Затраты на хранение продукции на складе. Юрий Барняк: «Считаем себестоимость складских операций»

"Финансовая газета", 2011, N 38

Логистика как хозяйственная деятельность - это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции в хозяйственном обороте от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции, а также связанной с этими операциями информацией.

Для большинства производственных, дистрибьюторских компаний и предприятий розничной торговли логистика составляет значительную часть совокупных накладных расходов. При этом доля логистических затрат продолжает возрастать в результате усложнения цепей поставок, изменяющейся системы заказов и возрастающих требований к качеству обслуживания.

В настоящее время логистику как хозяйственную деятельность разделяют на следующие группы: управление технологическими процессами, управление запасами, управление заказами, организация внутрипроизводственного складского хозяйства, организация работы внутрипроизводственного технологического транспорта, поддержание стандартов качества и логистического сервиса, транспортировка, планирование каналов распределения и т.д.

перевозка на магистральном транспорте - 28 - 40%;

складские, перегрузочные операции и хранение грузов - 25 - 46%;

упаковка - 15 - 25%;

затраты на управление - 5 - 15%;

прочие (включая обработку заказов) - 5 - 17%.

Содержание складских помещений и заработная плата складского персонала

Порядок отражения расходов на содержание складских помещений и заработной платы складского персонала зависит от того, какие материально-производственные запасы хранятся на складе.

Допустим, организация занимается производственной деятельностью, и в складских помещениях хранятся материалы. В этом случае расходы на оплату труда сотрудников и содержание складов, в которых хранятся и заготавливаются материалы, входят в состав транспортно-заготовительных расходов.

В п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, сказано: "Транспортно-заготовительные расходы - это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию. В состав транспортно-заготовительных расходов входят:

расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников".

В свою очередь, транспортно-заготовительные расходы предусматривают два варианта учета: во-первых, они могут формировать фактическую себестоимость материалов, приобретенных по договорам за плату (счет 10 "Материалы").

Во-вторых, расходы на оплату труда также могут относиться сразу на затраты на производство (счет 20 "Основное производство").

Производственные организации обычно закрепляют выбранный вариант в учетной политике.

Предположим, что компания занимается торговой деятельностью и хранит на складских площадях товары для продажи. Как учесть расходы на содержание складов в этом случае?

Расходы на хранение товаров и соответствующие затраты на оплату труда сотрудников склада учитываются на счете 44 "Расходы на продажу". Расходы, связанные с хранением товаров, рассчитываются пропорционально объему, весу или стоимости хранящихся материальных ценностей (п. 226 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов).

Указанное правило действует и для готовой продукции, хранимой на складах и предназначенной для продажи. Учет затрат ведут на счете 44.

Из Инструкции по применению Плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, следует то, что производственная организация может включить в состав расходов на продажу следующие виды затрат (и отразить на счете 44):

на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;

на доставку продукции на станцию (пристань) отправления;

на погрузку продукции в транспортные средства для доставки;

комиссионные и прочие посреднические сборы (в том числе уплачиваемые сбытовым организациям);

на представительские расходы.

Производственная организация может предусмотреть два варианта списания затрат на содержание склада и заработной платы сотрудников, если на складе размещается готовая продукция для продажи: во-первых, полностью в том отчетном периоде, в котором затраты были понесены; во-вторых, частично с распределением между продукцией, реализованной в течение месяца, и остатком на конец месяца (выбранный вариант закрепляют в учетной политике).

Что делать, если организация располагает одним складским помещением, в котором хранятся как материалы для производства, так и готовая продукция и товары?

В этом случае затраты следует распределять. Как мы уже указывали, затраты на складирование материалов следует учитывать либо на счете 10, либо на счете 20 (в зависимости от учетной политики), а затраты по хранению готовой продукции и товаров - на счете 44.

Приобретение товаров и материалов у поставщика оформляется товаросопроводительными документами. К ним, в частности, относятся товарная накладная (форма N ТОРГ-12, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132), товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78), транспортная накладная по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272. Приемка и оприходование поступающих материалов оформляются соответствующими складами, как правило, путем составления приходных ордеров (форма N М-4, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а, составляется в день поступления ценностей на склад). Можно также проставить штамп, содержащий все реквизиты, предусмотренные для приходного ордера, на документе поставщика. Дело в том, что такой штамп приравнивается к приходному ордеру. Таким образом, в случае отсутствия товаросопроводительных документов у предприятия возможны проблемы с подтверждением факта приобретения материалов и, следовательно, факта обоснованности расходов на их приобретение.

Транспортировка материалов

Расходы на транспортировку материалов у производственной компании относятся к транспортно-заготовительным расходам. Транспортно-заготовительные расходы (далее - ТЗР) по материалам в данном случае включают расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами, расходы на транспортировку, командировочные расходы, связанные с заготовкой и доставкой материалов, плату за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях и др.

Примерная номенклатура ТЗР представлена в Приложении 2 к Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденным Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

Производственная компания может предусмотреть три способа учета транспортировки материалов.

Во-первых, можно включать расходы по транспортировке в фактическую себестоимость материалов:

Дебет 10, Кредит 60 (76, 23, 26...) - отнесены ТЗР на себестоимость материалов.

Во-вторых, можно обособленно учитывать транспортировку на счете 10:

Дебет 10, субсчет "Транспортно-заготовительные расходы", Кредит 60 (76, 23, 26...) - учтены ТЗР.

В-третьих, можно учитывать стоимость транспортировки материалов обособленно на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" (с последующим отнесением на счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"):

Дебет 15, Кредит 60 (76) - учтены в фактической себестоимости материалов ТЗР.

В п. 87 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов представлен порядок определения суммы ТЗР, которая списывается в расходы отчетного периода (месяца). Рассчитывается данная сумма путем определения среднего процента ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов:

Средний процент ТЗР = 100% x [(Остаток ТЗР на начало отчетного периода + Сумма ТЗР по материалам, поступившим в отчетном периоде) / (Стоимость остатка материалов на начало отчетного периода (в учетных ценах) + Стоимость материалов, поступивших за отчетный период (в учетных ценах))].

В результате сумма ТЗР, учитываемая в отчетном периоде, равна:

Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов x Учетная стоимость израсходованных материалов.

Для снижения трудоемкости при учете транспортировки материалов существуют методы упрощенного учета ТЗР (перечислены в п. 88 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов):

"Для облегчения выполнения работ по распределению ТЗР или величины отклонений в стоимости материалов допускается применение следующих упрощенных вариантов:

при небольшом удельном весе ТЗР или величины отклонений (не более 10% к учетной стоимости материалов) их сумма может полностью списываться на счета "Основное производство", "Вспомогательные производства" и на увеличение стоимости проданных материалов;

удельный вес ТЗР или величины отклонений (в процентах к учетной стоимости материала) может округляться до целых единиц (т.е. без десятичных знаков);

в течение текущего месяца ТЗР или величина отклонений могут распределяться исходя из удельного веса (в процентах к учетной стоимости соответствующих материалов), сложившегося на начало данного месяца. Если это привело к существенному недосписанию или излишнему списанию отклонений или ТЗР (более пяти пунктов), в следующем месяце сумма списываемых (распределяемых) отклонений или ТЗР корректируется на указанную сумму прошлого месяца;

ТЗР или величина отклонений могут распределяться пропорционально их удельному весу (нормативу), закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях, к учетной стоимости используемых материалов. При этом, если фактические размеры отклонений или ТЗР отличаются от нормативных размеров, в следующем месяце (отчетном периоде) сумма распределительных отклонений или ТЗР корректируется, т.е. увеличивается на недосписанную сумму или уменьшается на сумму, излишне списанную в прошлом месяце (отчетном периоде). Остатки ТЗР или величина отклонений на начало каждого месяца (отчетного периода) рассчитываются исходя из удельного веса (норматива) ТЗР или отклонений, предусмотренных в плановых (нормативных) калькуляциях, к фактическому наличию материалов в учетных ценах;

ТЗР или отклонения могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов, если их удельный вес (в процентах к договорной (учетной) стоимости материалов) не превышает 5 процентов".

Транспортировка товаров

Транспортные расходы организация, которая занимается исключительно торговлей (оптовой или розничной), может включить в состав расходов на продажу. Каким образом включать данные затраты в расходы?

Транспортные расходы торговой организации условно разделяют на две категории.

Во-первых, расходы по доставке товара от поставщика на склад торговой организации-покупателя учитывают либо на счете 41 "Товары" (включают в стоимость товаров), либо на счете 44.

Во-вторых, расходы по доставке товара со склада торговой организации - покупателя другим организациям или гражданам-потребителям учитывают на счете 44.

На счете 44 транспортные расходы накапливаются и в конце отчетного периода их можно списать на счет 90 "Продажи". Списать их можно двумя способами либо полностью в отчетном периоде, либо распределяя между товарами, реализованными в отчетном периоде, и их остатком.

В ст. 320 НК РФ указан метод распределения транспортных расходов торговой организацией. Бухгалтеру любой торговой организации в данном случае удобнее сблизить налоговый учет с бухгалтерским и следовать методу распределения транспортных затрат, установленному ст. 320 НК РФ, который заключается (аналогично методу распределения материалов, рассмотренному нами ранее) в определении среднего процента транспортных расходов, относящихся к остатку нереализованных товаров на конец месяца.

Пример. ООО "Ромашка" занимается оптовой торговлей. Остаток товаров на балансе по состоянию на 30 июня - 56 000 руб.

В течение июля было приобретено товаров на сумму 120 000 руб. и продано на 90 000 руб. (в покупных ценах).

Остаток товаров на 31 июля - 86 000 руб. (56 000 руб. + 120 000 руб. - 90 000 руб.). Остаток транспортных расходов на 30 июня составлял 7000 руб.

За июль оборот по дебету счета 44, субсчет "Транспортные расходы при покупке товаров", составит 16 000 руб.

Согласно учетной политике в бухгалтерском учете ООО "Ромашка" транспортные расходы распределяет по тем же правилам, которые представлены в ст. 320 НК РФ.

Распределение транспортных расходов за июль:

остаток товара на начало месяца (сальдо счета 41, субсчет "Товары на складах") - 56 000 руб.;

поступление товара в течение месяца (оборот по дебету счета 41, субсчет "Товары на складах") - 120 000 руб.;

продажи товара за месяц (оборот по кредиту счета 41, субсчет "Товары на складах") - 90 000 руб.;

остаток товара на конец месяца (56 000 руб. + 120 000 руб. - 90 000 руб.);

остаток транспортных расходов на начало месяца (сальдо по счету 44, субсчет "Транспортные расходы при покупке товаров") - 7000 руб.;

учтены транспортные расходы в течение месяца (дебетовый оборот счета 44, субсчет "Транспортные расходы при покупке товаров") - 16 000 руб.;

сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров, - 11 238,64 руб. (86 000 руб. x ((7000 руб. + 16 000 руб.) : (90 000 руб. + 86 000 руб.)) x 100% = 86 000 руб. x 13,0682%);

сумма транспортных расходов, списываемая по итогам месяца на реализацию, равна 11 761,36 руб. (7000 руб. + 16 000 руб. - 11 238,64 руб.).

После того как расходы распределены, в бухгалтерском учете сделана запись:

Дебет 90, субсчет "Себестоимость продаж", Кредит 44, субсчет "Транспортные расходы при покупке товаров", - 11 761,36 руб. - списаны транспортные расходы за июль.

О.Ильюшина

Налоговый эксперт

Затраты хранения связаны с обеспечением сохранности продукции. Они являются дополнительными затратами, вызванными продолжением процесса производства в сфере обращения, т. е. носят производительный характер. Однако производительными затратами они будут только при хранении нормативного объема запасов продукции, необходимого для обеспечения непрерывности логистического процесса. В затраты хранения входят:

· затраты по содержанию складов;

· заработная плата складского персонала;

· недостача продукции в пределах норм естественной убыли;

· административно-управленческие и другие расходы. Складские затраты определяют по сумме затрат на организацию хранения продукции и сумме накладных расходов.

Задачи минимизации складских затрат:

· определение оптимального числа ступеней складирования;

· определение оптимального числа складов на каждой ступени;

· установление местоположения складов, обеспечивающего минимальные общие затраты;

· нахождение рационального распределения мест поставки.

Перечень затрат, необходимых для эксплуатации склада:

1. затраты на планирование загрузки и работы персонала склада;

2. расходы на ввод в эксплуатацию и апробацию;

3. годовые расходы на межскладские перемещения;

4. денежные расходы, списываемые на издержки;

5. затраты на необходимые начальные запасы продукции.

Затраты на транспортировку

Это затраты на транспортировку продукции от места продажи или закупок до местонахождения покупателей; являются дополнительными затратами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения. Транспортные затраты включают в себя оплату транспортных тарифов и различных сборов транспортных предприятий, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов.

Затраты, связанные с транспортировкой продукции от продавца к покупателю:

1. расходы, связанные с подготовкой продукции к отгрузке (проверка продукции по количеству и качеству, отбор проб, упаковка);

2. расходы на погрузку продукции на транспортные средства внутреннего перевозчика;

3. оплата тарифов на перевозку от пункта отправления до пункта перевалки на магистральный транспорт;

4. оплата тарифов на погрузку груза на магистральные транспортные средства;

5. оплата стоимости транспортировки продукции международным транспортом;

6. оплата страхования груза при доставке;



7. оплата таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы;

8. расходы по хранению продукции в пути и пунктах перегрузки;

9. расходы по выгрузке груза в пункте назначения;

10. расходы по доставке продукции со склада покупателя до пункта конечного назначения.

Основные направления снижения затрат на перевозки:

· снижение затрат на топливо путем выбора оптимальных мест заправки с учетом стоимости топлива в различных странах;

· снижение затрат на «суточные» и «квартирные» путем нормирования времени выполнения рейса;

· уменьшение расходов на дорожные сборы за счет выбора оптимального маршрута, а также применение смешанных автомобильно-морских, автомобильно-железнодорожных сообщений;

· повышение производительности труда.

Затраты по завозу продукции включают в себя:

· оплату тарифов и сборов транспортных предприятий при завозе продукции на торговые предприятия. Тарифы рассчитываются как произведение средней тарифной ставки за 1 т груза данного класса (при установленном среднем расстоянии) на массу груза;

· сборы транспортных предприятий на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, а также за подачу и уборку транспортных средств (автомобилей, вагонов);



· оплату транспортно-экспедиционного обслуживания и других услуг;

· затраты на содержание собственного транспорта.

К затратам по отправке продукции относятся:

· расходы по оборудованию транспортных средств;

· издержки по переадресовке грузов;

· сборы транспортных организаций;

· расходы по оплате счетов сторонних организаций;

· расходы по оплате погрузочно-разгрузочных работ и услуг при отправке продукции с предприятий оптовой торговли.

Себестоимость перевозок - выраженная в денежной форме величина эксплуатационных расходов транспортного предприятия, приходящихся в среднем на единицу продукции транспорта.

Себестоимость перевозки 1 т груза складывается из затрат:

1. на погрузку- разгрузку;

2. транспортирование;

3. ремонт и содержание автомобильных дорог;

4. организацию и обеспечение безопасности движения на дорогах;

5. складское хранение груза;

6. подготовку груза к перевозке и складированию после разгрузочных работ.

Рассмотренные и многие другие виды затрат формируют себестоимость изделия.

Себестоимость продукции - выраженные в денежной форме затраты, связанные с использованием в процессе производства основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии, труда, а также другие затраты на производство и реализацию продукции.

1. сырье и материалы;

2. покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера;

3. возвратные отходы (вычитаются);

4. топливо и энергия на технологические цели;

5. основная заработная плата производственных рабочих;

6. дополнительная заработная плата производственных рабочих;

7. налоги и отчисления в бюджет, сборы и отчисления местным органам власти;

8. износ инструментов и приспособлений целевого назначения;

9. общепроизводственные расходы;

10. общехозяйственные расходы;

11. потери от брака;

12. коммерческие расходы.

Себестоимость продукции является одним из факторов формирования прибыли. Между величиной прибыли и себестоимостью существует обратная функциональная зависимость. При росте затрат на реализованную продукцию более высокими темпами, чем выручка, рентабельность продаж снижается, и наоборот. Себестоимость реализованной продукции не равна себестоимости продукции произведенной. Различия в темпах роста себестоимости произведенной и реализованной продукции показывают тенденции изменения рентабельности продаж в следующем периоде, когда будут реализованы остатки готовой продукции отчетного периода. Так, если себестоимость произведенной продукции увеличивалась более медленными темпами, чем реализованной, то можно предположить, что в следующем периоде при прочих равных условиях рентабельность продаж повысится. Этапы анализа себестоимости:

1. сопоставление затрат на произведенную и реализованную продукцию с изменением выручки от реализации;

2. оценка эффективности использования каждого вида ресурсов;

3. анализ затрат на 1 руб. произведенной (реализованной) продукции;

4. анализ выручки на 1 руб. вложенных средств.

Эти показатели обеспечивают наглядную связь с прибылью – повышение затрат ведет к снижению прибыли с каждого рубля вложенных средств, и наоборот.

Достоинство этих показателей состоит в том, что они универсальны – их можно использовать в любой отрасли и охватывать как всю продукцию, так и отдельные ее виды.

Недостаток показателей – на них может оказывать влияние множество факторов как субъективного, так и объективного характера, т. е. не зависящих от качества работы предприятия.

Для снижения себестоимости на предприятиях проводится анализ затрат. При этом используют различные методы:

1. стратегический анализ - сравнение положения предприятия с точки зрения затрат на обслуживание потребителей с другим, занимающимся аналогичным видом деятельности;

2. функционально-стоимостный анализ - метод, основанный на тщательном изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов потребителей и выяснения возможности их стандартизации для перехода к более дешевым технологиям.

Принципы контроля над логистическими затратами: 1) усилия концентрируются на контроле затрат в местах их возникновения;

3. данные по разным видам затрат обрабатываются по- разному;

4. эффективным путем к сокращению затрат является сокращение видов деятельности (процедур, работ, операций). Попытки снизить уровень дополнительных затрат редко бывают эффективными. Нельзя пытаться выполнить с низким уровнем затрат то, что не нужно было делать вовсе;

5. деятельность предприятия должна оцениваться в целом. Для экономической оценки бизнеса нужно иметь представление о том, как снижение затрат в одной области повлияет на производительность в другой;

6. недостаточно контролировать только те затраты, которые образуются в пределах одного предприятия, необходимо выявить механизм их образования и влияние внешних факторов.

Способы снижения уровня логистических затрат:

1. проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, а также торговых скидок;

2. поиск более дешевых заменителей ресурсов;

3. выявление путем анализа и пересмотра цепи поставок тех видов деятельности, которые не создают добавленной ценности, и их исключение;

4. компенсация роста затрат в одном звене цепи поставок за счет сокращения затрат в другом;

5. улучшение взаимодействия предприятия с его поставщиками и потребителями в цепи поставок. Например, координация деятельности предприятия и его партнеров в области своевременной доставки продукции снижает уровень затрат на складские операции, управление запасами, хранение и доставку готовой продукции;

6. проведение регулярного внутреннего аудита с последующим выявлением резервов для улучшения использования ресурсов предприятия;

7. обновление наиболее затратных звеньев цепи поставок путем привлечения инвестиций в бизнес;

8. повышение уровня подготовки сотрудников путем участия в тренингах, курсах повышения квалификации, проведение аттестаций;

9. использование прогрессивных методов оплаты труда (премирование за достижение и перевыполнение плановых показателей);

10. оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для дилеров).

Проектная организация по заданию Заказчика (бюджетное строительство) составляет проектную документацию на строительство промышленного объекта по сметно-нормативной базе 2017 года и с использованием новых Методик. Возникли разногласия по определению заготовительно-складских расходов на оборудование.

Мы применили 1,5 %, а Заказчик требует 1,2 %, как было раньше. Кто из нас прав?

Ответ

Обращаем внимание на то, что ранее, согласно п. 3.3.1. и 3.3.12 «Методических указаний по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений» - (и п. 4.24. и 4.64. ), заготовительно-складские расходы принимались в процентах от стоимости материалов, изделий и конструкций, а также оборудования с учетом транспортных расходов (франко-транспортное средство на приобъектном складе строительной площадки), так как сметная цена на материалы формировалась из следующих элементов:

  • отпускной цены (с учетом тары, упаковки и реквизита);
  • наценки (надбавки) снабженческо-сбытовых организаций;
  • таможенных пошлин и сборов (при получении из-за границы);
  • стоимости транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ (как правило, стоимость погрузочных работ учитывается непосредственно отпускной ценой, а стоимость разгрузочных работ - в составе единичных расценок на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы);
  • заготовительно-складских расходов, включая затраты на комплектацию.

Размеры заготовительно-складских расходов были определены п. 3.3.12 :

«3.3.12. Заготовительно-складские расходы определяются на основании расчетов, исходя из сложившихся в регионе условий. По стройкам, финансируемым из федерального бюджета, они принимаются по нормам СНиП 4-91 в процентах от стоимости материалов, в том числе:

  • по строительным материалам, изделиям и конструкциям (за исключением металлоконструкций) - 2%;
  • по металлическим строительным конструкциям - 0,75 %;
  • по оборудованию - 1,2 %.».

В настоящий момент приказом Минстроя от 20.12.2016 № утверждена «Методика определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства». В утвержденной Методике нет прямого указания, взамен какой существующей Методики она вводится, но можно предположить, что взамен .

В п.п. 4.1 и 4.13 Методики изменено понятие «сметной» цены и определения заготовительно-складских расходов:

«4.1. Отпускные цены (цены реализации) материальных ресурсов отечественного производства включают в себя стоимость тары, упаковки и реквизита (при наличии таковых), стоимость комплекта запасных частей на гарантийный срок эксплуатации (для оборудования), затраты на погрузку продукции на транспортные средства у склада производителя.

4.13. Сметные цены, сформированные в порядке, предусмотренном настоящим разделом, не учитывают транспортные расходы по доставке материальных ресурсов от производителей (поставщиков) до приобъектного склада строительной площадки и заготовительно-складские расходы. Транспортные и заготовительно-складские расходы определяются при составлении сметной документации в порядке, установленном в Методике применения сметных цен строительных ресурсов.».

Более конкретно об учете транспортных затрат и заготовительно-складских расходов сказано в п. 6.4.5 «Методики применения сметных цен строительных ресурсов», утвержденной приказом Минстроя от 08.02.2017 № :

«6.4.5. Стоимость материальных ресурсов, учитывающая затраты по доставке на приобъектный склад, определяется в соответствии с формулой (6.1):

З = (СЦ * ЗСР + Т1) + (СЦ * ЗСР + Т2) / 2

где: 3 - стоимость материального ресурса, руб.;

СЦ - сметная цена строительного ресурса - сводная агрегированная в территориальном разрезе документированная информация о стоимости строительных ресурсов, установленная расчетным путем на принятую единицу измерения и опубликованная в Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, руб.;

Т1, Т2 - стоимость перевозки материального ресурса, руб.;

ЗСР - заготовительно-складские расходы, руб*.

Показатель ЗСР дифференцируется по следующим видам материальных ресурсов:

  • строительные материалы (за исключением металлических конструкций) - 2%;
  • металлические строительные конструкции - 0,75%;
  • оборудование -1,5%.».

Таким образом, заготовительно-складские расходы по приведенной формуле начисляются на сметную (вернее - на отпускную) цену материалов. До настоящего момента Минстрой отказывается вносить изменения в порядок начисления заготовительно-складских расходов.

Главгосэкспертиза своим письмом от 24.10.2017 № 01-01-17/7342-ИЛ (приведено ниже) сообщила, что 1,5% - это опечатка (т.е. размер заготовительно-складских расходов по оборудованию должен быть по старому - 1,2% согласно п. 4.64 или п. 3.3.12 ).

ПИСЬМО
Федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «Главгосэкспертиза России»)
от 24.10.2017 № 01-01-17/7342-ИЛ

ФАУ «Главгосэкспертиза России» сообщает следующее.

При составлении сметной документации с использованием федеральных сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве ФССЦ 81-01-2001 следует руководствоваться общими положениями к ним.

Согласно пункту 5 Общих положений ФССЦ 81-01-2001 заготовительно-складские расходы приняты в процентах от стоимости материалов, изделий, конструкций и оборудования франко-приобъектный склад в размере:

  • по строительным материалам, изделиям и конструкциям (за исключением металлических строительных конструкций) - 2%;
  • по металлическим строительным конструкциям - 0,75%;
  • по оборудованию - 1,2%.

Положения Методики применения сметных цен строительных ресурсов (далее - Методика), утвержденной приказом Минстроя России от 08.02.2017 № , распространяются на сметные цены, определенные в соответствии с:

  • Методикой определения сметных цен на затраты труда, утвержденной приказом Минстроя России от 20.12.2016 № ;
  • Методикой определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов, утвержденной приказом Минстроя России от 20.12.2016 № ;
  • Методикой сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства, объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 20.12.2016 № .
В показателе заготовительно-складских расходов по оборудованию, указанному в пункте 6.4.5 Методики в размере 1,5 %, допущена опечатка. Корректировка указанного документа планируется до конца 2017 года.

Первый заместитель
начальника Учреждения по ценообразованию
И.Н. Лищенко

* Должны быть %, а не рубли (примечание редакции).

Юрий Барняк: «Считаем себестоимость складских операций».

Журнал «Логистика и управление», №7, 2009г.



Для управления себестоимостью процессов склада необходимо рассчитать планово-технологическую себестоимость каждого процесса. Речь идет о себестоимости как составляющей части не бухгалтерского, а управленческого учета. Анализ себестоимости проводится систематически в течение года в целях выявления излишних затрат, нахождения резервов и определения путей их снижения.


В системе управленческого учёта себестоимость формируется не для целей налогообложения, а для того, чтобы руководитель имел полную информацию о затратах и мог управлять ими. В зависимости от поставленной управленческой задачи могут использоваться различные методы учета затрат и расчёта себестоимости. Существуют различные методы учета затрат и расчета себестоимости продукции (работ, услуг). Их выбор и применение зависит от ряда частных факторов: отраслевой принадлежности, размера, применяемой технологии, ассортимента продукции и т.п., иначе говоря, от индивидуальных особенностей компании.
Главное, чтобы выбранный компанией метод обеспечивал возможность реализации важнейшего принципа управленческого учета - управления себестоимостью по отклонениям. Любой метод распределения затрат на объекты использует определенные допущения и упрощения. Если вам скажут, что в результате вы будете знать, сколько стоит ваш продукт (процесс, услуга, функция) абсолютно точно, не верьте, вас обманывают.

В настоящей статье для расчета себестоимости процессов склада мы будем использовать логику метода ABC (Activity Based Costing), что в переводе с английского означает учет затрат по функциям (видам деятельности, процессам, операциям) . При методе АВС организация рассматривается как набор процессов (функций, операций и т.д.). Объектом учета затрат при этом методе является отдельный процесс (функция, операция и т.д.). Для целей данной статьи применим термин \"учет затрат по процессам\".


Параметры для расчета себестоимости процессов

Для систематического управления себестоимостью процессов склада нам необходимо рассчитать планово-технологическую себестоимость каждого процесса. Планово-технологическая себестоимость процесса показывает, сколько средств (в разрезе статей сметы расходов) затрачивает склад на обеспечение работоспособности того или иного процесса в учетном временном периоде согласно описанной технологии. За учетный период принимается, как правило, месяц (квартал, календарный год). Иными словами: планово-технологическая себестоимость показывает, сколько средств планирует затратить склад на то, чтобы выполнять (быть готовым выполнять) в учетном периоде процесс в соответствии с утвержденной технологией (описанной определенным образом, например с помощью технологических карт).

Для расчета планово-технологической себестоимости процесса, нам необходимо, чтобы в нашей организации (в т.ч. и на складе):

- все места возникновения затрат были определены;
- все расходы классифицированы (разделены на постоянные и переменные, прямые и косвенные, производственные и общеорганизационные);
- организационно-штатная структура составлена и утверждена;
- необходимое количество и объем материально-технических ресурсов для деятельности имеются;

Смета расходов рассчитана и разнесена по статьям затрат (заработная плата, арендная плата, эксплуатационные расходы, коммунальные платежи, амортизация оборудования, страхование, расходы на обслуживание, операционные расходы и т.д.).

Теперь необходимо составить список процессов, полно описывающий всю деятельность склада и достаточный для разнесения затрат на объекты с точностью, приносящей планируемый экономический эффект. Здесь следует отметить, что чем более детально описываем список процессов, тем точнее результат, но, и тем дороже стоит реализация учетных процедур. Для склада основными процессами могут быть следующие: приемка товара; размещение товара на хранение; отбор товара; комплектация товара; упаковка и маркировка товара; отгрузка товара; перемещение товара между ячейками хранения и др.


Далее для каждого процесса нужно поставить в соответствие носитель затрат. Важно только, чтобы выбранные носители были измеряемы, доступны и идентифицируемы. Носителями затрат могут быть: штуки, тонны, метры, часы, машино-часы, человеко-часы и т.д.
Особенностью основных процессов склада является то, что во всех процессах происходит работа с грузом: коробками, упаковками, ящиками, емкостями, паллетами и др. При определении технологических возможностей склада, производительности персонала и оборудования, нормировании работ и операций рассчитывают количество обрабатываемого груза за расчетный период времени (час, сутки, месяц, год). Для получения расчетных данных обычно применяют некоторую расчетную грузовую единицу: штуку, коробку, условную паллету, кубометр груза и т.д. Для расчета себестоимости складских процессов, носителями затрат мы также определим условную грузовую единицу (г.е.) для всех основных процессов.



Расчет планово-технологических показателей

После того, как составлен список процессов и определен носитель затрат по каждому процессу, теперь каждому процессу и носителю необходимо поставить в соответствие стоимость потребляемых ими ресурсов.

Делаем это следующим образом:


1) Расчетно-опытным путем используя для расчета имеющееся количество ресурсов (персонал, техника и оборудование, время работы склада, программное обеспечение, нормы и др.), а также технологические возможности склада, для каждого процесса мы определяем плановое количество обрабатываемых (производимых) единиц носителей затрат (грузовых единиц);

2) Затраты по каждой статье сметы расходов распределяем между процессами склада. Для этого из каждой статьи затрат выделим прямые, косвенные и общие затраты по каждому процессу. Для каждого вида затрат выводим процент (долю) отнесения их на соответствующие процессы используя параметр, пропорционально которому распределяются затраты. В данном случае таким параметром является количество единиц носителя затрат (грузовых единиц), произведенных в рамках процесса. Рассчитываем затраты по каждому процессу склада суммируя затраты, определенные по каждой статье, т.е. определяем себестоимость каждого процесса;

3) Путем деления суммы затрат по каждому процессу на количественное значение соответствующего носителя затрат, определяем стоимость единицы носителя затрат. Рассчитанная планово-технологическая себестоимость процессов склада используется для сравнения с фактической себестоимостью процессов, рассчитываемой по истечении учетного периода, и анализа отклонений.

При анализе отклонений можно сделать выводы о соответствии рассчитанных планово-технологических показателей, уровне производительности персонала и оборудования, эффективности работы управленческого персонала, необходимости пересмотра режимов и графиков работы, об изменении организационно-штатной структуры и технологических процессов, правомерности повышения материальных расходов и дополнительных расходов на персонал (например, оплаты сверхурочной работы) и др. Алгоритм расчета фактической себестоимости процесса идентичен алгоритму расчета планово-технологической себестоимости процесса.

Схематично алгоритм расчета себестоимости процессов склада показан на рисунке.





Прямые затраты – затраты, которые могут быть идентифицированы с конкретным процессом, и расходуемые исключительно для поддержания функционирования конкретного процесса.

Косвенные затраты - затраты, которые не могут быть отнесены на какой-либо конкретный процесс, но их можно идентифицировать в нескольких процессах, между которыми такие затраты распределяются.

Общие затраты - затраты, которые не могут быть отнесены на какой-либо конкретный процесс, и их невозможно идентифицировать ни в одном из процессов.


Общие затраты распределяются на все процессы. Все расчеты оформляются в виде сводной таблицы, которая может выглядеть следующим образом.





Пример расчета


Рассмотрим расчет себестоимости процессов склада на примере процесса «Отбор товаров» и статей затрат «Заработная плата», «Амортизация оборудования» и «Арендные платежи».

1. Статья «Заработная плата».

А) Прямые затраты (ПЗ) на процесс по статье. Непосредственно только в процессе «Отбор товаров» участвовали 5 комплектовщиков. Заработная плата одного комплектовщика составляет 10000 рублей.
Итого прямые затраты составят 10000×5 = 50000 рублей.

Б) Косвенные затраты (КЗ) на процесс по статье. В процессе «Отбор товаров» принимали участие 5 операторов штабелеров, которые также были задействованы в процессах «Размещение товаров на хранение» и «Перемещение товаров между ячейками хранения». Заработная плата одного оператора штабелера составляет 20000 рублей. Всего заработная плата пяти штабелеров составляет 20000×5 = 100000 рублей. Из таблицы 1 видно, что в рамках процесса «Отбор товаров» было произведено 2000 г.е., процесса «Размещение товаров на хранение» - 2000 г.е., процесса «Перемещение товаров между ячейками хранения» - 1000 г.е. Всего произведено в этих процессах 5000 г.е. Затраты на 1 г.е. составят 100000÷5000 =20 рублей.
Итого косвенные затраты составят 20×2000 = 40000 рублей.

В) Общие затраты (ОЗ) на процесс по статье. Заработная плата управления и некоторых специалистов склада не может быть идентифицирована с какими-либо процессами и распределяется на все процессы. Из таблицы 1 видно, что всего во всех процессах произведено 11000 г.е. Заработная плата начальника склада и специалистов составляет 220000 рублей. Затраты на 1 г.е. составят 220000÷11000 = 20 рублей.
Итого общие затраты составят 20×2000 = 40000 рублей.

ПЗ+КЗ+ОЗ = 50000+40000+40000 = 130000 рублей.


2. Статья «Амортизация оборудования». На складе используется оборудование и техника, амортизационные отчисления которых за учетный период составляют (на одну единицу оборудования и техники): 15 стеллажей (2000 руб.), 2 погрузчика (2500 руб.), 5 штабелеров (3000 руб.), 20 гидравлических тележек (500 руб.), 15 РЧ-терминалов (1000 руб.), 14 компьютеров (500 руб.), 6 принтеров (500 руб.), 2 копировальных аппарата (500 руб.).

А) Прямые затраты на процесс по статье. Непосредственно только в процессе «Отбор товаров» использовались 5 РЧ-терминалов.
Итого прямые затраты составят 1000×5 = 5000 руб.

Б) Косвенные затраты на процесс по статье. В процессе «Отбор товаров» использовались 5 штабелеров, которые также использовались в процессах «Размещение товаров на хранение» и «Перемещение товаров между ячейками хранения». Амортизация пяти штабелеров составит 3000×5 = 15000 рублей. Из таблицы 1 видно, что в рамках процесса «Отбор товаров» было произведено 2000 г.е., процесса «Размещение товаров на хранение» - 2000 г.е., процесса «Перемещение товаров между ячейками хранения» - 1000 г.е. Всего произведено в этих процессах 5000 г.е. Затраты на 1 г.е. составят 15000÷5000 =3 рубля.
Итого косвенные затраты составят 3×2000 = 6000 рублей.

В) Общие затраты на процесс по статье. Вся остальная техника и оборудование использовались во всех процессах. Оставшиеся затраты по статье не могут быть идентифицированы с какими-либо процессами и распределяется на все процессы. Из таблицы 1 видно, что всего во всех процессах произведено 11000 г.е. Амортизация техники и оборудования, использующейся во всех процессах составляет 66000 рублей. Затраты на 1 г.е. составят 66000÷11000 = 6 рублей.
Итого общие затраты составят 6×2000 = 12000 рублей.

Г) Затраты на процесс по статье составляют: ПЗ+КЗ+ОЗ = 5000+6000+12000 = 23000 рублей.


3. Статья «Арендные платежи». Затраты по этой статье не могут быть идентифицированы с какими-либо процессами и распределяется на все процессы. Из таблицы 1 видно, что всего во всех процессах произведено 11000 г.е. Арендная плата за учетный период составляет 990000 рублей. Затраты на 1 г.е. составят 990000÷11000 = 90 рублей.
Итого общие затраты составят 90×2000 = 180000 рублей.
Затраты на процесс по статье составляют: ПЗ+КЗ+ОЗ = 0+0+180000 = 180000 рублей.


4. Таким же образом рассчитываем затраты по остальным статьям. Итоговые затраты на процесс (сумма затрат по каждой статье) составят себестоимость процесса. В нашем примере из таблицы 1 себестоимость процесса «Отбор товаров» составляет 376000 рублей.


5. Стоимость носителя затрат процесса «Отбор товаров» составляет: 376000÷2000 = 188 рублей.
Для расчетов себестоимости процессов по предложенной нами методике можно использовать Microsoft Excel, либо использовать один из множества присутствующих на рынке программных продуктов, предназначенных для работы с АВС. Также многие методики расчета себестоимости успешно реализованы в большинстве автоматизированных систем управления предприятием. В рамках данной статьи и приведенного примера мы не учитывали общеорганизационные затраты, которые распределяются на все процессы организации.

Рассмотренная нами методика расчета себестоимости складских процессов применяется на практике и характеризуется довольно высокой точностью. Организации могут применять другие методы, которые они выбирают исходя из своих потребностей и возможностей.

Заготовительно-складские расходы

При составлении локальной сметы, все чаще возникает вопрос о необходимости применения заготовительно-складских расходов к материалам и оборудованию. Давайте разберемся с тем, что же уже учитывают они, и в каком объеме они должны быть учтены.

МДС 81-35.2004 Гласит:

4.64. В заготовительно-складские расходы относятся затраты, связанные с размещением заказов на поставку, приемкой, учетом, хранением оборудования на складе, ревизией и подготовкой его к монтажу, а также передачей его в монтаж. Они учитываются в составе сметной стоимости оборудования. Размер заготовительно-складских расходов может определяться отдельным расчетом.

Выдержка из Методики применения сметных цен строительных ресурсов (Утверждена приказом МинСтроя и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 08.02.2017г. 77/пр):

6.4.5. Стоимость материальных ресурсов, учитывающая затраты по доставке на приобъектный склад, определяется в соответствии с формулой З = ((СЦ х ЗСР + Т1) + (СЦ х ЗСР + Т2))/ 2 (Стоит отметить, что сметная цена материала умножается на процент заготовительно-складских расходов (1,02; 1,0075; 1,015)),

где: З – стоимость материального ресурса, руб.;

СЦ – сметная цена строительного ресурса – сводная агрегированная в территориальном разрезе документированная информация о стоимости строительных ресурсов, установленная расчетным путем на принятую единицу измерения и опубликованная в Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, руб.;

ЗСР – заготовительно-складские расходы, руб.

Показатель ЗСР дифференцируется по следующим видам материальных ресурсов:

    строительные материалы (за исключением металлических конструкций) - 2 %;

    металлические строительные конструкции - 0,75 %;

    оборудование - 1,5.

МДС 81-36.2004 Гласит:

1.7. В ФЕР учтены:

  • сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции - по Федеральному сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (включают средние сложившиеся отпускные цены и транспортные затраты в размере до 13 % от отпускных цен, учитывающих доставку от франко-склада изготовителя до франко-приобъектного склада строительства объекта, включая заготовительно-складские расходы и расходы посредников в сфере обращения);

Общая информация:

Франко-склад — это условие сделки, согласно которому на поставщика возлагается обязанность осуществить доставку товара в пункт, обозначенный в договоре. До того, как покупатель получит товар, все расходы по его перемещению несет продавец.

Но так как сейчас идет реформирование системы ценообразования, то часть методических рекомендаций была отменена, например всем известный МДС 81-36.2004.

Рассмотрим более подробно:

Сметная стоимость материалов, используемых в строительстве, определяется в базисном уровне цен – по сборникам (каталогам) сметных цен на материалы, изделия и конструкции – федеральным, территориальным (региональным) и отраслевым, а в текущем уровне цен – по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов, наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим внешнеэкономическим организациям, оплаты услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин (п. 4.24 МДС 81-35.2004).

На данный момент с выходом базы ГЭСН и ФЕР 2017 года, в методических рекомендациях на применение материальных ресурсов п 6.4 гласит о том, что при составлении сметной документации затраты на материальные ресурсы определяются на основании сметных цен строительных ресурсов, цен услуг, с учетом заготовительно-складских расходов, и в Методике определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства п 4.13 - Сметные цены, сформированные в порядке, предусмотренном настоящим разделом, не учитывают транспортные расходы по доставке материальных ресурсов от производителей (поставщиков) до приобъектного склада строительной площадки и заготовительно-складские расходы. Транспортные и заготовительно-складские расходы определяются при составлении сметной документации в порядке, установленном в Методике применения сметных цен строительных ресурсов, отсылая нас в методику и в МДС.

Таким образом при расчете заготовительно-складских расходом используем методические рекомендации на применение материальных ресурсов и МДС. При возникновении каких-либо спорных вопросов, вы так же можете задать нам вопрос по электронной почте: или позвонить по телефонам, также задать вопрос в чате специалисту.

Статья актуализирована по итогам обращений клиентов (письмами, в чате) в октябре 2019 года.



Статьи по теме: