Презентация на тему "как зимой помочь птицам". Как зимой помочь птицам? презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) на тему Окружающий мир как зимой помочь птицам
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 95»
окружающий мир
1 класс «Перспективная начальная школа»
«Как помочь птицам зимой»
Черничкина Галина Валентиновна,
учитель начальных классов
МБОУ «НОШ № 95»
г. Челябинск
- НИЦАСИ
- БЕЙРОВО
- КАРОСО
- НАВОРО
- ЗЕНЬПОЛПО
- СЛЁКТ
Тема:
«Как помочь птицам зимой»
Цели:
1. Изучить …
2. Получить знания …
3. Подготовить…
4. Изготовить …
Давайте познакомимся с птицами, которые осенью никуда не улетают, зимуют в наших краях. Это зимующие птицы.
У них с осени образуется толстый слой подкожного жира, который помогает им переносить холод и голод.
Зимующие птицы нашего края
поползень
Рук нет,
А строить умеет.
Чёрный жилет, красный берет, Нос - как топор, хвост - как упор.
дятел
Озорной мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крохи собирает.
воробей
Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика.
синица
Чёрные птицы На ворону похожи, На грача тоже. Дружат с людьми, Кто они?
галка
Всю ночь летает - мышей добывает. А станет светло - спать летит в дупло.
сова
На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
"Кар-кар-кар!"
Ворона
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая!
Сорока
Известно с давних нам времен, Что эта птица - почтальон.
Голубь
Кто там прыгает , шуршит ,
Клювом шишки потрошит ?
– Клё! клё! клё – поет со свистом.
Клёст
Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять.
Снегирь
Здесь и гам, и птичье пенье, Здесь есть даже угощенье: Крошки хлеба и пшено. Отгадайте, это что?
(КОРМУШКА)
« Не забывайте о нас,ребята, зимой! Устраивайте для нас птичьи столовые. Помогайте нам пережить трудное зимнее время » .
Трудно птицам, зимовать
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досточку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
Урок окружающего мира.
Тема:
Как зимой помочь птицам?
Цель:
Не оставлять птиц в беде.
Задачи: 1) Познакомить с условиями жизни птиц зимой.
2) Развивать речь учащихся, умение наблюдать, делать выводы, учить работать в группах.
3) Воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к птицам.
Оборудование: презентация к уроку, тетради, учебник.Кормушки, изготовленные учащимися.
Иллюстрации: Мудрая черепаха, Муравьишка Вопросик.
Задания для групповой работы.
I Организационный момент.
А теперь проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
II Тема,цели урока.
Отгадайте, о ком мы будем говорить на уроке.
Это животные, тело которых покрыто перьями.
Но речь пойдет не обо всех птицах.
Многие птицы на юг улетают
Многие зиму у нас коротают
Галка, ворона, снегирь, воробей
Ну-ка ребята, их вспомни скорей.
Птиц, которые остаются у нас зимовать,
Как можно назвать одним словом? (зимующие)
Многие птицы нам знакомы. Давайте вспомним их. Отгадайте загадки.(загадки на слайдах)
III Подготовительная работа.
Посмотрите в окно. Какое время года сейчас? Почему?
Какие зимние месяцы вы знаете? Каждый месяц имеет свои особенности, которые народ излагал в песнях, стихах, загадках.(Дети читают стихи про зимние месяцы)
Все деревья в серебре
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз.
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу принес.
2) Месяц зимний,
Месяц снежный
Открывает первым год,
И со снегом и морозом
В гости к нам январь идет.
И щиплет уши детворе,
И красит щеки до красна
Уйдет февраль – придет весна.
А какой месяц на дворе?- какое сегодня число? Какой день недели?
Какая сегодня погода, что вы наблюдаете?
Давайте вместе подумаем, почему зимой нелегко приходится птицам?
Через пословицы и загадки попробуем разобраться в этом.
- Назовите-ка ребятки,месяц в этой вот загадке: дни его – всех дней короче,
всех ночей длиннее ночи, на поля и на луга до весны легли снега. Только месяц наш пройдет мы встречаем Новый год.
- Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега. То бураны,то метели на деревню налетели. По ночам мороз силен, днем капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это?
- Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадет,не вода уже, а лед.
Даже птице не летится, от мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи за месяц это?
IV Работа в группах.
Вставьте в пословицу нужное название месяца.
(Декабрь) зиму начинает,а год кончает.
(Январь) году начало, зиме середина.
(Февраль) зиму замыкает, весне дорогу показывает.
(Проверка сигнальными карточками.)
Вывод : Какая же погода бывает зимой? Представьте себе, что вы стали зайчиками. Покажите как трудно зайцам зимой?
V Физминутка.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть
1,2,3,4,5 надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо Зайке поскакать
1,2,3,4,5 надо зайке поскакать
Зайку кто-то напугал,
Зайка прыг и ускакал.
VI Новый материал.
А птички намного меньше зайцев.
Как думаете, легко ли им приходится зимой? (Дети читают стихотворение)
Известно что у птах
Нет ни халатов ватных, Ни байковых рубах!
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу и в град,
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спят
И если долго снег идет
И долго длится вьюга
Тогда друзья приходится
Пичугам очень туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут птицы отыскать
Ни зернышка, ни крошки
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей.
Вы задумывались, а где ночуют птички? Как они себя ведут во время морозов?
Для чего они поднимают перья? Почему перебираются к жилью человека?
Какую пользу приносят птицы людям?
Летом мы заслушиваемся пением птиц.
А как вы думаете, о чем разговаривают птицы зимой?
Давайте перенесемся в зимний лес и послушаем их голоса.
Почему так думаете? Объясните.
Вывод: - Как живется птицам зимой? (Птицам холодно и голодно зимой. Негде найти корм, если все занесено снегом.)
Сейчас мы узнаем, какие еще птицы зимуют в наших краях. Запомните как их зовут. Мы узнаем, как помочь птицам.
VII Презентация « Зимующие птицы» и фильм.
VIII Физминутка
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг- скок, прыг – скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень, тень, тень!
Про каких птиц говорится в фильме?
IX Обобщение.
Продолжите фразу, начатую мной:
У синицы клюв тонкий, а у дятла (толстый)
Ворона большая,а воробей (маленький)
Снегирь малоподвижный, а синица (шустрая)
Синицы высиживают птенцов летом, а клест (зимой)
Если у синицы черная голова,то она какая? (черноголовая)
Если у сороки белый бок, то она? (белобокая)
Если у снегиря красная грудь, то он какой? (красногрудый)
Как называется птица, которая ползает по дереву? (поползень)
Вы запомнили кто как поет?
Воробей- чирикает
Ворона- каркает
Голубь- воркует
Сорока – стрекочет
X Работа с учебником.
Учебник стр.54
Рассмотрите птиц. Найдите: свиристеля, синицу и т.д.
Могут ли к вам прилететь к кормушке эти птички? Раскрасьте кружочки.
Учебник стр.55. Рассмотрите кормушки.
Чем можно подкармливать птиц?
Назовите птиц, которые лакомятся в природной столовой.
Птицы любят не только ягоды рябины, но и плоды ясеня, клена. Эти деревья надо охранять.
XI Работа в тетради.
С.24 Узнали птичек?
Давайте соединим название с картинкой.(Помоги соседу)
XII Тест.
XIII Итог урока.
Сегодня на уроке мы узнали о жизни птиц зимой. Мы с вами изготовили кормушки, теперь я спокойна, что вы не оставите птиц в беде. Несколько кормушек развесим возле школы и будем помогать птицам зимовать. А остальные вы повесите возле своих домов или в саду.
Как вы думаете, Мудрая черепаха и Муравьишка Вопросик остались довольны сегодняшним уроком?
Что понравилось вам на уроке?
Что не понравилось?
Окраской сероватая, Повадкой вороватая, Крикунья хрипловатая, Известная персона Кто это?
Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик. Не робей, Я бывалый ….
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая.
Кто там ловко и упорно Лазит острым клювом вниз? Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
Средь стужи и морозов Вывел клёст своих птенцов.
Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. Особенно часто пти-цы погибают в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден.
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть зерна нужна, Горсть одна – и не страшна Будет им зима.
Разве можно забывать, Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз, К своему окну. Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. А. Яшин
Действительно, зима – очень трудное время для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть больше, чем летом.
Для корма пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи и овсянки, преимущественно для них подходят и крошки пшеничного хлеба. Ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы. Они закисают в зобу у птицы, что может привести ее к гибели
Тема « Как зимой помочь птицам?»
Цели урока: познакомить учащихся с птицами, зимующими в наших краях, особенностями их поведения и условиями обитания; с устройством кормушек и видами корма; развивать речь, познавательную активность; воспитывать бережное отношение к пернатым, растить юных граждан, умеющих ценить и восхищаться красотой родного края.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать зимующих птиц на картинках и в природе; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, мультимедийный проектор, предметные и сюжетные картинки, школьный словарик « Птицы России», сигнальные карточки для оценивания результатов работы, картинки с видами кормушек.
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро».
Всем доброе утро. Желаю вам хорошего, доброго настроения в течение всего дня. Потрите ладоши. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно. А теперь за работу.
Поисковый этап. Самоопределение к деятельности.
Ребята, послушайте загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица)
Как вы думаете, о ком будем говорить на уроке?
Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой?
(слайд)
Практический этап.
Каких птиц вы знаете?
Какое сейчас время года?
Вспомните, каких птиц вы видели в наших краях зимой?
А сейчас мы с вами посмотрим на них. (Показ птиц на слайдах и рассказ о них).
Воробей – маленькая серенькая птичка. Воробей – птица самостоятельная: в обиду себя не даст и голодным не останется. Если найдёт что-нибудь съедобное, то сразу позовёт других воробьёв. Ночью воробьи сбиваются в плотную стайку и греют друг друга: те, кто внутри согрелись, наружу перемещаются, а те, кто снаружи озяб, поглубже протискиваются.
Синица имеет жёлтую грудку, зимой все синицы сбиваются в стаи. В это время года они также часто ищут пропитания в садах.
Свиристель – птица с хохолком на голове. В давние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист, визг». Название птицы – свиристель – и название музыкального инструмента – свирель – родственные слова.
В парке, в саду, у кормушек в стайке можно увидеть поползня. Эта маленькая короткохвостая птичка сразу привлекает внимание своей способностью быстро бегать по стволу дерева вниз головой. Всё тёплое время года питаются эти птички насекомыми и вредителями. Зимой приходится садиться им на растительную диету.
Дятел птица заметная. На голове у него ярко красная шапочка. Клюв прочный и острый. Быстро передвигаясь по стволу дерева, птица простукивает ствол, словно медицинским молоточком. Дятел питается червяками, жуками и другими насекомыми, которые портят дерево. Но и дятлу зимой трудно прокормиться, приходится питаться хвойными шишками.
Дрозды довольно крупные птицы. Самые холодоустойчивые из дроздов – рябинники. При большом уражае рябины, боярышника и других ягод, растущих на кустах, эти дрозды остаются у нас в течение всей зимы.
Ребята, как я уже сказала, эти птицы не улетают от нас на зиму. Мне хотелось бы вам рассказать о птицах, которые прилетают к нам на зиму.
Снегири появляются у нас вместе со снегом. Увидеть снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. Снегири – птицы солидные. Не торопясь, перелетают они стайками с дерева на дерево, вежливо уступая самкам лучшие гроздья рябины.
Не случайно эту небольшую яркую птичку люди прозвали попугаем хвойных лесов. Основное место обитания клеста – еловые, сосновые и пихтовые леса. Основной цвет оперения красно-вишневый. Клесты обладатели одного из самых удивительных клювов в мире пернатых. Концы верхней и нижней частей клюва клеста перекрещиваются и образуют своеобразный инструмент, позволяющий птице легко извлекать семена из шишек ели, лиственницы и даже сосны. Это единственные птицы, которые выводят птенцов зимой, даже при 28 градусах мороза.
Работа в группах
Ребята, вы внимательно слушали, смотрели. А теперь вам такое задание: разместите около кормушки птиц, зимующих в наших краях. (Даны зимующие перелетные птицы).
Проверка выполненного задания: объясните, почему остальные птицы не могут прилететь к кормушке?
Физкультминутка
Практическая работа
Послушайте загадку.
Здесь и гам, и птичье пенье,
Здесь есть даже угощенье:
Крошки хлеба и пшено
Отгадайте, что оно? (кормушка)
Для чего нужны кормушки?
Конечно, ребята, зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И всё же птицы нередко голодают. Особенно им трудно во время метели, снегопада, сильного мороза. В такую погоду из 10 синиц выживают только две.
Как мы можем помочь птицам зимой? У кого дома есть кормушки для птиц? Из чего они сделаны? Сейчас я вам покажу, какие кормушки для птиц можно изготовить. Сегодня на уроке вы сами изготовите кормушку для птиц из бумажного пакета. (Учащиеся делают кормушку по схеме-инструкции, которая дана в рабочей тетради)
Работа в тетрадях на печатной основе
Кормушку мы сделали. Теперь нужно правильно выбрать корм для птиц. Рассмотрите рисунок внизу. Чем можно подкармливать птиц? Выполните задание 3. Есть у птиц и природные столовые. (Показ и беседа по иллюстрации)
Рефлексивно-оценочный этап
Вернёмся к учебным задачам урока. Вы научились различать птиц, которые живут у нас зимой? Сейчас мы это проверим. Отгадайте загадки и покажите этих птиц. (На столе разложены картинки с изображением птиц)
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Всё равно он будет мой. (Дятел)
Красногрудый, чёрнокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей
Кто это? (Воробей)
Если желтая с боков,
И на веточку садится –
Ищет мошек, червяков,
Значит, встретилась… (Синица)
Чем можно подкармливать птиц зимой?
Оценивание работы на уроке
Ученики показывают один из смайликов и объясняют свой выбор.
Ребята, а закончить наш урок мне хотелось бы стихотворением А. Яшина «Покормите птиц!»
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Включить эффекты
1 из 25
Отключить эффекты
Смотреть похожие
Код для вставки
ВКонтакте
Одноклассники
Телеграм
Рецензии
Просто презентация из фотография без текста и каких-либо пояснений что же изображено на экране. Такой powerpoint материал подойдет только для сопровождения вашего рассказа, не более.
Дмитрий Иванов
Хорошая презентация, которая будет отличным дополнением к вашему выступлению, так как в основном состоит из картинок-изображений зимующих птичек. А так же материал поможет рассказать детишкам, чем именно подкармливать наших пернатых друзей в суровую зиму.
Валерия Русакова
Добавить свою рецензию
Аннотация к презентации
Презентация на тему "Как зимой помочь птицам" подготовлена для показа на уроках окружающего мира и подойдет для сопровождения вашего рассказа о птицах, так как разработка состоит из фотографий пернатых, которые переживают зиму. Так же есть текстовый материал, который расскажет как и чем помочь птичкам зимой.
- Фотографии
- Птицы
- Чем кормить птиц
Для проведения урока учителем
Набор фотографи / фотоотчет
Формат
pptx (powerpoint)
Количество слайдов
Макарова Елена Михайловна
Аудитория
Слова
Конспект
Присутствует
Предназначение
Слайд 1
Презентацию подготовила
Макарова Елена Михайловна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №1» г.Емвы
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Голуби разворковались - установится хорошая погода.
Голуби прячутся - к ненастью.
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы.
Слайд 20
Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс, пшено охотно съедят синицы, воробьи.
Слайд 21
Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить.
Слайд 22
Слайд 23
С утра и до позднего вечера
Освоив полянки страниц
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
Аможет быть, с этого времени
Наступит иная пора –
Истанет для птичьего племени
Милее ещё детвора?!
Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух,
Икрепче подружат с юннатами
Речушка и роща, и луг.
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородною
Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!
Сохраним природу Земли!
Слайд 24
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ!
Слайд 25
Посмотреть все слайды
Конспект
Цель
Задачи:
Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Методы и приемы:
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
Почему? (ответы детей).
Ребята, а что это за шум?
Появляется синичка:
Воробей:
Синичка:
Появляется ворона:
Читают ученики:
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
"Спасибо вам великое!".
Появляется сорока:
Воробей недовольно:
Сорока возмущенно:
Воробей недовольно:
Нет, не верю все равно!
Синичка задумчиво:
Встал воробушек на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух.
И скорей за парту плюх
Синичка:
Воробей:
Синичка:
(Улетают)
Под карнизом обитаю.
(воробей) Слайды 2-3
2) Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
По дереву стучу,
Что-то я достать хочу.
Хоть и скрылся под корой -
Спиною зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
(Свиристели) Слайды 10-11
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
�Слайд 16
.(клёст) Слайд 17
Ну а кто скажите нам
Ловко лазит по стволам:
Вверх и вниз и тут и там?
Кто мелькает целый день?
Это птица…(Поползень)
Настоящий акробат –
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Если б только- только- только
Если б только на планете
Если б только все земляне
Всё живое берегли.
То, возможно-можно-можно,
То, наверно-верно-верно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели.
А-а! Крокодилы! Бегемоты!
А-а! Обезьяны! Кашалоты!
И пускай у этой речки,
И пускай в зелёной роще
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичих стай!
Ты запомни-помни-помни,
Что б сберечь природу-надо
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помоги!
Литература.
Интернет-ресурсы.
Внеклассное мероприятие для учеников первых классов
Цель : Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.
Задачи:
Образовательные:
Формирование экологического представления детей об окружающем мире.
Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.
Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах нашего края.
Обогащать пассивный словарь детей. Активизировать речь детей.
Воспитательные:
Помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, справедливости к окружающему миру.
Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, милосердии.
Развивающие:
Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".
Методы и приемы:
Игровой, словесный, наглядный.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (Звучит отрывок записи «Пение птиц»).
Итак, что вы представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).
А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение? (ответы детей).
Почему? (ответы детей).
Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).
Когда ты идёшь по тропинке лесной,�Вопросы тебя обгоняют гурьбой.�Одно “почему" меж деревьями мчится,�Другое пчелою забралось в цветок,�А третье – лягушкою скок в ручеёк.�Пойдём - ка, дружок, по тропинке вдвоём�Ответы поищем под снежным шатром.
Ребята, а что это за шум?
Появляется взъерошенный воробей: (пятиклассники)
Ой, спасите! Караул!�Кто в меня снежком пульнул?�Эти скверные мальчишки�Жить мешают воробьишкам.�То снежками, то рогаткой!�А ведь нам и так не сладко!
Появляется синичка:
Бр- р! Какой мороз трескучий!�Где бы спрятаться получше?�Замерзаю на лету!�Может быть, согреюсь тут? (Замечает воробья)
Чик-чирикин! Что с тобой?�Ты взъерошенный такой!�Может, кто тебя обидел?�Или ты кота увидел?
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!�Видишь там троих мальчишек�Бессердечных, злых и грубых?�Хорошо им в теплых шубах,�В шапках, в куртках меховых!�Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!�Птичья жизнь зимой ужасна!�Против нас мороз, бураны,�Да еще и хулиганы!�Нас выслеживают кошки,�И во рту с утра не крошки!�Червячков и мошек нет,�А без них какой обед?�Ой, как трудно жить на свете!�Что нам делать? Кто ответит?
Появляется ворона:
Ну, морозы! Ну морозы!�Нос наружу – ой-ой-ой!�Даже белые березы�В серой корке ледяной.�И голодная синица�Тихо плачет у окна:�«Негде греться и кормиться, �Ни козявки, ни зерна.�День дымится морозной далью�Ночи снежны и темны,�Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны!
Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам зимой? (ответы детей).� - Правильно, птицам на помощь должны прийти люди.
Читают ученики:
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.
Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наше занятие сегодня будет посвящено птицам: как помочь им пережить трудное зимнее время. Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. Сегодня, 15 января, самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц.
Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (ответы детей).
Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок. Кукушка, в пищу которой идут крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 тыс.; грач, следя за плугом, способен уничтожить до 400 червей. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь.
С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь.
Как же люди могут помочь птицам зимой? (ответы детей)
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом
Ребята, а у кого из вас есть дома кормушка?
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
"Спасибо вам великое!".
Слышите, опять какой- то шум. Наверно ещё кто-то пожаловал к нам в гости.
Появляется сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй!�Чик - чирикин, как дела?�Ой, не терпится похвастать-�Я сегодня принесла�Сногсшибательную весть:�Будет всем нам, что поесть:�Рассказала мне подружка�Про какие-то кормушки.�Дескать, дети есть такие-�Ну, совсем, совсем не злые, �А, как раз наоборот,�Помогают птицам! Вот!
Воробей недовольно:
Перестань трещать сорока,�О еде, о жизни легкой,�Да еще о добрых детях.�Сказки нет глупей на свете!�Не поверю никогда,�Будто где-то ждет еда!�Никому мы не нужны.�Эх, дожить бы до весны….
Сорока возмущенно:
Чик - чирикин, Ты не прав!�Разузнала я вчера:�Эти славные ребята�Называются юннаты.�Так летим же в школьный сад,�Ведь кормушки там висят.�Их, поверьте, там немало.�Есть на них зерно и сало,�Крошки хлеба и пшено!
Воробей недовольно:
Нет, не верю все равно!
Синичка задумчиво:
А вот я бы полетела.�Что-то кушать захотела�Я еще два дня назад.�Кто со мною в школьный сад?
Так и быть, я полечу-� Я всю зиму есть хочу.
Давайте и мы встанем и отдохнём немножко (Физминутка)
Встал воробушек на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух.
И скорей за парту плюх
Появляются не спеша, синичка и воробей.
Синичка:
Ах, какой чудесный пир!�Я теперь люблю весь мир!�Был жестоким день обычный,�Оказалось, не со зла.�Людям я не безразлична!�Я нужна им! Ну, дела!
Воробей:
Да, в саду я убедился:�На сороку зря сердился.�И теперь уж наяву�До весны я доживу!�А весной мы дружно вместе�Будем петь вам, люди, песни,�Защищать от злой беды�Огороды и сады.�Ведь на сытый-то желудок�Нам, пернатым, ерунда�И любое время суток,�И снега, и холода!�Обращается к синичке:�Ты со мной согласна?
Синичка:
Да!Я, сосед, с тобой согласна!�Как на свете жить прекрасно!
(Улетают)
Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила.�- Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки т.д.�- Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени.�- Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.�- Корма класть немного, чтобы подкормить, поддержать птиц в трудное время. Интересно наблюдать за птицами во время кормления, как быстро они слетаются, как общаются друг с другом.
А сейчас ребята, мы с вами разгадаем загадки и вспомним, каких же птиц мы можем увидеть на наших кормушках и узнаем о них много интересного.
1) Я весь день ловлю жуков,�Ем букашек, червяков.�Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Прыг-скок! Не робей!�Я бывалый ….
(воробей) Слайды 2-3
Учитель: По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Давно замечено: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, как вы думаете?
Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло. А если воробьи дружно расчирикались – жди оттепель.
2) Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой(снегирь) Слайды 4-5
Учитель: Зимой в наших краях появляется много снегирей. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные. Как только подтает, птицы улетают.
По дереву стучу,
Что-то я достать хочу.
Хоть и скрылся под корой -
Червячок-то будет мой! (Дятел) Слайды 6-7
Учитель: Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый дятел, или дятел обыкновенный. За один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А спит дятел в своём гнезде – в дупле зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте. Эту птицу называют «лесным доктором». Почему?
Ребята, а что такое: "кузница дятла"? (Ствол дерева или пень, где дятел долбит шишку, добывая семена.)
Спиною зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица) Слайды 8-9
Учитель: Синицы – юркие маленькие птички. Они проворно перелетают с ветки на ветку в кустах и кронах деревьев. Часто можно увидеть, как они сидят на ветках, свесившись головой вниз. Синицы продолжают собирать вредителей даже зимой
Выгоняют холода �Птиц из леса в города. �На рябину налетели �Дружной стаей …
(Свиристели) Слайды 10-11
Свиристель живёт в тайге. Это леса хвойные, густые. Птенцов свиристель кормит комарами, которых в тайге видимо-невидимо. Кроме комаров свиристель питается ягодами рябины, калины, клюквы. Но с приходом зимы комары исчезают, а ягод становится всё меньше. Поэтому птицы собираются в стаи и летят южнее, туда, где ещё можно найти корм.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая (сорока) Слайды 12-13
Ради большей безопасности сороки ночуют стаями. Излишки пищи они прячут в ямах, которые выкапывают в земле. Сороки также славятся неравнодушным отношением к блестящим предметам. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.
Окраска - сероватая,�Повадка вороватая.�Крикунья хрипловатая-�Известная персона.�Это... (Ворона.) Слайды 14-15�
Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка!
Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая.
Вот сколько птиц прилетело на кормушку.
Каких же ещё птиц мы можем встретить в нашей местности зимой?
Известно с давних нам времен, �Что эта птица – почтальон (голубь) Слайд 16
Это довольно красивая птица - мало кто еще обладает таким быстрым, уверенным полетом.Благодаря скорости и способности к ориентации одомашненные голуби издавна использовались как средство связи.
Кто в лесу живет сосновом,�Носит крестит на носу?�И гнездо плетет в ту пору,�Когда пурга поет в лесу?�Не страшны ему метели,�Гнезда вьет зимой на ели.�Крик его отрывист, прост,�Криворотый красный….(клёст) Слайд 17
Учитель: Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы. А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка.
Ну а кто скажите нам
Ловко лазит по стволам:
Вверх и вниз и тут и там?
Кто мелькает целый день?
Это птица…(Поползень)
Настоящий акробат –
Чистит все стволы подряд. Слайд 18
Поползня вы могли и не видеть, но эта птичка живёт у нас круглый год. Своё имя эта птица получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу и подпрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева.
Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить.
Какой корм дадим каждой птичке? (ответы детей)
Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи. Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. Можно давать пшено, хлебные крошки (только пшеничные!) Слайды 19-21
Как вы думаете, ребята, есть ли у птиц зимой природные столовые? (ответы детей)
У птиц есть природные столовые. Например, деревья рябины. Берегите рябину! Не ломайте ее ветки, чтобы не разрушать птичью столовую. Слайд 22
Заботясь о птицах, мы охраняем природу. М. Пришвин говорил: “ Охранять природу - значит охранять свою Родину".
Ученик читает стихотворение «Покормите птиц зимой» (Александр Яшин)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Наше занятие подходит к концу. Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней и богатым урожаем, который они спасут от вредителей. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.
Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни. Послушайте ёще одно стихотворение и прочитайте, что получится из первых букв каждой строчки. Слайд 23
Пятиклассники исполняют песню (слова у детей на столе, кто хорошо умеет читать - помогают):
Если б только- только- только
Если б только на планете
Если б только все земляне
Всё живое берегли.
То, возможно-можно-можно,
То, наверно-верно-верно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели.
Припев: А-а! Здравствуйте, горы вот такой вышины!
А-а! Здравствуйте, реки вот такой ширины!
А-а! Крокодилы! Бегемоты!
А-а! Обезьяны! Кашалоты!
А- а! И зелёный попугай! (2 раза)
И пускай у этой речки,
И пускай в зелёной роще
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичих стай!
Ты запомни-помни-помни,
Что б сберечь природу-надо
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помоги!
Литература.
Газета “Педсовет", 2006–2008 гг.
Сборник загадок: Пособие для учителя/ сост. М.Т. Карпенко - М.: Просвещение, 1988.
Газета “Педагогическое творчество", 2006 - 2008 гг.
Интернет-ресурсы.
Кухтина А.Л. Помоги зимующим птицам. Методические рекомендации к проведению месячника. Комсомольск- на- Амуре: Агора, 2005.
Скачать конспект