Специальность "Менеджмент организации": кем можно работать? Менеджмент организации Высшее образование менеджмент и управление им.
Менеджмент
Менеджмент (от английского слова “management”) означает управление или организацию с целью достижения оптимальных результатов. Менеджмент как понятие возникло на Западе и превратилось в самостоятельную область знаний, обладание которыми стало одним из важнейших факторов конкурентной борьбы в условиях рыночной экономики.
Менеджер - это профессиональный управляющий, занятый организационной деятельностью в органах управления фирмы, организации или предприятия и наделенный субъектом собственности определенными полномочиями. Главная задача менеджера - повышение эффективности и прибыльности управляемого объекта. Профессия предполагает овладение теорией управления бизнесом и/или совокупностью приемов, методов и форм этого управления. В свою очередь, управление бизнесом может включать управление материальными, человеческими, информационными и финансовыми ресурсами, а также инновациями и проектами.
Специальности и специализации в области менеджмента
Специальность «Менеджмент организации» позволяет получить в вузе знания по всем основным направлениям профессиональной деятельности менеджера. Если же объектом приложения управленческих навыков являются только человеческие ресурсы, то получить знания в этой области можно в вузе по специальности «Управление персоналом». Для приобретения знаний и навыков в области управления процессами социальной, политической и экономической жизни общества в вузах существует специальность «Государственное и муниципальное управление». Для подготовки специалистов по восстановлению жизнеспособности предприятий и организаций, находящихся в кризисной ситуации, вузы в области менеджмента предлагают специальность «Антикризисное управление».
По направлению «Менеджмент» в вузах Москвы возможно двухуровневое обучение в бакалавриате и магистратуре.
«Менеджмент организации»
Основной специальностью, в рамках которой ведется подготовка будущих менеджеров в вузах, является специальность «Менеджмент организации». По данной специальности готовят управленцев широкого профиля. Вооруженные профессиональными знаниями, выпускники вузов в области менеджмента способны диагностировать любые возникающие проблемы в организации (фирме), вырабатывать оптимальные управленческие решения и организовывать работу персонала в соответствии с целями и ресурсами организации (фирмы). Для специальности «Менеджмент организации» в вузах Москвы существует около 60 различных специализаций, приводим наиболее популярные, перспективные, интересные:
- Гостиничный и туристический бизнес
- Инновационный менеджмент
- Информационный менеджмент
- Корпоративный менеджмент
- Маркетинг
- Международный бизнес
- Международный менеджмент
- Менеджмент в средствах массовой информации
- Предпринимательство
- Стратегический менеджмент
- Финансовый менеджмент
- Менеджмент логистических систем.
«Управление персоналом»
Под системой управления персоналом понимается совокупность приемов и методов воздействия предприятия на своих сотрудников с целью максимального использования их потенциала для достижения производственных целей. Другими словами, менеджер по управлению персоналом - это социальный посредник между интересами работников и целями руководства.
В сферу профессиональной деятельности менеджера по управлению персоналом входят такие вопросы, как формирование количественного и качественного состава кадров, система оплаты труда, межличностные отношения между работниками, адаптация работников на предприятии. Основными видами профессиональной деятельности, помимо управленческой и организационной, являются правовая, учетно-документационная, воспитательная, педагогическая, социально-бытовая, психологическая, социологическая.
В рамках специальности «Управление персоналом» в вузах Москвы выделяются следующие специализации:
- «Кадровый консалтинг и аудит»
- «Управление занятостью»
- «HR-менеджмент»
«Государственное и муниципальное управление»
Появление специальности «Государственное и муниципальное управление» в вузах в области менеджмента диктуется необходимостью повышения уровня подготовки работников органов государственного и муниципального управления в новых экономических и социальных условиях. Разработанная модель подготовки менеджеров по специальности «Государственное и муниципальное управление» в вузах предполагает повышенное внимание к экономическому обоснованию управленческих решений, рационализации их на основе принципов и методов, используемых в бизнесе.
В рамках этой специальности в вузах Москвы выделяются следующие специализации:
- Административное управление
- Государственное регулирование экономики
- Муниципальное управление
- Стратегическое государственное управление
- Управление государственной и муниципальной собственностью.
«Антикризисное управление»
Антикризисное управление - это не только работа с предприятиями, находящимися в кризисном состоянии, но и ежедневная деятельность управляющих менеджеров любого предприятия или фирмы, направленная на недопущение кризисной ситуации и максимальное улучшение экономических параметров хозяйствующего субъекта. В настоящее время спрос на рынке труда на таких специалистов очень велик: менеджеры, умеющие прогнозировать и предотвращать производственный или финансовый кризис, нужны везде.
В рамках специальности «Антикризисное управление» вузы Москвы предлагают несколько специализаций:
- «Антикризисное управление предприятием»;
- «Антикризисное управление кредитной организацией»;
- «Реструктуризация предприятий и организаций»;
- «Оценка стоимости бизнеса».
Что изучают
Каждый вуз с учетом специфики подготовки по специальностям и специализациям включает в учебную программу следующие дисциплины:
- углубленное изучение одного или двух иностранных языков
- правовые основы менеджмента и предпринимательства
- компьютерные и мультимедийные технологии
- маркетинг и реклама
- социологический инструментарий для решения управленческих задач
- обучение умению работать с массивами информации
- выработка эффективных коммуникационных навыков
Где работает и сколько зарабатывает
Главной особенностью профессии менеджера является ее универсальность, позволяющая выпускникам быть востребованными на предприятиях всех форм собственности и во всех секторах экономики. Профессия предоставляет отличные карьерные возможности, особенно если к полученному багажу знаний у выпускника прибавляются такие ценимые работодателями навыки, как управленческий и организаторский талант, инициативность и коммуникабельность.
Отбирая кандидатов на вакансии менеджерских позиций, работодатели ценят наличие у них профессиональной специализации, делового или производственного опыта (хотя бы на уровне практики, стажировки) и владение иностранными языками. Выпускники вузов с квалификацией «менеджер» по специальности «Менеджмент организации» отвечают всем этим требованиям работодателей, а хороший уровень владения иностранными языками демонстрируют те, кто учился по специализациям в международной сфере или внешнеэкономической деятельности в вузе в области менеджмента.
Развитие карьеры менеджера, например, в области работы с кадрами, может выглядеть следующим образом: ассистент рекрутера (оклад от 400 долларов), помощник менеджера по работе с персоналом (оклад от 500 долларов), заместитель начальника отдела кадров (оклад от 800 долларов), директор по персоналу (оклад от 1000 долларов). Топ-менеджмеры с такими должностями, как менеджер проекта, коммерческий директор, директор по развитию, исполнительный директор имеют гораздо более высокие заработные платы, начиная от 1200 долларов США.
ВСЕВЕД РЕКОМЕНДУЕТ | ||
Виктор Болотов, вице-президент Российской академии образования
83-й федеральный закон предусматривает переход образовательных учреждений в статус казенных, бюджетных или автономных. Процесс должен быть завершен до середины 2012 года. К этому времени каждый директор школы должен стать менеджером в полном смысле этого слова. Ему предстоит, прежде всего, планировать работу своего учреждения как самостоятельной финансовой структуры.
— Виктор Александрович, как можно определить суть профессии «директор школы»? Это старший учитель - первый среди равных в своем коллективе - или специально обученный менеджер, который необязательно должен быть «выходцем» из педагогической среды?
— Дискуссия о том, кто же такой директор школы - старший учитель он или менеджер, - не так давно шла во всем мире, а в России продолжается и сегодня. Были времена, когда побеждала первая позиция, но сейчас мы все больше склоняемся ко второй.
После принятия 83-го федерального закона о переходе образовательных учреждений в статус казенных, бюджетных или автономных в период до 2012 года директор школы должен стать менеджером в полном смысле этого слова. Ему предстоит, прежде всего, планировать работу своего учреждения, субъекта хозяйственной деятельности как самостоятельной финансовой структуры, определять шаги развития.
В этой ситуации такими же профессиональными менеджерами должны стать и все работники органов управления образованием - например, сотрудники муниципальных отделов образования, по-старому - РОНО.
— Если анализировать работу директора школы, в чем ее принципиальные отличия от работы, к примеру, директора производственного предприятия или магазина? Какими научными знаниями он должен обладать, чтобы руководить учителями?
— С учителями, мне кажется, действующий директор школы умеет справляться без всякой науки. Другой вопрос, что за исключением ЕГЭ и выпускных экзаменов за основную школу - у директора нет иных источников объективной информации о работе учителя. Если судить по отчетам - все хорошо, а что на деле? Часто говорят, что есть еще результаты олимпиад, но если в школе учатся дети из трудных семей, им зачастую вообще не до олимпиад.
Поэтому одна из задач директора - создать в школе систему оценки эффективности деятельности учителя. Если директор опытный, он все и так понимает, но не артикулирует, не систематизирует. Главное, что директору нужно учитывать, - это «добавленную стоимость»: что именно конкретный учитель дал классу или конкретному ученику. Вот дети были такие, потом они поучились у него, и налицо такие-то изменения. Технологические подходы к такой оценке известны.
— У школы есть определенный бюджет, которым директор должен грамотно распорядиться. Как это сделать, чтобы учесть все аспекты образовательного процесса в ситуации, когда денег, как всегда, не хватает?
— Новые стандарты предполагают и обучение, и воспитание детей, и формирование у них мыслительных навыков, и многое другое. Но директор, планируя расходы, исходит, прежде всего, из количества уроков, которые каждый учитель проводит с классом, для этого даже есть соответствующие таблицы. Если школа должна детей не просто учить, но и воспитывать, где на это взять деньги, если финансируются только уроки?
Это тяжелый вопрос именно для менеджера, и ответы на него сейчас пытаются найти. Предполагается, что будет происходить переход от финансирования уроков к финансированию заказов, а в заказе нет записи, что за получаемые деньги нужно провести 100 уроков математики и 100 уроков русского языка. Деньги даются на работу школы в целом, а уж директору надо понять, как их тратить. Чисто менеджерская задача: ты выиграл госзаказ и планируешь свою работу. Такие задачи сегодняшнему директору школы никогда решать не приходилось.
— Есть ведь еще и так называемые внебюджетные деньги. Вряд ли найдется такой директор школы, кого родители за глаза не обвиняют в поборах. В некоторых случаях доходит до того, что подобные обвинения выдвигает и прокуратура…
— Без внебюджетных денег не живет ни одного образовательное учреждение ни в одной стране, за исключением очень тяжелых дотационных ситуаций. Всегда есть то или иное количество родительских денег, и директор должен принимать решения, как их грамотно собирать, как их грамотно использовать - и в том плане, чтобы тебя не привлекли к ответственности за поборы, и чтобы они были наиболее эффективны для достижения целей, стоящих перед школой. Это тоже вопрос, который сегодня возникает у наших директоров и ответ на который большинство из них тоже не может дать опять же в силу отсутствия менеджерской подготовки.
Кстати, у многих директоров уже возникает более широкая менеджерская проблема - взаимодействие с общественностью, основу которой составляют родители.
— Понятно, что учителей готовят в педагогических вузах. А на менеджера образования - директора школы, сотрудника управления - где можно выучиться?
— Традиционно в российских педвузах менеджеров образования не готовят. Есть всего несколько примеров, когда такая подготовка осуществлялась в рамках второго высшего образования, в том числе с использованием дистанционных форм, но качество подготовки нередко вызывало нарекания.
Недавно подготовку менеджеров в сфере образования в рамках совместной магистерской программы «Управление образованием» взяли на себя и Московская высшая школа социальных и экономических наук . Я полагаю, благодаря этой программе проблема управленческих кадров для школ Москвы и Московской области в ближайшие несколько лет будет решена. Секрет успеха здесь в том, что к преподаванию привлекаются представители разных отраслей знания - в Высшей школе экономики это профессора факультетов менеджмента, экономики, государственного и муниципального управления.
— В какой мере при подготовке менеджеров в образовании стоило бы привлекать к преподаванию директоров школ, чей опыт является общепризнанным?
— Безусловно, без этого не обойтись - без разбора реальных сюжетов, кейсов директора школы обучить невозможно. Образовательные менеджеры с опытом работы привлекаются для преподавания на всех магистерских программах Института развития образования НИУ ВШЭ, и магистерские диссертации должны быть посвящены не только и не столько абстрактным исследованиям, сколько полевой работе, полевым практикам.
При подготовке директоров важен опыт наших самых успешных школ - всем известен, например, Центр образования № 548 «Царицыно» Ефима Рачевского. Практику этой школы нужно анализировать, и Рачевский будет только благодарен, если это сделают слушатели магистерской программы, потому что он все время обсуждает следующий шаг развития, не останавливается на достигнутом, думает, как сделать школу лучше. В Москве есть еще как минимум три десятка школ с позитивным опытом, где магистранты могли бы проходить практику, на материале которых можно писать магистерские диссертации.
На примере Центра Рачевского, на мой взгляд, особенно интересно проанализировать, как построен диалог родителей и школьного менеджмента. Это, в самом деле, диалог, в ходе которого вырабатывается консенсус, иногда - компромисс. Там очень много внимания уделяется формированию индивидуальных образовательных программ, и для директора это непростая задача и финансово, и организационно. Там есть такое неформализованное понятие, как дух школы: директор, учителя, школьники, многие родители живут в одном пространстве, работают в единой команде. Это, конечно, уже не менеджмент - это искусство, но его тоже нужно изучать.
— Сфера образования - не самая высокооплачиваемая, и у менеджера так или иначе возникает проблема удержания квалифицированного персонала. Есть ведь риск, что выпускники магистерских программ в сфере образования - будь то директора, или учителя-предметники, или специалисты по измерениям в образовании, - повысив квалификацию, дорого «продадут» ее где-нибудь за пределами школы? Есть ли на этот счет универсальные рецепты?
— Как удержать молодых людей в системе общего образования при нынешних зарплатах - это непростой сюжет для менеджера. Да, человек может пойти в бизнес и зарабатывать те же суммы, но только в долларах или в евро. Эту проблему пытается решать и федеральное правительство, и московское. Зарплата должна быть достойной, и пока эта проблема не решена, отток талантливых людей будет. Известно, что по окончании факультетов иностранных языков или факультетов, связанных с информатикой и компьютерными науками, в школы из педагогических вузов мало кто идет. Системного варианта решения проблемы пока не найдено. И в случае с программами Института развития образования НИУ ВШЭ есть риск, что они будут не столько работать на школу, сколько просто готовить грамотных менеджеров социальной сферы. Там их тоже не хватает.
— А для высшей школы проблема подготовки менеджеров стоит так же остро, как и для средней?
— Честно скажу: я считаю, что у большинства наших университетов потребностей в менеджменте нет.
— Почему? Ведь о необходимости расширения самостоятельности вузов говорится не первый год…
— В статус автономного учреждения пока что перешли единицы. А если вуз остается традиционным бюджетным учреждением, то смета «приходит сверху», и заработанные деньги распределяются не как у нормального хозяйствующего субъекта, а по принципу латания дыр: математики денег не зарабатывают - давайте у юристов возьмем и купим учебники для математиков… Это тришкин кафтан, никакого планирования.
Проблема и в другом. В России для вузов проводится много конкурсов, по результатам которых они получают серьезное дополнительное финансирование. Мне пришлось читать больше половины заявок на участие в таких конкурсах - это кальки с английских аналогов, причем никто не понимает, что они означают, например, на уровне факультета. На вопросы о том, кто ваши конкуренты в сфере образования, по научным грантам, ответов нет.
В прошлом году Институт развития образования НИУ ВШЭ открыл программу «Управление в высшем образовании» , и это программа для амбициозных университетов, которые думают о том, что будет послезавтра - даже не завтра. А действующий проректор традиционного университета учиться на менеджера не захочет. Зачем? У него и так все хорошо. Подготовка менеджеров высшей школы - это для молодых ребят, которые рассчитывают на то, что полученные знания позволят сделать очередной шаг в развитии вуза. Но я предвижу сложности в том, как они будут приживаться в своих вузах, - боюсь, большинству действующих руководителей они покажутся слишком умными.
Беседовала Екатерина Рылько
Подробнее о магистерских программах - в интервью Виктора Болотова на портале РИА Новости .
1. Я (Клиент), настоящим выражаю свое согласие на обработку моих персональных данных, полученных от меня в ходе отправления заявки на получение информационно-консультационных услуг/приема на обучение по образовательным программам.
2. Я подтверждаю, что указанный мною номер мобильного телефона, является моим личным номером телефона, выделенным мне оператором сотовой связи, и готов нести ответственность за негативные последствия, вызванные указанием мной номера мобильного телефона, принадлежащего другому лицу.
В Группу компаний входят:
1. ООО «МБШ», юридический адрес: 119334, г. Москва, Ленинский проспект, д. 38 А.
2. АНО ДПО «МОСКОВСКАЯ БИЗНЕС ШКОЛА», юридический адрес: 119334, Москва, Ленинский проспект, д. 38 А.
3. В рамках настоящего соглашения под «персональными данными» понимаются:
Персональные данные, которые Клиент предоставляет о себе осознанно и самостоятельно при оформлении Заявки на обучение/получение информационно консультационных услуг на страницах Сайта Группы компаний
(а именно: фамилия, имя, отчество (если есть), год рождения, уровень образования Клиента, выбранная программа обучения, город проживания, номер мобильного телефона, адрес электронной почты).
4. Клиент — физическое лицо (лицо, являющееся законным представителем физического лица, не достигшего 18 лет, в соответствии с законодательством РФ), заполнившее Заявку на обучение/на получение информационно-консультационных услуг на Сайта Группы компаний, выразившее таким образом своё намерение воспользоваться образовательными/информационно-консультационными услугами Группы компаний.
5. Группа компаний в общем случае не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Клиентом, и не осуществляет контроль за его дееспособностью. Однако Группа компаний исходит из того, что Клиент предоставляет достоверную и достаточную персональную информацию по вопросам, предлагаемым в форме регистрации (форма Заявки), и поддерживает эту информацию в актуальном состоянии.
6. Группа компаний собирает и хранит только те персональные данные, которые необходимы для проведения приема на обучение/получения информационно-консультационных услуг у Группы компаний и организации оказания образовательных/информационно-консультационных услуг (исполнения соглашений и договоров с Клиентом).
7. Собираемая информация позволяет отправлять на адрес электронной почты и номер мобильного телефона, указанные Клиентом, информацию в виде электронных писем и СМС-сообщений по каналам связи (СМС-рассылка) в целях проведения приема для оказания Группой компаний услуг, организации образовательного процесса, отправки важных уведомлений, таких как изменение положений, условий и политики Группы компаний. Так же такая информация необходима для оперативного информирования Клиента обо всех изменениях условий оказания информационно-консультационных услуг и организации образовательного и процесса приема на обучение в Группу компаний, информирования Клиента о предстоящих акциях, ближайших событиях и других мероприятиях Группы компаний, путем направления ему рассылок и информационных сообщений, а также в целях идентификации стороны в рамках соглашений и договоров с Группой компаний, связи с Клиентом, в том числе направления уведомлений, запросов и информации, касающихся оказания услуг, а также обработки запросов и заявок от Клиента.
8. При работе с персональными данными Клиента Группа компаний руководствуется Федеральным законом РФ № 152-ФЗ от 27 июля 2006г. «О персональных данных».
9. Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на адрес электронной почты информации путем направления электронного письма на адрес: . Также отказаться от получения информации на адрес электронной почты возможно в любое время, кликнув по ссылке «Отписаться» внизу письма.
10. Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на указанный мной номер мобильного телефона СМС-рассылки, путем направления электронного письма на адрес:
11. Группа компаний принимает необходимые и достаточные организационные и технические меры для защиты персональных данных Клиента от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ней третьих лиц.
12. К настоящему соглашению и отношениям между Клиентом и Группой компаний, возникающим в связи с применением соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.
13. Настоящим соглашением подтверждаю, что я старше 18 лет и принимаю условия, обозначенные текстом настоящего соглашения, а также даю свое полное добровольное согласие на обработку своих персональных данных.
14. Настоящее соглашение, регулирующее отношения Клиента и Группы компаний действует на протяжении всего периода предоставления Услуг и доступа Клиента к персонализированным сервисам Сайта Группы компаний.
ООО «МБШ» юридический адрес: 119334, г. Москва, Ленинский проспект, д. 38 А.
ООО «МБШ Консалтинг» юридический адрес: 119331, г. Москва, проспект Вернадского, д. 29, офис 520.
ЧУДПО «МОСКОВСКАЯ БИЗНЕС ШКОЛА — СЕМИНАРЫ», юридический адрес: 119334, Москва, Ленинский проспект, д. 38 А.