Социальное партнерство учебного заведения. Социальное партнерство как фактор успешного развития государственно-общественного управления образовательной организацией

Разделы: Администрирование школы

Образовательное учреждение, как и любая другая социальная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на него сложное влияние. Учреждение дополнительного образования детей может оказать достаточно заметное встречное влияние на ситуацию в своей ближайшей среде. Среди социальных субъектов, взаимодействие с которыми во многом определяет жизнь образовательного учреждения, важное место занимают социальные партнеры. Сейчас наступил такой момент, когда об образовании (в том числе и дополнительном) говорят как о сфере услуг, употребляя такие понятия, как конкурентоспособность, образовательная услуга, сегмент рынка, маркетинговые исследования, социальное /образовательное /партнерство, франчайзинг. Новые социально-экономические условия в нашей стране требуют и новых форм управления, координации, сотрудничества. Все попытки решить проблемы дополнительного образования в современных условиях только за счет заботы государства не могут быть успешными. Неотрегулированный механизм перехода на нормативно – подушевое финансирование, переход с 2006г. на региональный бюджет, увеличение % платных образовательных услуг – все ставит вопрос о поиске дополнительных ресурсов совершенствования управленческой деятельности. По нашему мнению, одно из перспективных направлений в сложившейся ситуации – взаимодействие с социальными партнерами.

Перенос в сферу управления образованием теории и практики управления бизнесом заставил нас обратить внимание на такое понятие как стратегическое партнерство, изучить сущность и формы партнерства организаций, этапы построения и принципы партнерства в экономике, обратив особое внимание на стратегическое партнерство с потребителями (система CRM). На наш взгляд, определение своего круга социальных партнеров и путей сотрудничества с ними можно рассматривать как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения. Для этого необходимо использовать предшествующий опыт, постоянно вести поиски новых форм сотрудничества, производить тщательный анализ и отбор наиболее полезных и эффективных связей.

Проблема определения механизма взаимосвязи учреждения образования с окружающей его средой встает сегодня перед каждым руководителем и педагогическим коллективом. Особенно остро она ощущается в дополнительном образовании, т.к. от ее решения зависит финансовое обеспечение учреждения, его жизнеспособность и конкурентоспособность на современном рынке образовательных услуг.

Для того чтобы социальное партнерство можно было расценивать и использовать как оригинальный ресурс в работе руководителя учреждения дополнительного образования, нам потребовалось:

  • разобраться, в какой степени возможен перенос в сферу управления образованием теории практики управления бизнесом или технологий, этапов построения принципов партнерства в экономике;
  • уточнить теоретически и сформулировать понятие “социальное партнерство” применительно к дополнительному образованию.

По нашему мнению, руководитель ОУ должен иметь четкое представление о технологиях взаимосвязи учреждения с окружающей его средой, о роли и месте всех участников образовательного процесса в создании новых форм социального партнерства.

Разработка модели механизма взаимосвязи учреждения образования с окружающей его средой, создание новых форм социального партнерства для учреждения дополнительного образования:

  • улучшит качество управленческой деятельности администрации центра;
  • будет способствовать подготовке учреждения к переходу на государственно-общественную форму управления образованием;
  • обеспечит конкурентоспособность учреждения на рынке образовательных услуг за счет преобразования трех средств системы управления: кадров, финансов, информации;
  • поможет смягчить социальные последствия проводимых реформ в образовании.

На первом этапе (2003/2004 уч. год) осуществлялся анализ состояния проблемы в теории и практике, изучено состояние проблемы в теории и практике управления школой, определен категориальный аппарат.

На втором этапе (2004/2005 уч. год) осуществлялась разработка теоретической модели современного механизма взаимосвязи учреждения образования с окружающей его средой, создание новых форм социального партнерства для учреждения дополнительного образования

На третьем этапе (2005/2006 уч. год) осуществлен поисковый этап эксперимента, проведены анализ, обобщение результатов с целью определения эффективности предложенной модели.

Новизна и теоретическая значимость заключаются в том, что

  • современный механизм взаимосвязи учреждения образования с окружающей его средой, создание новых форм социального партнерства для учреждения дополнительного образования рассматривается как самостоятельный, оригинальный фактор управления в руках руководителя ОУ;
  • сделана попытка творческого заимствования понятия “социальное партнерство” из области управления бизнесом применительно к управлению образовательным учреждением (учреждением дополнительного образования);
  • сконструирован и описан опыт использования в управлении МОУ ДОД “ЦДОД” ЗАТО г. Снежногорск современный механизм взаимосвязи учреждения образования с окружающей его средой, создание новых форм социального партнерства для учреждения дополнительного образования;
  • работа находится на стыке традиционной науки об управлении образовательным учреждением и современных областей знаний: социологии, маркетинга, менеджмента и др., использует межпредметные подходы и связи для разработки инновационных аспектов управления учреждением дополнительного образования.

Материалы могут быть использованы в реальной практике управления учреждением не только дополнительного образования. Возможно продолжение исследования с целью организации международного сотрудничества и форм общественно-государственного управления: управляющих и попечительских советов.

Анализ первоначального состояния социального партнерства МОУ ДОД “Центр дополнительного образования для детей” ЗАТО Снежногорск проводился с помощью нескольких методик:

  • элементы методики STEP и SWOT- анализов (факторы конкурентоспособности) Международного института развития менеджмента;
  • методика управления экспериментом на основе отрицательной обратной связи;
  • методика оценки образовательных результатов А.П. Тряпициной;
  • методика определения критериев и процедуры экспертной оценки новшеств О.Г.Хомерики, д.пс.н.В.С. Лазарева;
  • методика д.п.н., проф. Безруковой В.С. по оценке значимости исследовательских проблем;

Формы сбора и оценки информации:

  1. Опрос (анкетирование, интервью).
  2. Изучение документов.

1.Педагогам, родителям и обучающимся было предложено определить степень значимости сотрудничества “ЦДОД” с учреждениями и организациями города, назвать тех партнеров, с которыми важно сотрудничать для повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Для этого был составлен список учреждений и организаций и каждому участнику образовательного процесса предстояло оценить в баллах (от 1 до 15) “вес” каждого пункта анкеты и внести в нее свои предложения. В данный список вошли имеющиеся в ЗАТО г. Снежногорск предприятия и организации так или иначе связанные с системой образования. В результате данного исследования были ранжированы все составляющие по убыванию баллов. Представителям других организаций и учреждений города было предложено сформулировать те направления деятельности, по которым сотрудничество с “ЦДОД” наиболее привлекательно для них.

2.Сотрудникам АУП было предложено провести оценку условий реализуемости новшества – поиска новых форм и механизмов осуществления социального партнерства. Наряду с этим проведены элементы СТЭП – и СВОТ – анализа.

В результате обработки и анализа собранной информации получены следующие выводы:

  • При оценке в баллах степени значимости сотрудничества с партнерами выявилось противоречие между имеющимся положением и представлениями о желательных партнерах. Причем, взгляды обучающихся, родителей и сотрудников “ЦДОД”, партнеров часто не совпадают. Результаты отражены в таблицах:
Количество опрошенных

% от общего количества

Приоритеты для социального партнерства

обучающиеся
564 80,6 Интересные программы, Возможность пополнения портфолио Подготовка к ЕГЭ и поступлению в ВУЗ Возможность принять участие в очных мероприятиях (выехать из города)

Проведение культурно-образовательных мероприятий

Возможность использования информационных технологий в обучении

Родители 543 77,6 Подготовка к школе, ЕГЭ и поступлению в ВУЗ (углубленное изучение предметов) Возможность бесплатного обучения
Педагоги ЦДОД
23 100 Возможность повышения квалификации Материальное благополучие Совместные проекты
партнеры Муниципальный уровень
10 100 Подготовка к ЕГЭ Совместные проекты Проведение культурно-образовательных мероприятий Организация предпрофильной, профильной и профессиональной подготовки Профессиональная ориентация учащихся
  • Учреждение имеет хорошую общую оценку привлекательности новшества. Она получена исходя из оценок актуальности, потенциальной полезности, реализуемости и контролируемости. Но в роли ограничителей выступили: кадровые, нормативно-правовые возможности, психологическая готовность коллектива.
  • Элементы СТЭП – и СВОТ – анализа показали, что социальные, экономические и политические факторы таковы, что для плавного, а не “шокового” перехода на новые условия финансирования учреждений дополнительного образования необходимо увеличить количество потенциальных партнеров на различных уровнях. Определены:
  • Сильные стороны (расположение в центре города, бренд “Золотой росток”, опыт партнерства с 1998 года, МТБ, способствующая франчайзингу).
  • Слабости (кадры, нормативно- правовое обеспечение, ЗАТО).
  • Возможности (финансовая стабильность, развитие м/н партнерства, повышение конкурентоспособности, сохранность контингента, развитие МТБ, повышение квалификации педагогов и др.).
  • Угрозы (сокращение штатных единиц, переход на платное образование, снижение привлекательности для партнеров, борьба за сохранность контингента, спад конкурентоспособности).

Конкурентные преимущества учреждения дополнительного образования и противоречия, возникающие при организации социального партнерства в МОУ ДОД “Центр дополнительного образования для детей”.

Анализ современного состояния использования собственного механизма и форм социального партнерства в управлении МОУ ДОД “Центр дополнительного образования для детей” ЗАТО Снежногорск позволил определить его основные конкурентные преимущества. К их числу следует отнести:

  • “ЦДОД” имеет теплое, хорошо отремонтированное здание, находящееся в центре города, с благоустроенной прилегающее территорией;
  • В “ЦДОД” работает молодой квалифицированный коллектив педагогов, стремящихся к саморазвитию (80% педколлектива имеет 1 и высшую квалификационную категорию);
  • Наличие современной МТБ: 2 компьютерных класса, 2 учебные мастерские, библиотека, изостудия, музыкальный зал, выход в Интернет);
  • “ЦДОД” – Координационный центр 2 программ: Национальной образовательной программы “Интеллектуально- творческий потенциал России” (г. Обнинск) и Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников “Шаг в будущее” (г Москва);
  • На базе “ЦДОД” работают представительства ПетрГУ (г.Апатиты), СГУ (г.Москва);
  • Вся учебно – исследовательская деятельность сосредоточена в “ЦДОД”- городской Координационный совет, Конференция “Золотой росток”;
  • Осуществление образовательного франчайзинга: МАДО, ЗФТШ при МФТИ, Работландский Сетевой Университет,
  • Звание “Учреждение – интеллектуальный лидер”, Лауреат Премии им. П.Стеблина в номинации “Лучшее образовательное учреждение-2005г.”.

Вместе с тем выявлены определенные противоречия в процессе организации механизма и новых форм социального партнерства, на разрешение которых должна быть направлена программа управленческой деятельности по оптимизации использования методов и инструментов социального партнерства в управлении учреждением дополнительного образования.

Это противоречия:

  • между необходимостью решать сложные нестандартные задачи из области образовательного маркетинга и присутствующей в управленческом и педагогическом труде тенденций к шаблонным действиям;
  • между естественным желанием руководителя иметь дополнительные ресурсы управления и недооценкой роли фактора социального партнерства в системе управления учреждением дополнительного образования детей;
  • между пониманием детским и взрослым коллективами актуальности введения новых форм взаимодействия с социальными партнерами и трудностями в определении механизма введения этих форм;
  • между ожиданием быстрой результативности вводимых новшеств и несоответствием реальных результатов этим ожиданиям.

Управление механизмом образовательного партнерства МОУ ДОД “ЦДОД”

При планировании работы по созданию рабочей модели механизма образовательного партнерства в учреждении дополнительного образования мы опирались на данные, полученные в ходе вышеизложенного исследования, а также использовали методические рекомендации по организации стратегического/социального/ партнерства. Была создана рабочая группа по разработке модели, которая определила, что:

Главная цель модели – это определение этапов, приоритетных направлений действий на каждом этапе по организации социального /образовательного /партнерства.

Выделенные выше противоречия позволяют нам вносить в нее необходимые корректировки, а проведенные теоретические изыскания дают возможность назвать основные способы реализации.

Мы пришли к выводу, что модель может иметь ряд составляющих, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции:

Мы сочли приемлемой модель механизма организации образовательного партнерства в ОУ:

  1. Организация переговорного процесса между сторонами – партнерами.
  2. Организация процедуры выявления и согласования позиций (создание рабочих групп).
  3. Организация экспертной оценки и определение направлений совместной деятельности.
  4. Организация подписания договора сотрудничества.

Так, на этапе экспертной работы определились направления совместной деятельности ОУ (5 образовательных школ, МУК, ДДТ, ЦГПВМ, ИМЦ, ДМШ и др.):

  1. Коррекция образовательных программ дополнительного образования.
  2. Организация взаимодействия на уровне педагогов (консультативно-методическая помощь (обучение, мастер-классы, совместные культурно-образовательные мероприятия, конкурсы, конференции, сессии, семинары, консультации).
  3. Организация взаимодействия на уровне обучающихся (экскурсии, совместные занятия, участие в выставках, фестивалях, КТД, совместные проекты.)
  4. Организация информирования о деятельности субъектов партнерства (совместные семинары; круглые столы; конференции; совещания, освещение в СМИ).

Вышеназванные направления деятельности могут лечь в основу программы совместной деятельности учреждений с последовательным планированием работы.

Для полноты представления о необходимых условиях развития партнерства были выделены субъектные позиции управления, которые позволяют выстраивать партнерские отношения. Так, общее руководство ходом реализации программы образовательного партнерства, определяющим отношения всех субъектов, является координатор проекта (заместитель директора по учебно-методической работе или заместитель директора по учебно-воспитательной работе). Координатор проекта: координирует деятельность педагогов дополнительного образования; организует контроль над выполнением образовательных программ; содействует повышению профессионального мастерства педагогов; организует общий контроль.

Оперативное руководство осуществляет руководящая группа. В ее состав входят представители методической службы “ЦДОД”, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог, представители ОУ.

Позитивные результаты взаимодействия системы дополнительного образования и ОУ не вызывают сомнений и подтверждены практикой: рост удовлетворенности детей и родителей, расширение образовательного пространства ЦДОД, возможности для установления партнерских отношений с другими учреждениями.

Главным результатом является разработка и реализация совместных проектов:

  • конкурс профессионального мастерства (парикмахер, маникюрша) “Красота без границ” – совместный проект педагогов профессиональной подготовки,
  • Новогодние истории” – совместный проект объединений художественно-прикладного творчества;
  • “Золотой росток” – межгородская конференция учебно-исследовательских и творческих работ молодежи и школьников (принимают участие города-ЗАТО);
  • “Выставка образовательных услуг” – городская ярмарка образовательных предложений/услуг/.
  • “Сквер счастливых событий” – экологическая акция для жителей города;
  • Тестирование выпускников школ города по программе “Тест.6.0.”
  • Участие в очных мероприятиях организаций-партнеров.

Апробировав данную модель организации образовательного партнерства, мы установили партнерские отношения на 3 уровнях:

Однако все это не означает, что процесс близок к завершению. Предстоит осваивать инновационные технологии, предусматривать организацию обучения и практики для различных творческих групп педагогов и т.д. Все эти аспекты требуют дальнейшего углубленного теоретического обоснования и практического решения. Также требуют разработки критерии эффективности социального партнерства.

Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях рыночной экономики для повышения конкурентоспособности любое учреждение дополнительного образования заинтересовано в эффективности и плодовитости сотрудничества с социальными партнерами.

Социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать как:

  • партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;
  • партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства;
  • партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.

В руках администрации учреждения дополнительного образования механизм организации социального партнерства может стать действенным инструментом, источником дополнительных ресурсов управления, если руководитель, используя межпредметные подходы и связи, сможет воспользоваться теорией и практикой современных областей знаний (социологии, маркетинга, менеджмента, экономики и др.) для построения модели организации социального партнерства собственного учреждения. Главная цель управления знаниями – создание новых и более мощных конкурентных преимуществ.

Управление организацией социального партнерства в УДО – процесс многофакторный, специально спроектированный, развивающийся по определенным законам и технологиям. На наш взгляд, современным элементом в управлении ОУ является использование СВОТ- нализа и индивидуального макретинга, а из новых форм социального партнерства – использование образовательного франчайзинга.

Главным субъектом организации социального партнерства всегда выступает ОУ, а объектом могут выступать разные группы социальных партнеров.

Механизмом образовательного партнерства выступает совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон:

  1. Переговорный процесс между сторонами – партнерами.
  2. Процедуры (технологии) выявления и согласования позиций партнеров (создание рабочих групп).
  3. Экспертная работа по анализу, экспертной оценке и определению направлений совместной деятельности.
  4. Создание нормативных документов.

Для руководителя учреждения дополнительного образования важно оценивать эффективность организации социального партнерства с позиции современной теории управления образовательной системой по конечным результатам.

Полученные в ходе работы результаты могут быть использованы в реальной практике управления учреждением дополнительного образования, но с учетом уже имеющихся своих технологий организации социального партнерства. Таким образом, правильно организованное социальное партнерство обеспечит ОУ конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, поможет смягчить социальные последствия проводимых реформ в образовании, улучшит качество управленческой деятельности администрации МОУ ДОД “ЦДОД”.

(Из опыта работы педагогического коллектива МОУ «Школа №3 г.Докучаевска»)

Непреложным является тот факт, что именно образование во все времена считалось непреходящей ценностью, ибо оно является основой экономического развития общества, одним из факторов социальной стабильности, источником роста интеллектуального ресурса и духовно-нравственного потенциала населения, залогом успешного развития любого государства, абсолютным олицетворением известной пословицы «Что посеешь, то и пожнешь». Однако в последнее время все более настойчиво звучат рациональные и взвешенные аргументы в пользу того, что школа не является единственным субъектом осуществления учебно-воспитательной миссии. В свете задач, определяемых доктриной развития образования, а также ввиду модернизации современного образования, возникает естественная необходимость в обеспечении открытости системы образования разнообразным воздействиям со стороны семьи, общества, государства и, более того, вовлечение их в решение вопросов образовательной тактики и стратегии. Нелишним будет напомнить, что школа никогда и не претендовала на абсолютную монополию в области оказания образовательных и воспитательных услуг и, так называемые, «шефские отношения», столь популярные в 70-80 годах прошлого века являются тому абсолютным подтверждением. Наряду с положительными результатами, а именно: оказание материальной и иной помощи в осуществлении ремонта школы, закупке учебной литературы и дидактических материалов, обеспечение питания и оздоровления детей, шефские отношения носили лишь эпизодический, бессистемный характер и не базировались на диалогическом отношении субъектов и, как следствие, не обеспечивали перманентное единство, гармонизацию взаимоотношений и выработку совместной стратегии единых действий. Говоря иными словами, происходило своего рода манипулирование, когда либо одна из сторон неосознанно выполняла действия, необходимые другой стороне, либо одна из сторон использовалась лишь как элемент поднятия статуса деятельности без ее осознанного включения и вовлечения в образовательно-воспитательный процесс. Срабатывал так называемый уровень подчиненного включения , который предполагает добровольное включение одной стороны в качестве пассивного исполнителя, принимающего заданные рамки деятельности. Такое однобокое, а иногда лишь символическое участие в жизни школы, конечно же, не имело ничего общего с предметом нашего сегодняшнего разговора, но именно оно послужило зародышем тому, что сейчас и принято называть социальным партнерством в области образования. И именно социальное партнерство, исключая подчиненное включение соучастников процесса образования и воспитания, предлагает иные виды включений , более конструктивные, позволяющие чувствовать себя не просто вовлеченным, а сопричастным образовательной системе, видеть результаты своего соучастия, проявлять искреннюю заинтересованность в обсуждении и решении проблем развития образования.

В педагогику термин «социальное партнерство» пришел из других сфер деятельности общества, где он трактуется как механизм урегулирования взаимоотношений между государством, различными социальными группами. Социально-педагогическое партнерство – это объединение совместных усилий лиц или образовательных учреждений для достижения общих целей; упорядочивание координационного взаимодействия систем образования и социальных институтов в пределах их взаимной заинтересованности, с целью внедрения общенациональных, общегосударственных аспектов образования и воспитания, на основе которых представители разных субъектов собственности, групп населения, организаций и учреждений достигают желаемого консенсуса, организовывают совместную деятельность, координируют ее в направлении достижения общественного согласия в образовательной политике. И основывается эта совместная деятельность на:

*согласованном включении , строящемся с учетом совместного обсуждения инициативы одной стороны, с дальнейшей ее разработкой и возможной корректировкой;

*инициирующем включении , отличающемся высокой активностью одной стороны, при консультативной и координирующей деятельности другой стороны;

*самостоятельном обоюдном включении , где инициатива совместной деятельности может выдвигаться любой стороной при двусторонней поддержке идеи, ее разработке и реализации совместными усилиями, а также обоюдной ответственности за успешность достигаемого результата.

Выбор уровня включенности в осуществление совместной деятельности определяется и ситуацией, и результатами, которых стремятся достичь стороны, именуемые социальными партнерами.

Социальными партнерами становятся индивидуальные и коллективные субъекты, разделяющие ценностные установки современного образования, заинтересованные в выработке единой образовательной политики, способные действенно поддержать образование в решении реальных проблем становления и развития его системы. Достижение высокого качества образования предполагает органичное сочетание образовательных традиций и инновационных тенденций, получивших признание в мировой и отечественной практике, творчески осмысленное относительно отечественной педагогической реальности и стратегических целей социокультурного развития общества. Однако социальное партнерство не должно предполагать прямого копирования зарубежного опыта. Он далеко не универсален и при его даже частичном применении требуется более глубокий социально и историко-сравнительный анализ. А посему нужно согласиться с тем, что социальное партнерство в нашей стране должно исходить из реалий и потребностей нашей с вами жизни. Партнерские отношения могут рассматриваться в качестве межсубъектных взаимодействий, эффективность которых определяется общими ценностно-целевыми устремлениями всех его участников, их взаимообогащением, то есть - в качестве совместного развития системы ценностей, преобладающих в нашем социуме и являющихся критерием оценки уровня образования и воспитания человека.

Однако всем известно и то, что общество неоднородно, а, значит, не всегда партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества. Но ведь термин "партнерство" понимается очень широко и наиболее распространенным является понимание партнерства как объединение усилий лиц или организаций для решения общих целей или для достижения значимой для всех цели. Современный подход к вопросу партнерства в образовании показывает, что развитие образования - забота не только государства в целом и учебного заведения в частности. Государство в лице министерства и региональных отделов образования отвечает за обеспечение единого образовательного пространства в и предоставление системе образования необходимых ресурсов и поэтому, ввиду очевидных причин, не может охватить всю сложность задач, потребностей и условий конкретных сообществ. К тому же, школа – живое образование, имеющее непрерывную динамику и склонность к изменению и именно поэтому допускается вариативность форм осуществления социального партнерства. Образованию, как одному из социальных институтов, всегда были присущи тесные взаимосвязи и их взаимообусловленность со всеми основными сферами социума – экономикой, социальной структурой, политикой и культурой. Это и есть те четыре основополагающих камня, на которые может опираться школа в осуществлении своего главного предназначения – образовывать и воспитывать. И именно от взаимодействия этих четырех субъектов сотрудничества и зависит, удастся ли всей системе образования в целом и каждому образовательному учреждению в частности выстроить новую систему партнерства взамен известной старой практики шефских отношений. Сейчас уже с уверенностью можно сказать, что социальная зрелость общества и локальных сообществ является предпосылкой и индикатором возможности и даже необходимости социального партнерства в образовании. Идея социального партнерства в образовании заключается в том, что для решения проблем в этой социально значимой сфере требуются усилия и конкретные действия всего общества, а не только одного из его составляющих. Безусловно, необходимо предварительно произвести мониторинг ситуации в том или ином конкретном городе или населенном пункте с целью выяснения наличия почвы для взаимовыгодного сотрудничества, т. е. партнерства между образованием, отдельными общественными, благотворительными организациями, конкретными людьми, государственными структурами. Необходимо досконально изучить и проработать вопрос: какие возможности представляет партнерство образованию и наоборот, какими технологиями необходимо обладать для эффективного партнерства, каких взаимовыгодных результатов можно добиться в случае успешного партнерства.

Каким же образом партнерство в образовании помогает улучшить сам процесс обучения школьников, каких результатов помогает добиться, каких ошибок помогает избежать, чем способно обогатить рутинный образовательный процесс, имеет ли право на жизнь, вообще и какова конечная цель этого непростого и весьма трудоемкого дела?

Оценка опыта взаимодействия показала, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы школы на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления независимо от его типа и вида. Оно привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы, не экономя при этом ресурсы самой школы, а обогащая их. Оно помогает накапливать и передавать жизненный опыт как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг. Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности. Такая деятельность позволяет наиболее эффективно и экономно оказывать помощь нуждающимся членам сообщества, участвующим в партнерстве, добиваться того, чтобы, оставаясь непохожими на других, признавать различия отдельных людей и организаций.

Эффективное социальное партнерство в образовании предполагает:

  • а) наличие общественной потребности включаться в реализацию ценностей образования;
  • б) готовность к такому сотрудничеству школы;
  • в) потребность школы;
  • г) инициатива школы;
  • д) инициатива негосударственного сектора.

Наличие всех вышеназванных условий будет способствовать тому, что партнерство поможет направить ресурсы школы на развитие сообщества, общественной самоорганизации и самоуправления. Оно привлечет ресурсы сообщества к поддержке образования в школе и будет способствовать взращиванию в сообществе традиции и практики гражданской активности, благотворительности, добровольности. Уже сегодня социальное партнерство создает на местном уровне реальные структуры гражданского общества, пытаясь гарантировать их стабильное развитие.

Возможности развития образования с помощью партнерства строятся на следующих механизмах:

- открытость и сотрудничество ;

- упор на развитие, общение и обмен идеями;

- разработанная философия образования и подход к развитию сообщества;

- возможность реализации рациональных идей для местных жителей;

- учреждение общественно-активных школ;

- выявление желания местных организаций стать активными партнерами в решении проблем в образовании и сообществе;

- предоставление родителям возможности принимать участие в процессе обучения и школьной жизни их детей;

- сотрудничество с добровольцами, направленное на увеличение количества услуг, предоставляемых в сообществе.

Гарантией успешного сотрудничества образовательных учреждений выступает большое количество факторов. Но наиболее важными является развитие культуры благотворительности, сформированная стратегия организаций, вступающих в сотрудничество, близость к нуждающимся, профессионализм в оказываемых услугах, степень развития организационной культуры партнера, гуманитарная составляющая человеческого фактора партнера, система контроля, сложившаяся система финансирования и философия ее развития, информационное обеспечение, регулирование организации, механизм саморазвития партнерской организации.

Модели социального партнерства в образовании и организационные формы партнерства, имеющие "прописку" в Докучаевской общеобразовательной школе №3, этапы реализации модели социального партнерства дают право заявлять о сложившейся специфике взаимоотношений, устоявшихся технологиях и оценивать слагаемые успеха в этом новом для развивающегося гражданского общества деле. Да, социальное партнерство в образовании – примета нового времени. Но современная школа находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться. Образовательное учреждение должно стать открытой системой, расширяющей сотрудничество с различными социальными институтами. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые разделили между собой ответственность за их обучение и воспитание.

Сегодня перед школой поставлен социальный заказ на формирование личности ребёнка, которую характеризует не только информированность в различных областях науки, но и коммуникабельность , толерантность, современный тип мышления, ответственность за принятие решений .

Поэтому в условиях современного подхода к обучению, воспитанию, развитию и социализации выпускник школы должен выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром, адекватно адаптироваться к условиям современного общества, его социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям.

Изменение ценностных ориентаций в соответствии с социокультурными изменениями в обществе, появление идеи непрерывного образования как образования через всю жизнь, ставит личность с ее интересами и возможностями в центр новой социокультурной парадигмы образования. Исходя из понимания, что в системе образования заложен значительный потенциал, обеспечивающий социализацию человека , становится понятным, что в современных условиях система образования должна готовить человека к будущей жизни. Неслучайно, в числе приоритетных задач модернизации образовательной сферы называется развитие образования как открытой государственно-общественной системы. При этом подчеркивается, что стратегические цели образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия школы с представителями науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, а также родителями.

На сегодняшний день в Докучаевской ОШ №3 сложилась определённая система работы по социальному партнёрству, способствующая созданию для учащихся «социальной ситуации развития». Школа является открытой социально-педагогической системой, тесно взаимодействующей со всеми типами образовательных учреждений города, республики, общественными организациями, семьями обучающихся. Рынок дополнительных образовательных услуг в нашем городе достаточно насыщен и конкуренция между учреждениями высока. В городе успешно работают кружки Дома Культуры, детские музыкальная и спортивная школы, Дом детского и юношеского творчества, частные формы дополнительного образования детей. Все они в той или иной степени осуществляют вариативное разно уровневое образование, а при умелом вовлечении в партнерство оказывают неоценимую помощь школе. В настоящее время педагогический коллектив нашей школы сотрудничает более чем с двадцатью различными организациями нашего города. Привлечение общественности к партнерству в области образования – задача, выполнение которой поможет создать качественно новый уровень отношений и взаимодействия по решению проблем развития образования союзом заинтересованных субъектов, способных к достижению конструктивного соглашения и выработке единой образовательной политики. Мы ищем возможности для привлечения социальных партнеров, обладающих ресурсами для организации совместной деятельности школы как ресурсного центра.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО

Между социальными группами системы образования:

Детский сад;

Другие школы города;

Учреждения дополнительного образования:

Музыкальная школа,

Спортивная школа,

ДДЮТ,

Горный и торговый техникумы;

Внутришкольные связи на уровне межпредметных интегрированных отношений;

Между социальными группами вне системы образования:

Библиотека;

Музей;

Дворец культуры;


- благочиние;

Местные интернет ресурсы;

Полиция;

Станция пожарной охраны;

Медицинские учреждения;

Общественные организации;

Со многими из вышеперечисленных организаций уже существуют давние партнёрские отношения, строящиеся на договорной основе. К некоторым из них мы еще только прокладываем тропинку в области взаимосотрудничества и партнерства. И,поскольку, выгода от совместных скоординированных действий как школы,так и всех субъектов социума, очевидна – все проще удается наладить контакты с теми, кто реально заинтересован в многогранности процесса обучения, в его многовекторности и глубинности.

Социальное партнёрство в Докучаевской общеобразовательной школе №3 осуществляется по нескольким направлениям:

1.Социально – педагогическое направление:

Родители;

Детские сады;

ДДЮТ;

Учреждения дополнительного образования;

2. Гражданско – патриотическое направление:

Библиотека;

Совет ветеранов;

Краеведческий музей;

Общество ветеранов – афганцев;

Союз ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

Казаки.

3.Духовное направление:

Благочиние;

Воскресная школа;

4. Физкультурно – оздоровительное направление:

ДЮСШ;

Тренажерные залы;

4. Профилактическое направление:

Социальные службы по работе с молодежью;

Местные интернет ресурсы;

Полиция;

5. Профориентационное:

Горный и торговый техникумы;

Городской центр занятости;

Развивая систему непрерывного образования (дошкольное учреждение-школа-техникум (ВУЗ)), Докучаевская общеобразовательная школа №3 осуществляет сотрудничество с детскими садами города, техникумами города для создания системы, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучающихся. На третьей ступени общего образования, развиваем систему профильного обучения с учетом реальных потребностей рынка труда, запросов родителей, отработки гибкой системы профилей и кооперации с учреждениями высшего образования. Расширяются возможности социализации учащихся, обеспечивается преемственность между общим и профессиональным образованием, появляется возможность более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Социальные партнеры должны совместно принимать активное участие в обязательной профессиональной ориентации и консультировании учеников системы среднего образования. Работать не только с учащимися выпускных классов, которые в большинстве своем уже определились с выбором, но и среди учащихся младших классов посредством организаций и проведения бесед с лучшими рабочими, экскурсий по предприятиям, проведением дней открытых дверей в учебных профессиональных заведениях.

Рассмотрим несколько направлений современного партнерства в области образования.

Социально – педагогическое направление:

Родители – главные социальные партнёры школы.

Большое внимание уделяется социальному партнерству с родителями, опора воспитательный потенциал семьи. Воспитывать положительное отношение к школе у учащихся и родителей через включение родителей в общественную жизнь школы (в плане воспитательной работы школы - участие родителей в классных, общешкольных мероприятиях, совместные походы, соревнования, профориентационные экскурсии на места работы родителей невозможна без активной помощи родителей. Гражданскую же пассивность, иждивенчество некоторой части родителей, их потребительское отношение к школе можно преодолеть, развивая социальное партнерство сначала с группой родителей, добровольную общественную работу, благотворительность. Мы стараемся сделать родителей своими союзниками, ведь только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, родители и школа могут достичь желаемых результатов в обучении и воспитании детей. Родительская общественность предлагает сегодня строить отношения семьи и образовательного учреждения на уровне социального партнерства. Это – образовательные услуги, соответствующие социальному заказу на образование детей. В течение года мы проводим мониторинг среди родителей. Анализируем состав и структуру семей обучающихся детей. Выясняется, что подавляющее число заинтересовано в том, чтобы дети получили качественное образование, воспитание и развитие, в дальнейшем продолжили свое обучение в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования. Значение такого сотрудничества в условиях реализации новой образовательной концепции с современными задачами развивающего обучения и социализации при переходе на компетентностный подход в организации образовательного процесса трудно переоценить! И поэтому педагогический коллектив нашей школы сегодня ищет любые возможности и средства для того, чтобы помочь семье, оказать психолого-педагогическую помощь, научить воспитывать ребенка. Воспитывать без соответствующих знаний, руководствуясь лишь слепым инстинктом – значит рисковать будущим растущего человека. Поэтому педагоги учатся сами и несут свои знания родителям. Ведь чем бы ни занимались родители, кем бы они ни были по специальности, они всегда – воспитатели своих детей.

Для нас важно добиться активной жизненной позиции родителей, вызвать у них желание узнать своего ребенка, оценить свои взаимоотношения с ним. И мы используем немало форм и путей, проверенных практикой и временем. Это и родительские собрания, которые проходят в форме сборов-разговоров «Подумаем вместе», и родительско -педагогические консилиумы; тренинги, дискуссии, «круглые столы». Родители дискутируют на родительских собраниях, участвуют вместе с детьми в общественно-значимых делах по благоустройству здания, сбору поискового материала и т.д.

Основные направления работы с родителями:

  • формирование активной жизненной позиции родителей по отношению к школе;
  • организация родительского всеобуча;
  • взаимодействие социально – психологической службы школы с родителями;
  • вовлечение в органы школьного самоуправления;
  • использование увлечений отдельных родителей для внеклассной работы с детьми;
  • проведение совместных мероприятий, праздников, походов, экскурсий, клубов выходного дня;

С целью активизации всех вышеперечисленных направлений работы с родителями в школе разработана и действует программа «Социальные партнёры: школа и семья», которая реализуется через:

* использование традиционных форм работы с семьёй, организацию совместной досуговой и поисковой деятельности, создание банка семейных праздников и других форм совместных мероприятий: «За здоровьем – всей семьёй», «Бабушкин сундук», «Увлечение моей мамы», «Листая старый фотоальбом», « Песни моего детства», «Взрослые – детям» и другие;

* развитие и поддержку интереса детей и взрослых к истории семьи, города: «Моя родословная», «Праздник родовода», «Вклад моей семьи в историю города, страны», «Защитник Отечества в моей семье», «Выпускник школы в моей семье» и другие;

* создание в школьном музее семейных альбомов, однодневных выставок-экспозиций; составление репортажа об интересных семьях на местном интернет - ресурсе «Типичный Докучаевск» и сайте ОШ№3.

* вовлечение родителей в укреплении материально – технической базы школы: оборудование и ремонт учебных кабинетов, участие родителей в ремонте школы и участие в общешкольных субботниках.

Школа – детские дошкольные учреждения.

Давно сложилась система работы «школа - детский сад». Учителя начальной школы заранее знают, какие дети придут к ним в первый класс, так как по договору о совместной деятельности они посещают занятия подготовительной группы, родительские собрания. Воспитатели детского сада приглашаются в школу на педагогические консилиумы по вопросам готовности к процессу обучения, а также адаптации детей в школе, (чтобы увидеть, как их бывшие воспитанники чувствуют себя здесь). Такая система работы позволяет детям быстрее привыкнуть к смене привычной среды и деятельности, новым педагогам, помогает избежать сложного периода болезненной адаптации. Традиционными стали праздники, проводимые для воспитанников детского сада нашими учащимися: открытые уроки для малышей с целью ознакомления с уроком как таковым, новогодние ёлки, дни знакомства со школой и другие.

Школа – Дом Детского и Юношеского Творчества.

На протяжении многих лет школа сотрудничает с этим учреждением дополнительного внешкольного образования. Особенно ценно для нас то, что уже много лет на базе школы ведёт кружок «Кружевница» методист ДДЮТ Пыжова Наталья Андреевна. На своих занятиях она знакомит детей с азами моделирования одежды, занимается с ними вязанием крючком, изготовлением традиционных народных кукол. Её руками оформлены передвижные выставки уголка школьного музея.

Физкультурно – оздоровительное направление.

Школа – «ДЮСШ» СК «Доломит».

Спортивная школа предоставляет свою базу для проведения занятий учащихся. Многие учащиеся школы посещают секции, которые ведут тренеры – преподаватели ДЮСШ. Результаты этой работы учащиеся показывают, побеждая на разно уровневых соревнованиях. Однако, тренеры оказывают еще и неоценимую помощь школе и в деле формирования у школьников самодисциплины, а порой даже работы над школьными предметами и улучшения качества знаний.

Профилактическое направление.

Деятельность школы по этому направлению осуществляется путем взаимодействия с социальными службами по работе с молодежью, общественной организацией «Молодая Республика», а также полицией. Представители вышеперечисленных организаций – нередкие гости в нашей школе. Беседы, викторины, выступления агитбригад, совместные мероприятия помогают учителям в нелегком процессе формирования личности учащегося. В данном направлении осуществляется также социальное партнёрство по реализации дополнительного образования: представители общественного движения «Молодая Республика» предлагают детям заниматься различными видами общественной деятельности на условиях волонтерского движения, спортом, активным образом жизни.

Информационное направление.

Велика роль учреждения образования в упорядочивании информации, которая обрушивается на ребенка из средств массовой информации: радио, телевидения, интернета. Организуя работу по формированию устремлений и интересов детей, взаимодействуя с местными органами печати, местным телевидением, мы эффективно решаем задачи воспитания общей культуры юных граждан, их отношения к миру, к самим себе, результатам своей творческой деятельности. Педагоги, и обучающиеся нашей школы активно используют тематические полосы газеты «Докучаевские вести», сайты «Типичный Докучаевск», «ОШ №3». В качестве положительной тенденции можно отметить и то, что сами педагоги начали активно пропагандировать свой опыт работы с детьми, искать новые формы сотрудничества со СМИ. Тем самым в городе формируется эффективная система информирования горожан о жизни школы, о проблемах в детской и молодежной среде. Это позволяет не только решать задачи образования и социализации обучающихся, но и активно продвигать свой «продукт» на рынке образовательных услуг, решать имиджевые задачи ОШ №3 и привлекать новых партнеров к сотрудничеству.

Профориентационное направление.

Наша школа много лет сотрудничает с Докучаевским горным и торговым техникумами. Это образовательное партнерство мы понимаем как сотрудничество абсолютно равноправных учреждений-партнеров и как конструктивное объединение педагогов вокруг одного большого дела – создания условий для получения выпускниками профессии, делающими при этом осознанный выбор с чувством осознанной ответственности, реально оценивая свой потенциал и перспективы социальной и профессиональной интеграции в современном обществе.

Можно бесконечно говорить о необходимости социального партнерства в современном образовании, значение его трудно переоценить. Очевидно одно: именно оно позволяет всех по-новому взглянуть на процесс образования, как на неотъемлемую составляющую всей жизни социума, каждый член которого в той или иной мере может повлиять на его течение, направленность и результативность. Сегодняшняя практика социального партнёрства наполняется новым содержанием: особое внимание уделяется использованию в работе с учащимися технологий поисковой, исследовательской деятельности учащихся, выстраивание социальной инфраструктуры школы, позволяющей создавать условия для включения учащихся в процесс разработки и реализации социальных проектов, взаимной пенетрации школьных предметов, полномасштабной интегрированности всех действий, производимых школьным учебным заведением. И, поскольку, все вышеперечисленные схемы партнерства являются все же, скорее, разовыми и бессистемными (так как работа со школьниками не является основным видом деятельности ни для полицейских, ни для медицинских работников, ни для представителей иных служб), осуществление современного партнерства в нашей школе мне хотелось бы продемонстрировать как раз на примере межпредметных связей, на совместных скоординированных действиях всех работников школы, на осуществлении такого партнерства посредством проведения интегрированных уроков. Исходя из своей педагогической специальности, собственного опыта и имеющихся образцов партнерства в обучении детей, я бы хотела остановиться все же на школьном предмете под названием «Английский Язык». Вашему вниманию представлены две презентации, основанные на теоретических знаниях и практическом опыте на тему «Современное партнерство в области образования (достижения и перспективы) и «Современное партнерство в обучении детей английскому языку».
Подготовила материал к участию в Виртуальной выставке-презентации «Современное образование в Донецкой Народной Республике 2016» - Писанец Н.Г., учитель английского языка МОУ «Школа №3 г.Докучаевска», учитель высшей квалификационной категории, старший учитель.


1

Глушанок Т.М.

В условиях перехода к рыночной экономике профессиональное образование все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, в первую очередь, экономических проблем общества.

В условиях перехода к рыночной экономике профессиональное образование все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, в первую очередь, экономических проблем общества. В тоже время, меняется характер действия экономических и социальных факторов на состояние профессионального образования.

В этих условиях становится актуальной новая система отношений между образовательными учреждениями, союзами работодателей, объединениями трудящихся, службами занятости - всеми, кто становится не только потребителями «продукции» образовательного учреждения, но и источником его финансового благополучия.

Попытаемся проанализировать возможность воздействия социальных партнеров на учреждения образования с целью более полного учёта требований работодателей к кадрам. Для этого рассмотрим на примере туристской отрасли сущность, содержание и этапы развития социального партнерства, основные типы социальных партнеров системы профессионального образования и трудности при работе с различными категориями социальных партнеров.

Социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия образовательного учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса. Социальное партнерство в системе туризма - это важный элемент в формировании современного подхода к отрасли туризма, показатель реальной заинтересованности общества и государства в ее дальнейшем развитии с целью повышения прибыльности и конкурентоспособности в целом.

Понятие "социальное партнерство" рассматривается как участие различных государственных и общественных организаций, индустрии туризма, а также отдельных лиц в совместной деятельности, направленной на решение конкретных задач, стоящих перед отраслью. Опираясь на зарубежный опыт, накопленный в этой области, проведем сравнительный анализ способов решения вопросов о социальном партнерстве.

Макропартнером в системе социальных взаимоотношений является само государство. Как правило, отношения туристской организации с другими социальными партнерами зависят от государственной политики в области туризма. Это положение очень легко проверить на характере отношений, складывающихся у учебных заведений с таким важнейшим и значимым для них партнером, как индустрия.

Во главе предприятий индустрии туризма стоят руководители с самыми различными взглядами на систему профессионального образования. Сотрудничать или не сотрудничать с профессиональными школами зависит от степени их личной заинтересованности. Учебные заведения, естественно, могут мотивировать руководителей объектов индустрии туризма к сотрудничеству высоким качеством подготовки специалистов возможностью предоставления бесплатной и достаточно квалифицированной рабочей силы на определенный период и т.д. Но, к сожалению, возможности образовательных учреждений достаточно ограничены и, к еще большему сожалению, государство ничего не делает для того, чтобы повернуть представителей индустрии лицом к системе профессионального образования. Хотя, в большинстве зарубежных стран такой опыт существует, как правило, - это:

Значительное снижение налогов для тех, кто поддерживает образовательные учреждения в той или иной форме;

Обязательные требования к квалификации работников при лицензировании или сертификации;

Множество поддерживаемых государством программ сотрудничества между образовательными учреждениями и индустрией, которые выгодны обеим сторонам.

Российские образовательные учреждения лишены такой поддержки от своего главного социального партнера - государства, и поэтому вынуждены самостоятельно искать социальных партнеров и налаживать отношения с ними.

Исходя из принятого определения социального партнерства опишем основные типы социальных партнеров системы профессионального образования. Прежде всего, отметим тот факт, что рассматривать категорию социального партнерства можно применительно как к системе профессионального образования в целом, так и к отдельному учебному заведению. В первом случае стороной, участвующей в социальном партнерстве, выступает, условно говоря, вся совокупность образовательных учреждений вместе с органами управления образованием. Образуя единое целое, они выступают партнером в системе тех отношений, которые складываются на рынке труда. И здесь можно выделить три основные категории социальных партнеров профессионального образования: работодателей (индустрию); объединения работников (профсоюзы, общественные организации); государственные органы управления, включая службу занятости. Главным партнером выступает само государство, которое определяет политику в области туризма. Разработку законов и нормативных актов, способствующих развитию туризма, оно поручило государственным органам управления, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Эти же органы осуществляют финансирование в частности подготовку специалистов через систему профессионального образования, разрабатывают государственные образовательные стандарты, вовлекают образовательные учреждения в сотрудничество с индустрией туризма через участие в конференциях, совещаниях, выставках.

Роль государства на рынке образовательных услуг в настоящее время должна сводиться к выработке и проведению в жизнь концепции реформирования профессионального образования, отвечающей интересам всех участников этого процесса. В целом же, политика государства, основанная на включении профессионального образования в систему базовых приоритетов социально-экономического развития, должна быть ориентирована на решение следующих ключевых задач:

1. Создание условий для развития реального сектора экономики, как основного институционального субъекта рынка труда, формирующего профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу. Устойчиво работающее производство само превратится в мощнейший регулятор системы профессиональной подготовки кадров, выступая одновременно и заказчиком и контролёром качества образовательного продукта.

2. Формирование нормативно-правовой базы для нового типа взаимодействия образовательных учреждений с индустрией, способствующей удовлетворению основных интересов обоих сторон на взаимовыгодной основе.

3. Усиление "прозрачности" информационных потоков о ситуации на рынке труда и образовательных услуг, широкое информирование населения о профессиональной и квалификационной структуре спроса, прогнозе основных макроэкономических показателей рынка труда, проблемах трудоустройства выпускников, рейтинге образовательных учреждений и т.д.

4. Оптимизация государственной налоговой политики, нацеливающей предприятия на проведение активных программ по переподготовке и повышению квалификации своих кадров. Принятие положений об исключении из налогооблагаемой базы всех видов издержек, связанных с обучением персонала.

5. Усиление регламентирующих и контрольных функций государственных органов в сфере регулирования рынка образовательно-квалификационных услуг. Создание единых для всей страны стандартов образования, приведение их в соответствие с международными стандартами.

6. Создание условий для формирования реальной конкурентной среды для всех без исключения образовательных учреждений, независимо от их формы собственности и административной подчиненности. Прозрачность в распределении и использовании бюджетных средств, оптимизация межбюджетных отношений.

Муниципальные органы управления образованием и экономикой могли бы помочь в вопросе кадрового обеспечения профессиональных учебных заведений, организовав эту работу по следующим этапам:

  • Создание перечня профессий, требующихся на местном рынке труда;
  • Корректировка содержания образовательных программ, путем совместного рецензирования их с участием работодателей;
  • Формирование муниципальной системы подготовки и повышения квалификации преподавателей для более качественной подготовки специалистов.

Другим немаловажным фактом работы в сфере социального партнерства является проведение тематических, специализированных семинаров, конференций, выставок, на которых представлялась бы возможность установить непосредственные контакты с партнерами, приобрести или заказать учебные пособия по подготовке специалистов различных профилей, а также активно участвовать в них, овладевая необходимыми навыками работы с клиентами.

Плохо налаженные взаимодействия между социальными партнерами приводят к тому, что учреждения профессионального образования страдают от элементарной нехватки информации о том, каковы потребности рынка труда, какие направления наиболее перспективны, какие новые тенденции появляются. От отсутствия такой информации ухудшается качество подготовки специалистов.

Органы местного самоуправления вовлекают к сотрудничеству различные категории социальных партнеров (средства массовой информации, издательства, центры профориентации, службы трудоустройства и т.д.), а также финансируют подготовку и переподготовку своих специалистов.

Предприятия индустрии туризма участвуют в реализации образовательных программ через организацию практического обучения студентов на своей базе, их трудоустройстве, финансировании обучения своих сотрудников и управлении учебными центрами через учредительство.

Отношения с работодателями выстраиваются сложно. Необходимо подчеркнуть, что разрушение связей профессионального образования с предприятиями привело к тому, что многие из них перестали уделять должное внимание вопросам переподготовки и повышения квалификации своих кадров. Однако, как показывает опыт, при желании учебное учреждение в состоянии переломить это отношение к себе со стороны бизнеса, доказать свою состоятельность и взять на себя решение вопросов по обеспечению производства квалифицированными кадрами.

Понятен интерес к системе социального партнерства у объединений трудящихся, профсоюзов. Чем качественнее будет профессиональная подготовка, тем меньше окажется социальных проблем, конфликтов с работодателями, социальная напряженность. Не меньший и в чем-то схожий интерес к партнерству с профессиональной школой имеет и служба занятости. Несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводит выпускников на биржу труда. Снизить поток таких безработных, сократить расходы на их переподготовку - в этом и есть практическая заинтересованность в становлении системы социального партнерства в профессиональном образовании.

Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях - достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин (состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него органов власти и воли, желания и возможности руководителей учебных заведений). Результативность и эффективность работы учебного заведения с социальными партнерами определяется степенью реализации своих интересов, заключающихся, прежде всего, в подготовке высококвалифицированных специалистов и оценивается по степени выполнения своей основной социальной функции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Власова Т. И. Проблемы повышения профессионального уровня туристских кадров / Т. И. Власова, Ю. В. Богданов // Развитие туризма в условиях современных интеграционных процессов: Материалы науч.- практ. конф. - Минск: б.и., 1997. - С.155-158.

2. Нуртдинова А. Некоторые аспекты становления социального партнерства в России //Проблемы теории и практики управления. 1995. №3.

3. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране. - М.: Высш. шк., 1987.- 87с.

4. Профессиональная педагогика / Рос. акад. образования, Ассоц. "Проф. образование", Исслед. центр проблем непрерыв. проф. образования. - М.: Изд-во АПО, 1997. - 511 с.

Библиографическая ссылка

Глушанок Т.М. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1144 (дата обращения: 11.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

«СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ ДОПОНИТЕЛЬНОЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЫ»

ГОУ СОШ № 000

Термин «Социальное партнерство» - относительно новый для сегодняшней России. Как правило, его смысл раскрывается как налаживание конструктивного взаимодействия между тремя силами, действующими на общественной арене страны: государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями . Но сегодня речь пойдет о социальном партнерстве в образовании, где взаимодействие заключается в решении конкретной социальной проблемы

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ – это реальное взаимодействие двух или более равных сторон (лиц и\или организаций) на основе подписанного на определенное время соглашения в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который в чем-либо не удовлетворяет одну или несколько сторон и который эффективнее решать путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и др) и организационных усилий до достижения желаемого результата.

Безусловно, что желаемым результатом в данном случае является создание благоприятных условий для самореализации учащихся путем взаимодействия и сотрудничества всех сторон, участвующих в процессе воспитания

Таким образом, целью является воспитание активной гражданской и жизненной позиции, создание условий для социализации подростков

Данное сотрудничество решает ряд основных задач, стоящих перед образованием в целом, позволяет привлечь все больший круг заинтересованных лиц и организаций для оптимизации учебного и воспитательного процесса, выполнения социального заказа общества


· привлекать ресурсы общества для развития образовательной сферы

· помогает направлять ресурсы образования на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления

· помогает накапливать и передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров

· способно эффективно координировать совместную деятельность с пониманием степени ответственности каждого партнера

· позволяет оказывать помощь нуждающимся членам сообщества

Кратко основные принципы взаимовыгодного сотрудничества можно сформулировать следующим образом.

Во-первых, реальное взаимодействие нескольких партнеров. Во-вторых, партнерство должно быть оформлено в письменном виде. Такая официальность дисциплинирует всех участников сотрудничества, призывает к ответственности

В-третьих, договор или соглашение о социальном партнерстве должен иметь четкие временные рамки,

В-четвертых, документ о социальном партнерстве оформляется в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который эффективнее решать путем объединения ресурсов

В-пятых, договор о социальном партнерстве считается выполненным, если достигнут намеченный обеими сторонами результат.

ОСНОВЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

· уважение и учет интересов участников соглашения;

· заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях

· соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных актов

· наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей

· равноправие и доверие сторон

· невмешательство во внутренние дела друг друга

· добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования

· регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства

· обязательность исполнения достигнутых договоренностей

· систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений

· ответственность сторон за не выполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.

ВИДЫ ДОГОВОРОВ

Для оптимизации сотрудничества следует различать следующие виды договоров

1. Долгосрочные договоры. В нашей школе этот вид представлен сотрудничеством с успешно действующей на базе школы ДШИ «Вдохновение», ЦВР «Март», «Новопеределкино»,

2. Договоры о проведении конкретных мероприятий и акций. Эта форма нам очень хорошо известна, так как мы все взаимодействуем в системе одного Западного Окружного управления образованием, находимся в едином образовательном пространстве

Данные договоры чаще заключаются в устной форме.

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ УСПЕШНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

· развитие организационной культуры партнеров и культуры партнерских отношений

· эффективная система контроля, в том числе в области финансирования

ТАКИМ ОБРАЗОМ, СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО – это не простое сотрудничество, где главный подход – выгода партнеров, в нем есть третья составляющая – СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА, на решение которой и нацелено социальное партнерство. Естественно, что такое сотрудничество невозможно без взаимоуважения, взаимодополнения, взаимообмена опытом, полученными результатами.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

1. Партнерское мышление – умение видеть лучшее в человеке, уважительное отношение к чужому мнении, стремление понять другого, желание и умение выстраивать социальные отношения.

2. Взаимное дополнение. В партнерских отношениях означает, что в рамках совместной деятельности для достижения наилучшего результат каждый должен делать то, что он делает лучше других.

3. Долевое участие предполагает объединение ресурсов с целью получения синергетического эффекта – результата, который невозможно получить вне партнерства.

4. Разнообразие форм объединения субъектов партнерства

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ

Для успешной реализации основных принципов социального партнерства в нашей школе, мы представили образовательное пространство в целом и воспитательная работа школы сложилась в достаточно стройную воспитательной систему, являющуюся центром духовного, нравственного и гражданско-патриотического воспитания, представляющая собой три

основополагающих компонента и ставящая перед собой следующие цели и задачи:

Продолжать внедрение эффективных развивающих технологий обучения, технологии уровневой дифференциации в 5-11 классах для повышения качества образования;

Создать условия для творческой активности в урочной и внеурочной деятельности учащихся и педагогов;

Совершенствовать традиции школы через вовлечение большего количества учащихся в общешкольные мероприятия;

Развивать сети творческих объединений, спецкурсов, секций для более полного удовлетворения потребностей учащихся в организации их развивающего досуга;

Вовлекать в экспериментальную работу школы большее количество учащихся и педагогов род по различным направлениям экспериментальной и воспитательной работы школы

Решение данных целей и задач невозможно без все более развивающейся системы дополнительного образования .

Следует отметить, что дополнительное образование в школе не существует как отдельная структура.

Учебный план дополнительных образовательных услуг школы составлен на основе положения о дополнительном образовании детей в общеобразовательной школе, изучения потребностей интересов школьников разных возрастных групп, социального заказа их родителей.

Дополнительные образовательные услуги в школе направлены на решение основных ПРОБЛЕМ, стоящих перед школой:

Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

Профилактику асоциального поведения;

Укрепление психического и физического здоровья;

Формирование активной жизненной позиции

Принцип социального заказа является одним из основополагающих при составлении данного учебного плана. Для реализации этого принципа в школе проводится анализ, мнения учащихся и их родителей, используются методы анкетирования, тестирования, собеседования и педагогического наблюдения.

В 2009/2010 учебном году учебный план дополнительного образования представлен блоками:

Художественно-эстетический блок (вокально-хоровая студия, кружки художественного творчества), привлекаются учащиеся со 2-го по 10 класс ;

Туристско-краеведческий блок (фотостудия и ДОО «Обелиск»), привлекаются учащиеся с 5-го по 11 классы ;

Физкультурно-спортивный блок (основы боевых искусств, спортивные игры), участвуют учащиеся с 1-го по 11 класс;

Естественнонаучный блок (кружок «Занимательная география», «Ступеньки», «Юный Архимед», «Любители финансовой математики»), привлекаются учащиеся с 5-го по 11 класс;

Социально–педагогический блок (клуб «Вожатый», клуб «Юный экскурсовод», педагогические классы школы), привлекаются учащиеся с 5 по 11 класс, а также учащиеся детских садов района.

Каждое из направлений внеурочной деятельности в школе решает следующие ЗАДАЧИ:

Объединения художественно-эстетического блока решает задачи создания условий для раскрытия творческих способностей детей через систему вовлечения их в разнообразную творческую внеурочную деятельность;

Объединения туристско-краеведческого блока решают задачи привлечения школьников к сохранению историко-культурного наследия, распространение краеведческих знаний среди школьников через работу кружков, факультативов, тематических выставок. Помощь юным гражданам в формировании Российского государственного самопознания, воспитание патриотизма;

Объединения физкультурно-спортивного блока решают задачи укрепления здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта, обеспечение душевного здоровья и хорошего эмоционального состояния учащихся, оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств;

Секция естественнонаучного блока способствует развитию аналитического мышления и исследовательских качеств учащихся.

Объединения социально-педагогического блока решают задачи создания условий для раскрытия творческих и педагогических способностей детей через вовлечение их в шефскую работу, помощь в выборе будущей профессии.

Ожидаемый РЕЗУЛЬТАТ системы педагогических воздействий – успешные в решении жизненных и профессиональных проблем выпускники, сохранившие интерес к знаниям, способные соизмерять свои возможности и пожелания с реалиями и ожиданиями общества, осознающие свой гражданский статус, связывающие свои жизненные цели и планы с целями развития общества.

Таким образом, в школе сложилось достаточно крепкое, многогранное социальное партнерство, соответствующее воспитательной системе школы, целям и задачам воспитательной и экспериментальной работы, где все компоненты тесно взаимосвязаны. Это три составляющие – в образовательном процессе, внеурочной, внешкольной деятельности. Из схемы понятно, что многие наши структуры реально действуют во всех 3 направлениях. Это и есть особенность нашего сотрудничества. Об этом подробнее расскажут мои коллеги .

ПРОБЛЕМЫ

К сожалению, работа по налаживанию социальных взаимосвязей не всегда складывается успешно. Имеется ряд проблем и рисков. Это и сложная социальная среда, в которой находится учебное заведения, инертность родительской общественности и не всегда продуктивный диалог с властными структурами, Управой района.

ЗАДАЧИ БУДУЩЕГО

Задачи будущего вытекают из сложившихся на данный момент проблем. А именно,

1. Более четкая координация взаимодействия всех структур для решения поставленных обществом задач. Ведь не секрет

2. Создание мотивации для более эффективного участия родителей в образовательном пространстве школы.

3. Разработка и реализация, в рамках экспериментальной площадки «Молодежная политика средствами образования» социально значимых проектов, влияющие на окружающую социальную среду.



Статьи по теме: