Количественное развитие рабочей силы означает. Рабочая сила в экономике

Рабочая сила – это способность к труду, а труд есть использование, т.е. реализация этой способности.

В более широком плане под рабочей силой или к способностью к труду понимается совокупность физических и духовных способностей, которой наделена живая личность человека и которая используется, когда он производит какие-либо необходимые блага.

Такого рода использование рабочей силы есть труд.

Труд – это целесообразная деятельность человека, к которой он опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, приспосабливая предметы природы для удовлетворения своих и общих потребностей.

Деятельность человека, нарушающая баланс системы «человек-природа» влечет негативные последствия. Труд в полном смысле этого слова призван воспроизводить жизнь общества в сочетании с контролем и регулированием экологического равновесия, сохранением и воспроизведением творческих возможностей природно-климатических сил экономики. Таким образом, в этом случае труд может претендовать на статус целесообразной деятельности.

Особенности труда:

Первая особенность состоит в том, что труд человека в отличие от того, что делают некоторые животные, являются целесообразной деятельностью, т.е. в процессе труда человек осуществляют заранее поставленную цель.

Вторая особенность труда - это уникальная способность труда, бесконечно расширяющая и усложняющая рабочую силу, т.е. труд человека, содержит творческую, созидательную силу, не имеющая границ.

Отсюда вытекает третья особенность труда, а именно:

Труд является важнейшим фактором исторического развития человечества и общего прогресса.

Свойство труда:

Продолжительность;

Интенсивность;

Производительность.

Продолжительность труда - это время труда, получившее название рабочее время, которое является мерой участия работника в труде на предприятии работодателя.

Рабочее время измеряется продолжительностью рабочего дня, рабочей недели, рабочего месяца, рабочего года.

Рабочий день – это время суток, в течение которого трудящийся работает на предприятии. Труд, затрачиваемый работником в течение рабочего дня делится на необходимый и прибавочный.

Необходимым трудом воспроизводится жизненные средства для поддержания собственного существования работника и его семьи.

Прибавочным трудом воспроизводится средства для развития производства, создается доходы предпринимателя, а также средства для содержания нетрудоспособных.

Продолжительность рабочего дня измеряется в часах рабочего времени, т.е. в часах труда.

Рабочий день – это величина не определяется, он может быть длинным или коротким, но существует физической границы рабочего дня, определяемые необходимостью иметь время для восстановления работоспособности работника, а также моральные границы, определяемые необходимостью иметь время для удовлетворения, его семейных и культурных потребностей.



Интенсивность труда.

Под ней следует понимать плотность, напряженность труда, измеряемую количеством труда, затраченного в единицу рабочего времени.

В этом случае рост количества производственные изделий в единицу времени пропорционален росту количества затраченного на них труда за это же время. С этой точки зрения рост интенсивности труда равнозначен увеличению его производительности.

Но рост интенсивности труда имеет свои границы в пределах одной и той же продолжительности рабочего дня. В определенный момент рост интенсивности труда потребует сокращение его продолжительности, таким образом, рост интенсивности труда обратно пропорционален росту его продолжительности.

Производительность.

Самое фундаментальное свойство труда – это его производительность. В отличие от продолжительности и интенсивности труда, которое имеют определенные границы, сдерживая, таким образом, общий прогресс производить труд есть его особое свойство в том смысле, что ее рост безграничен и бесконечен. Следовательно, по своему существу рост производительности труда означает присоединение к силам труда сил природы, масштабы которые безразличны и безграничны возможности человека, овладевать этими силами.

Производительность труда – его эффективность, плодотворность, результативность.

Она измеряется количеством изделий, производственных в единицу рабочего времени, либо количеством труда затраченного на единицу изделий.

Эффективность труда определяется отношением его результатов к количеству труда, затраченного на их производство.

В результате эволюционного развития представлений о человеке как субъекте экономической жизни в научной и учебной литературе

возник ряд понятий: «рабочая сила», «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы», «человеческий фактор», «трудовой потенциал», «человеческий капитал». Зачастую близкие по своему содержанию, эти понятия несут собственную смысловую нагрузку и отражают постепенное осознание обществом возрастающей роли человека в экономической и общественной жизни (рис. 2.1).

Рис. 2.1.

Понятие «рабочая сила» в социально-экономической литературе и в практической жизни используется в двух значениях. Во-первых, как совокупность физических, духовных и интеллектуальных способностей человека, которые он может использовать для производства материальных и духовных благ, услуг, т.е. для осуществления трудовой деятельности. Во-вторых, как совокупность носителей способностей к труду - тех людей, которые обладают указанными способностями. Можно сказать, что, рабочая сила как способность к труду идентифицируется с носителями этой способности - людьми.

Следует отметить, что во втором своем значении понятие «рабочая сила» применяется довольно широко и границы его недостаточно определенны. Официальная статистика называет рабочей силой экономически активное население, т.е. тех людей, которые уже фактически работают или предлагают себя на рынке труда в качестве потенциальных работников.

Если производство материальных благ и услуг рассматривать с позиций ресурсного подхода, то очевидным будет вывод о том, что наряду с материальными, энергетическими, финансовыми ресурсами важнейшим фактором экономического развития являются человеческие ресурсы, т.е. люди с их профессиональными знаниями и навыками . Своеобразие человеческих ресурсов заключается в том, что это одновременно и ресурсы экономики, и люди - потребители материальных благ и услуг.

В качестве одной из форм выражения человеческих ресурсов выступают трудовые ресурсы, в состав которых включается трудоспособное население в трудоспособном возрасте и фактически работающие подростки и пенсионеры. Понятие «трудовые ресурсы» родилось и утвердилось еще в Советской России и других странах бывшего Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), практиковавших централизованное планирование в качестве основного метода государственного воздействия на экономику. В этих условиях человек выступал как пассивный объект внешнего управления, как планово-учетная единица трудовых ресурсов. Вместе с тем, как показала практика, понятие «трудовые ресурсы» вполне вписывается в систему современных рыночных категорий и в силу его широкой информативности может использоваться как эффективный инструмент государственного регулирования рынка труда.

Понятие «трудовые ресурсы» дает количественную характеристику той части населения, которая обладает способностями к труду. Но оно не учитывает различия трудовых способностей и возможностей людей. Поэтому в научный оборот с начала 1980-х гг. было введено понятие «трудовой потенциал», которое в самом общем виде можно определить как трудовые ресурсы в качественном измерении, т.е. с учетом пола, возраста, образования, состояния здоровья, сознательности и активности, определяющих «отдачу» трудовых ресурсов как ресурса экономики. Понятие трудового потенциала основано на представлении о человеке не как о пассивном объекте внешнего управления, а как о субъекте со своими возможностями, потребностями и интересами в сфере труда.

С конца XX в. теории и практике управления широкое распространение получил взгляд на человека как на главный, решающий фактор производства и общественного развития. Приоритетным стало понимание того, что в конечном итоге не технический уровень производства определяет экономический потенциал предприятий, организаций, общества в целом, а человеческий фактор, воплощающий способность творить, изобретать, продуцировать новые знания. Он рассматривается как проявление всей совокупности личностных качеств человека, которые влияют на его трудовую активность. Человеческий фактор производства характеризуется не только показателями численности, демографической, отраслевой, профессиональной и квалификационной структур работников, но и показателями отношения к труду, инициативы, предприимчивости, интересов, потребностей, ценностей, способов поведения в различных ситуациях.

Человеческий фактор - экономико-политический термин, предмет интереса современной общей теории систем, психологии труда, эргономики и социологии. Внимание к нему непосредственно связано с необходимостью социально-экономического развития, которое невозможно обеспечить, используя авторитарные, административно-бюрократические методы управления. Активизация человеческого фактора представляет собой многогранную проблему, к которой относятся сложные процессы формирования нравственных ценностей, проблемы семьи, школьного и домашнего воспитания, физического здоровья общества, сохранения культурных традиций, кадровой и социальной политики, образования и др.

Еще одно понятие, получившее распространение в последнее время, - это «человеческий капитал». Оно основано на представлении о человеке как объекте эффективных вложений и субъекте, преобразующем эти вложения в совокупность знаний, умений с целью их последующей реализации. Человеческий капитал представляет собой сформированный в результате инвестиций запас знаний, умений, навыков и мотиваций, отражающий совокупность физических, интеллектуальных и психологических качеств и способностей личности. Он включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную профессиональную квалификацию. При этом под инвестициями в человеческий капитал понимают затраты, необходимые для увеличения в будущем производительности труда, а также приводящие к повышению квалификации и способностей человека и влияющие в дальнейшем на увеличение доходов индивида. Предполагается, что человек, совершая такие инвестиции, жертвует чем-то меньшим в настоящий момент, чтобы получить что-то большее в будущем.

Наиболее ярким примером инвестиций в человеческий капитал выступают затраты на образование.

Затраты отдельного человека, связанные с вложениями капитала в образование и профессиональную подготовку, могут включать в себя три составляющие:

  • прямые затраты (плата за обучение, расходы на приобретение учебников, смену места жительства и проезд и др.);
  • упущенные возможности (упущенный заработок) за время учебы и в связи с вероятной сменой профессии, места работы;
  • моральный ущерб, вызванный нервным напряжением в связи с получением образования, поиском работы, вероятной сменой среды проживания.

Ожидаемая отдача от инвестиций в человеческий капитал может выступать как в денежной форме (рост доходов индивидуума, рост прибыли предприятия, экономический рост региона), так и в неденежной (получение удовлетворения от избранной работы в течение жизни, расширение круга общения при учебе, положительная информация об организации, более высокая оценка нерыночных видов деятельности и интересов).

Для эффективного инвестирования в человеческий капитал необходимо измерять и оценивать инвестиции в человека, что является самой проблематичной и неоднозначной темой в области управления человеческими ресурсами. Измерения человеческого капитала и оценка осуществления инвестиций в него обычно неточны, но сам по себе процесс измерения необычайно важен.

Как правило при оценке эффективности инвестиций в образование сопоставляются затраты в настоящем (С) с ценностью будущих выгод (Я). Последние могут быть рассчитаны по формуле

где В г - ожидаемое превышение заработка лиц, получивших образование, над заработком лиц, не имеющих образования, в году t; п - число лет использования полученных знаний; г - рыночная норма дохода на капитал (процентная ставка или ставка дисконтирования).

Инвестиции в образование окупятся (их можно считать эффективными) при условии, что текущая стоимость будущих выгод больше или по крайней мере равняется издержкам: R>C.

  • В качестве синонима для обозначения этого вида ресурсов некоторые авторыиспользуют понятия «ресурсы для трудовой деятельности», «ресурсы труда», «ресурсыдля труда». См.: РофеА. И., Жуков А. Л. Теоретические основы экономики и социологиитруда. М. : МИК, 1999. С. 116; РофеА. И. Экономика труда. 3-е изд., доп. и перераб. М. :КноРус, 2015.
  • См.: Экономика труда. Социально-трудовые отношения / под ред. Н. А. Волгина,Ю. Г. Одегова. С. 44-47.

Источник: "Управление персоналом"

Рабочая сила - это совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к труду. В условиях рыночной экономики - это товар, однако в отличие от других видов товара рабочей силе присущи следующие признаки:

1. товар создает стоимость, причем большую, чем он сам стоит (или, точнее сказать,чем оценивает его работодатель);

2. ни одно производство невозможно без привлечения данного вида товара;

3. от рабочей силы зависит степень (эффективность) использования основных и оборотных производственных фондов, экономика хозяйственной структуры в целом.

Стоимостный критерий рабочей силы зависит от многих факторов, таких как соотношение уровня безработицы и занятости, степени развитости социального партнерства, региона, отраслевой принадлежности предприятия и многих других.

Оценка рабочей силы исполнителя - это заключение о выполнении работником его трудовой функции. Она выражается в официальной и систематической оценке руководителем своих подчиненных. В большинстве случаев строится на субъективном восприятии, зависящем от "рекомендационных отзывов" конкурирующих работников или "полезных" партнеров. В результате стоимость высококвалифицированной рабочей силы снижается, а затем компетентные кадры вообще вытесняются с рынка труда, заменяясь менее компетентными и менее квалифицированными, но "удобными" работниками. Особенно часто процесс попрания интеллектуального потенциала наблюдается в научной сфере, где наиболее существенное значение при расстановке кадров имеют родственные и свойственные связи.

Такое положение вещей вызывает, по меньшей мере, недоумение, т. к. в теории достаточно подробно и широко разработана методология оценки рабочей силы.

Например, используются приемы:

1. ранжирования (менеджер ранжирует своих подчиненных в зависимости от их заслуг);

2. балльная оценка (балльная или нецифровая: плохо, ниже среднего, среднее, выше среднего, очень хорошо);

3. шкала (обычно с пятью баллами) для оформления персональных характеристик;

4. система сильных и слабых сторон, позволяющих руководителю отмечать стороны работы своих подчиненных;

5. беседы, в ходе которых подчиненный рассказывает о своих успехах и неудачах за обследуемый период, в процессе которых разрешаются сложные проблемы использования рабочей силы и совместно с ее носителем производится стоимостная оценка.

Цель оценки работника:

Повышение качества исполнения трудового задания;

Сбор информации для принятия решения об уровне квалификации работника;

Соблюдение стандартов труда;

Создание основы для дифференцированной оплаты труда;

Сбор фактов для минимализации субъективности заключения о качестве рабочей силы;

Получение информации о необходимости обучения и переподготовки кадрового персонала;

Сбор данных для создания образцового образа будущего исполнителя;

Стимулирование отдельных лиц и групп в целом к соблюдению трудовых стандартов;

Усиление морального фактора производства;

Обеспечение основы для формирования новых стандартов и целей исполнения.

Проведение сбалансированной кадровой политики в организации должно быть основано на строгом учете работающих по найму.

Списочный состав работников организации представляет собой всех принятых на постоянную и временную работу, связанную с основной и неосновной деятельностью организации, на срок - один день и более.

Списочный состав включает: фактически работающих, находящихся в простое и отсутствующих по каким - либо причинам (служебные командировки, ежегодные отпуска, отсутствующие по разрешению администрации или по болезни, выполняющие государственные и общественные обязанности, привлеченные к сельскохозяйственным работам, находящиеся в декретном отпуске, учащиеся колледжей и училищ, находящихся на балансе предприятия, работающие неполный рабочий день или неделю, надомники), если за ними сохраняется рабочее место и заработная плата.

Справедливо встает вопрос: находятся ли в списочном составе лица, отсутствующие на работе без разрешения администрации и по неуважительной причине? Очевидно, что пока лицо состоит в трудовых отношениях, то оно включается в штат работников организации и в списочный состав.

Списочный состав предприятия может включать в себя как промышленно - производственный персонал, так и персонал непромышленных подразделений.

Промышленно - производственный персонал (ППП) - это занятые непосредственно в производственной деятельности и обслуживании производства: работники основных и вспомогательных цехов, аппарата заводоуправления, лабораторий, научно - исследовательских и опытно - конструкторских отделов, вычислительных центров и т. д.

Промышленно - производственный персонал подразделяется на следующие категории рабочей силы:

А. Рабочие - это работники, непосредственно участвующие в производстве продукции, а также ремонте и уходе за оборудованием, перемещении предметов труда и готовой продукции, кроме того, в эту группу входит МОП и охрана организации;

Б. Специалисты - это работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание (например, статисты, агенты и проч.);

В. Руководители - это работники, занятые на руководящих должностях различного уровня (мастер, начальник цеха, менеджер, директор, управляющий).

К персоналу непромышленных подразделений относятся работники, занятые в жилищном, коммунальном и подсобном хозяйстве, здравпунктах, профилакториях, учебных заведениях и т. п.

Очевидно, что критерии оценки для работников промышленного и непромышленного сектора должны быть различны. Следует также дифференцированно подходить к вопросу оценки работников различных рангов служебной лестницы. С этой целью в организации внутри кадровой структуры следует создать сектор кадрового рейтинга, состоящий из высококвалифицированных специалистов различной специализации: психологов, социологов, юристов и других узких специалистов по вопросам отдельных групп работающих, как то: молодежи, пожилых, женщин, ветеранов. При таком комплексном решении вопроса субъективность оценки работающих будет сведена до минимума. Эта же кадровая группа может составлять основу аттестационной комиссии, работа которой, при данной постановке вопроса, будет носить не периодический характер (один раз в два - четыре года), а постоянный.

В качестве одной из функциональных обязанностей рейтинговой группы может быть определение преимущественного права на оставление на работе в соответствии со ст. 34 КЗоТ РФ при сокращении численности или штата, а также решения вопроса трудоустройства внутри организации, как обязательная мера, предшествующая увольнению работника, а также контроль за текучестью кадров в организации.

Текучесть кадров определяется по индексу текучести рабочей силы (выражается число уволенных в процентах к среднему числу занятых в течение года). Чистая текучесть рабочей силы определяется по формуле: отношение разности общего числа уволенных за рассматриваемый период и неизбежно уволенных к среднему числу занятых, умноженное на 100 %.

На текучесть кадров влияет множество причин, и одна из них - оценка стоимости рабочей силы в организации. Женская текучесть в значительной степени превышает мужскую. В настоящее время это вызвано даже не повышенными гарантиями (женщины, чтобы удержаться на работе, "закрывают глаза" на прямое нарушение трудового законодательства, добровольно отказываются от предоставленных им государством льгот и гарантий в связи с материнством), но откровенной дискриминацией, например, произвольно урезается зарплата: в ведомости указывается одна сумма, а на руки выдается меньшая.

Высокая текучесть рабочей силы - это результат неумелого руководства организацией и неудачной кадровой политики. Существует ряд превентивных мер текучести кадров как экономического и организационного, так и морального характера:

Использование эффективных процедур кадрового отбора;

Применение аналитических способов оценки работы наемных работников;

Введение способов и приемов сбалансированной кадровой политики;

Максимально широкое использование способностей работников;

Совершенствование системы обучения без отрыва от производства и прежде всего на самом производстве;

Совершенствование системы коммуникаций;

Улучшение условий труда;

Внедрение групповых и индивидуальных принципов морали;

Усиление эффекта получения удовлетворения от работы путем моральной и материальной мотивации труда.

Рабочая сила - это самый ценный товар на рынке труда. И пока предприниматель не осознает этого, экономика России будет в прорухе. Затягивание процесса обнищания рабочей силы неизбежно приведет к необратимому результату - ее деградации.

Ключевые слова:

1 -1

Рабочая сила хотя и считается товаром, но в отличие от любого другого товара имеет две особенности: универсальность - это означает, что человек, способный к работе, может заниматься различными видами деятельности, т. е. его способность к труду универсальна. Он может стать водителем, врачом или художником, а может заниматься этими видами деятельности в разное время, исходя из собственной потребности или потребности общества. В условиях рынка особенно часто возникают ситуации, когда человек вынужден переучиваться или приобретать новую профессию, более необходимую в данное время. Универсальность рабочей силы помогает ему в этом; стремление владельцев рабочей силы к социальной справедливости. Человек - существо разумное, и это в огромной мере влияет на товар "рабочая сила". Человеку присущи чувства справедливости, равенства, братства и гуманности, поэтому он будет стремиться их отстаивать в своей трудовой деятельности. Этой цели служат профсоюзы, которые помогают работникам защищать и отстаивать свои интересы. Отметим еще ряд особенностей товара "рабочая сила". В отличие от других товаров товар "рабочая сила" неотделим от своего непосредственного носителя - работника и после продажи поступает лишь в распоряжение работодателя. Товар "рабочая сила" имеет высокую маневренность, которая характеризуется возможностью ее продавца уйти от одного работодателя к другому, предлагающему более высокую цену или лучшие условия труда. В результате этого происходит миграция (движение) работников между предприятиями, отраслями, регионами, странами, что вызывает состояние постоянной конкуренции между покупателями, т. е. работодателями. Перемещение товара "рабочая сила" позволяет создавать необходимое равновесие на рынке этого товара. Важной характеристикой товара "рабочая сила" является ее результативность, которая зависитот таких факторов, как: капитал - при значительных вложениях средств в основной капитал в виде машин, механизмов и оборудования растет доля овеществленного труда при неизменных затратах живого труда, что влияет на рост производительности труда; природные ресурсы - наличие плодородной земли, полезных ископаемых, дешевого сырья и дешевых источников энергии, а также благоприятный климат положительно влияют на использование рабочей силы; технология общественного развития - применение в стране достижений научно-технического прогресса обусловливает высокую результативность труда; качество труда - производительность труда работников во многом зависит от состояния здоровья, уровня образования, отношения к труду, морального климата в коллективе и стабильности общества. Среди факторов, влияющих на результативность труда, следует также отметить эффективность применяемой системы мотивации труда, менеджмент персонала, масштаб внутреннего рынка и пр.

Понятие «труд» имеет два существенно различных значения: труд как процесс и как экономический ресурс.

Труд как процесс -- вид деятельности человека по производству благ и ресурсов, необходимых для потребления в домашнем хозяйстве, или для экономического обмена, или для того и другого.

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления - это затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности и т.д., но появляются новые потребности с требованиями их последующего удовлетворения. Труд в данном случае показан как непрерывный, постоянно обновляющийся процесс.

Содержание труда - это такая обобщающая характеристика процесса труда, которая учитывает многообразие функций труда, виды совершаемых трудовых операций, распределение производственной деятельности по отраслям, физическое и интеллектуальное напряжение работника в регулировании последовательности трудовых операций, возможность и степень новизны в решениях, принимаемых в ходе производственного процесса.

Содержание труда определяется его непосредственной технической вооруженностью и зависит от распределения трудовых функций в технологическом процессе. Оно играет определяющую роль в осуществлении всех основных социальных процессов в производстве. Те качественные сдвиги в социальной сфере, которые намечено осуществить в процессе перестройки, невозможны без глубоких преобразований в содержании труда. Основную роль здесь призвана сыграть техническая реконструкция народного хозяйства - механизация, автоматизация, компьютеризация, роботизация, которые должны иметь четкую социальную направленность.

Характер труда указывает на отношение работника к различным видам трудовой деятельности. По своему характеру труд может быть аграрным или индустриальным, простым или сложным, творческим или рутинным, организаторским или исполнительским, физическим и умственным.

Содержание и характер труда тесно связаны между собой. Поскольку они выражают различные стороны одной и той же рудовой деятельности, постольку они соприкасаются и частично накладываются друг на друга. Значение вопросов усиления творческого содержания и коллективистского характера труда, повышения его культуры, ощутимого поощрения высококвалифицированной и высокопродуктивной работы в условиях перестройки существенно возрастет. Все это должно способствовать тому, чтобы труд на производстве был не только необходимостью, но и жизненной потребностью человека. Изучение характера труда в конкретных социологических исследованиях начинается с исследования содержания труда.

Труд - это целенаправленная деятельность человека, который приспосабливает природное вещество его потребителей. Экономическая сторона труда раскрывается в использовании рабочей силы как ограниченного ресурса в сочетании с другими ресурсами или факторами производства с целью получения выгоды. С точки зрения социологии, труд выступает как процесс социализации. Вхождение человека в коллектив сопровождается привлечением к установленному порядку. В трудовом коллективе человек становится объектом наблюдения, контроля и дисциплинарного влияния. Какой-либо индивид в коллективе осваивает не только профессиональные роли. Он тоже познает, что значит быть «подчиненным» или «начальником», «лидером» или «аутсайдером», «признанным» или «изгнанным», «товарищем» или «коллегой», «передовиком» или «отстающим».

В процессе труда индивид учится реагировать на давление извне, дозировать собственные усилия, получать и передавать информацию, решать конфликтные ситуации, устанавливать необходимые связи. Труд - это школа социализации, в которой проходит весомая часть нашей жизни. Тут рядом с производством продукции и услуг, полученный в процессе труда, сам труд выступает как производство и отображение самого человека.

Определяя труд, социологи выделяют основные общественные функции, которые выражают его деятельную сущность:

  • 1. Способ удовлетворения человеческих потребностей.
  • 2. Источник общественного богатства.
  • 3. Развитие личности.
  • 4. Движущая сила общественного прогресса.
  • 5. Творец человека на протяжении всей истории человечества.
  • 6. Статусная дифференциация.
  • 7. «Сила, которая прокладывает человеку путь к воле, дает людям возможность учитывать все более выделенные природные и общественные последствия своих действий. Именно в труде и с помощью труда общество познает законы своего развития природы».

Рабочая сила в экономической теории -- способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности.

Иногда под рабочей силой понимают также работников какого-либо предприятия, зачастую, за исключением административного персонала.

Карл Маркс в своей работе «Капитал» утверждал следующее:

  • - В условиях капиталистического способа производства рабочая сила является специфическим товаром. Носитель рабочей силы является её собственником и юридически свободен распоряжаться ей. В то же время у него нет средств производства для самостоятельного хозяйствования и для получения средств к существованию он вынужден продавать свою рабочую силу.
  • - Стоимость рабочей силы определяется затратами на поддержание жизни рабочего и должного уровня работоспособности, его достаточное обучение, образование и воспроизводство. Эти затраты значительно зависят от уровня экономического развития страны, природно-климатических условий, интенсивности и сложности труда, занятости женщин и детей. Стоимость рабочей силы проявляется в виде заработной платы, на которую дополнительно оказывают влияние ситуация в экономике и на рынке труда. В период экономического подъёма и повышенной занятости зарплата может существенно превышать стоимость рабочей силы, что позволяет рабочим существенно улучшить своё материальное положение. В период спада зарплата может спускаться ниже стоимости рабочей силы, что приводит к расходованию ранее накопленных запасов и к резкому ухудшению положения рабочих.
  • - Ценностью (полезностью) рабочей силы как товара является способность в процессе труда (использования капиталистом купленной рабочей силы) создания новой стоимости, которая обычно больше уплаченной рабочему стоимости. Такое превышение Маркс назвал прибавочной стоимостью. Именно прибавочная стоимость служит основой формирования прибыли.
  • - Рабочая сила не всегда является товаром. Она может не принадлежать человеку и забираться без эквивалентного обмена (например, у раба или крепостного). Человек может не обладать юридической свободой (заключённый, ребёнок). Человек может самостоятельно работать и продавать потом результаты труда, а не собственный труд (ремесленник, художник, фермер, частный предприниматель, если они не используют наёмных рабочих).

Часть экономических теорий не признают рабочую силу самостоятельным товаром. Они обычно утверждают, что продаётся непосредственно труд. Формирование прибыли они объясняют особыми свойствами капитала или платой за редкостность предпринимательского таланта.

Рабочая сила выступает товаром на рынке труда, реально существует в личности работника. Рабочая сила как товар обладает стоимостью и потребительной стоимостью. Стоимость рабочей силы -- это цена материальных и духовных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы, то есть для полного удовлетворения потребностей работника и членов его семьи

Стоимость рабочей силы определяется:

  • - стоимостью денежных средств, необходимых для воспроизводства жизни работника и его иждивенцев;
  • - уровнем механизации производительности труда в отраслях, производящих предметы производства и потребления, а также услуги;
  • - уровнем экономического развития страны;
  • - природно-климатическими, культурными и социальными условиями жизни населения;
  • - соотношением спроса и предложения трудовых ресурсов на рынке труда.

Мера стоимости рабочей силы, определяемая характером ее соединения со средствами производства, определяется не только потребительной стоимостью рабочей силы, то есть способностью создавать добавленную стоимость, но и мерой доступа к сфере распределения этой стоимости, определяемой позицией работника в системе общественных экономических отношений.

Основными тенденциями, определяющими стоимость рабочей силы, являются:

  • - рост производительности труда, снижающий стоимость товаров и услуг, а следовательно, и стоимость рабочей силы;
  • - научно-технический прогресс, повышающий требования к профессионально-личностной подготовке работника;
  • - уровнем инвестиций в человеческий капитал, вызывающим рост стоимости рабочей силы на рынке труда;
  • - увеличением доли роста национального богатства за счет более квалифицированной рабочей силы.

Отметим взаимоисключающий, противоречивый характер воздействия отмеченных тенденций на динамику величины стоимости рабочей силы, а также то, что иногда в стоимость рабочей силы включают оценку предполагаемого объема услуг, ожидаемых от работника в организации, соотнесенную с оценкой вероятности того, что работник остается работать в этой организации.

Потребительная стоимость товара «рабочая сила» состоит в том, что работник в процессе труда создает стоимость большую, чем стоимость рабочей силы. И в этом качестве товар «рабочая сила» привлекателен для нанимателя, так как позволяет реализовать его цель - получение прибыли.



Статьи по теме: