Профессии которая будет удовлетворять большинство потребностей работника. Особенности мотивации сотрудников

Если работник выполняет работу более низкого разряда, чем ему присвоен, то происходят следующие нарушения и несоответствия:

    замедляется профессиональный рост работника и снижается его творческая активность;

    нарушается принцип социальной справедливости в оплате труда;

    имеет место использование работника не по назначению и нарушение его правового статуса;

    снижается эффективность использования персонала в организации.

Результаты изучения использования персонала по перечисленным и другим направлениям целесообразно отражать на карте расстановки работников по рабочим местам, где можно будет найти информацию, отвечающую на вопросы:

    как расставлена каждая профессия (должность) работника на предприятии для выполнения организационных процессов;

    все ли перечисленные рабочие места, на которых заняты работники, нужны и целесообразны;

    как заняты работники на своих рабочих местах а) по времени, б) по назначению (профессии) и в) квалификации.

На карте расстановки персонала можно с помощью условных знаков отмечать состояние использования работников по времени (В), назначению (Н), квалификации (К) с указанием числа работников по профессиям (должностям), где имеют место низкие показатели использования живого труда. После изучения использования персонала по перечисленным направлениям следуют стадии анализа и оценки существующего состояния , заканчивающиеся разработкой мероприятий по совершенствованию качества персонала и повышению эффективности живого труда. Особо следует подчеркнуть, что наряду с изучением использования персонала происходит оценка его качества по ранее рассмотренным параметрам, чтобы получить более полное представление о персонале в нескольких разрезах. Здесь пространственная модель дополняется количественной характеристикой.

В результате изучения и анализа карты расстановки работников могут быть выявлены следующие недостатки:

    некоторые рабочие места являются лишними при рациональном структурировании организации;

    некоторые профессии (должности) работников заняты работами 50 % сменного фонда времени;

    на некоторых рабочих местах работники выполняют до 30 % несвойственных работ;

    на определённых рабочих местах конкретные профессии рабочих не имеют должностных инструкций с установлением круга обязанностей;

    на конкретных рабочих местах профессии работников выполняют работы более низкой квалификации, чем присвоенная им.

Анализ качества персонала может выявить:

    нерациональное соотношение между различными группами персонала (производственным и управленческим; производственным основным и производственным вспомогательным вместе с производственным обслуживающим);

    низкую норму управляемости для служащих (руководителей и специалистов);

    высокий средний возраст коллективов;

    несоблюдение в ряде случаев образовательных и стажевых требований к занятию должности;

    преобладание в коллективах мест, занятых преимущественно мужчинами или женщинами.

Совмещение профессий. В числе мероприятий по повышению эффективности использования персонала важное место занимает совмещение профессий или должностней работников, когда две смежные профессии в отдельности не имеют полной нагрузки и для пользы дела могут быть совмещены в одну. Решение о совмещении двух смежных работ в одну с оформлением в обязанность совмещённой профессии должно быть всесторонне продумано и взвешено, дабы не нанести ущерб хозяйственной практике.

Примерами совмещённых профессий могут быть: водитель транспортного средства – грузчик; комплектовщик – кладовщик; секретарь руководителя – архивариус; бригадир – агроном; заведующий гаражом – механик и т. п.

При совмещении профессий оговариваются организационные и экономические условия этого мероприятия, связанные с высвобождением каждый раз одного работника и его трудоустройством, подготовкой должностной инструкции по совмещённой профессии (должности) и определением надбавки к заработной плате за совмещение.

Совмещению профессий должна предшествовать большая и кропотливая работа по выявлению рабочих мест и занятых на них профессий работников, которые по определённым признакам могут быть совмещены, не осложнив хода технологического процесса. Решение о совмещении профессий должно быть всесторонне обосновано.

3. Потребности персонала и их удовлетворение

Исходной идеей , лежащей в основе управления производством благ и услуг, является идея человеческих нужд .

Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.

К нуждам можно отнести:

    физиологические нужды (в пище, одежде, тепле, жилье, безопасности);

    социальные нужды (в духовной близости, влиянии и привязанности);

    личные нужды (в знаниях и самовыражении).

Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя обездоленным и несчастным. И чем больше для него значит та или иная нужда, тем глубже он переживает. Неудовлетворённый человек сделает одно из двух:

    займётся поисками объекта, способного удовлетворить нужду;

    попытается заглушить её.

Второй исходной идеей управления является идея человеческих потребностей .

Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Потребности выражаются в объектах , способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества.

Потребность – это то, что удовлетворяет нужду.

Хлеб для человека → потребность;

Чувство голода → нужда.

Автомобиль → потребность;

Передвижение → нужда.

Потребности меняются , нужда остаётся неизменной .

Существует огромное множество самых разнообразных потребностей человека, семьи, социальных групп, предпринимателей, организаций (предприятий, фирм), городов, регионов, населения, государства, страны.

Так применительно к человеку, семьи необходимо выделять потребности в продуктах питания, в одежде, в жилье, услугах, духовных ценностях, коммуникациях, средствах общения.

Организации испытывают потребности (производственные) в трудовых, материальных, топливных, энергетических, финансовых ресурсах, зданиях, сооружениях, машинах, оборудовании, информации.

Общественные, государственные потребности разделяются на потребности в управлении, обороне, защите окружающей среды, охране безопасности, культуре, образовании, здравоохранении, науке, транспорте, международных связей.

Большинство потребностей относится к категории насыщаемых . Человек не хочет есть сверх того предела, когда он ощущает сытость. Хорошо иметь дома один холодильник или телевизор, лучше два, может три, но далее наступает насыщение, избыток, затоваривание. Предприятию не надо получать сырьё, материалы, в которых нуждается производство, сверх предельных объёмов. Государству незачем иметь ракеты и танки сверх того, что требуется для обороны. По отношению к таким потребностям хорошо знать их пределы, уровень насыщения.

Но есть и ненасыщаемые потребности. Это чаще всего потребности в деньгах, богатстве, власти, славе. Вспомните пушкинскую сказку о рыбаке и рыбке. К сожалению, ненасытность в определённой мере свойственна и людям и семьям, и предприятиям, и государствам, живущим по принципу: «Чем больше я имею и потребляю – тем лучше».

Потребности работников предприятия. Нам очень важно заострить внимание на многообразии потребностей работников, чью способность к труду использует работодатель на предприятии, и раскрыть не столь очевидную мысль, ради чего надо управлять производством благ и услуг и, в частности, персоналом, т. е. живым трудом. Последний, как уже указывалось, есть целесообразная деятельность человека, направленная на удовлетворение его потребностей. Следовательно, управление трудом помогает своевременному и более полному удовлетворению потребностей работников.

Работник, пришедший в организацию по найму (контракту) и получивший рабочее место, начинает испытывать различные потребности, связанные с производственным (технологическим) потреблением рабочей силы. Можно назвать почти всегда имеющие место на любом предприятии группы потребностей.

    Физиологические потребности – в пище, воде, воздухе, жилье, тепле, кратковременном отдыхе, собственной безопасности, спецодежде.

    Технические (технологические) потребности – в исправленном современном оборудовании, приспособлениях, инструменте, новой технологии, транспортных средствах, предметах труда.

    Экономические потребности – в справедливом вознаграждении, обоснованных нормах трудовых затрат и оценке трудового вклада, в управлении производством, совладении предприятием, участии в прибылях.

    Социальные потребности – в повышении квалификации, приобретении новых знаний, престижном коллективе, профессиональном росте и карьере, в коммуникации, правовой защите, любви и дружбе.

    Психологические потребности – в содержательной и интересной работе, благоприятном психологическом климате, уважении и признании, сочувствии и поддержке других.

Как видим, перечисленные группы потребностей работников предприятия охватывают все основные блоки живого труда, служащие элементами экономического механизма и объектами управления (рис. 3.1).

Человеческие потребности

Удовлетворение потребностей

Организация производства

ради удовлетворения потребностей

Торговля

Кооперация

Разделение

Специализация труда

Рис. 3.1

Экономический механизм – способы и формы соединения усилий людей при решении задач обеспечения ими роста своего благосостояния.

Удовлетворение потребностей персонала . Если бы не было человеческих потребностей, не существовали бы и организации, удовлетворяющие разнообразные потребности людей своим производством. Последнее создаётся исключительно ради удовлетворения потребностей. Можно сказать, что потребности являются мотором развития производства, но и производство рождает потребности, предлагая покупателям новые виды товаров и услуг. Например, у людей не было потребности записывать на плёнку телепередачи до тех пор, пока не был изобретён видеомагнитофон.

Однако нас интересует не вообще удовлетворение потребностей людей через рынки товаров и услуг, а работников организаций (предприятий), являющихся продавцами своей рабочей силы в процессе технологического её использования. Работник организации, занятый выполнением конкретного трудового процесса, не покупает за деньги какие-либо товары или услуги для удовлетворения своих потребностей во время пребывания на предприятии. Исключение могут составить лишь удовлетворение потребностей в пище и продуктах или работники рынков и магазинов, совмещающие производственные и личные потребности.

Иными словами, речь идёт об удовлетворении потребностей каждого работника не им самим, а руководителями-менеджерами, в чьём подчинении находятся работники. Это производственные потребности работников или живого труда, без удовлетворения которых не могут быть удовлетворены все остальные потребности (личности, семьи, города, региона, государства, страны) (рис. 3.2.).

Удовлетворение производственных потребностей работниковхарактеристик персонала целям организации . Качественные характеристики : - способности...

  • Управление поведением персонала организации (1)

    Курсовая работа >> Менеджмент

    ... персонала . Инновационные подходы к управлению персоналом способствуют реализации творческого потенциала персонала . В настоящее время службы управления персоналом крупных организаций ... окружения, так и от характеристик его личности. Черты личности складываются...

  • Управление персоналом и пути повышения его эффективности в МП Комбинат жилищно-коммунального

    Реферат >> Менеджмент

    ... персонала ; профессиональную ориентацию и организацию рационального использования персонала ; управление занятостью, документационное обеспечение системы управления персоналом . Подсистема управления трудовыми...

  • Управление поведением персонала организации (2)

    Курсовая работа >> Государство и право

    Определить как сильную по следующим характеристикам : - четко сформированы и разделяются всеми... В.Методы адаптации персонала //Управление персоналом .-№12, 2006. Горчаĸова В. Аспеĸты управления персоналом в организации //Управление персоналом .-№24, 2006 ...

  • Управление персоналом в организации малого бизнеса и пути его совершенствования (2)

    Реферат >> Государство и право

    ... персонала (работников). Персонал предприятия -- это его личный состав, работающий по найму, обладающий качественными характеристиками ... 5. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации . М.: Прогресс, 2008 6. Коханов Е.Р. Отбор персонала и введение в...

    • Пища;

      Жилье;

      Сон;

      Здоровье.

    Потребность в жилье необходимо выяснять при приеме нового сотрудника в компанию. Особенно, если сотрудник молодой.

      Где вы живете?

      Есть ли у вас благоустроенная квартира?

      Есть ли у вас потребность в улучшении жилищных условий?

    При возможности нужно оценить финансовую помощь компании. Например, выдав кредит.

    Для удовлетворения наиболее важных потребностей:

      Организуйте горячие обеды для персонала;

      Устанавливайте фиксированное обеденное время для всей компании или отдельное время для каждого подразделения;

      Выражайте отрицательную оценку, если сотрудники пренебрегают обедом;

      Показывайте личный пример регулярно и полноценно обедайте;

      Обсуждайте на неформальных мероприятиях принципы здорового образа жизни;

      Следите за собственным здоровьем, занимайтесь спортом, будьте подтянуты и жизнерадостны;

      Выражайте положительную оценку сотрудников, занимающихся спортом;

      В качестве поощрения выдавайте абонементы для успешных сотрудников в бассейны, спортзалы и спортклубы;

      Организуйте спортивные виды отдыха;

      Оборудуйте в помещении компании спортивный зал, чтобы можно было заниматься после работы;

      Выясняйте жизненно важные потребности на этапе приема в компанию;

      Обеспечьте возможность получения кредитов для ценных сотрудников на жизненно важные приобретения.

    1. Потребность в признании

    Как правило, это эмоциональные и открытые люди. Обычно выражена у старательных сотрудников, поэтому поощрение признания выгодно для компании.

    Вертикальная плоскость – это позитивная оценка и признание хорошо выполненной работы руководством.

    Горизонтальная – признание со стороны коллег, уважение профессионализма и опыта сотрудника, обращение к нему за консультацией, советом или профессиональной помощью.

      Публично, на совещании или собрании, выражайте позитивную оценку сотрудника, успешно решившего сложную задачу;

      Помните, что устная благодарность мотивирует не меньше, чем денежное поощрение;

      Выражайте благодарность за хорошую работу своевременно, сразу же после получения сотрудником хорошего результата;

      Разработайте и внедрите систему званий для успешных сотрудников;

      Подкрепите систему званий символическими знаками отличия (значки, именные карточки);

      Разработайте и внедрите в компании современный стенд с информацией и фотографиями успешных работников;

      Предоставляйте успешному сотруднику право самостоятельно оформлять свой кабинет или рабочее место;

      Вознаграждайте сотрудника за стаж работы в компании;

      Разработайте и внедрите личное клеймо успешного и высококвалифицированного рабочего;

      Организуйте выставку достижений в успешном подразделении (Например, экспонаты из товаров, которые производит ваша компания, карточку с именами изготовителей).

    1. Потребность в общении

    Зависит от характера и возраста человека. Открытые, подвижные и общительные люди больше настроены на контакты с коллегами, клиентами и партнерами, нежели люди замкнутые. Последние тяготеют к работе, где контакты с людьми ограничены и проявляют такие черты, как стремление к концентрации, углубленности, тщательности и педантичности.

    Первым необходимы общие помещения, вторым – отдельные рабочие места. Молодые, несемейные больше склонны к активным контактам, нежели обремененные семейными обязанностями.

    Если группе коммуникабельных сотрудников запрещать общаться, то они все равно будут разговаривать, только прячась от руководства. Поэтому вопрос сводится к количеству времени, которое можно уделять неформальному общению. Например, 10-15 минут во время coffee-break.

    Для группы семейных сотрудников мотивирующим фактором будет организация корпоративных праздников или выездов на природу вместе с членами семей.

    Мотиваторы для общительных сотрудников

      Формулируйте для активных и общительных сотрудников задания, связанные с интенсивными контактами;

      Направляйте общительных сотрудников на регулирование конфликта в подразделении или компании;

      Периодически обедайте с общительными и успешными сотрудниками, неформально беседуйте с ними во время обеда;

      Помните: желание сотрудников неформально общаться невозможно запретить полностью, но при разумном поощрении этой потребности можно стимулировать людей;

      Выделите специальное время для неформально общения, объявите персоналу о своем решении и аргументируйте его необходимость;

      Организуйте coffee-break в корпоративном кафе или столовой в пятницу, к концу рабочей недели для подведения итогов и общения сотрудников;

      Организуйте регулярный отдых для компании или отдельных подразделений;

      Приглашайте на корпоративный отдых членов семей сотрудников.

      Организуйте корпоративные праздники;

      Создайте корпоративные традиции: посещение культурных центров, плавание на корабле, весенний пикник.

    1. Потребность в принадлежности к референтной группе и командной работе

    Всегда присутствует неформальная структура отношений, возникающая на основе взаимных оценок и симпатий. Потребность быть вместе со всеми.

    Стремление принадлежать к референтной группе присутствует у всех сотрудников, как общительных, так и замкнутых. Если эта потребность не удовлетворяется, человек становится аутсайдером.

    Мотиваторы

      Знайте неформальную структуру своего подразделения;

      Поддерживайте хорошие отношения с неформальными лидерами, имеющими позитивные ценности;

      Делегируйте неформальным лидерам выполнение важных профессиональных задач;

      Направляйте неформальных лидеров-миротворцев на регулирование конфликтов между сотрудниками;

      Выделите из опытных сотрудников наставника.

      Создавайте постоянно действующие рабочие группы;

      Выделяйте отдельные помещения для работы команды;

      Поддерживайте командную символику и знаки отличия;

      Поощряйте оперативные совещания для обмена информацией и мнениями внутри команды;

      Выражайте удовлетворение успешной работой команды на официальных собраниях;

      Вводите корпоративные требование к официальному костюму для всех сотрудников и одинаковую униформу для рабочих;

      Посылайте всю команду на обучение, выставки, конференции в качестве поощрения за успешную работу;

      Поощряйте командные виды спорта и соревнования между командами, тренинги по Team Building;

      Создавайте условия, чтобы сотрудники могли «перебрасываться словами» во время работы;

      Организуйте для рабочих групп совместные перерывы в работе, чтобы они могли пообщаться.

    1. Потребность в надежности и безопасности

    Физическая безопасность обеспечивается условиями работы, имеющей минимальный риск или полное отсутствие риска для жизни.

    Потребность в эмоциональной безопасности проявляется в том, что сотрудники чувствительны к принятому в компании или подразделении стилю управления непосредственного начальника.

    Потребность в экономической безопасности проявляется в ожидании работающих людей иметь вознаграждение, обещанное по договору. Например, если в компании регулярно задерживается заработная плата или имеются случаи выплаты меньших сумм по сравнению с обещанными.

      Организуйте хорошую экологию рабочего места (кондиционер, освещение, бесшумность);

      Оборудуйте теплые бытовки для рабочих, чтобы они могли переодеться и привести себя в порядок после смены;

      Вырабатывайте уверенный, но сдержанный стиль в общении с подчиненными;

      Не пользуйтесь ненормативной лексикой на работе;

      Цените человеческое достоинство сотрудников, не унижайте и не оскорбляйте своих подчиненных;

      Строго выдерживайте свои экономические обещания по выплате зарплаты и бонусов;

      Не угрожайте снижением заработной платы, если в этом нет настоятельной необходимости;

      Объясняйте и аргументируйте распределение премиальных между сотрудниками, говорите о критериях оценки работы.

    1. Потребность в сотрудничестве с руководством компании

    Они проявляют инициативу и ставят перед руководством новые задачи, а от руководства ждут обеспечения ресурсами их решения.

      Показывайте свое отношение к лояльным сотрудникам как к партнерам по бизнесу;

      Говорите так: «Мы вместе работаем на благо компании»

      Публично уточняйте на совещании: «Мы с И.И. решили…»

      Привлекайте лояльных сотрудников к общему решению проблем компании (приглашайте на совещания, спрашивайте их экспертное мнение)

      Говорите так: «Я хотел бы с вами посоветоваться по поводу решения важной проблемы»

      При необходимости организуйте «мозговой штурм» по решению актуальных проблем в компании с приглашением компетентных сотрудников

      Знайте о важных датах в жизни ценных сотрудников и поздравляйте их

      Здоровайтесь за руку с сотрудниками, спрашивайте о семейных делах

      Приглашайте успешных и лояльных работников компании на неформальные мероприятия, проводимые «в узком кругу»

      Приглашайте старательных сотрудников после работы для дружеской беседы в свой кабинет

    1. Потребность в эмоциональном напряжении и риске

    Нередко такие люди выбирают экстремальные профессии. Или, работая в «мирной» профессии, «отрываются» во внерабочее время.

      Формулируйте для таких сотрудников сложные задачи, ставьте цели, которые заставят их работать с напряжением и усилием;

      Подчеркивайте персональную ответственность за выполнение сложных задач;

      Говорите так: «Только вы, И.И., с вашей активностью и азартом, можете решить такую трудоемкую задачу!»

      Давайте сотрудникам поручения, в которых надо проявить выносливость (частые командировки, налаживание нового производства, …)

      Говорите о рисках, связанных с новым проектом, и о своем доверии к способности сотрудника к разумному риску

      Направляйте сотрудников на презентации и тендеры

      Организуйте экстремальный отдых для работников, имеющих потребность в риске

      Сделайте стенд с фотографиями (спуск по горной речке на плотах, …)

      Запишите на видео экстремальный отдых сотрудников

      Организуйте тематические корпоративные вечера

    1. Потребность в социальном статусе и власти

    Проявляется в желании осуществлять влияние, управление и контроль над ситуацией и другими людьми. Связана с наличием лидерского потенциала и организаторских способностей.

    Мотиваторы:

      При приеме на работу показывайте перспективу карьерного роста

      Включайте сотрудника в резерв на управленческую должность, ищите специалиста на замещение свободной вакансии в своей компании

      Выполняйте свои обещания по повышению сотрудника в должности

      Делегируйте сотруднику выполнение сложных задач с персональной ответственностью

      Создавайте условия для реализации организаторских способностей сотрудника

      Создавайте новые направления и передавайте их сотрудникам-лидерам

      Поддерживайте в компании разработку новых проектов

      Помните, что сотрудники, имеющие лидерский потенциал, способны составлять долгосрочные планы и успешно их выполнять

      Организуйте и поддерживайте в компании корпоративный институт, внутренними преподавателями в котором могут быть амбициозные и компетентные сотрудники

      Интересуйтесь новыми идеями и инициативами сотрудников

    1. Потребность в подчинении

      Направляйте ведомого сотрудника в подчинение к сильному и решительному руководителю, который будет его контролировать

      Рассказывайте, как выполнить задачу, которую ему поручаете, объясняйте, как будете оценивать и контролировать работу

      Учитывайте, что нередко такие работники проявляют старательность и дотошность, поручайте им задания, которые требуют внимания, концентрации и тщательности в работе

      Если требуется мнение этого сотрудника, вызывайте его и спрашивайте, сам он инициативу проявляет редко

      Ведомый сотрудник умеет хорошо поддерживать других людей, когда у них возникают проблемы. Хвалите его за это.

    1. Потребность в независимости и свободе

    Они не любят ни управлять, ни подчиняться. Они выбирают самостоятельные участки работы, не терпят вмешательства и контроля.

    Часто выбирают профессии экспертов и консультантов, чтобы работать свободно и независимо.

      Предлагайте ему выступить экспертом при оценке новых проектов.

      Помните, что независимый по характеру работник заинтересуется задачами по внутреннему аудиту компании

      Если в вашей компании есть производство, независимый сотрудник – хороший работник в ОТК.

      Его может привлечь наставничество.

      Не сработается с жестким и директивным руководителем

      Контроль должен быть минимальным

      Создавайте условия для принятия сотрудником самостоятельных решений, давайте выражать свою позицию на совещаниях

      Будет хорошо работать в отдельном помещении или кабинете

      Делегируйте ему доверительные поручения со стороны руководства

    1. Потребность в конкуренции

    Двигатель развития во многих компаниях. Особенно активно проявляется на уровне линейного менеджмента, где взаимодействие с руководством, коллегами, подчиненными и обслуживающим персоналом занимает до 80% времени. Именно политические способности обеспечивают руководителю среднего звена успешную карьеру.

    Власть основана на правах, полномочиях и на способности влиять на подчиненных.

    Власть всегда связана с интересами, а политические интересы – выжить и победить в конкурентной борьбе. Профессиональная конкуренция – улучшение работы подразделения, разработка новых услуг, освоение нового направления, расширение штата сотрудников.

    Руководитель оценивает расстановку сил, выделяет единомышленников и противников, исходя из совпадения деловых интересов.

    Деловая политика высшего руководства состоит и в управлении конкуренцией между группировками.

    Мотивация основана на управлении деловой конкуренцией

      Выделяйте активных сотрудников, получающих незаурядные результаты

      Формулируйте перед ними амбициозные задачи, стимулирующие их честолюбие

      Вырабатывайте объективные критерии оценки результатов работы соревнующихся между собой сотрудников и сравнивайте их успешность: хвалите за успехи, критикуйте за ошибки

      Учитывайте фактор справедливости в оценке работы соревнующихся сотрудников, подкрепляйте свою оценку фактами и цифрами

      Задавайте карьерную перспективу для конкурирующих сотрудников (расширение полномочий, увеличение штата сотрудников их отделов, повышение бонусов)

      Идите на встречу, если конкурирующие между собой сотрудники предлагают новые проекты

      Направляйте амбициозных сотрудников на элитные формы обучения

      Создавайте возможность успешному и соревнующемуся сотруднику выполнить представительские функции на конференции, форуме, презентации

      Вовлекайте в процесс принятия решений, которые влияют на их работу

      Регулярно проводите корпоративные праздники и тренинги по Team building для консолидации неформальных отношений в компании между конкурирующими сотрудниками

      Будьте объективны и справедливы, снижайте уровень конфликтности

    1. Потребность в самоутверждении

    Ведущая потребность для одаренных и амбициозных людей в профессиональном и личном развитии. Обладают интернальным типом характера, активностью и энергией. Оптимистичны, имеют позитивную самооценку. Уверены в себе, способны брать на себя ответственность за успехи и неудачи.

    Делают карьеру в форме постановки и достижения целей, которые в настоящий момент слишком высоки и малодоступны. Их карьера – восхождение по лестнице вверх и вперед. Сделать в своей жизни нечто важное и значительное, оставить после себя крупный результат, стать сильным, образованным, успешным, богатым и влиятельным.

    Мотиваторы:

      При приеме нового сотрудника в компанию обратите внимание, если в качестве своего ведущего побудительного мотива в работе он называет желание реализоваться как специалист;

      Обратите внимание, если сотрудник говорит, что главное для него – интересная работа, создающая условия для самовыражения;

      Создавайте условия для творческой, содержательной работы такого сотрудника. Помните, что он будет трудиться «спустя рукава», если работа окажется монотонной и рутинной;

      Не сравнивайте между собой самоактуализирующихся сотрудников, каждый из них – индивидуальность;

      Создавайте условия профессионального роста для сотрудника: направляйте на учебные семинары, формулируйте перед ним задачи в зоне ближайшего профессионального развития;

      Поощряйте инициативу такого сотрудника;

      Интересуйтесь его новыми идеями;

      Создавайте условия для самостоятельной работы

      Демонстрируйте доверие к такому сотруднику, помните, что он сам заинтересован работать высокопрофессионально;

      Осуществляйте над его работой минимальный контроль.

    1. Потребность в достижениях

    Люди процесса и люди результата. Первые получают удовлетворение от процесса, вторые – от конкретного результата.

    Потребность в результате связана с потребностью в самоутверждении за счет получения высокого результата в работе.

    Интровертированным для получения высокого результата важно почувствовать: «Я это сделал!» Для экстравертированных важно получить одобрение со стороны коллег и руководства.

    Но поощрять нужно всех.

    Задачи нужно ставить из ближней зоны развития, чтобы сотрудник подтягивался к уровню решаемой задачи.

      На отчетных собраниях показывайте динамику развития компании, сравнивайте достижения разных лет, рисуйте вектор поступательного движения вперед,

      Итоговое собрание начинайте с озвучивания списка успешных сотрудников и перечисления их достижений,

      Положительно оценивайте работу активных сотрудников, проявляющих инициативу,

      Поощряйте всех, кто берет на себя ответственность при выполнении производственной задачи,

      Регулярно проводите для сотрудников своей компании мотивационные тренинги,

      Искренне хвалите

      Поддерживайте в сотрудниках уверенность в собственных силах, воодушевляйте их на высокие достижения и преодоление трудностей,

      Говорите им: «Я знаю, ты сможешь решить эту сложную задачу. Я уверен в твоих возможностях».

      Для формирования уверенности напоминайте таким сотрудникам об их прошлых достижениях,

      Ставьте успешного сотрудника, направленного на достижения, в пример молодым работникам.

    1. Потребность в престиже

    Это отражает отношение человека к себе, своей жизни и работе, своему успеху и благосостоянию. Часто выступает серьезным мотиватором.

    На имидж тратиться много средств, и это себя оправдывает. По внешним признакам деловые люди оценивают успешность и надежность компании. В частной жизни – принадлежность к своему кругу.

      Поддерживайте деловую культуру в компании, формулируйте требования к официальному костюму сотрудников, порядку на их рабочих местах.

      Помните, что красивый офис – важный фактор мотивации сотрудников, проявляйте заботу о дизайне рабочих помещений, мебели, офисных цветов.

      Создавайте стильную корпоративную символику, работайте над логотипом, сайтом в Интернете, выдавайте сотрудникам дневники, … с корпоративной символикой.

      Стимулируйте честолюбивых сотрудников при помощи имиджевых условий: обновления обстановки их кабинетов, замены марки автомобиля,

      Выбирайте для корпоративных праздников престижные рестораны и пансионаты;

      Приглашайте на корпоративные праздники модных и известных артистов,

      Один раз в год вывозите успешных сотрудников в престижные пансионаты для семинаров или тренингов,

      Одевайтесь в модные костюмы, следите за своей прической, очками,

      В неформальной обстановке положительно оценивайте внешний вид сотрудника, имеющего потребность в престиже.

    1. Потребность в стабильности

    Многие выбирают стабильные компании и готовы работать за небольшую, но регулярную зарплату.

    Они не всегда удовлетворены условиями работы, однако не предпринимают усилий в поиске новой компании. По характеру это спокойные люди, которые уважают руководство и не проявляют особых инициатив на работе. Могут быть медлительными, осторожными и с трудом привыкают к новым условиям.

    Страх перед изменениями.

      Чаще говорите, что ваша компания – надежная и стабильная,

      Четко и в установленные сроки выплачивайте зарплату и бонусы,

      Всегда выполняйте свои обещания,

      Не допускайте угрозы немотивированного увольнения или сокращения персонала, не меняйте руководителей среднего звена чаще, чем это объективно необходимо,

      Старайтесь уменьшить «деловую лихорадку» в компании: авралы, стрессы, излишнюю спешку,

      Стремитесь, чтобы было реализовано четкое планирование работы,

      Проведите семинар по тайм-менеджменту и самоменеджменту,

      Должны присутствовать корпоративные традиции и ритуалы, которые неукоснительно повторяются и создают чувство уверенности в завтрашнем дне,

      Обязательно помните, что введение необходимых изменений должно предваряться тщательной подготовительной работой: разъяснением необходимости изменений и подтверждением гарантий профессиональной, должностной и экономической безопасности для сотрудников,

      При проведении инноваций всегда говорите также о том, что осталось в компании стабильным и неизменным.

    1. Потребность в новизне

    Проявляется в желании сотрудников получать новую информацию, новые впечатления, иметь активные контакты с новыми людьми.

    В компании должны быть как стабильные сотрудники, так и инноваторы. Преобладание тех или иных зависит от этапа развития компании и корпоративных целей.

    Мотивация сотрудников:

      Помните, что эти сотрудники приветствуют нововведения в компании и окажут вам поддержку,

      Формулируйте новые задачи,

      Привлекайте сотрудников к «мозговым штурмам» по выработке новых идей в решении производственных проблем,

    1. Потребность в творчестве

    Решение новых, нестандартных проблем, разработка креативных проектов, рождение новых идей.

    Нуждаются в свободном графике, наличии технических средств, возможности получать свежую информацию, работать в команде, которая выполняет творческие задачи. Могут работать в небольшом и непрестижном помещении, не любят официальной одежды, могут сидеть сутками, спорить.

    Главное для них – чтобы не мешали заниматься интересной работой.

    Мотивация:

      Формулируйте творческие, нестандартные задачи;

      Говорите так: «Этого еще никто не делал» Мы будем первыми, кто это сделает!»

      Создавайте условия для свободного графика работы;

      Организуйте на новогоднем корпоративном празднике проявление спонтанного творчества.

    1. Потребность в осмысленности работы

    Осмысленность задается руководством и ведущими лидерами. Эффективный руководитель, обладающий харизмой, всегда стремиться воодушевить сотрудников на активную, радостную и качественную работу.

    Воодушевление передается видением, деловой философией, деловым кредо.

    Видение стратегического направления деятельности компании должно быть сформулировано с учетом принципов достижимости и реальности, должно отражать этапы движения компании к успеху. При достижении одного смысла необходимо вырабатывать новый смысловой ориентир.

    Видение обычно формируется в корпоративном кодексе. Однако это все должно подкрепляться действиях и решениях руководства.

    Повторяйте формулировку миссии компании на важных совещаниях и конференциях, говорите о видении разными словами, но всегда с искренним энтузиазмом;

    Показывайте своей работой и жизнью, что видение миссии компании для вас – реальный ориентир, стремитесь, чтобы слова не расходились с делом.

    Избегайте формализма. Обращаясь к персоналу, будьте искренним, говорите с людьми «своим словами»;

    Обращайтесь к ним открыто, с доверием и уверенностью во взаимопонимании.

    1. Потребность в радости и удовольствии

    Если в компании созданы условия для работы, приносящей удовольствие, многие сотрудники будут мотивированы трудиться с отдачей и стремлением к высокому результату. Счастливы те сотрудники, которые работают в любимой профессии.

    Говорите так: «Проблем нет! Есть просто работа!»

    Поддерживайте и поощряйте радостных и энергичных сотрудников;

    Создавайте в компании условия для того, чтобы сотрудники нашли работу по душе;

    При организации отдыха для сотрудников интересуйтесь, какие виды корпоративных мероприятий будет им интересен и принесут радость и удовольствие.

    Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие Спивак Владимир Александрович

    Источники удовлетворения потребности в персонале

    Организация может использовать внутренние и внешние источники привлечения персонала.

    Внутренний источник – это люди, работающие в компании. В ряде стран, например в Японии, при появлении вакансий в аппарате управления принято вначале объявлять внутренний конкурс на замещение должности и только затем, в случае отрицательных результатов, приглашать к участию в конкурсе специалистов со стороны. Считается, что это улучшает моральный климат в коллективе, укрепляет веру людей в свою организацию 6 .

    Существуют следующие методы набора персонала из внутренних источников:

    внутренний конкурс (при стремлении к минимизации численности персонала);

    совмещение профессий (для выполнения небольшого объема работ или если исполнитель требуется на короткое время);

    ротация – периодически проводимая смена выполняемых работником производственных функций (для устранения односторонних перегрузок, усиления взаимосвязи людей).

    Набор персонала из внутренних источников имеет и плюсы, и минусы. К преимуществам относятся:

    Знание профессиональных и личностных качеств перемещаемого работника, снижение вероятности ошибки (правда, не следует забывать, что работник перемещается в новую для него среду и ситуацию, а ситуативные факторы могут радикально повлиять на его поведение, что показали эксперименты С. Милгрэма и Ф. Зимбардо);

    Появление у работников шансов для служебного роста;

    Небольшие затраты на привлечение кадров;

    Сохранение уровня заработной платы, сложившегося в организации;

    Быстрое заполнение освободившейся штатной должности без длительной адаптации;

    Возможность роста молодых кадров данной организации;

    Возможность осуществить цепочку перемещений: на место, освободившееся при перемещении работника, назначить его подчиненного;

    Прозрачность кадровой политики;

    Высокая степень управляемости сложившейся кадровой ситуацией;

    Возможность целенаправленного повышения квалификации персонала;

    Решение проблемы занятости собственных кадров;

    Повышение мотивации и удовлетворенности трудом.

    К недостаткам набора персонала из внутренних источников можно отнести:

    Недостаточное проявление инновационного потенциала на новом месте, поскольку общая среда представляется достаточно привычной и удобной;

    Ограничение возможностей для выбора кадров;

    Напряженность и соперничество в коллективе в случае нескольких претендентов;

    Проявление панибратства при решении деловых вопросов, так как только вчера претендент на должность руководителя занимал равное положение с коллегами;

    Нежелание отказать в чем-либо сотруднику, имеющему стаж работы в данной организации;

    Снижение активности рядовых работников, претендующих на должность руководителя, так как автоматическим преемником является заместитель руководителя, и др.

    К внешним источникам набора персонала относятся следующие:

    1. Государственная служба занятости. Помогает найти персонал для работы, не требующей высокой квалификации – простой, рутинной или с неполной занятостью. Как правило, через эту службу трудоустраиваются люди, потерявшие работу из-за банкротства предприятий и прошедшие переобучение для освоения новой специальности.

    2. Агентства по найму персонала. Агентству представляется заявка на специалистов с указанием должности, оклада, содержания деятельности, и оно предлагает нескольких кандидатов, чтобы работодатель мог сделать выбор самостоятельно.

    3. Ярмарки вакансий. Возможен выбор среди активно ищущих работу или желающих ее сменить.

    4. Объявления в прессе, по радио и телевидению, на специальных стендах и рекламных щитах. Дает возможность широкомасштабного поиска, хотя этот источник может быть дорогим.

    5. Выпускники учебных заведений. Можно найти людей с современными знаниями, а также присмотреться к кандидатам, приглашая их на практику.

    6. Претенденты, обратившиеся в компанию самостоятельно. Как правило, это самые активные и целенаправленные кандидаты.

    Основное достоинство внешних источников – возможность получения работника со свежим взглядом, с инновационным потенциалом и другими необходимыми организации достоинствами. Появляется также шанс приобщиться к инновациям и даже коммерческим тайнам организации, в которой работал новичок, что особенно ценно, если предыдущее место его работы – организация-конкурент.

    Недостатками внешних источников пополнения персонала можно считать:

    Невозможность составить полное представление о новом работнике на основе приемочных испытаний и даже испытательного срока (можно получить «кота в мешке», конфликтную личность);

    Более высокие затраты;

    Усиление тенденции к текучести кадров;

    Ухудшение социально-психологического климата в коллективе;

    Высокую степень риска при прохождении испытательного срока;

    Плохое знание организации новыми людьми;

    Длительный период адаптации;

    Затруднения в плане служебного роста для сотрудников организации.

    В современных западных фирмах все большее распространение получает вторичный наем , то есть набор персонала среди сотрудников организации во временные подразделения и творческие группы. Он осуществляется или непосредственно руководителем, или на основе внутреннего конкурса. В результате временного привлечения людей на дополнительную работу, их вертикального и горизонтального перераспределения в крупных организациях складывается внутренний рынок труда. Его функционирование, по свидетельству специалистов, снижает издержки, создает для персонала дополнительные стимулы, позволяет закрыть наиболее важные вакансии быстрым перемещением, сохранить ценных работников и поддерживать стабильность коллектива 7 . На некоторых источниках и методах привлечения остановимся подробнее.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги автора

    Из книги автора

    8.3. Учитывайте не только потребности, но и возможности. (Потребности ваших клиентов) Клиент всегда прав! Эта истина известна всем. И если ей неукоснительно следовать, то успех не за горами.Теория маркетинга утверждает, что клиент покупает определенный товар или услугу

    Из книги автора

    Глава 6 Анализ потребности в персонале. Планирование рекрутмента Анализ потребности в персонале позволит не только выяснить, на какие должности и в каком количестве требуются сотрудники, но и ответить на два вопроса. ? В чем причины текучести кадров? ? С чем связаны

    Из книги автора

    Концепция удовлетворения потребностей Выглядит просто. Я нашел на рынке неудовлетворенную потребность в сегменте с платежеспособным спросом и предлагаю свой товар или услугу как наилучший способ удовлетворения потребности потребителей этого сегмента.Нужно найти на

    Из книги автора

    7.2. Оценка потребности в персонале Очевидно, что планирование потребности в персонале – часть общего процесса планирования в организации. В конечном итоге успешное кадровое планирование основывается на знании ответов на следующие вопросы:сколько работников, какой

    Из книги автора

    Из книги автора

    Глава 5 Планирование потребности в персонале, организация, нормирование и условия труда 5.1. Стратегическое планирование и процесс планирования персонала5.2. Прогнозирование потребности в человеческих ресурсах5.3. Определение потребности в персонале5.4. Понятия

    Из книги автора

    5.3. Определение потребности в персонале Потребность в персонале, как и в других видах ресурсов, зависит от многих факторов. Поскольку персонал – это особый и самый важный вид ресурсов, а качества сотрудников не поддаются точному измерению, постольку планировать

    Из книги автора

    6.3.3. Источники удовлетворения потребности в персонале Организация может использовать внутренние и внешние источники привлечения персонала.К внутренним источникам относятся люди, работающие в организации. В ряде стран, например, в Японии, при появлении вакансий в

    Из книги автора

    Определение потребности в персонале Потребность в персонале, как и в других видах ресурсов, зависит от многих факторов. Поскольку персонал – это особый и самый важный вид ресурсов, а качества сотрудников не поддаются точному измерению, то планировать и особенно

    Из книги автора

    25. Методы определения потребности в персонале 1. Метод, основанный на времени трудового процесса. гдеКв – коэффициент соблюдения временной нормы 1 ед. изделия / фактическое время производства 1 ед. изделия;n – количество номенклатурных изделий в производственной

    Из книги автора

    28. Маркетинговый подход к определению потребности в персонале, путям и источникам ее покрытия Выбор методов покрытия потребности в персонале связан с двумя направлениями маркетинговой деятельности – разработки профессиональных требований к персоналу и определения

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Контрольная работа

    По дисциплине: организационное поведение

    На тему: "Влияние потребностей сотрудников на результативность организационного поведения"

    Содержание

    • Введение
    • 1. Типы потребностей
    • 2. Разнообразие потребностей
    • 5. Модель СВР К. Алдерфера
    • Выводы и рекомендации
    • Заключение

    Введение

    Когда происходит сбой в работе машины, вы делаете вывод, что механизм нуждается в замене детали или смазке. А быть может, просто ослабло какое-то крепление. Оператор, прежде всего, старается определить причину возникшей проблемы, а затем в случае необходимости он может обратиться за помощью к начальнику, который вызовет механика или инженера.

    Оператор, пытавшийся найти причину поломки использовал, прежде всего, аналитический подход, его рассуждения основывались на знании последовательности операций и потребностей машины. Беспорядочное подтягивание винтов и смазка механизмов в надежде устранить поломку были бы просто пустой тратой времени и, скорее всего, лишь усугубили бы неполадки. Предположим, что "сбой" дает не машина, а ее оператор, грубо отреагировавший на замечание мастера в форме, граничащей с неподчинением. Менеджер, вероятно, тут же "поставит" сотрудника на место, не вдаваясь в причины срыва. Однако такого рода подход ничуть не лучше, чем беспорядочный ремонт механизм. Так же как и в случае с вышедшим из строя агрегатом, "поломка" оператора вызвала действием определенных факторов, которые связанны с удовлетворением потребностей.

    Для устранения "неисправности" оператора требуется не менее квалифицированный подход, чем при ремонте машины. Внимательное отношение менеджмента к сотрудникам (поддержка человеческих ресурсов) организации благоприятно воздействует на показатели производительности работников (и. следовательно, чувство удовлетворения трудом). Прежде всего, мы должны определить наиболее значимые потребности сотрудников организации.

    Цель данной работы: выявить влияние потребностей сотрудников на результативность организационного поведения.

    потребность иерархия маслоу герцберг

    Объектом исследования является рабочий коллектив УМ ЗАО "ОНХМ".

    1. Типы потребностей

    Известно множество методов классификации человеческих потребностей. Наиболее простым является выделение: основных физиологических, или первичных потребностей, и психологических или вторичных потребностей. Физиологические потребности включают в себя потребности в пище, воде, сексе, сне, воздухе, комфортной температуре. Они возникают из основных требований жизни и являются критически важными дл физического существования людей, а значит, носят универсальный характер. Интенсивность их изменения зависит от возраста человека и индивидуальных характеристик. Например, ребенок, ребенок нуждается в значительно большем по продолжительности сне, чем взрослый человек.

    Потребности человека во многом обусловлены его социальной практикой. Если принято завтракать, обедать и ужинать, человек три раза в день ощущает себя проголодавшимся, несмотря на то, что ему достаточно двух приемов пищи. Если установлен утренней перерыв на кофе, сотрудник приобретает привычку взбодриться чашечкой напитка из страны Кафа, которая является в то же время социальной потребностью.

    Вторичные потребности носят более абстрактный характер, так как речь идет скорее о требованиях разума и духа, нежели человеческого тела. Многие из этих потребностей развивающихся по мере взросления индивида - самоуважение, чувство долга, соревнование, самоутверждение, а также чувство принадлежности, желание любить и быть любимым. Именно вторичные потребности усложняют мотивационные усилия менеджеров, ведь практически каждое предпринимаемо или действие влияет, прежде всего, на вторичные потребности. Планирование управленческих воздействий предполагает учет влияния каждого из них на вторичные потребности работников.

    2. Разнообразие потребностей

    Вторичные потребности значительно более индивидуальны, чем первичные. Кто-то стремится к самоутверждению к руководству людьми, другой предпочитает роль подчиненного и ступает инициативу коллегам. Кроме того, потребности людей изменяются в зависимости от времени и обстоятельствам.

    Анализ поведения не представлял бы никаких проблем, если бы действия индивида в заданное время являлись результатом "отдельно взятой" потребности, однако такое случается крайне редко. Потребности всех типов и побуждения влияют друг на друга таким образом, что мотивация работника в отдельно взятый момент является комбинацией, множества различных сил. Более того, некоторые потребности индивидов настолько "замаскированы", что их не в силах "расшифровать" не только непосредственный начальник работника, но и опытный психолог, что весьма затрудняет мотивирование. Например, испытывающий чувство неудовлетворенности работник нередко "кивает", прежде всего, на очевидные причины (низкую с его точки зрения, заработную плата), однако реальная проблема может бать иной.

    Итак, вторичные потребности:

    · строго обусловлены опытом индивида;

    · индивидуальны по типу и интенсивности;

    · как правило, не могут быть разделены, обычно взаимодействую;

    · с трудом поддаются идентификации;

    · в сравнении с физическими нуждами носят достаточно абстрактный характер;

    · оказывают воздействия на поведение индивидов;

    Обычно выделяют три основные теории человеческих потребностей (теории А. Маслоу Ф. Герцберга и К. Алдерфера). Предполагаются, что они построены на различиях между первичными и вторичными потребностями. Несмотря на некоторую ограниченность, теории человеческих потребностей создают твердую основу для более развитых мотивационных моделей.

    Согласно теории Абрахама Маслоу. человеческие потребности различны по своей настоятельности и возникают в определенной последовательности. По мере того как достаточное удовлетворение в разумных рамках получают первичные нужды, внимание индивида перемещается на вторичные потребности. В иерархии потребностей А. Маслоу выделяются 5 основных уровней.

    1 . Потребности более низкого порядка .

    Удовлетворение нужд первого уровня обеспечивает само существования человека. Речь идет об основных физиологических потребностях в пище, воде, сне. Потребности второго уровня соотносятся с физической и экономической безопасности. Обычно эти два уровня потребностей рассматриваются совместно и называются потребностями более низкого порядка .

    2 . Потребности более высокого порядка

    Кроме того, в иерархии выделяют три уровня потребностей более высокого порядка третий уровень отводиться потребностям в любви чувствах принадлежности и социальной сопричастности на работе (друзья, и психологически совместимые коллеги), потребности четвертого уровня включают в себя стремление к уважению и статусу, а также к высокой самооценке и компетентности. Чувство компетентности и мнения окружающих формируют основу статуса. Пятый уровень иерархии - потребность в самоактуализации, стремление стать всем тем, чем индивид способен быть. В полном масштабе использовать свои умения и развивать таланты. Самоактуализация - отражения побуждения компетентности.

    Пример иллюстрирует важное для понимания потребностей более высокого порядка положения. Индивиды, которые не останавливаются в личном росте, никогда не могут полностью удовлетворить их. После окончания экспедиции на Северный полюс Вилл Стигер принялся строить планы еще более трудного антарктического перехода, а по успешном его завершении - путешествия по Аляске. Настоящий менеджер воспринимает удовлетворение потребностей как новый вызов .

    3. Интеграция иерархии потребностей А. Маслоу

    Рассоренная модель предполагает, что каждый человек имеет определенные потребности, которые он стремится удовлетворить. Утоление определенных потребностей означает лишь, что им на смену приходит качественно иные нужды. Наиболее сильно индивида мотивируют неудовлетворенные потребности. Работники мотивированы прежде всего целью, к которой они стремятся в данное время . Полностью удовлетворенная потребности является сильным мотивирующим фактором.

    Данная интерпретация концепции А. Маслоу оказал большое влияние а современных менеджеров, так как идеи, на которых она базируется. позволяют лучше понять мотивацию сотрудников организаций. Менеджер должен:

    · идентифицировать принимать потребности работников:

    · признавать различия стремлений сотрудников:

    · предложить удовлетворение конкретных ненасыщенных потребностей:

    · понимать, что постоянное использование однотипных поощрений постепенно приводит к снижению мотивации сотрудников.

    Кроме рассмотренных достоинств модель А. Маслоу имеет многочисленные ограничения и подвергается острой критике. Вряд ли правомерно рассматривать ее как теоретическую базу мотивации, многие ее положения не получили практического подтверждения. В частности, менеджмент не имеет возможности обеспечить условия для самоактуализации всем работникам. Проведенные исследования не позволяют утверждать, что потребности человека действительно могут быть ранжированы в строгую иерархию: обязательность последовательного пути от удовлетворенностей более низкого уровня и более высокому отнюдь е доказана. В то же время можно считать доказанным. что до тех пор, пока нужды более низких уровней не насыщены, у работников не возникнет настоятельных потребностей более высокого порядка.

    4. Двухфакторная модель Ф. Герцберга

    Поддерживающие и мотивирующие факторы .

    До Ф. Герцберга предполагалось, что мотивация и ее отсутствие связаны с противоположными факторами из одного и того же континуума.Ф. Герцберг же утверждал. что мотивация определяется двумя группами определенных. связанных с процессом труда факторов. Неудовлетворенность сотрудников вызывает прежде всего отсутствие таких условий, как гарантии работы и безопасности труда. Однако в общем случае их наличие обуславливает только нейтральное состояние работников, так как для этих факторов не характерно сильно мотивирующее воздействие. Такие потенциальные причины беспокойства и неудовлетворения Ф. Герцберг определял как гигиенические факторы, поскольку они необходимы для п остроения фундамента, на котором возможно поддержание разумного уровня мотивации работников.

    Другая группа условий труда направлена в первую очередь на формирование мотивации, но отсутствие этих факторов обычно не вызывает отрицательных эмоций. Такого рода условия Ф. Герцберг отнес к мотивирующим факторам . На протяжении многих лет менеджеры не могли понять, почему политика опеки и дополнительные льготы не усиливают мотивацию работников. Идея разделения мотивирующих и поддерживающих факторов помогла ответить на вопрос: дополнительные льготы относятся, по Ф. Герцбергу. к гигиеническим факторам.

    Содержание труда и рабочая среда .

    Такие мотиваторы, как достижения и ответственность, связанны по больше части непосредственно с процессом труда, с показателями деятельности сотрудника, с его личным признанием и ростом, т.е. содержанием труда .

    С другой стороны, поддерживающие факторы ассоциируются прежде всего с рабочей средой, поскольку они относятся в большей степени к внешней среде, в которой осуществляется процесс труда. Различие между содержанием труда и рабочей средой представляется весьма значительным, а значит, работники мотивированы впервую очередь тем, что они делают сами для себя. Если они берут на себя ответственность или стремятся к общественному признанию, значит, ими движут сильные мотиваторы.

    Внутренние и внешние стимулы .

    Разница между содержанием труда и рабочей средой аналогична разнице между внутренними и внешними стимулами в психологии. Внутренние мотиваторы - это внутренние поощрения, которые человек ощущает в процессе труда, т.е. между трудом и поощрением присутствует прямая и часто непосредственная связь. Работник в такой ситуации самомотивирован. Внешние мотиваторы - это внешние поощрения, которые имеют место независимо от природы труда и не обеспечивают прямого удовлетворения в ходе выполнения рабочего задания (пенсионные программы, медицинские страховки, отпуска). Работники высоко ценят внешние мотиваторы, но они отнюдь не являются эффективными стимулами.

    5. Модель СВР К. Алдерфера

    В попытке преодоления слабостей рассмотренных нами моделей Клейтон Алдерфер предложил модифицированную (трехуровневую) иерархию потребностей. Ученый высказал предложение, что изначально работники заинтересованы в удовлетворении потребностей существования, объединяющих физиологические факторы и факторы безопасности (оплата труда, физические условия труда, гарантии рабочего места). Еще одна категория - потребности во взаимоотношениях. И наконец, потребности роста, включающие в себя стремление к самоуважению и самоактуализации. Разговор между президентом и менеджером по маркетингу может быть структурирован в соответствии с молью СВР К. Алдерфера. Прежде всего президент должен завершить определение относительно насыщенных уровней потребностей менеджера.

    Модель СВР отнюдь не ограничивается перегруппировкой уровней потребностей по А. Маслоу на три категории. В частности, модель СВР не предполагает такого строгого перехода от уровня к уроню, а допускает активизацию как всех трех. так и какого - то одного. Следовательно. индивид. испытывающий неудовлетворенность потребностей на любом из верхних уровней. может вернуться к основам и сконцентрироваться на нижнем уровне, после чего он вновь начинает подниматься по ступенькам потребностей. Наконец, принимая во внимание, что два первых уровня отчасти ограничены в своих требованиях, потребности роста не только не имеют пределов, но и, как только достигается удовлетворение на каком - то уровне, стимулируют дальнейшее движение индивида.

    6. Сравнение моделей А. Маслоу, Ф. Герцберга и К. Алдерфера

    Сходство рассмотренных нами моделей человеческих потребностей достаточно очевидно, но между ними имеются и существенные различия. А. Маслоу и К. Алдерфер уделяют основное внимание внутренним потребностям индивидов, в то время как Ф. Герцберг определяет и разделяет позволяющие обеспечить удовлетворение нужд сотрудников условия.

    Популярная интерпретация моделей А. Маслоу и Ф. Герцберга наводит на мысль о том, что в современном обществе большинство работников удовлетворили свои потребности более низкого порядка, поэтому они мотивированы преимущественно потребностями более высокого порядка. К. Алдерфера высказывает мнение. что инициирует новое обращение индивида к потребностям существования. И, наконец, все три модели указывают, что поощрение сотрудника предполагает предварительную идентификацию его доминирующих потребностей. Модели человеческих потребностей образуют базу анализа и практического использования методов регулирования поведения.

    7. Социологическое исследование в ООО"Новый мир"

    Как уже было сказано,влияние потребностей сотрудников играет "огромную" роль на результативность организационного поведения. Для того чтобы понять насколько сильно данная установка влияет на деятельность каждого отдельного члена трудового коллектива и на коллектив в целом, было проведено социологическое исследование на одном из Челябинских предприятий.

    Данное исследование проводилось методом анкетирования. В моем исследовании принимали участие 25 человек - рабочий коллектив ООО"Новый мир". В числе которых 6 женщин и 19 мужчин.

    Анкета

    Прочитайте вопросы, отметьте любым условным обозначением вариант ответа, который соответствует вашему мнению.

    Заранее благодарю Вас за участие в исследовании.

    1. Сколько вам лет?

    · 20 - 30

    · 30 - 40

    · 40 - 50

    · 50 - 60

    2. Устраивает ли Вас занимаемая должность?

    · да

    · нет

    · свой вариант ответа

    3. Что для Вас стоит на первом месте?

    · удовлетворение духовных потребностей

    · удовлетворение материальных потребностей

    · свой вариант ответа

    4. Как Вы считаете коллектив (общее мнение) влияет на Вас (ваше поведение)?

    · да

    · нет

    · в некоторых случаях

    · очень редко

    · свой вариант ответа

    5. А Вы каким - либо образом влияете на коллектив?

    · да, я же часть коллектива

    · нет, каждый сам по себе

    · свой вариант ответа

    6. Вы удовлетворены своей работой?

    · да

    · нет

    · свой вариант ответа

    7. А заработной платой?

    · да

    · нет

    · свой вариант ответа

    8. Ваши рекомендации руководителю для выполнения "большего" удовлетворения?

    · повышение заработной платы

    · организация различного рода мероприятий

    · свой вариант

    В ходе проведенного исследования были получены следующие данные:

    На вопрос: "Устраивает ли Вас занимаемая должность?" 76 % опрошенных ответили положительно. Тем самым показывая, что большинство сотрудников удовлетворены своим занимаемым местом. В ответе на этот вопрос большую роль сыграл предыдущий вопрос о возрасте т.к. большая часть коллектива в возрасте от 40 - 60.

    В ответе на вопросы: "На Вас влияет коллектив?", опрошенные ответили так: 60% - утвердительно, 40 - отрицательно.

    " Вы каким - либо образом влияете на коллектив?", результат 50% - 50%.

    "Удовлетворены своей работой?" 70%

    "Заработной платой?" 20% ответили положительно.

    Проведенный анализ результатов исследования выявил, что основными потребностями у всех работников являются материальные потребности. Но ни где не прослеживается тот факт, что работа для людей является лишь средством существования. Следовательно, экономические методы мотивации, т.е. материальное стимулирование, хотя и принесет свой положительный эффект, но не в той степени, на которую обычно рассчитывает руководство.

    Определенное беспокойство у руководства организации должно вызвать то, что каждый работает за себя. и что общий труд на благо организации мало волнует.

    Заключение

    Содержательные теории трудовой мотивации пытаются определить, что же все-таки конкретно стимулирует людей к труду. Разработчиков содержательных теорий интересует выявление имеющихся у людей потребностей и их приоритетности. Они озабочены тем, какого рода вознаграждения или целей люди стараются добиться. чтобы чувствовать себя удовлетворенными и работать хорошо. Содержательные теории считаются "статичными", поскольку они единовременно учитывают всего один или несколько факторов и ориентированы либо на прошлое, либо на настоящее. Поэтому они не всегда могут предсказать мотивацию к труду или поведение; тем не менее, эти теории важны для понимания того, что же мотивирует людей к трудовой деятельности.

    Первоначально считалось, что единственным стимулом к деятельность и являются деньги; несколько позже стали полагать, что стимулы также включают условия работы, безопасность и, по всей видимости, демократический стиль руководства. Еще некоторое время спустя стали считать, что содержание мотивации заключается в так называемых потребностях или мотивах, таких, например, как уважение и самовыражение (Маслоу); ответственность, признание, достижение и продвижение (Герцберг); рост и совершенствование (Альдерфер). Тщательное изучение основных содержательных теорий помогает пониманию мотивации и разработке некоторых прикладных методов.

    Список использованной литературы

    1. Дафт Р.Л. Менеджмент - СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 832 с.

    2. Кузнецов В.И. Управление персоналом.: Учебно - практический пособие. - Изд.2-е. Исправленное и дополненное. - М.: МЭСИ, 1997. - 102 с.

    3. Лютенс Ф. Организационное поведение.: Пер. с англ. 7-го издания - М.: ИНФРА - М., 1999. - 692 с.

    4. Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение, Поведение человека на рабочем месте: Пер. с англ. - СПб.: Из - во "Питер", 2000. - 448 с.

    5. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М., 1996.

    6. Экономика труда и социально-трудовые отношения/под ред.Г. Г. Меликьяна и Р.П. Колосовой. - М., 1996.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Уровни потребностей человека по А. Маслоу. Двухфакторная теория Герцберга. Группы потребностей человека согласно теории К. Альдерфера. Порядок актуализации потребностей. Общие моменты в теориях Маслоу и Герцберга. Потребности существования, связи и роста.

      презентация , добавлен 01.11.2011

      Схема мотивационного процесса. Теория иерархии потребностей Маслоу. Недостатки концепции Маслоу. Схема восхождения и обратного входа вниз по иерархии потребностей Альдерфера. Теория двух факторов Герцберга. Ключевые составляющие успешной мотивации.

      презентация , добавлен 02.09.2016

      Теория иерархии потребностей А. Маслоу. Социальные потребности. Теория потребностей МакКлелланда. Двухфакторная теория Герцберга. Факторы мотивации. Теория К. Альдерфера. Мотивация на основании потребности. Потребности самовыражения (самореализации).

      реферат , добавлен 23.01.2009

      Теория иерархии Маслоу. Использование теории Маслоу в управлении. Методы удовлетворения потребностей высших уровней. Процесс актуализации потребностей. Факторы стимулирования и мотивации труда. Соотношение морального и материального стимулирования.

      реферат , добавлен 07.06.2016

      Актуальность классических мотивационных схем и их применимость к сегодняшним реалиям. Потребности и мотивационное поведение. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Иерархия потребностей по А. Маслоу. Двухфакторная теория мотивации Герцберга.

      курсовая работа , добавлен 05.02.2011

      Первичные и вторичные потребности. Внутреннее и внешнее вознаграждение. Содержательный и процессуальный подходы к мотивации. Иерархическая пирамида потребностей Маслоу. Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда. Двухфакторная модель Герцберга.

      презентация , добавлен 03.01.2014

      Структурные элементы мотивации трудовой деятельности. Мировой опыт исследования мотивации. Пирамида потребностей Абрахама Маслоу. Теория потребностей Дэвида Мак-Клелланда. Двухфакторная теория Фредерика Герцберга. Методы мотивационного воздействия.

      презентация , добавлен 19.02.2016

      контрольная работа , добавлен 14.03.2010

      Эффективность мотивации сотрудников на примере фирмы ООО "Персона". Обзор мотивационной деятельности руководства. Основные принципы и сравнение содержательных теорий мотивации А. Маслоу, К. Алдерфера, Д. МакКлелланда. Модель мотивации, типы мотивирования.

    Исходной идеей , лежащей в основе управления производством благ и услуг, является идея человеческих нужд .

    Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.

    К нуждам можно отнести:

    · физиологические нужды (в пище, одежде, тепле, жилье, безопасности);

    · социальные нужды (в духовной близости, влиянии и привязанности);

    · личные нужды (в знаниях и самовыражении).

    Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя обездоленным и несчастным. И чем больше для него значит та или иная нужда, тем глубже он переживает. Неудовлетворённый человек сделает одно из двух:

    1) займётся поисками объекта, способного удовлетворить нужду;

    2) попытается заглушить её.

    Второй исходной идеей управления является идея человеческих потребностей .

    Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

    Потребности выражаются в объектах , способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества.

    Потребность – это то, что удовлетворяет нужду.

    Хлеб для человека → потребность;

    Чувство голода → нужда.

    Автомобиль → потребность;

    Передвижение → нужда.

    Потребности меняются , нужда остаётся неизменной .

    Существует огромное множество самых разнообразных потребностей человека, семьи, социальных групп, предпринимателей, организаций (предприятий, фирм), городов, регионов, населения, государства, страны.

    Так применительно к человеку, семьи необходимо выделять потребности в продуктах питания, в одежде, в жилье, услугах, духовных ценностях, коммуникациях, средствах общения.

    Организации испытывают потребности (производственные) в трудовых, материальных, топливных, энергетических, финансовых ресурсах, зданиях, сооружениях, машинах, оборудовании, информации.

    Общественные, государственные потребности разделяются на потребности в управлении, обороне, защите окружающей среды, охране безопасности, культуре, образовании, здравоохранении, науке, транспорте, международных связей.

    Большинство потребностей относится к категории насыщаемых . Человек не хочет есть сверх того предела, когда он ощущает сытость. Хорошо иметь дома один холодильник или телевизор, лучше два, может три, но далее наступает насыщение, избыток, затоваривание. Предприятию не надо получать сырьё, материалы, в которых нуждается производство, сверх предельных объёмов. Государству незачем иметь ракеты и танки сверх того, что требуется для обороны. По отношению к таким потребностям хорошо знать их пределы, уровень насыщения.

    Но есть и ненасыщаемые потребности. Это чаще всего потребности в деньгах, богатстве, власти, славе. Вспомните пушкинскую сказку о рыбаке и рыбке. К сожалению, ненасытность в определённой мере свойственна и людям и семьям, и предприятиям, и государствам, живущим по принципу: «Чем больше я имею и потребляю – тем лучше».

    Потребности работников предприятия. Нам очень важно заострить внимание на многообразии потребностей работников, чью способность к труду использует работодатель на предприятии, и раскрыть не столь очевидную мысль, ради чего надо управлять производством благ и услуг и, в частности, персоналом, т.е. живым трудом. Последний, как уже указывалось, есть целесообразная деятельность человека, направленная на удовлетворение его потребностей. Следовательно, управление трудом помогает своевременному и более полному удовлетворению потребностей работников.

    Работник, пришедший в организацию по найму (контракту) и получивший рабочее место, начинает испытывать различные потребности, связанные с производственным (технологическим) потреблением рабочей силы. Можно назвать почти всегда имеющие место на любом предприятии группы потребностей.

    1 Физиологические потребности – в пище, воде, воздухе, жилье, тепле, кратковременном отдыхе, собственной безопасности, спецодежде.

    2 Технические (технологические) потребности – в исправленном современном оборудовании, приспособлениях, инструменте, новой технологии, транспортных средствах, предметах труда.

    3 Экономические потребности – в справедливом вознаграждении, обоснованных нормах трудовых затрат и оценке трудового вклада, в управлении производством, совладении предприятием, участии в прибылях.

    4 Социальные потребности – в повышении квалификации, приобретении новых знаний, престижном коллективе, профессиональном росте и карьере, в коммуникации, правовой защите, любви и дружбе.

    5 Психологические потребности – в содержательной и интересной работе, благоприятном психологическом климате, уважении и признании, сочувствии и поддержке других.

    Как видим, перечисленные группы потребностей работников предприятия охватывают все основные блоки живого труда, служащие элементами экономического механизма и объектами управления (рис. 14.3.1).

    Рис. 14.3.1

    Экономический механизм – способы и формы соединения усилий людей при решении задач обеспечения ими роста своего благосостояния.

    Удовлетворение потребностей персонала . Если бы не было человеческих потребностей, не существовали бы и организации, удовлетворяющие разнообразные потребности людей своим производством. Последнее создаётся исключительно ради удовлетворения потребностей. Можно сказать, что потребности являются мотором развития производства, но и производство рождает потребности, предлагая покупателям новые виды товаров и услуг. Например, у людей не было потребности записывать на плёнку телепередачи до тех пор, пока не был изобретён видеомагнитофон.

    Однако нас интересует не вообще удовлетворение потребностей людей через рынки товаров и услуг, а работников организаций (предприятий), являющихся продавцами своей рабочей силы в процессе технологического её использования. Работник организации, занятый выполнением конкретного трудового процесса, не покупает за деньги какие-либо товары или услуги для удовлетворения своих потребностей во время пребывания на предприятии. Исключение могут составить лишь удовлетворение потребностей в пище и продуктах или работники рынков и магазинов, совмещающие производственные и личные потребности.

    Иными словами, речь идёт об удовлетворении потребностей каждого работника не им самим, а руководителями-менеджерами, в чьём подчинении находятся работники. Это производственные потребности работников или живого труда, без удовлетворения которых не могут быть удовлетворены все остальные потребности (личности, семьи, города, региона, государства, страны) (рис. 14.3.2.).

    Рис. 14.3.2.

    Что означает «управление персоналом». Обратим внимание на показатель оценки уровня благосостояния народов разных стран. Эксперты ООН считают, что точнее всего уровень благосостояния характеризует особый показатель – индекс развития человека, учитывающий три основных параметра:

    · среднюю продолжительность жизни;

    · уровень грамотности;

    · доход на душу населения.

    Эти индексы сегодня таковы: Япония – 1 место; Швейцария – 2; Австрия – 3; Англия – 4; США – 5; Израиль – 6; Сингапур – 7. Бывший Советский Союз по индексу развития человека занимает 33-е место в мире (Данные И.В. Липсица . Экономика без тайн. – М.: Дело, 1993.).

    Тот факт, что Япония занимает первое место в мире по уровню благосостояния народа, в немалой степени предопределён методами управления производством и особенно персоналом, где на первое место поставлен человек и его производственные потребности в фирме. И, наоборот, традиционное невнимание к человеку в России, несмотря на богатство ресурсов, оставляет её нищей и отсталой.

    Нам надо понять сущность управления персоналом (работниками, кадрами), а точнее – живым трудом, создающим богатство страны. Ради чего надо управлять живым трудом, понимая, что управление есть воздействие на деятельность человека, согласующее его труд с деятельностью других людей и ведущее к достижению общего результата. Но что такое общий результат? Это сделать больше и лучше (товаров, услуг) для удовлетворения потребностей людей. А высокого общего результата (больше и лучше) можно добиться только при единственном условии – высокой производительности труда работников организации.

    Следовательно, управление персоналом – это обеспечение высокой производительности живого труда наряду с эффективным использованием всех остальных факторов производства (предметов, средств труда, ресурсов) .

    Может ли больной воспалением лёгких пробежать стометровку с хорошим результатом? Ответ утвердителен: это исключено. Так и неудовлетворённый работник не может показать высокий результат своего труда. Жаль только, что эту очевидную истину не хотят или не могут понять власть придержащие и российские руководители-менеджеры как работодатели, которые под управлением персоналом продолжают понимать «командование людьми», а не удовлетворение их потребностей.

    Если производство создаётся ради удовлетворения человеческих потребностей, то управление производством есть управление потребностями персонала, занятого производством благ и услуг для других потребителей (рис. 14.3.3.).


    Рис. 14.3.3.

    Если бы в Японии всеобъемлющая забота о человеке (его воспитании, образовании, материальном благополучии) не была возведена в ранг государственной политики, а руководители фирм каждодневно не оттачивали профессионализм работников и не удовлетворяли по первому сигналу и предупредительно все их нужды, то эта страна, лишённая больших собственных ресурсов, не стала бы самой богатой в мире. Её лозунг – кадры решают всё – звучит не пустым звуком, как в России, а служит жизненным кредо любой организации и основой экономического процветания.



    Статьи по теме: