Русский язык и культура речи. Понятие делового общения Умение слышать своего клиента

Важную роль в общении играет речевая ситуация, т. е. контекст общения. Речевая ситуация – это первая ступень акта общения и, следовательно, первый шаг риторического действия: подготовки к устному или письменному выступлению.

Ситуации бывают естественные и искусственные, специально поставленные. Пример естественной ситуации: исследователь готовится к научному семинару, на котором он должен доложить своим коллегам о результатах эксперимента за месяц работы.

Искусственные ситуации обычно бывают связаны с учёбой: например, учащимся задано подготовиться к обсуждению экологических проблем.

Ситуаций может быть бесчисленное количество, они составляют тот пласт духовной жизни людей, который называют культурой.

Речевая ситуация – это конкретные обстоятельства, в которых происходит речевое взаимодействие. Любой речевой акт приобретает смысл и может быть понят только в структуре неречевого контакта. Речевая ситуация является исходным моментом любого речевого действия в том смысле, что то или иное стечение обстоятельств побуждает человека к речевому действию.

Речевая ситуация состоит из следующих основных компонентов:

Участников общения;

Места и времени общения;

Предмета общения;

Цели общения;

Обратной связи между участниками общения.

Прямыми участниками общения являются адресант и адресат. Но в речевом общении могут участвовать и третьи лица в роли наблюдателей или слушателей. И их присутствие накладывает свой отпечаток на характер общения.

Немалое значение в речевом общении играет пространственно-временной контекст – время и место, в котором происходит речевое общение. Место общения может в значительной степени определить жанр общения: светская беседа в гостях, на вечеринке, на банкете, разговор на приёме у врача в поликлинике, диалог между преподавателем и студентом в вузе на экзаменах и т. д. В зависимости от участия фактора времени различают канонические и неканонические речевые ситуации.

Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), т. е. определён момент речи, когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале они располагают общим полем зрения); когда адресат – конкретное лицо и т. д.

Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т. е. время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т. е. временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления) и т. д. Если, к примеру, говорящий по телефону использует слово здесь, то оно обозначает только своё пространство. В письме субъект речи словом сейчас определяет только своё время, а не время адресата.



Для речевой ситуации чрезвычайно важным является цель общения (зачем говорится о чем-то в данной ситуации).

В речевом общении обычно различают два вида целей: непосредственные, ближайшие, непосредственно выражаемые говорящим и косвенные, более отдалённые, долговременные, нередко воспринимаются как целевой подтекст. Тот и другой вид целей имеют много разновидностей.

Основными разновидностями прямых, ближайших целей общения являются:

Передача информации;

Получение информации;

Выяснение позиций;

Поддержка мнения;

Обсуждение проблемы, поиск истины;

Развитие темы;

Разъяснение;

Критика и т. д.

Это так называемые интеллектуальные цели, связанные, в конечном счете, с познавательно-информационным аспектом общения.

Речевая ситуация диктует правила речевого общения и определяет формы его выражения. Они разные в условиях прямого или непосредственного общения.

Речевая ситуация помогает понять смысл текста, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, например, категории времени, местоименных слов типа «я», «ты», «сейчас», «здесь», «там», «вот» и т. д. Она позволяет также правильно толковать текст, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация и тому подобное), выявлять причинные связи данного высказывания с другими событиями и т. п.

Выбор этикетных форм, речевое поведение человека находятся в тесной зависимости от ситуации и должны меняться в соответствии с изменением этой ситуации. Каковы же факторы, определяющие коммуникативную ситуацию, которые должны учитываться субъектами общения для соблюдения этикетных правил? К этим факторам относится тип ситуации: официальная ситуация, неофициальная ситуация, полуофициальная ситуация.



В официальной ситуации (начальник – подчинённый, служащий – клиент, преподаватель – студент и т. п) действуют строгие правила речевого этикета. Эта сфера общения наиболее чётко регламентирована им. Поэтому в ней наиболее заметны нарушения речевого этикета и именно в этой сфере нарушения могут иметь серьезные последствия для субъектов общения.

В неофициальной ситуации (знакомые, друзья, родственники и т. д.) нормы речевого этикета наиболее свободны. Часто речевое общение в данной ситуации вообще не регламентировано. Близкие люди, друзья, родственники, влюблённые в отсутствии посторонних могут говорить друг другу всё и в любой тональности. Их речевое общение определяется нормами морали, которые входят в сферу этики, но не этикетными нормами. Но если в неофициальной ситуации присутствует посторонний, то на всю ситуацию сразу же распространяются действующие правила речевого этикета.

В полуофициальной ситуации (общение коллег, общение в семье) нормы этикета носят нестрогий, размытый характер, и здесь главную роль начинают играть правила речевого поведения, которые выработала в процессе социального взаимодействия данная конкретная малая социальная группа: коллектив сотрудников лаборатории, кафедры, семьи и т. д.

Бытовое и деловое общение

Самым распространённым является бытовое общение. Оно осуществляется дома, на работе, в транспорте и т. д. Одно из необходимых условий возможности бытового общения – желание вести диалог.

Существует несколько правил культуры бытового общения:

Правило первое: успех или неуспех общения зависят от того, насколько удачно или неудачно выбранная тема разговора (актуальна или неактуальна, интересна или неинтересна).

Правило второе: чтобы общение состоялось, необходимо говорить на одном языке (знать нравы, обычаи, особенности людей, с которыми общаешься).

Деловое общение в жизни многих людей занимает значительное место, оно связано с решением профессиональных вопросов, с выполнением должностных и служебных обязанностей, с предпринимательской деятельностью, заключением деловых договоров, контрактов, оформлением документов и т. д.

В основе делового общения лежат различные основания:

Равенство и неравенство партнеров (равенство предполагает сотрудничество и взаимопонимание; неравенство – угодничество, раболепие, чинопочитание, высокомерие одного и унижение другого);

Регламентированность (подчинение деловых отношений определенным правилам и ограничениям). Регламентированность подчиняется законам делового этикета. Деловой этикет – совокупность правил, приемов поведения, установленных в деловых отношениях.

Знание делового этикета вырабатывает в человеке уверенность и непринужденность, помогает избегать неправильных действий и ошибок. Нормы делового этикета производятся всем ходом развития культуры, они являются социокультурными явлениями. Это предписания приветствий и представлений, поведения при презентациях, на приёмах, за столом, рекомендации при дарении и принятии сувениров, правилах пользования визитной карточкой, ведения деловой переписки, умение одеваться и управления эмоциями.

Деловое общение требует речевого этикета, то есть правил речевого поведения, устойчивых речевых формул общения.

В деловом общении нельзя пользоваться нецензурными словами, жаргоном, нельзя злоупотреблять иностранными словами.

Плохое впечатление оставляет незнание современного литературного языка, неверные ударения «режут» слух.

Речевой этикет является носителем национальных особенностей народа (например, в японском этикете предписывается не говорить «нет», «не могу», «не знаю»).

Регламентированность делового общения предполагает его временные рамки («время – деньги»).

Одним из важных компонентов делового общения является умелое слушание, культура слушания.

Слушание включает в себя:

Восприятие;

Осмысление;

Понимание речи говорящего.

Как говорит статистика, умеют слушать примерно 10% людей. Манера слушания или стиль слушания зависит от личностных особенностей собеседников, от их служебного положения, пола и возраста, интересов, психологии и темперамента.

Различают два вида слушания:

Нерефлексивное, то есть умение внимательно слушать и молчать, не вмешиваться в речь собеседника;

Рефлексивное, то есть активное вмешательство в речь собеседника.

Условия эффективного слушания:

Зрительный контакт между собеседниками;

Поза участников общения;

Расстояние между собеседниками (друзья – 0,5 – 1,2 м, деловые разговоры – 1,2 – 3,7 м, публичное общение – 3,7 м и более);

Мимика, жесты, интонация.

Понимание говорящего:

Уточняющие фразы («Я Вас не понял...», «повторите еще раз...»);

Резюмирующие фразы («То, что Вы сказали, может означать...»);

Фразы, отражающие чувства говорящего («Вы, наверное, чувствуете это...»).

Существует ряд приёмов хорошего слушания:

Молчание не всегда является слушанием;

Поддерживайте с говорящим визуальный контакт (поза, жест, взгляд);

Не притворяйтесь, что Вы слушаете;

Дайте время высказаться, старайтесь быть внимательным;

Не перебивайте без надобности;

Не делайте поспешных выводов;

Не давите на свои эмоции, они не лучший помощник в общении;

Заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника;

После высказывания собеседника повторите главные идеи его речи своими словами.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ученики должны:

знать виды и формы общения, требования к оформлению речи, соблюдению в ней этических и коммуникативных норм;

уметь оценивать целесообразность виды и формы общения, определять сферу общения, социальные роли и взаимоотношения партнеров по общению, понимать и воспринимать другого человека, самовыражаться, соблюдать этические, коммуникативные, речевые нормы общения.

Оборудование:

  • тексты;
  • учебник;
  • интерактивная доска INTERWRIT

ХОД УРОКА

Эпиграф на доске: Общаясь, люди создают друг друга. (Д. C. Лихачев )

I. Слово учителя

Наша жизнь наполнена общением. Мы общаемся лично, по телефону, Интернету... Устно и письменно. С помощью слов и без них. С современниками и (посредством письменных текстов) c авторами, давно ушедшими от нас. С нами пытаются общаться одновременно по всем телевизионным каналам и со всех радиостанций... Мы общаемся... Получается, что наша жизнь без общения немыслима.
Поэтому, роль общения и в нашей жизни, и в общественно, и в профессиональной, и в частной, – огромна. Общение пронизывает все сферы, деятельности человека, поэтому изучается очень многими науками, в каждой из которых ученые подходят к феномену общения со своих позиций.
Очень точно выразил сущность общения академик Д. C. Лихачев: «Общаясь, люди создают друг друга» (обращаемся к эпиграфу). B этих словах подчеркивается именно взаимность влияния людей друг на друга и необходимость их друг другу для осознания своей индивидуальности и для развития каждого. Такой подход и такое понимание подчеркивают обусловленность общения как основного элемента культуры. Это объясняет и основное средство общения – речь.
Общение – это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих).
Общение – это деятельность.

II. Актуализация темы

– Сегодня мы с вами будем говорить о видах и формах общения. Обратимся к таблице. (Приложение 1 . Слайд 2)

Рассмотрим каждый вид отдельно, заполняя таблицу.

1. Вербальное – невербальное

Вербальное и невербальное общение всегда сопутствуют друг другу, поскольку вербальное общение – это общение словесное, то есть на одном из естественных национальных языков. Невербальное общение – это общение несловесное, в котором системой знаков служит в устной речи – сочетание позы, жестов, мимики, интонации, a в письменной – расположение текста, шрифты, схемы, таблицы, графики.
По сути, имеются в виду два разных, но почти всегда сочетающихся языка: словесный и несловесный. Разделение словесной и несловесной сторон речи очень условно и возможно только для удобства описания, пocкольку и вербальная, и невербальная стороны общения очень редко сyществyют дpyг без друга. Соoтветствeнно, применительно к общению правильнее говорить o вербально-невербальном балансе как норме речeвoго общения.

2. Информативное – неинформативное

Для информативного общения основная цель всегда связана с информацией. B ходе тaкогo общения сообщается, выслушивается (читаeтcя) что-то новое для данного адресата.
Неинформативное общение нацелено не на передачу или прием информации, а на установление и поддержание речевого контакта c собеседником, на регулирование взаимоотношений, на удовлетворение потребности в общении: говорить, чтобы высказаться и встретить понимание, – вот основная цель такого общения.

3. Монологическое - диалогическое

Выделяются две разновидности устной речи по количеству лиц, производящих речь, – монолог и диалог. Соответственно, монологическим и диалогическим называют виды oбщeния, различающиеся по постоянной/переменной коммуникативной роли я – говорящего и ты – слушающего.

Диалог (от греч. dia – чeрeз и logos – словo, речь) – это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, монолог (от греч. monos – один и logos – слово, речь) – это речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами.

Обычно выделяются следующие характерные черты монологической речи :

1) непрерывность (высказывание не ограничивается одной фразой, a представляет собой сверхфразовое единство определенного объема);
2) последовательность, логичность речи;
3) относительная смысловая законченность;
4) коммуникативная направленность высказывания;
5) тематичность (развертывание одной темы);
6) синтаксическая усложненность.

4. Контактное – дистантное

Эти виды общения отражают положение коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени,
При контактном общении взаимодействие происходит одновременно, партнеры находятся рядом друг c другом, как правило, видят и слышат друг друга, поэтому контактное общение почти всегда – устное. Это дает возможность общения c помощью не только словесных, но и несловесных средств.
Диктантное общение происходит, когда партнеры разделены пространством и временем. Например, чтение книги предполагает, что автора от читателя отделяет и то и другое. Иногда участники общения разделены одним из этих компонентов ситуации: например, пространством (они разговаривают по телефону или ведут диалог в Интернете) или временем (идет обмен записками в аудитории).

5. Устное – письменное

Специфика устного и письменного общения определяется двумя основными группами причин:

1. Особенностями ситуаций устного и письменного общения.
2. Особенностями, определяемыми формой речи.

Ситуации, которые требуют устного общения, обычно характеризуются тем, что между участниками общения возможен личный контакт: одновременно зрительный (визyaльный) и акустический (слуховой).

Выбор формы peчи определяется важностью или объемом передаваемой информации, а именно: поскольку устная pечь произносится однократно(«Слово – не воробей: вылетит не поймаешь»), a письменный текст часто ориентирован на многократное перечитывание, то важную и сложную информацию или информацию большого объема передать в расчете на более адекватное понимание удобнее в письменной форме, а более легкую для восприятия – в yстнoй.

Для решения вопроса о том, какую форму речи предпочесть, необходимо знать; и кому предназначенa эта речь, и в кaкиx условиях она может быть воспринята наиболее адекватно. Также следyeт учитывать, что:

– ycтная речь в силу своей однократности и часто импровизационности ограничена в отборе языковых и неязыковых средств для выражения определенного смысла, тогда как письменная обычно предполагает полное и законченнoe выражение замысла;
– устная речь, как правило, создается в момент говорения, и нефиксированный текст оставляет простор для дополнений и изменений, вплоть до «я совсем не это хотел(а) сказать!», в то время как письменная peчь требует отшлифованной точной фиксации текста;
– устная речь, в соответствии c законом избыточности, содержит больше повторений и обобщений, a в письменной их меньше или нет совсем.
Все эти особенности в совокупности определяют выбор соответствующего цели общения pечевого жанра.

6. Публичное – массовое

Публичное общение (занятие в аудитории, собрание и т. д.) обычно протекает в форме монолога. Оно всегда требует структурирования, поскольку люди в таких случаях собираются вместе ради достижения какой-то важной цели. Без структурной организации общения эта цель вряд ли будет достигнута. При публичном общении возникает иная, более высокая степень ответственности за речь, и одним из главных требований к ней становится целенаправленность и содержательность.
Это может быть и в устной peчи – выступление на представительном митинге, съезде, c концертом на стадионе и т. д., но чаще всего такого pода общение свойственно газетам, телевидению и т. д. Точнее, это обычно уже не общение, а коммуникация. Поэтому соответствующие средства так и называются – средства массовой коммуникации. При массовой коммуникации адресат теряет конкретные очертания – он, как правило, существует в воображении говорящего в обобщенном виде

7. Официальное – неофициальное (частное)

Официальное (должностное) общение – это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно, c соблюдением всех правил и формальностей. Частное общение – это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями: наличием определенных сфер общения, социальных ролей и взаимоотношений между партнерами по общению, протекает более свободно и подчиняется только общим законам речевого взаимодействия.

Вид и формы общения Основные признаки
1.Вербальное – невербальное Общение словесное;
несловесное: мимика, жесты, интонация, текст, шрифт, таблицы, знаки
2. Информативное – неинформативное . Что-то новое для слушателя;
поддержка речевого контакта
3. Монологическое – диалогическое Речь одного;
общение между двумя или несколькими лицами
4. Контактное – дистантное Взаимодействие одновременно в пространстве и во времени (устное);
партнеры общения разделены временем и пространством (устное и письменное)
5. Устное – письменное Однократная речь;
ориентирован на многократность
6. Публичное – массовое Обычно протекает в форме монолога, всегда структурирована;
не общение, а коммуникация, адресат теряет конкретные очертания
7. Официальное – неофициальное (частное). Взаимодействие в строгой обстановке с соблюдением всех правил и формальностей;
Не ограничено рамками деловой, протекает более свободно

III. Первичное закрепление темы

Задание 1.

  • Написать тексты двух приглашений (официального и неофициального вида)
  • Ответить на вопрос: чем они будут различаться?

Задание 2. В предложенном тексте найти и выписать отрывок с речевой ситуацией, когда ответ понятен без слов.

Наташа не помнила, как она вошла в гостиную. Войдя в дверь и увидав
его, она остановилась. "Неужели этот чужой человек сделался теперь все для меня?" спросила она себя и мгновенно ответила: "Да, все: он один теперь дороже для меня всего на свете". Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза.
– Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться?
Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица поразила его. Лицо ее говорило: "Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь".
Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и поцеловал.
– Любите ли вы меня?
– Да, да, – как будто с досадой проговорила Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала.
– Об чем? Что с вами?
– Ах, я так счастлива, – отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его.
Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что-то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею.
Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее.
– Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? – сказал князь Андрей, продолжая глядеть в ее глаза. "Неужели это я, та девочка-ребенок (все так говорили обо мне) думала Наташа, неужели я теперь с этой минуты жена , равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово? Да, что он спросил у меня?"
– Нет, – отвечала она, но она не понимала того, что он спрашивал.
– Простите меня, – сказал князь Андрей, – но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.
Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов и не понимала.
– Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, – продолжал князь Андрей, – в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы... – сказал князь Андрей с неестественной улыбкой.
– Зачем вы это говорите? – перебила его Наташа. – Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас, – сказала она, твердо уверенная, что она говорила правду.
– В год вы узнаете себя...
– Целый год! – вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то, что свадьба отсрочена на год. – Да отчего ж год? Отчего ж год?... – Князь Андрей стал ей объяснять причины этой отсрочки. Наташа не слушала его.
– И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение.
– Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала.
– Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. – Она
взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.
– Нет, нет, я все сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.

Ответить на вопрос: Почему безмолвная реакция точнее всего передает состояние героя?

IV. Итог урока

V. Домашнее задание:

Дома самостоятельно обобщить сведения, полученные на уроке и подготовить устное сообщение на тему: «Что я знаю о речевом общении », охарактеризовать свое высказывания с точки зрения того, какие приемы были использованы и как.

Неофициальное - официальное общение.

Различие коммуникативных сфер в этом случае проходит по линии «обиходно-разговорная речь - обиходно-деловая речь - деловая коммуникация» и сопровождается равенством или неравенством социального статуса (относительно постоянное свойство) или социальных ролей (переменное свойство) участников общения.

Для первой - обиходно-разговорной - сферы типичны неофициальные формы общения, допускающие эмоциональную раскованность и большую свободу от общелитературных, стилевых и жанровых норм языка вплоть до использования просторечия => [Гл.15, с. 622-626]. Для второй сферы, обиходно-деловой, эта свобода ограничена варьированием в рамках литературной нормы, причём набор речевых жанров достаточно велик. Для третьей - деловой коммуникации - необходимо строгое соблюдение норм официально-делового или научного стилей в пределах определённого этим стилем набора речевых жанров (документов) и «сухое» общение, т.е. полный запрет на выражение эмоций (для делового дискурса) или существенное его ограничение (для научного дискурса).

Из сказанного следует, что официальное общение - значительно более трудная коммуникативная ситуация, требующая выработки соответствующих навыков речевого поведения.

Наличие или отсутствие психологической установки на контакт. Это противоположение связано с собственно психологическим аспектом общения и, несомненно, знакомо каждому по собственному опыту. Чаще всего имеется в виду отсутствие такой установки у адресата, например, у учащихся на уроке нелюбимого учителя или по нелюбимому предмету. Хотя не исключено и вынужденное обстоятельствами вступление говорящего в контакт с нежелательным адресатом или в ситуации, эмоционально не всегда располагающей к общению, допустим, на экзамене.

Пример ситуации

Ярким примером различной психологической установки одного и того же лица на общение с разными по интеллектуальному уровню собеседниками может служить речевое поведение Ленского. С одной стороны, он ведёт бесконечные дружеские беседы с Онегиным:

Меж ними всё рождало споры И к размышлению влекло:

Племён минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые...

С другой стороны, он избегает разговоров с соседями-помещиками: Бежал он их беседы шумной.

Их разговор благоразумный О сенокосе, о вине,

О псарне, о своей родне,

Конечно, не дышал ни чувством,

Ни остротою, пи умом,

Ни общежития искусством...

Таким образом, можно говорить о психологически комфортном и психологически дискомфортном общении. Не последнюю роль в этом случае играет и «стиль слушания» (термин Т. Г. Винокур), т.е. неречевое поведение адресата. Хорошо известно, что есть люди, не умеющие слушать других, своего рода коммуникативные эгоцентрики, желающие, чтобы слушали только их, и есть люди, обладающие талантом внимательного и сочувствующего слушателя-собеседника. Судите сами, с кем из них вы предпочли бы общаться и к какому типу относитесь вы сами.

Размышляем вместе

Последнее время появляются исследования, посвящённые коммуникативному молчанию. Если вам этот термин показался парадоксальным, не «выбраковывайте» его сразу. Сначала подумайте, что такое молчание. Всегда ли оно одинаковое?

Можем ли мы сказать о студенте на лекции, что он молчит? Ваш отрицательный ответ вероятнее всего будет мотивирован тем, что речь здесь заменяется конспектированием. Ну а если студент не записывает, а просто внимательно слушает? Видимо, тоже нет. Фраза «Студенты молча слушали лектора» звучала бы странно. Что же мы в таком случае называем молчанием?

Размышление приводит нас к выводу, что о молчании как средстве коммуникации можно говорить прежде всего в том случае, когда оно замещает возможную и даже ожидаемую речевую реакцию собе- седника-адресата и несёт определённую информацию о нём, о его эмоциональном состоянии. Но на самом деле коммуникативные функции молчания значительно разнообразнее => [Хр.: с. 388, Арутюнова].

Для современного языкознания, прежде всего для такого его направления, как лингвистическая прагматика, характерно рассмотрение речевого акта в полном объёме сопутствующих ему характеристик как участников коммуникации (коммуникантов), так и коммуникативной ситуации. Уникальность каждой коммуникативной ситуации с точки зрения комбинации этих признаков- характеристик всё же не безгранична и не препятствует выработке некоторого объёма стандартных навыков речевого поведения, привязанных к регулярно воспроизводящимся ситуациям.

Например, типична коммуникативная ситуация «студент отвечает на устном экзамене»: она является официальной, устной, персональной, контактной, монологической с компонентами диалога, психологически напряжённой для говорящего, даже стрессовой; из параметров коммуникантов в этом случае актуальны различия в возрасте, в социальном и ролевом статусе, уровне специальных знаний, а в ряде случаев и психологический склад общающихся. Всё это предполагает определённое коммуникативное сотрудничество участников этой ситуации.

ТЕМА 1

Деловые коммуникации: что это такое

Общение, его виды

Приходилось ли вам задумываться о роли общения в жизни каждого из нас и общества в целом? Как долго мы можем прожить без общения? Может ли человек существовать без общения вообще? Говорят, что общение – это естественная среда обитания человека. Это сложный процесс, в котором люди взаимодействуют, обмениваются информацией, влияют друг на друга, стремятся понять друг друга. Инструментом общения является речь.

Каждый, пожалуй, хотел бы освоить все тонкости искусства общаться, стать интересным собеседником, хорошим оратором, внимательным слушателем. Однако всё не так просто. И порой опыт, накопленный нами в повседневной практике, отнюдь не способствует тому, чтобы наше общение было успешным. Думается, правильней будет, не полагая, что в этой сфере нам все известно априори, разобраться в тонкостях такого важного инструмента, как общение. Поскольку мы общаемся в разных сферах деятельности, общение разделяется на виды, в каждом из которых действуют свои правила и законы.

Общение официальное и неофициальное

Представьте, что вы беседуете «в кулуарах» с бывшим одноклассником, шутите, хлопаете его по плечу и даже… вспоминаете прозвище, которым наградили его в 5 классе. Но проходит 10 минут – перед вами уже Роман Сергеевич, руководитель совещания, лидер, директор. Стиль взаимодействия сразу меняется. Эта простая иллюстрация показывает, что с точки зрения взаимоотношения общающихся и обстановки общение делится на два вида: официальное (деловое) и неофициальное (частное).

Деловым является общение во время совещаний, переговоров, презентаций и т.д. Деловое общение используется для организации социально значимой деятельности: научной, общественной, административной, управленческой, коммерческой, производственной. Оно связано с обсуждением вопросов организации производства, выполнения должностных обязанностей, планирования деятельности, установления внешних связей, принятием решений, заключением договоров, оформлением документов. Поскольку деловое общение обслуживает сферу деловых отношений, к нему предъявляются строгие требования, которые, в первую очередь касаются важных для коммуникации качеств речи (правильность, точность, ясность и др.) и соблюдения этических норм.

Частное общение – это общение в кругу близких людей, хороших знакомых, с которыми сложились доверительные межличностные отношения. Неофициальным может быть и общение в перерывах официальных мероприятий, на так называемых «корпоративах» – словом, тогда, когда оно характеризуется непринуждённостью. Здесь нет стандартов, требования к качествам речи не столь жёсткие, как в официальной сфере. Выбор слов и выражений в частном общении более свободный и регулируется этическими нормами, принятыми в данном обществе традициями и степенью близости собеседников.

Общение неоднородно. Типология видов общения возможна на различных основаниях, мы остановимся лишь на наиболее важных.

По теме общения: политическое, научное, бытовое, религиозное, философское, учебно-педагогическое, воспитательное и т. д. Тематическая классификация видов общения основана на выделении преобладающего в той или иной коммуникативной ситуации предмета общения – политика, наука, воспитание и т.д. Сколько существует в обществе типовых предметов общения, столько и тематических видов общения может быть выделено. Каждый из этих видов общения имеет свои особенности, свои правила, стратегии и тактики ведения.

По цели общения – деловое и развлекательное. Деловое общение предполагает конкретную предметную или информационную цель, развлекательное (в широком смысле) предполагает проведение времени в общении, оно не связано непосредственно с утилитарными, деловыми задачами.

По степени официальности – официальное и неофициальное общение.

Официальное общение ведется в официальных, то есть в формальных коммуникативных ситуациях – начальник и подчиненный, коллега-коллега, продавец-покупатель, клиент-слушатель, учащийся –преподаватель, гражданин – представитель власти, проситель –чиновник и т.д.

В официальном общении роли общающихся достаточно четко определены и необходимо вести общение в рамках этих ролей. Официальное общение предполагает четкое соблюдение всеми участниками официального социального статуса друг друга. Неофициальное общение не предполагает соблюдения статусных норм, в его рамках можно общаться запросто, проявляя инициативу, нарушая (вернее, не соблюдая) многие официальные нормы.

По форме общения : закрытое, открытое, смешанное.

Закрытое общение - это общение, когда предметные позиции коммуникантов не имеют принципиального значения, не они определяют характер общения. При закрытом общении содержание разговора в значительной степени отходит на второй план, оно как бы оказывается малосущественным. При закрытом общении важно придерживаться темы и соблюдать форму и правила, принятые для данного типа общения в этой социальной среде или группе. Таково, например, так называемое светское общение или разговор на общие темы.

Светское общение преследует несколько целей:

1/ заполнение времени беседой,

2/ демонстрация принадлежности общающихся к одной группе,

3/ соблюдение принятого в обществе для данного типа ситуаций ритуала.

В светском общении есть принятые для конкретной культуры, социального слоя или группы темы разговора, существуют многочисленные табу и ограничения, регламентирована общая тональность общения (она должна быть доброжелательной и оптимистической с обеих сторон), определены многие другие параметры общения.

Светское общение представляет собой ритуальную беседу, которую этикет предписывает вести людям в официальной обстановке, в официальных ситуациях, когда они выступают в официальных ролях - попутчиков, официальных гостей, официальных участников какого-либо приема, собрания, мероприятия, либо в роли только что представленных друг другу и еще мало знакомых друг для друга людей.

В коммуникативной лингвистике существует термин «фатическое общение» (термин английского антрополога Бронислава Малиновского).

Фатическое общение - это общение-времяпрепровождение, цель которого - установить или поддержать контакт с собеседником. Светское общение - разновидность фатического, но это фатическое общение, соответствующее требованиям, нормам, принятым в культурном, образованном обществе; это этикетное фатическое общение. Фатическое общение может быть и неэтикетным, неформальны,м, не связанным с какими-либо этикетными ограничениями (например, опосредованное выпивкой).

Светское общение не предполагает глубоких дискуссий, споров, столкновения мнений, а наоборот исключает их. Это взаимно приятный, ни к чему формально не обязывающий разговор на общие темы, основная цель которого - провести время с собеседником, оставаясь с ним в вербальном контакте.

Часто светский разговор используется для первичного знакомства людей друг с другом, как средство узнать друг друга поближе, и впоследствии он может перейти в глубокое, инициативное общение, в общение по душам и т. д. В устойчивых группах общения, например, в высшем обществе прошлого, в элитарных клубах, на презентациях, формальных празднованиях каких-либо событий, светское общение преследует цель поддержания контакта, подтверждения отношений между членами той или иной социальной, профессиональной группы, группы общения.

В светском общении не испытывают необходимости родственники, друзья, близкие люди. Ср. отрывок из «Героя нашего времени» М.Лермонтова: «Вернер вошел в мою комнату. Он сел в кресло, поставил трость в угол, зевнул и объявил, что на улице становится жарко. Я отвечал, что меня беспокоят мухи, и мы оба замолчали».

Таким образом, с точки зрения дополнительных целей (кроме основной, объединяющей - коммуникативное времяпрепровождение), можно говорить о двух разновидностях светского общения: общение - установление отношений и общение - подтверждение отношений. Разумеется, между этими двумя видами светского общения не всегда можно провести четкую грань.

Светское общение в каждом обществе, на каждом историческом~ этапе его развития, в разных социальных группах имеет свои правила и особенности. В современном русском общении эти правила обозначены весьма нечетко, поскольку светское общение, столь развитое в дореволюционную эпоху, сейчас утратило свою специфику, практически сошло на нет как результат установления социальной однородности общества, с исчезновением четких и существенно различающихся друг от друга многими параметрами социальных групп - носителей такого общения. Вместе с тем, светское общение необходимо, прежде всего, при общении с малознакомыми людьми, для установления контакта с новыми знакомыми, для общения в, группах, где есть люди, знающие друг друга и незнакомые друг другу, для общения в разновозрастных и разнополовых аудиториях. Очень часто люди в таких ситуациях «не знают, о чем говорить» - эта фраза как раз и выдает незнание данными людьми правил светского общения.

Об истории и правилах светского общения в России Х1Х века можно прочитать в наших пособиях «Коммуникативные ситуации» (1993), «Светское общение» (1996), «Русский речевой этикет» (1996), где анализируются принципы русского светского общения и приводятся примеры на материале произведений А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя, Л. Толстого.

Основными правилами современного светского общения можно считать следующие:

1. Умеренная мимика и жесты, конвенциональные позы, значительная дистанция общения, невербально выраженная доброжелательность, сдержанная положительная эмоциональность.

2. Демонстрация интереса ко всем собеседникам, вопросы к собеседникам о том, как обстоят их дела.

3. Избегание споров, затрагивания неприятных и конфликтных тем обсуждения.



Статьи по теме: