Чем обусловлено внедрение автоматизированных систем управления финансами. Автоматизированные системы управления финансами предприятия

Мы живем в период новой НТР(компьютеризация). Любое предприятие оснащает каждое рабочее место компьютерами, отсюда изменение характера работы в финансовой сфере. Первоначально внедрение автоматизации было связано с созданием АСУ финансами (в управлении финансами). АСУ финансов - это совокупность административных, экономических, математических методов вычислительной и организационной техники, средств связи, позволяющих эффективно управлять финансовой системой. Эта идея появилась в 70-е годы, когда подразумевалось АСУ всей страны по управлению финансами. Необходимость в мощных структурах по управлению финансами отпала очень скоро, т.к. директива управления не устраивала все предприятия страны. Концепция АСФР(автоматизированной системы финансовых расчетов) - это комплексная система осуществления финансовых расчетов по составлению и исполнению бюджетов в условиях широкого использования экономико - математических методов. Прогресс же привел к тому, что основное внимание теперь уделяется созданию АРМов, а не вычислительных центров.

Главной целью создания и внедрения этой системы является повышение эффективности управления финансами на основе сокращения трудоёмкости сбора, обработки и анализа информации. Её применение требует совершенствования системы финансовых показателей, разработки новых методов выявления и мобилизации доходов и накоплений.

Основные перспективы внедрения автоматизированных структур в области финансов:

1. Компьютеризация бухгалтерии и других экономических служб предприятия позволяет перейти на бездокументальный электронный бухгалтерский и финансовый учет (вводятся в компьютер реквизиты субконто, сканирование документов, пересылка по факсу, модему). 2. Глобальная компьютеризация в виде создания широкой системы АРМов позволит осуществить создание полностью законченной системы АСФР Федерального казначейства => получение сводки о структуре расходов к концу каждого рабочего дня, т.е повышается эффективность финансового контроля. 3. Финансовое планирование на ПК позволяет широко применять математическое моделирование(e.g. линейное программирование), значит, качество финансовых планов поднимется на порядок выше. Быстро решается с помощью ПК и проблема нехватки работников по проверке налоговых отчетных документов, также появляется возможность оформления не выходя из дома договоров купли-продажи ЦеБу, ведь в настоящее время широко распространены гос. ЦеБу - ГКО, не имеющие реальной физ. формы.

Последствия автоматизации:

1. Сокращение штата финансовых работников не ожидается. 2. Изменения в области качества работы финансистов. 3. Решения в области финансов будут более обоснованными. 4. Возможность выполнения финансистами творческой работы не выходя из дома.

Проект внедрения автоматизированной системы учета и бюджетирования на основе западных стандартов является рискованным для любой компании. Чтобы избежать возможных потерь, руководство ООО “СГК” решило перестраивать финансовое управление предприятием поэтапно. В результате в короткие сроки были решены текущие проблемы компании, связанные с платежной дисциплиной, созданы развитая автоматизированная система управленческого учета и бюджетирования, инструмент для трансформации управленческой отчетности в форматы ГААП США, а менеджмент компании был подготовлен к дальнейшему развитию системы учета.

Вначале 2003 года “Сибирская Геофизическая Компания” находилась в ситуации, когда объемы оказания услуг снизились и требовались меры по оздоровлению деятельности компании: увеличение объемов и повышение финансовой дисциплины предприятия в целом.

Для повышения эффективности управления компанией пригласили новую команду менеджеров. Чтобы решить поставленные задачи, необходимо было установить систему жесткого финансового управления (планирования доходов и расходов на год, квартал, месяц), управления ликвидностью, повысить эффективность бизнеса за счет снижения аварийности работ и роста качества оказываемых услуг. Решение данных задач осложнялось тем, что производственники, работавшие в регионах, не были знакомы с “культурой” планирования доходов и расходов, финансовыми планами, не привыкли оценивать работу своих подразделений с точки зрения увеличения выручки и прибыльности работы сегмента в целом, ставили задачу выполнения производственной программы любой ценой. Нужно было научить менеджеров сегментов не только мыслить в категории “прибыли и убытки”, планировать поступление и отток денежных средств, составлять и утверждать заявки на приобретение ТМЦ и основных средств, но и просто работать на компьютерах. Новая команда менеджеров приняла решение осуществлять переход поэтапно. На первом этапе были разработаны основные процедуры, связанные с принятием решений, такие как тендерная политика, процедура согласования договоров. Кроме того, было централизовано управление ликвидностью компании и проведение платежей.

Справка
ООО “Сибирская Геофизическая Компания”
(“СГК”) включает три филиала: Нефтеюганский, Стрежевской и Томский, головной офис находится в Москве. На территории Западной Сибири “СГК” оказывает услуги по бурению всех типов скважин, капитальному и текущему ремонту, цементированию, телеметрии и сопровождению процесса наклонно-направленного бурения. “СГК” также проводит полный комплекс геофизических исследований для нефтедобывающих предприятий.

На втором этапе эти процессы были автоматизированы. Третьим этапом, после смены собственника компании на иностранного владельца, была автоматизация конвертации данных бухгалтерского учета в формат ГААП США.

Контроль платежей

Первоочередной задачей новой команды стало создание системы управления ликвидностью компании путем управления кредиторской задолженностью. Данная мера связана прежде всего с тем, что в 2002 году деятельность компании была убыточной и рассчитывать на привлечение внешнего финансирования не приходилось. Для реализации этой задачи на первом этапе был введен жесткий порядок документооборота при согласовании договоров и платежей по ним, который впоследствии лег в основу управленческого учета компании. Теперь договоры заключаются в пределах сумм, предусмотренных бюджетами доходов и затрат, по мере выполнения договора составляется акт приемки работ, по которому выплачивается указанная в договоре сумма (с учетом данных бухучета по авансовым платежам). Таким образом в любой момент можно получить информацию о степени исполнения договоров в рамках существующих бюджетов компании, об остатке средств, необходимых для их завершения, и денежных средств для последующей оплаты. Базу договоров ведет и контролирует юридический отдел компании, разнесение договоров с перераспределением внутренних объемов по бюджетам проводится плановой службой. Без внесения договора в базу осуществление платежей и учет операций невозможны.

Поскольку автоматизированная система документооборота на тот момент в компании отсутствовала, то финансовый документооборот в части контроля прохождения платежей решено было “обкатать” вручную. Счета филиалов были закрыты, осуществление платежей и согласование договоров шло только через Москву при помощи электронной почты. Были куплены три цифровых сканера, с помощью которых договоры, а также документы, подтверждающие их исполнение (акты сдачи-приемки работ, счета-фактуры и прочие платежные документы), в течение трех месяцев (июль -сентябрь 2003 года) сканировались, пересылались в головной офис и утверждались (в месяц порядка 1000-1500 платежей, которые обслуживали два специалиста в московском офисе, выполняющие казначейские и финансовые функции). Это позволило значительно повысить платежную дисциплину в компании, приучить персонал к оформлению документов, определению приоритетности платежей и финансовому планированию денежных средств для обеспечения производственной деятельности. В результате прекратились платежи, не подкрепленные договорами, было пресечено неправильное оформление контрактов (ранее они могли быть написаны от руки или напечатаны на машинке, без достаточного количества согласующих подписей, что существенным образом увеличивало риски компании). Постепенно создавалась база договоров. Для филиалов были предусмотрены типовые формы договоров с обязательным проведением тендера по выбору поставщиков и подрядчиков. Параллельно в филиалах создавались планово-экономические отделы и финансовые службы, которые до этого отсутствовали.

Разумеется, ужесточение финансовой дисциплины вызвало определенное недовольство: руководители производственных подразделений считали, что нововведения не повышают, а скорее снижают эффективность производства, так как сотрудникам приходится заниматься финансовым планированием. Поскольку все денежные потоки были замкнуты на головной офис, “производственникам” пришлось смириться с новой системой и планировать не только производственную деятельность, но и доходы и расходы. Со временем ситуация стабилизировалась, по мере обучения персонала и разработки автоматизированной системы количество “бумажных” документов сократилось. Сегодня процедура прохождения платежей полностью автоматизирована: инициатор платежа вводит заявку на оплату, выбирая из базы соответствующий договор, акт выполненных работ, статью финансового плана, и далее по маршруту данная заявка проходит этапы согласования и попадает в реестр платежей, а затем в систему “банк – клиент”. Если на первом этапе согласование всех договоров проводилось с участием специалистов московского офиса, то сейчас часть полномочий делегируется филиалом. Все договоры и проведенные тендеры анализируют заместитель финансового директора по экономической безопасности и материально-техническому обеспечению и юрист компании.

Переход к автоматизированной системе

В сентябре 2003 года начался проект автоматизации системы управленческого учета и бюджетирования, поддерживающей основные процессы финансового управления, а также проект трансформации данных управленческого учета в формат ГААП США. Поскольку сроки и бюджет были жестко ограничены, решили не затягивать с выбором системы и построить систему учета на базе платформы “1С:Предприя-тие 7.7”. Немаловажную роль сыграло и то, что бухгалтерский учет компании велся в системе “1С:Бухгалтерия”. Это помогло сократить как время реализации проекта, так и расходы на обучение сотрудников. Специалистов по внедрению пригласили из компании “1С:Рарус”.

Сначала были автоматизированы учет договоров и контроль над проведением платежей (казначейская деятельность), чтобы минимизировать бумажную работу и обеспечить рациональное использование финансовых ресурсов. Как уже упоминалось, в основу системы был заложен принцип управления договорами на предприятии. Затем было введено и автоматизировано бюджетное планирование в разрезе ЦФО. Центрами финансовой ответственности компании являются сегменты деятельности (всего их восемь). Кроме того, в сегменте “Бурение” выделена дополнительная аналитика -“Объект работ”, то есть скважины. Такая подробная информация необходима для формирования конкурсной документации, расчета стоимости услуг компании при бурении скважин на определенных месторождениях. В случае проведения масштабных инвестиционных проектов (бюджет от 15 млн руб., например восстановление или покупка буровой установки) они рассматриваются в качестве отдельного ЦФО. Для каждого центра финансовой ответственности составляются следующие основные бюджеты: доходов, затрат, производства, закупок, капитальных вложений, налогов, движения денежных средств (финансовый план) и прогнозный баланс. Бюджеты составляются на год с формированием годового плана по выручке и лимитам затрат (годовой раздел учета). Существуют также скользящий план на квартал (квартальный раздел учета), ежемесячное планирование отчета о прибылях и убытках и корректировка финансового плана компании.

Наиболее сложными являются бюджет закупок и бюджет движения денежных средств. На основании данных об остатках на складах и о планируемом списании ТМЦ со склада (из бюджета затрат) формируется материальный баланс в разрезе классификатора ТМЦ (количество ТМЦ на складе, план списания, остаток на конец периода). Таким образом, запасы ТМЦ постоянно контролируются, что обеспечивает оптимальное расходование денежных средств при их закупке. Текущее управление закупками основных средств и ТМЦ осуществляется с помощью системы заявок. Ответственный исполнитель создает в системе заявку, которая автоматически проходит по маршруту согласования в соответствии с установленными лимитами. По окончании согласования она поступает в отдел материально-технического снабжения, который формирует заказ или спецификацию для подрядчика. После этого заявка считается принятой к исполнению. С подрядчиком заключается договор на исполнение заявки, который также фиксируется в системе. Платежи осуществляются в соответствии с договором и утвержденной заявкой.

Поскольку компания работает в условиях жестких ограничений по ликвидности, основным документом финансового управления является бюджет движения денежных средств, который контролируется постоянно. Для контроля исполнения БДДС разработан регламент приоритетности платежей ” как внешних, так и внутренних. С целью укрепления финансовой дисциплины и более точного финансового планирования производственные подразделения рассчитывают свои расходы и отток денежных средств на последующий месяц до 15-го числа текущего месяца, формируют БДДС, результирующим показателем которого является чистый денежный поток ЦФО, а также предполагаемый понедельный график платежей. В соответствии с графиками подразделений составляется реестр платежей, который утверждается финансовым директором компании. Для уточнения приоритетности платежей проходят еженедельные заседания платежного комитета с участием директоров филиалов и финансового директора компании.

Учет фактического исполнения инвестиционных проектов был автоматизирован частично: на сегодняшний день по ним формируется только отчет о прибылях и убытках, так как построение денежного потока по каждому проекту весьма трудозатратная процедура.

Фактические данные об исполнении бюджетов, а также нефинансовая информация, необходимая для управления компанией (бюджет производства, включая показатели качества и удельные показатели), поступают из бухгалтерии и производственных подразделений. Для формирования управленческой отчетности и отчетности для акционеров к счетам бухгалтерского учета открыты дополнительные аналитические субсчета: “Филиал”, “Сегмент”, “Инвестиционный проект”, “Скважина”. Консолидация всех данных в системе в московском офисе происходит автоматически каждый час, поэтому временных потерь, отрицательно влияющих на оперативность платежей или поступления данных по бюджетам, практически нет.

Получение фактической информации об исполнении бюджета происходит поэтапно. “Быстрое- закрытие периода проводится планово-экономическими службами филиалов, которые располагают информацией о прошедших через них документах и выполненных работах до 6-го числа последующего месяца. Здесь же учитываются расходы, которые по тем или иным причинам могут не попасть в бухгалтерские данные об исполнении бюджета. Окончательные результаты деятельности предприятия из-за запаздывания закрытия книг бухучета поступают 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

Проект автоматизации длился 4,5 месяца и обошелся компании в 40 тыс. долл. США (без модуля конвертации). Большой объем работ (особенно на этапе внедрения) проводился своими силами. Это был краткосрочный и малобюджетный проект, рассчитанный прежде всего на собственные силы и возможности, а именно такие проекты, по мнению автора, приносят гарантированно успешные результаты. В итоге компания получила развитую автоматизированную систему управленческого учета и бюджетирования, а также аппарат для трансформации управленческой отчетности в формат ГААП США. Но самым главным результатом является повышение квалификации производственного персонала, появление у него навыков финансового мышления и растущее понимание важности финансового управления компанией.

Формирование отчетности по ГААП США

Формирование отчетности по ГААП США было необходимо для предоставления иностранному акционеру компании. На данном этапе было решено составлять международную отчетность путем трансформации данных бухгалтерского учета. Для автоматизации этого процесса совместно с одной из крупнейших западных аудиторских компаний была разработана таблица соответствий между планом счетов ГААП США, который принят у западного акционера, и бухгалтерским планом счетов компании, а также методика трансформации и корректировок. Трансформация учета проводится поопера-ционно двумя специалистами раз в месяц по окончании отчетного периода с помощью автоматизированной системы.

Разумеется, такая система формирования западной отчетности имеет свои недостатки. Одним из основных является запаздывание отчетности на один месяц (данные за январь будут готовы только в первых числах марта).

В трансформированную отчетность необходимо вносить корректировки, связанные с различиями в методологии российского и западного учета. Так, согласно РСБУ проценты капитализируются, а в соответствии с ГААП США – нет. Поэтому необходимо отслеживать момент начала капитализации процентов в РСБУ и распределять их по правилам ГААП.

Требуют коррекции и межфилиальные расчеты, объем которых в компании очень велик. Например, при оказании услуг по производству систем телеметрии Томского филиала Нефтеюганскому по правилам РСБУ учитывается передача полной стоимости этих услуг, включая накладные расходы, в то время как согласно ГААП учитываются только прямые затраты. Соответственно, необходимо скорректировать стоимость услуг филиала на сумму накладных расходов.

Наряду с запаздыванием отчетности существенным недостатком является то, что плановые показатели ГААП формируются специалистами московского офиса по компании в целом на базе статистики за предыдущие периоды (отчетность компании за последние два года также трансформирована в ГААП США) и знаний о будущих источниках доходов и расходов компании. В разрезе сегментов и филиалов такой план не строился. Но с июля 2005 года иностранный акционер поставил задачу перехода на посегментное планирование и подготовку отчетности согласно западным стандартам. Таким образом, во втором полугодии необходимо составлять отчетность по ГААП США не через месяц после окончания отчетного периода, а на пятый рабочий день месяца, следующего за отчетным. Поэтому в 2005 году компания планирует полностью изменить принципы формирования отчетности и внесения данных в систему (см. рисунок).

Рисунок. Развитие КИС в ООО “СГК”

2002-2003 годы – источником информации являлся только бухгалтерский учет.
2004 год – введение контура управленческого учета и бюджетирования позволило значительно повысить эффективность методов управления предприятием. Недостаток – привязка к методологии бухгалтерского учета (управленческий факт формируется на основе бухгалтерских данных, бухгалтерский контур содержит данные управленческой аналитики), недостаточная оперативность получения информации. Модуль отчетности ГААП США функционирует только в московском офисе. Подготовка сотрудников производственных служб к работе с информацией экономического характера.
2005 год – создание новой системы на основе методологии ГААП США и вынесение управленческого контура на уровень, независимый от бухгалтерского учета. Внедрение технологии workflow (полной автоматизации документооборота). Реорганизация планово-экономических и бухгалтерских служб.

В рамках новой учетной системы изменится первичный документ, на основании которого признаются доходы/расходы. Для формирования управленческой отчетности и отчетности ГААП США в новой системе появляются так называемые service-tickets -документы, в которых будет фиксироваться и подтверждаться заказчиком физический объем проведенных работ и которые являются основанием для признания выручки в ГААП США. Они являются аналогами актов о приемке работ, но формируются с заданной периодичностью (с 25-го числа одного месяца по 25-е число следующего). Фактическую же информацию о расходах планируется формировать аналогично существующей системе заявок (purchase orders), которую нужно будет дополнить заявками на выполнение работ подрядчиками (например, оказание транспортных услуг), и на основании “закрытых” или “открытых” заявок начислять расходы.

Наиболее сложным вопросом, который предстоит решить в рамках данного проекта, станет формирование баланса по сегменту, в частности учет с перераспределением внутренних дебиторской и кредиторской задолженностей из-за большого объема внутренних услуг, предоставляемых подразделениями. Определенные сложности могут возникнуть и с разбивкой налогов и остатков денежных средств на счетах подразделений.

Для реализации данного проекта потребуется дальнейшее совершенствование методологии учета и бюджетирования, реструктуризация бухгалтерии с выделением операционистов, ответственных за своевременный ввод информации в базу данных. Предполагается, что основой для будущей системы станет “1С:Предприятие 8.0”. Разумеется, это будет более сложный проект, но схема его реализации останется прежней: “обкатка” новой системы документооборота вручную, затем реорганизация бухгалтерской службы и только потом – автоматизация.

Автоматизированная система управления финансами является частью действующей системы управления финансами, неотъемлемым элементом структуры финансовых органов и других структур управления финансами. Без АСУФ невозможно совершенствование финансового механизма и его составных частей, особенно в период перехода к рыночной экономике, вызвавшего существенные изменения в объеме экономической информации и ее характере: во-первых, возрос поток информации (объем), во-вторых, изменилось содержание информации (раньше она носила командный характер, теперь все более и более становится информационной). Обработать информацию старыми методами и старыми техническими средствами невозможно, а следовательно, нет возможности своевременно выработать научно обоснованные управленческие решения и быстро провести их в жизнь. В свою очередь при принятии управленческих решений встают вопросы по совершенствованию форм финансовых отношений, т. е. вопросы достоверности информации об управляемом объекте, тенденциях его развития, а также влиянии принимаемого решения на перспективу развития управляемого объекта и на этой базе -- на результаты хозяйствования в целом.

Под АСУ финансами понимается совокупность административных, экономических и математических методов управления; электронной вычислительной, организационной техники и современных средств связи, позволяющих научно управлять финансами.

В создании АСУФ используются теоретические положения финансовой кибернетики, которая представляет собой учение о процессе управления финансами, организации обмена финансовой и экономической информацией между управляющими и управляемыми подсистемами.

АСУ финансами является в свою очередь подсистемой общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования, прогнозирования и управления экономикой государства.

Важное место в автоматизированной системе управления финансами занимает автоматизированная система финансовых расчетов (АСФР), которая является подсистемой АСУФ (АСФР в составе Министерства финансов республики Беларусь). В результате создания и внедрения этой системы повысилась эффективность управления финансами, поскольку сократилась трудоемкость сбора, обработки и анализа информации, появилась возможность производить на базе ЭВМ многовариантные расчеты основного финансового плана страны и его исполнения на всех уровнях. В подсистемах АСФР решается комплекс задач по сводным расчетам бюджета, доходам и налогам, расходам бюджетных учреждений, финансам отраслей народного хозяйства. АСФР применяется не только в области планирования, но и при исполнении бюджета (составление росписи бюджета, внесение изменений в бюджетные показатели, учет исполнения бюджета по доходам и расходам и др.) - АСФР позволяет установить рациональную структуру аппарата финансовых органов. Кроме того, применение АСФР требует совершенствования системы финансовых показателей, разработки новых методов выявления и мобилизации доходов формирования финансовых резервов, рационального расходования финансовых ресурсов.

В современных условиях в финансовой системе государства все большее развитие получают местные финансы. Отсюда важной задачей становится внедрение автоматизации финансовых расчетов в работу областных, районных и городских управлений (отделов) исполнительных комитетов. Первоначальной стадией АСФР в низовых звеньях является внедрение в них автоматизированных рабочих мест (АРМ) с использованием микро-ЭВМ персонального пользования, а также создание информационно-вычислительных центров. Особенно это актуально для работников налоговых инспекций, имеющих дело с многочисленными, постоянно меняющимися данными. Появление в структуре местных финорганов ИВЦ и АРМов ведет к изменению труда их работников, поскольку ручной способ сбора и бумажная технология обработки информации сменяется безбумажной в виде машинных носителей информации.

Совершенствование финансовых отношений в страховом деле в современных условиях невозможно без автоматизированной системы управления в страховании. Здесь используется математическое моделирование расчетов по определению размеров страховых платежей, страховых возмещений и др.

При всей важности автоматизированной системы управления финансами нельзя преувеличивать ее возможности. Многие задачи по управлению финансами не поддаются формализации, поскольку требуют опыта работников финансовых органов, традиционных (умственно-аналитических) методов работы. Например, автоматизированная система управления финансами сама по себе не может совершенствовать формы и методы финансовых отношений. Это сфера деятельности специалиста. Но для того чтобы произвести это совершенствование, специалист ставит системе цели, задачи, выдает ей первичную информацию, корректирует ее, осуществляет постоянный контроль за работой системы. Таким образом, специалист по финансам, получив данные на основе АСУФ, делает выбор решения из подготовленных вариантов.

Необходимо отметить, что автоматизированная система управления финансами может успешно функционировать в условиях стабильной экономики. Только в этом случае она даст возможность существенно изменить содержание работы аппарата финансовых органов, поскольку у специалистов высвобождается время для анализа установленных форм и методов финансовых отношений, разработки и решения задач, связанных с их совершенствованием.

Автоматизация финансового управления. Для различных людей это словосочетание означает абсолютно разные, зачастую противоположные понятия. В чем же заключается суть различий в подходах к рассматриваемому вопросу? Почему для одних эта фраза означает переход компании на новые уровень философии управления, что сразу ассоциируется с новыми финансовыми успехами предприятия, расширением доли рынка, достижением принципиального уровня качества её продукции. В то же время у других рассматриваемая фраза ассоциируется только с головной болью и напрасными тратами времени средств и усилий, которые к тому же могут негативно отразиться на управляемости и устойчивости компании на рынке.

Самым интересным в данной ситуации является то, что представители одной и другой позиции вполне искренне и аргументировано, желают своей компании лучшей доли. Что же предлагает в качестве аргументов каждая их сторон?
Оптимисты апеллируют к мировому и российскому опыту. Этот опыт на примере тысяч предприятий доказывает что компании, использующие автоматизированные системы управления своими финансами в целом гораздо более устойчивы на рынке, быстрее приспосабливаются к изменяющейся рыночной ситуации, все действия сотрудников, даже самого низкого звена, буквально пронизаны духом спокойствия и солидной уверенности присущей солидным компаниям. За счет чего же достигается такая уверенность?

В первую очередь надо отметить, что просто автоматизация какого то исторически сложившегося процесса управления, как правило, нормального результата не дает, поскольку практически бессмысленно автоматизировать хаотический или неоптимальный процесс. Поэтому, как правило, работа по совершенствованию системы управления начинается с оптимизации системы финансового управления с применением современных технологий. Наиболее известной и апробированной системой финансового управления во всем мире является технология бюджетного управления. Автоматизация системы финансового управления повышает финансовую управляемость компании и минимизирует издержки компании.

Пессимисты же утверждают, что комплексная автоматизация, в принципе, сама по себе хороша, но в условиях реального работающего предприятия сталкивается с рядом серьезных сложностей. В основном, эти сложности связаны с проблемами перехода предприятия на новую систему управления. Что же это за проблемы, стояще на пути совершенствования системы управления? Одной из основных проблем, как и при любом внедрении изменений, является человеческий фактор. Он может выражаться в открытом или скрытом сопротивлении внедрению изменений, поскольку сотрудники, которые ведут оперативное управление и учет по природе своей консервативны и не желают изменения сложившейся системы управления, поскольку это отвлекает много времени и сил и может повредить текущей работе. Как говорится, хороший бухгалтер - это консервативный бухгалтер. Так же внедрение новой системы управления, как правило, требует обновления компьютерного парка, различных программных комплексов уже работающих и хорошо зарекомендовавших себя. Еще можно отметить серьезные затраты, связанные с переподготовкой или наймом нового персонала для работы с новой системой. При насильственном же внедрении новой системы без учета обозначенных факторов, сам процесс этого внедрения может превратиться в настоящую "войну" со своим персоналом. Полагаю, что все переставляют себе последствия этой войны: ухудшение психологической атмосферы в коллективе; снижение производительности; возможный уход ключевых сотрудников.

Таким образом, возникает парадоксальная ситуация, при которой даже наличие средств и желания усовершенствовать систему управления у руководства компании этот процесс наталкивается на серьезные и кажущиеся непреодолимыми препятствия. Единственным выходом из сложившейся ситуации может быть модульная автоматизация. Хотя производители "тяжелых" корпоративных информационных систем (КИС) иногда пренебрежительно называют её "лоскутная". Однако зачастую, данная методика автоматизации системы управления является единственно возможной для работающего предприятия, в котором уже сложились, и прошла проверку временем методика и программная платформа оперативного учета.

Если различные "модули", предназначенные для оперативного учета достаточно широко представлены на российском рынке, то самостоятельные модули автоматизации финансового управления распространены достаточно слабо. Даже имеющиеся на рынке программы, решающие подобные задачи, в большинстве своем, не имеют системы интеграции с другими системами. Поэтому даже название "модуль" для них не является вполне корректным, поскольку в таком виде они скорее являются "теоретической игрушкой" для узкого круга посвященных, а не программой, оперативно решающей реальные проблемы финансового управления предприятиями.

Программа "ИНТАЛЕВ: Управление финансами 2.5", являясь самостоятельной (т.е. не привязанной, к какой либо программе оперативного учета) системой автоматизации финансового управления, содержит весь необходимый функционал для управления финансами компании по технологии бюджетного управления. При этом благодаря технологии обмена данными, практически любая плановая и фактическая информация может быть импортирована в систему. Поэтому эта программа может быть модулем автоматизации финансового управления, который не требует от предприятия отказа от проверенных и зарекомендовавших себя решений для ведения оперативного учета. В качестве источников данных, из которых можно загружать информацию для осуществления финансового управления, могут выступать такие бухгалтерские программы как: 1С; Парус; БЭСТ-4; Комтех и др. Кроме того, информацию о плановых или фактически осуществленных операциях компании можно загружать из любых программ оперативного учета, баз данных и даже из таблиц Excel. (Рис. 1).

Данный набор реализованных возможностей технологии импорта позволяет:

  • встроить систему "ИНТАЛЕВ: Управление финансами" практически в любой контур оперативного учета;
  • создать единую систему финансового управления холдингами даже при их любой удаленности и разнородности используемых учетных систем;
  • экономить на приобретении рабочих мест и обучении того персонала, от которого требуется только периодическая подача плановой информации.

Итак, программа "ИНТАЛЕВ: Управление финансами", реализуя для компании достоинства бюджетного управления, расхваливаемые оптимистами подобных систем, позволяет избегать большинства проблем внедрения корпоративной системы финансового управления, о которых предупреждают противники подобных мероприятий. И внедрение бюджетного управления на предприятии проходит безболезненно.

В управлении финансами применяются автоматизированная система финансовых расчетов – АСФР. Она состоит из взаимосвязанных, совместно действующих подсистем: функциональных, обеспечивающих, технологических.

Организационно АСФР представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой подсистем:

1) организационно-экономического обеспечения;

2) информационного обеспечения;

3) программного обеспечения;

4) технического обеспечения;

5) организационно-правового обеспечения;

6) технологического обеспечения;

7) кадрового обеспечения.

Подсистема организационно-экономического обеспечения является головной в системе АСФР, создает методические и организационные предпосылки автоматизации процесса составления и исполнения бюджета, включает функциональные подсистемы, координирует и взаимосвязывает другие обеспечивающие подсистемы, определяет методическое единство работ на всех уровнях АСФР.

В АСФР четыре функциональные подсистемы:

1) сводные расчеты бюджета;

2) госдоходы;

3) расходы бюджетных учреждений и мероприятия, проводимые за счет бюджета;

4) финансы хозяйствующих субъектов.

В подсистеме «Сводные расчеты бюджета» комплексы задач сформированы по группам однородных расчетов. Комплексы задач в блоках остальных трех подсистем выделены по видам доходов или расходов на финансирование определенной отрасли или группы учреждений и мероприятий.

Кроме централизованных систем автоматизированного управления, используются локальные варианты путем организации автоматизированных рабочих мест (АРМ).

АРМ представляет собой профессионально-ориентированную малую вычислительную систему либо комплекс периферийных технических средств, предназначенных для автоматизации работ специалистов определенной профессии. Типовая структура оборудования АРМ:

1) устройство управления;

2) видеотерминал (дисплей);

3) накопитель на гибких магнитных дисках;

4) клавиатура для набора данных;

5) малогабаритное печатающее устройство.

Такой состав технического оснащения АРМ с соответствующими программными средствами позволяет наряду с решением ряда экономических задач выполнять оперативную работу в диалоговом режиме с графическими, табличными, текстовыми документами, вести различные картотеки. АРМ позволяет корректировать и редактировать информацию, формировать выводы и заключения, регистрировать тексты, анализировать промежуточные и окончательные результаты, общаться дистанционно с другими работниками, располагающими АРМ.

В автоматизированных системах управления предприятиями (АСУП) выделяется самостоятельная функциональная подсистема управления финансами, в которой решаются задачи финансово-кредитного управления. Она представляет собой совокупность мероприятий, методов и средств, используемых для достижения максимальной рентабельности при определенных условиях производства и реализации продукции. Особенности управления в подсистеме связана с кругооборотом денежных средств, опосредующих кругооборот производственных фондов и фондов обращения и определяют многоцелевой характер данной функции управления. Подсистема включает блоки управления, характеризующие состояние ресурсов и процессы их движения.

Поскольку финансовые задачи в АСУП решаются при использовании промежуточных массивов информации (производства, материальных ресурсов, труда и т.д.), то есть по другим объектам управления, следует создавать сеть АРМ, включающую АРМ различных структурных подразделений предприятия и соединенную с ПК вычислительного центра. Таким образом, создается два уровня: верхний, где решаются задачи, требующие ресурсов и нижний, представляющий собой АРМ, оснащенные ПК и соединенные в локальную сеть.

Комплекс технических средств нижних уровней финансовой системы, где формируются многочисленные информационные потоки, предусматривает использование различных средств составления, размножения, копирования, обработки, транспортировки и хранения документов, средств управленческой связи, средств сигнализации, информации.

В связи с появлением ПК, электронной почты, банков данных, средств обработки текстовой и графической информации, иной современной информационной техники возникли условия для кардинального преобразования организации управленческой деятельности. Технические средства все шире используются в непосредственном процессе управленческих решений.

Вопросы:

1. Сформулируйте определение понятие «управления финансами».

2. Перечислите основные принципы управления финансами.

3. В чем проявляется различие двух аспектов управления.

4. В чем состоит научный подход к управлению финансами.

5. Охарактеризуйте элементы управлении финансами

6. Назовите органы по стратегическому управлению государственными финансами.

7. Роль и функции Министерства Финансов РК.

8. Роль системы казначейства в системе управления финансами.

9. Какие особенности управление финансами хозяйствующих субъектов.

10. Что такое финансовый менеджмент

11. Что является объектами финансового менеджмента на предприятиях?

12. Обоснуйте определение «финансовый менеджмент основывается на мотивации».

13. На каких направлениях основывается деятельность структура финансового отдела

14. Назовите важные задачи финансовых служб хозяствующих субъектов.

15. Охарактеризуйте необходимость автоматизированной системы управления финансами.

16. Какие функциональные подсистемы АСФР включает в себя.

17. Что представляет собой АРМ?

ГЛАВА VI. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

планирования

Финансовое планирование – это процесс разработки финансовых планов (заданий), организации их выполнения в предусмотренные сроки, направленный на достижение намеченных целей. Планирование как элемент управления есть одно из средств финансовой политики. Оно позволяет плавно и незаметно совершать крупные хозяйственные перемены.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом – составление финансовых планов, начиная от финансовых планов и смет отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (платежи в бюджет, плата за банковский кредит взносы отчислений на социальное страхование или соответствующие налоги и др.). Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами и др.

Планирование характеризуется:

1) экстенсивностью (охватывает широкий круг социально-политических и экономических явлений);

2) интенсивностью (подразумевает применение совершенной техники и методов);

3) эффективностью (означает, что в итоге необходимо достичь те цели, которые ставит финансовое управление).

Используются следующие подходы вфинансовом планировании:

a) автоматический (данные предыдущего года переносятся на следующий год. При инфляции данные умножаются на коэффициент инфляции). Этот метод является самым простым методом и, как правило, используется при нехватке времени;

б) статистический (складываются расходы за предыдущие годы и делится на количество предыдущих лет);

в) нулевой базы (все позиции должны рассчитываться вновь. Этот метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями).

В условиях рыночной экономики планирование, как функция управления, должно принимать форму всеобщего охвата всех сторон экономической и социальной деятельности. Если в плановой экономике в планировании финансов делался упор на распределительные процессы, то рыночная экономика опирается на сферу обмена, через которую осуществляется реализация товаров и услуг и признание общественно необходимых затрат при их производстве и реализации.

Следовательно, в рыночной экономике господствующим и определяющим способом связи в процессе производства и реализации товара и услуг выступает рынок со своим механизмом, включающим деньги, цену, закон стоимости, закон спроса и предложения. Такая природа рыночного механизма определяет необходимость прогнозирования как метода определения результатов производства и обмена, но с элементами планирования.

Важнейшим принципом планирования является принцип непрерывности , который применяется в том смысле, что планировщик вносит коррективы в план ежегодно, гибкость планов должна обеспечивать их жизненность, а финансовая техника строится на принципе «скользящий бюджет»; этот принцип применяется для большинства расходов, особенно при расчете государственных ассигнований. Это системно-вариационный метод планирования– планирование, программирование и бюджетирование (ППБ):

1) планирование - включает в себя формирование и изложение целей и задач, в направлении которого должны действовать организации при своем функционировании;

2) программирование - подразумевает подбор имеющихся и нахождение новых средств, которые используются для достижения целей. Программирование означает процесс простирающийся в далекое и ближайшее будущее;

3) бюджетирование - процесс перевода общих многолетних программ на язык годовых бюджетных цифр по финансовым годам. Это процесс распределения всей совокупности количественно выраженных операций по традиционной бюджетной группировке.

На практике применяются следующие методы планирования:

1) экстраполяция: состоит в определении финансовых показателей на основе выявления их динамики; в расчетах исходят из показателей отчетного периода, корректируя их на относительно устойчивый темп изменений; динамика показателей экстраполируется на будущее;

2) нормативный (по определенным нормам);

3) математического моделирования: построение модели процесса и перенос ее в финансовую область;

4) балансовый: применяется для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех разделов финансовых планов между собой; его нарушение приводит к тому, что нарушаются связи, согласование и возникает несоответствие между разделами финансовых планов.

5) на основе экспертных оценок.

В рыночной системе хозяйствования используется также индикативное, то есть рекомендательное планирование; оно выполняет информационно-координирующую роль и оказывает косвенное воздействие на субъектов финансовой деятельности через экономические регуляторы.

Главная цель индикативного финансового планирования – определение предполагаемого объема и направления финансовых ресурсов для обеспечения прогнозируемого развития.

Индикативные финансовые планы имеют обязательный характер лишь к государственному сектору, а для секторов с другими формами собственности – рекомендуемый характер. Последнее достигается путем использования экономических инструментов – регулируемых цен, субсидий, кредитов, налоговых ставок и льгот, ускоренной амортизации и других. Важнейшими индикаторами выступают: курс валюты, прогнозируемый уровень инфляции, ставка рефинансирования Национального банка, нормы амортизационных отчислений.

Индикативный план должен научно обоснованно отражать экономические процессы и адекватно согласовывать отдельные параметры развития экономики и финансов, направлять их в необходимое русло в соответствии с долгосрочными тенденциями развития. Это касается, во-первых, необходимости соблюдения экономического равновесия по разным системам, показателям (натурально-вещественная и стоимостная сбалансированность, стабилизация цен, соответствие доходов и расходов, равновесие платежного баланса и т.д.). Во-вторых, индикативный план должен обеспечивать необходимые структурные изменения в национальном хозяйстве, в том числе и путем инвестиций. Перечень приоритетов при индикативном планировании зависит от направлений экономической и социальной политик; это могут быть ликвидация диспропорций развития, инвестиционная деятельность, модернизация производства, обеспечение конкурентоспособности продукции, развитие науки, образования, жилищное строительство, социальное преобразование и другое.

Индикативное планирование осуществляется также на местном уровне. Здесь также обязателен принцип согласования и интересов государства, территории, хозяйствующих субъектов (предприниматели).

Финансовые планы

Финансовый план – системная совокупность мероприятий финансового опосредования функционирования субъекта. Он составляется на срок от 1 до 5 лет. По форме финансовый план представляет собой изложений целей, цифр и организационных предложений на планируемый период. На предприятии планирование основывается на учете закона стоимости и при этом планирование выступает как экономическая категория.

Как правило, планы отличаются от своего результата исполнения, но это отличие не должно составлять значительных величин.

Финансовые планы имеются у всех звеньев финансовой системы:

Хозяйствующие субъекты, функционирующие на коммерческих началах составляют «баланс доходов и расходов» или «бизнес-план»;

Учреждения и организации, функционирующие на некоммерческих началах составляют «смету»;

План общественных объединений - «финансовый план» ;

органы государственной власти составляют «бюджет» (разных уровней: республиканский, местный).

Система финансовых планов (балансов) включает разные виды планов, которые отличаются широтой охватываемых отношений, а, следовательно, объемом планируемых к поступлению и использованию ресурсов. По этому признаку различают первичные и сводные финансовые планы.

К первичным относятся финпланы хозяйствующих субъектов сферы материального производства; планы коммерческих и некоммерческих организаций непроизводственной сферы; сметы государственных учреждений и организаций, расходы которых полностью или в основной части финансируются за счет бюджетных средств.

Сводные финансовые планы включают общегосударственные, отраслевые, территориальные. Общегосударственными являются: сводный финансовый баланс государства, государственный бюджет, внебюджетные фонды.

Система отраслевых (ведомственных) финансовых планах включает: балансы доходов и расходов министерств (ведомств) отраслей материального производства, сводные сметы расходов министерств (ведомств) непроизводственных отраслей, финпланы общественных организаций.

К территориальным финансовым планам относятся: сводные финансовые балансы регионов, местные бюджеты, планы общественных организаций на соответствующей территории и т.д.

Разные виды финансовых планов связаны между собой: так, отраслевые объединяют планы подведомственных хозяйствующих субъектов; территориальные, как правило, являются частью общегосударственных или отраслевых.

В зависимости от периода финансовое планирование подразделяется на годовое, пятилетнее и перспективное .

В связи с неустойчивостью хозяйственных связей, разбалансированностью экономики, неопределенностью факторов функционирования хозорганов, вызванных кризисом, пятилетнее и перспективное планирование в переходный к рынку период резко ограничено. Исходя из назначения, на три года должны разрабатываться сводный финансовый баланс, некоторые другие сводные финансовые планы, производиться расчеты по основным показателям доходов и расходов государственного бюджета.

Сводный финансовый баланс представляет собой финансовую программу общегосударственного прогноза развития на среднесрочный период. Его составлением занимается Министерство экономики при активном участии Министерства финансов, Министерства госдоходов, Национального банка. В регионах расчеты баланса должны проводить соответствующие региональные органы.

В сводном финансовом балансе отражается состав и источники формирования денежных средств государства, государственных предприятий и организаций, предприятий и организаций других форм собственности и их использования на расширенное воспроизводство и общественные нужды (социально-культурные мероприятия, оборону, управление).

Основные показатели доходной части баланса включают: чистый доход, налоги, амортизационные отчисления, поступления от внешнеторговых операций, ресурсы краткосрочного кредитования, источники для долгосрочного кредитования.

Важнейшие показатели расходной части: расходы на развитие экономики (финансирование капитальных вложений, затраты на прирост собственных оборотных средств, государственные субвенции), расходы по внешнеэкономическим операциям; отчисления в фонды потребления; расходы на социально-культурные мероприятия; расходы на управление и оборону; прирост краткосрочных кредитных вложений и средств для предоставления долгосрочных кредитов.

Сводный финансовый баланс, таким образом, представляет собой систему финансовых показателей, характеризующих финансовые ресурсы национального хозяйства. Состав показателей, включаемых в сводный финансовый баланс показывает, что он является инструментом обеспечения сбалансированности материальных и финансовых пропорций индикативного плана социально-экономического развития страны.

Важнейшим оперативным финансовым планом является государственный бюджет . Он имеет ряд существенных отличий от сводного финансового баланса. В нем отражается не все доходы государства, а только их централизуемая часть. В сводном финансовом балансе данные о доходах и расходах государства приводится в укрупненном виде, в целом по национальному хозяйству, а государственный бюджет имеет высокую степень детализации. В бюджете указаны конкретные наименования платежей в бюджет и их плательщики, назначение и их получатели (см. главу «Государственный бюджет»).

В сфере материального производства финансовые планы называются балансами доходов и расходов . Структура этих планов в основном одинакова как для хозяйствующих субъектов так и для их объединений и других вышестоящих органов.

Классическая форма баланса доходов и расходов включает четыре раздела:

1. Доходы и поступления средств,

2. Расходы и отчисления средств,

3. Платежи в бюджет,

4. Ассигнование из бюджета.

Первые два раздела могут сбалансироваться разделами определяющими окончательный результат (сальдо) взаимоотношений хозорганов с бюджетом, то есть третьими и четвертыми разделами. Превышение расходов и отчислений средств над доходами и поступлениями средств финансируются привлечением средств за счет выпуска ценных бумаг за счет полученных кредитов или займов, либо целевыми ассигнованиями из бюджета – государственная субвенция для государственных предприятий. Каждый раздел баланса включает соответствующие показатели.

В первый раздел баланса включаются: чистый доход; амортизационные отчисления, отчисления в ремонтный фонд, в финансовый резерв; долгосрочные кредиты банков; средства фонда накопления, направляемые на финансирование капитальных вложений и других плановых затрат; экономия от снижения себестоимости по строительно-монтажным работам; мобилизация внутренних ресурсов в строительстве; выручка от реализации выбывшего имущества; поступления налога на добавленную стоимость и акцизов; средства, поступающие в порядке долевого участия в строительстве; средства от продажи ценных бумаг; прирост краткосрочных кредитных вложений банков; другие привлеченные средства.

Раздел «Расходы и отчисления средств» отражает: капитальные вложения; убытки по основной деятельности; расходы по уплате вознаграждения (интереса) за просроченные и отсроченные краткосрочные кредиты и ссуды на восполнение недостатка собственных оборотных средств; отчисление финансовых резерв и в хозрасчетные фонды; расходы на ремонт основных фондов за счет средств ремонтного фонда; операционные расходы; прирост собственных оборотных средств за счет прироста устойчивых пассивов и привлекаемых кредитов; погашение долгосрочных кредитов; изменение кредитуемых запасов.

Раздел «Платежи в бюджет» включают: платежи всех видов налогов, в том числе налога на добавленную стоимость и акцизов.

В разделе «Ассигнования из бюджета» предусматривается на следующие мероприятия: государственные централизованные капитальные вложения; операционные финансируемые по решениям правительства и местных органов власти; возмещение расходов по разнице себестоимости и цен; другие расходы целевого назначения.

Хозяйствующие субъекты с небольшими оборотами средств составляют финансовые планы, состоящие из двух разделов: доходов и расходов, где возможные ассигнования из бюджета включаются в состав доходов, а платежи в бюджет – в состав расходов.

Характерной особенностью баланса доходов и расходов предприятия является то, что в нем отражаются конечные результаты хозяйственно-финансовой деятельности, а промежуточные – обороты денежных средств – нет.

Расчеты и фиксация оборотов денежных средств осуществляется в специальном финансовом плане – платежном календаре . В разделе «Поступления» отражаются доход от реализации продукции работ и услуг, поступления краткосрочных кредитов банков, просроченной дебиторской задолженности, прочие поступления денежных средств, остаток средств в кассе и на расчетном счете. В разделе «Расходы» отражаются затраты на приобретения товаро-материальных ценностей, оплату труда, уплату налогов, погашение ссуд банков, уплату процентов за кредит, прочие расходы.

Таким образом, с помощью платежного календаря осуществляется оперативное финансовое планирование у хозяйствующих субъектов в течение коротких промежутков времени (от месяца до пяти дней в зависимости от объемов оборотов). Платежный календарь дополняет баланс доходов и расходов в части конкретизации и последовательности сроков расчетов, что обеспечивает их своевременность.

Предпринимательские звенья своей хозяйственной коммерческой деятельности руководствуются так называемыми бизнес-планами. Бизнес-план – это документ, соответствующий технико-экономическому обоснованию предпринимательской деятельности. Он более полно охватывает все стороны отношений частного предприятия, чем планы экономического и социального развития государственных предприятий. Бизнес-план включает разделы, характеризующие особенности продукции или услуг, их конкурентоспособность, оценку рынка сбыта (прогноз рынка) стратегию маркетинга, производственный, организационный и юридический планы, оценку риска и страхование.

Финансовый план, как важнейшая составляющая, обобщает материалы и показатели других частей бизнес-плана и представляет их в стоимостном выражении. Здесь подготавливается несколько документов:

прогноз объемов реализации;

баланс денежных доходов и поступлений;

таблица доходов и затрат;

сводный баланс активов и пассивов предприятия;

график достижения безубыточности.

Самостоятельный раздел представляет стратегию финансирования и возврат средств инвесторам в обусловленных объемах и сроках.

Таким образом, в рыночной среде финансовое планирование осуществляется на более высоком качественном уровне и обогащается новыми формами и методами, позволяющими проводить этот процесс используя научные методы, современные технические средства и надежную информационную базу.

Финансовые показатели

Финансовые показатели это – плановые, отчетные или расчетные данные, характеризующие различные стороны деятельности связанной с образованием и использованием денежных доходов и накоплений хозяйствующих субъектов и национального хозяйства в целом. Они широко используются в финансово-хозяйственной деятельности названных субъектов. Финансовые показатели выражаются в абсолютных и относительных величинах. Они количественно и качественно отражают определенную финансовую категорию, субкатегорию, элемент финансовых отношений.

В низовых звеньях хозяйствования применяются, например, такие абсолютные финансовые показатели:

Выручка от реализации продукции (работ, услуг);

себестоимость реализованной продукции (работ, услуг);

валовая доход;

расходы периода;

доход (убыток) от основной деятельности;

доход (убыток) от неосновной деятельности;

сумма корпоративного подоходного налога (уплаченного);

чистая прибыль (или убыток).

Это синтетические (обобщающие) показатели деятельности; некоторые из них могут рассматриваться по отдельным составляющим элементам: например, выручка от реализации продукции, себестоимость продукции, расходы периода; при анализе и планировании составляющие могут приводиться в доле к итогу обобщающего показателя, что будет характеризовать его структуру.

Объемными показателями хозяйствующих субъектов являются:

объемы инвестиций;

величина уставного фонда (капитала);

величины фондов производственного и социального развития (фондов накопления, потребления или аналогичных им резервного, валютного, ремонтного);

показатели расчетов с поставщиками, потребителями, бюджетом, банком (кредиторская и дебиторская задолженность);

величина выплаченных дивидендов, паев;

объем источника оборотных средств (капитала и другие абсолютные показатели).

Относительными показателями являются:

уровень доходности (рентабельности);

доходность по акциям;

показатели эффективности использования оборотного и основного капитала (коэффициенты оборачиваемости основных средств, длительность оборота, фондоотдача по основным фондам, фондоемкость продукции);

показатели ликвидности.

Специфические показатели используются в банковской, страховой деятельности, пенсионных и других фондах.

При налогообложении применяются такие показатели, как совокупный годовой доход, вычеты из совокупного годового дохода, налогооблагаемый доход, облагаемый оборот и импорт и другие.

Большинство финансово-экономических показателей используется на уровне вышестоящих организаций, министерств, ведомств для характеристики результатов работы в целом по группе предприятий, отраслей. Наряду с ними в этих организациях могут использоваться и другие специфические показатели, характеризующие только данную отрасль.

В бюджетных организациях и учреждениях применяются показатели расходов в целом и по отдельным элементам (категориям, классам, подклассам, спецификам).

К сводным финансовым показателям относятся показатели доходов и расходов бюджетов, а также их отдельных составляющих и их удельные веса; суммы дефицитов бюджетов; отношение (в процентах) доходов, расходов, дефицита государственного бюджета к национальному доходу, валовому внутреннему (национальному) продукту.




Статьи по теме: