Преимущества, предоставляемые при осуществлении закупок. Особенности участия учреждений, предприятий уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов в государственных и муниципальных закупках Преимущества уголовно исполнительной 44 фз постановлени

На конкурентном рынке госконтрактов участник закупок, который обладает какими-то преимуществами перед другими, имеет более высокие шансы получить выгодный контракт. Кто может рассчитывать на преференции и при каких условиях?

Преференция: что это значит по 44 ФЗ

В самом общем представлении понятие преференции связано с предпочтением одного перед другими. Но критерии для такого определения в различных областях деятельности могут различаться.

Например, налоговые преференции — это система денежных скидок в налогообложении, которая позволяет снизить финансовую нагрузку на отдельные категории лиц. В сфере закупок принцип действует иным образом. Обладатель права выгоды может рассчитывать на «включение» для него заказчиком выигрышных процентов при сравнительном анализе с конкурентами без преимуществ.

В ст. 14 Закона о контрактной системе (N 44-ФЗ) введено понятие национального режима. Дополнительно к статье при поставке товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вводит преференции 155 приказМинэкономразвития от 25.03.2014 .

На правах ответственного исполнительного органа по ч. 4 ст. 14 N 44-ФЗ МЭР установило преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов — для участников с предложением по поставке товаров из ЕАЭС при наличии документа с подтверждением страны происхождения — в:

  • конкурсе;
  • аукционе;
  • запросе котировок;
  • запросе предложений.

На основании пп. 4.5 ПМЭР рассмотрение и оценка в отношении цены контракта на продукцию из специального перечня, которая при этом произведена в ЕАЭС, осуществляется с учетом понижения на 15 процентов при подаче:

  • конкурсных заявок;
  • заявок на запрос котировок;
  • окончательных решений при запросе предложений.

Контракт во всех перечисленных случаях заключается с победителем по предложенной им цене. В ситуации подачи предложений с одинаковыми ценовыми условиями и(или) условиями исполнения контракта по указанным процедурам будет учитываться предоставление преференций. Заключить контракт будет предложено тому участнику, который имеет на них право.

Противоположным образом будет развиваться ситуация при проведении аукциона. Снижение в размере 15 процентов в отношении цены победителя произойдет только в случае его предложения на поставку иностранных товаров.

При готовности передать заказчику товары ЕАЭС правило понижения для поставщика в аукционе действовать не будет (п. 7 ПМЭР). Оно также не будет действовать и в случае предложения по поставке товаров из спецперечня, которые произведены как на территории иностранного государства, так и в ЕАЭС, если процент производства в ЕАЭС составляет более половины.

Для всех названных в приказе закупок предложение по частичной поставке товаров из перечня не обеспечит поставщику возможности рассчитывать не преференции.

Статьи ЗКС о преимуществах

Меры специального назначения в виде преимуществ введены в законе статьями 28-30. При определении поставщиков выделены четыре категории субъектов, на которые распространяются преимущества (ч. 4 ст. 27). Заказчик в своих хозяйственных расчетах обязан учитывать такие прерогативы у некоторых поставщиков. Право на преимущества (в соответствии с их требованием) имеют организации:

  • уголовно-исполнительной системы (УИС).
  • инвалидов (ОИ).
  • малого предпринимательства (СМП).
  • социальной некоммерческой ориентации (СОНКО).

За исключением закупки у единственного поставщика, заказчику вменено в обязанность устанавливать в извещении и документации преимущество до 15 процентов на цену контракта на основании действующих перечней продукции для УИС и ОИ. Если такое учреждение названо победителем, заказчик подтверждает договорную цену с учетом преференции без превышения начального (максимального) ограничения (НМЦК). Это определено в статьях 28, 29.

При этом перечень товаров, которые повлекут преимущества для УИС, утвержден правительственным постановлением от 14.07.2014 N 649 в редакции ПП от 04.02.2016 N 63).

Аналогичным образом преференции инвалидам по 44 фз постановление правительстваутвердило 15.04.2014.

При проведении процедур у СМП и СОНКО для заказчика определена граница свыше 15 процентов общегодового совокупного размера его приобретений и установлен предельный размер цены контракта в 20 миллионов рублей. Подобные закупки осуществляются в форме:

  • конкурсов: открытых, с ограничением участия, двухэтапных;
  • аукционов;
  • запросов котировок и предложений.

На основании ч. 3 ст. 30 в этом случае в извещении заявлено ограничение для иных участников закупок. Для СМП и СОНКО требуется задекларировать свою принадлежность.

При соблюдении ч. 5 ст. 30 имеется правовая возможность в условиях закупки установить допуск для субъектов, которые не принадлежат к этим привилегированным категориям. Тогда для них возникает задача привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из СМП, СОНКО. Такие закупки также учитываются в установленном для заказчика объеме обязательств.

Правительство может устанавливать типовые договорные условия при привлечении к исполнению субъектов по ст. 30. На основании ч. 8 данной статьи, в контракт с субъектом СМП или СОНКО включается обязательное условие об оплате при завершении исполнения, либо отдельно сданного этапа, в срок не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке (ч. 7 ст. 94).

1. Учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 2 настоящей статьи.

2. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Положения статьи 28 закона №44-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
    4. Преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:
  • Извещение об осуществлении закупки
    9) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;
  • Обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах
    17. В случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы либо организация инвалидов и начальная (максимальная) цена контракта составляет более двадцати миллионов рублей, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта.
  • Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе
    ж) документы, подтверждающие право участника открытого конкурса на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, в случае, если участник открытого конкурса заявил о получении указанных преимуществ, или копии таких документов;
  • Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме
    4) документы, подтверждающие право участника открытого конкурса в электронной форме на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, в случае, если участник открытого конкурса в электронной форме заявил о получении указанных преимуществ, или копии этих документов;
  • Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе
    5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;
  • Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок
    3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона в случае, если участник запроса котировок заявил о получении указанных преимуществ, или копии таких документов;

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта


Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2016 года N 63 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.02.2016, N 0001201602080023) (вступило в силу с 1 января 2017 года).
____________________________________________________________________


В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта.

2. В составе заявки на участие в закупке товаров (работ, услуг), предусмотренных перечнем, утвержденным настоящим постановлением, учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы представляется требование, составленное в произвольной форме, о предоставлении преимуществ, установленных в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .

3. В случае уклонения победителя конкурса, запроса предложений от заключения контракта преимущество в отношении цены контракта распространяется на участника закупки - учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, заявке которого присвоен второй номер.

4. В случае уклонения победителя аукциона, запроса котировок от заключения контракта преимущество в отношении цены контракта распространяется на участника закупки - учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, который предложил такую же, как и победитель аукциона, запроса котировок, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем аукциона, запроса котировок.

5. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 года N 175 "О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 12, ст.1135);

пункт 29 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года N 423 "О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 23, ст.2713);

постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 года N 1104 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 года N 175" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 45, ст.6242).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены...

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 июля 2014 года N 649
(В редакции, введенной в действие
с 1 января 2017 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 февраля 2016 года N 63 . -
См. предыдущую редакцию)

Перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта

Виды продукции и услуг

Культуры кормовые, не включенные в другие группировки

Молоко сырое коровье

Водоросли бурые

Антрацит

Уголь бурый (лигнит)

Изделия колбасные вареные, в том числе фаршированные

Мука тонкого и грубого помола, хлопья и гранулы из сушеного картофеля

Пюре и пасты овощные

Фрукты переработанные и консервированные

Сыры, продукты сырные и творог

Сметана

Крахмалы

Печенье и пряники имбирные и аналогичные изделия; печенье сладкое; вафли и вафельные облатки

Сахар белый свекловичный в твердом состоянии без вкусоароматических или красящих добавок

Соусы и кремы на растительных маслах прочие

Супы; бульоны и заготовки для их приготовления

Яйца без скорлупы и желтки яичные, свежие или консервированные

Дрожжи хлебопекарные сушеные

Ножи (кроме ножей для машин)

Ложки, вилки, половники, шумовки, лопаточки для тортов, ножи для рыбы, ножи для масла, щипцы для сахара и аналогичные кухонные и столовые приборы

Электромясорубки

Приборы электронагревательные бытовые прочие, не включенные в другие группировки

Водонагреватели проточные и накопительные электрические

Кипятильники погружные электрические

Оборудование холодильное прочее

Кровати деревянные для взрослых

Тумбы деревянные для спальни


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Для предприятий и учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации, Закон № 44-ФЗ предоставляет определенные преимущества. О том, в чем такие преференции заключаются, и какие предприятия относятся к системе исполнения наказаний, читайте далее в нашем материале.

Предприятия и учреждения УИС

В отличие от организаций инвалидов, круг которых четко очерчен в ст. 29 Закона № 44-ФЗ, предприятия и учреждения уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) в законе не конкретизированы. В ст. 28 Закона № 44-ФЗ они просто поименованы: учреждения и предприятия УИС.

В соответствии с ч. 14 ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) к учреждениям УИС относятся:

  • уголовно-исполнительные инспекции, исполняющие наказание в виде обязательных и исправительных работ;
  • исправительные центры для исполнения принудительных работ;
  • арестные дома, служащие местами отбытия ареста;
  • колонии, лечебные исправительные учреждения, тюрьмы исполняют наказания в виде лишения свободы.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Кроме того, ст. 103 УИК РФ предусматривает обязанность осужденных к лишению свободы трудиться, для чего создаются:

  • трудовые мастерские при исправительных учреждениях;
  • федеральные государственные унитарные предприятия уголовно-исполнительной системы.

Работы (товары, услуги), производимые в названных выше предприятиях и учреждениях УИС, могут приобретаться в рамках госзакупок .

Преимущества для УИС

Ст. 28 Закона № 44-ФЗ предусматривает преимущества для предприятий УИС. Особенности таких преимуществ заключается в следующем:

  • преимущества предоставляется в отношении предлагаемой предприятием цены госконтракта, которая может быть увеличена в размере до 15 процентов;
  • цена оформляемого госконтракта с учетом преимущества не может превышать начальную цену контракта.
  • преимущества даются в отношении закупки товаров, включенных в специальный перечень, утвержденный постановлением Правительства (рассмотрим его ниже детально);
  • в закупочной документации заказчик должен указать предоставление таких преференций ;
  • преимущества применяются при любых способах конкурентных процедур и не используются при закупке работ (товаров, услуг) у единственного поставщика.

Пункт 11 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусматривает отдельный случай оформления контракта с единственным поставщиком - предприятием УИС. Одним из условий является вхождение товара в специальный перечень, утвержденный постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1292.

Порядок предоставление преимуществ в закупках

Порядок предоставление таких преимуществ установлен Правительства РФ от 14.07.2014 № 649. Предприятия УИС в состав конкурсной (аукционной) заявки должны включать специальный документ-требование, составленный в произвольной форме, в котором прописывается, что предприятие, подающее заявку, принадлежит к уголовно-исполнительной системе.

Преимущества применяются к победителю конкурентной процедуры. Кроме того, их действие распространяется на:

  • предприятия УИС, подавших заявки, получивших вторые номера в том случае, когда победитель конкурса или запроса предложений отказался от оформления госконтракта;
  • предприятия УИС, предложившие ту же цену, что и победитель аукциона, запроса котировок или предложение предприятия содержит следующие условия по цене госконтракта после условий победителя процедуры в том случае, когда победитель аукциона или запроса котировок уклонился от оформления контракта.

Закупки уголовно-исполнительной системы

Перечень работ (товаров, услуг) при закупке которых применяются преимущества предприятий УИС, установлен постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 649. К ним относятся:

  • производство кормовых культур;
  • коровье молоко, сметана, творог и сырные продукты;
  • вареные колбасы;
  • переработанные и консервированные фрукты;
  • свекольный белый сахар без добавок;
  • вафли, печенье, пряники;
  • ложки, вилки, прочие столовые приборы;
  • электронагревательные приборы, в том числе водонагреватели как проточные, так и накопительные;
  • холодильное оборудование;
  • электрические мясорубки;
  • кровати и деревянные тумбы для спальни и прочие.

В связи с тем, что указанные в перечне коды по ОКПД2 не пересмотрены в связи с внесенными в классификатор изменениями по рекомендации Минэкономразвития, изложенной в от 15.03.2017 № Д28и-1330, при предоставлении преимуществ для предприятий и учреждений уголовно-исполнительной системы, следует руководствоваться именно наименованием работ (товаров, услуг), указанных в перечне, а не цифровым значением ОКПД 2.

Таким образом, преференции предоставляемые предприятиям УИС сходны преимуществам, установленных для организаций инвалидов и отличаются только субъектным составом и перечнями работ (товаров, услуг) в отношении закупки которых такие преимущества даются.

Ответы на любые вопросы о закупках вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах»

По закону о контрактной системе в сфере закупок ряду организаций предоставляются определенные льготы. Если обратиться к толковому словарю, то преференция определяется как предпочтение или особые условия пользования чем-либо. В то же время, преимущество можно обозначить как выгоду либо превосходство, исключительное право на что-нибудь. Это и есть ничто иное, как преимущества определенным участникам, обозначенные Законом. Таким образом, оба понятия являются аналогичными.

Итак, в отношении каких категорий организаций 44-ФЗ предусмотрел льготы:

  • организации уголовно-исполнительной системы РФ (необходимо в заявке указать требование о предоставлении привилегий на основании Постановления Правительства);
  • организациям инвалидов (нужно направить декларацию в произвольной форме);
  • малые предприятия или, так называемые, субъекты малого предпринимательства (также необходимо декларирование);
  • некоммерческие организации — СОНКО (требуется направить декларацию о принадлежности к данной категории).

Преференции организациям инвалидов

Если такого рода предприятия принимают участие в закупке, в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе заказчик обязан предоставить им предпочтение. А именно в отношении предлагаемой цены в размере 15%.

Подробнее раскрывает преференции инвалидам по 44 ФЗ Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 341. Этим нормативным правовым актом закреплен перечень товаров, работ или услуг, при закупке которых предоставляются льготы. К примеру, речь идет о приобретении постельного белья, бумаги и картона, соков из фруктов и овощей. При этом условия о предоставлении исключительного права должны быть обозначены заказчиком в извещении о проведении тендера. Необходимо учесть, что, если победителем признают организацию инвалидов, контракт заключается по предложенной статье с учетом преимущества. Однако, чтобы подтвердить, что организация относится к этой категории и имеет право на «бонус», необходимо представить подтверждающую декларацию, которая составляется в произвольной форме.

Налоговые льготы

Помимо обозначенных выше моментов применения преимуществ, необходимо отметить также налоговые преференции — это определенного рода преимущества, которые применяются при выполнении указанных условий (ст. 395 Налогового кодекса РФ). К таковым, например, можно отнести упрощенную систему налогообложения или всевозможные отраслевые льготы (в сферах сельского хозяйства, здравоохранения либо промышленности).

Преференции поставщикам товаров отечественного производства

Также, необходимо обратить внимание и на такую форму преимущества, как льготы участникам закупки, которые предлагают товары отечественного производства. Подробнее раскрывает вопрос о преференции 155 Приказ от 25.03.2014, изданный Министерством экономического развития. Он закрепляет условия допуска товаров иностранного происхождения с целью удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

Преференции для организаций уголовно-исправительной системы

Если победителем признается организация уголовно-исправительной системы, она имеет право на льготу — увеличение цены контракта не более чем на 15%, но не более первоначальной стоимости договора.

Приведем пример. Предположим, начальная максимальная цена контракта была равна 3 млн. руб.. Предприятие уголовно-исправительной системы признано победителем с ценой договора 2,7 млн. руб. Воспользовавшись данной привилегией, победитель вправе заключить контракт стоимостью в 3 млн. руб.

Как предоставляются преимущества

Наконец, обратимся к вопросу о том, каким образом проводятся закупочные процедуры и как предоставляются преференции.

Прежде всего напомним, что заказчик должен указать в извещении, а также в документации о закупочной процедуре условия о применении тех или иных преференций.

Некоторые из них нужно прописать в документах планирования. К примеру, чтобы осуществить заказ у субъектов малого предпринимательства (СМП), нужно заранее планируются это в плане-графике. Таким образом осуществляются, так называемые, специальные закупки, участниками которых выступают лишь лица, которые принадлежат к СМП и СОНКО. При этом сумма тендера не должна быть более 20 млн. руб.

Ст. 30 Закона закрепляет обязанность заказчика проводить торги с участием только СМП и СОНКО с объемом, равным 15% от общего годового объема закупок.



Статьи по теме: