Работа с личным составом. Практические положения современной системы работы с личным составом в вс рф и зарубежных стран нато Работа с личным составом в армии

Успешное выполнение сложных и ответственных задач находится в прямой зависимости от уровня соблюдения личным составом полиции требований законности и служебной дисциплины в повседневной деятельности. Надлежащий уровень соблюдения законности и дисциплины обеспечивает организованность, мобильность, постоянную готовность сотрудников к немедленным и решительным действиям в борьбе с преступностью. В свою очередь поддержание необходимого уровня зависит от качества работы с личным составом руководителей, кадрового аппарата и подразделений морально-психологического обеспечения.

Наш собеседник - помощник начальника УВД по работе с личным составом подполковник внутренней службы Владимир Сивирчуков.

Владимир Николаевич, с чего начинается работа с личным составом?

Разумеется, с правильного отбора и расстановки кадров. Вопрос комплектования подразделений УВД является одним из приоритетных в работе службы кадров и находится на постоянном контроле у руководителей управления. Работа по подбору кандидатов ведётся постоянно. В этом вопросе мы активно взаимодействуем со средствами массовой информации, с центрами занятости населения Москвы, с воинскими частями и военными комиссариатами округа. Агитационная работа ведётся с выпускниками юридических факультетов гражданских высших учебных заведений. Мы также активно работаем по привлечению в Московский университет МВД России, колледж полиции и юридический колледж Департамента образования Москвы выпускников средних школ столицы.

Далеко не каждый кандидат соответствует требованиям, предъявляемым сотруднику органов внутренних дел. Будущему полицейскому важно быть не только физически развитым и образованным, но законопослушным и дисциплинированным. Этот человек должен обладать высокими моральными и нравственными качествами. Отбор сотрудников - сложный многоступенчатый процесс, в ходе которого кандидат изучается со всех сторон.

Удаётся находить идеальных кандидатов?

Идеальных людей не бывает. Часть качеств, свойственных хорошему полицейскому, человек приобретает вместе с опытом профессиональной деятельности. И здесь немаловажную роль играет институт наставничества.

За каждым вновь принятым сотрудникам закрепляется старший товарищ, имеющий многолетний опыт работы в органах внутренних дел. Наставник помогает освоить тонкости профессии. Мы благодарны нашим ветеранам. Они, находясь на пенсии, проводят большую работу с молодыми полицейскими, знакомят их с лучшими традициями органов внутренних дел.

Какова главная задача подразделений, занимающихся воспитательной работой? Как формируются требования, обозначаемые в приказах?

Задача подразделений по работе с личным составом - способствовать личностному и профессиональному росту каждого сотрудника. В органах внутренних дел накапливается многолетний опыт воспитательной работы. Он анализируется, систематизируется и обобщается в служебных нормативно-правовых актах. Поэтому такие документы, как, например, Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД, берутся не из воздуха.

Что касается опытных сотрудников и наставников, какая работа проводится с ними?

Главной ценностью любого трудового коллектива являются наиболее опытные и высококвалифицированные сотрудники. Есть такой «золотой фонд» и в УВД по ЮЗАО. Руководством управления проводится работа, в том числе индивидуально-воспитательного характера, направленная на сохранение и укрепление кадрового ядра подразделения. Мы стараемся уделять внимание социально-бытовым нуждам наших сотрудников. При обращении сотрудников к руководству с рапортом об увольнении или переводе в иные подразделения МВД, с ними проводятся беседы, направленные на выявление конкретных причин принятия таких решений.

Каковы основные причины увольнений или переводов?

Причин много. Есть вполне закономерный карьерный рост, заключающийся в переходе сотрудника в вышестоящее подразделение. Часто люди переходят на должности, которые в большей степени соответствуют их личностным особенностям. Однако бывают и негативные причины, связанные с наличием неблагоприятного морально-психологического климата в коллективе. Такие причины должны выявляться и устраняться.

Замечу также, что в коллективах с хорошим морально-психологическим климатом нарушения служебной дисциплины и законности, как правило, не допускаются.

Сегодня весьма актуальной является тема нарушения сотрудниками полиции правил дорожного движения. Это нередко приводит к весьма трагическим последствиям.

Такие случаи не остаются без внимания, а виновные всегда получают по заслугам. Однако одними карательными мерами здесь не обойтись. Важно правильно и наглядно проводить профилактическую работу по разъяснению возможных последствий нарушения правил дорожного движения. Мы, к примеру, используем документальные видеоролики, в которых наглядно демонстрируются причины и последствия дорожно-транспортных происшествий.

Особое внимание стараемся уделять работе с руководящим составом всех уровней. Многое зависит от личного примера, от того, как мы сами выполняем требования, которые ставим перед своими подчинёнными.

Нам известно о той большой роли, какую играет Совет ветеранов управления в работе с личным составом. Как в этом отношении складывается взаимодействие с Общественным советом при УВД?

У Общественного совета и УВД много линий совместной работы. Так, например, на недавнем заседании этого совета рассматривались вопросы об оказании бесплатной юридической помощи сотрудникам полиции, членам их семей, ветеранам ОВД, членам семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, и полицейским, которые стали инвалидами. Говорили также об организации бесплатной спортивной секции по самбо для детей сотрудников полиции.

Сергей ЛЮТЫХ,
фото пресс-службы УВД

Боевая служба розыскной группы

Специальная операция может проводиться органами внутренних дел (органами государственной власти и управления района чрезвычайного положения) совместно с частями (подразделениями) внутренних войск для: - задержания особо опасных и...

Инженерное обеспечение обороны МСБ на БМП в пустыне

При уяснении задачи: Ш основные задачи инженерного обеспечения, от выполнения которых будет зависеть успех ведения оборонительного боя (содержание, силы, средства и время, необходимое для их выполнения); Ш задачи инженерного обеспечения...

· оценка и расчеты химической обстановки на химически опасном объекте; · оценка воздействия опасных факторов пожара на персонал и население; · оценка радиационной обстановки на местности при проведении работ в мирное время; · исследование...

Исследование инженерно-технических мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования автотранспортного предприятия в условиях чрезвычайных ситуаций

Командно-штабные учения, их цели, классификация и методика организации подготовки

Подготовка командно-штабного учения (КШУ) осуществляется в соответствии с календарным планом. Форма и содержание этого плана зависят от масштаба, темы, целей и этапов учения. Обычно в календарном плане указываются: 1. мероприятия...

Комплексная безопасность

Усложняющийся характер проблем безопасности в XXI веке...

Методы разрешения неуставных взаимоотношений в войсковой части

Множество проблем существует сегодня в нашей стране и в Вооруженных Силах. Некоторые из армейских проблем, возможно, решить только на государственном уровне, другие на уровне Министерства обороны, третьи, возможно...

Особенности и последствия ядерных техногенных катастроф

2.1 Индикаторы В главе 1 были представлены примеры различных техногенных катастроф. Однако их ущерб огромен не только с экологической, экономической, политической, психологической и др. сторон, но и с социальной...

Особенности организации морально-психологического обеспечения боевых действий войск в чеченском конфликте

На начальном этапе выдвижения федеральных войск к Грозному главная задача состояла в своевременном прибытии частей и подразделений в назначенные районы в полной боевой готовности. На решение ее были направлены усилия командиров, штабов...

Планово-экономический отдел является структурным подразделением войсковой части 42737. Структуру и штат подразделения регламентируется Штатным расписанием...

Отчет о прохождении производственной практики в планово-экономическом отделе войсковой части 42737

Последовательность содержания работы командира патрульного взвода, по организации выполнения поставленной задачи

Инструктивные занятия со всем личным составом войсковых нарядов проводят офицеры подразделения и прапорщики -- командиры взводов по решению командира роты в учебном городке, классе, помещении с учетом особенностей выполняемой задачи...

Проблемы осеннего призыва в Вооруженные Силы РФ 2011 года (на примере отдела военного комиссариата г. Санкт-Петербурга по Красносельскому району)

Процесс формирования местных органов военного управления Ленинградской области тесно связан с политическими, социально-экономическими и военными событиями, происходившими на территории России в начале XX века...

Пути формирования и совершенствования педагогического мастерства командного состава роты

Действенность форм педагогического мастерства во многом зависит от характера деятельности участников. Самый нежелательный вариант, когда организаторы максимально активны, а воспитанники пассивны, только слушают или смотрят...

Советская артиллерия в Великой Отечественной войне

Развитие организационных форм советской артиллерии происходило в зависимости от экономических возможностей страны и конкретных условий ведения войны. В развитии организации артиллерии можно отметить два этапа. На первом этапе...

Итоговый документ (выписка)
гражданского Форума «Духовно-нравственная составляющая
военного строительства России. Современность и перспективы»

...Значительные усилия деструктивных сил направлены против армии. Во все времена в любом государстве она всегда несла важную воспитательную функцию. Различия состояли лишь только в том, какое место занимали данные вооруженные силы в системе национальной безопасности, и кто конкретно реализовывал эту функцию на практике.

Это объяснялось тем, что 95% численности армии составляли молодые люди, у которых в период прохождения службы формировались духовные и нравственные позиции, выбирались жизненно важные ориентиры и приоритеты.

В связи со складывающейся международной обстановкой особую актуальность приобретают вопросы обеспечения информационной безопасности и идеологического противоборства. Всё это предполагает глубокое и коренное переосмысление состояния национальной безопасности в целом и военной в первую очередь, серьезную оценку угроз и вызовов Российской Федерации, а также ускоренное завершение модернизации её Вооруженных Сил...

В ближайшее время в нашем государстве будет сохраняться смешанный принцип комплектования Вооруженных Сил, что предполагает активизацию духовно-нравственного воспитания прежде всего гражданской молодежи и военнослужащих , представителей силовых структур. Это, в свою очередь, требует коренной перестройки и активизации всей военно-патриотической и воспитательной работы с населением России , совершенствования ее материально-технической базы.

...Имеет место постоянное уменьшение численности призываемого контингента в связи с сокращением населения России и увеличением числа лиц, не подлежащих призыву в армию и на флот по состоянию здоровья и другим объективным причинам. Сокращение сроков срочной службы до одного года отрицательно сказывается на уровне их профессиональной подготовки и, следовательно, морально-психологическом состоянии воинских коллективов.

Выход из сложившейся обстановки видится в осуществлении подготовки к службе в Вооруженных Силах в стенах средних учебных заведений с привлечением опытных офицеров из числа находящихся в запасе.

Наметился разрыв между технической оснащенностью военнослужащих и их морально-психологической подготовкой к выполнению задач в условиях современной войны , который с каждым годом увеличивается. В то время как в других армиях ведущих государств эта часть работы с военнослужащими возрастает и ей постоянно уделяется неослабное внимание, в наших Вооруженных Силах она свертывается.

Проведенный анализ показывает, что в армиях зарубежных государств широко внедрен и подкреплен современной пропагандистской техникой и методиками опыт политико-воспитательной работы в Советских Вооруженных Силах.

В тоже время руководство Российской армии неоправданно и необоснованно отказывается от использования сложившихся в течение столетий постулатов учебно-воспитательного процесса. Образовался серьезный разрыв между обучением и воспитанием военнослужащих , что отрицательно сказывается на уровне боевой подготовки, формировании морально-боевых качеств личного состава и воинской дисциплине, снижает боевой потенциал армии и флота.

Опора только на экономические и материальные стимулы в работе с военнослужащими в конечном итоге может развратить армейскую среду и способствовать формированию их сознания, в соответствии с которым они будут служить и защищать не своё Отечество, а того, кто больше им заплатит.

Общество обеспокоено и тем, что в последние годы крайне снизился уровень культуры в войсках, появилась современная «унтерпришибеевщина». Нередко, к сожалению, руководители органов военного управления, в том числе высших, грубят и хамят подчиненным, унижают их, творят чиновничий произвол, отсутствует соблюдение воинского этикета, что стало уже нормой поведения.

Одна из главных задач, стоящая перед российским обществом, это формирование устойчивой системы духовно-нравственных ценностей, мотивов, интересов личности военнослужащих, обеспечивающих их органическое включение в военно-профессиональную деятельность.

Большую угрозу для обеспечения военной безопасности представляет и развязанная в отдельных средствах массовой информации кампания по дискредитации отечественной военной техники и вооружения , критиканского подхода в оценке престижа службы в Вооруженных Силах.

Даже СМИ, сотрудничающие с Министерством обороны и находящиеся в его подчинении, больше озабочены проблемами зарабатывания денег , чем проведением серьезной работы по патриотическому и нравственному воспитанию телезрителей, радиослушателей и читателей.

В современном российском обществе нет должного понимания, что человек, обученный современным профессиональным приемам и способам убийства и применения оружия, без должного уровня нравственного воспитания, привития высокой культуры и патриотических чувств опасен для общества и окружающих .

Особого внимания со стороны государства и общества требует офицерский корпус, являющийся системообразующей основой Вооруженных Сил. Именно офицеры решают ключевые задачи по укреплению боевой готовности частей и соединений, воспитанию и обучению солдатского и сержантского состава.

Офицерский корпус – становой хребет любой армии. Эта истина многократно подтверждена отечественной и мировой историей. Специалисты едины в том, что главной трудностью при организации армии является создание корпуса офицеров, способного вдохнуть жизнь в новые формирования. С потерей офицеров, или вследствие снижения их качественных характеристик армия теряет стержень, возможность её использования значительно сокращается.

Ошибочным решением является монетизация ряда льгот для военнослужащих.

Отрицательный общественный резонанс вызвала и политика военного ведомства по механическому сокращению численности академий и военных училищ и в первую очередь элитных: военно-воздушных сил и воздушно-космической обороны.

В этом вопросе неоправданно игнорируется то, что офицерский корпус – это основа Вооруженных Сил, который всегда в первую очередь жертвовал своими жизнями во имя Отечества. В связи с этим военный педагог генерал М.А. Драгомиров говорил: «если офицер не сделает, то и никто не сделает».

Легковесное отношение Министерства обороны Российской Федерации к судьбам десятков тысяч офицеров и членов их семей отрицательно сказывается на престиже армии и флота, уровне боевой готовности и боевой подготовки, воспитании личного состава и наносит огромный ущерб обороноспособности государства.

В ходе формирования нового облика Вооруженных Сил, на наш взгляд, совершен ряд серьезных ошибок, которые значительно снижают эффективность работы с личным составом:
резко ослаблен организационно-штатный и кадровый состав воспитательных структур;
ликвидирована подготовка профессиональных военных специалистов;

Значительно ухудшено психологическое обеспечение войск;
существенные потери понесли система и база информационно-пропагандистской и культурно-досуговой работы;
неэффективно используется материально-техническая база военных СМИ;
система защиты войск и населения от информационно-психологического воздействия противника практически деградирует;

Утрачиваются передовые направления и школы военного обществоведения;
теряются лучшие традиции воспитания личного состава на боевых традициях; нарушается важнейший принцип военного российского строительства – единство армии и народа.

Проявляется недопустимая медлительность в выполнении поручения Президента Российской Федерации по организации работы в войсках (силах) с верующими военнослужащими.

В интересах дальнейшего укрепления военной мощи Российской Федерации и повышения боеготовности ее Вооруженных Сил участники гражданского Форума предлагают:

Президенту Российской Федерации:
дать поручения Совету Безопасности Российской Федерации по:

А) разработке доктринальных документов, определяющих систему мер по укреплению морально-политической составляющей военной мощи Российской Федерации;

Б) обеспечению реализации Программы перехода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания (Пр. № 1462 от 22 августа 2002 г.);

В) разработке стратегии противодействия попыткам фальсификации отечественной истории в политических целях, с учетом технологий информационно-психологической войны;

Г) проведению теоретико-практического анализа военных реформ в современной России и осуществления необходимых корректив в военном строительстве с учетом отечественного опыта в интересах усиления места и роли духовно-морального фактора многонациональности и многоконфессиональности воинских коллективов;

Инициировать разработку проекта Закона «О Вооруженных Силах Российской Федерации» и внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «Об обороне»;

Инициировать принятие Федерального закона о гражданском (общественном) контроле над деятельностью силовых структур в целях упорядочивания механизма взаимодействия общества и органов управления в области национальной безопасности страны, предупреждения коррупции и должностных преступлений;

Инициировать разработку Федерального закона о «О государственно-патриотическом воспитании граждан Российской Федерации»;

Дать указания органам власти субъектов Российской Федерации по перепрофилированию переданных из Министерства обороны Российской Федерации Домов и клубов офицеров в места размещения структур по военно-патриотическому воспитанию граждан и ветеранских организаций;

Создать в составе Правительства Российской Федерации органа (департамент, министерство) по межнациональным отношениям;

Принять решение по воссозданию при Президенте Российской Федерации рабочего органа (Комиссии) по военнопленным и без вести пропавшим военнослужащим с определением ей дополнительных задач по поиску мест захоронения погибших, местонахождение останков которых в настоящее время не известно, идентификации останков и перезахоронению на Родине военнослужащих (и гражданского персонала) Вооруженных Сил СССР и России, погибших в Афганистане, «горячих точках» в ходе межнациональных конфликтов на территории других государств при выполнении своего интернационального долга;

Осуществить оперативные и действенные меры по повышению эффективности системы профессионального отбора граждан из числа пребывающих в запасе, а также военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, для прохождения ими службы по контракту и кандидатов для поступления в высшие военные учебные заведения;

Разработать по согласованию с субъектами Российской Федерации государственную программу по шефству над воинскими соединениями, частями и подразделениями (с участием государственных органов, общественных организаций и бизнеса);

Разработать федеральную целевую программу подготовки молодежи к военной службе , в которую включить мероприятия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях по общей начальной военной подготовке, подготовки по дефицитным военно-учетным специальностям, физической, морально-психологической подготовке, военно-патриотическому воспитанию, правовой профилактике;

Провести учет и инвентаризацию кадетских корпусов и классов , объединений и клубов военно-патриотической направленности на предмет качества подготовки молодежи к службе в армии и на флоте, определить их статус и нормативно-правовую базу;

Восстановить преференции для выпускников суворовских и нахимовского училищ при поступлении в вузы Министерства обороны Российской Федерации;

Изучить вопрос о восстановлении в общеобразовательных средних учебных заведениях начальной военной подготовки как предмета обучения с привлечением к его преподаванию опытных офицеров запаса, создав для этого необходимые условия;

Осуществить скоординированные действия по противодействию ведущейся против России информационно-психологической войне, а также по созданию эффективной системы морально-психологического обеспечения и воспитательной работы в войсках , воинских формированиях и органах; организационному укреплению воспитательных структур, прежде всего в воинских подразделениях ;

Предусмотреть в процессе создания телевизионных каналов общественного телевидения программ, посвященных проблемам военно-патриотического воспитания граждан, армейской молодежи, освещению вопросов, связанных с ее духовно-нравственным воспитанием.

Федеральному Собранию Российской Федерации:
совместно с Правительством Российской Федерации принять участие в подготовке изменений в Законе «Об обороне», обсуждении и принятии Закона «О Вооруженных Силах Российской Федерации», других документов, законодательно закрепляющих ход и результаты военной реформы в области духовно-нравственного воспитания молодежи и военнослужащих силовых структур;

Принять кодекс законов о ветеранах , отвечающий международным правовым стандартам и нормам и привести в соответствие с ним законодательные акты;

Внести в принятые законодательные акты, касающиеся деятельности силовых министерств, структур и ведомств, положения о приоритетном направлении деятельности по воспитанию личного состава , привитию ему высоких нравственных качеств;

Принять закон «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации» .

Министерству обороны Российской Федерации:
принять меры по организационному и кадровому укреплению органов по работе с личным составом;

Осуществить работу по обобщению и изучению опыта организации воспитательной работы в вооруженных силах других государств, внедрению в практику воспитательных структур российской армии новых форм и методов воздействия на личный состав с учетом исторического прошлого России;

Сформировать современную информационную систему Вооруженных Сил , сеть специальных «мозговых центров», творческих лабораторий, аналитических рабочих групп, информационно-разведывательных и научно-исследовательских подразделений, групп информационного противоборства в сфере общественного сознания и в кибернетическом пространстве. Привлечь к этой работе ведущих исследователей, аналитиков, специалистов;

Проработать вопрос целевого финансирования создания современной базы идеологического воздействия на личный состав Министерства обороны Российской Федерации и на военнослужащих противника с использованием передовых технологий;

Рассмотреть вопрос о создании в Министерстве обороны Российской Федерации системы подготовки научных и научно-педагогических кадров, в том числе и для организации морально-психологического обеспечения, а также идеологического противоборства в глобальной сети Интернет;

Повысить уровень патриотизма, духовных и моральных качеств военнослужащих Российской армии. Предложить Министерству обороны совместно с общественными организациями ветеранов обсудить и принять Кодекс чести офицера Вооруженных Сил Российской Федерации;

Обратить внимание в 2012 году, объявленном Президентом Российской Федерации Годом Российской истории , на практическое изучение и пропаганду отечественной военной истории и культуры, духовного наследия, российской военной классики, науки и искусства побеждать, заветов и советов лучших военных умов России;

Переработать Положение об Офицерских собраниях (Приказ Министра обороны Российской Федерации 2004 г. № 435) в целях активизации их деятельности и усиления влияния на жизнь воинских коллективов и прохождение службы офицерского состава;

Сосредоточить основные усилия органов военного управления и должностных лиц всех степеней на решении проблем обеспечения безопасности военной службы, предупреждении гибели и травматизма личного состава, профилактики правонарушений, особенно связанных с преступлениями против личности военнослужащих;

Создать достойные условия для военной службы, жизни и быта военнослужащих, их информационного и культурно-досугового обеспечения, проведения спортивно-массовых мероприятий;

Привести учебно-материальную базу работы с личным составом в соответствие с современными требованиями;

Активизировать работу по духовному образованию и работе с верующими военнослужащими, введению в войсках должностей штатных священнослужителей;

Поручить руководству органов военного управления всех уровней, должностным лицам соединений и частей активно взаимодействовать с государственными органами, средствами массовой информации, общественными организациями по вопросам пропаганды важности и значения военной службы, повышения её престижа, формирования уважительного отношения к военнослужащим;

Пересмотреть деятельность средств массовой информации Министерству обороны и прежде всего телеканала «Звезда», где наблюдается приоритет передач информационно-развлекательного жанра и коммерциализация в ущерб созданию серьезных воспитательных передач, показа программ, направленных на военно-патриотическое воспитание, освещение истории России и ее Вооруженных Сил, их героического прошлого и настоящего;

Осуществить научно обоснованный подход к вопросу сокращения численности военно-учебных заведений и в первую очередь элитных: авиационных и обеспечивающих космическую оборону. При этом, в первую очередь, рассматривая не экономические выгоды, а целесообразность с позиций обеспечения безопасности государства;

Подготовить предложения по созданию в Вооруженных Силах молодежных организаций, структур, занимающихся проблемами армейской молодежи , подготовкой кадров и специалистов для проведения этой работы.

Силовым министерствам, структурам и ведомствам:
предпринять необходимые меры по укреплению воспитательных структур, усилению их кадрового потенциала, совершенствованию учебно-материальной базы , использованию в своей практической работе современных технологий.

Министерству культуры Российской Федерации:
активизировать работу по осуществлению шефства над соединениями, частями и учреждениями силовых министерств, структур и ведомств по работе, направленной на повышение культуры их сотрудников, привитию им высоконравственных качеств, совершенствованию эстетического воспитания;
восстановить работу военно-шефской комиссии. Рекомендовать ее руководителем Народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии В.С. Ланового.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
осуществить перепрофилирование переданных из Министерства обороны Российской Федерации Домов и клубов офицеров в места размещения структур по военно-патриотическому воспитанию граждан и ветеранских организаций;

Оказать необходимую организационную, информационную, методическую и финансовую помощь общественным ветеранским организациям для осуществления ими функций воспитания молодежи и прежде всего армейской;

Поддерживать постоянную связь с руководителями воинских соединений, частей и подразделений, военных комиссариатов, дислоцированных в данном регионе. Оказывать им всестороннюю поддержку в вопросах повышения уровня боевой готовности и боеспособности воинских коллективов, укрепления в них дисциплины, правопорядка и предупреждения преступлений и правонарушений. Осуществлять помощь в организации и осуществлении профессионального отбора на службу по контракту граждан, находящихся в запасе, и призыва на службу молодежи;

Создать при руководителях субъектов Российской Федерации постоянно действующие координационные центры по вопросам патриотического воспитания. Всячески способствовать созданию сети военно-патриотических клубов, лагерей, возрождать и поддерживать проведение военно-спортивных игр «Патриот», «Зарница», «Орленок», «Звезда», «Поиск», уроков «Мужества», вахт Памяти «Патриоты России», празднований «Дней Славы России», смотров песни и строя учащихся, фестивалей военной песни;

Способствовать повышению авторитета военнослужащих и престижа военной службы. Шире освещать в местных средствах массовой информации повседневную жизнь и деятельность войск, пропаганду лучших традиций защиты своего Отечества, мужества и героизма военнослужащих при выполнении служебных и боевых задач.

Общественной палате Российской Федерации:
осуществлять постоянный общественный контроль соблюдения прав военнослужащих (сотрудников) в том числе в удовлетворении своих культурных и духовных потребностей;

Взять под общественный контроль предложенные меры, направленные на повышение эффективности работы по воспитанию личного состава, привитию ему высоконравственных качеств и морально-психологической устойчивости;

Совместно с Министерством обороны Российской Федерации организовать и провести презентацию коллекционных книг «Российская военная классика» с вручением лучшим офицерам книг «Российского военного сборника»;

Спланировать проведение выездных заседаний Комиссий Общественной палаты Российской Федерации и Общественных советов при Минобороны России, ФСБ, ФСО, МВД, МЧС и других силовых ведомствах с местными органами власти, Общественными палатами и общественными организациями по наиболее животрепещущим проблемам обучения и воспитания военнослужащих.

Кажется, что вопрос работы с кадрами командира роты не очень касается.

В самом деле - личные дела на военнослужащих по контракту ведутся в штабе части, издаются приказы по строевой части, которые хранятся в Архиве.

Есть обязанности, которые командир должен выполнять потому, что от него требуют руководящие документы.

Но есть и обязанности, которые влияют на боевую готовность роты или на подчиненный личный состав.

Необходимо знать и вопросы пенсионного обеспечения - если ваши подчиненные уходят на пенсию.

Присвоение воинских званий и назначение сержантов в ваше подразделение, перемещение личного состава в пределах роты и перевод из роты.

Важно понять, что ОФИЦЕРЫ, ПРАПОРЩИКИ, СЕРЖАНТЫ И СОЛДАТЫ - разные КАТЕГОРИИ военнослужащих. И переход из одной в другую связан с определенными формальностями.

Считалось, что присвоить звание младшего сержанта можно лишь одним приказом. Затем назначайте его на должность командира отделения - и у вас готовый командир.

Так же и с прапорщиками - сержант с высшим или средним техническим образованием может стать прапорщиком.

Увы. Чтобы стать сержантом (и прапорщиком) необходимо сдать зачеты комиссии и на основании этого командир части издает приказ о присвоении сержантского звания. Присвоить первичное звание младшего сержанта в порядке поощрения нельзя.

Есть и другие тонкости, о которых мы поговорим в этом разделе.

Руководящие документы по этому вопросу

Материал Комментария подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 апреля 2007 года.

Этот документ раскрывает нюансы, с которыми приходится встречаться во время воинской службы. Командира роты они касаются их мало, поэтому рассмотрим бегло.

Раскрывается понятие «военное и чрезвычайное положение».

Изложено назначение вооруженных сил. Возможно, для других стран будут свои особенности.

Кроме Вооруженных Сил есть и другие государственные военизированные формирования. Каждое из них имеет на вооружении современную технику и оружие. Прямо скажем - их количество можно вполне сократить без ущерба для решения задач, однако каждое из их готово навести порядок в стране, и в то же время нет опасений, что руководители этих силовых ведомств смогут сговориться и осуществить захват власти.

Подробно раскрыт воинский учет, его организация и подготовка к воинской службе.

Есть информация о суворовских военных училищах и военных кафедрах при институтах.

Подробно рассказано об освобождении и отсрочке от призыва.

Подробно раскрыта организация призыва и направления в войска, например, «братья-близнецы, если они призываются на военную службу одновременно одной призывной комиссией, должны направляться, как правило, для прохождения военной службы в одну воинскую часть;»

Работа сборных пунктов и призывных комиссий. Возможно, придется встретиться и с этим. Например, при командировке за молодым пополнением.

Контракт и служба, контракт с иностранными гражданами.

Требования к тем, кто хочет служить по контракту, сдача испытаний.

Какие документы требуются в военкомат для заключения контракта.

Поступление и обучение в военных вузах.

Дано разъяснение, когда исполняются обязанности военной службы, например, «военнослужащие, получившие повреждение здоровья в состоянии опьянения любого вида, не признаются исполняющими обязанности военной службы».

Командировки.

Поведение в плену.

Последствия повреждения здоровья при исполнении обязанностей военной службы,

Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту - для пенсии или увольнения солдата.

Предоставление отпусков - по частям, продолжительность. По семейным обстоятельствам и другим причинам.

О дисциплинарном батальоне. В блоге Михаила Михина Блог о дисциплинарном батальоне есть очень хорошие заметки о Дисциплинарном батальоне.

Назначение на должности - родственников, для работы с секретами,

Перевод на низшие и равные должности.

Аттестации

Плановая замена и перевод из Вооруженных Сил.

Условия присвоения званий, сроки выслуги званий, лишение званий - нюансы.

Увольнение со службы - нюансы. В том числе и солдат.

Организационно-штатные мероприятия.

Смерть военнослужащего.

Дополнительная информация

Защита прав призывника
Срок службы по контракту. Новый контракт.
ОШМ (организационно-штатные мероприятия). Формирование и переформирование. Расформирование. Увольнение женщин
Контроль за наличием личного состава. Действия при самовольном оставлении части. Сверка учета личного состава

Прохождение службы офицерами и прапорщиками.

Принятие на военную службу из запаса. Заявление в военкомат. Личное дело
Требования к кандидату на службы по контракту
Присвоение очередного воинского звания. Задержка в присвоении. Как обосновать эту задержку
Перемещения на должность
Аттестации офицеров и прапорщиков. Сроки аттестаций. Содержание отзыва. Аттестационная комиссия
Предоставление отпусков офицерам и прапорщикам. Отпуска солдатам, отпуска офицерам. Отпуска по семейным обстоятельствам

30 декабря исполнилось 15 лет со дня образования психологической службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан. Именно в этот день в 2002 году был издан приказ Министра обороны №505 «О создании института психологов и социологов в Вооруженных Силах Республики Казахстан». Об основных вехах становления и перспективах развития психологической службы в ВС РК рассказала начальник отдела психолого-социологической и военно-социальной работы Департамента воспитательной и идеологической работы Генерального штаба ВС РК подполковник Шынар Мухамеджанова.

Шынар Сайлаухановна, как я понимаю, при Вашем непосредственном участии происходило становление психологической работы в Вооруженных Силах.

Нет, что Вы... Во-первых, психология как наука сама давно уже заслужила себе право на широкое практическое применение, в том числе и в Вооруженных Силах. А во-вторых, начало моей деятельности в Департаменте воспитательной и социально-правовой работы датируется 2004 годом. К тому времени психологическая служба функционировала более года и стала полноправным структурным подразделением со своими задачами и функциями.

- Насколько было актуальным создание психологической службы в Вооруженных Силах?

Вы вспомните, какие это были времена. В те годы шло активное реформирование наших Вооруженных Сил. В кратчайшие сроки были созданы институт сержантов-профессионалов, Военная полиция, военные округа. В войска начали поступать новые образцы вооружения и военной техники, солдат-срочников стали постепенно замещать военнослужащие по контракту. Для работы с людьми в новых условиях требовались реформы и в гуманитарной сфере. И создание института психологов и социологов в Вооруженных Силах стало одним из направлений модернизации Вооруженных Сил.

Неверно будет утверждать, что в 2002 году мы пришли на «невспаханное поле». Уже в 90-е годы изучал основы военной психологии полковник Бирюков Валерий Михайлович, начальник военной кафедры Алматинского государственного университета. До сих пор его пособия являются основой для изучения военной психологии. Огромный вклад в становление психологической службы Вооруженных Сил внес ее первый начальник полковник Павлович Василий Игнатьевич. К сожалению, они безвременно ушли от нас. Это были офицеры еще советской школы, настоящие офицеры-воспитатели, которых по праву можно назвать основателями военной психологии в ВС РК.

- А насколько применение теоретических разработок в области психологии были оправданы в Вооруженных Силах?

С самых первых дней образования психологической службы огромный импульс ее развитию дал начальник Департамента воспитательной и социально-правовой работы, сегодня являющийся первым заместителем Министра обороны – начальником Генерального штаба ВС РК генерал-лейтенант Мурат Майкеев. Причем, основывался он именно на своем личном опыте командира Сарыозекской дивизии, где в конце 90-х – начале 2000-х годов на постоянной основе внедрял анонимное анкетирование и выявление групп лиц, склонных к нарушениям воинской дисциплины. Это уже тогда дало результаты по искоренению тотального в то время казарменного хулиганства, поэтому по сей день востребовано в войсках.

Кстати, многие направления психологической работы, апробированные и примененные в свое время генерал-лейтенантом Майкеевым, сегодня внедрены в масштабе Вооруженных Сил. К примеру, в Аэромобильных войсках не совсем устойчивых в психологическом плане ребят стали распределять в подразделения обеспечения, где ниже интенсивность боевой учебы. Это серьезно оздоровило обстановку в подразделениях, позволило создать дружные, однородные, а значит, и боеготовые воинские коллективы. В Сухопутных войсках был выведен на новый уровень кадровый подбор командиров всех степеней, где основными исходными данными стали результаты их психологического изучения, их лидерские и интеллектуальные качества. Как результат – успешная учебно-боевая деятельность, боеготовое вооружение и военная техника, искоренение негативных фактов, «горящие глаза» и желание служить у личного состава.

Поэтому постоянное внимание начальника Генерального штаба к психологическим аспектам служебной деятельности – наглядный пример того, как должностные лица должны организовывать психологическую работу на местах.

- Как обычно для того времени, основным проблемным вопросом стал кадровый подбор?

Конечно! Тогда с трудом укомплектовывались даже должности, определяющие боевую готовность, а здесь встает необходимость набора военных психологов, которые должны компетентно работать с личным составом в условиях интенсивной учебно-боевой деятельности – в поле, в казарме, в парке. Основным кадровым ресурсом стали женщины-военнослужащие, имеющие психологическое образование. Обладая высочайшим уровнем ответственности и работоспособности, вчерашние выпускницы психологических факультетов институтов и университетов стали, да и остаются по сегодняшний день, ключевым звеном в системе психологической работы в Вооруженных Силах. В качестве примеров профессионального отношения к делу могу привести майора Наталью Гридасову (до замужества – Казакову), майора Дильнару Исмагулову, майора Жаныл Инкарбекову, капитана Алию Тауханову, которые стояли у истоков становления психологической работы в войсках.

Кроме того, благодаря вниманию Министра обороны Мухтара Капашевича Алтынбаева к подготовке кадров, мы с начала 2000-х годов получили возможность обучать специалистов военной психологии и социологии в Военном университете Российской Федерации, причем, как курсантов, так и слушателей и адъюнктов. Один из этих представителей – полковник Коваленко Александр Владимирович долгое время возглавлял психологическую службу Министерства обороны, а сегодня в Департаменте воспитательной и идеологической работы проходят службу лучшие и наиболее перспективные выпускники этого учебного заведения – капитан Арман Калышев и капитан Нурсахит Рахметов.

Причем, мы постоянно совершенствуемся в этом направлении. Буквально, неделю назад в Национальном университете обороны состоялся первый выпуск магистров военной психологии. В Военном институте Сухопутных войск в этом году прошел набор курсантов по специальности «психологическая работа в подразделении». Не остаются в стороне и лучшие выпускники «гражданских» вузов, решившие связать свою жизнь с армией, укомплектовывая первичные должности психологов – психологов батальонов.

- Нет сомнений, что из года в год совершенствуется и сама психологическая работа…

Само собой разумеется. С чего мы начинали? Изучение военнослужащих, тестирование караулов, выявление негативных фактов путем анонимного анкетирования, консультирование. Позже развитие получил дифференцированный подход к проблемным группам военнослужащих – так называемым группам «С» и «D». Кто предметно работает или работал с личным составом, тот поймет о чем я говорю. В дальнейшем было организовано распределение военнослужащих по подразделениям в зависимости от уровня их нервно-психической устойчивости, а по экипажам и расчетам – по их психологической совместимости. Психологический портрет сегодня стал основным характеризующим документом на любого военнослужащего. Внедрена система взаимопарного контроля «Жауынгерлік дос». Серьезным проектом является изучение и распределение офицеров-выпускников военных институтов в соответствии с их интеллектуальными способностями и индивидуально-психологическими качествами. Более того, психологические службы активно работают по изучению семейных отношений военнослужащих, выявляют актуальные проблемы и вносят предложения командирам по их решению. Незаменима психологическая работа как один из компонентов морально-психологического обеспечения боевой деятельности войск.

Повышается влияние психологов на все стороны жизни и деятельности ВС РК. Во многом это обусловлено умелой организацией психологической работы на местах, нацеленностью на конкретного человека, оказание ему необходимой психологической помощи и поддержки. Там, где психологи умело и компетентно работают, значительно улучшилось прогнозирование процессов, происходящих в воинских коллективах.

Особо хочу отметить тесное взаимодействие на постоянной основе психологов с командирами, специалистами воспитательных структур, медицинскими работниками. Именно при комплексном подходе к организации своей работы психолог способен эффективно выполнить возложенные на него обязанности.

Как видите, действительно, психологическая работа получила широкое развитие в Вооруженных Силах и сегодня представляет собой эффективный инструмент в руках главнокомандующих, командующих, командиров всех степеней для качественной работы с подчиненными.

- И в заключение вопрос на перспективу: какой Вы видите военную психологию в будущем?

История войн и военного искусства убедительно свидетельствует о том, что война становится по своей сущности все более и более психологическим явлением. Психологическое оружие превращается в самостоятельное, эффективное и сравнительно дешевое средство современной и будущей войны. И от того, насколько готовыми окажутся войска противоборствующих сторон действовать в условиях применения современных боевых психотехнологий, в значительной степени будет зависеть ход и исход сражений. Главной фигурой, непосредственным организатором психологического обеспечения боевых действий личного состава является психолог. От уровня его профессионализма, мотивации, этических соображений в значительной степени зависит качество психологического содействия военнослужащим, а, следовательно, их боевая активность и выживание в боевой обстановке.

Поэтому все современные исследования в области военной психологии, должны быть направлены на психологическую подготовку военнослужащих к боевым действиям

Мы сейчас видим развитие технических и программных средств психологической работы – полиграфологическое оборудование, автоматизированные психологические диагностики «Ақ сұңқар», автоматические системы обработки данных и многие другие. Уверена, что в будущем психологическая служба будет способна в режиме реального времени предоставлять самые необходимые сведения командирам для принятия решений, касающихся работы с подчиненными. Но в любом случае, и сегодня, и в будущем, военная психология – основа работы с личным составом.




Статьи по теме: