Семейный портрет в истории фотографии. Идеи для семейной фотосессии

интервью: Светлана Фомина
фото: Наталия Федорова

Семейная фототерапия - это вовсе не выдумка. Мы все храним семейные альбомы с черно-белыми снимками, а некоторые семьи обладают ценными артефактами в виде пожелтевших карточек с пра-пра-прабабушками в платьях с кринолином, и дедушками в пенсне и тройке. Как правило, эти фотографии сменяются карточками мужчин в военной форме, а следом идут уже фотографии советских времен. Фотографии передаются из поколения в поколение, рассматриваются на семейных встречах, хранятся в шкафах, достаются по случаю семейных торжеств. Их показывают родственникам и новым членам семьи.

Семейные фотореликвии - важная составляющая нашей жизни. Благодаря им, мы строим историю своей семьи внутри себя и укрепляем свой род воспоминаниями, которые навсегда остаются в нашей памяти и, рано или поздно, радуют новые поколения бережным отношением к истории своей семьи. Традиция изображать семью "в рядок", а то и в два, и в три, с одинаковыми окаменевшими лицами, направленным в объектив, уходит в прошлое.

Сила семейной фототерапиии стала особенно заметна, когда появились многочисленнные технические возможности визуализации нашей жизни под разными углами. Если ими правильно пользоваться, то можно буквально самим ткать счастливую историю своей семьи. Светлые подпорки для памяти в виде снимков ярких моментов приносят радость и в настоящем и в будущем. Ну а когда за дело берется профессионал, то тогда любой, даже самый обычный день становится "тем самым". "Летидор" расспросил семейного фотографа Наталию Федорову о том, как создается счастливая история семьи при помощи фотографий, и зачем нам визуализировать свою историю и историю своей семьи.

Кто такой семейный фотограф? Кто может стать семейным фотографом?

Вопрос фотографических жанров вообще довольно спорный. В современной коммерческой фотографии, например, существует вполне устоявшийся статус свадебного фотографа. У свадебных фотографов своя «субкультура», премии, ассоциации и прочие прелести жизни. Но первый вопрос который возникает: разве свадебный фотограф фотографирует не семью? Конечно, семью. В чем, в таком случае, его отличие от «семейного» фотографа?

Свадебный фотограф работает с событием, вокруг которого уже давно существует целая индустрия. Да, он может в то же время делать семейные портреты, но перед ним стоит совершенно другая задача, а именно - запечатлеть единственный и неповторимый день в жизни людей, самый важный день - день свадьбы. Задача семейного фотографа - сделать событие из самого обычного дня, запечатлеть его, с одной стороны, как единственный и неповторимый, а с другой - как типичный день в череде будней. Когда я фотографирую семью, мне хочется, чтобы, рассматривая потом полученные снимки, люди видели в них не просто один день, а каждый день жизни, который они прожили вместе. То есть видели то, что внутри семьи. Ну, это, конечно, в идеале. Стать семейным фотографом может каждый, кто считает это звание достойным себя. Ничего особенного для этого не нужно, разве что, верить в семейные ценности.

Какие тенденции есть в современной семейной фотографии?

В отличие от упомянутой уже свадебной фотографии, семейная фотография как коммерческое направление гораздо менее развита. Я бы сказала, находится в зачаточном состоянии, особенно в нашей стране. И тренды американско-европейские от наших сильно отличаются. Если в американской семейной фотографии тренд - радость, естественность, веселье, то у нас это скорее журнальный глянец. Наши люди очень закрыты, и им сложно показать свои искренние эмоции, проще надеть маску благопристойности. И радоваться жизни мы умеем, увы, очень плохо.

Что нужно учитывать при семейной съемке?

Если ли у Вас какие-то правила, которых Вы придерживаетесь, фотографируя детей и взрослых?

Честно говоря, я не сторонник правил. Меня часто спрашивают: «Что ты обычно делаешь, чтобы раскрепостить людей и расположить к себе?». Для меня не существует этого «обычно». Каждый раз это новая история, я ориентируюсь по ситуации, стараюсь понять людей и доверяю своей интуиции. Пожалуй, главное мое правило - то, что хорошо для одного человека (или семьи), совершенно не подходит для другого. И если действовать по одной схеме со всеми, то фотографии лишаются настроения и душевности, они становятся одинаковыми. Это верно даже в момент, когда мы выбираем место для фотосессии. Место, идеально подходящее для одной семьи, в другом случае совсем не «сыграет».

Кого интереснее снимать - взрослых или детей и почему?

Распространенным является мнение, что детей фотографировать интереснее, потому что они более открыты и непосредственны. На самом деле, я бы сказала, что это скорее вопрос простоты, а не интереса. К годовалому ребенку найти подход гораздо проще, чем к 10-летнему. Что уж говорить о подростке или взрослом. И если со взрослым человеком находишься на одном уровне понимания, то с подростком - на совершенно разных. Поэтому подростковый возраст - это тот случай, когда требуется максимум усилий, чтобы обрести какое-то минимальное доверие. Совершенно поразительно, как ребенок, полностью закрытый, постепенно раскрывается, и в нем открываются такие глубины, что дух захватывает. Если говорить о предпочтениях, то мне интереснее снимать семью, чем одного человека. Возраст членов семьи при этом не играет роли.

Почему Вам интересно снимать большие семьи?

Думаю, что это интересно не всем фотографам, поэтому могу ответить только за себя. Я люблю снимать большие семьи, потому что во время таких фотосессий общение и взаимодействие всех членов семьи друг с другом происходит непрерывно. Ты оказываешься в эпицентре семейного водоворота, и это такой своеобразный вызов фотографу - суметь увидеть, понять и «поймать» в объектив все семейные отношения, их тонкости и нюансы. То есть, например, если сравнить фотосессию семьи с новорожденным младенцем, и фотосессию семьи с двумя детьми старше трех лет, то число взаимодействий увеличивается вдвое, а если это семья с тремя детьми, то втрое. Тут к отношениям между родителями и детьми подключаются отношения между братьями и сестрами. Это интересно. В редких случаях к фотосессии удается привлечь старших членов семьи, бабушек и дедушек, и ситуация, в которой сходятся поколения, тоже очень увлекательна.

Что хотят видеть на фотографиях семьи?

Ну конечно, себя - красивых, счастливых, любимых и любящих. Другое дело, что для разных людей эти качества воплощаются по-разному. Для одних - это идеальная картинка, где все члены семьи смотрят в кадр, для других - полная неразбериха и комок из объятий, смазанные движения и прочие «настроенческие» приемы. Я считаю, что невозможно понравиться всем и стать идеальным фотографом для каждой семьи. Поэтому нужно выбрать свою линию и развивать свой стиль, тогда сами герои будут лучше понимать, кого именно и зачем они выбирают, а это залог того, что все останутся довольны.

В каких случаях вы говорите о цвете и в каких - о черно-белой съемке?

У меня есть постоянные участники фотосессий, которые больше любят ч/б, и те герои, которые предпочитают цвет. Снимая их, я держу это в голове. Можно изначально проговаривать этот вопрос, чтобы понять, каким образом стоить съемку и обработку. Но здесь основную роль играют индивидуальные предпочтения фотографа и содержание портфолио. Герои формируют свои ожидания, исходя из того, что они уже видели на ваших фотографиях. Если они идут к фотографу, у которого в портфолио большая часть снимков исполнена в ч/б, то и ожидать он будет соответствующего результата. Талант делать красивые черно-белые снимки складывается из двух разных умений - умения видеть кадр черно-белым в процессе съемки и умения правильно отобрать снимки для черно-белой обработки.

Про себя могу сказать, что и цвет, и ч/б я люблю примерно одинаково. Хотя если посмотреть мои папки с любимыми снимками классических и современных фотографов, то ч/б снимков там будет больше. Цвет хорошо передает настроение, а черно-белые снимки - глубину. Но для того, чтобы кадр получился удачным в ч/б, нужно учитывать несколько моментов - свет, фактуру и контраст.

Раскройте терапевтический аспект семейной фотографии?

Это важный момент, о котором, как мне кажется, не все задумываются. Здесь играют роль два аспекта. Во-первых, ритм, в котором живет большая часть из нас, редко позволяет просто насладиться настоящим моментом. Мы все время куда-то бежим, спешим, руководствуясь списками дел. Даже в выходные мы выполняем определенный план, и у нас есть перечень мероприятий, которые нужно посетить, а также дел, которые нужно сделать.

Своим героям съемок я всегда говорю, что правильно организованная семейная фотосессия - это отличный способ просто провести время со своей семьей, прожить день рядом с близкими, погулять, возможно, поехать куда-то в интересное место, реализовать какую-то давнюю идею или просто сидеть дома морозным днем и играть в скрабл. Второй аспект связан с результатом, который получают герои фотосессии. Это не просто фотографии себя, ребенка, себя с ребенком. Это прежде всего взгляд со стороны на свою семью.

Очень часто, находясь в круговороте повседневности, мы просто не отдаем себе отчета в том, какое счастье нам дано - любить, быть любимыми, желать «Спокойной ночи» своим детям и говорить им «Доброе утро». Мы находимся рядом с близкими, и принимаем это как должное. Но ведь это, с одной стороны, огромный подарок свыше, а с другой - большой труд, вложенный нами самими в эти отношения. И результат семейной фотосессии - это вещественное доказательство счастья. Как написали мне однажды герои моих съемок: «Когда смотришь на собственную жизнь со стороны, она чуть-чуть похожа на сказку. Когда живешь внутри, такого ощущения нет».

Это очень понятно. Зрение - важный источник информации, которую мы получаем об окружающем мире. И именно с помощью картинок и визуализаций мы конструируем мир вокруг себя (сервис pinterest.com тому подтверждение). Когда человек получает свои семейные фотографии, реальность его внутренних переживаний трансформируется из «Почему ребенок плохо ест, а муж задерживается по вечерам на работе?» в «Какие мы прекрасные и счастливые». Вот вам и визуализация, которая имеет прекрасный психотерапевтический эффект. Пример, конечно, упрощенный, но думаю, многие из моих героев подтвердят мои слова.

Семейное фото это ценность, которую хочет иметь почти каждый, ведь оно может рассказывать свою историю на протяжении долгих лет. Поэтому очень важно для фотографа сделать семейный снимок качественным.
Помимо истории, семейное фото также должно вызывать положительные эмоции, передавать теплые чувства зрителю. Существует несколько правил, соблюдение которых поможет фотографу добиться желаемого результата в этом ответственном деле. Темболее если он входит в разряд начинающих деятелей.

И так, если вашей целью является создание семейного портрета, то первое, с чего стоит начать это –идея. Заранее стоит создать план, в каком стиле будет создаваться фотография. Будет это семья на прогулке, или же в фотостудии т.е. в помещении, не важно, в любом случае стоит точно определиться в этом вопросе. Тут же стоит отметить, что одежда в которую будут одеты персонажи также имеет большое значение. Это не должна быть пестрая или рябая одежда, в данном случае лучше придерживаться одного стиля и оттенка.

ИДЕИ ДЛЯ СЕМЕЙНОЙ ФОТОСЕССИИ

Следующим этапом будет подготовка фотоаппарата. Убедитесь, что все параметры и настройки выставлены правильно. Проверьте заряд аккумулятора и карту памяти, во избежание во время съемки чего-либо непредвиденного.

Теперь пару слов о построении кадра, как же разместить всех героев, чтобы все смотрелись на фото удачно. Если участников съемки много, то лучшим будет разместить ряд стоящих и ряд сидящих. Подобного рода расположение является классическим вариантом, при этом фото выглядит более гармоничным. Но стоит помнить, что фотографировать людей под прямым углом не самый лучший вариант. Это может вызвать искажение фигур и не правильные пропорции, более того теряется динамика. Лучше всего расставить людей в пол- оборота, в то время как лицо будет направленно к объективу камеры.

Если же семья состоит всего из нескольких человек, скажем трое, то можно воспользоваться методом «расположение трехугольником». Для ориентации можно представить головы участников в виде вершин треугольника. В данном случае положение людей может быть разнообразным.
Выражение лиц также немаловажный момент, никому не нравиться смотреть на мрачные и угрюмые лица. Фото с улыбающимися или смеющимися людми вызывает куда больше хороших эмоций. Но старайтесь избегать напряженных и постановочных улыбок. Это может сделать снимок неестественным. Если заснять момент, когда семья находится в процессе какого-либо занятия, скажем прогулка или игра с малышом, то такого рода снимок, конечно же, будет гораздо интереснее.

И самое важное правило -хорошее настроение, как у фотографа, так и у самих участников фотосессии. Съемка не должна проходить без желания, это может отразиться и на самом снимке. Шутите и смейтесь, делайте повторные дубли, чтобы не упустить удачный момент.

На первый взгляд может показаться, что семейная фотография – это один из лёгких разделов в фотоискусстве. На практике вы поймёте, что это не совсем так. Каких усилий стоит только уловить взгляд всех членов семьи в объективе, особенно если в фотосессии участвуют маленькие дети. Необходимо правильно всех разместить, создать уютную и комфортную атмосферу. Любому фотографу очень пригодится знание навыков психологической разгрузки, чтобы максимально быстро суметь раскрепостить каждого из членов семьи. Скованность модели очень заметна в кадре.

Подготовка.

Перед началом фотосессии необходима тщательная подготовка. Определитесь с местом съёмки. Для семейной фотографии не так важен фон, главное – показать эмоции и чувства всех участников фотосессии. Продемонстрируйте единение и прочность семейных отношений, покажите историю.

Уделите особое внимание одежде участников фотосессии. Лучше, если она будет одного стиля, или в одной цветовой гамме. Конечно, можно сделать костюмированную фотосессию. Это всегда выглядит эффектно. Но удобнее будет в простой, комфортной одежде, чтобы она не сковывала движения. Ведь семейная фотография – довольно длительный процесс, поэтому важно чувствовать себя раскованно. Можно брать с собой несколько вариантов одежды и менять её по мере необходимости, в зависимости от смены декораций.

Места для фотосъёмок.

Семейные фотографии можно сделать в домашней обстановке. Например, это может быть белоснежная постель, на которой разместилась вся семья, или активная игра подушками. Детские игрушки тоже пригодятся для домашней фотосессии. Также в кадре можно поместить и домашних любимцев: кошек, хомячков, собак, кроликов, попугаев или аквариум с рыбками.

Живыми и забавными получаются семейные фотографии на открытом воздухе. Устройте активную фотосессию. Это могут быть подвижные игры, прыжки на батуте, соревнования, бег, езда на велосипедах или игры с мячом. В таких семейных фотографиях можно продемонстрировать тягу к спорту и активному образу жизни.


В любое время года можно сделать замечательные семейные фотографии. Зимой – это могут быть игры в снежки или совместная лепка снеговика. Красивые снимки получаются в осеннюю пору, если всем членам семьи расположиться на тёплом уютном пледе, на котором можно поставить термос и чашечки с чаем. Самые насыщенные и яркие фотографии получатся в летнее время. Хорошо, если есть доступ к побережью. Можно сделать семейные фотографии в воде или на берегу. Воспользуйтесь временем захода солнца. Вся семья, взявшись за руки, идут на фоне заката. Выглядит очень завораживающе.

Декор и аксессуары.

Для семейной фотографии можно использовать разнообразные аксессуары. Это могут быть различные надписи, например, со словами: «любовь», «семья», «love is..», «family» и многое другое. Каждый из членов семьи может держать карточку с одной буквой, а вся семья составит целое слово.

Применяйте в кадре рамки разных размеров. Можно окрасить их в разные цвета и задекорировть. Попробуйте расположить всю семью в одной большой фоторамке или каждого члена семьи отдельно.

Эмоциональность.

Самое основное в семейной фотографии – это показать тёплые и искренние чувства всех членов семьи. Пусть это будут поцелуи, объятия, прикосновения или нежные взгляды. С самого начала фотосессии фотографу просто необходимо найти общий язык с детьми. Семейная фотография не будет выглядеть потрясающе, если у ребенка неестественная натянутая улыбка. Дети не умеют притворяться. Но, если суметь расположить их к себе, то в ответ вы получите много настоящих эмоций: смех, радость, удивление. Довольно хорошо, если вы познакомитесь со всеми участниками семейной фотографии заранее. Многие маленькие дети не идут на контакт с незнакомыми людьми. Узнав друг друга, вам будет проще провести фотосессию, и вы получите массу ярких и положительных эмоций.

В детстве о словосочетании «семейная фотосессия» мы не слышали. Правда, иногда семья собиралась, все наряжались и шли в фотоателье. Нас там рассаживали и фотографировали. Дядечка за большой коробкой говорил: «Сейчас вылетит птичка» – и мы улыбались.

Сейчас в каждом доме есть фотоаппарат. Снимать можно сколько угодно. А мы вам покажем самые интересные идеи для семейной фотосессии:



    Мама, папа, я – спортивная семья! Не обязательно делать фотосессию на стадионе. Фитнес зал или даже просто дворовая спортивная площадка могут стать замечательным местом для фото. Ловите идеи для семейной спортивной фотосессии.

    А кто сказал, что на семейном фото обязательно должны быть лица? Очень мило смотрятся варианты с ладошками или ножками вас и малыша.

  • Черно-белая семейная фотосессия

    Чёрно-белые фото актуальны всегда — независимо от того, семейная это фотосессия или нет.

  • Семейная фотосессия дома

    Хотите запечатлеть ваш уютный и родной дом? Найдется множество идей для семейной фотосессии дома. Например, пижамная вечеринка для любителей поваляться в кровати подольше.

  • Семейная фотосессия в стиле Jeans

    Вообще одинаковый стиль в одежде выглядит на фотографиях гармонично. Вот вам пример семейного Jeans Style. Отличная идея для фотосессии с детьми дома, на природе ли в студии.

  • «Беременная» фотосессия

  • Летняя семейная фотосессия

    А как Вам такие яркие идеи для семейной фотосессии летом?. Веселый день обеспечен!

  • Фотосессия ряда

    Ну-ка дружно стали в ряд! Идея построиться по росту не нова, но обаятельна. А в фотосессии семьи тем более.

  • Зимняя семейная фотосессия на улице

    Вот-вот выпадет снег, а веселье в нем особенное. Снежки, снеговики, санки и румяные щечки ваших деток останутся в памяти и на семейных фотографиях.

  • Новогодняя семейная фотосессия

    Ну а о том, что скоро Новый год даже и напоминать не стоит! Или стоит? Значит, напоминаем: скоро самый любимый детский праздник! Кстати, новогоднюю семейную фотосессию можно устроить заранее, напечатать открытки и поздравить всех близких с праздниками оригинальным подарком.

Ну а как бонус, мы дарим теплые воспоминания. То, как выглядели семейные фотографии в нашем детстве. Откройте свои фотоальбомы и улыбнитесь!
Фотографируйтесь! А если наша подборка оказалась вам полезной, поделитесь ею в соцсетях и ставьте «Нравится». Нам важно ваше внимание!

Совет от Клёвой Мамы. Идеальное время для семейной фотосессии — утро после рассвета или вечер перед закатом. В это время свет самый нежный и богатый. Он даёт мягкие тени, прекрасную золотую подсветку на фоне и удивительную сказочную дымку.

Клёвая Мама желает вам незабываемых и оригинальных фотоснимков!

Амбассадор Nikon Ляля Гарбуз выбрала для профессиональной и творческой реализации тему семейной фотографии. И к этому вопросу она подходит очень основательно. Семейной фотографии посвящен и ее диплом, который Ляля защитила на журфаке МГУ. По мотивам этой работы представляем вашему вниманию познавательную экскурсию в историю появления и развития жанра.

Для дипломной работы мне пришлось докопаться до самого начала фотографии как таковой. Я нырнула в историю с головой, словно Алиса в кроличью нору. Сегодня семейная фотография – это не только домашний архив конкретной семьи, она активно используется в фотожурналистике в качестве инструмента для достижения сильнейшего воздействия на зрителя и отражает социальные проблемы общества. А когда-то желание запечатлеть портрет человека и его семьи было одной из первых функций фотографии.

Мне посчастливилось изучить массу бесценной для фотографа литературы: книги Джульет Хэкинг, Владимира Левашова, Александра Лапина, Сьюзен Сонтаг, Ролана Барта, Вальтера Беньямина. Наибольшую помощь оказали альбомы Анни Лейбовиц, Салли Манн, Стэнли Третика, Павла Кривцова, коллекция королевских и императорских фотографий на сайте Royal Collection Trust , фотографии World Press Photo и International Photography Awards.

Семейная фотография, в отличие от живописи, это наиболее простой и легкий способ удовлетворить естественное желание человека – увековечить память о себе и своих близких. Продолжая традиции живописных портретов и позаимствовав у художников основы композиции, изобразительный стиль и варианты позирования, фотография имела главную отличительную особенность, в которой выразились ее историческая и документальная функции – реалистичность. По сути она была документом, доказательством жизни того или иного человека, дающим самое точное представление о том, как он выглядел.

На стиль и развитие семейной фотографии долгие годы оказывали влияние живопись, у которой она многое позаимствовала, а также проблема длительной экспозиции. Все первые семейные портреты были постановочными. Причем портреты детей, особенно маленьких, вообще были редкостью. Чаще всего лица и фигуры детей получались смазанными, особенно на групповых портретах, как например, на фотографиях Вильяма Эдварда Килбурна, первого фотографа, которому была оказана честь называться Фотографом Ее Величества и Его Королевского Высочества Принца Альберта.

Королева Виктория со своими детьми. Фотограф Вильям Эдвард Килбурн, 1852 г.

Иногда детей фотографировали спящими, поскольку в этот момент они были неподвижны. Но с появлением посмертной фотографии, когда усопшим придавали естественные позы спящих, появилось негласное правило, переродившееся в примету - чтобы зрители не приняли случайно живого человека за мертвого, спящих людей фотографировать нельзя.

Фотографы Альберт С. Саутворт и Джосайя Джонсон Хоус. Мать и дитя, 1844-1850.

Фотографы Альберт С. Саутворт и Джосайя Джонсон Хоус. Посмертная фотография, 1850.


Посмертная фотография, 1895.


Посмертная фотография, 1900.

Другой уловкой при фотографировании маленьких детей был метод, получивший название «скрытая мать». Женщину прятали под тканями, так что она выполняла роль кресла или фона, на колени сажали ребенка, которого мать должна была успокаивать и удерживать в неподвижном положении.


Рассматривая семейные фотографии Королевы Виктории и российских императорских семей, можно выделить одну отличительную
деталь. Практически
на всех фотографиях, сделанных на
продажу, Королева Виктория
не смотрит прямо в камеру, а смотрит вдаль – в будущее своей страны. Это заметно на одном из первых семейных снимков королевы, дошедших до нас,
работы Генри Коллена, первого
профессионального калотиписта. Тем
интереснее кадры Роджера Фентона, известного военного фотографа, прославившегося благодаря серии снимков о Крымской войне – которые не предназначались для публичного показа и на которых Королева запечатлена в неформальном, домашнем стиле, в простой клетчатой шали и смотрит она прямо в камеру.


Королева Виктория и принцесса Виктория. Фотограф Генри Коллен, 1844 год.


Королева Виктория со своими детьми. Фотограф Роджер Фентон, 1854 год.

В 1854 году, во Франции, Андре Адольф-Эжен Диздери запатентовал первую фотокамеру с четырьмя объективами, позволяющую одновременно получать до 8 небольших фотографий (визитных карточек – carte de visite) на одной крупной пластине. Процесс съемки и печати стал гораздо быстрее, проще и дешевле. Широкое распространение этот метод получил в 1859 году, когда Диздери выставил на показ фотографию Наполеона III с императрицей Евгенией и их сыном Александром-Луи-Эженом, что в несколько раз повысило спрос на услуги фотографа.


Наполеон III с семьей. Фотограф Диздери, 1859 год.

Еще одна мастерская прославилась снимком The Prince Imperial on Pony Beneath a Window авторства Пьера-Луи Пирсона. Сегодня фрагменты, которые должны были быть обрезаны на снимке – слуга, держащий поводья, император с собакой, установленный фон - представляют не меньший интерес, чем сам маленький принц.

Принц Империи верхом на пони. Фотограф Пьер-Луи Пирсон, 1859 год.

Королева Виктория с внучкой Александрой Федоровной, Николаем II и правнучкой. Фотограф Роберт Милн, Белморал, 1896 год.

Королева Виктория была большой поклонницей нового искусства – фотографии. Благодаря ее финансовой поддержке и введению моды на коллекционирование carte de visite, фотография получила стремительное развитие и бешенную популярность среди знати, а впоследствии и среди обычных людей. Королевская традиция посещения фотосалонов очень скоро стала всеобщей семейной традицией. Для таких фотосессий наряжались, делали прически и макияж, а фотографиями дорожили и хранили в альбомах. Большинство таких кадров не несут художественной ценности. В настоящее время часть из них используется для антропологических, социальных и исторических исследований. Некоторые члены королевских семей любили не только фотографироваться, но и фотографировать. До нас дошли снимки авторства Принца Альфреда (сына Королевы Виктории и Принца Альберта), Императора Николая II, его супруги Императрицы Александры.

Актерская семья Терри. Фотограф Льюис Кэрролл, 1865 год.

Первым фотографом, привнесшим непринужденность и естественность в постановочную фотографию, был знаменитый писатель Льюис Кэрролл. По мере сокращения времени экспозиции появляются более разнообразные сюжеты, жанровые сценки, рассказывающие о повседневной жизни членов королевской семьи, как на фотографиях Мэри Стин.

Королева Виктория с внуками за обеденным столом. Фотограф Мэри Стин, 1895 год.

В России наиболее известными и уважаемыми были фотографы императорского величества: Сергей Львович Левицкий, Карл Иванович Бергамаско, Карл Карлович Булла, Фёдор Генрихович Боассон, Карл Андреевич Ягельский – владелец фотоателье CE von Hahn & Co. Их фотографии жизни российских императорских семей представляют историческую, культурную и художественную ценность. Эти снимки и фотографии зарубежных королевских семей являлись и являются эталонами копирования коммерческими фотографами, специализирующимися на семейной и портретной фотографии.


Фотограф Сергей Левицкий, 1873.


Фотограф Сергей Левицкий, 1878.


Фотограф Карл Бергамаско, 1876-1877.


Фотограф Карл Булла, 1908.


Фотограф Федор Боассон, 1913.


Фотограф Федор Боассон, 1910.


Фотограф Карл Ягельский, 1909.

В 1900 году Истмен Кодак выпускает дешевую и простую в использовании камеру Brownie, благодаря которой появилась любительская фотография. И самое широкое применение она нашла именно в семейной съемке. Любительские фотографии, в отличие от профессиональных студийных портретов, содержали больше исторической и социальной информации, являясь своеобразными зарисовками семейной жизни.

В начале XX века вводится понятие документальная фотография, под которой прежде всего понимается социальная фотография, посвященная проблемам и изменениям, происходящим в обществе. Эти проблемы и изменения показываются через человека и его окружение. В 1925 году в продажу поступает знаменитая камера Leica – маленькая и легкая, позволяющая делать снимки с короткой выдержкой при естественном освещении – она открыла новые возможности и оказала огромное влияние на развитие фотожурналистики.

В Советском Союзе фотографию использовали главным образом в системе пропаганды, целью которой было достижение социальной гармонии, воспитание людей в соответствии с новыми ценностями, стимулирование к труду. Поэтому в функции фотожурналистики 30-х годов не входило освещение социальных проблем общества. Наиболее ярким примером документально-пропагандистской фотографии того времени, главными героями которой являются члены большой советской семьи, служит серия «24 часа из жизни Филипповых», снятая за 5 дней репортерами Аркадием Шайхетом, Максом Альпертом и Соломоном Тулесом и опубликованная в 1931 году в зарубежной и советской прессе. Вот эти кадры:




Зарубежная документальная фотография в послевоенные годы тоже чаще была позитивна, чем негативна. Общество было измотано войной и ужасами, ее сопровождавшими. Фотография обращает внимание на общечеловеческие ценности, вводится понятие гуманистической фотографии, стремящейся к межчеловеческому пониманию. Эпическая фотовыставка гуманистической фотографии, организованная в 1955 году в Нью-Йорке Эдвардом Стайхеном - The Family of Man, также известна под названием «Род человеческий» -
представила на суд зрителя коллекцию из 503 фотографий, в том числе и семейных, в которую вошли работы Юджина Смита «Прогулка по райскому саду», на которой изображены его собственные дети, и Эллиотта Эрвитта «Мать и дитя», фотография его жены и ребенка, а также фотографии Льюиса Кэрролла, Джулии Маргарет Камерон и других фотографов того времени.


Прогулка по райскому саду. Фотограф Юджин Смит, 1946 год.


Мать и дитя. Фотограф Эллиотт Эрвитт, 1953 год.

Во все времена семейные фотографии политических деятелей, королевских и императорских семей и знаменитостей, показывающие образцовую личную жизнь, с одной стороны создавали положительный образ правителей и звезд, с другой – формировали в обществе систему традиционных семейных ценностей, с третьей – являлись образцами для подражания со стороны коммерческих фотографов.

Интересен архив фотографий американского фотожурналиста Стэнли Третика, несколько лет снимавшего семью президента США Джона Ф. Кеннеди. В альбоме «Capturing Camelot» официальные фотографии президента сменяются неформальными. И эти семейные снимки характеризуют и полнее раскрывают личность самого Кеннеди. Другим известным фотографом, снимавшим семью Кеннеди в 1960-м году, был Альфред Эйзенштадт.

Фотограф Альфред Эйзенштадт, 1960 год:

Фотографии из альбома «Capturing Camelot», фотограф Стэнли Третик, 1963 год:

Семейные фотографии известных актеров Сержа Генсбура и Джейн Биркин, снятые фотографом Клодом Азуле, выглядят очень естественно, словно приоткрывают дверь в их частную жизнь:

С изменениями, происходящими в обществе, меняется и фотография. Она становится более откровенной, интимной, как фотография с обложки журнала Vanity Fair 1991 года, на которой Анни Лейбовиц запечатлела обнаженную Деми Мур на девятом месяце беременности.

В настоящее время, когда техника практически не ограничивает фотографа в творчестве, мы наблюдаем огромное разнообразие проектов и альбомов, посвященных теме семьи. Одной из самых скандальных в истории семейной фотографии стало исследование периода взросления собственных детей, фиксируемое их матерями.



Фотограф Салли Манн, 1992 год.

Например, альбом американской фотохудожницы Салли Манн «Ближайшие родственники» («Immediate Family», 1992), снятый в стиле пиктореализма, героями которого стали ее сын и две дочери от 7 до 13 лет, наделал много шума. Главным образом, из-за откровенных фотографий обнаженных детей. Благодаря этому альбому и скандалу, сопровождавшему его выход, Салли получила фотографическое признание.

Стоит упомянуть альбом «A Photographer’s Life 1990-2005» известного американского фотографа Анни Лейбовиц, который собрал лучшие фотографии за 15 лет ее творческой жизни. Семейные снимки соседствуют в нем с фотожурналистикой: рекламными, репортажными, снимками знаменитостей и политиков. Этот альбом показывает, насколько разнообразной может быть семейная фотография. В работах Анни подробно отражена жизнь ее семьи: рождение детей, фрагменты их детства, празднование юбилея ее матери, поездки к морю, отношения ее родителей, их болезнь и смерть. В них просматривается бережное и уважительное отношение к жизни своей семьи.



Снимки из альбома «A Photographer’s Life, 1990-2005». Фотограф Анни Лейбовиц, 1992 год.

Возвращаясь к теме фотосессий знаменитостей и их семей для известных глянцевых журналов, таких как Vanity Fair и Vogue, невозможно не упомянуть фотографов Тима Уолкера, Анни Лейбовиц и Джейсона Белла. Их современные постановочные фотографии сильно отличаются от постановочных портретов Викторианской эпохи разнообразием сюжетов и поз, естественностью и эмоциональностью. Тщательно продумываются цветовая гамма, образы, наряды.


Певица Мадонна с детьми. Фотограф Тим Уолкер, 2005 год.



Актриса Анжелина Джоли с приемным сыном. Фотограф Анни Лейбовиц, 2013 год.



Принц Уильям и Кэтрин Миддлтон. Фотограф Джейсон Белл, 2013 год.

Интересен цикл «Сестры Браун» американского фотографа Николаса Никсона, состоящий из ежегодных семейных портретов, прослеживает внешние и внутренние изменения, происходящие с четырьмя сестрами в течение 36 лет.



«Сестры Браун». Фотограф Николас Никсон, 1975-2011 год.

В современной российской фотографии можно отметить Владимира Вяткина и Павла Кривцова. Их работы отличаются особой душевностью, теплотой и любовью.


Фотограф Павел Кривцов.


Фотограф Владимир Вяткин.

Сравнительная доступность современной профессиональной фототехники создала огромный пласт фотолюбителей, снимающих свои семьи. Казалось бы, тема раскрыта. Тем парадоксальнее непроходящий успех фотовыставки «Семья человеческая». С 1955 года она гостила более чем в 150 музеях мира, сейчас ее постоянная экспозиция «прописана» в замке Клерво в Люксембурге. С 2002 года внесена ЮНЕСКО в список мирового наследия. Экспонаты сгруппированы по темам: рождение, любовь, труд, радость, смерть. Снимки одинаково близки всем культурам, всем людям. Как написал Карл Зандбург: «В мире есть только один мужчина, и имя ему Все Мужчины. В мире есть только одна женщина, и имя ей Все Женщины. В мире есть только один ребенок, и имя ему Все Дети».



Статьи по теме: