Детское чтение для сердца и разума pdf. Детское чтение для сердца и разума

Журнал «Детское чтение для сердца и разума» имеет давнюю историю. Это первый в России журнал для детей. В нём публиковались поучительные истории и рассказы, призванные воспитывать в детях стремление к познанию окружающего мира, развитию правдивости, честности, искренности, чуткости и уважения к другим людям.

Инициатором создания журнала был журналист, писатель и издатель Николай Иванович Новиков. Он считал, что одним из главных «неудобств в воспитании детей» является отсутствие в России детских книг.

Журнал «Детское чтение для сердца и разума» издавался с 1785 по 1789 годы как еженедельное бесплатное приложение к газете «Московские ведомости». Номера за квартал объединялись в книжки. За пять лет вышло 20 таких книг. Журнал пользовался большой популярностью, сохраняя интерес читателей на протяжении нескольких десятилетий. Впоследствии журнал дважды переиздавали в 1799-1804 и 1819 годах.

Редактором «Детского чтения» был Александр Андреевич Петров. Одной из центральных фигур в журнале был русский педагог и публицист А. А. Прокопович-Антонский. Большую часть публикаций занимали переводы историка и литератора Н. М. Карамзина, а также и других видных литераторов того времени В. С. Подшивалова, Н. Н. Сандунова.

Потом более 200 лет журнал не издавался.

В 1997 у журнала «Детское чтение для сердца и разума» началась новая жизнь. Издательская фирма «УНИСЕРВ» начала выпуск журнала для детей младшего школьного возраста. В нём публикуются сказки, стихи, веселые истории, поучительные рассказы, в которых в доступной для детей, яркой и запоминающейся форме рассказывается об окружающем мире. Цель, которую мы ставим перед собой - привить детям любовь к чтению, помочь сформироваться их художественному вкусу, научить их думать и правильно выражать свои мысли.

первый русский журнал для детей, издававшийся в 1785-89 гг. Н. И. Новиковым при "Моск. Ведом." еженедельным приложением. Д. Чтение составлялось А. А. Петровым и Н. М. Карамзиным. Первые два года издания представляют замечательную для того времени попытку дать детям осмысленное и полезное чтение; затем журнал обратился просто в сборник переводных сентиментальных повестей.

  • - Строение сердца: Внешнее строение сердца Внутреннее строение сердца Работа сердца Функция сердца Работа клапанов сердца Ишемическая болезнь сердца, кровоснабжение сердца Проводящая система...

    Атлас анатомии человека

  • - Перикард удален, аорта и другие сосуды отрезаны. аорта; стрелка показывает место поперечного синуса перикарда; правое ушко сердца; верхняя полая вена; правое предсердие; правые легочные вены; нижняя полая вена...

    Атлас анатомии человека

  • - - До 5 лет у детей ещё не сформировано представление о собственности, и в этом возрасте присвоение ими чужого не является собственно В. Маленькому ребёнку трудно справиться с желанием взять привлекательный для...

    Педагогический терминологический словарь

  • - ежемесячный иллюстрированный журнал с приложением "Педагогического листка", издававшийся в СПб.; в 1894 г. переведен в Москву. Изд-ца Е. Н. Тихомирова. Ред. Д. И. Тихомиров...
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Несмотря на более чем вековое существование Д. литературы, по вопросу о задачах Д. чтения и литературы существуют самые разнообразные мнения...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - журнал для детей от 12-ти до 15-ти лет, издавался Г. Головачевым в Москве в 1865 г....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ежемесячный иллюстрированный журнал, выходит в СПб. с 1869 г. и издавался сначала "Русской книжной торговлей", с 1877 г. - В. П. Бородиным; с 1887 г. - С. Ф. Яздовским, с 1891 г. - Я. В. Борисовым...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ежемесячный иллюстрированный журнал с приложением "Педагогического листка", издававшийся в СПб.; в 1894 г. переведен в Москву. Издательница Е. Н. Тихомирова. Редактор Д. И. Тихомиров...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - выходит в СПб. с 1869 г. и издавался сначала "Русской книжной торговлей", с 1877 г. - В. П. Бородиным; с 1887 г. - С. Ф. Яздовским, с 1891 г. - Я. В. Борисовым...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - от 12-ти до 15-ти лет, изд. Г. Головачовым в Москве в 1865 г....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - выходил в СПб. в 1813 г.; в 1815 г. вышел 2-м изданием...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - или Вечера доброго отца семейства - журнал, издававшийся С. Н. Глинкой с 1818 г., сначала при "Русском Вестнике", а потом отдельно, в Москве, с 1821 по 1824 г. Под тем же заглавием издавал ежемесячный журнал в СПб., в 1838...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - периодическое издание, выходившее в Москве в 1791-1793 гг. приложением при "Московских Ведомостях". Издателем его был Окороков, редактором В. С. Подшивалов...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - См....

    Словарь синонимов

"Детское Чтение для сердца и разума" в книгах

Глава четвертая Содружество сердца и разума

Из книги Боттичелли автора Зарницкий Станислав Васильевич

Глава четвертая Содружество сердца и разума Обстановка во Флоренции тем временем складывалась так, что «Юдифь» Боттичелли действительно могла быть воспринята как призыв к борьбе против тирана. Лоренцо последовательно и беззастенчиво укреплял свою власть, практически

«Детское чтение»

Из книги автора

Паскаль - доводы разума и доводы сердца

Из книги История философии автора Скирбекк Гуннар

Паскаль - доводы разума и доводы сердца Уже в возрасте 16 лет Блез Паскаль (Blaise Pascal, 1623–1662) написал работу по геометрии, которая сделала его знаменитым. Однако после драматических личных событий он рано посвятил себя вопросам христианской веры и теологии. Паскаль

Второе чтение, или чтение в воскресенье Jubilate о новейших «поэтастах»

Из книги Приготовительная школа эстетики автора Рихтер Жан-Поль

Антиномии чистого разума раздел третий Об интересе разума в этом его противоречии

Из книги Критика чистого разума автора Кант Иммануил

Антиномии чистого разума раздел третий Об интересе разума в этом его противоречии Мы видели здесь всю диалектическую игру космологических идей, которые не допускают, чтобы им был дан соответствующий предмет в каком-нибудь возможном опыте; более того, они даже не

«Детское чтение»

Из книги автора

«Детское чтение» В девяностых годах минувшего века собирались аккуратно литераторы, принимавшие участие в журнале «Детское чтение», у его издателя Дмитрия Ивановича Тихомирова в собственном его доме на Большой Молчановке.Это были скучнейшие, но всегда многолюдные

Рана сердца, а не разума

Из книги Опять вопросы вождям автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

Рана сердца, а не разума Пока что лидеров оппозиции можно даже заподозрить в желании дождаться упрощения ситуации: бедствия приведут людей в отчаяние, создадут "революционную ситуацию", и люди взовут к организованной оппозиции: "веди нас в бой!". И голову ломать не

3. Аускультация сердца. Тоны сердца. Механизм образования тонов сердца (I, II, III, IV). Факторы, определяющие силу тонов сердца

автора Яковлева А Ю

3. Аускультация сердца. Тоны сердца. Механизм образования тонов сердца (I, II, III, IV). Факторы, определяющие силу тонов сердца Это очень важный метод диагностики заболеваний сердца. Особенно важны знания аускультативной картины для выявления врожденных и приобретенных

5. Тоны сердца (характеристика I, II тонов, места их выслушивания). Правила аускультации. Проекция клапанов сердца на грудную стенку. Точки выслушивания клапанов сердца

Из книги Пропедевтика внутренних болезней: конспект лекций автора Яковлева А Ю

5. Тоны сердца (характеристика I, II тонов, места их выслушивания). Правила аускультации. Проекция клапанов сердца на грудную стенку. Точки выслушивания клапанов сердца Тоны выслушиваются соответственно проекции клапанов, участвующих в их образовании. Так, митральный

Глава 4. Согласуем работу разума и сердца: воспрепятствуем интеллектуализации

Из книги Защитники сердца [Управление привычками и установками, которые мешают стать богатым и получать удовольствие от жизни] автора Каган Мэрилин

Глава 4. Согласуем работу разума и сердца: воспрепятствуем интеллектуализации Интеллектуализация: использование слов, определений и/или теорий для оправдания своих эмоции, связанных с мучительными, доставляющими неудобство событиями либо мыслями. Из энциклопедии

Слушаться разума или сердца?

Из книги Психология мотивации [Как глубинные установки влияют на наши желания и поступки] автора Хэлворсон Хайди Грант

Слушаться разума или сердца? На HGTV есть программа, которая называется «Охотники за домами». В каждой передаче семейная пара ищет дом и из трех вариантов выбирает тот, что ей больше всего нравится. (В другой версии под названием «Международные охотники за домами» мы

Из книги Статьи автора Лесков Николай Семенович

<УВЛЕЧЕНИЯ СЕРДЦА И ГОЛОС РАЗУМА> Из писем, которыми время от времени удостоивают нас некоторые из деревенских подписчиков “Северной пчелы”, мы могли заметить, что помещики начинают становиться в разлад с некоторыми из представителей местных мировых учреждений. Не

Анастасия Гачева, Светлана Семёнова ХИМЕРЫ РАЗУМА ИЛИ ИСТИНА СЕРДЦА?

Из книги Газета День Литературы # 134 (2007 10) автора День Литературы Газета

Анастасия Гачева, Светлана Семёнова ХИМЕРЫ РАЗУМА ИЛИ ИСТИНА СЕРДЦА? О романе Александра Потёмкина "Человек отменяется" Существует два типа художника. Один созерцательный, эпически-спокойный, уравновешенный, второй нервно-динамичный,

1.2 Защита разума от сердца (Беседа с литовской группой)

Из книги Освобождение автора Лайтман Михаэль

1.2 Защита разума от сердца (Беседа с литовской группой) 1.2.1 Как ощутить более высокий уровень.Наблюдая за окружающей нас природой, изучая ее, мы видим причинно-следственные связи, существующие в неживой, растительной, животной, человеческой природе, где все очень логично,

Чтение второе. ДУШЕВНЫЕ (ПСИХИЧЕСКИЕ) НАЧАЛА, ИЛИ НАЧАЛА РАЗУМА

Из книги Основы миросозерцания индийских йогов автора Аткинсон Вильям Волкер

Чтение второе. ДУШЕВНЫЕ (ПСИХИЧЕСКИЕ) НАЧАЛА, ИЛИ НАЧАЛА РАЗУМА В чтении первом мы описали вкратце три низших начала, составляющих человека: физическое тело, "астральное тело" и жизненную силу, или "прану". Высшие четыре начала мы назвали при этом так: 4) Инстинктивный ум (ум

Николай Иванович Новиков - одна из самых ярких фигур в истории русской культуры. Посвятив свою жизнь пропаганде просвещения, распространению знаний в России, он сослужил российскому обществу большую и неповторимую службу.

За короткий срок он не только первым создал нашу книжную торговлю, но и первый приохотил русских людей к чтению. В его лице русский издатель и книгопродавец стал духовным руководителем общества. Благодаря кипучей деятельности Новикова российские читатели стали обладателями библиотеки для чтения. Кроме «Московских ведомостей», журналов «Трутень», «Живописец», «Кошелек» в их распоряжении оказались книги по самым различным отраслям знаний: сельскому хозяйству, медицине, педагогике, всевозможные учебники, энциклопедии, словари. Стараясь удовлетворить читательские запросы и потребности самым разнообразным образом, Николай Иванович издавал выдающиеся образцы художественной литературы: полное собрание сочинений Сумарокова, произведения Шекспира, Вольтера, Руссо, Монтескье, Свифта, Дефо, Мольера, Бомарше.

Новиков создал новую эпоху и в истории русской женской культуры: первым поставил цель сделать женщину - мать и хозяйку - читательницей. С необыкновенным умением им была создана прекрасная библиотека для женского чтения.

Движимый желанием пробудить в русских детях интерес к знанию и, соответственно, к чтению, Новиков первым в России стал издавать адресованные им книги. Это послужило толком к становлению детской литературы.

Заслуга Новикова перед читателями-детьми заключалась еще и в том, что именно он положил начало детской журналистике. Журнал «Детское чтение для сердца и разума» выходил еженедельно - как бесплатное приложение к субботнему номеру «Московских ведомостей», с 1785 по 1789. Его содержание отличалось богатством и разнообразием. Кроме нравоучительных повестей, рассказов, театральных пьес, сюда входили статьи научного содержания по физике, астрономии, географии, статьи из древней истории, биографии и изречения мудрецов древности. При этом журнал имел собственное направление, основанное на любви и гуманизме. Оно сформировалось под воздействием людей, которых Новиков привлек к сотрудничеству. Среди них были начинающие литераторы, преподаватели Московского Благородного пансиона А. Прокопович-Антонский и В. Подшивалов. Значительной фигурой в редакции журнала считался молодой Карамзин. Он не только редактировал журнал, но занимался и переводческой деятельностью. На страницах журнала была опубликована первая сентиментальная повесть Карамзина «Евгений и Юлия».

В издании журнала Новиков видел возможность провести в жизнь свои педагогические и просветительские идеи. Детский журнал, по мнению редактора, должен был воспитывать добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели. В нем следовало проводить идеи гуманности, истинного благородства, честности, великодушия.

Журнал Новикова выдержал испытание временем. «Чистые, нравственные правила, изложенные увлекательным для того времени языком, незаметно проникали в душу читателей, особенно читательниц, и мало-помалу дали совершенно иной колорит целому обществу»,- отмечалось в одном из отзывов 1849. С. Аксаков в своих воспоминаниях тоже обращается к журналу Новикова: «В детском уме моем (после знакомства с этим журналом) произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир... Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее...» Через 60 лет после появления «Детского чтения» В.Белинский воскликнул: «Бедные дети! Мы были счастливее вас: мы имели «Детское чтение» Новикова».

Спрос на журнал был настолько велик, что после его закрытия отдельные номера «Детского чтения» перепечатывалось в виде книжек и успешно продавались.

Просветительская деятельность Новикова была столь обширной, что вмещала в себя немало и других славных дел. В 1782 по его инициативе открылось «Дружеское ученое общество», а затем при Московском университете - переводческая семинария. Благодаря стипендиям Новикова лучшие студенты отправлялись для завершения образования за границу. Заслуга Николая Ивановича и в том, что в Москве появилась публичная бесплатная библиотека при университетской книжной лавке.

Этот человек все свои силы и способности обратил на просвещение всех слоев российского общества, опередив тем самым свой век. Однако с середины восьмидесятых годов XVIII века над головой Новикова стали сгущаться тучи. Екатерина II давно не любила его. Стремление Новикова к общественной деятельности, независимой от правительственной бюрократии, его энергия и эффективность, казались императрице опасным подрывом существовавших устоев. Не по нраву была и принадлежность Николая Ивановича к ордену московских масонов. Начались гонения на московский круг единомышленников Новикова. А в мае 1792 разразилась гроза: просветитель (отнюдь не революционер) был арестован и приговорен к «нещадной казни», замененной пятнадцатью годами заключения в Шлиссельбургской крепости. Его книгоиздательское и книготорговое предприятия разгромили, а часть конфискованных изделий подверглась сожжению.

Детское чтение для сердца и разума - журнал, выходил в Москве в 1785-1789, еженедельно, в виде приложения к «Московским ведомостям» (см. 1756). В университетской типографии Н. И. Новикова. Ред. - А. А. Петров и Н. М. Карамзин.
Первое издание для детей. «Д. ч.» служит продолжением педагогического раздела «Прибавлений к «Московским ведомостям»» (см. 1783). Основное место занимает «изящная словесность» - переводы произведений нравоучительного характера. Печатались рассказы о жизни великих людей, занимательные приключения, пастушеские повести, басни, сказки, стихи. Для «Д. ч.» характерна гуманная педагогика в духе Руссо.
Журнал знакомит юных читателей с основами естественных наук, истории: статьи «О стихиях», «О системе мира», «О солнце», «О земле», «Анекдот из древнеримской истории», «О новой планете», «О кометах», «О воде», «О слоне», «О льве» и т. д. Подобные материалы составляют основное содержание первых трех частей 1786.
С 1787 «Д. ч.» заполняется исключительно переводами Н. М. Карамзина. Это пространные сентиментальные повести, занимающие подчас до 18 приложений.
Русская периодическая печать (1702-1894): Справочник. - М.: Гос. изд-во полит. лит., 1959. - С. 68.

2 4 2 3 1 2 3 4 На доске тема урока

Николай Новиков Статьи из журнала « Детское чтение для сердца и разума» -

Прочитайте тему нашего урока. Задайте вопросы к теме урока. Выполнить это задание вам помогут вопросительные слова:

Кто? Для кого? Какие? О чём?

Итак, с помощью вопросов вы сформулировали учебные задачи нашего урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказами Н. И. Новикова, которые раньше назывались статьями .

Известно ли вам что-нибудь о писателе Н. И. Новикове? (Знакомство с биографией писателя)

А хотели бы вы узнать биографию этого писателя?

Николай Иванович Новиков родился в 1744 году близ г. Москвы. Новиков – писатель, журналист, книгоиздатель. Новиков большое внимание уделял распространению знаний и воспитанию молодёжи. Он даже создал целую программу воспитания. Новиков – книгоиздатель. За 15 лет (1777-1789гг.) больше трети всех книг России были изданы под его руководством. Но книг для детей в те годы почти не было. Детям нечего было читать. И вот Николай Иванович Новиков создаёт первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”. Этот журнал издавался 4 года с 1785 по 1789 год.

– Каким представляете вы первый детский журнал?

В этом журнале печатались рассказы двух видов: для “воспитания сердца”, т.е. нравоучительные, и для “обогащения ума”, где были сведения по истории, географии и другим наукам.

Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения.

Сегодня на уроке мы будем читать рассказы из этих журналов. Это трудные тексты. В них встречаются устаревшие слова, которые вышли из активного словаря, т.е. архаизмы, в некоторых словах ударение непривычное для нас .

Первый текст – “Молодой путешественник”. - Прочитайте название.

Предположите, о чём будет текст?

Словарная работа. гофмейстер (читают сноску)

Остальные непонятные слова вы поймёте из контекста.

Герой первой статьи назван Скоробегом? Вы согласны, что это «говорящее» имя? О чём оно говорит?

Фронтальная работа (вопрос-ответ).

Чему учит этот рассказ? - Для сердца он или для разума? – Найдите вывод или мораль и зачитайте её ещё раз. - Как построен рассказ? (1 часть - история, 2часть - мораль).

Такие статьи, рассказы – новый литературный жанр – нравоучительная статья. (слайд)

Физминутка. Упражнения для глаз.

Работа с текстом Второй текст – “Начало только трудно”.

Прочитайте название второго текста.- Предположите, о чём будет текст?

Словарная работа. Намерение - Предположение совершить что-нибудь; план действий, умысел. сие (намерение) (это) иступление -Состояние крайнего возбуждения, при котором теряется самообладание

Самостоятельное чтение и составление таблицы в парах

Кто?

Что делал?

маленький Фёдор

не любил рано вставать

отстать от дурной привычки

Когда?

Что сделал?

однажды летом

проснулся в 5 часов утра

вскочил, оделся

принудил себя

выучил легче

Кто?

Что?

Кто?

Что?

учитель

доволен

Фёдор

столько удовольствия

Мораль

То, что сначала кажется трудным, постепенно становится легким и приятным, если проявить упорство и силу воли

Проверка Исправьте и дополните, если это необходимо. (слайд )

Чему учит этот рассказ? - Найдите и прочитайте мораль.

Сравните первый и второй рассказы (для кого написаны, какие это рассказы,(нравоучительные) как постороены(сначала история, потом - мораль)).

Третий текст – “Крестьянское состояние”. - Прочитайте название и предположите, о чём будет текст?

Словарная работа. Крестьяне жатва жнецы

1 часть (От начала до слов “И! Батюшка, -отвечал Феденька, - он простой мужик”.)

С помощью вопросительных слов задайте вопрос к первой части. Кто…? Почему…?

А как вы понимаете “простой мужик”?

Кем бы мог быть отец Феденьки? - Предположите, какими могут быть дальнейшие действия отца?

2 часть (“Отец не заставил…” – “…что Феденьке ничего не досталось”.)

Почему отец “тотчас позвал к себе” старого Памфила? Ответ подтвердите словами из текста.

Рассмотрите иллюстрацию. Феденька сидит с пустой тарелкой, а весь хлеб отец положил себе.

3 часть (“Батюшка, у меня хлеба нет…” – “…я дам теперь и тебе хлеба”.)

Почему же отец не дал Феденьке хлеба?

Понял ли этот урок Феденька? Подтвердите ответ словами из текста.

- Зачем отец взял Феденьку с собой на поле?

4 часть (“После обеда…” – “…хотя работа их была очень трудна”.)

Какие слова указывают на то, что работа на поле была очень тяжёлая?

Как выглядели крестьяне, которые выполняли тяжёлую работу?

Как бы вы закончили рассказ?

5 часть (“Увидевши старого Памфила…” - до конца.) - Какова мораль этого рассказа?(Каждый человек достоин уважения)

Рефлексия

Итак, мы прочитали 3 рассказа Новикова из журнала “Детское чтение для сердца и разума”. Сейчас каждый из вас попробует ответить на вопрос: “Чему научили вас эти рассказы?” Свой ответ начните так:

- Прочитав рассказы Николая Новикова, я понял(а),что… (Выслушиваются ответы детей).

Как вы думаете, журнал под таким названием сейчас издаётся? Почему?

Итог урока. Составление синквейна.

  1. Рассказы Н. Новикова.
  2. Интересные, поучительные.
  3. Развивают, воспитывают, учат.
  4. Для детского чтения.
  5. Верные друзья.


Статьи по теме: