Выдача денег для закупки товаров у населения. Скупка сельхозпродукции у населения

Как показывает практика, сельхозпредприятия часто закупают продукцию у населения. Какими документами нужно оформлять ее приемку? Необходимо ли применять ККМ при выдаче денег? Мы ответили на поставленные вопросы, проанализировав нормы действующего законодательства и, конечно же, учитывая мнения чиновников.

Документальное оформление закупки...

Зависит от того, что именно сельхозпредприятие приобретает у частных лиц. Итак, обо всем по порядку.

ПОКУПАЕМ ЖИВОТНЫХ

Если у населения закупаются животные (кролики, птица и т. п.), такую операцию можно оформить актом на передачу (продажу) и закупку скота и птицы по договорам с гражданами (форма № 213-АПК) и приемо-расчетной ведомостью на животных, принятых от населения (форма № СП-40).

ПРИОБРЕТАЕМ ОВОЩИ, ЯЙЦА, ШЕРСТЬ

Закупая у населения овощи, плоды, яйца, шерсть (иные подобные продукты), сельхозпредприятию тоже следует составить приемо-расчетную ведомость. Однако унифицированной формы для этого документа нет.

Поэтому ее следует разработать самостоятельно. А за основу может быть принята приемо-расчетная ведомость на животных, принятых от населения (форма № СП-40). Основание – пункт 189 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях (далее – Методические рекомендации).

В этом документе нужно указать:
– дату приема продукции;
– фамилию, имя, отчество и место жительства сдатчика;
– количество принятой продукции;
– прочие реквизиты.

Приемо-расчетная ведомость составляется в двух экземплярах. Один передается сдатчику продукции, а второй остается в организации. Самостоятельно разработанную форму следует утвердить в своей учетной политике.

ПОКУПАЕМ МОЛОКО И МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ

Прием от населения молока производится с использованием соответствующего журнала учета (форма № СП-22). В этот документ вносят запись по каждой сдаче молока, которая подтверждается подписью сдатчика. Отметим, что в журнале необходимо указывать количество молока в пересчете на базисную жирность. Содержание жира определяют на основе анализа.

Уже исходя из количества молока в пересчете на базисную жирность и закупочной цены (действующей по месту приема молока) определяют сумму, причитающуюся сдатчику.

Одновременно с записью в приемо-расчетном журнале вносят данные в расчетную книжку на молоко, закупленное у населения. Ее предъявляют приемщику молока при каждой его сдаче. Это подтверждается подписью приемщика.

Помните, что записи в расчетной книжке о количестве принятого молока, проценте фактической жирности, количестве молока в пересчете на базисную жирность и расчет за принятое молоко должны соответствовать записям в приемо-расчетном журнале на молоко.

Такими же документами оформляют приемку от населения масла, брынзы и овечьего молока, для чего в них отводятся отдельные страницы.

Дополнительно напомним, что приемщики молока должны получать от органов ветеринарного надзора списки владельцев больных коров, от которых не разрешается прием молока. Таково требование пункта 190 Методических рекомендаций.

Расчет с населением за продукцию

Закупая продукцию, сельхозпредприятия со сдатчиками, как правило, рассчитываются наличными деньгами.

Напомним: организации, имеющие постоянную денежную выручку, вправе по согласованию с обслуживающим банком расходовать ее в том числе и на закупку сельскохозяйственной продукции. Такое право им дает пункт 7 Порядка ведения кассовых операций в РФ.

Причем в случае закупки сельхозпродукции у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, лимит расчетов наличными в размере 100 000 руб. по одному договору не применяется. То есть организация может купить у человека продукцию на сумму, превышающую лимит, и рассчитаться наличными из кассы.

Применять ККМ при закупке сельхозпродукции у населения не нужно. Ведь в данном случае организация не принимает, а выдает деньги. Продажи продукции (работ, услуг) физическому лицу не происходит.

Порядок исчисления налогов

При закупке продукции у населения есть нюансы и в налогообложении. И бухгалтеру сельхозпредприятия следует их учитывать.

ИСЧИСЛЕНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Для организаций, перепродающих сельхозпродукцию, закупленную у населения, предусмотрен особый порядок исчисления НДС. Налоговая база в этом случае определяется как разница между продажной и закупочной ценой. Основание – пункт 4 статьи 154 Налогового кодекса РФ. Причем налог с этой разницы считается по расчетной ставке – 18%/118% или 10%/110% (п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ).

Однако следует помнить, что при применении такого порядка необходимо выполнение определенных условий. Перечислим их.

Во-первых, закупка сельхозпродукции и продуктов ее переработки должна производиться у физлиц, не являющихся налогоплательщиками НДС.

Во-вторых, необходимо, чтобы закупаемые товары были включены в Перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (утвержден постановлением Правительства РФ от 16 мая 2001 г. № 383). Иначе налог придется считать с полной продажной стоимости продаваемой продукции. Подтверждение тому – письмо Минфина России от 26 января 2005 г. № 03-04-04/01.

В-третьих, покупаемая продукция не должна относиться к подакцизным товарам.

И наконец, в-четвертых, организация должна заниматься именно перепродажей приобретенной продукции. Если же она подвергается переработке и только после этого продается, указанный порядок расчета НДС применять нельзя. Такие разъяснения дали финансисты в письме Минфина России от 27 апреля 2002 г. № 04-03-11/17.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Организации, выплачивающие доходы физическим лицам, признаются налоговыми агентами. Поэтому они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ с произведенных выплат (ст. 226 Налогового кодекса РФ).

Однако в случае закупки у физических лиц сельхозпродукции следует помнить о льготах, которые предусмотрены статьей 217 Налогового кодекса РФ.

Так, в частности, налогообложению НДФЛ не подлежат:
– доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ, скота, кроликов, птицы (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде. Но только если представлен соответствующий документ, например, выданный садово-огородным товариществом. Он служит подтверждением того, что продаваемая продукция произведена налогоплательщиком на принадлежащем ему земельном участке;
– доходы, получаемые от реализации заготовленных физическими лицами дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;
– доходы от реализации пушнины, мяса диких животных и иной продукции, получаемой физическими лицами при осуществлении любительской и спортивной охоты.

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

При выплате населению денежных средств за приобретенные товары ЕСН исчислять не нужно. Ведь объект налогообложения по этому налогу – выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг. Основание – пункт 1 статьи 236 Налогового кодекса РФ. При этом к объекту налогообложения ЕСН не относятся выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество.

В рассматриваемом случае происходит именно реализация продукции, а суммы выплачиваются в рамках гражданско-правовых отношений.

А если население сдает сельхозпредприятию лесные грибы и ягоды? Согласно статье 11 Лесного кодекса РФ, граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов. В этом случае физлицо становится собственником, например, собранных грибов. А значит, при их продаже происходит переход права собственности.

Поэтому объекта налогообложения ЕСН и в данной ситуации не возникает. При этом сельхозпредприятию не нужно платить и взносы на обязательное пенсионное страхование. Ведь объект обложения страховыми взносами и объект налогообложения по ЕСН совпадают. Основание – пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Отражаем закупку в бухгалтерском учете

При закупке продукции у населения ее следует оприходовать. При этом порядок учета зависит от способа проведения закупок.

Так, например, они могут производиться подотчетным лицом. То есть сельхозпредприятие может направить своего работника в населенный пункт, выдав ему соответствующую сумму денег, чтобы он закупил необходимую продукцию у населения. В этом случае расчеты с физлицами и оприходование закупленной у них продукции отражаются в учете с использованием счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Кроме того, для учета расчетов с населением можно использовать счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», открыв к нему соответствующий субсчет. Этот вариант наиболее целесообразен, если физические лица приносят продукцию непосредственно на предприятие и расчеты с ними производятся через его кассу.

Если же продукция закупается организацией у своих же работников, для расчетов с ними лучше использовать счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

Порядок оприходования продукции зависит и от того, как ее предполагается использовать в дальнейшем. Так, если она представляет собой товар, который будет перепродаваться, активы следует принять на счет 41 «Товары». Если же из этих ценностей будет изготовлена другая продукция (то есть они приобретены в качестве сырья), их приходуют как материальные запасы, то есть используют счет 10 «Материалы». А когда у населения приобретают животных, их приходуют в дебет счета 11 «Животные на выращивании и откорме» или 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Отметим, что в соответствии с учетной политикой для учета товаров, материалов и животных на выращивании и откорме организация может применять счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», хотя это не является обязательным.

ПРИМЕР

ООО «Агро» работает на общей системе налогообложения. Оно закупило у Ивановой А.М. десять кроликов, выращенных ею в личном подсобном хозяйстве. Закупочная стоимость кроликов составила 1500 руб. (по 150 руб. за кролика). Пять кроликов были в том же месяце перепроданы за 900 руб. (по 180 руб. за кролика). Остальные пять были забиты на мясо, которое было продано за 1100 руб. (для упрощения восприятия примера предположим, что дополнительные расходы по изготовлению мяса кроликов составили 100 руб.).

Бухгалтер ООО «Агро» сделал следующие записи:

ДЕБЕТ 11 КРЕДИТ 76

– 1500 руб. – закуплено 10 кроликов у Ивановой А.М.;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 50

– 1500 руб. – выплачено Ивановой А.М. (без удержания НДФЛ);

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90

– 900 руб. – отражена выручка от продажи пяти кроликов;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 11

– 750 руб. (150 руб. * 5 шт.) – списаны проданные кролики;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68

– 13,64 руб. ((900 руб. – 750 руб.) * 10% : 110%) – начислен НДС по операции по перепродаже кроликов;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 11

– 750 руб. – списаны кролики на мясо;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 (70, 69)

– 100 руб. – отражены расходы на забой кроликов на мясо;

ДЕБЕТ 43 КРЕДИТ 20

– 850 руб. (750 + 100) – оприходована готовая продукция (мясо кроликов);

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90

– 1100 руб. – отражена выручка от продажи кроличьего мяса;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 43

– 850 руб. – списано проданное кроличье мясо;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68

– 100 руб. (1100 руб. * 10% : 110%) – начислен НДС по операции по продаже кроличьего мяса.

Организация закупает продукцию у населения в отдаленной местности, где нет интернета. Как использовать контрольно-кассовую технику в данном случае и что можно выдать вместо кассового чека - читайте в статье.

Вопрос: По деятельности организации, закуп производится у населения. Для этого оборудованы загот пункты в деревнях. В организации несколько сотрудников занимаются закупом (разъездной характер работы по ТД). На некоторых загот.пунктах интернета нет вообще, на некоторых есть, но работает с перебоями.1) Обязаны ли мы применять онлайн-кассу в таких случаях при расчете с населением, или достаточно портативные кассовые аппараты?2) При применении кассового аппарата как правильно производить внесение денежных средств?Пример: организация сняла по чековой книжке 100т.р. на закуп (на один два дня, в зависимости от сдачи дикоросов), внесли в кассу предприятия. В портативную кассу операцией ВНЕСЕНИЕ мы должны вести всю сумму? но если в течении дня вся сумма не будет израсходована, в конце производить возврат? Или на каждую операцию сначала из кассы предприятия сначала делать внесение и затем расчет с заготовителем? Бывает ситуация, когда не все денежные средства, снятые для закупа использованы, и при наступления дня выплаты зар. платы некоторая сумма идет на выплату через кассу предприятия.Но если мы обязаны применять онлайн кассу-какие операции производить в этом случае?

Ответ: 1) Да, в общем случае нужно применять онлайн кассу.

Чек нужно пробивать, если организация выдает деньги при приобретении товаров (работ, услуг). Дело в том, что пользователи ККТ обязаны выдавать кассовые чеки при расчетах. А расчетами являются не только прием, но и выдача денег. Это следует из абзаца 18 статьи 1.1, абзаца 4 пункта 2 статьи 5 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Для удобства это могут быть портативные кассовые аппараты. Главное, чтобы ККТ была включена в реестр ККТ и зарегистрирована в налоговой инспекции.

Если Вы проводите закуп в отдаленной от сети местности, где нет Интернета, то ККТ можно применять в режиме без передачи чеков в налоговую инспекцию. Перечень таких территорий утверждают и публикуют на своих сайтах региональные администрации. К таким территориям отнесены населенные пункты, в которых проживает до 10 тысяч человек. Об этом сказано в и пункте 7

Если Вы ведете расчеты в труднодоступных местностях, то в этом случае работайте без ККТ. Так, вместо чека ККТ выдайте документ, который подтвердит расчеты. Унифицированной формы бланка нет. Поэтому составьте его в произвольной форме абзацев 4-12 пункта 1 статьи 4.7 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (дата, наименование пользователя, ИНН, система налогообложения и др.).

2) Деньги, предназначенные для закупки товаров у населения, выдайте сотрудникам, которые занимаются закупом, в подотчет.

Кассовые аппараты позволяют регистрировать операции, которые не связаны с продажами или возвратом денег покупателю. Поэтому для контроля движения наличных в денежном ящике ККТ используйте нефискальные операции: «Внесение денег» и «Выплата денег».

То есть при внесении денег в кассовый аппарат Вы можете использовать операцию «Внесение», а по окончании смены операцию «Возврат».

При выплате заработной платы ККТ не применяется, поскольку такая операция не связана с приобретением (реализацией) товаров (работ, услуг).

Обоснование

В каких случаях надо применять ККТ

Кто должен применять кассовый аппарат при расчетах наличными

Кроме того, чек нужно пробивать, если организация выдает деньги при приобретении товаров (работ, услуг). Дело в том, что пользователи ККТ обязаны выдавать кассовые чеки при расчетах. А расчетами являются не только прием, но и выдача денег. Это следует из абзаца 18 статьи 1.1, абзаца 4 пункта 2 статьи 5 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.*

С какого момента надо применять онлайн-ККТ, см. таблицу .

В отдаленной от сети местности, где нет Интернета, ККТ можно применять в режиме без передачи чеков в налоговую инспекцию. Перечень таких территорий утверждают и публикуют на своих сайтах региональные администрации. К таким территориям отнесены населенные пункты, в которых проживает до 10 тысяч человек. Об этом сказано в приказе Минкомсвязи от 05.12.2016 № 616 и пункте 7 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Ведете расчеты с покупателями в труднодоступных местностях? В этом случае работайте без ККТ. Так, вместо чека ККТ покупателю выдайте документ, который подтвердит расчеты. Унифицированной формы бланка нет. Поэтому составьте его в произвольной форме , такой документ должен содержать реквизиты из абзацев 4-12 пункта 1 статьи 4.7 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (дата, наименование пользователя, ИНН, система налогообложения и др.).*

Документ можно заказать в типографии, напечатать на компьютере и даже написать от руки. При расчетах делайте копию бланка или заполните его отрывную часть. Копии или отрывные части храните не менее пяти лет. Учет расчетных документов ведите в специальном журнале по порядковому номеру и дате. Форму журнала разработайте самостоятельно . Такой порядок следует из пунктов и статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ и правил , утвержденных постановлением Правительства от 15.03.2017 № 296 .

Первый способ. Купите и выдайте сотрудникам, которые доставляют товары и принимают оплату, . Для удобства это могут быть портативные кассовые аппараты. Главное требование - ККТ должна быть:*

зарегистрирована в налоговой инспекции.

Чтобы обеспечить сохранность выданного портативного кассового аппарата, заключите с сотрудником договор о полной материальной ответственности .

Какие документы оформлять при работе с ККТ

Начало рабочей смены

Перед началом работы кассир-операционист из главной кассы организации получает разменную монету и купюры в необходимом для расчетов с покупателями количестве. Обеспечить кассира разменными деньгами должен директор или его заместители, администраторы. Порядок оборота разменных наличных денег (разменного фонда) утвердите приказом руководителя .

Разменные деньги, которые выдали из главной кассы , отразите в книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств по форме № КО-5 .* Для подтверждения получения разменных монет и купюр кассир-операционист расписывается в графе 4 книги. Это следует из пунктов , 4.5 и Указания ЦБ от 11.03.2014 № 3210-У, пунктов

Организация занимается закупкой тары у населения. Какие первичные документы должны заполнить организация или продавец (физическое лицо) при приобретении организацией у продавца деревянной тары? Есть ли у организации обязанность по удержанию с дохода физического лица суммы НДФЛ в случае закупки тары стоимостью до 250 000 руб. и в случае закупки тары стоимостью более 250 000 руб.? Возникает ли у организации обязанность по предоставлению на продавца сведений по форме 2-НДФЛ?

НДФЛ

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, признаются плательщиками налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ). При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Доходы от реализации имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу, признаются объектом обложения НДФЛ (пп. 5 п. 1 ст. 208 и ст. 209 НК РФ). Доходы (в том числе доходы от продажи имущества), не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), перечислены в ст. 217 НК РФ. В иных случаях (не предусмотренных ст. 217 НК РФ) полученный физическими лицами доход будет облагаться НДФЛ.

Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ. В силу п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата НДФЛ производятся в отношении всех доходов физического лица, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227, 227.1 и 228 НК РФ.

Так, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату НДФЛ производят физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению. В данном случае физические лица самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, а также представляют налоговую декларацию (п.п. 2, 3 ст. 228 НК РФ).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация в случае приобретения у физического лица принадлежащего ему имущества (деревянной тары) не является налоговым агентом, то есть не должна удерживать НДФЛ при выплате физическому лицу денежных средств за реализованное им имущество. Кроме того, поскольку НК РФ не возлагает обязанности на лиц, не являющихся налоговыми агентами, представлять в налоговый орган сведения о полученных от них доходах физическими лицами (в соответствии со ст. 230 НК РФ такая обязанность установлена только для налоговых агентов), то организация в данном случае не должна представлять и сведения о физических лицах, у которых она приобретает имущество (деревянную тару). Данные выводы подтверждаются и разъяснениями Минфина России (смотрите, например, письма от 11.04.2012 N 03-04-05/3-484, от 28.03.2008 N 03-04-05-01/89, от 12.03.2008 N 03-04-06-01/55, от 02.11.2007 N 03-04-06-01/372, от 30.10.2007 N 03-04-06-01/364, от 04.09.2006 N 03-05-01-04/258).

Документальное подтверждение

Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), смотрите также Информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012).

Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации операцию по закупке у населения деревянной тары можно оформить следующими документами:

Договором купли-продажи;

Актом приемки товаров (в произвольной форме с соблюдением всех обязательных реквизитов, предусмотренных ст. 9 Закона N 402-ФЗ);

Документами, подтверждающими оплату товаров ( , авансовый отчет, и т.д.).

На наш взгляд, данный вариант полностью соответствует положениям ГК РФ, требованиям бухгалтерского учета (ст.ст. 5, 6 и 9 Закона N 402-ФЗ) и налогового законодательства (ст. 252 НК РФ).

В то же время полагаем, что при разовых (нерегулярных) закупках не всегда возможно оформить такой полный пакет документов. В связи с этим, по нашему мнению, при таких закупках вместо указанных документов можно оформлять закупочный акт*(1) (смотрите Методические рекомендации). В основном закупочный акт применяется при покупке у физических лиц продуктов питания. Однако полагаем, что можно использовать этот акт в качестве образца для составления акта при покупке у физических лиц любых товарно-материальных ценностей (далее - ТМЦ), в том числе деревянной тары.

Организация может самостоятельно разработать форму закупочного акта, предусмотрев в нем все обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При этом за основу можно взять и форму N ОП-5, которая разработана для организаций общественного питания и утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.

При закупке организация должна обеспечить соблюдение порядка оформления закупочных документов, в том числе с обязательным указанием паспортных данных сдатчика этих ТМЦ, места его проживания (п. 7.3 Методических рекомендаций).

Приобретенная тара принимается на склад по накладной (п. 7.7 Методических рекомендаций). Лица, получившие деньги под отчет на закупку товара у населения, должны представить авансовый отчет о фактическом использовании выданных им сумм с приложением утвержденного руководителем предприятия закупочного акта и копии накладной о сдаче товаров (п. 7.8 Методических рекомендаций).
Подтверждением оприходования на склад закупленных товаров (материалов) является Приходный ордер (за основу можно взять типовую форму N М-4, которая утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).

Энциклопедия решений. Учет оплаты физическим лицам приобретенных у них товаров;

Энциклопедия решений. Учет при оплате наличными закупки товаров у населения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Алексеева Анна

Ответ прошел контроль качества


Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Унифицированная форма документа, подтверждающего передачу товара продавцом - гражданином, не являющимся индивидуальным предпринимателем, покупателю - юридическому лицу, законодательством не предусмотрена. В связи с этим передача товара может быть оформлена документом, подписанным сторонами договора, составленным в произвольной форме, с отражением в нем реквизитов, предусмотренных ст. 9 Закона N 402-ФЗ. В рассматриваемом случае таким документом может быть и закупочный акт, если он отвечает требованиям Закона N 402-ФЗ. Подписание продавцом и покупателем закупочного акта фактически является документальным подтверждением того, что между ними заключен договор купли-продажи. Поскольку подписание акта отвечает требованию к совершению сделки в простой письменной форме и поскольку этот акт содержит все существенные условия договора купли-продажи, составлять отдельный документ, именуемый договором купли-продажи, при этом не требуется (п. 1 ст. 454, п. 3 ст. 455, ст. 434 ГК РФ).

"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 9

Организации общественного питания достаточно часто закупают сельскохозяйственные продукты у населения. Как документально оформить такую покупку? Надо ли с физического лица - продавца удерживать НДФЛ и представлять сведения о его доходах в налоговый орган? Как определить налоговую базу по НДС при реализации блюд, изготовленных из сельхозпродукции, закупленной у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС? Эти и другие вопросы рассмотрены в данной статье.

Поле деятельности граждан

Согласно п. 2 ст. 1 Закона N 112-ФЗ <1> гражданин один или совместно с членами своей семьи в целях удовлетворения личных потребностей может вести личное подсобное хозяйство на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для этих целей.

<1> Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".

Определение. Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (п. 1 ст. 2 Закона N 112-ФЗ).

Произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства сельхозпродукция является собственностью гражданина, который имеет право ее реализовать. В этом случае реализация продукции не является предпринимательской деятельностью. В то же время гражданин самостоятельно или совместно с другими физическими лицами может создать крестьянское (фермерское) хозяйство, деятельность которого признается предпринимательской и осуществляется без образования юридического лица.

Определение. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - КФХ) - объединение граждан, связанных родством <2> и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (п. 1 ст. 1 Закона N 74-ФЗ <3>).

<2> Супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. При этом дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в его члены только по достижении ими возраста шестнадцати лет.
<3> Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

В качестве предпринимателя регистрируется глава КФХ. Если КФХ - объединение граждан, то его главой по взаимному согласию членов хозяйства признается один из них, что фиксируется в соглашении о создании КФХ. В случае создания КФХ одним гражданином он и является его главой.

К сведению: максимальное количество граждан, не состоящих в родстве с главой КФХ, - пять человек.

Итак, гражданин продает свою продукцию, а организация общепита ее покупает. Какие документы необходимо оформить при совершении этой сделки?

Закупочный акт - всему голова

На основании п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ <4> все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными (первичными учетными) документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Эти документы составляются по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а если такой формы нет, то документ должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

<4> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Обратите внимание: если относительно конкретной ситуации форма документа разработана на законодательном уровне, то именно она и применяется. На это, в частности, указал Минфин в Письме от 15.08.2006 N 03-03-04/1/628.

При закупке сельхозпродуктов у населения представитель организации общепита составляет в двух экземплярах закупочный акт по форме N ОП-5 <5>. Об этом сказано и в пп. 7.6 п. 7 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли <6> (далее - Методические рекомендации).

<5> Утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций".
<6> Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденные Письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5.

К сведению: как правило, в качестве представителя организации выступает подотчетное лицо, которому выданы денежные средства на закупку продукции. Организация общественного питания заключает договор о материальной ответственности с работником, производящим закупку (пп. 7.2 п. 7 Методических рекомендаций) <7>.

Правда, например, УМНС по г. Москве разрешила применять закупочный акт при приобретении у физического лица стройматериалов, указав, что его можно использовать в качестве образца для составления акта при покупке у физических лиц любых товарно-материальных ценностей (Письмо от 23.12.2002 N 27-08н/62778 "Об ответах на вопросы"). В свою очередь, налоговики при осуществлении проверки требуют обязательного применения данного акта. Однако судьи их не поддерживают. Так, ИФНС по Кировскому району г. Самары настаивала на необходимости применения закупочного акта формы N ОП-5 при покупке на рынке товаров, используемых в процессе эксплуатации дома. Судьи руководствовались тем, что эта форма предусмотрена только для учета операций в общественном питании (Постановление ФАС ПО от 06.05.2005 N А55-7016/04-44).

Закупочный акт подписывается лицом, закупившим продукты, и продавцом, а также утверждается руководителем организации. Один его экземпляр передается продавцу, второй остается у покупателя. Отметим, что в закупочном акте указываются Ф.И.О. продавца, его паспортные данные и домашний адрес, сведения справки о наличии личного подсобного хозяйства и др.

Помните, что правильно оформленный акт является документальным подтверждением затрат для целей налогообложения прибыли (п. 1 ст. 252 НК РФ). Ведь, как указал Высший Арбитражный Суд в Информационном письме от 14.11.1997 N 22 "Обзор судебной практики применения законодательства о налоге на прибыль", в случае уменьшения на сумму соответствующих расходов налогооблагаемой прибыли способ их подтверждения имеет существенное значение.

Так, если закупочный акт не подписан продавцом, то налогоплательщик обязан доказать факт приобретения сырья и материалов. В подтверждение совершения данных хозяйственных операций и размера понесенных расходов могут быть представлены акты оприходования сырья и материалов, а также акты, по которым они были отпущены в производство. На основании этих документов ФАС МО пришел к выводу о подтвержденности факта несения налогоплательщиком спорных расходов и их размера и удовлетворил иск (Постановление ФАС МО от 20.03.2001 N КА-А40/1059-01).

Налог на доходы физических лиц

Перед организацией-покупателем встает вопрос: надо ли удерживать НДФЛ? В п. 13 ст. 217 НК РФ указано, что не подлежат обложению НДФЛ доходы физических лиц, получаемые ими в результате продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ:

  • скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц в живом виде, а также продуктов их убоя в сыром или переработанном виде;
  • продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде.

Данная льгота для физических лиц действует при условии, если гражданин предъявил документ, выданный соответствующим органом местного самоуправления, правлениями садового, садово-огородного товариществ. Этот документ подтверждает, что продаваемая продукция произведена продавцом на принадлежащем ему или членам его семьи земельном участке, используемом для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества.

Таким образом, организация общепита при закупке сельхозпродукции у населения не удерживает НДФЛ, причем даже если указанный документ отсутствует. В этом случае обязанность исчисления и уплаты НДФЛ, а также представления в налоговый орган налоговой декларации возложена на физических лиц, то есть организация не является налоговым агентом. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ величину налога определяет физическое лицо исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего ему на праве собственности. Изложенное подтверждается и сложившейся арбитражной практикой (например, Постановления ФАС ЗСО от 25.08.2005 N Ф04-5649/2005(14251-А67-27), ФАС ПО от 03.05.2005 N А57-14752/04-33, ФАС СЗО от 05.04.2005 N А52-6745/2004/2).

Кроме того, с указанных сумм организация не должна уплачивать ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 1 ст. 236 НК РФ, п. 2 ст. 10 Закона N 167-ФЗ <8>).

<8> Федеральный закон от 15.12.1996 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации.

Для справки, или Если продавец - предприниматель

При закупке товаров у индивидуального предпринимателя закупочный акт можно не составлять, так как факт покупки подтверждается чеком ККТ, накладной (актом приемки-передачи, товарным чеком). Обязанность оформления первичных учетных документов при выполнении хозяйственных операций возложена на индивидуального предпринимателя п. 9 Порядка учета доходов и расходов <9>. Кроме того, он может выставить и счет-фактуру (в соответствии со ст. 143 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками НДС).

<9> Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденный Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002.

При этом предприниматель должен предъявить документы, подтверждающие его государственную регистрацию в качестве предпринимателя без образования юридического лица и постановку на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 230 НК РФ). Как указало МНС России в Письме от 19.04.2004 N 04-3-01/217 "О порядке представления сведений о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям", сведения о государственной регистрации и постановке на учет могут быть отражены в закупочном акте, товарном чеке, накладных, счетах-фактурах либо в ином документе, подтверждающем покупку товарно-материальных ценностей у индивидуального предпринимателя.

Налог на добавленную стоимость

Организация общепита при реализации продукции, закупленной у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС, налоговую базу по НДС определяет с учетом порядка, установленного ст. 154 НК РФ. Так, при реализации сельхозпродукции и продуктов ее переработки, закупленных у физических лиц, по перечню, утверждаемому Правительством РФ <10> (далее - Перечень), налоговая база по НДС рассчитывается как разница между стоимостью, определяемой в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции (п. 4 ст. 154 НК РФ). В Перечень входит такая продукция, как:

  • скот, птица и кролики в живом весе;
  • мясо и субпродукты скота и птицы;
  • молоко и молокопродукты;
  • отходы при переработке скота, птицы, кроликов, молока, перо-пухового сырья (продукт переработки);
  • яйца;
  • рыба всех видов (любительское рыболовство);
  • мед пчелиный, воск пчелиный, вощина;
  • зерновые и зернобобовые культуры;
  • масличные культуры (кроме конопли);
  • свекла сахарная;
  • папоротник;
  • картофель;
  • овощи открытого и защищенного грунта;
  • бахчевые продовольственные и кормовые культуры;
  • плоды семечковых и косточковых культур;
  • ягоды культурные и дикорастущие;
  • грибы культурные и дикорастущие (свежие).
<10> Перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 N 383.
Обратите внимание: если у физического лица будут закуплены уже переработанные им продукты (например, соленые грибы, соленый папоротник и т.д.), отсутствующие в Перечне, то при их реализации организацией налоговая база по НДС определяется в общем порядке (Письмо Минфина России от 26.01.2005 N 03-04-04/01).

К сожалению, п. 4 ст. 154 НК РФ прописан нечетко и его можно толковать по-разному. Предусмотренный этим пунктом порядок определения налоговой базы по НДС применяется, если:

  • закупленные у физических лиц продукты или продукты переработки, указанные в Перечне, только перепродаются;
  • продается продукция, изготовленная из продуктов или продуктов переработки, перечисленных в Перечне и приобретенных у физических лиц.

В данном случае обратимся к п. 7 ст. 3 НК РФ, в котором указано, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Именно поэтому ФАС ПО в Постановлении от 10.11.2005 N А12-6918/05-С29 встал на сторону налогоплательщика, который воспользовался п. 4 ст. 154 НК РФ при реализации продукции собственного производства. Судьи отметили, что буквальное толкование п. 4 ст. 154 НК РФ с учетом имеющейся неясности данной правовой нормы позволило обществу определить налоговую базу как разницу между ценами реализации и приобретения, в том числе и при продаже продуктов переработки сельхозпродукции, приобретенной у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС. Такого мнения придерживаются и другие суды (см., например, Постановления ФАС ЦО от 09.02.2004 N А48-2429/03-13, ФАС УО от 14.12.2004 N Ф09-5297/04-АК).

К сожалению, Минфин настаивает на том, что указанный порядок определения налоговой базы по НДС применяется, только если организация лишь перепродает закупленный продукт или продукт переработки, указанный в Перечне. По мнению специалистов ведомства, при реализации товаров, произведенных из сельхозпродукции и продуктов ее переработки, налоговая база определяется согласно п. 1 ст. 154 НК РФ исходя из их полной стоимости (Письма от 27.04.2002 N 04-03-11/18, от 27.04.2002 N 03-03-11/17). Именно такую позицию занимают проверяющие налоговые органы. Однако судьи встают на сторону налогоплательщиков.

Так, ФАС ВВО в Постановлении от 05.09.2005 N А38-6578-4/362-2004(4/14-2005) указал, что положения п. 1 ст. 154 НК РФ подлежат применению, если нет условий для использования п. 4 данной статьи. В рассматриваемой ситуации, как постановили судьи, общество при реализации продуктов переработки закупленного у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС, молока (сыр, масло, казеин) правомерно исчисляло налоговую базу по НДС в соответствии с п. 4 ст. 154 НК РФ.

Если организация общепита воспользуется положениями данного пункта, то сумма НДС будет определяться расчетным методом. В этом случае налоговая ставка рассчитывается как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. п. 2 или 3 ст. 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Пример 1 . ООО "Милый дом" реализовало кипяченое молоко на сумму 1350 руб. Молоко было приобретено у физического лица, не являющегося плательщиком НДС, через подотчетное лицо за 800 руб.

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки.

<*> Согласно пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ при реализации молока и молокопродуктов обложение НДС производится по ставке 10%.

Счет-фактура

Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщик при совершении операций, признаваемых объектом обложения НДС, обязан составить счет-фактуру. Как ее заполнить, если налоговой базой является неполная стоимость реализованной продукции?

Специалисты налоговой службы ответили на этот вопрос в Письмах от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@, от 28.06.2005 N 03-1-03/1114/13@ "О порядке заполнения счетов-фактур": в счете-фактуре, оформляемом при реализации такой продукции, в графе 7 указывается ставка налога на добавленную стоимость (18/118 или 10/110) с пометкой "с межценовой разницы", в графе 8 - сумма налога, исчисленная в вышеуказанном порядке, и в графе 9 - стоимость реализуемой сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками).

При этом в графе 4 "Цена товара" счета-фактуры указывается полная цена реализации (Письмо УМНС по г. Москве от 12.10.2004 N 24-11/65554 "О составлении счетов-фактур"). О том, как заполнить графу 5 счета-фактуры, указано в Письме УМНС по г. Москве от 11.05.2004 N 24-11/31157 "О начислении НДС": отражается "межценовая разница" с учетом НДС.

Пример 2 . Воспользуемся данными примера 1 и заполним фрагмент счета-фактуры.

Правильное заполнение счета-фактуры позволит избежать разногласий с проверяющими налоговыми органами. В данном случае представляет интерес Постановление ФАС ЗСО от 28.07.2004 N Ф04-5206/2004(А46-3250-32). Как указано в материалах дела, предприниматель при составлении налоговых деклараций по НДС не нарушил порядка исчисления сумм налога. Однако покупателям были выставлены счета-фактуры, в которых суммы НДС указаны в размере, превышающем установленный законом (при этом счета оплачены в полном объеме). Суд признал требования налоговой инспекции о взыскании в бюджет разницы между фактически полученным налогом и суммой, подлежащей уплате по ставке, предусмотренной НК РФ, необоснованными. Решающим аргументом явилось следующее: согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а предприниматель обязанность по уплате НДС в размере, установленном законом, исполнил. Такое решение ранее принял и ФАС ВВО при рассмотрении аналогичного дела (Постановление от 25.04.2003 N А28-8356/02-330/15).

Эксперт журнала

"Предприятия общественного питания:

бухгалтерский учет и налогообложение"



Статьи по теме: