Скачать презентацию алые паруса на флешку. А.Грин "Алые паруса" Презентация презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему

Разделы: Литература

Цели:

1) создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений Грина, для пробуждения “дара воображения”, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека и писателя;

  • обучать анализу текста, интерпретации текста;
  • помочь выявлению чувства, которое возникает после прочтения; показать личностное восприятие текста;

2) развивать творческие способности обучающихся; использовать теоретико - литературные понятия, формировать умение мыслить, делать самостоятельно выводы;

3) воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему, добру и красоте, целеустремленность, волю, мужество, твердость духа, благородство, взаимопонимание, веру в мечту, любовь.

  1. Гриноведы;
  2. Ассоль;
  3. Грэй;

Оборудование:

Повесть - феерия “Алые паруса” А. Грина, словарь С.И.Ожегова “Словарь русского языка” (толковый), рецензия на феерию (инд.з.), отзыв о прочитанных произведениях Грина (инд.з), эпиграфы к феерии, суперобложка к феерии, музыкальный фон, словарь (на доске), кроссворд “История любви” (инд.з), оркестр под управлением Поля Мариа, рецензия на феерию (инд.з); критическая литература (гриноведы, юные исследователи).

Эпиграфы:

Будущее, к которому мы
стремимся, рождается из
непобедимого человеческого свойства
- умения мечтать и любить.
(К.Паустовский)

В человеке заложена
вечная, возвышающая
его потребность любить.
(Анатоль Франс)

Ход урока

I. Оргмомент. Проверка учителем готовности обучающихся к уроку.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Слово учителя. На прошлом уроке мы познакомились с биографией А.С.Грина. Говорили о его жизненном и творческом пути, о замысле произведения и его необычном жанре - феерии. Дома вы прочитали текст “Алые паруса”. Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня поделились своими впечатлениями от прочитанных страниц феерии “Алые паруса”.

IV. Беседа по тексту (со всем классом).

О ком и о чем вы прочитали? (Об Ассоль и Грэе, о взаимоотношениях юноши и девушки).

Что вас удивило, и что вам особенно понравилось в феерии? (Особенно понравилось то, как красиво и возвышенно описывается первая любовь Ассоль и Грэя, чистота их чувств, без притворства. Любовь описана здесь как светлое, нежное, самое прекрасное чувство).

Что мечта Ассоль сбылась, она счастлива, она дождалась своего принца, как и предсказал ей собиратель песен и легенд Эгль. Счастье юных героев меня очень взволновало. Принц приплыл на белом корабле за своей принцессой и осчастливил ее. Обучающиеся делятся своими впечатлениями.

V. Пересказ близко к тексту следующих эпизодов:

Встречи юных героев

Эпизод, когда Грэй одевает ей кольцо на мизинец.

Артур Грэй закупает ткань для алых парусов.

VI. Беседа по тексту. Зачитайте слова, отдельные выражения, которые вам понравились:

- “Прекрасная неизвестность” (говорит Эгль об Ассоль)

- “Дивное художественное полотно” (матрос Летика)

В ней две девушки, две Ассоль; одна - дочь матроса, ремесленника, другая - живое стихотворение

У нее богатое воображение, - говорит угольщику Филиппу, “корзина зацветет”

Счастье сидело в ней пушистым котенком, (когда увидела кольцо на своей руке) (метафора)

Палуба была, как небесный сад (сравнение)

Море спало, обведенное по горизонту золотой нитью (метафора)

Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки (сравнение) Она разговаривала с деревьями, жучками, в этом ее необычность.

А Грэй понравился?

- (Да. Он тоже очень романтичный, мечтательный. Он родился с живой душой)

Вывод Он о чем - то мечтал, и она мечтала. Оба жили в мире грез, фантазий, снов.

В мире каких грез живет Ассоль?

А Грэй? Они оба романтика по своему отношению к жизни, по своему мироощущению. Разные по своему происхождению, у каждого свой мир фантазий.

Давайте их представим. Каковы их портреты, мысли, чувства, поступки, мечты?

VII. Работа с обучающимися в группах.

Первая группа: Ассоль

Вторая группа: Грэй

Третья группа: гриноведы (юные исследователи)

I группа рассказывает об Ассоль (3 портретные характеристики: глазами Эгля (1гл.); глазами отца (гл.1 стр.152) (4гл.стр.187. глазами автора).

VIII. Прием. Устное словесное рисование.

Давайте представим себе воображаемый портрет Ассоль.

Какой бы вы ее нарисовали?

(Сидящей на берегу моря и внимательно всматривающейся вдаль, не появится ли там белый корабль с алыми парусами. Глаза очень грустные и одновременно лучистые, искрятся, в них надежда на скорую встречу со своим принцем, возлюбленным, со своим капитаном).

А посмотрите, пожалуйста, на доску. Вашему вниманию представлены рисунки ребят. Ассоль, по их представлению, вот такая. (Звучат комментарии к рисункам. Каждый из ребят объясняет свой рисунок).

Вам понравились рисунки? (Да).

Вывод. Итак, Ассоль мечтательная, романтичная, живет в мире своих грез и фантазий, ждет своего возлюбленного, когда он приплывает к ней на корабле с алыми парусами и увезет ее в свое сказочное царство.

IХ. Исследование финальной сцены.

Как вы считаете, каким элементом сюжета можно считать их встречу? (Кульминацией)

А развязкой? (Конец феерии, когда Циммер (музыкант) сидит на корме с виолончелью и думает о счастье...).

А завязка где? (Когда Грэй надевает кольцо на палец Ассоль).

А где начало мечты Ассоль? (Когда она в 8 лет шла по лесу и увидела ручей, решила свою игрушку - яхточку с алыми парусами пустить поплавать. Уже тогда она вообразила, что это белый корабль с алыми парусами и даже разговаривала с капитаном, откуда он, и что он везет. И также протягивала руки к кораблю, как и при встрече с Грэем.)

А после того, как Эгль рассказал ей сказку про принца, это зерно ее могучей мечты он еще больше укрепил (заронил).

Х. Сообщение о Грэе.

А Грэй? Каким вы его представляете? (Он очень “сильно любил море, а любовь не любит педантов”. Под влиянием этого возвышенного чувства он был очень счастлив “между небом и землей”. Для него это был рай, а она ждала чуда, и он подарит это чудо).

На мой взгляд, Грэй является центральным героем в феерии, т.к. с ним писатель - романтик связывает решение главной идеи книги, которая заключена в словах о “нехитрой истине”: “Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками”. В образе Грэя мы видим вполне земного человека, а не сказочного. В нем хорошо развито духовное начало. Грэя с детства лишили общества сверстников, т.к. его мама считала, что общение с детьми прислуги замка окажет на него дурное влияние. Таким образом, Грэй жил в своем мире, один на задворках замка, на пустыре среди бурьяна и цветов.

Вывод. Эти экзотические места развивали воображение мальчика, раскрепощали его мысль. Он благородно поступил по отношению к Бетси (служанке).

Как вы считаете, что предопределило его судьбу? (Я думаю, встреча с картиной в библиотеке. Вероятно, с одним из полотен Ивана Айвазовского “Буря” или “Девятый вал”, или “Бурное море” и др. Встреча с картиной неизвестного художника предопределила его судьбу, заронила зерно его могучей мечты. Он не раз ходил в библиотеку, читал книги про моря и странствия по океанам, воображал себя капитаном. И мечта его сбылась. Он стал хорошим капитаном, пройдя и изучив все основы навигации и кораблестроения за 5 лет). (И, вообще, он осуществил две мечты:

1. Мечту Ассоль, увез её на корабле в свое сказочное царство, в свой рай;

2. Стал капитаном, к чему и стремился. Подобрал красивую музыку. Ведь это лучший аккомпанемент для любящих сердец).

Что вы еще можете добавить о Грэе?

(За 5 лет плаваний по морям и океанам Артур Грэй вырос и возмужал, что заметно отразилось и на его внешнем облике. От робкого неумелого юнги ничего не осталось, кроме “странной летящей души”.

Перед нами закаленный, многоопытный, видавший виды моряк, стал широк костью и крепок мускулами, бледность заменил темным загаром. Перемены во внешности Грэя хорошо отражают перемены в его характере, образе мышления).

Чем же отличается Грэй от Ассоль?

(Мы уже сказали, что оба мечтательные, романтичные. Но Грэй - человек поступков, он действует, он активно борется за свое счастье, добивается ее руки. Перед нами волевой, мужественный человек, прошедший большую трудовую школу, преодолевший немалые трудности в постижении морских знаний, знающий цену слову и делу, уверенный в своих решениях и поступках).

Вывод. Встреча с Ассоль помогла ему глубже познать жизнь. Решение взять в жены Ассоль приходит как естественное движение души, без натяжек и случайностей.

ХI. Прием: устное словесное рисование.

Давайте нарисуем воображаемый портрет.

Я бы нарисовал его темноволосым с короткой стрижкой, крепкого телеосложения, среднего роста, широкоплечим, с умным, внимательным, любящим взглядом, волевым подбородком.

А вот портрет Грэя на доске (рисунки)

Прокомментируйте их. (Защита рисунков)

А как вы поняли, что это романтический герой?

(В нем дух свободы, порыва, он мужчина, рыцарь, он действует активно, добивается своей цели, он очень целеустремленный. Такие герои характерны для писателей - романтиков. Это человек - борец, умеющий противопоставить себя враждебной ему атмосфере).

III группа

ХII. Сообщения гриноведов.

А что приготовили нам гриноведы, наши юные исследователи? Они работали с дополнительной литературой, критикой. У них полярные мнения. (Обучающиеся зачитывают свои материалы, делают обобщения.)

Выступления юных исследователей - гриноведов. Они использовали дополнительный материал. Вот различные точки зрения известных критиков, которые помогут нашим юным исследователям увидеть главное и сделать обобщения.

Н. Кобзев “…С появлением Ассоль на страницах произведения заметно меняется стиль повествования. Он как бы обретает лиричность, задушевность, особого рода теплоту. Информативность описания сменяется нарастающей картинностью. Особой поэтичностью отличается уже первый портрет Ассоль (в феерии их шесть). Это импрессивный портрет, т.к. передаётся в заметно эмоциональном восприятии Эгля. Описание преисполнено беспредельного лиризма и нежности: “каждая черта Ассоль была выразительна легка и чиста, как полёт ласточки”, а имя её “так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины”. Понятие “импрессион” в переводе с французского языка “впечатление”. Не случайно впечатление от созерцания внешности Ассоль открыло Эглю главное в её духовном содержании. “Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы…” открыло и подтолкнуло к мифотворчеству, настроило на создание романтической сказки о морской дали, где однажды сверкнёт под солнцем алый парус, о принце, который увидит во сне Ассоль и приедет за ней, чтобы “навсегда увезти в своё царство”, “в блистательную страну, где восходит солнце”. Так были брошены семена крупной мечты на благодатную почву души Ассоль. Сказка оказалась пророческим предсказанием.

В этом моменте необходимо ещё раз обратить внимание на то, как у Грина романтическое и реалистическое тесно сближаются и переплетаются. Для писателя эти явления в атмосфере человеческого бытия нерасторжимы, взаимопроникающи и взаимообусловлены. Одно является продолжением другого и наоборот. Одно не существует без другого. И в этом нет ничего удивительного. Так Грин настойчиво и последовательно готовит сознание читателя, к тому, что чудесное не есть случайное, а вполне закономерное явление в реальной человеческой жизни.

В. Харчев обращает внимание нас, читателей, на “словесный портрет” Ассоль, который лишен точных реалистических подробностей, но черты несут отпечаток “особой духовности, устремлённости к чуду, погруженности в мир мечты. “Проблема соотношения романтического и реалистического раскрывается при анализе встречи Ассоль и Грэя как закономерного исполнения предсказания, живой мечты, в которой, “так тесно сплетены судьба, воля и свойство характеров”. Принцип изображения духовного через реальное воплотился в “своеобразном реалистическом романтизме”. “Рай”, т.е. счастье, достигнут в финале не только в союзе Грэя и Ассоль. Выйти из тьмы бездуховного существования – такая возможность заложена в каждом человеке. Автор убеждает нас, что, если труд будет одухотворён мечтой, он станет творчеством. “Алые паруса” как символ мечты и веры в её исполнение стали знаком XX века, который так страстно стремился к счастью, мечте, лучшему в человеке. Радостно, светло, трепетно и празднично любовь превращает мечту в реальность, чудо встречи, исполненной надежды, заслуженного счастья. Оказывается, сказки, феерии, стихи, мечты, герои, прекрасные судьбы рождаются из самой жизни, сложной, полной труда, преодоления, терпения, незаслуженных обид, испытаний.

“Пурпурный дым” - возмездие, победа и надежда на возможность преодолеть бездуховность в людях, смыть серый цвет с Каперны, открыть в каждом росток доброты, освободить душевную жизнь человека от зависти, злобы, жестокости. Ведь идеал Грина столь же романтичен, сколько и реалистичен: “сплавить в одно целое все сокровища жизни, сохранить неприкосновенным тончайший узор каждого отдельного счастья.

К. Паустовский “Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку нищему духом. Тот, кто испытал лёгкое головокружение от первого же глотка солёного и тёплого воздуха морских побережий, сразу почувствует подлинность гриновского пейзажа, широкое дыхание гриновских стран”.

Н. Вержбицкий “Как отрадно видеть, что за последние годы мы всё больше и больше привыкаем видеть в добре не отвлечённую “категорию”, а вполне материальный, осязаемый и ощутимый инструктаж жизни. Вот тут-то нам и помогает всё созданное Александром Степановичем Грином, потому что тон писал сердцем, горящим незатихающей любовью к людям, верил в мечту, обладал колоссальным воображением. Из так называемых нравственных качеств, которые я имел возможность отметить у Грина, меня больше всего привлекали: доброта, врождённая и естественная деликатность и то, что мы понимаем под словом порядочность, - душевная чистота. Меня всегда поражало, что в обстановке тогдашнего всеобщего озлобления, темноты и тупости всё же не огрубела душа этого человека. Больше того, он всё время хранил в ней и накапливал чудесный дар любви к добру и красоте. Вот это было поистине чудо, которое, не боясь преувеличения, можно назвать верхом духовного мужества и самообладания”.

В. Рождественский “Далеко не всем юным его читателям известно, какая нелёгкая, а порою горькая жизнь досталась на долю этому человеку, который умел давать другим столько радости, веры в свои творческие силы, учил истинному благородству чувств и способности мечтать, так как он сам был очень мечтательным и романтичным”.

М. Слонимский “Произведения Грина подчас куда ближе к сказке, чем к традиционной литературе. И форма сказки особенно удалась Грину в “Алых парусах”. В этой феерии есть оптимизм, лишённая мистицизма вера в возможность счастья на земле, вера в то, что счастье может быть организовано умом, сердцем, волей человека, его трудом”.

Л. Борисов “Упорство, воля, неистребимая любовь к своему произведению, вера в необходимость того, что ты делаешь, - всё это в совокупности помогло Грину не потерять и в неприкосновенности сохранить свой строй языка. Нужно было быть очень талантливым человеком, чтобы сохранить в себе то, что дорого нам сегодня в необыкновенном, редкостном наследии А. Грина”.

Н. Матвеева “Мир Грина – это тот мир, где плещут синие волны, цветут олеандры и происходят всякие чудеса. Чистота сердца – вот основа основ для Грина. И уже только потом – в синих морях, а не то – не бывать им такими синими. Чувство чести, долга, человеческого достоинства – всё это у Грина на первом месте. Мечта, любовь, счастье, труд – вот основа человеческой жизни”.

Учитель. Итак, необычные судьбы, необычные обстоятельства, необычный язык произведения и жанр необычный! (феерия)

ХIII. Индивидуальное задание. №1 Что это за жанр феерия?

Феерия - (фр.от fee -фея, волшебница, (два словаря: С.Ожегов и Горбачевич)

Давайте запишем в тетрадь. Феерия - (фр.от fee -фея, волшебница)

1) жанр спектаклей, в которых обычно изображаются фантастические или необыкновенные происшествия, применяются различные постановочные эффекты, сценические трюки, превращения и широко используются световое и звуковое оформление; как особый театральный жанр феерия возникла во Франции в XVII веке; получила распространение в России во второй половине XIX в, зрелищностью и изобретательностью отличались феерии режиссера М.В. Лентовского;

2) цирковое представление, иногда сюжетное, с использованием различных трюков.

Индивидуальное задание № 2.

Кто герои в нашей феерии? Как мы о них узнаём?

XIV. Беседа о языке произведения.

Каков язык произведения? Какие изобразительно – выразительные средства использует Грин, описывая наших юных героев?

(Сравнения, эпитеты, метафору).

Сравнения встречаются чаще: "теплый, как щека, воздух пахнул морем," "гребень вала напоминал крылья гигантской птицы", "раздавался шум как бы долгих обвалов", "и его речь стала краткой и точной, как удар чайки в струю воды," "ее страстный шепот был звучен, как полное биение сердца," "как масло, вылитое в скачущий разрыв волн, смиряет их бешенство" и др.

Метафора встречается реже.

"Пурпурный дым" - это звучит как возмездие, победа и надежда на возможность преодолеть бездуховность в людях, смыть серый цвет с Каперны, открыть в каждом росток доброты, освободить душевную жизнь человека от зависти, злобы, жестокости.

XV. Беседа. Почему символом первой любви является вот эта феерия “Алые паруса”?

(Потому что здесь показаны сильные романтические чувства, их мечтания, их общая устремленность в мир мечтаний и грез).

(парус как атрибут фортуны (судьбы), ну а в цвете алом (теплом тоне) заключено теплое, нежное, самое святое чувство на земле - это любовь.

Чем заканчивается феерия?

XVI. Вывод. Учитель (Запись в тетрадь)

Для нас, людей XXI- го века, “Алые паруса” - олицетворение не только высокой, чистой и нежной любви, но и символ осуществления всех надежд, мечтаний о больших и благородных делах во имя светлых идеалов человечества, т.е. такой мечты, которая взывает к активному действию, к борьбе за свое существование.

Открывать грани человеческого духа, постигать их, с тем чтобы приносить счастье людям - в этом пафос всего творчества романтика Грина и феерии “Алые паруса”.

Для него самое главное - сделать человека счастливым. Самая большая награда для человека - принести счастье другому человеку (как сделал Грэй для Ассоль)

Ребята, а как вы понимаете слово счастье? Это ваше домашнее задание. Напишите самый лучший рецепт счастья.

Для вас, ребята, чем стала феерия? (Открытие романтического мира моря, свободы, отваги, мечты, любви, счастья.)

XVII. Итог урока. Итак, чему научил нас писатель? Какие нравственные вопросы ставит он перед нами? Чему учит?

Быть добрыми, не озлобляться, мужественными, совершать благородные поступки, не требуя ничего взамен, бороться с несправедливостью. Автор помогает юным читателям взрослеть нравственно, готовит их к самостоятельной жизни. Он не гасит в сердце читателей огонек надежды, веры в людей, чудеса, в мечту, в любовь.

Феерия заканчивается на оптимистической ноте, герои не изменяют своей мечте, они верят в счастье. Эта книга учит молодых людей быть настоящими рыцарями, настоящими мужчинами.

Творческое задание (индивид)

  1. Защита рисунков.





Ассоль Выберите из текста I главы детали портрета Ассоль. Как в нем проявилась душевная красота девочки и авторское отношение к ней? Какие черты характера Ассоль мы видим в ее поступках (погоня за упущенной игрушечной яхтой, рассказ о волшебнике и др.)? Как отец отнесся к ее мечте об алых парусах? Сделайте вывод о внутреннем мире Ассоль. АССОЛЬ (исп. al sol) – «к солнцу»






АссольГрэй 1. Происхождение, социальная принадлежность Родилась в маленькой рыбачьей деревушке Каперне в бедной семье моряка, который рано овдовел Родился в огромном фамильном замке, принадлежал к старинному аристократическому роду. Но он «родился с живой душой, совершенно не склонной продолжать линию фамильного начертания» 2. Воспитание До пяти месяцев воспитывалась матерью, затем соседкой; как только девочка научилась ходить, она воспитывалась отцом, который очень любил ее. Росла среди игрушечных корабликов, сделанных отцом, и его полуфантастических рассказов о морской жизни Мать прощала сыну все. Отец видел его редко. Артур «мог ездить на любой лошади, брать в замок любую собаку, рыться в библиотеке, бегать босиком и есть, что ему вздумается». Из замка удалили детей служащих, изолировав мальчика от «низкого общества» 3. Образование, занятия Отец научил ее читать и писать, девочка помогала ему мастерить и носить в город игрушки для продажи. Она «любила читать, но и в книге читала преимущественно между строк, как жила». Когда она шила, «маленькие руки работали прилежно и ловко» Читал «те книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана». «Отделка щенка под капитана» состояла в том, что «в течение года он познакомился с навигацией, практикой, кораблестроением, морским правом, лоцией и бухгалтерией»


АссольГрэй 4. ПоступкиВыждав рассвет, высматривала корабль с алыми парусами; молилась, лепеча утром: «Здравствуй, Бог!» а вечером: «Прощай, Бог!»; была уверена, что и собака могла бы заговорить, «не будь у нее тайных причин молчать»; здоровалась и разговаривала с деревьями, цветами и насекомыми; убедила угольщика, что и его корзина может «зацвести» На картине «вынул гвозди из окровавленных рук Христа»; плеснул «горячей жижей» на кисть руки, чтобы узнать, как больно Бетси; отдал все деньги из копилки девушке на свадьбу; в 15 лет тайно покинул дом, став юнгой; мастерски вязал «на рею парус»; купил 2000 метров алого шелка на паруса 5. Авторская оценка«Очарование»; «живое стихотворение» «Он родился капитаном, хотел быть им и стал им». Шел к цели со «стиснутыми зубами и побледневшим лицом». Понял одну «нехитрую истину»: она в том, «чтобы делать так называемые чудеса своими руками»


Художник Михаил Бычков Петербургский художник, иллюстратор, дизайнер. Член Союза художников России с 1982 года. Оформил и проиллюстрировал более 100 книг. Лауреат многочисленных отечественных конкурсов искусства книги. Сотрудничает с российскими и зарубежными издательствами. Произведения Михаила Бычкова хранятся в российских и зарубежных собраниях.








«…Он различил бы в окне одного дома Ассоль, сидящую за какой-то книгой. Она читала; по странице полз зеленоватый жучок, останавливаясь и приподнимаясь на передних лапах с видом независимым и домашним». «Она умела и любила читать, но и в книге читала преимущественно между строк, как жила».






Литература Полухина В.П. Литература. 6 класс. Методические советы.

Шепеленко Татьяна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Персональный сайт: www.shepelenko.ucoz.ru

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2

Рамонского муниципального района

Воронежской области

Александр Грин «Алые паруса».

Жанр произведения

Феерия – 1) представление сказочного содержания, отличающееся пышностью постановки и сценическими эффектами; 2) волшебное, сказочное действие.

Поговорим о прочитанном

Какие чувства вызывает у вас эта книга? О чём это произведение?

Кто является любимыми героями Грина в феерии «Алые паруса» и почему?

Проиллюстрируйте свой ответ примерами из текста.

Вопросы для обсуждения

Как описаны в произведении обыватели, жители Каперны? Каково отношение автора к ним?

Вопросы для обсуждения

В чём, по вашему мнению, счастье Ассоль?

Вопросы для обсуждения

Найдите в тексте описание героини. Какими художественно-выразительными средствами пользуется автор?

Вопросы для обсуждения

Что общего в судьбах Грэя и Ассоль? Почему мы можем назвать их родственными душами?

Вопросы для обсуждения

Какое значение придаётся в произведении мотиву предчувствия, предзнаменования, судьбы?

Вопросы для обсуждения

В чём смысл финала повести?

Вопросы для обсуждения

Почему Грин назвал своё произведение «Алые паруса»? Что олицетворяет этот образ-символ?

Вопросы для обсуждения

Почему корабль Грэя называется «Секрет»?

Решаем читательские задачи

Как матрос Лонгрен начал мастерить игрушки?

Решаем читательские задачи

Кто стал причиной страданий Лонгрена? Как Лонгрен отомстил обидчику своей семьи? Как эта месть отразилась на нём и на Ассоль?

Решаем читательские задачи

Расскажите о детстве Ассоль. Что пришлось ей испытать в детстве?

Решаем читательские задачи

Перескажите встречу Ассоль с Эглем. Чьими именами клянётся Эгль? Что означала эта клятва?

Решаем читательские задачи

Чем заканчивается первая часть «Алых парусов» и почему она так называется?

Домашнее задание

1. Ответить на вопрос: Как переплетаются в произведении реальная действительность и волшебная сказка.

3. стр. 98 – 99, задания № 2 – 5 (рабочая тетрадь)

Александр Грин «Алые паруса».

Решаем читательские задачи

Расскажите о детстве Артура Грэя. Что общего между его жизнью и жизнью бедной дочери матроса Лонгрена?

Решаем читательские задачи

Постарайтесь воспроизвести картину, которую Грэй увидел в библиотеке и которая изменила всю его жизнь.

Решаем читательские задачи

Как сформировался характер Грэя? Каким человеком он стал?

Решаем читательские задачи

Что узнаёт Грэй об Ассоль? О ней рассказывают разное, но к каким выводам приходит сам Грэй?

Заполни таблицу

Заполните таблицу, используя цитаты из текста о главных героях повести-феерии по плану:

1. Имена героев, их значения.

2. Детство героев (рождение, семья, воспитание).

3. Взросление героев (их интересы, род деятельности, «уроки жизни»).

4. Портретные характеристики героев (внешность и внутренний мир).

5. Мечты героев.

6. Восприятие героев другими персонажами (как характеризуют героев окружающие их люди).

Решаем читательские задачи

Как Грэй и Ассоль нашли друг друга? Почему автор пишет, что их встреча была «неизбежной»?

Нарисуйте словесный воображаемый портрет Грэя как романтического героя. Какими чертами характеризуется романтический герой?

Рассуждаем о повести

В романтическом герое воплощён дух свободы, порыва, он очень целеустремлённый, человек действия, борец, умеющий противостоять враждебной ему атмосфере. Эту силу хорошо знал и чувствовал Грин.

Многие произведения Грина о любви заканчиваются фразой: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день».

«Алые паруса» – это добрая книга, которая даёт верные ориентиры на всю последующую жизнь.

Рассуждаем о повести

Повесть помогает читателям поверить в свою мечту, оставляет в душе романтический отсвет.

Грин привлекает наивной верой в чудеса, в сказку, устремлённостью его мечты в прекрасное далёко.

В лучших героях Грина нет ничего сверхчеловеческого. Это обычные люди – матросы, угольщики, бедные музыканты. Но писатель поднимает их на романтический пьедестал, потому что они умеют «одной ногой … стоять на земле, другой на небе», обращая мечты в действительность.

Любите ли вы мечтать?

Нужно ли современному человеку мечтать?

Какой может быть настоящая мечта?

Почему нам хочется верить в сказку, в чудо?

Нужно ли развивать в себе умение мечтать?

Может ли сам человек поверить в сказку, чудо в своей жизни, судьбе или кто-то ему должен помочь сделать это?

Домашнее задание

1. Написать небольшое сочинение-размышление «Роль и значение мечты в моей жизни».

Творческое задание

Сделать рисунки к повести «Алые паруса»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18. http://uchebana5.ru/images/1959/3916222/c62a55d.png

19. http://www.playcast.ru/uploads/2016/10/22/20270539.jpg

20. http://s3.thingpic.com/images/PT/fRC2ZfUWTECsT4nj6zLVFNHn.jpeg

21. https://img-fotki.yandex.ru/get/137468/226393642.2d4/0_1ca047_33b90913_XXL.jpg

Использованные ресурсы:

1. https://pxhst.co/avaxhome/06/eb/0024eb06.jpeg

2. http://c2.mggcdn.net/68/104739991/8.jpg

3. http://c2.mggcdn.net/68/104739041/11.jpg

4. https://kak2z.ru/my_img/img/2017/06/03/6e520.jpg

5. http://rdb.vladikavkaz.org/wp-content/uploads/2018/02/1421098977_alye-parusa.avi_001700840.jpg

6. https://deti.mail.ru/fotomail/mail/sher.kler/_deti/i-851.jpg

7. https://my-hit.org/storage/514476_1920x1080x500.jpg

8. http://uchebana5.ru/images/1959/3916222/c62a55d.png

9. http://keeno.tv/upload/iblock/3bd/3bdcd3f2fe2f4be01925dcd99d58dc48.jpg

10. https://love-psy.ru/wp-content/uploads/2018/01/image7-72.jpeg

11. http://m.kino-teatr.ru/acter/album/739/135592.jpg

12. https://pimg.mycdn.me/getImage?disableStub=true&type=VIDEO_S_720&url=http%3A%2F%2Fi.mycdn.me%2Fimage%3Fid%3D815629758415%26t%3D50%26plc%3DWEB%26tkn%3D*CeGVIOj7nZs_g5qSdDl7RqDMcGs&signatureToken=elPTVq-CzhN0pURlaMWe8g

13. http://www.knigograd.com.ua/images/detailed/product_detailed_image_247522_49641.jpg

14. https://lavkababuin.com/components/com_virtuemart/shop_image/product/66d890e4c9abaae2c36847a780358e5a.jpg

15. http://filmiki.arjlover.net/ap/alye.parusa.avi/alye.parusa.avi.image3.jpg

16. http://www.stihi.ru/pics/2011/05/15/7205.jpg

17. http://kinodisk.com/shots/2437_06.jpg

18. http://uchebana5.ru/images/1959/3916222/c62a55d.png

19. https://kak2z.ru/my_img/img/2017/06/03/e9dbd.jpg

20. http://caoinform.ru/wp-content/uploads/sites/38/2016/02/alyie-parusa.jpg

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Александр Степанович Гриневский (Грин - его литературный псевдоним) родился 23 августа 1880 года в Слободском, уездном городке Вятской губернии. А в городе Вятке прошли годы детства и юности будущего писателя. Первое слово, которое первенец Саша Гриневский сложил из букв, сидя на коленях у отца, было слово «море»... 

3 слайд

Описание слайда:

«Александр Грин - писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты.» - Вера Кетлинская. 

4 слайд

Описание слайда:

Грин писал «о бурях, кораблях, любви, признанной и отвергнутой, о судьбе, тайных путях души и смысле случая». В чертах его героев - твердость и нежность, имена героинь - звучат как музыка. В своих книгах Грин создавал романтический мир человеческого счастья. «Алые паруса» - трепетная поэма о любви, книга по-гриновски «странная», написанная страстно и искренне, книга, в которой сказка об алых парусах становится былью, книга, «просвеченная насквозь, как утренним солнцем», любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса… Аннотация 

5 слайд

Описание слайда:

Александр Грин создал в своих произведениях свой особенный мир. В этом мире веет ветер дальних странствий, его населяют добрые, смелые, веселые люди. А в залитых солнцем гаванях с романтическими названиями - Лисс, Зурбаган, Гель-Гью - прекрасные девушки поджидают своих женихов. В этот мир - чуть приподнятый над нашим, одновременно фантастический и реальный, мы и приглашаем читателей. 

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Ассоль - главная героиня повести Александра Грина «Алые паруса». Мы знаем всю историю ее жизни. Мать Ассоль умерла, когда та была еще младенцем, поэтому девочка жила с отцом Лонгреном в Каперне. Он всячески пытался оградить чуткую, впечатлительную девочку от влияния грубых жителей этого города. Они не любили ни отца, ни дочь, помня, как Лонгрен оставил тонущего Меннерса погибать, когда мог помочь ему. Но у него на то были свои причины, которых не могли понять жители Каперны. Что ж, у девочки не было друзей. «Одна за другой наивные ее попытки к сближению оканчивались горьким плачем, синяками, царапинами и другими проявлениями общественного мнения». Но отец, всегда бывший замкнутым и неразговорчивым, очень любил свою маленькую Ассоль. Поэтому вечерами она забиралась к нему на колени и внимала рассказам и басням старого моряка. «Все это выслушивалось девочкой внимательнее, чем, может быть, слушался в первый раз рассказ Колумба о новом материке». Какие чудесные картины, наверное, рисовало Ассоль ее детское воображение! 

8 слайд

Описание слайда:

Даже семь лет спустя после того, как Эгль рассказал Ассоль удивительную историю, она продолжала верить в нее. Она точно знала, что корабль придет за ней и увезет от этих злых людей, которые оскорбляли ее, называли «тронутой», «не в себе». Ассоль была уверена, что принц, которого она так часто себе представляла все-таки придет. «Не раз волнуясь и робея, она уходила ночью на морской берег, где выждав рассвет, совершенно серьезно рассматривала корабль с Алыми парусами. Эти минуты были для нее счастьем; нам трудно так уйти в сказку, ей было бы не менее трудно выйти из ее власти и обаяния». Ассоль верила, что сказка непременно произойдет. И, когда однажды нашла у себя на пальце кольцо, которое Грей надел ей во сне, совсем не удивилась, она почувствовала, что мечта начинает сбываться. «Не было объяснений случившемуся, но без слов и мыслей находила она их в странном чувстве своем, и уже близким ей стало кольцо». Ее сказка сбылась. И, когда Ассоль поднялась на борт долгожданного корабля, она была счастлива. Ее ждал тот самый принц, о котором поведал ей Эгль. Все было так волшебно, что она боялась, что все исчезнет как сновидение. Но это был не сон, это была правда. Ассоль всегда мечтала, несмотря на насмешки и оскорбления соседей. Поверив в волшебство еще ребенком, она не сомневалась в его существовании. Она жила мечтой и верила в неизбежность того, что с ней когда-нибудь произойдет. И корабль с Алыми парусами нашел ее, ведь Ассоль верила в мечту, а мечты, как известно, сбываются. 

9 слайд

Описание слайда:

Артур Грэй – главный герой повести Александра Грина «Алые паруса», выходец из знатного рода, единственный сын Лионеля и Лилиан Грэй. С детства Артур рос в величественном замке, пребывая в своем мирке. Его родители были невольниками своего высокого положения, однако мальчику это было чуждо. Он отличался живой и мечтательной душой. Когда ему было восемь лет, стало понятно, что он сродни рыцарю или искателю приключений. Так, например, увидев картину распятия Христа, он решил закрасить гвозди и кровь на руках несчастного, так как считал это неправильным. Его жизнь изменилась, когда в возрасте двенадцати лет он увидел картину с большим кораблем, плывущим по волнам. Он решил вырасти и стать капитаном собственного судна. Так все и произошло. Примерно пять лет он плавал с капитаном Гопом, который научил его всем премудростям морского дела, а затем приобрел свой трехмачтовый галиот под названием «Секрет». Однажды судьба забросила Грэя к берегам города Лисс, рядом с которым располагалась деревня Каперна. Там, на вечерней рыбалке, он случайно увидел спящую девушку и влюбился в нее. Это была Ассоль. 

10 слайд

Описание слайда:

Тем временем ничего не подозревающаяАссольсмотрела на море, обведенное золотой нитью на горизонте и бросающее к ногам девушки алые блики. Там, на краю света, совершалось то, о чем она так долго мечтала. И вот уже наступило то утро, когда к берегу подошел прекрасный корабль с пылающими пунцовым огнем парусами. А там был он - тот, кого она давно ждала. "Он смотрел на нее с улыбкой, которая грела и торопила". ИАссоль, крича: "Я здесь! Я здесь! Это я!", бросилась к нему прямо по воде. 



Статьи по теме: