На ледоколе «Александр Санников» поднят российский флаг. У Благовещенского моста стоит самый мощный дизельный ледокол России «Александр Санников

Новейший инновационный дизельный ледокол страны, способный за минуту совершить разворот на месте на 360 градусов и пройти ледовое поле двухметровой толщины, - "Александр Санников" отправляется из Санкт-Петербурга в первый арктический поход.

Судно построено на верфях в Выборге по заказу компании "Газпром нефть" для сопровождения танкеров в районе Северного морского пути и Новопортовского месторождения на полуострове Ямал. О том, что представляет собой "Александр Санников" и почему его появление является еще одним технологическим прорывом для нашей страны, - в материале ТАСС.

Дизель предпочли атому

Создатели "Александра Санникова" называют его самым технологичным судном в своем классе. На нем установлена инновационная система маневрирования в сплошном льду, которая позволяет при относительно небольшой мощности двигателя показывать лучшую ледопроходимость. Кроме того, на судне полностью автоматизировано управление энергообеспечением, что повышает эффективность его эксплуатации и обеспечивает до 40 дней автономной работы при экстремальных температурах в минус 50 градусов.

На сегодняшний день количество дизельных ледоколов в России уже превышает число атомных в семь раз. Это обусловлено рядом преимуществ более маневренных судов. Длина "Александра Санникова" составляет 121,7 м, ширина главной палубы (включая отбойные конструкции) - 26 м. Для сравнения - современный атомный ледокол проекта "Сибирь" крупнее почти на треть. Однако большие габариты не означают лучшую эффективность. Новый ледокол "Газпром нефти" по эксплуатационным показателям не уступает атомным-гигантам и превосходит их за счет меньшего энергопотребления. Испытания показали, что при мощности в 22 МВт "Александр Санников" показывает аналогичную ледопроходимость с атомными ледоколами типа "Таймыр" и "Вайгач", которые тратят на ту же работу до 36 МВт (на треть больше энергии). Секрет нового судна в особой форме корпуса и трех динамичных двигателях, которые находятся в кормовой и носовой части. Такое техническое решение дает "Александру Санникову" преимущества в маневренности, а также позволяет преодолевать плотный лед со скоростью более 2-х узлов (4 км/ч), двигаясь как носом, так и кормой. На чистой воде ледокол может разгоняться до 16 узлов (30 км\ч). Кроме того, судно обладает низкой осадкой (до 8 метров) для работы на мелководье, где не пройдут большинство из атомных исполинов.

Еще одна важная особенность нового ледокола - работа по принципу "нулевого сброса": без каких-либо рисков для окружающей среды. Такой подход можно назвать новым стандартом для последующего развития транспортной инфраструктуры в Арктике, которая должна функционировать без нанесения вреда экологии. В случае с "Александром Санниковым" его система "жизнеобеспечения" устроена так, что все твердые и жидкие отходы хранятся на борту и утилизируются уже на берегу специальными службами.

Инвестиции на север

Россия сохраняет за собой позиции основного оператора в Арктике и планирует развивать по Северному морскому пути морское судоходство Европа - Азия, особенно с учетом отечественных проектов по добыче арктической нефти.









Фото {{sliderIndex+1}} из 9

Развернуть

{{sliderIndex+1}} / 9

Описание

С приходом новых технологий несколько лет назад стало возможным освоение одного из крупнейших разрабатываемых нефтегазовых месторождений на полуострове Ямал - Новопортовского. Появление ледокола "Александр Санников" - это еще один технологический прорывов для повышения эффективности логистики по Северному морскому пути и поставок нефти через терминал "Ворота Арктики" - единственный в мире нефтеналивной терминал в пресных водах за Полярным кругом.

"Ворота Арктики"

Отгрузка нефти через терминал "Ворота Арктики" началась в 2016 году: команду нефтяникам о начале загрузки первого танкера дал по видеосвязи лично президент России Владимир Путин.

Продолжение

По прогнозам "Газпром нефти" к 2030 году потребность рынка перевозок по Северному морскому пути увеличится на треть. К примеру, по итогам прошлого года активное освоение Новопортовского и Приразломного месторождений увеличило почти на треть количество бункеровок танкеров в Арктике. "Газпром нефть" делает ставку на создание собственного арктического флота. По заказу компании уже построены и эксплуатируются несколько танкеров. Следом за ледоколом "Александр Санников" будет введен в эксплуатацию второе ледокольное судно - "Андрей Вилькицкий". Оба они будут работать под российским флагом и обеспечат нашей стране новые возможности для транспортировки арктической нефти.

"Газпром нефть" продолжает инвестировать в развитие инфраструктуры на полуострове Ямал в районе Нового Порта и планирует достичь максимальной эффективности добычи и монетизации всех видов углеводородов, добываемых на полуострове. В рамках данной стратегии компания уже получила лицензию на поиск и оценку запасов нефти, конденсата и газа на участках Южно-Каменномысский, Южно-Новопортовский и Суровый.

Новопортовское месторождение

Новопортовское месторождение - одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений на полуострове Ямал. Расположено в 30 км от побережья Обской губы. Извлекаемые запасы составляют более 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа.

Продолжение

Сложность разработки запасов Новопортовского месторождения обуславливает наличие низкопроницаемых коллекторов, многочисленные тектонические нарушения, приводящие к высокой расчлененности залежей, мощная газовая шапка. Для достижения максимальной эффективности добычи высококачественной малосернистой ямальской нефти "Газпром нефть" развивает проекты по строительству горизонтальных и многоствольных скважин, а также многостадийного гидроразрыва пласта.

Большое в прямом смысле слова событие на верфи в Санкт-Петербурге. В первый арктический поход отправился ледокол «Александр Санников». Он пересечет Балтийское море и по Северному морскому пути выйдет к Ямалу. В Обской губе, где толщина льда достигает полутора метров, а температура воздуха опускается до минус 50, судно компании «Газпром нефть» будет проводить танкеры от месторождения до Ледовитого океана. Таких технологичных дизельных ледоколов на гражданском флоте еще не было.

Ледокол - судно исключительно гражданское, но морской церемониал по воинским канонам: поднятие флага, гимн, построение! Он назван в честь скромного и талантливого инженера, под руководством которого нефтяники перешли на принцип так называемого «нулевого сброса», когда исключается любая возможность утечки сырья. Новый ледокол такой - экологически чистый. До его закладки Александр Леонидович Санников не дожил всего три месяца.

В мире таких ледоколов не строит никто: среди дизельных он самый мощный - 30 тысяч лошадиных сил. Заменяет целую флотилию - спасательное, противоаварийное, эвакуационное судно. И, конечно, он рубит лед, причем не только бронированным корпусом, но и своими винтами.

Винты корабля - это фактически огромная фреза выше человеческого роста. Сейчас они закрыты специальным защитным кожухом. Винты - два в кормовой и один в носовой части - вращаются на 360 градусов. Так что ледокол может развернуться на месте, как карусель. Все это позволяет ему спокойно крошить лед до двух метров.

Но и это не все: на случай если все-таки ледокол начнет вмерзать, предусмотрена еще одна система - наполняя балластные цистерны, судно кренится вправо-влево или вперед-назад, расширяя канал и раскалывая льдины спереди и сзади.

При этом, благодаря автоматике, этим плавучим девятиэтажным домом управляют всего 19 человек. Капитанский мостик больше похож на космический центр управления.

«Это не совсем штурвал, это винторулевые колонки, которые используются как штурвал, заменяют штурвал. Они легкие в управлении и ничем не сложнее штурвала», - поясняет капитан ледокола «Александр Санников» Александр Киселев.

Еще в 60-х годах на Ямале нашли уникальное месторождение - Новопортовское. Здесь нефть чище даже эталонных марок. Но только спустя полвека смогли разработать и построить схему доставки.

Сквозь вечную мерзлоту от места добычи проложили трубопровод к берегу Обской губы. У мыса Каменный нефть заливают в танкеры и далее они могут идти по Северному морскому пути и в Европу и в Азию. Но в этом районе река покрыта льдом девять месяцев в году.

«Это очень серьезный вызов, но мы этот вызов принимаем. На традиционных месторождениях происходит естественное истощение запасов, в то время как спрос продолжает расти, поэтому российская Арктика и трудноизвлекаемые запасы - это будущее для нашей нефтяной отрасли. Каждый проект обеспечит поступление триллионов рублей в бюджет», - рассказал председатель правления, генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков.

Судно заложили два года назад на заводе в Выборге. Всего через год спустили на воду, и теперь, после всех испытаний, «Александр Санников» отправляется в свой первый арктический поход. Семь с половиной тысяч километров до места работы моряки намерены пройти за пару недель.

А тем временем на Выборгском заводе уже готовят к походу второй ледокол этой же серии. Вместе с «Санниковым» они обеспечат круглогодичный транспортный коридор от Сибири до Карских островов.

Ледокол "Александр Санников", строительство которого было начато в ноябре 2015 года, вышел в Балтийское море на завершающий этап ходовых испытаний 19 мая этого года. Судно "Андрей Вилькицкий" сейчас также находится на достроечных работах. Другой крупный проект ВЗС, портовый ледокол "Обь", выйдет на воду уже 21 июня этого года.

Степень готовности судна "Александр Санников", по информации заказчика, компании "Газпром нефть", превышает 98%. Помимо "Александра Санникова" ВСЗ строит для " " еще одно судно, ледокол "Андрей Вилькицкий", который также будет работать на терминале Новопортовского месторождения. Сейчас, по информации ВСЗ, его строительство закончено на 88%. Стоимость обоих ледоколов - 246 млн евро.

Сроки сдачи ледоколов были сорваны: изначально передать готовые суда заказчику завод должен был до конца 2018 года. Как пояснили "ДП" в ВСЗ, основная причина затягивания строительства - задержка поставок оборудования для судна. "Александр Санников" на текущий момент самый мощный в мире дизельный ледокол с классом Icebreaker8, инновационной системой движения и маневрирования во льду. Оборудование для него заводу приходилось закупать у иностранных компаний (шведской ABB). "В связи с геополитической ситуацией на протяжении всего хода строительства были существенно затруднены как контрактные взаимодействия, так и банковские операции со многими зарубежными поставщиками, часть из которых и вовсе отказалась исполнять свои контрактные обязательства", - объясняют в ВСЗ.

В компании "Газпром нефть" уверяют, что сложившаяся ситуация "не повлияла на отгрузки с Новопортовского месторождения, так как в акватории Обской губы в районе терминала "Ворота Арктики" постоянно работают два многофункциональных ледокольных судна: "Балтика" и Владислав Стрижов".

Проблемы со строительством ледоколов для "Газпром нефти" отодвинули и срок сдачи портового ледокола "Обь" стоимостью $97 млн по заказу ФГУП " " для работы на проекте "Ямал СПГ". Завершение строительства судна изначально было запланировано на ноябрь 2018 года, однако теперь ВСЗ планирует сдать его лишь в начале 2019 года.

В ФГУП "Атомфлот" "ДП" рассказали, что, несмотря на изменения сроков сдачи ледокола "Обь", у ФГУП "Атомфлот" нет серьезных претензий к ВЗС по качеству и строительству судна. "В настоящее время работы в Обской губе выполняются с привлечением дополнительного ледокола. Перенос сроков сдачи судна не скажется на выполнении наших контрактных обязательств перед партнерами", - объясняет Мустафа Кашка, и.о. генерального директора ФГУП "Атомфлот".

Церемония поднятия флага России на новом ледоколе состоялась в Санкт-Петербурге. С «Александром Санниковым» открываются новые перспективы круглогодичных поставок арктической нефти на мировой рынок. Это первый ледокол, построенный по программе - «Время Арктики». По программе уже спущены на воду и эксплуатируются 6 танкеров для транспортировки нефти с Новопортовского месторождения. Новый ледокол начнет их регулярное сопровождение с июля. По прогнозам «Газпром нефти» к 2030 году потребность рынка транспортировки по Северному морскому пути увеличится на треть, поэтому наличие современного ледокольного и танкерного флота крайне необходимо в осуществлении этих перевозок.

Новопортовское месторождение и Novy Port

Новопортовское месторождение - одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений на полуострове Ямал. Расположено в 30 км от побережья Обской губы. Извлекаемые запасы составляют более 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа. Месторождение открыто еще в прошлом веке и находится в восточной части полуострова Ямал в 100 километрах от Обской губы.

В советские годы не было никаких возможностей для транспортировки нефти из этого района - долгие годы на Новопортовском проходили лишь геологоразведочные работы. И только в десятые годы века нынешнего появились технологии, с помощью которых за небольшой срок «Газпром нефть» совершила прорыв и смогла начать полноценно эксплуатировать месторождение. Эффективная разработка запасов Новопортовского потребовала строительства горизонтальных и многоствольных скважин, а также применения многостадийного гидроразрыва пласта.

В 2016 году «Газпромнефть-Ямал» продлила право пользования недрами Новопортовского месторождения до 2150 года. На сегодняшний день это самый продолжительный срок действия лицензии в портфеле активов «Газпром нефти». Найденная на Новопортовском месторождении нефть, получившая название Novy Port, относится к категории легких сортов с низким содержанием серы (около 0,1 процента). Этим сразу заинтересовались потенциальные потребители из стран Северной Европы, где находятся заводы, специализирующийся на переработке легкой малосернистой нефти.

Однако о серьезных контрактах с европейцами можно было говорить лишь при стабильной, круглогодичной поставке топлива. «Газпром нефть» вместе с учеными кораблестроения и морской техники начала решать амбициозную задачу по круглогодичной транспортировке сырья танкерами при поддержке ледоколов. Для этого от Новопортовского месторождения до берега Обской губы был проложен трубопровод длинной 105 километров, который был соединен с первым в мире и единственным нефтеналивным терминалом в пресных водах за Полярным кругом.

Через «Ворота Арктики» в Европу

«Ворота Арктики» - уникальный выносной нефтеналивной терминал для транспортировки нефти с Новопортовского месторождения. По сути, это огромный кран, находящийся прямо в Обской губе - в 3,5 километра от берега. Нефть поступает туда по сухопутному и подводному нефтепроводу длиной 10,5 километра и далее поступает сразу на танкер.

Был построен резервуарный парк и насосные станции с системой защиты от гидроударов, что гарантирует герметичность всей системы. Технологическая схема обеспечивает «нулевой сброс» каких-либо загрязняющих веществ в акваторию Обской губы. Терминал «Ворота Арктики» представляет собой грандиозное зрелище - он возвышается над водой на 80 метров. Мощность перевалочного комплекса - 8,6 миллиона тонн нефти в год.

Благодаря созданию «Ворот Арктики» первая нефть с Новопортовского месторождения отправилась в Европу по Севморпути летом 2014 года. В 2015-м начались зимние отгрузки, которые сопровождались атомными ледоколами. Но уже тогда стало понятно, что привычными способами поставлять нефть в промышленном объеме с месторождения крайне затруднительно.
Обская губа очень сложна в гидрологическом плане - она мелководная, вода в ней практически пресная, и с учетом того, что акватория покрыта льдами в течение 255 дней в году, толщина ледяного покрова здесь колеблется в районе около двух метров. К тому же в зимнее время температура воздуха постоянно держится на отметке минус 50 градусов по Цельсию, и здесь дуют сильные штормовые ветры.

В таких условиях проход танкеров сильно затруднен, каким бы ледовым классом они ни обладали. Необходимы современные ледоколы для того, чтобы проложить и поддерживать в идеальном состоянии каналы во льду, по которым грузовые суда смогут ходить самостоятельно. Именно с этой целью и был построен «Александр Санников». Местом его постоянной дислокации станет Обская губа и Карское море - оттуда танкеры с Нового Порта уходят в Баренцево море и далее следуют к портам в Мурманске и Европе. Благодаря развитию этого северного морского маршрута географию поставок нефти сорта Novy Port за несколько последних лет удалось расширить до 9 стран, среди которых Великобритания, Франция, Норвегия и Голландия.

Арктический флот «Газпром нефти»

Активное освоение Новопортовского и Приразломного месторождений увеличило почти на треть количество операций по заправке топливом танкеров в Арктике. Поэтому «Газпром нефть» встала перед задачей создания своего собственного арктического флота. В 2017 году по заказу компании построили серию танкеров в арктическом исполнении, способных преодолевать льды толщиной до 1,8 метра при осадке в 9 метров и грузоподъемностью около 35 тысяч тонн. Естественно, что также появилась потребность в ледоколах, которые могли бы не только проводить судна сквозь торосы, но и постоянно поддерживать фарватер в пропускном режиме, а также участвовать в швартовых и погрузочных работах, спасательных операциях, буксировке судов, пожаротушении, ликвидации разливов нефти. Они должны быть и мощными, и в то же время маневренными.

Заказ на создание двух новых ледокола класса ICEBREAKER 8 был сделан . И вот, 29 июня 2018 года первый из двух судов этого проекта «Александр Санников» презентовали на Английской набережной в Санкт-Петербурге перед его первым походом в Арктику.

Секреты нового ледокола

Ледокол «Александр Санников» - это настоящий плавучий город. На чистой воде он может разгоняться до 16 узлов, то есть до 25 километров в час. Кроме того, судно обладает низкой осадкой - до 8 метров, что идеально подходит для работы на мелководье, где не пройдут атомные ледоколы. На судне - многофункциональная палуба с возможностью перевозки грузовых контейнеров, пожарная станция, госпиталь, вертолетная площадка. В наличии также аварийные катера, мощная лебедка и кран грузоподъемностью 26 тонн - функционал «Александра Санникова» существенно превосходит большинство его атомных и дизельных предшественников.

Видео: Popcorner / YouTube

Самая главная конструктивная особенность судна - «Александр Санников» не продавливает лед, как это делают классические ледоколы, а разрезает его и как бы «фрезерует» ледяную толщу. Секрет нового судна в особой форме корпуса и трех динамичных двигателях, которые находятся в кормовой и носовой части. Именно такое техническое решение дает «Александру Санникову» преимущество в маневренности. При необходимости ледокол может всего за минуту развернуться на месте на 360 градусов.

Значительная часть оборудования, установленного на ледоколе «Александр Санников» - российского производства. Центр судостроения «Звездочка» в Северодвинске оснастил судно самым современным носовым подруливающим устройством. Отечественные производители также обеспечили ледокол современным навигационным оборудованием, ходовым мостиком, генераторами - важнейшими элементами, обеспечивающими работу ледокола.

Не хуже атомных предшественников

Специалисты считают, что сегодня «Александр Санников» - один из самых высокотехнологичных ледоколов. Судно построено так, чтобы обеспечить возможность до 40 дней автономной работы при экстремальных температурах до минус 50 градусов. Бортовые компьютеры полностью регулируют жизнеобеспечение ледокола, запускают генераторы, синхронизируют оборудование, управляют аварийными режимами, регулируют температурные и технологические режимы на всех палубах судна. Цифровизация управления ледоколом повысила эффективность работы экипажа - для выполнения аналогичного функционала на других ледокольных судах требуется двукратное увеличение численности команды.

При мощности своих дизельных двигателей в 22 мегаватта «Александр Санников» показывает ледопроходимость, сопоставимую с атомными ледоколами, имеющими большую мощность. Остается добавить, что на «Александре Санникове» все твердые и жидкие отходы хранятся на борту и утилизируются уже на берегу специальными службами. Система отведения сточных вод на судне имеет замкнутый цикл: их сбор производится в специальном сборном танке, из которого стоки поступают на очистные сооружения для очистки и обезвреживания.

Серия из двух многоцелевых дизель-электрических ледокола мощностью 22 МВт проекта Aker Arc130A будет построена на Выборгском судостроительном заводе (входит в состав Объединённой судостроительной корпорации) по заказу ООО «Газпромнефть Новый порт» от 13 апреля 2015 года.

16 апреля 2015 года ОАО «Выборгский судостроительный завод» (входит в состав Объединённой судостроительной корпорации) и компания Aker Arctic Technology на разработку концептуального проекта для новых ледоколов.

Основное назначение судов: ледокольная проводка танкеров, помощь при проведении швартовных и погрузочных операций, спасательных операций, буксировки судов, пожаротушения, участия в операциях по ликвидации разливов нефти.

Суда будут построены по новейшему проекту под ледовый класс Icebreaker8, обеспечивающему ледопроходимость до 2 метров и значительную маневренность при сравнительно небольшой осадке. При этом согласно контракту, суда также должны иметь возможность непрерывной работы при температурах до -50 С.

Оба судна будут сданы Заказчику в 2017 году. Ледоколы будут работать на Арктическом терминале Новопортовского месторождения, расположенном на западе Обской губы на полуострове Ямал.

Концептуальный проект судна разработан компанией Aker Arctic Technology (Финляндия).

Ледоколы новейшего поколения Aker Arc130A будут иметь длину 121,7 метра, ширину главной палубы (включая отбойные конструкции) 26 метров, осадку 8,0 метров. Тип пропульсивной установки – дизель-электрическая (азимутальные подруливающие устройства – 2 в корме, 1 в носу судна). Пропульсивная мощность – 2 х 7500 КВт (корма) и 1 х 6500 кВт (нос). Построенные суда будут эксплуатироваться под российским флагом.

По сообщению от 06 августа 2015 года проект многоцелевого дизель-электрического ледокола новейшего поколения Aker Arc130A, предназначенный для обслуживания Арктического терминала Новопортовского месторождения «Газпром нефти» в Обской губе (ЯНАО), успешно в ледовом бассейне.

По сообщению от 15 сентября 2015 года получила новый заказ на поставку электрических силовых установок, движителей Azipod и систем автоматизации для ледоколов. Ледоколы будут оснащены дизель-электрической силовой установкой и новой системой движителей Azipod, состоящей из трех колонок – одна в носовой части судна и две в кормовой – для оптимизации эффективности и маневренности ледоколов в условиях ледяных торосов. В объем поставки компании ABB входит также интегрированная система управления, сигнализации и контроля (ICAMS) всего судна, система управления энергопотреблением и программируемая система дистанционного управления и маневрирования.

Головное ледокольное судно обеспечения «Александр Санников» (IMO: 9777101), строительный номер 233, 03 ноября 2015 года. 08 апреля 2016 года первый блок судна на самопогружной барже заключительную проверку механизмов и оборудования в доке им. П.И. Велещинского Кронштадтского морского завода (входит в ОСК).



Статьи по теме: