ООО "Сельхозмаш" (Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения им. Ухтомского)

Старожилы города Люберцы знают, «Завод им. Ухтомского» уже разбирали по кусочкам ещё в 70-80-х годах, но тогда целью сноса была реконструкция. На месте старых цехов появились новые. Для производства самоходных косилок были построены дополнительные специализированные цеха. По площади они занимали 20000 кв.м. Парадоксально для современности, но в пользу завода перешла территория, на которой находились жилые дома. 138 семей, проживавших там, были переселены в современные, на тот момент, 9-этажки на ул. Попова. (Кстати, своё название улица получила в честь одного из директоров «Завода им. Ухтомского). В 1978 году, благодаря кропотливой работе конструкторов и рабочих появилась самоходная косилка «КПС-5Г». Предназначалась она для работы на больших площадях, такая техника была незаменимой на целине. 5 га обработанной земли за час при скорости до 10 км – это был настоящий прорыв! Но совсем скоро конструкторы «Завода им. Ухтомского» разработали новую, более усовершенствованную модель косилки. 7 ноября 1985 года. Праздничная демонстрация в Люберцах. Каждое предприятие представляет свои достижения. И вот на фоне всего этого появляется яркая машина-трактор с барабаном-жаткой. Она занимает ширину всего Октябрьского проспекта. На плакате надпись: «Славянка». Сказать: «трибуны ликуют», значит, ничего не сказать. Такое чудо техники просто потрясло публику.

По своим качествам «Славянка» превосходила разработанную не так давно «КПС-5Г». Испытания косилки проходили не только в Подмосковье, но и в Белоруссии, на Украине и в других республиках тогда ещё СССР. «Славянка» должна стать идеалом. Кажется, ещё чуть, чуть и можно запускать массовое производство…но, увы…

В конце 19 века в прессе появились объявления:

«Ищем в окрестностях Москвы, не далее 50 вёрст, участок земли для основания большого промышленного предприятия. Условия: близость станции железной дороги, хорошая вода, годный под постройку грунт и достаток рабочих сил».

Люберцы отвечали всем этим требованиям. Именно поэтому в июле 1899 года состоялась сделка между обществом села Люберцы и подданным германии К.А. Вейхельтом. Большим промышленным предприятием, о котором говорилось в объявлении, оказался завод для выпуска паровых машин. Но как не грандиозны были задумки Вейхельта, осуществиться им, было не суждено. Немец разорился и продал завод американцу Томасу Пурдэ. Так в Люберцах появился «Нью Йорк». Завод для изготовления тормозных приборов «Нью Йорк». Около 8 лет Пурдэ боролся с конкуренцией, которую в итоге так и не смог одолеть. В конечном счёте он разорился, а завод так и остался под управлением американцев. Но теперь у завода появилось сельскохозяйственное направление. Это потребовало перемен в устройстве завода. Большая часть старых цехов была ликвидирована. Уже в первые годы после перерождения завод произвёл 17 456 уборочных машин. Спрос, несомненно, был. В то время люберецкие, красковские и кожуховские крестьяне пахали землю по старинке сохой. Но американцы делали ставку не на бедных крестьян. Расчет был на зажиточных людей, которые могли и хотели покупать высокопроизводительную технику. В 1924 году завод стал гражданином СССР, перешёл государству, а спустя несколько месяцев ему было присвоено название «Государственный завод сельскохозяйственных машин имени А.В. Ухтомского». Алексей Владимирович Ухтомский никакого отношения к сельхозтехнике не имел. Такой чести он удостоился благодаря искренней вере в революцию. Он не просто болел за дело, но и творил его. В разных городах он создавал рабочие кружки, где агитировал людей бороться с царскими устоями. Такого героя Советский Союз не мог забыть…

В годы войны «Завод им. Ухтомского» был хорошей поддержкой для нашей обороны. Здесь изготавливались корпуса для мин и другие военные заказы, выполняли которые женщины и подростки. К сентябрю 45-го завод имел 2 награды: орден Трудового Красного Знамени и орден Ленина. А третья награда, орден Октябрьской революции, завод получил на своё 75-летие.

Но если революция укрепила положение завода, а война не сильно повлияла на него, то перестройка завод просто убила. 80-е со своим огромным спросом на сельскохозяйственную технику закончились губительными 90-ми. Огромная махина, проработавшая как единое целое почти век, в одночасье разбилось на ТОО, ЗАО и пр. Денежная реформа слизала весь достаток совхозов и колхозов. Так «Завод им. Ухтомского» лишился заказчиков. Именно по этой причине славная «Славянка» так и осталась в проекте. Тем не менее, завод пытался выживать, хотя многие квалифицированные рабочие разбрелись по частным конторкам, пытаясь прокормить семью. Кто-то подался в продавцы, а кто-то и в дворники…

Но на этом история «Завода им. Ухтомского» не закончилась. В 2000 году завод снова стал принадлежать иностранцу, выкупившему контрольный пакет акций. И всё бы ничего, но как только истёк срок аренды, рабочих просто «попросили». В такой ситуации у всех опустились руки, но недаром говорят, что русская женщина и коня на скаку остановит и в горящую избу войдёт. Завод, названный в честь революционера, оказывается, имел своих деятелей. Главный бухгалтер Вера Тихоновна Агаркова начала борьбу за право работать на родном заводе. Но многочисленные просьбы, обращения, наконец, пикеты, в итоге, ни к чему не привели. Двери «Завода им. Ухтомского», а вернее того, что от него осталось (всё оборудование было отправлено на металлолом) так и не открылись. Тогда то и пришла идея возродить завод в другом месте. С 2003 года производство сельскохозяйственных машин «переселилось» на территорию завода «Пластмасс».

Сегодня территория «Завода им. Ухтомского» сдана в аренду небольшим фирмам. О восстановлении его, речи не идёт. Тем более что предостаточно импортной сельскохозяйственной техники. Будущее завода неизвестно. Здание бывшей администрации завода стало настоящим бизнес-центром, в котором сосредоточены офисы фирм самых различных направлений.

Очень может быть, что в «Заводе им. Ухтомского» действительно уже нет необходимости. Но подобные ситуации случились со многими другими значимыми предприятиями нашей страны. И эта история Люберецкого завода сельскохозяйственной техники лишь малая толика всех потерь.

15.09.2007
Олег Бочкин
статья "Завод Ухтомского" История одного убийства". для сайта Жулеберцы. RU
По материалам "Люберецкой газеты", книги "Вернётся ли Америка в Люберцы" А. Белова, Д. Шуваловой

Поиск по "Завод имени ухтомского ". Результатов: завод - 4572 , имени - 9579 , ухтомского - 10 .

Результаты с 1 по 4 из 4 .

Результаты поиска:

1. "Союзагромаш" Бабкина, Удраса и Рязанова. А также под руководством Минэкономики, а затем и Минпромнауки с привлечением институтов и предприятий отрасли разработал стратегию развития тракторного сельхозмашиностроения, которая была одобрена Правительством РФ. С 1999 года союз возглавил Аркадий Ошеров, заслуженный машиностроитель РФ, награжденный правительственными наградами специалист, который прошел путь от рядового токаря на Люберецком заводе сельскохозяйственного машиностроения имени Ухтомского до генерального директора этого...
Дата: 07.08.2009 2. Подмосковная Фемида продолжает "гнить" с головы. Сотрудники Московского Управления ФСБ в январе 2014 года также завели оперативное дело в отношении некоторых судебных вопросов, пролоббированных Севостьяновой (дело Усадьбы Архангельское, дело по заводу имени Ухтомского , серия вопросов с Рузским районом, "Одинцовским подворьем"), причем большая их часть была отменена судами вышестоящих инстанций.
Дата: 28.07.2014 3. "Первая скрипка" судебного беззакония. Речь идёт о нашумевших и получивших широкую огласку арбитражных делах о территории бывшего завода имени Ухтомского , где размещены объекты инженерной и коммунальной инфраструктуры, обеспечивающие благами цивилизации население 250-тысячного города Люберцы. В лихие 90-е, градообразующий завод им. Ухтомского с долгой дореволюционной историей, где еще Юрий Гагарин работал токарем, чудеснейшим образом был передан некой американской фирме. Поскольку завод был возведен в центре г. Люберцы и работало на...
Дата: 18.02.2014 4. Измайловская ОПГ (II). В сферу влияния Измайловской ОПГ входят: Измайлово, Гольяново, часть Перово, часть Сокольников, поселки городского типа Акулово, Кожухово, Руднево, Восточный, Косино, Ухтомский .
Справка 31 марта сего года состоялась встреча с одним из "авторитетов" измайловской преступной группировки по имени Дима (моб. тел. 974-50-97) в помещении казино, расположенного в корпусе "Бета" гостиничного комплекса "Измайлово".
Дата: 30.06.2000

В 1899 году по сделке общества села Люберцы и подданным Германии К.А. Вейхельтом, здесь был построен завод паровых машин. Однако дело не пошло и завод был продан американцу Томасу Пурдэ, который изготавливал тормозные приборы «Нью Йорк».

Около 8 лет Пурдэ боролся с конкуренцией, которую в итоге так и не смог одолеть. В конечном счёте он разорился, а завод так и остался под управлением американцев. Но теперь у завода появилось сельскохозяйственное направление. Это потребовало перемен в устройстве завода.

В первые годы после перерождения завод произвёл 17 456 уборочных машин. Спрос, несомненно, был. В то время люберецкие, красковские и кожуховские крестьяне пахали землю по старинке сохой. Но американцы делали ставку не на бедных крестьян. Расчёт был на зажиточных людей, которые могли и хотели покупать высокопроизводительную технику.

В 1924 году завод перешёл в государственную собственность СССР, а спустя несколько месяцев ему было присвоено название «Государственный завод сельскохозяйственных машин имени А. В. Ухтомского». Алексей Владимирович Ухтомский никакого отношения к сельхозтехнике не имел. Такой чести он удостоился благодаря искренней вере в революцию. Он не просто болел за дело, но и творил его. В разных городах он создавал рабочие кружки, где агитировал людей бороться с царскими устоями. Такого героя Советский Союз не мог забыть…

В годы войны «Завод им. Ухтомского» был хорошей поддержкой для нашей обороны. Здесь изготавливались корпуса для мин и другие военные заказы, выполняли которые женщины и подростки. К сентябрю 1945 года завод имел 2 награды: орден Трудового Красного Знамени и орден Ленина. А третья награда, орден Октябрьской революции, завод получил на своё 75-летие.

1980-е годы со своим огромным спросом на сельскохозяйственную технику закончились губительными 1990-ми. Огромная махина, проработавшая как единое целое почти век, в одночасье разбилось на ТОО, ЗАО и пр. Денежная реформа слизала весь достаток совхозов и колхозов. Так «Завод им. Ухтомского» лишился заказчиков.

Тем не менее, завод пытался выживать, хотя многие квалифицированные рабочие разбрелись по частным конторкам, пытаясь прокормить семью. Кто-то подался в продавцы, а кто-то и в дворники.

В период с 1995 по 2005 гг. завод был полностью заброшен, все цеха и здания оказались бесхозными. Только к 2006 году цеха начинали приобретать владельцев: сносились неиспользуемые здания, другие сразу же были переоборудованы под складские помещения.

Сегодня территория «Завода им. Ухтомского» полностью сдана в аренду небольшим фирмам, некоторые цеха полуразрушены. В сентябре 2012 по решению городской администрации были демонтированы ворота, которыми коммерсанты незаконно перекрыли въезд на завод (в частном владении находятся здания, а земля принадлежит городу). С этого момента вход и въезд на территорию свободные. Новый сквозной проезд получил название ул. 65-летия Победы, хотя дорожное покрытие находится в ужасном состоянии.

Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения основан в 1902 году. Первенец отечественного машиностроения, завод-ветеран поистине эпохального значения, прошедший сложные периоды царского, революционного, советского и постсоветского времени, испытавший подъемы и падения, смену собственника, смену профиля выпускаемой продукции и другие катаклизмы.

Начав свою деятельность как первое и единственное в России предприятие по выпуску тормозов к железнодорожным вагонам под названием «Нью-Йорк» и не получив необходимых заказов, завод обанкротился, и в 1911 году был приобретен американской «Международной компанией жатвенных машин в России», стал выпускать жатки, лобогрейки, косилки, сноповязалки, превратившись в предприятие сельскохозяйственного машиностроения и став одним из центров поставок техники, в основном, на конной тяге крестьянским хозяйствам.

В первый год работы (1911-1912 гг.) было произведено свыше 17 тысяч уборочных машин. Но в годы Первой мировой и гражданской войны производство машин сократилось в 4-5 раз, а затем, после войны, постепенно увеличилось. Но наиболее сильное развитие завод получил после его национализации (третье рождение) в 1924 году, особенно в предвоенный период, организовав производство и поставку необходимой сельскому хозяйству техники. Увеличивались объемы производства, вводились новые цеха и участки, росла численность, производительность труда и зарплата, возникал массовый трудовой подъем, появлялись соревнования, движения, увеличивались кадры, совершенствовалась выпускаемая техника. На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1940 году завод экспонировал восемь машин: северный комбайн, льнотеребилку, льнокомбайн, жатку и др. Предприятие бурно развивалась по многим направлениям.

Но началась Великая Отечественная война. С сугубо мирной продукции завод оперативно перешел на выпуск боеприпасов - мин для фронта. В неимоверно трудных условиях коллектив завода за годы войны изготовил и поставил фронту 20 миллионов мин. Это рекорд! За этот вклад и трудовой подвиг в 1942 голу завод награжден орденом Трудового Красного Знамени и в 1945 году - орденом Ленина.

Мощное развитие получил завод в послевоенные годы, освоив производство новых видов косилок, стогометателей, льнотеребилок, агрегатируемых с тракторами, и осуществил их поставки в крупных объемах сельскому хозяйству нашего государства, а также другим странам. Многие машины пользовались большим спросом, были удостоены Знака качества, а за разработку конструкции льнокомбайна ЛК-7, аналогов которого не было в мире, заводские конструкторы М. Шлыков, А. Маят и А. Моисеев были удостоены Сталинской премии.

Процесс обновления выпускаемой техники и увеличения объемов производства продолжался в 60-70 годы. За девятую пятилетку (1971-1975 гг.) завод выпустил более 609 тысяч тракторных косилок, около 169 тысяч стогометателей-погрузчиков, более 31 тысячи силосоуборочных комбайнов "Вихрь", 720 комбайнов для уборки сахарного тростника.

Люберецкие машины экспонировались на международных выставках в Голландии, ГДР, Ираке, Швеции, Венгрии и др., а также на ВДНХ, где получали международное и отечественное признание. Об этом свидетельствует тот факт, что продукция завода поставлялась более чем в 40 стран мира и практически во все регионы Союза.

Расширялись и реконструировались производственные мощности, были введены новые механические и литейные корпуса, внедрялось прогрессивное оборудование и технологии и даже производства отраслевого характера.

В 1972 году при непосредственном участии института НИИТРАКТОРСЕЛЬХОЗМАШ внедрена автоматическая линия по производству пресс-масленок, изготовляемых методом глубокой вытяжки из листовой полосы, вместо мехобработки из шестигранного прутка. Внедрение линии позволило удовлетворить потребность отрасли в этих изделиях и одновременно снизить их трудоемкость и повысить качество.

В год 75-летия со дня основания и за успехи в оснащении сельского хозяйства высокопроизводительной кормоуборочной техникой завод был удостоен ордена Октябрьской революции, что было крупным итогом послевоенного периода его истории.

Ускоренное развитие завод получил в 70-80 годы, особенно после принятия постановления ЦК КПСС и Совмина СССР «Об организации производства самоходных кормоуборочных комбайнов и самоходных косилок-плющилок». Выпуск последних поручен люберчанам. С этой целью была проведена генеральная реконструкция - построен производственный корпус № 1 площадью 26 тыс. кв. м., корпус № 2 и другие объекты общей площадью около 40 тыс. кв. м. с современным оборудованием и технологической оснасткой.

В 1979 году начался выпуск самоходных косилок-плющилок КПС-5Г, а уже к середине 1983 года завод выпустил 15-тысячную машину.

В это же время было поставлено на производство семейство роторных косилок КПР-2,1, КПРН-3,0 и др., показавших хорошие результаты по производительности, надежности, качеству. Налаживалось также и производство машин для фермерских хозяйств.

Увеличивались объемы кооперированных поставок литья, штамповок и других изделий. Завод прочно вошел в десятку крупнейших в своей отрасли и завоевал не только всесоюзное, но и мировое признание.

Один из ярких примеров этого - организация изготовления и поставка комбайнов для уборки сахарного тростника на Кубе. При этом один комбайн заменял труд 40-50 рубщиков. Всего острову Свободы было поставлено почти 2200 комбайнов, из них 720 прицепных и почти 1500 в самоходном исполнении, которые позволили Кубе решить основную экономическую задачу - производить десять миллионов тонн сахара в год. Затем при непосредственном участии люберчан на Кубе был построен завод, который в 1981 году вышел на проектную мощность - 600 комбайнов в год. За эту работу многие заводчане получили государственные награды, а руководитель проекта Б.А. Попов (заместитель главного конструктора завода) и директор завода С.П. Попов были удостоены Ленинской премии. А десятью годами ранее завод сельхозмашиностроения был построен и сдан в эксплуатацию в Ираке.

Завод был крупным градообразующим предприятием в Люберцах - много строил, был самым большим обладателем жилищного фонда, имел Дом техники, Дворец культуры, больницу, профилакторий, стадион, пионерлагерь, детские дошкольные учреждения и др.

Не будем забывать и отраслеобразующую роль предприятия. С его участием возведены заводы: Красноярский комбайновый, Кургансельмаш, Сызраньсельмаш, Климовский сельхозмашин, Бронницкий опытно-экспериментальный и др. Специалисты завода участвовали в сооружении таких гигантов машиностроения, как заводы Ростсельмаш, ЗИЛ, ГАЗ и др.

Существовали целые трудовые династии Абрамовых, Буслаевых, Дворягиных, Глазовых, Чуванкиных и др. При этом, особо выделялась династия Калининых. Глава династии Павел Иванович пришел на завод в начале 1930-х годов, отработав на предприятии вместе с супругой 58 лет. Затем работали его сыновья Александр, Юрий, Вадим. Примеру деда последовал и его внук Вячеслав Вадимович, ныне один из активнейших депутатов Люберецкого горсовета. Общий стаж Калининых на заводе составляет свыше 180-ти лет.

С особым уважением всегда относились к ветеранам В.И. Платонову и С.А. Бонову, встречавшимся с вождем Октябрьской революции в Кремле, к машинисту А.В. Ухтомскому, погибшему от рук царских карателей за участие в декабрьском вооруженном восстании 1905 года. Его имя присвоено заводу в 1925 году.

Из стен завода вышли замечательные хозяйственные руководители - трижды Герой Социалистического Труда нарком боеприпасов Б.Л. Ванников, заместители министров И.П. Крысин, А.С. Маят, А.С. Моисеев, Р.М. Полис, ответственные работники Госплана, Госснаба, машиностроительных министерств, партийные и общественные работники В.П. Ситников, А.А. Колчин, В.И. Тюленев и др.

История предприятия тесно связана с выдающимися деятелями мирового масштаба. На заводе неоднократно бывал В.И. Ленин. Существует версия, что при подготовке Декрета Совнаркома «О сельскохозяйственном машиностроении» от 1 апреля 1921 года примером послужил Люберецкий завод.

С коллективом в свое время неоднократно встречался всесоюзный староста М.И. Калинин, принявший непосредственное участие в урегулировании конфликта между рабочими и администрацией в 1926 году. Его имя и поныне носит заводской микрорайон (пос. Калинина).

Повышенное внимание уделял заводу И.В. Сталин, нередко лично следивший за поставками боеприпасов фронту, особенно в период обороны Москвы.

В1949-1951 гг. здесь проходил производственную практику первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин, учась в Люберецком ремесленном училище. В своей книге «Дорога в космос» он дал высокую оценку заводу, назвав его знаменитым.

В июле 1972 года с коллективом встречался лидер кубинской революции Фидель Кастро, получив единодушную поддержку люберчан по возобновлению поставок тростниково-уборочных комбайнов и строительству завода по их выпуску на Кубе.

В развитие предприятия значительный вклад внесли министры Минсельхозмаша - И.Ф. Синицын, А.А. Ежевский, К.Н. Беляк.

Это лишь основные эпизоды из истории одного из старейших предприятий сельхозмашиностроения, которое обладало мощным научно-техническим, производственным и кадровым потенциалом и внесло неоценимый вклад в техническое оснащение сельского хозяйства страны, да и других стран, и обеспечило Победу в Великой Отечественной войне.

К сожалению, в результате перестроек и реформ завод, как и тысячи других предприятий страны прекратил свою деятельность и существование. Однозначно завод необходимо восстанавливать, но при нынешнем экономическом курсе это вряд ли возможно. Четвертое рождение завода под большим сомнением. Остается надеяться только на чудо, а оно зависит от власти.

P.S. При подготовке статьи использованы материалы из книги А.Белова и Д.Шуваловой «Вернется ли Америка в Люберцы», Москва, 1992 г.

Александр ВОЖДАЕВ,

ветеран завода им. Ухтомского

Фото Богдана Колесникова

Попов Спиридон Павлович – директор Люберецкого завода сельскохозяйственного машиностроения имени Ухтомского Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, Московская область.

Родился 25 декабря 1908 года в городе Бердянск ныне Запорожской области Украины в семье литейщика.

В 1927 году окончил школу фабрично-заводского обучения (ФЗО) и 2 года работал слесарем на Первомайском заводе в городе Бердянск Украинской ССР (ныне - Украина). Затем переехал в город Кировоград, где работал техником ремонтно-экспериментального цеха завода "Красная Звезда".

В 1932 году без отрыва от производства окончил вечерний институт и, получив специальность инженера-механика, пришел на Государственный завод сельскохозяйственных машин имени А.В. Ухтомского в городе Люберцы Московской области. Работал конструктором, механиком цеха, начальником ремонтно-механического цеха. В 1938 году вступил в ВКП(б)/КПСС.

В годы Великой Отечественной войны – главный механик завода №711 имени Ухтомского Наркомата минометного вооружения СССР – Наркомата боеприпасов СССР. На заводе в этот период изготавливались корпуса для мин и другие военные заказы, выполняли которые женщины и подростки. К сентябрю 1945 года завод имел 2 награды: орден Трудового Красного Знамени и орден Ленина.

В послевоенные годы до 1951 года являлся главным инженером завода. Примечателен тот факт, что в 1949-1951 годах на заводе сельскохозяйственного машиностроения имени Ухтомского проходил производственную практику будущий первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин , учась в Люберецком ремесленном училище. В своей книге «Дорога в космос» он дал высокую оценку заводу, назвав его знаменитым.

В 1951 году назначен директором Люберецкого завода сельскохозяйственного машиностроения имени Ухтомского и возглавлял это предприятие четверть века до последнего дня своей жизни (в 1955-1957 и с 1965 года завод находился в ведении Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, а с 1973 года – Министерства машиностроения для животноводства и кормопроизводства СССР).

На посту директора зарекомендовал себя грамотным руководителем и крепким хозяйственником. Внес большой личный вклад в развитие завода, его перевооружение. Под его руководством завод получил мощное развитие, освоив производство новых видов косилок, стогометателей, льнотеребилок, агрегатируемых с тракторами, и осуществил их поставки в крупных объемах сельскому хозяйству СССР, а также другим странам. Многие машины пользовались большим спросом, были удостоены Знака качества, а за разработку конструкции льнокомбайна ЛК-7, аналогов которого не было в мире, заводские конструкторы М. Шлыков, А. Маят и А. Моисеев были удостоены Сталинской премии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1966 года за особые заслуги в выполнении заданий семилетнего плана и достижение высоких производственных показателей Попову Спиридону Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Процесс обновления выпускаемой техники и увеличения объемов производства продолжался и в 1960-е - 1970-е годы. За девятую пятилетку (1971-1975) завод выпустил более 609 тысяч тракторных косилок, около 169 тысяч стогометателей-погрузчиков, более 31 тысячи силосоуборочных комбайнов «Вихрь», 720 комбайнов для уборки сахарного тростника. Люберецкие машины экспонировались на международных выставках в Голландии, ГДР, Ираке, Швеции, Венгрии и др., а также на ВДНХ, где получали международное и отечественное признание. Об этом свидетельствует тот факт, что продукция завода поставлялась более чем в 40 стран мира и практически во все регионы Союза. В июле 1972 год с коллективом завода встречался лидер кубинской революции Фидель Кастро , получив единодушную поддержку люберчан по возобновлению поставок тростниково-уборочных комбайнов и строительству завода по их выпуску на Кубе.

Расширялись и реконструировались производственные мощности, были введены новые механические и литейные корпуса, внедрялось прогрессивное оборудование и технологии и даже производства отраслевого характера. В 1972 году при непосредственном участии научно-исследовательского института тракторного и сельскохозяйственного машиностроения внедрена автоматическая линия по производству пресс-масленок, изготовляемых методом глубокой вытяжки из листовой полосы, вместо мехобработки из шестигранного прутка. Внедрение линии позволило удовлетворить потребность отрасли в этих изделиях и одновременно снизить их трудоемкость и повысить качество. По итогам девятой пятилетки директор завода С.П. Попов был награжден вторым орденом Ленина.

Проявлял много заботы о строительстве жилья, о решении других социальных проблем многотысячного коллектива сельмашевцев. Вместе с тем много энергии вкладывал в развитие всего города Люберцы, в укрепление сельскохозяйственного производства в районе.

Делегат XXII (1961) и XXIII (1966) съездов КПСС. Избирался членом Московского обкома и бюро Люберецкого горкома КПСС, депутатом Московского областного и Люберецкого городского Советов депутатов.

Жил в городе Люберцы Московской области. Скоропостижно скончался 1 мая 1976 года. Похоронен на Старо-Люберецком кладбище в Люберцах.

Награждён 2 орденами Ленина (05.08.1966, 27.02.1976), орденами Октябрьской Революции (05.04.1971), Трудового Красного Знамени (16.09.1945), «Знак Почета» (24.11.1942), медалями.

Имя С.П. Попова носит одна из улиц города Люберцы. На доме, в котором жил С.П. Попов, установлена мемориальная доска.



Статьи по теме: