Юрген Теллер: «Господи, неужели я такой плохой человек? Фотограф Юрген Теллер. Жизнь по принципу «enjoy your life! Juergen teller фотографии

Для немецкого фотографа Юргена Теллера (Juergen Teller) в свое время позировали такие легендарные личности, как Курт Кобейн, Кейт Мосс и Герберт Грёнемайер (Herbert Grönemeyer). Он сам, впрочем, называет портреты знаменитостей автопортретами. Даже фотографии, на которых запечатлены неодушевленные предметы, тоже - изображения его самого. Искусство Теллера самоцентрично. "Главный мотив - это я", - говорит он. И поясняет: "Все мои сюжеты так или иначе являются автопортретами".

Отдавая дань его специфической интерпретации изобразительного искусства, федеральный выставочный зал Bundeskunsthalle в Бонне, где до 25 сентября показывают около 250 работ этого известного немецкого фотохудожника, поместил в фойе гигантский плакат с изображением не знаменитых актеров, не культовых музыкантов и даже не супермоделей, которых много на его снимках. На плакате изображен сам Юрген Теллер, смотрящий по телевизору футбол.

Символический реквизит

Теллер фотографировал для модных лейблов и публиковал фоторепортажи в журналах. Наибольшую известность получили его необычные портреты знаменитостей. "Теллер работает на стыке коммерческой и художественной фотографии", - говорит Сюзанне Кляйне (Susanne Kleine), один из организаторов выставки в Бонне.

Фотографии Юргена Теллера производят впечатление спонтанных снимков, но эта "случайность" продумана и тщательно инсценирована. Для рекламных кампаний модных лейблов он снимал моделей в непривычных для гламурного бизнеса интерьерах, фокусируя внимание на красоте несовершенства.

Американская звезда реалити-шоу Ким Кардашьян позирует для него не в вечернем платье на красной дорожке, а в нижнем белье на какой-то песчаной насыпи во Франции (см. фотогалерею - Ред. ). Дизайнера из Англии Вивьен Вестувуд фотограф усадил голую на диван. В его видеофильме британская актриса Шарлотта Рэмплинг музицирует на фортепьяно в то время, как обнаженный Юрген Теллер нежно ласкает инструмент. Художник не видит в своем художественном методе ничего странного: "Я не считаю его экзотическим. Для меня это естественный способ самовыражения".

Самовыражается 52-летний фотограф и через футбол, к которому испытывает самые трепетные чувства. Для одной из серий своих снимков он сопровождал испанского тренера Хосепа Гвардиолу и возглавляемый им в ту пору мюнхенский клуб "Бавария" в Китай. Работы из этой сессии в экспозиции размещены рядом с плакатом, на котором футбол смотрит сам фотограф. Этот вид спорта, вызывающий самый широкий спектр эмоций, от ликования до печали, затрагивает души многих людей, говорит куратор Кляйн. "Мы подумали, что хорошо будет встречать посетителей выставки именно таким образом".

Юрген Теллер

Юрген Теллер (род. в 1964 году, Эрланген, Германия) - фэшн-фотограф и художник, известный «любительской» эстетикой.

Культовый фотограф Юрген Теллер известен портретами, снятыми в намеренно «случайной» манере. Его «любительская» эстетика оказала огромное влияние на модную фотографию.

Теллера совершенно не интересует, где грань между высоким искусством и ремеслом, или даже — между искусством и «не искусством». Родившийся в семье ремесленников — настройщиков музыкальных инструментов, Юрген Теллер унаследовал большую работоспособность. Выше отвлеченных рассуждений, столь болезненных для многих творцов и критиков, для него всегда стоит качественно выполненная работа.

Теллера совершенно не интересует, где грань между искусством и «не искусством».

Вопрос в том, что считать качественной работой. Для немецкого художника на первом месте — умение ухватить самую суть героев: их душу, настроение и эмоции, их темперамент и харизму. На последнем — качество непосредственно съемки. Теллер сумел обнажить то, за что мы так любим фотографию, - ее способность просочиться в самую глубину. С его снимков, как из трещины в земной коре, на нас обрушивается горячая магма человеческой сердцевины.

Переехав в Лондон в середине 80-х годов после учебы в Мюнхенской школе фотографии, Юрген Теллер начал карьеру со съемок для музыкальных журналов - именно сквозь призму рок-сцены он воспринимал и моду, и искусство. Его портретные снимки публикуются в таких изданиях, как Face и i-D. Незнакомый с фэшн-иконографией, Юрген Теллер вкладывает в модную фотографию собственную уникальную оптику. В итоге в лондонских изданиях все чаще появляются его гранжевые «сырые» и антигламурные снимки.

Намеренно «случайные» фотографии Юргена Теллера создаются именно так, как кажется зрителю, - быстро и неожиданно. Фотограф снимает сразу с двух камер, чтобы не выжидать паузу между вспышками и не терять драгоценные «живые» моменты. Чтобы установить личный контакт с моделью, нужный ему для максимальной честности фотографии, Теллер использует на съемке как можно меньше техники и минимум людей. Теллер снимает практически интуитивно, не продумывая каждый шаг, а кропотливая работа начинается уже на этапе отбора.

Намеренно «случайные» фотографии Юргена Теллера создаются именно так, как кажется зрителю, - быстро и неожиданно.

Серия «Le Louvre»

Юрген Теллер снимал многих рок-звезд, известных актрис и топ-моделей — от Курта Кобейна до Лары Стоун, неизменно проявляя их уникальный образ, живой и раскрепощенный. Чтобы не упустить ситуацию, в которой характер человека раскроется во всей непредсказуемости, художник всегда вооружен фотокамерой.

Самые каноничные его работы — это портреты моделей. Снимок Кейт Мосс, к примеру, - не просто изображение веселящейся модели, это ее эссенция.

Юрген Теллер часто снимает обнаженную натуру (временами и обнаженного себя). В знаменитой серии «Le Louvre» Теллер изобразил обнаженных моделей (в том числе актрису Шарлотту Рэмплинг) в знаменитом французском музее. На фоне классических произведений обнаженное женское тело выглядит не как провокация или сексуальный объект, а как естественное продолжение художественной традиции.

Юрген Теллер часто снимает обнаженную натуру, себя в том числе.

Он обнимался с Шарлоттой Рэ мплинг , слушал, как Кейт Мосс играет на гитаре, купался вместе с и ее сыном, смеялся с Викторией Бекхэм и рассуждал о пользе томатов с Хавьером Бардемом. Юрген Теллер — фотограф, живущий по принципу «enjoy your life!».

Все началось с Лондона. Музыкальные журналы, модный глянец и более серьезная пресса поверила в простую, немного ироничную, а самое главное — нескучную манеру Юргена Теллера. Снимки появлялись стабильно то здесь, то там, с завидной для молодого фотографа периодичностью. Незаконсервированный чудак двигал вперед свое виденье, никогда не шёл на уступки и в 1991-м получил по заслугам. Фотосессия сделала из Теллера парня, попасть в объектив которого стало не желанием, а базовой потребностью. Хмель от успеха закружил голову молодому немцу, но исключительно в правильном направлении. Съёмки стали смелее, провокативней, но одно в них осталось неизменным — честность. Может быть не трезвый, но точно ясный взгляд на вещи и на личности, которые их презентуют.

В его фотоистории засветился Марк Джейкобс , бренды Helmut Lang , Hugo Boss ,. В них то и дело появлялась и влекла за собой Кейт Мосс , выбрав Юргена своим портретистом. Он узнал ее еще зеленой, слегка наивной британкой, которой суждено стать моделью поколений, он снимал ее на пике карьеры и продолжает снимать сейчас. Мосс для Теллера, как смена дня и ночи, будет происходить снова и снова, сама собой как процесс, как изменение, которое в порядке вещей. Но предугадать ее настроение невозможно. Единственное, что точно можно ожидать от этого союза — это сознательность. Все что происходит в кадре — желаемое и обоюдно как для модели, так и для фотографа.

С женщинами у Юргена вообще все особенно. Он снимет их 20 лет. Рутина? Нет. В интервью немецкой газете «Welt» в 2010-м Теллер признается, что до сих пор чувствует определенную нервозность в процессе съемок, они — его спусковой механизм. Прежде всего, ему необходимо сблизиться с героем. Возраст, пол, причина фотосессии не важны, первоначально Юрген старается выстроить доверительный диалог. Вместе пообедать, ведь не только духовная пища сближает, вместе прогуляться, вместе обменяться мыслями. Сначала он покажет, что такое быть объектом съёмки. То есть Теллер своего рода Мэл Гибсон в фильме «Чего хотят женщины», только в мире фотографии. Сам все примерит, если нужно — оголится, впрочем, это он сделает запросто. Парень он не из стеснительных — может и по Лувру, в чем мать родила погулять, и провести целый день на солнцепеке среди колючих зарослей Палм-Спрингс. У его героя не возникнет чувства недопонимания. Он знает, что его фотограф прошел через все сам. Для шутинга у Теллера всегда готово две камеры — «прервать нельзя, фотографировать», его принцип, в котором запятая неприкосновенна.

Юрген — фотограф, которому поступали и продолжают поступать интересные предложения. Однажды ночью ему позвонил арт-директор журнала «Paradis» и поставил вопрос ребром: «Хочешь поснимать «ню» в Лувре?». Теллер ответил, что идея глупа и нереализуема. Через два дня вышеупомянутый человек позвонил снова и попросил выбрать модель. Ею стала Шарлотта Рэмплинг . У них уже была история с позволительной нежностью в сюите отеля Гриллон, снятая в рамках работы над кампейном для Марка Джейкобса . Но то, что натворили эти двое в Лувре — было настоящим безумием. Очень честным, стопроцентно крутым безумием. Людовик Четырнадцатый, пожалуй, пригласил бы эту парочку к своему двору.

Подвижная фантазия и девушки. Вот что подпитывает нервозность Теллера и направляет его объектив в нужном направлении. София Коппола гуляет по Central Park и показывает новый it-bag авторства Джейкобса белке. А ведь это то, что на самом деле происходит в жизни с сумкой после ее покупки. Она не стоит на полке как экспонат. Приключения хозяйки и ее приключения тоже. И вот она честность, которую хочется видеть. В другой истории поучаствовала . А точнее — ее ноги. Вики, первую декаду 2000-х прославляющая каблук во всех его проявлениях, идеальный кандидат, чтобы представить революционные обувные фантазии Джейкобса. Компания SS 2008 сорвала свои аплодисменты. Для Pop Magazine Теллер снимал активисток Pussy Riot , без лозунгов и призывов. Они для него две подруги, две случайные прохожие, гуляющие по улицам Парижа. Он шалил с и раздражал Джорджию Мей Джагер , освобождая ее дикую энергетику, чтобы запечатлеть ее для кампейна бренда Сони Рикель. Теллер уговорил Лару Стоун показать сочетание неидеальности и красоты в съёмке для System Magazine. В поддержку философии «времени нет и нет расстояний» бренда Cèline, он объединил в кадре лаконичную Джоан Дидьйон и проникновенную Дарью Вербову . У Юргена с каждой девушкой своя история, но любит он их всех — за просто так, за изменчивость и непостоянство, за старания брать высоту, за умение делать паузу и творить глупости.

Он сумасшедший, но верный, и умеющий выслушать. Поэтому Николя Жескьр доверяет ему визуализацию своих идей в пикселях. Лукбуки, кампейны, новый образ Louis Vuitton в глазах прессы создан Юргеном и уже любим миллионами. В работе фотограф давно нашел свою нишу и четко обозначил позицию. Она заключается в сознательной дистанции от гламура и тактильном прикосновении снимка с эстетикой «people sensation». Чувственность, натуральность и сопереживание — вот они ножи фотографа. Не приукрасить настоящее, не сфальшивить. Может меньше усилий, но зато получается искренне и любопытно. Все говорят, что у него манера, узнаваемость, а может он просто не играет в инсценировку, не живет имитаций. Для него в кадре такое же настоящее, как и за ним.

Алексей Никишин продолжает разговоры о современной фотографии. Сегодня речь пойдет о творчестве фэшн-фотографа Юргена Теллера.

В рубрике «Секреты успеха» известный фэшн-фотограф Юрген Теллер расскажет, как снимая хуже, чем любой российских фотограф, можно добиться успеха в фотографии и получить признание в качестве авторитетного современного художника.

Фото © Юрген Теллер (Juergen Teller), 1998-1999

Парадокс творчества Юргена Теллера в том, что он, по мнению большинства российских фотографов, не умеет снимать. «Любительская эстетика» («snapshot aesthetic»), в которой работает Юрген Теллер, не вызывает доверия у российского зрителя, хотя многие западные современные фотографы уже давно в ней работают. Но было бы странно думать, что именно это сделало его современным художником.

Свой первый серьезный проект Юрген Теллер снял в 35 лет, когда в течении года фотографировал (хотя правильнее сказать фотодокументировал) всех девушек, которые приезжали в его студию, находящейся на маленькой улице в Западном Лондоне, чтобы сделать модельные фото-тесты. На протяжении года (с 1998 по 1999) , агентства отправляют к нему девушек на фотопробы, а Юрген снимал каждую на мыльницу у двери своей студии, как у двери в новую жизнь. Фотографировал и складывал фотографии в пачку.

1 сентября 1999 году выходит книга «Jourgen Teller. Go-Sees» - 470 страниц фотографий английских девчонок, которые мечтали о серьезной карьере супер-модели! 470 страниц несбывшихся надежд. Своего рода социологическое исследование, выполненное в форме типологии, объединившее всех участниц этого стихийного фотопроекта вместе, как и те ложные надежды, которые явились целью их визита к фотографу. Именно этот проект прославил молодого Юргена Теллера и перевел его из категории фотографа, снимающего модельные тесты, в категорию «современный художник». Проблемы, которые удалось проявить этим проектом, как Вы понимаете, современны, актуальны и так далеки «модельных тестов».

Вы уже догадались, что не все фотографы считаются современными художниками. Например, Терри Ричардсон - не современный художник, хотя его стилистика сильно напоминает Юргена Теллера. Почему? Потому что все фотографии Терри снимает про одно и тоже: либо про друзей-звезд, либо про член Терри. Хотя это конечно важные темы, но для современного искусства они мягко говоря мелки.

Яркими примерами тех, кто также как Юрген Теллер, выбился из фотографов в современные художники, являются - Пьер и Жиль (Pierre et Gilles), Синди Шерман (Cindy Sherman), Nan Goldin (Нан Голдин), Ларри Кларк (Larry Clark), Томас Деманд (Thomas Demand), Rineke Dijkstra (Ринеке Дейкстра), Ryan McGinley (Райан Мак-Гинли), Boris Mikhailov (Борис Михайлов), Hellen van Meene (Хелен ван Мин), Wolfgang Tillmans (Вольфганг Тильманс), Gillian Wearing (Джиллиан Веаринг) и другие. О них мы поговорим в следующих статьях.

Продолжаем конкурс на самые интересные вопросы по современной фотографии. Вы присылаете нам Ваши вопросы - мы стараемся на них ответить или включить их в темы наших следующих статей.

Сегодня вопрос задает Георгий, фотограф из города Ставрополя, на юге России. Он спрашивает: «В чем же здесь, [удалено цензурой], искусство?»

Ваши ответы и новые вопросы пишите в комментариях.

Со всеми статьями про современную фотографию Вы можете ознакомится здесь:



Статьи по теме: