Открываем службу доставки какой персонал необходим. Идея для бизнеса: как открыть курьерскую службу с нуля? Курьерская служба: бизнес-план

Создание собственной службы курьерской доставки - непростая задача даже для тех, кто давно работает на рынке логистики. Генеральный директор TopDelivery Глеб Никулин делится своим опытом запуска курьерской службы в Москве.

В закладки

Мы запустились в 2011 году и ориентировались прежде всего на доставку посылок из интернет-магазинов в регионы. Чтобы доставить заказ по Москве, многие магазины набирали курьеров в штат или пользовались услугами локальных курьерских служб, а в другие города отправляли Почтой России. Мы обосновались в перспективной нише доставок из Москвы в регионы, но уже через пол года почувствовали присутствие крупных игроков.

Конкурировать с ними было сложно - компании обладали заведомо большими ресурсами, мы стали постепенно терять темпы роста. Тогда нас спасла скорость разработки решений именно для электронной коммерции. Одними из первых мы предложили услуги примерки и частичного выкупа, возможность оплаты при получении, удобную интеграцию по API, смс- и емейл-информирование получателей, запустили сбор причин отказов. Гибкость и доп услуги помогли закрепиться на рынке, и помогают развиваться сейчас.

Наша доставка в регионы строится по надежному принципу: для каждого города и его области мы составляем цепочку доставки, на последней миле которой участвует локальный агент c курьерами или пунктом выдачи заказов, за действия которых мы несем ответственность как за свои. Все операции с заказом от его создания до возврата наложенного платежа отправителю происходят в системе TopDelivery, которую разрабатывает внутренний IT-отдел компании. Локальные агенты производят операции с заказами также в системе TopDelivery. Долгое время в Москве мы работали по тому же принципу.

История движения заказа в личном кабинете менеджера ТД

Почему решили создать свою курьерскую службу в Москве?

Если наши агенты в регионах - небольшие компании, которые работают в нашей системе и по нашим стандартам, то в Москве потенциальные агенты - средние и крупные фирмы, имеющие свой регламент и ИТ-систему. В столице полная свобода действий во внедрении новых услуг возможна либо с небольшим подрядчиком, либо со своими курьерами. Мы понимали, что СКС (собственная курьерская служба) дает большую свободу действий во внедрении нужных для клиента функций и услуг, поэтому решили пойти новым для нас путем и в Москве открыть собственную службу доставки.

Надо сказать, в 2011 году мы уже пробовали запустить собственную курьерскую службу по Москве. Тогда поняли, что набор и обучение своих курьеров отнимают слишком много времени, и на развитие регионов внимания уже не хватает. Из-за этого темпы расширения географии стали падать, и мы приняли, наверное, одно из самых важных решений за историю компании - временно закрыли направление доставки по Москве.

В 2013 году мы начали строить доставку по Москве по тому же принципу, что и в регионах - нашли двух агентов, прописали с ними регламент работы и со своей стороны занимались организацией и контролем доставки, но внедрение новых решений и услуг давалось тяжелее: агенты были относительно крупными, имели свой регламент и систему, не во всем могли идти нам навстречу. Например, загружать заказы ночью этим агентам мы не могли, что вынуждало осуществлять более ранний забор грузов от клиентов со всеми вытекающими последствиями.

В конце 2016 года решились на вторую попытку запустить курьерскую службу со своими курьерами в Москве. К тому моменту мы уже присоединили сеть ПВЗ Maxima Express, и ежедневные маршруты по Москве стали для TopDelivery привычным делом. Решающим шагом к открытию собственной курьерской службы стал запрос от крупного клиента, который в срочном порядке менял подрядчика по Москве, и был бы рад отдать заказы в нашу курьерскую службу, но при условии, что забирать заказы будем ночью, что мы смогли бы сделать, только отгружая заказы напрямую своим курьерам. И мы сделали это.

Какие задачи решили

У нас было всего 3 недели (поскольку интернет-магазину требовался старт ровно 1 февраля), список требований от клиента и понимание, как должен функционировать отдел курьерской доставки. Тогда мы считали, что для запуска своей курьерки формирование самого отдела и обеспечение его ресурсами - достаточная задача, ведь все остальное мы давно умеем делать: интеграции с клиентами, первая миля, сортировка, перевод наложенных платежей, поддержка и так далее. Но на деле своя курьерская служба подразумевает внедрение новых функций в каждом отделе, что увеличивает сложность работы. Нужно было продумать намного больше процессов, чем раньше. Важным фактором было то, что наши представители оказывали услуги доставки на высоком уровне, и, переходя на работу со своими курьерами, мы должны были сохранить качество: оказывать такой же большой перечень услуг и обеспечивать такой же высокий процент выкупа заказов.

Основные процессы, которые предстояло научиться делать своими силами:

  • Качественная курьерская доставка, нацеленная на высокий процент выкупа
  • Коммуникация получатель-курьер, получатель-оператор, оператор-курьер
  • Прием денег от получателей через свои кассы
  • Прием банковских карт
  • Возможность вскрытия, примерки и частичного возврата

За отведенные на запуск 3 недели мы успели обучить персонал основным процессам, которые потом отлаживали весь год. В компании появились кардинально новые процессы, основная часть которых легла на плечи транспортного отдела. Разумеется, под это нужно было внести десятки доработок в систему, научиться сортировать заказы под курьеров. Если раньше Москву мы отдавали в 2 окна 2 разным агентам, то теперь нужно было сортировать заказы по 50 курьерам.

В итоге получилось достаточно много изменений:

  • Создали новую зону отгрузки и приемки водителей, рассчитанную на большее количество пунктов сортировки
  • Разработали регламент работы курьерской службы
  • Забрендировали часть автопарка
  • Внедрили кассовую дисциплину
  • Интегрировали маршрутизатор в нашу систему
  • Расширили колл-центр для коммуникации с курьерами
  • И много небольших, но важных изменений

Брендированная машина TopDelivery

Кое-где были перерасходы. Например, кассы пришлось закупать дважды. На момент запуска мы уже знали, что через пол года всех обяжут использовать онлайн-кассы, но самих онлайн-касс в продаже еще не было. Поэтому в январе 2017 года мы закупили кассы первый раз, а в июне 2017 - второй раз.

Появлению ФЗ-54, на самом деле, мы были только рады. Товарные позиции от клиентов мы получали еще с 2011 года, оставалось только добавить НДС в нашу систему.

Существенную часть забот сняли курьеры - мы учли свои ошибки и набрали опытных людей, которые уже умеют доставлять заказы из интернет-магазинов, поэтому на начальном этапе обучали новым процессам только офис. Это сэкономило значительную часть ресурсов, и закрывать направление как в 2011 году не пришлось. Наоборот, собственная курьерская служба выступила локомотивом развития в 2017 году.

Через неделю после запуска курьерской службы мы с бизнес-аналитиком решили выйти на маршрут с одним из курьеров, чтобы своими глазами посмотреть на его работу, понять все проблемы и потребности. Честно, я испытал прилив уверенности от этой поездки: курьер рассказал нам, как планирует свой маршрут, за сколько минут звонит клиенту, мы услышали как он общается с получателями. Тогда я понял, что если все наши курьеры будут так хорошо работать - получатели обязательно останутся довольны, и бизнес будет расти.

Про сезон

Ноябрь-декабрь - традиционный пик на рынке электронной коммерции. Все покупают подарки к новому году, и количество заказов в интернет-магазинах всегда растет. Мы готовились к сезону с июля, но он все равно нагрянул неожиданно: в середине ноября у нас произошло двукратное увеличение объемов за один день. Мы были готовы к такому числу посылок, но думали, достигнем его постепенно к середине декабря. Теперь курьерка работала на предельных мощностях, а объемы продолжали расти каждый день. Мы чувствовали себя как на иголках. Началась горячая пора.

Увеличилась нагрузка на отдел качества, который занимается обработкой проблем по заказам. Процент проблемных отправок незначительно увеличился, но из-за общего увеличения объема посылок у ребят было ощущение, что все катится в бездну.

Мы экстренно вывели всех курьеров на работу 5/2 и 6/1 вместо 2/2, но стало очевидно, что этих мер не достаточно.

В сезон время поджимало, поэтому я сам поехал на склад разбираться с процессами, помогая в этом руководителю сортировочного центра. Через несколько дней подключил технического и коммерческого директоров. Вместе мы выполнили более 40 задач по улучшению операций всего за 3 недели. Применили теорию маленьких шагов на практике. В IT передавали задачи со сроком реализации не более 3 дней, обновления выкатывали каждый день.

В итоге уже в начале декабря вернули отгрузку всех курьеров к 7:00-8:00 при все возрастающем объеме посылок. Стали выводить дежурных курьеров второй волной. Сорванных доставок стало меньше. Чтобы поддержать командный дух, я старался почаще рассказывать об успехах склада и курьерской службы и проводил там как можно больше времени, налаживая процессы.

Итоги

Надо сказать, что собственная курьерская служба позволила нам больше контролировать процессы и лучше решать экстренные ситуации. Например, в 2016 году у нас было ограничение на число заказов в конце декабря. Тогда мы, идя на риски, привлекли еще партнеров, но понимали, что они тоже могут ввести лимиты, и это будет серьезным ударом по нашему бизнесу и репутации. В этом году мы имели больше возможностей влиять на производительность: выводить на маршруты больше курьеров, договариваться с каждым об увеличении дней и часов работы. В итоге, с объемом мы справились: не встали, собрались и все довезли.

Некоторые давние клиенты звонили мне лично. Некоторые ругались, грозились завтра же расторгнуть с нами договор. Другие, наоборот отмечали, что хорошо справляемся. Конечно, кто-то из клиентов перестал с нами сотрудничать, перейдя к конкурентам. Но и от этих же конкурентов к нам приходили новые клиенты, которые остались довольны. В сезон некоторый «обмен» клиентами почти неизбежен. Приятно, что абсолютное большинство клиентов прошли сезон вместе с нами, некоторые - уже не в первый раз. Круто иметь клиентов, которые, как и мы, настроены на долгосрочное партнерство.

Выводы

По итогу сезона главных выводов у меня два:

1. Сезон почти всегда превзойдет самые смелые ваши ожидания
2. Ситуацию спасет сплоченная команда

Именно команда помогла нам справиться с увеличением числа посылок. Мы работали больше обычного, выходили на работу по выходным, брали на себя больше обязанностей. Я очень благодарен тем людям, которые сделали больше, чем я от них ожидал, не рассуждая категориями «это не моя зона ответственности».

Многое мы сделали впервые. И для первого раза, я считаю, получилось очень неплохо. На мой взгляд, у нас был год за три. Уверен, что в 2018 году пройдем сезон успешнее. С учетом нашего опыта, будем готовиться к сезону немного иначе.

В этом году для дальнейшего развития начнем нанимать больше курьеров и сразу обучать их нашим стандартам работы. За год в ряде вещей мы наработали экспертизу, которой теперь делимся и с региональными подрядчиками.

Планы на будущее

Постепенно мы закрываем все проблемные места, и c января стали видны положительные результаты от изменений декабря. 5 марта переехали на Нагатинскую - новый склад имеет на 60% больше полезной площади, что позволит улучшить ряд процессов, значительно ускорить сортировку заказов и загрузку курьеров. Офис теперь находится рядом со складом, значит, коммуникация между подразделениями улучшится.

В планах много крупных и мелких задач. Вот-вот запустим несколько важных улучшений, например, эквайринг в регионах и онлайн-статусы заказов. В течение года хотим дать клиентам возможность отправлять многоместные заказы, расширить географию доставки крупногабаритного груза (сейчас возим КГТ только по Москве). Продолжим сокращать сроки доставки. В прошлом году почти не говорили про это, но на деле стали доставлять быстрее примерно в 40% городов из нашей географии.

Открытие курьерской службы доставки привлекает предпринимателей тем, что оно не требует больших инвестиций и опыта работы в данной сфере. Однако у этого вида бизнеса, как и у любого другого, есть свои подводные камни и нюансы. В бизнес-плане мы осветим основные стороны данного вида деятельности.

Цель проекта : получение прибыли за счёт предоставления курьерских услуг бизнесу и населению.

Привлекательность бизнеса по оказанию курьерских услуг определяется следующими факторами :

  1. Низкие барьеры входа на рынок.
  2. Постоянно увеличивающийся спрос на данный вид услуг.
  3. Отсутствие каких-либо квалификационных требований.
  4. Широкие возможности развития и масштабирования бизнеса.

Сумма первоначальных инвестиций - 149 000 рублей.

Точка безубыточности достигается на 4 месяц работы.

Срок окупаемости составляет 7 месяцев.

Средняя ежемесячная прибыль 1-ого года реализации проекта - 43 726 рублей.

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

3. Описание рынка сбыта

Ежедневно к услугам курьерских служб прибегает множество организаций и людей. Перед открытием службы доставки, необходимо определить, какой сегмент рынка придётся обслуживать. Потенциальными клиентами курьерской службы являются:

  • интернет-магазины с доставкой товаров;
  • магазины цветов;
  • кафе и рестораны;
  • издательства;
  • книжные магазины.

В век технологий всё более популярными становятся интернет-покупки. Однако далеко не каждая организация, предлагающая услугу доставки, обладает собственным штатом курьеров. Большинство интернет-магазинов прибегают к аутсорсингу, причём контракты они заключают не с гигантами рынка, а с местными небольшими фирмами.

Другим крупным сегментом являются магазины цветов. Многие из них размещаются в социальных сетях и предлагают услуги доставки. Не имея в штате собственного курьера, они с радостью станут вашими постоянными клиентами.

На сегодняшний день не осталось ни одного более-менее крупного города, в котором нет большого количества пиццерий, кафе, ресторанов, блинных и других различных заведений общественного питания. Скорее всего, владельцы подобных заведений не откажутся иметь дополнительную прибыль от доставки своих блюд клиентам домой. Следовательно, курьерская служба может предоставить свои услуги по доставке.

Практически все крупные организации нуждаются в курьерах для доставки различных пакетов документов в некоторые государственные службы. Примером может быть налоговая инспекция. Курьер из службы доставки сможет не только отвезти необходимые документы, но и постоять вместе со всеми в очереди. Благодаря таким услугам клиенты смогут экономить свое время, а вы как собственник бизнеса получить дополнительную прибыль.

4. Продажи и маркетинг

5. План производства

Основная цель проекта - открытие курьерской службы и максимизация её прибыли.

Обзор рынка недвижимости для подбора оптимального помещения.

Требования к помещению слона красоты:

  • Расположение: может быть как центр города, так и спальный район;
  • Площадь помещения 10-15 м2;
  • Желательно наличие парковки.
  • Оформление юридического лица.

Деятельность может осуществлять как физическое лицо - ИП, так и юридическое лицо - ООО.

  • Открытие расчетного счёта.

6. Организационная структура

Штатное расписание:

  • управляющий - 1,
  • курьеры - 2-4,

Общее количество работников - 3-5 человек.

Как правило, управляющим в такой небольшой фирме выступает сам собственник бизнеса. Оклад устанавливаем 30 000 руб. Заработная плата курьеров сдельная и составляет 30% от выполненных заказов. В первые 2 месяца достаточно будет нанять 2 курьеров, однако с увеличением клиентов штат необходимо будет расширять.

Необходимо ответственно подойти к набору персонала. Ведь только серьёзные и исполнительные работники помогут получить хорошие отзывы о компании в целом. Если у вас нет опыта в сфере предоставления курьерских услуг, то тем более желательно принять в штат профессионалов этого дела, которые помогут вам наладить весь процесс и организовать правильную работу с клиентами.

Перед официальным трудоустройством устройте испытательный срок хотя бы на недельку. Это поможет понять, как относится будущий работник к клиенту, способен ли он обеспечить заданный вами уровень сервиса.

Основные требования к набору персонала:

  • Наличие собственного автомобиля;
  • Грамотная русская письменная и устная речь;
  • Ответственность;
  • Коммуникабельность;
  • Активность;
  • Надёжность.
Постоянные расходы Оклад Количество сотрудников Сумма Средняя з/п в месяц на сотрудника
Руководитель 20 000 1 20 000 32 822
Курьер 9 500 4 38 000 25 528
Страховые взносы

17 400
Итого ФОТ

75 400

7. Финансовый план

8. Факторы риска

Прежде чем войти в этот бизнес, следует знать, какие опасности могут подстерегать на пути к успеху. Открывая курьерскую службу, важно помнить о следующих сложностях.

Вы заинтересованы в том, чтобы начать бизнес по предоставлению курьерских услуг? Вы нуждаетесь в типовом шаблоне бизнес-плана курьерской службы? Итак, вот подробное руководство о том, как начать курьерский бизнес с нуля .

Теперь для тех, кто не знает, что такое бизнес по курьерскому обслуживанию или что он значит, курьерское обслуживание – коммерческая компания, которая доставляет посылки из одного местоположения в другое за плату. Список популярных курьерских брендов, которые теперь не ограничиваются только курьерскими услугами и доставкой, но также предоставляют транспортировку с полным рабочим днём и логистикой, включают в себя UPS, FEDEX, DHL, ABC Courier, и т.д.

Открытие курьерского бизнеса может быть прибыльной возможностью, но есть практические вещи, которые следует учитывать, и логистика, которую необходимо принимать во внимание, когда есть вероятность того, что вы можете упустить их из вида. Чтобы не тратить впустую ваше время, смотрите ниже шаги для открытия успешной курьерской компании.

Как начать курьерский бизнес – типовой шаблон бизнес-плана

1. Подготовьте бизнес-план.

Подготовьте всесторонний бизнес-план, следующий руководящим указаниям, которые доступны в вашей местной ассоциации малого бизнеса и обратите особое внимание на подробные данные финансового менеджмента.

2. Определите тип посылок, которые вы будете доставлять.

Следующий шаг к открытию курьерского бизнеса заключается в том, чтобы решить, будут ли ваши услуги ограничены конвертами и небольшими пакетами или вы будете работать с большими грузами. Естественно, ваше решение будет зависеть от вместимости ваших складов и средств транспортировки. Вы будете доставлять опасные грузы, такие как медицинские и промышленные химикаты? Если да, то вы и ваша команда должны быть хорошо осведомлены в том, как обходиться и передавать такие вещества.

Вы можете также выбрать доставку скоропортящихся товаров. Однако вы должны принять во внимание, что этот груз всегда критичен по срокам, таким образом, ваши трудовые ресурсы и транспортные средства должны соответствовать определённым требованиям. Вы должны сделать так, чтобы ваши отделения стали известными. Ваша способность доставлять большое разнообразие грузов увеличит ваш потенциал для заработка. Тем не менее, вы должны рассчитывать на то, что вам придется потратить больше стартового капитала. Например, чтобы успешно поставлять скоропортящиеся товары, вам, возможно, надо будет для этого инвестировать в грузовые автомобили-рефрижераторы.

3. Примите решение об охвате своей зоны обслуживания.

Другими словами, вы должны определить ограничение по доставке посылок. Вы должны сделать выбор и отметить те места во всем мире, куда вы намереваетесь осуществлять доставку. Также решите, будут ли ваши услуги ограничены пределами региона или страны. Проверьте, можете ли вы справиться с поставками по всей стране. Проследите, есть ли у вас ресурсы и сеть, чтобы доставлять грузы на международном уровне. Примите во внимание, что то же самое правило касается всего. Отметьте, что, чем шире ваш географический охват, тем больше сумма, которую вы будете обязаны инвестировать при запуске.

4. Определите свою цену за поставку.

Вы должны установить ценовую политику, и напечатать ее в легком для чтения формате. В создании прайс-листа есть несколько факторов, которые следует учесть. Первое, что необходимо принять во внимание – это удельность в общей стоимости перевозки затрат по бензину, который будет потребляться от, скажем, пункта A к B. Второй фактор – количество посылок, которые будут поставляться в определенную область. Третье, что вы должны учитывать: будет ли только доставка от пункта A к B или вы будете в состоянии принять поставку обратно от пункта B к A. Четвертое, примите к сведению ставки ваших конкурентов, которые они взимают со своих клиентов.

В заключение – упомянутые выше факторы являются только небольшой частью целой картины. Имейте в виду, что вы должны получить практический опыт в отрасли, если вы действительно серьезно намереваетесь начать предоставлять собственные курьерские услуги. Чтобы получить этот опыт, поработайте в компании по курьерскому обслуживанию – это единственное средство, чтобы добиться развития. Работа на курьерскую компанию позволит вам обрести «чувство» того, как система работает.

5. Встретьтесь с бизнес-консультантами.

Чтобы обеспечить успешный рывок вперед на старте, вы должны проконсультироваться со специалистом по правовым аспектам бизнеса, который знаком с бизнесом курьерского обслуживания, чтобы дать вам совет по таким вопросам как, например, местные законы об установлении зонального тарифа, что особенно важно, если вы будете вести бизнес на дому.

Вы должны связаться с бухгалтером, который настолько хорошо знаком с бизнесом курьерского обслуживания, чтобы дать совет относительно того, как вести и поддерживать историю прошлых результатов вашего бизнеса, рассказать о налоговых декларациях, преимуществах и недостатках штатных сотрудников против независимых подрядчиков, и о том, как настроить систему бухгалтерского учета. Вы должны также посоветоваться со специалистом по страхованию, который знаком с бизнесом курьерского обслуживания, чтобы проконсультироваться по вопросам того, как получить надлежащее страхование предпринимательских рисков для вашего офиса и также по его содержанию, наряду с покрытием для грузовых автомобилей, компенсационному страхованию работников (при необходимости), страхованию грузов и медицинскому страхованию.

6. Получите необходимые разрешения на предпринимательскую деятельность.

Где взять деньги для начала собственного бизнеса? Именно с этой проблемой сталкивается 95% начинающих предпринимателей! В статье мы раскрыли самые актуальные способы получения стартового капитала для предпринимателя. Так же рекомендуем внимательно изучить результаты нашего эксперимента в биржевом заработке:

Вы должны также получить необходимые разрешения на предпринимательскую деятельность, и вы должны лицензировать свой бизнес и транспортные средства; проведите обсуждение, приводя доводы «за» и «против» о регистрации в качестве компании.

7. Получите необходимое оборудование.

Материальные ресурсы, которые вам понадобятся, чтобы начать курьерский бизнес, представлены в списке ниже. Вы не обязательно должны ограничиваться этими позициями, но процветающее курьерское дело наверняка потребует их:

Транспортное средство

Транспортировка первостепенна для любой службы доставки. Если вы планируете доставлять большие предметы и посылки, вкладывание средств в покупку крытого грузовика станет вашим первым шагом. Если вы все еще осваиваетесь в курьерском бизнесе, то лучше работать с тем, что у вас уже есть в гараже, и доставлять товары, которые удачно поместятся в ваше текущее транспортное средство.

Вы должны также удостовериться, что у вас есть ресурсы для покрытия расходов по топливу в течение нескольких недель прежде, чем ваши клиенты заплатят по своим счетам. И не игнорируйте страховку своего транспортного средства, поскольку она также должна покрыть профессиональное коммерческое применение. Прежде, чем выбрать страховую компанию, вы должны будете знать, способны ли вы и ваша страховая компания финансово, чтобы справиться с какими-либо возможными непредвиденными обстоятельствами.

Система GPS и мобильный телефон

Система GPS также важна. В настоящее время у многих сотовых телефонов есть эта функция, и она будет, конечно, направлять вас во время поставок. Вы должны купить карты города в области, которую будете покрывать. Карты также доступны в бумажном формате, и их можно купить почти во всех книжных магазинах. Даже если у вас есть GPS, карты неоценимы, особенно если GPS работает со сбоями.

Мобильный телефон также важен, потому что он позволит вам связаться со своими клиентами во время пути или где-либо еще, равно как и позволит потенциальным клиентам связаться с вами, где бы вы ни находились. Вы должны также установить систему связи между вами, вашими клиентами и вашими водителями, имея в виду, что незаконно говорить по мобильному телефону во время движения по многим зонам.

Компьютер и принтер

Вам нужно распечатывать счета-фактуры, налоговые декларации, и другие важные документы для вашего курьерского бизнеса. Вам также потребуется база данных собственных клиентов и фирм, с которыми вы раньше имели дело. Это лишь некоторые из вещей, в которых вы нуждаетесь при запуске курьерского бизнеса.

Купите футболки и бейсболки с названием вашей компании, напечатанным на них. Это создаст видимость большего профессионализма. Выберите цвет, и используйте его на всех мыслимых элементах оборудования вашего бизнеса, включая именные ручки, папки с зажимами, блокноты и ваши транспортные средства, когда ваш бизнес начнет увеличиваться. Вы должны рекламировать свой бизнес по предоставлению курьерских услуг, размещая объявления в отраслевых изданиях, местных газетах, и передавая курьером или по почте свои флаеры местным предприятиям.

9. Ведите свой курьерский бизнес.

На данном этапе вы готовы начать и вести курьерский бизнес; вот некоторые дополнительные советы, чтобы помочь вам. Вы должны отвезти свои транспортные средства к механику для капитального ремонта. С учетом того, что вы бы не хотели, чтобы ваше транспортное средство вышло из строя, как только вы запустили бизнес, вы должны направить его к механику для полного обслуживания, и вы должны также подумать о резервном транспортном средстве. Закажите магнитные знаки для своих транспортных средств. Вы должны заказать их, потому что вам нужно будет по одному для каждой передней двери транспортных средств.

Вам стоит подумать о том, чтобы выделить одну кредитную карту для всех ваших расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности. Вашему бухгалтеру так будет легче, когда наступит время сверить ваши счета и оплатить ваши налоги. Также ведите записи или маршруты по вашему рабочему пробегу, без учёта личного. Пробег по личным делам, очевидно, не может вычитаться из суммы облагаемого дохода, подлежащего налоговому удержанию.

В заключение, важно, чтобы вы знали, что ваша личность – это еще один чрезвычайно важный фактор, если Вы хотите запустить курьерский бизнес успешно. Вы должны будете ориентироваться на обслуживание клиентов, подразумевая, что вы доступны и отзывчивы, заботливы и приспособляемы. Строительство доверительных отношений с вашими клиентами является комбинацией качества обслуживания и, конечно, установки хороших отношений с ними. Как и многие другие виды бизнеса, управление бизнесом курьерских услуг требует большого терпения и решимости. Рассчитывайте на большое количество потерь, но с надлежащим управлением и нужными связями, вы наверняка заработаете больше.

Старт любого бизнеса невозможен без детального анализа, изучения рынка и составления ориентировочного плана развития, так называемого бизнес-плана.

Одним из наиболее стремительно развивающихся направлений является служба курьерской доставки, услуги которой заключаются в быстром и качественном перемещении грузов или документов заказчика из одной точки в иной пункт назначения.

Основные преимущества и недостатки бизнеса

Безусловно, как и любой другой вид предпринимательской деятельности, который достаточно развит, популярен и, соответственно, прибылен, организация курьерской доставки имеет намного больше преимуществ, чем недостатков.

К основным выгодным и преимущественным показателям в отношении собственника и организатора этого вида деятельности следует отнести:

  • Достаточно высокий уровень прибыльности и доходности . В данном случае следует отметить тот факт, что концентрация и универсализация в лице одного оператора доставки позволяет в значительной мере сэкономить на затратах, которые направлены на перемещение груза. Как физическим лицам, так и юридическим, гораздо выгоднее обратиться в специализированное предприятие в целях получить услуги по транспортировке груза, нежели осуществлять это самостоятельно, тем более, когда речь идет о мелких объемах. Именно поэтому настолько популярны в последнее время различные подобные, что, в свою очередь, вызвало виток роста количества операторов.
  • Для организации небольшой по объемам оказания услуг службы необходимы относительно небольшие капиталовложения . На первых этапах своего развития предприятие может пользоваться арендованными как помещением склада, так и автомобилями или иными транспортными средствами, необходимыми для осуществления предпринимательской деятельности.
  • Отсутствие специальных требований к рядовому персоналу (данный тезис не относится к административной группе сотрудников и специалистов). При наборе персонала достаточно проводить небольшой вводный инструктаж или внутреннее обучение основам логистики, внутренним порядкам и методикам. В связи с чем следует сделать несложный вывод, что затратная часть, касающаяся заработной платы рядовых сотрудников, будет на приемлемом уровне для собственника бизнеса, если говорить о среднестатистических показателях этой статьи затрат среди аналогичных предприятий и учреждений.

К недостаткам же следует отнести нижеприведенные факты из опыта развивающихся и уже ставших на «большие рельсы» компаний:

  • В случае наличия собственного автопарка – большие затраты на его обслуживание, такие как текущие и капитальные ремонты, лицензирование, страхование, обязательные государственные платежи и сборы и т. д.
  • Довольно большое количество мелких операций, которые требуют усидчивости от персонала и большой доли ответственности, поскольку речь идет об обращении с чужим имуществом, зачастую очень дорогим.

Для того чтобы определить все преимущества и недостатки данного вида бизнеса, следует четко понимать уровень капиталовложений в его развитие, территориальный уровень охвата обслуживаемой зоны и другие немаловажные факторы.

Конференцию на тему открытия подобного предприятия вы можете посмотреть на видео:

Необходимая разрешительная документация

В соответствии с действующим законодательством субъекты предпринимательской деятельности, которые хотят осуществлять услуги, связанные с доставкой грузов, обязаны получить лицензию на транспортно-экспедиционную и перевозочную деятельность . Данный разрешительный документ выдается в случае обязательного соблюдения технических и экологических норм и требований.

Лицензия при соответствии с выдвинутыми требованиями выдается сроком на 5 лет. Особое внимание следует уделить возможной перевозке опасных грузов, регулирование которой происходит на основании отдельных правил и норм.

Стоит отметить, что не подлежит лицензированию деятельность, связанная с перевозкой грузов по территории одного города или области, если при этом используется сторонний или даже общественный транспорт.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Первые шаги для начала работы

Любая деятельность, которая направлена на получение прибыли, признается предпринимательской, соответственно, она должна пройти все стадии и этапы государственной регистрации, предусмотренные нормами действующего законодательства:

  1. После того как было или , основным видом деятельности которого является доставка грузов и иных материальных ценностей, следует позаботиться о брендировании своего бизнеса, так называемого выноса в массы. Даже если на данном этапе у основателя отсутствуют необходимые активы (недвижимость, транспорт, персонал, не налажены автоматизированные системы учета и контроля), начинать нужно именно с рекламы, пусть и с отлагательными условиями, к примеру: «СКОРО! Открытие новой службы курьерской доставки». Следует учесть, что яркое и звонкое название моментально отложится в голове потенциальных потребителей этих услуг, а время, на протяжении которого собственник будет заниматься оформлением сделок по купле-продаже или аренде недвижимости и транспортных средств, будет играть только на его руку.
  2. На следующем этапе, конечно же, следует определиться с местом расположения склада, где будут производиться погрузочно-разгрузочные работы. Это помещение должно иметь наиболее выгодное географическое расположение в черте города, быть близким к основным транспортным развязкам и узлам, с расположением неподалеку остановок общественного транспорта. Как таковых специальных требований к помещению не существует, однако следует учесть, что оно должно быть отапливаемым, сухим, электрифицированным. Обязательно должны быть произведены работы по дератизации, поскольку наличие грызунов на складе – не лучший бонус для начинающего предпринимателя при спорах с пострадавшими клиентами. Офисные помещения для административного персонала желательно располагать в непосредственной близости к месту осуществления основного вида деятельности.
  3. Аренда или приобретение транспортных средств. Следует обратить особое внимание на этот этап, поскольку именно от него зависит качественное и своевременное оказание услуг потребителям. Во многом подбор транспорта зависит и от планов собственника по развитию своего бизнеса. Если служба доставки предусматривает лишь передвижение в городской черте, то наличие в автопарке огромных фур вовсе не целесообразно, а доставка в города соседней области крупногабаритных грузов на мотороллерах – нереальна.

Необходимый персонал

Подбор персонала – наиболее ответственный этап становления качественной, надежной и популярной службы доставки. В составе административного персонала, который выступает в роли вспомогательного или обслуживающего основные административные процессы, должны обязательно быть:

  • Директор или дирекция.
  • Главный бухгалтер или бухгалтерия, кассир.
  • Ответственный за состояние автомобильного парка (например, главный механик).
  • Инженер по технике безопасности, поскольку работа связана с опасными для жизни и здоровья персонала оборудованием и основными или оборотными средствами (кары, стеллажи и грузы на них и т. д.).
  • Начальник склада.

Основной же рабочий персонал должен иметь знания в сфере логистики. Для этого следует либо подбирать сотрудников с соответствующим опытом работы, что само по себе является оптимальным, либо организовать для них небольшие курсы получения соответствующей квалификации.

Привлечение клиентов и маркетинговые кампании

Ни одно из современных предприятий или организаций не будет полноценно и быстро развиваться без надлежащей рекламной кампании и качественного позиционирования себя на рынке услуг определенного сегмента.

Помимо визуальной рекламы открытия новой службы также следует применять различные маркетинговые «ловушки» . К таковым следует отнести бонусы и привилегии первому определенному количеству клиентов и потребителей, введение системы дисконтных карт или организация так называемого клуба клиентов.

При этом важно помнить, что большинство как потенциальных, так и уже существующих клиентов будут привлекать финансовые преимущества – скидки или подарки.

Пластиковая дисконтная карта с логотипом и лозунгом курьерской компании будет всегда на виду у потребителей, а система скидок и накопительные условия партнерской программы смогут существенно увеличить количество клиентов.

Варианты развития бизнеса. Сводная информация по затратам и рентабельности

Безусловно, развитие и направленность функционирования бизнеса, его объемы и сфера влияния во многом зависят от начального капитала, который выделяет собственник на этапе становления. В случае с курьерской службой возможны несколько видов организации ее деятельности в зависимости от территориального охвата, это:

  • Городская служба , которая работает в пределах одного города и по уровню затратности является наиболее экономной.
  • Служба, осуществляющая свою деятельность в пределах всего государства . В данном случае начальные затраты на ее организацию в разы отличаются от городского аналога.
  • Международный формат . Здесь предприятие охватывает не только отдельные страны, но и континенты. Нетрудно сделать вывод, что затраты на организацию несоизмеримы с предыдущими аналогами, а развитие любой службы до уровня международной свидетельствует о колоссальной работе топ-менеджмента и финансовых вливаний.

Конечно же, в истории существуют множество примеров развития предприятий от малых унитарных до международных и трансконтинентальных концернов, все это зависит от подхода к ведению бизнеса, соблюдения международных схем и стандартов развития, и, что немаловажно, желания собственника.

Вопрос по затратам при основании службы доставки также весьма относителен и во многом зависит от возможностей собственника, уровня предполагаемого соответствия с мировыми лидерами и многих других факторов.

По существующему опыту регистрации и основания подобных стартапов, можно сделать вывод, что минимальной суммой, которая включает только лишь затраты на приобретение необходимых основных средств, оргтехники, мебели, оборудования может начинаться от 100 000-150 000 рублей . Окупаемость в среднем может занять до нескольких месяцев, что зависит от правильной рекламной кампании, географического расположения, лояльности к первым клиентам и качества предоставленных им услуг.

Учитывать также необходимо тот факт, что ввиду расширения бизнеса и увеличения общего вала предоставляемых услуг, возрастает и расходная часть, и именно в этом случае очень важно не потерять баланс и соотношение расходной и доходной части, умело используя потенциал профессионального административного персонала.

Прежде чем начинать создавать службу доставки, предстоит серьёзно всё обдумать и решить, какой доставкой вы собираетесь заниматься. Можно работать с общепитом, можно стать посредником интернет-магазинов, можно обслуживать юридические лица, можно оказывать услуги физическим лицам. Или совмещать несколько направлений. У каждого варианта - свои нюансы, которые предстоит учесть. Продумайте, на какой территории вы сможете работать, исходя из вашего бюджета. Чем обширнее границы доставки, тем затратнее создавать предприятие.

Служба курьерской доставки - бизнес, который можно начать в одиночку и потратиться только на проезд и регистрацию ИП. Такой подход, впрочем, не будет сулить великих барышей. Скорее всего, вы заработаете лишь немногим больше наёмного курьера (средняя зарплата 25 000–35 000 рублей), при этом работать будете в разы больше. Придётся искать клиентов, принимать звонки и заказы, крутиться. В крупных городах, где рынок близок к насыщению по количеству предложений, есть смысл осуществлять серьёзные вложения (от нескольких миллионов рублей до нескольких десятков миллионов рублей) и создавать качественный сервис. У клиентов больше всего претензий возникает именно к качеству услуг. Окупаемость хорошего сервиса, при условии что вы верно определите потребности вашей целевой аудитории и всё точно рассчитаете на старте, может составить около трёх лет.

Помещение

Службе доставки нужно офисное помещение, в котором будут находиться диспетчеры и менеджмент. Туда же будут подъезжать курьеры для решения насущных вопросов. В офисе вам предстоит принимать клиентов, поэтому позаботьтесь о презентабельном виде здания или хотя бы помещения, в котором расположится ваша компания. Законодательство не предполагает особых требований к таким офисам.

Логистические компании, которые сотрудничают с интернет-магазинами, как правило, имеют собственный склад. Если вы собираетесь создавать масштабную службу, лучше арендовать помещение побольше. Вам не нужен склад класса А - вполне можно уложиться в $100–130 за кв. м в год. Своим клиентам вы можете предложить платное пользование вашими мощностями. Хранение товарных запасов в течение суток обычно в среднем обходится магазину в 50 рублей за кубический метр. Вы можете взять на себя и фасовку - комплектование одного заказа сотрудниками курьерской службы стоит 10–50 рублей.

Проблемы с сервисом возникают в том числе из-за нежелания курьерских служб работать круглосуточно и по праздникам. Гибкий график и готовность быстро оказать услуги поможет привлечь клиентов, оказавшихся в сложной ситуации.

Документы

После оформления юридического лица, займитесь документами, которые защитят вас и клиента в случае конфликта. Курьер должен предоставить клиенту накладную в двух экземплярах, кассовый чек. Если он пользуется автомобилем, обычная товарная накладная должна быть заменена на товарно-транспортную (ТТН). Ценный товар есть смысл сопровождать актом об отсутствии претензий к внешнему виду и качеству.

Бланки накладных можно скачать в интернете, в системе 1С, заказать в типографии. Внимательно следите за тем, чтобы они не терялись. Отчитываться перед налоговой придётся в том числе и с их помощью, поэтому все ТТН должны быть в порядке. Помните, что в накладной должны быть указаны ваши данные и данные клиента, содержаться информация о грузе (размер, вес и т.п.) и об оплате.

Если курьеры будут принимать оплату, вам не обойтись без кассового аппарата. В случае его отсутствия компании грозит штраф в 30 000–40 000 рублей.

Другие расходы

Персонал

Курьеры - самые важные сотрудники служб доставки. Они больше всего общаются с клиентами, поэтому подходить к процессу выбора нужно очень внимательно. Во-первых, выбирать людей стоит исходя из их предпочтений и ожиданий. Самая нервная для курьера работа - доставка еды. Выполнение заказа нужно начинать моментально после поступления, времени на дорогу отводится мало - в среднем полтора часа по Москве. При этом спланировать маршрут нет никакой возможности. Самая благодатная работа - развоз документов. Как правило, все адреса известны накануне вечером, у курьера есть возможность построить самый удобный маршрут между точками.

В России работа курьера воспринимается как нечто второсортное, поэтому задача создателя проекта - донести до сотрудников мысль о том, что их работа важна и полезна. Часто логистические компании жалуются на исчезновение курьеров вместе с товаром или деньгами. Подстраховать себя на такой случай не мешает - хорошо действует официальное оформление курьеров в штат.

Оборудование, транспорт и программное обеспечение

Простейшее кассовое обрудование стоит около 10 000 рублей. Если вы собираетесь стать крупным игроком, позаботьтесь об информационной инфраструктуре. Клиенты обычно выбирают курьерские службы, предлагающие API (Application Programming Interface). Это встраиваемое на сайт внешнее приложение, которое полностью автоматизирует процесс заказа доставки.

Возможно, вам придётся вкладываться и в другую инфраструктуру. Курьерам можно раздать смартфоны или планшетники с установленным приложением вашей компании. Специальную программу придётся написать также, чтобы следить, как доставляются заказы, какие отзывы оставляет клиент.

Продвижение

Иллюстрации: Наталья Осипова

Благодарим за помощь в подготовке материала: компании Bringo, Smartomato, Homeassist



Статьи по теме: