Основные понятия и принципы финансовой логистики. Понятие и сущность финансовой логистики

Финансовая логистика - это управление, планирование и контроль финансовых потоков на основе информации и данных о материальных потоках.

Объект управления - логистический финансовый поток.

Под финансовыми потоками понимается направленное движение денежных средств или ресурсов в логистических системах и между ними, необходимое для обеспечения материальных и информационных потоков. Финансовые потоки в логистической системе называются логистическими финансовыми потоками.

Логистические финансовые потоки возникают при возмещении логистических затрат и издержек, привлечении средств из источников финансирования, возмещении (в денежном эквиваленте) за реализованную продукцию и оказанные услуги участникам логистической цепи.

Основной целью финансового обслуживания товарных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки, с использованием наиболее эффективных источников финансирования.

Для достижения указанной цели финансовая логистика решает следующие задачи:

  • - изучение финансового рынка и прогнозирование источников финансирования с использованием маркетинговых приемов;
  • - определение потребности финансовых ресурсов, выбор источников финансирования, отслеживание процентных ставок по банковским и межбанковским кредитам, а также процентных ставок по ценным и государственным облигациям;
  • - построение финансовых моделей использования источников финансирования и алгоритма движения потоков денежных средств из источников финансирования;
  • - установление последовательности и звенности движения средств внутри бизнеса и проекта;
  • - координация оперативного управления финансовыми и материальными потоками. Прежде всего оцениваются затраты, например, на доставку товаров транспортным средством. Менеджер по логистике выстраивает материальные потоки с учетом затрат;
  • - формирование и регулирование свободных остатков на рублевых, валютных и бюджетных счетах с целью получения дополнительной прибыли от операций на финансовом рынке с применением высокодоходных финансовых инструментов;
  • - создание операционных систем обработки информации и финансовых потоков.

Финансовая логистика является частью финансового менеджмента и проявляется в выполняемых им функциях, таких как воспроизводственная, распределительная и контрольная. Их научно обоснованная характеристика необходима для эффективной организации управления финансовыми потоками.

Воспроизводственная функция обеспечивает сбалансированность товарно-материальных и финансовых ресурсов при минимизации производственных затрат по всей логистической цепи.

Формами проявления воспроизводственной функции являются эффективность использования основных фондов, прибыльность и ликвидность, обоснованность привлечения инвестиций и кредитов участниками логистического процесса.

Распределительная функция заключается в формировании и использовании денежных средств, поддержании их эффективной структуры в логистической системе и направлена на решение задач, связанных с рационализацией имеющихся и привлеченных ресурсов, сокращением потерь от привлечения сторонних источников, повышения ликвидности и оборачиваемости финансовых и материальных активов.

Контрольная функция состоит в контроле за соблюдением соответствия между движением материальных и денежных потоков в логистической системе, за состоянием ликвидности и платежеспособности и финансовой независимости ее звеньев от внешних источников финансирования.

Управление финансовыми потоками базируется на принципах плановости и системности, целевой направленности, диверсифицированности, стратегической ориентированности.

Плановость и системность - означает условие сбалансированности материальных и финансовых потоков. Финансовая логистика в данном случае имеет внутреннюю ориентацию. Такие элементы, как самоокупаемость, самофинансирование, материальная и имущественная ответственность, материальная заинтересованность, рассматриваются как универсальный способ урегулирования деятельности звеньев логистической системы и элементов логистической цепи.

Целевая направленность - требует, чтобы в организации управления финансовыми потоками учитывались цели каждого участника логистического процесса, в частности: соответствие объемов финансирования объемам необходимых затрат, надежность источников финансирования и обеспечение логистического процесса финансовыми ресурсами, доходность при размещении денежных средств.

Диверсифицированность - предполагает многопрофильность в работе, сочетание различных комбинаций выпускаемых товаров, форм оплаты и видов деятельности. Только такие условия обеспечивают получение стабильных доходов и рост рентабельности, снижают риск банкротства и повышают конкурентоспособность логистической системы.

Стратегическая ориентированностьвыражается в том, что достижение целей, к которым стремятся участники логистического процесса, обусловлено стратегией развития. Задача состоит в отрицании тех вариантов принятия решений, которые могут противоречить основным целям. Финансовое управление в данной ситуации заключается в выявлении пределов, до которых способно расширяться производство, прогнозировании инновационных вариантов развития, выборе новых направлений финансирования. Без этого невозможны устойчивое к положение на рынке и развитие логистической системы.

Реализация указанных принципов ведет к сокращению затрат на хранение и перемещение материальных ресурсов и готовой продукции, повышению сбалансированности в управлении хозяйственной деятельностью транспортных систем, ритмичности функционирования структур и подразделений, входящих в финансовую логистическую систему.

К настоящему моменту логистика как практическая деятельность устойчиво заняла свою нишу в управлении современными предприятиями. Логистический подход к объекту управления, инструменты и методы логистики применяются в самых различных областях менеджмента. Наличие логистического подразделения в компании уже не является чем-то необычным, а рассматривается как обязательная составляющая оргструктуры успешного предприятия. Область компетенции специалистов в сфере логистики охватывает управление самыми разными объектами - документооборот, людские потоки, информационные, финансовые и, конечно, товарно-материальные. Именно управление товарно-материальными потоками, их оптимизация являются наиболее распространенными задачами менеджмента в среде коммерческих предприятий. логистика финансовый система

В хозяйственной практике и в теории экономических отношений привычным стало использование логистической терминологии в снабжении, производстве, складировании, распределении, в запасах, на транспорте. Несомненно, здесь логистический подход наиболее востребован. Он достаточно хорошо изучен, обеспечен большим количеством публикаций. Регулярно проводятся научные и практические конференции, их вопросы широко освещаются в экономической периодике и представлены в специальных учебных программах.

Появились и относительно новые отраслевые направления логистики - торговая, промышленная, банковская, строительная, таможенная, налоговая, международная, коммерческая, логистика города, обслуживания, гостиничного, ресторанного, туристического бизнеса и др. И финансовые потоки играют важную роль в хозяйственной практике и являются неотъемлемой частью финансовой логистики.

10.1 Понятие и сущность финансовой логистики

10.1.1. Определение финансовой логистики

10.1.2. Финансовая логистика как фактор определения эффективности деятельности предприятия

10.2 Основные характеристики финансовой логистики

10.3. Задачи и принципы финансовой логистики

10.4. Финансовый поток как основа финансовой логистики

10.4.1 Основные характеристики финансового потока

10.4.1.1. Стадии управления финансовыми потоками

10.4.1.2. Поддержка информационными технологиями управления финансовых логистических отношений

10.4.1.3. Оценка финансового потока

10.5. Финансовые потоки в транспортной логистике

10.5.1. Классификация финансовых потоков в транспортной логистике

10.5.2. Управление финансовыми потоками в транспортной логистике

10.6. Скорость финансового потока

Модели и инструменты финансовой логистики

Тема 10. Финансовая логистика

Понятие и сущность финансовой логистики

Определение финансовой логистики

В настоящее время российские предприятия функционируют в условиях значительной нестабильности экономической среды, что вызывает необходимость поиска высокоэффективных методов и способов управления деятельностью промышленных предприятий. Одним из таких методов является логистика, позволяющая выйти на качественно новый уровень управления материальными, финансовыми и информационными потоками предприятия в целях улучшения конечных результатов его производственно-хозяйственной деятельности и обеспечения стабильного положения на рынке.

В условиях перехода к рыночной экономике повышение эффективности производства и реализации продукции определяет необходимость выделения и изучения логистических финансовых потоков , соответствующих перемещению как товарно-материальных, так и товарно-нематериальных ценностей, которые в процессе перемещения от одного хозяйствующего субъекта к другому могут рассматриваться в качестве соответствующего товарного потока. При этом его движение обусловлено выполнением целого ряда логистических операций.

Переход к рыночным отношениям, расширение масштабов хозяйственной деятельности, возросшая потребность в усилении всех видов взаимосвязей в процессах управления финансовыми потоками, порожденных сбытовыми товарными потоками, обусловили основные требования к новым формам и методам повышения эффективности управления деятельностью предприятий, увеличения результативности их деятельности, улучшения финансового состояния. Формирование финансовых потоков логистики на предприятиях, использование логистических принципов и методов, позволит подойти на новой основе к решению традиционных задач, повысить эффективность их производственно - хозяйственной деятельности.

Финансовая логистика представляет собой систему управления, планирования и контроля над финансовыми потоками на основе информации и данных по организации материальных потоков .

Финансовая логистика является менее изученной областью логистики. Это происходит, в основном, по двум причинам: по объективным – в России долго длился переход к рыночной идеологии, когда по мере развития рынка постепенно к ученым и практикам приходит понимание важнейшей роли финансов в логистической системе; и по субъективным – управление финансовыми потоками требует высокого профессионализма и сопряжено со значительными рисками для каждого предприятия или компании.

Успешность функционирования предприятия зависит от качества технологий управления производственно-хозяйственной деятельностью, и в частности - товарно-материальными потоками. Разработанные в сфере логистики технологии управления материальными ресурсопотоками рассматривают финансовые потоки как обеспечивающие функционирование уже существующих систем, хотя именно при их помощи происходит управление производственной деятельностью. Перспективным подходом, позволяющим ориентироваться на финансовый аспект деятельности предприятия в течение логистического процесса, является воздействие на материальные потоки через управление движением денежных средств в логистических системах.

Западные "рыночники", на которых нередко по привычке ориентируются отечественные экономисты, ушли далеко вперед, хотя они намного раньше занялись исследованием основных взаимозависимостей между логистикой и финансовыми целями фирм, а также рассмотрением доли управления цепью поставок в общей стоимости производственных затрат фирм. И это неудивительно, так как они уже давно стали перед необходимостью соответствующей информации для управления процессом инвестирования.

Говоря о вкладе логистики в прибыль предприятия, отмечают необходимость проведения анализа логистических решений с точки зрения их затратной эффективности и полученной выгоды. Ключевым фактором является при этом обслуживание клиентов (логистический сервис) и его влияние на величину прибыли. Но следует избегать крайностей, например, предоставления очень высокого уровня обслуживания без уверенности в том, что клиент оценит стоимость такого суперсервиса и будет готов за это платить. Другая крайность состоит в понимании логистики единственно как источника затрат и в стремлении к их снижению любым способом. По мнению Кристофера, "снижение затрат в любой сфере бизнеса является стоимостным фактором, однако оно целесообразно только тогда, когда ведет к повышению прибыли".

10.1.2. Финансовая логистика как фактор определения эффективности деятельности предприятия

Для оценки эффективности логистических процессов обычно используют стоимостные критерии, принимают во внимание произведенные затраты и полученный доход, рассчитывают показатели прибыльности и рентабельности. Значения данных показателей будут существенно меняться при различных схемах движения материальных и связанных с ними финансовых потоков. Так, в зависимости от условий поставок, параметров систем складирования и выбранных каналов распространения продукции будут меняться стоимость, объем и время материальных потоков. Последние, в свою очередь, определяют объемы и время необходимого финансирования.

Финансовая логистика эффективному использованию капитала. Логистические переменные существенным образом формируют отдельные составные части баланса, а именно:

Наличные средства в кассе и задолженность. Благодаря эффективному логистическому управлению достигаются более короткие циклы реализации заказов: чем короче цикл, тем быстрее происходит поступление наличности от реализации; важным является также степень реализации заказа;

Запасы. Уровень запасов в виде сырья, компонентов, готовых изделий является результатом стратегии предприятия в сфере логистического обслуживания и эффективности системы мониторинга и управления запасами;

Недвижимость, основные средства и оборудование. Оптимизация дистрибьютерской сети, достигнутая благодаря найденному соответствию размещения и параметров распределительных узлов структуре спроса, может привести к высвобождению капитала;

Текущие платежи. Их уровень можно повысить за счет ограничения объема и частоты заказов, что может быть результатом внедрения таких систем, как планирование материальных потребностей или дистрибьюторских потребностей.

Зарубежные специалисты изначально ориентированы на то, что основной целью предприятия должна стать максимизация его стоимости, следовательно, стратегия предприятия должна быть направлена на достижение этой цели. А это в свою очередь невозможно без введения новых методов управления - управления посредством стоимости. Для использования такого метода управления следует определить какие процессы и в какой степени формируют величину этой стоимости и какую роль при этом играет логистика.

При определении стоимости фирмы главную роль играют свободные потоки наличных средств, составляющие основу выплаты дивидендов для акционеров, роста цен акций и источников финансирования роста фирм. Важное значение имеет и процентная ставка, величина которой отражает стоимость капитала.

Проведенный анализ отечественных научных публикаций, учебно-методической литературы, учебных курсов различных вузов говорит о том, что, в отличие от Запада, в практике нашего хозяйствования продолжается фетишизация материального потока и сведение логистики только к транспорту, складу, производству, снабжению, сбыту, запасам.

В большинстве существующих определений логистики отсутствует четкое определение финансовой логистики. Неслучайно поэтому финансовое движение многими рассматривается только как сопутствующее материальному потоку. Хотя, совершенно очевидно, что движение финансов является серьезным ограничителем выгод предприятия и активным "рычагом" управления материальными потоками.

Возможно, именно поэтому до сих пор не выработаны показатели оценки эффективности финансовых потоков. Попытки ряда экономистов свести их к классическим показателям финансового менеджмента совершенно не обоснованы. Так, при этом не обнаруживается взаимосвязь, а точнее взаимозависимость финансового менеджмента и финансовой логистики. Как известно, финансовый менеджмент - это искусство управления финансами предприятия. Что же касается финансовой логистики (логистики финансовых потоков), то это понятие более узкое и представляет собой комплекс методов, средств, инструментов, направленных на повышение эффективности финансовых потоков.

Управление финансовыми потоками, необходимыми для обеспечения движения материальных ресурсов, более эффективно, если процесс осуществляется непрерывно, в течение всего периода деятельности предприятия. При этом важно планировать расход финансовых ресурсов на возмещение логистических затрат и издержек, организовывать привлечение средств из источников финансирования, контролировать приход денежного возмещения за реализованную продукцию участникам логистической цепи. Четкое представление структуры и состава финансовых потоков поможет менеджерам оценивать и планировать затраты в условиях усложнения производственных, транспортных и распределительных систем. Для этого для каждой конкретной логистической системы движение финансовых ресурсов представляют с достаточной степенью детализации. Причем, чем более разветвленные схемы движения материальных потоков, тем более сложными будут соответствующие им цепочки движения финансовых потоков, и тем более трудоемким является процесс управления. Повысить прозрачность потоковых процессов как в элементарных, так и в комплексных логистических системах (международных логистических системах, складских терминалах и распределительных логистических центрах) возможно также путем исследования и описания финансового окружения - среды обращения финансов предприятия.

Финансовые аспекты функционирования логистических систем слабо представлены в экономической литературе как ключевые в обеспечении принятия оптимальных решений. Существует острый дефицит методических материалов по финансовым потокам. Среди них: основы теории управления финансовыми потоками в логистической системе; регулирование потоков финансовых ресурсов; организация структурирования, формирования и управления финансовыми потоками в мезо-, государственных и социально-ориентированных логистических системах; финансовые потоки в банковских, биржевых, интернет-трейдинговых системах.

Изучение вопросов финансовой логистики требует оставаться на принципах научности, предполагающих усиление расчетного начала на всех стадиях управления финансовым потоком - от планирования до анализа. Этот подход может быть соблюден при условии конкретности, предполагающем четкое определение конкретного результата цели перемещения финансового потока в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями хозяйствующего субъекта, а также принципа конструктивности, заключающемся в непрерывном отслеживании перемещения финансового потока и оперативной корректировке его движения.

И, наконец, все финансовые логистические функции и процесс движения финансовых потоков должны выполняться с максимальной степенью автоматизации, что возможно только при условии его компьютеризации.

Важно иметь в виду, что, с точки зрения логистики финансов, прогрессивность хозяйственных систем достигается не столько наращиванием их материально-технической базы, сколько совершенствованием ее обеспечения финансовыми ресурсами.

Реализация этих принципов ведет к сокращению затрат на хранение и перемещение материальных ресурсов и готовой продукции, повышению сбалансированности в управлении хозяйственной деятельностью транспортных систем, ритмичности функционирования структур и подразделений, входящих в финансовую логистическую систему. Кроме того, принципы логистики финансов позволяют совершенствовать методологию и повысить качество оргпроектирования, обеспечить системный подход к проектированию региональных транспортных систем.

Основные принципы финансовой логистики должны быть дополнены принципами маркетинга, менеджмента и других научно-прикладных дисциплин, которые синтезирует теория и практика логистики.

Исследование имеющихся материалов и литературы дают основание также сделать вывод о том, что себестоимость интерпретируется управленческим персоналом и топ-менеджерами ряда предприятий исключительно как часть процесса налогообложения. Поэтому фактор себестоимости не используется в качестве объективного критерия повышения активности и конкурентоспособности основного производства.

Связь финансовых и материальных потоков, процессов и работ в логистической системе обеспечивается еще одним видом потоков - информационным. Данные об условиях, сроках и характере взаимоотношений участников логистического процесса, информация о движении материальных потоков используется при построении схем движения финансовых потоков. При этом перемещение денежных средств от предприятия к другим участникам логистического процесса (потребителям и поставщикам, между складскими, портовыми и таможенными терминалами, в логистических узлах стыковки транспортных потоков) представляют в виде направленного движения финансовых средств. Подобные схемы позволяют определить последовательность включения источников финансирования, порядок распределения поступающих ресурсов, выявить узкие места в движении потоков.

Управление потоками можно считать эффективным, если оно позволяет решать в автоматическом режиме основные производственно-хозяйст-венные задачи предприятия. К ним относятся: согласование производственных и финансовых планов, установление необходимого уровня запасов, объемов и сроков требуемых ресурсов. Через воздействие на потоки можно обеспечивать логистическую систему финансовыми и материальными ресурсами, осуществлять привлечение и возврат денежных средств, их распределение по направлениям использования. К функциям управления потоками следует также отнести контроль за соответствием параметров финансовых и материальных потоков, их влияния на эффективность логистической деятельности, проверку оптимальности схем движения ресурсопотоков.

При управлении движением финансовых и материальных потоков нужно стремиться как к экономии ресурсов, затрачиваемых на воздействие, так и к максимизации конечного результата. По возможности надо добиваться того, чтобы одно управляющее действие изменяло параметры как можно большего количества потоков. В этом случае решение проблем будет осуществляться максимально быстро и с наименьшими затратами.

Изменяя движение ресурсов в соответствии с финансовыми параметрами, возможно не только получить полное и своевременное обеспечение производственной деятельности ресурсами из оптимальных источников по минимальной цене, но и повысить устойчивость предприятия, снизить подверженность внешним воздействиям. В процессах закупок, поставок, транспортировки, складирования и сбыта ориентация на финансовые показатели позволяет оптимизировать потоковые процессы, выявлять способы и методы сокращения затрат без ущерба для качества продукции.

Под финансовыми потоками понимается направленное движение денежных средств или ресурсов в логистических системах и между ними, необходимое для обеспечения материальных и информационных потоков.

Финансовый поток - это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с движением материальных, информационных и иных ресурсных потоков как в рамках логистической системы, так и вне ее. Финансовые потоки возникают при возмещении логистических затрат и издержек, привлечении средств из источников финансирования, возмещении (в денежном эквиваленте) за реализованную продукцию и оказанные услуги участникам логистической цепи.

Задачей управления финансовыми потоками в логистических системах является полное и своевременное обеспечение по объемам, срокам и источникам финансирования. Эти источники финансирования должны отвечать требованиям минимальной цены.

Перед финансовой логистикой стоят следующие задачи:

Изучение финансового рынка и прогнозирование источников финансирования с использованием маркетинговых приемов;

Определение потребности финансовых ресурсов, выбор источников финансирования, отслеживание процентных ставок по банковским и межбанковским кредитам, а также процентных ставок по ценным и государственным облигациям;

Построение финансовых моделей использования источников финансирования и алгоритма движения потоков денежных средств из источников финансирования;

Установление последовательности и звенности движения средств внутри бизнеса и проекта;

Координация оперативного управления финансовыми и материальными потоками. Прежде всего оцениваются затраты, например, на доставку товаров транспортным средством. Менеджер по логистике выстраивает материальные потоки с учетом затрат;

Формирование и регулирование свободных остатков на рублевых, валютных и бюджетных счетах с целью получения дополнительной прибыли от операций на финансовом рынке с применением высокодоходных финансовых инструментов;

Создание операционных систем обработки информации о финансовых потоках.

К принципам финансовой логистики относятся:

Саморегулирование для достижения сбалансированности поступления денежных ресурсов с движением материальных ресурсов, производства и минимизацией производственных затрат;

Гибкость, связанная с возможностью внесения изменений в графики финансирования приобретения материалов, необходимых для реализации проекта готовых изделий и при корректировке условия заказа со стороны потребителей или партнеров;

Минимизация производственных затрат при максимизации коротких циклов реализации проектов;

Интеграция процессов финансирования, снабжения, производства и сбыта в едином органе реализации проекта;

Моделирование движения денежных потоков от источников финансирования к исполнителям проектов с оборотом свободных денежных средств с максимальной эффективностью;

Соответствие объемов финансирования объемам необходимых затрат;

Использование программ обеспечения и компьютерных сетей для управления финансами;

Надежность источников финансирования и обеспечения проекта финансовыми ресурсами;

Экономичность (через оценку не только затрат, но и "давления" на эти затраты);

Доходность при размещении денежных средств.

Как известно, ключевым аспектом логистической деятельности является управление материальными потоками: движением сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции. Каждый материальный поток, возникающий в ходе закупки материалов или сбыта продукции, транспортировки или хранения товаров, сопровождается финансовым потоком: вложением финансов или компенсацией за реализацию товара.

При подготовке и организации логистических процессов помимо планирования материальных потоков необходимо просчитать и продумать схемы движения финансов. Так, в международных отношениях выбор условия поставки CIF и FOB влияет на распределение затрат на фрахт и страховку между покупателем и поставщиком груза. При транспортировке расходы за порчу груза несет либо перевозчик, либо поставщик - в зависимости от договорных условий, фактических характеристик груза, данных товарораспорядительных документов. Изменение параметров системы складирования влияет на сохранность и качество товара, а следовательно, на стоимость услуг. Сбыт товара собственными силами, при помощи торговых агентов, комиссионеров или консигнаторов требует различных расходов, обеспечивает разный оборот товара и длительность финансового цикла.

Для каждой схемы движения материальных ресурсов может быть предусмотрено несколько вариантов организации финансовых потоков, различных по стоимости и риску. В качестве инвесторов и кредиторов привлекаются финансовые институты, сторонние предприятия, потребители, государство, иностранные лица, каждый из которых предлагает ресурсы на разных условиях. Рассчитав момент возникновения дефицита в финансах, возможно привлечь ресурсы в нужном объеме и в требуемый срок и вернуть их при получении достаточного дохода.

Выбор поставщиков и источников ресурсов, способов оплаты услуг перевозчикам, порядка расположения товара на складе также рациональнее всего осуществлять по финансовым параметрам, так как они обеспечивают сопоставимость разнородных оценок. Можно оценить целесообразность переоборудования складского терминала, сравнив ожидаемое увеличение потока грузов и выручки за единицу времени с размером необходимых инвестиций. Сопоставляя потери и доходы, стоимость хеджирования рисков и возможности их ликвидации, можно построить такие схемы движения финансовых и материальных потоков, в которых логистические затраты будут оптимальными.

Для того чтобы выполнить производственные планы, доставить товар к пункту назначения в нужное время, получить достаточный доход от потребителей, планы финансирования должны выполняться. Рост стоимости материалов вынуждает привлекать дополнительные источники финансирования или менять технологии производства. Падение котировок векселей, принятых в залог оплаты поставок, может привести к потере выручки и разрыву отношений между поставщиками и потребителями. Контроль и корректировка отклонений в параметрах финансовых потоков необходимы как для отдельных участников логистической деятельности, так и для системы в целом.

Параметры финансовых потоков также служат индикаторами благополучия и устойчивости предприятий, свидетельствуют об эффективности логистической деятельности, необходимы при планировании и организации взаимоотношений с контрагентами. Так, при составлении бюджета на текущий год прогнозируют размер будущих поступлений и необходимых вложений, рассчитывают показатели прибыльности и рентабельности, которые используют при составлении финансовой отчетности, обосновании привлечения инвестиций и кредитов, заключении договоров и соглашений.

Таким образом, финансовые потоки выполняют ряд важных функций по обеспечению, учету и координации движения ресурсов в логистических процессах. Финансовые параметры во многом определяют экономическую жизнеспособность предприятий, устойчивость на рынке, прочность связей с поставщиками и потребителями. Трудно переоценить важность управления финансовыми потоками для логистических систем.

Основные требования к параметрам финансовых потоков в логистических системах.

Для полного и своевременного обеспечения логистической деятельности должно выполняться требование достаточности - финансовые ресурсы должны быть в наличии в требуемом объеме и в срок возникновения потребности в них. Для выполнения требования соответствия параметров потоков при разработке финансовых планов учитывают время и размер затрат на закупку и транспортировку оборудования и материалов, нормы складирования и производства, сбытовые и распределительные технологии.

Следующим важным требованием является надежность источников ресурсов и эффективность привлечения финансов. Для его соблюдения отслеживают конъюнктуру финансовых рынков (процентные ставки по кредитам и депозитам, рынку корпоративных и государственных ценных бумаг), выбирают источники минимальной стоимости и риска, определяют последовательность включения источников финансирования, выявляют возможные проблемы привлечения ресурсов.

Оптимизация затрат - основополагающее требование любой деятельности - достигается путем рационализации привлечения и распределения ресурсов.

Еще одно требование, весьма важное для логистики, заключается в согласованности финансовых, материальных, информационных и любых других видов ресурсных потоков по всей цепи движения продукции. Его выполнение способствует повышению рациональности использования ресурсов и денежных средств. Контроль за согласованностью потоков позволяет достичь общесистемной оптимизации ресурсных процессов.

Оперативность - требование, связанное с внешним окружением логистической системы. Схемы движения потоков должны гибко и оперативно меняться при изменении экономической и политической ситуации, юридических и рыночных условий. В связи с тем, что участники логистического процесса принадлежат к различным сферам производства и обращения, структура и состав финансовых потоков должны быть адаптивны для каждого контрагента.

Для того чтобы потоки соответствовали вышеперечисленным требованиям, на них необходимо оказывать управляющие и корректирующие воздействия. При этом должно выполняться условие взаимосвязанности информационных и финансовых потоков. Этому способствует применение информационных систем поддержки принятия решений, использование баз данных и корпоративных систем автоматизации для оперативного управления потоковыми процессами в логистических системах.

Среда обращения финансовых потоков - финансовое окружение - включает в себя как часть внутренней среды предприятия, так и часть внешней логистической среды. Элементами финансового окружения являются финансы, источники и потребители ресурсов и финансовые потоки, связанные с логистическими отношениями.

Исследование финансового окружения проводят для конкретной логистической системы. Определяют ряд параметров: ценность и значимость финансов, доступность и ликвидность финансовых ресурсов, упорядоченность и подконтрольность движения финансов, число и конкурентность источников и потребителей финансовых ресурсов. При изучении финансовых потоков необходимо выбрать степень их детализации, определить факторы влияния внешней и внутренней среды на потоковые процессы, возможности управляющих воздействий.

Чем крупнее логистическая система, тем более многочисленные и разветвленные в ней логистические цепочки, сложнее схемы движения финансовых потоков. В современных условиях усложнения производственных, транспортных и распределительных систем процесс управления финансами усложняется, более актуальной становится задача структурирования потоков, определения их свойств, факторов влияния и воздействия. Для повышения прозрачности потоковых процессов как в элементарных, так и в комплексных логистических системах (международных логистических системах, складских терминалах и распределительных логистических центрах) необходимо иметь четкое представление о характеристиках потоков.

Таблица 10.1 - Значения показателей для оценки денежных потоков фирмы

Показатели
негативно удовлетворительно позитивно
Более 20 От0 до 20 Менее 0
Менее 10 10 - 15 Более 15
Более 25 От 10 до 25 Менее 10
Более 25 От 10 до 25 Менее 10
Менее 2 2-4 Более 4
Срок возврата долгов, мес. Более 10 От3 до 10 Менее 3
Более 50 40 - 50 Менее 40

При высоких капитальных затратах необходимо проанализировать будущую отдачу от этих вложений (в форме прибыли и амортизационных отчислений).

Ликвидный денежный поток (ЛДП), или изменение в чистой кредитной позиции, является показателем избыточного или дефицитного сальдо денежных средств предприятия, возникающего в случае полного покрытия всех его долговых обязательств по заемным средствам.

Формула для расчета следующая:

ЛДП = (ДК, + КК, - ДС,) - (ДКо + КК0 - ДО),

Где ДК - долгосрочные кредиты на конец и начало расчетного периода, КК - краткосрочные кредиты на конец и начало расчетного периода; ДС0 - денежные средства, находящиеся в кассе на расчетном, валютном и др. счетах на конец и начало периода.

При отсутствии реально привлеченных заемных средств данный показатель неинформативен.

Отличие показателя ликвидного денежного потока от других измерителей ликвидности (абсолютной, срочной и общей) состоит в том, что последние отражают способность предприятия погашать свои обязательства перед внешними кредиторами. Ликвидный денежный поток характеризует абсолютную величину денежных средств, получаемых от эксплуатационной деятельности предприятия, поэтому он является более "внутренним" показателем, выражающим результативность его работы. Он важен также для потенциальных инвесторов и кредиторов данного предприятия.

Показатель ликвидного денежного потока включаем весь объем заемных средств и, как следствие, показывает влияние кредитов и займов на эффективность деятельности предприятия с точки зрения генерирования денежного потока.

Оценка финансового потока

На общий денежный поток предприятия влияют главным образом динамика выручки от реализации продукции, экономическая рентабельность активов и суммы выплачиваемых процентов по заемным средствам. Изменение чистого оборотного капитала в основном зависит от потребности в оборотных активах и объема выручки от реализации продукции.

Денежный поток в инвестиционной деятельности наиболее тесно связан с потребностью в основном капитале и долгосрочных финансовых вложениях.

Денежный поток в финансовой деятельности зависит от удельного веса заемных средств в пассивах, покрытия процентов по займам и среднего срока возврата кредитов.

Фактические значения данных коэффициентов для оценки динамики денежных потоков для индустриальных стран приведены в табл. 10.2.

Таблица 10.2 - Значения показателей для оценки денежных потоков

Показатели Интерпретация показателей для оценки денежных потоков
негативно удовлетворительно позитивно
Прирост выручки от реализации продукции (объема продаж), % Более 20 От0 до 20 Менее 0
Экономическая рентабельность активов, % Менее 10 10 - 15 Более 15
Прирост потребности в оборотном капитале, % Более 25 От 10 до 25 Менее 10
Прирост потребности во внеоборотных активах, % Более 25 От 10 до 25 Менее 10
Покрытие процентов за кредит, раз Менее 2 2-4 Более 4
Срок возврата долгов, мес. Более 10 От3 до 10 Менее 3
Доля заемных средств в капитале, % Более 50 40 - 50 Менее 40

Например, при высоких капитальных затратах необходимо проанализировать будущую отдачу от этих вложений (в форме прибыли и амортизационных отчислений).

При изучении денежных потоков целесообразно обратить внимание на следующее:

1) на какую величину объем капитальных вложений отличается от начисленной за год амортизации. Если реальные инвестиции ниже, чем начисления, то это фактор экономии и образования денежных средств, но только на коротком отрезке времени. Превышение суммы инвестиций над начислениями на 5-10% подтверждает, что предприятие поддерживает свои основные фонды в работоспособном состоянии. В случае значительного превышения капиталовложений над источниками их покрытия в течение длительного времени происходит стабильный отток денежных средств, что также неблагоприятно для предприятия;

2) какова доля чистой прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия, в валовой прибыли как источник его развития;

3) прирост дебиторской задолженности должен превышать сумму нового акционерного капитала плюс нераспределенная прибыль;

4) величина чистого оборотного капитала должна покрывать не менее 30% оборотных активов и составлять не менее 50% запасов и затрат, что обеспечивает финансовую устойчивость предприятия.

На практике возникает сразу несколько причин дефицита денежных средств. Однако наиболее негативны для предприятия сочетание высокой доли заемных средств в пассиве баланса (более 60%) и низкая доходность активов при отрицательном сальдо денежного потока.

Кроме прямого и косвенного методов измерения денежных потоков существует так называемый метод ликвидного денежного потока, который позволяет оперативно рассчитать поток денежных средств на предприятии. Данный метод может быть использован для экспресс-диагностики финансового состояния.

Стержнем финансовой деятельности, сопряженной с логистическим процессом, является движение денежных средств в потоках поступлений и выплат. При этом прослеживаются четыре функциональных направления (рис. 10.1):

привлечение капитала, т.е. финансирование;

вложение капитала, или инвестирование;

возвращение капитала, получение определенных финансовых результатов в виде прибыли или убытка;

дефинансирование, т.е. распределение и использование финансовых ресурсов.

Рис. 10.1.

Финансирование как первый этап движения финансового потока означает привлечение капитала в виде денег, материальных ценностей с целью обеспечения кругооборота капитала, простого и расширенного воспроизводства.

Финансовые ресурсы формируются у предприятий за счет различных видов доходов и поступлений, а расходуются на производственное, научно-техническое и социальное развитие, образование резервов, платежи в бюджетную систему государства и на другие цели.

В зависимости от источника средств различают внутреннее и внешнее финансирование.

Внутреннее финансирование -- это использование собственных средств, прежде всего чистой прибыли, и амортизационных отчислений. В случае активного самофинансирования валовой прибыли должно быть достаточно для уплаты налогов в бюджетную систему и процентов за кредит, расширения основных фондов и нематериальных активов, пополнения оборотных средств, выполнения социальных программ.

Внешнее финансирование -- это использование средств государства, финансово-кредитных организаций, нефинансовых компаний и граждан. Финансирование за счет заемного капитала предполагает предоставление денежных средств на условиях возвратности и платности. Заемный капитал выступает в двух формах: долго- и краткосрочных финансовых обязательств участников логистического процесса.

Долгосрочные финансовые обязательства -- это все виды привлеченных заемных средств со сроком использования более одного года. Среди них можно назвать: долгосрочные кредиты банков, долгосрочные заемные средства в виде задолженности по предоставленному налоговому кредиту; финансовую помощь, оказанную на возвратной основе; просроченную задолженность по полученным долгосрочным кредитам и займам.

Краткосрочные финансовые обязательства включают все формы привлеченного заемного капитала со сроком использования менее одного года: краткосрочные кредиты банков, краткосрочные кредиты и займы, не погашенные в срок; кредиторская задолженность по товарам, работам, выданным векселям, полученным авансам; расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами. Предоставление кредита предполагает дополнительные затраты на его погашение и уплату процентов, а также понижение налогооблагаемой прибыли за счет включения в издержки производства и обращения суммы процентов за кредит.

Финансовая структура капитала -- это соотношение собственного и заемного капитала, используемого звеньями логистической системы в процессе хозяйственной деятельности. Ее характер существенным образом влияет на уровень рентабельности собственного капитала, финансовую устойчивость, платежеспособность, величину финансовых рисков.

К достоинствам собственных средств относятся высокая норма прибыли на вложенный капитал (в данном случае не требуется уплата процента за кредит), финансовая устойчивость и снижение риска банкротства компании. Недостатками использования собственного капитала являются ограничения в отношении объема привлечения средств и расширения хозяйственной деятельности.

Заемные средства отличаются более широкими возможностями привлечения капитала, они создают предпосылки для увеличения финансового потенциала предприятия, когда возникает необходимость в наращивании объемов хозяйственной деятельности. Отрицательные черты заемных средств проявляются в сложности привлечения последних, поскольку получение кредита требует согласия других участников логистического процесса, гарантий или залога. Кроме того, возрастают издержки финансирования в виде процентов за кредит, комиссионных платежей, дивидендов.

Для политики формирования структуры финансовых ресурсов организации важны следующие факторы:

стабильность реализации продукции: чем выше ее степень, тем безопаснее использование заемного капитала;

уровень развития логистической системы: растущая компания, имеющая конкурентоспособную продукцию, может привлекать для финансирования большую долю заемных средств;

условия налогообложения: в компаниях с высоким уровнем налогообложения прибыли использование заемных средств более эффективно, так как выплата процентов за кредит снижает размер балансовой прибыли;

конъюнктура финансового рынка: от ее состояния зависит стоимость заемного капитала и, соответственно, эффективность его привлечения.

Бутрин Андрей Геннадьевич д-р эк.н., профессор кафедры экономики и финансов факультета экономики и управления ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), г. Челябинск

Ярушин Дмитрий Леонтьевич доцент кафедры экономики и права ф-ла ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), начальник экономического управления ООО Златоустовский электрометаллургический завод

Несмотря на уже достаточный срок развития науки и практики логистики и концепции SCM в России, финансовая логистика остается наименее изученной областью. Вместе с тем значительные резервы сокращения затрат заключаются не только в функционалах материального потока «Снабжение», «Производство», «Сбыт», но и во взаимодействии предприятия с субъектами финансового рынка как финансовой инфраструктуры логистической системы. Существенный задел в этом направлении автор отразил в статьях . В настоящее время состояние финансовой логистики характеризуется следующими положениями:

Финансовый поток рассматривается лишь как «сопутствующий» (трактовка согласно Паспорту специальности ВАК РФ). Термин «сопутствующий» имеет характер некой ущербности, второстепенности. При этом в рамках вытягивающей логистической системы (по принципу вытягивания работает большинство предприятий реального сектора экономики) финансовый поток в виде предоплаты будущей поставки является, наоборот, первичным; вторичным же при этом является материальный поток. На наш взгляд, целесообразнее говорить об управлении триединым потоком, в котором материальный, финансовый и информационный потоки равноправны;

В работах большинства авторов финансовая логистика ничем не отличается от финансов и финансового менеджмента. Так, в некоторых работах уважаемых коллег из Санкт-Петербурга обычный, широко известный банковский кредит является предметом банковской логистики! Транспортировка инкассаторами денежных средств также подводится под финансовую логистику! Деятельность фондовой биржи раскрывается как логистическая! На наш взгляд, такой подход является профанацией финансовой логистики. Необходимо четко определить объект исследования. Очевидно, что последние два понятия шире финансовой логистики. Если финансовый менеджмент в широком смысле можно трактовать как систему управления финансами предприятия, то финансовая логистика – это аппарат (комплекс методов и средств), позволяющий повысить эффективность финансовых потоков на предприятии;

Финансовая логистика признана функциональным видом по объекту анализа. Вместе с тем анализ учебной и научной литературы показал практически полное отсутствие анализа конкретного инструментария финансовой логистики, методов и моделей их оптимального использования в деятельности предприятий .

Считаем целесообразным понимать под объектом финансовой логистики существующие финансовые потоки в контуре логистического цикла (дебиторская, кредиторская задолженности), тесно связанные с материальными потоками. Именно неразрывная связь с материальными потоками является критерием отнесения финансового потока к сфере финансовой логистики! Предметом финансовой логистики являются регулирующие (регулирующие рассогласования в логистическом цикле) финансовые потоки (потоки-«инъекции»), поступающие из внешней финансовой среды. Эффект финансовой логистики образуется по трем направлениям: во-первых, сокращение транзакционных затрат по привлечению финансовых ресурсов (сделки авального, акцептного, вексельного кредитов, взаимодействия фокусной компании цепи поставок с финансовой инфрастуктурой в виде банка); во-вторых, сокращение логистического цикла (сделки факторинга и форфейтинга); высвобождение оборотных средств (сделки секъюритизации векселями и складскими свидетельствами расчетов между контрагентами цепи поставок). Рассмотрим каждый инструментарий подробно.

1. Авальный кредит направлен на повышение качества долга со стороны покупателя, когда поставщик не доверяет покупателю и просит до начала поставки предоставить банковскую гарантию в виде аваля – печати и подписи авалиста (гаранта) на простом векселе должника. В этой схеме покупатель несет логистические издержки в виде платы за аваль (от 0% до 2% от суммы долга).

2. Акцептный кредит предполагает использование переводного векселя (в отличие от простого в предыдущей сделке). Имеет место безресурсный характер кредитования, когда срок возврата по кредиту меньше или равен сроку по векселю, т.е. банк оплачивает вексель из кредитных денег заемщика, не вкладывая собственных средств. Это позволяет банку резко снизить процентную ставку по кредиту, что означает сокращение логистических затрат исследуемого предприятия. Недостаток – сокращение срока погашения кредиторской задолженности, когда первоначальный срок погашения задолженности поставщику, равный сроку по векселю, заменяется на меньший срок задолженности перед банком. Это снижает устойчивость.

3. Вексельный кредит сочетает особенности предыдущих сделок. Предметом кредита являются не денежные средства (как при классическом кредите), а простой срочный вексель банка, который имеет ярко выраженную потоковую природу, что позволяет ему погашать задолженность, перемещаясь от одного участника логистической цепи к другому (операции 1,2) (рис. 1). Объект кредита – покупатель (исследуемое предприятие). Объект кредитования – погашение долга (1), т.е. финансирование его оборотных средств в логистической цепи. Безресурсный (безденежный) характер сделки аналогично предыдущей сделке, что снижает логистические затраты. Однако существует второй, самый значительный элемент затрат – дисконт поставщика как плата за неденежную форму расчетов. Поэтому при оценке эффективности вексельного кредита необходимо оценивать и сокращать разнонаправленные в динамике суммарные затраты: при увеличении срока увеличиваются логистические затраты в виде дисконта поставщика в контуре логистического цикла и уменьшаются процентные (транзакционные) расходы на финансовую поддержку банка (рис. 2).

Рис. 1. Cхема вексельного кредита

Таким образом, имеем оптимизационную задачу: найти такое значение потока-«инъекции» в логистическую цепь исследуемого предприятия в виде наилучшего срока вексельного кредитования t*, при котором получим экономический резерв в виде сокращения логистических издержек при привлечении финансовых ресурсов (рис. 2):

Рис. 2. Графическая постановка задачи оптимизации вексельного кредита

Сделки авального, акцептного и вексельного кредитов целесообразно трактовать как инструментарий банковской логистики, являющейся разновидностью финансовой .

4. Взаимодействие фокусной компании цепи поставок с финансовой инфрастуктурой в виде банка. В нашем исследовании системный комплекс – это совокупность участника (узкого звена) цепи поставок им банка как регулятора отклонений в параметрах его финансовых потоков (рис. 3).

Рис. 3. Системный комплекс «фокусная компания–банк»: (1) – поставка сырья; (2) – поставка готовой продукции; (3) – оплата готовой продукции; (4) – оплата сырья; (5) – предоставление финансовых ресурсов; (6) – возврат ресурсов

Особенности комплекса: отсутствие аффилированных отношений участников. Этим он отличается от ФПГ и цепи поставок, которые могут иметь вертикальную интеграцию; контрактные отношения участников; мобильный состав участников, когда комплекс может «сдвигаться» по цепи вверх или вниз в зависимости от наличия «узких звеньев». Между собой должны быть согласованы пары потоков (1) и (4) в функционале «Снабжение»; (2) и (3) в функционале «Сбыт». Ключевые резервы устойчивости заключены в согласовании пары потоков (3) и (4). Их несоответствие является причиной образования кассового разрыва (поток-«утечка»), например, задержка оплаты продукции 3) и диктует необходимость согласования за счет организации регулирующих потоков – потоков-«инъекций» (поток 5). В их качестве выступают современные банковские продукты, направленные на снижение затрат на формирование оборотного капитала (вексельный кредит) и на увеличение продаж за счет ускорения оборота капитала (факторинг). Таким образом, банк является финансовой инфраструктурой цепи поставок промышленного предприятия, генерируя потоки-«инъекции» в «узкие звенья» фондов обращения, обеспечивая тем самым в зависимости от типа цепи, во-первых, ее непрерывность и устойчивость, во-вторых, снижение затрат по всей цепи. Моделирование и внедрение было произведено в Челябинском филиале банка ВТБ и ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод». Баланс интересов банка и фокусной компании был достигнут при процентной ставке 18% годовых, при этом величина экономического эффекта комплекса (добавленной стоимости в цепи поставок) составила 2,2 млрд руб. .

5. Факторинг . Исследуемое предприятие-поставщик в факторинговой сделке преследует цель ускорения логистического цикла за счет досрочной продажи долга, когда вырученные средства направляются в новую, более доходную сделку. При оценке эффективности факторинговой сделки необходимо оценивать и сокращать разнонаправленные в динамике суммарные затраты: при увеличении срока увеличиваются затраты на инсоринг (затраты на омертвление капитала в дебиторской задолженности, логистические риски, запасы готовой продукции в контуре логистического цикла) и уменьшаются затраты на аутсоринг при управлении долгом (транзакционные расходы на финансовую поддержку фактор-компании) (рис. 4).

Рис. 4. Организация факторинга

Имеем оптимизационную задачу: найти такое значение учетной ставки потока-«инъекции» от фактор-компании в логистическую цепь исследуемого предприятия, при котором получим экономический резерв в виде сокращения логистических издержек и сокращение логистического цикла на величину (t-t*) (рис. 5) .

Рис. 5. Графическая постановка задачи оптимизации факторинга

6. Секъюритизация. Сегодня предприятие располагает тремя основными инструментами структурирования финансовых потоков: вексель, складское свидетельство, правовой институт перемены лиц в обязательствах (сделки переуступки прав требования и сделки перевода долга) (табл. 1) .

Таблица 1 Сравнительная характеристика инструментов секъюритизации

Признак сравнения

Складское
свидетельство

Преимущества

Недостатки

Преимущества

Недостатки

1. Тип инструмента

Ценная бумага

Ценная бумага

2. Способность служить расчетным средством

3. Способность служить инструментом коммерческого кредита

Требования держателя не обеспечены залогом имущества
должника

Да. Требования держателя обеспечены залогом товара, что улучшает его положение в очереди кредиторов

4. Способность служить инструментом низко-затратного пополнения оборотных средств

5. Возможность извлечения прибыли при операциях

6. Природа

Долговой инструмент

Отношения хранения

7. Форма погашения

Деньги, товар,
услуги

Запланированный товар

8. Наполняемость

Может не быть

Всегда реальная

9. Предмет наполнения

Вещь, работы, услуги

10. Риск для держателя

Высокий в силу предпринимательских рисков эмитента

Низкий в силу
отсутствия пред­принимательских рисков склада

11. Риск для эмитента

Высокий, т.к. может быть предъявлен к оплате деньга­ми, что не планировалось эмитентом

Низкий, т.к. «погашение» происходит запланированной продукцией

12 Способ обращения

Посредством индоссамента (односторонняя сделка)

Посредством передаточной надписи» – договора цессии (двусторонняя сделка)

13. Развитость рынка

14. Регулируемость

Секъюритизация основывается на синтезе инновационной и финансовой видов логистик, согласно которой реструктурируются финансовые потоковые процессы посредством внедрения инноваций для достижения дополнительного эффекта. Развитие товарных рынков, средств и методов своевременного и полного удовлетворения спроса на товар привели к необходимости оптимизации материальных и финансовых потоков через совершенствование инструментов их структурирования. В результате этого пополнился класс товарораспорядительных документов.

По своей экономической природе складские свидетельства являются инновационным инструментом трансформации материального потока в финансовый и обратно. На рис. 6 предложен процесс образования сети поставок, образованной в результате мультипликации базисной («горизонтальной») ЦП 1 (функционирующей в режиме вытягивания поставки) и «вертикальной» цепи поставок ЦП 2 (функционирующей в режиме выталкивания поставки). В предложенной сети поставок капитал ускоряется одновременно по двум цепям: в границах «горизонтальной» цепи ускоряется движение финансовых потоков (связи 11, 12 и 15); в границах «вертикальной» цепи – движение материальных потоков (13). Это ускорение ведет к образованию положительного эффекта синергии, заключающегося в увеличении объема сбыта и, как следствие, прибыли предприятия.

Рис. 6. Алгоритм формирования сети поставок на основе финансовой и инновационной логистики. Условные обозначения: ДCC – двойное складское свидетельство, CЧ – складская часть; ЗЧ – залоговая часть

Предметом оптимизации является запаздывание между заказом на готовую продукцию и поставкой продукции потребителю. Критерием оптимизации являются интегральные затраты. Моделирование на крупном предприятии Челябинской области – ОАО «Златоустовский машиностроительный завод» – позволило получить следующие результаты: минимальное значение затрат достигается при величине предоплаты i = 50 % (логистический рычаг мультипликации) и оптимальном запаздывании поставки 64 дня . Это означает, что за счет внедрения инновационной финансовой логистики можно увеличить сбыт на 50%. В этом случае коэффициент соответствия цепей поставок в сети достигает максимального значения (1).

Таким образом, научная значимость предложенных моделей в том, что они формируют методические основы управления финансовыми потоками в концепциях финансовой и инновационных логистик; практическая значимость в том, что они позволяют менеджменту предприятий повысить качество управления финансовыми потоками в направлении сокращения затрат и ускорения оборота капитала.

Список литературы

1. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Экономическая логистика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. –СПб: Питер, 2013.- 432 с.

2. Барыкин С.Е. Теория и методология управления материальными и сопутствующими потоками в микрологистической системе: диссертация на соискание уч. степени доктора экон. наук/С.Е.Барыкин// ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет», 2009.

3. Бутрин А.Г. Критерии управления взаимосвязанными потоковыми процессами/А.Г.Бутрин//Логистика.– 2001.– № 4. -C.29-31.

4. Бутрин А.Г. К интегральной оценке эффективности потоковых процессов/А.Г.Бутрин//Логистика. – 2002.– № 1.– C. 29.

5. Бутрин А.Г. Об оптимальном запаздывании финансового потока /А.Г.Бутрин//Логистика. – 2002.– № 3.– C. 21.

6. Бутрин А.Г. О cлужбе логистики на предприятии/А.Г.Бутрин//Логистика. – 2003. – №3. – С. 13.

7. Бутрин А.Г. О преподавании финансовой логистики /А.Г. Бутрин//Логистика.– 2008.– № 1. –C.39-40.

8. Бутрин А.Г. Вновь о финансовой логистике/А.Г.Бутрин//Логистика.– 2008.– № 2. –C.16.

9. Бутрин А.Г. Управление потоковыми процессами в логистической системе предприятия: монография /А.Г.Бутрин.– Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2008.– 132 с.

10. Бутрин А.Г. Логистика для финансового директора: учебное пособие/А.Г. Бутрин.– Челябинск, 2009.–180 с.

11. Бутрин А.Г. Финансовые потоки в цепи поставок промышленного предприятия/А.Г.Бутрин, А.И.Ковалев, Д.А.Полюнас//Финансы и кредит. –2009.– № 45.–C.22-28.

12. Бутрин А.Г. Управление фондами обращения в цепи поставок промышленного предприятия: монография/А.Г.Бутрин, С.А.Суслов.– Челябинск, 2009.– 99 с.

13. Бутрин А.Г. Моделирование цепи поставок промышленного предприятия: учебное пособие/А.Г.Бутрин.– Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010.– 184 с.

14. Бутрин А.Г. Управление взаиморасчетами в цепи поставок промышленного предприятия: монография/А.Г.Бутрин, А.И.Ковалев.– Челябинск, 2010.– 112 с.

15. Бутрин А.Г. Проектирование и оптимизация бизнес-процессов интегрированных предприятий: монография/А.Г.Бутрин.– Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2011.– 313 с.

16. Бутрин А.Г. Методические основы управления цепями издержек интегрированных предприятий: учебное пособие /А.Г. Бутрин.– Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011.– С. 105

17. Бутрин А.Г. Инструменты управления фондами обращения промышленного предприятия/А.Г.Бутрин, Е.И.Рогожников// Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент».–2011.– № 28..– C.165-169.

18. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика. Продвинутый курс: учебник для магистров.– 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Изд-во Юрайт, 2014-734 с.

19. Моисеева Н.К. Экономические основы логистики: учебное пособие по специальности «Логистика»/Н.К.Моисеева.– М.: 2008.

Финансовая логистика представляет собой систему управления, планирования и контроля над финансовыми потоками на основе информации и данных по организации материальных потоков.

Под финансовыми потоками понимается направленное движение денежных средств или ресурсов в логистических системах и между ними, необходимое для обеспечения материальных и информационных потоков.

Финансовый поток - это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с движением материальных, информационных и иных ресурсных потоков как в рамках логистической системы, так и вне ее. Финансовые потоки возникают при возмещении логистических затрат и издержек, привлечении средств из источников финансирования, возмещении (в денежном эквиваленте) за реализованную продукцию и оказанные услуги участникам логистической цепи.

Задачей управления финансовыми потоками в логистических системах является полное и своевременное обеспечение по объемам, срокам и источникам финансирования. Эти источники финансирования должны отвечать требованиям минимальной цены.

Перед финансовой логистикой стоят следующие задачи:

    изучение финансового рынка и прогнозирование источников финансирования с использованием маркетинговых приемов;

    определение потребности финансовых ресурсов, выбор источников финансирования, отслеживание процентных ставок по банковским и межбанковским кредитам, а также процентных ставок по ценным и государственным облигациям;

    построение финансовых моделей использования источников финансирования и алгоритма движения потоков денежных средств из источников финансирования;

    установление последовательности и звенности движения средств внутри бизнеса и проекта;

    координация оперативного управления финансовыми и материальными потоками. Прежде всего оцениваются затраты, например, на доставку товаров транспортным средством. Менеджер по логистике выстраивает материальные потоки с учетом затрат;

    формирование и регулирование свободных остатков на рублевых, валютных и бюджетных счетах с целью получения дополнительной прибыли от операций на финансовом рынке с применением высокодоходных финансовых инструментов;

    создание операционных систем обработки информации и финансовых потоков.

К принципам финансовой логистики относятся:

    саморегулирование для достижения сбалансированности поступления денежных ресурсов с движением материальных ресурсов, производства и минимизацией производственных затрат;

    гибкость, связанная с возможностью внесения изменений в графики финансирования приобретения материалов, необходимых для реализации проекта готовых изделий и при корректировке условия заказа со стороны потребителей или партнеров;

    минимизация производственных затрат при максимизации коротких циклов реализации проектов;

    интеграция процессов финансирования, снабжения, производства и сбыта в едином органе реализации проекта;

    моделирование движения денежных потоков от источников финансирования к исполнителям проектов с оборотом свободных денежных средств с максимальной эффективностью;

    соответствие объемов финансирования объемам необходимых затрат;

    использование программ обеспечения и компьютерных сетей для управления финансами;

    надежность источников финансирования и обеспечения проекта финансовыми ресурсами;

    экономичность (через оценку не только затрат, но и "давления" на эти затраты);

    доходность при размещении денежных средств.

Как известно, ключевым аспектом логистической деятельности является управление материальными потоками: движением сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции. Каждый материальный поток, возникающий в ходе закупки материалов или сбыта продукции, транспортировки или хранения товаров, сопровождается финансовым потоком: вложением финансов или компенсацией за реализацию товара.

При подготовке и организации логистических процессов помимо планирования материальных потоков необходимо просчитать и продумать схемы движения финансов. Так, в международных отношениях выбор условия поставки CIF и FOB влияет на распределение затрат на фрахт и страховку между покупателем и поставщиком груза. При транспортировке расходы за порчу груза несет либо перевозчик, либо поставщик - в зависимости от договорных условий, фактических характеристик груза, данных товарораспорядительных документов. Изменение параметров системы складирования влияет на сохранность и качество товара, а следовательно, на стоимость услуг. Сбыт товара собственными силами, при помощи торговых агентов, комиссионеров или консигнаторов требует различных расходов, обеспечивает разный оборот товара и длительность финансового цикла.

Для каждой схемы движения материальных ресурсов может быть предусмотрено несколько вариантов организации финансовых потоков, различных по стоимости и риску. В качестве инвесторов и кредиторов привлекаются финансовые институты, сторонние предприятия, потребители, государство, иностранные лица, каждый из которых предлагает ресурсы на разных условиях. Рассчитав момент возникновения дефицита в финансах, возможно привлечь ресурсы в нужном объеме и в требуемый срок и вернуть их при получении достаточного дохода.

Выбор поставщиков и источников ресурсов, способов оплаты услуг перевозчикам, порядка расположения товара на складе также рациональнее всего осуществлять по финансовым параметрам, так как они обеспечивают сопоставимость разнородных оценок. Можно оценить целесообразность переоборудования складского терминала, сравнив ожидаемое увеличение потока грузов и выручки за единицу времени с размером необходимых инвестиций. Сопоставляя потери и доходы, стоимость хеджирования рисков и возможности их ликвидации, можно построить такие схемы движения финансовых и материальных потоков, в которых логистические затраты будут оптимальными.

Для того чтобы выполнить производственные планы, доставить товар к пункту назначения в нужное время, получить достаточный доход от потребителей, планы финансирования должны выполняться. Рост стоимости материалов вынуждает привлекать дополнительные источники финансирования или менять технологии производства. Падение котировок векселей, принятых в залог оплаты поставок, может привести к потере выручки и разрыву отношений между поставщиками и потребителями. Контроль и корректировка отклонений в параметрах финансовых потоков необходимы как для отдельных участников логистической деятельности, так и для системы в целом.

Параметры финансовых потоков также служат индикаторами благополучия и устойчивости предприятий, свидетельствуют об эффективности логистической деятельности, необходимы при планировании и организации взаимоотношений с контрагентами. Так, при составлении бюджета на текущий год прогнозируют размер будущих поступлений и необходимых вложений, рассчитывают показатели прибыльности и рентабельности, которые используют при составлении финансовой отчетности, обосновании привлечения инвестиций и кредитов, заключении договоров и соглашений.

Финансовый поток характеризуется объемом, стоимостью, временем и направлением. Дополнительные характеристики могут быть определены исходя из специфики и потребностей предприятия и его места в логистической системе. Объем потока указывается в его документарном, электронном или каком-либо другом сопровождении в денежных единицах. Стоимость потока определяется затратами на его организацию, а время характеризует его доступность для воздействия. Как время, так и направление финансового потока определяют по отношению к предприятию, его организующему. Различают входящие и исходящие потоки по отношению к участникам логистических отношений. Скажем, получение предоплаты - это входящий поток, а оплата поставок - исходящий.

Характеристики финансовых потоков базируются на информации об условиях, сроках и характере взаимоотношений участников логистического процесса, данных о параметрах ресурсов и движении материальных потоков. По всем перемещениям денежных средств от предприятия к другим участникам логистического процесса (потребителям и поставщикам, между складскими, портовыми и таможенными терминалами, в логистических узлах стыковки транспортных потоков) рассчитывают время и объем поступлений и вложений, стоимость кредитных средств, определяют направления результирующих потоков, другие необходимые для управления потоками характеристики.

Понятие результирующего финансового потока связано с несколькими потоками. Здесь следует ввести понятие финансовой операции - совокупности двух или более взаимосвязанных финансовых потоков. Например, привлечение ресурсов, их вложение в производство и получение выручки от реализации - это финансовая операция, состоящая как минимум из трех потоков.

Для финансовых операций определяют такие параметры, как рентабельность и прибыльность, показывающие, насколько эффективны воздействия на потоки. По финансовым операциям можно определить ряд других параметров, существенных для управления финансовыми потоками. Например, для распределительного логистического центра, в котором приход и расход финансовых ресурсов происходит неравномерно, важно рассчитать плотность финансового потока, которая характеризует интенсивность деятельности и определяется объемом результирующего потока в единицу времени. При организации закупок можно рассчитать временной разрыв между получением информации от поставщика (входящий информационный поток) и осуществлением предоплаты (выходящий финансовый поток).

Таким образом, финансовые потоки выполняют ряд важных функций по обеспечению, учету и координации движения ресурсов в логистических процессах. Финансовые параметры во многом определяют экономическую жизнеспособность предприятий, устойчивость на рынке, прочность связей с поставщиками и потребителями. Трудно переоценить важность управления финансовыми потоками для логистических систем.



Статьи по теме: