Презентация на тему "как зимой помочь птицам". Как зимой помочь птицам? презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) на тему Окружающий мир как зимой помочь птицам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа № 95»

окружающий мир

1 класс «Перспективная начальная школа»

«Как помочь птицам зимой»

Черничкина Галина Валентиновна,

учитель начальных классов

МБОУ «НОШ № 95»

г. Челябинск


  • НИЦАСИ
  • БЕЙРОВО
  • КАРОСО
  • НАВОРО
  • ЗЕНЬПОЛПО
  • СЛЁКТ

Тема:

«Как помочь птицам зимой»

Цели:

1. Изучить …

2. Получить знания …

3. Подготовить…

4. Изготовить …



Давайте познакомимся с птицами, которые осенью никуда не улетают, зимуют в наших краях. Это зимующие птицы.

У них с осени образуется толстый слой подкожного жира, который помогает им переносить холод и голод.


Зимующие птицы нашего края

поползень


Рук нет,

А строить умеет.


Чёрный жилет, красный берет, Нос - как топор, хвост - как упор.

дятел


Озорной мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крохи собирает.

воробей


Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика.

синица


Чёрные птицы На ворону похожи, На грача тоже. Дружат с людьми, Кто они?

галка


Всю ночь летает - мышей добывает. А станет светло - спать летит в дупло.

сова


На голом суку сидит,

На весь двор кричит:

"Кар-кар-кар!"

Ворона


Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая!

Сорока


Известно с давних нам времен, Что эта птица - почтальон.

Голубь


Кто там прыгает , шуршит ,

Клювом шишки потрошит ?

Клё! клё! клё – поет со свистом.

Клёст


Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять.

Снегирь


Здесь и гам, и птичье пенье, Здесь есть даже угощенье: Крошки хлеба и пшено. Отгадайте, это что?

(КОРМУШКА)



« Не забывайте о нас,ребята, зимой! Устраивайте для нас птичьи столовые. Помогайте нам пережить трудное зимнее время » .

Трудно птицам, зимовать

Надо птицам помогать!

Распилить я попросил

Досточку еловую,

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую.




Урок окружающего мира.

Тема: Как зимой помочь птицам?
Цель: Не оставлять птиц в беде.

Задачи: 1) Познакомить с условиями жизни птиц зимой.

2) Развивать речь учащихся, умение наблюдать, делать выводы, учить работать в группах.

3) Воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к птицам.

Оборудование: презентация к уроку, тетради, учебник.Кормушки, изготовленные учащимися.

Иллюстрации: Мудрая черепаха, Муравьишка Вопросик.

Задания для групповой работы.

I Организационный момент.

А теперь проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

II Тема,цели урока.

Отгадайте, о ком мы будем говорить на уроке.

Это животные, тело которых покрыто перьями.

Но речь пойдет не обо всех птицах.

Многие птицы на юг улетают

Многие зиму у нас коротают

Галка, ворона, снегирь, воробей

Ну-ка ребята, их вспомни скорей.

Птиц, которые остаются у нас зимовать,

Как можно назвать одним словом? (зимующие)

Многие птицы нам знакомы. Давайте вспомним их. Отгадайте загадки.(загадки на слайдах)

III Подготовительная работа.

Посмотрите в окно. Какое время года сейчас? Почему?

Какие зимние месяцы вы знаете? Каждый месяц имеет свои особенности, которые народ излагал в песнях, стихах, загадках.(Дети читают стихи про зимние месяцы)

Все деревья в серебре

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз.

Обновил коньки, салазки,

Елку из лесу принес.

2) Месяц зимний,

Месяц снежный

Открывает первым год,

И со снегом и морозом

В гости к нам январь идет.

И щиплет уши детворе,

И красит щеки до красна

Уйдет февраль – придет весна.

А какой месяц на дворе?- какое сегодня число? Какой день недели?

Какая сегодня погода, что вы наблюдаете?

Давайте вместе подумаем, почему зимой нелегко приходится птицам?

Через пословицы и загадки попробуем разобраться в этом.

  1. Назовите-ка ребятки,месяц в этой вот загадке: дни его – всех дней короче,

всех ночей длиннее ночи, на поля и на луга до весны легли снега. Только месяц наш пройдет мы встречаем Новый год.

  1. Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега. То бураны,то метели на деревню налетели. По ночам мороз силен, днем капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это?
  2. Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадет,не вода уже, а лед.

Даже птице не летится, от мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи за месяц это?

IV Работа в группах.

Вставьте в пословицу нужное название месяца.

(Декабрь) зиму начинает,а год кончает.

(Январь) году начало, зиме середина.

(Февраль) зиму замыкает, весне дорогу показывает.

(Проверка сигнальными карточками.)

Вывод : Какая же погода бывает зимой? Представьте себе, что вы стали зайчиками. Покажите как трудно зайцам зимой?

V Физминутка.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть

1,2,3,4,5 надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,
Надо Зайке поскакать

1,2,3,4,5 надо зайке поскакать

Зайку кто-то напугал,

Зайка прыг и ускакал.
VI Новый материал.

А птички намного меньше зайцев.

Как думаете, легко ли им приходится зимой? (Дети читают стихотворение)

Известно что у птах
Нет ни халатов ватных, Ни байковых рубах!

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу и в град,

И под дождем, и в холода

На ветках сидя спят

И если долго снег идет

И долго длится вьюга

Тогда друзья приходится

Пичугам очень туго.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут птицы отыскать

Ни зернышка, ни крошки

И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей.

Вы задумывались, а где ночуют птички? Как они себя ведут во время морозов?

Для чего они поднимают перья? Почему перебираются к жилью человека?

Какую пользу приносят птицы людям?

Летом мы заслушиваемся пением птиц.

А как вы думаете, о чем разговаривают птицы зимой?

Давайте перенесемся в зимний лес и послушаем их голоса.

Почему так думаете? Объясните.

Вывод: - Как живется птицам зимой? (Птицам холодно и голодно зимой. Негде найти корм, если все занесено снегом.)

Сейчас мы узнаем, какие еще птицы зимуют в наших краях. Запомните как их зовут. Мы узнаем, как помочь птицам.

VII Презентация « Зимующие птицы» и фильм.

VIII Физминутка

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг- скок, прыг – скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки на плетень,

Тири-тири, тень, тень, тень!

Про каких птиц говорится в фильме?

IX Обобщение.

Продолжите фразу, начатую мной:

У синицы клюв тонкий, а у дятла (толстый)

Ворона большая,а воробей (маленький)

Снегирь малоподвижный, а синица (шустрая)

Синицы высиживают птенцов летом, а клест (зимой)

Если у синицы черная голова,то она какая? (черноголовая)

Если у сороки белый бок, то она? (белобокая)

Если у снегиря красная грудь, то он какой? (красногрудый)

Как называется птица, которая ползает по дереву? (поползень)

Вы запомнили кто как поет?

Воробей- чирикает

Ворона- каркает

Голубь- воркует

Сорока – стрекочет

X Работа с учебником.

Учебник стр.54

Рассмотрите птиц. Найдите: свиристеля, синицу и т.д.

Могут ли к вам прилететь к кормушке эти птички? Раскрасьте кружочки.

Учебник стр.55. Рассмотрите кормушки.

Чем можно подкармливать птиц?

Назовите птиц, которые лакомятся в природной столовой.

Птицы любят не только ягоды рябины, но и плоды ясеня, клена. Эти деревья надо охранять.

XI Работа в тетради.

С.24 Узнали птичек?

Давайте соединим название с картинкой.(Помоги соседу)

XII Тест.

XIII Итог урока.

Сегодня на уроке мы узнали о жизни птиц зимой. Мы с вами изготовили кормушки, теперь я спокойна, что вы не оставите птиц в беде. Несколько кормушек развесим возле школы и будем помогать птицам зимовать. А остальные вы повесите возле своих домов или в саду.

Как вы думаете, Мудрая черепаха и Муравьишка Вопросик остались довольны сегодняшним уроком?

Что понравилось вам на уроке?

Что не понравилось?

Окраской сероватая, Повадкой вороватая, Крикунья хрипловатая, Известная персона Кто это?

Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик. Не робей, Я бывалый ….

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая.

Кто там ловко и упорно Лазит острым клювом вниз? Это поползень проворный

Перед стайкою синиц.

Средь стужи и морозов Вывел клёст своих птенцов.

Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. Особенно часто пти-цы погибают в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден.

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть зерна нужна, Горсть одна – и не страшна Будет им зима.

Разве можно забывать, Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз, К своему окну. Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. А. Яшин

Действительно, зима – очень трудное время для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть больше, чем летом.

Для корма пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи и овсянки, преимущественно для них подходят и крошки пшеничного хлеба. Ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы. Они закисают в зобу у птицы, что может привести ее к гибели

Тема « Как зимой помочь птицам?»

Цели урока: познакомить учащихся с птицами, зимующими в наших краях, особенностями их поведения и условиями обитания; с устройством кормушек и видами корма; развивать речь, познавательную активность; воспитывать бережное отношение к пернатым, растить юных граждан, умеющих ценить и восхищаться красотой родного края.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать зимующих птиц на картинках и в природе; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, мультимедийный проектор, предметные и сюжетные картинки, школьный словарик « Птицы России», сигнальные карточки для оценивания результатов работы, картинки с видами кормушек.

Ход урока

    Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро».

Всем доброе утро. Желаю вам хорошего, доброго настроения в течение всего дня. Потрите ладоши. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно. А теперь за работу.

    Поисковый этап. Самоопределение к деятельности.

Ребята, послушайте загадку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (птица)

Как вы думаете, о ком будем говорить на уроке?

Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой?

(слайд)

    Практический этап.

Каких птиц вы знаете?

Какое сейчас время года?

Вспомните, каких птиц вы видели в наших краях зимой?

А сейчас мы с вами посмотрим на них. (Показ птиц на слайдах и рассказ о них).

Воробей – маленькая серенькая птичка. Воробей – птица самостоятельная: в обиду себя не даст и голодным не останется. Если найдёт что-нибудь съедобное, то сразу позовёт других воробьёв. Ночью воробьи сбиваются в плотную стайку и греют друг друга: те, кто внутри согрелись, наружу перемещаются, а те, кто снаружи озяб, поглубже протискиваются.

Синица имеет жёлтую грудку, зимой все синицы сбиваются в стаи. В это время года они также часто ищут пропитания в садах.

Свиристель – птица с хохолком на голове. В давние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист, визг». Название птицы – свиристель – и название музыкального инструмента – свирель – родственные слова.

В парке, в саду, у кормушек в стайке можно увидеть поползня. Эта маленькая короткохвостая птичка сразу привлекает внимание своей способностью быстро бегать по стволу дерева вниз головой. Всё тёплое время года питаются эти птички насекомыми и вредителями. Зимой приходится садиться им на растительную диету.

Дятел птица заметная. На голове у него ярко красная шапочка. Клюв прочный и острый. Быстро передвигаясь по стволу дерева, птица простукивает ствол, словно медицинским молоточком. Дятел питается червяками, жуками и другими насекомыми, которые портят дерево. Но и дятлу зимой трудно прокормиться, приходится питаться хвойными шишками.

Дрозды довольно крупные птицы. Самые холодоустойчивые из дроздов – рябинники. При большом уражае рябины, боярышника и других ягод, растущих на кустах, эти дрозды остаются у нас в течение всей зимы.

Ребята, как я уже сказала, эти птицы не улетают от нас на зиму. Мне хотелось бы вам рассказать о птицах, которые прилетают к нам на зиму.

Снегири появляются у нас вместе со снегом. Увидеть снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. Снегири – птицы солидные. Не торопясь, перелетают они стайками с дерева на дерево, вежливо уступая самкам лучшие гроздья рябины.

Не случайно эту небольшую яркую птичку люди прозвали попугаем хвойных лесов. Основное место обитания клеста – еловые, сосновые и пихтовые леса. Основной цвет оперения красно-вишневый. Клесты обладатели одного из самых удивительных клювов в мире пернатых. Концы верхней и нижней частей клюва клеста перекрещиваются и образуют своеобразный инструмент, позволяющий птице легко извлекать семена из шишек ели, лиственницы и даже сосны. Это единственные птицы, которые выводят птенцов зимой, даже при 28 градусах мороза.

Работа в группах

Ребята, вы внимательно слушали, смотрели. А теперь вам такое задание: разместите около кормушки птиц, зимующих в наших краях. (Даны зимующие перелетные птицы).

Проверка выполненного задания: объясните, почему остальные птицы не могут прилететь к кормушке?

Физкультминутка

Практическая работа

Послушайте загадку.

Здесь и гам, и птичье пенье,

Здесь есть даже угощенье:

Крошки хлеба и пшено

Отгадайте, что оно? (кормушка)

Для чего нужны кормушки?

Конечно, ребята, зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И всё же птицы нередко голодают. Особенно им трудно во время метели, снегопада, сильного мороза. В такую погоду из 10 синиц выживают только две.

Как мы можем помочь птицам зимой? У кого дома есть кормушки для птиц? Из чего они сделаны? Сейчас я вам покажу, какие кормушки для птиц можно изготовить. Сегодня на уроке вы сами изготовите кормушку для птиц из бумажного пакета. (Учащиеся делают кормушку по схеме-инструкции, которая дана в рабочей тетради)

Работа в тетрадях на печатной основе

Кормушку мы сделали. Теперь нужно правильно выбрать корм для птиц. Рассмотрите рисунок внизу. Чем можно подкармливать птиц? Выполните задание 3. Есть у птиц и природные столовые. (Показ и беседа по иллюстрации)

Рефлексивно-оценочный этап

Вернёмся к учебным задачам урока. Вы научились различать птиц, которые живут у нас зимой? Сейчас мы это проверим. Отгадайте загадки и покажите этих птиц. (На столе разложены картинки с изображением птиц)

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой –

Всё равно он будет мой. (Дятел)

Красногрудый, чёрнокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей

Кто это? (Воробей)

Если желтая с боков,

И на веточку садится –

Ищет мошек, червяков,

Значит, встретилась… (Синица)

Чем можно подкармливать птиц зимой?

Оценивание работы на уроке

Ученики показывают один из смайликов и объясняют свой выбор.

Ребята, а закончить наш урок мне хотелось бы стихотворением А. Яшина «Покормите птиц!»

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

























Включить эффекты

1 из 25

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Просто презентация из фотография без текста и каких-либо пояснений что же изображено на экране. Такой powerpoint материал подойдет только для сопровождения вашего рассказа, не более.

Дмитрий Иванов

Хорошая презентация, которая будет отличным дополнением к вашему выступлению, так как в основном состоит из картинок-изображений зимующих птичек. А так же материал поможет рассказать детишкам, чем именно подкармливать наших пернатых друзей в суровую зиму.

Валерия Русакова

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация на тему "Как зимой помочь птицам" подготовлена для показа на уроках окружающего мира и подойдет для сопровождения вашего рассказа о птицах, так как разработка состоит из фотографий пернатых, которые переживают зиму. Так же есть текстовый материал, который расскажет как и чем помочь птичкам зимой.

  1. Фотографии
  2. Птицы
  3. Чем кормить птиц

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Макарова Елена Михайловна

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

      Набор фотографи / фотоотчет

Слайд 1

Презентацию подготовила

Макарова Елена Михайловна

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №1» г.Емвы

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Голуби разворковались - установится хорошая погода.

Голуби прячутся - к ненастью.

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы.

Слайд 20

Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс, пшено охотно съедят синицы, воробьи.

Слайд 21

Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить.

Слайд 22

Слайд 23

С утра и до позднего вечера

Освоив полянки страниц

Хозяйствует в книжке доверчиво

Раздольная музыка птиц.

Аможет быть, с этого времени

Наступит иная пора –

Истанет для птичьего племени

Милее ещё детвора?!

Порадуют снова пернатые

Руладами сердце и слух,

Икрепче подружат с юннатами

Речушка и роща, и луг.

От неба до мира подводного

Давайте ж, как Родины речь,

Умом и душой благородною

Здоровье планеты беречь!

Единое многообразие

Мы будем ценить неспроста,

Любя и Европу, и Азию,

И наши родные места!

Сохраним природу Земли!

Слайд 24

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ!

Слайд 25

Посмотреть все слайды

Конспект

Цель

Задачи:

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие:

Методы и приемы:

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.

Почему? (ответы детей).

Ребята, а что это за шум?

Появляется синичка:

Воробей:

Синичка:

Появляется ворона:

Читают ученики:

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей.

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

"Спасибо вам великое!".

Появляется сорока:

Воробей недовольно:

Сорока возмущенно:

Воробей недовольно:

Нет, не верю все равно!

Синичка задумчиво:

Встал воробушек на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух.

И скорей за парту плюх

Синичка:

Воробей:

Синичка:

(Улетают)

Под карнизом обитаю.

(воробей) Слайды 2-3

2) Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой

По дереву стучу,

Что-то я достать хочу.

Хоть и скрылся под корой -

Спиною зеленовата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

(Свиристели) Слайды 10-11

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

�Слайд 16

.(клёст) Слайд 17

Ну а кто скажите нам

Ловко лазит по стволам:

Вверх и вниз и тут и там?

Кто мелькает целый день?

Это птица…(Поползень)

Настоящий акробат –

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Если б только- только- только

Если б только на планете

Если б только все земляне

Всё живое берегли.

То, возможно-можно-можно,

То, наверно-верно-верно,

Книги Красной точно-точно

Никогда б не завели.

А-а! Крокодилы! Бегемоты!

А-а! Обезьяны! Кашалоты!

И пускай у этой речки,

И пускай в зелёной роще

И пускай в лесу тенистом

Слышен гомон птичих стай!

Ты запомни-помни-помни,

Что б сберечь природу-надо

Всем на этом белом свете

Ты, как можешь, помоги!

Литература.

Интернет-ресурсы.

Внеклассное мероприятие для учеников первых классов

Цель : Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.

Задачи:

Образовательные:

Формирование экологического представления детей об окружающем мире.

Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах нашего края.

Обогащать пассивный словарь детей. Активизировать речь детей.

Воспитательные:

Помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, справедливости к окружающему миру.

Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, милосердии.

Развивающие:

Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.

Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

Методы и приемы:

Игровой, словесный, наглядный.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.

Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (Звучит отрывок записи «Пение птиц»).

Итак, что вы представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).

А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение? (ответы детей).

Почему? (ответы детей).

Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).

Когда ты идёшь по тропинке лесной,�Вопросы тебя обгоняют гурьбой.�Одно “почему" меж деревьями мчится,�Другое пчелою забралось в цветок,�А третье – лягушкою скок в ручеёк.�Пойдём - ка, дружок, по тропинке вдвоём�Ответы поищем под снежным шатром.

Ребята, а что это за шум?

Появляется взъерошенный воробей: (пятиклассники)

Ой, спасите! Караул!�Кто в меня снежком пульнул?�Эти скверные мальчишки�Жить мешают воробьишкам.�То снежками, то рогаткой!�А ведь нам и так не сладко!

Появляется синичка:

Бр- р! Какой мороз трескучий!�Где бы спрятаться получше?�Замерзаю на лету!�Может быть, согреюсь тут? (Замечает воробья)

Чик-чирикин! Что с тобой?�Ты взъерошенный такой!�Может, кто тебя обидел?�Или ты кота увидел?

Воробей:

Ой, соседка! Тише! Тише!�Видишь там троих мальчишек�Бессердечных, злых и грубых?�Хорошо им в теплых шубах,�В шапках, в куртках меховых!�Еле вырвался от них!

Синичка:

Я, сосед, с тобой согласна!�Птичья жизнь зимой ужасна!�Против нас мороз, бураны,�Да еще и хулиганы!�Нас выслеживают кошки,�И во рту с утра не крошки!�Червячков и мошек нет,�А без них какой обед?�Ой, как трудно жить на свете!�Что нам делать? Кто ответит?

Появляется ворона:

Ну, морозы! Ну морозы!�Нос наружу – ой-ой-ой!�Даже белые березы�В серой корке ледяной.�И голодная синица�Тихо плачет у окна:�«Негде греться и кормиться, �Ни козявки, ни зерна.�День дымится морозной далью�Ночи снежны и темны,�Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны!

Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам зимой? (ответы детей).� - Правильно, птицам на помощь должны прийти люди.

Читают ученики:

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей.

Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наше занятие сегодня будет посвящено птицам: как помочь им пережить трудное зимнее время. Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. Сегодня, 15 января, самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц.

Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (ответы детей).

Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок. Кукушка, в пищу которой идут крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 тыс.; грач, следя за плугом, способен уничтожить до 400 червей. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь.

С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? (ответы детей).

В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь.

Как же люди могут помочь птицам зимой? (ответы детей)

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом

Ребята, а у кого из вас есть дома кормушка?

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

"Спасибо вам великое!".

Слышите, опять какой- то шум. Наверно ещё кто-то пожаловал к нам в гости.

Появляется сорока:

Добрый день, синичка! Здравствуй!�Чик - чирикин, как дела?�Ой, не терпится похвастать-�Я сегодня принесла�Сногсшибательную весть:�Будет всем нам, что поесть:�Рассказала мне подружка�Про какие-то кормушки.�Дескать, дети есть такие-�Ну, совсем, совсем не злые, �А, как раз наоборот,�Помогают птицам! Вот!

Воробей недовольно:

Перестань трещать сорока,�О еде, о жизни легкой,�Да еще о добрых детях.�Сказки нет глупей на свете!�Не поверю никогда,�Будто где-то ждет еда!�Никому мы не нужны.�Эх, дожить бы до весны….

Сорока возмущенно:

Чик - чирикин, Ты не прав!�Разузнала я вчера:�Эти славные ребята�Называются юннаты.�Так летим же в школьный сад,�Ведь кормушки там висят.�Их, поверьте, там немало.�Есть на них зерно и сало,�Крошки хлеба и пшено!

Воробей недовольно:

Нет, не верю все равно!

Синичка задумчиво:

А вот я бы полетела.�Что-то кушать захотела�Я еще два дня назад.�Кто со мною в школьный сад?

Так и быть, я полечу-� Я всю зиму есть хочу.

Давайте и мы встанем и отдохнём немножко (Физминутка)

Встал воробушек на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух.

И скорей за парту плюх

Появляются не спеша, синичка и воробей.

Синичка:

Ах, какой чудесный пир!�Я теперь люблю весь мир!�Был жестоким день обычный,�Оказалось, не со зла.�Людям я не безразлична!�Я нужна им! Ну, дела!

Воробей:

Да, в саду я убедился:�На сороку зря сердился.�И теперь уж наяву�До весны я доживу!�А весной мы дружно вместе�Будем петь вам, люди, песни,�Защищать от злой беды�Огороды и сады.�Ведь на сытый-то желудок�Нам, пернатым, ерунда�И любое время суток,�И снега, и холода!�Обращается к синичке:�Ты со мной согласна?

Синичка:

Да!Я, сосед, с тобой согласна!�Как на свете жить прекрасно!

(Улетают)

Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила.�- Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки т.д.�- Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени.�- Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.�- Корма класть немного, чтобы подкормить, поддержать птиц в трудное время. Интересно наблюдать за птицами во время кормления, как быстро они слетаются, как общаются друг с другом.

А сейчас ребята, мы с вами разгадаем загадки и вспомним, каких же птиц мы можем увидеть на наших кормушках и узнаем о них много интересного.

1) Я весь день ловлю жуков,�Ем букашек, червяков.�Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Прыг-скок! Не робей!�Я бывалый ….

(воробей) Слайды 2-3

Учитель: По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Давно замечено: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, как вы думаете?

Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло. А если воробьи дружно расчирикались – жди оттепель.

2) Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой(снегирь) Слайды 4-5

Учитель: Зимой в наших краях появляется много снегирей. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные. Как только подтает, птицы улетают.

По дереву стучу,

Что-то я достать хочу.

Хоть и скрылся под корой -

Червячок-то будет мой! (Дятел) Слайды 6-7

Учитель: Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый дятел, или дятел обыкновенный. За один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А спит дятел в своём гнезде – в дупле зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте. Эту птицу называют «лесным доктором». Почему?

Ребята, а что такое: "кузница дятла"? (Ствол дерева или пень, где дятел долбит шишку, добывая семена.)

Спиною зеленовата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица) Слайды 8-9

Учитель: Синицы – юркие маленькие птички. Они проворно перелетают с ветки на ветку в кустах и кронах деревьев. Часто можно увидеть, как они сидят на ветках, свесившись головой вниз. Синицы продолжают собирать вредителей даже зимой

Выгоняют холода �Птиц из леса в города. �На рябину налетели �Дружной стаей …

(Свиристели) Слайды 10-11

Свиристель живёт в тайге. Это леса хвойные, густые. Птенцов свиристель кормит комарами, которых в тайге видимо-невидимо. Кроме комаров свиристель питается ягодами рябины, калины, клюквы. Но с приходом зимы комары исчезают, а ягод становится всё меньше. Поэтому птицы собираются в стаи и летят южнее, туда, где ещё можно найти корм.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая (сорока) Слайды 12-13

Ради большей безопасности сороки ночуют стаями. Излишки пищи они прячут в ямах, которые выкапывают в земле. Сороки также славятся неравнодушным отношением к блестящим предметам. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.

Окраска - сероватая,�Повадка вороватая.�Крикунья хрипловатая-�Известная персона.�Это... (Ворона.) Слайды 14-15�

Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка!

Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая.

Вот сколько птиц прилетело на кормушку.

Каких же ещё птиц мы можем встретить в нашей местности зимой?

Известно с давних нам времен, Что эта птица – почтальон (голубь) Слайд 16

Это довольно красивая птица - мало кто еще обладает таким быстрым, уверенным полетом.Благодаря скорости и способности к ориентации одомашненные голуби издавна использовались как средство связи.

Кто в лесу живет сосновом,�Носит крестит на носу?�И гнездо плетет в ту пору,�Когда пурга поет в лесу?�Не страшны ему метели,�Гнезда вьет зимой на ели.�Крик его отрывист, прост,�Криворотый красный….(клёст) Слайд 17

Учитель: Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы. А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка.

Ну а кто скажите нам

Ловко лазит по стволам:

Вверх и вниз и тут и там?

Кто мелькает целый день?

Это птица…(Поползень)

Настоящий акробат –

Чистит все стволы подряд. Слайд 18

Поползня вы могли и не видеть, но эта птичка живёт у нас круглый год. Своё имя эта птица получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу и подпрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева.

Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить.

Какой корм дадим каждой птичке? (ответы детей)

Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи. Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. Можно давать пшено, хлебные крошки (только пшеничные!) Слайды 19-21

Как вы думаете, ребята, есть ли у птиц зимой природные столовые? (ответы детей)

У птиц есть природные столовые. Например, деревья рябины. Берегите рябину! Не ломайте ее ветки, чтобы не разрушать птичью столовую. Слайд 22

Заботясь о птицах, мы охраняем природу. М. Пришвин говорил: “ Охранять природу - значит охранять свою Родину".

Ученик читает стихотворение «Покормите птиц зимой» (Александр Яшин)

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Наше занятие подходит к концу. Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней и богатым урожаем, который они спасут от вредителей. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.

Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни. Послушайте ёще одно стихотворение и прочитайте, что получится из первых букв каждой строчки. Слайд 23

Пятиклассники исполняют песню (слова у детей на столе, кто хорошо умеет читать - помогают):

Если б только- только- только

Если б только на планете

Если б только все земляне

Всё живое берегли.

То, возможно-можно-можно,

То, наверно-верно-верно,

Книги Красной точно-точно

Никогда б не завели.

Припев: А-а! Здравствуйте, горы вот такой вышины!

А-а! Здравствуйте, реки вот такой ширины!

А-а! Крокодилы! Бегемоты!

А-а! Обезьяны! Кашалоты!

А- а! И зелёный попугай! (2 раза)

И пускай у этой речки,

И пускай в зелёной роще

И пускай в лесу тенистом

Слышен гомон птичих стай!

Ты запомни-помни-помни,

Что б сберечь природу-надо

Всем на этом белом свете

Ты, как можешь, помоги!

Литература.

Газета “Педсовет", 2006–2008 гг.

Сборник загадок: Пособие для учителя/ сост. М.Т. Карпенко - М.: Просвещение, 1988.

Газета “Педагогическое творчество", 2006 - 2008 гг.

Интернет-ресурсы.

Кухтина А.Л. Помоги зимующим птицам. Методические рекомендации к проведению месячника. Комсомольск- на- Амуре: Агора, 2005.

Скачать конспект

Статьи по теме: