Проведение электронного аукциона. Где подлежит размещению извещение о проведении электронного аукциона? Выставление извещения об аукционе на эп поэтапно

Извещение о проведении электронного аукциона подлежит размещению в любых СМИ (в том числе и в электронных) при условии, что аналогичная информация будет опубликована в единой информационной системе в сфере закупок. В этой статье читатель найдет информацию о правилах проведения закупки у единственного поставщика, о том, где заказчик размещает извещение о проведении закупки, а также ознакомится с примерным образцом составления извещения о проведении электронного аукциона и узнает перечень его обязательных реквизитов.

Закупка у единственного поставщика: что это такое?

Точного определения такого вида закупки законодатель не дает. На практике она представляет собой один из способов заключения соглашения между заказчиком и исполнителем, при котором первый не производит выбор между несколькими организациями на конкурентной основе, а передает все права и обязанности по исполнению условий контракта заранее определенному контрагенту. Такие закупки характеризуются самыми короткими сроками проведения и простотой реализации по сравнению с остальными видами закупок.

Когда заказчик имеет право на осуществление такой закупки?

Полный список случаев, в которых возможно осуществление подобного мероприятия, определен ч. 1 ст. 93 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Всего в статье представлено 52 случая, когда закупка может быть осуществлена. На основании имеющихся общих признаков их можно разбить на следующие категории закупок:

  • производимые в сфере науки, культуры и спорта;
  • в сфере государственной обороны и управления;
  • реализуемые в случае, если конкурентные процедуры были признаны несостоявшимися;
  • связанные со строительством, ремонтом и содержанием имущества;
  • осуществляемые в медицинской сфере, а также вследствие ликвидации последствий аварий и прочих чрезвычайных происшествий;
  • производимые у организаций, имеющих статус естественных монополий;
  • закупки услуг ЖКХ, а также тепло- и электроснабжения.

Еще одним случаем, в котором размещается извещение о проведении закупки у единственного поставщика, является осуществление закупки, стоимость которой не превышает оговоренную. В соответствии с положениями рассматриваемой статьи (п. 4 ч. 1) она не должна превышать 100 000 рублей. Кроме того, существует ограничение на совокупную стоимость таких закупок, произведенных за один календарный год, — она не должна быть больше 2 000 000 рублей или же не должна превышать 5% от общего годового объема всех закупок, выполненных организацией-заказчиком (в этом случае суммарный объем таких закупок не может быть больше 50 000 000 рублей).

Извещение о закупке у единственного поставщика

Порядок реализации закупки такого вида определен ч. 2 ст. 93 закона № 44, в соответствии с которой извещение о закупке у единственного поставщика размещается в единой информационной системе лишь в случаях, определенных пп. 1-3, 6-8, 11-14, 16-19 ч. 1 этой же статьи (например, при покупке товаров в сфере естественных монополий, для госнужд, вооружения и техники), причем это нужно сделать не позднее чем за 5 дней до ориентировочной даты подписания соглашения. В том случае если информация о закупках перечисленных категорий содержит государственную тайну, публиковать такое извещение не стоит.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона № 44 извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика должно включать следующую информацию:

Скачать форму извещения
  • наименование организации-заказчика;
  • фактический и юридический адреса места ее расположения;
  • контактные данные: номер телефона, адрес электронной почты;
  • Ф. И. О. лица, ответственного за проведение закупки;
  • сжатое изложение условий соглашения, в котором приведены сведения о предмете закупки и его точное описание, данные о месте оказания услуги или об объеме и месте поставки товара, а также сведения о сроках реализации положений соглашения, его цене и используемом источнике финансирования;
  • установленное законом наличие ограничений участия в определении поставщика;
  • размер, порядок предоставления и требования к обеспечению, если необходимо его представление.

Как правило, этот документ выполняется в форме таблицы. Она достаточно объемна, поэтому приведем лишь образец содержания таблицы. Как правило, оно бывает следующего вида:

Идентификационный код закупки

Общие сведения

Номер извещения

Наименование объекта

Способ выбора исполнителя

Наименование электронной площадки, на которой будет проводиться мероприятие

Адрес указанной электронной площадки в интернете

Контактная информация заказчика

Наименование организации

Почтовый адрес

Фактический адрес

Лицо, ответственное за проведение аукциона

Электронная почта

Номер телефона

Сведения о процедуре аукциона

Дата и время начала приема заявок на участие в мероприятии

Дата и время окончания приема заявок на участие в мероприятии

Место приема заявок

Порядок подачи заявок

Дата завершения процедуры рассмотрения поданных заявок

Дата проведения мероприятия

Условия контракта

Начальная стоимость

Источник финансирования

Место исполнения условий соглашения

Сроки исполнения условий соглашения

Преимущества участников, установленные для них ограничения и требования

Требования

Преимущества и ограничения

Обеспечение заявок

Размер обеспечения

Порядок внесения денег в качестве обеспечения

Банковские реквизиты для перечисления денег

Обеспечение исполнения положений соглашения

Размер обеспечения

Порядок предоставления обеспечения

Банковские реквизиты для перечисления средств

Дополнительная информация

Перечень прикрепленных документов

Итак, закупка у единственного поставщика может быть реализована в одной из ситуаций, указанных в ч. 1 ст. 93 закона № 44. Использование такого способа заключения соглашения освобождает заказчика от обязанности по помещению в единую информационную систему информации о проведении закупки (за исключением некоторых случаев, определенных законодательством). Если сведения о предмете закупки относятся к категории государственной тайны, извещение не публикуется.

Не знаете свои права?

Аукцион в электронной форме — это конкурентный способ определения поставщика, при котором сведения о закупке сообщаются неограниченному кругу лиц путем публикации документации в ЕИС. Принять участие может любое заинтересованное лицо, которое соответствует . Главным критерием выбора победителя на аукционе в электронной форме по 44-ФЗ является наименьшее ценовое предложение на торгах. Для этого необходимо подать заявку дистанционным способом на

Правительство Распоряжением № 1447-р от 12.07.2018 количество торговых платформ с 6 увеличило до 8, а также оно утвердило единственную специализированную торговую площадку. В окончательный перечень включили действующие площадки для торгов по 44-ФЗ: ЕЭТП, «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Электронные торговые системы», ГУП «Агентство по госзаказу РТ» и «Российский аукционный дом», а также 2 новые: «ТЭК-Торг» и ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).

Единственной специализированной электронной торговой платформой стала . Эта площадка была создана в прошлом году Сбербанком и госкорпорацией «Ростех» специально для проведения в цифровой форме закупок в рамках гособоронзаказа.

Что изменилось после 01.07.2018

Когда проводится

Заказчик имеет право проводить электронный аукцион по 44-ФЗ (ЭА) на закупку продукции, выполнение работ, оказание услуг по любому из кодов классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2). При этом они не должны подпадать под ограничения 44-ФЗ (к примеру, необходимость проведения закрытых ).

Однако законом предусмотрены случаи, когда заказчик обязан провести электронную процедуру (). К ним относятся:

  • сельскохозяйственные товары и услуги;
  • горнодобывающая продукция;
  • пищевые и напитки;
  • одежда;
  • лекарственные средства;
  • компьютерное оборудование;
  • строительные работы.

Перечень довольно обширный и включает более 50 классов ОКПД2.

Субъектом РФ может быть принят и дополнительный перечень случаев, в которых региональные заказчики будут обязаны проводить электронные аукционные процедуры по госзакупкам.

Стоит обратить внимание, что перечисленные случаи имеют свои особенности, к примеру необязательность проведения ЭА при на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах или закупка пищевых продуктов для образовательных учреждений, когда заказчик вправе провести конкурс с ограниченным участием.

П. 2 ст. 59 также предусматривает послабления в части обязательности проведения ЭА. В частности, если заказа не превышает 500 000 рублей, заказчик вправе провести независимо от того, попадает ли код проводимого заказа в установленный обязательный перечень. То же самое, если осуществляется заказ согласно случаям, установленным ст. 83 и 93, путем запроса предложений или у .

Особенности проведения открытого аукциона в электронной форме

По истечении двух дней после окончания рассмотрения первых частей заявок следующий рабочий день будет датой проведения. Порядок проведения регламентирован ст. 68 44-ФЗ.

Электронные торги начинаются по времени, которое установлено на ЭТП, исходя из часовой зоны заказчика. Принять участие могут только поставщики, допущенные по результатам проверки первых частей.

Как долго проходят торги

На это влияют следующие параметры:

  • стартовая цена;
  • сколько поставщиков придут на торги;
  • как сильно они сбивают цену.

Минимальное время — 10 мин. Это если никто не сделал ставку. Тогда победителем станет тот, кто первый подал заявку.

Иногда торги могут продолжаться нескольких суток. Это возможно, если цены упали ниже, чем на 99,5 %, и участники торгуются уже за право заключения госконтракта, т. е. хотят доплатить заказчику, чтобы забрать заказ. В среднем же электронные торги длятся 1-1,5 часа.

Как проходит электронный аукцион

Оператор ЭТП контролирует соблюдение требований к процедуре. Ее можно разделить на 2 этапа.

Первый этап электронного аукциона по 44-ФЗ подразумевает, что ценовые предложения подаются в течение 10 минут от последнего поданного. При этом шаг должен быть в пределах 0,5-5 % от начальной цены контракта. С 01.07.2018 минимальный шаг на торгах стал 100 рублей. Таким образом, в закупках с НМЦК до 10 000 рублей поставщики минимально могут понизиться только на 100 рублей, а не на 0,5 %, как было раньше.

Снизить стоимость одним ценовым предложением более чем на 5 % не получится. Участники снижают текущую минимальную цену в пределах шага.

Покажем на примере (ЦП — ценовое предложение участника).

На этом завершается первая фаза.

Торговаться можно, но с учетом того, что поставщику нельзя повторять или повышать собственные ценовые предложения или делать предложение с нулевой ценой.

Также участник не может сделать снижение вне шага аукциона, если предыдущий участник сделал снижение в пределах шага.

Вторая фаза начинается, если в течение 10 минут от последнего ценового предложения ни один из участников не предложил новую цену. Длится данный этап также 10 минут, в течение которых участник вправе снизить свою предложенную цену вне зависимости от шага аукциона, при этом она не может быть ниже минимальной предложенной в первой фазе.

Если в течение 10 минут после начала ни один из его участников не подал цену, то такая процедура признается несостоявшейся.

С 18:00 дня перед днем аукциона и до старта торгов аукционный робот не работает. Функционал отключения аукционного робота становится доступен сразу после начала электронного аукциона путем подачи ценового предложения в ручном режиме, подписав его сертификатом ЭП.

Схема «Таран», что делать, если попали в нее

Кроме тех схем, которые мы перечислили, есть также и серые стратегии. Одна из них — схема «Таран». Суть ее в том, что 3 организации заранее договариваются о сценарии торгов. Два из которых в агрессивной стратегии сбивают цену «ниже плинтуса». Третий же участник на завершающем этапе занимает третье место на полпроцента ниже жертвы схемы. При рассмотрении вторых частей у первых двух победителей оказывается вместо лицензий фотография тещи или еще каких-то документов не хватает. В итоге контракт забирает участник с третьего места, а четвертый кусает локти из-за того, что мог предложить цену значительно ниже, но не стал этого делать, так как решил, что контракт разыграют первые два участника.

Поэтому предлагайте ваш экономический минимум на торгах. Для этого у вас есть завершающий этап, где вы можете предложить цену не ниже победителя.

Перед проведением открытого аукциона в электронной форме заказчик размещает извещение о предстоящем аукционе на официальном сайте не менее чем за 20 дней до дня окончания срока подачи заявок. При этом если цена лота не превышает 3 млн. рублей, заказчик вправе разместить такое извещение не менее чем за 7 дней до даты окончания приема заявок.

В извещении о проведении электронных торгов указываются:

  • адрес электронной торговой площадки, на которой будут проходить торги наименование и контактные данные заказчика;
  • предмет контракта (количество поставляемого товара или объем работ);
  • место поставки товара или выполнения работ;
  • цена лота (контракта);
  • сроки окончания приема заявок на участие;
  • дата проведения открытого электронного аукциона.

Извещение о проведении электронного аукциона дублируется на выбранной Заказчиком электронной торговой площадке. Дополнительно сообщается дата окончания срока рассмотрения заявок и закрытый перечень документов, который необходимо представить участнику для подтверждения соответствия требованиям аукционной документации.

Разъяснение положений аукционной документации

После того как извещение опубликовано, участник размещения заказа вправе направить запрос о разъяснении аукционной документации. Оператор при получении такого запроса в течение часа перенаправляет его заказчику, не разглашая имя участника, задавшего вопрос. Заказчик в течение 2 дней с момента получения запроса представляет разъяснение аукционной документации на общероссийском сайте государственных закупок. При этом время реакции на запрос контролируется ФАС в автоматическом режиме средствами площадки.

Запросы на разъяснение могут приниматься заказчиком не позднее чем за 5 дней до дня окончания приема заявок на участие, если цена лота превышает 3 млн. рублей, и за 3 дня, если цена контракта составляет не более 3 млн.

Изменения в аукционную документацию могут быть внесены не позднее, чем за 5 дней до дня окончания приема заявок на участие в электронных торгах. При этом срок подачи заявок на электронные аукционы должен быть продлен так, чтобы с момента публикации изменений на общероссийском сайте государственных закупок и до дня окончания приема заявок оставалось не менее 15 дней (если цена лота более 3 млн.) или не менее 7 дней (если цена контракта не превышает 3 млн.).

Рассмотрение первой части заявки на участие в аукционе

Если заявка оформлена надлежащим образом, в течение часа с момента ее получения оператор осуществляет блокирование денежных средств, предназначенных для участия в электронных торгах (перед этим участник должен внести деньги на счет электронной площадки). Размер блокирования определяется суммой обеспечения заявки на проведение аукционав электронной форме. Заявке присваивается порядковый номер. Следует отметить, что участник размещения заказа может подать только одну заявку на участие в конкретном электронном аукционе.

Заявка отклоняется в нескольких случаях:

  • если на счету участника недостаточно средств для блокирования обеспечения заявки;
  • если через три месяца или ранее заканчивается аккредитация на ЭТП;
  • при несоответствии сведений о товаре требованиям аукционной документации;
  • при представлении недостоверных (неполных) сведений;
  • если участник пытается подать две или более заявки на участие, при этом ему возвращаются все его заявки;
  • при подаче заявки после окончание срока приема.

Проведение аукциона в электронной форме

Электронные аукционы проводятся спустя 2 дня с момента рассмотрения первых частей заявок, в рабочий день. Торги проводят путем снижения общей начальной (максимальной) цены лота, указанной в извещении. Во время проведения можно подавать на аукцион любые предложения, меняющие лучшую цену, с шагом аукциона от 0,5 до 5% от начальной цены контракта. При этом нельзя ухудшать собственное ценовое предложение и улучшать свое предложение, если оно на данный момент лучшее. Время приема предложений о цене лота от участников размещения заказа составляет 10 минут от начала проведения аукциона в электронной форме. Время обновляется автоматически после снижения начальной цены лота при помощи программно-технических средств электронной площадки. Если в течение следующих 10 минут не поступило ни одного предложения о снижении цены, аукцион автоматически завершается.

Торги признаны состоявшимися в случае, если количество участников, подавших заявку и принявших участие в электронном аукционе, более одного.


Рассмотрение вторых частей заявок

В течение часа с момента размещения на электронной торговой площадке протокола проведения электронного аукциона, оператор электронной торговой площадки направляет заказчику вторые части заявок вместе с первыми, ранжированными по убыванию. Заказчик рассматривает первые 10 заявок до выявления 5-ти соответствующих требованиям. Если таковых нет, оператор высылает заказчику оставшиеся заявки.

Заключение государственного контракта

Государственный контракт заключается с победителем аукциона в электронной форме или с лицом, заявка которого признана соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией. При этом те участники, которые получили первые 3 места по итогам электронных торгов, не имеют права отзывать свои заявки. Обеспечение остается заблокированным до момента заключения контракта.

Процесс заключения контракта осуществляется при участии оператора электронной торговой площадки и при наличии сертификата ключе ЭП, придающего действиям юридическую значимость.
В случае уклонения участника размещения заказа от подписания государственного контракта оператор электронной площадки вносит информацию об участнике в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года без возможности апелляции, уведомляет об этом участника и перечисляет ему сумму обеспечения заявки.
Наглядно сроки, в течение которых проводится аукцион в электронной форме, начиная с момента размещения извещения до заключения контракта можно обобщить в следующей таблице:

Отмена электронного аукциона

Заказчик может отказаться от проведения открытого аукциона, для чего размещает на общероссийском сайте государственных закупок соответствующее извещение. Заказчик вправе принять решение об отмене аукциона не позднее, чем за 10 дней до окончания срока подачи заявок на участие. Если же цена лота составляет менее 3 млн. рублей, электронные аукционы можно отменять за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок.

Приведем пошаговую инструкцию по проведению электронного аукциона по 44-ФЗ для заказчика, примеры необходимой документации, включая образец информационной карты электронного аукциона, расскажем, какие документы нужны для электронного аукциона по 44-ФЗ.

Электронный аукцион - один из способов закупки в рамках 44-ФЗ, победителем которого считается участник, предложивший минимальную цену исполнения контракта.

Проведение электронного аукциона по 44-ФЗ – процедура непростая и при этом строго регламентируемая (ст. 59-71 Закона №44-ФЗ). Любое отклонение от требований закона карается штрафом. Какими должны быть действия заказчика при проведении электронного аукциона? Прежде всего, последовательными.

Электронный аукцион по 44-ФЗ: схематично и пошагово

Приведем схему проведения электронного аукциона по 44-ФЗ для заказчика, разберем все шаги, приведем образец информационной карты электронного аукциона по 44-ФЗ, а также другие необходимые документы.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Шаг первый. Планирование и подготовка документации

Прежде чем проводить аукцион, заказчик должен сформировать аукционную комиссию , разработать и утвердить положение о ее функционировании и подготовить документы для проведения аукциона.

В том числе, следует разработать документацию об аукционе и приложить к ней проект контракта. В документации прописывается: название и описание объекта закупки, требования к заявкам и сроки их подачи и рассмотрения, дата проведения аукциона, размер обеспечения контракта и др.

Шаг второй. Размещение извещения о проведении закупки

На этом этапе заказчик разрабатывает и публикует в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона. Причем опубликовать его в ЕИС необходимо минимум за 7 дней до окончания срока подачи заявок (при цене контракта до 3 млн рублей) и минимум за 15 дней (если цена контракта выше 3 млн рублей). Для привлечения внимания к закупке, информацию о торгах заказчик также может опубликовать и в СМИ.

В извещении нужно прописать следующую информацию: название электронной площадки , дата окончания рассмотрения заявок и дата проведения аукциона, размер обеспечения заявок, преимущества для СМП и СОНКО, организаций инвалидов и учреждений УИС. Здесь же прописывается весь перечень документов, которые будут требоваться от участников.

Екатерина Кравцова , заместитель начальника отдела закупок организации государственного сектора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Совет: пока готовите заявку, регулярно просматривайте в ЕИС документы закупки. Участники вправе направить запрос о даче разъяснений аукционной документации. Ответы заказчика будут полезны и помогут избежать лишних ошибок.

Задайте свой вопрос экспертам

Шаг третий. Рассмотрение первых частей заявок

На этом этапе заказчик рассматривает первые части заявок (где содержится информация об аукционном предложении поставщика, но нет информации о нем самом). На изучение первых частей заявок заказчику отводится законом максимум семь дней. По результатам рассмотрения заявок аукционная комиссия допускает или не допускает участника к следующему этапу закупки. Итоги рассмотрения первых частей заявок фиксируются в виде протокола, который публикуется в ЕИС. Мы насчитали четыре аукционных протокола, ошибки в которых дадут возможность участнику пожаловаться на вашу закупку в ФАС. .

Шаг четвертый. Проведение электронного аукциона

Сам аукцион проводится на электронной площадке в выбранный день и время. В ходе аукциона участник подает свое ценовое предложение. Шаг аукциона составляет от 0,5% до 5% начальной цены контракта, время приема – 10 минут после поступления последнего предложения. Если нового предложения по истечению этого времени не поступило, аукцион автоматически завершается.

Шаг пятый. Рассмотрение вторых частей заявок и определение победителя

После завершения аукциона оператор электронной площадки пересылает заказчику вторую часть заявки участника, сделавшего последнее предложение. Во второй части заявки содержатся данные уже о самом заказчике.

Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок и готовит протокол подведения итогов. На рассмотрение аукционной комиссии отводится три дня. Победителем становится участник, предложивший самую низкую цену контракта (при условии, что его заявка соответствует требованиям документации).

Шаг шестой. Подписание контракта

Заказчик дополняет проект контракта предложенными победителем условиями исполнения и направляет документ на подпись победителю. Закон отводит пять дней заказчику, чтобы подготовить и разместить в ЕИС проект контракта. Еще пять дней отводится победителю на подписание контракта со своей стороны. После чего документ подписывает и заказчик. Контракт считается заключенным.

Резюмируем

Проведение электронного аукциона – сложный и тщательно регламентируемый процесс. Мы рассмотрели лишь алгоритм проведения электронного аукциона по 44-ФЗ. У каждого из описанных этапов есть строго регламентированные сроки проведения и требования к каждой из сторон закупки, которые четко прописаны в 44-ФЗ.

Вложенные файлы

  • Приказ о проведении электронного аукциона.doc

2. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Управлением решением отказано инспекции в согласовании заключения контракта на оказание услуг по управлению эксплуатацией и содержанием административных зданий (нежилого фонда) инспекции (извещение N 0169100001514000018) с ООО "СтройГрад" (пункт 1 решения), поскольку в действиях заказчика признано нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 , пункта 6 части 5 статьи 63 , пункта 1 , 2 части 1 , части 3 статьи 64 , пункта 2 статьи 42 , пункта 2 , , 7 части 5 статьи 66 , части 2 , 3, статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ); закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также указание на то, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло по вине другой стороны.




Статьи по теме: