Занятие для дошкольников домашние птицы. Конспект занятия для детей средней группы по познавательному развитию «Домашние птицы

«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Конспект занятия по развитию речи. (Старшая группа.)

Воспитатель МБДОУ № 7: Бирюкова Г.К.

Программное содержание:

Ø Уточнить и расширить представления о домашних птицах, их образе жизни.

Ø Углубить знания детей, используя опыты.

Ø Формировать связную речевую активность в обучении пересказу сказки, передачи ее содержания без пропусков и искажений.

Ø Развивать мышление, зрительное внимание, творческое воображение.

Ø Формировать навыки сотрудничества, доброжелательных отношений между детьми, чувства ответственности, инициативности, любви и бережного отношения к живой природе.

Методические приемы: беседа, вопросы, загадки, опыт, игра, пересказ сказки по опорным картинкам, зрительная гимнастика, сюрпризный момент.

Обогащение словаря: куртки – пуховики, тонкий лед проломится, перепонки.

Оборудование: иллюстрации «Домашние птицы», емкости с водой, полоски картона, смазанные воском и чистые, перышки, картинки – иллюстрации к сказке для пересказа, разрезные картинки, яйцо с сюрпризом.

Предварительная работа: заучивание загадок о домашних птицах, беседа о домашних птицах, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто изображен на иллюстрациях? Назовите одним словом. (Домашние птицы).

А вы хотите больше узнать о домашних птицах? (Да).

Тогда мы сейчас поиграем в интересную игру, которая называется

«Почемучка»:

· Почему их называют «птицами»? (Тело покрыто перьями, есть крылья, клюв).

· Почему домашние птицы летают только на короткое расстояние? (У них слабые крылья и тяжелое тело).

· Зачем домашние птицы проглатывают камни? (Для перетирания пищи, так как у них нет зубов).

· Почему кур называют «несушками»? (Они несут яйца).

· Какую пользу приносят человеку домашние птицы? (Мясо, яйца, пух).

· Отгадайте загадки:

Явился в желтой шубке –

Прощайте, две скорлупки!

(Цыпленок).

Квохчет, квохчет, детей созывает,

Всех под крыло собирает.

(Курица).

Не будильник, а разбудит,

Запоет – проснутся люди.

(Петух).

В воде купался, а сух остался.

(Гусь).

· Почему у гусей и уток не намокают перья? (Они их смазывают жиром, который находится в хвостике, и она скатывается с перышек).

- Хотите проверить? (Да).

Вот у вас лежат по две полоски. Одна простая, чистая. А другая смазана воском. Возьмите первую и намочите ее. (полоска промокла). А теперь, возьмите другую полоску и намочите ее. (с нее вода скатывается). А теперь возьмите по перышку и намочите его. (перышко тоже осталось сухим).

Вывод: У водоплавающих птиц вода скатывается с перышек, перья не намокают.

А что еще помогает этим птицам плавать? (У них на лаках есть перепонки и они гребут лапками, как веслами). Вот поэтому куры, индюки и петухи не могут плавать.

А еще я хочу вам рассказать сказку «Непослушный петушок», послушайте внимательно:

«Жили – были петушок, да курочка. Пришла холодная зима, выпал первый снег. Захотелось петушку покататься на коньках, а курочка говорит: «Ой, Петя, подожди, дай реке замерзнуть как следует. Лед – то еще тонкий, проломится и утонешь»! Не послушался петушок курочку, одел коньки и покатился по льду. Катился, катился, да и провалился… Еле вылез петушок из воды, мокрый и замерший пошел домой. Увидела его курочка, ничего не сказала, а только головой покачала…»

Почему курочка покачала головой? (Ответы детей).

Дети по - желанию пересказывают сказку.

Зрительная гимнастика «Поищи зернышки для петушка».

Двигательная гимнастика «Маленькие утята».

Вышли утром как-то в ряд (Шагают на месте)

Десять маленьких утят.

Посчитались, (Руки вверх, вперед, в стороны)

Удивились, (Руки внизу, поднимать плечи)

На две группы разделились. (Покружились)

Перышки почистили,

Головкой повертели. (Повороты головы)

Червячка склевали, (Наклон вперед)

К речке побежали. (Бег на месте)

Дидактическая игра «Собери картинку».

Перед детьми лежат черно-белые изображения, и на них накладывают цветные разрезные части этой картинки.

Анализ занятия.

Исхакова Светлана Миннулловна, воспитатель
МАДОУ №106 "ЗАБАВА" г. Набережные Челны

Тема: Домашние птицы.

Программное содержание:

- развивать речь детей, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

Развивать умения детей излагать свои знания о домашних птицах, о внешнем виде домашних птиц; развивать словарный запас, слуховое внимание, кругозор, мышление, память; воспитывать бережное отношение к птицам .

Предварительная работа. Разучивание песни «Вышла курочка гулять», рассматривание иллюстраций в книгах домашних птиц, чтение сказки «Курочка – Ряба», рассматривание картины «Курица с цыплятами», миска с пшеном, травка.

Материалы и оборудование. Набор настольных игрушек – домашняя птица;, изображения семейства: гуси, утки, куры, бумажный заборчик на доску и картинка «птичий двор» для сюрпризного момента, мешочек; бумажные фигурки цыплят на магнитах, 2 мольберта, интерактивная доска, (если ее нет то можно использовать плакат с изображением деревни) .

Индивидуальная работа: Матвей, Амилия называние и звукоподрожание птицам.

Словарная работа: Селезень, Гусыня, птичий двор

Интеграция: социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

1. Организационный момент.

Ребята куда это мы свами сегодня попали (в деревню) . (Слайд и звуки деревни.) Слышите звуки деревни? Давайте присядем на стульчики. (На магнитной доске Забор) Что это на картинке? (Это забор) , а за забором (птичий двор) . Давайте посмотрим кто живет за заборчиком. Здесь живут (домашние птицы) . А почему они так называются? (называются они так потому что живут рядом с человеком, и человек заботится о них, кормит) .

2. Основная часть.

Ребята, кто это? (петух) . Правильно. А какие у петуха перья, хвост, гребешок?Давайте прочтем петушку стихотворение (дети самостоятельно) :

Петушок, петушок, золотой гребешок, Масляна головушка, шелкова бородушка. Что ты рано встаешь, деткам спать не даешь?

Ребята, а как петух поет? (ку-ка-ре-ку!) Ой, а кто это услышал петуха? (ставится картинка Курица) Скажите какие перья у курицы? (пестрые) А хвост?

Загадка

Белый камешек разбился

Богатырь на свет явился

Богатырь на курьих ножках

В красных кожаных сапожках. (яйцо, цыпленок) .

Курица несет (яица) , а из этих яиц вылупляются...(цыплята) Правильно! (Раздаю детям бумажных цыплят) .

Желтые цыплятки, славные ребятки.

Спят у мамы под крылом,

Так уютно в доме том.

Ребята, какого цвета цыплята? (Желтые) . А цыплята как пищат? (Пи-пи-пи) Цыплята любят клевать зернышки.

Выполняем музыкально-ритмические движения под песенку «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной

Давайте соберем цыплят возле нашей курицы. (Прикрепляем Цыплят на доску) Один малыш потерялся. (утенок) . Это его мама? Нет. Конечно, это не цыпленок. Это утенок. А маму у утенка как зовут? (утка) , папу утенка зовут - Селезень

Пушистый матросик, лопаточкой носик. - На ножках коротеньких красные боты.

Расскажите про утку. Как утка крякает? (Кря-кря) Какой у утки нос? (большой, лопаточкой) . Какие у нее лапки? (короткие) . А какого цвета? (Красного) На лапках имеются перепонки. Утки любят плавать в пруду или в реке, любят щипать траву.

Также плавать любят гуси. Деток у гусей зовут? (Гусятами) маму-гусыня, а папу-гусь. А как гуси кричат? «Га-га-га»

3. Игра «Чудесный мешочек» По считалке выбираем участника достаем игрушки из мешочка изображаем звуки и называем. «Ко-ко-ко, квохчет... «Ку-ка-ре-ку!» - кричит... «Га-га-га, го-го-го», - гогочет... «Кря-кря-кря», - крякает...

Физкультминутка

4. Пальчиковая гимнастика.

Наши уточки с утра «Кря-кря-кря» (всепальчики округляем в щепоть)

Наши гуси у пруда «Га-га-га» (пальчики собранные вщепоть вытягиваем вперед)

Наши курочки в окно «Ко-ко-ко». (Делаем пальчиками куриный гребешок)

А как Петя-петушок рано по утру. (Большим и указательным делаем. Нам споет «Ку-ка-реку» клюв, а остальные выпрямляем)

5. Подведение итога: Про кого мы говорили сегодня? Поиграли, потанцевали. Нужно домашних птиц беречь и за ними ухаживать.

Домашние птицы приносят человеку пользу. Кто знает, какую?

Домашние птицы дают нам мясо, яйца, пух.

А вот из их пуха делают подушки, на которых вы сладко спите, одеяла и ваши некоторые куртки-пуховички тоже состоят из их пуха.

Вот такие замечательные и полезные эти домашние птицы.

И закончим мы наше занятие веселым танцем «Танец утят» .

Белик Элеонора Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №53 детский сад комбинированного вида
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: конспект занятия по развитию речи "Домашние птицы"
Дата публикации: 22.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Образовательные:

внешнем виде, образе жизни.

Совершенствование грамматического строя речи, связной речи.

Развивающие:

творческого воображения.

Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества,

доброжелательности.

Материалы: предметные картинки домашних птиц, фасоль и горох

перемешанные, тарелочки, червячки из пластилина, игрушка курочки и

цыплёнка, раскраски домашних птиц.

Ход занятия:

Приветствие.

К детям приходит курочка. Здравствуйте ребята!

Пришла я к вам за помощью. Пропал у меня ребёнок маленький

цыплёнок. Бегаю заву его, не откликается, наверно заблудился, на нашем

птичьем дворе. Двор у нас большой, где искать не знаю.

В – ль: Ребята поможем Курочке.

Поспешим на птичий двор.

Три раза вокруг себя повернись и на птичьем дворе очутись.

Поворачиваю доску, на ней картинка домик деревья.

Ну вот ребята оказались мы на птичьем дворе.

Только кто же здесь живёт? Здесь ли наш цыплёнок?

Загадка про гуся .

Длинная шея, красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки. (гусь).

В-ль: Правильно ребята здесь живёт семья гусей

На магнитной доске появляется картинка с гусиной семьёй.

В – ль: Это гусиная семья!

Как папа называется? (гусь) А как мама? (гусыня) А как называется их малыш

(гусёнок), а если малышей много (гусята)?

В – ль: Задаёт вопросы по описанию гусей – дети отвечают, если

затрудняются помогает и дети повторяют.

Описание гусей – гуси большие, у них длинные шеи, на голове красный

длинный клюв, два глаза, два больших крыла, маленький хвост, две красные

лапы, а на лапах перепонки – по этому, гуси водоплавающие птицы, а чем

покрыто тело гусей (перьями, а под перьями пух). Перья у гусей серого или

белого цвета. А гусята жёлтого цвета.

А характер у гусей вздорный, они любят пощипать и поиграть. Давайте с

гусями поиграем…

Развитие тонкой моторики речь с движениями.

Есть у нас драчливый гусь

Гуси, гуси вы не видели моего цыплёнка?

Да курочка забегал твой сынок с моими гусятами поиграл – зёрнышки

поклевал и убежал…

А куда же?

Да на двор где живут утки побежал…

Ну что ребята на двор к уткам отправимся….

Три раза вокруг себя повернись и на утином дворе очутись…

На магнитной доске появляются картинки утиной семьи.

В – ль: Это утиная семья.

Как папа называется? (селезень) А как мама? (утка) А как называется их

малыш (утёнок), а если малышей много (утята)?

В – ль: Задаёт вопросы по описанию уток, сравнивают маму и папу – дети

отвечают, если затрудняются помогает, а дети повторяют.

Утки чуть поменьше гусей. На голове два маленьких глаза. Широкий,

оранжевый и длинный клюв. Шея у уток короче чем у гусей. На туловище два

крыла, короткий хвост и две лапки. На лапках перепонки. Перепонки для того

чтобы утки могли плавать – это водоплавающие птицы. Туловище уток

покрыто перьями, а под перьями пух. Утка пёстренькая, а селезень яркий у

него зелёная или синяя голова, белый галстучек на шее, и на крыльях есть

зелёные полоски. А утёнок жёлтенький.

В – ль: Ребята посмотрите какие утята маленькие, они очень любят играть

давайте с ними поиграем!

Физминутка

Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал,

Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь,

Ш-ш-ш. (Присели.)

В – ль: - Уточки вы не видели цыплёнка? потерялся бедненький.

Утки отвечают: Кря – кря – кря забегал он к нам с утра, водицы попил и убежал.

В – ль: А куда же он побежал?

Утки отвечают: А на двор к индюкам.

Ну что ребята на двор к индюкам отправимся….

Три раза вокруг себя повернись и на индюшинном дворе очутись…

На магнитной доске появляются картинки индюшинной семьи.

В – ль: Это индюшинная семья.

Как папа называется? (индюк) А как мама? (индюшка) А как называется их

малыш (индюшонок), а если малышей много (индюшата)?

В – ль: Задаёт вопросы по описанию индюков, сравнивают маму и папу –

дети отвечают, если затрудняются в – ль помогает, а дети повторяют.

Индюки крупные птицы, папа побольше, а мама поменьше. На голове у

индюка бородавчатый не оперённый носовой отросток. У индюка он

большой и ярко красный, а у индейки поменьше. У индюка большой хвост –

как веер, а у индюшки поменьше, на лапках у индюков нет перепонок,

поэтому они плавать не умеют – они сухопутные птицы. Туловище индюков

покрыты перьями они пёстрые. Индюшка светлая, а у индюка больше чёрных

пёрышек. Индюшата тоже желтенькие, а на крылышках чёрненькие пятна.

В – ль: Индюки вы не видели, куда наш цыплёнок побежал?

Индюки: видели, конечно! Он искал червячков для мамы, нашёл и помчался

домой с гостинцами!

В – ль: Ребята посмотрите Индюшка грустная какая то. Индюшка что

случилось?

Индюшка отвечает: Да вот принесла нам хозяйка обед индюшатам горох, а

мне с индюком фасоль, только индюшата мои разбаловались и рассыпали и

перепутали горох и фасоль. Вот теперь боюсь их кормить – поперхнуться

фасолью она крупная.

Ребята давайте поможем индюкам! На столах стоят три чашки в одной

перепутанные горох и фасоль, а две другие пустые. В одну нужно положить

горох в другую фасоль. И тогда индюшата смогут спокойно пообедать

горохом, а индюк и индюшка фасолью.

Дети за столами перебирают фасоль и горох.

Индюки благодарят детей и прощаются!

Ну что ребята на двор к курам отправимся….

Три раза вокруг себя повернись и на курином дворе очутись…

На магнитной доске появляются картинки куриной семьи.

В – ль: Ну вот ребята мы и пришли к курочке в гости.

Как папа называется? (петух) А как мама? (курица) А как называется их

малыш (цыплёнок), а если малышей много (цыплята)?

В – ль: Задаёт вопросы по описанию кур, сравнивают маму и папу – дети

отвечают, если затрудняются, воспитатель помогает, а дети повторяют.

Ребята посмотрите на курочку и петушка они одинаковые или разные?

Да они разные – у петушка на голове гребешок большой и бородка большая,

а у курочки маленькая. У петушка хвост большой и пышный, а у курочки

маленький, у петушка пёрышки яркие, разноцветные, а курочка скромница

пёстренькая. А на лапках перепонок нет по этому, куры плавать не умеют они

сухопутные птицы.

Ой, Ребята посмотрите а вот и цыплёнок прибежал, да с гостинцами для

мамы и папы (в – ль показывает тарелочку с червячками из пластилина).

Пи-пи-пи угощайтесь мама и папа я так старался вас порадовать!

Курица: спасибо сыночек!

В – ль: Ой какой же у курочки хороший цыплёнок. Мне он очень нравится! А

вам он нравится? Давайте скажем почему нам нравится цыплёнок.

Воспитатель говорит пример предложения (цыплёнок мне нравится, потому

что он красивый!) передаёт цыплёнка в руки следующему ребёнку. Дети по

очереди говорят своё предложение. – Цыплёнок мне нравится потому, что……

Цыплёнок: Ой ребята вы такие добрые, помогали моей маме искать меня и

не бросили её в беде, подарю я вам раскраски в память о нашем птичьем

В – ль: Ребята нам пора прощаться и возвращаться в группу.

Три раза вокруг себя повернись и в группе очутись…

Ну вот мы и в группе. Ребята, где мы с вами побывали? А кого там видели? А

птицы эти были дикие или домашние? Путешествие наше закончилось!

Теперь можно и раскраски раскрасить…

Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки.

(Цыпленок)

Открытое занятие по развитию речи в средней группе «Домашние птицы»

Образовательные:

Закрепление знаний детей о характерных признаках домашних птиц, их

внешнем виде, образе жизни.

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи, слоговой структуры слов,

связной речи.

Образовательные: Закрепление знаний детей о характерных признаках

домашних птиц. Расширение представлений детей о птицах, их внешнем

виде, образе жизни.

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование

грамматического строя речи, слоговой структуры слов, связной речи.

Развивающие:

Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха,

зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики,

творческого воображения.

Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества,

доброжелательности.

Материалы: предметные картинки домашних птиц., аудио запись голоса

«домашних птиц».

Ход занятия:

Приветствие.

Сегодня к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы выросли,

повзрослели, чему научились. Но сначала нужно поприветствовать гостей.

(дети хором приветствуют гостей).

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю,

Всех я вас приветствую!

Здравствуйте милые дети, вы лучше всех на свете. Вот таких хороших я

приглашаю в путешествие. Хотите? Подумайте и скажите, на чём можно

путешествовать? (выслушиваем ответы детей).

Сегодня я вас приглашаю отправиться на птичий двор на велосипеде. (на

поезде) (включается весёлая музыка).

2. Речевая зарядка.

Вот мы приехали на птичий двор (воспитатель включает звуки домашних

птиц) Кого вы услышали? (ответы детей). Я предлагаю вам поиграть.

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ле-ле-ле- много птиц у нас в селе.

Ал-ал-ал- наш цыплёнок очень мал.

Ол-ол-ол - индюшонок сел на пол.

Лу-лу-лу- гусёнок спрятался в углу.

Ре-ре-ре- много уток во дворе.

Лю-лю-лю- я домашних птиц люблю.

Развитие фонематического слуха.

К нам пришёл волшебник злой, Он ужасный и большой.

Он руками замахал,

Птичек всех заколдовал.

Но пришли друзья – детишки,

Озорные шалунишки

Стали думать и гадать,

Как друзей расколдовать!

Я сейчас буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите

правильное

Название птицы.

Бетух, петюх, пытух, петух.

Усыня, гузыня, гусиня, гусыня.

Интюк, индук, интук, индюк.

Удочка,утотька, уточка.

Закрепление название частей тела птицы.

Ребята, как одним словом назвать петуха, индюка, утку, гуся? Почему

их так называют?

Какую пользу приносят домашние птицы человеку?

Развитие координации речи с движением.

Давайте «петушки» встанем в круг и произнесём слова:

Ах ты, Петя – Петушок,

На макушке гребешок,

А под клювом – то бородка,

Очень гордая походка.

Рано – рано по утру

Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

(Дети повторяют слова и соответствующие движения).

Закрепление понятий «тихо – громко». Учить произносить

звукоподражание в соответствии с жестом взрослого.

А сейчас поиграем в игру «Кто как кричит?» Я буду называть и

показывать домашних птиц, а вы мне ответите, кто как голос подаёт.

Для этого разделимся на две команды: девочки будут – мамами, а мальчики

– птенцами.

Мамы будут звать своих деток громко, а детки громко кричать не умеют, они

будут отвечать тихо.

(воспитатель жестом показывает на мальчиков или девочек).

Наши гуси у пруда – га - га – га. А гусята тихо повторяют.

А индюк среди двора – Бл-бл-бл. А индюшата тихо повторяют.

А как Петя – Петушок нам поёт (все вместе) ку – ка – ре – ку!

Развитие тонкой моторики.

Речь с движением.

В петушков я вас превращала, а теперь: Два раза покружились и в гуся

превратились.

Есть у нас драчливый гусь

(поочерёдно прикоснуться большим пальцем к остальным)

Очень я его боюсь (руки в кулачки и прижать к телу)

Выгнет шею и гогочет (правая рука вверх в щепотку)

Ущипнуть меня он хочет (ритмичные «щипки»).

Физкультминутка.

Вы, ребята, устали, давайте мы с вами отдохнём.

Вышли уточки на луг, кря – кря – кря!

Пролетел весёлый жук, ж – ж- ж - !

(машем руками – крыльями)

Гуси шеи выгибают, га – га – га (круговые вращения шеей)

Клювом перья распрвляют!

(повороты туловища влево вправо)

Ветер ветки раскачал

(качают поднятыми руками в верх)

Шарик тоже зарычал, р – р – р!

(руки на поясе, наклонившись вперёд смотрим перед собой)

Зашептал в воде камыш, ш – ш – ш! (подняли руки вверх, потянулись)

И опять настала тишь, ш – ш – ш! (присели).

Закрепить в речи названия птичьей семьи.

Присаживайтесь за столы и возьмите картинку с изображением

домашних птиц. (по одной картинке на ребёнка. Воспитатель задаёт

каждому ребёнку разные вопросы: назови птицу, как называется семья,

назови ласково, кто детёныш, что умеют делать).

10. Организация окончания занятия.

Ребята, давайте давайте ещё раз посмотрим на птичий двор. Смотрим

видеоклип «Птичий двор».

Кого вы увидели в маленьком видеофильме? Где мы с вами побывали? О

ком и о чём говорили? Что вам понравилось? Что вам понравилось? Что

показалось трудным?

Вы сегодня очень постарались, давайте похвалим за это себя. Нас ждёт

поезд пора возвращаться в детский сад.

Программные задачи:

Формировать представления детей о домашних птицах, об их образе жизни, строении тела, закреплять названия птенцов домашних птиц;

Учить образовывать форму множественного числа существительных, уменьшительно – ласкательную форму существительных;

Формировать умение образовывать и использовать в активной речи форму родительного падежа существительных;

Упражнять детей в составлении описательного рассказа;

Развивать внимание, память, интерес к домашним птицам.

Оборудование:

демонстрационный материал – картинки с домашними птицами и их птенцами, птицефермой, зрительная схема – план для составления описательного рассказа, записи голосов домашних птиц;

раздаточный материал – картинки с домашними птицами, разрезанные на 3-4 части.

Ход занятия.

    Организационный момент .

Дефектолог:

Сейчас я возьму волшебную палочку, и мы с вами перенесёмся… А куда, вы догадаетесь, если послушаете, какие звуки раздаются вокруг.

Игра «Угадай по звукоподражанию».

Дефектолог:

Кто это? Га – га – га. (Гусь.) Кря – кря – кря. (Утка.) Ку – ка – ре – ку. (Петух.) Ко – ко – ко. (Курица.) Пи – пи – пи. (Цыплята.)

На панно выставляются картинки – отгадки.

    Основная часть.

1. Дефектолог:

Мы попали на птичий двор. Кого здесь только нет! Называйте, кого вы видите.

КУРЫ ПЕТУХИ УТКИ

ГУСИ ИНДЮКИ ИНДЮШКИ

Как их всех можно назвать?

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

Подумайте, почему они называются птицами? (Есть перья, крылья и две лапки.)

Они умеют летать, как другие птицы? (Нет.)

Почему эти птицы называются домашними? (У них есть хозяин, который о них заботится, они живут в сарае, приносят пользу своему хозяину.)

Что получает хозяин от своих домашних птиц? (Они дают мясо, яйца, пух и перья.)

Для чего используются перья домашних птиц?

2. Дефектолог:

Вы слышали, как шумно на птичьем дворе? Вспомните, как домашние птицы подают голос.

УТКИ – КРЯ – КРЯ! ПЕТУХ - КУ – КА – РЕ – КУ!

ИНДЮК – БЛ – БЛ – БЛ! ГУСИ - ГА – ГА – ГА!

КУРЫ - КО – КО – КО или КУД – КУДА!

Послушайте стихотворение. Когда я буду называть различных домашних птиц, помогайте им подавать голос. Будьте внимательны!

Учитель – дефектолог: Дети:

НАШИ УТОЧКИ С УТРА: КРЯ – КРЯ – КРЯ, КРЯ – КРЯ – КРЯ!

НАШИ ГУСИ У ПРУДА: ГА – ГА –ГА, ГА – ГА – ГА!

А ИНДЮК СРЕДИ ПРУДА: БЛ – БЛ – БЛА, БЛ – БЛ – БЛА!

А НАШ ПЕТЯ – ПЕТУШОК

РАННИМ – РАНО ПОУТРУ

НАМ СПОЁТ: КУ – КА – РЕ – КУ!

Что делали уточки? (Крякали.)

Что делали гуси? (Гоготали.)

Что делал индюк? (Болботал.)

Что делал петух? (Кукарекал.)

Что делали курочки? (Кудахтали и квохтали.)

3 . Игра «Назови ласково».

Курица – курочка. Петух - … Гусь - … Цыплёнок - … Утка - …

4. Игра «Один – много».

Петух – петухи. Курица - … Гусь - … Гусыня - … Утка - … Цыплёнок - …

5. Физкультминутка «Индюк».

ХОДИТ ПО ДВОРУ ИНДЮК (шаги на месте)

СРЕДИ УТОК И ПОДРУГ.

ВДРУГ УВИДЕЛ ОН ГРАЧА (остановиться, удивлённо посмотреть вниз)

РАССЕРДИЛСЯ СГОРЯЧА.

СГОРЯЧА ЗАТОПАЛ (потопать ногами),

КРЫЛЬЯМИ ЗАХЛОПАЛ (руками, словно крыльями, похлопать себе по бокам).

ВЕСЬ РАЗДУЛСЯ, СЛОВНО ШАР (руки на поясе),

ИЛИ МЕДНЫЙ САМОВАР (сцепить округленные руки перед грудью).

ЗАТРЯС БОРОДОЮ (помотать головою, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк),

ПОНЁССЯ СТРЕЛОЮ (бег на месте).

6. Игра «Папа – мама – птенец».

Папа – петух, мама – курица, птенец – цыплёнок.

(Выставляются картинки.)

Папа – гусь, мама – гусыня, птенец – гусёнок.

Аналогично с другими птицами.

7. Игра «Кто у кого?»

(Игра с перекидыванием мяча.)

У курицы – цыплёнок, цыплята.

У гуся – гусёнок, гусята.

У утки – утёнок, утята.

У индейки – индюшонок, индюшата.

8. Игра «Сложи картинку».

Дети собирают картинки с домашними птицами, разрезанные на 3-4 части.

9. Игра «У кого?»

У кого длинная шея? – У гуся длинная шея.

У кого лапки с перепонками? – У гуся (утки) лапки с перепонками.

У кого когти на лапках? - …

У кого красивый хвост? - …

У кого широкий клюв? - …

У кого острый клюв? - …

У кого пёстрые пёрышки? - …

У кого красные лапки? - … И т.д.

10 . Составление рассказа – описания.

Каждый ребёнок составляет рассказ о домашней птице (на своей картинке) по зрительной схеме – плану:

Кто это?

Каков внешний вид?

Какие повадки?

Кто у этой птицы детёныши?

Чем питаются?

Какую пользу приносят?

    Итог занятия.

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.

Занятие в старшей группе компенсирующей направленности

Тема: «Домашние птицы»

Логопед: Кузнецова М.Ю.

Цель : Сформировать у детей представления о домашних птицах, развивать творческие познавательные способности в процессе решения поставленных задач.

Задачи:

1. Закрепить словарь по теме.

2. Систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах семей, пользе для человека.

3. Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к жизни домашних птиц, память, связную речь.

4. Учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

5. Воспитывать заботливое и внимательное отношение к домашним птицам.

Оборудование: картинки и иллюстрации по теме, магнитная доска, перья, заготовки для аппликации, клей.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Сегодня к нам пришел гость. Угадайте кто это.

Он у нас горластый,

По утрам кричит он: «Здравствуй!»

На ногах его сапожки,

На ушах его сережки,

На головке – гребешок,

Вот какой он ….!

Посмотрите, какой необычный петушок пришел к нам в гости. Что у нашего петушка не так? (художник не раскрасил хвост у петушка) Сможем ему помочь?

Конечно, поможем ему! Он станет разноцветным, когда мы выполним различные задания. После выполнения каждого задания будем дарить петушку по одной краске.

II. Основная часть.

1. – Посмотрите на петушка. Что есть у петушка? (голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка)

Закончите предложения:

У петушка есть одна ….

У петушка есть один ….

У петушка есть одно ….

У петушка есть два ….

У петуха есть две …

2. Упражнение «Голоса птиц»

Где живет петух? А кто с ним еще живет? Послушайте и угадайте, кто живет на птичьем дворе.

Петух – кукарекает

Курица – кудахчет

Гусь – гогочет

Утка – крякает

Индюк – болобочет

Молодцы, хорошо и правильно вы справились с заданием. Подарим петушку краску.

3. Беседа по картине «Птичий двор»

Посмотрите, где мы оказались. Здесь большое оживленье – птицы в разном оперении. Какие это птицы? Почему их называют домашними? Кто ухаживает за птицами? Что они едят? Какая польза от птиц?

Петух может похвастаться красивым гребешком, а остальные птицы чем могут похвастаться?

Индюк – красивым хвостом

Курица – пестрые перья

Гусь – длинная шея

Утка – широкие лапы.

Молодцы! Дарим петушку краску.

4 . Физминутка. Фонетическая ритмика со звуками.

5 . Исследовательская деятельность с пером.

Обратить внимание на перья на столе.

Что это? Какое оно? (цвет, вес) Для чего нужно перо? Как человек использует?

Молодцы, дарим еще одну краску петушку.

6 . Игра «Бывает – не бывает»

Инструкция: если это бывает – хлопаем, если не бывает – топаем.

Курица улетела в теплые края.

Курица снесла яйцо.

Петух нырнул в речку.

Цыпленок взлетел на забор.

Петух нашел зернышко.

Утка громко закукарекала.

На пруду громко кудахтали гуси.

Петух распустил хвост веером.

Индейка высиживает индюшат.

Молодцы, хорошо и правильно вы справились с заданием. Подарим петушку краску.

7 . Игра «Доскажи словечко»

Шею вытянул гусенок,

Озирается спросонок,

Еле-еле соню сына

Под крылом нашла …(гусыня)

А кто папа у гусят? (гусак) (вывешивается картинка «Гуси»)

Эй, утята, вы куда?

Здесь собачья будка!

Ждет вас около пруда

Ваша мама … (утка)

Кто папа у утят? (селезень) (вывешивается картинка «Утки»)

Что стряслось у индюшат. Почему они спешат?

У сарая за кадушкой червяка нашла … (индюшка)

Кто папа у индюшат? (индюк) (вывешивается картинка «Индюки»)

Ну-ка марш назад цыплятки.

Залезать нельзя на грядки!

Ищет вас волнуется ваша мама … (курица)

Кто папа у цыплят? (петух) (вывешивается картина «Куры»)

Молодцы, давайте подарим петушку еще одну краску.

III. Итог занятия.

Ребята, кому мы сегодня помогли? Как вы думаете петушок остался довольным?

Про каких птиц сегодня говорили?

Полезны ли для человека домашние птицы? Чем?

Надо ли человеку ухаживать за птицами? Почему?

Мы многое сегодня вспомнили и повторили. Молодцы!



Статьи по теме: