Подводный катер. Частные подводные лодки: Triton

Минный заградитель проекта «632»

В середине прошлого века военные моряки Советского Союза заказали специальный корабль – подводный заградитель минного обеспечения. Над проектом поручили работать ЦКБ-18, и в 1956 году начались работы по проектированию подводного минного заградителя.

В связи с большой нагрузкой ЦКБ-18 над проектированием ракетных подводных лодок, проект подводного корабля, готовностью около 40 процентов, передают коллективу ЦКБ-16.
Исходя из требований проекта, подлодка должна была иметь дизельный двигатель и вмещать специального вооружения порядка 90 мин «ПЛТ-6», специально спроектированных для подводных кораблей, также должна была присутствовать возможность быстрого переоборудования заградителя в транспортную подводную лодку для транспортирования людей и перевозки масла, топлива и воды. Хранения специального вооружения осуществлялось по революционной технологии, расположения мин между отсеками.
К концу 1958 года проект подводного заградителя «632» был принят Государственной комиссией, но в семилетний план кораблестроения, начинавшийся в декабре 1958 года, проект не вошел, зато включили подводную лодку проекта «648». Все работы после утверждения семилетнего плана по проекту минного заградителя были остановлены, и в конце концов прекращены. Из основных причин не реализации проекта, большая стоимость аккумуляторных батарей и то, что подлодка проекта «648» могла выполнить все задачи решаемые проектом «632» и кроме этого могла выполнять еще и другие задачи подводного транспортирования.

1 – отсек размещения торпедного ; 2 – отсек для установки аккумуляторов; 3 – отсек личного состава; 4 - ЦП; 5 – отсек размещения минного вооружения; 6 – стеллажи для хранения мин;
7 – дизельный отсек; 8 – труба принятия и сброса мин; 9 – электромашинный отсек; 10 - кормовой отсек

Основные характеристики:
- водоизмещение 3.2 тысячи тонн;
- длина 85 метров;
- ширина 10 метров;

- автономность плавания 80 суток;
- экипаж подлодки 90 человек;
- средняя скорость 15 узлов;
- длительность плавания один месяц;
Вооружение:
- мины около 90 штук;
- минные устройства 4 единицы;
- 4 ТА калибра 533-мм;
- 4 ТА калибра 400-мм.
Транспортировка:
- людей до 100 человек;
- боеприпасы, грузы, продовольствие до 120 тонн;
- топливо до 130 тонн.

Ракетный катер подводного погружения «Дельфин»

Идею создания такого уникального проекта подал Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Во время пребывания в Севастополе и осмотре военно-морской базы, Хрущев заметил стоящие рядом ракетные катера и подводные лодки и высказал идею по созданию погружаемого подводного флота при применении противником атомного оружия. Только потому, что идею подал сам Первый секретарь, проект, столь не совместимый по требованиям, продолжал упорно разрабатываться.

Проект, получивший номер «1231», поручили разрабатывать ЦКБ-19, для разработок и постройки опытных образцов ему передали морской завод города Ленинграда. Именно это послужило объединению ЦКБ-19 и Ленинградского ЦКБ-5 в дальнейшем в ЦКБ «Алмаз».
Разработка уникального корабля велась с большими трудностями, стоит заметить, что основные разработки делало катерное бюро, которому на ходу приходилось изучать проектирование подводных кораблей. Связать вместе надводный корабль и подлодку было трудно выполнимым занятием и конструкторам приходилось проявлять чудеса изобретательности и упрощения.

В соответствии с техническим заданием, полученным от военно-морского ведомства Советского Союза проект «1231» должен был использоваться для нанесения быстрых ракетных ударов по надводному транспорту противника в местах, близких к основным базам противника. Ракетные корабли должны были прибыть в заданный район и находиться в нем в погруженном состоянии и ожидать приближения надводных сил противника. При достаточном приближении противника ракетные корабли, всплывая, выходили на дистанцию нанесения ракетного удара, после чего уходили на большой скорости в подводном или надводном положении.

Работы по проектированию необычного корабля начались в начале 1959 году и закончились с уходом Никиты Хрущева с ведущих политических должностей в 1964 году. Никто точно сейчас сказать не может, чем закончились бы работы по постройке погружающего ракетного корабля, не уйди Никита Хрущев с должности Первого секретаря ЦК партии.

Основные характеристики:
- надводная скорость 38 узлов;
- подводная скорость 4 узла;
- экипаж корабля 12 человек;
- четыре крылатые ракеты комплекса «П-25»;
- приблизительная стоимость в 1960 году – 40 миллионов рублей;

Десантно-транспортная лодка проекта «717»

К 1962 году американский подводный флот совершает рывок в строительстве атомных подводных кораблей. Советский Союз пытается в срочном порядке догнать и перегнать основного конкурента в атомном кораблестроении.
Для получения статуса лидера Советский Союз начинает проектирование больших подводных лодок различного назначения. В 1967 году КБ «Малахит» получает техническое задание от военно-морского ведомства на проектирование подводной лодки для транспортировки десанта до 1000 человек и десятка единиц бронетехники для выполнения боевых задач.

КБ «Малахит» уже имело опыт разработки больших подводных кораблей проекта «664» и проекта «748».
Если бы атомоход был построен, он стал бы самым крупным подводным кораблем за всю . Водоизмещение 18 тысяч тонн, высота с пятиэтажный дом, длина равная 2-м футбольным полям – настоящий гигант подводного мира предназначался для транспортирования полка морской пехоты и различного вооружения и грузов до заданных районов высадки для захвата плацдармов на территории противника.
В соответствии с проектом, корпус субмарины был сделан из 2-х цилиндров. В отсеке центрального значения размещался личный состав лодки и десантных подразделений, количеством более одной тысячи человек. По бокам лодки в отсеках размещались донные мины в количестве до 400 единиц, расстановка которых по расчетам могла запереть в Норфолке весь состав шестого флота США. К 1969 году работы по проектированию лодки проекта «717» были закончены.
Но к тому времени Советскому Союзу срочно требовались субмарины с баллистическими ракетами для достижения военного паритета с США, все силы ЦКБ и судостроительных заводов были брошены на разработку и постройки атомных подлодок с ядерным вооружением. Все работы над морским левиафаном были приостановлены и в конце концом остановлены.

Основные характеристики проекта «717»:
- ширина 23 метра;
- глубина погружения до 300 метров;
- скорость хода 18 узлов;
- длительность автономного плавания 2.5 месяца;
Вооружение:
- шесть торпедных аппаратов;
- 18 противолодочных ракет;
- артиллерийские орудия 2 установки;
Транспортировка:
- полк морской пехоты с 4 БТР-60;
- батальон морской пехоты с 20 единицами бронетехники.

Проект «667М» - атомная субмарина «Андромеда»

В начале 80 годов у США начинают появляться атомные субмарины с ракетами «Томагавк» способные поразить цель на расстоянии в 2.5 тысяч километров. В Советском Союзе, в КБ им. Челомея вдогонку срочно разрабатывают комплекс «Метеорит-М». Крылатая ракета комплекса «ЗМ25» по скоростным показателям превосходила американский аналог «Томагавк» и имела назначение – уничтожение наземных объектов и целей противника.

Именно под этот ракетный комплекс начали проектные работы над переоборудованием подлодки проекта «667А», которая встала в строй ВМФ СССР в конце 1970 года. Работы проводились с 82 по 85 год на Северодвинском заводе. Был полностью заменен ракетный отсек, в новом отсеке располагались 12 ракет комплекса «Метеорит-М».

Подводный корабль получает новое обозначение «667М», номер «К-420», американцы назвали ее «Yankee-sidecar». В конце 1983 года входит в состав Северного флота, и через 30 дней начинаются боевые испытания ракетного комплекса. Ракеты не только точно ложились в цель, но и превышали все заявленные показатели, не было поломок и аварийных ситуаций.
В 1989 году после конверсии проект закрывают. Ракеты отстреливают, а субмарину используют как торпедную подлодку. В 1993 лодку ставят на длительное хранение.

Основные характеристики «Андромеды»:
- водоизмещение 7.7 тысячи тонн;
- длина 130 метров;
- ширина 12 метров;
- осадка 8.7 метра;
- глубина погружения 320 метров;
- скорость 27 узлов;
- экипаж 120 человек;
Вооружение:
- РК «Метеорит-М», боезапас 12 ракет;
- ТА калибра 533-мм;
- система управления РК «Андромеда».

Подводные баржи и танкеры

В 80 годах стала актуальной идея подводных барж и танкеров. В противостоянии между Ираком и Ираном всего за 2 года было уничтожено порядка 300 различных нефтяных судов и транспортов.

Западные страны и Советский Союз вынуждают охранять транспортные средства, и поэтому в СССР, в КБ «Малахит», начинает реализовываться проект атомной субмарины транспортного назначения.

К началу 1990 года были полностью готовы проекты танкеров и барж грузовместимостью до 30 тысяч тонн. Но из-за смены политического строя, развала СССР на отдельные государства, проекты подводных супертранспортников так и не были реализованы.
Возвращаться к идее подводных тяжеловозов начали сегодня из-за обострившихся случаев морского терроризма.
Подводный транспорт сможет доставить больше груза на глубине до 100 метров при скорости до 19 узлов. Команда подобных транспортников составит порядка 35 человек.

Знал бы Жюль Верн, что в XXI веке капитаном Немо станет российский олигарх, а вместе с ним еще десятки состоятельных покорителей морских глубин! Но современные технологии строительства подводных лодок позволяют приобрести собственную, пусть и небольшую, субмарину практически любому желающему. У которого есть деньги, конечно.

Строительство частных подлодок достигло уже таких масштабов, что в США, например, даже проводятся ежегодные гонки на судах, сконструированных энтузиастами. В теории собрать в гараже можно хоть истребитель, было бы время и желание. Гораздо интересней, что есть компании, которые профессионально занимаются конструированием и постройкой субмарин на продажу — как серийных, так и под заказ. Подобных верфей в мире не одна и не две, и производят они суда как совсем крохотные и бюджетные, так и настоящие «наутилусы» стоимостью в десятки миллионов долларов.

Верхом на морской звезде

Начнем с самых недорогих моделей. Подводные скутеры даже субмаринами-то назвать трудно. На данный момент их выпускают две компании в мире. Причем одна из них — российская. Однако первенство на этом поприще принадлежит не нашим соотечественникам. Первый подводный скутер появился еще в самом начале 2000-х под маркой BOB (Breathing Observation Bubble). С тех пор «пузыри» завоевали не один морской курорт. Электродвигатель разгоняет подводный скутер до 4,6 км/ч. Голова пилота находится в прозрачном герметичном куполе, куда подается воздух из баллона для аквалангистов, закрепленного спереди аппарата. С помощью BOB исследовать морские глубины может практически любой человек, в то время как погружение с аквалангом имеет массу противопоказаний по здоровью. Кроме того, обучение управлению скутером занимает меньше часа. Но защитный купол все же не убережет пилота от перепадов давления. Опускаться скутер может только на 12 метров. Такая глубина не вызывает дискомфорта у большинства новичков. Средняя цена аренды «пузыря» на курортах составляет около 75 долларов за 45 минут (запас батарей рассчитан на часовое погружение). Приобрести же BOB можно за 10 тысяч долларов.

За эти же деньги продается российский аналог под названием Aqua Star. Однако отечественная модель имеет ряд преимуществ. В частности, плоские окна колпака, которые, в отличие от сферической «кабины» BOB, не искажают картинку. Наибольший же интерес представляет новая модель Aqua Star 2, которую запустили в производство прошедшей весной. Скутер стал двухместным. А это означает, что пассажир может не отвлекаться на управление аппаратом и сконцентрироваться на созерцании или съемке подводного царства. Да и путешествовать вдвоем гораздо интересней, тем более что «купол» общий: пилот с пассажиром могут беспрепятственно общаться на глубине. Правда, цена возросла. За двухместный скутер придется заплатить 16 тысяч долларов. Но вторая модель, помимо пассажирского места, может похвастаться максимальной глубиной погружения в 20 метров, а также более плавным ходом. В данный момент Aqua Star занимается разработкой полноценной субмарины сухого типа. Представители компании признались «Бизнес-Стилю», что кризис заметно отодвинул сроки выхода на серийное производство подлодки, но заметили, что ее ориентировочная стоимость будет порядка 4 миллионов рублей. В таком случае наша подводная лодка сможет составить достойную конкуренцию зарубежным аналогам. Однако проект субмарины от Aqua Star реализован пока в макете, тогда как конкуренты не первый год продают уже построенные суда.

Лошади внутри дельфина

Самое дешевое из подводных транспортных средств сухого типа, катер SeaBreacher, стоит от 48 до 68 тысяч долларов. Его тоже нельзя назвать подлодкой в привычном понимании этого слова, как дельфина нельзя назвать рыбой. В общем, SeaBreacher и есть дельфин. Механический. Этот аппарат копирует не только форму тела морского млекопитающего, но и его способ передвижения в воде. Сердце катера — это роторно-поршневой двигатель мощностью 175 л.с. (или 240 — в спортивной версии). SeaBreacher может по-дельфиньи нырять и выпрыгивать из воды. Правда, пока глубина погружения ограничена примерно двумя метрами. Оставаться под водой катер может всего 20 секунд: на столько хватает запаса воздуха, который «питает» двигатель во время погружения. За счет положительной плавучести SeaBreacher может резко выныривать из воды и подпрыгивать на высоту в несколько метров, как настоящий дельфин. Также на катере можно выполнять различные трюки: перепрыгивать через препятствия и переворачиваться «на спину». И все на скорости 65 км/ч! Под водой же SeaBreacher развивает 32 км/ч. Однако этот катер непригоден для изучения морских глубин. Для этого нужна полноценная подводная лодка.

Всей семьей — в Пепперленд!

Знаменитая Yellow Submarine, на которой битлы отправились освобождать Пепперленд от синих жадин, относится к классу мини-подлодок. Создатель культового мультфильма Хайнц Эдельманн, умерший в этом году, дожил-таки до времен, когда подобные суда из разряда психоделических фантазий перешли в категорию вполне доступного вида семейного отдыха.

Например, канадская верфь International VentureCraft Corp. с успехом продает свои бюджетные субмарины, вполне сопоставимые по цене с тем же SeaBreacher. Только эти суда — полноценные подводные лодки. IVCC производит целую линейку компактных субмарин. Самая простая модель SportSub II стоит 49 тысяч долларов. За эти деньги заказчик получит двухместную подлодку, которая способна развивать под водой скорость 9,3 км/ч (5 узлов). Трехместная модель SportSub III стоит на тысячу дороже. Но емкость аккумуляторов (и, соответственно, максимальное время погружения) у трехместной модели гораздо больше — 420 А/ч против 50 А/ч у SportSub II.

Модель ResortSub за 60 тысяч долларов может оставаться под водой еще дольше. К тому же эта модель оснащается системой Auto-Hover Control, которая делает субмарину более управляемой и даже позволяет ей зависать на одном месте — как вертолет в воздухе. За дополнительные 10 тысяч специалисты IVCC превратят ее в SurveillanceSub — лодку, оснащенную жестким каркасом безопасности, который защитит корпус от столкновений под водой. Максимальная глубина погружения этих моделей — 40 метров. Самая же «заряженная» версия, ResortSub DA, стоит 250 тысяч. Но за комфорт придется заплатить не только деньгами. Эта модификация гораздо слабее: глубина погружения 12 метров и 3,7 км/ч (2 узла) максимальной скорости.

Выпускает IVCC и шестиместную подлодку TourSub. Она тоже не может похвастаться большой скоростью и глубиной погружения, зато оснащена целым десятком двигателей (другие модели приводят в движение 4 винта) и способна находиться под водой гораздо дольше.

Подлодки C-Quester от голландской компании U-Boat Worx могут продержаться без всплытия 6 часов, что тоже немало. Однако максимальная глубина погружения CQ впечатляет куда больше: подлодка «ныряет» на 100 метров. Кроме того, CQ станет настоящим украшением любой яхты. Ее дизайн навевает мысли о летающей тарелке. В данный момент U-Boat Worx предлагает две модификации судна — CQ-2 и CQ-3. Цифры — это пассажировместимость. Но за дополнительные деньги специалисты верфи могут превратить CQ-3 в четырехместную субмарину. Под водой два электродвигателя разгоняют ее до 5,5 км/ч (3 узлов). Откинув прозрачный купол, CQ можно использовать и как обычный катер. Единственное слабое место лодок U-Boat Worx — это цены. Двухместная модель стоит 520 тысяч евро, а трехместная — 545. Еще 10 тысяч евро придется заплатить за обязательный курс обучения пилота. Техподдержка в любой точке мира — 10 тысяч в год.

Вечеринки с медузами

Настало время рассказать о монстрах. Помимо небольших компаний, на мировом рынке частных подлодок существуют несколько лидеров. Например, от ассортимента британской Silvercrest разбегаются глаза. Мы попытались выбрать модели субмарин Silvercrest, наиболее подходящие для размещения на яхтах. Так, двухместная Sports Sub, имеющая традиционные для мини-подлодок обводы корпуса с панорамным плоским остеклением рубки, может погружаться на глубину 40 метров и весит всего 500 кг. Максимальная скорость — 5,6 км/ч (3 узла). Стоит Sports Sub всего 33800 долларов. Полуторатонная K-350 (30 тысяч долларов), имеющая прозрачный купол-люк рубки, способна опускаться на 100 метров. 24-тонную Mergo T-Sub даже на мегаяхте держать абсурдно. Зато на ней можно устроить подводную вечеринку: вместительность субмарины 10 человек. Предельная глубина — 100 метров, а скорость — 5,6 км/ч. Под водой T-Sub может находиться до 10 часов. Кстати, о подводных вечеринках. Silvercrest разработала проект специального аппарата для тех, кто не может прожить без клубной атмосферы даже на морских глубинах. Подводный бар, оснащенный саунд-системой и клубными световыми приборами, может принять 12 гостей на 100-метровой глубине. Этот проект специалисты Silvercrest готовы воплотить в жизнь всего за 960 тысяч долларов.

Производит Silvercrest и большие туристические подлодки, которые предназначены для развлечения отдыхающих на морских курортах, но могут быть приспособлены и под частные нужды. Однако самое интересное из подобного рода судов сконструировали американские конкуренты Silvercrest — компания Underwater Vehicles Inc. Модель DeepStar — единственная в мире подлодка, чей корпус целиком выполнен из акрила. Это позволило инженерам сделать два огромных иллюминатора — носовой и кормовой. Боковых иллюминаторов в привычном понимании этого слова нет вовсе. Вместо них — огромные окна от пола до потолка. Максимальная глубина погружения DeepStar составляет 100 метров, а скорость — 5,6 км/ч. Самая же глубоководная из производимых UVI подлодок, шестиместная модель Taurus, может опускаться на 400 метров. Кстати, производители сдают Taurus в аренду — за 3500 долларов в сутки. Купить ее можно за 797600 долларов. Наиболее востребованный среди яхтсменов аппарат, модель E-2, продается за 496 тысяч долларов. Двухместная желтая субмарина способна погружаться на 50 метров и проводить под водой до трех суток без всплытия.

Олигархи под водой

Но что такое 50 метров по сравнению с глубинами океана?! Для настоящего искателя приключений это смешная цифра. Так думал, наверное, и миллиардер-путешественник Стив Фоссетт, когда заказал компании Hawkes Ocean Technologies строительство единственной в мире частной подлодки с максимальной глубиной погружения около 11000 метров. Правда, увидеть такую глубину Фоссетту было не суждено: он погиб в авиакатастрофе. Ну а проект Deep Flight был реализован без своего идейного вдохновителя и пилота. Сейчас специалисты Hawkes Ocean Technologies работают над проектированием следующей модели рекордного аппарата. Deep Flight II будет двухместным.

У HOT уже есть реализованный проект двухместной субмарины. Deep Flight Super Falcon, хотя и не может похвастаться рекордной глубиной погружения, вполне оправдывавет свое название. Подлодка, построенная по заказу миллионера Тома Перкинса, действительно, похожа на подводный самолет. Аппарат способен погружаться на 330 метров и развивать под водой скорость 11 км/ч. Такой глубоководный самолетик обошелся Перкинсу в 1,3 миллиона долларов.

Роман Аркадьевич Немо

Самые же фантастические подводные лодки строят специалисты компании US Subs. К сожалению, в данный момент неизвестно, принимает ли компания заказы на строительство субмарин: сайт US Subs не работает, телефоны не отвечают. Возможно, кризис выбил лидера рынка частных подлодок из седла. Надеемся, что временно. Тем более что компания занимается также и обслуживанием уже построенных подлодок, среди которых и настоящая подводная яхта Phoenix 1000, принадлежащая Роману Абрамовичу. За 65-метровый подводный дворец олигарх заплатил более 100 миллионов долларов.

Если еще лет 10 назад покорение морских глубин было доступно лишь олигархам и цены даже на небольшие субмарины для представителей среднего класса были неподъемными, то теперь собственную подлодку можно приобрести по цене хорошего автомобиля. Сейчас у миллиардеров другая мода — полеты в космос. А подводные странствия перестают быть безоговорочным люксом. В то же время исследования мирового океана могут оказаться не менее захватывающими, чем экскурсия на МКС. Только в данном случае у вас есть шанс отправиться на встречу неизведанному на своей собственной субмарине.

Спортивные мотоциклы и автомобили? Роскошнейшие бизнес-джеты или даже собственные авиалайнеры? Громадные яхты? Все эти прекрасные транспортные средства меркнут на фоне частной субмарины - аппарата, конечно, не первой необходимости, но способного полностью исполнить детские мечты даже самого искушенного человека.

Частные подводные лодки - тренд, прочно закрепившийся в последние годы среди деловых людей мира. На самом деле ничего удивительного в этом нет. В течение целого века субмарины использовались хоть и широко, но лишь в военных и иногда научных целях. Теперь обладателем собственной подводной лодки может стать и частное лицо.

Первым в начале нулевых собственными субмаринами заинтересовался основатель империи Virgin Ричард Бренсон, затем - Пол Аллен из Microsoft, Роман Абрамович и многие другие. К концу первого десятилетия века частные субмарины прочно обосновались на рынке эксклюзивных развлечений. Спрос на необычный товар растет год от года, несмотря на то что низшая ценовая планка на подлодку превышает отметку в миллион евро.

Мы недавно с вами рассматривали, а теперь вот - Triton

Фото 2.

По некоторых оценкам, судов вроде «Тритона» на сегодняшний день задействовано около сотни, но практически никто не знает, кому они принадлежат.

Стоит им быть спущенными на воду с палубы яхты или собственных ходом уйти в море – и дальше разве что сверхмощные военные поисковые системы высокоразвитых государств смогут отследить передвижения владельца лодки. А если она идет подо льдами, то шанс обнаружить ее и вовсе становится исчезающее мал. Этим ли руководствовались при покупке «Тритона 3300» такие заметные люди как Пол Аллен (его желтая субмарина стоила $ 12 000 000) и Джеймс Кэмерон, мы не знаем, но приватность отдыха им теперь точно гарантирована.

Фото 3.

Две модели (двух- и трехместные Triton 1000) позиционируются только как субмарины для развлечения, две (аналогичные с индексом 3300) пригодны уже и для донной разведки, ну а пятая, проектируемая, предназначается все же не для отдыха, а для серьезной научной работы. Хотя вовсе не будет удивительно, если и ее приобретет какой-нибудь эксцентричный миллионер, целью жизни которого является погружение на дно Марианской впадины, под 11-километровую толщу воды. Сколько может стоить будущий глубинный монстр, даже трудно предположить. Но вот легкий двухместный Triton 1000 оценивается «всего» в $ 3 000 000.

Разработка «Тритона» уже оценили кинематографисты: знаменитый канал «Дискавери» финансировал экспедицию и использование этих субмарин для съемки фильма о морских глубинах. В частности, одной из задач было обнаружение и съемка легендарного ужаса морей – гигантского кальмара. И эта задача была выполнена: кракен наконец-то попал в объективы!

Мини-субмарины сейчас охотно разрабатывают различные фирмы, на рынке появилось несколько моделей, и в зависимости от своих предпочтений будущий владелец сможет выбрать и глубину погружения, и набор оборудования.

Фото 4.

Небольшая, длиной всего 4 метра, подводная лодка Triton 36000/3 уникальная в своем роде. Благодаря ультракомпактной конструкции и вертикальной конфигурации, эта субмарина позволяет очень быстро и глубоко погружаться под воду и столь же стремительно всплывать.

Фото 5.

Погружение на максимальную глубину 11 км (36 000 футов) осуществляется примерно за два часа - прекрасный показатель для аппарата, масса которого составляет 9 тонн. Главное достоинство Triton 36000/3 - универсальность. Во-первых, такой лодкой может легко управлять один человек (всего на борт помещается трое), а, во-вторых, ее размер и маневренность делают субмарину идеальным аппаратом как для научных и поисковых подводных экспедиций, так и для элементарного отдыха.

Фото 6.

Качество и порода Triton 36000/3 - в деталях. Например, «колпак» субмарины, являющийся одновременно и люком, делается из суперпрочного стекла, созданного по запатентованной технологии Rayotek, и может без проблем выдерживать давление даже на 11-километровой глубине.

Вот кстати, как он обрабатывается:

Субмарина приводится в движение электродвигателем, энергии которого хватит на 16 часов. Основной запас кислорода на борту также рассчитан на 16 часов, но в случае чрезвычайного происшествия к услугам подводных путешественников резервные баллоны с воздухом на 96 часов

Фото 7.

встралийская дизайн-группа Bury Yacht Design предаставила концепт суперяхты, обладающей возможностью обслуживать малые подводные лодки при продолжительных глубоководных океанских операциях.

Работая в содружестве с Triton Submarines, изготовителем большого модельного ряда подлодок, дизайнер Paul Bury разработал концепцию уникального судна, комбинирующего очень высокую эффективность, комфорт и эксплуатационную надежность.

Проект яхты, названный DSN #40, предполагает 60-метровое судно, обладающее стабильность катамарана (за счет боковых корпусов малого объема и погруженности) вместе с комфортом движения однокорпусника.

Работа со спускаемыми аппаратами потребовала необычной планировки с большой рабочей зоной на корме, а значительный вес субмарин (до 9000 кг для Triton 36000/3) предъявлял особые требования к проектированию грузоподъемных механизмов на борту яхты. Четыре подводных лодки (две Triton 36000/3 и две Triton 3300/3) и мастерская для их обслуживания располагаются под главной палубой и предназначаются как для исследовательских работ, так и для глубоководных экскурсий. Десять гостей и двенадцать членов команды могут отправиться в плавание с автономностью до 9000 миль.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

У американцев Роба Айниса и Дена Плазза давно была мечта — создать катер , который смог бы двигаться под водой на большой скорости и при этом вытворять различные кульбиты, преодолевая препятствия. Вскоре их цель стала реальностью — они создали модель современного подводного аппарата, получившего официальное название «ныряющий аппарат на подводных крыльях » (VASH - Variable Attitude Submersible Hydrofoil).

Запатентовав транспортное средство для морских или , разработчики основали компанию под названием «Innespace Productions ». В настоящее время организация далеко продвинулась в производстве своих уникальных машин и уже имеет несколько моделей катеров, внешне напоминающих различных морских животных.

Итак, первая модель — одноместный получивший название «Sweet Virgin Angel », который используется сейчас в качестве демонстрационной модели. После него появился «Seabreacher J » двухместный ныряющий катер , имеющий черты дельфина, и размеры в два раза больше предыдущего аппарата. Третья модель бионического катера получила название «Seabreacher Y ». Машина напоминает касатку.

ныряющий катер «Sweet Virgin Angel»

ныряющий катер-дельфин «Seabreacher Y»

ныряющий катер-касатка «Seabreacher J»

Основной особенностью подводных машин является герметичный кокпит, обладающий прекрасной плавучестью, а благодаря подводным плавниковым стабилизаторам ныряющий катер может уходить на глубину.

кабина подводного аппарата

Средняя длина катеров составляет около 5 метров. В движение аппарат приводится с помощью роторно-поршневого двигателя компании «Atkins » мощностью 175 л.с., что позволяет развивать скорость до 40 узлов. Управление подводным аппаратом осуществляется при помощи регуляторов, изменяющих положение плавников. Помимо этого в верхнем плавнике имеется заборное отверстие, играющее роль шноркеля, через которое двигатель внутреннего сгорания получает кислород. А во время подводного погружения кислород поступает из баллона, так как внешний заборник автоматически перекрывается. Этого объема достаточно для двадцатисекундного погружения.

ныряющий катер-акула «Seabreacher X»

В 2010 году компания «Innespace Productions » удивила любителей экстремального туризма своей новинкой, выпустив ныряющий катер «Seabreacher X », внешне напоминающий акулу. Корпус подводного аппарата выполнен из полимерных материалов, покрытых стекловолокном, а кабина пилота позаимствована у истребителя F-22. К тому же в ногах «капитана Немо» имеются небольшие иллюминаторы для нижнего обзора. Из систем безопасности на борту ныряющего катера «аж» три независимых откачивающих насоса, на случай затопления аппарата.

Ныряющий катер «Seabreacher X » способен развивать скорость в надводном положении до 50 узлов и около 24 узлов под водой. В этом устройству помогает двигатель мощностью 260 л. с. Как и его предшественники, подводный аппарат позволяет исполнять несложные пируэты. А вот ноу-хау машины стала способность длительное время следовать вблизи поверхности воды, выставив наружу плавники и наблюдать за происходящим из кабины.

Помимо этого новая машина оснащена видеокамерой в спинном плавнике, так что при движении под водой пилот может ориентироваться по изображению на экране. Кроме того, ныряющий катер оборудован стереосистемой и спутниковой системой навигации GPS. Более того, специальная система предотвращает попадание воды в мотор при кратковременных ныряниях на глубину до 1,8 метра.

Хотелось бы отметить, что запас плавучести машины позволяет оставаться на плаву даже при заполненным водой кокпите.

Компания «Innespace Productions » не так давно заявила, что ныряющий катер-дельфин «Seabreacher J » уже доступен в продаже. Стоимость будет варьироваться от 65000 до 85000 долларов США в зависимости от мощности мотора и вариантов отделки. Что до «акулы», её американцы планируют построить в ограниченном количестве — всего 10 моделей. Цена соответственно повыше — 93500 долларов США.

Разработала новую модель бионического катера, не только обликом, но и «повадками» напоминающего акулу. Скоростная новинка, названная Seabreacher X, будет изготовлена ограниченным тиражом.

О компании Innespace и её разработках мы . Главное: её двухместные пятиметровые машины с герметичным кокпитом обладают положительной плавучестью, но за счёт работы подводных антикрыльев могут затягивать себя на глубину.

Свои катера прежних версий компания уже отправляла клиентам в целом ряде стран, не считая США, — от Кореи до ОАЭ. Покупателей покорили глубокие виражи, бочки, прыжки и нырки. Также компания не отказалась от давней своей идеи организации гонок на ныряющих катерах, только участники должны купить свой собственный Seabreacher. Теперь дата первых таких соревнований указывается «где-то в нынешнем году».

Новый аппарат с индекcом X (вверху и под заголовком он показан в финальной «зубастой» раскраске) оснащён видеокамерой в спинном плавнике, так что при движении под водой пилот может ориентироваться по картинке на экране. Кроме того, катер оборудован стереосистемой и спутниковой навигацией GPS (фотографии Rupert Thorpe, Innespace).

Если предыдущая модель (она выпускается и сейчас) — Seabreacher J — внешне подражает дельфину, то Seabreacher X — акула. Её разинутая пасть — это иллюминатор под ногами пилота, выполненный из тонированного стекла. «Икс» способен развивать 80 км/ч на поверхности и 40 км/ч под водой. За это следует благодарить 260-сильный мотор (модель J, для сравнения, оснащается движками в 155 либо 215 л.с.).

Как и его предшественники, Seabreacher X может немного выпрыгивать из воды и всячески «резвиться». И, конечно, одна из главных изюминок — способность машины долго двигаться вблизи поверхности под водой, выставив наружу только плавник (через него ДВС получает воздух) и обрушивая волны на прозрачный фонарь кабины. Более того, специальная система предотвращает попадание воды в мотор и его остановку при кратковременных нырках на глубину до 1,8 метра.

На этих снимках показан предшественник «акулы» – «дельфин» Seabreacher J. Кстати, распространённый вопрос: что будет, если я на таком катере нырну слишком глубоко? Всё просто – через секунд двадцать ДВС заглохнет, а поскольку лодка легче воды – она всплывёт.
Интересно также, что запас плавучести корпуса таков, что аппарат не утонет, даже если пилот оставит открытым колпак кабины и салон наполнится водой (а вообще тут есть трюмный насос). И ещё – аппарат рассчитан на работу и в морской, и в речной воде (фотографии Innespace).

Компания сообщает, что ныряющий катер-дельфин J доступен по предварительному заказу. Цены зависят от мощности мотора, вариантов отделки и так далее. Диапазон — $65-85 тысяч. Что до новой «акулы» — её американцы планируют построить в количестве всего 10 экземпляров. Ценник, соответственно, солиднее — $93 500. Что получит клиент за эти деньги, можно увидеть в ролике ниже.



Статьи по теме: