Мистраль где находится. Чем закончилась история с "мистралями" для франции


Десантный вертолетоносный корабль-док (ДВКД) / универсальный десантный корабль-вертолетоносец / ВРС (Вâtiments de Рrojection et de Сommandement - корабль проекции и управления). Разработка проекта корабля начата в 1997 г. в рамках исследований концепции начионального корабля для амфибийных десантных операций - CNOA (Concept National des Operations Amphibies, Франция). Назначение корабля - десантирование воинских частей, обеспечение полетов вертолетов, командный центр операции разнородных сил, корабль-госпиталь. 24 декабря 2010 г. объявлено о заключении соглашения с консорциумом, состоящим из французской компании DCNS и российской ОСК. При передаче кораблей Франция передаст российской стороне все интересовавшие ее технологии. Протокол о намерениях был подписан 10 июня 2011 г. в Париже, подписание окончательного контракта произошло в рамках Петербургского международного экономического форума 17 июня 2011 г. Согласно соглашению предполагается строительство двух вертолетоносцев во Франции и двух в России. Так же "Балтийскому заводу" (г.Санкт-Петербург) заказано строительство части секций корпусов и первых двух кораблей серии (12 блочных секций кормовых частей кораблей). 1 октября 2012 г. на "Балтийском заводе" начато официальное строительство российской части секций головного корабля для ВМФ России - "Владивосток".

Проектирование варианта корабля для ВМФ России (BPC Russe) ведется в два этапа. Первый этап - эскизное проектирование - завершен в апреле 2012 г. Технический проект корабля должен быть завершен в сентябре 2012 г. Проектом предусматривается модификация под размещение российской авиационной техники, русификация пользовательских интерфейсов и адаптация корабля и полетной палубы для зимней эксплуатации (электрообогрев палубы и т.п.).


http://www.shipspotting.com/).



Начало работ по сборке первой секции первого корабля для ВМФ России на верфи STX в г.Сен-Назер - 1 февраля 2012 г. Первая 100-тонная секция первого корабля будет изготовлена в сентябре 2012 г. и будет выставлена в начале 2013 г. в доке сборки корпуса корабля. По состоянию на 23 апреля 2012 г. "Балтийскому заводу" передана окончательная ведомость заказа металлопроката для корпусов (первого и второго), остальные документы, необходимые для начала работ, поступят на предприятие 1 июня 2012 года. В июле 2012 года французская компания STX France поставила на Адмиралтейские верфи 3D-макет плавучих частей корпуса вертолетоносца "Мистраль" и первую партию технической документации по проекту корабля. Адмиралтейские верфи, не нарушая конструкцию будущего корабля, переделали проект так, чтобы он стал реализуем на мощностях "Балтийского завода". Резка металла для первых корпусов на "Балтийском заводе" начата 1 августа 2012 г. Закладка блоков, строящихся в России для первого корабля ожидается 1 октября 2012 г.

Официальная закладка первого корабля BPC Russe состоится 1 февраля 2013 г. в Сен-Назере - в сухой док, где будет вестись сборка корабля, будет помещена первая носовая секция. Сдача первого корабля планируется 1 ноября 2014 г. (по данным на октябрь 2013 г., ), второго - в 2015 г.

Сервисное обслуживание и технический осмотр российские вертолетоносцы "Мистраль" должны были проходить на мощностях представительства компании Wartsila в Санкт-Петербурге (сообщение СМИ от 14.02.2012 г.).

В 2014 г. контракт на поставку кораблей был приостановлен, а позже расторгнут. В сентябре корабли были проданы Египту, где получили имена Gamal Abdel Nasser (бывший «Владивосток») и Anwar al-Sadat (бывший «Севастополь»).

Конструкция - в варианте для ВМФ России планируется произвести некоторые изменения в конструкции корабля:
- усиление бортов корпуса для эксплуатации в северных широтах в ледовой обстановке;
- обеспечение подогрева летной палубы для эксплуатации в зимних условиях;
- увеличение высоты проема ангара в районе подъемных лифтов под базирование вертолетов типа Ка-29;
- на корабле планируется устанавливать вооружение российского производства.

Борта корпуса корабля не имеют бронирования.


Вертолетоносцы Mistral L9013 и Tonnerre L9014 ВМС Франции (автор фото - Pascal Fournier, Marine Nationale, http://en.dcnsgroup.com).


Двигательная установка:
- 2 х винторулевые колонки Alstom Mermaid мощностью по 10200 л.с. с 5-лопастными винтами;
- 3 х дизель-генератора Wartsila 16V32 мощностью по 2.075 МВт
- 1 х дизель-генератор Wartsila 18V200 мощностью 3.3 МВт

Подруливающие винты в носовой части корпуса.


Винто-рулевая колонка ДВКД "Владивосток" типа Mistral. Перед спуском на воду. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France. 15.10.2013 г. г. (фото - Даниил Низамутдинов, http://en.ria.ru).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" типа Mistral для ВМФ России незадолго до спуска на воду. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France. сентябрь 2013 г. г. (фото - AFP, http://legatus-minor.livejournal.com/).


ТТХ корабля :
Экипаж - 160 чел (в т.ч. 20 офицеров)

Длина - 199 м
Длина по ватерлинии - 189 м
Ширина по ватерлинии - 32 м
Высота - 64,3 м
Осадка - 6,3 м
Площадь ангара для авиационной техники - 1800 кв.м

Водоизмещение стандартное - 16500 т
Водоизмещение полное - 21300 т
Водоизмещение предельное - 32300 т

Скорость полного хода - 19 уз
Скорость крейсерского хода - 18 уз
Скорость экономического хода - 15 уз
Дальность хода:
- 10800 миль (скорость 18 уз)
- 19800 миль (скорость 15 уз)
Автономность - 30 сут

десант 450 чел, эвакуация - до 900 чел. А так же до 150 человек штабного персонала.
Масса полезной нагрузки - 1100 т
Размер грузовой палубы - 122 x 13.5 x 7.7 м

Вооружение: в варианте для ВМФ России вооружение российского производства. 16.02.2012 г. Главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил СМИ, что "на "Мистралях", которые строятся для ВМФ России, возможно размещение оружия со специальной боевой частью российской разработки". Вероятно, речь идет о возможности размещения на кораблях неких ударных систем с ядерными боевыми частями. Возможно так же, что данное заявление сделано исключительно с целью пи-ара.

"Мистраль" "Мистраль" ВМФ России
ЗРК 2 x 2 ПУ ЗРК Simbad 2 боевых модуля 3Р89 ЗРАК " " с 2 х 2 х 4 ПУ ЗУР 9М340 (предположительно, не подтверждается)
ПЗРК 2 установки 3М47 "Гибка" с ракетами "Игла"
Вспомогательное вооружение 4 х 12,7-мм пулемета «Браунинг» 4 х 12.7 мм пулемета
ЗРАК / АК 2 х 30-мм артустановки Breda-Mauser 2 х , боекомплект 2 х 2000 выстр
Постановка помех
Прочее


Проектное изображение варианта проекта BPC Russe. В носовой части корабля видно установки АК-630 и 3М47 "Гибка" (DCNS, http://bmpd.livejournal.com).

Авиакрыло: корабль предназначен для базирования до 16 вертолетов массой по 12 тонн каждый / 32 легких вертолета. В ВМФ России планируется базирование 8 ударных вертолетов (прошли испытания в начале сентября 2011 г. на кораблях Северного флота ВМФ) и 8 транспортно-десантных вертолетов Ка-29.

В варианте для ВМС Франции корабль несет до 16 вертолетов - стандартный состав авиагруппы 8 десантных вертолетов NH90 и 8 штурмовых вертолетов "Тигр".

Оборудование :

"Мистраль"
"Мистраль" ВМФ России
БИУС "Зенит-9" / Senit-9 "Зенит-9" / Senit-9
РЛС обнаружения воздушных и надводных целей РЛС обнаружения целей MRR3D-NG аналогично?
Навигационные РЛС 2 х навигационные РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250 аналогично?
Навигационная инерциальная система
Электронное противодействие
ГАК / ГАС
Средства наблюдения Инфракрасная оптронная поисково-прицельная система сверхдальнего действия Vampir NG производства Sagem (контракт на оснащение первых двух кораблей подписан к 28.09.2012 г., ).
Система обеспечивает пассивное круговое панорамное наблюдение за надводной обстановкой, автоматическое обнаружение, сопровождение и информирование об угрозах различного типа, от ПКР с настильной траекторией до быстроходных кораблей. Система имеет два режима работы:
- "океанский" режим для дальнего наблюдения в открытом море,
- "прибрежный" режим для прибрежных акваторий.
Станция обнаружения лазерного излучения
Комплекс связи Система спутниковой связи Syracuse Система спутниковой связи Syracuse ?
Обще-эксплуатационная система управления


Стоимость корабля на 2010 г. около 900 млн евро.

Статус : Россия


Корабль-вертолетоносец Mistral L9013 после спуска на воду, г.Брест, 06.10.2004 г. (фото из архива Rama, http://commons.wikimedia.org).


Вертолетоносец ВМС Франции Tonnerre L9014, 24.07.2007 г. (автор фото - Beotien Lambda, http://commons.wikimedia.org).


Вертолетоносец ВМС Франции Tonnerre L9014 (http://www.venik4.com).


Вертолетоносец Mistral L9013 по время визита в Санкт-Петербург в ноябре 2009 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitaly.livejournal.com).


- 2011 г. 17 июня - между "Рособоронэкспортом" и корпорацией DCNS (Франция) подписан контракт на поставку первых двух вертолетоносцев "Мистраль" для ВМФ России. Сумма контракта 1.2 млрд евро, в т.ч. 980 миллионов евро непосредственно стоимость кораблей.

2011 г. 02 декабря - между ОСК и "Балтийским заводом" подписан контракт на изготовление плавучих частей корпусов двух (2) вертолетоносцев "Мистраль" для ВМФ России. Сумма контракта 2.5 млрд руб.

2011 г. 09 декабря - появилась информация о начале работ по изменению технической документации на проект "Мистраль" под требования ВМФ России. Речь идет об изменении высоты части ангара для обеспечения базирования вертолетов Ка-29 и обеспечение подогрева летной палубы.

2011 г. 22 декабря - министр обороны России А.Сердюков заявил СМИ, что вторая пара вертолетоносцев "Мистраль" вероятно будет строиться на ПО "Севмаш" (г.Северодвинск).

2012 г. 1 февраля - на верфи в Сен-Назере заложен первый вертолетоносец "Мистраль" для ВМФ России. Одновременно Главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил, что первые два корабля этого типа будет носить названия "Севастополь" и "Владивосток".

2012 г. 20 апреля - в СМИ появилась информация о том, что в августе 2012 г. на "Балтийском заводе" планируется начать резку металла для секций корпусов первого корабля серии. Закладка первой секции планируется на 1 октября 2012 г. Начало резки металла для второго корабля серии планируется на май 2013 г. Речь идет о секциях корпусов, которые будут производиться на "Балтийском заводе" для первых двух кораблей французской сборки.

2012 г. 1 октября - на "Балтийском заводе" в Санкт-Петербруге официально начато строительство российской части секций головного ДВКД "Владивосток" для ВМФ России.


- 2013 г. 24 января - в СМИ появились критические заметки по решению предыдущего руководства Министерства обороны о покупке вертолетоносцев "Мистраль". СМИ сообщают, что решение о строительстве или отказе от строительства третьего и четвертого вертолетоносца для ВМФ России будет приниматься в 2016 г.

2013 г. 01 февраля - согласн СМИ в обстановке повышенной секретности состоялась официальная закладка первого корабля BPC Russe в Сен-Назере (Франция) - в сухой док, где будет вестись сборка корабля, была помещена первая носовая секция ( , ).

2013 г. 05 февраля - вице-премьер Правительства России Д.О.Рогозин заявил журналистам, что в России не производится топлива для вертолетоносцев "Мистраль". Позже, он же заявил, что фактически он имел ввиду что-то иное. В то же время, в ноябре 2009 года, когда вертолетоносец заходил в Санкт-Петербург, ООО «Балтийская Бункерная Компания» производила бункеровку этого судна, поставив на него 450 тонн дизельного топлива (MGO 0,1). Так же ИАА «ПортНьюс» сообщает, что опрошенные ИАА «ПортНьюс» представители физических поставщиков бункерного топлива в России с утверждением об отсутствии необходимого топлива не согласились. Корабли типа Mistral ходят на дизельном топливе и мазуте марки IFO-180, - подтвердили ИАА «ПортНьюс» в одной из крупнейших бункеровочных компаний Северо-Запада России, - так называемая «натовская» спецификация морских топлив ничем не отличается от стандартов ISO, а также ГОСТов и ТУ, по которым производится судовое топливо в России. Что же касается типа двигателей, то большой процент судов в мире ходит на аналогичных двигателях. Поэтому любая бункеровочная компания может физически поставить топливо на такое судно в России, уверены собеседники агентства ().


http://www.meretmarine.com via http://bmpd.livejournal.com).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, июнь 2013 г. (фото - Vincent Grоizеlеаu, опубликовано 20.06.2013 г., http://www.meretmarine.com via http://bmpd.livejournal.com).


- 2013 г. 19 июня - во Франции начато строительство второго ДВКД типа "Мистраль" для ВМФ России ().

2013 г. 26 июня - "Балтийский завод" планирует произвести спуск на воду кормовой части ДКВД типа "Мистраль", строительство которой ведется на заводе. Ранее в некоторых СМИ появилась информация о переносе строительства секций кораблей для ВМФ России во Францию в связи с якобы срывом сроков строительства (). Спуск кормовой части ДВКД по плану состоялся 26.06.2013 г. Спуск на воду головного корабля планируется 15.10.2013 г. Кормовая часть должна прибыть на верфь во Францию 25 июля 2013 г. ().


http://www.fontanka.ru).


Церемония спуска на воду кормовой части головного ДВКД Mistral для ВМФ России, г.Санкт-Петербург, "Балтийский завод", 26.06.2013 г. (фото - Игорь Руссак, http://ria.ru).


Церемония спуска на воду кормовой части головного ДВКД Mistral для ВМФ России, г.Санкт-Петербург, "Балтийский завод", 26.06.2013 г. (http://www.fontanka.ru).


Кормовая часть головного ДВКД Mistral для ВМФ России, г.Санкт-Петербург, "Балтийский завод", начало июля 2013 г. (фото - http://pfc-joker.livejournal.com).


- 2013 г. 07 июля - построенная на "Балтийском завода" кормовая часть ДВКД "Владивосток" 6 июля отправлена во Францию для сборки корабля. В рамках работ по насыщению корпуса первого ДВКД Балтийским заводом были установлены фундаменты под винто-рулевые колонки, кормовая и бортовая аппарели, подъемные платформы для вертолетов, подъемник боезапаса, клинкетные ворота ангара. Оборудовано помещение балластных насосов, смонтировано буксирно-швартовое оснащение для транспортировки корпуса в Сен-Назер. Смонтированы все предусмотренные проектом люки и двери, установлено электрослесарное оборудование (кабельные лотки и фундаменты под электроприборы). Также произведено насыщение корпуса трубами балластной, сточной и пожарной систем. Общая длина труб составляет около 5 тыс. метров ().

2013 г. 23 июля - кормовая часть ДВКД "Владивосток" прибыла к мечту назначения в г.Сен-Назер (Франция).


Кормовая часть ДВКД "Владивосток" прибыла в г.Сен-Назер, Франция, 23.07.2013 г. (фото - DCNS via http://ria.ru).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 23 июля 2013 г. (фото - Gilbert Cailler, http://www.shipspotting.com/gallery/photo.php?lid=1843349).


Начало стыковки корпуса ДВКД "Владивосток" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России - завершена. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 25 июля 2013 г. (фото STX France via http://bmpd.livejournal.com).


Стыковка корпуса ДВКД "Владивосток" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России - завершена. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 25 июля 2013 г. (фото STX France via http://bmpd.livejournal.com).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Севастополь" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 10.08.2013 г. (фото - Christophe Dedieu, http://www.shipspotting.com/).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 08.09.2013 г. г. (фото - Christian Plague, http://www.shipspotting.com/ via http://prokhor-tebin.livejournal.com/).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" типа Mistral для ВМФ России перед спуском на воду. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France. 15.10.2013 г. г. (фото - Даниил Низамутдинов, http://en.ria.ru).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" типа Mistral для ВМФ России перед спуском на воду. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France. 15.10.2013 г. г. (фото - AFP, http://legatus-minor.livejournal.com/).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" типа Mistral для ВМФ России перед спуском на воду. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France. 15.10.2013 г. г. (фото - Frank Perry, AFP, http://www.lexpress.fr).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, 21.10.2013 г. г. (фото - brunoh, http://www.shipspotting.com/).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, 21.10.2013 г. г. (фото - Gilbert Cailler, http://www.shipspotting.com/).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Севастополь" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 02.01.2014 г. (фото - Christian Plague, http://www.shipspotting.com/).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Севастополь" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 25.01.2014 г. (фото - Christian Plague, http://www.shipspotting.com/).


- 2014 г. 31 января - в СМИ заявлено , что ОСК потребуется около 1 года для интеграции отечественных систем на ДВКД "Владивосток". ИНтеграция систем вооружения и БРЭО будет осуществляться в Кронштадте.

Реестр вертолетоносцев Mistral (26.06.2013 г.):

№пп Наименование зав.
завод заложен спущен на воду вступил в строй Статус
01
Mistral L9013
DCNS (Брест, кормовая часть и сборка) и Alstom (Сен-Назер, носовая часть)
10.07.2003
06.10.2004 февраль 2006 г.

02 Tonnerre L9014
26.08.2004 26.07.2005 декабрь 2006 г. ВМС Франции, порт приписки Тулон
03 Dixmude L9015 DCNS (Брест, кормовая часть и сборка) и Alstom (Сен-Назер, носовая часть) 18.04.2009 10.12.2010 ожидалось в мае 2012 г.

03.01.2012 г.

передан ВМС Франции на три месяца раньше срока, порт приписки Тулон
04 Gamal Abdel Nasser

Бывший №1 для ВМФ России

"Владивосток" (согласно заявлению Главкома ВМФ от 01.02.2012 г.)

DCNS (Брест, кормовая часть и сборка) и Alstom (Сен-Назер, носовая часть) 2011 г. планируется

01.02.2012 г. (строительство секций)

01.02.2013 г. (официальная закладка, сборка)

план - 15.10.2013 г. (26.06.2013 г.)

15.10.2013 г. (факт)

планируется 2014 г. (2012 г.)

план 01.11.2014 г. (04.10.2013 г.)

готовность корабля - 36 месяцев с момента закладки

05
Anwar al-Sadat

Бывший №2 для ВМФ России

"Севастополь" (согласно заявлению Главкома ВМФ от 01.02.2012 г.)

DCNS (Брест, кормовая часть и сборка) и Alstom (Сен-Назер, носовая часть) 2012 г. планируется (по состоянию на 2011 г.)

19.06.2013 г. (начато строительство)

план - 04.07.2013 г. (официальная закладка, 26.06.2013 г.)

план - октябрь 2014 г. (июнь 2013 г.) планируется 2015 г. (2012 г.)
заказан, порт приписки Владивосток, ТОФ

готовность корабля - 36 месяцев с момента закладки

06 №3 для ВМФ России
возможно ЛАО, г.Санкт-Петербург, изготовление плавучих частей корпуса - "Балтийский завод".

22.12.2011 г. объявлено о возмножном строительстве на ПО "Севмаш"

-
- - ТОФ или СФ, решение о строительстве будет приниматься в 2016 г. (24.01.2013 г.)
07 №4 для ВМФ России возможно ЛАО, г.Санкт-Петербург, изготовление плавучих частей корпуса - "Балтийский завод"

22.12.2011 г. объявлено о возмножном строительстве на ПО "Севмаш"

- - - ТОФ или СФ, решение о строительстве будет приниматься в 2016 г. (24.01.2013 г.)
Курсивом выделены предположительные данные.

Источники :

"Балтийский завод" начал резку для корпуса первого "Мистраля". Сайт http://flotprom.ru , 2012 г.
Википедия - свободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org , 2011 г.
Французы меняют тех.документацию на "наши" "Мистрали". http://navy-rus.livejournal.com , 08.12.2011 г.
BPC Russe. http://bmpd.livejournal.com/292022.html , 2012 г.
Lenta.Ru. 2010-2012 г.г.

Французы особо не расстроились, ведь уже тогда активный интерес к покупке кораблей проявлял Египет. Об условиях сделки Париж и Каир договорились максимально быстро, и уже в июне 2016 года "Мистрали" отправились в Александрию, перед этим приняв участие в совместных военно-морских маневрах двух стран.
В стране пирамид вертолетоносцы получили новые имена, корабли назвали в честь бывших президентов Египта. "Владивосток" стал "Гамалем Абделем Насером", а "Севастополь" - "Анваром Садатом".
Не осталась в накладке и Россия. Поскольку эти "Мистрали" создавались специально под потребности отечественных машин, Каир купил у Москвы 50 вертолетов Ка-52к и Ка-29/31.
Ну а уже в этом году оба "Мистраля" начали принимать активное участие в антитеррористической операции против исламистов на Синае. Базирующиеся на кораблях вертолеты заняты в операциях по зачистке побережья полуострова.
В настоящее время, судя по последним новостям, вертолетоносец "Гамаль Абдель Насер" участвует в морских военных учениях совместно с подразделениями Кипра и Греции "Медуза-6". С его помощью отрабатывается взаимодействие наземных, воздушных и морских сил при проведении десантных операций. Таким образом, бывшие "Владивосток" и "Севастополь" активно используются на своей новой родине по прямому назначению.

Жемчужину ВМФ Франции, которую за универсальность окрестили "швейцарским ножом", должны продать России в количестве четырех штук. Соседние страны обеспокоены.

"Мистраль"

"Честь" и "Родина". Эти два девиза красуются на палубе корабля. Стоя на капитанском мостике, кажется, что ты на верху башни. Его длина - 200 метров, вес - 21 000 тонн, и, несмотря на это, он плавает. Это "Мистраль", самый большой военный корабль Франции после авианосца "Шарль де Голль". Одна из жемчужин французского военно-морского флота, который заставляет бледнеть от зависти страны, стремящиеся завоевать влияние и военный авторитет. Массивный серый корабль похож на гигантскую обувную коробку, тяжело плывущую по волнам. Иногда его брюхо раскрывается, как пасть кита, и принимает в себя лодки и военное снаряжение. Он так силен, что может перевозить 16 тяжелых вертолетов, 4 десантные баржи и 70 транспортных средств, в том числе 13 танков "Леклер". А также размещать на борту команду в 650 человек.

Его кодовое название - BPC (от "batiment de projection et de commandement" - "десантный корабль-вертолетоносец"). А еще его называют "швейцарским ножом". Действительно, имея экипаж в 177 человек, он может все. Высаживать десант на театре военных действий, перевозить боевые танки, быть местом размещения интегрированного командного пункта, средством для устрашения пиратов... Он очень мобилен, обладает свойствами амфибии, и на его борту оборудован госпиталь: два операционных блока, 69 коек, рентгенографический кабинет и томограф. Он входит в "семью" из трех французских вертолетоносцев; два других - это "Тоннерр" ("Tonnerre"), который был введен в эксплуатацию в 2007 г., и находящийся в стадии строительства и готовящийся к принятию на вооружение "Дисмюд" ("Dixmude").

В командном центре площадью в 800 кв. м. компьютеры сегодня подключены к секретной сети НАТО, в рамках подготовки к предстоящим натовским учениям в Дании. В боевом отсеке гигантские экраны в реальном времени показывают ситуацию на море в зоне учений. Средства управления на "Мистрале" настолько мощные, что корабль может в реальном времени координировать действия крупных сил морской авиации с участием нескольких авианосцев.

Именно эти характеристики вызвали интерес у Кремля. Русские, проводящие реформу своих вооруженных сил и желающие расширить тактические возможности своего флота, хотят купить четыре корабля "Мистраль". Палуба французского десантного корабля-вертолетоносца и в самом деле достаточно крепка, чтобы выдержать огромный вес российских вертолетов. По размеру он меньше своих американских аналогов и менее дорог. На европейском рынке десантных кораблей-вертолетоносцев французский корабль завоевал лидирующие позиции. Даже у британцев нет настолько многофункционального военного судна. Приглашенный на "Мистраль" по случаю дня французского ВМФ военно-морской атташе при посольстве России в Париже Александр Дрягин в круглой фуражке, которую носят российские моряки, похожей на привинченный к голове зонтик, держа в руке бокал шампанского, которое он находит "недостаточно крепким" напитком, кивает головой. "Нас очень интересует универсальность этого корабля. В России у нас нет корабля, оборудованного одновременно командным центром и госпиталем. И если мы захотим их строить сами, нам понадобится в два раза больше времени".

Французской стороне эта продажа позволит оживить верфи в Сен-Назере, где могут быть построены один или два "Мистраля". Говорят, министр обороны Франции Эрве Морен (Hervе Morin) лично отстаивал этот проект в беседах с главой государства. Если продажа состоится, это будет первый случай подобной передачи технологий страной НАТО России. Как в Елисейском дворце, так и в военном министерстве приводят шокирующий аргумент: "холодная война" закончена, надо отбросить "двойные стандарты" в отношении Москвы, "с Россией нужно обращаться как со стратегическим партнером и больше не видеть в ней угрозу".

Эти аргументы убедили далеко не всех. На протяжении месяцев "Мистраль" даже стал "кораблем раздора". Соседи России обеспокоены возможными последствиями для их безопасности. "Мистраль - стратегический корабль, который повысит возможности России по проведению десантных операций в Черном и Балтийском морях, а также и в более отдаленных регионах, вплоть до Азии", - поясняет один французский адмирал. Опубликованная несколько недель назад новая военная доктрина России говорит о расширении НАТО как об одной из главных угроз для России.

Меньше двух лет спустя после грузинской войны августа 2008 г., когда Южная Осетия и Абхазия по-прежнему остаются неподконтрольными Тбилиси, Грузии тем менее понятен жест Франции, что председательствовавший тогда в ЕС Николя Саркози громко утверждал, что помешал России дойти до грузинской столицы. С точки зрения Михаила Саакашвили, продажа "Мистраля" - "весьма рискованное" мероприятие. В конце 2009 г. главнокомандующий ВМФ России Владимир Высоцкий так прокомментировал покупку своей страной французского корабля: подобный корабль позволил бы Черноморскому флоту выиграть войну в Грузии в 2008 г. "за сорок минут, вместо двадцати шести часов".

Но тревожатся не одни грузины. Страны Балтии были аннексированы СССР во время Второй мировой войны. Независимость они обрели лишь в 1991 г., а русские войска были выведены оттуда только три года спустя. "Я не уверен, что лучший способ перевернуть страницу "холодной войны" - это торговать вооружением войны "горячей", - сказал недавно министр иностранных дел Латвии Марис Риекстиньш (Maris Riekstins).

Даже в России реакция на покупку "Мистралей" неоднозначна. "Этот вопрос вызвал в Москве споры. Многие военные руководители предпочли бы сами строить вертолетоносцы", - объясняла Мари Мендра (Marie Mendras), глава группы политического планирования МИД Франции, в ходе семинара, недавно организованного Фондом стратегических исследований (FRS). Это вопрос национальной гордости... "Мистраль" огромный, но очень удобный. Он очень заметный. Его будет трудно прикрывать. Но, в конце концов, у нас были деньги, но не было технологий для того, чтобы строить его самим, так что...", - полускептически, полупокорно говорит военно-морской атташе Александр Дрягин. Но дело еще не закрыто. 25 марта министр обороны Франции уверял, что "Мистрали" будут поставляться без военного оборудования. Об этом не может быть и речи, ответил Николай Макаров, начальник Генерального штаба России. Он предупредил, что его страна купит их "только в полностью снаряженном виде - со всеми средствами управления, навигации и вооружением".

"Реалполитик"

Помимо экономических и военных интересов, продажа "Мистралей" имеет большое политическое значение. Николя Саркози напоминает, что Запад нуждается в России для разрешения международных кризисов. Также Париж хочет задобрить Россию, которая является крупным поставщиком энергоресурсов. "Некоторым хочется восстановить своего рода "тыловой союз", подобный тому, что имел место между Францией и Россией в 1891 г. для предотвращения германской угрозы. Это относится к "реалполитик". Но что поделать, если она проводится в ущерб Грузии. Россия нам ближе, чем Китай. Нужно иметь долгосрочные концепции развития отношений с ней", - говорит один из деятелей ВМС, разделяющий пророссийский выбор Елисейского дворца. "Мистраль" в обмен на ужесточение позиции Кремля по поводу иранского ядерного досье? Как бы там ни было, Дмитрий Медведев заявил, будучи в феврале в Париже, что "Мистраль" станет "символом доверия" между двумя странами.

Этот подход разделяют и некоторые американские руководители. Министр обороны США Роберт Гейтс официально заявил о своих сомнениях по поводу продажи "Мистраля" России в ходе своего недавнего визита в Париж. Но также он сказал, что в этом нет проблемы с военной точки зрения, и не настаивал на своей позиции. Генерал Джеймс Джонс (James Jones), советник президента США по национальной безопасности, недавно подтвердил Figaro, что по этому поводу "между Францией и США нет никаких серьезных разногласий". "У нас самих началось активное потепление отношений с Россией. Поэтому я не думаю, что этот вопрос должен вызывать у нас какую-то сильную озабоченность". Генерал Джонс добавил, что ни он, ни президент Обама не поднимали этот вопрос с Николя Саркози. Даже генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен недавно заявил, что считает "успехом" тот факт, что "Мистрали" не смогут служить для нападения на одного из соседей России...

Придя в Белый дом, Обама пообещал "перезагрузить" отношения с Россией. Президентская команда нуждается в Кремле, чтобы продвинуться в деле ядерного разоружения и побудить Москву одобрить ужесточение санкций против Ирана в Совете Безопасности ООН, где Россия обладает правом вето. За это надо заплатить. И тем, кто платит, может стать Грузия. Диалог с Москвой, кажется, теперь более важен, чем дружба с Тбилиси, где поддержка Вашингтона становится все менее выраженной. Что же до перспективы вступления Грузии в НАТО, то она весьма отдаленна.

Москва остается региональной державой

С этой точки зрения не очень важно, что французам удалось добиться строительства в Сен-Назере всего одного или двух "Мистралей"... Остальные должны будут собираться на "Северной верфи" близ Санкт-Петербурга, принадлежащей российскому миллиардеру Сергею Пугачеву, отцу Александра, нового владельца France Soir... Кажется, все это было решено уже давно, поскольку France Soir говорила об этом уже в одной из статей, опубликованных в номере от 24 сентября 2009 г., еще до выхода ее обновленной версии...

Пока же спорная продажа "Мистраля" напоминает странам этого региона, что в военном отношении Москва остается региональной державой. Покупка французских кораблей также позволит России повысить свой международный авторитет. Мари Мендра предупреждает: "Нехорошо поддерживать иллюзию восстановления российской зоны влияния в соседних с ней странах. Эти страны всегда притягивал Евросоюз, и они знают, что Россия не станет гарантом их безопасности". Наоборот, говорит, она, надо будет "более смело развивать наши отношения с этими странами и разрабатывать долгосрочные концепции в этой области".

Проходящий в Санкт-Петербурге Международный военно-морской салон стал источником важнейших новостей в отечественной кораблестроительной отрасли. Представитель командования ВМФ России анонсировал планы по строительству двух вертолётоносцев и одного авианосца.

На замену «Мистралям»

С 2015 года в России не утихают дискуссии по поводу необходимости замены французских вертолётоносцев типа «Мистраль», которые Париж отказался отдавать Москве под предлогом «агрессивной политики Кремля». В результате два корабля-дока без вооружений и вертолётов были переданы Египту.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что сохранявшаяся два года интрига разрешилась. Заместитель командующего ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук подтвердил, что строительство двух УДК «Прибой» вошло в государственную программу вооружения (ГПВ) на 2018—2025 годы.

  • Макет десантного корабля «Прибой»
  • РИА Новости
  • Александр Вильф

25 мая 2017 года заместитель министра обороны Юрий Борисов рассказал журналистам, что в ГПВ до 2025 года (которая пока находится в стадии обсуждения) были включены два вертолётоносца. При этом он не уточнил, о каком проекте идёт речь.

28 июня в интервью ТАСС вице-президент Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Игорь Пономарёв сообщил, что корабли типа «Прибой» будут возводиться на мощностях двух петербургских предприятий — «Северная верфь» и «Балтийский завод», а также на «Севмаше» (Архангельская область).

«Прибой» впервые был представлен на международном форуме «Армия-2015». В Минобороны РФ заявили, что проект может стать альтернативой французским кораблям. «На «Прибое» всё будет отечественным: и десантно-высадочные средства, и авиакрыло, и оружейные системы», — говорилось в сообщении ведомства.

Водоизмещение УДК составит 14 тыс. тонн при осадке 5 метров. Предельная скорость корабля — 20 узлов (крейсерская — 15-16 узлов), дальность плавания — 6 тыс. морских миль (11 тыс. км), автономность похода — 60 суток. Держать противовоздушную оборону «Прибоя» будет зенитный комплекс морского базирования «Панцирь-М».

На палубе «Прибоя» будут размещены до 8 противолодочных и десантно-высадочных вертолётов Ка-27 и Ка-52K. Также универсальный корабль сможет нести на борту четыре десантных катера проекта 11770М «Серна» и два десантных катера «Мурена» проекта 12061М.

Предполагается, что «Прибой» будет вмещать около 500 десантников и до 60 единиц различной военной техники, включая 20—30 танков. Автором проекта является Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ).

Возросшая потребность

«Прибой», как и любой другой современный универсальный десантный корабль, будет выполнять самый широкий спектр задач. В условиях современной войны УДК является незаменимым морским транспортом, кораблём управления и средством патрулирования дальней морской и океанской зоны.

Появление двух «Прибоев» значительно усилит экспедиционные возможности ВМФ России. Потребность в дальних боевых походах объективно выросла в связи с началом сирийской операции и созданием новых баз на Дальнем Востоке.

Отечественные УДК должны стать полноценной альтернативой французским вертолётоносцам «Севастополь» и «Владивосток», которые Россия так и не получила от Франции. Между тем в экспертной среде бытует мнение, что двух кораблей подобно класса всё же недостаточно.

  • Корабль-вертолётоносец «Мистраль»
  • Yannick Le Bris / Wikimedia Commons

В середине июня 2015 года начальник департамента Гособоронзаказа ОСК Анатолий Шлемов заявил, что России необходимы 6—8 вертолётоносцев. Два года назад Минобороны оценило потребности ВМФ как минимум в четыре «Прибоя», правда, в ведомстве не указали сроки их строительства.

На данный момент известно, что до 2025 года ВМФ получит два УДК. Реализация проекта «Прибой» будет сложной задачей для российских корабелов, которые никогда не строили суда подобного класса. (В советские годы все авианесущие корабли строились на Черноморском заводе в украинском Николаеве. — RT ).

Однако российские верфи получили большой опыт, работая в кооперации с французской корпорацией Chantiers de l’Atlantique, которая строила для ВМФ «Мистрали». Отечественные предприятия выполняли часть сборочных работ, а инженеры имели возможность наблюдать за строительством кораблей на верфях Франции.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский в беседе с RT предположил, что на строительство двух «Прибоев» уйдёт не менее 5 лет. Стоимость контракта с ОСК, по его мнению, составит примерно $1 млрд (без учёта вертолетной техники и вооружений).

В целом затраты на отечественные УДК будут сопоставимы с деньгами, которые были выплачены Chantiers de l’Atlantique. Напомним, что французская корпорация получила от Минобороны РФ $1,2 млрд. Вооружение, вертолёты и часть оборудования производились на российских предприятиях — это было одним из ключевых условий контракта.

Чистый авианосец

Помимо вертолётоносцев, обеспечить прочное присутствие ВМФ в акватории Мирового океана призван многоцелевой авианосец проекта 23000 «Шторм». Впервые данный проект был продемонстрирован в закрытом режиме в июле 2013 года. Его разработчиком является Крыловский государственный научно-исследовательский центр (КГНЦ).

В настоящее время Россия обладает одним авианосцем — «Адмирал Кузнецов» (проект 1143.5), который был спущен на воду в 1987 году. Однако корабль относится к классу авианесущих крейсеров и не является чистым авианосцем.

Для сравнения: на палубе «Шторма» могут размещаться 80—90 единиц авиатехники, а на палубе «Адмирала Кузнецова» — не более 52 самолётов и вертолётов.

«Шторм» будет значительно превосходить по габаритам авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Водоизмещение корабля составит 90—100 тыс. тонн (против 50—60 тыс. тонн), длина — 330 м (против 270 м), ширина по ватерлинии — 40 м (против 33 м).

Важной особенностью «Шторма» станет атомная энергетическая установка, которая предоставляет судну практически неограниченную автономность передвижения.

  • Крейсер «Адмирал Кузнецов» во время прохода авианосной группы Северного флота России
  • РИА Новости

На «Кузнецове» силовая установка работает на мазуте. С одной стороны, она повышает выживаемость корабля, с другой — негативно влияет на скорость и дальность хода.

На проходящем в Петербурге военно-морском салоне замминистра обороны Юрий Борисов заявил, что контракт на строительство авианосца планируется подписать к концу 2025 года. При этом он не назвал верфи, которые будут участвовать в реализации проекта.

По информации зарубежных СМИ, командование ВМФ России в перспективе рассчитывает получить как минимум два «Шторма». Строительство головного крейсера обойдётся в $6,2 млрд (без учёта авиации и вооружений), второй корабль будет стоить дешевле.

Грандиозная задача

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский обратил внимание, что появление трёх авианесущих кораблей в составе ВМФ потребует строительства боевых кораблей первого и второго ранга (водоизмещением свыше 3 и 4 тыс. тонн).

Эксперт полагает, что сопровождать вертолётоносцы и авианосцы в походах, вероятно, будут эсминцы проекта 23560 «Лидер».

«Для сопровождения одного авианесущего корабля требуется 4-5 фрегатов или корветов и одна подводная лодка. «Лидер» бы эти задачи однозначно решил, но войдёт ли этот проект в ГПВ до 2025 года, пока неясно», — констатировал Мураховский.

Вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что проект эскадренных миноносцев будет разрабатываться на Северном проектно-конструкторское бюро (Петербург). Однако сроки начала производства заместитель командующего ВМФ России не сообщил.

  • Крейсер «Адмирал Кузнецов»
  • РИА Новости

В свою очередь, Виктор Мураховский надеется, что в перспективе ВМФ России обретёт порядка четырёх УДК типа «Прибой», как планировало Минобороны в 2015 году: «Вертолётоносцы важны для РФ в первую очередь для снабжения всем необходимым эксклавов и отдалённых баз. Поэтому нам понадобятся два корабля в Тихом океане и один — на Балтике. И ещё один УДК должен дежурить в Чёрном или Средиземном море».

«Реализация подобных проектов потребует масштабных расходов. Нельзя сбрасывать со счетов стоимость авиакрыла, оборудования, материальные и временные затраты на подготовку лётчиков и моряков. Это грандиозная задача в текущих условиях. Наверное, мы справимся, но делать далеко идущих выводов сегодня я бы не стал», — резюмировал Мураховский.

В июне 2011 года, во время Петербургского экономического форума, в ряду других интересных событий произошло что-то вовсе уникальное. Впервые после Второй мировой войны представители России подписали с иностранной фирмой масштабный договор на поставку военной техники. Стало известно, что для нужд военно-морского флота закупаются огромные корабли, вертолетоносцы «Мистраль». Это событие стало настоящей сенсацией, до сих пор отечественные судостроительные предприятия как-то управлялись с заказами сами, без иностранной помощи, и научились делать такое, от чего время от времени у наших западных «друзей» начинали шевелиться волосы на голове, например подводные ракетоносцы. Откуда же возникло желание получить корабли именно такого типа?

Для чего создавался «Мистраль»

Мистраль - это средиземноморский ветер, довольно холодный, время от времени обдувающий избалованное и изнеженное мягким климатом южное побережье Франции. Его нельзя сравнить с пронзительными влажными морозными потоками арктического воздуха, к которым давно привыкли и Мурманска, но деликатным галльским носам он кажется верхом дискомфорта. Так же сильно, как и климат, различаются Франции и Российской федерации. Вертолетоносец типа «Мистраль» по своей сути является большим кораблем, практически лишенным самостоятельной системы противолодочной, противокорабельной и противовоздушной защиты, то есть способный действовать лишь в составе эскадры, окруженный эскортом.

С другой стороны, он отражает модную в последние десятилетия судостроительную концепцию, согласно которой, десанты высаживаются на чужие берега как бы «дистанционно». Происходит это следующим образом: большое судно подходит к враждебному государству на относительно безопасное расстояние в пятнадцать-двадцать миль, затем начинает грузить технику на специальные баржи-катера, а тем временем ударные и транспортные вертолеты со специально подготовленными солдатами вылетают вперед, захватывают плацдарм и обеспечивают отсутствие сопротивления во время всего процесса. Десантного судна с берега даже не видно, а небольшие транспорты приходят неожиданно, если, конечно, у стороны, подвергающейся вторжению, нет средств для загоризонтного обнаружения. Вот примерно тот сценарий, для которого предназначен тип «Мистраль». У этого корабля слишком большая осадка, близко он к берегу подойти не может. Поддержку наступающим войскам он тоже оказать не в состоянии, для этого у него нет достаточного количества пушек или ракет.

Характеристики корабля

Большая полетная палуба сразу бросается в глаза тому, кто взглянет на «Мистраль». Характеристики этого большого корабля впечатляют. Он имеет длину в 200 метров, водоизмещение в 22 тыс. т., правда, способен перемещаться по морю со скоростью лишь 18 узлов. Экипаж, включая пилотов, составляет примерно 170 членов команды. Помимо всего, чем отличается авианесущее судно, то есть палубы и подпалубных ангаров, у него имеются и другие особенности. Например, отсек для перевозки сорока современных танков. «Мистраль» - авианосец, но в первую очередь это десантный корабль.

Но танки мало привезти к побережью неприятельской страны, их нужно еще доставить на сушу и выгрузить на берег. Для этого предусмотрена целая технология. Это наши просто упираются носовой частью в пляж, открывают аппарели, и «вперед за родину!». Армии стран НАТО действуют иначе, намного хитроумнее. Но об этом чуть позже.

Авиакрыло комплектуется в зависимости от задач, которые предстоит решать в боевом походе. Вертолетов на палубе и в ангарах может разместиться от 16 до 32, в зависимости от соотношения противолодочных, ударных и транспортных летательных аппаратов разных геометрических размеров.

Важно и количество живой силы, которую судно берет на борт, - 450 морских пехотинцев. Это батальон.

Возможно и срочное переоборудование судна в плавучий госпиталь. Это может стать необходимым при решении гуманитарных задач или оказании медицинской помощи раненым бойцам в результате боевых действий.

И еще «Мистраль» - это корабль, предназначенный для дальних походов. Его автономный радиус действия - 20 тысяч километров. Это половина экватора. Если нужно наводить порядок в мятежных колониях, то он - то, что надо. А вот над вопросом о том, зачем России «Мистрали», надо еще голову поломать. Заморских территорий у нашей страны нет. Высаживать десанты где-нибудь в Австралии или Аргентине вроде бы никто не планирует, а если бы и возникло такое желание, то кораблей нужно было бы покупать не два, и даже не четыре… К тому же сам процесс высадки очень своеобразен.

Как происходит десантирование по-французски

Французский «Мистраль» стоит себе в сторонке, как уже говорилось, за двадцать от горячего берега, где непонятно что может происходить, и выпускает из своего чрева специальные баржи, на которых и стоит бронетехника. Для этой процедуры у него есть определенный док, в который поочередно заводят упомянутые транспортные средства, грузят на них танки и бронемашины, затем затопляют до уровня окружающего мирового океана, и только после этого они покидают родную плавучую базу. Процесс десантирования проходит степенно и долго, много часов. По нашему штатному расписанию четыре - это усиленный танковый батальон, состоящий из трех рот и командирской единицы, то есть совсем немного. Можно сказать уверенно, что если бы кто-то враждебный нам так попытался высадиться где-нибудь под Анапой, то комплекс береговой защиты «Бастион» пресек бы это быстро…

Вертолеты

У французов свои винтокрылые машины. Они по назначению делятся на классы, два из которых используются в качестве палубных. Многоцелевые NH-90 и ударные «Тигры» составляют примерно равные доли авиакрыла, под их размеры и рассчитаны подъемные устройства, обеспечивавшие перемещение техники на полетную палубу и обратно в трюм, где они укрываются от штормов, брызг морской воды и проходят профилактическое обслуживание. Всего лифтов два с грузоподъемностью в 13 тонн, один на корме, другой рядом с рубкой.

Основными палубными вертолетами у нас служат противолодочные Ка-27М и Ка-226, но для осуществления ударов по наземным или морским целям необходим и «Аллигатор» Ка-52. Размеры этих машин отличаются от французских аналогов, притом в большую сторону. «Мистрали» для ВМФ России строились с учетом необходимых корректировок.

Детали договора

Французы торговались отчаянно. Российская сторона настаивала на строительстве трех из четырех запланированных вертолетоносцев на собственных верфях с использованием импортной технической документации. Сошлись на половине. Кроме того, кормовая часть изготовлялась на Балтийском заводе судостроения, что тоже удешевило проект. Следует особо отметить высокое качество работы отечественных корабелов и полную стыковку всех узлов при окончательной сборке в Сен-Назере.

Сразу было оговорено условие о том, что французская сторона установит на «Мистрали» для России часть высокотехнологичного навигационного оборудования, а под вооружения подготовит лишь установочные площадки и проложит кабельные коммуникации. Все ракетные и артиллерийские системы россияне поставят сами и свои.

Немаловажным фактором при подписании контракта могла стать возможность овладения новейшими технологиями кораблестроения, если, конечно, у французов есть чему поучиться. В основном они касаются методов сборки крупнотоннажных корпусов, хотя Балтзавод и Объединенная судостроительная корпорация тут же получили заказ на атомные ледоколы, не менее сложные, чем «Мистраль». Стоимость двух военных судов составила 1,2-1,5 миллиарда евро плюс 2,5 миллиарда рублей за работы, которые предстояло выполнить российским корабелам.

Системы вооружения и оповещения

Главный радиолокатор, устанавливаемый на «Мистрали» для России, которому предстоит быть их «глазами», - это французский «Талес». Особенности конструкции корпуса затрудняли установку отечественных аналогов.

Изначальная скудность оборонительных систем вызвала дополнительные требования военно-морского командования по дооснащению кораблей пятью ЗРК «Гибка», рассчитанных на использование «Игл» и пары шестиствольных скорострельных установок артиллерийского огня АК-630 калибра 30 мм для поражения низколетящих скоростных целей. Противокорабельная защита осуществляется комплексами сверхзвуковых крылатых ракет, способных «работать» и по береговым целям. Противолодочная оборона включает в себя все возможные аппаратные средства гидроакустического направления.

Детали дооснащения широко не разглашаются, но известно, что каждый российский «Мистраль» - корабль управления, а не только вертолетоносец и десантный транспорт, поэтому насыщенность информационной техникой бортового вычислительного комплекса также весьма серьезная.

Балансировка

Вертолетоносец типа «Мистраль» - корабль большой, крупнотоннажный и нуждается в балансировке, обеспечивающей его устойчивость в условиях сильных штормов. Три судна, состоящие на вооружении оборудованы автоматической системой норвежского производства «L3Marin», которая отвечает за равновесие. Намерение заменить ее на строящихся для России судах французским балансером, опробованным на куда более легких корветах и фрегатах, вызвало возражения у заказчика. К тому же у «Рособоронэкспорта» есть прямой интерес к этой системе, коль скоро контракт столь дорог. Навигационная безопасность российских вертолетоносцев слишком важна, чтобы на ней экономить.

Проблемы и решения

Возникли проблемы и с комплектованием корабля челночными транспортными средствами. Французские двухкорпусные катера-катамараны с самого начала были отвергнуты, а отечественные скоростные транспорты на воздушной подушке в грузовой отсек не помещались. Сошлись на том, что оптимальным решением станет все же приобретение отечественных танко-десантных катеров «Дюгонь» и «Серна», имеющих длину 45 и 26 метров соответственно.

Повышен и ледовый класс корпуса, так как подрядчик получил заказ исходя из возможных районов базирования новых кораблей. В отличие от их французских собратьев, их зона ответственности не исчерпывается тропическими водами, а в порту, к примеру, Петропавловска-Камчатского бывает очень морозно. Впрочем, и российское флотское командование в момент подписания договора не было уверено в том, где предстоит базироваться вертолетоносцам. Это решили позже.

Опыт эксплуатации вертолетоносцев

ВМФ СССР уже имел на вооружении крупные авианесущие противолодочные крейсера - «Ленинград» и «Москву». Вертолетное крыло этих боевых кораблей предназначалось для обнаружения субмарин вероятного противника. После морального устаревания и технического износа они были выведены из состава ВМФ, замена им не планировалась, так как в общем и целом они оказались не намного эффективнее, чем БПК меньшего водоизмещения и, соответственно, намного более дешевые как в производстве, так и в эксплуатации. Способствовал устареванию и низкий модификационный потенциал, что выражалось в невозможности переоборудования ангаров под современные вертолеты. Вообще, мировой опыт показывает, что на авианосцах экономить не стоит, их следует строить с запасом, с учетом возможности их дооснастки в процессе совершенствования систем управления, вооружения, связи, навигации и обнаружения. В этом случае дорогостоящие корабли могут служить десятилетиями. Насколько вертолетоносец типа «Мистраль» соответствует этому критерию, большой вопрос.

«Адмирал Кузнецов» по своей конструкции не является аналогом «Мистраля». Этот корабль выполняет совсем другие функции, сил для десантирования не несет и имеет совсем другие ходовые характеристики.

Международная реакция

Корабли еще не были достроены, а уже было объявлено о том, что главная дальневосточная военная гавань станет местом базирования новейшего российского вертолетоносца «Владивосток», построенного по проекту «Мистраль». Это известие вызвало дежурную озабоченность правительства Японии, углядевшего в усилении состава Тихоокеанского флота РФ некие агрессивные намерения. Разумеется, дипломатические маневры нашего восточного соседа имеют исключительно политическую мотивацию и вписываются в общий формат претензий на «северные территории», вопрос о которых поднимается периодически, в преддверии очередных выборов. Предполагать, что российская морская пехота станет несколько часов высаживать танковый батальон где-нибудь на острове Хоккайдо, не могут даже самые смелые патриотически настроенные японские фантасты. На фото «Мистраль» выглядит внушительно, но даже после оснащения этого корабля крылатыми ракетами в ракетный крейсер он не превратится, очень уж тихоходен, и вообще, не для того он строился и покупался. А для чего?

Военспец Сердюков

Правильнее будет спросить о том, не для чего, а зачем и почему. Бывший министр обороны А.Э. Сердюков в стратегических вопросах, очевидно, понимал немного. Куда богаче он был одарен природным артистизмом (безусловно, у него есть задатки неплохого кинорежиссера). Возможно, ему сразу привиделось, как будут смотреться на океанских просторах грозные и огромные транспортно-десантные суда под А помимо художественных достоинств, г-н Сердюков, по-видимому, обладает и определенной коммерческой хваткой. Но это лишь предположения.

Признать ошибочность затеи с «Мистралями» российскому правительству, вполне возможно, просто по-человечески неудобно. Два корабля («Севастополь» и «Владивосток») уже, можно считать, приняты командованием ВМФ, а в пользу их ненужности говорит тот факт, что от постройки еще пары российская сторона практически отказалась, хотя прямо об этом заявлено пока не было. Просто решили повременить.

Страшного, собственно, ничего не случилось. Десантные вертолетонесущие корабли докового типа не совсем согласуются с российской военной доктриной, но время от времени возникают международные осложнения, которые вынуждают менять ранее выработанные подходы. Про такие суда можно сказать, что они «на всякий пожарный случай».

На военные корабли потрачены деньги, это сделано не лучшим образом, но использовать вертолетоносцы можно в миротворческих операциях, которые, как показали события последних месяцев, вполне вероятны.



Статьи по теме: