Требуется денежные средства по гранту. Организация трудовой деятельности в рамках гранта

Научный коллектив автономного учреждения (Университета) выиграл грант Российского фонда фундаментальных исследований (далее - РФФИ). Между РФФИ, грантополучателем (физическим лицом – работником Руководителем группы) и Организацией (Университетом) заключен трехсторонний договор. По условиям договора грант перечисляется на счет Университета, открытого в Федеральном Казначействе, с которого по поручению грантополучателя осуществляются выплаты денежных средств в соответствии с перечнем допустимых расходов по грантам РФФИ (в том числе выплаты компенсации трудозатрат грантополучателя, оборудование, содержание). Согласно указанному договору между Университетом и грантополучателем трудовых отношений в связи с выполнением проекта, финансируемого за счет гранта, не возникает. По какой статье КОСГУ и КВР производить выплату компенсации трудозатрат получателя гранта? На приобретение оборудования? На содержание (электроэнергия, газ, вода)?

Ответ

По трехстороннему соглашению с РНФ учреждение является посредником.

Для учреждения грант – это средства во временном распоряжении.

Перечисление учреждением средств гранта по поручению владельца денежных средств (грантополучателя) на цели, предусмотренные проектом, для исполнения которого получен грант, в том числе компенсации трудозатрат грантополучателя, оборудование, содержание, отражайте по статье КОСГУ 610 «Выбытие со счетов бюджетов».

При этом учреждение при формировании своей учетной политики вправе предусмотреть ведение учета поступления и расходования средств грантов в аналитических регистрах учета.

Об этом сказано в письмах Минфина России от 1 июля 2016 № 02-06-10/38856, от 25 января 2016 № 02-07-10/2899.

Обоснование
Как бюджетному (автономному) учреждению отразить в бухучете поступление грантов в форме субсидий

Гранты отражайте по статье КОСГУ 180 «Прочие доходы» (раздел V указаний, утв. приказом Минфина от 01.07.2013 № 65н, письмо Минфина от 30.08.2013 № 02-13-09/35843).

Гранты от других организаций учитывайте как поступления от платной деятельности по КФО 2 . Если учреждению перечислен грант, который выиграли сотрудники, отразите его по КФО 3 «Средства во временном распоряжении». Например, это гранты РФФИ (письмо Минфина от 16.10.2015 № 02-07-10/59926).*

Учреждение может выиграть грант в конкурсе, который проводят органы власти. В таком случае грант могут довести как целевую субсидию – по соглашению. Тогда учет ведите по КФО 5 «Субсидии на иные цели» в порядке, аналогичном порядку для целевых субсидий.

Нужно ли начислить обязательные страховые взносы на выплату сотруднику средств из гранта РФФИ. Грант выиграл сотрудник. Между сотрудником, учреждением и РФФИ заключен трехсторонний договор

Да, нужно с части гранта, которую выплачиваете сотруднику как компенсацию его трудозатрат (средства на личное потребление).

В рассматриваемой ситуации между Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ), грантополучателем и учреждением, в котором грантополучатель работает, заключено трехстороннее соглашение. Такое соглашение – это гражданско-правовой договор (ст. 420 ГК).

По договору сотрудник получает грант от РФФИ и проводит исследования по научному проекту. А учреждение содействует реализации этого проекта и по поручению сотрудника проводит расходы за счет средств гранта. Использовать деньги гранта можно только по Перечню расходов, который предусмотрен в договоре.

В перечень допускаемых расходов включают затраты на:

 личное потребление получателя гранта – вознаграждение за труд и компенсация расходов. Например, на питание во время экспедиций и полевых исследований;

 поездки за пределы населенного пункта, в котором живет грантополучатель;

 пересылку почтовых отправлений;

 сопутствующие работы и услуги (услуги переводчика, редакционно-издательские услуги, опытно-технологические работы и др.);

 покупку приборов, оборудования, медикаментов, расходных материалов и др.

Также обычно в Перечень добавляют условие, что в состав расходов гранта могут быть включены все предусмотренные законодательством налоги и обязательные платежи.

Страховые взносы начисляют на вознаграждения, которые учреждение выплачивает сотрудникам в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК). Закрытый перечень выплат, которые не облагают страховыми взносами, приведен в статье 422 Налогового кодекса. Выплата денег на личное потребление сотруднику-грантополучателю из гранта в этом перечне не приведена. Значит, на нее нужно начислить страховые взносы. Причем эта обязанность лежит на учреждении, которое выплачивает деньги.

Такие разъяснения приведены в письмах Минфина от 05.04.2017 № 03-15-06/20178, № 03-15-06/20103, от 03.04.2017 № 03-15-06/19483.

Взносы на страхование от несчастных случаев на вознаграждение за счет гранта начислите, так как грантополучатель – сотрудник учреждения, с которым заключен трудовой договор (абз. 4 п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 20.1 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Совет: если готовы судиться, не уплачивайте страховые взносы с суммы вознаграждения сотруднику за счет гранта. Некоторые суды признают, что в данном случае объект обложения взносами не возникает.

Страховые взносы начисляют на вознаграждения, которые учреждение платит сотрудникам по трудовым и гражданско-правовым договорам. В базу включают только те суммы, которые начислил сам плательщик взносов. Исключение – выплаты из статьи 422 Налогового кодекса. Это установлено в пункте 1 статьи 420, пункте 1 статьи 421 Налогового кодекса.

По трехстороннему соглашению с сотрудником и РФФИ учреждение – посредник.

Трудовые отношения между учреждением и грантополучателем в связи с выполнением проекта по соглашению не возникают. Для учреждения грант – это средства во временном распоряжении. Зарплату или вознаграждениесотруднику за работы по проекту учреждение не начисляет, а выдает деньги по требованию грантополучателя (письма Минфина от 01.07.2016 № 02-06-10/38856, от 25.01.2016 № 02-07-10/2899). То, что между грантополучателем и учреждением заключен трудовой договор, не означает, что все выплаты в пользу сотрудника являются оплатой его труда. Поэтому платить страховые взносы с сумм, которые выплачиваете сотрудникам из средств гранта, не надо.

К такому выводу приходят и судьи (см., например, определение Верховного суда от 18.08.2016 № 306-КГ16-10328, постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.02.2017 № Ф07-41/2017, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2016 № 17АП-14081/2016). Решения приняты по Закону № 212-ФЗ, который утратил силу. В 2017 году администрирование страховых взносов перешло к налоговым инспекциям. Несмотря на это, объект обложения и база, с которой начисляют страховые взносы, не изменились. Поэтому есть вероятность, что судьи будут принимать аналогичные решения.

Обратите внимание: если у учреждения нет трудовых или гражданско-правовых отношений с грантополучателем, платить страховые взносы и взносы от несчастных случаев и профзаболеваний не нужно. На это указал Минфин в письме от 05.04.2017 № 03-15-06/20178, № 03-15-06/20103.

Бухучет 1

Деньги гранта не являются имуществом учреждения, их учитывают как средства во временном распоряжении. Поэтому в бухучете проводки по начислению страховых взносов на выплаты за счет гранта делать не нужно.

Специалисты Минфина предложили вести учет страховых взносов с грантов на забалансовых счетах. Для этого введите дополнительный забалансовый счет, например, 40СВ «Страховые взносы, начисленные на гранты». Этот вариант учета и новый забалансовый счет закрепите в учетной политике.

Об этом сказано в письмах Минфина от 07.08.2016 № 02-07-10/48337, от 01.07.2016 № 02-06-10/38856, от 25.01.2016 № 02-07-10/2899.*

В учете автономных учреждений:

В бухучете поступление средств гранта во временное распоряжение и страховые взносы отразите проводками:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Поступил грант от РФФИ 3.201.11.000 <3>
одновременно увеличение забалансового счета 17 <4>
(код аналитики 510, КОСГУ 510)
3.304.01.000
2. Страховые взносы перечислены в бюджет (с суммы средств на личное потребление грантополучателя)* 3.304.01.000 3.201.11.000 <3>
одновременно увеличение забалансового счета 18 <4> (код аналитики 610, КОСГУ 610)

<3> Счет 201.21 применяйте, если учреждение обслуживается в банке.

<4> Применять или нет забалансовые счета, когда поступают средства во временное распоряжение, учреждение решает самостоятельно.

Такой порядок приведен в пунктах 163, 164 Инструкции № 183н, пунктах 365, 367 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Из письма Минфина России от 25.01.2016 № 02-07-10/2899

[О порядке отражения в учете грантов Российского фонда фундаментальных исследований, предоставленных физическим лицам по трехсторонним соглашениям]

«Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел по компетенции письмо по вопросу порядка отражения в учете грантов Российского фонда фундаментальных исследований (далее - РФФИ), предоставленных физическим лицам по трехсторонним соглашениям, и сообщает.
В случаях, если в соответствии с договорами о выделении грантов, заключаемыми грантодателями, в том числе РФФИ, с грантополучателями - физическими лицами, средства грантов по соглашению между грантополучателем и учреждением зачисляются на лицевой счет учреждения, указанные средства следует отражать как средства во временном распоряжении, в связи с тем, что средства грантов, полученных физическими лицами, средствами учреждения не являются.*
Отражение в учете операции по поступлению денежных средств во временное распоряжение бюджетного учреждения отражаются по кредиту счета 330401730 "Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение" и дебету счета 320111510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства".
Осуществление перечислений (выплат из кассы) учреждением средств гранта по поручению владельца денежных средств (грантополучателя) на цели, предусмотренные проектом, для исполнения которого получен грант, отражается по дебету счета 330401830 "Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение" и кредиту счетов 320111610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства", 320134610 "Выбытия средств из кассы учреждения". При этом учреждение при формировании своей учетной политики вправе предусмотреть ведение учета поступления и расходования средств грантов (в том числе по видам выплат), предоставленных физическим лицам, в аналитических регистрах учета.*
Указанные операции в силу положений пункта 34 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 № 33н, в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф.0503737) не отражаются.
В соответствии с положениями раздела V "Классификация операций сектора государственного управления" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания 65н), классификация операций сектора государственного управления (Приложение 4 к Указаниям) является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.

Принимая во внимание характер средств (грантополучателями - являются физические лица), по своей экономической сущности вышеуказанные выплаты не являются расходами учреждения.
В соответствии с положениями раздела V Указаний 65н операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение в бухгалтерском учете и отчетности автономного или бюджетного учреждения, отражаются с применением статьи 510 "Поступление на счета бюджетов" (610 "Выбытие со счетов бюджетов") классификации операций сектора государственного управления. Направление средств на компенсацию затрат учреждения на выполнение научного проекта, в случаях, предусмотренных условиями договора о предоставлении гранта, отражаются по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)".*
Вопросы начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, относится к компетенции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.»

Письмо Минфина России от 16.10.2015 № 02-07-10/59926
[Бюджетный учет: порядок отражения в учете грантов Российского фонда фундаментальных исследований, предоставленных физическим лицам]

«Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросу порядка отражения в учете грантов Российского фонда фундаментальных исследований (далее - РФФИ), предоставленных физическим лицам, и сообщает.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем Департамент считает необходимым сообщить следующее.
В случаях если в соответствии с договорами о выделении грантов, заключаемыми РФФИ с грантополучателями - физическими лицами, средства грантов по соглашению между грантополучателем и учреждением зачисляются на лицевой счет учреждения, указанные средства следует отражать как средства во временном распоряжении, в связи с тем, что средства грантов, полученных физическими лицами, средствами учреждения не являются.
Отражение в учете операции по поступлению денежных средств во временное распоряжение бюджетного учреждения отражается по кредиту счета 330401730 "Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение" и дебету счетов 320111510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства".
Осуществление перечислений (выплат из кассы) учреждением средств гранта по поручению владельца денежных средств (грантополучателя) на цели, предусмотренные проектом, для исполнения которого получен грант, отражается по дебету счета 330401830 "Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение" и кредиту счетов 320111610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства", 320134610 "Выбытия средств из кассы учреждения". При этом учреждение при формировании своей учетной политики вправе предусмотреть ведение учета поступления и расходования средств грантов (в том числе по видам выплат), предоставленных физическим лицам, в аналитических регистрах учета.
Указанные операции в силу положений пункта 34 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 № 33н, в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф.0503737) не отражаются.

В соответствии с положениями раздела V "Классификация операций сектора государственного управления" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания № 65н), классификация операций сектора государственного управления (Приложение 4 к Указаниям) является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.
Принимая во внимание характер средств (грантополучателями являются физические лица), по своей экономической сущности вышеуказанные выплаты не являются расходами учреждения.
В соответствии с положениями раздела V Указаний № 65н операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение в бухгалтерском учете и отчетности автономного или бюджетного учреждения, отражаются с применением статьи 510 "Поступление на счета бюджетов" (610 "Выбытие со счетов бюджетов") классификации операций сектора государственного управления. Направление средств на компенсацию затрат учреждения на выполнение научного проекта в случаях, предусмотренных условиями договора о предоставлении гранта, отражается по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)".*
Вопрос начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды относится к компетенции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.»

Покупка оборудования за счет гранта

На счет учреждения поступил грант от Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), грантополучателем является сотрудник. Как отразить в бухучете приобретение оборудования за счет гранта?

Ответ. Грант учтите как средства во временном распоряжении. Покупку оборудования за счет гранта по поручению грантополучателя в бухучете отразите проводкой:

* Одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (код 610).*

Дополнительно по теме

Затраты на покупку оборудования в этой ситуации не будут расходами учреждения. Операции, которые приводят к уменьшению средств и не относятся к расходам учреждения, в том числе выбытие денежных средств во временное распоряжение, в бухгалтерском учете отражаются с применением статьи 610 «Выбытие со счетов бюджетов».

В Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) данные операции не отражают.*

Чиновники рассказали, как отражать в учете гранты от фондов

Если фонд выделил грант физическому лицу, а деньги по соглашению зачислили на лицевой счет учреждения, их следует отразить как средства во временном распоряжении по коду вида финансового обеспечения (КФО) 3. Это связано с тем, что средства гранта не являются доходами учреждения.

Бухгалтер должен сделать в учете следующие записи:

* Одновременно отражено увеличение забалансового счета 17 КФО 3/ 00 00 00000 00000 510 / 510 (КОСГУ).

** Одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 КФО 3 / 00 00 00000 00000 610 / 610 (КОСГУ).

Учреждение при формировании своей учетной политики может предусмотреть, что учет средств по грантам ведут в аналитических регистрах учета по поступлениям и выбытиям (в том числе по видам выплат).

"Советник в сфере образования", 2012, N 3

Что такое гранты? В каких случаях суммы полученных грантов не включаются в облагаемую НДФЛ базу? Какие разъяснения дают по этому вопросу специалисты финансового и налогового ведомств? И как вернуть налог, если он был удержан учреждением неправомерно? Обо всем этом читайте в статье.

Гранты

По своей сути гранты представляют собой денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации на осуществление конкретных программ, мероприятий, исследований и т.д. на условиях, предусмотренных грантодателями. Такое определение дано, например, в ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

Гранты учреждаются как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Порядок и условия их выделения утверждаются соответствующими нормативными актами, например:

  • для государственной поддержки научных исследований молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук - Указом Президента РФ от 09.02.2009 N 146, Постановлением Правительства РФ от 27.04.2005 N 260;
  • для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, - Постановлением Правительства РФ от 09.04.2010 N 220;
  • для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства - Указом Президента РФ от 01.07.1996 N 1010, Постановлением Правительства РФ от 09.09.1996 N 1061 и др.

Гранты, учрежденные на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, выделяются в соответствии с разработанными ими положениями.

Льгота по НДФЛ в части выплат за счет грантов

В случае получения гранта физическим лицом возникает вопрос: надо ли удерживать учреждению-работодателю НДФЛ с выплат в пользу физических лиц из средств гранта?

По общему правилу НДФЛ начисляется со всех доходов физических лиц, полученных в денежной или натуральной форме, а также с доходов в виде материальной выгоды (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Однако в п. 6 ст. 217 НК РФ с 1 января 2008 г. были прописаны исключения. В частности, указано, что освобождены от налогообложения суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ.

Перечень международных и иностранных организаций, при получении грантов от которых можно не взимать НДФЛ с физических лиц, а также не учитывать поступления в доходах российских организаций - получателей грантов, был утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 N 485.

В настоящее время данный Перечень действует в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2010 N 585, и в него включены :

  1. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
  2. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию.
  3. Комиссия европейских сообществ.
  4. Совет государств Балтийского моря.
  5. Совет Министров Северных стран.
  6. Международное агентство по атомной энергии.
  7. Организация Черноморского экономического сотрудничества.
  8. Программа ООН по окружающей среде.
  9. Программа развития ООН.
  10. Детский фонд ООН.
  11. Фонд "Евримаж" при Совете Европы.
  12. Объединенный институт ядерных исследований.
  13. Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств.

Перечень российских организаций, гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602. В настоящее время данный Перечень действует в редакции Постановления Правительства РФ от 21.03.2012 N 216 и содержит следующие организации :

  1. Благотворительный фонд "Благое дело", г. Нижний Новгород.
  2. Благотворительный фонд "Милосердие", г. Москва.
  3. Благотворительный фонд содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана, г. Москва.
  4. Государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий", г. Москва.
  5. Некоммерческая благотворительная организация "Благотворительный фонд В. Потанина", г. Москва.
  6. Некоммерческий фонд содействия сохранению и развитию культурного, научного, духовного и природного наследия Евразии, г. Москва.
  7. Некоммерческая организация "Российский фонд культуры", г. Москва.
  8. Некоммерческая организация "Благотворительный фонд культурных инициатив (Фонд Михаила Прохорова)", г. Норильск.
  9. Региональный общественный фонд содействия отечественной науке, г. Москва.
  10. Российский гуманитарный научный фонд, г. Москва.
  11. Российский фонд фундаментальных исследований, г. Москва.
  12. Фонд некоммерческих программ Дмитрия Зимина "Династия", г. Москва.
  13. Фонд поддержки образования и науки (Алферовский фонд), г. Санкт-Петербург.
  14. Фонд поддержки российского учительства, г. Москва.
  15. Фонд наследия Егора Гайдара, г. Москва.
  16. Международный Фонд Технологий и Инвестиций, г. Москва.
  17. Фонд инновационных научно-образовательных программ "Современное естествознание", г. Москва.
  18. Фонд "Русский мир", г. Москва.
  19. Некоммерческая организация "Благотворительный фонд "Искусство, наука и спорт", г. Москва.

В Письме Минфина России от 30.09.2010 N 03-04-05/9-575 отмечено, что выплаты в виде грантов, не поименованных в Постановлении Правительства РФ от 15.07.2009 N 602, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Бухгалтерам государственных (муниципальных) учреждений, получающим гранты, необходимо следить за изменениями законодательства. Перечни организаций могут дополняться. При этом обратная сила соответствующих положений, как правило, не предусмотрена.

Например , Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) был включен в Перечень организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602.

Финансовая поддержка осуществляется РФФИ на основании Соглашения между РФФИ и организацией, обслуживающей проект в соответствии с Правилами организации и проведения работ по проектам, поддержанным РФФИ (утв. Решением Совета РФФИ от 12.03.2008; далее - Правила). Пунктом 2.1.3 Правил определено, что средства для выполнения поддержанного РФФИ проекта выделяются им в виде гранта и предоставляются исключительно в распоряжение руководителя конкурсного проекта под его личную ответственность и должны расходоваться строго на цели, предусмотренные проектом. При этом руководитель проекта имеет право расходовать средства гранта на основании утвержденной РФФИ сметы расходов и нормативных документов РФФИ. В силу п. 2.5.2 Правил обеспечение выполнения проекта в соответствии с заявленными программой и сроками является обязанностью руководителя проекта. Организация соблюдает порядок финансово-хозяйственного и технического обслуживания выполнения конкурсных проектов (п. 2.7 Правил). Средства, поступающие на лицевой счет учреждения от РФФИ, могут использоваться учреждением на цели компенсации организационно-технических расходов на обслуживание проектов в размере не более 15% из каждой поступающей суммы по согласованию с руководителями проектов.

Из Правил следует, что получателями грантов являются физические лица - руководитель конкурсного проекта и исполнители проекта. Средства, выплачиваемые учреждениями из сумм грантов руководителям проектов и по их распоряжению научным работникам (соисполнителям грантов), принимающим участие в проектах РФФИ, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц. Однако бухгалтеры государственных (муниципальных) учреждений в ряде случаев по-прежнему облагают выплаты этим работникам НДФЛ.

Отметим, что Минфин России в многочисленных письмах говорил об освобождении от налогообложения НДФЛ средств, выплачиваемых из сумм грантов по распоряжению руководителей проекта научным работникам, принимающим участие в проектах РФФИ, со дня включения его в Перечень российских организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602. В частности, такая позиция выражена в Письмах от 03.03.2010 N 03-04-06/9-20, от 15.03.2010 N 03-04-06/9-34, от 04.05.2010 N 03-04-05/9-249, от 20.09.2010 N 03-04-05/9-561, от 28.12.2010 N 03-04-05/9-757, от 22.03.2011 N 03-04-06/9-53, от 11.04.2011 N 03-04-06/8-86, от 03.05.2011 N 10116-1429/95.

ФНС России также подтверждала, что средства, выплачиваемые из сумм грантов работникам таких учреждений, освобождаются от налогообложения НДФЛ согласно п. 6 ст. 217 НК РФ при условии, что такие сотрудники признаются получателями грантов и расходование средств гранта соответствует его целевому назначению (Письма от 20.05.2010 N ШС-37-3/2033@, от 23.07.2010 N ШС-37-3/7312@, от 28.12.2010 N 03-04-05/9-757, от 06.04.2011 N КЕ-4-3/5392@). При этом в Письме от 20.05.2010 N ШС-37-3/2033@ ФНС России указала, что льгота применяется к выплатам как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам .

Российская академия наук даже издавала по этому вопросу специальное Письмо от 03.05.2011 N 10116-1429/95.

В то же время следует различать выплаты научным работникам, принимающим участие в проектах организаций, поименованных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ N 602, и выплаты сотрудникам, которые не относятся к указанной категории лиц. Например , в Письме от 28.01.2011 N 03-04-06/9-11 Минфин России указал, что вознаграждение за счет средств гранта, выплачиваемое штатным сотрудникам института из числа административно-управленческого, инженерно-технического персонала, не являющимся исполнителями проекта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), обеспечивающим организационно-финансовое и техническое сопровождение проектов, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. А РГНФ также включен в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства N 602, наряду с РФФИ.

Возврат излишне удержанного налога

Если бухгалтер ошибся и удерживал НДФЛ с выплат, осуществленных за счет грантов, неправомерно, налог работникам нужно вернуть.

В Письме ФНС России от 06.04.2011 N КЕ-4-3/5392@ отмечено, что возврат налогоплательщику суммы излишне удержанного НДФЛ производится с учетом положений, определенных в ст. ст. 78 и 231 НК РФ.

Следует обратить внимание, что с 1 января 2011 г. вступила в силу новая редакция п. 1 ст. 231 НК РФ, установившая правила возврата излишне удержанного НДФЛ.

Налоговый агент, который обнаружил факт излишнего удержания налога, должен сообщить об этом налогоплательщику-работнику в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. При этом Налоговый кодекс РФ не устанавливает форму и способ, с помощью которого налоговый агент сообщает налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога. По мнению Минфина России, налоговый агент вправе сообщить налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога в произвольной форме, предварительно согласовав с налогоплательщиком порядок направления указанного сообщения (Письмо Минфина России от 16.05.2011 N 03-04-06/6-112). Сообщение может быть передано налогоплательщику лично в руки или направлено по почте. При передаче сообщения налогоплательщику на втором его экземпляре желательно получить от физического лица отметку о вручении.

В указанном п. 1 ст. 231 НК РФ ничего не говорится о том, каким образом агент должен зафиксировать факт обнаружения излишнего удержания НДФЛ из доходов налогоплательщика. Логично в этом случае составить бухгалтерскую справку с указанием даты выявления ошибки.

Работник в свою очередь должен представить работодателю письменное заявление о возврате налога. Заявление можно подать в течение трех лет с момента уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ, Письмо УФНС России по г. Москве от 19.03.2010 N 20-14/3/029018@).

Возврат налога физическому лицу наличными денежными средствами Налоговым кодексом РФ не предусмотрен. Наоборот, установлено, что возврат налога следует производить в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке. Поэтому работник должен в своем заявлении о возврате налога указать номер счета, на который следует перевести денежные средства.

Работодатель, получив заявление работника, обязан вернуть излишне удержанный налог в течение трех месяцев со дня получения заявления от физического лица. Если указанный срок нарушен, переплату следует вернуть с процентами. Они начисляются за каждый календарный день просрочки исходя из ставки рефинансирования Банка России, которая действовала в дни нарушения срока возврата.

Возврат налога осуществляется налоговым агентом за счет сумм НДФЛ:

  • подлежащих уплате по налогоплательщику, которому учреждение возвращает излишне удержанный НДФЛ;
  • удерживаемых учреждением по доходам других налогоплательщиков;
  • возвращаемых налоговым органом из средств бюджета по заявлению учреждения.

Зачет сумм НДФЛ, возвращаемых работнику, в счет сумм НДФЛ, подлежащих удержанию из его доходов, возможен, если он продолжает работать в учреждении и получает налогооблагаемый доход.

Возможно также зачесть, сумму возвращаемого НДФЛ в счет общей суммы налога, подлежащей уплате по учреждению в целом, без обращения в налоговые органы.

Пример. Допустим, что по ошибке бухгалтера сумма излишне удержанного налога из доходов сотрудника составила 2000 руб.

Ошибка обнаружена в апреле 2012 г. Бухгалтер обязан составить бухгалтерскую справку об обнаружении ошибки и известить работника о переплате НДФЛ.

Допустим, работник был своевременно извещен об этом и подал заявление на возврат НДФЛ 27 апреля.

Может ли налоговый агент вернуть работнику сумму НДФЛ, ранее излишне удержанную из его доходов, в апреле 2012 г. в полном размере, если известно, что сумма НДФЛ, подлежащая удержанию из доходов всех работников за апрель, составила 10 000 руб.?

Может, ведь общая сумма НДФЛ, подлежащая перечислению в бюджет с заработной платы за апрель, позволяет погасить задолженность перед работником по НДФЛ. Из этой суммы налоговый агент может перечислить налогоплательщику на его банковский счет 2000 руб., а разницу 8000 руб. (10 000 руб. - 2000 руб.) он направит в бюджет.

Могут возникать ситуации, когда суммы НДФЛ, подлежащей перечислению в бюджет в течение ближайших трех месяцев, недостаточно для возврата налога физическому лицу после получения от него заявления. В таком случае налоговый агент должен обратиться в налоговый орган по месту учета с заявлением о возврате ему из бюджета излишне удержанной с доходов налогоплательщика суммы НДФЛ. Сделать это он должен в течение 10 рабочих дней со дня, когда налогоплательщик подал соответствующее заявление в его адрес. Самому налогоплательщику при этом не нужно повторно подавать заявление на возврат (п. 2 Письма Минфина России от 16.05.2011 N 03-04-06/6-112).

Требований к оформлению заявления налоговым агентом в п. 1 ст. 231 НК РФ не установлено. Рекомендуем в нем указать:

  • просьбу о возврате НДФЛ;
  • сумму возвращаемого налога;
  • налоговый период, за который она была излишне удержана и уплачена в бюджет;
  • основания для возврата;
  • реквизиты налогового агента (например, наименование организации, место ее нахождения, ОГРН, ИНН, банковские реквизиты);
  • реквизиты налогоплательщика (Ф.И.О., место жительства, ИНН).

Заявление должно быть подписано налоговым агентом либо его законным представителем.

Вместе с заявлением в налоговый орган налоговый агент должен представить:

  • выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период;
  • документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы НДФЛ в бюджет.

Возврат налоговому агенту из бюджета излишне уплаченной суммы НДФЛ производится налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ (абз. 7 п. 1 ст. 231 НК РФ).

Инспекция должна сообщить в письменной форме налоговому агенту о своем решении о возврате переплаты (об отказе в осуществлении возврата) в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения (п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ).

Если принято положительное решение, переплату по НДФЛ инспекция обязана вернуть налоговому агенту в течение месяца после получения от него заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ). Если указанный срок нарушен, на сумму, подлежащую возврату, начисляются проценты за каждый календарный день просрочки (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Отметим, что налоговый агент вправе вернуть физическому лицу переплату по налогу из собственных средств, не дожидаясь ее возврата из бюджета. Но это право, а не обязанность налогового агента. Соответственно, учреждение имеет полное право вернуть работнику излишне удержанный налог только после того, как получит соответствующую сумму от налогового органа.

Сумму НДФЛ, излишне удержанную с доходов физического лица, можно зачесть в счет будущих платежей по данному налогу (п. п. 1, 14 ст. 78 НК РФ).

Такой зачет проводится при наличии соответствующих заявлений от налогоплательщиков. В свою очередь налоговый агент должен представить в инспекцию заявление о зачете переплаты (п. п. 4, 14 ст. 78 НК РФ). Налоговый орган принимает решение о зачете или об отказе в зачете сумм налога в течение 10 рабочих дней с момента обращения налогового агента (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 4 ст. 78 НК РФ). О своем решении инспекция должна сообщить в письменной форме налоговому агенту в течение пяти рабочих дней после принятия решения (п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ). В случае положительного решения налоговый агент вправе зачесть излишне уплаченный НДФЛ в счет предстоящих платежей.

В п. 1 ст. 231 НК РФ установлено, что при отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган о возврате излишне удержанной с него и перечисленной в бюджетную систему РФ ранее налоговым агентом суммы налога одновременно с представлением налоговой декларации по окончании налогового периода. Такая ситуация может возникать при ликвидации организации либо при увольнении работника из организации, которая произвела излишнее удержание налога.

Бухгалтерский учет операций по возврату налога

При отражении в бухгалтерском учете государственного (муниципального) учреждения операций по возврату излишне удержанного НДФЛ необходимо обратить внимание на следующее.

Во-первых , основанием для совершения операции по возврату налога является письменное заявление работника. На таком заявлении целесообразно сделать разрешительную запись главного бухгалтера или руководителя учреждения. В заявлении обязательно должна быть указана дата подачи его в бухгалтерию, а также банковские реквизиты счета, на который следует делать перечисления.

Во-вторых , следует убедиться, что у учреждения достаточно средств по возврату сумм излишне удержанного налога. Если размера текущих начислений налога недостаточно, то следует заблаговременно обратиться в налоговую инспекцию в порядке, указанном выше.

В бухгалтерском учете операции по возврату излишне удержанного налога отражаются следующим образом:

Сторно:

Кредит счета 0 30301 730 "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц"

  • скорректирована сумма начисленного налога на доходы физических лиц на сумму подлежащего возврату налога за истекший месяц;

Дебет счета 0 30211 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате"

Кредит счета 0 20111 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства"

  • перечислена сумма заработной платы работнику с учетом корректировки излишне удержанного налога (одновременно отражается выбытие денежных средств по забалансовому счету 18).

Отметим, что возврат налога осуществляется независимо от того, за счет какого источника ранее было произведено начисление заработной платы конкретному работнику, и, следовательно, независимо от того, за счет каких средств было произведено перечисление в бюджет сумм удержанного налога.

Как получить грант - куда обратиться + что для этого нужно + какие документы предоставить + и что делать с полученными деньгами.

У вас есть безумная идея для открытия бизнеса, а также огромное желание работать?

Но при этом у вас нет достаточной суммы денег для этого?

И вы не хотите влазить в долги перед знакомыми или же брать кредит в банке?

Тогда вам будет весьма полезна информация о том, как получить грант .

Не секрет, что многие бизнес-проекты смогли воплотиться благодаря именно такой финансовой поддержке.

Если вы также хотите получить эту возможность, то приготовьтесь к тому, что вам придется приложить немало усилий, но результат будет того стоить.

Что такое грант?

Прежде чем говорить о том, как получить грант, необходимо разобраться с самим понятием, что это.

Грант - это или натуральной формы, направленная на открытие или расширение бизнеса.

Важной отличительной особенностью такой поддержки является то, что она не требует возвращения, то есть является безвозмездной.

Гранты на открытие или развитие бизнеса могут выдавать:

  • государство;
  • частные фонды;
  • иностранные организации.

Исходя из этого, нужно понимать, что эти организации могут выдвигать разные требования для получения гранта.

Поэтому не растрачивайте свои силы на то, чтобы подать заявки везде, где только можно.

Подберите тот источник, который будет подходить под вашу сферу деятельности и работайте над выполнением его условий.

Куда обращаться, чтобы получить грант?

«Половина того, что отделяет успешных предпринимателей от неудачников — это настойчивость.»
Стив Джобс

Как уже говорилось выше, есть три основные категории организаций, которые готовы предоставить деньги или другие активы.

Но здесь есть нюансы, используя которые вы сможете понять, куда вам стоит обращаться в первую очередь.

Также вы должны понимать, что те фонды, которые готовы оказать финансовую поддержку, преследуют разные цели.

Особенности выдачи грантов государственными организациями

  1. Государственные фонды при выдаче грантов на отдают предпочтение социально незащищенным категориям:
    • выпускникам вузов,
    • тем, кто состоит в центре занятости,
    • попавшим под сокращение,
    • военным в отставке,
    • одиноким матерям,
    • инвалидам,
    • молодым специалистам в возрасте до 30-35 лет.
  2. Государство не выдает полную сумму на открытие своего бизнеса.

    Предпочтение отдается тем предпринимателям, которые готовы вкладывать также и свои средства.

  3. Предпочтение отдается социальным сферам, а также производству и сельскому хозяйству.
  4. Чаще всего государство готово финансировать покупку оборудования или сырья, но при этом отказывается от покрытия расходов на выплату заработной платы.
  5. При выдаче гранта на развитие бизнеса государство обращает внимание на срок работы предприятия, и он не должен превышать 1-2 года, а также на то, способен ли предприниматель взять на работу дополнительных людей.

Особенности выдачи грантов частными и иностранными фондами

  1. Частные и иностранные фонды очень требовательны к отчетности, то есть они должны видеть, что выданные деньги пойдут на покрытие определенных расходов, а не вам в «карман».
  2. Такие организации охотно соглашаются выдать грант и на выплату заработной платы, в отличие от государства.
  3. Если нужны средства на финансирование инноваций в экономике и бизнесе, то по этому вопросу чаще всего специализируются отечественные частные фонды.

    А вот в иностранные можно смело обращаться, если вы нуждается в открытии или развитии бизнеса, связанного с экологией, искусством, культурой, обществом, IT-сферой.

  4. Такие фонды практикуют выдачу гранта траншами, то есть деньги приходят постепенно на реализацию определенных этапов.

Необходимые документы, чтобы получить грант


Каждая организация по финансированию и поддержке бизнеса требует свой перечень документов, но чаще всего они перекликаются между собой.

Итак, от вас могут потребовать такие документы:

  • правильно оформленная заявка на участие в отборе на получение гранта;
  • копии документов, подтверждающих вашу личность, а также при необходимости анкета участника;
  • копии документов, которые подтверждают то, что у вас есть знания в сфере экономики (диплом, справка об окончании профильных курсов);
  • копии документов, свидетельствующих о регистрации и постановке на учет бизнеса в налоговой службе, а также внесении в реестр; копии документов, подтверждающие создание и наличие рабочих мест - это необходимо, если вы подаете заявку на развитие бизнеса;

Этот перечень документов может дополняться, поэтому при его подаче будьте внимательны.

Если что-то будет неверно составлено или же чего-то не будет хватать, фонд имеет полное право отказать вам в участии.

Как получить грант: что делать?


Итак, вы уже плотно подошли к вопросу: «Как получить грант ?», тогда вам стоит знать порядок ваших действий:

    Выберите подходящую вам организацию, в которой можно получить грант.

    Она должна соответствовать сфере вашей деятельности.

  1. Изучите куда организация уже выдавала деньги, в каком размере и на какие проекты.
  2. Изучите требования, которые выдвигает фонд, а также правила составления заявки на участие в отборе.
  3. Подготовьте все необходимые документы.
  4. Составьте достоверный бизнес-план, в котором будут четко прописаны цели, проблемы и их решения.

    Основное внимание уделите финансовой части.

  5. Подготовьте убедительную и подробную презентацию своего будущего проекта.

Вам остается только ждать.

Чаще всего после того, как истек срок для подачи заявки, фондам дается 3 месяца для рассмотрения полученных заявок.

Как принимается решение о заявках на получение гранта?

Первые несколько дней даются на проверку правильности составления и наличия всех необходимых документов.

И уже затем фонд приступает к изучению бизнес-планов.

Чаще всего фонды используют свою разработанную балльную шкалу, благодаря которой они могут сформировать рейтинг участников.

При рассмотрении особое внимание уделяется не только поставленным целям и проблемам, но и их решению.

Также проверяется достоверность приведенных расчетов.

Государственные фонды берут на заметку тех предпринимателей, которые сами могут внести определенную сумму в развитие или открытие бизнеса.

А бизнес-планы, которые требуют полного финансирования, чаще всего отвергаются.

Что касается финансирования уже действующего бизнеса, то здесь также обращается внимание на динамику развития.

Если предприятие выдавало низкие показатели в течение того периода, что оно существовало, то ему скорее всего откажут.

Дополнительные баллы в «копилку» могут получить те проекты, которые уже получали средства от выбранного фонда.

Выигравшим посылаются уведомления, а также о них появляется информация на официальном сайте фонда.

Насколько реально получить грант от государства на развитие своего бизнеса,

рассказано в видео:

Что делать с полученными денежными средствами?

Полученный грант - это уже договор между бизнесменом, который нуждается в денежных средствах, и инвестором.

Поэтому у первого возникают определенные обязательства, требующие выполнения:

  • полученные средства должны идти исключительно на те цели, ради которых они выдаются;
  • всю необходимую отчетность необходимо подавать в строго оговоренные сроки;
  • при возникновении форс-мажоров или при невозможности выполнить определенную часть проекта, необходимо сразу обратиться в фонд для внесения коррективов;
  • при проверках нельзя препятствовать комиссии и необходимо предоставлять всю информацию, которая касается полученных средств.

В случае нецелевого использования гранта или же невыполнения других условий договора, организация может потребовать его расторгнуть и обратиться в суд с иском о возврате всех выделенных средств.

Таким образом, вас не только должно интересовать, как получить грант , но и как выполнить все условия фонда, который выдаст вам деньги.

Знайте, что это отличный шанс получить дополнительное финансирования для своего бизнеса, поэтому отнеситесь со всей ответственностью к этому вопросу.

Вы получите возможность не только для собственного развития, но и поспособствуете улучшению экономической ситуации в своем регионе.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

"Если проект никак не связан с работой института, то придется оформлять отпуск.", вообще говоря ЛЮБОЙ проект НЕ связан с "работой института" (чисто формально). Это если считать "работой института" бюджетные тематики. Потому как требование гранта - тема гранта НЕ должна совпадать с бюджетной тематикой. Ситуация когда "физику-ядерщику дали грант на изучение бабочек на Мадагаскаре" выглядит абсолютно нереально, поскольку для того, чтобы грант дали необходимо УЖЕ иметь опыт в данной области и ес-но иметь публикации, что маловероятно (для физика-ядерщика).

Получается, что есть "бюджетная тематика" и, например, если человек пишет и получает грант на еще одну тематику, то, да, он может сделать доклад по своей грантовой тематике. А вот насчет "бюджетной", только в том случае, если он является ведущим членом в команде по бюджетной, если просто один из исполнителей, то вряд ли (это будут делать руководители бюджетной).

А если кроме бюджетной, своей грантовой (в качестве руководителя гранта) да еще и совместная работа с другим институтом, то здесь еще сложнее. Это еще нужно "доказать", что поездка (по чужому гранту) "важна и для института тоже". Да, отчитаться можно публикацией в таком случае. Вопрос еще будут ли публикации и какие (в каких журналах, с каким импактом). В конечном итоге институт ведь отчитывается ВСЕМИ публикациями, в том числе и публикациями по совместной работе. Это в принципе. А в действительности все зависит от того приветствуется ли совместная работа (с другими институтами) в данном конкретном месте, в данное конкретное время.

В свое время на переаттестации мне прямым текстом было сказано, что если я веду совместную работу с медакадемией, то и шла бы я туда совсем. Потому как я типа "на них работаю". Пришлось доказывать, что это ВЗАИМОВЫГОДНОЕ сотрудничество (статьи были опубликованы, в части из них я - первый автор). И ведь речь шла о работе с теми самыми факторами транскрипции, о которых мы потом на форуме scientific с Константином Севериновым спорили, он типа говорил, что в России практически никто даже и не знает что это такое.

Так что "убеждать институт", что "это ему нужно" - это отдельная проблема. Я вот было дело ездила на Школу для молодых ученых (во Владивосток) в отпуск, причем "за свой счет" - с образовательной лекцией, постером и будучи членом оргкомитета этой Школы. И в лекции, и в постере речь шла также о факторах транскрипции. Потом оказалось, что наши (ездило несколько человек) доклады и постеры не вошли даже в отчет института. Стали разбираться, оказалось, что такие "конференции" "не котировались" и включение в отчет материалов по ним было оставлено "на усмотренение ученого секретаря". Наш тогдашний ученый секретарь, надо полагать, "не усмотрел". При этом я такого интереса как устным лекциям и докладам, так и к постерам не видела нигде (на Российских конференциях по крайней мере), как тогда на Школе во Владивостоке. На Школе шло реальное обсуждение работы, шли дискуссии.

Что сейчас со Школами, вообще непонятно. Если кто-нибудь подскажет, буду благодарна. Когда я пыталась обращаться по поводу Школ, мне сказали, что "деньги на них не выделяются". Т.е. во Владивостоке, причем в самые тяжелые годы - в 90-е и после люди находили деньги на Школы, а потом что произошло-то? На лоты и мега-гранты деньги есть, а на Школы нет?

Организации могут получать денежные средства на такие цели, как развитие научно-исследовательской деятельности, культуры, спорта, образования, сохранение памятников архитектуры, поддержка различных технических и творческих проектов. Они называются грантами и отражаются в бухгалтерском учете по определенным правилам. В статье расскажем про учет грантов, дадим разъяснения по отчетности.

Гранты: что это такое, на что расходуются

Под грантами принято понимать средства в денежной и неденежной формах, которые выделяются физическими, отечественными и иностранными юридическими лицами в определенном законодательством порядке на проведение исследований либо выполнение конкретных программ. Гранты, как правило, выделяются на конкурсной основе. Порядок их получения и выдачи установлен нормативно-законодательными актами.

Средства, полученные в виде грантов, можно расходовать по направлениям статьи сметы, которую составляет заявитель при подаче заявки. При составлении этого документа рассчитывается и обосновывается величина расходов, необходимых для осуществления проекта, с соблюдением условий и ограничений, установленных законодательными актами в этой области.

В случае получения нескольких грантов смета разрабатывается по каждому отдельно.

Составление сметы и документальное оформление

Каждая заявка потенциального грантополучателя должна быть обоснована. Это означает, что все расходы в рамках того или иного проекта (материальные, на оплату труда, на амортизацию оборудования, на платежи в бюджет и т.д.) нужно просчитать.

При составлении сметы следует учесть, что по различным причинам, например, при отсутствии лицензии на какой-то вид деятельности не всегда организация – получатель гранта может выполнить все своими силами. В таком случае в смету нужно включить расходы на оплату услуг сторонних предприятий.

Все операции в хозяйственной жизни юридического лица требуют обязательного оформления документами. Получение гранта не является исключением. Для отражения поступления и расходования средств, полученных в качестве гранта, грантополучатель может применять как унифицированные формы документов, так и разработанные предприятием самостоятельно при условии утверждения и закрепления их в учетной политике.

Порядок документального оформления операций по движению средств по гранту устанавливается локальными нормативными актами грантополучателя.

Учет грантов в организации: проводки

Бухгалтерский учет в рублях

Для отражения получения и расходования грантов используется счет 86:

Корреспонденция счетов Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
76 86 Отражена задолженность по гранту
51 76 Получен грант
86 98 Использованы коммерческим предприятием гранты и включены в состав доходов будущих периодов
20, 25, 26 02, 05 Начисление износа основных фондов и нематериальных активов
98 91/1 Полученные гранты отнесены в состав расходов будущих периодов

Аналитический учет по счету 86 организуют по поступлениям и направлениям расходования средств. Читайте также статью: → “ ». Если получено несколько грантов, то аналитический учет должен быть построен по каждому в отдельности.

Пример 1. Предприятию выделен грант на восстановление производства в сумме 1000000 рублей. Эти средства пойдут на покрытие таких расходов, как:

  • оплата труда рабочих, включая ЕСН и страховые взносы – 500500 рублей;
  • материальные затраты – 499500 рублей, включая НДС 76195 рублей.

Движение средств в рамках полученного гранта можно отразить следующим образом:

  • Дт 76 Кт 86 = 1000000 – на сумму гранта, предстоящего к получению;
  • Дт 51 Кт 76 = 1000000 – получены денежные средства по гранту;
  • Дт 60 Кт 51 = 499500 – перечислено поставщику за материалы, предусмотренные сметой;
  • Дт 10 Кт 60 = 423305 – оприходованы материалы;
  • Дт 19 Кт 60 = 76195 – НДС по ТМЦ;
  • Дт 20 Кт 10 = 423305 – использованы материалы на ремонт в рамках сметы по гранту;
  • Дт 20 Кт 70, 69 = 500500 – начислена зарплата, ЕСН, страховые взносы сотрудникам за работы, предусмотренные сметой;
  • Дт 86 Кт 19 = 76195 = списание НДС по материалам по гранту;
  • Дт 98 Кт 91/1 = 923805 – стоимость работ отнесена в прочие доходы.

В валюте иностранного государства

Пример 2. Юридическим лицом получены средства в качестве гранта из бюджета в размере 5000 долларов. Все поступления в рамках этого договора были потрачены в отчетном периоде. Курс доллара на день получения денег на счет в банке, установленный ЦБ, составил 60 рублей за доллар, а на последний день месяца – 61 рубль.

Бухгалтер сделал следующие записи:

  • Дт52 Кт76 = 5000*60 = 300000 – получены деньги в качестве гранта;
  • Дт76 Кт86 = 300000 – отражены средства как целевое финансирование;
  • Дт52 Кт91/1 = 5000 (61*5000 – 60*5000) – положительная курсовая разница включена в финансовые результаты;
  • Дт91/1 Кт86 = 5000 (5000*(61-60)) – переоценены средства целевого финансирования.

Отрицательная курсовая разница отражается:

  • Дт91 Кт52;
  • Дт86 Кт91.

Изменение курса рубля в ту или иную сторону не влечет за собой образование остатков по счету 91. Когда гранты поступают не в качестве технической помощи и не из бюджета, то курсовая разница отражается на счете 52 и 91. При этом при снижении курса рубля по отношению к валюте другого государства образуется положительный остаток по счету 91. У получателя гранда образуется положительная курсовая разница, которая учитывается как внереализационный доход.

Пример 3. Организацией получен грант от иностранного фонда в сумме 5000 долларов. Все средства в рамках этого соглашения были израсходованы в отчетном периоде. Курс доллара ЦБ РФ на день поступления средств в банк составил 60 рублей за доллар, на последний день месяца 61 рубль.

  • Дт52 Кт76 = 300000 – поступление гранта на банковский счет;
  • Дт76 Кт86 = 300000 – гран учтен как целевое финансирование;
  • Дт52 Кт91 = 5000 – на сумму положительной курсовой разницы;
  • Дт91 Кт99 = 5000 – списание остатка прочих доходов и расходов;
  • Дт99 Кт68 = 1200 – начисление налога на прибыль по этой операции;
  • Дт68 Кт51 = 1200 – перечислен налог на прибыль в бюджет.

Налоговые обязательства по грантам

Порядок расчета налога на прибыль

Средства, поступившие как гранты, не облагаются налогом на прибыль при условии выполнения следующих пунктов:

  • они получены безвозмездно и их не нужно возвращать;
  • лицо, выдавшее грант, указано в специальном перечне, утвержденном Правительством РФ;
  • назначение финансирования – программы в области искусства, образования, здравоохранения, экологии;
  • средства израсходованы в том направлении, на которое они были выданы.

Если не соблюдено хотя бы одно из этих условий, по полученному гранту необходимо начислить налог на прибыль. Юридические лица, являющиеся получателем грантов, должны обеспечить ведение раздельного учета доходов и расходов по каждому целевому проекту . Если это требование не соблюдается, то налог рассчитывается по всей сумме гранта с момента его поступления.

Расчет НДС, ЕСН, НДФЛ

  • Поскольку гранты не подлежат обложению НДС, то входной налог по этим операциям не предъявляют к зачету. Суммы его относят на целевое финансирование.
  • ЕСН по зарплате работников, занятых исполнением программы, под которую получен грант, начисляется. Если такие работы выполнялись по договорам гражданско-правового характера, то не начисляются взносы в фонд социального страхования.
  • При получении физическим лицом гранта на цели развития науки, культуры, НДФЛ по этим суммам не удерживается. В конце года грантодатель, перечисливший средства физическому лицу, представляет в налоговые службы отчет по подоходному налогу ф.2-НДФЛ. Читайте также статью: → “ ».

Отчетность по грантам на предприятии

Грантодатель имеет право требовать отчет о расходе средств, выделенных им, и соответствия его смете. Причем такие отчеты он может требовать не только по завершении целевой программы, но и на различных ее этапах.

Как таковой формы отчета законодательством не установлено. Поэтому он составляется в свободной форме, согласованной между сторонами. Все расходы можно подтвердить данными о движении по счету 86 и копиями первичных документов, подтверждающих произведенные затраты (акты выполненных работ, чеки, счета-фактуры, ведомости начисления зарплаты и т.д.).

Данные о полученных грантах предоставляется в налоговые службы в декларации по налогу на прибыль.

Ответы на актуальные вопросы про гранты

Вопрос №1. По завершении программы у получателя средств по ней остались неиспользованные деньги. По второму гранту финансирования не хватило. Как отразить в учете перерасход и экономию средств? Какие налоговые обязательства возникают в таком случае?

Если у получателя грантов остались неиспользованные средства, и организация, которая их перечислила, не требует их возврата, то их нужно отнести к внереализационным доходам и включить в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Это объясняется тем, что впоследствии остаток средств будет израсходован не на те цели, которые указаны в соглашении и смете.

Если же по каким-либо причинам произошел перерасход денег по гранту, а организация, перечислившая его, отказывается компенсировать недостающую сумму, разницу включают в состав внереализационных расходов. Но важно учесть, что на недостающую сумму нельзя уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Вопрос №2. По каким налоговым платежам у получателя грантов возникают обязательства?

Средства, полученные налогоплательщиком – физическим лицом в качестве грантов, не подлежат обложению подоходным налогам. Такое освобождение возникает, когда организация–грантодатель указана в специальном перечне, а полученные средства потрачены по назначению.

Получатель целевых средств не обязан начислять налог на прибыль, если соблюдены требования, установленные ст. 251 НК РФ. Обязательства по ЕСН сохраняются. Также удерживается НДФЛ по заработной плате сотрудников, работающих по целевому проекту.

Вопрос №3. ИП, применяющий УСН, получил целевые средства на развитие бизнеса. Может ли он не учитывать полученный грант на такие цели для начисления налога на прибыль?

Если доход, полученный предпринимателем на развитие дела, попадает под определение гранта, то обязанности по обложению его налогом на прибыль не возникает. Законодательство устанавливает цели, на которые выдается грант, в соответствии с чем средства на развитие собственного бизнеса нельзя классифицировать как грант. Поэтому полученные средства определяются внереализационным доходом и облагаются налогом на прибыль.

Вопрос №4. Организации предоставлен грант на развитие науки. Нужно ли удерживать подоходный налог по вознаграждению, выплачиваемому физическим лицам в рамках этого проекта?

Если вознаграждение выплачивается лицам, которые непосредственно заняты научной деятельностью, НДФЛ удерживать не нужно. Доходы, по которым не возникает необходимости удержания НДФЛ, перечислены в ст. 217 НК. Если же средствами, полученными на финансирование этого проекта, производится оплата труда административных или технических работников, то эти суммы облагаются подоходным налогом в общем порядке.

Вопрос №5. В каком порядке учитываются и списываются средства, переданные как грант, у организации –грантодателя?

У юридического лица – грантодателя переданные средства учитываются как безвозмездная передача. Списание их на расходы можно производить по мере предоставления получателем целевых средств отчета об их расходе. Но учетной политикой предприятия может быть закреплено списание грантов на расходы непосредственно в момент их передачи, что также допускается законодательством.



Статьи по теме: