Экономические основы деятельности фирмы кратко. Экономические основы деятельности предприятия - реферат

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Понятия экономической и бухгалтерской прибыли. Компенсационные, фрикционные и научно-технические теории прибыли. Условия максимизации прибыли фирмы, кривые ее спроса и предложения. Функции прибыли в деятельности фирмы, направления ее использования.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2010

    Виды издержек: явные и вмененные. Классификация прибыли: бухгалтерская, нормальная и экономическая. Формулы определения общего, среднего и предельного дохода. Построение графика кривой общих издержек. Условия равновесия фирмы и максимизации прибыли.

    презентация , добавлен 16.08.2015

    Изучение общеэкономического и микроэкономического аспектов прибыли. Факторы и источники формирования прибыли в рамках предприятия. Принципы анализа ее максимизации. Сопоставление предельной выручки и предельных издержек. Издержки производства и прибыль.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2014

    Изучение понятия и состава издержек производства фирмы. Анализ взаимосвязи экономических и бухгалтерских затрат и прибыли. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. Классификация затрат производства в новых условиях хозяйствования.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2015

    Для получения прибыли для каждого предприятия необходимо, чтобы объем выручки от продаж превышал сумму постоянных и переменных издержек фирмы. Для определения при каком объеме продаж окупятся валовые затраты фирмы рассчитывается точка безубыточности.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2008

    Сущность и основные понятия прибыли в современных условиях, ее содержание как источник формирования доходов бюджета. Учет и факторный анализ выручки и рентабельности предприятия. Обстоятельства, влияющие на величину дохода фирмы и резервы ее увеличения.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2010

    Рассмотрение понятия прибыли предприятия; изучение ее видов и методов формирования. Характеристика механизма максимизации доходов фирмы в современных условиях. Сущность финансового левериджа как критерия прибыльности заемных средств организации.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2011

Учебные вопросы

    Фирма и ее цели.

    Организационно-правовые формы предприятий по российскому законодательству.

    Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль.

    Закон убывающей отдачи.

    Фирма и ее цели

Фирма – это промышленное или торговое предприятие (объединение), пользующееся правами юридического лица.

Целями деятельности фирмы являются:

    Максимизация прибыли, т.е. превышение выручки от продаж над затратами на производство и сбыт.

    Увеличение объема продаж.

    Повышение темпов роста (развития) самой фирмы.

    Организационно-правовые формы предприятий по российскому законодательству

В соответствии с Гражданским кодексом РФ:

«Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности» (ст. 132 ГК РФ).

«Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права; нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора» (ст. 52).

«Юридические лица могут создаваться в форме коммерческих и некоммерческих организаций.

Коммерческие организации – это юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Некоммерческие организации – это юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий» (ст. 50 ГК РФ).

«Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом» (ст. 50 ГК РФ).

    Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль

В своей деятельности фирма несет определенные затраты (издержки).

Бухгалтерские затраты (издержки) – это стоимость используемых фирмой ресурсов в фактических ценах их приобретения.

Экономические затраты (издержки) – это стоимость товаров и услуг, которые можно было бы получить при самом выгодном альтернативном использовании этих ресурсов (альтернативные издержки).

Какие другие виды затрат (издержек) несет фирма?

Возвратные издержки – это расходы, которые фирма в состоянии себе вернуть (хотя бы после прекращения своей деятельности).

Необратимые издержки – это расходы, которые фирма не может вернуть, даже если она прекратит свою деятельность.

Постоянные издержки фирма несет независимо от объема выпускаемой продукции.

Переменные издержки меняются вместе с объемом выпускаемой продукции (затраты на сырье, материалы, транспорт и др.).

Средние издержки представляют собой издержки (общие), деленные на объем выпускаемой продукции.

Средние переменные издержки – это переменные издержки, деленные на объем выпускаемой продукции.

Предельные (маржинальные) издержки – это дополнительные издержки, которые фирма несет при изменении объема производства на единицу продукции.

Предельные издержки достигают своего минимума при таком объеме выпуска, когда используемый на фирме уровень переменных ресурсов достигает максимальной предельной производительности. При этом фирма получает максимально предельную выручку.

Эффект масштаба – это рост объема годового выпуска продукции, ведущий к снижению средних издержек производства, что позволяет либо получать больше прибыли с единицы продукции при неизменных ценах, либо снижать цены, чтобы завоевать большую долю рынка и получить большую массу прибыли.

    Закон убывающей отдачи

В соответствии с этим законом непрерывное увеличение использования одного переменного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе приведет к снижению роста отдачи, а затем и к ее снижению.

Прирост продукции за счет увеличения на единицу количества переменного фактора называется предельным продуктом этого фактора.

В процессе производства основной капитал фирмы изнашивается физически и устаревает морально. Это вызывает необходимость его замены и обновления за счет амортизационных отчислений.

Амортизация – это денежное возмещение износа основных средств (основного капитала) путем включения части их стоимости в затраты на выпуск продукции.

Литература

    Гражданский кодекс Российской Федерации: часть 1 [Текст] : федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой 21 октября 1994 г. : [с послед. изм. и доп. ; в ред. от 13.07.2015 г.] // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301; 2015. – № 29 (ч.1). – Ст. 4394.

    Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учебник для ср. спец. учеб. заведений / Н.А. Сафронов. – М., 2005. – С. 149 – 178.

Фирма - это самостоятельный экономический субъект, занимающийся коммерческой и производственной деятельностью и обладающий обособленным имуществом.

Фирма - определение широкое, поскольку в ее рамках может существовать несколько предприятий, организующих производство товаров и услуг.

Фирма имеет следующие признаки:

1) представляет собой экономически обособленную хозяйственную единицу;

2) является юридическим лицом, поэтому юридически независима; она имеет устав и собственный бюджет;

3) выполняет особую функцию: она закупает на рынке факторов производства ресурсы и посредством предприятий производит различные блага, которые поставляет на рынок;

4) производственно и финансово свободна, поскольку самостоятельно принимает решения, касающиеся ее функционирования;

5) целями фирмы в классической и неоклассической теории считаются получение прибыли и минимизация издержек.

На современном этапе существуют фирмы, которые ведут неценовую конкуренцию и имеют иные цели:

а) повышение объема продаж и увеличение собственной доли на рынке. Под этим подразумевается стремление к максимальному контролю ценообразования и потребительского спроса;

б) сохранение штата служащих. Стремясь к этому, руководство фирмы повышает заработную плату, улучшает условия труда и осуществляет трансфертные платежи;

в) выживание в кризисной экономике. Инфляционные ожидания порождают стремление к созданию новых стратегических методов развития и принятию грамотных решений;

г) создание новых видов товаров и их продвижение на рынок.

Использование новых технологий позволяет организовать производство более качественной продукции, что привлекает внимание покупателя и обеспечивает возможность закрепления на рынке.

Фирма как хозяйственная единица выполняет ряд функций.

1. Коммерческая функция подразумевает налаживание связей с поставщиками ресурсов и инвесторами, а также занятие маркетингом.

Самофинансирование, самоокупаемость и самостоятельность - это основные характеристики «сильной» фирмы.

2. Производственная функция включает в себя способность к организации производства продукции.

3. Финансовая функция: привлечение инвестиций, получение прибыли, работа с ценными бумагами, управление рисками и страхование.

4. Счетная функция - это проведение статистического и бухгалтерского учета (очень важно правильно рассчитать соотношение поставок сырья и выпуска готовой продукции).

5. Административная функция характеризуется управлением производительной и коммерческой деятельностью, общим контролем над деятельностью фирмы.



6. Социальная функция. Фирма в целях своего развития оказывает материальную поддержку своим работникам.

Цели и функции фирмы

Предприниматели создают в рыночной экономике сектор предприятий. Предприятия (фирмы), составляющие основу этого сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под последней понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

Целевые установки фирмы

Конечной целью деятельности фирмы является упрочение ее позиций на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли. Цель максимизации денежной прибыли является безусловно определяющей в условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует достаточно фирм и нет препятствий для появления новых.

В условиях несовершенной конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается другими целевыми установками фирмы, прежде всего такими, как максимизация валовой выручки (продаж) при обеспечении удовлетворительного объема чистой выручки (прибыли); максимизация темпов роста валовой выручки (продаж); выход на новый рынок; сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.



Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия.

Цикл жизни предприятия (фирмы) - это определенный период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке. Типичная модель жизненного цикла предприятия представлена четырьмя стадиями (выход на рынок, рост, зрелость, упадок), каждая из которых характеризуется определенным соотношением объема продаж и прибыли. Первая стадия характеризует собственно процесс.создания и становления предприятия, за которым стоят определенные начальные вложения капитала. Целевая установка на этой стадии - выход на рынок, обеспечение стартового уровня продаж. На второй стадии цикла жизни предприятие проводит активную рыночную экспансию, наращивает темпы роста продаж. Целевой установкой является расширение производственных мощностей, захват рынков. На третьей стадии в центре стоит максимизация валовой выручки, рост прибылей. Целевая установка - борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На четвертой стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли вплоть до возникновения убытков (результаты коммерческой деятельности предприятия становятся отрицательными). На этой стадии единственной целью предприятия становится либо продолжение его операций в течение определенного периода времени для минимизации убытков, либо выживание на рынке (сохранение его жизнеспособности) с последующим использованием его ресурсной базы для новой рыночной экспансии.

Понятие издержек и прибыли

Для предприятия (фирмы) важно определить не только свои доходы, но и свои расходы по производству продукции (прежде всего расходы на приобретение ресурсов на рынках). Расходы на производство продукции называются издержками производства или просто издержками. Соотнося доходы (совокупный доход) с издержками (часто не только с издержками производства, но и с другими издержками - налогами, рекламой и т.д.), определяют превышение доходов над издержками. Это превышение называется прибылью (чистым доходом).

Данное определение прибыли - в широком значении. В сущности, это совокупность чистых факторных доходов, ведь доходы фирмы от продажи продукции расходуются преимущественно на доплату факторов производства. В том случае, когда у фирмы есть собственные, т.е. принадлежащие ей, экономические ресурсы (например, свое месторождение полезных ископаемых), доход от них, пусть даже неявный, фактически присутствует в прибыли фирмы,

Прибыль в узком значении - это доход от такого фактора производства, как реальный капитал.

Прибыль фирмы

Когда говорят о прибыли фирмы (предприятия), подразумевают прибыль в широком значении. Это комплексный показатель, отражающий результаты хозяйственной деятельности фирмы. Поэтому в рыночной экономике прибыли уделяют огромное внимание.

Так, экономисты тщательно анализируют уровень прибыли (так называемую норму прибыли) фирмы. Стремясь к ее максимизации (см. 8.2), фирма одновременно оценивает, каков минимально допустимый для нее уровень прибыли в долгосрочном периоде. Если прибыль систематически держится ниже этого уровня, то владельцы фирмы будут стремиться уйти из этого бизнеса и вложить свой капитал в другое дело. Подобный минимально допустимый для фирмы уровень прибыли называется нормальной прибылью. Экономическая теория рассматривает нормальную прибыль как составную часть издержек фирмы, которые она должна покрывать, чтобы выжить. Поэтому фирма включает нормальную прибыль в состав своих издержек.

Та часть прибыли, которую фирма получает сверх нормальной прибыли, называется экономической прибылью. Это любой чистый доход сверх нормальной прибыли.

Минимизация убытков является оборотной стороной максимизации прибыли как одной из целей деятельности предприятия. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Однако следует отметить, что, будучи ориентированной на высокий положительный результат, в краткосрочном плане фирма может переживать менее успешные периоды своей деятельности. Речь идет о финансовых потерях, возникновение которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность. Предпринимательский риск, собственно, и определяется как вероятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится и недополучение прибыли по сравнению с прогнозируемой величиной, и возникновение убытков.

То, как фирма будет действовать на рынке, каковы будут ее результаты ее деятельности зависит не только от размеров фирмы (количества используемых ресурсов), но и от того, кто в фирме принимает решения, какие цели преследует и какую ответственность при этом несет. Существуют разные виды фирм . В связи с этим все предприятия в рыночной экономике можно разделить на:

а) частные коммерческие предприятия;
б) частные некоммерческие предприятия;
в) государственные предприятия;
г) смешанные (частно-государственные) предприятия.
Частные коммерческие предприятия (организации) – это фирмы, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Деятельность таких предприятий определяется рынком. Частные некоммерческие (неприбыльные) предприятия (организации) – предприятия, не преследующие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли. Последнее не означает, что такие предприятия вовсе не могут иметь прибыль. Они создаются для удовлетворения каких-либо общественных нужд, а извлечение ими прибыли трактуется законом, не как основная, но как сопутствующая цель. При этом, в отличие от коммерческих фирм, некоммерческие предприятия не имеют права распределять полученную прибыль между своими учредителями. Частными некоммерческими предприятиями являются потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды и т.п. Зачастую в форме таких предприятий действуют образовательные и лечебные учреждения, базы отдыха и т.д. Государственные предприятия могут быть как коммерческими, так и некоммерческими. Обычно деятельность таких предприятий определяется политическими решениями, а не рынком.

В рыночной экономике большинство товаров и услуг производится частными коммерческими предприятиями. Частные коммерческие предприятия могут иметь следующие организационно-правовые формы: индивидуальное предприятие, полное товарищество, коммандитное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив. Рассмотрим их особенности.

Индивидуальное предприятие создается гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Такой предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое по закону взыскание не может быть обращено.

Полное товарищество – товарищество, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут солидарную ответственность по его обязательствам своим имуществом.

Коммандитное товарищество (товарищество на вере) – товарищество, в котором наряду участниками, занимающимися предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несущими солидарную ответственность по его обязательством своим имуществом, имеется один или несколько вкладчиков (коммандитистов). Последние не занимаются предпринимательской деятельностью и несут риск убытков только в пределах своих вкладов.

Общество с ограниченной ответственностью – общество, уставный фонд которого разделен на доли. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в пределах стоимости своих вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью – отличается от предыдущего тем, что ответственность участников не ограничивается стоимостью вкладов, но распространяется и на остальное имущество членов общества.

Акционерное общество (АО) – общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в пределах стоимости своих вкладов.

Производственный кооператив – это объединение граждан на основе членства для совместного ведения какой-либо хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении имущественных паевых взносов.

Повышение экономической эффективности рыночной системы стимулируется существованием конкуренции между различными предприятиями и организациями, а также предпринимателями. Это один из важнейших факторов постоянного возбуждения деятельности экономических субъектов. Желание и упорство обойти соперника, конкурента образовывает мощный толчок экономического прогресса, конкуренцию принято характеризовать цивилизованной формой борьбы за экономическое существование.

Конкуренция представляет собой столкновение интересов, соперничество за наилучшие условия производственной деятельности, покупки и продажи товаров, возникающее между участниками на рынке. Иначе говоря, соперничество за право лучшего использования экономических ресурсов, которые имеются в наличии, за получение эффективного хозяйствования и получения максимального дохода, образуют конкурирующие отношения между теми, кто продает, теми, то приобретает.

Виды конкуренции зависят от следующей классификации критериев.

1. Экономическое поведение производителя (продавца):

1) олигополистическая конкуренция, т. е. соперничество с несколькими конкурентами одновременно;

2) полиполическая конкуренция, т. е. соперничество между всеми участниками на рынке.

2. Степень свободы нахождения конкуренции в каждой отдельной отрасли:

1) открытая;

2) закрытая конкуренция.

3. Степень дифференциации продукции:

1) без дифференциации продукции: однородная, или гомогенная, конкуренция;

2) с дифференциацией продукции: разнородная, или гетерогенная, конкуренция.

4. Степень использующихся действий:

1) ценовая конкуренция;

2) неценовая конкуренция;

3) эффективная конкуренция.

Выделяют два вида конкуренции:

1) совершенную;

2) несовершенную.

Совершенная конкуренция осуществляется на рынке, где большое количество предприятий реализует стандартную продукцию. Отдельно каждое предприятие поставляет на рынок совершенной конкуренции небольшую долю предложения продукции из совокупного общего объема, таким способом, оно не имеет возможности воздействовать на уровень стоимости данной продукции. При совершенной конкуренции наблюдается свободный вход для новых предприятий в любую отрасль, а также и свободный выход из нее. Иначе говоря, исключаются законодательные и технологические преграды с целью свободного вращения капитала. Для данной конкуренции не характерно применение методов неценовой конкуренции. На рынке, где действуют конкурентные отношения, товары покупаются многими самостоятельными, независимыми покупателями, данное обстоятельство характеризует то, что объем продукции, который необходим, приобретатель должен покупать по стоимости, утвердившейся на рынке, и тем самым он не может воздействовать на определение уровня стоимости товара.

На рынке, на котором отсутствует соблюдение характерных черт совершенной конкуренции, возникает несовершенная конкуренция. Одним из видов этой конкуренции является чистая монополия. Существование чистой, или абсолютной, монополии определяется функционированием одного крупнейшего предприятия, которое считается единственным производителем товара, не имеющего аналога, т. е. предприятие полностью представляет какую-либо отрасль производства. Монополист, определяющий стоимость, контролирует ее, у него отсутствуют соперники, т. к. их появлению препятствуют экономические и технические преграды, т. е. свободный вход в отрасль других предприятий закрыт. Монополист не имеет возможности определить любую цену на свой товар, т. к. с целью большей продажи товара ему необходимо снижать стоимость. Регулируя соотношение стоимость – объем реализации, он получит максимальный доход.

– законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство - комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Антимонопольное законодательство - это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции Все эти меры направлены поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.

В основу комплекса государственных мер, составляющих антимонопольную политику, заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Причем считается, что если все сделки по подобному обмену будут заключаться на уровне цен, устанавливаемых в результате конкурентной борьбы между поставщиками товаров и услуг, то общество в целом получит больший объем материальных благ, чем в случае, когда часть подобных сделок будут заключаться по ценам, отклоняющимся от конкурентных в сторону, как завышения, так и занижения. Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регулятором общественного производства, его пропорций. При этом вопрос о том, что производить и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.

Разработка и принятие антимонопольного законодательства - одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма.

Существуют две основные формы борьбы с монополиями:

1) предупреждение создания монополий;

2) ограничение использования монопольной власти.

Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.

Кисель Анна Александровна

Тема:

Тип урока. Изучение нового материала с контролем полученных знаний путём решения тестов и ситуационных задач.

Вид урока. Изучение нового материала.

Цель урока: Составить классификацию издержек.

Задачи урока:

    Образовательные: Сформировать теоретические знания и практические умения решать задачи по данной теме.

    Развивающие: Развитие способностей: познавательных и аналитических; развитие умений: выделять главную мысль, работать в должном темпе, составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков, анализировать информацию, планировать свою деятельность, слушать и слышать друг друга, находить и формулировать пути решения проблемы, выявлять черты общие черты и отличия, оценивать собственный уровень продвижения по учебному материалу ; сформировать экономическое мышление и экономическую грамотность; с формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации и информационными технологиями.

    Воспитательные: Создать интерес к предмету, мотивацию к партнерству, к проявлению коллективизма и взаимопомощи, бережного отношения к имуществу школы и учебным пособиям.

Используемые учебники и учебные пособия. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11 классов общеобразоват. учрежд. / И.В. Липсиц. - М.: Вита-Пресс, 2010. – 272 с.

Обеспечение занятия:

1 . Интерактивная доска S m ar t » с программным обеспечением.

2. Мультимедийный проектор.

3. Ноутбук для работы учителя.

5. Тексты для самостоятельной работы в группе.

6. Тесты проверочной работы для каждого обучающего.

Краткое описание. Урок экономики «Экономические основы деятельности фирмы» ориентирован на получение новых знаний по теме для вычисления общих издержках, бухгалтерских и экономических издержек, постоянных и переменных издержек; развития умений работать в группах; получать необходимую информацию в ходе работы с текстом учебника и умения применять полученные теоретические знания при решении задач и анализе экономической ситуации.

Формы организации учебной деятельности детей. Индивидуальная работа, в парах и в группах; фронтальная беседа; деятельность, направленная на заполнение схем, на основе изучения материала учебника; решение задач и выполнение тестовых заданий; аналитическая деятельность.

Формы организации работы учителя. Работа с презентацией; пояснительная деятельность на уроке, направленная на усвоение нового материала; организация групповой работы и фронтальной беседы.

Эффективность используемых технологий. Групповая работа позволяет проявить себя каждому учащемуся, т.к. не все учащиеся готовы работать на класс, а в группе они могут высказывать свое мнение; объем материала большой и сложный, поэтому работа в группах, когда каждый изучает определенным материал, а затем кратко излагает его в виде аналитического отчета, позволяет экономить время и позволяет приобрести навыки моделирования при составлении алгоритмов изучения темы; фронтальная беседа позволяет активизировать деятельность учащихся, т.к. каждому из них может быть предложено ответить на вопрос; презентация позволяет оптимизировать процесс обучения, повысить наглядность и включить в действие все виды памяти; решение задач позволяет научить детей правильно оформлять решение и разобрать все вопросы, которые трудно даются теоретически.

Раздаточный материал. Карточки с ситуационными задачами, карточки с тестами.

Критерии диагностики эффективности занятия. Оценка за активную работу на уроке при решении ситуационных задач, за решенный тест по пройденному на уроке материалу.

Ожидаемые результаты. П о итогам урока учащиеся должны:

    Иметь представление : о внутренних и внешних ресурсах, внутренних и внешних издержках, экономических и бухгалтерских издержках.

    Знать: методику расчета общих издержек, постоянных и переменных издержек, маржинальных издержек.

    Уметь: приводить примеры и понимать различия между данными экономическими понятиями; строить график общих издержек, работать в группе и в паре; применять полученные знания при решении задач и при анализе экономической ситуации.

Название

этапа урока

Задача этапа урока

деятельности учителя

деятельности ученика

Примечание

I . Организационный

Нацелить на работу

Приветствует учащихся, определяет отсутствующих, проверяет готовность учащихся к уроку, организует внимание.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

II . Актуализация знаний и фиксация затруднений

Включить учащихся в активную мыслительную деятельность.

Задавая вопросы, создает проблемную ситуацию:

Когда мы покупаем какой-то товар и платим за него ту или иную сумму денег, то порой нам кажется, что он стоит дорого. И нам хочется, чтобы он стоил дешевле. Как вы думаете, может ли фирма снизить цену и не разориться, а продолжать развиваться?

Слайд №1.

Задавая вопросы, нацеливает на активную мыслительную деятельность:

Назовите основные факторы производства (труд, земля, капитал и предпринимательские способности);

Перечислите, что входит в основной капитал (здания и сооружения, машины и оборудование);

Альтернативные издержки (цена выбора – это стоимость других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из возможных альтернативных направлений использования этих ресурсов);

Дайте определение (коммерческое предприятие, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли);

Перечислите виды фирм (индивидуальные предприниматели, товарищество, акционерное общество);

В чем главная функция фирмы как субъекта рынка (производить товары и услуги, удовлетворяя потребности общества и конкретного человека);

Назовите цель предпринимателя в любой фирме (увеличение дохода);

Доход и прибыль это одно и тоже (нет);

В чем разница (доход - это денежная оценка результатов деятельности фирмы в форме денежной суммы, поступающей в ее непосредственное распоряжение);

Как определяется общий доход (умножением цены товара на его количество, TR = P х Q);

Что такое «чистая прибыль» (часть прибыли, остающаяся в распоряжении хозяйственной организации после уплаты налогов и других обязательных платежей).

Слушают учителя.

формулируют пути выхода из затруднения.

Фронтально отвечают на вопросы с индивидуальной проверкой на интерактивной доске.

1. Подготовка обучающихся к работе

2. Проверка домашнего задания

Активизировать полученные ранее знания

III. Постановка учебных задач

Сформировать

умение определять проблему и пути выхода из нее

Задавая вопросы, нацеливает на постановку задач урока:

Представим, что вы будущие предприниматели и хотели бы открыть свое производство. Перечислите основные экономические вопросы, которые вы должны продумать (что производить, какие в распоряжении есть ресурсы, какие существуют обязательные платежи, какой объем производства, какую стоимость товару установить).

Формулирует и записывает задачи урока на доске:

Определить виды ресурсов предприятия;

Познакомиться с видами издержек;

Выяснить, как правильно установить стоимость на товар.

Предлагает сформулировать тему урока. Называет тему урока «Экономические основы деятельности фирмы».

Фронтально формулируют задачи урока.

Фронтально формулируют и записывают тему урока.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового)

Вовлечь в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки

Проводит работу в группах, объясняет:

Необходимо распределиться на 6 групп;

В каждой группе выбрать капитана;

Капитан должен выбрать карточку с заданием;

- распределите задание между членами группы;

Выполнение - 5 мин.

Предлагает представителю первой группы на доске отобрать слова, согласно заданию. Второму участнику группы сформулировать определение «внутренние ресурсы » (это все то, что принадлежит самой фирме и используется для организации своей деятельности).

Предлагает всем записать определение в тетрадь.

Предлагает представителю второй группы на доске отобрать слова, согласно заданию. Второму участнику группы сформулировать определение «внешние ресурсы » (это все то, что фирма покупает у других коммерческих организаций или граждан).

Предлагает получившуюся схему «ресурсы предприятия» зарисовать в тетрадь.

Предлагает представителю третьей группы на доске отобрать слова, согласно заданию. Второму участнику группы сформулировать определение «внешние издержки » (И я - явные издержки).

Предлагает всем записать его в тетрадь.

Предлагает представителю четвертой группы на доске отобрать слова, согласно заданию. Второму участнику группы сформулировать определение «внутренние издержки » (И н - неявные издержки).

Предлагает всем записать его в тетрадь.

Объясняет понятие «амортизация »:

Основной капитал, как здания, так и оборудование подвержены снашиванию, поэтому срок их жизни ограничен. Здания могут использоваться в производстве в течение ряда десятилетий, а оборудование - от нескольких лет до 1,5-2 десятилетий. Таким образом, бухгалтер фирмы должен учитывать этот износ основного капитала и регулярно включать в издержки фирмы отчисления в счет износа (амортизации) основного капитала. Пишет пример на доске:

Оборудование стоит 300000 руб. Срок его полезного использования 10 лет. Для того, чтобы определить сумму ежемесячного списания средств необходимо 10 лет х на 12 месяцев = 120 мес., 300000 руб. : 120 мес. = 2500 руб. Значит сумма в 2500 руб. ежемесячно может быть отнесена к явным издержкам.

Предлагает представителю пятой группы на доске отобрать слова, согласно заданию. Второму участнику группы сформулировать определение «бухгалтерские издержки » (И Б - это сумма денежных выплат, которые фирма осуществляет для оплаты необходимых ресурсов или сумма общих внешних (явных) издержек).

Предлагает всем записать его в тетрадь.

Предлагает представителю шестой группы на доске отобрать слова, согласно заданию. Второму участнику группы сформулировать определение «экономические издержки » (И Э – это все издержки фирмы на производство товаров или услуг, как внутренние (неявные), так и внешние (явные)).

Предлагает всем записать его в тетрадь.

Предлагает получившуюся схему «издержки предприятия» зарисовать в тетрадь.

Поясняет:

Бухгалтер определяет издержки, чтобы установить, во что обошлось фирме производство продукции. Бухгалтерские издержки обычно называют себестоимостью продукции. Они фиксируют реально осуществленные денежные затраты.

Поясняет:

Экономист определяет издержки на приобретение всех видов ресурсов, включая предпринимательские способности ее владельца.

Акцентирует внимание на зарисованные схемы.

Задает вопросы: Кто видит закономерность (внешние, явные и бухгалтерские издержки – это одно и тоже, внутренние, неявные и экономические издержки – это одно и тоже).

Предлагает проверить ответ на интерактивной доске - распределить определения на две группы.

Работа в группах:

Распределяют роли,

Работают с учебником, выполняют задание с индивидуальной проверкой на интерактивной доске.

Фронтально зарисовывают схему и записывают определение в тетрадь.

Фронтально зарисовывают схему и записывают определение в тетрадь.

Фронтально слушают объяснение.

Фронтально отвечают с индивидуальной проверкой на интерактивной доске

V. Первичное закрепление

Проводит первичное закрепление в группах. Выдает карточки с заданием. Объясняет выполнение:

На доске прикреплены названия статей расходов, группе необходимо выполнить задание и вписать получившиеся результат в таблицу на доске.

Предлагает представителю групп записать ответы.

Объясняет определение «общие (валовые) издержки » ((ТС) - общие издержки, связанные с выпуском определенного объема производства).

Предлагает всем записать определение и общую с умму издержек каждого объема выпуска товара в тетрадь.

Что общего и какие различия в производстве разных партий товаров.

Объясняет понятие «постоянные издержки » (FC - они не зависят от объема производства , их фирма несет даже в том случае, если продукция вообще не выпускается: оплата труда административно-управленческого персонала, аренда зданий и сооружений, взятый в банке кредит, охрана помещений, амортизация основного капитала).

Демонстрирует, как выглядят «постоянные издержки» графически.

Объясняет понятие «переменные издержки » (VC - зависят от объема выпускаемой продукции: заработная плата наемных работников, занятых в производственном процессе, расходы на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие, электроэнергия, топливо).

Демонстрирует, как выглядят «постоянные издержки » графически.

Предлагает графически показать «общие (валовые) издержки».

Записывает формулу «общие (валовые) издержки» (ТС = FС + VC).

Акцентируя внимание, задает вопрос:

Почему в двух последних столбиках значения отличаются.

Объясняет:

Для производства увеличенного объема товара необходимо задействовать дополнительные ресурсы.

Объясняет определение «предельные издержки »:

Фирмы, для того чтобы определиться с оптимальным объемом производства считают «предельные издержки» (МС - реальная сумма издержек, в которую обходится изготовление каждой дополнительной единицы продукции, их еще называют «маржинальные издержки»).

Предельные издержки вычисляются по формуле: МС = (ТС 2 - ТС 1 ) / (Q 2 – Q 1 ),

где Q 1 - первоначальный объем выпуска и соответствующая ему величина издержек ТС 1 ; Q 2 - изменившийся объем выпуска и соответствующее ему значение издержек ТС 2 .

Работа в группе с карточками фронтальной проверкой на доске.

Фронтально записывают определение и общую сумму издержек в тетрадь.

Фронтально отвечают на вопрос, записывают определение в тетрадь.

Индивидуальная работа на интерактивной доске.

Фронтально отвечают на вопросы, считают, записывают определение и формулу в тетрадь.

Фронтально считают, делают вывод.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Развивать критическое мышление

Проводит индивидуальную работу:

Показывает слайд №11 «Критерии оценивания»;

Объясняет принцип выполнения и проверки теста.

Работа в паре:

Решают тест,

Диагностируют результат,

Выставляют оценки.

VII. Рефлексия деятельности

Сформировать умение определять уровень собственных знаний.

Предлагает напротив каждой схемы, определения поставить знак «+» если поняли материал и «!» нужно повторить .

Дают оценку уроку и своей деятельности.

VII. Домашнее задание

Пробудить любознательность.

Формулирует домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению, проверяет, как учащиеся поняли содержание и способы его выполнения.

Записывают домашнее задание.

1 группа

§22 «Экономические основы деятельности фирмы, определите и сформулируйте определение «внутренние ресурсы».

2 группа

Предприниматель отказался сдавать в аренду свое помещение и оборудование за 10 тыс. ден.ед. и открыл свое производство, расходуя в год принадлежащие ему 100 тыс. ден.ед. на следующие выплаты: заработную плату рабочим, электроэнергию, покупку оборудования, оплату услуг банка, материалы. Поместив эту сумму в банк, он смог бы получить годовые доходы в 5 тыс. ден.ед. и работая в другой фирме получать зарплату около 1 тыс. ден.ед. Используя текст учебника §22 «Экономические основы деятельности фирмы, определите и сформулируйте определение «внешние ресурсы».

3 группа

Предприниматель отказался сдавать в аренду свое помещение и оборудование за 10 тыс. ден.ед. и открыл свое производство, расходуя в год принадлежащие ему 100 тыс. ден.ед. на следующие выплаты: заработную плату рабочим, электроэнергию, амортизацию основного капитала, покупку оборудования. Поместив эту сумму в банк, он смог бы получить годовые доходы в 5 тыс. ден ед. и работая в другой фирме получать зарплату около 1 тыс. ден.ед. Используя текст учебника §22 «Экономические основы деятельности фирмы, определите и сформулируйте определение «бухгалтерские издержки».

4 группа

Предприниматель отказался сдавать в аренду свое помещение и оборудование за 10 тыс. ден.ед. и открыл свое производство, расходуя в год принадлежащие ему 100 тыс. ден.ед. на следующие выплаты: заработную плату рабочим, электроэнергию, амортизацию основного капитала, покупку оборудования. Поместив эту сумму в банк, он смог бы получить годовые доходы в 5 тыс. ден.ед. и работая в другой фирме получать зарплату около 1 тыс. ден.ед. Используя текст учебника §22 «Экономические основы деятельности фирмы, определите и сформулируйте определение «экономические издержки».

5 группа

Предприниматель отказался сдавать в аренду свое помещение и оборудование за 10 тыс. ден.ед. и открыл свое производство, расходуя в год принадлежащие ему 100 тыс. ден.ед. на следующие выплаты: заработную плату рабочим, электроэнергию, амортизацию основного капитала, покупку оборудования, оплату услуг банка. Поместив эту сумму в банк, он смог бы получить годовые доходы в 5 тыс. ден.ед. и работая в другой фирме получать зарплату около 1 тыс. ден.ед. Используя текст учебника §22 «Экономические основы деятельности фирмы, определите и сформулируйте определение «внешние издержки».

6 группа

Предприниматель отказался сдавать в аренду свое помещение и оборудование за 10 тыс. ден ед., и открыл свое производство, расходуя в год принадлежащие ему 100 тыс. ден.ед. на следующие выплаты: заработную плату рабочим, электроэнергию, амортизацию основного капитала. Поместив эту сумму в банк, он смог бы получить годовые доходы в 5 тыс. ден.ед. и работая в другой фирме получать зарплату около 1 тыс. ден.ед. Используя текст учебника §22 «Экономические основы деятельности фирмы, определите и сформулируйте определение «внутренние издержки».

1 группа

Определите величину общих издержек при приостановке производства. «Экономические издержки».

альтернативная ценность

топливо и энергия

амортизация оборудования

процент по ссуде

Общие (валовые) издержки

2 группа

Определите величину общих издержек при производстве единицы товара. Доход составил 40 тыс. руб. При работе над заданием вы можете использовать схему «Экономические издержки».

альтернативная ценность

использования времени предпринимателя

заработная плата рабочего производящего за смену 50 товаров

альтернативное использование факторов производства

топливо и энергия

аренда помещения для одного станка мощностью 100 товаров

амортизация оборудования

процент по ссуде

Общие (валовые) издержки

3 группа

Определите величину общих издержек при производстве 2-х единиц товара. Доход составил 80 тыс. руб. При работе над заданием вы можете использовать схемы «Экономические издержки».

альтернативная ценность

использования времени предпринимателя

заработная плата рабочего производящего за смену 50 товаров

альтернативное использование

факторов производства

топливо и энергия

аренда помещения для одного станка мощностью 100 товаров

амортизация оборудования

процент по ссуде

Общие (валовые) издержки

4 группа

Определите величину общих издержек при производстве 100 единиц товара. Доход составил 4000 тыс. руб. схему «Экономические издержки».

альтернативная ценность

использования времени предпринимателя

альтернативное использование факторов производства

топливо и энергия

аренда помещения для одного станка мощностью 100 товар

амортизация оборудования

процент по ссуде

Общие (валовые) издержки

5 группа

Определите величину общих издержек при производстве 101 единицы товара. Доход составил 4040 тыс. руб. При работе над заданием вы можете использовать руб.

альтернативная ценность

использования времени предпринимателя

заработная плата рабочего производящего за смену 50 товар

альтернативное использование факторов производства

топливо и энергия

аренда помещения для одного станка мощностью 100 товар

амортизация оборудования

процент по ссуде

Общие (валовые) издержки

6 группа

Определите величину общих издержек при производстве 150 единиц товара. Доход составил 60 00 тыс. руб. При работе над заданием вы можете использовать схему «Экономические издержки». Покупка нового оборудования - 90 тыс. руб.

альтернативная ценность

использования времени предпринимателя

заработная плата рабочего производящего за смену 50 товаров

альтернативное использование факторов производства

топливо и энергия

аренда помещения для одного станка мощностью 100 товаров

амортизация оборудования

процент по ссуде

Тест «

1 вариант

1. Внешние ресурсы – это:

2. Предпринимательница решила открыть в собственном помещении небольшой шляпный магазин. Для этого закупила партию товара, полки, зеркала, кассовый аппарат, заказала у художника – оформителя красивую вывеску, наняла шофёра, продавщицу и уборщицу. К неявным издержкам относится:

в) зарплата шоферу, зарплата уборщице, закупка кассового аппарата.

3. Общая сумма внешних издержек фирмы на производство товаров или услуг в течение определенного периода – это

а) бухгалтерские издержки;

б) не экономические издержки;

в) неявные издержки.

4. Постоянные издержки - это издержки:

а) зависящие от объема продукции фирмы;

б) не зависящие в краткосрочном периоде от того, сколько фирма производит продукции;

в) зависящие от решений предпринимателя.

5. Это график:

а) переменных издержек;

б) постоянных издержек;

в) общих издержек.

Тест « Экономические основы деятельности фирмы»

2 вариант

1. Внутренние ресурсы – это:

а) всё то, что фирма покупает у других коммерческих организаций для производства продукции;

б) это всё то, что принадлежит фирме;

в) материалы, детали, труд предпринимателя.

2. Предпринимательница решила открыть в собственном помещении небольшой шляпный магазин. Для этого закупила партию товара, полки, зеркала, кассовый аппарат, заказала у художника – оформителя красивую вывеску, наняла шофёра, продавщицу и уборщицу. К явным издержкам относится:

а) собственная заработная плата, закупка партии товара, зарплата шофера;

б) закупка партии товара, зарплата шофера, зарплата уборщице;

в) зарплата шоферу, зарплата уборщице, аренда помещения.

3. Общие издержки фирмы на производство товаров или услуг, включающие как прямые денежные издержки по организации производства и сбыта товаров, так и альтернативные издержки – это:

а) не бухгалтерские издержки;

б) экономические издержки;

в) общие издержки.

4. Заработная плата рабочего, транспортные расходы, затраты на сырье – это:

а) постоянные издержки;

б) неявные издержки;

в) переменные издержки.

5. Это график:

а) переменных издержек;

б) постоянных издержек;

в) общих издержек.

Определить виды ресурсов предприятия

Познакомиться с видами издержек

Выяснить, как правильно установить стоимость на товар

Материалы

Использование времени предпринимателя

Заработная плата рабочего

Альтернативное использование факторов производства

Топливо и энергия

Аренда помещения

для одного станка

Амортизация оборудования

Процент по ссуде

Общие (валовые) издержки

Приостановка производства

1 товар

2 товара

100 товаров

101 товар

150 товаров

Доход

Самоанализ урока на тему:

«Экономические основы деятельности фирмы».

1. Урок разработан с учетом образовательных стандартов, стратегии развития школы, календарно тематического планирования. Он хорошо вписался в систему уроков «Что такое фирма и как она действует на рынке» (работа ведется по учебнику И.В. Липсица).

Урок построен как урок изучения нового материала. Его цель : составить классификацию издержек.

Во время урока были организованы различные формы деятельности:

Фронтальная - отвечали на вопросы, проверяли правильность ответов;

Коллективная - записывали определения и зарисовывали схемы в тетрадь, выполняли тест;

Индивидуальная - работали на интерактивной доске;

В группе - работали с раздаточным материалом;

В парах – проверяли правильность выполнения теста.

Формы деятельности осуществлялись в процессе:

Прогнозирования – отвечали на вопрос: можно ли снизить стоимость товара;

Чтения – при выполнении задания находили в учебнике необходимую информацию;

Говорения – при выполнении задания формулировали определения;

Сравнения – выявляли общие черты и отличия издержек в зависимость от объема производства;

Анализа – при выполнении задания выбирали издержки;

Самостоятельной деятельности - работали у доски, на интерактивной доске.

При этом решались задачи:

А) Образовательные:

Сформировать теоретические знания;

Сформировать практические умения решать задачи по данной теме.

Б) Развивающие:

Развить умения:

Выделять главную мысль – при формулировании цели урока;

Работать в должном темпе - при работе в группе;

- анализировать информацию – при решении заданий в карточках;

Экономически мыслить – при помощи самостоятельной постановки задач к уроку;

Экономической грамотности – при решении задач в карточках;

Составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков - составление схем, классификацию издержек и ресурсов;

Выявлять черты общие черты и отличия - с помощью поиска ответа на вопросы: что общего и какие различия можно выделить при производстве товаров разных объемов;

Слушать и слышать друг друга - во время работы в паре или в группе,

Планировать свою деятельность – нахождение в учебнике необходимую информацию;

- находить и формулировать пути решения проблемы - с помощью поиска ответа на вопрос: на какие экономические вопросы вы должны ответить, прежде чем начать производство;

Ставить частные задачи к каждому этапу урока – работая с заданиями в карточках;

Четко соотносить цель урока с результатом - с помощью нахождения ответа на вопрос: получилась у нас классификация или нет;

Оценивать собственный уровень продвижения по учебному материалу - с помощью расстановки условных знаков напротив каждой схемы и определения.

Сформировать навыки:

Самостоятельной работы с источниками информации - осуществлялась во время работы с учебником;

С информационными технологиями - во время работы на интерактивной доске.

В) Воспитательные:

Мотивация к созданию атмосферы партнерства - при работе в паре или в группе;

Проявлять коллективизм и взаимопомощь - при работе в паре или в группе;

Бережное отношение к имуществу школы и учебным пособиям - на протяжении всего урока.

Исходя из этого, можно выделить этапы урока:

Организационный,

Актуализация знаний и фиксация затруднений;

Постановка учебных задач;

Построение проекта выхода из затруднения;

Первичное закрепление;

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

Рефлексия деятельности;

Домашнее задание.

2. Все содержание учебного материала как системы научных понятий и этапы деятельности обучающихся на уроке выполнены. Все шаги реализованы. Отклонения по сравнению с первоначальном планом в ходе урока...

3. Мне удалось решить поставленные задачи урока, избежать перегрузки и переутомления, сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, хорошего настроения, самочувствия благодаря чередованию различных видов деятельности.

Я оцениваю урок как информационно-насыщенный, технологичный и дающий обучающимся возможность применять свои способности, установку на активное отношение к жизни.

4. При организации этого урока возможны варианты.

5. Выводы из урока на будущее …

Дата публикации: 30.08.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Кисель Анна Александровна

Тема: «Экономические основы деятельности фирмы».

Тип урока. Изучение нового материала с контролем полученных знаний путём решения тестов и ситуационных задач.

Вид урока. Изучение нового материала.

Цель урока: Составить классификацию издержек.

Задачи урока:

    Образовательные: Сформировать теоретические знания и практические умения решать задачи по данной теме.

    Развивающие: Развитие способностей: познавательных и аналитических; развитие умений: выделять главную мысль, работать в должном темпе, составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков, анализировать информацию, планировать свою деятельность, слушать и слышать друг друга, находить и формулировать пути решения проблемы, выявлять черты общие черты и отличия, оценивать собственный уровень продвижения по учебному материалу; сформировать экономическое мышление и экономическую грамотность; сформировать навыки самостоятельной работы с источниками информации и информационными технологиями.

    Воспитательные: Создать интерес к предмету, мотивацию к партнерству, к проявлению коллективизма и взаимопомощи, бережного отношения к имуществу школы и учебным пособиям.

Используемые учебники и учебные пособия. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11 классов общеобразоват. учрежд. / И.В. Липсиц. - М.: Вита-Пресс, 2010. - 272 с.

Обеспечение занятия:

1. Интерактивная доска Smart» с программным обеспечением.

2. Мультимедийный проектор.

5. Тексты для самостоятельной работы в группе.

6. Тесты проверочной работы для каждого обучающего.

Краткое описание. Урок экономики «Экономические основы деятельности фирмы» ориентирован на получение новых знаний по теме для вычисления общих издержках, бухгалтерских и экономических издержек, постоянных и переменных издержек; развития умений работать в группах; получать необходимую информацию в ходе работы с текстом учебника и умения применять полученные теоретические знания при решении задач и анализе экономической ситуации.

Формы организации учебной деятельности детей. Индивидуальная работа, в парах и в группах; фронтальная беседа; деятельность, направленная на заполнение схем, на основе изучения материала учебника; решение задач и выполнение тестовых заданий; аналитическая деятельность.

Формы организации работы учителя. Работа с презентацией; пояснительная деятельность на уроке, направленная на усвоение нового материала; организация групповой работы и фронтальной беседы.

Эффективность используемых технологий. Групповая работа позволяет проявить себя каждому учащемуся, т.к. не все учащиеся готовы работать на класс, а в группе они могут высказывать свое мнение; объем материала большой и сложный, поэтому работа в группах, когда каждый изучает определенным материал, а затем кратко излагает его в виде аналитического отчета, позволяет экономить время и позволяет приобрести навыки моделирования при составлении алгоритмов изучения темы; фронтальная беседа позволяет активизировать деятельность учащихся, т.к. каждому из них может быть предложено ответить на вопрос; презентация позволяет оптимизировать процесс обучения, повысить наглядность и включить в действие все виды памяти; решение задач позволяет научить детей правильно оформлять решение и разобрать все вопросы, которые трудно даются теоретически.

Раздаточный материал. Карточки с ситуационными задачами, карточки с тестами.

Критерии диагностики эффективности занятия. Оценка за активную работу на уроке при решении ситуационных задач, за решенный тест по пройденному на уроке материалу.

Ожидаемые результаты. По итогам урока учащиеся должны:

    Иметь представление : о внутренних и внешних ресурсах, внутренних и внешних издержках, экономических и бухгалтерских издержках.

    Знать: методику расчета общих издержек, постоянных и переменных издержек, маржинальных издержек.

    Уметь: приводить примеры и понимать различия между данными экономическими понятиями; строить график общих издержек, работать в группе и в паре; применять полученные знания при решении задач и при анализе экономической ситуации.

Название

этапа урока

Задача этапа урока

деятельности учителя

деятельности ученика

Примечание

I. Организационный

Нацелить на работу

Приветствует учащихся, определяет отсутствующих, проверяет готовность учащихся к уроку, организует внимание.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений

Включить учащихся в активную мыслительную деятельность.

Задавая вопросы, создает проблемную ситуацию:

Когда мы покупаем какой-то товар и платим за него ту или иную сумму денег, то порой нам кажется, что он стоит дорого. И нам хочется, чтобы он стоил дешевле. Как вы думаете, может ли фирма снизить цену и не разориться, а продолжать развиваться?

Слайд №1.

Задавая вопросы, нацеливает на активную мыслительную деятельность:

Назовите основные факторы производства (труд, земля, капитал и предпринимательские способности);

Перечислите, что входит в основной капитал (здания и сооружения, машины и оборудование);

Альтернативные издержки (цена выбора - это стоимость других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из возможных альтернативных направлений использования этих ресурсов);

Дайте определение (коммерческое предприятие, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли);

Перечислите виды фирм (индивидуальные предприниматели, товарищество, акционерное общество);

В чем главная функция фирмы как субъекта рынка (производить товары и услуги, удовлетворяя потребности общества и конкретного человека);

Назовите цель предпринимателя в любой фирме (увеличение дохода);

Доход и прибыль это одно и тоже (нет);

В чем разница (доход - это денежная оценка результатов деятельности фирмы в форме денежной суммы, поступающей в ее непосредственное распоряжение);

Как определяется общий доход (умножением цены товара на его количество, TR = P х Q);

Что такое «чистая прибыль» (часть прибыли, остающаяся в распоряжении хозяйственной организации после уплаты налогов и других обязательных платежей).

Слушают учителя.

формулируют пути выхода из затруднения.

Фронтально отвечают на вопросы с индивидуальной проверкой на интерактивной доске.

1. Подготовка обучающихся к работе

2. Проверка домашнего задания

Активизировать полученные ранее знания

III. Постановка учебных задач

Сформировать

умение определять проблему и пути выхода из нее

Задавая вопросы, нацеливает на постановку задач урока:

Представим, что вы будущие предприниматели и хотели бы открыть свое производство. Перечислите основные экономические вопросы, которые вы должны продумать (что производить, какие в распоряжении есть ресурсы, какие существуют обязательные платежи, какой объем производства, какую стоимость товару установить).

Формулирует и записывает задачи урока на доске:

Определить виды ресурсов предприятия;

Познакомиться с видами издержек;

Выяснить, как правильно установить стоимость на товар.

Предлагает сформулировать тему урока. Называет тему урока «Экономические основы деятельности фирмы».

Фронтально формулируют задачи урока.

Фронтально формулируют и записывают тему урока.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового)

Вовлечь в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки

Проводит работу в группах, объясняет:

Необходимо распределиться на 6 групп;

В каждой группе выбрать капитана;

Капитан должен выбрать карточку с заданием;

Распределите задание между членами группы;

Выполнение - 5 мин.

Предлагает представителю первой группы на доске отобрать слова, согласно заданию. Второму участнику группы сформулировать определение «внутренние ресурсы » (это все то, что принадлежит самой фирме и используется для организации своей деятельности).

Предлагает всем записать определение в тетрадь.

Предлагает представителю второй группы на доске отобрать слова, согласно заданию. Второму участнику группы сформулировать определение «внешние ресурсы » (это все то, что фирма покупает у других коммерческих организаций или граждан).

Предлагает получившуюся схему «ресурсы предприятия» зарисовать в тетрадь.

Предлагает представителю третьей группы на доске отобрать слова, согласно заданию. Второму участнику группы сформулировать определение «внешние издержки » (И я - явные издержки).

Предлагает всем записать его в тетрадь.

Предлагает представителю четвертой группы на доске отобрать слова, согласно заданию. Второму участнику группы сформулировать определение «внутренние издержки » (И н - неявные издержки).

Предлагает всем записать его в тетрадь.

Объясняет понятие «амортизация »:

Основной капитал, как здания, так и оборудование подвержены снашиванию, поэтому срок их жизни ограничен. Здания могут использоваться в производстве в течение ряда десятилетий, а оборудование - от нескольких лет до 1,5-2 десятилетий. Таким образом, бухгалтер фирмы должен учитывать этот износ основного капитала и регулярно включать в издержки фирмы отчисления в счет износа (амортизации) основного капитала. Пишет пример на доске:

Оборудование стоит 300000 руб. Срок его полезного использования 10 лет. Для того, чтобы определить сумму ежемесячного списания средств необходимо 10 лет х на 12 месяцев = 120 мес., 300000 руб. : 120 мес. = 2500 руб. Значит сумма в 2500 руб. ежемесячно может быть отнесена к явным издержкам.

Предлагает представителю пятой группы на доске отобрать слова, согласно заданию. Второму участнику группы сформулировать определение «бухгалтерские издержки » (И Б - это сумма денежных выплат, которые фирма осуществляет для оплаты необходимых ресурсов или сумма общих внешних (явных) издержек).

Предлагает всем записать его в тетрадь.

Предлагает представителю шестой группы на доске отобрать слова, согласно заданию. Второму участнику группы сформулировать определение «экономические издержки » (И Э - это все издержки фирмы на производство товаров или услуг, как внутренние (неявные), так и внешние (явные)).

Предлагает всем записать его в тетрадь.

Предлагает получившуюся схему «издержки предприятия» зарисовать в тетрадь.

Поясняет:

Бухгалтер определяет издержки, чтобы установить, во что обошлось фирме производство продукции. Бухгалтерские издержки обычно называют себестоимостью продукции. Они фиксируют реально осуществленные денежные затраты.

Поясняет:

Экономист определяет издержки на приобретение всех видов ресурсов, включая предпринимательские способности ее владельца.

Акцентирует внимание на зарисованные схемы.

Задает вопросы: Кто видит закономерность (внешние, явные и бухгалтерские издержки - это одно и тоже, внутренние, неявные и экономические издержки - это одно и тоже).

Предлагает проверить ответ на интерактивной доске - распределить определения на две группы.

Работа в группах:

Распределяют роли,

Работают с учебником, выполняют задание с индивидуальной проверкой на интерактивной доске.

Фронтально зарисовывают схему и записывают определение в тетрадь.

Фронтально зарисовывают схему и записывают определение в тетрадь.

Фронтально слушают объяснение.

Фронтально отвечают с индивидуальной проверкой на интерактивной доске

V. Первичное закрепление

Проводит первичное закрепление в группах. Выдает карточки с заданием. Объясняет выполнение:

На доске прикреплены названия статей расходов, группе необходимо выполнить задание и вписать получившиеся результат в таблицу на доске.

Предлагает представителю групп записать ответы.

Объясняет определение «общие (валовые) издержки » ((ТС) - общие издержки, связанные с выпуском определенного объема производства).

Предлагает всем записать определение и общую сумму издержек каждого объема выпуска товара в тетрадь.

Что общего и какие различия в производстве разных партий товаров.

Объясняет понятие «постоянные издержки » (FC - они не зависят от объема производства, их фирма несет даже в том случае, если продукция вообще не выпускается: оплата труда административно-управленческого персонала, аренда зданий и сооружений, взятый в банке кредит, охрана помещений, амортизация основного капитала).

Демонстрирует, как выглядят «постоянные издержки» графически.

Объясняет понятие «переменные издержки » (VC - зависят от объема выпускаемой продукции: заработная плата наемных работников, занятых в производственном процессе, расходы на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие, электроэнергия, топливо).

Демонстрирует, как выглядят «постоянные издержки » графически.

Предлагает графически показать «общие (валовые) издержки».

Записывает формулу «общие (валовые) издержки» (ТС = FС + VC).

Акцентируя внимание, задает вопрос:

Почему в двух последних столбиках значения отличаются.

Объясняет:

Для производства увеличенного объема товара необходимо задействовать дополнительные ресурсы.

Объясняет определение «предельные издержки»:

Фирмы, для того чтобы определиться с оптимальным объемом производства считают «предельные издержки» (МС - реальная сумма издержек, в которую обходится изготовление каждой дополнительной единицы продукции, их еще называют «маржинальные издержки»).

Предельные издержки вычисляются по формуле: МС = (ТС 2 - ТС 1) / (Q 2 - Q 1),

где Q 1 - первоначальный объем выпуска и соответствующая ему величина издержек ТС 1 ; Q 2 - изменившийся объем выпуска и соответствующее ему значение издержек ТС 2 .

Работа в группе с карточками фронтальной проверкой на доске.

Фронтально записывают определение и общую сумму издержек в тетрадь.

Фронтально отвечают на вопрос, записывают определение в тетрадь.

Индивидуальная работа на интерактивной доске.

Фронтально отвечают на вопросы, считают, записывают определение и формулу в тетрадь.

Фронтально считают, делают вывод.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Развивать критическое мышление

Проводит индивидуальную работу:

Показывает слайд №11 «Критерии оценивания»;

Объясняет принцип выполнения и проверки теста.

Работа в паре:

Решают тест,

Диагностируют результат,

Выставляют оценки.

VII. Рефлексия деятельности

Сформировать умение определять уровень собственных знаний.

Предлагает напротив каждой схемы, определения поставить знак «+» если поняли материал и «!» нужно повторить.

Дают оценку уроку и своей деятельности.

VII. Домашнее задание

Пробудить любознательность.

Формулирует домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению, проверяет, как учащиеся поняли содержание и способы его выполнения.

Записывают домашнее задание.

Предприниматель отказался сдавать в аренду свое помещение и оборудование за 10 тыс. ден.ед. и открыл свое производство, расходуя в год принадлежащие ему 100 тыс. ден.ед. на следующие выплаты: заработную плату рабочим, электроэнергию, амортизацию основного капитала, покупку оборудования, оплату услуг банка. Поместив эту сумму в банк, он смог бы получить годовые доходы в 5 тыс. ден.ед. и работая в другой фирме получать зарплату около 1 тыс. ден.ед. Используя текст учебника §22 «Экономические основы деятельности фирмы, определите и сформулируйте определение «внутренние ресурсы».

Предприниматель отказался сдавать в аренду свое помещение и оборудование за 10 тыс. ден.ед. и открыл свое производство, расходуя в год принадлежащие ему 100 тыс. ден.ед. на следующие выплаты: заработную плату рабочим, электроэнергию, покупку оборудования, оплату услуг банка, материалы. Поместив эту сумму в банк, он смог бы получить годовые доходы в 5 тыс. ден.ед. и работая в другой фирме получать зарплату около 1 тыс. ден.ед. Используя текст учебника §22 «Экономические основы деятельности фирмы, определите и сформулируйте определение «внешние ресурсы».

Предприниматель отказался сдавать в аренду свое помещение и оборудование за 10 тыс. ден.ед. и открыл свое производство, расходуя в год принадлежащие ему 100 тыс. ден.ед. на следующие выплаты: заработную плату рабочим, электроэнергию, амортизацию основного капитала, покупку оборудования. Поместив эту сумму в банк, он смог бы получить годовые доходы в 5 тыс. ден ед. и работая в другой фирме получать зарплату около 1 тыс. ден.ед. Используя текст учебника §22 «Экономические основы деятельности фирмы, определите и сформулируйте определение «бухгалтерские издержки».

Предприниматель отказался сдавать в аренду свое помещение и оборудование за 10 тыс. ден.ед. и открыл свое производство, расходуя в год принадлежащие ему 100 тыс. ден.ед. на следующие выплаты: заработную плату рабочим, электроэнергию, амортизацию основного капитала, покупку оборудования. Поместив эту сумму в банк, он смог бы получить годовые доходы в 5 тыс. ден.ед. и работая в другой фирме получать зарплату около 1 тыс. ден.ед. Используя текст учебника §22 «Экономические основы деятельности фирмы, определите и сформулируйте определение «экономические издержки».

Предприниматель отказался сдавать в аренду свое помещение и оборудование за 10 тыс. ден.ед. и открыл свое производство, расходуя в год принадлежащие ему 100 тыс. ден.ед. на следующие выплаты: заработную плату рабочим, электроэнергию, амортизацию основного капитала, покупку оборудования, оплату услуг банка. Поместив эту сумму в банк, он смог бы получить годовые доходы в 5 тыс. ден.ед. и работая в другой фирме получать зарплату около 1 тыс. ден.ед. Используя текст учебника §22 «Экономические основы деятельности фирмы, определите и сформулируйте определение «внешние издержки».

Предприниматель отказался сдавать в аренду свое помещение и оборудование за 10 тыс. ден ед., и открыл свое производство, расходуя в год принадлежащие ему 100 тыс. ден.ед. на следующие выплаты: заработную плату рабочим, электроэнергию, амортизацию основного капитала. Поместив эту сумму в банк, он смог бы получить годовые доходы в 5 тыс. ден.ед. и работая в другой фирме получать зарплату около 1 тыс. ден.ед. Используя текст учебника §22 «Экономические основы деятельности фирмы, определите и сформулируйте определение «внутренние издержки».

Определите величину общих издержек при приостановке производства. При работе над заданием вы можете использовать схемы «Экономические издержки».

Альтернативная ценность

топливо и энергия

амортизация оборудования

процент по ссуде

Общие (валовые) издержки

Определите величину общих издержек при производстве единицы товара. Доход составил 40 тыс. руб. При работе над заданием вы можете использовать схему «Экономические издержки».

Альтернативная ценность

использования времени предпринимателя

альтернативное использование факторов производства

топливо и энергия

амортизация оборудования

процент по ссуде

Общие (валовые) издержки

Определите величину общих издержек при производстве 2-х единиц товара. Доход составил 80 тыс. руб. При работе над заданием вы можете использовать схемы «Экономические издержки».

Альтернативная ценность

использования времени предпринимателя

заработная плата рабочего производящего за смену 50 товаров

альтернативное использование

факторов производства

топливо и энергия

аренда помещения для одного станка мощностью 100 товаров

амортизация оборудования

процент по ссуде

Общие (валовые) издержки

Определите величину общих издержек при производстве 100 единиц товара. Доход составил 4000 тыс. руб. При работе над заданием вы можете использовать схему «Экономические издержки».

Альтернативная ценность

использования времени предпринимателя

заработная плата рабочего производящего за смену 50 товар

альтернативное использование факторов производства

топливо и энергия

аренда помещения для одного станка мощностью 100 товар

амортизация оборудования

процент по ссуде

Общие (валовые) издержки

Определите величину общих издержек при производстве 101 единицы товара. Доход составил 4040 тыс. руб. При работе над заданием вы можете использовать схему «Экономические издержки». Покупка нового оборудования - 90 тыс. руб.

Альтернативная ценность

использования времени предпринимателя

заработная плата рабочего производящего за смену 50 товар

альтернативное использование факторов производства

топливо и энергия

аренда помещения для одного станка мощностью 100 товар

амортизация оборудования

процент по ссуде

Общие (валовые) издержки

Определите величину общих издержек при производстве 150 единиц товара. Доход составил 6000 тыс. руб. При работе над заданием вы можете использовать схему «Экономические издержки». Покупка нового оборудования - 90 тыс. руб.

Альтернативная ценность

использования времени предпринимателя

заработная плата рабочего производящего за смену 50 товаров

альтернативное использование факторов производства

топливо и энергия

аренда помещения для одного станка мощностью 100 товаров

амортизация оборудования

процент по ссуде

1 вариант

1. Внешние ресурсы - это:

2. Предпринимательница решила открыть в собственном помещении небольшой шляпный магазин. Для этого закупила партию товара, полки, зеркала, кассовый аппарат, заказала у художника - оформителя красивую вывеску, наняла шофёра, продавщицу и уборщицу. К неявным издержкам относится:

в) зарплата шоферу, зарплата уборщице, закупка кассового аппарата.

3. Общая сумма внешних издержек фирмы на производство товаров или услуг в течение определенного периода - это

а) бухгалтерские издержки;

б) не экономические издержки;

в) неявные издержки.

4. Постоянные издержки - это издержки:

а) зависящие от объема продукции фирмы;

б) не зависящие в краткосрочном периоде от того, сколько фирма производит продукции;

в) зависящие от решений предпринимателя.

5. Это график:

а) переменных издержек;

б) постоянных издержек;

в) общих издержек.

Тест «Экономические основы деятельности фирмы»

2 вариант

1. Внутренние ресурсы - это:

а) всё то, что фирма покупает у других коммерческих организаций для производства продукции;

б) это всё то, что принадлежит фирме;

в) материалы, детали, труд предпринимателя.

2. Предпринимательница решила открыть в собственном помещении небольшой шляпный магазин. Для этого закупила партию товара, полки, зеркала, кассовый аппарат, заказала у художника - оформителя красивую вывеску, наняла шофёра, продавщицу и уборщицу. К явным издержкам относится:

а) собственная заработная плата, закупка партии товара, зарплата шофера;

б) закупка партии товара, зарплата шофера, зарплата уборщице;

в) зарплата шоферу, зарплата уборщице, аренда помещения.

3. Общие издержки фирмы на производство товаров или услуг, включающие как прямые денежные издержки по организации производства и сбыта товаров, так и альтернативные издержки - это:

а) не бухгалтерские издержки;

б) экономические издержки;

в) общие издержки.

4. Заработная плата рабочего, транспортные расходы, затраты на сырье - это:

а) постоянные издержки;

б) неявные издержки;

в) переменные издержки.

5. Это график:

а) переменных издержек;

б) постоянных издержек;

в) общих издержек.

Определить виды ресурсов предприятия

Познакомиться с видами издержек

Выяснить, как правильно установить стоимость на товар

Материалы

Использование времени предпринимателя

Заработная плата рабочего

Альтернативное использование факторов производства

Топливо и энергия

Аренда помещения

для одного станка

Амортизация оборудования

Процент по ссуде

Общие (валовые) издержки

Приостановка производства

100 товаров

150 товаров

Самоанализ урока на тему:

«Экономические основы деятельности фирмы».

1. Урок разработан с учетом образовательных стандартов, стратегии развития школы, календарно тематического планирования. Он хорошо вписался в систему уроков «Что такое фирма и как она действует на рынке» (работа ведется по учебнику И.В. Липсица).

Урок построен как урок изучения нового материала. Его цель: составить классификацию издержек.

Во время урока были организованы различные формы деятельности:

Фронтальная - отвечали на вопросы, проверяли правильность ответов;

Коллективная - записывали определения и зарисовывали схемы в тетрадь, выполняли тест;

Индивидуальная - работали на интерактивной доске;

В группе - работали с раздаточным материалом;

В парах - проверяли правильность выполнения теста.

Формы деятельности осуществлялись в процессе:

Прогнозирования - отвечали на вопрос: можно ли снизить стоимость товара;

Чтения - при выполнении задания находили в учебнике необходимую информацию;

Говорения - при выполнении задания формулировали определения;

Сравнения - выявляли общие черты и отличия издержек в зависимость от объема производства;

Анализа - при выполнении задания выбирали издержки;

Самостоятельной деятельности - работали у доски, на интерактивной доске.

При этом решались задачи:

А) Образовательные:

Сформировать теоретические знания;

Сформировать практические умения решать задачи по данной теме.

Б) Развивающие:

Развить умения:

Выделять главную мысль - при формулировании цели урока;

Работать в должном темпе - при работе в группе;

Анализировать информацию - при решении заданий в карточках;

Экономически мыслить - при помощи самостоятельной постановки задач к уроку;

Экономической грамотности - при решении задач в карточках;

Составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков - составление схем, классификацию издержек и ресурсов;

Выявлять черты общие черты и отличия - с помощью поиска ответа на вопросы: что общего и какие различия можно выделить при производстве товаров разных объемов;

Слушать и слышать друг друга - во время работы в паре или в группе,

Планировать свою деятельность - нахождение в учебнике необходимую информацию;

Находить и формулировать пути решения проблемы - с помощью поиска ответа на вопрос: на какие экономические вопросы вы должны ответить, прежде чем начать производство;

Ставить частные задачи к каждому этапу урока - работая с заданиями в карточках;

Четко соотносить цель урока с результатом - с помощью нахождения ответа на вопрос: получилась у нас классификация или нет;

Оценивать собственный уровень продвижения по учебному материалу - с помощью расстановки условных знаков напротив каждой схемы и определения.

Сформировать навыки:

Самостоятельной работы с источниками информации - осуществлялась во время работы с учебником;

С информационными технологиями - во время работы на интерактивной доске.

В) Воспитательные:

Мотивация к созданию атмосферы партнерства - при работе в паре или в группе;

Проявлять коллективизм и взаимопомощь - при работе в паре или в группе;

Бережное отношение к имуществу школы и учебным пособиям - на протяжении всего урока.

Исходя из этого, можно выделить этапы урока:

Организационный,

Актуализация знаний и фиксация затруднений;

Постановка учебных задач;

Построение проекта выхода из затруднения;

Первичное закрепление;

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

Рефлексия деятельности;

Домашнее задание.

3. Мне удалось решить поставленные задачи урока, избежать перегрузки и переутомления, сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, хорошего настроения, самочувствия благодаря чередованию различных видов деятельности.

Я оцениваю урок как информационно-насыщенный, технологичный и дающий обучающимся возможность применять свои способности, установку на активное отношение к жизни.

4. При организации этого урока возможны варианты.

5. Выводы из урока на будущее …

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском



Статьи по теме: