Что такое оффшорный центр? Офшорные финансовые центры Понятие оффшорные финансовые центры.

Оффшорные финансовые центры

Понятие оффшорного центра (англ. off-shore – находящийся на расстоянии от берега; вне территории страны). Это либо страна в целом, либо регион страны, на территории которой (которого) действует особо привилегированный режим, касающийся различного рода деловых, производственных, финансово-банковских, торговых и иных условий. Суть их состоит в том, что компаниям, банкам и прочим хозяйствующим организациям предоставляются законодательно оформленные льготы прежде всего в области налогообложения, а также в порядке ускоренного оформления фирмы, беспрепятственной финансовой, экспортно-импортной деятельности, установления льготных (низких) тарифов и пошлин либо их полного отсутствия; в такого рода странах или на территориях (зонах, центрах) на соответствующие фирмы и банки распространяется особая конфиденциальность.

Формирование оффшорных финансовых центров. Появление оффшорных банковских центров относится к периоду 1960-х гг., когда начался резкий рост евровалютного рынка. Многие страны, особенно небольшие, создавая оффшорные финансовые центры, стремились решить сугубо местные проблемы (рост занятости, привлечение финансовых ресурсов и т.д.). Поэтому эти страны охотно предоставляли те льготы, которых от них добивались банки, компании и иные организации для проведения своих операций. Целый ряд обстоятельств сделал необычайно привлекательным быстрое развитие оффшорных финансовых центров:

  • отсутствие специальных правил, регулирующих отток и приток финансовых средств;
  • международная основа сделок, что не затрагивало внутренней законодательной базы страны и облегчало деятельность центра по анклавному типу в условиях особого режима;
  • развитие современных средств связи и информационных технологий на основе создаваемых финансовых центров;
  • действие центра в условиях высокой внутренней социально-политической стабильности, устойчивой финансовой системы страны и соответствующего делового климата, обеспечивающего конфиденциальность сделок;
  • доступность оффшорных центров, поскольку они располагались на перекрестках оживленных международных путей сообщения или вблизи них (водные, земные, воздушные) и были соединены с мировыми рынками.

Типы оффшорных финансовых центров. Основателями оффшорных финансовых центров явились банки, они формировали местные финансовые рынки как транзитные, выполняющие роль каналов для трансформации финансовых ресурсов, а также нахождения для них "тихих гаваней". Первые оффшорные рынки появились в 1960-х гг. в Азии

(Сингапур), Нассау (Багамские острова), на Каймановых островах, в Панаме (Латинская Америка); в 1970-х гг. – в Бахрейне (Персидский залив), на Филиппинах (Юго- Восточная Азия), на Нормандских островах, в Шенноне (Европа); в 1980-х гг. – в США (Нью-Йорк, Майами, Лос- Анджелес), Швейцарии, Германии, Нидерландах (Амстердам), Бельгии (Брюссель), Канаде (Торонто), Японии (Токио), на Тайване (Тайбэй), в Гонконге; в 1990-х гг. – на Гибралтаре, Кипре, Виргинских островах, в центральноамериканских странах, ЮАР и др.

Приведенный перечень оффшорных финансовых центров примечателен тем обстоятельством, что они предоставляют максимальные налоговые и прочие льготы владельцам банков и их подразделений при максимуме "закрытости" самих операций. Эти особенности способствовали тому, что через эти оффшоры в 1990-е гг. проходили колоссальные денежные ресурсы, направляемые в различные регионы мира крупнейшими транснациональными банками. Поскольку ТНБ являются основными держателями денег, то они и контролируют оффшорные центры; они же основные заинтересованные субъекты многочисленных финансовых операций, суть которых сводилась к тому, что сотни миллиардов долларов из зоны бывшего СССР перемещались в формах траншей через эти оффшорные центры. Поэтому рассуждения на тему о том, что якобы "прощение" их владельцев может вернуть эти деньги (или их часть) в Россию и другие страны СНГ, весьма наивны – эти деньги находятся в обороте, они не лежат в форме золота (сокровищ), а выполняют функции международных денег, принося владельцам прибыли в таких стабильных и надежных формах, которые невозможны на неспокойных российских рынках капиталов.

Банки и отделения, действующие в рамках оффшорного рынка, занимаются сугубо международными банковскими и иными финансовыми операциями, отсюда и природа их льгот. Этим они отличаются от зон свободной торговли, которые предназначены в своей основе для операций в стране или зоне. Оффшорные финансовые центры различаются по ряду основных признаков или типу деятельности; выявлено по крайней мере три их типа с точки зрения правового статуса и характера деятельности:

  • 1) центры, имеющие организационные или, во всяком случае, юридические связи с одним из трех ведущих мировых финансовых центров (Ныо-Йорк, Лондон или Токио). Соответственно, анклавные оффшоры обеспечивают эти центры (или один из них) необходимыми международными услугами, ради чего и создан указанный оффшор, либо центры открывают отделения (банка) в оффшорном центре. На этих рынках устанавливаются специальные (международные) счета отдельно от внутренних, которые являются свободными от ограничений, поскольку только на них распространяется льготный режим;
  • 2) центры, в которых заключаются сделки исключительно между нерезидентами, поскольку внутренние и внешние сделки в них объединены и свободны от ограничений;
  • 3) центры, или так называемые налоговые гавани, в которых сделки между банками либо вообще не облагаются налогами, либо норма налогообложения и иных форм платежей с банковских сделок незначительна (табл. 20.1).

Таблица 20.1

Налога, налоговые ставки и банковские проценты в наиболее крупных оффшорных центрах

Виды налогов и ставки с банковских процентов

подоходный процент от среднего уровня

корпоративный

на вывоз и репатриацию прибыли

с банковского процента

с платежей типа роялти, процент от уровня

Налогов нет, регистрационный взнос

Антигуа и Барбуда

Антильские о-ва (Нидерланды)

Багамские острова

Барбадос

Бермудские острова

Британские и Виргинские острова

Гваделупа и Мартиника

Гвиана (Франция)

Доминика

Доминиканская Республика

Каймановы острова

Монтсеррат

Пуэрто-Рико

Сент-Винсент

Сент-Китс и Невис

Теркс и Кайкос

Тринидад и Тобаго

Примечание. Прочерк (–) означает, что налогообложения не существует.

Роль оффшорных финансовых центров выполняют европейские банковские центры – Лондон, Париж, Люксембург, Лихтенштейн и традиционно Швейцария, банки которой всегда имели репутацию не только надежных, но и наиболее "закрытых"; они работают на всех мировых валютных рынках, в том числе на рынках евровалюты. Здесь капитал выполняет свою классическую перераспределительную функцию, способствуя перемещению капитала из одной страны в другую в зависимости от характера льготных регионов регулирования финансовой деятельности нерезидентов.

Банки и иные финансово-кредитные учреждения, специализирующиеся на операциях с иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляют их на базе особых счетов, отделенных от счетов резидентов внутреннего рынка и предоставляющих держателям налоговые скидки, освобождение от валютного контроля и другие льготы. Таким образом, внутренний рынок ссудных капиталов изолируется от внешнего, международного, а кредитные учреждения, находящиеся на территории страны и занимающиеся международными операциями, не являются составной частью ее экономики.

Действуя на ее территории, они проводят внешние по отношению к данной территории операции с нерезидентами, а в отдельных случаях и с резидентами, если это допускается правилами валютного контроля. Следует отметить, что раньше для возникновения международного финансового центра необходимы были развитая национальная банковская система, крупная фондовая биржа и стабильная валюта. В настоящее время чаще всего достаточны гибкое финансовое законодательство, право открывать иностранные банковские отделения и филиалы, отсутствие налога на доходы или его льготный характер, упрощение процедуры для проведения биржевых и банковских операций и т.п.

В ходе глобального кризиса объектом сильнейшей критики в рамках G-20 стали оффшоры, включая Швейцарию. Были предприняты попытки ужесточить подход к банкам и компаниям, действующим в этих оффшорных "зонах" и странах. Актуальна эта проблема и для российских банков и крупных компаний, большая часть которых инкорпорирована в них. Но неожиданно Россия заблокировала "жесткое" решение G-20. Тем не менее шаг за шагом принимаются меры по достижению прозрачности укрывающихся в оффшорах банков и компаний, которые уходят от уплаты налогов и совершают иные недозволенные операции. Это касается Кипра, Лихтенштейна, Швейцарии, Монако, которые в 2010–2012 гг. вынуждены были либерализовать банковское законодательство и в значительной мере "открыть" банковские операции.

Международные банковские пулы: Парижский и Лондонский клубы

Парижский клуб. Это неформальное объединение государств-кредиторов, сложившееся вокруг "группы десяти" – стран, заключивших в 1962 г. в Париже Генеральное соглашение о займах с МВФ. Непосредственной причиной возникновения "группы десяти" явился аргентинский кризис 1956 г., связанный с проблемой выплаты внешнего долга. "Группа" являлась своеобразным органом ведения переговоров но поводу задолженности не только с Аргентиной, но и с другими странами. Позже эти функции перешли к Парижскому клубу. Клуб не предполагает постоянного членства, напротив, участниками переговорного процесса в рамках Парижского клуба являются правительство государства-должника и его кредиторы. Традиционно заседание проходит под председательством старшего чиновника французского казначейства.

Важным принципом, определяющим деятельность Парижского клуба по реструктуризации долга, является равенство всех кредиторов. Перед тем как заключить соглашение, страны-должники, прибегающие к услугам Парижского клуба, обычно должны подписать соглашение с МВФ о получении займа от него с обязательством осуществления одобренной МВФ экономической программы. Стабилизационная программа, являющаяся непременным условием предоставления займа МВФ, обычно нацелена на ограничение совокупного спроса в стране-должнике и на увеличение национального экспорта. Кредиторы рассматривают эту программу в качестве необходимого условия для достижения сбалансированности счета текущих операций, необходимой для возобновления страной-должником выплат по внешнему долгу.

В настоящее время в Парижский клуб входит 19 стран, в том числе с 1997 г. и Россия. На его заседаниях рассматриваются вопросы государственной задолженности развивающихся стран. Наиболее активно клуб работал в 1980–1990-е гг., в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся и постсоциалистических стран; на его заседаниях присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ОЭСР, ЮНИДО. В связи с уменьшением задолженности России и других участников СНГ западным кредиторам Лондонский и Парижский клубы в XXI в. стали уделять больше внимания растущим долгам развивающихся стран, особенно стран Африки и Латинской Америки.

Лондонский клуб. Лондонский клуб объединяет те частные коммерческие банки, столкнувшиеся с необходимостью возвращения предоставленных ими денежных средств другим странам, которые не могли использовать возможности Парижского клуба. Эти частные кредитные институты обращаются для ведения переговоров в созданный в более поздний период Лондонский клуб – объединение крупнейших коммерческих банков-кредиторов (более 400). Он возник в начале 1980-х гг., после обострения кризиса международной задолженности. Лондонский клуб также действует в тесной координации с МВФ и рекомендациями "большой семерки". По общему признанию, вести переговоры с Лондонским клубом значительно сложнее, чем с Парижским, поскольку он представляет исключительно частные банки.

Судья бессознательно получает ощущения о заявителе, что напечатал собственные взгляды, просматривая текст и его смысл. В реальности документ это описание личности обращающегося. Это бывает критично важнымв проблемах, когда результат открывается от эмоционального убеждения. Изготовить необходимый образец у специалиста стоит больших денег. Причина - правильное составление очень важная услуга.

По материалам сайта: http://www.4uk.ru

Оффшорные финансовые центры (ОФЦ) не имеют четкого универсального определения. Тем не менее, такое определение чаще всего принято давать юрисдикциям с низким уровнем налогообложения. Обычно эти юрисдикции имеют все необходимые инструменты для того, чтобы владельцы бизнеса могли легко регистрировать на их территории свои компании и управлять ими. Само понятие «оффшорный финансовый центр» появилось более 30 лет назад - тогда им принято было называть только некоторые британские колонии.

Международный валютный фонд (МВФ) предполагает наличие у ОФЦ следующего ряда характеристик:

Это юрисдикции, в которых очень развиты различные финансовые институты, которые предпочтительно ориентированы на работу с нерезидентами;

Это финансовые системы, которые имеют внешние активы и пассивы, выходящие за рамки государственных посредников в финансовой сфере, но направленные на обогащение местной экономики;

Это центры, которые предполагают низкую ставку налогообложения и/или высокий уровень конфиденциальности и анонимности в вопросах банковского обслуживания.

Значимость оффшорных финансовых центров специалисты из разных стран оценивают по-разному. Одни заявляют, что им отведено важное место в вопросах международного финансирования и торговли, а также то, что они благоприятно воздействуют на решение деловых вопросов частными лицами и компаниями, позволяя им сводить к минимуму финансовые риски и управлять налоговым планированием. Другие же заявляют, что присутствие в мире оффшорных финансовых центров дает возможность зажиточным частным и компаниям избегать уплаты налогов и отмывать деньги, что подрывает репутацию бизнеса в целом. Их оппоненты, в свою очередь, указывают на то, что в США оффшорные центры существуют по сей день, хотя их поддержка государством не выражена в явной форме. А в той же Великобритании нередко прибегают к оффшорным юрисдикциям, расположенным в Карибском бассейне.

Одно можно сказать об оффшорных финансовых центрах наверняка: они привлекали и продолжают привлекать к себе повышенное внимание как со стороны отдельных государств, так и со стороны корпораций и частных лиц. При этом одни оффшорные центры прекращают свою деятельность в качестве таковых, а другие, наоборот, укрепляют свои позиции на этом рынке, вводят новые правила работы (например, ограничивают их использование для незаконного оборота денег), что позволяет им повысить авторитет на международной арене. Сегодня можно отметить некоторое «потепление» взглядов в отношении ОФЦ, и во многом это произошло благодаря тому, что отдельные юрисдикции начали строже относиться к создаваемым на их территории компаниям и четче регулировать их деятельность.

Оффшорные центры финансов определение и основные характеристики

Оффшорные финансовые центры - юрисдикции, обладающие низким уровнем налогообложения, в которых предпринимателям максимально просто зарегистрировать свой бизнес и осуществлять его ведение.

Несмотря на то, что понятие ОФЦ существует более 10-ти лет, четкого и ясного определения данному термину пока не дано. Согласно Международному Валютному Фонду, оффшорным финансовым центрам можно отнести юрисдикции, обладающие следующими параметрами и характеристиками:

Развитие финансовых институтов, ориентированных на работу с представителями зарубежных компаний и предпринимателями, не являющимися резидентами страны;

Наличие финансовых активов и пассивов, выходящих за рамки государственного регулирования финансово-экономической деятельности, но при этом влияющих на экономику страны;

Низкая налоговая ставка в сочетании с высоким уровнем конфиденциальности банковского обслуживания и анонимности любого клиента банковской сферы.

Отношение к оффшорным финансовым центрам весьма двояко. Их сторонники считают, что ОФЦ благотворно влияют на экономику страны, оздоравливая ее финансовыми влияниями извне, развивают торговлю в целом. По их мнению, наличие оффшорных центров значительно упрощает налоговое планирование и ведение бизнеса. Противники наличия оффшорных центров утверждают, что с их помощью крупные компании на Кипре уходят от налогов и отмывают незаконную прибыль.

Несмотря на критику, ОФЦ остаются привлекательными как для отдельных государств, так и для частных лиц и корпораций. Некоторые из них перестают существовать, другие вводят новые правила, ужесточающие размещение финансов. Таким образом они пытаются ограничить незаконное использование денежных средств, что говорит об их востребованности на международной экономической арене.

Основные характеристики оффшорных финансовых центров

ОФЦ (оффшорные финансовые центры) не имеют универсального определения. Но, несмотря на это, такое определение принято давать юрисдикциям, которые обладают низким уровнем налогообложения. Данные юрисдикции обладают всеми необходимыми инструментами для того, чтобы владельцы бизнесов имели возможность на их территории легко регистрировать свои компании, а также управлять ими. Данное понятие «оффшорный финансовый центр» существует больше 30 лет – на тот момент данным определение называли некоторые британские колонии.

У ОФЦ Международный валютный фонд предполагает наличие следующих характеристик:

Это юрисдикции с развитыми финансовыми институтами, и рассчитанные предпочтительно на работу с нерезидентами;

Это такие финансовые системы, имеющие внешние пассивы и активы, которые выходят в финансовой сфере за рамки государственных посредников, однако они направлены на улучшение местной экономики;

Это такие центры, предполагающие низкую ставку налогообложения или/и высочайший уровень анонимности и конфиденциальности в вопросах банковского обслуживания.

Специалисты различных стран важность оффшорных финансовых центров оценивают по-разному. Некоторые заявляют, что они занимают важное место в международной торговле и финансирования, также хорошо воздействуют на решение важных вопросов компаниями и частными лицами, позволяя им управлять налоговым планированием, а также к минимуму сводить финансовые риски. Другие же утверждают, что оффшорные финансовые центры позволяют зажиточным компаниям отмывать деньги и уходить от уплаты налогов, данное явление в целом подрывает репутацию бизнесов.

Одно можно сказать с точной уверенностью об оффшорных финансовых центрах: они привлекали, привлекают и будут продолжать привлекать к себе особое внимание со стороны частных лиц и корпораций, а также отдельных государств. Причем некоторые оффшорные центры прекращают свое существование, а другие, наоборот, на данном рынке укрепляют свои позиции, при этом вводя новейшие правила работы, тем самым повышая себе авторитет на международной арене. Следует отметить, что в настоящий момент наступило некоторое «потепление» взглядов по отношению к ОФЦ, это произошло, потому что некоторые юрисдикции стали строже относится к компаниям, создаваемые на их территории.

Оффшорным центром, или налоговой гаванью (tax haven) называют территорию, в пределах которой существующее законодательство предоставляет собственнику иностранных предприятий возможность снижать налоговые обязательства в странах их происхождения. Другими словами, оффшорные центры позволяют юридическим и физическим лицам значительно облегчать налоговый груз путем полного или частичного освобождения от уплаты налогов в своей родной стране.

Характерной чертой оффшорного центра является то, что депонируемый в нем капитал не лежит без движения, а предназначается для инвестирования в высокоприбыльные отрасли с низким налогообложением.

Оффшорные зоны обязаны себя узаконить - и в общем плане и, особенно, в отношениях с другими государствами, получив их согласие на низкое налогообложение. Это - важная, но не единственная их черта.

К основным черта оффшорного центра следует отнести:

  • политическую и экономическую стабильность в стране;
  • гарантию строгой финансовой и банковской тайны;
  • отсутствие валютных ограничений;
  • наличие современных средств связи и хорошо обустроенной сети коммуникации;
  • удобную правовую систему;
  • выполнение индивидуальных потребностей инвесторов.

К другим особенным требованиям клиентов оффшорных центров обычно относят: относительно низкие административные расходы, которые необходимы для текущей деятельности,

  • хорошое языковое обслуживание переводчиками,
  • услуги профессиональных советников,
  • благоприятные условия сбора налогов,
  • возможность приобретения статуса иностранца,
  • возможность покупки недвижимости,
  • низкий уровень цен, на товары, необходимые для жизни персонала и членов их семей.

Рассмотрим перечисленные черты.

Это, в первую очередь, экономическая и политическая стабильность. Она является главным условием, которого должны придерживаться оффшорные центры. Вполне понятно, что никто и никогда не станет вкладывать капитал в те страны, в которых может быть проведенная национализация собственности, финансов, или которым угрожает крах. То же касается политических изменений, особенно из-за которых верх берут лево ориентированные или радикальные элементы. В одинаковой мере военная дестабилизация или вооруженные конфликты ставят крест на существовании оффшорных центров.

Политический риск имеет решающее значение при принятии решений о перемещении имущественных ценностей за границу. Многие страны, в которых легко можно осуществить военный переворот, считаются опаснее, чем прежние колонии, которые связаны многочисленными нитями с метрополией. Вместе с тем такие колонии, как подтверждает пример бывших британских владений, меньше поддаются опасности сбоку более сильных соседей. Следовательно, Бермуды считаются безопаснее, чем Багамские острова, хотя в обеих этих странах нельзя исключить расовые беспорядки.

Следующей по значению и за важностью особенностью оффшорного центра (после политической и экономической стабильности) является обязательство хранить и гарантировать строгую банковскую тайну. Это - общая черта таких центров. Благодаря либеральному законодательству по отношению к банковской деятельности создается легкость и доступность банковских счетов - с одной стороны, а и с другой -наряду с безусловным обязательством сохранения тайны гарантируется максимум безопасности их деятельности в проведении банковских операций.

Оффшор - термин, применяемый для мировых финансовых центров, а также некоторых видов банковских операций.

Впервые термин «оффшор» появился в одной из газет на восточном побережье США в конце 50-х гг. и обозначал финансовую организацию, избежавшую правительственного контроля путем

географической избирательности. Другими словами, компания территориально

переместила деятельность, которую правительство США желало регулировать и

контролировать, за пределы возможной досягаемости налоговых органов. Таким образом,

термин "оффшор" является не юридическим понятием, а экономико-географическим.

Оффшорные зоны это особый вид свободной экономической зоны (СЭЗ) . В них концентрируется, как правило, банковский и страховой бизнес, через них осуществляется инвестиционная деятельность, экспортно-импортные операции, а также операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность. Оффшорные зоны это территории, которые привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым контролем, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, льготным налоговым и внешнеторговым законодательством.
Возникновение оффшорных зон не было случайным. Оно было обусловлено рядом

объективныхпричин, как внутренних, так и внешних.

В первую очередь это существовавшая необходимость в подобных образованиях и возможность их создания. Так. например, в послевоенное время многие колонии получили независимость, и именно на их территориях образовалось большое количество оффшорных зон. Мировая экономика, оправившись после войны, начала бурно развиваться. Всем странам приходилось искать конкурентные преимущества, чтобы получать выгоды от международной торговли,

развивать промышленное производство. Бывшим колониям было нелегко конкурировать с

развитыми странами, так как они были большей частью их сырьевыми придатками, без

развитой промышленности. Создание оффшорных зон для этих стран было одним из 5



самых легких путей, так как не требовало больших вложений капитала, и не требовало

большого времени – для этого достаточно было создать соответствующее

законодательство.

Другой предпосылкой к созданию оффшорных зон послужило то. что государство вследствие немногочисленного населения, отсутствия высокодоходных крупных предприятий, с которых можно получить достаточные налоговые платежи, не могло собрать достаточную сумму для финансирования всех государственных нужд (содержания аппарат управления, армии, системы правосудия и др). Однако получить необходимые финансовые средства можно за счет иностранных граждан и компаний

Так Оффшорные зоны получают капиталы за счет регистрационных и годовых сборов от оффшорных компаний, а также в качестве налоговых платежей, если таковые предусмотрены статусом оффшорной зоны.

Внешними предпосылками для создания оффшорных зон были жесткие, а порой

жестокие, налоговые условия в большинстве развитых стран, несовершенное налоговое

законодательство и естественное желание компаний и людей, обладающих большим

капиталом и большими доходами, платить меньше налогов. Т. е основная причина возникновения и стремительного развития оффшорного бизнеса является противоречие между желанием государства полностью контролировать экономическую ситуацию на своей территории и нежеланием граждан быть подконтрольными и отдавать значительную часть своей прибыли в виде налогов.

Оффшорный финансовый центр (далее - ОФЦ) - это часть территории государства (или в некоторых случаях вся территория государства), в пределах которой кредитные и иные учреждения (национальные, иностранные) осуществляют операции с нерезидентами в иностранной для данной страны валюте. При этом для зарегистрированных в этих центрах учреждений (компаний) создается особо льготный налоговый режим, вплоть до полного освобождения от налогообложения

Оффшорные зоны сосредоточены в основном в нескольких точках земного шара см(доп листы):
Карибский бассейн – о-ва Багамские, Виргинские, Каймановы, Барбадос и Гренада;
Средиземноморье – Андорра, Гибралтар, Монако, Кипр;
Европа – Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн, о-ва Гернси, Джерси и Мэн, Сан-Марино, Ирландия;
Арабские страны – Ливан, ОАЭ, Бахрейн;
Африка – Сейшельские острова, Либерия;
Азиатско-Тихоокеанский регион – Китай, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Филиппины

Оффшорные центры подразделяются на два основных типа: оффшорные территории и юрисдикции с "умеренным" уровнем налогообложения.

1) Первый - это собственно оффшорные территории, которые официально признаны в мире, и юрисдикции, которые относятся к "налоговым гаваням" это преимущественно страны с немногочисленным населением и малой территорией. За терминологией ООН, они называются мини-государствами. Для них характерным является отсутствие налога на прибыль для иностранных "льготных" компаний. Но это преимущественно в значительной степени обесценивается в глазах клиентов таким серьезным недостатком, как отсутствие налоговых соглашений с другими государствами и особенно договоров об избежании двойного налогообложения. Сюда относится большое количество оффшорных центров мира, например, остров Мен, Гибралтар, Багамские острова, Теркс, Кайкос и другие.

2) Ко второму типу относятся юрисдикции с "умеренным" уровнем налогообложения. Такие государства не считаются типичными оффшорными территориями. Здесь чаще всего собирается "умеренный" (а иногда и достаточно значительный) налог на прибыль. Но такой "недостаток" с точки зрения желающих минимизировать свои налоговые обязательства вполне компенсируется тем, что такие юрисдикции, связаны многочисленными налоговыми соглашениями с другими государствами. Кроме того, здесь предоставляются значительные льготы для компаний определенного рода деятельности, в первую очередь, холдинговых, финансовых, лицензионных. Такие компании используются в качестве промежуточных пунктов для перевода доходов и капиталов из одной страны в другую. При этом в качестве конечного пункта такого перевода выступают оффшорные компании, которые зарегистрированы в общеизвестных налоговых гаванях.

Зонами "умеренного" налогообложения обычно считаются полностью "респектабельные" государства Западной Европы: Швейцария, Голландия, Австрия, Ирландия, Бельгия.

3) Существует и ряд "комбинированных" юрисдикций, в которых совмещаются признаки двух упомянутых типов. К ним можно отнести такие "оптимальные" юрисдикции, как Кипр и Ирландию.

Важнейшим фактором классификации ОФЦ является также характеристика соответствующих лъгот , которые предоставляются оффшорными юрисдикциями:

Которые не облагают своих резидентов никакими налогами (Андорра или Багамские острова);

Которые облагают налогами только доход, получаемый в данной стране, но не облагают налогом доходы, которые поступают из-за границы (Коста-Рика, Гонконг);

В некоторых получаемый там доход не облагается налогом, но облагается доход, получаемый из-за границы (Монако);

Территории, где облагается налогом доход, получаемый за рубежом, однако, налоговые ставки слишком низкие - ниже 1% (острова Гернси, Джерси или Шарп);

В которых облагаются налогами накопленные богатства (материальные ценности), а не текущий доход (Уругвай);

В которых позволяется применять разные комбинации из льготных налоговых правил, которые создают в особенности выгодные условия для физических лиц.

Их доходы здесь совсем освобождены от налогов или отдельные виды доходов пользуются налоговыми привилегиями. В Европе такими центрами является Андорра, Ирландия, Монако, за пределами Европы - Багамские, Бермудские, Каймановы острова, Французская Полинезия или острова Святого Варфоломея.

Таким образом, оффшорные зоны - это один из самых распространённых и эффективных видов налоговых убежищ. Они выгодны как для предприятий, контролирующих оффшорные фирмы, так и для стран и территорий, участвующих в оффшорной практике. Предприятие максимизирует прибыль за счёт минимизации налогов, а оффшорная зона стимулирует приток капиталов. капиталоёмкого оборудования, товаров, уменьшает последствия низкого развития национальной экономики, неравномерного развития регионов, безработицы, колониального прошлого.

1) юрисдикции, где доходы не облагаются никакими налогами с целью притока капиталов;

Здесь предоставляется возможность полного освобождения от налогообложения доходов компаний которые зарегистрированы в данной стране, но осуществляют деятельность за её пределами. Причём такие компании не имеют права нарушать соответствующее законодательство, что и составляет отличие первого типа «налоговой гавани» от другого:»При нарушении каких - либо обязательных условий деятельности возможно налогообложение доходов, а также применение штрафных санкций за нарушение налогового и гражданского права». Данный тип оффшорных зон свойственен таким карликовым островным государствам, как Багамские, Бермудские, Каймановы острова.

2) налоговые гавани, отличающиеся льготным налогообложением отдельных видов деятельности, например, банковской;

наблюдается в таких странах и территориях, как Вирджинские, Канарские, Нидерландские Антильские острова, Гибралтар) Иордания, Либерия, Лихтенштейн, Монако Зерногория, Ингушетия в России.

3) оффшорные зоны с существенно пониженным уровнем ставок налогообложения доходов;

Пониженными ставками облагают доходы ряд стран и территорий, которые применяют комбинированный порядок обложения двойственный как третьему типу,так и второму, т.е. для одних видов доходов предусматривается полное освобождение от налогообложения с других видов доходов устанавливается пониженный уровень ставок. Кроме ряда стран, названных выше, такой порядок свойственен Бельгии, Кипру, Израилю, Мальте, Швейцарии, ряд стран, где действуют свободные экономические зоны, существует льготное налогообложение иностранных компаний, действующих в данной стране (например Венгрия).

4) территории и государства со специальным (льготным) налогообложением холдинговых компаний;

Специальный режим налогообложения холдинговых компаний практикуется в таких старнах, как Австрия, Грмания, Дания, Испания, Люксенбург, Нидерланды, Великобритания, Франция, Швейцария.

5) государства с высоким уровнем налогообложениями по которым предприятиям-нерезидентам предоставляются льготы;

Юрисдикция пятого типа, предусматривающая при определенных условиях, что зарегистрированная в стране иностранная компания не может считаться резидентом, отличает такие страны и территории, как Барбадос, Гибралтар, Гренада, Ирландия, Сингапур.

6) государства, применяющие территориальный принцип налогообложения.

к шестой группе относятся Коста-Рика, Гонконг, Ливан, Малайзия, Панама, Южно-Африканская республика. Здесь действует принцип территориальности обложения доходов. Как правило, в каждой «налоговой гавани», например, в Сингапуре, действует несколько типов налоговых юрисдикции

Сегодня всё чаще жители нашей страны слышат словосочетание «оффшорная зона». Но многие его попросту не понимают. И это неудивительно. Ведь люди, которые никаким образом не связаны с бизнесом, экономикой или юриспруденцией с понятием «оффшорная зона» не сталкивались. Попробуем разобраться, что «это такое».

Оффшорная зона представляет собой страну или её часть, правительство которой предоставляет компаниям – нерезидентам льготные условия для проведения предпринимательской деятельности. Под компаниями-нерезидентами понимаются организации, предприятия, компании, фирмы, владельцами которых по документам являются иностранные граждане . Например: владельцем компании является представитель России, но компании осуществляет свою деятельность на Кипре. Другими словами компания зарегистрирована на Кипре и платит налоги именно Кипру, а не России. Вот это и называется оффшорной зоной.

Регистрация компании в таких зонах имеет одно, но весьма весомое преимущество: уменьшение налоговых ставок. В некоторых странах можно регистрировать компанию и даже не платить налог за неё. Другими словами оффшорная зона предоставляет своим «участникам» пониженное налогообложение.

Исходя из этого, можно отметить, что оффшорная зона в экономике представлена в виде финансового центра, который с удивительной лёгкостью привлекает иностранный капитал за счёт предоставления налоговых льгот.

Оффшорная зона – это зона экономического пространства, направленная на регистрацию и ведение коммерческой деятельности. Сегодня оффшорными зонами называют страны или мировые государства, которые предоставляют такую привилегию иностранным предприятиям и компаниям.

Как уже ранее отмечалось, вести бизнес в оффшорных зонах не просто рентабельно, а очень выгодно. Низкие налоговые ставки позволяют взимать максимальную прибыль. Но стоит отметить, что международные компании, работающие в оффшорной зоне, вынуждены в обязательном порядке соблюдать все законы, так как находятся под юрисдикцией другой страны, входящей в оффшорную зону.

Не стоит путать понятия офшор и оффшорную зону. Это разные понятия в экономике. Под первым в экономике понимается компания, работающая в оффшорной зоне. А второе понятие в экономике обозначает страну, где осуществляет свою деятельность компания — офшор.

Регистрация в такой «экономической» зоне предоставляет следующие преимущества:

  1. Все денежные средства компании и активы не подпадают под мировой валютный контроль и валютное регулирование.
  2. Низкий уровень налогообложения.
  3. Все активы компании в этой стране находятся «в безопасности».
  4. Возможность хранения финансовых средств и активов в самых крупных и стабильных банках мира. Отметим, что это преимущество весьма весомое. Так как крупные мировые банки в большей степени защищены от банкротства.
  5. Вся информация относительно владельцев компании, активов и акционеров сохраняется в тайне.
  6. Компаниям предоставляется свобода в ведении бухгалтерского учёта.
  7. Компании имеют полное право проводить любые финансовые операции с другими участниками оффшорной зоны.
  8. Конфиденциальность проводимых сделок.

Особенности

Оффшорные зоны стали популярны и востребованы благодаря своим особенностям.

Перечень особенностей оффшорных зон:

  • Упрощённая и ускоренная процедура регистрирования организаций. При регистрации потребуется заплатить определённый взнос. В каждой стране сумма «взноса» несущественно отличается.
  • Оплата подоходного налога и налога с прибыли осуществляется по заниженным тарифам.

Преимущества оффшорных зон

Но если для предприятий и компаний участие в такой зоне лишь выгодно, то у многих людей возникает вопрос, а в чём же заинтересованность той страны, которая предоставляет международным компаниям такие привилегии. Ответ прост. За счёт пониженного налогообложения зарегистрировать компанию в этой зоне стремятся многие международные организации. Доход от регистрации достаточно велик, поэтому страна лишь выигрывает, улучшая притоком иностранных инвестиций свою внутреннюю экономику. Для регулирования и управления офшорами в стране создаются секретарские бюро. А это дополнительные рабочие места.

Поэтому оффшорная зона частично решает проблему с безработицей.

Список оффшорных зон

Если взглянуть на карту мира, то можно сильно удивиться, насколько территориально «разбросаны» страны с оффшорными зонами. Они присутствуют на каждом материке. В настоящее время этих стран более 50. Ежегодно оффшорные зоны расширяются, дополняются новыми юрисдикциями (в экономике страну оффшорного пространства принято называть юрисдикцией).

В 2016 году самыми «низконалоговыми» мировыми юрисдикциями (странами оффшорной зоны) были:

  1. Шотландия.
  2. Великобритания.
  3. Кипр.
  4. Остров Мэн.

Звание мировых классических юрисдикций в 2016 году заслужили такие страны, как:

  1. Сейшелы.
  2. Маврикий.
  3. Доминика.
  4. Сент Китс.
  5. Невис.
  6. Ангилья.
  7. Британские Виргинские острова.

Регистрация международных компаний в этих странах может помочь полностью избежать налогов. Причём, в этих странах мира это вполне законно. Классические мировые юрисдикции используются для различных направлений бизнеса. В этой зоне можно свободно заниматься как торговлей, так и консалтингом.

Список оффшорных зон в Европе состоит из:

  1. Латвии.
  2. Голландии.
  3. Швейцарии.
  4. Словакии.
  5. Польши.
  6. Великобритании.
  7. Чехии.
  8. Эстонии.

Но в Европе существуют свои правила регистрации. Например, в Эстонии больше приветствуют мировые компании, занимающиеся разработкой ИТ-технологий. Голландия и Швейцария больше направлена на регистрацию холдинговых структур. Для ведения бизнеса в области туризма, сельского хозяйства, торговли более выгодными считаются условия, предоставляемые Чехией, Словакией и Болгарией.

Одними из самых крупных юрисдикций считаются азиатские. В народе их называют «азиатскими тиграми». Перечень азиатских мировых юрисдикций:

  1. Китай.
  2. Сингапур.

Эти юрисдикции подходят для организаций, которые занимаются разработкой и различного рода исследованиями.

Об открытии компании в Гонконге в этом видео:

Перечень других юрисдикций:
  1. Соединённые Штаты Америки.
  2. Южно-Африканская Республика.
  3. Канада.
  4. Острова Новой Зеландии.

Классификация

Согласно мировой классификации оффшорные зоны разделяются на два типа:

  1. В первой разновидности иностранные компании освобождаются от уплаты всех налогов с прибыли организации или компании. Взамен на «освобождение» организации ежегодно обязуются платить фиксированную стоимость.
  2. Во втором типе, зона предоставляет льготные условия для организаций. Этот тип называется в экономике финансовым центром. Уменьшение налоговой ставки позволяет более успешно вести бизнес.

Исходя из этой классификации, можно отметить, что оффшорные страны разделяются на тех, кто полностью освобождает организацию от налогов и на тех, кто лишь уменьшает налоговые ставки.

Стоит отметить, что регистрируя страну в оффшорных зонах второго типа, компании придётся платить такие виды налогов, как:

  • Налог на наследование.
  • Налог на прирост капитала.
  • Корпоративный.
  • Подоходный.
  • Налог на продажу.

Выбирая офшорную страну, стоит тщательно изучить местное законодательство в области регистрации и ведения коммерческой деятельности.

Многие экономисты утверждают, что регистрировать бизнес лучше всего в Бейлизе, Панаме, Сент Китсе или на Сейшельских или Британских Виргинских островах. Это страны, где полностью отсутствуют налоги. Регистрируя организацию в этих государствах, не потребуется предоставлять бухгалтерскую отчётность. Эти государства признаны мировыми юрисдикциями. Это самые известные, востребованные республики. Регистрируя в этих государствах компанию, в дальнейшем не придётся переживать относительно конфиденциальности. Огромное преимущество этих юрисдикций – полное отсутствие контроля со стороны местного управления.

Самыми респектабельными мировыми юрисдикциями признаны: Шотландия, Мэн, Великобритания и Гонконг. В этих странах потребуется предъявлять финансовую отчётность. Но взамен они иностранным организациям предоставляют весьма значимые налоговые льготы. Стоит учитывать, что местный контроль за организациями ведётся, поэтому иностранные организации всегда будут «под присмотром» у местных властей.

По мнению экспертов, желательно регистрировать свой бизнес в Эстонии, Португалии, Черногории или . Эти юрисдикции предоставляют весьма приемлемые налоговые ставки.

Заочно в этой классификации выделяется и третий вид юрисдикций, не требующий уплаты налогов лишь от некоторых видов деятельности. Имеются в виду сделки, которые осуществляются между участниками оффшорной зоны в определённой юрисдикции. Такими странами мира являются Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Бразильская республика, Марокко.
Чёрные списки

Как уже ранее отмечалось к выбору юрисдикции стоит подходить очень осторожно и основательно. Желательно перед выбором государства проконсультироваться с налоговым экспертом.

В России существует понятие «чёрного списка юрисдикций». В этот список, входят страны мира, которые, по мнению правительства, не способны предоставить низкие налоговые ставки и не соответствуют званию «оффшорной зоны» по экономическим требованиям. Согласно этому списку, крайне нежелательно регистрировать компанию в:

  • Бахрейне.
  • Кайкосе.
  • Ангильи.
  • Барбуде.
  • Барбадосе.
  • Арубе.
  • Антигуа.
  • Гренаде.
  • Монтсеррате.
  • Пуэрто – Рико.
  • Невисе.
  • Либерии.
  • Науру.
  • Самоа.
  • Мальдивской Республике.

Согласно «чёрному» списку также стоит опасаться регистрации на таких островах, как:

  • Сейшельские.
  • Маршаловы.
  • Олдерни.
  • Джерси.
  • Виргинские.
  • Каймановы.
  • Нидерландские.
  • Виргинские в Соединённых Штатах Америки.


Статьи по теме: