Трудовая операция как элемент трудового процесса и ее структура. Трудовой процесс и методы труда Трудовые движения

трудовых действий , выполняемых без перерыва и имеющих частное целевое назначение для осуществления заданной операции. Например, вырезать кран с дефектом с технологического газопровода ГРС. Для этого необходимо отключить участок трубопровода, на котором обнаружен дефектный кран, стравить газ, убедиться в отсутствии конденсата с помощью манометра, разметить участок трубопровода вблизи крана под резку, вырезать кран по разметке, контролируя наличие остаточного газа в отключенном участке, снять кран и отнести его в специально отведенное место.  


Известно, что каждая новая операция, трудовой прием предъявляют специфические требования к умственным, сенсорным, двигательным и другим навыкам человека-оператора, требуют нового сочетания психофизиологических свойств. Содержание навыка профессионала должно однозначно соответствовать разнообразию реализуемой функции. Это означает, что каждое отдельное и весь комплекс профессионально значимых качеств должны формироваться одновременно интегрально и раздельно и во всех случаях соответствовать выполняемой работе. При этом необходимо учесть, что профессионально значимые свойства человека непостоянны, в разных функциях, в разное время вовлекаются в деятельность соответствующие свойства . Попытка формирования всего комплекса психофизиологических свойств на одном тренажере оказалась по этой причине несостоятельной .  

Нормативы времени разрабатывают в зависимости от регламента выполнения отдельных элементов трудового процесса , на которые устанавливают эти нормативы (трудовое движение , трудовое действие , трудовой прием, комплекс приемов, трудовая операция). Объектами разработки нормативов времени могут быть также категории основного, вспомогательного, оперативного, подготовительно-заключительного времени и времени обслуживания рабочего места -Нормативы численности работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимой для выполнения единицы или общего объема работ,обосновывают регламентом этих работ.  

Технологическая граница разделения труда определяется существующей технологией, которая делит производственный процесс на операции. Нижней границей формирования содержания операции является трудовой прием, состоящий не менее чем из трех трудовых действий , непрерывно следующих друг за другом  

Трудовой прием представляет собой законченную совокупность трудовых действий исполнителя, объединенных одним целевым назначением и постоянством предметов и орудий труда . Приемы бывают основными, если их целью является непосредственное влияние на технологический процесс , и вспомогательными, совершаемыми для выполнения основных приемов. Например, прием установить деталь в патрон станка имеет законченное и целевое назначение , состоит из нескольких последовательных движений.  

Трудовой прием - это совокупность трудовых действий , выполняемых при неизменных предметах и средствах труда и составляющих технологически завершенную часть операции. Например, "установить заготовку в приспособление".  

Приведенные аргументы не проясняют правовую природу рассматриваемого договора. Наличие в трудовом законодательстве договора о коллективной (бригадной) материальной ответственности или способ определения и применения ответственности в отношениях бригадного подряда сами по себе не могут служить определяющим критерием либо обладать доказательственной силой для квалификации договора бригадного подряда как трудового. При решении этого вопроса важна характеристика субъектного состава, предмета, содержания, целевой направленности и других признаков рассматриваемого договора.  

Наблюдения за выполнением одной и той же операции несколькими рабочими часто показывают, что каждый из них выполняет один и тот же трудовой прием по-своему у одного исполнителя меньше число трудовых движении рабочих органов, у  

По результатам всестороннего изучения и анализа рабочей операции проектируют наиболее рациональную последовательность выполнения трудовых приемов. Устанавливают содержание каждого трудового приема с выделением отчетливых границ, отделяющих один трудовой прием от другого.  

Допустим, что изучаемый трудовой прием состоит из четырех трудовых действий , продолжительность которых а, Ь, с, d. В этом случае проводят четыре (п) серии суммарных измерений затрат времени на выполнение трудовых действий следующего сочетания  

Если трудовой прием в операции повторяется нерегулярно, затраты времени на его выполнение учитывают неполностью. Например, при наблюдении установлено, что при 10 ремонтах детали один трудовой прием повторился всего лишь 5 раз с затратами времени 3 4 3 3 5 мин. В норму на ремонт детали включают следующую долю затрат времени на этот прием  

Второй раздел содержит описание трудовых приемов и способов их выполнения. На каждый трудовой прием разрабатывают модель его организации, которую записывают в карту или на прилагаемую к ней отдельную карточку. В зависимости от сложности модели могут сопровождаться пояснениями. Однако надо добиваться такого их построения с помощью условных обозначений , чтобы их можно было читать и воспроизводить без таких пояснений.  

Трудовой прием Номера карт Норма времени, чел. -ч  

Оптимизация системы человек - машина" при создании новых производств , техники - это минимизация затрат живого труда путем сведения к минимуму операций, требующих затрат живого труда , и рациональное использование рабочего времени каждого участника трудового процесса. Так, в производствах с аппаратурными процессами оптимальным является такое построение технологического процесса и соответственно ему трудового, при котором обеспечивается равномерная в течение рабочей смены потребность в трудовых затратах , исключаются пиковые нагрузки и вынужденные простои.  

Трудовой прием - комплекс законченных трудовых действий рабочего, имеющих общую целевую направленность например, пустить станок, промерить деталь измерительным инструментом . Передовым, прогрессивным является прием, при котором обеспечивается высококачественное выполнение всех действий и их быстрота при нормальной интенсивности и отсутствии лишних, неудобных движений.  

Вообще при внешней стабильности занятости, отсутствии "летунов" особенно среди тех, кто старше 30 лет, трудовая жизнь японца внутренне достаточно разнообразна. Практика частых перемещений по инициативе администрации, очень дробные руководящие шкалы, дающие возможность значительной части работников оказаться на том или ином руководящем уровне, представляют собой одну из характерных черт японского стиля управления персоналом.  

ТРУДОВОЙ ПРИЕМ - законченная совокупность трудовых действий , выполняемых при неизменных материальных факторах и имеющих частное целевое назна-  

Как и любая система микроэлементов, система МОДАПТС предусматривает перечень микродвижений. Технологическая операция разбиваете на трудовые приемы, для которых подбирается перечень микроэлементов, составляющих данный трудовой прием.  

Спроектированный трудовой прием заносится в сопоставительную карту. На рис. 18 приведена заполненная карта рационализации одного из приемов операции протяжки отверстия муфты переключения передач, осуществленной сотрудниками НИИТруда на Горьковском автозаводе. По результатам рационализации операции в целом составляется итоговая таблица, в которой указываются наименование приема время (фактическое и проектируемое) на одну деталь в минутах элементы рационализации трудового процесса (исключение нерациональных движений, перепланировка рабочего места , механизация).  

Трудовые приемы о И Е О Е

Что такое трудовое движение, действие, прием? Есть ли необходимость деления трудового движения на составные части?

В целях изучения, анализа и проектирования содержания и последовательности, способа выполнения и длительности элементов операции подразделяются на трудовые движения, трудовые действия, приемы и комплекса приемов. Степень расчленения операции до того или иного элемента зависит от требуемой точности анализа и проектирования.

Трудовое движение - наиболее дифференцированный элемент расчленения операции и представляет собой однократное перемещение рабочего органа исполнителя (корпуса, ног, рук, кистей рук, пальцев) с целью взятия, перемещения, совмещения, освобождения предмета или поддержания его в состоянии покоя. Процесс выполнения этих действий, как правило, контролируется органами чувств, которые корректируют их направленность, скорость и точность, чередуются с элементами зрительного и мыслительного контроля над ходом технологического процесса.

Трудовые движения классифицируются по видам, способу выполнения, технологическому содержанию и точности. При выполнении ручных операций все они сочетаются и выполняются в той или иной последовательности.

По видам движения различают:

  • - хватательные движения, направленные на то, чтобы схватить или захватить пальцами тот или иной предмет;
  • - поддерживающие движения - сохранение достигнутого в результате других действий положения предмета труда в пространстве;
  • - переместительные движения - перемещение предмета труда после того, как было совершено хватательное движение;
  • - освободительные движения - освобождение руки от предметов.

По способу выполнения движения классифицируются на движения рук, ног, корпуса, головы, глаз.

По точности движения разделяют на свободные, не требующие мышечного и умственного контроля, которые после большого количества повторений в процесе работы выполняются обычно механически, и приноровительные, требующие мышечного и умственного контроля для того, чтобы определить точное местоположение предмета, который должен быть взят последним движением.

Трудовое действие - это совокупность трудовых движений, выполняемых без перерыва одним или несколькими рабочими органами исполнителя, плавно перетекающих одно в другое. Трудовое действие характеризуется одним частным целевым назначением и постоянством предметов и орудий труда. Оно обычно не имеет полной технологической законченности и поэтому обязательно должно быть связано с последующими действиями рабочего.

Трудовой прием представляет собой законченную совокупность трудовых действий исполнителя, объединенных одним целевым назначением и постоянством предметов и орудий труда. Приемы бывают основными, если их целью является непосредственное влияние на технологический процесс, и вспомогательными, совершаемыми для выполнения основных приемов.

Основными целями расчленения операций на элементы являются изучение и измерение затрат рабочего времени, выявление факторов, от которых зависит продолжительность выполнения каждого элемента, установление рациональной последовательности и способов выполнения элементов операции, расчет норм времени. Особенно это важно для производства, где предъявляются высокие требования к точности и обоснованности норм, оптимальной организации трудового процесса на рабочих местах.

Приступать к исследованию трудовых процессов следует с разбиения их на отдельные операции. Следующий шаг в методологическом анализе трудовых процессов – разбиение трудовых операций на определенные части (элементы) и измерение времени, затрачиваемого на них. Выполнению этой задачи исследователю поможет во-первых, выделение составных частей технологического и трудового процессов, во-вторых, изучение трудовых движений, в-третьих, классификация затрат рабочего времени.

Операция характеризуется постоянством предмета труда, рабочего места и исполнителей. При изменении двух последних условий работа над одним предметом труда делится на отдельные операции. Например, изготовление детали станочником на одном станке является операцией, состоящей из ряда элементов (переходов): черновая, чистовая обточка, нарезка резьбы и т.п. Если эти элементы по изготовлению детали будут выполняться на разных станках, управляемых разными рабочими, то выполнение каждого из элементов станет самостоятельной операцией.

Производственная операция – это часть производственного процесса, осуществляемая одним рабочим (или группой) на одном рабочем месте, охватывающая все их действия по выполнению единицы заданной работы над одним предметом труда. Как правило, операция – объект технического нормирования. Однако в тех случаях, когда расчленить производственный процесс на регулярно повторяющиеся операции невозможно, объектом нормирования может быть комплекс операций или группы однородных работ (обслуживание производства). Комплекс операций – это группа операций по изготовлению одного изделия на одном производственном участке при неизменном составе исполнителей. Например, ремонт уникального станка комплексной бригадой. На рис. 6 представлена классификация производственной операции.

В свою очередь, производственную операцию можно рассмотреть с технологической стороны, тогда технологическая операция – это процесс воздействия рабочего органа машины, инструмента на предмет труда, в результате которого достигается определенная цель его технологической обработки или изменение состояния. В составе производственной операции можно выделить вспомогательную операцию, при которой не меняется форма и физическое состояние предмета, а осуществляется необходимая подготовка к процессу технологического воздействия на него или размещение предмета труда.

Позиция
Прием
Действие
Движение

Рис. 7. Состав производственной операции

Технологическая операция подразделяется - на позицию , установку , переходы (технологический, вспомогательный ), ходы абочий и вспомогательный ).

Позиция –это фиксированное положение, занимаемое неизменно закрепленной обрабатываемой заготовкой или собираемой сборочной единицей совместно с приспособлением относительно инструмента или неподвижной части оборудования для выполнения определенной операции. Установка – часть операции, выполняемая при одном положении (креплении) детали. Установка может состоять из одного или нескольких переходов. Каждое положение детали на станке при одном ее закреплении называют позицией детали. Технологический переход – это технологически однородная часть операции, в результате которой происходит только одно технологическое изменение предмета труда, выполненное при одном режиме работы оборудования (температура, давление, режим) и неизменном инструменте. При механической обработке под одним технологическим изменением (переходом) понимается обработка одной поверхности, например, черновая обточка заготовки, нарезка резьбы и т.д. Характерная особенность перехода – возможность его выделения из общего процесса обработки и выполнения на другом станке как самостоятельной операции. При ручных работах под переходом понимается часть операции по обработке определенной поверхности одним инструментом или одно сочленение двух или нескольких сборочных единиц (деталей) при помощи одних и тех же инструментов, приспособлений. При аппаратных процессах переход – это часть операции, соответствующая периоду выдержки при определенном режиме (температура, давление), периоду доведения режима до определенных параметров. Например, операцию отжига металла можно разделить на следующие переходы: нагрев до определенной температуры; период выдержки при данной температуре; период охлаждения заготовки в печи до температуры, предусмотренной технологией. Вспомогательный переход – это законченная часть технологического перехода, состоящая из однократного перемещения инструмента относительно заготовки, не сопровождающегося изменением формы, размеров, чистоты поверхности или свойств заготовки, но необходимого для выполнения рабочего хода. При некоторых работах операции, кроме переходов, могут делиться на рабочий и вспомогательный ходы. Рабочий ход – это законченная часть технологического перехода, состоящая из однократного перемещения инструмента относительно заготовки, сопровождающегося изменением формы, размеров, чистоты поверхности, или свойств заготовки. Вспомогательный ход – это законченная часть технологического перехода, состоящая из однократного перемещения инструмента относительно заготовки, не сопровождающегося изменением формы, размеров, чистоты поверхности, или свойств заготовки, но необходимого для выполнения рабочего хода.

В трудовом отношении производственная операция, представляет собой трудовую операцию и подразделяется – на трудовые приемы , трудовые действия и трудовые движения .

Трудовое движение – это однократное перемещение рабочего органа человека (руки, ноги, корпуса и т.д.). Например, «протянуть руку к инструменту», «взять (захватить) инструмент». Для изучения и анализа трудовых движений необходимо знать их основные характеристики, параметры, которые зависят от вида движений. В этих целях производится классификация трудовых движений.

1. По длительности длинные и короткие.

2. По направлению радиальные, прямолинейные, вертикальные, горизонтальные.

3. По постоянству направления с переменным направлением, с постоянным направлением.

4. По совмещению параллельные и совмещенные.

5. По точности выполнения приноровительные и решительные.

6. По регламенту выполнения прерывные и непрерывные.

7. По функциональному назначению рабочие, холостые, основные, поправочные, аварийные, лишние или ошибочные.

8. По физической тяжести легкие, напряженные.

Исследователи выявили следующие принципы организации трудовых движений персонала.

1. Во всех случаях следует стремиться производить по возможности короткие движения (до известных пределов, конечно). Это достигается удобным расположением заготовок, инструмента, вспомогательных материалов; рациональным расположением средств управления машинами и механизмами, вспомогательных средств.

2. По возможности следует заменять вертикальные движения горизонтальными (исключать нагибание и разгибание корпуса для поднятия детали с пола за счет применения этажерок, стеллажей и других приспособлений оптимальной высоты для укладки деталей). Следует учитывать, что наименьшая скорость движения рук наблюдается при придвижении от себя и снизу вверх, поэтому, если требуется быстрая реакция, надо проектировать движение к себе.

3. При перемещении человека целесообразнее прямолинейное движение, чем криволинейное или радиальное. Если же речь идет о движениях рук, то наиболее удобны радиальные, а не прямолинейные движения, что объясняется анатомическими особенностями суставов. Вращательные движения в 1,5 раза быстрее поступательных.

4. Стандартные движения с постоянным направлением предпочтительнее движений с переменным направлением, так как первые позволяют вырабатывать автоматизм в работе. Поэтому следует учитывать это правило при организации рабочего места, размещении инструмента, деталей, установке оборудования, размещении средств управления механизмами.

5. Выбирая между совмещенными (параллельными) и индивидуальными (последовательно выполняемыми) движениями, целесообразно везде, где только возможно, совмещение работы органов человека, например, обеих рук или рук и ног. С точки зрения физиологии, человеку удобнее совмещать сгибание правой руки с разгибанием левой. Такое сочетание повышает работоспособность правой руки примерно на 40 %. Если же одновременно сгибать обе руки, то работоспособность правой руки снижается на 10–20 %.

6. Как показывает опыт, приноровительные движения в 5–10 раз продолжительнее решительных движений и менее эффективны. Приноровительные требуют меткости, точности либо осторожности, если выполняются в неудобных условиях, решительные – стандартные движения, не требуют от рабочего точности выполнения, меткости и осторожности.

7. При планировании трудового процесса необходимо стремиться (по возможности) к выполнению непрерывных движений, поскольку при выполнении серии мелких прерывных движений затрачивается дополнительная энергия на возобновление и торможение каждого из этих движений.

8. По функциональному назначению движения могут быть рабочими и холостыми. Рабочими называются движения, в результате которых выполняется полезная работа. При холостых движениях полезная работа не выполнятся. Также выделяют: основные движения – абсолютно необходимые для достижения цели трудового процесса; поправочные движения – корректирующие основные движения вследствие отклонения от условий труда; аварийные движения – при возникновении непредвиденных ситуаций; лишние или ошибочные движения – выполняемые непроизвольно и мешающие основным движениям.

9. Легкие движения должны превалировать над напряженными, чтобы избежать быстрой утомляемости и потери внимания работника.

Трудовое действие – это логически завершенная совокупность трудовых движений, выполняемых без перерыва рабочими органами человека при неизменных предметах и средствах труда. Например, «включить продольную подачу суппорта», «взять инструмент», «положить деталь». По принципу универсальности трудовые действия подразделяются на две группы , зависящие от сферы применения и назначения трудовых действий. Первая группа , в свою очередь, имеет сквозной и специфический виды . Сквозные трудовые действия применяются при выполнении самых разнообразных процессов. К ним относятся: «взять», «поднять», «положить» «уложить», «установить», «разъединить», «повернуть», «нажать кнопку». К специфическому виду относятся трудовые действия, характерные для той или иной операции или вида работ: «расправить», «разровнять», «связать», «размотать» и т.д.

Характерные черты трудовых действий как элементов трудового процесса – их универсальность, постоянство состава и сочетаний движений в каждом из них, стабильная трудоемкость и повторяемость .

Трудовой прием – законченная совокупность трудовых действий работника, характеризуемая определенным целевым назначением и представляющая собой технологически завершенную часть операции из нескольких трудовых действий. Например, прием «установить деталь в патроне токарного станка» имеет определенное и законченное целевое назначение: подготовить заготовку к обработке с креплением в патроне. Он включает следующие действия: поднести деталь к патрону и вставить ее в патрон. Трудовые приемы в зависимости от назначения подразделяются на основные (технологические) и вспомогательные . Метод труда это способ осуществления процесса труда, определенную последовательность и состав операций и приемов.

Для поддержания организации труда на высоком уровне большое значение имеют: выявление и использование рациональных приемов и методов труда, изучение опыта лучших работников, его научный анализ и обобщение, разработка и проектирование совершенных способов выполнения заданий. Приемы и методы труда могут считаться лучшими, если работники, их применяющие, имеют устойчивые результаты труда при высокой его производительности, достаточном качестве товаров и услуг, рациональном использовании техники, экономном расходовании материалов, энергии, при оптимальной интенсивности труда. Процесс овладения наиболее целесообразными приемами и методами труда предполагает последовательное проведение ряда работ, которые можно рассматривать как этапы этого процесса: выявление, изучение, анализ, обобщение, проектирование и освоение рациональных приемов и методов труда в организации.

Классификация трудовых процессов для целей нормирования

В целях исследования и нормирования разнообразные трудовые процессы классифицируются по определенным признакам.

По типу организации производства : выделяют массовые, серийные, единичные трудовые процессы. Рабочие места и трудовые процессы делятся по числу операций: до 3 – в массовом производстве, до 10 – в серийном, свыше 10 – в единичном.

По функциональному признаку трудовые процессы подразделяются на: основные, вспомогательные, управленческие.

По характеру труда и уровню механизации выделяют трудовые процессы: ручные, машинно-ручные, машинные, автоматизированные, аппаратурные.

По организационному признаку трудовые процессы подразделяют на: индивидуальные, групповые, предметно-замкнутые (все работы данной фазы обработки выполняются на одном рабочем месте).

По длительности трудовые процессы делятся на: прерывные (циклические и нециклические), непрерывные, периодические.

К циклическим относятся трудовые процессы, которые при выполнении данного производственного задания повторяются с равной периодичностью. К нециклическим относятся прерывные процессы, которые не повторяются или повторяются с различной последовательностью (в мелкосерийном, единичном производстве.)

Для анализа и нормирования трудовые процессы расчленяются на составные элементы.

Основным элементом трудового процесса является производственная операция , под которой понимается законченная часть технологического процесса по обработке одного или нескольких предметов труда, выполняемая на одном рабочем месте одним или несколькими исполнителями, либо без их участия.

Производственная операция является объектом нормирования. В основе расчленения операции лежат два признака: технологический и трудовой .

Технологическое деление на составные части определяется необходимостью соблюдения строгой последовательности процессов воздействия на предмет труда.

При технологическом делении производственную операцию подразделяют на: установку, переход, проход.

Установка – это часть операции, выполняемая над предметом труда при его креплении на обрабатывающем оборудовании. Включает установку и съем детали, технологическую подналадку. Данный термин введен ЦИТ (Центральным институтом труда) в 20-е годы.

Переход – это технологически однородная часть операции, выполняемая при одном режиме работы оборудования и неизменном инструменте.

Проход – это законченная часть технологического перехода, состоящая из однократного перемещения относительно заготовки, при котором происходит изменение предмета труда. Проход – повторяющаяся часть перехода.

Операции могут разделяться на ряд позиций - части операции, выполняемые при одном закреплении детали, но в разных положениях относительно обрабатывающих инструментов.

В трудовом отношении производственные операции расчленяются на приемы, трудовые действия, трудовые движения.

Трудовое движение – это однократное перемещение рабочих органов человека при выполнении трудового действия.

Трудовое действие – это совокупность трудовых движений, выполняемых непрерывно с одним и тем же предметом труда и имеющих частное целевое назначение.

Пример. Трудовое действие: взять заготовку. Трудовые движения: протянуть руку к заготовке, захватить ее пальцами.

Трудовой прием – совокупность трудовых действий, выполняемых непрерывно и имеющих общую цель.

Пример. Прием «установка детали в патрон станка» включает действия: взять заготовку, вставить заготовку в патрон станка, зажать заготовку в патроне.

Метод труда – способ осуществления процесса труда, определенная последовательность и состав операций и приемов.

1. Дайте определение политехническому принципу.

2. Охарактеризуйте основные требования политехнического принципа обучения технологии.

3. Какие умения относятся к общетрудовым?

4. Охарактеризуйте общепроизводственные умения.

5. Охарактеризуйте базовые технологии.

6. Какие объекты техники изучаются на занятиях по технологии?

7. Какие технологические процессы изучаются на занятиях по технологии?

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

ПРОИЗВОДСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

(4 часа)

Цель работы:

− формирование умений поэлементного анализа составных частей технологического процесса;

− выявление основных элементов технологических операций как содержательной части упражнений.

Комплексное исследование технологических процессов позволяет успешно решать проблемы совершенствования содержания, принципов, методов и организационных форм технологической подготовки школьников.

Технологический процесс - это совокупность действий, осуществляемых человеком в ходе создания материальных ценностей или выполнения определенных функций в других сферах человеческой деятельности. Технологический процесс на промышленном предприятии складывается из изучения задания, технической документации, подготовки рабочего места, наладки оборудования, выполнения технологических операций и контроля качества выполняемой работы .

По степени механизации технологические процессы подразделяют на: немеханизированные, частично-механизированные, комплексно-автоматизированные.


Технологический процесс расчленяется на трудовые движения (элементарный акт), трудовые действия, трудовые приемы, трудовые операции. Трудовое движение - это однократное и однородное непрерывное перемещение рабочего или его корпуса, ног, рук, пальцев с целью перемещения или поддержания какого-либо предмета.

Трудовые движения подразделяют на движения пальцев, запястья, предплечья, плеча и корпуса.

Выделяют движения короткие и длинные, горизонтальные и вертикальные, прямолинейные и радиальные, индивидуальные и совмещенные, прерывные и непрерывные, решительные; рабочие и холостые.

Трудовое действие - это комплекс трудовых движений, выполняемых без перерыва одними или несколькими рабочими органами человека (рукой, ногой, корпусом или двумя руками и т. д.). Трудовое действие характеризуется одним целевым назначением-постоянством обрабатываемого материала и применяемого инструмента.

Трудовые действия группируются по следующим функциональным признакам: 1) подготовительные, 2) исполнительные, 3) контрольные, 4) корректирующие.

Критериями высокой организации технологического процесса является доминирование исполнительных действий и минимальная трата времени на вспомогательные действия.

По характеру использования применяемых инструментов и приспособлений различают трудовые действия: 1) обработочные, 2) монтажно-установочные, 3) проверочно-контрольные.

Трудовой прием - это совокупность законченных трудовых действий, выполняемых без перерыва и имеющих частное целевое назначение для осуществления операции. Выделяют следующие приемы:

Планирования (изучение технической документации и технологического процесса; условия выполнения форм выработки и др.);

Организации рабочего места и ухода за ним;

Рабочие (управление станком; установка деталей и инструментов; обработка, сборка и т. д.); контроля (обеспечение технических требований чертежа, инструкционной, технологической и операционной карт и т. д.).

По технологическому признаку трудовые приемы подразделяют на: основные, вспомогательные и подготовительно-заключительные.

Различают также статические (поза, исходное положение рук, ног и т. д.) и динамические (движения, действия).

Трудовая операция - это элемент трудового процесса, направленного на достижение конкретной цели, и состоящий из одного или нескольких трудовых приемов. Технологическая операция - часть технологического процесса, непрерывно выполняемая на одном и том же рабочем месте при обработке одного и того же продукта труда.

Из трудовых движений, приемов и операций формируется метод труда, под которым принято понимать конкретный комплекс операций и составляющих их элементов, применяющихся при определенной технологии и в данных производственных условиях на рабочем месте.

Учитель технологии должен уметь расчленять операцию на трудовые приемы для последовательного обучения ее элементам, организации учебного процесса, чтобы изученные ранее трудовые приемы повторялись при выполнении новых видов работ и обогащались новым содержанием. Повторяемость трудовых приемов обеспечивает формирование определенных умений и навыков.


Трудовые умения - это способность человека применять имеющиеся знания в практической деятельности.

Они делятся на общетрудовые (планирования, самоконтроля и организации рабочего места), общепроизводственные (обработочные, вычислительные, измерительные, графические, сборочные, монтажные, наладочно-регулировочные и др.) и специальные (установка заготовки и резца у токаря и т. д.)..

Для формирования общетрудовых и общепроизводственных умений учителю технологии необходимо учитывать возможность повтора действий и приемов во время работы. Общетрудовые навыки и умения в результате постоянного углубления, уточнения и закрепления совершенствуются и складываются в систему.

Трудовые навыки - способность человека выполнять безошибочно определенную работу с наименьшими затратами труда и времени, т. е. автоматизированное (без контроля сознания) выполнение трудовых операций.

Различают навыки: двигательные, умственные и сенсорные. Навыки вырабатываются в процессе деятельности и являются составной частью умения, образовавшегося в результате упражнения.

Порядок выполнения работы

2. Проанализировать технологический процесс (по выбору) и заполнить таблицу 1:

Таблица 1

Технологический процесс

Трудовые действия

Трудовые приемы

Трудовые операции

Контрольные вопросы

1. Что такое "технологический процесс"?

2. Из каких элементов состоит "технологический процесс"?

3. Что такое "трудовое движение"?

4. Назовите виды трудовых движений.

5. Что такое "трудовой прием", "трудовое действие", "трудовая операция"?

6. Как классифицируют трудовые умения?

7. Для чего учителю технологии необходимо знать составные элементы технологического процесса?

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

(4 часа)

Цель работы:

− формирование представлений о различных дидактических системах;

− анализ возможностей дидактических систем в реализации целей и задач технологической подготовки школьников.

СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Система - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

В соответствии с этим общим определением под системами трудового обучения понимают различные варианты планирования и организации процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков. Правильный выбор системы обучения с учетом характера педагогических ситуаций позволяет достичь учителю наибольшего эффекта в своей деятельности.

Наиболее известными являются следующие системы производственного обучения: предметная, операционная, операционно-предметная, моторно-тренировочная (система ЦИТ), операционно-комплексная, конструкторско-технологическая.

Предметная система . Основная отличительная черта этой системы заключается в том, что учащийся овладевает совокупностью приемов и операций изготовления определенного ограниченного числа конкретных изделий.

Исторически это самая старая система обучения. Большое распространение она имела в период развития ремесленничества, а также на ранних стадиях промышленного производства, когда техника и технология не были унифицированы. Программой обучения по предметной системе служил перечень изделий. Тем самым предметная система обучения приводила к технической и технологической узости специалиста. Достоинством этой системы было то, что, осваивая умения и навыки, ученик достигал высокой степени мастерства.

В современном массовом производстве возникает необходимость в подготовке высококвалифицированных рабочих редких специальностей. Их обучение ведется по усовершенствованной предметной системе в индивидуальном порядке.

Дальнейшее совершенствование систем производительного обучения было связано с развитием промышленного производства. Переход на массовый выпуск сложной продукции обусловил в организации производства операционное разделение труда. Подготовка к труду должна быть связана не с обучением способам изготовления конкретных изделий, а с формированием приемов выполнения технологических операций. Это привело к возникновению операционной системы производственного обучения.

Операционная система предложена русскими инженерами и, первые три программы по этой системе были сделаны для обучения слесарным, токарным и столярным работам.

Операционная система предлагала две фазы обучения: овладение основными операциями в процессе изготовления учебных объектов (тренировка); применение полученных навыков при изготовлении товарной продукции.

Для первой фазы обучения подбирались специальные учебные объекты. Их последовательность устанавливалась в зависимости от сложности изделия и существующих в производстве переходов от операции к операции.

На второй фазе обучения приемы и навыки выполнения работ совершенствовались непосредственно в процессе производства изделий.

Операционная система отличается универсальностью, облегчает контроль и коррекцию усвоения умений и навыков.

Вместе с тем, операционная система имеет существенные недостатки.

Во-первых, учебный характер объектов, на изготовлении которых ведется обучение, снижает интерес к учению.

Во-вторых, существует временной и содержательный разрыв между теми операциями, которые приходится выполнять при изготовлении товарной продукции. Ученики за время обучения теряют приобретенные навыки.

В трудовом обучении школьников организация процесса формирования умений и навыков по операционной системе целесообразна в том случае, когда требуется повысить уровень подготовки школьников в заданной области деятельности.

Например, перед выполнением производственных работ, связанных с изготовлением изделий по заказам предприятий или перед допуском к управлению техникой (работа на станке, вождение автомобиля).

Моторно-тренировочная система (система ЦИТа) была предложена для подготовки рабочих в нашей стране в конце 20-х годов. В этот период начала индустриализации жители деревни пополнили ряды рабочих. Поэтому институт труда предложил систему подготовки рабочих с учетом низкого уровня их общего образования.

Для этого был проведен тщательный анализ трудовых операций по ряду основных профессий и четко охарактеризовано не только содержание операций, но и особенности работника, отдельных движений рук и тела, даже элементов движений.

Во главу угла этой системы обучения ставилась задача отработки путем специальных тренировок правильного выполнения характерных для трудового процесса движений, затем приемов и операций, что определило название этой системы - моторно-тренировочная.

Система ЦИТа на отдельном этапе развития производственного обучения сыграла свою положительную роль.

Несомненными достижениями были: анализ двигательных составляющих трудового процесса, использование письменных инструкций в методике, применение тренажеров и приспособлений для формирования умений и навыков.

Вместе с тем эта система имела существенные недостатки. Она строго регламентировала в учебном процессе деятельность учителя и ученика. Ученик был оторван от реальных объектов труда.

Система ЦИТа применима в тех случаях, когда идет процесс формирования сложных навыков ручного труда, например, опиливание плоских поверхностей, строгание рубанком, пиление ножовкой и т. д.

Операционно-предметная система возникла в целях устранения формализма в обучении поиск, которого позволял научно организовать учебный процесс, опираясь на познавательный интерес учащихся. Для изготовления производственно-значимых объектов необходимо выполнить 2-3 операции. Постепенно, изготавливая разные объекты, ученик осваивает совокупность предусмотренных программой производственного обучения операций, в результате чего у него формируются соответствующие умения и навыки.

При обучении по этой системе ученик видит реальные, практически значимые результаты своего труда и с большим старанием и прилежанием относится к учению.

Операционно-предметная система не смогла преодолеть такой существенный недостаток, как изолированность овладения отдельными операциями, временной разрыв между процессом формирования и процессом закрепления умений и навыков. Процесс изготовления по строго заданной технологии приводит к тому, что похожие изделия учащиеся не могут выполнить.

Операционно-комплексная система обязана своим появлением процессу совершенствования техники и технологии производства, усложнению характера выпускаемой продукции, необходимости для исполнителя быстрого переключения с одних объектов труда на другие, что потребовало формирования у рабочего "гибких" умений и навыков.

Это, предопределило необходимость разработки соответствующей системы обучения. Операционно-комплексная система производственного обучения возникла в нашей стране в середине 30-х годов, в тот период, когда быстрыми темпами осуществлялось техническое перевооружение промышленности. Требовались рабочие кадры, обладающие высоким профессиональным мастерством и технологической мобильностью.

Операционно-комплексная система включила в себя все лучшее, что имели предыдущие системы. Обучение по этой системе начинается с упражнений по овладению навыками правильного пользования инструментами, приспособлениями и т. п.

Операционно-комплексная система предусматривает несколько этапов работы.

На первом внимание учащихся акцентируется на трудовых движениях, рабочих приемах, организации рабочего места.

Следующий этап связан с обучением учащихся отдельным операциям и комплексным работам. При этом объекты работ могут носить как учебный, так и производственно значимый характер.

Затем учащиеся учатся выполнять освоенные операции в комплексе. Объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы при их изготовлении применялись все освоенные технологические операции в различном сочетании.

На завершающем этапе обучение проводится в условиях реального производства.

При овладении следующей группой операций данная последовательность этапов обучения повторяется.

По этой системе осуществляется трудовое обучение в старших классах на базе УПК.

Эта система требует совершенствования. В операционно-комплексной, как и во всех предыдущих системах, главное внимание уделяется исполнительской части производственного процесса. А такие элементы, как конструирование изготовляемых изделий и планирование технологического процесса, в систему обучения не входят. Поэтому в настоящее время в обучение по этим системам включают творческие элементы.

В связи с этим, возникли технологическая, конструкторско-технологическая системы. В середине 90-х годов начал разработку творческой проектно-технологической системы обучения учащихся технологии.

Использование конструкторско-технологической системы развивает техническое мышление и конструкторские способности учащихся.

Ведущей идеей конструкторско-технологической системы обучения является органическое сочетание исполнительской и творческой деятельности учащихся.

Учащихся ставятся в такие условия, когда непосредственному изготовлению объекта труда должна предшествовать разработка его конструкции и технологии обработки. Таким образом, учащиеся вначале решают ряд технических вопросов и только после этого переходят к обработке изделий, их сборке и т. д. Следовательно, в данном случае в процессе трудового обучения учащиеся не только выполняют определенные практические трудовые действия, но и решают в связи с этим технические задачи.

Нетрудно заметить, что конструкторско-технологическая система предопределяет содержание лишь интеллектуальной деятельности учащихся, а формирование трудовых практических умений и навыков отходит на второй план.

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться со справочно-информационным блоком.

2. Оценить возможности дидактических систем и заполнить таблицу

Таблица

Дидактические системы

Достоинства

Недостатки

Контрольные вопросы

1. Что понимают под системами трудового обучения?

2. Какие системы наиболее известны?

3. Что общего во всех системах трудового обучения?

4. Какая, на Ваш взгляд, наиболее прогрессивная система? Почему?

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

АНАЛИЗ ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

(4 часа)

Цель работы:

− формирование умений и навыков анализа школьных программ;

− закрепление знаний структуры и содержания программ;

СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Учебная программа является основным документом, которым руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению учащимися, подбирая объекты труда и т. д. Для того чтобы анализировать программу, необходимо знать ее содержание, представлять ее в целом и четко просматривать дидактические связи между разделами.

Порядок выполнения работы

(вариант для технического труда)

1.Ознакомиться с построением и содержанием программы потехнологии в V-VII классах.

2.Выявить цель и указать основные задачи трудового обучения учащихся в V-VII классах.

3.Определить трудовые операции, с которыми учащиеся знакомятся в процессе изучения разделов:

а) «Технология создания изделий из древесных материалов» в V-VII классах;

б) «Технология создания изделий из металлов» в V-VII классах.

4.Подобрать возможные объекты труда при обработке:

а) древесины в V-VII классах;

б) металлов в V-VII классах.

5.Перечислить графические понятия, с которыми знакомятся ученики.

4. Какие объекты труда (по классам) возможны по разделам «Практические работы»?

5. Какие объекты (изделия) могут быть выбраны (по классам) для творческих проектов?

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ОБОРУДОВАНИЕМ ШКОЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ

(4 часа)

Цель работы:

− ознакомление с требованиями к соблюдению санитарно-гигиенических норм и оборудованию школьных мастерских;

− формирование навыков по анализу состояния материальной базы.

СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Учебные мастерские являются необходимым условием эффективного обучения технологии. Задачи технологической под­готовки школьников не могут быть реализованы без хорошо оснащенной учебно-материальной базы.

К материальной базе предъявляют следующие требования:

Соответствие площади мастерских Типовым положениям по количеству учащихся в школе;

Оснащенность оборудованием, инвентарем и материалами по Перечням;

Соблюдение санитарно - гигиенических норм;

Наличие условий безопасного труда учащихся;

Станки: фуговальный школьный СФО-1, круглопильный школьный СКД-1, заточные - относятся к оборудованию, их устанавливают в специальных помещениях. Указанные станки оборудуются вентиляционными отсосами.

Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.

Требования к мастерским по обработке тканей и кулинарии

Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раздельными или совмещенными. В последнем случае для работ с пищевыми продуктами в них выделяется специальная зона (20-25% площади).

Рабочими местами индивидуального пользования в данных мастерских являются универсальные рабочие столы со швейными машинами типа «Чайка-ЗМ», укомплектованными ручным и электрическим приводами, укладками с инструментами.

Рабочими местами коллективного пользования являются швейные машины 51-А класса (оверлоки), гладильные доски, примерочная, электрические (газовые) плиты, мойки, разделочные и обеденные столы, а также дополнительное оборудование. В мастерской по обработке тканей устанавливается стол или съемный щит для раскроя тканей.

Места для влажно-тепловой обработки, швейные машины 51-А класса следует располагать в непосредственной близости от рабочего места учителя. Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться со справочно-информационным блоком.

2. Провести анализ соответствия учебных мастерских ФТиП нормативным требованиям.

4. Оформить отчет в виде таблицы

Таблица

Мастерская ………

Состояние

Помещение (площадь, м)

Размещение учебного оборудования

Организация индивидуальных рабочих мест

Организация мест группового пользования

Организация рабочего места учителя

Оснащение дидактическими материалами

Эстетика интерьера и оформление мастерской

Контрольные вопросы



Статьи по теме: