Военный тор. Зенитный ракетный комплекс Тор-M2Э

Если внимательно проанализировать ход вооруженных конфликтов последних десятилетий, то первое, что бросается в глаза, это все более возрастающая роль авиации в ходе боевых действий. В некоторых случаях применение военно-воздушных сил сыграло решающую роль и определило исход противостояния. Особенно заметна эта тенденция в последние годы. Стремительное развитие высокоточного оружия, применение беспилотных летательных аппаратов, использование новых систем прицеливания и навигации. Сегодня можно уверенно заявить, что авиация – это наиболее опасный противник сухопутных сил.

Именно по этой причине нет абсолютно ничего удивительного в том, что ведущие оружейные державы мира занимаются активной разработкой систем ПВО. Начиная от тактических систем малой дальности, которые непосредственно прикрывают войсковые соединения, до стратегических комплексов, что могут уничтожать воздушные цели на дистанции в сотни километров. Особенно важно защитить войска от действия фронтовой авиации.

Советские системы ПВО считались одними из лучших в мире, российский военно-промышленный комплекс поддерживает эти славные традиции и сегодня. Недавно был показан Тор-М2У – последняя модификация знаменитого зенитно-ракетного комплекса, разработка которого началась еще 70-х годах минувшего века.

История создания

Работы над созданием нового тактического ЗРК начались в 1975 году, после выхода соответствующего постановления Совмина СССР. Разработка велась в Научно-исследовательском электромеханическом институте. Именно здесь создавались такие знаменитые комплексы, как ЗРК «Оса», «Круг». В 1976 году на свет появился эскизный проект нового зенитного комплекса. Параллельно шли работы над созданием модификации для военно-морского флота (ЗРК «Кинжал»). В 1986 году комплекс был принят на вооружение, началось его серийное производство. Он получил название «Тор».

Зенитно-ракетный комплекс «Тор» разработан для защиты от ударов с воздуха военных, экономических и других объектов на тактическом уровне. ЗРК может эффективно бороться против различных видов ракет (в том числе крылатых и противорадиолокационных), беспилотных летательных аппаратов, авиационных бомб, самолетов и вертолетов противника.

В последние десятилетия авиация стремительно развивается, поэтому почти сразу после принятия комплекса на вооружение, началась его модернизация. Уже в 1989 году стартовали испытания машины, которая получила индекс «Тор-М1». В 1991 году ее приняли на вооружение.

От базовой модели она отличалась наличием второго целевого канала и более эффективной боевой частью ракеты. Ракеты разместили в специальных алюминиевых транспортно-пусковых контейнерах. На машину была установлена новая бортовая вычислительная система, станция обнаружения «Тор-М1»стала более эффективной и более защищенной от помех. Экипаж комплекса «Тор-М1» был уменьшен до трех человек.

Была создана колесная, гусеничная, буксируемая и стационарная модификация комплекса «Тор-М1». Самой совершенной является модификация «Тор-М1-2У», которая стала поступать в войска в 2012 году.

Одновременно шли работы над еще более совершенным комплексом – «Тор-2М», который является машиной нового поколения и особенно эффективен при отражении массированных воздушных атак, в условиях радиоэлектронного противодействия. В 2012 году на вооружение был принят «Тор-М2У», по некоторым своим характеристикам аналогов в мире он не имеет.

В 2015 году на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» начали серийно выпускать два новых комплекса - ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э(К)» для поставок на экспорт. Разница между ними невелика: «Тор-М2Э(К)» имеет колесное шасси, а «Тор-М2У» - гусеничное.

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» участвовал в параде на Красной площади, а в нынешнем году его уже начали осваивать в частях ПВО. Планируется, что «Тор-М2У» полностью заменят давно устаревшие ЗРК «Оса». Правда, сроки этой замены неизвестны.

Сейчас ведутся работы над созданием модульного варианта комплекса («Тор-М2КМ»). По своим характеристикам он не будет уступать другим модификациям, но при этом его можно будет установить на любую гусеничную или колесную машину.

Описание

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» - это тактический ЗРК нового поколения, предназначенный для защиты воинских частей, а также объектов промышленности и инфраструктуры от ударов с воздуха. Он эффективен против высокоточного оружия, беспилотных летательных аппаратов, крылатых ракет, современных самолетов и вертолетов.

«Тор-М2У» может обнаруживать одновременно более 40 целей, определять самые опасные из них, одновременно вести огонь по четырем из них. Его можно использовать для борьбы с массированными атаками современных средств воздушного нападения. Технические характеристики зенитных ракет комплекса позволяют эффективно бороться против малоразмерных и высокоманевренных целей. «Тор-М2У» может успешно работать в составе системы ПВО, но может применяться и автономно.

На каждой машине установлена станция обнаружения целей (СОЦ), станция наведения и сопровождения ракет и целей, система навигации и привязки к местности, автономная система для электрического питания и восемь зенитных ракет в двух пусковых контейнерах.

Станция обнаружения целей, установленная на комплексе «Тор-М2У», работает в сантиметровом диапазоне волн, оснащена системой распознавания «свой - чужой», обеспечивает работу комплекса во время движения. Система имеет высокую степень защищенности от помех, может обнаруживать более 40 целей на расстоянии до 32 километров. Из них выделяются десять наиболее опасных, которые выдаются на монитор командиру машины. То есть машина сама подсказывает экипажу очередность обстрела воздушных целей. Основным отличием «Тор-М2» от «Тор-М1» является модернизация станции обнаружения целей. Модернизированная станция может обнаруживать цели с малой площадью рассеивания (ЭПР), то есть летательные аппараты, созданные с использованием технологии «стелс». Кроме того, СОЦ на «Тор-М2» имеет более высокий уровень помехозащищенности, чем на своем предшественнике.

РЛС сопровождения ракет и целей может сопровождать сразу четыре воздушных объекта и наводить на них шесть зенитных ракет. В конструкции этой РЛС использована пассивная фазированная антенная решетка, которая имеет высокую степень защиты от радиоэлектронных помех. Она также работает в сантиметровом волновом диапазоне. В комплекс сопровождения целей также входят оптикоэлектронные средства сопровождения воздушных объектов. Обычно их применяют при слишком высоком уровне помех.

Каждый комплекс оборудован системами навигации и привязки к местности, а также специальной системой связи.

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» вооружен восьмью зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) 9М331, которые были разработаны в МКБ «Факел». Ракеты этого конструкторского бюро стоят на всех машинах семейства «Тор».

9М331 представляет собой одноступенчатую, твердотопливную ракету, созданную по аэродинамической схеме «утка». После старта ракета выбрасывается из контейнера специальной катапультой со скоростью 25 м/с, на высоте двадцати метров включаются маршевые двигатели, которые могут разогнать ракету до скорости 700-800 м/с на дистанции в полтора километра. Наведение ракеты на цель начинается на дистанции 250 метров. Боевая часть ракеты – осколочно-фугасного типа.

Ракета оборудована складными крыльями, которые раскладываются сразу после старта. На ней установлен активный радиовзрыватель, 9М331 может самоликвидироваться автоматически или по сигналу оператора.

Восемь ракет находятся в двух транспортно-пусковых контейнерах 9Я281. Антенные комплексы и пусковые устройства образовывают единый комплекс, который вращается на 360 градусов. Каждая ракета оборудована катапультой, старт – вертикальный. После старта происходит отклонение ракеты в необходимую сторону и под нужным углом. Достигается это с помощью специального газогенератора, сопла которого находятся у основания аэродинамических рулей. Величина отклонения заносится оператором в автопилот ракеты.

В состав комплекса входит несколько обслуживающих машин. Заряжающая машина на базе автомобиля «Урал-4320» имеет один боекомплект (восемь ракет), оснащена погрузочными устройствами (краном со специальным манипулятором). С его помощью извлекаются пустые пусковые контейнеры и устанавливаются новые. Процесс перезарядки занимает восемнадцать минут.

Есть и другие типы заряжающих машин. Также существуют машины технического обслуживания четырех и шестнадцати ЗРК «Тор-М2У».

Технические характеристики

Ниже указаны тактико-технические характеристики (ТТХ) комплекса «Тор-М2У».

Максимальная дальность поражения, км 12

Минимальная дальность поражения, м:
- на высоте 10 метров
- на высоте более 100 метров 1500
не более 1000

Количество одновременно обрабатываемых целей 48

Количество одновременно сопровождаемых трасс целей 10

Количество одновременно обстреливаемых целей 4

Количество одновременно наводимых ракет 8

Максимальная скорость движения целей, м/c 700

Перегрузка маневра цели 10 g

Боекомплект ЗУР на БМ, шт. 8 в двух ЗРМ

Время заряжания БМ, мин. 18

Время развертывания комплекса, мин. 3

Скорость движения БМ, км/ч:
- по шоссейным дорогам
- по грунтовым дорогам до 80
до 30

Запас хода по топливу, км 500

Максимальная масса БМ, т 30

Расчет БМ, чел. 3

Климатические условия:
- температура, °С
- влажность, %
- высота над уровнем моря, м
- скорость ветра, м/с ±50
98
до 3000
до 30

ЗРК «Тор» — современный зенитно-ракетный комплекс малого радиуса действия, способный одновременно вести огонь по 4 воздушным целям.

В современных условиях ведения боевых действий акцент главенствующего фактора угроз повышается и в прямом и в переносном смысле – от земли, пехотных частей к небу, военно-воздушным силам. Роль авиации существенно возросла, ее действия, направленные на массовое уничтожение живой силы, техники противника, командных пунктов, фортификационных сооружений решают судьбу сражений. Этому подтверждение действие российских воздушно-космических сил в Сирии. Соответственно возрастает роль противоборствующей стороны – системы противовоздушной обороны и конкретно, зенитно-ракетных комплексов (ЗРК), способных быстро обнаружить и уничтожить «крылатого» противника. Помимо ликвидации пилотируемой авиации им предписывается противоборство крылатым ракетам противника различного типа, планирующим авиабомбам, беспилотным устройствам. Также поменялась манера ведения обороны. Более актуальной, чем преодоление водных преград, стала проблема увеличения маневренности, скоростных качеств и проходимости передвижных ЗРК для поддержки своих подразделений. Для этого требовался переход с колесной базы передвижных устройств на гусеничные.

Странички истории

Система ПВО Советского Союза, а затем России всегда занимала лидирующую позицию среди зарубежных аналогов. Разработанный в семидесятых годах ЗРК 9К37 «Бук» не утратил своей значимости и в наше время. Однако этого было не достаточно. Постановление Совета Министров страны потребовало разработки более совершенной системы. В 1975 году в НИЭМИ МРП началась работа по созданию такого зенитно-ракетного комплекса, отвечающего современным реалиям. Руководство по разработке системы в целом возложили на конструктора Ефремова В. Создание боевой машины поручили отделу под руководством Дризе И. Также был задействован МКБ «Факел» МАП, под руководством Грушина П. для создания ракеты для нового комплекса. В 1986 году началась эксплуатация нового зенитно-ракетного комплекса в подразделениях ПВО РФ .

Устройство ЗРК Тор

Новая система получившая название Тор состоит из нескольких составляющих.

  • СОЦ – станция обнаружения целей. Состоит из систем стабилизации и получении информации о стране обнаруженного объекта. Обзор пространства производится тремя лучами, каждый из которых имеет ширину 4 градуса углового диапазона и 1,5 градуса по азимуту и может перекрывать сегмент пространства в 32 градуса. Система позволяет обнаружить самолет типа F15 на расстоянии около 26 км, высоте от 30 м до 6 км с вероятностью в 80%.
  • СН – система наведения, которая координирует каналы зенитных ракет комплекса и канал обнаруженной цели.
  • ЭВМ – в обязанности которой входит обработка всей полученной информации и проведении оперативных вычислений на предмет получения данных для установки верных навигационных показателей необходимых для уничтожения обнаруженной цели.
  • Устройство поочередного запуска восьми управляемых ракет комплекса.
  • ЗРК Тор также оборудован и другими важнейшими устройствами для обеспечения своей жизнедеятельности: контрольная система определения функциональности ЗРК, самописца записи работы, устройство автономного питания и другие.
  • Вся техническая надстройка установлена на шасси с гусеницами «Объект 355», произведенном на Минском тракторном заводе, которое унифицировано с шасси 2С6 ЗПРК 2К22 «Тунгуска». На боевой машине установлен комплекс ЗУР 9М330 с восемью ракетами. В данном устройстве впервые в мире была применена вертикальная система запуска.

Технические характеристики

Тор имеет следующие характеристики своих составляющих.

Боевая машина 9А330

  • Вес – 32 тонны.
  • Мощность мотора – 800 л. с.
  • Скорость по асфальтовому покрытию – 65 км/час.
  • Крутизна преодолимого подъема – 35 градусов.
  • Допустимый брод и ров, соответственно – 1 м и 2 м.
  • Клиренс – 450 мм.
  • Экипаж состоит из четырех человек.

Зенитная установка обладает такими данными.

  • ЗУР 9М330
  • Вес – 165 кг.
  • Длина – 2890 мм.
  • Диаметр – 230 мм.
  • Длина размаха крыла ракеты – 650 мм.
  • Возможная дистанция стрельб – 0,5 м — 12 км.
  • Скорость при полете ракеты – 2520 км/час.

При помощи боевой установки возможно поразить цель, находящейся в диапазоне от 0,5 до 12 км, находящейся на высоте от 10 м до 6000 м и летящей со скоростью 700 м/сек. ЗРК Тор занимает боевую позицию при переходе из походного в боевое положение в течении трех минут. Ракета в момент старта при помощи катапульты выкидывается из контейнера, после чего происходит расклад крыльев. Необходимый угол полета к установленной цели устанавливается газогенератором, который при получении информации перекрывает требуемые газоотводные каналы. После двадцати метров полета происходит запуск двигателя. Запущенная ракета набирает скорость 800 м/сек на полуторакилометровой высоте. Система навигационного устройства, направленную на поражаемую цель начинает свою работу пройдя дистанцию 250 метров. Взрыватель срабатывает при обработке полученных данных по мере сближения с уничтожаемым объектом.

Модификации

«Кинжал» 3К95 — Морской вариант сухопутного аналога, вооруженный ракетой 9М330-2.

9К331 «Тор-М1»

Не успел ЗРК Тор встать на вооружение в армейские части РФ, как его уже подвергли модернизации. Технический прогресс, в том числе и в военно-воздушных силах развивается настолько стремительно, что приходится принимать ответные шаги, чтобы дать требуемый отпор противнику.

В результате этих работ, проходивших в течении двух лет, модернизированный комплекс был поставлен в воинские подразделения в 1991 году. Изменения произошли следующие.

  • Появился второй целевой канал.
  • Увеличилась зона поражения целей, летящей на маленькой высоте.
  • Возможное соединение с командным пунктом типа 9С737 «Ранжир».
  • Уменьшился состав экипажа – три человека.
  • Бортовой компьютер снабжен новой двухпроцессорной системой, действующей намного эффективнее.
  • Применение новых ракет 9М331, способные выдержать большие перегрузки.

Тор-М1ТА — Размещение нового ЗУР на шасси «Урал»-5323 с колесной базой.

«Тор-М1Б» — Ведомый вариант перемещения на полуприцепных устройствах.

ЗРК «Тор-М2» , отличительной особенностью которого является поддержка огнем ЗУР своих частей на ходу.

Существует еще несколько модификаций ЗРК Тор, но их объединяет одно предназначение – защищать небо Родины от врагов

    Зенитный ракетный комплекс 9К331 «Тор-M1» - Зенитный ракетный комплекс 9К331 «Тор M1» 1991 ЗРК 9К331 «Тор М1» предназначен для противовоздушной обороны мотострелковых и танковых дивизий во всех видах боевых действий от ударов высокоточного оружия, управляемых и… … Военная энциклопедия

    Зенитный ракетный комплекс «Кинжал» - Зенитный ракетный комплекс «Кинжал» В 80 х годах в НПО «Альтаир» под руководством С. А. Фадеева создается зенитный ракетный комплекс ближней обороны «Кинжал» (псевдоним «Клинок»). Основой многоканальности… … Военная энциклопедия

    Подвижная ракетная установка комплекса «Пэтриот» на 4 ракеты Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) совокупность функционально связанных боевых и технических средств, обеспечивающих решение задач по борьбе со средствами воздушн … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Оса (значения) … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Бук (значения). Бук индекс ГРАУ 9К37 обозначение МО США и НАТО SA 11 Gadfly … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кинжал (значения) … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Сосна (значения). ЗРК «Сосна» Основные характеристики Классифик … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Штиль (значения). ЗРК «Штиль 1» ЗРК «Штиль» («Штиль 1», индекс ГРАУ 3С90Э.1 (пусковая установка)) многоканальный зенитно ракетный компл … Википедия

Зенитный ракетный комплекс "Тор-М2" получил новую ракету, под которую пришлось модернизировать ряд систем комплекса. Об этом в пятницу, 5 апреля, в интервью РИА Новости сообщил Фанил Зиятдинов, гендиректор ижевского электромеханического завода "Купол" (входит в концерн воздушно-космической обороны "Алмаз-Антей").

"Модернизации подверглось большое количество узлов комплекса. Внешне самой заметной инновацией стало принятие новой зенитной управляемой ракеты – 9М338. Это решение назрело давно: несмотря на регулярные модернизации комплекса, ракета долгое время оставалась прежней. И вот сейчас комплекс получил новый, весьма успешный боеприпас", – сказал он.


Однако, оговорился собеседник, ракету 9М338 нельзя считать автономным средством поражения целей, она не "делает все сама" – и наведение, и команда на подрыв осуществляется станцией наведения боевой машины.

"Соответственно, для увеличения точности поражения целей пришлось серьезно модернизировать систему наведения. Она получает информацию от станции обнаружения целей и вычислительных средств комплекса, значит, потребовалась модернизация станции обнаружения целей, увеличение быстродействия бортовых компьютеров и совершенствование их алгоритмов", – пояснил собеседник агентства.

По его словам, изменения внесены и в антенно-пусковую установку – в нее уместили 16 зенитных управляемых ракет вместо восьми.

"Как видим, изменение одного элемента вооружения ЗРК влечет за собой необходимость дальнейшего совершенствования большинства узлов и приборов. Недаром "Тор" классифицируется как зенитный ракетный комплекс – достоинства отдельных его элементов могут быть реализованы только в совокупности с достоинствами других элементов ЗРК. И именно в совокупности тактико-технические характеристики ЗРК "Тор" являются непревзойдёнными", – сказал Зиятдинов.

Ранее на вооружении комплексов "Тор-М1" и "Тор-М2У" находилась ракета 9М331. Новая 9М338 прошла испытания в 2013 году, однако включена в состав комплекса недавно.

Справка Mil.Press Военное

Всепогодный ЗРК "Тор-М2" разворачивается в течение 3 минут и способен поражать летящие со скоростью до 700 м/с аэродинамические цели на расстоянии 1–12 км на высотах от 100 метров до 10 км. Отличительная особенность "Тор-М2" – возможность вести огонь на ходу без остановок. Это позволяет защищать технику на марше.

Зенитный ракетный комплекс «Тор-М2» - основной ЗРК малой дальности, стоящий сегодня на вооружении ПВО Сухопутных войск России. Предназначение этого оружия - противовоздушная и противоракетная оборона на уровне дивизионного звена, защита сухопутных соединений от ударов противорадиолокационных и крылатых ракет, противодействие летательным аппаратам, в том числе пилотируемым дистанционно, поражение планирующих авиабомб. Ключевой особенностью комплекса является его способность вести огонь на ходу, то есть действовать на марше, при совершении маневра, без остановок.Многие образцы российского вооружения по праву носят титул «уникальные». К таким, без сомнения, можно отнести и созданный на базе «Тора» зенитный ракетный комплекс, предназначенный для работы в арктических условиях, «Тор-М2ДТ». В нынешнем году «северный» вариант этого ЗРК с боевой машиной на базе двухзвенного гусеничного транспортера ДТ-30 был впервые представлен широкой публике на Параде Победы на Красной площади.Темой очередного выпуска программы «Военная приемка», выходящей на телеканале «Звезда», станет как раз комплекс семейства «Тор». Журналист Алексей Егоров покажет и расскажет о нем все, начиная от тестирования ходовых качеств этой машины и заканчивая рассказом о ее непревзойденных возможностях по обнаружению и поражению воздушных целей.Там, где пехота не пройдет Полигон Научно-исследовательского испытательного центра (исследований и перспектив развития автомобильной техники вооруженных сил) 3-го Центрального научно-исследовательского института Минобороны России в подмосковном городе Бронницы - то место, где традиционно испытываются новинки колесной и гусеничной техники для армии и флота. Именно здесь проходит испытание и первый в ВС РФ комплекс «Тор», созданный специально для работы в арктической зоне. Два звена и маскировочная окраска придают этой машине сходство с огромной гусеницей, которая с легкостью скользит по бездорожью. Боевые средства комплекса размещены на двухзвенном гусеничном шасси повышенной проходимости: по сути, этот ЗРК может использоваться в отсутствие любых дорог, свободно передвигаться на пересеченной местности, преодолевать и глубокие снега, и ледяные просторы. При этом экипажу созданы все условия для нормальной работы, для работы в Заполярье адаптированы и боевые средства комплекса.Чтобы понять и прочувствовать возможности этого вездехода, стоит проехать на нем хотя бы по испытательным площадкам подмосковного полигона. Машинам здесь задают самые сложные маршруты, их безжалостно тестируют на почти экстремальных площадках. По словам представителей НИИЦ, при выборе такого вида шасси для «Тора», как двухзвенная платформа, были учтены высокие возможности транспортера на гусеничном ходу, его способности преодолевать различные препятствия. Для «Тор-М2ДТ» не станут преградой даже водные рубежи. Машину в ходе испытаний специально тестируют водой, заливают ее корпус в дождевальной камере, погружают в озеро - проверяют возможности движения вплавь.Одновременно проверку на выживаемость проходит и обитаемый отсек. Места здесь хватает для комфортного размещения как минимум трех человек, и в ходе испытаний, проведенных специалистами НИИЦ Минобороны России в условиях Крайнего Севера (тогда машины прошли своим ходом около 2 400 км), микроклимат в обитаемом отделении поддерживался даже при температуре до минус 60 градусов Цельсия. Нельзя, к слову, не упомянуть и о том, что участники того похода стали первыми в мире, кому удалось дойти на колесной и гусеничной технике от материковой части до острова Котельный в Северном Ледовитом океане.Вообще, плавающий зенитно-ракетный комплекс - явление беспрецедентное. «Тор» в этом смысле считается единственным в мире: ни в странах НАТО, ни в армиях других государств боевого комплекса с такими характеристиками не существует. Одновременно с ЗРК испытания проходит и машина обеспечения - такой же гусеничный «внедорожник», но предназначенный для транспортировки боезапаса. То есть, помимо всех достоинств, у комплекса есть еще одно преимущество - он самодостаточен, не привязан при выполнении боевой задачи неразрывно к пункту обеспечения.Уничтожитель «Томагавков» Сборка машин семейства «Тор» производится на площадках АО «Ижевский электромеханический завод «Купол», входящего в концерн ВКО «Алмаз-Антей». Именно здесь создается и абсолютно новая модификация этого средства ПВО - тот самый арктический вариант «Тора». Начальник бюро ОКБ 011 ИЭМЗ «Купол» Павел Толшмяков - один из специалистов, участвовавших в разработке конструкции ЗРК. По его словам, этот комплекс можно без преувеличения назвать самым современным, самым передовым в своем классе. Ему по силам отразить массированный налет крылатых ракет (напомним, именно такому удару подверглась весной этого года база сирийских ВВС Шайрат). Как отмечает Павел Викторович, крылатая ракета - это типовая цель для данной боевой машины, и в ситуации, когда на защите объекта стоит, скажем, штатная батарея «Торов», у налетчиков не остается никаких шансов.
Если бы база Шайрат, по которой нанесли свой удар американские Tomahawk, находилась бы под защитой комплексов, подобных нашим, аэродром остался бы невредимым. Батарея ЗРК «Тор» способна противостоять и более современным видам крылатых ракет, например AGM-65 Maverick, оснащенным лазерной головкой самонаведения. Интересно, что дистанция между машинами может при этом составлять хоть пять километров: необходимый защитный барьер будет обеспечен, а компьютерная система управления сама определит приоритетные цели и предложит алгоритм их поражения.Дело в том, что в технологию применения этого вооружения заложена процедура определения первостепенных целей. Это необходимо в случае, скажем, ракетной атаки с разных сторон. В такой ситуации, как говорит Павел Толшмяков, вычислительные системы ранжируют летящие в сторону объекта ракеты по степени их опасности, а также по минимальному времени подлета. Обработанная и подготовленная информация докладывается оператору, который и принимает решение на применение оружия. Как подчеркивает заместитель главного конструктора АО «Ижевский электромеханический завод «Купол» Илья Рыков, программное обеспечение и алгоритмы этого оружия заложены таким образом, что ракета определяет не только тип целей, но и момент подрыва, формируя под каждую цель свое «облако осколков».Завод «Купол» - то место, где «Тор» становится настоящим боевым оружием, превращается в стража неба. Специалисты предприятия должны разобраться в километрах проводов (они маркируются, чтобы при монтаже попасть точно к месту назначения), настроить работу автоматики, филигранно отрегулировать систему управления лучом - одним из важнейших компонентов современных зенитных ракетных комплексов. Особое внимание уделяется фазированной антенной решетке - тому самому элементу, который подсвечивает цели и обеспечивает ювелирное попадание ракет. С помощью излучателей электромагнитных волн, являющихся основой ФАР, «Тор» способен одновременно сопровождать до четырех целей, в том числе крылатые ракеты, летящие на внушительной скорости.
Антенне станции обнаружения целей под силу вскрыть даже такой миниатюрный и практически лишенных металлических деталей объект, как коптер. Заместитель главного конструктора ИЭМЗ «Купол» Илья Рыков подтверждает: «Тор» в состоянии ликвидировать беспилотный летательный аппарат, конструкция которого полностью выполнена из углепластика. Для радиолокационной системы этого ЗРК достаточно металлических частей двигателя БПЛА, которые и становятся ориентирами при определении параметров цели.Технологии превосходства В качестве основной площадки для практических испытаний средств ПВО выступает Государственный центральный межвидовый полигон Капустин Яр, что в Астраханской области. Здесь пристреливаются и комплексы «Тор», а зенитчики, в свою очередь, проходят в условиях реального применения вооружения боевую и специальную подготовку. Личный состав 538-го Тарнопольского гвардейского зенитного ракетного ордена Александра Невского полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Западного военного округа, куда тоже поступил полковой комплект ЗРК «Тор-М2», уже прошел экзамен Капустиным Яром. Командир части полковник Константин Демидов считает последние проведенные на полигоне стрельбы удачными. «Выполнены все задачи, поставленные по обстрелу воздушных целей, - свидетельствует офицер. - Работали все 16 боевых машин, командиры батарей принимали решение. Все мишени были уничтожены».Вообще, комплексы «Тор» - это лишь часть противовоздушного «зонтика» над нашей страной, который обеспечивают вооруженные силы. Система российской ПВО считается эшелонированной: на дальних подступах воздушного противника встретят ракеты комплекса С-400, а если кому-то удастся преодолеть их заслон, то в дело вступит комплекс средней дальности «Бук». У «Тора» - особая миссия. Его ракеты, оснащенные маршевыми двигателями, способны менять в полете траекторию, а также поражать цели, летящие на предельно малых высотах - всего четыре-пять метров от земли. Нельзя не отметить, что по сравнению с предыдущими версиями ЗРК у нового комплекса вдвое увеличен боекомплект, а ракеты обладают расширенной зоной поражения и повышенной точностью стрельбы. Важное обстоятельство: стрелять наш комплекс учится, поражая куда более скоростные мишени, чем те же американские ракеты. В качестве условных целей для «Тора» выступают ракеты отечественного ЗРК «Оса», скорость которых превышает 1,5 тыс. км/ч, тогда как Tomahawk выжимает в полете максимум 880 км/ч.
Важным отличием ЗРК «Тор-М2», как уже было сказано, является его возможность работать в движении, причем на приличной скорости. Радиолокационный комплекс в состоянии не только удерживать несколько целей на ходу, но и вести по ним огонь. В 2015 году ЗРК «Тор-М2У» поразил цели, двигаясь со скоростью 25 км/ч, в 2016-м были проведены успешные стрельбы при движении боевой машины со скоростью уже 45 км/ч. То есть зенитные ракетные комплексы производства завода «Купол» могут - первые в мире - осуществлять непрерывное прикрытие войск на марше или при проведении ими маневра в бою.«Тору» под силу справиться не только с сухопутными препятствиями и водными преградами. Комплекс прошел испытание и морской стихией, подтвердив там свои высокие огневые качества. В сентябре 2016 года автономный боевой модуль ЗРК «Тор-М2КМ» провел успешные стрельбы по различным видам воздушных целей с борта фрегата «Адмирал Григорович», шедшего в открытом море со скоростью восемь узлов. «Тор-М2» в модификации «КМ» создан в модульном исполнении и может размещаться на различных видах шасси. «Это были первые в мире успешные стрельбы сухопутного ЗРК с борта боевого корабля, и они еще раз продемонстрировали широчайшие возможности применения комплексов данного семейства, стали важным шагом в работах по созданию унифицированных морских и сухопутных комплексов ПВО малой дальности», - отмечают в руководстве АО «ИЭМЗ «Купол».
«Адмирал Григорович» вообще можно называть настоящей исследовательской площадкой для новейшего российского вооружения. Например, именно с него запускали ракеты «Калибр» по опорным пунктам боевиков ИГИЛ (организация, запрещенная в России) на территории Сирии. Вертолетная площадка фрегата стала местом старта ракет комплекса «Тор», причем в одном из испытаний ему досталась крайне сложная мишень, имитирующая американскую противокорабельную крылатую ракету Harpoon. Ее скорость - до 850 км/ч, но не это главное. Летя на сверхмалой высоте, ракета способна атаковать цель либо горизонтально - двигаясь параллельно воде на высоте два-четыре метра, либо пикируя с отметки до 1 800 м. В обоих случаях перехват этой цели вполне по силам «Тору», что и подтвердили проведенные успешные пуски в море. А на недавних учениях в Белоруссии наш комплекс смог перехватить ракету, выпущенную из системы залпового огня «Град». Уникальным этот эксперимент сделала начальная скорость полета снаряда РСЗО - 1 000 м/сек! Так что без всяких сомнений можно утверждать, что недостижимых целей в том спектре применения, под который был создан «Тор», для этого комплекса попросту не существует.



Статьи по теме: