Художественная культура киевской руси презентация мхк. Культура киевской руси

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Художественная культура Киевской Руси МХК 10 класс

Архитектура Киева Золотые ворота – главный вход в город с юго-запада, со стороны Византии. Если ворота таковы, то каков же сам город? Золотые ворота. Реконструкция С.Высоцкого

Остатки Золотых ворот Парадный въезд в Киев представлял собой гигантское архитектурное сооружение – сводчатый массив, сложенный из кирпича и камня. Две параллельные стены, перекрытые сводом, образовывали проход глубиной в 25 м. Надвратная церковь Благовещения с золоченым куполом венчала сооружение. Две массивные створки центральных ворот были окованы позолоченной медью, ярко сверкавшей на солнце. Вероятнее всего, э то и определило их название. В нижней части Золотых ворот, под церковью, находились хранилища для ценностей.

Реконструкция - саркофаг над Золотыми воротами

Собор Святой Софии Крестово-купольный пятинефный тринадцатиглавый храм, построенный после победы Ярослава Мудрого над печенегами. Продолжает традиции древнеславянского зодчества с его столпообразными срубами, клетями и златоверхими вышками. Храм не был побелен, а кирпич и серый гранитный камень (плинфа) чередовались с розовой цемянкой (раствор извести, песка и толченого кирпича), что придавало его стенам радующую глаз нарядность. Софийский собор в Киеве. XI в. (реконструкция).

София Киевская Св. София горела два раза. В XIV в. храм стоял без крыши, с обрушившимися стенами и развалившейся западной стороной. Несколько раз храм перестраивали. Последний – в XVIII в. в стиле украинского барокко. Современный вид

София Киевская Двенадцать мощных крестообразных столбов расчленяют огромное внутреннее пространство Софии. Под главным куполом, в залитом светом пространстве произносились проповеди и совершались торжественные государственные церемонии, а в самом алтаре собиралось высшее духовенство. Наверху, на хорах, появлялись земные владыки: князь и его приближенные. Внизу же, там, где свет переходил в полумрак, толпился народ. Интерьер

София Киевская Обилие пролетов, арок, украшающих пространство храма, создавало впечатление монументальности и пышности его внутреннего убранства. Многочисленные красочные фрески и искрящиеся мозаики, покрывающие снизу доверху подкупольное пространство, стены, своды и столбы, придавали храму особую парадность и торжественность. Интерьер

Архитектура Великого Новгорода Новгородский Софийский собор в том виде, в каком он был возведен в XII в., не сохранился. Вначале он был одноглавым, с круглым куполом и тремя апсидами. При отстройке сгоревшего собора вокруг главы, поставленной на место старой, возвели еще четыре меньшего размера. К храму с обеих сторон стали пристраивать приделы.

София Новгородская Стены храма снаружи были лишены каких-либо декоративных деталей. Внешний облик отличается простотой, строгостью и асимметрией форм.

София Новгородская Во внутреннем убранстве храма применены двухарочные пролеты, четырех- и восьмигранные столбы. Стены и своды покрыты удивительными по красоте фресками.

«Где София, там и Новгород»


Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе его общественно - исторической трудовой практики. Культура Киевской Руси – совокупность всех материальных и духовных ценностей, накопленных в процессе развития русских княжеств с момента зарождения государства в X веке и до XIII века включительно.


Язычество: сознание народа, крестьянский быт, литература, живопись Географическое положение: открытость другим культурам, культурно - бытовая ассимиляция Христианство и Византия: сначала - образец для подражания, затем – ассимиляция и переработка Факторы, повлиявшие на формирование культуры


Письменность Рукописи на пергаменте: Остромирово Евангелие 1057 г., Изборники Святослава 1073 и 1076 гг. и др. Граффити: надпись о кончине Ярослава Мудрого на стене Софийского Собора в Киеве Эпиграфика: надпись на Тмутараканском камне Берестяные грамоты: записи, выцарапанные писалами на кусках бересты






ЛИТЕРАТУРА Проповеди и поучения: «Слово о законе и благодати» Илариона (1049 г.), «Поучение» Владимира Мономаха (1117 г.) и др. Жития святых: «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия» Нестора Героический эпос: «Слово о полку Игореве» (после 1187 г.) Летописи: «Повесть временных лет» Нестора (1113 г.) Публицистика: «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (нач. XIII в.)






Киев. Софийский собор год.


Основные техники: Икона – станковое произведение, выполненное на досках, масляными красками. Мозаика – создание изображения из кусочков цветной c мальты (непрозрачного стекла), минералов, мрамора Фреска – живопись по сырой штукатурке водяными красками Живопись Владимирская икона Божьей матери XII век XII век






Зернь Зернь: на изделие напаивался узор, состоящий из множества мельчайших шариков - зернышек. Скань: Скань: орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволокой, которую также напаивали на металлическую поверхность. Перегородчатая эмаль: Перегородчатая эмаль: промежутки между перегородками заполняли разноцветной эмалью;






Фольклор – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного творчества Былина - эпическая песня, охватывающая исторические события веков. Ведущее место среди былин занимают богатырские - воспевающие героев - защитников родины, отечества, наделенных любовью к своему народу - Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича Н.Н. Каразин. Пир у князя Владимира

МХК-10

Урок № 16-17

Искусство Киевской Руси

Д.З.: Гл.16, творческая мастерская зад. 1,3 стр. 167

© А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • познакомить с искусством Киевской Руси;
  • расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;
  • воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре наших предков, к их культурному наследию.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • иконопись;
  • икона;
  • символика храма;
  • собор;
  • крестово-купольный тип храма;
  • язычество;
  • плинфа;
  • цемлянка;
  • хора;
  • фасад;
  • 13- и 5-главыйсоборы

Универсальные учебные действия

  • исследовать истоки русской художественной культуры; находить характерные черты древнерусского искусства в современной художественной культуре; создавать модель одного из архитектурных сооружений эпохи Киевской Руси в одной из художественных техник; осуществлять поиск информации об архитектуре Киевской Руси в различных источниках (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, Интернет и др.); проводить сравнительный анализ архитектурного облика Софийских соборов в Константинополе, Киеве и Великом Новгороде


ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Архитектура Киевской Руси.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет искусство Киевской Руси?


подвопросы

  • Теснейшая связь художественной культуры средневековой Руси с язычеством и важнейшими историческими событиями. Творческое переосмысление художественных традиций Византии и Западной Европы.
  • Архитектура Киевской Руси. Основные черты архитектуры Киевской Руси. Шедевры зодчества. Зодчество Великого Новгорода: характерные особенности и шедевры.

Теснейшая связь художественной культуры средневековой Руси с язычеством, христианством и важнейшими историческими событиями.

  • Вся культура и искусство средневековой Руси, начиная с X века и до конца XVII в. Неразрывно связана церковью и христианской верой, которую русский народ вслед за своими византийскими учителями назвал православной, т.е. правильной

Архитектура – вид искусства,

который входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.

Каменная архитектура,

которая связана с

Русью христианской

Деревянная архитектура,

которая восходит к

Руси языческой


Деревянная архитектура

  • многоярусность строений
  • увенчивание башенками и теремами
  • наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней
  • украшение художественной резьбой

«Два всадника».11-12 век. Фрагмент украшения Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.


Каменная архитектура

  • Сооружение церквей по образу и подобию крестово – купольного храма греков (квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют крест)

Храм Успения Богородицы

(Десятинная церковь).

986–996 гг. Киев.


Архитектура Киевской Руси

  • Первая церковь, возведенная в Киеве, была посвящена Святой Богородице и в народе называлась Десятинной, т.к. князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое.

Архитектура Киевской Руси

  • Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством Ярославом Мудрым самого величественного и значимого русского храма – собора святой Софии в Киеве. (София – премудрость Божья).

Архитектура Киевской Руси

  • Одиннадцатый век называют веком Трех Софий. Одновременно один за другим строились храмы святой Софии в Новгороде и Полоцке. Хотя они и возводились по образцу “старшей сестры” местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости.

Архитектура Киевской Руси

  • Три Софии Киева, Новгорода, Полоцка (планы) с 12- крещатыми и внутренними столбами (выделены черным) - символами 12 Апостолов - столпов церкви.

Софийский собор – сочетание славянских и византийских традиций.

Собор Святой Софии в Киеве-

памятник древнерусского зодчества,

главное церковное и общественное

здание Киевской Руси. Заложен в 1037 году. Первоначально собор представлял собой крестово-купольный храм с тринадцатью главами. Стены храма были выложены из красного кирпича- плинфы , серого гранитного камня и розового раствора-цемянки -смеси извести, песка и толченого кирпича.


Софийский собор в Новгороде

Софийский Собор в Новгороде памятник древнерусского зодчества; построен в 1045 – 1050 годах при князе Владимире Ярославиче в детинце - центральной укрепленной части города на более высоком, левом берегу Волхова. Строился по образцу Софии Киевской. Круговые паперти и лестничная башня с дополнительной главой в южной части западной паперти, расширяют пространство собора. Строили собор в основном из камня.


Софийские соборы в Полоцке и Чернигове.

Софийский собор в

Чернигове

Софийский собор

в Полоцке


Золотые ворота в Киеве.

Золотые ворота - крепостная башня с широким (7,5 м.) проездом. Они предназначались для торжественного, церемониального въезда в столицу с южной стороны. В силу своей значимости они были каменными. Строили в технике смешанной кладки, которая широко использовалась еще в Древнем Риме.

Слои камней перемежевывались с выравнивающими рядами плинфы (кирпича ) сцепленными цемлякой. На воротах располагалась боевая площадка с несколькими рядами бойниц. Золотые ворота венчала надвратная церковь Благовещенья. Золотые ворота не сохранились. Они были воссозданы в 1982 году по реставрационному проекту И. Лопушанской и С. Высоцкого.


Три Софии превратились в три "краеугольных камня" Святой Руси, положенных в Х-XI веках св. Ольгой, св. Владимиром, мудрым Ярославом в Киеве, Полоцке, Новгороде.

Святые и Мудрые храмоздатели очевидно считали и надеялись, что "Премудрость" будет вечно способствовать единству русских людей, целостности Русской земли, Русской Православной Церкви.




Ико́на (ср.-греч. «о́браз», «изображение») - в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории

Изобразительное искусство средневековой Руси представлено главным образом иконописью. Икона – это священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых, ангелов, событий священной истории. Согласно учению церкви, икона это зримое символическое изображение Бога.



Самыми знаменитыми иконописцами средневековой Руси были Феофан Грек, Андрей Рублев, Симон Ушаков, которые не только создавали иконы, но и расписывали храмы.


Первые книги

Первые книги, созданные на Руси, были рукописными и относятся к концу 9 века. Книги на Руси всегда считались большой ценностью. Их берегли, украшали бесценными росписями и миниатюрами, драгоценными металлами и самоцветными камнями


Искусство средневековой Руси

  • Богочеловек
  • Вера
  • Церковь, на содержание которой князь Владимир отдавал десятую часть своего дохода.
  • Божья мудрость”
  • Материал для создания мозаики.
  • Панно, выполненное из цветного стекла и самоцветных камней.
  • Самый долговечный вид искусства.
  • Имя греческого художника жившего в России и работающего в иконописном жанре.
  • Главный жанр изобразительного искусства средневековой Руси.
  • Что символизирует бордовый плащ Богородицы.
  • Столица Руси в 10 веке.
  • Лак, которым покрывали иконы.



  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

  • Вы можете использовать шаблон презентации: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов. Сайт: http :// pedsovet.su /

Слайд 2

  • Основу древнерусской культурысоставляло наследие восточных славян.
  • Древнерусская культура впитывала в себя культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов.
  • Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства.
  • Создавая свои творения, древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. Они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа.

Особенности культуры Древней Руси IX-XII вв.

Слайд 3

В. Васнецов

  • Крещение Владимира
  • Крещение Руси. 988 г.
  • Слайд 4

    Крещение киевлян в Днепре

    Слайд 5

    Необходимость принятия новой религии объясняется:

    Невозможность реформирования старой религии, так как пантеон языческих богов не приводил к единству культа, разъединял части страны.

    Язычество не выражало государственного единства, не объясняло обоснованности господства княжеской власти и феодальной верхушки, не имело идеи примирения с существующим порядком.

    • Католичество
    • Православие
    • Ислам
    • Иудаизм

    Причины выбора православия:

    • Близкое Руси социально-политическое устройство Византии
    • Распространение христианства на Руси до князя Владимира
    • Обожествление в православии княжеской власти
    • Пышное величавое убранство храмов и красивая служба
  • Слайд 6

    • Укрепление единства страны и центральной власти
    • Изживание сепаратизма отдельных земель и сложение общерусского самосознания
    • Развитие феодальных отношений
    • Рост международного престижа
    • Развитие культуры (письменность, иконопись, фрески, каменное зодчество, школы)

    Значение принятия христианства

    Князь Владимир

    Слайд 7

    Основные моменты крещения Руси

    Слайд 8

    • Кирилл и Мефодий
    • Письменность Древней Руси
  • Слайд 9

    Глаголица и кириллица

    Слайд 10

    • Летописец за работой
    • Нестор Летописец, реконструкция антропологов
    • Берестяная грамота
  • Слайд 11

    Литература Древней Руси

    • Проповеди и поучения: «Слово о законе и благодати» Иллариона (1049 г.), «Поучение» Владимира Мономаха (1117 г.) и др.
    • Героический эпос: «Слово о полку Игореве» (после 1187 г.)
    • Публицистика: «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (начало XIII в.)
    • Жития святых: «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия» Нестора
    • Летописи: «Повесть временных лет» Нестора (1113 г.)
    • От XI-XII вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых имеют точную дату написания. Древнейшая из них была переписана в 1056-1057 гг. для новгородского посадника, т.н. «Остромирово Евангелие».
  • Слайд 12

    Былины – поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей

    Илья Муромец

    Добрыня Никитич

    Алеша Попович

    Микула Селянинович

    Основные идеи:

    Освобождение своей земли

    Защита земли Русской от врагов

    Народное устное творчество

    Слайд 13

    • Архитектура Древней Руси
    • Киев в Х в. Реконструкция
  • Слайд 14

    Один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого.Золотые Ворота представляют собой крепостную башню с широким (до 7,5 м) проездом. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые опирались арки свода. Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. Ворота были каменными. Строили их в технике смешанной кладки: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы.

    Золотые ворота. Киев 1037 г.

    Венчает Ворота надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град. Надвратная церковь в ходе реставрационных работ воссоздана как четырёхстолпный одноглавый храм с утопленными в толще стены апсидами, не выступающими из общего объёма фасада. В качестве архитектурного декора применены орнаменты из кирпича, характерные для искусства того периода.

    Со стороны поля перед воротами проходил ров шириной 15 метров и глубиной 8 метров.

    Слайд 15

    Десятинная церковь в Киеве 989-996 гг.

    Слайд 16

    • Софийский собор был построен по образцу византийского.
    • В плане храма основу составлял крест, образованный основным и боковыми нефами.
    • Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в многокупольную пирамиду.

    Софийский собор в Киеве 1017-1037 гг.

    Ярослав Мудрый

    Слайд 17

    Софийский собор в Киеве. Современный вид

    Слайд 18

    Собор Святой Софии

    • Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты)
    • Иоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве
    • Адриан святой. Фреска Софийского собора в Киеве
  • Слайд 19

    Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке

    Собор Святой Софии

    Слайд 20

    Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050гг.

    Выстроена София новгородская в основном из камня, и только арки порталов, и оконных проёмов выложены из кирпича, а своды в интерьере - частично из камня, частично из кирпича

    Раздел III. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (XVIII вв.)

    Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты

    «Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывавший несколько новых зерен-княжеств» Б.А. Рыбаков, историк «Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывавший несколько новых зерен-княжеств»

    В числе наиболее значительных преемников Киева стал «господин Великий Новгород», где русская художественная культура приобрела черты большей национальной самобытности и достигла новых высот своего развития. В числе наиболее значительных преемников Киева стал «господин Великий Новгород», где русская художественная культура приобрела черты большей национальной самобытности и достигла новых высот своего развития.

    из Именно земле земля была Новгородская одним центров образования Древнерусского в государства. Новгородской и возникло государственное образование, получившее в историографии названия Новгородская Русь, Верхняя Русь, Поволховская Русь, от которого принято начинать историю русской государственности. Новгородская Русь – это огромная территория от Балтики до Ледовитого океана и Урала. Когда в последствии новгородские земли были присоединены к Московскому царству, сразу вдвое увеличились его размеры. Новгородская земля была одним из центров образования Древнерусского государства. Именно в Новгородской земле и возникло государственное образование, получившее в историографии названия Новгородская Русь, Верхняя Русь, Поволховская Русь, от которого принято начинать историю русской государственности.Новгородская Русь – это огромная территория от Балтики до Ледовитого океана и Урала. Когда в последствии новгородские земли были присоединены к Московскому царству, сразу вдвое увеличились его размеры.

    Новгород возник в IX в. благодаря выгодному географическому положени на обоих берегах реки Волхов недалеко от Ильмень-озера, откуда вытекает эта река. На левом берегу высился Кремль, на территории которого располагалась главная святыня города и земли - Софийский собор. Напротив Кремля находились торг, вечевая площадь, Ярославово дворище, дворы иноземных купцов и купеческие церкви. Подход к городу прикрывали монастыри: с юга - Юрьевский, а с севера - Антониев. Все население Новгорода объединялось в общину, становление которой происходит на протяжении XI столетия. Одна из древних былин так описывает торговые Река да озера к Нову-городу, пути, сходившиеся в Новгород и способствовавшие его быстрому росту и По одной из А мхи да болота к Белу-озеру, процветанию. гипотез, Новгород Да чистое поле ко Пскову; возник на месте Темные леса Смоленские… трех небольших поселков. Широка мать-Волга под Казань Объединившись, шла, они огородили Подале того – и под Астрахань… свое новое Из-под белого горючего из-под поселение и стали камешка Новым городом – Выбегала мать Днепра-река Новгородом Да устьем впадала в море Новгород возник в IX в. благодаря выгодному географическому положени на обоих берегах реки Волхов недалеко от Ильмень-озера, откуда вытекает эта река. На левом берегу высился Кремль, на территории которого располагалась главная святыня города и земли - Софийский собор. Напротив Кремля находились торг, вечевая площадь, Ярославово дворище, дворы иноземных купцов и купеческие церкви. Подход к городу прикрывали монастыри: с юга - Юрьевский, а с севера - Антониев. Все население Новгорода объединялось в общину, становление которой происходит на протяжении XI столетия. Одна из древних былин так описывает торговые пути, сходившиеся в Новгород и способствовавшие его быстрому росту и процветанию. Река да озера к Нову-городу,А мхи да болота к Белу-озеру,Да чистое поле ко Пскову;Темные леса Смоленские…Широка мать-Волга под Казань шла,Подале того – и под Астрахань…Из-под белого горючего из-под камешкаВыбегала мать Днепра-рекаДа устьем впадала в море Черное… По одной из гипотез, Новгород возник на месте трех небольших поселков. Объединившись, они огородили свое новое поселение и стали Новым городом – Новгородом

    Берестяные грамоты Жители новгородских земель были повсеместно грамотными, об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, простых горожан, написанные по самым обыденным случаям и поводам: долговые расписки, любовные послания, приглашения и т.д. письма эластичнее, Для бересту специально подготавливали, ее варили в воде, делавшей кору ее расслаивали, убирая наиболее грубые слои. Подготовленный для письма лист бересты чаще всего обрезался со всех сторон и имел аккуратные прямые углы. Наконец, надпись в большинстве случаев наносили на внутренней стороне коры, то есть на той поверхности бересты, которая всегда оказывается снаружи, когда берестяной лист сворачивается в свиток. Берестяные грамотыДля письма бересту специально подготавливали, ее варили в воде, делавшей кору эластичнее, ее расслаивали, убирая наиболее грубые слои. Подготовленный для письма лист бересты чаще всего обрезался со всех сторон и имел аккуратные прямые углы. Наконец, надпись в большинстве случаев наносили на внутренней стороне коры, то есть на той поверхности бересты, которая всегда оказывается снаружи, когда берестяной лист сворачивается в свиток.Жители новгородских земель были повсеместно грамотными, об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, простых горожан, написанные по самым обыденным случаям и поводам: долговые расписки, любовные послания, приглашения и т.д.

    Архитектура древнего занимает в место русской второй века Искусство Новгорода отдельное истории культуры. Во половине XII новгородские архитекторы строят здания по собственному образцу, отделывают стены культовых сооружений собственными, самобытными фресками. Могущество церкви щедро подкреплялось доходами от обширных земельных угодий, пожертвований частных лиц, системы повинностей и штрафов. Основная достопримечательность Новгородского кремля -Софийский собор, первое каменное здание Новгорода, бесценный памятник русской архитектуры XI века. АрхитектураИскусство древнего Новгорода занимает отдельное место в истории русской культуры. Во второй половине XII века новгородские архитекторы строят здания по собственному образцу, отделывают стены культовых сооружений собственными, самобытными фресками. Могущество церкви щедро подкреплялось доходами от обширных земельных угодий, пожертвований частных лиц, системы повинностей и штрафов.Основная достопримечательность Новгородского кремля -Софийский собор, первое каменное здание Новгорода, бесценный памятник русской архитектуры XI века.

    Юрьев монастырь в Новгороде Монументальные сооружения начала XII в. Связывают с работой русского зодчего Петра, чье имя сохранилось в летописной записи строительства Георгиевского собора Юрьева монастыря. сдвинул «Мастер Петр сделал церковь о трех верхах». Главное отличие: ассиметричное завершение храма. Зодчий центральный купол храма по отношению к двум боковым его вершинам. Именно пластичность и красота ассиметрии станут примечательными чертами стиля Монументальные сооружения начала XII в. Связывают с работой русского зодчего Петра, чье имя сохранилось в летописной записи строительства Георгиевского собора Юрьева монастыря.Юрьев монастырь в Новгороде«Мастер Петр сделал церковь о трех верхах». Главное отличие: ассиметричное завершение храма. Зодчий сдвинул центральный купол храма по отношению к двум боковым его вершинам. Именно пластичность и красота ассиметрии станут примечательными чертами стиля северной архитектуры.

    Церковь Спаса на Нередице,1198год Во второй половине XII в. Складывается новый тип храма, одноглавого, камерного по размерам, простого и строгого по облику. одноглавая, 4-столпная Кубическая, трёхапсидная церковь - типичный образец новгородских храмов конца 12 в. с присущей им простотой, лаконизмом форм. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов придают церкви особую пластичность. Построена она в 1198 году новгородским князем Ярославом близ княжеской резиденции и посвящена памяти его сыновей. Владимировичем Во второй половине XII в. Складывается новый тип храма, одноглавого, камерного по размерам, простого и строгого по облику.Церковь Спаса на Нередице,1198годКубическая, одноглавая, 4-столпная трёхапсидная церковь - типичный образец новгородских храмов конца 12 в. с присущей им простотой, лаконизмом форм. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов придают церкви особую пластичность. Построена она в 1198 году новгородским князем Ярославом Владимировичем близ княжеской резиденции и посвящена памяти его сыновей.

    Зрелый этап развития новгородской архитектуры. Конец XIII в. С конца XIII в. В новгородской архитектуре начинается наиболее интересный и зрелый этап ее развития. Глубоко и ярко принципы новгородской архитектуры отразились в постройках церквей Петра и Павла в Кожевниках, (1406) , Федора Стратилата на Ручью (1361). В архитектуре были использованы приемы декоративного украшения: стрельчатые порталы, глубокие впадины окон, декоративные детали в оформлении барабана и апсиды. Сложные порталы, многолопастные арки, ниши, оконные наличника – все это передает радостное мироощущение, соответствующее настроениям новгородцев. Церковь Петра и Павла в Кожевниках Церковь Федора Стратилата на Ручью Зрелый этап развития новгородской архитектуры. Конец XIII в.Церковь Петра и Павла в КожевникахЦерковь Федора Стратилата на Ручью В архитектуре были использованы приемы декоративного украшения: стрельчатые порталы, глубокие впадины окон, декоративные детали в оформлении барабана и апсиды.Сложные порталы, многолопастные арки, ниши, оконные наличника – все это передает радостное мироощущение, соответствующее настроениям новгородцев.

    Фрески История монументальной живописи новгородской школы ведет свое начало от художников Стефана, Микулы и Радко, которые расписывали стены храма Святой Софии. Фрески покрывали стены храма Спаса Нередицы от цоколя до главы храма. Ученые считают, что их создавали не менее 10 мастеров. Художественный язык фресок отличается простотой и свободой, что свидетельствует о зарождении самобытного новгородского искусства. ФрескиИстория монументальной живописи новгородской школы ведет свое начало от художников Стефана, Микулы и Радко, которые расписывали стены храма Святой Софии.Фрески покрывали стены храма Спаса Нередицы от цоколя до главы храма. Ученые считают, что их создавали не менее 10 мастеров.Художественный язык фресок отличается простотой и свободой, что свидетельствует о зарождении самобытного новгородского искусства.



  • Статьи по теме: