Почему перестал выходить журнал русский репортер. «Мы в антитренде»

Журнал «Русский репортер» - достаточно известный еженедельник, который не чурается и левых темы - профсоюзник Валентин Урусов , защита Варшавского пакгауза в Петербурге , зарисовки из жизни антифашисткого движениия . Несмотря на попадающуюся «джинсу» типа статей во славу отдельных регионов и госмонополий , «Русский репортер» по-прежнему генерирует интересный контент.

Однако вопрос выплаты заработной платы постоянным сотрудникам и гонораров внештатным авторам в издании стоит ребром. Так что же делать? Устроиться на кремлевское СМИ, где совесть меняешь на деньги? Или в малоизвестное издание, где платят «черным налом»? Может и вовсе забить да писать для интересного журнала, не заморачиваясь на материальные вещи?

Правила игры

Небольшая предыстория для понимания того, как устроен рабочий процесс и почему не помогают типичные способы получить причитающиеся деньги. Бумажный журнал и сайт rusrep.ru наравне с финансовым еженедельником «Эксперт» входят в холдинг ЗАО «Эксперт». В профессиональном сообществе история с решительным разгоном коллектива «Эксперт-ТВ» с последующими судами за право получить зарплаты достаточно известна, однако мало кто знает, что история с годовыми отсрочками выплат это до сих пор сегодняшняя история холдинга.

Несмотря на приятный коллектив редакции «Русского репортера», оформленные по Трудовому кодексу журналисты такие же жертвы холдинга, которым платят урывками - в результате большинство профессиональных корреспондентов, в том числе внештатников, предпочло уйти, даже не получив причитающиеся суммы. Трудиться остаются имеющие приработку на стороне или те, кто мотаются в командировках. Несмотря на декларируемую нехватку средств, разъезжающие авторы получают все деньги до последней копейки.

Типична история фотографа Дмитрия Марков, который описал в ЖЖ свои злоключения с получением денег, судом, неявкой представителей издания и невозможностью получить деньги с помощью приставов: «Теперь знакомое «завтра» я получаю в виде электронных писем, дорогая редакция не напрягается: «Мы не можем ответить по точным датам выплат, по техническим причинам они заморожены». Выпускники журфаков готовы же писать в журнал и бесплатно - им важно пополнить свое резюме и о получении оплаты они даже не мечтают. Возможность добиться причитающих сумм - это «удар исподтишка по любимому журналу» и «ябедничество».

Большая часть из них приходит через «Медиаполигоны » и образовательные программы «Летних школ», который делает редактор отдела науки Григорий Тарасевич.

Кто за что отвечает

Большинство из авторов, в том числе внештатники, ограничиваются лишь тем, что раз в месяц пишут своему редактору - те, из них кто еще не уволился, говорят прямо: «Денег нет, можете судиться, но это никому не помогло получить деньги». Другие звонят в бухгалтерию, где перекладывая ответственность на финансового директора Владимира Петрова, заявляют, что они за начисление не отвечают. Сами бухгалтера тоже постепенно уходят. В свою очередь Владимир Петров не доступен ни по телефону, ни по электронной почте.

Те, кто смелее - связываются с главным редактором «Русского репортера» - Виталием Лейбиным. Он же на все вопросы отвечает: «Скоро журналу поступят деньги, потерпите!». Ждать у моря погоды, общаться с бухгалтерией и дозваниваться до финдиректора Владимира Петрова можно бесконечно. Анализ судебных решений в пользу потерпевших авторов, потратившихся на суд, но не получивших деньги, также не дает повод для оптимизма.

Кулуарные угрозы

При этом руководство страшно боится огласки, вооружившись диктофоном я и несколько моих коллег отправились поочередно на встречу с руководством холдинга. Каждый в меру своего красноречия рассказал, что готов сделать историю публичной - реакция последовала. Шеф-редактор журнала «Экперт» Татьяна Гурова, входящая в правление холдинга, признала правомочность требований, посетовала на кризис и удивленно спросила: «Почему вы не пришли раньше? Деньги здесь получают только те, кто доходят лично!».

И действительно несколько недель спустя после разговора с обещанием выплатить деньги под диктофон вся сумма была уплачена, хоть и спустя много месяцев после даты, записанной в договорах на подготовку материалов.

К сожалению, в России за редким исключением нет практики защиты своих прав среди журналистов, как и нет действующего профсоюза. Поэтому коллектив пострадавших авторов не может данный материал опубликовать под собственными именами. Подобный инсайд и предупреждение коллегам любой главред посчитает «выносом сора из избы», а значит откажет в возможном сотрудничестве.

Журнал «Русский репортер», который издает медиахолдинг «Эксперт», пропустил выход пяти номеров и, вероятно, может пропустить еще как минимум два. В редакции издания обещают, что она возобновит свою работу в ноябре.

Подписчики не получают журнал с 21 июля 2016 года. На этот факт пожаловались несколько пользователей официальной группы издания в соцсети «ВКонтакте». Они указывали, что последний номер датирован периодом до 7 июля. Не вышли номера и от 4 августа и 18 августа. Подписчики журнала также отмечали, что не смогли получить информацию по бесплатному номеру 8 800 200 80 10. На сайте издания этот номер указан как телефон, по которому можно обратиться с вопросами, касающимися оформления подписки, оплаты и доставки.

Представитель издания, отвечая на вопросы, предложил отслеживать выход номеров на специальной странице сайта «Русского репортера» и отправлять запросы по подписке на электронную почту [email protected] .

3 октября в той же группе была опубликована фотокопия письма за подписью руководителя отдела распространения ОАО «Группа Эксперт» Владимира Федорова, судя по всему предназначенного для внутреннего распространения. В документе сообщалось, что задержки с выходом журнала связаны с необходимостью переформатирования издания. «Без этих изменений, учитывая сегодняшнюю ситуацию на рынке печатной продукции, существование «Русского репортера» как востребованного продукта весьма сомнительно», - говорится в письме. Также там сообщается, что принято решение о переводе издания в ежемесячный формат с увеличением количества полос и отпускной цены. Выход обновленного журнала, согласно письму, запланирован на вторую половину ноября 2016 года.

В руководстве ИД «Эксперт» информацию о переходе на ежемесячный формат, а также подлинность письма подтвердить Лениздат.Ру не смогли. Отказался от комментариев и главный редактор издания Виталий Лейбин.

В сентябре выход номера принадлежащий тому же холдингу журнал «Эксперт». По данным одного источника агентства RNS, пропуск был связан с «экономическими трудностями» журнала, другой источник утверждал, что пропуск номера технический.

Медиахолдинг «Эксперт» был создан в 1995 году. С июля 2006 года и по настоящее время генеральным директором является Валерий Фадеев, член Общественной палаты РФ. Холдингу принадлежат деловой еженедельник «Эксперт», журнал «Русский репортер», пять региональных деловых приложений «Эксперт» («Северо-Запад», «Юг», «Казахстан», «Урал», «Сибирь»), а также сайты «Эксперт Online», RusRep.ru и международное рейтинговое агентство «Эксперт РА».

Глава холдинга Валерий Фадеев с сентября 2016 года ведущим еженедельной итоговой программы Первого канала, сменив в кадре Ираду Зейналову. Кроме того, Фадеев является членом высшего совета «Единой России» и одним из руководителей «либеральной платформы» партии. Также он входит в руководство Общероссийского народного фронта.

«Секрет фирмы» перестал выходить на бумаге, «Русский Репортер» объявил о переходе на режим два номера в месяц. О том, какие еще «сюрпризы» нас ожидают на рынке печатных СМИ в 2015 году, в своей колонке на портале ЖурДом рассказал медиа-эксперт Дмитрий Михайлин.

Что такое кризис для печатных СМИ? Во-первых, сокращение рекламного рынка и, соответственно, снижение продаж рекламных площадей. Во-вторых, увеличение цены полиграфии даже для тех, кто печатается в России: в отрасли велика импортная составляющая – мелованная бумага, краска, комплектующие для печатных машин.

Плюс составляющие, не связанные с кризисом и санкциями, но напрямую влияющие на экономическое состояние издательских домов: по-прежнему запрещено рекламировать алкоголь и сигареты, а они в некоторых журналах занимали до половины рекламных площадей. Плюс, вернее, в данном случае минус – отказ государства, начиная с этого полугодия, субсидировать почтовую доставку и вообще сокращение госрасходов.

Некоторые коллеги высказывают оптимистичный прогноз, что рынок печатных СМИ очистится, с него уйдут ненужные, освободив витрины киосков для востребованных изданий.

Я так не считаю. На самом деле первыми почувствуют проблемы те газеты и журналы, которые тратят серьезные деньги на контент. Проще говоря, те, которые занимаются качественной журналистикой, покупают хорошие фотографии, привозят репортажи из командировок, а не делают за письменными столами. Если при растущем рекламном рынке дебет с кредитом у них сходились, то при схлопнувшемся – сходиться перестанут. Яркий пример – «Русский Репортер». Ребята делают лучший в стране гуманитарный журнал, но проблемы у них возникли еще задолго до кризиса. Сейчас они переходят из еженедельного формата на два номера в месяц, но я с большим огорчением прогнозирую, что это – начало конца. Если не будут предприняты какие-то экстраординарные меры, «Русский Репортер» может окончательно закрыться уже до конца этого года.

Не вижу радужных перспектив и для «Огонька». Выжить естественным путем у него шансов еще меньше, чем у «Русского Репортера». «Огонек» спасает только то, что он находится в составе сильного ИД «Коммерсант», а не стагнирующего «Эксперта».

Серьезно пострадают ежедневные газеты. И по причине, описанной выше, и просто потому, что кризис усилит существующие проблемы. Главная из которых – исчезновение привычки читать ежедневные бумажные газеты. Кризис ускорит уход ежедневных газет в небытие. Дольше всех продержатся таблоиды вроде «КП» или «Твоего дня», а первыми начнут уходить «серьезные» газеты. Возглавляет список газета РБК – не исключаю, что она уйдет из бумаги уже в этом году.

Глянцевые издания, большинство из которых в юридическом смысле является рекламными, разумеется, пострадают от кризиса, как и все. Но, если в случае с гуманитарными, то есть, некоммерческими проектами, речь идет о жизни и смерти, то в этом случае – просто о значительном снижении доходов. То же самое можно сказать и о деловых изданиях.

А вот на ком кризис почти не скажется, так это на тех изданиях, которые используют копеечный контент, дешевую полиграфию и продаются в киосках по цене билета на метро – кроссвордах, гороскопах и прочих вестниках ЗОЖ. Они практически никак не зависят от рекламных доходов, зарабатывая на продаже тиражей. Большинство из них не просто не уйдет с рынка, напротив – я прогнозирую резкое увеличение количества таких изданий, которые некоторые коллеги называют «мусорными».

То есть, рынок печатных СМИ не очистится благодаря кризису, а наоборот – замусорится. И это, вообще-то говоря, серьезная проблема. Потому что, если перейти от категорий рынка к более высоким категориям, печатные СМИ – это важный элемент культурного и общественного пространства страны. Это особый способ восприятия информации, где важен не только текст, но и дизайн, иллюстрации, тактильные ощущения – все то, что компьютер дать не в состоянии. Именно поэтому, кстати, я не поддерживаю идею, что печатные СМИ окончательно вытеснит интернет. Не вытеснит, во всяком случае, при нашей жизни. За исключением ежедневных газет, издавать которые становится все более и более бессмысленно.

Так вот, уровень этого важного сегмента общественной жизни страны в кризис заметно снизится. И сложнее всех придется тем, кто пытается нести разумное, доброе и вечное, а не тупо заколачивать бабло. Такие издания, как правило, работают на грани рентабельности, а сейчас оказались за этой гранью. И, разумеется, мы не можем ждать никаких новых проектов, подобных тому же «Русскому Репортеру».

Я далек от того, чтобы призывать государство немедленно начать финансировать «тонущие» издания: если менеджмент не справляется, никакое государство не поможет. Но то, что государству есть смысл скорректировать политику выдачи грантов и субсидий, на мой взгляд, очевидно. Перестать распылять ресурсы между изданиями, которые читает 300 человек или вообще – никто, определить перечень общественно-значимых изданий, и только им оказывать адресную поддержку в виде субсидий и льгот, обеспечить приоритетный доступ в торговые сети, ограничив наценку и так далее.

Иначе газетные киоски – и так-то, в общем, не витрины интеллекта – будут представлять собой один большой гламурный сборник кроссвордов-анекдотов-гороскопов.

А журналистики в стране и так осталось немного. Ее, как выяснилось, надо беречь.

Похожие новости не найдены.

В то время как во всем мире падают тиражи газет и журналов (даже знаменитый «Шпигель» терпит убытки!) и закрываются даже именитые печатные издания, российский журнал «Русский репортер» уверенно выигрывает у Интернета битву за читателя.

Почему для российского журнала «Русский репортер» Интернет - не конкурент?

В чем секрет успеха этого издания, который уже называют феноменальным? Об этом рассказал главный редактор «Русского репортера» Виталий Лейбин, который недавно побывал в Риге по приглашению Международного медиаклуба «Формат А3».

На встречу с ним пришло много журналистов, и разговор получился о самом интересном - о профессии, которая сейчас переживает нелегкие времена.

Журналистика со знаком качества

После встречи в Риге сразу же, ночным самолетом, он улетел в Москву - чтобы успеть на редакционную планерку. Тема следующего номера «Русский репортер» родилась, как только стало известно о смерти классика современной литературы Бориса Стругацкого, - собрать рассказы известных в России людей о том, как в их жизни преломились сюжеты из романов «Пикник на обочине», «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу» и других. Главный редактор, конечно же, должен был растолковать коллегам творческую задачу и, честное слово, даже завидно стало, что не нам ее выполнять...

Еженедельный журнал «Русский репортер» вышел в 2007 году, и сегодня его тираж составляет 165 тысяч экземпляров. Скажете, не много для огромной России? Но средний тираж печатного издания редко превышает 25- 30 тысяч экземпляров, за исключением «миллионерши» «Комсомольской правды» и журнала «Итоги», основного конкурента «Русского репортера».

В прошлом году журнал под руководством Виталия Лейбина получил премию «Лидер продаж на рынке печатных СМИ», и тенденция к росту продолжается. Правда, его тормозит неповоротливая система распространения, которая не позволяет доставить свежий номер журнала в небольшие города и поселки, где как раз и проживают самые внимательные читатели. Но редактор считает, что взять планку в два миллиона экземпляров, заданную немецким «Штерном», вполне реально.

Откуда такая уверенность в себе? Ведь кризис бумажных СМИ налицо. Недавно закрылся журнал Newsweek, который работал примерно в том же русле, что и «Русский репортер».

Newsweek был чересчур западным, копией с зарубежного оригинала, - объясняет Виталий. - Короткие заметки, написанные по схеме, прилизанный язык... Но все это есть в Интернете, причем бесплатно. Хватает там и народных журналистов - блогеров и самодеятельных репортеров. Это все хорошо. Я сам был главным редактором старейшего российского политического проекта «Полит.ру». Но у русской аудитории - иная культура чтения, так что за профессиональную журналистику стоит побороться.

Они и борются... Каждым номером, который делают со страстью и душой - как последний...

В поисках смысла жизни

Феномен «Русского репортера» поставил в тупик многих профессионалов журналистики и специалистов по маркетингу, уверенных, что читатель нынче пошел малограмотный, с фрагментарным мышлением, способный лишь на то, чтобы просматривать заголовки в Сети и заметки из жизни звезд. Но РР доказывает - неправда это! Есть в России люди, готовые читать длинные статьи, которых не пугают сложноподчиненные предложения и «умные» слова, и их становится все больше.

Создатели журнала не стали соревноваться с Интернетом, а предложили то, чего Сеть дать не может - объемные очерки, богато иллюстрированные качественными снимками на хорошей бумаге.

Два года подряд - в 2010 и 2011-м - «Русский репортер» получал награду за лучшее использование фотографии в печати и однажды обошел даже такого мэтра, как журнал National Geographic.

Основу журнала составляет то, что в западной журналистике называется story, - история об обычном человеке, оказавшемся в необычных, драматических, условиях.

Журнал публикует репортажи из «горячих» точек, наркопритонов, с арктической зимовки, из эпицентра операции по захвату банды. Репортеры не вылезают из командировок и пишут о том, что видели собственными глазами, что пережили, и это придает повествованию подлинность и искреннюю интонацию. Успеху издания способствовали и объективные обстоятельства.

Такое издание, как «Русский репортер», стало возможным, когда Россия пошла на подъем и появился средний класс, - считает Виталий. - Если в 90-е годы все были заняты борьбой за выживание, то потом те, кто эту проблему решил (с 2000 года средняя зарплата в России выросла в десять с лишним раз - с 50 до 700 долларов в месяц), позволили себе роскошь задуматься о вещах нематериальных. О том, ради чего, собственно, мы живем...

Именно этот общечеловеческий подход к теме делает интересным для жителей Самары то, что произошло в Казани или в Арктике. Он вполне соответствует традициям русской журналистики, которые ведут свое начало от Пушкина и Гиляровского. Что касается направления издания, то «Русский репортер» прямо называет себя пророссийским.

Мы не за Путина и тем более не против, - говорит Виталий Лейбин. - Наш журнал рассказывает о жизни как она есть.

Виталий считает, что национальные издания необходимы, потому что они, как и телевидение, «сшивают» страну. (Любопытно, что стартовал успешный журнал в регионах, и уже потом, заставив заговорить о себе, появился в Москве и Санкт-Петербурге.)

В авторах у РР недостатка нет. Многим журналистам захотелось принять участие в профессиональном состязании. Журналисты знают, как заманчиво, не сокращая самого себя, написать полноценный очерк - о чем хочешь и как хочешь.

Виталий говорит, что сначала опасался прибегать к услугам маститых журналистов, полагая, что им будет трудно перестроиться под новый формат.

Но я был неправ, - признается он. - Оказывается, если дать простор для творчества, все пишут легко и увлекательно.

Напрямую от Ассанжа

Настоящую славу и престижную премию «Власть № 4» в номинации «Скандал года» в 2010 году журналу принесла публикация секретных материалов Wikileaks. Это право журналу, единственному в России, передал сам Джулиан Ассанж, с которым Виталий сделал интервью - настоящая журналистская удача!

Убедившись в объективности «Русского репортера», многие стали предлагать редакции материал для публикаций. Отбирая их, редактор сначала спрашивал у журналистов, о чем бы они хотели написать. Теперь он предпочитает заходить с другой стороны, задаваясь вопросом - о чем бы они хотели прочитать.

Редактор говорит, что ему ни разу не приходилось снимать статью из номера по звонку сверху, но «намеки» и угрозы были.

Самое опасное - писать о разборках на локальном, городском, районном уровне. В них стараемся не вмешиваться.

Виталий с удовольствием рассказывает о мастерской журналистской работе своего заместителя Дмитрия Соколова-Митрича.

В Приморье орудовала банда, которая убивала милиционеров. Репортер сделал уникальные снимки в момент ее задержания. Казалось бы, уже круто. Но он на этом не останавливается. Беседует с задержанными и выясняет, что на тропу войны они вышли после того, как провели несколько суток в милиции, где их били и унижали. Можно ехать домой? Но Дмитрий продолжает копать. Он узнает, что первым от руки «мстителей» пал один из лучших представителей профессии. Так всегда бывает: жертвами мести всегда оказываются невинные... Репортер встречается с вдовой убитого, которая, оказывается, тоже милиционер, но муж не позволял ей выйти на опасную работу, повторяя: «Только через мой труп!» И вот накликал... Вдова убитого примеряет форму, чтобы занять место мужа.

Такое глубокое изучение темы - свойство качественной журналистики, стоит недешево. «Русский репортер» входит в медиахолдинг крупного предпринимателя Олега Дерипаски вместе с журналом «Эксперт» - ведущим и прибыльным бизнес-изданием России.

Нам повезло: наш владелец любит издавать журналы! - говорит Виталий.

Но тираж «Эксперта» скоро достигнет потолка, ведь количество бизнесменов, а значит, и читателей издания, не увеличится, поэтому и было решено осваивать другую нишу. Расчет на то, что когда вырастет аудитория «Русского репортера», тот в свою очередь станет кормить «родителя».

Создатели «Русского репортера» уверены: по-настоящему качественное издание всегда найдет своего читателя.



Статьи по теме: