667 го проекта типа дельфин. Атомные подводные лодки ссср

Финальная серия 667-го семейства, проект 667БДРМ «Дельфин», как и его предшественники, создан в стенах ЦКБ «Рубин» под руководством генерального конструктора С.Н.Ковалева.

Конструкция новой подлодки является дальнейшим развитием 667-го семейства. От предыдущего проекта 667БДР ее отличают: увеличенная из-за возросших размеров ракет высота «горба» (ограждение ракетных шахт); увеличенная длина носовой и кормовой конечностей корабля; обводы легкого корпуса в районе 1−3-го отсеков были «приполнены». Были приняты меры по значительному снижению шумности и уменьшению помех при работе бортовой гидроакустической аппаратуры. В районе энергетических отсеков установлены локальные звукопоглотители, повышена эффективность акустических покрытий легкого и прочного корпусов.


Головной ракетоносец проекта 667БДРМ — К-51 «Верхотурье». Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Главная энергетическая установка подводной лодки включает два водоводяных реактора ВМ-4СГ (по 90 мВт) и две паровые турбины ОК-700А. Номинальная мощность ГЭУ составляет 60000 л. с. На борту корабля имеется два турбогенератора ТГ-3000 , два дизельгенератора ДГ-460 , два электродвигателя экономичного хода мощностью по 225 л. с.

У подлодок проекта 667БДРМ установлены малошумные пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Для обеспечения винтам наиболее благоприятного режима работы на легком корпусе поставлено специальное устройство, выравнивающее набегающий поток воды.

На подлодках этого проекта значительно улучшены места обитания экипажа. Подводники получили в свое распоряжение спортивный зал, солярий, сауну и т. п. Система электрохимической регенерации воздуха и поглощения углекислого газа была улучшена.


Новые системы:

Для централизации управления всеми видами вооружения установлена боевая информационно-управляющая система «Омнибус-БДРМ» . Она собирает и обрабатывает информацию по решению задач тактического маневрирования и боевого использования торпедного и ракетно-торпедного оружия.

Установлен новый гидроакустический комплекс МГК-520 «Скат-БДРМ» . В носовой части корабля расположена его антенна, обтекатель которой выполнен из стеклопластика, что позволило существенно снизить уровень гидроакустических помех. Также есть вторая, буксируемая антенна, которая расположена в хвостовой части корабля и в нерабочем положении убирается в корпус.

Установлен навигационный комплекс «Шлюз», который обеспечивает нужную точность применения ракетного оружия.


К-407 «Новомосковск» проекта 667БДРМ «Дельфин». Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Ракетное вооружение:

Подлодки получили новое оружие — 16 баллистических ракет Р-29РМ, которые впоследствии при модернизации на в 1996—2001 годах были заменены на их модификацию Р-29РМУ2 «Синева». Пуск — одиночный и залповый — может осуществляться на глубине до 55 метров и при скорости 7−8 узлов. В перспективе планируется перевооружение на Р-29РМУ2 .1 «Лайнер».


К-84 «Екатеринбург» проекта 667БДРМ «Дельфин». Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Торпедное вооружение:

Четыре носовых 533 мм торпедных аппарата и боекомплект из 12 торпед (533-мм торпеды САЭТ-60 М, 53−65 М, ПЛУР «Водопад»).

Подводные лодки проекта 667БДР являются самыми удачными РПКСН нашего флота и одной из самых важных частей ядерной триады России. Практически все корабли находятся в прекрасном техническом состоянии, для чего каждая подлодка прошла ВТГ (восстановление технической готовности). После ремонта

Один из самых защищенных компонентов стратегических ядерных сил атомные ракетные крейсеры , которые несут боевую службу в океанских глубинах. Вместе с ракетными войсками стратегического назначения подводные ракетоносцы гарантируют безопасность Российской Федерации. Одними из таких ракетоносцев является подводная лодка проекта 667БДРМ способная уничтожить до 160 целей равной половине Нью-Йорка. Эти были созданы в ЦКБ МТ «Рубин » в Санкт-Петербурге как самая большая серия советских ракетоносцев.

путь создания подводных ракетоносцев

В начале 80-х годов гонка вооружений подтолкнула инженера Виктора Макеева, ученика Сергея Королева, создать уникальную морскую ракету на жидком топливе с дальностью 2500 км. Она впервые позволяла атаковать цели, не всплывая на поверхность воды. Этим оружием было принято решение вооружить ракетоносцы , которые получили шифр 667.

Мало кто знает, что первоначально конструкторы предлагали разместить 8 ракет по бортам подводной лодки в горизонтальном положении. Перед стартом двадцатитонные изделия должны были разворачиваться на 90 градусов. Была даже изготовлена модель такой подводной лодки для показа ее генеральному секретарю Н. С Хрущеву. Но в самый ответственный момент демонстрационное устройство отказало, и Хрущев едко высмеял конструкторов. Сам того не ведая он избавил подводников от сложнейшей предстартовой операции под водой. После этого главный конструктор Сергей Ковалев настоял на вертикальном расположении ракет внутри корпуса в два ряда. Эта схема позволила увеличить боекомплект - вдвое и стала в мировом кораблестроении классической.

4 июля 1965 года в Ялте новый глава страны Леонид Брежнев, впервые выслушал Министра судостроения о перспективах развития отрасли. Тема отставания от США была настолько важной, что на совещание пригласили главного конструктора подводных лодок Сергея Ковалева. Он смог убедить высшее руководство страны в реальности создания атомной субмарины с 16 баллистическими ракетами. Брежнев тут же приказал составить план работы корабелов на 10 лет вперед и обеспечил неограниченное финансирование.

Проектирование и разработка рабочих чертежей головного подводного ракетного крейсера К-137 было выполнено в Ленинградском проектно-монтажном бюро «Рубин ». Строительство производилось на Северном машинно-строительном предприятии. Многотысячный коллектив предприятия под руководством Е. П. Егорова наладил крупно-поточное строительство атомных ракетоносцев и внес большой творческий вклад в создание грозной боевой техники для ВМФ СССР.

атомные подводные лодки проекта 667А

подводный крейсер проекта 667А«Ленинец»

Для ракетных шахт были сделаны вырезы диаметром 2 метра. Сварка швов, обеспечивающая герметичность, была выполнена с требуемой ювелирной точностью и вниманием. Эту работу поручили женщинам-сварщикам. Для увеличения надежности атомных реакторов Сергей Ковалев добился сокращения в них количества трубопроводов и замены нержавеющей стали на титан. Это исключило вероятность радиационных аварий, которые случались на первых . Для повышения живучести главный конструктор разнес ходовые турбины в разные отсеки. В строительстве ракетоносца первого поколения приняли участие свыше 300 предприятий-смежников. Неслучайно он был создан в невиданные короткие сроки - всего за 3 года. 25 августа 1966 года состоялся спуск на воду головной атомной подводной лодки проекта 667А. В процессе испытаний АПЛ показала высокие ходовые и маневренные качества с хорошей управляемостью на всех скоростях хода, а также весьма устойчивым поведением при ракетных и торпедных стрельбах. 5 ноября 1967 года правительственная комиссия под председательствованием вице-адмирала Пителина приняла в состав ВМФ СССР головной подводный ракетоносец проекта 667А, которому было присвоено наименование «Ленинец ».

Этот подводный космодром поражал всех. Его высота достигала размеров шестиэтажного дома. Впервые появилась характерная ракетная палуба, скрывавшая ядерный боезапас и рубочные рули для удержания глубины атомной подводной лодки во время залпа. Резко были улучшены условия обитаемости экипажа, например, впервые появилось помещение для курения личного состава. В целом уверенность конструкторов в надежности оборудования была столь велика, что они не побоялись поместить каюты и столовую рядом с ракетными шахтами.

развитие атомных подводных лодок проекта 667

В конце 60-х годов выход на боевое патрулирование с баллистическими ракетами открыл новый этап в развитие советских стратегических сил. Вместе с РБСН и дальней авиацией морские ракетоносцы сформировали ядерную триаду страны. Отныне в засекреченных документах подводные лодки проекта 667 стали называть РПКСН (ракетные подводные крейсеры стратегического назначения ). Каждый из них теперь мог повлиять на исход возможной войны, доставив на территорию вероятного противника более 100 тонн ядерных зарядов. Зарубежные специалисты дали этим атомным подводным лодкам наименование «Navaga » («Yankee »).

С принятием на вооружение морских ракетоносцев проекта 667 была выработана новая тактика их использования. скрытно покидала базу, преодолевала противолодочные рубежи НАТО и патрулировала в заданном районе океана в постоянной готовности применить баллистические ракеты. После залпа атомной субмарине предписывалось атаковать противника торпедным оружием.

По оценкам генерального штаба ВС СССР на Севере и Дальнем Востоке советский военно-морской флот должен был иметь не менее 30 таких морских ракетоносцев , поэтому их строительство помимо Северодвинска развернули и в Комсомольск-на-Амуре.

Подводные лодки проекта 667 стали основой ядерных сил СССР . Они совершили более 600 боевых походов, проведя под водой в общей сложности свыше 125 лет. Сегодня не осталось ни одного подводного крейсера проекта 667А.

В марте 1971 года в состав ВМС США вошла атомная субмарина «James Madison » с новым ракетным комплексом «Poseidon », у которого возросла точность попадания управляемых боеголовок, что многократно усилило их опасность. Перед советскими конструкторами возникла новая задача - подводные крейсеры должны быть способны наносить дальние удары, не входя в зону противолодочных соединений НАТО. В результате модифицированный морской ракетоносец проекта 667Б стал самым мощным в мире. Он впервые был вооружен межконтинентальными ракетами Р-29 с дальностью 7800 км. Отныне советские подводные крейсеры могли держать под прицелом стратегические объекты стран НАТО, не выходя из своих территориальных вод, а их боевая эффективность возросла более чем в два раза.

атомная подводная лодка проекта 667Б

Увеличение дальности ведения стрельбы советскими подводными крейсерами проекта 667Б вынудило американцев искать пути нейтрализации. В июле 1972 года в состав ВМС США вошла новая высокоскоростная и малошумная истребитель класса «Los-Angeles ». Она была создана специально для борьбы с советскими ракетоносцами и могла не заметно подкрадываться к местам их базирования. Лучшим контр-оружием против таких истребителей стали многоцелевые , которые действовали совместно со стратегическими субмаринами. С того момента каждый выход в море стратегических подводных крейсеров превращался в масштабную операцию военно-морского флота СССР с участием противолодочной авиации и надводных боевых кораблей.

подводный крейсер проекта 667БД

Советские подводные кораблестроители упорно проводили модернизацию своих подводных крейсеров по мере совершенствования межконтинентальных ракет, что приводило к увеличению водоизмещения субмарины. Строить такие подводные лодки с новым индексом 667БДР уже мог только Северодвинский завод. Поэтому чтобы сохранить баланс сил между флотами в высшем военно-морском руководстве была разработана секретная операция по переводу подводных ракетоносцев с Севера на Тихий океан.

атомная подводная лодка проекта 667БДР

В ноябре 1981 года баланс сил ведущих держав вновь изменился не в пользу Советского Союза. В состав ВМС США была принята первая с новым комплексом «Трайдент ». Она имела на борту двадцать четыре межконтинентальные ракеты. Но СССР, который неоднократно предлагал западу прекратить гонку вооружений к такому повороту событий оказался готов. Уже через месяц советский ВМФ пополнился первым тяжелым стратегическим подводным ракетоносцем «Акула ». Их новый твердотопливный ракетный комплекс не уступал ракетам «Трайдент». Эта была призвана заменить предыдущие подводные крейсеры проекта 667.

В первой половине 80-х годов экономика Советского Союза уже стала давать заметные сбои. Поэтому изменение баланса стратегических сил вынудило руководство искать менее затратные оборонительные меры. Был создан более мобильный в эксплуатации подводный ракетный крейсер 667БДРМ.


Подводная атомная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). Проект ПЛАРБ разработан ЦКБ МТ "Рубин" (г.Ленинград), главный конструктор - . Постановление Совмина СССР о разработке ПЛАРБ с ракетным комплексом Д-9РМ вышло 10 сентября 1975 г.

Строительство серии лодок велось в Северодвинске ПО "Севмаш". Головная лодка К-51 (зав.№379) заложена 23 февраля 1981 г., спущена на воду 7 марта 1984 г. и принята Флотом 29 декабря 1984 г.


Конструкция двухкорпусная - в основе конструкция ПЛАРБ пр.667БДР - увеличена высота ограждения ракетных шахт, вдоль ракетного отсека размещен длинный щелевой шпигат, увеличена длина носовой и кормовой оконечностей, обтекатель ГАС пластиковый безреберный, увеличен диаметр прочного корпуса, обводы легкого корпуса "приполнены" в районе 1-3 отсеков.

Материал конструкции прочного корпуса - сталь, полученная методом электрошлакового переплава с повышенными показателями пластичности.

Для выравнивания набегающего потока воды перед винтами на легком корпусе лодки установлено специальное гидродинамическое устройство.

В проекте лодки предусмотрены меры по значительному снжению шумности - в отсеках с агрегатами энергетической установки установлены локальные звукопоглотители, прочный и легкий корпуса оснащены новым противогидроакустическим покрытием. По уровню шумности лодка близка к показателям ПЛАРБ типа "Огайо" (США).

Для улучшения условий обтаемости на корабле размещен солярий, сауна и спортивный зал. Усовершенствована система электрохимической регенерации воздуха путем электролиза воды и поглощения углекислого газа твердым регенерирующим поглотителем. Система обеспечивает содержание в воздухе кислорода в кределах 25% и углекислого газа не выше 0.8%.

По особеностям конструкции легкого корпуса (как минимум) лодки можно разделить на ранний и поздний варианты проекта (см.реестр ниже). Основное визуальное отличие в размерах и расположении щелевого шпигата в легком корпусе лодки.


ПЛАРБ К-51 "Верхотурье" пр.667БДРМ - DELTA-IV во время ремонта на ЦС "Звездочка", 04.06.1998 г. ().


На первом и втором фото - ранний вариант проекта - ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" и К-51 "Верхотурье". На нижнем фото - ПЛАРБ позднего варианта проекта - К-18 "Карелия". Отличия выделены (фото из архива Rambo54, ).


ПЛАРБ пр.667БДРМ - DELTA-IV на ходовых испытаниях после ремонта,опубликовано 21.02.2008 г. (фото - Илья Курганов, http://forums.airbase.ru).


Двигательная установка :
- 2 х водо-водяных реактора ВД-4СГ мощностью по 90 МВт
- 2 х паровая турбиная установка (ПТУ) ГТЗА ОК-700А с эшелонным расположением мощностью по 30.000 л.с.
х 2 х электродвигатели экономичесокго хода мощностью по 225 л.с.

Движитель : 2 вала
- на первых кораблях проекта - 2 х 4 лопасти соосные винты
- на последующих кораблях - малошумные 5-лопастные винты фиксированного шага

Типы винтов на ПЛАРБ пр.667БДРМ:



Винты ПЛАРБ пр.667БДРМ БС-64 в процессе переоборудования в ПЛАСН , ЦС "Звездочка", март 2005 г. Ракетный отсек частично демонтирован, корпус разрезан на две части для вставки отсека со специальным оборудованием (фото из архива Rambo54, ).


Энертегика :
- 2 х турбогенератора ТГ-3000 мощностью по 3000 кВт
- 2 х дизельгенератора ДГ-460 мощностью по 460 л.с.
- аккумуляторные батареи - свинцово-кислотные

ТТХ лодки :
Экипаж - 135-140 чел

Длина - 167 м
Ширина - 11.7 м
Осадка средняя - 8.8 м

Водоизмещение полное подводное - 18200 т
Водоизмещение нормальное надводное - 11700 т

Скорость хода:
- полная подводная под ГТЗА - 27 уз
- полная надводная под ГТЗА - 14 уз
Глубина погружения предельная - 400 м

Автономность - 80-90 сут

Вооружение:

16 х БРПЛ комплекса Д-9РМ с ракетами 3М37 / Р-29РМ / РСМ-54 - SS-N-23 SKIFF разработки ГРЦ им. Макеева (г.Миасс). Разработка ракетного комплекса начата в 1979 г. Основные отличия от предыдущих ракетных комплексов - большая дальность стрельбы (9300 км), более высокая точность (ок.250 м) и больший радиус развода боевых блоков. Комплекс Д-9РМ был последним отечественным комплексом с жидкостными БРПЛ. комплекс принят на вооружение в 1986 г. Пуск всего боекомплекта может выполняться единым залпом. Ограничения по погодным условиям отсутствуют.
Глубина пуска - до 55 м

Модернизированные варианты:
- 1988 г. - комплекс Д-9РМУ с ракетами Р-29РМУ - используются более совершенные боевые блоки, система наведения ракет дополнена системой ГЛОНАСС, повышена стойкость ракет к поражающим факторам ядерного взрыва, обеспечивается стрельба ракетами по настильным траекториям.

2002 г. - начало размещения ракет модернизированных по ОКР "Станция" - Р-29РМУ1 - оснащение ракетновым боевым блоком среднего класса мощности с улучшенной точностью.


ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" проходит ремонт в ЦС "Звездочка", февраль 2014 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com).


Оборудование :
БИУС (боевая информационно-управляющая система) "Омнибус-БДРМ" ()
Управление общекорабельными системами
ГАК
"Скат-БДРМ" ()
- основная антенна имеет диаметр 8.1 и и высоту 4.5 м ()
- убирающаяся буксируемая антенна ()
Комплекс РЛС
МРК-50
Радио-техническое оборудование
- система обнаружения радиолокационных сигналов (СОРС) "Залив-П" ()
- радиопеленгатор "Завеса-П" ()
Радиосвязь
- ПМУ спутниковой связи "Синтез" ()
- радиостанция К-652 "Ива-МВ" ()
- ПМУ "Анис-МВ" ()
Навигационный комплекс - комплекс "Шлюз" ()
- радиосекстант с ПМУ ()
Перископы - перископ ПЗКГ
- перископ ПЗНГ-8М
Прочее совмещенной подъемно-мачтовое устройство РДП и системы ВАН-М ()


Выдвижные устройства ПЛАРБ К-51 "Верхотурье". Ходовые испытания после ремонта, июль 2013 г. Слева-направо: ПМУ "Анис-МВ", РЛС МРК-50, перископ ПЗНГ-8М, антенна типа К-652 "Ива-МВ", ПМУ "Синтез" (кадр ТВ программы "Полигон").


Статус : СССР / Россия


ПЛАРБ пр.667БДРМ - DELTA-IV - К-18 "Карелия" и К-51 "Верхотурье", Северный флот, Гаджиево, 2003 г. (http://forums.airbase.ru).



Подводная лодка - носитель БРПЛ, созданных по ОКР "Лайнер" - ПЛАРБ К-114 "Тула" пр.667БДРМ - DELTA-IV во время вывода в спусковой бассейн СРЗ "Звездочка", г.Северодвинск, май 2004 г. (автор фото - Г.Ковпак, http://www.submarines.narod.ru).


http://forums.airbase.ru).


ПЛАРБ К-117 "Брянск" в завершающей стадии ремонта на ЦС "Звездочка", вероятно, 2008 г. (http://warfare.be).


ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" и К-117 "Брянск" пр.667БДРМ - DELTA-IV, Гаджиево, декабрь 2010 г. (фото - Рустем Адагамов, http://drugoi.livejournal.com/).

2011 г. 29 декабря - на ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" находящейся в доке ПД-50 на СРЗ-82 в п.Росляково под Мурманском произошел пожар. Пожаром поврежден легкий корпус в районе главной антенны ГАК, повреждена антенна ГАК и другие части лодки. Ремонт производится на ЦС "Звездочка" вместе с плановым ремонтом, который планировался на лето 2012 г. ().


Тушение пожара на ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" в доке ПД-50 на СРЗ-82 в п.Росляково, 29.12.2011г. (http://charly015.blogspot.ru).


Зона поражения пожаром ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" (http://charly015.blogspot.ru).


Повреждения легкого корпуса ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" после пожара 29.12.2011г. (http://charly015.blogspot.ru).



ПЛАРБ К-407 "Новомосковск" выходит на ходовые испытания после ремонта на ЦС "Звездочка", 2012 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com).


ПЛАРБ К-407 "Новомосковск" на ходовых испытаниях после ремонта на ЦС "Звездочка", 2012 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com).



ПЛАРБ пр.667БДРМ К-51 "Верхотурье" у стенки набережной ЦС "Звездочка", 2012 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com).


ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" у стенки наливной док-камеры ЦС "Звездочка", лето 2012 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com).


ПЛАРБ пр.667БДРМ К-51 "Верхотурье" выходит на ходовые испытания после ремонта в ЦС "Звездочка", осень 2012 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com).


- 2013 г. 30 октября - в ходе внезапной проверки стратегических ядерных сил с борта ПЛАРБ К-117 "Брянск" пр.667БДРМ произведен пуск БРПЛ типа Р-29РМУ по полигону Кура на Камчатке ().


- 2014 г. 08 мая - ПЛАРБ К-114 "Тула"в ходе учений стратегических сил успешно произвела пуск ракеты из подводного положения по полигону Кура на Камчатке ().

Реестр ПЛА пр.677БДРМ (версия 20.10.2013 г.):


пп
Название Проект, зав.№
Завод Закладка Спуск на воду Приемка Флотом Примечание
1 К-51
"Верхотурье"
667БДРМ
DELTA-IV
ранний вариант
ПО "Севмаш" 23.02.1981
07.03.1984
29.12.1984 До 11.06.1992 г. лодка носила имя "Имени XXVI съезда КПСС". 09.02.1999 г. поименована "Верхотурье".
- 1993 г. 01 марта - переведена на ЦС "Звездочка" для прохождения среднего ремонта с модернизацией
- 1999 г. ноябрь - завершен средний ремонт с модернизацией
- 2000 г. 8 июля - ПЛАРБ вернулась к месту постоянной дислокации в Гаджиево
- 2010 г. 23 августа - прибыла в ЦС "Звездочка" для восстановления технической готовности и продления срока службы.
- 2012 г - завершен ремонт с частичной модернизацией на ЦС "Звездочка"
2 К-84
"Екатеринбург"
667БДРМ
DELTA-IV
ранний вариант
ПО "Севмаш" 17.02.1982 сентябрь 1984 30.12.1985 09.02.1999 г. поименована "Екатеринбург".
- 1996 г. 03 декабря - ПЛАРБ прибыла в ЦС "Звездочка" для проведения среднего ремонта
- 1998 г. 24 марта - начало среднего ремонта на "Звездочке"
- 2003 г. 15 января - завершен ремонт, подписан Акт
- 2012 г - в ремонте с частичной модернизацией на ЦС "Звездочка". Планируется завершение на 2014 г.
3 К-64
"Помосковье"
667БДРМ
DELTA-IV
ранний вариант
ПО "Севмаш" 18.12.1982 03.03.1984 23.12.1986 - 1999 г. - начата модернизация по в качестве специальной ПЛА БС-64
- 2008 г. - поименована "Подмосковье"
4 К-114
"Тула"
667БДРМ
DELTA-IV
ранний вариант
ПО "Севмаш" 22.02.1984 22.01.1987 30.10.1987 21.08.1997 г. поименована "Тула".
- 2005 г - завершен ремонт с частичной модернизацией
5 К-117
"Брянск"
667БДРМ
DELTA-IV
поздний вариант
ПО "Севмаш" 20.04.1985 08.02.1988 30.09.1988 27.01.1998 г. поименована "Брянск".
- 2008 г - завершен ремонт с частичной модернизацией
6 К-18
"Карелия"
667БДРМ
DELTA-IV
поздний вариант
ПО "Севмаш" 07.02.1986 02.02.1989 10.10.1989 18.09.1996 г. поименована "Карелия".
- 2010 г - завершен ремонт с частичной модернизацией
7 К-407
"Новомосковск"
667БДРМ
DELTA-IV
поздний вариант
ПО "Севмаш" 14.07.1987 28.02.1990 27.11.1990 19.07.1999 г. поименована "Новомосковск".
- 2012 г - завершен ремонт с частичной модернизацией

Лодки проекта в составе Флота:
Год Итого в ВМФ К-51
"Верхотурье"
К-84
"Екатеринбург"
К-64
"Помосковье"
К-114
"Тула"
К-117
"Брянск"
К-18
"Карелия"
К-407
"Новомосковск"
1985 1 - - - - - -
1986 2 СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа - - - - -
1987 3 СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа - - - -
1988 5 СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа - -
1989 6 СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа -
1990 6 СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа -
1991 7 СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа
1992 7 СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа
1993 6 ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево
1994 6 ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево
1995 6 ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево
1996 6 ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево
1997 5 ремонт на ЦС "Звездочка" ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево
1998 5 ремонт на ЦС "Звездочка" ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево
1999 4 ремонт на ЦС "Звездочка" ремонт на ЦС "Звездочка" лодка поставлена в ЦС "Звездочка" для проведения среднего ремонта с переоборудованием в ПЛАСН
СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2000 4 ремонт на ЦС "Звездочка" стоит в ЦС "Звездочка" ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2001 4 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт на ЦС "Звездочка" стоит в ЦС "Звездочка" ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2002 3 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево завершен ремонт на "Звездочке" стоит в ЦС "Звездочка", вырезаны ракетные отсеки
ремонт на ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2003 3 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево стоит в ЦС "Звездочка" ремонт на ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево поддерживающий ремонт в Северодвинске
2004 3 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево стоит в ЦС "Звездочка" ремонт на ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2005 3 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево стоит в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт в ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2006 4 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево стоит в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт в ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2007 4 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево стоит в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт в ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2008 5 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево стоит в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
ремонт в ЦС "Звездочка"
2009 4 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево стоит в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт в ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка"
2010 5 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
ремонт на ЦС "Звездочка"
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево завершен ремонт на ЦС "Звездочка"
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
ремонт на ЦС "Звездочка"
2011 4 ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
ПД-50 СРЗ-82 (Росляково)
29.12 - пожар в носовой части ПЛ в доке СРЗ-82.

лодка с вырезанным ракетным отсеком находится у набережной ЦС "Звездочка"
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт на ЦС "Звездочка"
2012 5 завершен ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
ремонт на ЦС "Звездочка"
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево июль - завершен ремонт на ЦС "Звездочка"
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2013 5 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2014 6 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево 19.12 планируется передафа Флоту после ремонта на ЦС "Звездочка"
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
планируется начало ремонта в ЦС "Звездочка"
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2015 5 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево

Бортовые номера лодок проекта (ист. - Jane"s ):

Источники :
Википедия. Сайт http://en.wikipedia.org , 2013 г. Balancer.ru - материалы форума http://forums.airbase.ru/ , 2009-2013 г.г.
Jane"s Fighting Ships 2010-2011. UK, 2011 г.

Классическая тройка из тяжелых бомбардировщиков межконтинентального применения, ракет наземного базирования и субмарин с баллистическими ракетами на борту формируют ядерный потенциал Российской Федерации. Ниже будет приведена подробная информация об истоках ПЛ с ядерным оружием, а именно об атомоходах проекта 667а.

История создания

Вообще, возникновение самой идеи о постройке подлодки, вооружённой баллистическими ракетами, связано с одним интересным фактом. Он заключается в превосходстве США перед СССР в данной сфере.

Ведь, как известно, начиная с конца 50-х до конца следующей декады в Америке успели сконструировать 4 типа стратегических ядерных ПЛ. Это были:

  • USS George Washington – главный корабль в серии из 5 атомоходов;
  • Ethan Allen;
  • Will Rogers;
  • Lafayette.

Каждый из них входил в систему «Поларис» (американская ядерная программа тех времён), будучи вооружёнными баллистическими ракетами дальнего и ближнего действия. Всего в этот период ВМС США насчитывали 41 подводный ракетоносец. Они располагали 656 ракетами в сумме.

В СССР того времени были лишь 37 единиц такой техники и всего 104 ракеты, которые могли запускаться только с поверхности воды. Разумеется, такой расклад не устраивал советское правительство. Это дало толчок всей корабельной и ракетостроительной промышленности к созданию отечественной ПЛ, сопоставимой с зарубежными аналогами.


Так родился проект 667. На борту должны были размещаться баллистические ракеты Р-21 крупного размера, выпускающиеся из ракетного комплекса (РК) Д-4. Однако проект остановился на этапе проектирования из-за выявленных недочетов и появления новых ракет и комплексов.

Поэтому было решено доработать проект 667 на 667а, в котором применялись малогабаритные Р-27, стартующие с Д-5.

Главным конструктором назначили С. Н. Ковалева, по проектам которого были построены 92 субмарины.

После выполнения технического проекта (1962 год), в 1963 году были внесены поправки в вооружение. Спустя три года начались испытания первой модели К-137 «Ленивец», в ходе которых была достигнута скорость в 28,3 узла, вместо планируемых 25.

В 1967 году К-137 официально встал в строй ВМФ СССР. Именно субмарины этого проекта стали самыми многочисленными во флоте страны (в боевой готовности были 34 единицы). В последствии ПЛ проекта 667а модифицировались, получая, в основном, новое ракетное вооружение.

Описание

Новая подводная лодка атомная с ракетами баллистическими (ПЛАРБ – официальное название) проекта 667а получила двойной корпус. Легкий корпус изготовлен из стали, а прочный из маломагнитной стали. Толщина прочного корпуса 40 мм, а его цилиндрическая форма составляла около 9,5 метров в диаметре. Стальные переборки, способные выдержать 10 атмосфер, делят АПЛ на:

  • носовой отсек торпедного вооружения;
  • отсек для аккумуляторов и размещения экипажа;
  • центральный пост;
  • два отсека с размещением ракетного комплекса Д-5 “сухого” типа;
  • дизельный отсек;
  • отсек атомного реактора;
  • два отсека с паротурбинным оборудованием;
  • отсек для электродвигателя.

В процессе строительства подлодок типа «Навага» (ещё одно название проекта 667а) использовались и дорабатывались технологии понижения уровня шума.


Ещё одной особенностью АПЛ данной модели является эшелонное расположение агрегатов. Такое размещение обусловлено тем, что каждая силовая установка находится в отдельном отсеке. Благодаря этому облегчается техническое обслуживание, а поломка не будет мешать другим устройствам, работать, т. к. они изолированы.

Подготавливая проект, конструкторы позаботились об условиях для экипажа.

Поэтому в ПЛ «Навага» превосходные условия для личного состава. Каждый из жилых отсеков имеет своё кондиционирование и звукоизоляционные технологии. Служащие на субмарине могут разместиться в малых кубриках, рассчитанных на нескольких человек или отдельных каютах.

Для офицеров предусмотрена кают-кампания, а для мичманского и старшинского состава впервые выделена отдельная столовая, при необходимости это помещение превращается в спортивный зал и кинотеатр. Инженерные сети, вроде проводов, труб и т. д. тщательно скрыты. Наличие таких условий просто необходимо в автономном плавании, ведь психологическое давление довольно велико.

Тактико-технические характеристики «Наваги»

Габариты «Наваги» внушительны. Ведь в длину она составляет около 128 метров при ширине чуть меньше 12 метров. Надводное водоизмещение – 7640 тонн, а подводное 11500 тонн. Во время надводного хода подлодка оседает примерно на 8 метров от поверхности воды.


На своей рабочей глубине в 320 метров «Навага» развивает скорость в 16 узлов. Всплывая на поверхность, она может выдать до 26 узлов. Максимально возможно погрузиться на 400 метров.

Экипаж может находиться в подлодке до 60 дней.

Субмарина приводится в движение разными типами энергетических установок (ЭУ). Главная ЭУ представлена двумя автономными блоками. Каждый блок состоит из водо-водяного реактора (использующего воду, как замедлитель и теплоноситель), паротурбинной установки и турбогенератора с автономным приводом. В сумме такая установка выдает около 52 тыс. л. с. Оба атомных реактора размещены в защищенном 7 отсеке субмарины, а парогенераторы, их аппаратура и оборудование находится в 8 и 9 отсеке.

Для помощи основной ЭУ в ПЛ предусмотрена многофункциональная дизель-электрическая установка. Она состояла из двух дизель-генераторов, под которые был выделен 6 отсек подводной лодки проекта 667а.

От этих ДГ работает аккумуляторная станция, заряжая свинцово-кислотные аккумуляторы, размещённые во втором отсеке. Задачи аккумуляторных батарей и дизель-генераторов это обеспечение АПЛ электричеством в случае неисправности реактора.

На борту ПЛ «Навага» установлено довольно продвинутое, для своего времени, радиоэлектронное оборудование. В него вошли информационно-управляющая система «Туча», гидроакустический комплекс «Керчь» и радиолокационный комплекс «Альбатрос» и многое другое.


В ПЛ, разного года выпуска, отличались навигационные системы. К примеру, в самых последних моделях, выпущенных в конце 80-х годов и позднее, применялась уже спутниковая навигация.

Вооружение

Ракетный комплекс Д-5 состоит из 16 шахт с размещенными в них ракетами РСМ-25, массой 14,2 т. Дальность полета ракеты 2400 км, подготовка к запуску занимает до 8 минут по нормативам, высота траектории до 620 км. Сами ракеты имеют отделяющую моноблочную боеголовку мощностью 1 Мт в тротиловом эквиваленте.

Ракетный комплекс Д-5 позволяет вести залповый огонь с интервалом в 8 секунд, что успешно испытывалось на практике. Пуск совершался с глубины 40-50 метров.

Из торпедного оружия на ПЛ 667а установлены два типа торпедных аппаратов на носу. 4 крупнокалиберных (533 мм) ТА для противокорабельных торпед и 2 меньших по калибру аппарата (450 мм) для противолодочных торпедо-ракет. Общий боекомплект составлял 20 единиц.

Для защиты с воздуха использовались передвижные ЗРК типа «Стрела», работающие с воздушными целями.

Модификации

Отечественные подводные лодки «Мурена», «Груша», «Кальмар» и «Дельфин» – это модификации проекта 667а. Все они представляли мощь ядерного потенциала СССР и России в дальнейшем. Кроме того, на одной из представительниц проекта 667БДРМ, названной «Новомосковск», удалось получить уникальный опыт.


Дело в том, что, принимая участие в операции «Бегемот-2», ракетный отсек подводной лодки проекта 667б был опустошён полностью. Это означает, что были выпущены все 16 ракет дальнего действия. Такое достижение никогда не повторялось ни АПКр российского ВМС, ни зарубежными подводными ракетоносцами.

Среди всей этой техники 667 проекта следует подчеркнуть уникальность модернизированного проекта 667ат АПЛ «Груша». В отличие от других представителей, носивших баллистические ракеты, эта субмарина обладала комплексом дозвуковых крылатых ракет С-10 «Гранат».

Основное применение АПКр «Груша» находила у берегов США в качестве средства патрулирования и наблюдения. Однако внедрение новых технологий гидролокации в этой стране позволило обнаруживать субмарину, в настоящее время эта функция возложена на другие малошумные типы подводных лодок.


Из-за чего следовало увеличить дистанцию от берега, а это, в свою очередь, означало увеличение дальности поражения ракет. Так, на свет появилась «Мурена» с меньшей шумностью и усовершенствованным Р-29 на борту.

Последней модификацией 667а является лодки проекта 667БДРМ «Дельфин».

С его борта возможен пуск не только баллистических ракет Р-29РМ, но и искусственных спутников. Он был совершён на уже знакомой АПЛ «Новомосковск». Находясь в подводном положении, она выпустила ракету-носитель с первым ИСЗ производства Германии. Ещё один пуск был сделан ракетой «Штиль-1», поднявший на околоземную орбиту ещё один искусственный спутник Земли.

АПЛ проекта 667БДРМ обладают высоким потенциалом модернизации, поэтому, начиная с 2012 года, идёт перевооружение и ремонт субмарин этого типа. Кроме того, в 2011 году конструкторы смогли создать новую версию старой Р-29РМУ2, применявшейся на борту «Дельфина». Разработка получила название Р-29РМУ2.1. Новая ракета способна нести 12 ядерных блоков малого класса и обходить более современные и совершенные противоракетные комплексы.

Видео



Статьи по теме: