Тема порядок создания предпринимательских структур. Процедура создания предпринимательских структур

Этап 1. Выбор организационно-правовой формы предпринимательства .

Наиболее популярными организационно-правовыми формами юридических лиц сегодня являются унитарное предприятие (УП), общество с ограниченной ответственностью (ООО) и общество с дополнительной ответственностью (ОДО). При выборе между ними можно руководствоваться следующими критериями:

1) Количество лиц, намеренных зарегистрировать юридическое лицо. Если планируется открывать юридическое лицо без партнеров, то выбор один - унитарное предприятие. Если же число учредителей будет два и более, то регистрируется ООО или ОДО;

2) Юридический адрес. ООО или ОДО должно иметь под юридический адрес помещение, которое принадлежит ему либо на праве собственности, либо на праве аренды. То же требование предъявляется и к УП, но при этом собственник имущества УП при определенных условиях вправе зарегистрировать юридическое лицо и по месту жительства. А условия эти таковы:

Или жилое помещение принадлежит ему на праве собственности (находится в долевой или совместной собственности). В таком случае УП регистрируется в этом помещении с согласия иного собственника (всех собственников), а также всех совершеннолетних членов его семьи (и членов семьи всех собственников), проживающих в этом помещении;

Или он постоянно проживает в жилом помещении (кроме жилого помещения государственного жилищного фонда), о чем свидетельствуют отметка в документе, удостоверяющем личность, либо сведения в карточке регистрации (домовой книге). В этом случае для регистрации юр. лица понадобится согласие собственника (всех собственников) жилого помещения частного жилищного фонда, а также проживающих в помещении всех совершеннолетних членов семьи собственника (всех собственников).

Законодательство прямо запрещает производственную деятельность (выполнение работ, оказание услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением УП, без перевода этого помещения в нежилое.

3) Наличие в штате бухгалтера. Директор УП может вести бухучет и составлять отчетность лично, не принимая в штат бухгалтера. В иных юридических лицах бухгалтер обязательно должен быть в штате, за исключением случаев, когда ведение бухучета поручено специализированной организации или ИП;

4) Выход из состава учредителей. Если учредитель ООО или ОДО захочет выйти из состава учредителей, он может продать свою долю в уставном фонде другому учредителю либо третьему лицу. Если же учредитель УП решит прекратить свой бизнес, продав его кому-либо, то он не сможет это сделать простой куплей-продажей доли, поскольку является собственником всего имущества УП. В этом случае он столкнется со сложной и достаточно дорогой процедурой продажи предприятия как имущественного комплекса.



Этап 2. Подготовка учредительных документов

Решение о создании УП оформляется решением учредителя, а ООО и ОДО - протоколом собрания учредителей и протоколом учредительного собрания. Данные документы в исполком представлять не надо. Тем не менее, они понадобятся при открытии временного счета, если вы будете формировать уставный фонд деньгами.

При создании юридического лица оформляются следующие учредительные документы:

При создании УП - устав, который утверждается решением учредителя о создании УП;

При создании ООО или ОДО - учредительный договор и устав, который утверждается протоколом учредительного собрания.

Этап 3. Согласование наименования юридического лица

До подачи документов в исполком учредителям необходимо согласовать наименование юридического лица. Эта процедура регулируется Положением о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Совмина от 05.02.2009 № 154, и конкретизируется постановлением Минюста от 05.03.2009 № 20 «О согласовании наименований юридических лиц».

Согласовать наименование может учредитель юридического лица либо иное лицо по доверенности. Для этого ему необходимо подать в Мингорисполком или облисполком заявление (бланк заявления можно взять в исполкоме либо на сайте www.minsk.gov.by) и доверенность. Причем эти документы можно не только подать лично (тогда понадобится документ, удостоверяющий личность), но и отправить по почте. При личном обращении наименование согласуют в этот же день, а если заявление поступит в исполком по почте - в течение 2 дней. После этого вам выдадут справку о согласовании наименования юридического лица. Ее дату и номер нужно будет указать в заявлении о государственной регистрации. Использовать согласованное наименование для регистрации юридического лица нужно в течение 3 месяцев (на такой срок согласованное наименование резервируется за заявителем).



Этап 4. Выбор юридического адреса

В Положении о регистрации сказано, что учредители юридического лица должны определить предполагаемое место его размещения. Указание на «предполагаемое» место расположения наталкивает на мысль, что в заявлении о государственной регистрации можно указать любой адрес, зарегистрироваться по нему, потом найти постоянный офис, заключить договор аренды и уведомить исполком о смене местонахождения. К тому же документы, подтверждающие юридический адрес, в исполком не представляются.

Этап 5. Формирование уставного фонда (УФ)

Требование о соблюдении минимальных размеров УФ отменено (минимальные размеры УФ остались только для ЗАО - 100 БВ, ОАО - 400 БВ и юридических лиц с иностранными инвестициями - не менее 20 000 долл. США).

Таким образом, учредители могут определить любой размер УФ. Однако целесообразно формировать его в совсем уж небольшом размере. Сразу после регистрации юридическое лицо сталкивается с вопросами арендной платы, закупки товаров, выплаты зарплаты работникам и т.д. А поскольку деятельность только начинается и прибыли может пока не быть, именно УФ и можно использовать для этих целей.

При формировании УФ за счет денег учредитель (ООО и ОДО - уполномоченный другими учредителями) должен открыть в одном из банков Беларуси временный счет, на который будут вноситься денежные вклады (согласно Инструкции о порядке открытия и закрытия банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских счетов, утвержденной постановлением Правления Нацбанка от 20.06.2007 № 127). Позже, когда будет открыт расчетный счет, нужно будет временный счет закрыть и распорядиться перечислить деньги на расчетный счет. При формировании УФ в неденежной форме до подачи документов в исполком необходимо провести оценку стоимости неденежного вклада.

Этап 6. Подача документов в исполком

Юридические лица регистрируются по месту их нахождения. Полномочиями по государственной регистрации юридических лиц наделены облисполкомы и Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Минский, Могилевский горисполкомы. При этом облисполкомы делегировали часть полномочий гор- и райисполкомам (в Минске - администрациям районов). Правдивость указанных в заявлении о государственной регистрации сведений никто не проверяет, но если указать ложные, то впоследствии можно лишиться бизнеса.

Сотрудник исполкома, приняв документы, в этот же день:

Поставит на уставе юридического лица штамп, свидетельствующий о проведении госрегистрации, выдаст один экземпляр устава и внесет в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) запись о госрегистрации. Юридическое лицо считается зарегистрированным с даты проставления штампа на уставе и внесения сведений в ЕГР;

Представит в Минюст необходимые сведения о юридическом лице для включения их в ЕГР.

Не позднее следующего рабочего дня выдадут свидетельство о госрегистрации и в течение 5 рабочих дней - документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах госстатистики, ФСЗН, Белгосстрахе.

УНП совпадает с регистрационным номером. Если в течение 5 рабочих дней, пока ожидаются документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, понадобится где-либо указать УНП, он совпадает с регистрационным номером, указанным в свидетельстве о государственной регистрации юридического лица.

А вот ОКПО (общестатистический код предприятий и организаций, присваивается при постановке на учет в органах статистики) ничему не соответствует.

Этап 7. Изготовление печати

Наличие у юридического лица устава со штампом, свидетельствующим о госрегистрации, является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов) в штемпельно-граверные организации. Специальные разрешения на изготовление печатей (штампов) сейчас не нужны.

Вместе с проштампованным оригиналом устава (на практике могут потребоваться еще и копии титульного и первого листов) изготовителю печати нужно представить:

Заявление, подписанное руководителем юридического лица, с указанием основания обращения (регистрация юридического лица);

Эскизы печатей (штампов) в одном экземпляре, подписанные руководителем юридического лица;

Документ, подтверждающий право на товарный знак (знак обслуживания) в случае размещения в печати товарного знака (знака обслуживания).

Печать изготовят в течение нескольких дней.

Этап 8. Открытие расчетного счета

Декрет № 1 предусматривает упрощенный порядок открытия текущих (расчетных) счетов субъектов хозяйствования. Так, для открытия счета в банк представляются:

Заявление на открытие текущего (расчетного) счета;

Копия (без нотариального засвидетельствования) устава, имеющего штамп, свидетельствующий о проведении госрегистрации;

Карточка с образцами подписей должностных лиц юрлица, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати. Причем подлинность подписей и оттиска печати на карточках с их образцами заверять нотариально теперь не нужно - их заверит сотрудник банка.

Положение о регистрации уже не требует получать удостоверение руководителя коммерческой организации. Сейчас документами, подтверждающими полномочия руководителя, могут быть приказ, контракт, решение учредителя (для УП), протокол общего собрания участников (для ООО и ОДО).

Этап 9. Обращение в ИМНС, ФСЗН и Белгосстрах

Получив в исполкоме документы, нужно самостоятельно обратиться в ИМНС, ФСЗН и Белгосстрах, чтобы здесь оформили ваше дело. Кроме того, руководитель организации должен пройти обучение по охране труда (статья 19 Закона от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»). Уточнить, где проводится такое обучение, можно в исполкоме, здесь же после учебы соответствующая комиссия проверит полученные знания.

Этап 10. Оформление приказа на директора ЧУП

Директор вступает в должность в соответствии с уставом ЧУП, в котором определено, что сам учредитель является и директором (эта норма вносится в устав на основании соответствующих положений решения учредителя). На основании этой нормы устава создается приказ о вступлении в должность директора

4.1. Прекращение предпринимательской деятельности и реорганизация юридического лица

Прекращение деятельности может быть произведено двумя порядками: путём реорганизации и ликвидации.

Реорганизация – это процесс существенного изменения его структуры или организационно правовой формы.

При этом права и обязанности юридического лица, прекратившего свою деятельность, переходят к вновь образованным

При ликвидации – все права и обязанности прекращаются.

В гражданском кодексе прописаны способы реорганизации (статья 53). К их числу относится разделение, выделение, присоединение, слияние и преобразование. Разделение и выделение происходят на основании разделительного баланса.

Присоединение, слияние и преобразование – происходит на основании передаточного пакта.

преобразование – изменение вида юридического лица;

слияние нескольких юридических лиц с образованием нового;

присоединение юридического лица к другому;

разделение на несколько новых предприятий;

выделение нового юридического лица из остающихся.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь созданных юридических лиц. Как правило реорганизация происходит по решению участников юридических лиц, то есть на добровольной основе, иногда встречается принудительная реорганизация - это по решению уполномоченных органов или суда.

Ликвидация юридического лица может быть произведена как добровольно так и принудительно. Порядок ликвидации регулируется положением о ликвидации субъектов хозяйствования.

Добровольная ликвидация может быть:
а) при достижении целей, для которых юридическое лицо было создано;
б) при истечение срока на который организация была создана;
в) при признании судом госудраственной регистрации недействительной;
г) принудительная ликвидация может осуществляться по решению регистрирующего органа либо хозяйственного суда;
д) по решению регистрирующего органа в двух случаях:
1) неосуществление предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправления налоговым органам сообщения о причинах неосуществления деятельности;
2) внесение налоговым органом представления о ликвидации организации в связи с признанием задолженности безнадежно долго;
е) по решению хозяйственного суда в случаях:
- экономической несостоятельности юридического лица;
- уменьшение стоимости чистых активов и т.д.

При ликвидации юридического лица создается ликвидационная комиссия, функции которой состоя в следующем:
1. Выявление и оценка имущества ликвидируемого юридического лица;
2. Извещение кредиторов;
3. Распределение имущества среди кредиторов;

В случае ликвидации юридического лица по решению собственника регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документа на ликвидацию направляет уведомление об этом соответствующим органам, которые обязаны предоставить справки о наличие или отсутствие задолженности у юридического лица перед этими органами в течение 30 дней с момента уведомления.

Ликвидация считается завершенной с даты исключения сведений о юридическом лице из единого государственного регистра регистрации юридических лиц и государственных предпринимателей.

Тема 4. Порядок создания предпринимательских структур1.
2.
3.
Как открыть свое дело.
Учредительные документы.
Порядок регистрации
предпринимательской
деятельности.

Как открыть свое дело. Этапы:

1.
2.
3.
Обоснование предпринимательских идей
(выявление экономического интереса и
мотивов будущей предпринимательской
деятельности)
Определение состава учредителей и
организационно-правовой формы будущей
организации.
Разработка наименования коммерческой
организации. Юридическое лицо должно
иметь свое наименование, в котором
обязательно указывается его
организационно-правовая форма.

Предпринимательская идея - основа любого
делового начинания.
План стратегии бизнеса включает:
1. Выбор сферы бизнеса;
2. Концепцию бизнеса;
3. Выбор целей бизнеса;
4. Стратегию деятельности;
5. Основные стадии организации бизнеса;
6. Размещение предприятия.

Выбор сферы бизнеса.

Сфера деятельности определяется
предпринимателем по своему усмотрению.
Прежде всего, оцениваются способности,
знания, умения, устремления (90 %
предпринимателей начинают свое дело в знакомой сфере
деятельности).
Следует принять во внимание правовые
и экономические барьеры для развития
различных видов бизнеса. Конкретные виды
деятельности могут осуществляться только на
основании специального разрешения(лицензии).

Концепция(миссия, линия деятельности) бизнеса характеризует идеологию формирования и развития предприятия.

формулирование целей бизнеса;
выработку стратегии деятельности;
выбор средств практического достижения
поставленных целей.
Концепция бизнеса обусловливается
определенными факторами:
кругом удовлетворяемых потребностей;
совокупностью потребителей;
выпускаемой продукцией;
конкурентными преимуществами фирмы.

При определении целей обычно возникают вопросы:

какие выбрать и в какой
последовательности их расставить;
насколько они актуальны;
как оцениваются возможности их
достижения.

При выборе стратегии должны быть учтены следующие факторы:

сильные стороны отрасли;
сильные стороны фирмы;
цели фирмы;
финансовые ресурсы фирмы;
квалификация работников;
степень зависимости от внешней среды;
временной фактор.

Организация бизнеса включает ряд стадий:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Поиск и формулирование новой идеи;
Всесторонняя ее оценка;
Поиск «ниши» рынка;
Разработка бизнес-плана;
Формулирование концепции деятельности;
Выработка стратегии деятельности;
Привлечение необходимых ресурсов;
Реализация проекта;
Организация и управление предприятием.

Размещение фирмы

а) для торгового
предприятия (магазина):
б) для производства:
близость к шоссейным
транспортные потоки;
дорогам;
пешеходные потоки;
наличие складских
помещений;
близость к остановкам
общественного транспорта;
приближенность к
поставщикам;
наличие стоянки для
автомашин;
наличие трудовых
ресурсов;
"приметность" места;
возможность обустройства условия аренды
входов и выходов, подъездных помещения или стоимость
участка земли
путей;
условия аренды и стоимость
участка;

Общий порядок действий по организации работы предприятия: 1. Постановка задач и определение плана действий; 2. Распределение

обязанностей;
3. Координация действий, налаживание
производства;
4. Организация производства и сбыта продукции;
5. Разработка системы оплаты и стимулирования
труда;
6. Контроль выполнения задач, оценка
результатов, выявление недостатков;
7. Обеспечение обратных связей и
корректировка действий.

Оформление учредительных документов:

Устав - свод норм и правил, включающий такие разделы:
Общие положения
Цели и предмет деятельности
Характеризует материально-техническую базу и
средства предприятия
Органы управления и контроля
Описывает производственную, финансовохозяйственную деятельность предприятия
Предусматривает условия реорганизации и
прекращения деятельности создаваемой организации

Учредительный договор - соглашение двух и более сторон, закрепляющее:

Юридический статус создаваемого
предприятия
Фиксирует уставный капитал и
порядок его формирования
Устанавливает порядок
распределения доходов,
обязанности сторон

Государственная регистрация

Документы, необходимые для регистрации:
Заявление о государственной регистрации
по утвержденной форме (согласованное
название)
Решение о создании юридического лица
(например протокол собрания учредителей
и.т.п.)
Учредительные документы юридического
лица
Документ об уплате государственной
пошлины

Процесс государственной регистрации не
должен занимать более 5 рабочих дней дня
предоставления документов.
Данные о вновь созданном юридическом лице
вносят в государственный реестр, после чего
выдается Свидетельство о регистрации.
Для отдельных видов предпринимательства
требуется особый государственный контроль,
тогда необходимо получить лицензию специальное разрешение на осуществление
определенного виды деятельности при
обязательном соблюдении требований и
условий.

Порядок создания предпринимательских структур

Подготовка учредительных документов и их содержание. Основными учредительными документами являются: устав, учреди­тельный договор, протокол собрания участников будущего предприятия или приказ учредителя. Устав и учредительный договор разрабатывает инициативная группа граждан, создающих предприятие. В уставе называются члены будущего предприятия, указывается местонахождение предприятия, оговариваются цели и определяются виды будущей деятельности, в т.ч. те, на которые тре­буется получение лицензии. Далее рассчитывается размер уставного капитала, требующийся для начала хозяйственной деятельности. Вместе с тем, в уставе определяется высший орган управления предприятия, в качестве которого может выступать собрание или конференция участников, порядок и сроки их проведения, компетенция этого органа. Одновременно устанавливаются права и обязанности директора, его заместителя и всœех участников предприятия, оговаривается порядок формирования ревизионной комиссии предприятия и ее функции, в составе которой не бывают члены дирекции предприятия. В уставе определяется порядок реорганизации, ликвидации предприятия и распределœения имущества среди участников.

Учредительный договор регламентирует цели, задачи и пути осуще­ствления будущей хозяйственной деятельности, состав участников. Данный документ определяет долю внесения средств каждым участником. Вместе с тем, в учредительном договоре определяются права и обязанности участников предприятия, порядок распределœения прибыли, избрания или назначения должностных лиц и другие вопросы, которые создатели пред­приятия считают необходимым внести в учредительный договор.

По окончании разработки этих документов проводится общее собра­ние, о чем составляется соответствующий протокол. Общее собрание при­нимает решение по следующим вопросам.

‣‣‣ Выбор председателя и секретаря собрания.

‣‣‣ Непосредственно создание предприятия.

‣‣‣ Условия формирования уставного капитала.

‣‣‣ Утверждение устава предприятия.

‣‣‣ Изучение и утверждение учредительного договора между уча­стниками.

‣‣‣ Избрание директора предприятия и его заместителœей.

‣‣‣ Определœение первоначального взноса в уставный капитал.

Учредительный договор, протокол собрания, устав, заявление и дру­гие документы представляются в местный орган государственной власти, который принимает решение о регистрации предприятия.

Порядок регистрации предпринимателœей без образования юридического лица и с образованием юридического лица. Государственная регистрация предпринимателœей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, регулируется за­коном о предпринимательстве и положением о государственной регистра­ции субъектов хозяйствования потребительских кооперативов.

Государственная регистрация предпринимателя осуществляется в местном органе государственной власти. Она проводится посредством записи в книге государственной регистрации и выдачи государственного свидетельства.

В случае если предприниматель хочет заняться видами деятельности, подле­жащими лицензированию (к примеру, розничной торговлей), то до регист­рации он должен получить соответствующее разрешение (лицензию).

При регистрации предпринимателю выдается соответствующее сви­детельство. Сведения о государственной регистрации сообщаются в Министер­ство финансов, Министерство статистики и анализа, налоговую инспек­цию по месту регистрации. При получении свидетельства о государственной регистрации пред­приниматель должен зарегистрироваться в налоговой инспекции, в Фонде социальной защиты населœения по местожительству и в местном отделœе­нии фонда занятости.

При проведении государственной регистрации юридического лица вносится плата в установленном размере. Перерегистрация предприятия, принадлежащего юридическому лицу, может проводиться в связи с его реорганизацией или сменой собственника.

Вместе с тем, регистрации подлежат изменения и дополнения, вноси­мые в учредительные документы юридического лица. Данную процедуру осуществляют органы, зарегистрировавшие юридическое лицо.

После государственной регистрации субъект хозяйствования - юри­дическое лицо обязан встать на учет в государственной налоговой инспек­ции по месту регистрации, Государственном фонде содействия занятости, Фонде социальной защиты населœения, в отделœении статистики.

В соответствии с законодательством выдача субъектам хозяйствова­ния независимо от форм собственности лицензий на осуществление дея­тельности, подлежащей лицензированию, производится министерствами, государственными комитетами и ведомствами, а также местными органами государственной власти.

Любое предприятие, независимо от вида и формы собственности, ес­ли оно обладает правами юридического лица, вправе открыть расчетный счёт в любом из учреждений банков по своему усмотрению. Банковские расчетные счета также могут открываться союзами, хозяйственными ор­ганизациями, концернами и другими объединœениями предприятий.

Предприятия как единая организационная структура вправе откры­вать только один расчетный счет. Проведение контроля за соблюдением этого порядка осуществляет налоговая инспекция, которая ставит отметку на уставе предприятия о регистрации его в налоговой инспекции. Банк вправе открывать предприятию расчетный счёт только при наличии такой отметки. Открытый расчетный счёт является счетом предприятия, на ко­торый зачисляется выручка, и реализуются расчёты по его обяза­тельствам. Помимо расчетного счета предприятие вправе на открытие и других видов счетов.

Предприятие изготавливает печать после государственной регистрации в местном органе государственной власти. Для заказа и изготовления печати крайне важно получить разрешение отдела РОВД.

2.2 Основные типы и виды предпринимательской деятельности в РФ.

Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе. В соответствии с этим различают следующие формы собственности: государственная, частная, коллективная, акционерная и муниципальная.

Государственное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в форме такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Коллективная собственность является естественным продолжением развития частной собственности. Коллективная собственность, базирующаяся на добровольном объединœении труда и капитала отдельных лиц, есть партнерство. Партнеры становятся совместными собственниками средств производства и полученного дохода. Партнерство как коллективная форма присвоения имеет ряд преимуществ по сравнению с частной собственностью: увеличение масштабов производства на базе объединœения индивидуальных капиталов, специализация партнеров по отдельным направлениям производственной деятельности и управления. Но также имеет и ряд недостатков: во-первых, коллективность в управление может породить несогласованность в политике, несовместимость интересов (по этим причинам коллективное управление должна быть неповоротливым, а в связи с этим неэффективным); во-вторых, каждый член коллектива несет ответственность за всœе неверные решения, а не только за собственные неудачи; в-третьих, всœе несут личную неограниченную ответственность имущества; в-четвертых, следствием вложения капитала на правах общего партнера и ответственностью по всœем долгам партнерства делает невозможным обращение в суд партнера на партнерство, а последнего - на партнера.

Акционерная форма собственности отличается корпоративным характером. Корпорация представляет собой юридическое лицо, не зависимое от физических лиц, владеющих ею. Субъекты корпорации не составная часть организации, а равноправные, самостоятельные члены. Корпорация существует даже тогда, когда акции АО передаются друг другу или третьим лицам. При переходе акций из рук в руки активы остаются собственностью корпорации как отдельного юридического лица.

Учитывая зависимость отсодержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое, страховое.

Предпринимательство принято называть производственным, в случае если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, работы, услуги, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, функция производства – основная, определяющая.

В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в роли коммерсанта͵ торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве прибыль образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения. Отметим, что если товар приобретается на законных основаниях, то торгово-коммерческое предпринимательство не следует называть спекуляцией и на этом основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением правил торговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной спекуляции.

Финансовое предпринимательство есть особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателœем покупателю или предоставляемые ему в кредит.

Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях. За оказанием подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль. Лица (юридические или физические), представляющие интересы производителя или потребителя (а часто и действующие от их имени), но сами не являющиеся таковыми, называются посредниками.

Страховое предпринимательство состоит по сути в том, что предприниматель гарантирует страхователю имущества, ценности, жизни за определœенную плату - компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определœенных обстоятельствах. Но так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

2.3 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в РФ

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определœенной организационной формы предприятия. Выбор формы зависит частично от личных интересов и профессии предпринимателя, но в основном определяется объективными условиями: сферой деятельности; наличием денежных средств; достоинством тех или иных форм предприятий; состоянием рынка.

Форма предпринимательства – система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими предприятиями и государственными органами – с другой. Существуют следующие основные формы предпринимательства: индивидуальные; коллективные, корпоративные. Указанные формы, в свою очередь, классифицируются на: малые (менее 100 человек) и средние (100-500 человек); крупномасштабные (более 500 человек).

Индивидуальные формы предпринимательства без образования юридического лица в виде предприятия, относятся к инициативному индивидуальному предпринимательству. Капитал предпринимателя не выделяется из его личного имущества. Риск распространяется на всœе его достояние. Индивидуальные предприятия превосходят коллективные по своему количеству, но уступают им по масштабам производства. Основная организационно-правовая форма индивидуального предпринимательства – ЧП (частный предприниматель). Устаревшая форма – ИЧП. В соответствии с требованиями ГК РФ и ФЗ ʼʼОб обществах с ограниченной ответственностьюʼʼ всœе ИЧП должны были до 1 июля 1999 ᴦ. преобразоваться в ООО с одним участником.

ГК РФ закрепил различные организационно-правовые формы хозяйствования, что является важнейшей предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Это дает возможность выбрать в каждом конкретном случае ту форму хозяйствования, которая в наибольшей степени отвечает интересам бизнеса, т.к. каждая организационно-правовая форма имеет свои достоинства и недостатки.

Наиболее распространенным в России является коллективное предпринимательство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предусматривает ведение бизнеса с образованием юридического лица. Юридическим лицом, согласно ст. 48 ГК РФ, признается ʼʼорганизация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности и быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или сметуʼʼ. Все юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации. Только с момента государственной регистрации они приобретают правоспособность: имеют право заключать договоры, совершать сделки, открывать счёт в банке.

По российскому законодательству всœе юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческие организации имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли (они указывают на это обстоятельство в своих уставах) и распределœение этой прибыли между участниками, а для некоммерческих – прибыль не основная цель, либо они вообще не преследуют цели извлечения прибыли. Подавляющее большинство существующих юридических лиц – коммерческие организации, занимающиеся коллективным предпринимательством.

К основным формам коллективного предпринимательства относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и унитарные предприятия. Согласно ГК РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделœенными на доли (вклады) учредителœей (участников) уставным (складочным) капиталом.

ХТ и ХО очень близки по своей организационно-правовой форме хозяйствования, что дает возможность преобразования одного вида в другой. Но имеются и существенные различия: товарищество - ϶ᴛᴏ объединœение лиц, тогда как общество – объединœение капитала. Это основное отличие определяет их правовое положение: в товариществах, участники которых должны заниматься бизнесом, могут состоять лишь индивидуальные предприниматели или коммерческие организации; общества бывают созданы одним лицом, товарищества – нет.

ПОЛНОЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ТОВАРИЩЕСТВО - форма хозяйствования, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, который должен быть подписан всœеми его участниками. Управление деятельностью ПТ осуществляется по общему согласию всœех участников. Каждый участник ПТ имеет один голос, в случае если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определœения количества голосов его участников. Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале (в ООО, АО – уставный капитал), в случае если иное не предусмотрено учредительным или иным соглашение участников. Не допускается соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибыли или убытках.

Особенности полного товарищества.

При недостатке имущества товарищества для погашения его долгов кредиторы вправе требовать удовлетворения из личного имущества любого из участников (или всœех вместе). По этой причине деятельность товарищества основана на лично-доверительных отношениях всœех его участников, утрата или изменение которых влекут ее прекращение. Коммерческая практика показала, что такие товарищества нередко становятся формой семейного предпринимательства.

Любой из участников полного товарищества занимается предпринимательской деятельностью от имени товарищества в целом, в связи с этим для создания и функционирования полного товарищества не требуется устав, определяющий компетенцию его органов. Единственным учредительным документом такой коммерческой организации служит учредительный договор.
Размещено на реф.рф
Лицо вправе участвовать только в одном полном товариществе, тогда как по иным формам юридических лиц подобных ограничений нет.

Преимущества полного товарищества:

Возможность аккумулирования значительных средств в относительно короткие сроки;

Каждый член полного товарищества вправе заниматься предпринимательской деятельностью от имени товарищества наравне с другими;

Полные товарищества более привлекательны для кредиторов, так как их члены несут неограниченную ответственность по обязательствам товарищества.

К недостаткам полного товарищества относят: между полными товарищами должны быть особые доверительные отношения, в противном случае может быстро наступить распад этой организации; полное товарищество не должна быть "компанией одного лица"; каждый член полного товарищества несет полную и солидарную неограниченную ответственность по обязательствам данной организации, ᴛ.ᴇ. в случае банкротства каждый член отвечает не только своим вкладом, но и личным имуществом.

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ТОВАРИЩЕСТВО НА ВЕРЕ (КОММАНДИТНОЕ) является разновидностью полного товарищества и имеет следующие особенности:

‣‣‣ состоит из двух групп участников - полных товарищей и вкладчиков. Первые осуществляют предпринимательскую деятельность от имени самого товарищества и несут полную неограниченную и солидарную ответственность по обязательствам товарищества. Другая группа участников - вкладчики (коммандитисты) - делает вклады в имущество товарищества, но не отвечает своим личным имуществом по его обязательствам. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в товариществе на вере допускается использование капитала сторонних лиц (вкладчиков), ᴛ.ᴇ. появляется возможность привлечения дополнительных средств не за счёт имущества полных товарищей, что является их преимуществом по сравнению с полными товариществами;

‣‣‣ вкладчики не вправе участвовать в управлении делами товарищества на вере и выступать от его имени, но имеют право ознакомиться с его финансовой деятельностью;

‣‣‣ вкладчики обладают имущественными правами, связанными с внесением ими вклада в имущество товарищества: право на получение причитающейся на их долю части прибыли товарищества; за вкладчиками сохраняется возможность свободного выхода из товарищества с получением своего вклада; вкладчик может передать свою долю или ее часть как другому вкладчику, так и третьему лицу, при этом согласие товарищества или полных товарищей не требуется;

‣‣‣ при ликвидации товарищества на вере вкладчики имеют преимущественное перед полными товарищами право на получение своих вкладов или их денежного эквивалента из имущества товарищества после удовлетворения требований других кредиторов.

Полные товарищества на вере имеют те же преимущества и недостатки, что и полные товарищества. Дополнительным их преимуществом является то, что для увеличения своего капитала они могут привлечь средства вкладчиков, такой возможности полные товарищества не имеют.

ОБЩЕСТВОМ СОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделœен на доли определœенных учредительными документами размеров; участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Число его участников не должно превышать предела, установленного законом об обществе с ограниченной ответственностью (от одного до пятидесяти). Участниками ООО бывают как физические, так и юридические лица.

Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью считаются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. В случае если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом будет устав.

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Он определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала общества не должна быть менее суммы, определœенной законом об обществе с ограниченной ответственностью (100 минимальных размеров оплаты труда). Высшим органом общества является общее собрание его участников. Общество должна быть добровольно ликвидировано или реорганизовано в специализированное общество или производственный кооператив по единогласному решению его участников.

Преимущества ООО. Возможность быстрого аккумулирования значительных средств; должна быть создано одним лицом; члены общества несут ограниченную ответственность по обязательствам.

Недостатки. Уставный капитал не должна быть меньше величины, установленной законодательством; менее привлекательны для кредиторов, так как члены общества несут только ограниченную ответственность по его обязательствам.

ОБЩЕСТВО С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ по сути является разновидностью общества с ограниченной ответственностью. По этой причине всœе сказанное выше об обществе с ограниченной ответственностью в равной мере относится и к обществу с дополнительной ответственностью.

Единственное важное отличие этих обществ состоит в следующем: при недостаточности имущества общества с дополнительной ответственностью для удовлетворения претензий его кредиторов участники общества бывают привлечены к имущественной ответственности, причем солидарно. При этом размер этой ответственности ограничен, он касается не всœего их личного имущества, что характерно для полных товарищей, а лишь его части - одинакового для всœех кратного размера и суммы внесения вкладов (к примеру, трехкратный и т.п.). С этой точки зрения такое общество занимает промежуточное место между обществами и товариществами.

Общества с дополнительной ответственностью имеют те же преимущества и недостатки, что и общества с ограниченной ответственностью, причем они более привлекательны для кредиторов, так как его члены несут дополнительную личную ответственность по обязательствам общества (в то же время это является их недостатком).

АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ (АО) согласно ГК РФ считается общество, уставный капитал которого разделœен на определœенное число акций. Участники акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. В этом плане акционерные общества близки к обществам с ограниченной ответственностью, но между ними имеются и существенные различия:

‣‣‣ организация уставного капитала акционерного общества иная: имеется полное равенство долей и обязательное их оформление акциями;

‣‣‣ акционер при выходе из общества не может потребовать никаких выплат, причитающихся на его долю (ни денежных, ни имущественных), так как осуществить данный выход можно лишь одним способом - путем продажи, уступки или иной передачи своих акций другому лицу. Следовательно, АО в отличие от общества с ограниченной ответственностью застраховано от того, что при выходе его участников основной капитал общества будет уменьшен.

Акционерные общества бывают открытые и закрытые.

Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым . Такое АО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Учитывая, что круг лиц, приобретающих акции, не ограничен, число акционеров такого общества не лимитируется. Создавать ПАО (до 2015 г. ОАО) целœесообразно в том случае, когда планируется привлекать в производство дополнительные денежные средства путем продажи акций. Минимальный размер уставного капитала ПАО (до 2015 г. ОАО) должен составлять не менее тысячекратной суммы МРОТ.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителœей или иного заранее определœенного круга лиц, признается закрытым. Оно не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать числа, установленного законом об акционерных обществах (не больше 50). В противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года или должна быть ликвидировано. Минимальный уставной капитал ЗАО – 100 МРОТ.

Открытое АО обязано ежегодно публиковать для всœеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счёт прибылей и убытков (пункт 1 статьи 97 ГК РФ). Это дает возможность акционерам знакомиться с деятельностью АО и контролировать ее, а потенциальным акционерам получать определœенную информацию. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в ГК РФ определœено, что сведения о деятельности ПАО (до 2015 г. ОАО) не представляют коммерческой тайны и подлежат периодической публикации. Для закрытых акционерных обществ публичное ведение дел не предполагается - оно требуется в случаях, прямо предусмотренных законом об акционерных обществах. Единственным учредительным документом АО является устав. Гражданский кодекс РФ допускает существование "компаний одного лица" в форме не только обществ с ограниченной ответственностью, но и АО. Высший орган управления АО - собрание акционеров. В ГК РФ определœена исключительная компетенция общего собрания, которая ни при каких условиях не должна быть ни передана исполнительным органам общества, ни сужена (в том числе и по решению самого общего собрания).

Акционерное общество по решению общего собрания акционеров должна быть ликвидировано или преобразовано в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив.

Преимущества акционерных обществ:

Корпоративная форма доказала на практике свою рациональность там, где имеются крупные капиталы, крупномасштабное производство, большая степень риска и совершенное законодательство.

Только акционерные общества имеют право выпускать акции. Другие юридические лица такой возможности не имеют.

Акционер несет ограниченную ответственность (в пределах своих акций) в случае банкротства общества.

Недостатки: отсутствие возможности у всœех владельцев акций принимать участие в управлении акционерным обществом, ибо для реального контроля крайне важно иметь около 20 % акций; в руках отдельных лиц сосредоточивается значительный капитал, что при отсутствии надлежащего законодательства и контроля со стороны акционеров может привести к злоупотреблениям и некомпетентности при его использовании.

Порядок создания предпринимательских структур - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Порядок создания предпринимательских структур" 2017, 2018.

Основным законодательным актом создания организационных структур предпринимательства является "Хозяйственный кодекс", отличительная особенность которого заключается в том, что он выступает единственной законодательной базой организации и деятельности всех без исключения предпринимательских организационных структур, независимо от форм собственности на средства производства и другое имущество. В этой связи Кодекс определяет всю совокупность особенностей различных форм хозяйствования, а именно: общие для любой формы правовые, экономические и социальные основы их организации и деятельности.

Непосредственно регулирующее значение "Хозяйственного кодекса" для разных форм хозяйствования в Украине определяется тем, что нормы, содержащиеся в нем, направлены на:

Обеспечение самостоятельности предприятия любой формы хозяйствования, включая возможность осуществления НИМД по принципу "разрешено все, что не запрещено

Действующим законодательством ";

Установление прав, обязанностей и ответственности предприятия в осуществлении им хозяйственной деятельности;

Регламентацию отношений предприятия с другими предприятиями, организациями, а также государственными органами, в том числе с советами депутатов и органами государственного управления.

Необходимым условием правильного применения "Хозяйственного кодекса" является то, что он действует только в органическом сочетании с другими законами, формирующими целостные черты рыночной экономики. Таким образом, создание организационных структур предпринимательства в условиях перехода к рыночной экономике осуществляется на основе "Хозяйственного кодекса". Согласно ему создание организационных предпринимательских структур осуществляется на основе следующих принципов:

Свободный выбор деятельности;

Привлечение на добровольных началах к осуществлению бизнес-деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан;

Самостоятельное формирование программы деятельности и выбор поставщиков и потребителей производимой продукции, установление цен в соответствии с законодательством;

Свободный наем работников;

Привлечение и использование материально-технических, финансовых, трудовых и других видов ресурсов, использование которых не запрещено или не ограничено Законодательством;

Свободное распоряжение прибылью, остающейся после внесения платежей, установленных Законодательством;

Самостоятельное осуществление предпринимателем-юридическим лицом внешнеэкономической деятельности;

Использование любым предпринимателем принадлежащей ему доли валютной выручки по своему усмотрению.

Принцип свободы деятельности является основным при создании организационных структур бизнеса. Однако принципы создания организационных структур нельзя абсолютизировать. Они в постоянном развитии, взаимодействуют между собой и отражают сложившиеся в обществе на данный период.

Предприниматели имеют право без ограничений принимать решения и самостоятельно заниматься любой деятельностью, не противоречащей действующему Законодательству Украины, и создавать соответствующую предпринимательскую организационную структуру.

Наиболее распространенными видами предпринимательской деятельности являются:

o производство продукции производственно-технического назначения;

o изготовления товаров народного потребления;

o производство, заготовка, переработка и реализация сельскохозяйственных хозяйственные продукции;

o сбор и переработка вторичного сырья и отходов виробницва, вторичного сырья и отходов производства;

o ремонт и обслуживание техники;

o производственное, дорожное и жилищно-гражданское строительство;

o коммунально-хозяйственная деятельность;

o розничная торговля и общественное питание;

o бытовое обслуживание; организация культурного досуга;

o медицинская помощь, предоставление правовых, проектных, конструкторских, внедренческих, спортивно-оздоровительных и других услуг;

o рыболовство, рыбоводство и производство рыбной продукции, заготовка древесины;

o добычи полезных ископаемых и других природных ресурсов;

o другие отрасли хозяйственной деятельности.

В соответствии с "Хозяйственного кодекса" некоторые виды деятельности осуществляются в установленном порядке только государственными предприятиями. К таким видам деятельности относятся: изготовление и реализация наркотических средств, всех видов оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также изготовление ценных бумаг и денежных знаков. Ломбардные операции могут осуществлять также и общества с полной ответственностью.

Отдельные виды хозяйственной деятельности могут выполняться организационными структурами бизнеса на основании специального разрешения (лицензии), выдаваемого Кабинетом министров Украины или уполномоченным органом. Без лицензии могут осуществляться:

o поиск (разведка) и эксплуатация месторождений полезных ископаемых;

o изготовление и реализация медикаментов и химических веществ;

o изготовление пива и вина;

o изготовления водочных, ликерных и коньячных изделий;

o медицинская и ветеринарная практика;

o юридическая практика;

o создание и содержание игорных заведений, организация азартных игр;

o торговля алкогольными напитками.

Для создания предпринимательских организационных структур необходимы соответствующие экономические, социальные, правовые или другие условия, которые в основном сводятся к следующему:

Создание законодательной и нормативной базы;

Соблюдение конкурентного режима хозяйствования;

Формирование рыночной инфраструктуры;

Стимулирование развития и функционирования предпринимательства.

Создание законодательной базы продиктовано необходимостью предоставить всем хозяйствующим субъектам гарантии в сохранении их собственности, исключить возможности национализации, экспроприации, создать для всех участников предпринимательства равные права, полную экономическую свободу, не допустить вмешательства органов государственного управления в деятельность предпринимательских организационных структур.

Конкурентный режим хозяйствования предусматривает свободное соперничество между участниками предпринимательства за источники сырья, выгодные условия капиталовложений, получение большей доли прибыли.

Формирование элементов рыночной инфраструктуры обеспечивает возможность предпринимателям участвовать в системе товарных и фондовых бирж, пользоваться услугами коммерческих банков, предприятий оптовой торговли, открывает доступ к ресурсам, кредитов, информации и т.

Стимулирование предпринимательства предусматривает поощрение организации и развития предпринимательской деятельности, создания

благоприятной экономической среды (налоговые льготы, прямые государственные дотации, финансирование рисковых проектов инновационного характера и т.д.).

От предпринимательской деятельности предприниматель должен получить удовольствие. Он участвует в решении социальных вопросов трудовой деятельности своих сотрудников и охраны их здоровья, сохранения рабочих мест.

Классификация критериев выбора приоритетных направлений предпринимательской деятельности приведена на рис. 2.

Важную роль в формировании предпринимательских организационных структур играет подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров. Будущий предприниматель должен иметь развитые профессиональные и аналитические способности, знать и использовать новейшие подходы к организации предпринимательских структур.

Любая деятельность предпринимательских организационных структур функционирует в рамках соответствующего правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Это, в первую очередь, наличие законов, регулирующих деятельность предпринимательских структур, создают наиболее благоприятные условия для его развития:

Упрощенная и ускоренная процедура регистрации предприятий;

Защита предпринимателя от государственного бюрократизма;

Совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации деятельности производственного предпринимательства;

Развитие совместной деятельности предпринимателей Украины с зарубежными странами.

Сюда входит и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, совершенствование методов и форм статистической отчетности. Важную роль играет также подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии деятельности предпринимательских структур, включая, в первую очередь, право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

Рис. 2. Классификация критериев выбора приоритетных направлений предпринимательской деятельности

Экономические условия создания предпринимательских организационных структур - это, в первую очередь, предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели, объемы денежных средств, которые покупатели могут потратить на те покупки; избыток или недостаток рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, и их возможности приобретения товаров.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.

Всем этим занимается много различных организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и осуществлять коммерческие операции. Это банки - предоставление финансовых услуг; поставщики - обеспечение (поставка) сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментами и тому подобное; оптовые и розничные поставщики - предоставление услуг по доведению товаров до потребителя; специальные предприятия и учреждения - предоставление профессиональных юридических, бухгалтерских, посреднических услуг; агентства по трудоустройству - оказание помощи в подборе рабочей силы; учебные заведения - обучение рабочих и специалистов - служащих; другие агентства - рекламные, транспортные, страховые и др.; средства связи и передачи информации.

Очень близко к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательских организационных структур. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары, которые соответствуют их вкусам и моде. На разных этапах развития экономики страны эти цели могут меняться. Существенную роль играют моральные и религиозные нормы, которые зависят от социально-культурной среды. Эти нормы оказывают прямое влияние на образ жизни потребителей и через это - на их спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивида к работе, что в свою очередь, влияет на его отношение к заработной плате, к условиям труда, предусмотренных бизнес-деятельностью.

В российском АПК

Начало современному этапу аграрной реформы было положено Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и принятым в развитие этого Указа Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». Указ предписывал сельскохозяйственным предприятиям, колхозам и совхозам, в течение 1992 г. осуществить реорганизацию и привести свой статус в соответствие с действовавшим тогда Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в органах государственной власти. Главным в содержании Указа являлась его жесткая направленность на глубинные изменения земельных отношений, включая приватизацию земель. Местным органам власти предписывалось обеспечить контроль за реализацией права членов колхозов и работников государственных предприятий на беспрепятственный выход из них для создания крестьянских (фермерских) хозяйств.

Предусматривалось выделение работникам в месячный срок со дня подачи заявления о выходе из колхоза (совхоза) для ведения крестьянского хозяйства соответствующих земельных наделов и имущественных паев. Было также установлено право граждан, выходящих из колхозов и совхозов, на обмен земельных наделов и имущественных паев, а также сдачу их в аренду. Создающимся крестьянским хозяйствам давалось право на залог земли в банках под выдачу кредитов. Следует, однако, отметить, что в полной мере это право не реализуется и по сей день.

Ряд положений Указа № 323 получил развитие в Постановлении Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». В основном это касалось процедуры реорганизационных мероприятий, а также вопросов, связанных с передачей в муниципальную собственность объектов колхозно-совхозной социальной инфраструктуры. В связи с тем, что Указ № 323 требовал обязательной организационно-правовой реорганизации хозяйств и их перерегистрации уже в 1992 году, названный год стал началом преобразования колхозов и совхозов в товарищества и акционерные общества. Однако в силу сжатости сроков проведения реорганизация оказалась неподготовленной. Только 4 сентября 1992 г. вышло Постановление Правительства РФ № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», утвердившее «Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий». В нем были установлены возможные пути и особенности реорганизации сельскохозяйственных предприятий, порядок определения имущественных паев и земельных долей и направлений их использования. В положении нашла свое подтверждение и основная идея названного Указа, связывающая реорганизацию сельскохозяйственных предприятий с главной целью аграрной реформы - изменением производственных отношений на селе путем реализации права свободного выбора форм предпринимательства с закреплением за крестьянами земельных долей и имущественных паев.



Положение достаточно четко определило необходимость безоговорочного признания права выхода работника из коллективного хозяйства с выделением земельной доли и имущественного пая для организации крестьянского хозяйства без согласия на то трудового коллектива и администрации. Следует отметить, однако, что окончательная редакция указанного положения появилась лишь после внесения в него изменений и дополнений Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1992 г. № 969.

Таким образом, Указ № 323, с точки зрения его реализации требовал дополнений другими правовыми актами, что продолжалось вплоть до конца 1992 года. А к этому времени уже должна была быть завершена реорганизация хозяйств. Сам Указ в значительной степени носил политический характер, так же, как и многие другие документы, реально связанные с проведением экономических преобразований. Политэкономическая сущность реформаторских документов 1991-1992 гг., отнесенных к аграрной экономике, лучше всего корреспондируется с главной задачей государственной Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета РФ № 2930-1 от 11 июня 1992г. Эта задача сформулирована во введении к Программе: «Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики». Программа непосредственно не затрагивала регламентацию аграрных отношений, но достаточно четко выразила целевую установку власти в тот период.

По существу, аграрные преобразования 1991-1992 гг., равно как и другие направления реформ ставили своей целью безотлагательную ломку социализма и административно-планового хозяйствования, во всяком случае, того, который во вполне определенных формах еще сохранялся в сельском хозяйстве в начале 90-х годов. В еще меньшей степени реформы 90-х годов учитывали требования сложившейся структуры самого производства, включая организационно-технологическое построение производственных систем (технологии землепользования, животноводства, системы машины, технологические связи между сферами АПК и т.д.), размещение поселков, построение социальной инфраструктуры и т.п. Поскольку первый этап реорганизационных преобразований, намеченных на 1992 год, оказался недостаточно проработанным, он затянулся и продолжался вплоть до 1994 года.

Наиболее неурегулированными, однако, оказались не проблемы реорганизации колхозов и совхозов в товарищества и акционерные общества, хотя и здесь было немало сложностей, а вопросы выделения земельных и имущественных паев для ведения крестьянского хозяйства. Ход реформы настоятельно потребовал правовых гарантий крестьянам по поводу этих долей и паев. Поэтому в целях правового урегулирования земельных отношений, а также дальнейшего развития всей реформы, был издан Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».

Указ достаточно четко определил, что «граждане и юридические лица - собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. Граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев)».

Указ объявил, что государство гарантирует защиту и неприкосновенность частной собственности на землю, а также подтвердил право собственников земельных долей без согласия других лиц на выдел земельных участков в натуральной форме для ведения крестьянского и фермерского хозяйства, сдачи в залог, для расширения подворного хозяйства крестьян, под индивидуальное жилищное строительство, для передачи наследникам и т.п. Разрешена была и продажа земельных долей, но со следующим дополнительным условием: «Продажа земельных участков, используемых в сельскохозяйственном производстве, с изменением целевого назначения производится по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации» .

Прекращение государственной монополии на землю реализовано в процессе передачи земельных участков гражданам и предприятиям. Процесс приватизации земли означает возникновение частной и общей долевой собственности на землю, с наделением земельными паями жителей сельской местности.

Приватизация земли происходит не только в России, но и в других бывших союзных республиках. Сложившаяся на территории бывшего СССР практика приватизации земли может быть обобщена с позиции трех разных способов осуществления: исторически справедливого, как в Прибалтике при возвращении земли бывшим ее владельцам, социально справедливого (поровну), экономически целесообразного (передавать землю эффективным собственникам).

Согласно ст.3 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшего в период начала приватизационных процессов в сельском хозяйстве, в РФ устанавливаются государственная собственность на землю и собственность граждан и (или) и коллективов (совместная или долевая). Собственниками земли выступают: государство в лице РФ и республик, входящих в ее состав, граждане, колхозы, коллективы других кооперативных предприятий и акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий.

Государственная собственность на землю выступает в виде федеральной собственности РФ и собственности республик, входящих в состав РФ. С апреля 1991 г. после принятия Земельного кодекса было определено, что совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям земля, находящаяся в государственной собственности, передается в бессрочное (постоянное) пользование. В случаях преобразования этих предприятий в акционерные общества или кооперативные сельскохозяйственные предприятия земля по решению их коллективов может передаваться в коллективную собственность (совместную или долевую). Выбрать коллективно-совместную или коллективно-долевую форму собственности на землю могли и члены колхозов.

Земельные участки, принадлежащие гражданам на праве коллективной совместной собственности, являются неделимыми, конкретная земельная доля для каждого из членов предприятия не определяется. Выдел земельной доли гражданину производится при его выходе из сельскохозяйственного предприятия для ведения крестьянского хозяйства или продажи, а также при ликвидации сельскохозяйственного предприятия.

Другими методами перераспределения земли являются изъятие неиспользуемых и плохо используемых земель колхозов и совхозов, передача их в фонд перераспределения земель района; выделение земель для расширения приусадебных хозяйств или предоставления огородов членам колхозов, работникам совхозов, жителям села.

Уравнительный принцип наделения землей проявлялся в том, что в коллективную совместную собственность граждан, являющихся членами сельскохозяйственных предприятий, земельные участки передаются бесплатно в пределах площади, исчисляемой путем умножения средней расчетной доли, сложившейся в административном районе, на число членов данного конкретного хозяйства. Оставшаяся площадь земель, закрепленных за указанным предприятием, может быть получена за плату, вносимую членами сельскохозяйственного предприятия в соответствующий орган местной представительной власти.

При коллективно-долевой собственности на землю конкретная земельная доля каждого гражданина определяется в количественном выражении. Государственный акт на право собственности, бессрочного (постоянного) пользования выдается соответствующему сельскохозяйственному предприятию с указанием в нем размера земель, находящихся в государственной и коллективно-долевой собственности, списка сособственников и земельной доли каждого из них.

Распоряжение земельными участками, находящимися в коллективно-долевой собственности граждан, осуществляется решением общего собрания коллектива сособственников или избранным им органом управления. Земельная доля может быть получена при выходе из предприятия с целью создания крестьянского хозяйства или продажи. Земельная доля может быть передана по наследству. При коллективно-совместной собственности на землю граждане не имеют прав наследования, дарения, продажи земельных долей, что существенно ущемляет их экономические возможности. Поэтому предпочтительной представляется коллективно-долевая собственность на землю.

Созданные районные и внутрихозяйственные комиссии должны были провести разграничение земель, находящихся в пользовании колхозов и совхозов, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность. Коллективно-cовместная собственность на землю в Постановлении не упоминалась вообще. Этот документ явился катализатором не только реорганизации колхозов и совхозов в товарищества и акционерные общества, но и создания крестьянских (фермерских) хозяйств.

Реорганизация колхозов и совхозов соответствовала курсу на развертывание рыночных реформ и преследовала цели, аналогичные приватизации: упорядочение отношений собственности, переход к частной собственности.

Все члены совхоза и работники колхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства. Размер земельного пая устанавливается в натуральном или стоимостном выражении. При среднем качестве земли земельный пай не должен превышать утвержденной в районе нормы бесплатной передачи земли в собственность.

Бесплатный земельный пай в размере среднерайонной нормы составлял в Ростовской области в 1991 г. от 5,7 га в Октябрьском районе до 30 га в Заветинском и Ремонтненском районах.

Как и в городе, на селе наименее защищенными оказались следующие социальные группы: дети, подростки, пенсионеры, работники социальной сферы, работники бюджетных организаций, имеющие ограничения на получение земельных паев. Экономические интересы коллективов хозяйств могли в данном случае как совпадать, так и противоречить интересам данных социальных групп.

Приватизация земли показала, что часть земель, выделенных на паи пенсионерам, может оказаться вообще вне сельскохозяйственного оборота на ряд лет, а в лучшем случае будет сдана в аренду фермерам, товариществу или ассоциации. Для снятия социально-экономической напряженности рекомендовалось обращаться к пенсионерам с просьбой о передаче своих паев детям, работающим в хозяйстве, продаже их другим работникам хозяйства, а не самому хозяйству.

В связи с неустойчивостью цен на землю практически невозможно было на этапе приватизации земли дать денежную оценку земельной части уставного капитала товарищества или акционерного общества. Хотя денежная оценка земли как части уставного капитала должна была производиться при организации товариществ из подсобных хозяйств промышленных предприятий, когда имущественные паи не могут быть выделены работнику хозяйств, так как собственником фондов является другое предприятие.

Предоставление всем работникам и пенсионерам реорганизуемых хозяйств равных прав на получение земельного пая объективно сдерживал распад колхозов и совхозов на мелкие крестьянские хозяйства и предотвращал резкое высвобождение трудовых ресурсов в сельском хозяйстве, приводя к созданию различных более крупных обществ и немногих фермерских хозяйств.

Предполагалось, что земельные паи позволят перейти к прозрачному механизму реализации земельной ренты. Однако, половинчатость земельной реформы, ее недостаточное институционально-правовое обеспечение о сих пор оказывают негативное воздействие на развертывание всего спектра рыночных отношений в сельском хозяйстве.

Для ряда сельскохозяйственных предприятий были установлены особые условия реорганизации и приватизации. Они распространялись на государственные племенные и конные заводы, конюшни, ипподромы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции, лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия по воспроизводству ценных и анадромных видов рыб, опытно-производственные хозяйства, специализированные племенные колхозы и совхозы, овощеводческие хозяйства с мелиоративными системами, семеноводческие, рыбоводческие, плодоводческие, виноградарские, чаеводческие хозяйства, зверосовхозы, животноводческие комплексы, птицефабрики и парниково-тепличные комбинаты.

Условия их реорганизации включали ограничения на выделение земельной и имущественной долей в натуральной форме, а также на получение разрешения на реорганизацию от различных ведомств.

Хотя национальный проект «Развитие АПК» не предусматривает прямые дотации сельскохозяйственным производителям, но само его появление свидетельствует о необходимости усиления государственной поддержки АПК спустя пятнадцать лет реформирования.

Определенные позитивные импульсы сельское хозяйство России получило после финансового кризиса 1998 г., в результате которого в 1999-2002гг. резко сократился импорт продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, открылись рыночные ниши и сегменты для российских производителей. Однако быстрый рост цен на топливо и горюче-смазочные материалы опять поставил сельскохозяйственные предприятия на грань убыточности.

Даже после вступления в ВТО Российская Федерация сохранит право на осуществление государственной поддержки сельского хозяйства в рамках мер т.н. “желтой корзины”. Эти меры включают: дотации на продукцию животноводства и растениеводства, компенсацию затрат на приобретение материально-технических ресурсов (минеральных удобрений, средств химической защиты растений, энергоресурсов техники и запасных частей), субсидирование капиталовложений производственного назначения (кроме расходов на мелиорацию), льготное кредитование (включая списание задолженности по кредитам), ценовую поддержку товаропроизводителей, субсидирование расходов на транспортировку сельскохозяйственной продукции и т.д. Меры «желтой корзины» также отражены в инструментах реализации национального проекта «Развитие АПК».



Статьи по теме: