Роль мвд в цензурной политике до образования главного управления по делам печати. Фонды описи дела именной географический предметный Главное разведывательное управление России

Образовано для заведования делами цензуры и печати. При учреждении в его функции входило: наблюдение за действиями местных комитетов по делам печати и инспекторов по делам печати, цензоров драматических сочи­нений, а также установление цензуры иностранной; разрешение их недоразу­мений и вопросов, рассмотрение жалоб; наблюдение за произведениями пе­чати и сообщение о возбуждении судебного преследования; ведение дел об открытии типографий, литографий, металлографий и заведений, произво­дивших и продававших принадлежности тиснения; надзор за этими заведени­ями и за книжной торговлей.

Совет Г. у. п. д. п. состоял из «находившихся налицо» в Петербурге председателей цензурных комитетов и из членов, назначавшихся указами им­ператора по представлению министра внутренних дел. Председатель - на­чальник Г. у. п. д. п.

Первоначально распределением занятий между чиновниками ведал на­чальник Г. у. п. д. п.

До 24.11.1905 от предварительной цензуры были освобождены только повременные издания Петербурга и Москвы. B «обеих столицах» издавались также без предварительной цензуры все оригинальные сочинения объемом не менее 10 печатных листов, переводы не менее 20 печатных листов. За преде­лами столиц без предварительной цензуры выходили: все правительственные издания, все издания академий, университетов, ученых обществ, все издания на древних классических языках и переводы; чертежи и карты.

Издания, нарушавшие этот закон, подвергались судебному преследованию.

После отмены предварительной цензуры повременной (21.11.1905, 18.03.1906) и неповременной печати (26.04.1906) функции Г. у. п. д. п. были распределены между пятью отделениями.1

1- е отделение вело дела по периодическим органам печати и по книгам, выходившим в округе Санкт-Петербургской судебной палаты, а также дело­производство по всем правительственным изданиям.

2- е отделение ведало делами о газетах и книгах по округам Московской, Киевской, Одесской, Харьковской и Новочеркасской судебных палат.

3- е отделение занималось делами периодических органов печати и по книгам, выходившим по округам Саратовской, Казанской, Тифлисской, Ташкентской, Иркутской и Омской судебных палат.

4- е отделение разрабатывало законодательство о печати; составляло цир­кулярные разъяснения; вело дела по иностранной цензуре; дела о книгах и газетах по районам Варшавской и Виленской судебных палат.

5- е отделение заведовало личным составом Управления и цензурных уч­реждений; счетной частью; библиотекой; делами по типографиям, литогра­фиям, металлографиям и книжной торговле.

Хозяйственный комитет (с 30.10.1908)2 рассматривал все предложения, касавшиеся хозяйственной части ведомства и отчетной части; ведал делами ти­пографии МВД и редакций газет «Правительственный вестник» и «Сельский вестник».

Осведомительное бюро (с 26.08.1906,3 с 1915 - Бюро печати) - обслу­живало официальные и частные повременные органы печати достоверными, подлежавшими оглашению сведениями, касавшимися предположений, дейст­вий и деятельности правительства, правительственных и административных лиц и учреждений; а также «главнейших фактов общественно-политической жизни России и заграницы». Ha сотрудников бюро, кроме того, возлагалась проверка слухов и сообщений печати.4 B результате реорганизации 24.03.1913 разделено на два отдела.

Отдел печати обследовал столичные газеты для создания выборки заме­ток и статей, подлежавших срочному докладу председателю Совета минист­ров, министру внутренних дел и начальнику Г. у.

П. д. п., очередному докла­ду всем министрам и главноуправляющим, их товарищам, директорам депар­таментов и начальникам управлений; занимался обследованием провинци­альных газет для министра внутренних дел и начальника Г. у. п. д. п.

Отдел обслуживания ведомств и информации делал подборки газетных вырезок для докладов министрам, главноуправляющим, директорам департа­ментов и начальникам управлений; составлял проекты сообщений, разъясне­ний и опровержений, а также занимался созданием «справочно-руководст- венного и информационного» архива; дежурно-техническая часть осуществ­ляла дежурства, выпуск бюллетеней, прием запросов и выдачу справок, а также ведала регистратурой, перепиской, изготовлением вырезок, печатных обзоров и бюллетеней, обслуживанием телефонов.

Военная цензура (с 20.07.1914)5 следила за тем, чтобы в печать не про­никли военные сведения, представлявшие военную тайну.

Военные цензоры находились в подчинении Петроградского комитета по делам печати, выполняли задания Главной военно-цензурной комиссии при Главном управлении Генерального штаба и местных военно-цензурных ко­миссий при военно-окружных штабах.

Комиссия для выработки положения об установлении надзора над кине­матографическими произведениями (действовала с 27.03.1916).6 Положение не было принято в связи с ликвидацией Г. у. п. д. п. 27.04.1917.

Особая комиссия по ликвидации Главного управления по делам печати существовала с 27.04.19177 по 16.09.1917. После упразднения Г. у. п. д. п. был учрежден новый орган цензорского контроля - Книжная палата. Осу­ществление цензуры на местах возлагалось на губернских и уездных комис­саров.8 30.11.1917 Книжная палата была включена в состав Наркомата по просвещению.

Начальники Главного управления по делам печати:

1865.30.8- 1866.02.12 - Щербинин М.П.

1866.02.12 - 1870.24.09 - Похвиснев M.H.

1870.24.9- 1871.15.11 - Шидловский M.P.

1871.19.11- 1875.23.01 - Лонгинов М. H.

1875.23.1- 1880.04.04 - Григорьев B.B.

1880.04.4- 1881.05.04 - Абаза H. С.

1881.05.4 - 1883.01.01 - кн. ВяземскийП.П.

1896.11.6 - 1899.30.12 - Соловьев М. П.

1900.01.1 - 1902.25.04 - кн. Шаховской H. В.

1902.09.5- 1905.16.01 - Зверев H.A.

1905.19.2- 1912.27.03 - БельгардА.В.

1912.27.3- 1915.29.03 - Татищев C.C.

1913.29.3- 1915.30.12 - КатенинА.А.

1915.30.12 - 1916.07.05 - Судейкин B.T.

1916.07.5- 1917.21.01 - Удинцев B.A.

1917.27.1- 1917.15.03 - КатенинА.А.

2 ПСЗ. Т. 40. № 41988, 06.04.1865; ЗПСЗ. Т. 25. № 26962, 24.11.1905; Т. 26. № 27574, 18.03.1906; СУиРВр.Пр. № 79. Ст.453, 04.03.1917; № 1748, 16.09.1917; № 6. Ст. 104, 30.11.1917.

РГИА, ф. 776 (3400 д.).

1 РГИА, ф. 776, оп. 23, 1906 r., д. 22.

2 Там же, 1908 r., д. 50.

3 Там же, 1907 г., д. 18.

4 Предшественником Осведомительного бюро был «официоз» С. Ю. Витте «Рус­ское государство».

5 РГИА, ф. 778, оп. 1,д. 1, 1914.

6 Там же, ф. 776, оп. 23, д. 20.

7 ГА РФ, ф. 1787 (б/ф P-397), 38д.

8Там же, ф. 1791, оп. 1, д. 116, л. 195.

И отдельных цензоров по внутренней и иностранной цензуре, за бесцензурными изданиями, типографиями, металлографиями, литографиями, заведениями, производившими и продававшими произведения тиснения, а также для осуществления так называемой «театральной» цензуры, переданной из 5-й экспедиции Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии . Главному управлению по делам печати подчинялись местные цензурные учреждения - цензурные комитеты и отдельные цензоры.

Задачи

Дела, подлежавшие ведению Главного управления, подразделялись на административные и цензурные. К первым относились: выдача разрешений на открытие типографий, на ведение книжной торговли, на выпуск периодических изданий (и освобождение их от предварительной цензуры), наблюдение за исполнением местными цензурными и полицейскими органами судебных решений по делам печати, составление правил и инструкций для руководства инспекторам и чиновникам по надзору за типографиями и книжной торговлей и цензурным комитетам и цензорам. К «цензурным делам» относились: наблюдение за периодическими изданиями и отдельными сочинениями, выходившими как под предварительной цензурой, так и освобожденными от неё; за действиями цензурных комитетов и отдельных цензоров, дела об административных взысканиях периодическим изданиям, рассмотрение заявлений, жалоб и вопросов, связанных с печатью, просмотр недозволенных к печати сочинений, полученных из цензурных учреждений.

Структура

Главное управление по делам печати возглавлялось начальником, под председательством которого действовал Совет главного управления. Начальник Главного управления по делам печати назначался и увольнялся Высочайшим указом по представлению министра внутренних дел. Совет Главного управления по делам печати состоял из членов, назначаемых Высочайшим указом по представлению министра внутренних дел, а также из председателей цензурных комитетов, находившихся в Санкт-Петербурге .

Канцелярия Главного управления по делам печати возглавлялась правителем дел, при котором находились помощники, особые цензоры драматических сочинений и чиновники особых поручений, назначаемые и увольняемые приказами министра внутренних дел. В канцелярии Главного управления по делам печати велись: списки пьес, рассмотренных цензурой, алфавитные списки произведений печати, запрещенных министром внутренних дел к обращению в общественных читальнях, и другие реестры запрещенных книг, а также журналы совета, в которых кратко излагались доклады, высказывания и особые мнения членов Совета и его решения; журналы утверждались министром внутренних дел.

Библиотека Главного управления по делам печати собирала все выходящие в стране печатные издания. Как правило, они передавались через год в другие заинтересованные библиотеки или в макулатуру. С 1906 года библиотека занялась распределением обязательного экземпляра всех печатных изданий в главные библиотеки страны. С 1 июля 1907 года была введена карточная регистрация всей печатной продукции страны и стала издаваться «Книжная летопись».

Главное управление по делам печати было ликвидировано в соответствии с постановлением Временного правительства от 8 марта 1917 года , а на его основе возникли Книжная палата, частное телеграфное агентство и другие учреждения.

Руководители

  • Лонгинов, Михаил Николаевич (1871-1874)
  • Григорьев, Василий Васильевич (1875-1880)
  • Абаза, Николай Саввич (1880-1881)
  • Феоктистов, Евгений Михайлович (1883-1896)
  • Соловьёв, Михаил Петрович (1896-1900)
  • Шаховской, Николай Владимирович (1900-1902)
  • Зверев, Николай Андреевич (1902-1904)
  • Бельгард, Алексей Валерианович (1905-1912)
  • Урусов, Сергей Петрович (1914-1915)
  • Удинцев, Всеволод Аристархович (1916-1917)

Источники

  • ;
  • ;

Напишите отзыв о статье "Главное управление по делам печати Российской империи"

Отрывок, характеризующий Главное управление по делам печати Российской империи

– Monsieur le baron de Funke a ete recommande a l"imperatrice mere par sa soeur, [Барон Функе рекомендован императрице матери ее сестрою,] – только сказала она грустным, сухим тоном. В то время, как Анна Павловна назвала императрицу, лицо ее вдруг представило глубокое и искреннее выражение преданности и уважения, соединенное с грустью, что с ней бывало каждый раз, когда она в разговоре упоминала о своей высокой покровительнице. Она сказала, что ее величество изволила оказать барону Функе beaucoup d"estime, [много уважения,] и опять взгляд ее подернулся грустью.
Князь равнодушно замолк. Анна Павловна, с свойственною ей придворною и женскою ловкостью и быстротою такта, захотела и щелконуть князя за то, что он дерзнул так отозваться о лице, рекомендованном императрице, и в то же время утешить его.
– Mais a propos de votre famille,[Кстати о вашей семье,] – сказала она, – знаете ли, что ваша дочь с тех пор, как выезжает, fait les delices de tout le monde. On la trouve belle, comme le jour. [составляет восторг всего общества. Ее находят прекрасною, как день.]
Князь наклонился в знак уважения и признательности.
– Я часто думаю, – продолжала Анна Павловна после минутного молчания, подвигаясь к князю и ласково улыбаясь ему, как будто выказывая этим, что политические и светские разговоры кончены и теперь начинается задушевный, – я часто думаю, как иногда несправедливо распределяется счастие жизни. За что вам судьба дала таких двух славных детей (исключая Анатоля, вашего меньшого, я его не люблю, – вставила она безапелляционно, приподняв брови) – таких прелестных детей? А вы, право, менее всех цените их и потому их не стоите.
И она улыбнулась своею восторженною улыбкой.
– Que voulez vous? Lafater aurait dit que je n"ai pas la bosse de la paterienite, [Чего вы хотите? Лафатер сказал бы, что у меня нет шишки родительской любви,] – сказал князь.
– Перестаньте шутить. Я хотела серьезно поговорить с вами. Знаете, я недовольна вашим меньшим сыном. Между нами будь сказано (лицо ее приняло грустное выражение), о нем говорили у ее величества и жалеют вас…
Князь не отвечал, но она молча, значительно глядя на него, ждала ответа. Князь Василий поморщился.
– Что вы хотите, чтоб я делал! – сказал он наконец. – Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что может отец, и оба вышли des imbeciles. [дураки.] Ипполит, по крайней мере, покойный дурак, а Анатоль – беспокойный. Вот одно различие, – сказал он, улыбаясь более неестественно и одушевленно, чем обыкновенно, и при этом особенно резко выказывая в сложившихся около его рта морщинах что то неожиданно грубое и неприятное.
– И зачем родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я бы ни в чем не могла упрекнуть вас, – сказала Анна Павловна, задумчиво поднимая глаза.
– Je suis votre [Я ваш] верный раб, et a vous seule je puis l"avouer. Мои дети – ce sont les entraves de mon existence. [вам одним могу признаться. Мои дети – обуза моего существования.] – Он помолчал, выражая жестом свою покорность жестокой судьбе.
Анна Павловна задумалась.
– Вы никогда не думали о том, чтобы женить вашего блудного сына Анатоля? Говорят, – сказала она, – что старые девицы ont la manie des Marieiages. [имеют манию женить.] Я еще не чувствую за собою этой слабости, но у меня есть одна petite personne [маленькая особа], которая очень несчастлива с отцом, une parente a nous, une princesse [наша родственница, княжна] Болконская. – Князь Василий не отвечал, хотя с свойственною светским людям быстротой соображения и памяти показал движением головы, что он принял к соображению эти сведения.
– Нет, вы знаете ли, что этот Анатоль мне стоит 40.000 в год, – сказал он, видимо, не в силах удерживать печальный ход своих мыслей. Он помолчал.
– Что будет через пять лет, если это пойдет так? Voila l"avantage d"etre pere. [Вот выгода быть отцом.] Она богата, ваша княжна?
– Отец очень богат и скуп. Он живет в деревне. Знаете, этот известный князь Болконский, отставленный еще при покойном императоре и прозванный прусским королем. Он очень умный человек, но со странностями и тяжелый. La pauvre petite est malheureuse, comme les pierres. [Бедняжка несчастлива, как камни.] У нее брат, вот что недавно женился на Lise Мейнен, адъютант Кутузова. Он будет нынче у меня.
– Ecoutez, chere Annette, [Послушайте, милая Аннет,] – сказал князь, взяв вдруг свою собеседницу за руку и пригибая ее почему то книзу. – Arrangez moi cette affaire et je suis votre [Устройте мне это дело, и я навсегда ваш] вернейший раб a tout jamais pan , comme mon староста m"ecrit des [как пишет мне мой староста] донесенья: покой ер п!. Она хорошей фамилии и богата. Всё, что мне нужно.
И он с теми свободными и фамильярными, грациозными движениями, которые его отличали, взял за руку фрейлину, поцеловал ее и, поцеловав, помахал фрейлинскою рукой, развалившись на креслах и глядя в сторону.
– Attendez [Подождите], – сказала Анна Павловна, соображая. – Я нынче же поговорю Lise (la femme du jeune Болконский). [с Лизой (женой молодого Болконского).] И, может быть, это уладится. Ce sera dans votre famille, que je ferai mon apprentissage de vieille fille. [Я в вашем семействе начну обучаться ремеслу старой девки.]

Гостиная Анны Павловны начала понемногу наполняться. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили; приехала дочь князя Василия, красавица Элен, заехавшая за отцом, чтобы с ним вместе ехать на праздник посланника. Она была в шифре и бальном платье. Приехала и известная, как la femme la plus seduisante de Petersbourg [самая обворожительная женщина в Петербурге,], молодая, маленькая княгиня Болконская, прошлую зиму вышедшая замуж и теперь не выезжавшая в большой свет по причине своей беременности, но ездившая еще на небольшие вечера. Приехал князь Ипполит, сын князя Василия, с Мортемаром, которого он представил; приехал и аббат Морио и многие другие.

Статья посвящена организации деятельности Осведомительного бюро при Главном управлении по делам печати МВД Российской империи (1906-1917), главной задачей которого являлось обслуживание официальных органов печати и должностных лиц достоверными сведениями, касающимися деятельности правительственных и административных лиц и учреждений.

Ключевые слова: Министерство внутренних дел Российской империи, Главное управление по делам печати, Осведомительное бюро, цензура, информационные агентства

Введение

Несмотря на то что традиция целенаправленного воздействия на общественное мнение с целью продвижения в обществе тех или иных идей и формирования определенного образа власти имеет глубокие корни в отечественной истории, во второй половине XIX в. она претерпела известные изменения. Важная роль в пропаганде и популяризации реформ, проводившихся в царствование импера­тора Александра II, отводилась прессе. Неслучайно поэтому од­ним из важных нововведений была реформа печати. Она упразднила традиционную для нашей страны предварительную цензуру, заменив ее на судебную ответственность издателей в случае нару­шения имеющихся предписаний, установленных законами Рос­сийской империи. Указом от 6 апреля 1865 г. «О даровании неко­торых облегчений и удобств отечественной печати» наблюдение за органами печати, освобожденными от предварительной цензуры, из Главного управления цензуры Министерства народного просве­щения было передано в ведение Министерства внутренних дел. Для реализации этой функции в системе МВД создается Главное управление по делам печати.

Организация и работа Главного управления по делам печати

Специально изданная Министерством внутренних дел инструк­ция конкретизировала порядок работы этого органа. Все издания, освобожденные от предварительной цензуры, после печатания ти­ража должны были предоставляться в Главное управление по де­лам печати и могли свободно распространяться лишь на третий день после этого. За эти дни издание просматривал цензор, кото­рый, обнаружив нарушение цензурных правил, составлял об этом донесение, и оно затем передавалось в Совет Главного управления по печати. Одновременно давалось распоряжение о приостановке выхода в свет данного издания либо об аресте тиража. Действия цензора при этом контролировал «наблюдательный» член Совета Главного управления. Он же составлял общие доклады о направле­нии того или иного издания. При систематическом нарушении цензурных правил указанный член Совета был обязан письменно уведомить об этом Совет, который принимал решение о приоста­новке или прекращении издания, извещая об этом по инстанции цензора. Совет Главного управления по делам печати также осу­ществлял надзор над деятельностью местных цензурных комите­тов и отдельных цензоров, разбирал жалобы на их действия, соби­рал сведения обо всех действующих на территории империи типографиях и за соблюдением ими цензурных правил 1 . Штат сотрудников Главного управления по делам печати был определен в 16 человек, занимавших должности от цензора до столоначаль­ника. Кроме того, из числа штатных должностей к управлению было прикомандировано 10 чиновников по особым поручениям 2 .

В задачи этого ведомства входило еще и составление периоди­ческих обзоров российской печати для императора Александра II (Гринченко, Патрушева, 2008: 187). Обзоры составлялись двумя специальными чиновниками Главного управления и доставлялись царю ежедневно. В среднем, как правило, это были два-три листа кратких аннотаций общих тенденций освещения в прессе обще­ственно-значимых вопросов с приложением вырезок из газет и журналов. Материалами для них служили исключительно повре­менные издания, выходившие в России. Это нововведение совер­шенно очевидным образом свидетельствует о росте того значения, которое начало придаваться властями своему образу в обществен­ном мнении со второй половины XIX в.

Однако этот интерес до поры до времени материализовывался в пассивных формах. К началу ХХ в. круг адресатов подобных ана­литических записок был расширен. Помимо особы императора, их читателями стали министры и руководители ряда важнейших ве­домств империи. Справедливости ради следует отметить, что в адрес составителей этих аналитических записок нередко слышалась кри­тика, и начиная с 70-х гг. XIX в. предпринимались неоднократные попытки усовершенствовать работу Главного управления по делам печати именно в плане улучшения аналитической работы с отече­ственными газетами и журналами. Однако до практического во­площения этих планов в жизнь дело не дошло 3 .

Ситуация изменилась с опубликованием Манифеста 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», даро­вавшего, среди прочего, и свободу печати. Это способствовало не­бывалому ранее оживлению общественно-политической жизни. Значительно возросло количество издаваемых газет и журналов, многие из них были достаточно оппозиционно настроены к дей­ствиям правительства. Характерной особенностью того времени было увеличение сатирических газет и журналов, содержавших полити­ческую сатиру и революционную пропаганду.

Департамент полиции МВД, да и многие другие заинтересован­ные ведомства всерьез рассматривали деятельность многих газет и журналов как важную причину роста революционного движения в стране 4 и предпринимали попытки административными мерами повлиять на характер публикуемых в них материалов. В Департа­менте полиции, например, в функции четвертого делопроизвод­ства включается подготовка ответов и справок по запросам Глав­ного управления по печати о благонадежности тех или иных редакторов и учредителей новых органов печати 5 . В дополнение к этому 1 сентября 1906 г. распоряжением председателя Совета министров и министра внутренних дел П.А. Столыпина при Глав­ном управлении по делам печати было образовано особое Осведо­мительное бюро.

Примечательно, что П.А. Столыпин определил главную задачу Бюро как обеспечение «официальных, частных повременных ор­ганов печати достоверными, подлежащими оглашению сведениями, касающимися предположений и действий правительства, прави­тельственных и административных лиц и учреждений». Материала­ми для передачи в средства печати являлась «информация, получен­ная в Бюро, непосредственно от официальных лиц и учреждений». На сотрудников Бюро возлагалась обязанность «проверки слухов и сообщений печати» 6 . В письме от 13 марта 1910 г. под грифом «секретно» начальник Главного управления по делам печати А.В. Бель- гард доводит до сведения сотрудников Осведомительного бюро, что они во всех своих действиях должны строго руководствоваться всеми общими требованиями, предъявляемыми к лицам, состоящим на государственной службе. Их обязанности заключаются: 1) в об­легчении всеми возможными способами доставления Осведоми­тельному бюро правительственными учреждениями сведений и сообщений, которые будут признаны этими учреждениями, под­лежащими опубликованию; 2) в доставлении в эти учреждения из Осведомительного бюро вырезок из петербургских газет со сведе­ниями, которые касаются этих учреждений и по своему содержанию могут требовать опровержения или соответствующего разъяснения через посредство Осведомительного бюро» 7 .

Таким образом, если ранее функции цензуры определялись недо­пущением к публикации определенного сорта информации, которую добывали журналисты через свои источники, а также информирова­нием императора и руководителей важнейших государственных институтов империи о мнениях, высказываемых в прессе по тем или иным вопросам общественной жизни, то теперь к этим двум задачам добавлялась третья: снабжение средств массовой инфор­мации сообщениями, отражающими официальную точку зрения на те или иные общественно значимые события или процессы в стране и действия правительства. Это обстоятельство существенным образом меняло всю дальнейшую практику взаимодействия прави­тельства и средств массовой информации.

По мнению руководства МВД, в условиях легализации полити­ческих партий, общественных организаций, проведения выборов в Государственную Думу у правительства возникла настоятельная необходимость распространения «верных, фактических данных по всем наиболее важным вопросам и событиям, ввиду появления за последнее время массы столичных и провинциальных газет, рас­пространяющих ложные сведения о событиях в России, и во избе­жание неправильного или тенденциозного толкования вносимых правительством в Государственную Думу законопроектов» 8 .

Поставленные таким образом задачи определяли штатную и организационную структуру вновь созданного отдела, а также ре­гламент его работы. В состав Осведомительного бюро при Главном управлении по делам печати входили отдел обследования печати, отдел, обслуживающий ведомства, и дежурно-техническая часть. Рабочий день отдела обследования печати должен был начинаться не позднее 7 часов утра. Численный состав сотрудников определялся количеством столичных газет и «количеством времени для этого».

Рано утром отдел предоставлял вырезки из столичных газет пред­седателю Совета министров, министру внутренних дел и начальни­ку Главного управления по делам печати. В 10 часов утра сведения, почерпнутые из печати, доставлялись в виде систематизированных вырезок и комментариев к ним. В 12 часов дня эти сведения с опре­деленными дополнениями доставлялись всем министрам и глав­ноуправляющим, их заместителям, директорам департаментов и начальникам управлений.

Сотрудники отдела с раннего утра просматривали и анализиро­вали ведущие столичные общественно-политические газеты: «Но­вое время», «Речь», «День», «Русская молва», «Современное слово», «Гражданин», «Русское слово», «Утро России», «Земщина» - всего 50 столичных и 137 провинциальных газет, причем последние под­разделялись на издания первого и второго значения. Целью этого «обследования» было выявление основных тенденций в газетной политике по отношению к органам государственной власти. Естественно, в первую очередь чиновников Бюро интересовали так на­зываемые нападки на правительственные структуры и трактовка их деятельности (Кельнер, 2011: 239-243).

Официальная инструкция определяла задачи отдела. Он действо­вал для составления докладов правительству; информирования ве­домств; извлечения материалов, подлежащих обследованию отде­лом, обслуживающим ведомства; для учета значения и влияния самой печати - составления характеристики ее групп (политиче­ских и порайонно) и каждой газет (Летенков, 1973: 80-88).

Число обследуемых газет со временем предполагалось довести до трехсот. Судя по документам, работа строилась следующим образом. Сотрудники просматривали поступавшие газеты и делали на них соответствующие записи. Это была целая система из 25 знаков. Например, в печатном органе партии конституционных демо­кратов - основной оппозиционной силы по отношению к власти - газете «Речь» за 17 января 1913 г. сделано 105 пометок, из них 87 по ведомствам и 18 обзорно-докладных (Амбросьев, 2011: 34).

Второй отдел, обслуживающий ведомства, отвечал за составление архива вырезок из периодической печати. Архив делился на две части - официальную, в которую помещались материалы, касаю­щиеся деятельности органов власти и управления, и неофициальную, в которую шли сведения, которые и в будущем могли представлять общественно-политический интерес. Направление материалов в офи­циальную часть архива было в компетенции заведующего Осведо­мительным бюро, а в неофициальную часть они попадали по распоряжению секретаря этого подразделения МВД.

В обязанности дежурно-технической части входили прием за­просов и выдача справок, регистратура, переписка, изготовление вырезок, печатание обзоров и бюллетеней. Сотрудники Бюро снаб­жались «надлежащими удостоверениям» за подписью заведующего Бюро. Осведомительное бюро также снабжало правительственные учреждения вырезками из газет по подписке на заявленные ими темы. Два раза в сутки выпускались специальные бюллетени для информирования редакций периодических изданий о правитель­ственных мероприятиях и о желаемом освещении различных об­щественно-политических событий, которые рассылались по под­писке (Гринченко, Патрушева, 2008: 203).

В 1914 г. количество ведомств, числящихся подписчиками на получение бюллетеней Осведомительного бюро, составляло 71. Наи­более авторитетными из них были Государственный Совет, Канцеля­рия Совета Министров, Канцелярия управляющего делами намест­ника его величества на Кавказе, Алексеевский Главный комитет, Особый Комитет по усилению флота, Утренняя, дневная и ночная Комиссии Государственной Думы, Комитет по празднованию 300-летия благополучного царствования Дома Романовых, Соб­ственная Его Императорского Величества Канцелярия, 1-й и 2-й Де­партаменты Министерства иностранных дел и многие другие.

Осведомительное Бюро обслуживало также и высокопоставлен­ных должностных лиц. Два раза в сутки (в 8 часов утра и в 12 ночи) рассылались бюллетени для председателя Совета министров, на­чальника Главного управления по делам печати, членов Совета министров и других. Один раз в сутки бюллетени доставлялись специально для министра Императорского двора, министра фи­нансов, министра иностранных дел, обер-прокурора Святейшего синода, управляющего делами Совета министров и многих других. В час ночи выпускался ночной бюллетень. Помимо этого, на случай экстренного выпуска один из сотрудников дежурил до трех часов ночи (Летенков, 1982: 154-157).

Подобные же бюллетени печатались и распространялись в ре­дакциях газет и журналов по подписке за плату в 30 руб. в месяц для малотиражных и в 50 руб. - для многотиражных газет. Данные бюллетени состояли из двух частей: в первой части содержалась информация, которую Бюро официально рекомендовало редакциям для публикации, а вторая включала опровержения и уточнение информации, уже прошедшей в печати.

Надо отметить, что, независимо от политической и жанровой направленности, большинство крупных центральных и регио­нальных органов печати были подписчиками этих бюллетеней. Кроме того, бюллетени рассылались всем губернаторам, а через них передавались начавшим в то время возникать в разных горо­дах при содействии правительства правым органам печати или по крайней мере печатались в «Губернских новостях» 9 . Таким обра­зом, Осведомительное бюро Главного управления по делам печати МВД становилось важным инструментом в «информационной борьбе», которую вело правительство с оппозиционными настрое­ниями в обществе и леволиберальной печатью в условиях отсут­ствия предварительной цензуры.

Довольно интересным и в целом малоизученным аспектом дея­тельности изучаемой нами институции является размещение в «Правительственном Вестнике» опровержений о тех или иных со­общениях, публикуемых в газетах, которые не соответствовали действительности. С 1907 г. в вечернем выпуске этой газеты Бюро публиковало сообщения, которые обобщались в следующие рубрики: разъяснения Правительствующего Сената, административные известия, армия и флот, церковь и духовенство, торговля и промыш­ленность, пути сообщения, судебные известия, продовольственное дело, финансы и кредиты, переселенческое дело, сельское хозяй­ство, тюремное дело, учебное дело, разные известия. Анализ этих опровержений может стать прекрасным фактическим материалом для антологии слухов о деятельности официальных властей Рос­сии в начале ХХ в.

Осведомительное Бюро конкурировало с другими организаци­ями, также призванными снабжать информацией массовую периодическую печать: Санкт-Петербургским телеграфным агентством, Бюро русских журналистов, Санкт-Петербургским литературно­информационным бюро Э. Петцгольда, рядом ведомственных уч­реждений. которые также выпускали ежедневные бюллетени о правительственной деятельности. Априори, в силу своей близо­сти к властным структурам, Осведомительному бюро придавался некий главенствующий характер в этой, складывающейся системе русских новостных агентств. И действительно, часто именно мате­риалы Осведомительного бюро служили источниками для новост­ных бюллетеней перечисленных организаций. Правда, с течением времени ряд функций информационно-аналитического освеще­ния деятельности правительства передавались «конкурирующим» организациям. Так, издание отчетов о заседаниях Государственного Совета и Государственной Думы, возложенное изначально на Ос­ведомительное бюро, с 1 января 1913 г. было передано Санкт-Пе­тербургскому телеграфному агентству.

За время своего существования Осведомительное бюро не раз изменяло свою структуру, подстраиваясь под запросы времени. Но, конечно, наиболее кардинальные изменения произошли в связи со вступлением России в Первую мировую войну. На следующий день после начала войны было обнародовано «Временное положе­ние о военной цензуре», заранее разработанное Генеральным штабом для условий военного времени. Оно действовало в обязательном порядке в местах боевых действий, районах, объявленных на воен­ном положении, а также по решению военных властей могло про­извольно вводиться и в других местностях. Там, где вводилась во­енная цензура, создавались военно-цензурные комиссии. При штабах фронта появились должности военных цензоров. Эти цен­зоры числились в военном ведомстве, которое по очевидным при­чинам не хотело делиться своими полномочиями с Министерством внутренних дел. Специальный цензор был назначен и в Ставке Верховного командования. Его главная задача была обеспечить связь высшего командования с прессой. Требования руководства МВД, отвечавшего за внутреннюю политику, в том числе за прове­дение мобилизации, также изменились и возросли. В этих условиях должна была измениться роль Осведомительного бюро при Глав­ном управлении по делам печати МВД (Жирков, 2001: 219-220).

15 сентября 1914 г. за подписью заведующего Осведомительного бюро появился приказ, регулирующий свершившиеся изменения. Важным и характерным замечанием в этом приказе было то, что «центр тяжести обзора печати, в том числе провинциальной, дол­жен был быть перенесен на часть политическую за счет деловой» (Летенков, 1982: 245). Это, очевидно, означало, что в условиях патриотического подъема, охватившего страну в первые недели войны, возникла иллюзия наконец-то достигнутого «единения власти и народа». Оппозиция в Государственной Думе, за исклю­чением фракции социал-демократов, в прессе перестала критико­вать власть. Тем не менее правительство нуждалось в том, чтобы постоянно обследовать общественные настроения. Приказ предла­гал немедленно «ввести систему тщательного чтения (а отнюдь не просмотра, как это предписывали документы мирного времени. - Д.Г.) местных газет, под непрерывным наблюдением заведующего отделом».

На совещании в МВД 8 октября 1914 г. в присутствии предста­вителей почти всех министерств был установлен следующий поря­док информирования прессы Осведомительным бюро: «во-пер­вых, путем бесплатных официальных бюллетеней и, во-вторых, путем тоже бесплатного инспирирования (аккредитации. - Д.Г.) отдельных представителей печати в стенах Осведомительного бюро» (Полянская, 1935: 603). В 1915 г. Осведомительное бюро было преобразовано в Бюро печати. Составление обзоров печати и обслуживание ведомств вырезками остались его обязанностью на прежних основаниях, информирование же прессы стало происхо­дить не только посредством бюллетеней, но и путем непосредствен­ного сообщения сведений представителям газет. По сути именно тогда в практике российской журналистики появились пресс-кон­ференции в современном понимании этого слова.

Заключение

Важно отметить, что учреждения, подобные Осведомительному бюро, существовали не только в России. Подобные же учреждения в силу схожих обстоятельств возникали и в других европейских странах. Как справедливо отмечает А.В. Амбросьев, «в Германии, к примеру, существовало Особое правительственное бюро, кото­рое информировало печать по различным общественно-политиче­ским вопросам. На его содержание тратились немалые деньги, очевидно, роль этого подразделения была высока. В его состав входили представители всех министерств» (Амбросьев, 2011: 37).

В целом можно сказать, что создание и функционирование Ос­ведомительного бюро при Главном управлении печати при МВД Российской империи было вполне закономерным и логичным ша­гом в развитии русской цензурной системы в сторону более гибкого и всеобъемлющего информационного обеспечения правительствен­ной политики, диктуемого трансформацией русского самодержа­вия к внешним формам буржуазной монархии. И в этом смысле деятельность Осведомительного бюро в какой-то мере заложила основы современной практики взаимодействия правительства и средств массовой информации. Вступление России в Первую ми­ровую войну внесло свои очевидные коррективы в этот процесс, но его не прервало.

Однако после Февральской революции 1917 г., провозгласившей независимость и свободу печати, Главное управление по делам пе­чати Министерства внутренних дел было ликвидировано, а вместе с ним и Бюро печати. Как известно, потребность возрождения цензуры довольно быстро была осознана уже советской властью после Октябрьской революции, отказавшись в силу идео­логических и политических причин от использования опыта и ка­дров прежней царской Цензуры, ее наследники существенно архаи­зировали новые цензурные практики. Как известно, 6 июня 1922 г. одним из первых декретов утвердившейся Советской власти было учреждение Главлита - государственного органа, который, по сути, восстанавливал традиции предварительного контроля над россий­ской периодической печатью в гораздо более традиционалистских, репрессивных формах, нежели это делалось в Российской империи в начале ХХ в.

Примечания

1 РГИА. Ф. 776. Оп. 4. Д. 195. Л. 89-91.

2 РГИА. Ф. 776. Оп. 20. Д. 1441 об.

3 Подробнее об этих проектах см.: (Патрушева, 2011: 147-151).

4 См. об этом: (Перегудова, 2000: 78-83).

5 Там же. С. 54.

6 Цит. по: (Амбросьев, 2011: 32).

7 Там же. С. 33.

8 РГИА. Ф. 776. Оп. 34. Д. 18. Л. 19.

9 См.: БельгардА.В. Воспоминания. М., 2009. С. 299.

Библиография

Амбросьев А.В. Осведомительное бюро при главном управлении по де­лам печати МВД Российской империи: структура и организация деятель­ности // История государства и права. 2011. № 17.

Бельгард А.В. Воспоминания. М., 2009.

Гринченко Н.А., Патрушева Н.Г. Центральные учреждения цензурного ведомства (1808-1917) // Книжное дело в России в XIX - начале XX в.: Сборник научных трудов. Вып. 14. СПб., 2008.

Жирков Г. История цензуры в России XIX-XX века. М., 2001.

Кельнер В.Е. Создание и деятельность Осведомительного бюро при Главном управлении по делам печати: 1906-1917 гг. // Цензура в России: история и современность: Сборник научных трудов. Вып. 5. СПб., 2011.

Летенков Э.В. К истории правительственных информационных центров в России // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. «История, язык, литература». 1973. Вып. 4. № 20.

Летенков Э.В. Печать и капитализм в России конца XIX - начала ХХ в.: экономические и социальные аспекты капитализации печати: Дисс. . докт. ист. наук. Л., 1982.

Патрушева Н.Г. Главное управление по делам печати (1865-1917) и проекты его реформирования // Исторические, философские, политиче­ские и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2011. № 8 (14). Ч. 3.

Перегудова З.В. Политический сыск России 1880-1917. М., 2000.

Полянская Л.И. Архивный фонд Главного управления по делам печати: Обзор // Лит. наследство. М., 1935. Т. 22-24.

Список литературы:
  1. Гринченко Н. А., Патрушева Н. Г. Центральные учреждения цензурного ведомства (1804-1917) // Книжное дело в России в XIX - начале XX века: сб. науч. тр. СПб., 2008. Вып. 14. С. 185-302.
  2. Еленёв Ф. П. I. О злоупотреблениях литературы и действиях цензурного ведомства с конца пятидесятых годов по настоящее время. II. О необходимых изменениях в устройстве цензурного ведомства. СПб., 1896.
  3. Кельнер В. Е. Создание и деятельность Осведомительного бюро при Главном управлении по делам печати, 1906-1917 гг. // Цензура в России: история и современность: сб. науч. тр. СПб., 2011. Вып. 5. С. 237-243.
  4. Летенков Э. В. Из истории политики русского царизма в области печати (1905-1917): автореф. дисс. … к.и.н. Л., 1974. 18 с.
  5. Летенков Э. В. Из истории рептильного фонда Главного управления по делам печати (1915-1917 гг.) // Вестник Ленинградского университета. Серия "История, язык, литература". 1973. Вып. 3. № 14. С. 137-139.
  6. Летенков Э. В. К истории правительственных информационных центров в России // Вестник Ленинградского университета. Серия "История, язык, литература". 1973. Вып. 4. № 20. С. 80-88.
  7. Летенков Э. В. Печать и капитализм в России конца XIX - начала ХХ в.: экономические и социальные аспекты капитализации печати: автореф. дисс. … д-ра ист. наук. Л., 1982. 46 с.
  8. Материалы, собранные особою комиссиею, высочайше учрежденною 2-го ноября 1869 г. для пересмотра действующих постановлений о цензуре и печати. СПб., 1870. Ч. 2.
  9. О некоторых переменах и дополнениях в действующих ныне цензурных постановлениях: Высочайше утвержденное мнение Государственного совета № 41990 от 6 апреля 1865 г. // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1867. Собрание II. Т. XL.
  10. О расписании по классам и разрядам должностей временного штата учреждений по делам печати: Высочайше утвержденное положение Комитета министров, объявленное Сенату министром внутренних дел 8 июня, № 44621 от 26 мая 1867 г. // ПСЗРИ. 1871. Собрание II. Т. XLII.
  11. Патрушева Н. Г. Цензурная реформа середины XIX века и ее влияние на структуру цензурных учреждений и состав цензорского корпуса // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 5 (11). Ч. 3. С. 134-138.
  12. Полянская Л. И. Архивный фонд Главного управления по делам печати: обзор // Литературное наследство. М., 1935. Т. 22/24. С. 603-634.
  13. Протоколы высочайше учрежденного Особого совещания для составления нового устава о печати под председательством д.т.с. Кобеко. СПб., 1913.
  14. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 776. Оп. 3.
  15. РГИА. Ф. 776. Оп. 4.
  16. РГИА. Ф. 776. Оп. 11 - 1872.
  17. РГИА. Ф. 776. Оп. 20.
  18. РГИА. Ф. 776. Оп. 21. Ч. 1 - 1897.
  19. РГИА. Ф. 776. Оп. 22 - 1905.
  20. РГИА. Ф. 776. Оп. 22 - 1912.
  21. Чернуха В. Г. Главное управление по делам печати в 1865-1881 гг. // Книжное дело в России во второй половине XIX - нач. ХХ в.: сб. науч. тр. СПб., 1992. Вып. 6. С. 20-40.

(Амбросьев А. В.) («Российский следователь», 2010, N 21)

РОЛЬ МВД В ЦЕНЗУРНОЙ ПОЛИТИКЕ ДО ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ ПЕЧАТИ <*>

А. В. АМБРОСЬЕВ

——————————— <*> Ambros’ev A. V. Role of the MVD in Censor Policy before Creation of the Main Department of Publishing Issues.

Амбросьев Андрей Валентинович, адъюнкт Академии управления МВД России.

В начале 60-х годов XIX в. в Российской империи в ходе буржуазно-демократических реформ происходит изменение в организации цензуры. Власть признает возрастание влияния прессы на общественное мнение и за счет реорганизации цензуры пытается усилить контроль над ней, использовать средства массовой информации в своих интересах. Цензура переходит в ведение МВД. Ведущую роль в этой реорганизации сыграл министр внутренних дел граф П. А. Валуев. Он создает систему поддержки прессы, лояльной власти. Основным органом государства, осуществлявшим цензуру и проводившим политику власти в отношении средств массовой информации, становится Главное управление по делам печати МВД Российской империи.

Ключевые слова: Министерство внутренних дел Российской империи, цензура, Главное управление по делам печати Министерства внутренних дел, Главное управление цензуры Министерства народного просвещения, пресса, журналистика.

In the beginning of 1860-s in the course of bourgeois-democracy reforms in the Russian Empire the change in organization of censorship took place. The authorities recognize increase of impact of press on public opinion and at the account of reorganization of censorship try to strengthen control thereof, use the means of mass media in its own interests. The censorship was transferred to the MVD. The leading role in this reorganization was played by the Minister of internal affairs count P. A. Valuev. He created the system of support of press loyal to the authorities. The Main Department of Publishing Issues of the MVD of the Russian Empire has become the main agency of the state effectuating censorship and policy of the authorities with regard to mass media.

Key words: Ministry of Internal Affairs of the Russian Empire, censorship, Main Department of Publishing Issues of the Ministry of People’s Education, press, journalism.

С 1804 по 1862 г. цензура в России находилась в ведении Министерства народного просвещения (в 1817 — 1824 гг. — Министерства духовных дел и народного просвещения). В 1804 — 1826 гг. она подчинялась Главному управлению училищ, в 1826 — 1828 гг. — Верховному цензурному комитету, в 1828 — 1862 гг. — Главному управлению цензуры, в 1863 — 1865 гг. — Совету министра внутренних дел по делам книгопечатания, в 1865 — 1917 гг. — Главному управлению по делам печати <1>. ——————————— <1> См.: Гринченко Н. А., Патрушева Н. Г. Центральные учреждения цензурного ведомства (1808 — 1917) // Книжное дело в России в XIX — начале XX века: Сб. научных трудов. СПб., 2008. Вып. N 14. С. 186.

Предложение о том, чтобы цензура перешла под опеку Министерства внутренних дел, было высказано министром народного просвещения Е. В. Путятиным, сменившим на этом посту Е. П. Ковалевского в 1861 г. В первую очередь он отметил возросшую роль журналистики, ее «разрушительное направление» и «весьма вредное» влияние на общество. При этом цензура бессильна что-либо предпринять, так как «журналисты находят, к сожалению, сочувствие к себе большинства», «на их стороне общественное мнение». Министр предлагал установить для периодики систему залогов, когда власть имела бы возможность «в случае уклонения» от «благонамеренности» издания оштрафовать издателя или редактора, использовав залог. Далее Путятин логично приходил к выводу: «Но при этих условиях, дающих цензуре характер как бы карательный, она не может оставаться при Министерстве народного просвещения, а по естественному порядку должна перейти в Министерство внутренних дел». Граф Путятин этим самым открыто высказал то, на что уповали многие высшие чиновники. Без сомнения, Министерство внутренних дел имело значительно большие возможности в борьбе с «разрушительными началами», могло предпринять более действенные меры против печатных изданий, выходящих за рамки дозволенного цензурой и распоряжениями властей. Устранялось и двойственное положение цензурного ведомства. Фактически министр народного просвещения граф Е. В. Путятин предопределил значительный поворот в деятельности российской цензуры. Для обсуждения поставленной им проблемы 22 ноября 1861 г. был организован подготовительный комитет под председательством А. А. Берте. Проблема реорганизации цензуры решалась несколько позднее и другими государственными деятелями. 25 декабря 1861 г. министром народного просвещения был назначен А. В. Головнин, а с апреля 1861 г. министром внутренних дел стал граф П. А. Валуев. Историк А. А. Корнилов называет Головнина «умным и последовательным либералом». При нем были выработаны Либеральный университетский устав 1863 г., Устав гимназий 1864 г., Положение о начальных народных училищах и др. Вероятно, можно его заслугой считать то, что Министерство народного просвещения перестало непосредственно заниматься цензурой. В этом отношении Головнин нашел общий язык с министром внутренних дел графом П. А. Валуевым, стремившимся расширить власть своего ведомства. Уже в 1862 г. оба министерства в равной степени занимались вопросами цензуры, разграничив свои обязанности <2>. ——————————— <2> См.: Жирков Г. В. История цензуры в России XIX — XX вв.: Учеб. пос. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 119 — 120.

10 марта 1862 г. вышел Указ Сената о преобразовании управления цензурой, пока еще сохранивший цензуру за двумя ведомствами: Министерство внутренних дел должно было наблюдать за печатью и деятельностью цензоров, а Министерство народного просвещения — заниматься всеми остальными вопросами цензуры. Ведомственная пресса находилась под контролем соответствующих министров и губернаторов. Вместо канцелярии Главного управления цензуры создавалась Особенная канцелярия Министерства народного просвещения. Опека цензуры со стороны Министерства внутренних дел этим Указом усиливалась. Высшей цензурной инстанцией вместо Главного управления цензуры стал Совет министра внутренних дел по делам книгопечатания. Но изменения произошли только в названии и статусе: кадровый состав остался прежний, основная роль в управлении цензурой перешла к министру внутренних дел. О совместных усилиях двух ведомств по созданию более жесткого цензурного режима свидетельствует письмо А. В. Головнина графу П. А. Валуеву от 17 мая 1862 г., где он просит: «Благоволите приказать Вашим наблюдателям обращать внимание не только на частные случаи упущений, но на общее направление, какое примут главные журналы и газеты, дабы за общее вредное направление подвергнуть запрещению». Первые шаги к переходу цензуры в ведение Министерства внутренних дел были сделаны. Существование двух руководящих цензурой министерств вело, несмотря на всю гибкость А. В. Головнина, к противоречиям между ними. Кроме того, постоянные столкновения с графом П. А. Валуевым, его настойчивые указания на упущение Министерства народного просвещения мешали А. В. Головнину заниматься своими прямыми обязанностями. Александр II поддержал мнение П. А. Валуева о передаче цензуры в Министерство внутренних дел <3>. ——————————— <3> См.: Борисов А. В. Министры внутренних дел России, 1802 — октябрь 1917 г. СПб., 2001.

Уже 10 января 1863 г. вопрос был решен, 14 января вышел именной Указ Императора, по которому цензурное управление было полностью передано Министерству внутренних дел. Этим актом, можно сказать, был предопределен новый принцип организации цензуры в государстве. И это было важным шагом на пути к цензурной реформе, внесшим ясность в намерения власти <4>. ——————————— <4> См.: Патрушева Н. Г. История цензурных учреждений в России во второй половине XIX — начале XX века: Сб. научных трудов. Вып. N 10. СПб., 2000.

Для управления цензурным ведомством было создано два новых учреждения. Руководящим органом цензуры стал Совет министра внутренних дел по делам книгопечатания (к нему перешли обязанности членов Главного управления цензуры), а исполнительным — Центральное управление по цензурному ведомству (выполняло функции Канцелярии с 16 января 1863 г. до 1 сентября 1865 г.) <5>. Обязанностью членов Совета был просмотр периодических изданий — наблюдение за направлением периодики и действиями цензоров. После упразднения Совета министра внутренних дел по делам книгопечатания восемь чиновников продолжили службу в цензурном ведомстве <6>. ——————————— <5> ПСЗ. Собр. 2. Т. 41. N 41990. <6> См.: Пржецлавский О. А. Воспоминания цензора, 1830 — 1865 // Рус. старина. 1875. N 9. С. 153 — 155.

В Министерство внутренних дел были переданы цензурные учреждения и суммы на их содержание. По Указу от 25 января 1863 г. главой цензурного ведомства временно стал председатель С.-Петербургского цензурного комитета Н. В. Медем. Кроме обязанностей по руководству этим комитетом на него были возложены и дополнительные: сообщение всем цензурным учреждениям распоряжений министра внутренних дел, ведение переговоров с другими ведомствами, дела по личному составу цензурного ведомства и по периодической печати <7>. ——————————— <7> ПСЗ. Собр. 2. Т. 38. N 39211.

Переход цензуры под контроль Министерства внутренних дел означал усиление ее охранительной функции, что было обусловлено определенными объективными основаниями. Государство вынуждено было защитить себя от развивающегося революционного движения и терроризма, получившего достаточно широкое распространение в России 60-х годов XIX в. Субъективные честолюбивые устремления министра внутренних дел графа П. А. Валуева совпали с потребностью охранять порядок в стране. Граф П. А. Валуев — государственный деятель новой для России формации. Отличительными чертами его были широкое образование, поразительная работоспособность, умение улавливать веяние времени и настроение верховной власти. Но особо важно отметить то, что Валуев оценил значение журналистики, знал журналистику изнутри, так как сам был публицистом, представлял характер творческого процесса и т. д. <8>. В одной из первых своих записок императору он утверждал: «Влияние прессы не подлежит никакому сомнению. Ни одно правительство, допускающее печатные толки в делах общественных, не пренебрегает пользою, которую может оказать ему печатный орган его собственных воззрений». В записке от 26 июня 1862 г. «О внутреннем состоянии России» Валуев подчеркивает: «Пресса стала неоспоримой силой. Это факт не исключительный, а общий, который вытекает из универсальных форм цивилизации» <9>. ——————————— <8> См.: Чернуха В. Г. Главное управление по делам печати в 1865 — 1881 гг. // Книжное дело в России во второй половине XIX — начале XX века: Сб. науч. тр. Вып. 6. СПб., 1992. С. 23 — 25. <9> Борисов А. В. Указ. соч. С. 94.

Необходимо обратить внимание на то, что именно П. А. Валуев стал основателем нового, более сложного и гибкого, подхода в создании цензурного режима в государстве: регулирование отношений с журналистикой не только через цензурный аппарат, но и через другие средства, объединенные понятием «покровительство правительства», но негласного, «чтобы не уронить доверия публики к изданию, на которое тотчас может упасть обвинение в подкупности». С другой стороны, покровительствовать надо тем изданиям, которые вызывают «интерес у читателей», ведутся талантливо. Под покровительством понималось оказание прямой материальной или иной поддержки. Александр II внял министру. Этим началась новая страница в истории цензуры: определенные издания стали получать правительственные льготы и оплачивали их содержанием публикуемых в них статей. Граф П. А. Валуев добился того, что такой газетой стало «Наше время» (редактор — Н. Ф. Павлов), затем более авторитетная газета «Голос» (редактор — А. А. Краевский), позднее, в конце 70 — 80-х годов, газеты «Отголоски», «Берег». Все эти издания не имели популярности в аудитории, поэтому вполне справедлива реплика газеты «Новое время» (редактор — А. С. Суворин) от 3 января 1881 г. по поводу кончины «Берега»: «Казенные и частные субсидии могут дать газете кратковременное существование, но не могут дать читателей» <10>. ——————————— <10> Жирков Г. В. Указ. соч. С. 130.

Одной из важных сторон программы министра внутренних дел П. А. Валуева в области журналистики было регулирование диапазона ее информации. Министр быстро оценил то, что журналистика несет обществу разностороннюю информацию. В этом была одна из основных забот любого издания. В связи с этим перед цензурным ведомством открывались новые возможности. Не обязательно было действовать только запретами. Так, период реформирования общества сопровождался обострением его внимания к проблемам политики. Министр внутренних дел стремился предоставить прессе такое поле деятельности, которое отвлекало бы ее от сосредоточенности на политических вопросах, а именно проблемы общественной и хозяйственной деятельности («земско-хозяйственные учреждения, новые предприятия, банки, заводы, железные дороги и т. д.»). «Это будет питать активность значительной части прессы, наряду с людьми, замечал П. А. Валуев в записке императору 26 июня 1862 г., — которые шумят и фрондируют в настоящее время потому, что им нечего делать» <11>. ——————————— <11> Валуев П. А. Дневник. М., 1961. Т. 2.

Делая краткий вывод, необходимо отметить, что программа П. А. Валуева усиливала цензурный режим. Он теперь поддерживался не только новым цензурным ведомством, но и целым рядом своеобразных мер, регуляторов социальной информации общества. Министерство внутренних дел закрепило за собой право определять цензурную политику, успешно организовывать работу, о чем говорит достаточно длительное существование Главного управления по делам печати, в течение полувека (1865 — 1917 гг.) осуществлявшего политику самодержавия в сфере печати.

——————————————————————



Статьи по теме: