Прием сельхозпродукции. Закупки у населения – расчеты наличными

Организация занимается закупкой тары у населения. Какие первичные документы должны заполнить организация или продавец (физическое лицо) при приобретении организацией у продавца деревянной тары? Есть ли у организации обязанность по удержанию с дохода физического лица суммы НДФЛ в случае закупки тары стоимостью до 250 000 руб. и в случае закупки тары стоимостью более 250 000 руб.? Возникает ли у организации обязанность по предоставлению на продавца сведений по форме 2-НДФЛ?

НДФЛ

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, признаются плательщиками налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ). При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Доходы от реализации имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу, признаются объектом обложения НДФЛ (пп. 5 п. 1 ст. 208 и ст. 209 НК РФ). Доходы (в том числе доходы от продажи имущества), не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), перечислены в ст. 217 НК РФ. В иных случаях (не предусмотренных ст. 217 НК РФ) полученный физическими лицами доход будет облагаться НДФЛ.

Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ. В силу п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата НДФЛ производятся в отношении всех доходов физического лица, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227, 227.1 и 228 НК РФ.

Так, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату НДФЛ производят физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению. В данном случае физические лица самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, а также представляют налоговую декларацию (п.п. 2, 3 ст. 228 НК РФ).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация в случае приобретения у физического лица принадлежащего ему имущества (деревянной тары) не является налоговым агентом, то есть не должна удерживать НДФЛ при выплате физическому лицу денежных средств за реализованное им имущество. Кроме того, поскольку НК РФ не возлагает обязанности на лиц, не являющихся налоговыми агентами, представлять в налоговый орган сведения о полученных от них доходах физическими лицами (в соответствии со ст. 230 НК РФ такая обязанность установлена только для налоговых агентов), то организация в данном случае не должна представлять и сведения о физических лицах, у которых она приобретает имущество (деревянную тару). Данные выводы подтверждаются и разъяснениями Минфина России (смотрите, например, письма от 11.04.2012 N 03-04-05/3-484, от 28.03.2008 N 03-04-05-01/89, от 12.03.2008 N 03-04-06-01/55, от 02.11.2007 N 03-04-06-01/372, от 30.10.2007 N 03-04-06-01/364, от 04.09.2006 N 03-05-01-04/258).

Документальное подтверждение

Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), смотрите также Информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012).

Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации операцию по закупке у населения деревянной тары можно оформить следующими документами:

Договором купли-продажи;

Актом приемки товаров (в произвольной форме с соблюдением всех обязательных реквизитов, предусмотренных ст. 9 Закона N 402-ФЗ);

Документами, подтверждающими оплату товаров ( , авансовый отчет, и т.д.).

На наш взгляд, данный вариант полностью соответствует положениям ГК РФ, требованиям бухгалтерского учета (ст.ст. 5, 6 и 9 Закона N 402-ФЗ) и налогового законодательства (ст. 252 НК РФ).

В то же время полагаем, что при разовых (нерегулярных) закупках не всегда возможно оформить такой полный пакет документов. В связи с этим, по нашему мнению, при таких закупках вместо указанных документов можно оформлять закупочный акт*(1) (смотрите Методические рекомендации). В основном закупочный акт применяется при покупке у физических лиц продуктов питания. Однако полагаем, что можно использовать этот акт в качестве образца для составления акта при покупке у физических лиц любых товарно-материальных ценностей (далее - ТМЦ), в том числе деревянной тары.

Организация может самостоятельно разработать форму закупочного акта, предусмотрев в нем все обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При этом за основу можно взять и форму N ОП-5, которая разработана для организаций общественного питания и утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.

При закупке организация должна обеспечить соблюдение порядка оформления закупочных документов, в том числе с обязательным указанием паспортных данных сдатчика этих ТМЦ, места его проживания (п. 7.3 Методических рекомендаций).

Приобретенная тара принимается на склад по накладной (п. 7.7 Методических рекомендаций). Лица, получившие деньги под отчет на закупку товара у населения, должны представить авансовый отчет о фактическом использовании выданных им сумм с приложением утвержденного руководителем предприятия закупочного акта и копии накладной о сдаче товаров (п. 7.8 Методических рекомендаций).
Подтверждением оприходования на склад закупленных товаров (материалов) является Приходный ордер (за основу можно взять типовую форму N М-4, которая утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).

Энциклопедия решений. Учет оплаты физическим лицам приобретенных у них товаров;

Энциклопедия решений. Учет при оплате наличными закупки товаров у населения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Алексеева Анна

Ответ прошел контроль качества


Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Унифицированная форма документа, подтверждающего передачу товара продавцом - гражданином, не являющимся индивидуальным предпринимателем, покупателю - юридическому лицу, законодательством не предусмотрена. В связи с этим передача товара может быть оформлена документом, подписанным сторонами договора, составленным в произвольной форме, с отражением в нем реквизитов, предусмотренных ст. 9 Закона N 402-ФЗ. В рассматриваемом случае таким документом может быть и закупочный акт, если он отвечает требованиям Закона N 402-ФЗ. Подписание продавцом и покупателем закупочного акта фактически является документальным подтверждением того, что между ними заключен договор купли-продажи. Поскольку подписание акта отвечает требованию к совершению сделки в простой письменной форме и поскольку этот акт содержит все существенные условия договора купли-продажи, составлять отдельный документ, именуемый договором купли-продажи, при этом не требуется (п. 1 ст. 454, п. 3 ст. 455, ст. 434 ГК РФ).

В условиях кризиса предприниматели, занимающиеся продуктовым бизнесом, предпочитают приобретать продукты питания у населения. Такие сделки выгодны обеим сторонам: гражданине сразу получают наличные денежные средства, не дожидаясь реализации продукции конечным потребителям, а бизнесмены взамен получают качественные продукты питания по низкой цене.


При закупке продуктов у населения бизнесмены сталкиваются со многими вопросами: как оформить закупочный акт у населения, нужно ли удерживать НДФЛ при выплате средств за реализованную сельскохозяйственную продукцию, как подтвердить в налоговом учете осуществленные расходы?

По какой форме составить закупочный акт?

Напомним, что с 2013 года, формы используемых первичных учетных документов (за исключением государственных организаций), определяет руководитель экономического субъекта (п.4 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Это могут быть унифицированные формы либо собственные, разработанные с соблюдением обязательных реквизитов первичных документов. При использовании унифицированных форм нельзя удалять имеющиеся реквизиты таких документов (Письмо Минфина РФ от 08.07.2011 г. №03-03-06/1/414), можно лишь дополнять форму новыми строками или графами.

При разработке собственных форм первичной учетной документации следует учитывать, что обязательными к применению остаются формы первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии с другими федеральными законами и на их основании (Информация Минфина РФ от 04.12.2012 г. №ПЗ-10/2012).

Примерами таких форм являются:

  • кассовые документы, предусмотренные Указанием Банка РФ от 11.03.2014 г. №3210-У (приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга и книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств, расчетно-платежные и платежные ведомости);
  • первичные документы по учету денежных расчетов при осуществлении торговых операций с применением ККТ, разработанные на основании Федерального закона от 22.05.2003 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (утв. постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 г. №132, Письмо ФНС РФ от 23.06.2014 г. №ЕД-4-2/11941) То есть, в данном случае по-прежнему следует применять унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККМ (формы №КМ-1 - №КМ-9);
  • транспортная накладная (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. №272), которая подтверждает заключение договора перевозки (Письма Минфина РФ от 28.01.2013 г. № 03-03-06/1/36, от 23.04.2013 г. №03-03-06/1/14014).

На практике при оформлении закупочного акта за основу берут унифицированную форму №ОП-5, разработанную для организаций общественного питания, утв.постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 г. №132. Форму применяемого закупочного акта необходимо утвердить в приложении к учетной политике компании.

Образец закупочного акта представлен ниже:

:УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор

"ООО "Лютик

Незабудкин П.П

(подпись, расшифровка подписи)


ЗАКУПОЧНЫЙ АКТ №1 от 26.05.2017 г.
Город Челябинск
Мною, специалистом отдела закупок ООО «Лютик» - Одуванчиковой М.М., действующего (ей) на основании доверенности №56/23 от 28.04.2017 г.

ПРИОБРЕТЕНЫ ЗА НАЛИЧНЫЙ РАСЧЕТ

у физического лица - Ивановой Ирины Ивановны, зарегистрированной по адресу:

454017, г.Челябинск, ул.Богдана Хмельницкого, д.7 кв.33.

Паспортные данные: серия 74 00, №874562, выдан УФМС по металлургическому району г.Челябинска, 20 мая 2015 г.

Код налоговой инспекции, присвоившей ИНН 745120000123

Справка о наличии личного подсобного хозяйства (для жителей РФ) выдана Администрацией Кунашакского района г.Челябинска №125 от 01.02.2016 г.
СЛЕДУЮЩИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОДУКТЫ:

Сельскохозяйственные продукты

Единица измерения

Количество

Цена,
руб. коп.

Сумма,
руб. коп.

наименование, характеристика

наиме-
нова
ние

код по ОКЕИ

Картофель

Лук - репка


Оборотная сторона закупочного акта

ИТОГО на общую сумму 3 540 (Три тысячи пятьсот сорок) рублей 00 копеек.

Продавец – физическое лицо Иванова И.И. передала приведенную выше сельcкохозяйственную продукцию специалисту отдела закупок ООО «Лютик» - Одуванчиковой М.М.

Претензий к их состоянию переданной продукции не имею.

Продавец – физическое лицо Иванова И.И. получила денежные средства за проданную сельскохозяйственную продукцию в размере 3 540 (Три тысячи пятьсот сорок) рублей 00 копеек.

Деньги получила: Иванова И.И.

Продукты получила: Одуванчикова М.М.

ПОДПИСИ СТОРОН

Покупатель: ООО «Лютик»

Продавец: Иванова Ирина Ивановна

Паспортные данные:

серия 74 00, №874562,

745093240/745001001

Юридический адрес:

454038, г. Челябинск, ул.Ленина, 2, офис 12

454017, г.Челябинск, ул.Богдана Хмельницкого, д.7 кв.33

Одуванчикова

М.М. Одуванчикова

И. И. Иванова

(подпись)

(расшифрова подписи)

(подпись)

(расшифровка подписи)

Как исчислить и удержать НДФЛ у физического лица?

Приобретая сельскохозяйственные продукты у населения, возникает вопрос: нужно ли бизнесмену удерживать с выплаченного дохода физическому лицу НДФЛ?

По общему правилу, доходы физических лиц от продажи принадлежащего им имущества облагаются НДФЛ, уплату которого указанные лица производят самостоятельно (пп.5 п.1 ст.208, пп.2 п.1 ст.228 НК РФ).

Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, установлен ст.217 НК РФ.

Так, физическое лицо, имеющее личное подсобное хозяйство и получающее доход, освобождено от уплаты НДФЛ при представлении выданной соответствующим органом местного самоуправления, правлением садового, садово-огородного товариществ документа, который подтверждает, что продаваемая продукция произведена физическим лицом на принадлежащем ему или членам его семьи земельном участке, используемом для ведения личного подсобного хозяйства (п.13 ст.217 НК РФ).

Что представляет собой личное подсобное хозяйство?

Прежде всего, - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (ст.2 Федерального закона от 07.07.2003 г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», далее по тексту - Закон №112-ФЗ).

Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью (п.4 Закона №112-ФЗ).

Таким образом, ведение личного подсобного хозяйства не является предпринимательской деятельностью, целью использования земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, является удовлетворение личных потребностей гражданина и членов его семьи (Решение АС Тюменской области от 30.01.2017 г. №А70-12797/2016).

Вторым условием для освобождения от уплаты НДФЛ является наличие подтверждающего документа, что реализуемая продукция действительно выращена самим физическим лицом, т.е. он не является перекупщиком.

При этом должны одновременно соблюдаться следующие условия:

  • общая площадь земельного участка (участков), который (которые) находится (одновременно находятся) на праве собственности и (или) ином праве физических лиц, не превышает максимального размера, установленного в соответствии с п.5 ст.4 Закона №112-ФЗ. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта РФ, но не более чем в пять раз.
  • ведение личного подсобного хозяйства на указанных участках осуществляется без привлечения в соответствии с трудовым законодательством наемных работников.

Таким образом, выплачивая доход физическому лицу за приобретенную продукцию, компания или предприниматель не являются налоговыми агентами по НДФЛ. И это не зависит от того, освобождены или нет от НДФЛ данные операции.

Иные налоги, возникающие у компании при приобретении продуктов у населения

Расходы на приобретение сельскохозяйственной продукции учитываются в составе материальных расходов в целях исчисления налога на прибыль (п.2 ст.254, п.2 ст.272 НК РФ).

Кроме того, все признаваемые в налоговом учете расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.

Для того, чтобы учесть затраты в составе материальных расходов необходимо иметь документальное подтверждение понесенных расходов – закупочный акт, примерная форма которого представлена выше.

Приобретая продукцию у физических лиц, бизнесмены - плательщики НДС не могут принять входной НДС к вычету. В этом случае налоговая база в части НДС представляет собой межценовую разницу, которая представляет собой разницу между продажной стоимости и ценой приобретения продукции (п.4 ст.154 НК РФ). Таким правом обладают бизнесмены в случае реализации закупленной у физических лиц сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, если продукция включена в специальный Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 г. №383 (далее по тексту – Перечень). Например, Перечень содержит такую продукцию как мясо и субпродукты скота и птицы, молоко и молокопродукты, яйца, рыба всех видов, пчелиный мед, пчелиный воск, вощина, зерновые и зернобобовые культуры, масличные культуры, сахарная свекла, картофель, овощи открытого и защищенного грунта, бахчевые продовольственные и кормовые культуры, плоды семечковых и косточковых культур, виноград, плоды цитрусовых культур, чайный лист, культурные и дикорастущие орехи и ягоды, культурные и дикорастущие (свежие) грибы.

Если физическое лицо, без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, систематически закупает у физических лиц сельскохозяйственную и сопутствующую ей продукцию, а впоследствии перепродает, то данная деятельность квалифицируется как предпринимательская с соответствующим доначислением НДС, пени и штрафов (Определение ВС РФ от 20.07.2016 г. №306-КГ16-9087).

ПРИМЕР №1

Бизнесмен закупил у населения молодой картофель для последующей реализации через продуктовый магазин. Закупочная цена картофеля у населения составила 20 рублей за 1 кг. А продажная цена – 30 рублей за 1 кг.

Предположим, что бизнесменом было закуплено и реализовано 4 тонны картофеля.

Налоговая база по НДС составит:

4 000 кг (30 рублей – 20 рублей) = 40 000 рублей.

Сумма НДС к уплате в бюджет составит: 40 000 рублей х 10/110 = 3 636,36 рублей.

При реализации овощей (картофеля) применяется расчетная ставка НДС - 10/110 (в п.2 ст. 164 НК РФ п.4 ст. 164 НК РФ).

Рассмотрим порядок оформления счетов-фактур, исходя из условий примера №1 (Приложение №1 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 г. №1137).

В графе 5 («Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без налога – всего») указывается межценовая разница – 40 000 рублей.

В графе 6 («В том числе сумма акциза») указывается «без акциза».

В графе 7 («Налоговая ставка») указывается расчетная ставка 10/110.

В графе 8 («Сумма налога, предъявляемая покупателю») приводится рассчитанная сумма НДС с межценовой разницы - 3 636,36 рублей.

В графе 9 («Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав с налогом – всего») указывается стоимость реализованной продукции с учетом налога – 120 000 рублей (4 000 кг х 30 рублей).

По условиям примера бизнесмен купил картофель оптом для последующей его розничной продажи.

В том случае, если картофель будет переработан, то, по мнению контролирующих органов, НДС будет исчисляться со всей стоимости готовой переработанной продукции, а не с межценовой разницы (п.1 ст.154 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 26.01.2005 г. №03-04-04/01).

То есть при реализации товаров, произведенных из сельскохозяйственной продукции, налоговая база определяется исходя из полной стоимости реализованных товаров. Например, бизнесмен приобрел свежие грибы, а продает в розницу нарезанные грибы в замороженном виде.

ПРИМЕР №2

Компания закупала КРС в живом весе, перерабатывала и осуществляла реализацию говядины 1-ой и 2-ой категории, субпродуктов, полученных в результате забоя скота, закупленного у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками.

При этом объем (количество в единицах измерения) закупленного скота практически может не соответствовать объему (количеству в единицах измерения) мяса и субпродуктов в результате забоя скота и его переработки, поскольку при переработке образуются отходы.

Суд признал правомерным к продукции промышленной переработки и реализации применение общеустановленного порядка исчисления НДС, при котором налоговая база определяется исходя из полной стоимости реализованных товаров без уменьшения ее на стоимость приобретенного у физических лиц сельскохозяйственного сырья (Решение АС Алтайского края от 23.12.2015 г. №А03-11035/2015).

Но такая позиция небесспорна.

В другом деле судьи на основании буквального толкования с учетом правил грамматики русского языка указали на то, что норма п.4 ст.154 НК РФ распространяется на реализацию сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки по перечню, утверждаемому Правительством РФ. Например, компания осуществляла реализацию мяса конины 1-ой и 2-ой категории, говядины 1-ой и 2-ой категории, полученного в результате забоя скота, закупленного у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками. При этом в Перечень, включены как скот, птица и кролики в живом весе, так и мясо и субпродукты скота и птицы.

Как отметили судьи, правило определения налоговой базы п.4 ст. 154 НК РФ распространяется не только на ситуации, когда приобретенная у физических лиц продукция и продукты ее переработки перепродаются в неизменном (непереработанном) виде, но и в случае реализации готовой продукции, произведенной из указанных продуктов и продуктов их переработки. Например, скот в живом весе не является готовой продукцией, а является сырьем для производства мяса. Следовательно, компания вправе была применить п.4 ст.154 НК РФ, то есть рассчитать НДС с межценовой разницы (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 30.07.2015 г. №А78-7926/2014).

Бухгалтерский учет операций по закупке продуктов у населения

У торговых компаний учет приобретенной продукции ведется на счете 41 «Товары» (п.7.9 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утв. письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.1996 г. №1-794/32-5), а наценка отражается с использованием счета 42 «Торговая наценка».

В том случае, если сельскохозяйственная продукция используется в качестве сырья, то она принимается к учету в качестве материально-производственных запасов по фактической себестоимости - расходов на ее приобретение (п.2, п.5, п.6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов», утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. №44н).

При передаче сырья в производство его фактическая себестоимость учитывается в составе расходов по обычным видам деятельности (п.5, п.7, п.8 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утв.Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. №33н).

Как правило, расчеты с физическими лицами за приобретенную сельскохозяйственную продукцию, проводятся через подотчетное лицо.

В бухгалтерском учете (приобретение сырья для дальнейшей переработки) будут сформированы следующие записи:

Выданы денежные средства под отчет для приобретения продукции

Приобретена сельскохозяйственная продукция у физических лиц

Принята к учету сельскохозяйственная продукция

Передано сырье в производство

Принята к учету готовая продукция

Отражена реализация переработанной сельскохозяйственной продукции

Исчислен НДС со стоимости реализованной готовой продукции

Отражена себестоимость реализованной готовой продукции

Отражен финансовый результат (прибыль) от реализации продукции



Нынешний год ознаменовался новыми штрафами. Одни уже действуют, другие еще только собираются “заступить на дежурство”. Приведем лишь тройку наиболее “засветившихся” в СМИ. Не успел 2019 год зашагать по стране, как в штрафную копилку инспекторов “звякнул” очередной “подарок” законодателей. Так с января работодателю вменяется в обязанность следить за тем, соблюдает ли приглашенный им иностранный работник порядок пребывания в стране, соответствует ли его трудовая деятельность цели въезда. Также обязанность приглашающей стороны - производить постановку на учет новоприбывшего, организовывать ему аренду жилого помещения с последующим подписанием договора. Более того, если раньше работодатель должен был лишь содействовать выезду такого работника из страны (после истечения его контракта), то сейчас это его прямая обязанность. Так, например, работодатель должен проинформировать своего иностранного работника о том, что его виза истекает, не позднее 10 дней до ее окончания. А в случае потери паспорта последним или отсутствия денег на обратный билет всячески способствовать решению проблемы, с тем, чтобы иностранец покинул территорию РФ в положенные сроки. Нарушение этой обязанности грозит солидным штрафом до 500 тыс. рублей для организации и до 50 тыс. для директора. С 6 августа этого года вступил в действие так называемый закон о “зарплатном рабстве”, который гласит, что воспрепятствование реализации права работника на смену зарплатного банка карается административным штрафом. Для организаций - до 50 тыс. рублей, для директоров - до 20 тыс. С ноября текущего года устанавливается ответственность работодателей за нарушения труда и отдыха водителей. Причем штрафы грозят не только руководству (до 50 тыс. рублей), но и самим водителям (до 2, 5 тыс.). Более того наказание не ограничивается деньгами. 90 дней - именно на такой срок могут приостановить деятельность организации-нарушителя. Также штраф налагается на организацию в случае, если у транспортного сред-ва, выпущенного на маршрут, отсутствует тахограф (устройство для регистрации скорости, режима труда и отдыха). Ранее штрафовали только водителей и должностное лицо. Смягчение штрафных санкций Впрочем, не все так сурово, как кажется на первый взгляд. Еще в 2017 году система штрафных санкций была смягчена. Итогом такого смягчения стали, например, следующие моменты: - после первого нарушения, как правило, вручается лишь предупредительное предписание; - штраф налагается только при повторном нарушении. Штрафы, о которых знают не все... Cмотрите об этом материал, подготовленный Управляющим партнером компании "РосКо - Консалтинг и аудит" Алена Талаш. Читайте: https://сайт Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/ Twitter - https://twitter.com/RosCo_audit Instagram - https://www.instagram.com/rosco.

Трудовое право. За что штрафуют работодателей? 1 часть

За что штрафуют работодателей, какие курьезы были при проверках, как правильно общаться с инспектором, что может повлиять на решение об отмене или смягчении наказания. Об этом мы расскажем в нашем видео. Как говорится, был бы работодатель, а штрафы для него обязательно найдутся. И они находятся. Зачастую эта вина самого работодателя, который не всегда соблюдает положения трудового законодательства. Если составить условный рейтинг нарушений, то в “лидерах” окажутся: - заключение, изменение и прекращение труд. договора; - оплата труда (особенно при увольнении); - охрана труда; - режим труда и отдыха; - предоставление (или вернее непредоставление) предусмотренных законом гарантий и компенсаций; - труд. дисциплина и применение взысканий; - повышение квалификации; - нарушения при найме на работу иностранца или лица без гражд-ва; - нарушение закона о персональных данных. Мы привели здесь лишь самые “востребованные” по штрафам нарушения. Многие, особенно связанные с применением местных нормативных актов, остались за “бортом” этого видео. Большие штрафы грозят работодателю за непредоставление отпуска, зарплату ниже МРОТ, за нарушение сроков ее выплаты (до 50 тыс. рублей), за оформление гражданско-правового договора с физлицом вместо трудового (до 100 тыс. рублей). А в случаях связанных с нарушением требований охраны труда - до 150 тыс. рублей. Например, за необеспечения работников сред-вами индивид. защиты. Штраф за обработку персональных данных без согласия работника в письменной форме - до 75 тыс. рублей. Деньги придется платить и за серьезные нарушения, и за курьезы, вроде неправильной буквы в написании фамилии работника. Причем при повторном нарушении штраф увеличивается, в некоторых случаях до 2-х раз. По подсчетам специалистов, в среднем небольшая компания (до 100 человек) платит до 200 тыс. рублей штрафов в год. Львиная доля штрафов приходится именно за нарушение требований охраны труда. В частности, за непроведение медосмотров, допуске сотрудника к работе без обучения и т.д. Причем к таким нарушениям трудовые инспектора любят применять так называемую “тактику мультипликации”: штраф умножается на кол-во работников. За что штрафуют работодателей? 2 часть. ШТРАФЫ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ "Зима-Лето 2019" смотрите 14.10.2019 в 18.00 Cмотрите об этом материал, подготовленный Управляющим партнером компании "РосКо - Консалтинг и аудит" Алена Талаш. Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/ Twitter - https://twitter.com/RosCo_audit Instagram - https://www.instagram.com/rosco.

Неналоговые льготы для малого бизнеса

В настоящее время одной из наиболее приоритетных задач государства является содействие малому и среднему бизнесу. Помимо налоговых льгот, у малого бизнеса есть ряд послаблений, который, по мнению, Правительства РФ, должен способствовать росту прибыли компаний. В данном видео рассмотрим такие вопросы: 1. Для субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрены... 2. С 1 июля 2016 г. налоговая служба ведет реестр сведений о субъектах малого и среднего предпринимательства (ст. 4.1 Закона №209-ФЗ). И основанием для формирования записей в реестр будут являться сведения, которые имеются в базе ФНС РФ:... 3. Преференции в части закупок у малого бизнеса. 4. Льготная аренда. 5. Льготы в отношении установления лимита кассы. 6. "Надзорные каникулы" и.... Cмотрите об этом материал, подготовленный Управляющим партнером компании "РосКо - Консалтинг и аудит" Алена Талаш. Читайте:https://сайт/press/nenalogovye_lgoty_dlya_malogo_biznesa/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/ ВКонтакте - https://vk.com/roscoaudit Twitter - https://twitter.com/RosCo_audit Instagram - https://www.instagram.com/rosco.

Как показывает практика, сельхозпредприятия часто закупают продукцию у населения. Какими документами нужно оформлять ее приемку? Необходимо ли применять ККМ при выдаче денег? Мы ответили на поставленные вопросы, проанализировав нормы действующего законодательства и, конечно же, учитывая мнения чиновников.

Документальное оформление закупки...

Зависит от того, что именно сельхозпредприятие приобретает у частных лиц. Итак, обо всем по порядку.

ПОКУПАЕМ ЖИВОТНЫХ

Если у населения закупаются животные (кролики, птица и т. п.), такую операцию можно оформить актом на передачу (продажу) и закупку скота и птицы по договорам с гражданами (форма № 213-АПК) и приемо-расчетной ведомостью на животных, принятых от населения (форма № СП-40).

ПРИОБРЕТАЕМ ОВОЩИ, ЯЙЦА, ШЕРСТЬ

Закупая у населения овощи, плоды, яйца, шерсть (иные подобные продукты), сельхозпредприятию тоже следует составить приемо-расчетную ведомость. Однако унифицированной формы для этого документа нет.

Поэтому ее следует разработать самостоятельно. А за основу может быть принята приемо-расчетная ведомость на животных, принятых от населения (форма № СП-40). Основание – пункт 189 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях (далее – Методические рекомендации).

В этом документе нужно указать:
– дату приема продукции;
– фамилию, имя, отчество и место жительства сдатчика;
– количество принятой продукции;
– прочие реквизиты.

Приемо-расчетная ведомость составляется в двух экземплярах. Один передается сдатчику продукции, а второй остается в организации. Самостоятельно разработанную форму следует утвердить в своей учетной политике.

ПОКУПАЕМ МОЛОКО И МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ

Прием от населения молока производится с использованием соответствующего журнала учета (форма № СП-22). В этот документ вносят запись по каждой сдаче молока, которая подтверждается подписью сдатчика. Отметим, что в журнале необходимо указывать количество молока в пересчете на базисную жирность. Содержание жира определяют на основе анализа.

Уже исходя из количества молока в пересчете на базисную жирность и закупочной цены (действующей по месту приема молока) определяют сумму, причитающуюся сдатчику.

Одновременно с записью в приемо-расчетном журнале вносят данные в расчетную книжку на молоко, закупленное у населения. Ее предъявляют приемщику молока при каждой его сдаче. Это подтверждается подписью приемщика.

Помните, что записи в расчетной книжке о количестве принятого молока, проценте фактической жирности, количестве молока в пересчете на базисную жирность и расчет за принятое молоко должны соответствовать записям в приемо-расчетном журнале на молоко.

Такими же документами оформляют приемку от населения масла, брынзы и овечьего молока, для чего в них отводятся отдельные страницы.

Дополнительно напомним, что приемщики молока должны получать от органов ветеринарного надзора списки владельцев больных коров, от которых не разрешается прием молока. Таково требование пункта 190 Методических рекомендаций.

Расчет с населением за продукцию

Закупая продукцию, сельхозпредприятия со сдатчиками, как правило, рассчитываются наличными деньгами.

Напомним: организации, имеющие постоянную денежную выручку, вправе по согласованию с обслуживающим банком расходовать ее в том числе и на закупку сельскохозяйственной продукции. Такое право им дает пункт 7 Порядка ведения кассовых операций в РФ.

Причем в случае закупки сельхозпродукции у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, лимит расчетов наличными в размере 100 000 руб. по одному договору не применяется. То есть организация может купить у человека продукцию на сумму, превышающую лимит, и рассчитаться наличными из кассы.

Применять ККМ при закупке сельхозпродукции у населения не нужно. Ведь в данном случае организация не принимает, а выдает деньги. Продажи продукции (работ, услуг) физическому лицу не происходит.

Порядок исчисления налогов

При закупке продукции у населения есть нюансы и в налогообложении. И бухгалтеру сельхозпредприятия следует их учитывать.

ИСЧИСЛЕНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Для организаций, перепродающих сельхозпродукцию, закупленную у населения, предусмотрен особый порядок исчисления НДС. Налоговая база в этом случае определяется как разница между продажной и закупочной ценой. Основание – пункт 4 статьи 154 Налогового кодекса РФ. Причем налог с этой разницы считается по расчетной ставке – 18%/118% или 10%/110% (п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ).

Однако следует помнить, что при применении такого порядка необходимо выполнение определенных условий. Перечислим их.

Во-первых, закупка сельхозпродукции и продуктов ее переработки должна производиться у физлиц, не являющихся налогоплательщиками НДС.

Во-вторых, необходимо, чтобы закупаемые товары были включены в Перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (утвержден постановлением Правительства РФ от 16 мая 2001 г. № 383). Иначе налог придется считать с полной продажной стоимости продаваемой продукции. Подтверждение тому – письмо Минфина России от 26 января 2005 г. № 03-04-04/01.

В-третьих, покупаемая продукция не должна относиться к подакцизным товарам.

И наконец, в-четвертых, организация должна заниматься именно перепродажей приобретенной продукции. Если же она подвергается переработке и только после этого продается, указанный порядок расчета НДС применять нельзя. Такие разъяснения дали финансисты в письме Минфина России от 27 апреля 2002 г. № 04-03-11/17.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Организации, выплачивающие доходы физическим лицам, признаются налоговыми агентами. Поэтому они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ с произведенных выплат (ст. 226 Налогового кодекса РФ).

Однако в случае закупки у физических лиц сельхозпродукции следует помнить о льготах, которые предусмотрены статьей 217 Налогового кодекса РФ.

Так, в частности, налогообложению НДФЛ не подлежат:
– доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ, скота, кроликов, птицы (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде. Но только если представлен соответствующий документ, например, выданный садово-огородным товариществом. Он служит подтверждением того, что продаваемая продукция произведена налогоплательщиком на принадлежащем ему земельном участке;
– доходы, получаемые от реализации заготовленных физическими лицами дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;
– доходы от реализации пушнины, мяса диких животных и иной продукции, получаемой физическими лицами при осуществлении любительской и спортивной охоты.

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

При выплате населению денежных средств за приобретенные товары ЕСН исчислять не нужно. Ведь объект налогообложения по этому налогу – выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг. Основание – пункт 1 статьи 236 Налогового кодекса РФ. При этом к объекту налогообложения ЕСН не относятся выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество.

В рассматриваемом случае происходит именно реализация продукции, а суммы выплачиваются в рамках гражданско-правовых отношений.

А если население сдает сельхозпредприятию лесные грибы и ягоды? Согласно статье 11 Лесного кодекса РФ, граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов. В этом случае физлицо становится собственником, например, собранных грибов. А значит, при их продаже происходит переход права собственности.

Поэтому объекта налогообложения ЕСН и в данной ситуации не возникает. При этом сельхозпредприятию не нужно платить и взносы на обязательное пенсионное страхование. Ведь объект обложения страховыми взносами и объект налогообложения по ЕСН совпадают. Основание – пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Отражаем закупку в бухгалтерском учете

При закупке продукции у населения ее следует оприходовать. При этом порядок учета зависит от способа проведения закупок.

Так, например, они могут производиться подотчетным лицом. То есть сельхозпредприятие может направить своего работника в населенный пункт, выдав ему соответствующую сумму денег, чтобы он закупил необходимую продукцию у населения. В этом случае расчеты с физлицами и оприходование закупленной у них продукции отражаются в учете с использованием счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Кроме того, для учета расчетов с населением можно использовать счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», открыв к нему соответствующий субсчет. Этот вариант наиболее целесообразен, если физические лица приносят продукцию непосредственно на предприятие и расчеты с ними производятся через его кассу.

Если же продукция закупается организацией у своих же работников, для расчетов с ними лучше использовать счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

Порядок оприходования продукции зависит и от того, как ее предполагается использовать в дальнейшем. Так, если она представляет собой товар, который будет перепродаваться, активы следует принять на счет 41 «Товары». Если же из этих ценностей будет изготовлена другая продукция (то есть они приобретены в качестве сырья), их приходуют как материальные запасы, то есть используют счет 10 «Материалы». А когда у населения приобретают животных, их приходуют в дебет счета 11 «Животные на выращивании и откорме» или 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Отметим, что в соответствии с учетной политикой для учета товаров, материалов и животных на выращивании и откорме организация может применять счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», хотя это не является обязательным.

ПРИМЕР

ООО «Агро» работает на общей системе налогообложения. Оно закупило у Ивановой А.М. десять кроликов, выращенных ею в личном подсобном хозяйстве. Закупочная стоимость кроликов составила 1500 руб. (по 150 руб. за кролика). Пять кроликов были в том же месяце перепроданы за 900 руб. (по 180 руб. за кролика). Остальные пять были забиты на мясо, которое было продано за 1100 руб. (для упрощения восприятия примера предположим, что дополнительные расходы по изготовлению мяса кроликов составили 100 руб.).

Бухгалтер ООО «Агро» сделал следующие записи:

ДЕБЕТ 11 КРЕДИТ 76

– 1500 руб. – закуплено 10 кроликов у Ивановой А.М.;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 50

– 1500 руб. – выплачено Ивановой А.М. (без удержания НДФЛ);

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90

– 900 руб. – отражена выручка от продажи пяти кроликов;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 11

– 750 руб. (150 руб. * 5 шт.) – списаны проданные кролики;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68

– 13,64 руб. ((900 руб. – 750 руб.) * 10% : 110%) – начислен НДС по операции по перепродаже кроликов;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 11

– 750 руб. – списаны кролики на мясо;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 (70, 69)

– 100 руб. – отражены расходы на забой кроликов на мясо;

ДЕБЕТ 43 КРЕДИТ 20

– 850 руб. (750 + 100) – оприходована готовая продукция (мясо кроликов);

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90

– 1100 руб. – отражена выручка от продажи кроличьего мяса;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 43

– 850 руб. – списано проданное кроличье мясо;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68

– 100 руб. (1100 руб. * 10% : 110%) – начислен НДС по операции по продаже кроличьего мяса.

Все статьи Нюансы закупки продукции (орехов, грибов, продукции животноводства, растениеводства) у населения (Субботина С.А.)

Предприятие для производственных целей закупает у физлиц продукцию. Является ли оно налоговым агентом по НДФЛ в данном случае? При каких условиях объекта обложения НДФЛ не возникает? Как оформить сделку по закупу продукции у физлица, не являющегося предпринимателем?

На основании п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата НДФЛ в соответствии с данной статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются согласно ст. ст. 214.3 — 214.6, 226.1, 227, 227.1 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.
В силу пп. 2 п. 1, п. 2 ст. 228 НК РФ физические лица, получившие доход от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, самостоятельно исчисляют и уплачивают в бюджет НДФЛ (за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 НК РФ, когда названные доходы не подлежат налогообложению). Получается, что компания, выплачивающая физическому лицу доход в виде стоимости проданного им имущества, не является налоговым агентом в отношении такого дохода физлица.

Исходя из ст. ст. 128, 130 ГК РФ продукция растениеводства, животноводства, пищевые лесные ресурсы (плоды, ягоды, грибы и др.), мясо диких животных относятся к движимым вещам (имуществу). Вопрос с принадлежностью права собственности на них решается следующим образом. В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» продукция животноводства и растениеводства, выращиваемая гражданами, представляет собой имущество, принадлежащее им на праве собственности. На основании п. 1 ст. 20 Лесного кодекса граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном ст. 25 Лесного кодекса, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы согласно гражданскому законодательству. В силу п. 1 ст. 11, п. 2 ст. 34 Лесного кодекса к пищевым лесным ресурсам относятся дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и другие пригодные для употребления в пищу лесные ресурсы. В ст. 221 ГК РФ говорится, что в случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или согласно местному обычаю на определенной территории допускаются сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биологических ресурсов, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу.
Из вышеизложенного следует, что если физлицо реализует организации выращенную им продукцию, собранные в лесу орехи, грибы, ягоды, то оно реализует имущество, принадлежащее ему на праве собственности. В свою очередь, это означает, что по данным операциям организация не является налоговым агентом (ст. 24, п. 2 ст. 226, пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ), то есть у организации отсутствуют обязанности по исчислению, удержанию и уплате НДФЛ (Письма Минфина России от 27.02.2013 N 03-04-06/5607, от 11.04.2012 N 03-04-05/3-484).
Вместе с тем организации могут проинформировать граждан, у которых они закупают вышеперечисленную продукцию, о том, что освобождаются от обложения НДФЛ:
1) доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ, продукции животноводства (как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде), продукции растениеводства (как в натуральном, так и в переработанном виде) (п.

13 ст. 217 НК РФ).
Указанные доходы освобождаются от налогообложения при одновременном соблюдении следующих условий:
— если общая площадь земельного участка (участков), который (которые) находится (одновременно находятся) на праве собственности и (или) ином праве физических лиц, не превышает максимального размера, установленного согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;
— если ведение налогоплательщиком личного подсобного хозяйства на названных участках осуществляется без привлечения в соответствии с трудовым законодательством наемных работников.

Для освобождения от налогообложения поименованных доходов налогоплательщик представляет документ, выданный соответствующим органом местного самоуправления, правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, подтверждающий, что продаваемая продукция произведена налогоплательщиком на принадлежащем (принадлежащих) ему или членам его семьи земельном участке (участках), используемом (используемых) для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества, с указанием сведений о размере общей площади земельного участка (участков).
При несоблюдении условий, установленных п. 13 ст. 217 НК РФ, полученные доходы подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке (Письмо Минфина России от 18.02.2013 N 03-04-05/6-111);
2) доходы, получаемые от реализации заготовленных физическими лицами дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), недревесных лесных ресурсов для собственных нужд (п. 15 ст. 217 НК РФ);
3) доходы от реализации пушнины, мяса диких животных и иной продукции, получаемой физическими лицами при осуществлении любительской и спортивной охоты (п. 17 ст. 217 НК РФ).

Согласно п. 11 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» любительской и спортивной признается охота, осуществляемая физлицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях. Данные виды охоты могут осуществляться как в закрепленных охотничьих угодьях при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного охотнику, так и в общедоступных охотничьих угодьях при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Следовательно, доходы, получаемые физлицами от реализации мяса диких животных и иной продукции, получаемой при охоте, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 17 ст. 217 НК РФ при соблюдении условий, установленных п. 11 ст. 1 Федерального закона N 209-ФЗ. Об этом говорится в Письме Минфина России от 04.08.2014 N 03-04-06/38361.
Особо подчеркнем: даже если физлицом не соблюдены условия освобождения от уплаты НДФЛ п. п. 13, 17 ст. 217 НК РФ, на организацию, которая закупает у него продукцию, обозначенный факт никак не влияет: главное, что физлицо реализовало продукцию, принадлежащую ему на праве собственности, а значит, все обязанности, связанные с исчислением и уплатой НДФЛ, лежат на нем самом.
Как предприятию оформить договор на приобретение продукции у физлиц? Внимание этому вопросу уделено в Письме Минфина России N 03-04-06/38361. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц с гражданами должны совершаться в простой письменной форме. При закупке у граждан пушнины, мяса диких животных и иной продукции организация вправе заключить договор купли-продажи, общие положения которого прописаны в ст. ст. 454 — 491 ГК РФ. Минфин считает, что организация может сделать выбор между двумя вариантами.
Вариант 1: составлять с физлицами договоры купли-продажи в простой письменной форме в зависимости от объема, условий и специфики закупок.
Вариант 2: использовать в учете уже готовые разработанные унифицированные формы первичной документации, а именно закупочный акт, в котором помимо наименования закупаемой продукции, количества, единицы измерения, цены и суммы товара, места закупки должны быть указаны должность и фамилия лица — представителя организации, а также сведения о продавце (паспортные данные и адрес места жительства физического лица).

Организация не является налоговым агентом по операциям приобретения у физлиц любой продукции, принадлежащей им на праве собственности (например, выращенной ими в их личных подсобных хозяйствах, собранной в лесу, полученной при осуществлении охоты), вне зависимости от того, выполнены ли физлицом условия для его освобождения от уплаты НДФЛ.

Оформить сделку по приобретению продукции у физлица можно либо отдельным договором купли-продажи, либо закупочным актом.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КМ (Правительства) КБР от 27.09.1997 N 349
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК СКОТА У НАСЕЛЕНИЯ"
(вместе с "ПРАВИЛАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ, ВЫРАЩЕННЫХ В ЛИЧНЫХ ПРИУСАДЕБНЫХ И КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВАХ")

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ (ПРАВИТЕЛЬСТВО)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК СКОТА У НАСЕЛЕНИЯ

В целях организации централизованных закупок скота, выращенного в личных приусадебных и крестьянских (фермерских) хозяйствах, а также более полной загрузки производственных мощностей АО «Каббалкмясо» Кабинет Министров (Правительство) Кабардино-Балкарской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила организации закупок сельскохозяйственных животных, выращенных в личных приусадебных и крестьянских (фермерских) хозяйствах (приложение N 1).

2. Коллективным сельхозпредприятиям организовать постоянную закупку сельскохозяйственных животных, выращенных в личных приусадебных и крестьянских (фермерских) хозяйствах, на условиях и в порядке, предусмотренном Правилами.

3. Министерству финансов КБР (Шеожев Х.В.) выступить гарантом от имени Кабинета Министров (Правительства) КБР на получение АО «Каббалкмясо» в октябре 1997 г. кредита в размере 6,0 млрд. рублей на поэтапной возвратной основе сроком на 1 год для организации закупок сельскохозяйственных животных, выращенных в личных приусадебных, крестьянских (фермерских) хозяйствах.

4. АО «Каббалкмясо» (Эльгаров З.Х.) рассмотреть на собрании акционеров вопрос о реструктуризации задолженности по платежам в бюджет и внести предложение для принятия решений на заседании Правительственной оперативной комиссии.

5. Разрешить АО «Каббалкмясо» открыть в Кабардино-Балкарском региональном филиале Агропромбанка спецсчет для зачисления выручки от реализации купленной у населения и переработанной продукции с целью дальнейшего использования данных денежных средств исключительно на закупку сельскохозяйственных животных, выращенных в личных приусадебных и крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Вы точно человек?

Возложить на Министерство финансов КБР (Шеожев Х.В.), Министерство сельского хозяйства и продовольствия КБР (Бердов Х.А.) контроль за эффективным и целевым использованием выделенного кредита и поэтапным его погашением до октября 1998 г. в соответствии с представленными документами о закупке сельскохозяйственных животных и закладке мяса на хранение.

7. Главам администраций населенных пунктов республики организовать работу по ежемесячному сбору и предоставлению заявок в АО «Каббалкмясо» для своевременного вывоза скота с личных приусадебных и крестьянских (фермерских) хозяйств, подлежащего сдаче на промпереработку.

8. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Министерство сельского хозяйства и продовольствия КБР (Бердова Х.А.).

Премьер — министр

(Председатель Правительства)

Кабардино-Балкарской Республики

Х.ЧЕЧЕНОВ

Приложение N 1

Утверждены

Постановлением

Кабинета Министров (Правительства)

Кабардино-Балкарской Республики

ПРАВИЛА

ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ,

ВЫРАЩЕННЫХ В ЛИЧНЫХ ПРИУСАДЕБНЫХ И КРЕСТЬЯНСКИХ

(ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВАХ

1. Закупка сельскохозяйственных животных, выращенных в личных приусадебных и крестьянских (фермерских) хозяйствах (в дальнейшем — закупки скота) проводятся по договорным ценам.

2. АО «Каббалкмясо», предприятия всех форм собственности республики производят закупку скота в живом весе через штатных и внештатных заготовителей непосредственно на месте и в населенных пунктах.

3. Закупка забитого скота производится АО «Каббалкмясо» как в населенных пунктах, так и при его доставке на мясокомбинат.

4. Закупки скота производятся на основе договоров, согласования цен в зависимости от возраста, живого веса и упитанности.

5. Закупленные предприятиями всех форм собственности республики у населения сельскохозяйственные животные засчитываются им в объемы закупок мяса.

6. Закупки сельскохозяйственных животных производятся с соблюдением соответствующих зооветеринарных правил.

7. Закупки сельскохозяйственных животных АО «Каббалкмясо» оформляются приемной квитанцией установленной формы с обязательным заполнением всех реквизитов.

8. Оплата договорной стоимости сельскохозяйственных животных сдатчикам производится АО «Каббалкмясо» не позднее 3-х суток после приема — сдачи продукции.

9. Коллективные сельхозпредприятия республики на договорной основе за закупленные сельскохозяйственные животные у населения производят расчеты как наличными деньгами, так и грубыми, сочными кормами, фуражным зерном с оформлением соответствующих документов зооветеринарного и бухгалтерского учетов.

10. При закупках сельскохозяйственных животных, выращенных в личных приусадебных и крестьянских (фермерских) хозяйств оформляются следующие документы:

— договор — акт закупки сельскохозяйственного животного с указанием вида, возраста, живого веса, упитанности, цены за 1 кг живого веса, суммы к выплате, паспортных данных владельца животного, подписей заготовителя, сдатчика и руководителя предприятия;

— справка местной администрации населенного пункта о принадлежности сдаваемого животного данному гражданину на правах собственности;

ветеринарное свидетельство о благополучии животного по остро инфекционным заболеваниям.

На главную

Закупка сельхозпродукции у граждан: как оформить и отразить в учете

Постановление Главы города Челябинска от 17.07.1997 N 929-п "Об организации заготовок сельхозпродукции у населения"

Текст документа по состоянию на июль 2016 года

Документ утратил силу

В целях более полного заполнения рынка местной продукцией и учитывая наличие значительных ресурсов продовольствия у населения,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Главам районных администраций:

1.1. Обеспечить владельцам приусадебных и садовых участков, личных подсобных хозяйств беспрепятственную торговлю излишками сельскохозяйственной продукции (картофель, овощи, зелень, ягоды), выращенной своими силами, на колхозных и мини — рынках города.

1.2. Совместно с директорами колхозных и мини — рынков осуществлять постоянный контроль за обеспечением владельцев приусадебных и садовых участков, личных подсобных хозяйств весовым и санитарным оборудованием на приоритетных началах.

2. Мясоперерабатывающим предприятиям и цехам всех форм собственности, колхозным рынкам вести постоянный учет за закупом мяса у населения. Информацию о количестве закупленного мяса представлять ежемесячно в отдел перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства Управления по торговле и услугам Администрации города.

3. Гормолкомбинату (Сухов В.М.) для дальнейшей переработки обеспечить беспрепятственный прием молока от сельхозпредприятий и частных лиц.

4. Просить Челябинскую государственную станцию по борьбе с болезнями животных (Журавлев В.И.) обеспечить строгий контроль за качеством мяса и молока, поступающими от населения для продажи и переработки.

5. Просить облпотребсоюз (Ашкинадзе В.И.) совместно с комитетом по управлению имуществом г. Челябинска (Гришмановский В.В.) рассмотреть вопрос о создании в г. Челябинске сети магазинов, снабжаемых райзаготконторами и заготовителями для торговли продуктами сельского хозяйства, а также мясом, мясопродуктами и другими продуктами питания, производимыми предприятиями потребкооперации.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы города М.Г. Нуждина и глав районных администраций.

Глава города Челябинска В.М.ТАРАСОВ

15.08.2011

В летне-осенний период у ретейлеров продуктов питания появляются серьезные конкуренты - частники, продающие взрощенные собственными силами и переработанные овощи, фрукты и подобную продукцию. Сотрудничать с такими продавцами довольно выгодно, особенно небольшим розничным торговцам. Но из-за сложностей оформления купли-продажи такими сделками либо приберегают, либо пытаются провести их мимо кассы. Тем не менее закупаться у населения не настолько обременительно, как это может показаться на первый взгляд. О том, как приобретать продукты у частников, не нарушив закон и не совершив ошибок в учете и пойдет речь.

Покупка товаров у физических лиц осуществляется по тем же правилам, которые применяются в отношении юридических лиц. Для этого нужно заключить договор купли-продажи в письменной форме. Помимо своей основной функции (гарантия обеспечения обязательств сторонами) договор является довольно важным документом для учета — подтверждением расходов на покупку продукции у частников.

Его оформление мало чем отличается от контракта купли-продажи, заключаемого с юрлицом. Разве что в качестве реквизитов продавца указываются фамилия, имя, отчество физического лица, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства, ИНН (если таковой имеется), данные банковского счета (в случае безналичного расчета).

Помимо подтверждения существования сделки, в результате которой происходит расходование средств, необходимо доказать факт передачи товаров физлицами. В частности для того организации необходимо составить закупочный акт.

Есть несколько способом создания того документа. Во-первых, можно воспользоваться уже разработанным шаблоном, оформив акт по форме № ОП-5. Образец унифицированной формы утвержден постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132. Пример оформления закупочного акта по форме № ОП-5 приведен ниже.

Оформление закупочного акта

Осуществляя покупку товаров у физического лица необходимо оформить договор купли-продажи и закупочный акт

Во-вторых, можно проявить инициативу и разработать форму закупочного акта. При этом необходимо помнить, что документ должен содержать все необходимые реквизиты поименованные в пункте 2 статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ:

  • наименование;
  • дату составления;
  • название организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

В любом случае, какая бы форма не легла в основу при составлении закупочного акта, тот документ потребуется составить в двух экземплярах. Один остается у продавца, второй передается частнику. Оба акта должны быть подписаны сотрудником, закупившим продукты, и продавцом.

Пожалуй наиболее важной проблемой при приобретении продукции у населения является подтверждение факта осуществления расчетов, ведь ни товарных, ни кассовых чеков, ни любой другой документации от такого продавца не получить. Организация может решить ту проблему самостоятельно. А вот именно, зависит от способа оплаты.

Способы оплаты

Оплатить купленные товары можно двумя способами: наличным и безналичным. То, какой вариант удобнее, решать самой организации.

Наиболее распространенным случаем является покупка через подотчетное лицо, которым может стать практически любой сотрудник компании. Для этого приказом руководителя назначается материально ответственное лицо, с которым заключается договор о полной материальной ответственности (п. 7 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утв. письмом Комитета Российской Федерации по торговле от 10 июля 1996 г. № 1 -794/32-5). Причем такой договор необходим организации не только для исполнения установленных правил, а в первую очередь для защиты своих собственных интересов. В частности потому, что на его основании можно взыскать сумму недостачи с сотрудника.

Ответственному лицу из кассы организации на основании расходного кассового ордера (форма КО-2, утв. постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88) выплачивается определенная сумма денег. Учтите, что выдача наличных под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу (п. 11 Порядка ведения кассовый операций в РФ, утв. решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 № 40), что сокращает список работников, которые могут стать матлицами при совершении сделок с населением по закупке у них продукции.

После совершения покупки подотчетное лицо предоставляет в бухгалтерию авансовый отчет, с приложением закупочного акта и копии накладной о сдаче продукции. В случае остатка наличных денежных средств оформляется приходный кассовый ордер, унифицированной формы КО-1 (утв.Постановлением Госкомстата России от 18 авгутса 1998 г. № 88), который подтверждает поступление денег в кассу организации.

Еще одним возможным способом оплаты приобретенных товаров может быть выдача денежных средств продавцу из кассы организации, на основании расходного кассового ордера.

Однако оплату товаров можно произвести и безналичным путем. При способе перечисления денежных средств на расчетный счет, в договоре купли-продажи нужно сделать ссылку с указанием на это, а также написать банковские реквизиты физического лица.

В принципе, подтверждением факта оплаты может стать и закупочный акт. Но сразу отметим, что подобное документальное доказательство осуществления расходов может вызвать недовольство налоговиков. Потому, прибегать к такому способу подтверждения рассчетов можно разве что в крайнем случае. Если же иного выхода у организации нет (других платежных документов не оказалось), следует принять на вооружение примеры арбитражной практики. Например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 мая 2007 г. по делу N А26-7308/2006-21. В ходе данного разбирательства судьи признали в качестве подтверждения не просто закупочный акт, а такой акт, кторый по мнению налоговой инстанции был неверно заполнен.

Бухгалтерский учет

Товары, приобретенные у физических лиц, принимаются к учету по фактической себестоимости, равной сумме понесенных затрат на их покупку (п. 5 и п. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н).

В июле 2011 года ООО «Орион» приобрело у Миронова А.И. 200 кг. огурцов по цене 35 рублей за килограмм. Рассчитывалась с ним организация наличными. В этом же месяце она их продала по цене 52 рубля за килограмм.

Бухгалтеру организации следует сделать следующие проводки:

Дебет 41 Кредит 76 (71)

7 000 руб. (200 x 35руб.) - приобретен товар у физического лица;

Дебет 76 (71) Кредит 50

7 000 руб. - товар оплачен продавцу;

Дебет 62 Кредит 90-1

10 400 руб. (200x 52 руб.) - отражена выручка от реализации банок;

Дебет 90-2 Кредит 41

7 000 руб. - списана фактическая себестоимость товара;

Дебет 90-3 Кредит 68

309 руб. 09 коп. ((10 400-7 000) x 10 / 110) - начислен НДС.

Как быть с НДС?

Со «входным» НДС дело обстоит довольно просто. Физические лица, которые реализуют продукцию и не являются индивидуальными предпринимателями, не уплачивают НДС в бюджет (ст. 143 НК РФ). Таким образом, им при продаже хозяйствующим субъектам материальных ценностей им не нужно выставлять счета-фактуры. Следовательно у организации отсутствуют суммы «входного» налога, которые она могла бы принять к вычету.

Что касается НДС к уплате, который организация будет исчислять при реализации купленной у населения продукции, здесь нужно учесть следующее.

В общем случае как база, так и сам налог на добавленную стоимость будет рассчитываться в общеустановленном порядке. В соответствии с пунктом 1 статьи 154 НК РФ налоговая база по НДС при реализации товаров определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки, с учетом акцизов (по подакцизным товарам) и без включения в них НДС.

Ситуация меняется, если речь идет о продаже продукции, поименованной в Перечне сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 мая 2001 г. № 383 (далее- Перечень). Расчет налоговой базы и суммы НДС в данном случае производится по особым правилам, установленным пунктом 4 статьи 154 Налогового кодекса.

Налоговая база в подобных случаях определяется как разница между ценой, которая сложилась на рынке по этой продукции с учетом налога и ценой ее приобретения. В свою очередь сумма налога производится по расчетной ставке 18/118 или 10/110.

Особые правила

При реализации сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, налоговая база по НДС определяется как разница между рыночной ценой с учетом налога и ценой приобретения такой продукции

ЗАО «Восток» приобрело у Ивановой Т.Г. 90 кг. картофеля. Физическое лицо не является индивидуальным предпринимателем. Закупочной цена составила 35 рублей за 1 кг. Затем картофель был продан другой организации по 75 рублей за 1 кг.

Картофель указан в Перечне, поэтому налоговая база по НДС при его реализации определяется с учетом положений пункта 4 статьи 154 НК РФ. Согласно пункту 2 статьи 164 НК РФ облагается по ставке 10 %. Таким образом уплачиваемый налог в бюджет составит 327 рублей 27 копеек ((90 x 75 руб.) - (90 x 35 руб.) x 10 /110).

Учтите, что пункт 4 статьи 154 НК РФ срабатывает только в том случае, если организация перепродает закупленные у населения сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки. Если же продукция перерабатывается самой организацией уже после приобретения у частников, и только затем реализуется, расчет НДС придется производить в общеустановленном порядке. Данный вывод подтверждает и судебная практика, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 июня 2009 г. № Ф04-2975/2009(6522-А03-42). В ходе проверки инспекторы выяснили, что ИП закупал сельскохозяйственную продукцию (мясо) у физических лиц, не являющихся хозяйствующими субъектами и, соответственно, плательщиками НДС, перерабатывал ее и изготавливал мясные деликатесы и полуфабрикаты, а затем реализовал их. Продажа таких товаров, по мнению судей подлежит обложению НДС в соответствии с нормами пункта 1 статьи 154 НК РФ. Применять в данном случае пункт 4 данной статьи будет неправомерно, так как он предусматривает реализацию самой сельскохозяйственной продукции, купленной у физических лиц.

НДФЛ и взносы

Как правило, производя выплаты физическим лицам (если речь не идет об оплате по сделкам с предпринимателями) организации исчисляют, удерживаю и перечисляют в бюджет НДФЛ, то есть выступают в роли налоговых агентов. Такие обязательства, например, возникают при выплате заработной платы, выплате дивидендов и в прочих случаях.

Однако перечисляя средства населению в качестве оплаты за приобретенную у них продукцию подобных обязательств не возникает (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Кстати, «подоходный» налог не нужно будет уплачивать и самим продавцам. Дело в том, что пунктом 13 статьи 217 НК РФ освобождаются от налогообложения доходы от продажи продукции, выращенной физическим лицом в личном подсобном хозяйстве. Речь идет о скоте, кроликах, нутрии, птице, диких животных и птице (как в живом виде, так и продукты их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде и прочее.

Нет необходимости у организаций и пополнять внебюджетные фонды. Ведь выплаты частникам производятся в рамках договора купли-продажи, вознаграждение по которым не считается объектом обложения взносами на обязательные виды обязательного, медицинского и пенсионного страхования.

Ю.Л. Терновка, эксперт журнала «НА»



Статьи по теме: