Инспектор труда профсоюза. Имеют ли право профсоюзные органы обращаться в трудовую инспекцию

14.04.2015

П О Л О Ж Е Н И Е
О ГЛАВНОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ИНСПЕКТОРЕ ТРУДА
ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ РАН

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение разработано на основании и в соответствии с Уставом Профсоюза работников РАН, (далее Профсоюз) Федеральными законами: «Трудовой кодекс Российской Федерации», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об обязательном социальном заболеваний», «О специальной оценке условий труда», а также другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.2. Настоящее Положение определяет основные направления деятельности, права и обязанности главного технического инспектора труда профсоюза.

1.3. Главный технический инспектор труда профсоюза совместно с комитетами (комиссиями) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами профсоюза по охране труда осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в организациях.

1.4. Работает в тесном контакте с первичными профсоюзными организациями, общественными союзами и ассоциациями в области охраны труда и окружающей среды.

1.5. Главный технический инспектор труда является уполномоченным представителем профсоюза, самостоятелен и независим в своих оценках состояния условий, охраны труда, промышленной безопасности в организациях, руководствуется нормами Конституции Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о труде, охране труда и социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Уставом Профсоюза и настоящим Положением и защищает права членов профсоюза на всей территории Российской Федерации.

2 . ФУНКЦИИ ГЛАВНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ИНСПЕКТОРА ТРУДА ПРОФСОЮЗА

2.1. Осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями законодательства об охране труда (включая специальную оценку условий труда), охране окружающей среды, обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также за выполнением условий коллективных договоров, соглашений в сфере охраны труда в организациях, в которых работают члены Профсоюза работников РАН.

2.2. Организация и проведение проверок состояния условий и охраны труда в организациях, ранее входивших в состав РАН. В контрольной деятельности инспектора большую часть проверок должны составлять проверки тематического характера.

2.3. Защита законных прав и интересов членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда: контроль уровня представляемых работнику гарантий и компенсаций в связи с вредными и опасными условиями труда по результатам СОУТ, на возмещение вреда, причиненного здоровью работника увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей.

2.4. Оказание практической и консультативно-правовой помощи уполномоченным (доверенным) лицам профсоюза по охране труда, членам комитета (комиссии) по охране труда, членам профсоюза.

2.5. Контроль, совместно с профсоюзным активом, полноты и правильности расходования средств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями на мероприятия по охране труда и окружающей среды.

2.6. Анализ и обобщение причин травматизма, нарушений требований охраны труда и подготовка рекомендаций по их устранению. Подготовка предложений о необходимости внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты и локальные нормативные акты по охране труда.

2.7. Информирование ФАНО России о фактах нарушения законодательства об охране труда, окружающей среды и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях.

2.8. Изучение и обобщение проблемных вопросов по охране труда. Принятие в пределах своих полномочий необходимых мер для решения вопросов на месте. Представление в Центральный совет профсоюза предложений по проблемам, требующим решения на федеральном уровне. Подготовка предложений по данным вопросам для их внесения межотраслевое соглашение.

2.9. Рассмотрение писем, обращений и заявлений первичных профсоюзных организаций, членов профсоюза по вопросам охраны труда и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Подготовка обоснованных разъяснений, рекомендаций и принятие необходимых мер по устранению установленных фактов нарушения прав заявителей.

2.10. Внесение на рассмотрение выборного профсоюзного органа предложений по вопросам охраны труда, страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, совершенствованию системы профсоюзного контроля в этих направлениях.

2.11. Оказание методической и практической помощи руководителям первичных профсоюзных организаций, уполномоченным (доверенным) лицам профсоюза по охране труда в организациях. Организация их периодического обучения и повышения квалификации.

2.12. Консультативная помощь и организация подготовки профсоюзного актива к участию в комиссиях по проведению СОУТ. Контроль за обязательным участием представителя профсоюза в комиссии по специальной оценке условий труда и соблюдением требований процедуры СОУТ.

2.13. Внесение в соответствующие профсоюзные органы и работодателям предложений по улучшению условий, охраны труда работающих, а также о применении к должностным лицам экономических санкций за допущенные нарушения в этой области.

2.14. Подготовка ежегодного отчета о проделанной работе.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГЛАВНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ИНСПЕКТОРА ТРУДА

3.1. Беспрепятственно посещать (по предъявлению удостоверения установленного образца) организации, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профессионального союза работников РАН, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.

3.2. Направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, а также выявленных нарушений законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

3.3.Предъявлять работодателю требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

3.4. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Принимать участие (независимо от сроков давности) в расследовании совместно с государственным инспектором по охране труда выявленного сокрытого несчастного случая на производстве, при поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего, его доверенного лица или родственников погибшего в результате несчастного случая о несогласии их с выводами комиссии по расследованию, а также при поступлении от работодателя (уполномоченного им представителя) информации о последствиях несчастного случая на производстве по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего.
Представлять интересы пострадавшего (по его просьбе) при проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса.
Защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве.
Принимать участие в работе специальной комиссии по техническому расследованию аварий на опасных производственных объектах.

3.5. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда, окружающей среды, обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве, а также невыполнении представлений главного технического инспектора труда.

3.6.Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц, организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.

3.7. Принимать участие в разработке нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

3.8. Осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения работодателями обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.

3.9. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами и соглашениями, а также изменениями условий труда.
Обращаться в государственную инспекцию труда по вопросам индивидуального или коллективного трудового спора для принятия мер по устранению нарушений законодательства об охране труда.

3.10. Результаты инспектирования оформляются письменно в виде следующих документов, заполняемых по установленным формам:
форма 1-ТИ - представление об устранении выявленных нарушений норм законодательства об охране труда (приложение № 1);
форма 2-ТИ – требование о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда (приложение №2); форма 3-ТИ- требование о приостановлении работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников (приложение № 3).

Приложение N 1
к Положению о технической
инспекции труда

Форма 1-ТИ

Профсоюз работников РАН
Техническая инспекция труда
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ N ____ __ ________ 20__ г.
об устранении выявленных нарушений норм законодательства
об охране труда, окружающей среды, страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
специальной оценке условий труда

Кому_____________________
(фамилия, имя, отчество)

___________________________________________________________________________

организации
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)



страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных

труда"

ПРЕДЛАГАЮ устранить следующие нарушения:

Перечень выявленных нарушений

Сроки устранения

О результатах рассмотрения Представления и принятых мерах прошу
сообщить в техническую инспекцию труда в срок до __ ___________ 20__ г.


инспектор труда _______________
(подпись)
___________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)

Представление получил _____________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность)
_____________________ _________________________________________________
(Подпись) (дата, время)

Приложение N 2
к Положению о технической
инспекции труда

Форма 2-ТИ

Профсоюз работников РАН
Техническая инспекция труда
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
(почтовый адрес, телефон, факс)

ТРЕБОВАНИЕ N ___ __ ________ 20__ г.
о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении
норм законодательства об охране труда, окружающей среды,
страховании от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний, специальной оценке
условий труда

Кому __________________________________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество руководителя)
___________________________________________________________________________
органа государственного контроля (надзора)
В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности", статьей 370 Трудового кодекса
Российской Федерации, статьей 68 Федерального закона "Об охране окружающей
среды", статьей 26 Федерального закона "Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний", статьей 25 Федерального закона "О специальной оценке условий
труда"
обращаюсь с требованием о привлечении к ___________________ ответственности
(дисциплинарной,
административной,
уголовной)

___________________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О. лица (лиц), допустивших нарушение)
за ________________________________________________________________________
(краткое изложение нарушений со ссылкой на законодательные и иные
нормативные правовые акты об охране труда,
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
окружающей среды, страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, специальной оценке условий труда)

О принятом решении прошу сообщить в техническую инспекцию труда
в срок до _______________________________
(число, месяц, год)
Приложение: Представление от __ ____________ 20__ г. N _______________
Технический (главный технический) инспектор труда _________________________
(подпись)
___________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)

Приложение N 3
к Положению о технической
инспекции труда

Форма 3-ТИ

Профсоюз работников РАН
Техническая инспекция труда
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
(почтовый адрес, N телефона, факса)

ТРЕБОВАНИЕ N ____________ __ ____________ 20__г.
о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы
жизни и здоровью работников

Кому ______________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(должность, название организации)
Копия: Председателю профсоюзного комитета
организации ________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности", статьей 370 Трудового кодекса
Российской Федерации требую приостановить
___________________________________________________________________________
(наименование работ, станков, машин, оборудования,
___________________________________________________________________________
транспортных средств, производственных участков)
___________________________________________________________________________
(изложение нарушений нормативных требований по охране труда,
___________________________________________________________________________
создающих непосредственную угрозу жизни и здоровью работников,
со ссылкой на статьи и пункты
___________________________________________________________________________
законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда)

Технический (главный технический)
инспектор труда ________________ подпись
____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)

Требование получил __ ___________ 20__ г. в __ часов __ минут
________________ __________________________________________________________
(подпись) (фамилия, имя, отчество)
___________________________________________________________________________
(должность)

Как Вы заметили, чтобы попасть на сайт инспекции труда в Вашем регионе достаточно ввести в адресной строке браузера следующее:git(номер Вашего региона).rostrud.ru Полномочия государственного инспектора труда ДДля того чтобы успешно защищать свои права важно знать, каким образом государственный инспектор труда может Вам помочь! Ознакомьтесь с этими полномочиями инспекторов до обращения в инспекцию труда. Во-первых, Вы лучше поймете, каких действий имеет смысл просить в Вашем конкретном случае. Во-вторых, Вы узнаете, каких полномочий у инспектора по труду нет (например, инспектор не возбуждает уголовных дел, не накладывает арест на имущество и т.д.).

Исходя из этого вы выбираете адресата для письменного обращения: председатель областного комитета вашего профсоюза или председатель территориального объединения профсоюзов. Они, в свою очередь, поручат дело своим правовым инспекторам. Письменное обращение можно принести лично или направить по почте.

Внимание

Сроков ответа на обращения для профсоюзов не предусмотрено, поэтому, если иное не установлено профсоюзными документами, ваше обращение должны рассмотреть в разумный срок. По общему правилу, разумным сроком является месяц. У правового инспектора профсоюза есть существенные полномочия. Во-первых, он может беспрепятственно посещать любого работодателя, у которого работают члены профсоюза, для контроля за соблюдением законодательства – то есть работодатель обязан пропустить инспектора в организацию.


Во-вторых, работодатель обязан предоставить инспектору соответствующие документы.

15.права профсоюзных инспекторов труда.

В-третьих, инспектор вправе направлять работодателю представление об устранении нарушений, а работодатель обязан в недельный срок сообщить о результатах рассмотрения требования и принятых мерах. Работнику также следует знать один нюанс при обращении в профсоюз. Инспектор проводит проверку в двух случаях: при обращении члена профсоюза (проблемная проверка) и согласно плану проверок (плановая проверка), который принимается, как правило, раз в полгода.
Следовательно, если работнику необходимо оперативно решить проблему, то, по всей видимости, придется «заказывать» проблемную проверку. Если же дело не такое срочное, можно использовать другой вариант: обратитесь к председателю областного комитета профсоюза, в котором вы состоите, с просьбой включить вашего работодателя в план проверок, объяснив суть проблемы.

Права профсоюзных инспекторов труда

Сайт: http://www.rostrud.ru На этом же сайте в подразделе «Территориальные органы Роструда» размещена информация о территориальных органах инспекции – в субъектах РФ:http://www.rostrud.ru/rostrud/territorialnye-organy/ Все инспекции по труду на уровне субъектов РФ имеют собственные сайты. Например: Государственная инспекция труда в г. Москве – http://git77.rostrud.ru/ Государственная инспекция труда в Чувашской Республике – http://git21.rostrud.ru/ Государственная инспекция труда в Самарской области – http://git63.rostrud.ru/ Государственная инспекция труда в Кировской области – http://git43.rostrud.ru/и т. п.

Полномочия трудовой инспекции

Важно

Иначе заявление будет признано анонимным, а анонимки инспекция не рассматривает. Все сведения, которые гражданин указал в заявлении, ни в коем случае не должны разглашаться. Права профсоюзных инспекторов труда Важно Согласно этому плану правовой инспектор придет к ничего не подозревающему работодателю как бы с рядовой плановой проверкой и, изучая документы, как бы случайно обнаружит нарушение именно вашего права.


Таким образом, вы останетесь «ни при чем», но вашей проблемой начнут заниматься. Следует помнить, что работодатель не обязан выполнять требование, указанное в представлении, что является минусом для работника.

В правовую инспекцию труда профсоюза ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» работник может направить обращение в государственную инспекцию труда в форме электронного документа.Для направления обращений в форме электронного документа следует использовать соответствующий раздел интернет-сайта инспекции, например, - http://git77.rostrud.ru/room/ (обращение в инспекцию по г. Москве) . Функции ГИТ: контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства путем проведения проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях, рассмотрение дел об административных правонарушениях – т.е.
ТК РФ, — приостановка работы в случае задержки выплаты заработной платы 2)работник вправе отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, в частности, от работы с вредными и (или) опасными условиями труда, если их выполнение не предусмотрено трудовым договором. 3) Работник вправе отказаться от выполнения трудовых обязанностей и выхода на работу в связи с невыплатой заработной платы, в том числе частичной. 4) Работник вправе отказаться от выполнения незаконных распоряжений работодателя. 5) Работник вправе отказаться от дачи объяснений при привлечении к дисциплинарной ответственности, а также от дачи свидетельских показаний по трудовым делам против своих близких. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Конституции РФ работник может отказаться от дачи свидетельских показаний против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Имеют ли право профсоюзные органы обращаться в трудовую инспекцию

  • Главная
  • Трудовой консультант
  • В правовую инспекцию труда профсоюза


Итак, если ваше право нарушено, вы можете обратиться к профсоюзному правовому инспектору труда. Если в региональном отделении вашего профсоюза есть свой штатный правовой инспектор, то вами будет заниматься именно он. Если же нет, то проблему будет решать правовая инспекция труда объединения профсоюзов.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, · работодатель может согласиться с ним · либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения. 4)При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд.
Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя Согласно статье 373 ТК России 1)При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2,3 или 5 части первой статьи 81 ТК с работником, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения. 2)Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.
Если же нет, то проблему будет решать правовая инспекция труда объединения профсоюзов.

  • Название органа, в который направляется жалоба;
  • Сведения об авторе жалобы: ФИО, адрес, контактный телефон;
  • Полное наименование организации работодателя, где произошли нарушения;
  • Адрес организации, ФИО руководителя и по возможности ИНН;
  • Суть обращения: подробное описание нарушений с указанием доказательств, подтверждающих слова заявителя;
  • Информация о рассмотрении спорного вопроса внутри организации;
  • Если жалоба подаётся в правоохранительные органы желательно указать признаки какого правонарушения или преступления имеются в действиях нанимателя;
  • Дату написания обращения;
  • Подпись.

Скачать образец жалобы на работодателя К жалобе прикладываются документы, свидетельствующие о наличии нарушений трудового законодательства.
Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

  • Главная
  • Трудовой консультант
  • В правовую инспекцию труда профсоюза

Профессиональные союзы имеют право следить за тем, как работодатель соблюдает трудовое законодательство и коллективные договоры и соглашения. Для этого профсоюзы могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов (ТК ст. 370). Если профсоюз достаточно крупный, у его регионального отделения есть своя правовая инспекция, если нет, то она есть в территориальном объединении профсоюзов.
Итак, если ваше право нарушено, вы можете обратиться к профсоюзному правовому инспектору труда.

Ст. 370 ТК РФ предусматривает право профсоюзов создавать технические инспекции труда профсоюзов. Задача ТИТП - осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. ТИТП общероссийских профсоюзов и их объединений наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями. ТИТП межрегиональных и региональных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов действуют на основании положений, принимаемых этими объединениями в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профсоюзов. Профсоюзные технические инспекторы труда имеют право беспрепятственно посещать организации, в которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок. При этом полномочия профсоюзных инспекторов включают не только проверку соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но и проверку соблюдения законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий колдоговора, соглашения. Профсоюзные технические инспекторы труда имеют право: осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на работе; предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения; осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных колдоговорами и соглашениями; принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов; участвовать в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных колдоговорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда; принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; участвовать в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда; обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве. При осуществлении своих полномочий ТИТП взаимодействует с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Утверждено

постановлением Исполкома

Профсоюза 11.11.2014 г. № 15-6и

П О Л О Ж Е Н И Е

о технической инспекции труда

профсоюза работников строительства и промышленности

строительных материалов Российской Федерации

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании и в соответствии с Уставом профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации, федеральными законами: «Трудовой кодекс Российской Федерации», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О специальной оценке условий труда», «Об охране окружающей среды», «Положением о технической инспекции труда ФНПР» (постановление Исполнительного комитета ФНПР от 13.10.2014 г. № 5-17 «О внесении изменений и дополнений в Положение о технической инспекции труда»), а также другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.2. Настоящее Положение определяет основные направления деятельности технической инспекции, права и обязанности штатных и внештатных технических инспекторов труда профсоюза.

1.3. Техническая инспекция труда профсоюза совместно с комитетами (комиссиями) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами профсоюза по охране труда осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в организациях.

1.4. Работает в тесном контакте с первичными профсоюзными организациями, общественными союзами и ассоциациями в области охраны труда и окружающей среды.

1.5. Техническая инспекция труда профсоюза осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в строительстве и промышленности строительных материалов, органами законодательной и судебной власти, правоохранительными органами, территориальными органами федеральных служб и агентств, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами осуществляющими функции в области обязательного социального страхования, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также с работодателями и их объединениями.

1.6. Техническая инспекция труда является уполномоченным представительным органом профсоюза, самостоятельна и независима в своих оценках состояния условий, охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности на производстве, руководствуется нормами Конституции Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о труде, охране труда и окружающей среды, социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Уставом профсоюза и настоящим Положением и защищает права членов профсоюза на всей территории Российской Федерации.

2 . Функции технической инспекции труда профсоюза

2.1. Осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителямизаконодательства об охране труда(включая специальную оценку условий труда), охране окружающей среды, обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а такжеза выполнением условий коллективных договоров, соглашений в сфере охраны труда на предприятиях, в учреждениях и других организациях строительной отрасли независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены профсоюза.

2.2. Организация и проведение проверок состояния условий и охраны труда в организациях строительства и промышленности строительных материалов, а также охраны окружающей среды.В контрольной деятельности инспекции большую часть проверок должны составлять проверки тематического характера.
2.3. Защита законных прав и интересов членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда: контроль уровня представляемых работнику гарантий и компенсаций в связи с вредными и опасными условиями труда по результатам СОУТ, на возмещение вреда, причиненного здоровью работника увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей.
2.4. Оказание практической и консультативно-правовой помощи уполномоченным (доверенным) лицам профсоюза по охране труда, членам комитета (комиссии) по охране труда, внештатным техническим инспекторам труда, членам профсоюза.
2.5. Участие в разработке и формировании федеральных, региональных и отраслевых программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, специальных мер по социальной защите работников, пострадавших на производстве.
2.6. Контроль, совместно с профсоюзным активом, полноты и правильности расходования средств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями на мероприятия по охране труда и окружающей среды.
2.7. Анализ и обобщение причин травматизма, нарушений требований охраны труда и подготовка рекомендаций по их устранению. Подготовка предложений о необходимости внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты и местные нормативные акты по охране труда.
2.8. Информирование соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления о фактах нарушения законодательства об охране труда, окружающей среды и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2.9. Изучение и обобщение проблемных вопросов по охране труда и окружающей среды. Принятие в пределах своих полномочий необходимых мер для решения вопросов на месте. Представление в ЦК профсоюза предложений по проблемам, требующим решения на федеральном уровне. Подготовка предложений по данным вопросам для их внесения в Генеральное, отраслевое, территориальное и иные соглашения.
2.10. Рассмотрение писем, обращений и заявлений первичных профсоюзных организаций, членов профсоюза по вопросам охраны труда, окружающей среды и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Подготовка обоснованных разъяснений, рекомендаций и принятие необходимых мер по устранению установленных фактов нарушения прав заявителей.
2.11. Внесение на рассмотрение выборного профсоюзного органа предложений по вопросам охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности, страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, совершенствованию системы профсоюзного контроля в этих направлениях.

2.12. Проведение выборочной экспертизы проектов на строительство и реконструкцию действующих объектов производственного назначения, новых технологий, оборудования, машин, механизмов, транспортных средств, на соответствие их требованиям охраны труда и экологической безопасности, а также средств коллективной и индивидуальной защиты работников на наличие сертификата соответствия или безопасности.

2.13. Оказание методической и практической помощи руководителям первичных профсоюзных организаций, уполномоченным (доверенным) лицам профсоюза по охране труда в организациях. Организация их периодического обучения и повышения квалификации.

2.14. Консультативная помощь и организация подготовки профсоюзного актива к участию в комиссиях по проведению СОУТ.

2.15. Контроль за обязательным участием представителя профсоюза в комиссии по специальной оценке условий труда и соблюдением требований процедуры СОУТ.

2.16. Внесение в соответствующие профсоюзные и хозяйственные органы предложений по улучшению условий, охраны труда и окружающей среды работающих, а также о применении к должностным лицам экономических санкций за допущенные нарушения в этой области.

2.17. Оказание помощи членам профсоюза и профсоюзным выборным органам в составлении исковых заявлений в судебные органы в защиту законных прав работников в области охраны труда, окружающей среды, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и представление их интересов в судебных инстанциях при нарушении работодателями прав работников в этой области.

2.18. Подготовка ежегодного отчета о проделанной работе по форме 19-ТИ (приложение № 1).

3. Формирование технической инспекции

3.1. Техническая инспекция труда включает в себя штатных и внештатных технических инспекторов труда, которые могут действовать во всех организационных структурах профсоюза.

3.2. На уровне ЦК профсоюза технические инспекторы труда входят в состав аппарата ЦК профсоюза строителей России.

Сфера обслуживания - все профсоюзные организации, входящие в профсоюз строителей России.

3.3. На уровне региональной организации профсоюза технические инспекторы труда входят в состав аппарата региональной организации профсоюза строителей России.

Сфера обслуживания, как правило, распространяется на все профсоюзные организации, входящие в профсоюз строителей России на территории субъекта Российской Федерации.

3.4. На должность технического (главного технического) инспектора принимается лицо с высшим техническим образованием, имеющее стаж практической работы по специальности не менее трех лет на предприятиях строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации. В отдельных случаях с учетом служебных и личных данных на должность технического (главного технического) инспектора труда может быть принято лицо, работавшее в других отраслях промышленности и транспорта и отвечающее вышеизложенным требованиям.

3.5. Технический инспектор труда должен быть членом отраслевого профсоюза.

3.6. Должность технического инспектора труда именуется: «Технический (главный технический, внештатный технический) инспектор труда Профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов по …» (далее указывается наименование территории субъекта Российской Федерации).

Должность главного технического инспектора труда приравнивается к должности заведующего отделом структурного подразделения аппарата профсоюзного органа. Должность заместителя главного технического инспектора труда приравнивается к должности заместителя заведующего отделом. Должность технического инспектора труда приравнивается к должности главного специалиста, либо руководителя группы.

3.7. С техническим (главным техническим) инспектором труда профсоюза трудовой договор заключает руководитель региональной организации, с обязательным условием о трехмесячном испытании при приеме на работу в целях проверки его соответствия поручаемой работе, в порядке, установленном статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.

Технический (главный технический) инспектор труда профсоюза приобретает полномочия, предусмотренные законодательством и настоящим Положением, после утверждения его в должности Исполкомом Профсоюза. В этих целях руководитель региональной организации профсоюза до истечения трехмесячного срока представляет на него в аппарат ЦК профсоюза две фотографии 3х4 см и копии документов: распоряжения (приказа) о приеме на работу, трудового дого-вора, сведений подтверждающих соблюдение требований к квалификации кандидатуры (п. 3.4.).

В случае не утверждения Исполкомом Профсоюза кандидатуры в должности технического (главного технического) инспектора труда, он подлежит увольнению как не прошедший испытание при приеме на работу с обязательным указанием причин, послуживших основанием для признания его, не выдержавшим испытание.

3.8. Техническому (главному техническому, внештатному) инспектору труда, утвержденному в установленном порядке, выдается удостоверение установленного образца. Удостоверение заверяется круглой печатью Профсоюза и подписывается председателем или заместителем председателя Профсоюза строителей России.

Освобождение от должности (штатного, внештатного) технического инспектора труда осуществляется исполкомом региональной организации профсоюза.

При увольнении штатного технического и прекращении деятельности внештатного технического инспектора его удостоверение изымается руководителем региональной организации профсоюза.

3.9. Технические (главные технические) инспекторы труда, после утверждения в должности в установленном порядке, проходят специальное обучение в системе непрерывного образования по охране труда, а также не реже одного раза в три года, проходят обучение (повышение квалификации) по охране труда с последующей выдачей соответствующего удостоверения. Кроме этого, ЦК профсоюза организует для технических (главных технических) инспекторов труда один раз в два года семинар-совещание по актуальным вопросам трудового законодательства.

3.10. Местонахождение рабочего места (офиса) технического инспектора труда определяется соответствующим профсоюзным органом с учетом сложившейся практики и специфики профсоюзного обслуживания.

3.11. Технический (главный технический) инспектор труда непосредственно подчиняется руководителю профсоюзной организации, в которую он принят на работу.

3.12. Неправомочные действия технического (главного технического) инспектора труда могут быть обжалованы в выборном профсоюзном органе, в ведении которого находится технический (главный технический) инспектор труда.

3.14. Финансирование технических инспекторов труда осуществляется из денежных средств профсоюза, находящихся в управлении ЦК профсоюза или соответствующей региональной организации профсоюза.

3.15. На технического инспектора труда распространяются условия оплаты труда, премирования, надбавок и доплат, установленные в соответствующей организации профсоюза.

3.16. Финансирование технического инспектора труда может осуществляться при долевом участии нескольких региональных организаций профсоюза. При этом сфера обслуживания технического инспектора труда распространяется соответственно на эти организации.

3.17. Руководитель региональной организации профсоюза вправе поручить техническому инспектору с учетом его знания и практического опыта выполнять отдельные функции правового инспектора труда профсоюза, если должность последнего не предусмотрена штатным расписанием, с соответствующей аттестацией в правовой инспекции труда профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации.

4. Права и обязанности технического (главного технического) инспектора труда

4.1. Беспрепятственно посещать (по предъявлению удостоверения установленного образца) организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, охране окружающей среды, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.

4.2. Направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, а также выявленных нарушений законодательства об охране окружающей среды и обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4.3.Предъявлять работодателю требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

4.4. Участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, в экспертизе безопасности проектируемых, эксплуатируемых механизмов и инструментов.

4.5. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Принимать участие (независимо от сроков давности) в расследовании совместно с государственным инспектором по охране труда выявленного сокрытого несчастного случая на производстве, при поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего, его доверенного лица или родственников погибшего в результате несчастного случая о несогласии их с выводами комиссии по расследованию, а также при поступлении от работодателя (уполномоченного им представителя) информации о последствиях несчастного случая на производстве по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего.

Представлять интересы пострадавшего (по его просьбе) при проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса.

Защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве.

Принимать участие в работе специальной комиссии по техническому расследованию аварий на опасных производственных объектах.

4.6. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда, окружающей среды, обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве, а также невыполнении представлений технических инспекторов труда.

4.7. Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий, организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, охраны окружающей среды, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.

4.8. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов.

4.9. Принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4.10. Осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, окружающей среды, выполнения работодателями обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.

4.11. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами и соглашениями, а также изменениями условий труда.

Обращаться в государственную инспекцию труда по вопросам индивидуального или коллективного трудового спора для принятия мер по устранению нарушений законодательства об охране труда.

4.12. Результаты инспектирования оформляются письменно в виде следующих документов, заполняемых по установленным формам:
форма 1-ТИ - представление об устранении выявленных нарушений норм законодательства об охране труда … (приложение № 2);
форма 2-ТИ - требование о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда …(приложение № 3); форма 3-ТИ - требование о приостановлении работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников (приложение № 4).

4.13. Обжалование принятых техническим (главным техническим) инспектором труда профсоюза решений осуществляется исполкомом соответствующей региональной организации профсоюза. Окончательное решение принимает Исполком Профсоюза.

4.14. На основании данных учета инспекционных проверок и соответствующих документов, оформленных в соответствии с установленными требованиями, других данных о своей работе, составлять ежегодные отчеты о своей работе по форме 19-ТИ (приложение № 1) и направлять в адрес ЦК Профсоюза в установленные сроки.

5. Главный технический инспектор труда ЦК профсоюза

5.1. Координирует деятельность технических (главных технических) инспекторов труда региональных организаций профсоюза.

5.2. Разрабатывает Положение о технической инспекции труда профсоюза, вносит предложения о внесении в Положение дополнений и изменений.

5.3. Принимает участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласовывает их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Информирует технических инспекторов региональных организаций о новых нормативных правовых актах по охране труда.

5.4. Ставит тактические задачи перед техническими инспекторами труда на конкретных этапах социально-политической обстановки.

5.6. Готовит предложения о проведении семинаров-совещаний технических инспекторов труда, по обучению и повышению квалификации.

5.7. Обобщает ежегодные отчеты по форме 19-ТИ (приложение № 1) о работе технических инспекторов труда региональных организаций, составляет сводный отчет и направляет его в ФНПР.

6. Внештатный технический инспектор

6.1. Внештатный технический инспектор труда имеет такой же статус, как и штатный технический инспектор труда. Он также пользуется всеми правами и полномочиями, предусмотренными настоящим Положением.

6.2. Внештатный технический инспектор труда ведет учет своей инспекторской деятельности по всем аспектам функциональных обязанностей и отчитывается перед соответствующей региональной организацией профсоюза по форме 19-ТИ (приложение № 1) в установленные сроки. Ответственный работник региональной организации профсоюза составляет сводный отчет о работе внештатной технической инспекции и направляет его в ЦК Профсоюза в установленные сроки.

Пояснения к заполнению отчета по форме 19-ТИ

Форма 19-ТИ (приложение № 1) является единой для всех членских организаций ФНПР.

В отчете (форма 19-ТИ) о работе штатных технических (главных технических) инспекторов труда профсоюза не учитываются внештатные технические инспекторы труда, а также проделанная ими работа.

О работе внештатных технических инспекторов составляется отдельный отчет по форме 19-ТИ.

Отчеты (с пояснительной запиской) представляются региональными организациями профсоюза в ЦК профсоюза один раз в год и не позднее 1 февраля после отчетного периода.

Основной и главной особенностью отчета 19-ТИ за 2014 и последующие годы является его электронная форма и соответственно электронный канал его передачи.

Правила заполнения электронной формы:

1. Запрещается переводить полученную таблицу Excel в другие форматы (Word, OpenOffice, Pdf, jpeg и ЛЮБЫЕ другие), так как они не позволяют выполнять автоматизированную обработку и анализ данных отчетов.

2. Запрещается снимать защиту и вносить любые изменения в структуру таблицы. Такие файлы будут незамедлительно возвращаться на исправление недостатков.

3. Запрещается отправлять файлы, имеющие красные надписи «Не заполнено» справа от таблицы и (или) красный аншлаг внизу таблицы «Вы не заполнили все обязательные ячейки. Красных слов НЕ ЗАПОЛНЕНО быть не должно! Отчет будет возвращен на доработку без рассмотрения». Такие файлы будут незамедлительно возвращаться на исправление недостатков.

4. Для заполнения доступны только ячейки, в которые встает курсор. Внесение информации в любые другие ячейки заблокировано.

5. В случае если запрашиваемая информация таблицы у Вас отсутствует, в соответствующую ячейку ставится ЦИФРА «0» (Ноль). Ввод любых нецифровых значений в ячейки заблокирован программно. Только при заполнении значений и за отчетный, и за предыдущий годы красная надпись «Не заполнено» гаснет.

6. Значения по ряду итоговых параметров подсчитываются автоматически после введения промежуточных данных.

7. Вводить наименование организации профсоюза начиная с их территориального (регионального) признака, например, Московская…, Саратовская,… Свердловская…. и т.д.

8. Обращать внимание на подсказки в ячейках с красным треугольничком. Это поможет безошибочно заполнить таблицу.

9. После появления внизу таблицы аншлага зеленого цвета «Спасибо, Вы заполнили все необходимые значения. Отчет может быть отправлен, принимается к рассмотрению по существу» обязательно сохраните файл и отправьте его по электронной почте на адрес, указанный при получении файла отчета.

10. Отчеты отправленные по факсу не рассматриваются.

11. Копия файла на бумажном носителе подписывается и передается по инстанции по необходимости.

В целях учета территориальной специфики можно вводить дополнительные показатели, указывая их вне таблицы отчета в пояснительной записке.

К цифровому отчету прилагается пояснительная записка , в которой приводятся отдельные примеры по позициям отчета 19-ТИ.

В записке также дается общий анализ проблем по региону и отрасли (состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, проведение медицинских осмотров, проведение специальной оценки условий труда, обеспечение средствами индивидуальной защиты, гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, труд женщин, работников в возрасте до 18 лет и др.).

Дополнительно в пояснительной записке отражается информация:

О принятии и реализации ведомственных и региональных программ по улучшению условий и охраны труда;

О соблюдении законных прав и интересов застрахованных в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях;

Об обобщении и распространении положительного опыта по охране труда и экологии, рассмотрении вопросов охраны труда на заседаниях коллегиальных органов профсоюза, об участии в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Пояснения по пунктам отчета

Учитываются лица, привлеченные к ответственности только на основании требований технических инспекторов труда.

Указывается количество несчастных случаев по их видам - групповой, тяжелый, со смертельным исходом, происшедших в организациях строительной отрасли, где организован профсоюз.

Групповой несчастный случай учитывается как один несчастный случай независимо от количества пострадавших и тяжести повреждения.

Учитываются только вышеуказанные несчастные случаи, в расследовании которых принимали участие технические инспекторы труда.

Учитываются только письменные обращения, заявления и жалобы.

В строке 85 учитываются исковые заявления.

В строке 86 указывается количество работников, в пользу которых вынесены судебные решения.

Если технические инспекторы труда принимали участие в защите членов профсоюза в судах, то к пояснительной записке прилагаются копии судебных решений.

    Приложение 1. Форма N 19-ТИ "Отчет о работе технического (главного технического) инспектора труда, технической инспекции труда Профсоюза работников народного образования и науки" Приложение 2. Форма N 1-ТИ "Представление об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда, окружающей среды и страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Приложение 3. Форма N 2-ТИ "Требование о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда, окружающей среды и страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Приложение 4. Форма N 3-ТИ "Требование о приостановке работ при непосредственной угрозе жизни и здоровью работников" Приложение 5. Форма N 4-ТИ "Заключение о степени вины пострадавшего от несчастного случая на производстве" Приложение 6. Форма удостоверения технического (главного технического) инспектора труда

Положение о технической инспекции труда Профсоюза работников народного образования и науки РФ
(утв. постановлением президиума ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ от 27 марта 2001 г., протокол N 6)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании и в соответствии с Федеральными законами "О профессиональных союзах , их правах и гарантиях деятельности", "Об основах охраны труда в Российской Федерации" , "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний" (далее - страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), законами Российской Федерации "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" , "Об охране окружающей природной среды" , "Положением о технической инспекции труда ФНПР", другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей природной среды, уставом Профсоюза работников народного образования и науки РФ, что является правовой основой деятельности технических инспекторов труда профсоюза.

1.2. Техническая инспекция труда профсоюза, включая штатных и внештатных технических инспекторов труда, совместно с комитетами (комиссиями) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами профсоюза по охране труда в организациях, образуют систему профсоюзного контроля в учреждениях, организациях и на предприятиях, где работают и обучаются члены Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

1.3. Техническая инспекция труда профсоюза осуществляет согласованные действия с органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления и работодателей по вопросам охраны труда, окружающей природной среды и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

1.4. Техническая инспекция труда профсоюза взаимодействует с профсоюзным и другим общественным активом, отраслевой службой охраны труда организаций Минобразования России, органами государственного надзора Рострудинспекции, Госгортехнадзора, Госсанэпиднадзора Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, учреждениями медико-социальной экспертизы и правоохранительными органами в осуществлении контроля за соблюдением прав работников отрасли образования на здоровые и безопасные условия труда, социальные гарантии при работе во вредных и опасных условиях труда.

1.5. Настоящее Положение определяет основные направления деятельности, права и обязанности технической инспекции труда по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности, охраны окружающей природной среды, страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также соблюдением законных прав и интересов работников на предприятиях, в учреждениях, организациях , независимо от форм собственности и подчиненности, и входящих в обслуживание профсоюзных организаций Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

1.6. Техническая инспекция труда профсоюза является уполномоченным представительным органом профсоюза, самостоятельна и независима в своих оценках состояния условий, охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности на производстве и руководствуется нормами Конституции Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о труде, охране труда и окружающей природной среды, социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уставом профсоюза и настоящим Положением, и защищает права членов профсоюза на всей территории Российской Федерации.

2. Функции технической инспекции труда профсоюза

2.1. Осуществление профсоюзного контроля за соблюдением в организациях работодателями и должностными лицами законов Российской Федерации и других нормативных правовых актов (о профсоюзах, об охране труда, о труде, о коллективных договорах и соглашениях, о промышленной безопасности опасных производственных объектов, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, о защите окружающей природной среды и других).

2.2. Организация и проведение проверок состояния условий и охраны труда в организациях народного образования и науки, а также промышленной, пожарной и экологической безопасности, охраны окружающей среды, страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

2.3. Защита законных прав и интересов профсоюза и отдельных его членов от действий или бездействия работодателя, должностных лиц, других ответственных лиц организаций, приведших к нарушению или ограничению прав работника на охрану труда.

2.4. Защита законных прав и интересов членов профсоюза обслуживаемых организаций на здоровье и безопасные условия труда, на получение компенсаций и льгот при работе на тяжелых и во вредных или опасных условиях труда, на возмещение вреда, причиненного здоровью работника увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.

2.5. Оказание практической и консультативно-правовой помощи уполномоченным (доверенным) лицам профсоюза по охране труда в организации, членам совместного комитета (комиссии) по улучшению состояния охраны труда, внештатным техническим инспекторам труда, членам профсоюза.

2.6. Участие в разработке и формировании федеральных, региональных и отраслевых программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, специальных мер по социальной защите работников, пострадавших на производстве.

2.7. Контроль, совместно с профсоюзным активом, полноты и правильности расходования средств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями на мероприятия по охране труда и окружающей природной среды.

Анализ и обобщение причин травматизма, нарушений требований охраны труда и подготовка рекомендаций по их устранению. Подача предложений о необходимости внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты и местные нормативные акты по охране труда.

2.8. Информирование соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления о фактах нарушения законодательства об охране труда, окружающей природной среды и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2.9. Изучение и обобщение проблемных вопросов по охране труда и окружающей природной среды. Принятие в пределах своих полномочий необходимых мер для решения вопросов на месте. Представление в ЦК профсоюза предложений по проблемам, требующим решения на федеральном уровне.

2.10. Участие в работе по распространению экологических знаний, соблюдению требований законодательства об охране труда и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2.11. Рассмотрение писем, обращений и заявлений первичных профсоюзных организаций, членов профсоюза по вопросам охраны труда, окружающей природной среды и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Подготовка обоснованных разъяснений, рекомендаций и принятие необходимых мер по устранению установленных фактов нарушения прав заявителей.

2.12. Внесение на рассмотрение выборного профсоюзного органа предложений по вопросам охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности, страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, совершенствования системы профсоюзного контроля в этой области.

2.13. Участие в разработке мероприятий по выводу из обращения вредных и опасных объектов и технологий, направленных на улучшение условий труда и окружающей природной среды.

2.14. Оказание методической и практической помощи руководителям первичных профсоюзных организаций, уполномоченным (доверенным) лицам профсоюза по охране труда в организациях, представителям профсоюза в совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, внештатным инспекторам труда по проведению ими контрольно-профилактической работы. Организация их периодического обучения и повышения квалификации.

Консультативная помощь и участие в обучении профактива по вопросам охраны труда, промышленной безопасности, окружающей природной среды и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости.

2.15. Расследование, с участием профсоюзного актива и представителей работодателя, случаев отказов трудящихся от выполнения работ в связи с неблагополучными условиями труда, а также случаев расторжения трудовых договоров (контрактов) по указанной причине.

2.16. Контроль обеспеченности работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, а также спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.

2.17. Внесение в соответствующие профсоюзные и хозяйственные органы предложений по улучшению условий охраны труда и окружающей природной среды работающих и обучающихся, а также о применении к должностным лицам экономических санкций за допущенные нарушения в этой области.

2.18. Оказание помощи членам профсоюза и профсоюзным выборным органам в составлении исковых заявлений в судебные органы в защиту законных прав работников в области охраны труда, окружающей природной среды, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и представление их интересов в судебных инстанциях при нарушении работодателями прав работников в этой области.

3. Технический инспектор труда имеет право

3.1. Беспрепятственно посещать (по предъявлению удостоверения установленного образца) организации, независимо от формы собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены Профсоюза работников народного образования и науки, для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением работодателями законодательства об охране труда, окружающей природной среды и о страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

3.2. Осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений (форма 1-ТИ) об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда, окружающей природной среды и страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Требование формы 2-ТИ о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда... (приложение 3);

Требование формы 3-ТИ о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников (приложение 4).

6.3. Технический инспектор труда ведет учет своей инспекторской деятельности по всем аспектам функциональных обязанностей и отчитывается перед организацией профсоюза, в которую он принят на работу.

6.4. На основании данных учета инспекционных проверок и соответствующих документов, оформленных в соответствии с установленными требованиями, других данных о своей работе, технические (главные технические) инспекторы труда составляют ежегодные отчеты о своей работе по форме 19-ТИ .

6.5. Технические (главные технические инспекторы) труда профсоюза несут правовую ответственность за принимаемые решения, достоверность и объективность данных отчетов по форме 19-ТИ.

6.6. Внештатный технический инспектор труда освобождается от основной работы для выполнения функциональных обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, для участия в семинарах-совещаниях, конференциях, съездах профсоюза и в работе их выборных органов, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы. При этом условия освобождения его от работы и порядок оплаты времени, затраченного на перечисленные мероприятия, определяются коллективным договором, соглашением по охране труда.



Статьи по теме: