Должностные обязанности продавца-консультанта
Должность продавца связана с торговой сферой деятельности, т.е. там где осуществляется продажа-покупка. Для четкого и корректного выполнения обязанностей, в каждой организации должны быть должностные инструкции. Это является обязательным условиям работы, согласно ТК России. Оформляются они в виде документа и удостоверяются подписью директора и скрепляются печатью компании.
В данной статье речь пойдет о том, в чем заключаются обязанности продавца-консультанта, его ключевые навыки и требования, предъявляемые к работе.
Если по мере ознакомления со статьей возникнут вопросы, их можно адресоваться специалистам портала.
На сайте проводятся бесплатные юридические консультации 24 часа в сутки.
Продавец-консультант по обязанностям и требованиям отличается от обычного продавца, хотя нагрузки во время работы распределяются равномерно. Консультант обязан разбираться в специфике товарной продукции, обладать навыками выявления потребностей клиента, а также он несет ответственность за вверенный ему товар. Данная профессия в сегодняшних реалиях является самой распространенной и востребованной. Тем не менее, действительно талантливых сотрудников сложно найти.
Должностная инструкция для каждого сотрудника разрабатывается на отдел кадров. Единого образца требований и обязанностей не существует. Поэтому каждая фирма в самостоятельном порядке разрабатывает должностные обязанности в зависимости от специфики деятельности организации, уровня ответственности и иных факторов.
Навыки продавца
Такая профессия не нуждается в длительном обучении в вузах страны. Тем не менее, существует ряд требований к личности сотрудника, который претендует на должность продавец-консультант.
Как правило, к ним относят:
- умение находить общий язык с разными людьми;
- доброжелательное отношение;
- грамотно построенная речь;
- вежливость и сдержанность;
- знание основ этикета.
Помимо этого человек, претендующий на такую должность должен понимать, что основное время рабочего дня придется проводить на ногах. Поэтому выносливость и устойчивость к стрессам также является неотъемлемыми требованиями.
Каждый работодатель желает принять на работу сотрудника с опытом, который способен принимать правильные и оперативные решения, не зависимо от ситуации.
Умения и возможности консультанта
В отличие от продавцов интернет-магазинов, консультанты при очной встрече с клиентом должны проявлять инициативу, привлекая к покупке. Так необходимо сопровождать клиента актуальной информацией, применять психологические методы убеждения и уметь работать с возражениями. Это является основными функциями торгового персонала.
Таким образом, должностные обязанности включают в себя психологические и речевые навыки работы с клиентом.
Также сюда можно отнести знания технологий продаж. Безусловно, сотрудник без опыта работы не может обладать такими навыками. Ввиду этого во многих организациях практикуют курс обучения, различные тренинги и семинары.
Кстати, в последнее время, все чаще при приеме на работу отдают предпочтение тем соискателям, которые могут работать с программой «1С Торговля и склад». Это обусловлено повсеместной автоматизацией. Подобный подход к работе позволяет консультанту оперативно выдавать клиенту информацию о цене и остатках продукции.
Обязанности продавца одежды
Должностные обязанности продавца-консультанта магазина одежды идентичны продавцу обуви. Так, в обязанности консультанта этой области входит:
- оказывать помощь в подборе продукции;
- заниматься ее выкладкой на витрину магазина;
- контроль наличия и актуальности ценников;
- участие в приемке товара;
- противодействие хищению продукции.
Для того чтобы выполнять данные обязанности, сотрудник должен обладать следующими знаниями:
- таблица размеров одежды;
- материал и его свойства;
- бренды продукции;
- уход за тканью.
Дополнительными требования могут быть – глажка или отпаривание товара.
Навыки по продаже брендовой одежды
Наличие высшего образования даже для сотрудника магазина люксовой одежды может стать существенным плюсом. Это обусловлено тем, что человек должен уметь грамотно и правильно строить свою речь, излагая мысли.
Основное требование к продавцу в бутике одежды отводиться умение ориентироваться в производителях экстра-класса. Примеркой вещей клиент занимается самостоятельно, но подобрать идеальную модель – обязанность консультанта. Советы опытного сотрудника, который следит за модными тенденциями, актуальными коллекциями и производителями, является ценным качеством.
Залог качественной работы продавца выполнение не только должностных обязанностей, но и любознательность натуры с широким кругозором. Благодаря личностным качествам, можно устанавливать легкий контакт с разными клиентами, поддерживать непринужденный разговор, при этом выявляя мотивы, потребности и основные приоритеты покупки. Очень важно для магазинов брендовой одежды – ненавязчивость.
Кстати, требования в модном бутике одежды также относят и к внешнему виду консультанта. Часто за неопрятный вид продавцы получают штраф. Помимо этого существует определенный дресскод. Например, нельзя надевать откровенную одежду, использовать маникюр с ярким покрытием, бижутерию и т.д. Как правило, форму предоставляет руководство.
Старший продавец-консультант и его обязанности
Требования, предъявляемые к старшему продавцу-консультанту:
- консультации клиентов;
- контролировать работу продавцов;
- выполнять личные должностные обязанности;
- организовывать рабочий режим персонала;
- правильно оформлять заказы»
- следить за четким и корректным документооборотом;
- проводить инкассацию;
- выполнять личный план по продажам.
Достижения сотрудника напрямую зависят от его личностных качеств и специфики деятельности организации.
Требования к продавцу-кассиру
Инструкции по работе и договор включают в себя те обязанности, которыми должен руководствоваться сотрудник. Однако эти требования не должны идти в разрез с Трудовым Законодательством РФ. Как правило, в них указываются те функции, которые неразрывно связаны с деятельностью.
В основные функции консультанта-кассира входит:
- Рабочее место – отдельная секция, где кассир производит обслуживание клиентов (прием денег и выписка чеков).
- Корректное заполнение отчетной документации – кассовая книга, инкассация, работа с кассовым аппаратом.
- Участие в приемке товара, ежемесячной инвентаризации, контроль за остатками товара, заказ продукции.
- При наличии филиалов компании передавать продукцию и инвентарь между подразделениями. Создавать опись товара и акт приема-передачи.
- Кассир ответственен за соблюдение чистоты своей секции.
- Обязан соблюдать нормы общения с потребителем, проводит информационное консультирования о действующих акциях и предложениях.
- Уметь работать с возражениями и жалобами. Оформлять возврат товара с соблюдением инструкций и Закона «О защите прав потребителей».
Это лишь часть основных требований, предъявляемых к должности продавец-кассир. Остальные обязанности формируются исходя из специфики деятельности компании.
Обучение
Обучение является неотъемлемой частью при приеме на работу нового сотрудника. Длительность обучения зависит от опыта работы соискателя. Для новичков в сфере продаж назначается наставник.
Программа обучения, как правило, включает в себя следующие основные аспекты:
- Знакомство с компанией, изучения договора и правил внутреннего распорядка (не более одного дня).
- Знакомство с рабочей зоной, товарным ассортиментом (не более одного дня).
- Изучение теоретического материала, участие в тренингах и семинарах. Получение основ техники продаж.
- Практика в паре с наставником (от трех дней).
После окончания курса обучения, руководство принимает решение о возможности заключения трудового договора на постоянной основе и допуска сотрудника к самостоятельной работе.
Резюмируя статью, можно отметить, что должностные инструкции – это важный аспект успешной работы сотрудника, да и фирмы в целом. Неспроста руководители скрупулезно разрабатывают обязанности, которые должны исполняться в точности. Только опираясь на этот «устав» можно добиться высоких результатов в продаже и повысить дисциплину.