоровья, то есть старением человеческого организма. Трудовой потенциал предприятия представляет собой максимально возможное использование труда работников в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессионализма, квалификации, производственного опыта, при наиболее благоприятных организационно-технических условиях труда. Взаимодействие работников преумножает простую их сумму поскольку порождает эффект коллективного труда. Рассматривая трудовой потенциал конкретного предприятия, необходимо учитывать и его специфические особенности, обусловленные: территориальным расположением, отраслевой принадлежностью, спецификой производимой продукции, социальной структурой коллектива, стилем управления и др. Поэтому элементами трудового потенциала предприятия являются: кадровый, профессиональный, квалификационный и организационный, учет и анализ которых позволяет эффективно использовать человеческий фактор производства. Трудовой потенциал общества воплощает потенциальную возможность вовлечения и использования трудоспособного населения страны в народное хозяйство. Поэтому использование трудового потенциала имеет объективные возрастные ограничения (женщины от 16 до 59 лет, мужчины от 16 до 64 лет). Трудовой потенциал можно оценивать с количественной и качественной стороны. Количественно трудовой потенциал страны можно определить путем перемножения численности трудовых ресурсов на время, которое может отработать один работник в течение года. На количественную характеристику трудового потенциала оказывают влияние множество факторов, среди которых разная интенсивность труда, обусловленная как трудовой активностью, так и изменением спроса на производимую продукцию; условия труда; работа неполный рабочий день, простои и др. Качественное измерение трудового потенциала предполагает исследование квалификационной структуры работников, степень использования их знаний в организациях, личных способностей человека. Качественная характеристика трудового потенциала включает три составляющих: физическую, интеллектуальную и социальную. Физическая составляющая трудового потенциала характеризует физические и психологические возможности человека, зависящие от его здоровья. Интеллектуальная составляющая аккумулирует в себе уровень знаний и умений, врожденные способности, талант, волевые и лидерские качества человека, накопленный производственный опыт. Социальная составляющая формируется в зависимости от социальной среды, социальной защищенности и социальной справедливости в обществе.

Степень влияния умственного труда на работника определяется многими факторами, суммарное действие которых в конечном итоге предопределяется эффективностью адаптации его организма к самой работе, то есть уровнем его работоспособности . Последняя, в свою очередь, зависит от:

  • · Индивидуальных особенностей работника - гено- и фенотипических, половых, возрастных, то есть тех, которые от него самого не зависят, но должны обязательно учитываться в его профессиональной деятельности;
  • · Образа жизни работника, определяющего текущее состояние его здоровья;
  • · Физического развития и физической подготовленности работника;
  • · Степени освоения работником навыков профессиональной деятельности;
  • · Организации и физических характеристик условий трудовой деятельности: освещения, температуры и влажности воздуха, шума и др.;
  • · Психосоциальных факторов: настроения, самочувствия, мотивации и др.

Работоспособность работника умственного труда характеризуется закономерной динамикой в течение рабочего дня. Ее исходное значение, как правило, оказывается низким. Уже в процессе работы начинается врабатывание , которое предполагает постепенное повышение работоспособности до оптимального уровня за счет нескольких механизмов: формируется необходимое соотношение возбудительно-тормозных процессов в ЦНС; восстанавливается проходимость тех нервных временных связей, которые создают необходимый для данной деятельности динамический стереотип; достигается адекватный уровень вегетативных функций (кровообращения, дыхания), выработки гормонов и активности обмена веществ и т.д. Необходимо отметить, что у детей скорость врабатывания выше, а у пожилых людей - ниже, чем у людей среднего возраста, в связи с изменениями в уровне соотношения силы и подвижности процессов возбуждения и торможения в ЦНС.

Существует целый ряд способов ускорения врабатывания. В частности, одним из эффективнейших среди них является утренняя гигиеническая гимнастика, вторая половина которой должна включать упражнения, подготавливающие человека к выполнению соответствующей профессиональной деятельности. Для работников умственного труда (в том числе учащихся, педагогов, ученых) это должны быть упражнения на внимание, на быструю смену возбудительно-тормозных процессов, повышение возбудимости ЦНС и др.

Перед выполнением основной работы роль своеобразной разминки может играть тщательная подготовка рабочего места с восстановлением динамического стереотипа, моделирующего предстоящую деятельность. Исследования показывают, что целенаправленными действиями можно добиться ускорения времени врабатывания в несколько раз.

Вслед за фазой врабатывания наступает фаза устойчивой работоспособности , когда человек работает наиболее продуктивно и качественно. Длительность этой фазы, а следовательно, и эффективность, качество труда определяются многими обстоятельствами: видом самой работы, ее характеристиками (интенсивности), индивидуальными особенностями работника (как врожденными, так и являющимися результатом воспитания), мотивацией, интересом, условиями выполнения самой работы (показатели состояния воздуха, шума, обстановка и др.), самочувствием и т.д. Несомненно, что целенаправленной организацией трудовой деятельности можно заметно удлинить фазу устойчивой высокой работоспособности.

Поддержание работоспособности сотрудников на должном уровне - одна из важнейших задач любого руководителя. Ведь от работоспособности членов коллектива напрямую зависит результативность их труда, а значит, и эффективность бизнеса в целом.

Универсальных рецептов и исчерпывающих перечней действий не существует, но знание некоторых основных моментов позволяет повысить эффективность и, соответственно, работоспособность сотрудников компании. В первую очередь это - четкое соблюдение нормальных условий труда. Условия труда - это совокупность факторов производственной среды, в которой протекает жизнедеятельность человека во время труда и которые оказывают влияние на его функциональное состояние человека. Неблагоприятными считаются такие условия труда, при которых у работающего развивающееся утомление переходит затем в переутомление и может привести к болезненному состоянию. Итог - снижение работоспособности и трудоспособности работника.

Ничто так не снижает работоспособность человека, как плохие условия труда. Обустройство рабочего места, достаточное пространство, температура, освещение, уровень шума и пр. факторы, которые обеспечивают работнику комфортное нахождение на рабочем месте, очень важны. Нельзя забывать и о безопасности рабочих процессов, об охране труда и прочих требованиях, предъявляемых к условиям работы, которые должны неукоснительно соблюдаться.

Следовательно, необходимо проводить мероприятия, направленные на:

1) рационализацию труда и отдыха;

2) организацию и нормирование труда;

3) проектирование процесса труда.

Для любого сотрудника важна возможность хотя бы на время отвлечься от работы. Никто не может трудиться непрерывно много часов подряд без ущерба для качества работы.

Рациональный режим труда и отдыха - представляют собой совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека в процессе труда.

Правильное физиологическое и социально-экономическое обоснование режима труда и отдыха гарантирует устойчивую высокую работоспособность, сохранение и укрепление здоровья трудящихся, улучшает настроение людей, открывает широкие возможности для продолжения образования, культурного отдыха и развлечений, воспитания детей. Предоставление сотрудникам полноценного обеденного перерыва, микро-перерывов в течение остального рабочего времени, возможности самостоятельно планировать свое рабочее время в отсутствие мелочного контроля также способствует увеличению производительности труда.

Исследования показывают, что внедрение рационального режима труда и отдыха на предприятиях обеспечивает повышение производительности труда на 8-10%, способствует улучшению физиологического состояния работник. В то время как, нерациональный режим труда и отдыха приводит к потере рабочего времени, снижению почасовой производительности труда, особенно во второй половине рабочего дня и в конце смены; невыходам на работу в связи с заболеваниями, вызванными утомлением; прекращению работы по специальности до достижения пенсионного возраста; ослаблению трудовой активности; увеличению производственного травматизма и др.

Разработка рациональных режимов труда и отдыха предполагает решение ряда взаимосвязанных вопросов. В качестве основных выделяют следующие:

Определение продолжительности рабочей смены;

Определение продолжительности, периодичности и способов;

Проведения перерывов в работе в течение рабочего дня;

Планирование работы в течение рабочей смены, суток, недели;

Определение оптимальных интервалов между сменами.

Внедрению научно обоснованных режимов труда и отдыха обычно предшествует работа по доведению параметров производственных факторов и санитарных норм, в соответствии с психофизиологическими требованиями, а также соблюдения условий, способствующих высокой продуктивности как физического, так и умственного труда. К этим условиям относятся:

Общественное признание полезности труда, подкрепленное материальным и моральным поощрением;

Постепенность вхождения в труд и последовательное наращивание мощности и скорости нервных и двигательных реакций;

Начало работы с наиболее простых элементов, с переходом от фрагментарного к более целостному овладению предметом;

Соблюдение ритма работы;

Правильное чередование труда и отдыха в течение не только рабочей смены, но и суток, недели, года.

Рабочий день можно представить в виде двух составляющих: работа до обеда и работа после обеда. В каждой из этих составляющих работоспособность человека меняется и проходит три фазы:

Фаза врабатывания и адаптации - фаза характеризуется нарастанием работоспособности, а ее продолжительность зависит от особенностей работы и человека и может быть от нескольких минут до одного часа,

Фаза высокой устойчивой работоспособности - продолжительность фазы составляет от двух до трех часов,

Фаза падения работоспособности - фаза характеризуется замедлением реакции и снижением качества работы.

Основными принципами проектирования режимов труда и отдыха для работников различных видов труда являются следующие: Швакова О.Н. Экономика труда. Учебно-методическое пособие / О.Н. Швакова, Е.Е. Шваков. - Горно-Алтайск: ГАГУ, 2006. - С. 172.

Рациональное чередование работы с отдыхом на всех без исключения видах работ;

Совершенствование режимов труда и отдыха для работников физического и умственного труда на единой научно методической основе с учетом изменений работоспособности;

При повышении интенсивности труда в связи с сокращением длительности рабочего дня время на отдых должно не уменьшаться, а увеличиваться;

Форма и продолжительность отдыха должны быть такими, которые максимально ограничивают развитие утомления и обеспечивают высокую работоспособность на протяжении всей рабочей смены.

Учитывая динамику работоспособности, выделяют следующие основные направления совершенствования сменного режима труда и отдыха:

Обеспечение быстрой врабатываемости человека при помощи благоприятной доброжелательной морально-психологической обстановке в коллективе, хорошо спланированного рабочего места,

Максимизация периода устойчивой работоспособности за счет введения микропауз, а также краткосрочных перерывов в работе на отдых и личные надобности.

Режим труда и отдыха на предприятии формируют с учетом работоспособности человека, которая изменяется в течение суток, и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка - для смены (рабочего дня), для суток, для недели, для месяца и для года:

Сменный режим труда и отдыха определяет продолжительность смены, время ее начала и окончания, продолжительность обеденного перерыва, время его начала и окончания, продолжительность и частоту общих регламентированных перерывов в работе. При этом, внутрисменный перерыв для обеда и отдыха предоставляется работнику через четыре часа после начала работы, продолжительность его составляет от 30 минут до двух часов.

Суточный режим труда и отдыха включает число смен (циклов) в сутки. Число смен должно быть таким, чтобы на него можно было разделить 24. Следовательно, можно работать в одну, две, три, четыре и шесть смен.

Суточный режим труда и отдыха устанавливает продолжительность междусменного отдыха, которая, как правило, составляет удвоенную продолжительность смены (рабочего дня). Так, при продолжительности смены 8 часов, продолжительность междусменного отдыха составляет 16 часов.

Недельный режим труда и отдыха предусматривает различные графики работы, число выходных дней в неделю, работу в выходные и праздничные дни. Графики работы предусматривают порядок чередования смен.

Недельный режим труда и отдыха устанавливает продолжительность рабочего времени (40 часов), а также следующую продолжительность еженедельного отдыха - при пятидневной рабочей неделе - два выходных дня, при шестидневной рабочей неделе - 42 часа.

Месячный режим труда и отдыха определяет число рабочих и нерабочих дней в данном месяце, число работников, уходящих в отпуск, и продолжительность основного и дополнительного отпусков. Месячный режим труда и отдыха регламентируется графиком сменности (графиком работы). Работа в течение двух смен подряд запрещается.

Для сохранения здоровья, обеспечения высокой и длительной работоспособности согласно ТК РФ, наряду с суточным и недельным, предусмотрен годовой отдых в виде ежегодного отпуска.

Годовой режим труда и отдыха устанавливает продолжительность ежегодного отдыха (основного отпуска) - 28 календарных дней. Помимо основного отпуска работнику могут быть предоставлены дополнительные отпуска (за работу во вредных и опасных условиях труда, за работу с ненормированным рабочим днем и др.). Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев работы, отпуск за второй и последующие годы предоставляется в соответствии с графиком отпусков.

При этом организация годового режима труда и отдыха тоже имеет важное значение - основой этого режима являются графики отпусков. Отдых эффективнее в летние месяцы года, поэтому необходимо тщательно продумать возможность предоставления отпусков в летние месяцы большинству работающих, без нарушения функционирования производства.

Режимы труда и отдыха регулируются статьями 91-113 ТК РФ. Указанными статьями предусматривается общая (нормальная) продолжительность рабочего времени, порядок сокращения рабочего времени подросткам и другим категориям работников, сокращение продолжительности работы накануне праздничных и выходных дней, количество выходных дней в неделю, работа в сверхурочное время, при сокращенной рабочей неделе (неполное рабочее время), продолжительность перерывов для отдыха и питания (не более двух часов). Так, продолжительность работы в неделю установлена: 40 часов - для взрослых работников; 35 часов - для рабочих 16…18 лет; 24 часов - для работников 15...16 лет; при вредных условий труда - не более 36 часов (ст.ст. 91-92 ТК РФ). Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.06.2014) // Собрание законодательства РФ от 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3. Ст. 112 установлены общие праздничные дни, а ст. 114-128 регулируют порядок предоставления очередных и дополнительных отпусков.

Общими требованиями к режиму работы являются:

Оптимальное согласование нормального времени работы людей с плановым временем эффективной работы оборудования.

Обеспечение рациональности режима труда и отдыха работников. Под этим понимается такое чередование периодов труда и отдыха, которое позволяет сохранять здоровье работников, поддерживать достаточно высокий уровень их работоспособности, обеспечивать нормальную физическую и нервно-психическую нагрузку.

Соблюдение установленной законом общей продолжительности рабочего времени. Для этого проводится расчет нормального числа часов работы в году и месяце, а также делается расчет баланса (бюджета) рабочего времени одного рабочего.

Обеспечение равномерного чередования времени работы и перерывов между сменами, для чего рассчитывается продолжительность цикла оборота смен - периода, за который все рабочие и бригады отработают во всех сменах, предусмотренных графиками.

Следует стремиться к ограничению количества графиков на предприятии, поскольку их большое число затрудняет организацию труда и усложняет процесс управления производством

В зависимости от конкретных условий работы возможны три основных подхода к определению допустимой длительности рабочей смены: в условиях действия профессиональной вредности, учета характера трудового процесса, динамики работоспособности человека.

При работе в условиях профессиональной вредности определяющим является время допустимого воздействия данной вредности. Так, например, для видов работ, связанных с наличием проникающей радиации, трудовое законодательство предусматривает длительность рабочего дня в четыре часа.

В некоторых случаях характер трудового процесса не допускает смены людей до его окончания (например, экипажи самолетов в полете, водители междугороднего транспорта). В этих случаях длительность смены определяется циклом рабочего процесса с последующим отдыхом персонала, рассчитанным на полную компенсацию утомления.

В подавляющем же большинстве случаев длительность рабочей смены определяется на основании динамики работоспособности человека в течение рабочего дня. В этом случае критической точкой является развитие утомления у работающего человека, и этот факт должен свидетельствовать об окончании рабочей смены. Определение длительности рабочей смены по критерию утомления обязывает учитывать такие факторы, как интенсивность трудового процесса, условия производственной среды, тяжесть и напряженность труда, а также другие факторы, влияющие на состояние человека.

Общий подход к определению продолжительности рабочей смены заключается в следующем. В результате анализа (например, профессиографического) деятельности оператора выявляются психо-физиологические показатели, определяющие эффективность данной деятельности. Затем осуществляется анализ изменения этих показателей на протяжении рабочего дня. Допустимая длительность рабочей смены определяется тем моментом времени, когда происходит значимое (в статистическом смысле) ухудшение изучаемых показателей по сравнению с теми, которые были в начале фазы устойчивой работоспособности.

Одним из важных факторов, влияющих на процесс труда, являются перерывы в работе. Они необходимы для восстановления работоспособности и достижения равномерной производительности труда. Перерывы имеют также большое значение для нормализации психического и физиологического состояния человека.

Перерывы в работе могут быть: регламентированными, произвольными (специально не организованными). Регламентированные перерывы проектируются на основе динамики кривой работоспособности. Они устанавливаются в моменты, предшествующие ее снижению, для того чтобы предотвратить дальнейшее развитие утомления. Их длительность и периодичность определяются, с одной стороны, количеством периодов спада работоспособности, а с другой - глубиной ее снижения.

Общие рекомендации по организации перерывов сводятся к следующему. Там, где предъявляются высокие требования к вниманию и точной координации движений, где велика нервно-психическая нагрузка, предпочтительнее короткие (5-10 мин), но частые перерывы. Если же работа связана с большими мышечными усилиями, предпочтительнее регламентированные перерывы большей длительности (до 20 мин), но меньшей периодичности.

Если по каким-либо условиям возникает необходимость работы в условиях развивающегося утомления (проведение сверхурочных работ, отсутствие смены оператора при непрерывном дежурстве за пультом управления), следует увеличивать как количество перерывов, так и их длительность.

В любом случае следует иметь в виду, что перерывы более 20 мин (не считая обеденного перерыва) нежелательны, так как они приводят к появлению дополнительных периодов врабатываемости.

В процессе работы могут возникать произвольные перерывы по желанию работника, когда он не занят, например, обработкой информации или из-за отсутствия конкретной работы. Следует отметить, что произвольные перерывы менее эффективны, так как они не всегда могут устраиваться в наиболее подходящее время, особенно при групповом характере труда.

Регламентированные перерывы не следует путать с вынужденными простоями вследствие плохой организации труда и производства. Такие простои приводят обычно к нарушению рабочего динамического стереотипа, вызывают отрицательные эмоции, что в свою очередь повышает утомляемость.

Регламентированные перерывы не всегда возможно планировать в деятельности с непрерывным режимом работы, например, при непрерывном дежурстве операторов за пультом управления. В этом случае в процессе работы могут также возникать произвольные перерывы (микропаузы) в те промежутки времени, когда оператор не занят обработкой поступающей информации. Для обеспечения необходимой продолжительности произвольных перерывов при организации режима предъявления информации оператору следует обеспечить допустимое значение коэффициента загруженности, не превышающее 0,75-0,85.

При любых перерывах в работе важное значение имеет способ их проведения. Наиболее предпочтительным в большинстве случаев является активный отдых, при котором должны получать нагрузку мышцы и нервные центры, не работающие в процессе основной трудовой деятельности. Это способствует более активному отдыху уставших во время работы органов. Одним из наиболее предпочтительных видов активного отдыха является специальная производственная гимнастика.

Неплохим средством активизации отдыха может быть смена форм деятельности. При этом необходимо выполнение следующих условий:

Операции, подбираемые для чередования, не должны нагружать одни и те же органы и системы организма;

Чередование видов труда можно вводить лишь тогда, когда операторы хорошо овладевают каждым из них;

Совмещаемая работа должна быть менее тяжелой и интенсивной, чем основная;

Чередуемые работы должны отличаться по характеру рабочей позы, по нагрузке на разные органы, обеспечивать переключение деятельности с одних органов на другие.

При планировании работы следует различать внутренние, суточные и недельные режимы труда и отдыха. В основу их построения должна быть положена динамика работоспособности человека соответственно в течение рабочей смены, суток, недели.

Так, при планировании внутрисменных режимов целесообразно предусмотреть, чтобы в первые и последние часы работы трудовая нагрузка была на 10-15 % меньше, чем в середине рабочей смены.

При планировании суточных режимов особое внимание следует уделить работе в ночную смену. Она требует от организма перестройки сложившегося суточного стереотипа, а это связано с большим напряжением нервной системы. В это время снижается скорость и точность трудовых действий, быстрее развивается утомление. Процесс восстановления нормального уровня различных функций человека после работы в ночную смену замедлен. Поэтому там, где возможно, рекомендуется снижение производительности и интенсивности работы в ночную смену.

При планировании недельных режимов следует иметь в виду, что наивысшая работоспособность наблюдается обычно в середине недели. Именно эти дни должны максимально использоваться в интересах производства, поскольку они обеспечивают самую высокую производительность при наименьшем утомлении.

Важное место при разработке режимов труда и отдыха отводится также определению длительности допустимого интервала между рабочими сменами. Основное требование здесь сводится к тому, чтобы в течение этого интервала основные психофизиологические процессы вернулись к исходному уровню и была полностью восстановлена работоспособность. В противном случае будет сохраняться остаточная усталость и, следовательно, быстрее наступать утомление во время очередной рабочей смены. Если это будет продолжаться в течение длительного времени, то возможно даже возникновение различных патологических явлений.

Для оценки эффективности применяемых режимов труда и отдыха могут применяться различные критерии. Основное значение имеют психофизиологические критерии, к которым относятся:

Динамика работоспособности;

Устойчивость психофизиологических функций в ходе рабочего дня;

Время восстановления функциональных показателей после окончания работы.

Динамика работоспособности оценивается по относительной продолжительности фазы устойчивой работоспособности человека. При рациональном режиме труда и отдыха она должна составлять не менее 65-75% рабочего времени.

Время восстановления функциональных показателей человека меньше 15 мин, свидетельствует о малом утомлении, меньше 30 мин - о среднем, при глубоком утомлении восстановление затягивается на более длительное время.

Помимо рассмотренных, при оценке режимов труда и отдыха используются также социальные и экономические критерии. Все три группы критериев должны применяться совместно; только в этом случае можно дать правильную и полную оценку предложенному режиму труда и отдыха.

Одним из направлений проектирования процессов труда является разработка рациональных приемов и методов труда с учетом требований антропометрии и биомеханики для рационализации состава и последователь-ности выполнения элементов каждой операции.

Целесообразно также предусмотреть чередование нагрузки на различные группы мышц и анализаторы, что будет обеспечивать их своеобразный своего рода их «отдых в работе».

Ещё одним проективным направлением является рационализация оснащения и планировки рабочих мест, улучшение эргономики рабочего места.

Обязательным элементом рабочего места должны быть средства защиты работников от производственных вредностей и опасностей.

В условиях перехода к дистанционному управлению производственными процессами на основе информационных моделей существенное значение для снижения нервных нагрузок имеют средства отображения информации.

Базовым техническим элементом оснащения рабочего места является основное технологическое оборудование, которое необходимо обновлять, вовремя ремонтировать и обслуживать.

Планировка рабочего места должна обеспечить рациональность рабочей позы и движений, сокращение расстояний при переходе от объекта к объекту, соблюдение санитарных норм рабочей площади.

При подборе вариантов совмещения профессий следует предусматривать возможность смены темпа, сложности работы, рабочей позы, групп мышц и анализаторов, на которые падает основная нагрузка, с переходом к выполнению функций по совмещаемой профессии.

При проектировании трудовых процессов очень важно соблюдать психофизиологические границы, разделение труда, способствовать обогащению его содержания, снижению монотонности. Меры допустимой степени монотонности с известной степенью условности можно считать операции на сборочном конвейере продолжительностью не менее 30 с, при частоте повторяемости не менее, чем через 4-5 различных элементов.

Подбор работников в группу целесообразно осуществлять с учетом их индивидуально-психологических особенностей (типа нервной системы, характера, сходства некоторых психофизиологических характеристик - выносливости, реакции), что обеспечивает психологическую совместимость.

Использовать средства эмоционального воздействия, в частности производственный дизайн (художественное конструирование) инструментов, оборудования, рабочей одежды, производственных помещений и комнат отдыха, озеленения помещений и территории организации.

Организация труда - это система научно обоснованных мероприятий, направленных на обеспечение условий для оптимального функционирования работника в процессе производства, способствующего достижению высокой результативности трудовой деятельности и сохранения здоровья и работоспособности работающих. Организация труда призвана создавать наиболее благоприятные условия для нормального функционирования и воспроизводства рабочей силы, всемерного повышения содержательности и привлекательности труда.

К основным элементам организации труда в коллективе относятся:

Совершенствование форм разделения и кооперации труда - обособление видов трудовой деятельности и система коммуникаций между работниками в процессе труда;

Рационализация приемов и методов труда, благодаря которым обеспечивается наиболее экономичное выполнение операций (с позиции затрат времени и усилий работника);

Улучшение организации рабочего места, оснащение его необходимыми средствами производства и их рациональное размещение (планировка);

Улучшение обслуживания рабочего места: виды обслуживания, формы его предоставления, выбор исполнителя;

Улучшение условий труда;

Улучшение подготовки и повышения квалификации кадров;

Укрепление дисциплины труда;

Совершенствование практики мотивации труда;

Совершенствование нормирования труда.

Нормирование труда является самостоятельным направлением организации труда, играющее важную роль в разработке стимулирования работника на достижение тех или иных количественных и качественных результатов.

Под нормированием труда понимается установление меры затрат труда в виде норм труда на выполнение определенных операций (изготовление единиц продукции) или выполнение определенного объема работ в наиболее рациональных организационно-технических условиях.

Нормы труда подразделяются на нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания, нормы управляемости.

Нормирование труда не только обеспечивает экономию затрат труда, как составляющей части издержек производства, но и способствует более высокому уровню управления. На базе норм затрат труда строятся планирование, организация производства и управление персоналом, обеспечивающие мотивацию труда, а также контроль загруженности персонала.

Важным фактором управления персоналом, создающим возможности для повышения трудового потенциала, является улучшение условий и охраны труда . Многие работники как производственной, так и инженерно-технической сферы деятельности работают в условиях, не отвечающих требованиям безопасности. Вместо того, чтобы улучшать условия труда, приобретая новое оборудование, создавать благоприятную среду, тем самым повышая мотивационный эффект труда, руководители организаций тратят нередко большие средства на компенсацию работникам производственной вредности. К таким компенсациям относятся: введение сокращенного рабочего дня, дополнительные отпуска, талоны на лечебное питание (молоко), досрочный выход на пенсию. Эти мероприятия как раз относятся к стимулированию труда, которое противоположно по направленности воздействию мотивации труда. Оно стремится не изменить существующую действительность, а закрепить ее.

Еще одним объектом управленческого воздействия на персонал служит разделение труда . Это может быть разделение труда на умственный и физический, на управленческий и исполнительский, основной и вспомогательный (по видам производства) и другие виды разделения труда.

Отметим, что разделение труда формирует содержание труда работника. В свою очередь, содержание труда должно соответствовать уровню квалификации, образования работника, чтобы не снижать мотивационный эффект в случае, если уровень квалификации работника гораздо выше уровня сложности порученной работы, т.е. его трудовому потенциалу. Различаются такие виды разделения труда, как технологическое, функциональное, квалификационное.

В целях повышения эффективности труда и соответственно максимизации прибыли работодатели ведут поиск интенсивных форм активизации трудовой активности работников . Через организацию труда реализуется идея гуманизации труда - обеспечение наиболее полного приспособления материально-технической базы производства к человеку, высокое содержание труда, соответствие его квалификации работника, карьерный рост, активное участие работников в решении производственных проблем.

Благоприятно сказывается на результатах труда и значительно повышает качество труда использование коллективных форм организации труда и демократический стиль руководства , допускающий участие работников в обсуждении и решении производственных проблем. Такой тип управления относится к категории «Y» по теории Д. МакГрегора. Эти мероприятия приносят дополнительный экономический, социальный и мотивационный эффект.

Трудовой процесс протекает на конкретном рабочем месте в определенном социальном окружении. Поэтому для производительного труда, реализации трудового потенциала и повышение мотивации труда, любому сотруднику необходимо находиться в благоприятной комфортной психологической обстановке . Прежде всего это касается отношений в коллективе. Без признания и взаимовыручки очень сложно поддерживать в подотчетном отделе эффективную рабочую обстановку. Улучшение координации и взаимодействия между сотрудниками предприятия, правильное распределение служебных обязанностей, четкая система продвижения по службе, утверждение духа взаимопомощи и поддержки, совершенствование отношений между руководителями и подчиненными - все это способствует повышению эффективности, производительности и мотивации труда.

Отметим кратко еще ряд факторов, влияющих на работоспособность работников организации.

Знание личных обстоятельств жизни сотрудников . Если у сотрудника дома болеет родственник или маленький ребенок, не стоит требовать от него полной отдачи сил на работе, задерживать после рабочего дня, назначать единственным ответственным за важный проект. Лучше подстраховать такого работника и позволить ему до решения личных проблем несколько ослабить рабочий накал.

Контроль правильного использования времени отдыха сотрудников. Каждому сотруднику компании должны предоставляться ежегодные отпуска и выходные дни в соответствии с графиком работы. Непредоставление отпуска и работа без выходных не только противозаконны, но и самым негативным образом отражаются на производительности труда и работоспособности персонала.

не менее важны для успешного труда сотрудников - организация грамотного распределения обязанностей , отсутствие постоянных авралов, недопустимость «ежедневной смены курса» .

В целях обеспечения реализации мероприятий по поддержанию работоспособности персонала в рамках в конкретной организации, особое место занимают различные методы стимулирования труда: материальные и нематериальные . Данные методы являются одним из инструментов формирования мотивации работников, повышении их самовыражения в труде. Рациональное их применение позволяет повышать эффективность деятельности трудовых коллективов и способствовать более гармоничной работе предприятия.

При этом, система стимулирования труда должна найти компромисс между двумя составляющими: потребностями работников и потребностями организации. Взаимосвязь потребностей компании и работников - ключевой критерий при построении эффективной системы мотивации сотрудников. Внедрение эффективной системы мотивации труда способствует усилению сотрудничества в коллективе, не вызывая конфликтов и разобщенности. В этой связи благоприятный психологический климат может быть выделен как один из основополагающих элементов эффективного мотивационного механизма на предприятии.

Использование нематериальных стимулов позволяет руководству снижать затраты на управление человеческими ресурсами, при этом повышая коэффициенты трудового участия работника и показатели эффективности производственно-хозяйственной деятельности в целом.

Материальная заинтересованность работников, прежде всего, основана на получении достойной заработной платы. В рыночной экономике в отношениях «работник - предприятие» обмен результатов труда работника на совокупность всех видов вознаграждения, предоставленных предприятием, занимает центральное место. Немаловажным элементом любой системы материального стимулирования труда персонала выступает премирование, которое выдается сотрудникам для финансового стимулирования за хорошо выполненную работу.

Высоким стимулирующим эффектом обладают социальные льготы, что подтверждается последними аналитическими исследованиями, позволяют повысить эффективность использования рабочего времени, что, в свою очередь, положительно сказывается на динамике показателей прибыли предприятия.

При этом на предприятии реализуются:

во-первых, льготы и гарантии в рамках социальной защиты работников (социальное страхование по старости, по случаю временной нетрудоспособности, безработицы и др.), установленные на государственном или региональном уровне;

во-вторых, дополнительные льготы которые организации предоставляют своим работникам и членам их семей, относящиеся к элементам материального стимулирования, за счет выделенных на эти цели средств из фондов социального развития предприятия.

Итак, мероприятия, связанные с предоставлением работникам элементов материального стимулирования, в рамках социальных льгот:

а) материальная (денежная) форма:

Выплаты предприятия на приобретение собственности и имущества компании (приобретение работниками акций предприятия по сниженной цене);

Оплачиваемое временное освобождение от работы (например, при вступлении в брак);

Дополнительные компенсационные выплаты (например, компенсация на проезд по железной дороге в период очередного отпуска);

Выплата заработной платы пожилым работникам в полном объеме за сокращенный рабочий день;

Оплата проезда к месту работы и по городу (в виде оплаты проездных билетов);

Оплата и предоставление учебных отпусков, лицам, совмещающим работу с обучением в соответствии с трудовым законодательством (практикуется в основном на государственных предприятиях);

Денежное вознаграждение, предоставляемое в связи с личными торжествами, круглыми датами трудовой деятельности или праздниками (денежные суммы или подарки);

Оплачиваемое рабочее время при сокращенном предпраздничном дне;

Предоставление в пользование служебного автомобиля;

Прогрессивные выплаты за выслугу лет;

- «золотые парашюты» - выплата нескольких должностных окладов при выходе работника на пенсию. Дифференциация сумм выплат в зависимости от занимаемой должности и стажа работника на данном предприятии.

б) в форме обеспечения работников в старости (корпоративная пенсия - дополнение к государственной пенсии из фондов предприятия);

Единовременное вознаграждение пенсионеров со стороны фирмы (предприятия).

в) неденежные - в форме пользования социальными учреждениями предприятия.

Дотации на питание в столовых предприятия;

Оплата коммунальных услуг в служебном жилье;

Пользование домами отдыха, детскими оздоровительными лагерями (для детей сотрудников) по льготным путевкам;

Оплата обучения работников на различных курсах или в учебных заведениях разного уровня (средних специальных, высших);

Предоставление на льготных условиях мест в детских дошкольных учреждениях и др.

Оплата счетов мобильной связи, подключаемых по корпоративному тарифу;

Приобретение продукции, производимой организацией, по ценам ниже отпускной, т.е. по себестоимости ее изготовления.

Все выплаты такого рода выплачиваются в конце года и весьма значительны по размерам. Хотя дополнительные выплаты и гарантии такого рода, несомненно, увеличивают расходы предприятия на рабочую силу, но в то же время очевидны положительные стороны: повышение мотивации труда, стабилизации коллектива и других.

Таким образом, работоспособность - это способность человека выполнять какую-либо работу в соответствии с заданными требованиями. Поддержание работоспособности сотрудников - одна из главных задач любого руководителя, т.к. именно сотрудники превращают планы руководства в реальные результаты, качество и количество которых зависят от работоспособности персонала.

Хотя работоспособность в значительной мере выступает как индивидуальное качество, так как зависит от пола и возраста человека, состояния его здоровья, степени профессиональной пригодности, уровня подготовки, тренированности и т.д., однако существуют многочисленные внешние факторы, в существенно влияющие на работоспособность человека.

С целью повышения работоспособности персонала руководителем организации могут быть использованы различные инструменты. К основным направлениям повышения работоспособности, влияющим на его исходный уровень и динамику, относят:

Эргономическое обоснование приемов и методов труда;

Организация рабочего места и его оснащение;

Улучшение условий труда и повышение его содержательности;

Внедрение рациональных режимов труда и отдыха;

Использование социально-психологических аспектов коллективной деятельности;

Управление организационно-психологическим климатом;

Различные мотивационные схемы, в т.ч. эффективные системы оценки и стимулирования труда.

Все эти мероприятия ускоряют процесс врабатывания и отдаляют наступление утомления, снижают глубину утомления, повышают эффективность процессов восстановления.

Алгоритм действий повышения работоспособности персонала организации схематично показан в Приложении 1.

Среди вышеназванных мероприятий первостепенное значение имеет улучшение условий труда персонала, в том числе рациональная организация режима труда и отдыха. Именно этому и будет посвящена следующая глава.

работоспособность водитель персонал

Работоспособность человека - это способность поддержания организма в оптимальном рабочем состоянии для максимизации вносимого вклада в результат рабочей системы благодаря физическому или информационному труду. Этот вклад отдельного работника в общий результат группы согласовывается при этом с требованиями к работоспособности, которые направляют эту группу и окружение, например, семью на его достижение.

Требования к работоспособности человека имеют не только временное и количественное измерение; они охватывают также и блага поставленных результатов. При этом требования к работоспособности не всегда направлены на человека как часть рабочей системы, а на рабочую систему, в общем, с её биологическими, организаторскими, техническими и социальными компонентами.

Требования к работоспособности противостоят предложению работоспособности рабочего, которое состоит из его работоспособности и готовности к труду.

Работоспособность человека охватывает как максимальную работоспособность в кратком отрезке времени, так и не высокую длительную работоспособность, которой можно располагать на протяжении длительного времени. В общем говоря о работоспособности, речь идет об общем уровне располагаемых индивидуальных предпосылок работоспособности, которые могут быть применены для реализации требований к работоспособности. Работоспособность не является постоянной величиной. Она определяется многочисленными условиями, которые изменяются с течением времени, и могут взаимодействовать между собой. Сюда причисляют, например, конституцию тела, пол, опыт, основные способности, знания и приобретенные навыки.

Работоспособность представляет производительную мощность человека, которой он может располагать. Эта формулировка не описывает в полной мере человеческое предложение работоспособности, поскольку это зависит от того, готов ли человек при данных условиях находится в состоянии применять эти способности полностью или частично. Готовность к труду обозначается как возможность или также готовность реализации этой производительной мощности.

Профессиональная пригодность человека

Профессиональная пригодность человека к проведению работы не постоянная, а переменная величиной, которая указывает, в зависимости от различных факторов влияния, значительное распределение. Это распределение может быть в одном случае интериндивидуальным, т.е. касаться различий между разными людьми; а также речь может идти и об интраиндивидуальном распределении, то есть о распределении признаков профессиональной пригодности одного и того же человека, но только в разные времена.

Принятие во внимание как интериндивидуального, так и интраиндивидуального распределения весьма необходимо при организации рабочих заданий и рабочих процессов. Только в редких случаях, когда, например, проводятся мероприятия по организации труда для приблизительно одинаковых групп лиц, организатор труда может ориентироваться на средние значения. В иных случаях он должен учитывать распределительные области по признакам профессиональной пригодности или личностным признакам.

Целый ряд признаков профессиональной пригодности зависит друг от друга, так, например, размер тела и длина рук, профессиональный опыт и возраст, как и силы тела и пол. Эти зависимости могут служить для того, чтобы уменьшить разброс различий работоспособности вследствие индивидуальных различий и, соответственно, изменений в признаках профессиональной пригодности. Так, например, малая сноровка может быть компенсирована большим рабочим опытом.

Отдача от работоспособности человека зависит от работоспособности и готовности к труду. Работоспособность человека изменяется помимо прочего посредством упражнений и утомления. Тут же существуют автономные, то есть, не подчиняющиеся воле, механизмы регулирования, которые регулярно на протяжении дня переключают функцию тела из «рабочей фазы» в «фазу отдыха» и наоборот. Благодаря этим различным проявлениям человеку становиться возможным по его воле или несознательно приспосабливаться к различным ситуациям, добиваться результатов по возможности более экономно и защищать себя от перегрузок.

Многие функции органов человека изменяются на протяжении дня, и эти изменения повторяются периодически в ритме на протяжении около 24 часов (23 - 26 часов). Сюда причисляют, например, кровяное давление и система кровообращения, температура тела, влажность кожи. Температура тела показывает, например, в первой половине дня, между 8 и 11 часами, её абсолютный максимум и достигает своего относительного минимума между 13 и 15 часами, а абсолютного минимума - на протяжении ночи, между 1 и 4 часами. Этот врождённый дневной ритм синхронизируется на 24-часовой ритм благодаря влиянию окружающей среды.

Для такой синхронизации очень важными на ряду со сменой света и темноты являются, прежде всего, социальные установки времени такие, как установленное рабочее время, время для принятия пищи, время для возможных контактов между людьми и время для привычного проведения свободного времени. Эти отрезки времени относятся к дневному времени. Если все эти установки времени чередуются, человеческий организм может приспосабливаться к такому сдвигу.

После длительного полёта, например, в США человеку требуется 14 дней, чтобы приспособиться к этому сдвигу времени. Если только некоторые установки времени меняют своё место по отношению к кривой дневного ритма, например, рабочее время при сменной работе, в то время как другие установки времени ритма смены света и темноты, как, например, рабочее время и время отдыха других лиц и членов семьи - останутся прежними, организм не сможет себя перестроить либо будет перестраиваться очень тяжело. Это положение вещей нужно учитывать при организации сменной и ночной работы.

Организация труда должна учитывать процесс биологического дневного ритма. Наряду с кривой физиологической готовности к труду существуют области автоматической работоспособности, доступных воле резервов применения, а также недоступных воле экстренных резервов. Чем больше работающий перемещается из области автоматической работоспособности, которая позволяет ему проведение работы с минимальными затратами, в область допустимых резервов применения, тем выше будет находиться ожидаемая усталость.

Второй существенный компонент готовности к труду - это психологическая готовность к труду, а также и трудовая мотивация. В определённых границах слабая физиологическая готовность к труду может быть заменена соответствующей сильной трудовой мотивацией.

При повторяемом выполнении одинаковых или похожих работ это приводит к повышению работоспособности , которое проявляется в снижении напряженности работников, в уменьшении требуемого для работы времени и в улучшении качества работы. Практика включается, не зависимо от обучения работника.

Упражнение, выполняемое сознательно или по плану, является составной частью процесса обучения. Практика происходит также неосознанно и может быть обозначена как спутник человеческой деятельности. Обучение и упражнения являются не механическими, а жизненными и развивающимися процессами.

Колебания уровния работоспособности человека в условных единицах

Изменения, связанные с течением практики, например, время выполнения, очень сильны в начале обучения и упражнения и со временем постепенно уменьшаются. Выигрыш от практики, как правило, также более высокий, это означает, что кривая практики на графике проходит тем более круче, чем ниже практика, которую человек привносит в свое рабочее задание на основе своей предыдущей деятельности (перенос практики). Производственный опыт и научные исследования показывают, что практический выигрыш в основном зависит от:

  • частоты выполнения деятельности и длительности практики,
  • профессиональной пригодности, которую приносит человек благодаря своим задаткам, способностям, и переноса практики со своей предыдущей деятельности,
  • уровня сложности методов труда и
  • методов практики.

Рядом с «активной практикой» из-за повторяющегося выполнения могут быть введены такие методы практики, как «наблюдательная практика» (наблюдения) и «ментальная практика» повторяемое выполнение в уме рабочего цикла. Комбинация активной и ментальной практики ведет часто к выигрышам от практики.

Достижение определенного времени выполнения, к которому часто прибегают на практике может быть уменьшено тем, что во время практики будут установлены паузы, и что интервалы практик не будут превышать определённой длины. Один раз перед работой появляется, возможно, практический стимул, который слабеет при длительности практики, а после паузы опять достигает определённой высоты. Большое значение имеет отдых во время пауз. Для планомерного обучения с целью как можно более короткого по времени обучения вытекает следующее: общее время практики разделить на отрезки небольшой длительности, которые будут разбавлены перерывами или деятельностями другого вида.

Работоспособность – это функциональная способность субъекта выполнять трудовую деятельность эффективно в установленный период времени, характеризуется количественным и качественным показателями.

Виды работоспособности

В 1971г. В.И. Медведев и А.М. Парачев разделили: работоспособность виды:

  1. Тотальная – призвание человека делать любую полезную трудовую деятельность, которая имеет стабильные качества здоровья. Врачебно- трудовая экспертиза называет это понятие трудоспособностью.
  2. Высокопрофессиональная — характеризуется теми порядками и назначениями, при которых выполняются профессиональные задачи. Пример: корректировка текстов, хотя работник лишен слуха после травмы или заболевания.
  3. Возможная — предельно продолжительная беспрерывная работа, не требующая уровня эффективности. Человек работает с конкретной нагрузкой, обладает большой устойчивостью.
  4. Экстренная – аналогична потенциальной, но работая в экстренных случаях, где мобилизуются все силы.
  5. Актуальная — необходимость выполнение работы с определенной эффективностью за определенный период, в любое время суток. Данный человек характеризуется состоянием адекватности, работоспособности, хорошей работой системы организма: его органов, клеток.
  6. Пониженная , когда ухудшается функциональное состояние человека, показатели трудовой отдачи падают. Работа длится не более 1-1,5 часа, но может и меньше.
  7. Оптимальная , когда происходит переход физиологических действий в производственные. Работоспособность возрастает. Работник постепенно втягивается в рабочий ритм, в процесс врабатывания.

Забота о здоровье человека

Мы более подробно рассмотрели виды работоспособность, но задача общества, руководителя с научной точки зрения выдавать такой объем задания для человека, чтобы он не переутомился и не лишался здоровья из-за производственного истощения, переходящего в недомогание. Психофизиологическое нормирование ставит перед собой миссию проверять оборудование и состояние субъекта, обеспечить надежность, трудовые действия до начала рабочей смены и в процессе работы.

Физиологами установлено, что это значение не может быть постоянной. Она переменная, объединена с изменением характера, психических и физиологических функций каждого человеческого организма.

Стадии работоспособности (фазы)

1. Перед началом работы
Существует несколько стадий работоспособности:

  • боевое : уверенность в результате, наивысшая мотивацию;
  • лихорадочное : тревога, нетерпение, суетливость, неуверенность;
  • апатия : нет желания, сонливость, вялость.

2. Возрастание продуктивности

  • исходная реакция : понижение производственных пропорций;
  • гипер компенсация : изменение на рабочий лад, адаптация к условиям, обстановке, преодоление напряжения. Производительность труда может колебаться, но постепенно увеличиваться.

3. Максимальная работоспособность (компенсация)
Совпадает ритм труда с суточным ритмом физиологических действий организма. Устанавливается в организме индивида стабильность, снижается физиологическая напряженность. В таком положении достигается возвышенных трудовых показателей (увеличивается процент выработки, отсутствует брак, сокращается простои оборудования). Устойчивая работа длится 4- 5 часов.

4. Неполная (субкомпенсация)
Организм человека ощущает начальные признаки усталости, расходуются вспомогательные ресурсы из организма, но продуктивность остается на прежнем уровне.

5. Нестабильная (декомпенсация)
Снижается качество продукции, истощены все ресурсы, появляется желание прекратить работу, работоспособность и продуктивность снижается. Необходима постоянная проверка со стороны руководящего состава за рабочим.

6. Стадия срыва
Резко снижается отдача продукции, увеличивается утомление, продуктивность и работоспособность подходит к нулю. Продолжать работать не целесообразно, срочно прекратить работу, пока истощение у человека не наступило.

7. Вдохновение в конце смены (за 30-40 минут)
Мобилизация резервных сил, продуктивность произвольно возрастает. Повышается настроение и желание закончить работу, не оставляя начатое на следующий день.

Понятие работоспособности

В.А. Бобров дал определение работоспособности человека, это интегральное свойство, отражающее особенности деятельности субъекта. Понятие трудоспособность — это возможность индивида участвовать в труде. Поэтому, работоспособность и трудоспособность отличается друг от друга.

Перечислим несколько вариантов толкования понятия работоспособности, как способности людей:

  • Делать конкретную работу, сохраняя надежность и качество определенного уровня ;
  • Выполнять работу добросовестно, свойственно состоянию самого организма ;
  • Обеспечить достойный уровень труда и эффективность ;
  • Использовать максимальную возможность организма .

Следовательно, понятие работоспособности можно понимать как естественный потенциал трудового человека, который можно измерить только функциональными нагрузочными пробами.

И. М. Сеченов, выдающийся русский физиолог, изучал проблемы работоспособности. Он доказал: процесс утомления наступает при работе мышечной системы, вовлекая центральную нервную систему.

Великим немецким психиатром Крепелин Э. была построена «графическая кривая» работы, в которой отображается продуктивность этой работы в течение конкретного периода времени. Проблема утомления зависит от многих факторов: степень вовлеченности к работе, воли, стимула, разновидности упражнений, утомления, период работы: начало и конец. «Графическая кривая» — это показатель интегральный, результатом этих действий являются разнонаправленные силы, указанные выше.

Проблемой работоспособности занимаются и современные исследователи для развития высокотехнологической отрасли промышленности, военного дела, транспорта, где:

  • Высокая работоспособность обеспечивает безопасность эксплуатации наисложнейших технических приборов, систем ;
  • Человек трудится, используя психофизические возможности на пределе .

Примеры :

Внезапные нарушения работоспособности в виде потери сознания. Летчик авиации, участвующий в боевых действиях, может наступить гипоксия (кислородное голодание), перегрузки при пилотаже, укачивание. Монотонная работа машинистов поездов.

Руднев Н.М.и Бобров В.А. предлагают применять понятие категории работоспособности: двигательная, зрительная и т.д., «Категория Р. – это интегральный параметр субъекта, а не характеристика степени функционирования одной из системы человеческого организма».

Умственная и физическая работоспособности

Уже доказано, что при умственной работоспособности страдает вся центральная система нервов, а при физической — мышечная система. Физическая Р. человеком осуществляется за счет нервной и мышечной систем. Нервно- психическая сфера помогает умственной работоспособности, которая получила понятие «психической». Эта способность позволяет перерабатывать и воспринимать полученную информацию, предотвращать срывы, поддерживать организм в определенном статусе.

Но Бобков Ю.Р., Виноградов В.И. указали, что существуют общие моменты в работоспособностях.

Например, если снизить физическую работоспособность, то группа клеток системы нервов тоже пострадают.

В спорте физическая работоспособность делится на:

  • Скоростную – для спринтера;
  • Силовую- для штангиста;
  • Выносливую – для стайера.

Интеллектуальная и физическая Р. может ухудшаться от воздействия внешней среды, от перемены состояния внутри человека, от телесных и эмоциональных обстоятельств.

Верное функционирование темпов динамики зависит и ситуация вашей работоспособности, которая подразделяется на:
1. Внутрисменная — фаза ритма, т. е. исходная . В первый период времени работа набирает темп, работоспособность и эффективность поднимается. Производительность при физической работе происходит через 35-60 минут, при интеллектуальной – в пределе от 1час 20 мин. до 2 час.
Стадия работоспособности становится стабильной, когда состояние органов и систем доходят наибольшего уровня работы. В конце смены, за 20-40 минут, стадия производительности уменьшается, накапливается усталь (утопление), понижается работоспособность.
После корректного составленного обеденного перерыва стадия ритма должна повториться: наращивание ритма врабатывания, max работоспособность и медленное ее снижение. Закономерно, во 2-ой половине смены работоспособность меньше, чем в самом начале смены.

2. Суточная — имеет не постоянную работоспособность, которая набирает в 8-9 часов максимум отдачи и сохраняет повышенные показатели. Затем с 13 до 16 час дня наблюдается снижение. В начале второй смены происходит повышение, а к 20 часам вечера работоспособность понижается. Самая низкая работоспособность в 3 и 4 часа ночи.

3. Динамика недельная — в начале и конце недели (понедельник, с второй половины дня- пятницы) работоспособность считается минимальной. В остальные дни недели возрастает Р.

Зная о таком ритме динамики работы, целесообразно выполнять более сложные, ответственные работы в часы максимальной отдачи работоспособности. Более простую работу — в остальное время.

Помните, что взаимосвязаны работоспособность от вашего здоровья. Применяйте оздоровительно — гигиенические мероприятия, сочетание труда и отдыха, прогулки на воздухе, регулярное питание и сон, запрет на употребление алкоголя и курения. Побольше двигательной активности .



Статьи по теме: