Маршрут крейсера адмирал кузнецов в сирию. «Адмирал Кузнецов» и «Петр Великий» на пути к берегам Сирии

Российский «авианосец» - тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» доковылял до Сирии из Североморска вместе с кораблями сопровождения, включая ядерный ракетный крейсер «Петр Великий». На переход ушел почти месяц, а средняя скорость была меньше 9 узлов. Тысячу с лишним лет назад викинги на драккарах быстрее проходили тот же маршрут при попутном ветре. Тихоходный «Кузнецов» будет в Средиземном море практически бесполезен и уж точно никак не сможет повлиять на ситуацию с блокадой и возможным штурмом Алеппо: чтобы запускать самолеты с полной боевой загрузкой, авианосец должен идти полным ходом против ветра. Конечно, для телекартинки «Кузнецов» может запускать самолеты, но без боекомплекта, фактически ради понтов.

Российская эскадра может обстреливать Сирию крылатыми ракетами с надводных кораблей и с подводных лодок, но у НК «Калибр» дальность больше 2000 км, так что не было смысла тащиться к сирийским берегам и тем более загонять туда «Кузнецова» и «Петра Великого», у которых старые сверхзвуковые противокорабельные ракеты П-700 «Гранит» для ударов по крупным кораблям (американским авианосцам). Использовать «Гранит» по наземным целям в принципе можно, но малоэффективно. Впрочем, высокоточные НК «Калибр» также дороги (до 6 млн долл. штука) и предназначены для уничтожения стационарных, заранее выявленных целей в условиях мощной ПВО противника, когда бомбардировщику и штурмовику не прорваться. Использовать НК «Калибр» для ударов по боевикам сирийской оппозиции на пикапах с пулеметами - безумно дорогой фейерверк, вроде Олимпиады в Сочи.

«Кузнецов» строился в советское время в Николаеве не для того, чтобы ходить в дальние походы, как американские авианосцы, а чтобы, например, в Баренцевом море в качестве плавучего аэродрома истребительной авиации прикрывать район развертывания стратегических подводных атомных крейсеров-ракетоносцев. Предполагалось, что все наземные аэродромы могут быть уничтожены ядерными ударами, а сравнительно мобильный «Кузнецов» может уцелеть и противостоять наглому американскому флоту и его авианосцам, которые к концу первой недели мировой войны могли подойти совсем близко к российским берегам. Основа авиагруппы «Кузнецова» Су-33 (Су-27К) - чистые истребители. У «Кузнецова» нет катапульты, Су-33 взлетают с трамплина за счет тяги и не могут нести много вооружения или горючего - только сравнительно легкие ракеты для воздушного боя.

На «Кузнецове», конечно, есть несколько новых МиГ-29К и ударных Ка-52К, которые может даже нанесут пару-другую ударов по отрядам сирийской оппозиции, но это ни на что не повлияет. Похоже, командование ВМФ и Генштаб не верят в то, что сирийский кризис может привести к «большой» войне с США и с НАТО и можно выпендриваться, изображая ударную авианосную группу, как у американцев. То, что «Кузнецова» с мощным сопровождением без особой военной надобности послали в Сирию, по сути оголив Баренцево море, - это добрый знак.

Крейсеру «Петр Великий» также нечего делать в средиземном мелководье. В отличие от «Кузнецова» - это океанский рейдер с двумя ядерными реакторами и безбрежной дальностью хода, реально ограниченной только запасом картошки и капусты на борту. В особом периоде перед войной с США и НАТО «Петр Великий» должен изготовиться к самоубийственной одиночной атаке-перехвату трансатлантического войскового конвоя, везущего в Европу американскую механизированную (танковую) дивизию.

А так - «Кузнецов» кое-как дойдет до Сирии и потом вернется домой, встанет в большой многолетний ремонт и переоборудование под МиГ-29К вместо Су-33, которых осталось всего 10 штук и больше не производится. С «Кузнецова» также должны снять ракеты «Гранит», которые тоже больше не производятся. И «Петр Великий» должен вскоре встать на большой ремонт - менять те же «Граниты» на более универсальные пусковые установки «Калибр».

Прощальный вояж «Кузнецова» и «Петра Великого» фактически мало связан со штурмом Алеппо, и можно понять возмущение министра обороны Сергея Шойгу: «Поход наших кораблей вызвал ажиотаж у западных партнеров. Но особенно удивила нас позиция отдельных стран (Испании, Мальты и, похоже, Алжира), которые под давлением США и НАТО публично заявили об отказе в заходе наших боевых кораблей в свои порты». Дело, конечно, не столько в американском давлении (Вашингтону из-за выборов вообще не до того), сколько в нарастающем общественном возмущении в Европе и в мусульманском суннитском мире, которое в конечном итоге может поставить Москву в не меньшую изоляцию, чем во время афганской войны в восьмидесятые.

Но у военных моряков, наших и западных, другие конкретные проблемы. У английского адмиралтейства не осталось ни одного авианосца на ходу: последний легкий HMS Illustrious был в этом году продан на металлолом. Новый HMS Queen Elizabeth уже практически построен, и другой - HMS Prince of Wales - строится, но американские F-35B укороченного взлета и вертикальной посадки начнут поступать лишь после 2018-го. В условиях бюджетного и финансового кризиса из-за Brexit британская судостроительная программа может быть скорректирована, и парламент может счесть слишком высокими операционные расходы, связанные с авианосцами. Если главный враг - террористы на пикапах, зачем дико дорогой могучий флот? А тут «Кузнецов» вовремя дымит по Ла-Маншу. Адмиралтейство сразу выслало эскорт из боевых кораблей и выразило «обеспокоенность», и многие другие западные ВМФ выслали в море корабли - у всех свои бюджетные проблемы. Лондон принял окончательное решение построить два новых больших авианосца в 2014-м, после Крыма, на саммите НАТО - такая удача выпала Адмиралтейству, а то бы сидели на старых лаврах, глядя на исторические картины великой трафальгарской победы 1805-го. Слава и почет «зеленым человечкам».

У нашего ВМФ свои задачи: к июлю должна быть окончательно сверстана новая (до 2025 года) программа вооружения, а разрыв между запросом Минобороны и предложением Минфина - 10 трлн руб. Постройка и вооружение одной новой атомной подлодки - что стратегической «Борей-А», что многоцелевой «Ясень» - стоит примерно как дать каждому пенсионеру по 5 тыс. руб., и планируется таких лодок не один десяток, и еще фрегаты, и сторожевики-корветы, и новые базы, и все остальное. Танковые генералы, что традиционно (и сейчас) руководят Генштабом, всегда, с советских времен, считали запросы ВМФ чрезмерно завышенными и просто вредными в условиях ресурсного дефицита. Особенно раздражали генералов программы строительства мощного океанского надводного флота: все равно американцев не переплюнуть, и они этот флот гарантированно потопят за полчаса. Потому адмиралы так ухватились за повод вывести в Средиземноморье все что можно и нельзя, чтобы впечатлить одного человека в Кремле. А с Алеппо пусть армейские генералы и ВКС разбираются.

Осаждающие Алеппо отряды иностранных (шиитских) добровольцев-наемников из Ирака, Ливана и Афганистана под иранским руководством и обломки сирийской армии, и еще какие-то местные разношерстные ополченцы - либо плохо подготовлены, либо деморализованы, либо то и другое сразу. Союзнички безынициативны и неохотно идут вперед, но быстро отступают, когда отчаянные сирийские боевики наносят чувствительные контрудары, пуская вперед начиненные тоннами взрывчатки бронированные грузовики или бэтээры с водителями-самоубийцами. Такое своеобразное управляемое оружие по эффективности не хуже дорогущих НК «Калибр».

Когда бомбить плохо и не бомбить - нехорошо, временами кажется, что Москва готова на любые условия, лишь бы боевики ушли из Алеппо или, еще лучше, переметнулись (пусть хоть формально) и стали частью некоего «национального примирения», как «кадыровцы» в Чечне. Москва, похоже, готова отдать Анкаре зону влияния и оккупации в Северной Сирии, лишь бы турки договорились как-то вывести или «перекрасить» бойцов оппозиции в Алеппо, но пока без особых успехов. В сентябре российские военачальники (при поддержке Дамаска) выкинули в урну стратегически очень выгодное соглашение о перемирии и политическом урегулировании, которое Сергей Лавров выторговал у госсекретаря Джона Керри. Генералы, похоже, обещали, если им не мешать бомбить, Алеппо будет зачищен за неделю, но не вышло. Конечно, нашим начальникам был нужен не столько Алеппо, сколько срочное обострение конфликта с США, и все получилось: под разговоры о третьей мировой окончательный вариант оборонного бюджета на 2016 год был утвержден новой Думой почти на 4 трлн (6% ВВП).

Известие о категорическом отказе Испании и Мальты производить дозаправку топливом российской корабельной группы в своих портах многим показалось, на первый взгляд, неожиданным. Выглядело это так, как будто командование Северного флота просило о помощи, рассчитывало на неё, а в результате ничего не получило. И теперь ещё не известно, смогут ли «Адмирал Кузнецов», «Пётр Великий» и ещё шесть боевых единиц достичь пункта назначения, то есть заданного участка средиземноморской акватории у берегов Сирии. Так ли это на самом деле? И если это правда, то как теперь решать вопрос с мазутом, пресной водой, продовольствием и прочими жизненно необходимыми логистическими позициями?

Как оказалось, для паники нет никаких причин.

Мальта, Валетта

Решение об отказе в мазуте выглядит ещё более удивительным, если учитывать текущее сотрудничество Российского флота с Испанией и Мальтой. Вот свежий пример: не далее как 9 октября в порту Валетты ошвартовались два малых ракетных корабля, «Серпухов» и «Зеленый Дол», плюс буксирное судно СБ-36. Никакой сенсационности в этом событии не отмечалось, не все мировые СМИ даже уделили ему внимание. На корабли были загружены запасы пресной воды, продовольствия, топлива, что, безусловно, можно считать выгодной с финансовой точки зрения операцией местных торговых фирм. Затем переход из Севастополя на Балтику продолжился. Визит в островное государство продолжался три дня («Интерфакс»).

Испания, Сеута

Или вот порт Сеута, находящийся на северном африканском (марокканском) берегу неподалёку от Гибралтара. Этот полуанклав считается испанской территорией, и, несмотря на принадлежность страны с блоку НАТО, российские корабли здесь частые гости, им разрешено заходить в гавань для пополнения запасов и прочих флотских нужд. Эти визиты полезны для экономики автономии, но после введения санкций они стали раздражающим фактором для Брюсселя. При этом устав НАТО не запрещает принимать у себя корабли стран, не входящий в Североатлантический Альянс. Юридически ничего противозаконного испанское правительство не делает, но это по букве, а по духу… В общем, лучше, чтобы российских кораблей здесь не было, а если их заходы совсем запретить нельзя, то хотя бы в данном конкретном случае можно в чём-то отказать.

Повод

20 октября генсек НАТО Йенс Столтенберг выразил озабоченность возможностью участия авиакрыла «Адмирала Кузнецова» в воздушных ударах по осаждённому силами Сирийской армии городу Алеппо, в котором, как утверждают западные политики, от российских бомбёжек страдает мирное население. Позиция Испании, не в достаточной мере осуждающей действия Москвы, заботит и британского министра обороны Майкла Фэллона. Нет сомнений, что именно после этих реплик в Мадриде приняли решение, по сути своей половинчатое и компромиссное. Москве отказали не в принципиальных вопросах военного сотрудничества, а лишь в заходе в Сеуту и в продаже мазута в данном конкретном случае. О том, что островное государство Мальта последовало испанскому примеру, узнали на день позже. По всей видимости, это была солидарная инициатива местных властей. Эта страна не входит ни в НАТО, ни в Евросоюз.

Два направления пропаганды

Западная пропаганда сейчас находится в неоднозначном и даже каком-то расщеплённом состоянии, в которое сама себя и ввела. С одной стороны, мир нужно пугать российской угрозой - это необходимо для стимуляции роста военных расходов. С другой же стороны, время от времени как-бы исподволь в СМИ проскакивает информация о том, что «Сарматы» на самом деле и не ракеты, а какие-то муляжи, не представляющие угрозы, а удар крылатых ракет из Каспия не совсем удался. Будто бы несколько «Калибров» упали неизвестно где, а авианосец «Кузнецов» вон как дымит (старый потому что). В общем, российское вооружение отсталое, новейших образцов мало, а значит, и бояться нечего. И вот так, переходя от одной тактики к другой, когда нужно, западная пресса пытается манипулировать общественным сознанием, внушая мысль о том, что не то что Испания, а даже крохотная Мальта (Эстония, Литва, Польша и пр.) может стать нерушимой стеной на пути вероятной агрессии Москвы. А какова же правда?

Авиакрыло «Кузнецова» и Алеппо

Как чаще всего бывает, истина находится где-то между крайними точками лжи. «Адмирал Кузнецов» действительно нельзя считать новейшим боевым кораблём, сравнимым по возможностям и характеристикам с американскими атомными авианесущими монстрами. Более того, тезис Столтенберга о возможном участии самолётов, находящихся на его борту, в бомбёжках Алеппо несостоятелен по техническим причинам - его полётная палуба не снабжена катапультой, что ограничивает боевую нагрузку.

Удары по наземным целям намного удобнее наносить с авиабазы Хмеймим, там и длина полос позволяет разгоняться, и боеприпасов столько, сколько нужно, и горючего тоже. Однако истребители «Кузнецова», его системы ПВО и ПРО в совокупности с огневой мощью «Петра Великого» и других российских кораблей увеличивают суммарную силу группировки, придают ей устойчивость и удерживают вероятных противников от мыслей о возможных провокациях. И в НАТО это понимают.

Нанесён ли вред?

Теперь о главном, то есть об ущербе, понесенном российской корабельной группой в результате политических демаршей Испании и Мальты. Вот, к примеру, Джонатан Маркус, обозреватель портала «Би-би-си», ссылаясь на мнения специалистов и экспертов, приводит читателей к выводу о том, что авианосец «Кузнецов» без двух дозаправок до Сирии дойти вообще не может. Кончится мазут, и встанет он посреди моря, с голодной командой, изнывающей от жажды. С другой стороны, предполагать, что российское флотское командование отправило в дальний поход эскадру в надежде лишь на любезную помощь Испании и Мальты, даже эти аналитики не способны. Наверное, есть какие-то дополнительные возможности, гарантирующие достижение заданной цели.

Вопросы техники

Вообще-то, «Кузнецов» способен преодолеть расстояние в восемь тысяч миль (морских, по 1,852 км) с экономическим ходом в 14 узлов. Автономность, то есть возможность жизнеобеспечения экипажа, составляет 40 дней. Пока что эскадра оставила за кормой лишь 3,5 тысячи миль, из Североморска она вышла 15 октября. Даже с учётом повышенного расхода мазута по причине далеко не идеального состояния двигательной установки (о чём свидетельствует чёрный дым и что, конечно, не осталось незамеченным), предполагать низкий уровень запасов топлива не приходится.

Другой вопрос, что принятая флотская практика диктует правила, согласно которым корабль в зоне возможных боевых действий должен быть заправлен на 70%, а во время обычного похода не менее чем на половину внутренних емкостей. Это необходимо на случай надобности резкого увеличения хода (в случае с «Кузнецовым до 29 узлов). Иначе в случае маневренного морского боя может возникнуть проблема в самый неподходящий момент. Впрочем, вероятность прямого конфликта с силами НАТО очень низка, а других потенциально враждебных кораблей в акватории практически нет. И в этом самом критическом случае в ход пойдут другие аргументы, куда более весомые.

Тоже ещё проблема…

Заход в порт для военной эскадры по пути в зону возможных боевых действий - дело желательное, но не обязательное. В составе корабельной группы находятся два танкера проекта 1559-В общей вместимостью 14 тыс. тонн мазута. Продовольствия достаточно для обеспечения экипажей в течение нескольких месяцев. На борту «Кузнецова» есть мощная опреснительная установка. Дозаправка, судя по данным спутникового наблюдения, произведена в море, в районе о. Мелилья. Перекачка топлива - обычная рутинная работа моряков.

Впереди - встреча в Тартусе. Там точно проблем с мазутом не будет. И со всем остальным тоже.

.
Несмотря на то, что КАГ СФ в составе ТАВКР "Адмирал Кузнецов", ТАРКР "Пётр Великий" и судов обеспечения ещё не прибыла в пункт(ы) постоянного базирования (ожидается 08-09.02.2017 ссылка 1 , ссылка 2 ), уже имеется достаточно информации, чтобы обобщить итоги восьмого дальнего похода (боевой службы) нашего авианосца и сделать кое-какие выводы.


01. Маршрут перехода КАГ "Кузнецова" Североморск−Гибралтар, 15-25.10.2016 (скриншот из 2-й части "Первого боевого выхода" программы "Военная приёмка" ТРК Звезда)


1. Достижения

Бесспорных положительных результатов, достигнутых в результате почти четырёхмесячной БС "Кузнецова" (предварительно − 117 сут. или 3,84 мес.), можно назвать семь:

1) вопреки всем мрачным прогнозам (включая те, что содержались в комментариях некоторых гостей моего блога), авианосец всё-таки вышел в дальний боевой поход и вышел не с одним БПК, как часто бывало раньше, а в сопровождении весьма внушительного (и не только по нашим меркам) наряда кораблей охранения (надеюсь, что в скором времени мы узнаем, кто прикрывал КАГ из-под воды); ради этого кораблестроители (судоремонтники), военные моряки и палубные лётчики приложили поистине титанические усилия, заслуживающие государственных наград;

2) насколько известно, котлотурбинная ГЭУ авианосца, небезосновательно считавшаяся его "ахиллесовой пятой", отработала без сбоев (по крайней мере, без серьёзных сбоев), что является наилучшим свидетельством качественно выполненного предпоходового ремонта (силами 35 и 82 СРЗ и их контрагентов); на переходе Североморск−Гибралтар (15-25.10.2016, 2 890 миль) КАГ шла со средней скоростью 12,0 узлов, т. е. "ущербный" "Кузнецов" не уступал атомному "Петру Великому" (22.10-01.11.2013 ТАРКР, находясь в одиночном плавании, преодолел то же расстояние за то же время); в Средиземном море продвижение группы значительно замедлилось (25.10-08.11, 2 030 миль, 6,5 узлов), что было вызвано, в числе прочего, необходимостью пополнения запасов (одна заправка топливом и водой занимает около суток ссылка 3 , 36:35); средняя скорость на переходе Североморск-Сирия (4 920 миль, 24 сут.) составила 8,5 узла;

3) ранее "Адмирал Кузнецов" совмещал обязанности авианосца ПВО (дальней ПВО) и противолодочного вертолётоносца, начиная с 08.11.2016 (со дня начала боевой работы по берегу) он имеет полное право классифицироваться как многоцелевой АВ, причём столь разнообразной авиагруппы на его борту никогда ещё не видели − тяжёлые истребители-бомбардировщики (теперь именно так) Су-33, лёгкие МиГ-29К(УБ), ударные вертолёты Ка-52К, десантные (транспортно-боевые) Ка-29, ДРЛО Ка-31, противолодочные Ка-27ПЛ и поисково-спасательные Ка-27ПС;

4) то, что Су-33 смогут результативно работать по наземным целям, стало настоящим сюрпризом для общественности (даже для автора блога, допускавшего возможность такого поворота событий − ); результаты боевой работы авиагруппы "Кузнецова" за два месяца (59 суток − 08.11.2016-06.01.2017), озвученные начальником генштаба ВС России В. Герасимовым, производят впечатление: 420 боевых вылетов (7,1 в день), из них - 117 ночью (27,9 %), 1252 поражённых объекта террористов (21,2 в сутки) (ссылка 5 ) − скорее всего, без СВП-24-33 тут дело не обошлось;

5) подключение военных моряков к операции по борьбе с террористическими группировками позволило в кратчайшие сроки освободить от боевиков экономическую столицу Сирии Алеппо" (В. Герасимов, заподозрить которого в лукавстве и преувеличении роли ВМФ России в Битве за Сирию, можно только с похмелья) (ссылка 5);

6) несмотря на поток бранных слов (в основном с Британских островов) поход нашей КАГ наглядно продемонстрировал миру, что у России есть боеспособный океанский флот пока не столь многочисленный, как хотелось бы, но в случае необходимости способный собрать свои силы в кулак и спроецировать их на любой регион планеты;

7) есть уверенность, что после завершающейся БС КАГ "Кузнецова" отношение к военному флоту и морской службе в России изменится в лучшую сторону, прчём изменится качественно, и необходимость строительства новых авианосцев уже не будет вызывать сомнений, недоумения и обвинений в разбазаривании народных денег на то, чтобы "бомбить пингвинов" (из реплики одного из моих гостей).


02. Маршрут перехода КАГ "Кузнецова" от Гибралтара до Сирии, 25.10-08.11.2016 (скриншот из 3-й части "Первого боевого выхода" программы "Военная приёмка" ТРК Звезда)

2. Большой пиар

Напомню, что пиар (от англ. PR Public Relations ) − это информация, целенаправленно распространяемая СМИ ради привлечения внимания к кому-либо (чему-либо), а в конечном итоге − для формирования общественного мнения о ком-либо (чём-либо) (формулировка Google в редакции автора блога).

Цитата из себя любимого (из записи от 05.03.2016 − одной из многих "ЗА поход"): "В заключение стоит сказать (ещё раз), что очередная боевая служба "Адмирала Кузнецова" в Средиземном море даёт редкий шанс океанской компоненте российского военного флота показать себя во всей своей красе и силе. Очень хочется надеяться, что главкомат ВМФ и руководство страны не упустят такую возможность" ( )... И они не упустили .

Столь грандиозного пиара отечественного ВМФ я не припомню за всю свою жизнь. На полётной палубе, в ходовой рубке и других помещениях авианосца журналистов и операторов российских СМИ было едва ли не больше, нежели штатных членов экипажа корабля. ГТРК Россия, 1-й канал, RT , НТВ, Рен-ТВ, ТРК Звезда, Т24 − все сочли своим долгом (и, надо полагать, большой журналистской удачей) аккредитоваться на "Кузнецове" во время его исторического похода (не удивлюсь, если на его борту побывала и съёмочная группа "Дождя"). Было снято множество репортажей и как минимум два документальных фильма, вышедших из-под пера объектива "Военной приёмки" и Т(ехно)24.

Если сказанное в п. 7 предыдущего раздела соответствует (будет соответствовать) действительности, страна и её ВМФ должны благодарить за это прежде всего тех сугубо штатских "десантников" с камерами и микрофонами, которые высаживались на палубу "нашего единственного" на протяжении всей его боевой службы.

3. Зависть бриттов

Оголтелая травля российского авианосца британскими СМИ ("ржавое корыто", "корабль позора") имеет, на мой взгляд, вполне понятную подоплёку − зависть. С одной строны, это зависть подданных бывшей империи, которой никогда более империей не стать, к другой бывшей империи, сохранившей не только имперские амбиции, но и реальные возможности вновь (в третий раз) реализовать их на практике. С другой стороны, это зависть адмиралов Royal Navy , которые ещё не получили от своего ВПК первый за долгие годы большой авианосец, но, когда "Кузнецов" вошёл в Ла-Манш (с двумя изготовившимися к прыжку Су-33 на носовых стартовых позициях) вдруг поняли, что их F-35B − не что иное, как "небесные этажерки", не имеющие шансов в полноценном (маневренном) воздушном бою с российскими истребителями даже предыдущего поколения, не говоря о тех, что придут им на смену, и что ВМС Велико Британии уже никогда более не станут Гранд Флитом.

4. Состав авиагруппы: ревизия

Настоящая ревизия состава авиагруппы "Кузнецова (коснувшаяся в основном её самолётной составляющей) имела целью подтвердить численность ЛА, имевшихся на борту во время боевой службы, и выявить (подтвердить) бортовые номера потерянных машин (МиГ-29К 13.11.2016 и Су-33 03.12.2016). Для этого были тщательно просмотрены видео- и фотоматериалы, сделанные после 03.12.2016 − во время визитов на ТАВКР начальника генштаба ВС Сирии А. Айюба (06.01.2017) и командующего ВС Ливии Х. Хафтара (11.01.2017), а также на борту авианосца и в Североморске-3 в ходе перелёта авиагруппы на аэродром берегового базирования (03.02.2017).

Видеорепортажи пресс-службы минобороны Сирии и арабского филиала RT от 06.01.2017, сделанные перед самым отбытием "Кузнецова" в Россию, позволяют отследить его самолётный парк с точностью до машины. На размещённых ниже скриншотах можно видеть: в ангаре − Су-33 б/н 88 и б/н хх; на стартовых позициях №1 и №2 − Су-33 б/н 84 и хх; на технических позициях ТП6-ТП15 (с носа в корму) − Су-33 б/н хх, 85, хх, 78, 66; на ТП19-ТП22 − МиГ-29К(УБ) б/н 53, 52, 49, 41 ; итого 9 "Сухих" и 4 МиГа (видео 720 − ссылка 7 , ссылка 8 ) (номера техпозиций − от Pavel Polikarpoff ).

Отсутствие Су-33 б/н 67 и МиГ-29К б/н 47 подтверждает их потерю (charly015 оказался прав).

Вертолётная составляющая (по сравнению с предыдущей записью на данную тему − ) оставлена без изменений за исключением подтверждения коллегой milinfolive участия в походе двух Ка-52К (по материалам документального фильма телеканала Т24 − ссылка 10 ). Новых машин выявлено не было, кроме Ка-27ПЛ б/н 47 в Североморске-3, который, скорее всего, просто "пролетал мимо". В итоге, с большой степенью вероятности можно утверждать, что в период 15.10.2016-03.02.2017 на борту "Кузнецова" находились следующие машины:

Су-33 - 62 , 66 , 67 (потерян), 71 , 76 , 77 , 78 , 84 , 85 , 88 ;
МиГ-29КУБ − 52 , 53 ;
МиГ-29К − 41 , 47 (потерян), 49 ;
Ка-52К − 2 машины без бортовых номеров;
Ка-27ПС − 52 , 55 , 57 , 60 ; Ка-27ПЛ − 32 , 45 ; Ка-29 − 23 , 75 ; Ка-31 − 90 .

Итого в авиагруппе: 10 Су-33, 2 /3 МиГ-29 (КУБ / К) , 2 Ка-52К, 1 Ка-31, 2 Ка-29, 2 /4 Ка-27 (ПЛ / ПС) , всего 26 ЛА минус 2 = 24 ЛА.

Примечание 1 . Откуда взялись на обратном пути " более 40 летательных аппаратов корабельной авиации, использовавшихся для нанесения ударов по международным террористическим группировкам" известно только И. Конашенкову (ссылка 11 ), т. к. даже с учётом трёх штатных вертолётов "Петра Великого" их набирается всего 27.

Примечание 2 . Кроме боевых вылетов палубной авиацией КАГ СФ было выполнено " 750 вылетов для выполнения задач поисково-спасательного, авиационно-транспортного обеспечения, воздушной разведки и поддержания благоприятного оперативного режима" (В. Герасимов, ссылка 5). Добавим сюда демонстрационные вылеты Су-33 специально для сирийских и ливийских высоких гостей.


03. Ангар "Кузнецова" − Су-33 б/н 88 (на переднем плане) и б/н хх, 06.01.2016 (скриншот из видео mod.gov.sy)


04. Ангар "Кузнецова" − Су-33 б/н 88 (на переднем плане) и б/н хх, 06.01.2016 (скриншот из видео mod.gov.sy)


05. Стартовые позиции №1 и №2 − Су-33 б/н 84 (слева) и б/н хх, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


06. Технические позиции ТП6-ТП15 − Су-33 б/н 66 и 78, садится б/н 84, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


07. Техпозиции ТП6-ТП15 − Су-33 б/н 66, 78 и б/н хх, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


08. Техпозиции ТП6-ТП15 − Су-33 б/н 66, 78, б/н хх, б/н 85, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


09. Техпозиции ТП6-ТП15 − Су-33 б/н 78 и б/н хх, садится б/н 84, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


10. Техпозиции ТП6-ТП15 − Су-33 б/н хх, б/н 85 и б/н хх, садится б/н 84, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


11. Техпозиции ТП19-ТП22 − МиГи б/н 53, 52, 49 и 41, садится Су-33 б/н 84, 06.01.2016 (скриншот из видео mod.gov.sy)


12. Су-33 б/н 62 взлетает с ТАВКР с 3-й СП, направляясь в Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Минобороны)


13. Су-33 б/н 62, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Минобороны)


14. Су-33 б/н 66 и 77, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео ТРК Звезда)


15. Су-33 б/н 71 на кормовом подъёмнике ТАВКР, 03.02.2017 (скриншот из видео Минобороны)


16. Су-33 б/н 71 готовится к взлёту с ТАВКР курсом на Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Рен-ТВ)


17. Су-33 б/н 76, Североморск-3, 03.02.2017 (фото Минобороны с facebook.com)


18. Су-33 б/н 77 и 85, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Минобороны)


19. Су-33 б/н 78, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Минобороны)


20. Су-33 б/н 78, Североморск-3, 03.02.2017 (фото Минобороны с facebook.com)


21. Су-33 б/н 84 на палубе ТАВКР у берегов Сирии, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


22. Су-33 б/н 84, Североморск-3, 03.02.2017 (фото Минобороны с facebook.com)


23. Су-33 б/н 85 и 84, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео ТРК Звезда)


24. Су-33 б/н 88 в ангаре "Кузнецова" у берегов Сирии, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


25. Су-33 б/н 88 в ангаре "Кузнецова" у берегов Сирии, 06.01.2016 (скриншот из видео mod.gov.sy )


26. МиГ-29К б/н 41, Североморск-3, 03.02.2017 (фото Минобороны с facebook.com)


27. МиГ-29К б/н 49 взлетает с ТАВКР, направляясь в Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Рен-ТВ)


28. МиГ-29К б/н 49, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео ТВ Россия 24)


29. МиГ-29КУБ б/н 52, МиГ-29К б/н 49 (ближе − б/н 53, дальше − б/н 41), 06.01.2016 (скриншот из видео ТРК Звезда)


30. Все четыре МиГа-29К(УБ) (б/н 52, 53, 41, 49) перед вылетом в Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Рен-ТВ)


31. МиГ-29КУБ б/н 52, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Рен-ТВ)


32. МиГ-29КУБ б/н 53, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из программы НТВ "Сегодня")

Крейсер "Адмирал Кузнецов" вернулся из Сирии на североморский рейд. На завершающем этапе дальнего похода корабли отработали ряд задач на морских полигонах Баренцева моря, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на Минобороны России.

Ранее британский министр обороны Майкл Феллон, докладывая о том, как королевский флот сопровождает возвращающуюся из Сирии российскую военную эскадру, назвал авианосец "Адмирал Кузнецов" "кораблем позора". В Минобороны оскорбительное высказывание не оставили без внимания и посоветовали Феллону больше внимания уделять своему флоту, переживающему не лучшие времена. Предлагаем, убрав эмоции, перенести внимание со словесной дуэли двух оборонных ведомств на реальные характеристики "Кузнецова" и сравнить его с его натовскими конкурентами по основным показателям. Заслуживает ли он хоть на йоту того определения, которое ему дал Феллон?

Конечно, наш авианосец не нов. Проектировался и создавался он еще во времена СССР, на излете холодной войны. Однако в нем нашли воплощение лучшие идеи и достижения советского кораблестроения. Создатели придали ему беспримерную стойкость в бою. При ядерном взрыве мощностью 30 килотонн на расстоянии всего двух километров от "Кузнецова" тот должен не только уцелеть и остаться на плаву, но и сохранить боеспособность. Вероятно, палубную авиацию уже использовать не получится. Однако подпалубные ракеты "Гранит" и "Кинжал" смогут поражать врага и в воде, и на земле, и в воздухе.

Фото: Global Look

В попытках заклеймить позором единственный российский авианосец британский министр, видимо, забыл, что у королевского флота такого класса судов и вовсе нет. А сопровождавшие "Кузнецова" британские корабли - фрегат "Сент-Олбанс" и десантный вертолетоносец "Оушен" - по авианесущим возможностям не идут с ним ни в какое сравнение. "Сент-Олбанс" может взять на борт не больше двух вертолетов, а "Оушен" - только 18. Тогда как на "Кузнецове" одновременно может разместиться 28 самолетов и 24 вертолета.

Единственный натовский корабль, который способен сравниться с "Кузнецовым" в Старом Свете, - это французский авианосец "Шарль де Голль". Но и он уступает российскому тяжелому авианесущему крейсеру как в размерах, так и в возможном количестве летательных аппаратов на борту - всего 40 против 52.

Фото: Wikimedia

Как ни странно, желчь в адрес "Кузнецова" льется не только из натовских кабинетов, но и с просторов Рунета. Поводом для язвительных шуток, "фотожаб" и прочих издевок стал густой дым из трубы российского авианосца, который будто бы свидетельствует о его технической отсталости. Якобы на Западе такие корабли давно на атомных установках ходят. Хотя страну - родоначальника атомного флота вряд ли можно упрекнуть в отсутствии технологий и возможности установки ядерного реактора на авианосец в случае необходимости. Резоны для наделения "Кузнецова" мазутной силовой установкой были серьезные. Во-первых, дешевизна топлива и текущего ремонта установки. Даже Соединенным Штатам с их высочайшими расходами на оборону пришлось отказаться от нескольких атомных кораблей в связи с высокими расходами на ремонт их силовых установок. Во-вторых, мазут хранится в прослойке вдоль всего корпуса корабля, являясь элементом противоторпедной защиты. Торпеда, попадая в корпус судна, часть своей взрывной силы и осколков отдает топливным отсекам, заполненным мазутом. Таким образом, "Кузнецов" способен выдержать взрыв до 400 кг тротила ниже своей ватерлинии.

Кстати, густой дым характерен и для военных судов США, которые строились уже в новом тысячелетии. Американские специалисты считали сильное задымление нормальным явлением, которое возникает вследствие образования нагара при длительной стоянке без движения. Когда же корабль приходит в движение, нагар постепенно прогорает, и труба перестает чадить.

Фото: Wikimedia

Помимо прочего, у "Кузнецова" есть неоспоримое преимущество перед всеми авианосцами мира. Ему единственному разрешен проход в Черное море.

Дело в том, что статья 11 Конвенции Монтрё разрешает проход через Босфор и Дарданеллы только линейных кораблей, но никак не авианосцев. Под авианосцами же она понимает корабли, построенные и переоборудованные главным образом для действий авиации. Поскольку авианесущий крейсер несет противокорабельный ракетный комплекс "Гранит" и может быть полноценной боевой единицей, вообще лишившись авиации, он, с точки зрения Конвенции, не может считаться "чистым" авианосцем. Получается, что право оперировать авианосцем в стратегически важном черноморском регионе есть только у России. И именно благодаря особенностям тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов".

Так что реплика о "корабле позора" выражает не столько насмешку над российским авианосцем, сколько досаду главы британских вооруженных сил на собственное бессилие перед "Кузнецовым": перед его мощью, его возможностями, его свободой.

Александр Геловани

История похода "Адмирала Кузнецова" к берегам Сирии в средствах массовой информации и социальных сетях стала триллером.

Люди, весьма далекие от военно-морского флота и военной темы вообще, с энтузиазмом, достойным лучшего применения, спорили о том, должен ли авианесущий крейсер дымить и каким дымом, сколько самолетов и вертолетов помещается на его борту и в его трюмах, нужна ли ему дозаправка, и так далее. Оставим в покое резвящихся в социальных сетях. Гораздо интереснее ответить на вопрос — что делает "Адмирал Кузнецов" у берегов Сирии? Почему он там? Боюсь, что простым ответом — для того, чтобы воевать, тут не обойтись.

Для начала давайте разберемся, что такое "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", именно так звучит полное название авианесущего крейсера.

Решение построить свой авианосец было принято советским руководством 3 марта 1981 года. За годы своего существования первый и единственный советский авианесущий крейсер несколько раз менял свое название. В период проектирования название крейсера звучало как "Советский Союз". Проектировался авианесущий крейсер в Ленинграде "Невским проектно-конструкторским бюро" под руководством Ю.Д. Сергеева. При закладке ему было присвоено имя столицы тогда еще советской Латвии "Рига".

© REUTERS / Norwegian Royal Airforce

Российский авианосец "Адмирал Кузнецов"

Строительство крейсера было завершено на Черноморском судостроительном заводе в Городе Николаев в декабре 1987 года. Тогда крейсер назывался "Леонид Брежнев".

Позже, во время испытаний, крейсер носил название столицы Грузии — "Тбилиси".

И наконец, при сдаче в эксплуатацию, крейсеру было присвоено имя адмирала флота Николая Герасимовича Кузнецова, который возглавлял ВМФ СССР в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период. В 1993 году для его авиагруппы стали поступать первые серийные бомбардировщики, те самые, которые нанесли вчера удары по целям в Сирии.

Министерство обороны РФ

Конечно, решение иметь свой авианосец было принято советским руководством неспроста. Вообще схватку СССР с США часто изображали как схватку Бегемота с Левиафаном, сухопутной силы с морской. СССР воспринимался как главная континентальная держава, а США — как главная морская. В этом был достаточно глубокий смысл, ведь Соединенные Штаты первые шаги в качестве мировой державы начали с "дипломатии канонерок". Именно такое название получили действия американцев во время подавления восстания боксеров в Китае, а также войны с Испанией за Кубу, Пуэрто-Рико и Филиппины. СССР же, как правопреемник Российской империи, напротив воспринимался исключительно как континентальная, то есть сухопутная сила. Таким образом решение кремлевского руководства о постройке первого советского авианосца вполне можно расценивать как попытку сыграть на поле противника.

Министерство обороны РФ

Крейсер "Адмирал Кузнецов" и СКР "Адмирал Григорович" впервые задействованы в операции в Сирии

Сыграть, это не значит выиграть, ибо понятно, что один авианесущий крейсер никак не мог составить конкуренцию авианосцам Соединенных Штатов, которых у США было к тому времени пятнадцать. Да и основу военно-морского флота СССР в период холодной войны составляли вовсе не надводные корабли, а атомные подводные лодки, с ядерным оружием на борту. Однако политическое значение данного решения понятно. Кроме этого, у СССР должен был появиться инструмент для своей "дипломатии канонерок", в случае необходимости, конечно.

"Адмирал Кузнецов" был сдан в эксплуатацию за несколько месяцев до конца Советского Союза и использовать его по назначению случай не представился. И вот сегодня российский авианесущий крейсер появился в восточном Средиземноморье.

Многие военные эксперты весьма скептически отнеслись к данному броску российской авианосной группы — в конце концов какой смысл, когда на территории той же Сирии у Российской Федерации есть наземная военно-воздушная база, где можно разместить сколько угодно самолетов. А между тем смысл есть, только он не военный, а военно-политический.

Для начала вернемся к природе войны в Сирии. С одной стороны, конечно, это религиозная война нашего времени в рамках исламской цивилизации. Кроме того, эта война — конец колониальной системы Сайкса-Пико, разделившей в далеких двадцатых годах Ближний Восток на подмандатные территории Великобритании и Франции. Однако войну в Сирии с полным основанием можно назвать и войной за "советское наследство". Причем, это первая война за это самое наследство, в которую решила вмешаться Российская Федерация как правопреемник Советского Союза.

Действительно, практически все страны, бывшие в советской зоне влияния, а среди них были и страны Восточной Европы, и Афганистан, и Ирак, и Ливия, были мягко говоря переформатированы без непосредственного участия Москвы. Сирия оказалась первой страной, которую Кремль решил защищать до конца практически всеми имеющимися у него средствами, в том числе и военными. Учитывая это обстоятельство, становится понятным такой военно-политический шаг, как появление российского авианесущего крейсера в водах восточного Средиземноморья. По сути — это ещё одно подтверждение того факта, что для Кремля Сирия является той самой красной линией, за которую он не отойдет.

Министерство обороны РФ

Крейсер "Адмирал Кузнецов" и СКР "Адмирал Григорович" впервые задействованы в операции в Сирии

Эскадра в восточном Средиземноморье, состоящая из двух сильнейших надводных кораблей российского флота — тяжелого ракетного крейсера "Петр Великий" и тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов", с кораблями сопровождениями (большими противолодочными кораблями "Североморск" и "Вице-адмирал Кулаков" и тремя подводными лодками), это не просто военная акция, это заявка на статус страны, которая может строить свой конструкт в международной политике.

Так что авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" сегодня у берегов Сирии, что не так уж нелогично, как кажется некоторым военным экспертам. На пушках Людовика XIV была надпись "Последний довод королей". В Сирии, а значит и в сегодняшней мировой политике эти доводы давно говорят, причем говорят достаточно громко.



Статьи по теме: