Корабль проект 23800. Маленький «Дерзкий» монстр: новый корвет-невидимка способен испугать любой вражеский корабль

Корветы проекта 20380 - многоцелевые сторожевые корабли ближней морской зоны, разработанные для Военно-Морского Флота России. На начало 2011 года в боевом составе ВМФ России находится головной корабль проекта - корвет «Стерегущий», ещё четыре корабля строятся. Новые корветы должны стать основой ВМФ России в ближней морской зоне.

Головной корвет «Стерегущий» был заложен 21 декабря 2001 года на ОАО Судостроительный завод «Северная верфь». Некоторое время спустя на той же верфи были заложены ещё три однотипных корабля - «Сообразительный» (20 мая 2003 года), «Бойкий» (27 июля 2005 года), «Стойкий» (10 ноября 2006 года). Ещё один корвет, «Совершенный», был заложен 30 июня 2006 года на стапеле Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре. Всего командование ВМФ России планирует построить серию из 20 многоцелевых корветов проекта 20380 (по 3-8 на каждый из флотов).

Корветы проекта 20380 предназначены :
— для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника;
— для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах;
— для патрулирования зоны ответственности с целью блокады.

Корвет проекта 20380 отличается многофункциональностью, компактностью, малозаметностью, высоким уровнем автоматизации корабельных систем. Модульный принцип архитектуры кораблей этого проекта позволяет при строительстве новых и модернизации существующих корветов устанавливать на них новые системы оружия и радиоэлектронного вооружения. Это снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение 30 лет жизненного цикла корабля.

Основные характеристики :

Полное водоизмещение — 2220 т
Длина:
90 м (по КВЛ)
104,5 м (наибольшая)
Ширина:
11,1 м (по КВЛ)
13 м (наибольшая)
Осадка:
3,7 м (средняя)
7,95 м (наибольшая с бульбом)
Силовая установка: 4 дизеля 16Д49, 2 вала, 2 пятилопастных гребных винта;
Мощность — 23 320 л.с.
Скорость:
полная — 27 узлов (50 км/ч)
экономическая — 14 узлов (26 км/ч)
Дальность плавания 3500-4000 миль на 14 узлах
Автономность плавания — 15 суток.

Корпус и надстройка

Корпус корвета - стальной гладкопалубный . Он является принципиально новым по конструктивному исполнению и отличается от общепринятых, что является одной из главных его особенностей. Новые обводы подводной части корпуса позволили снизить сопротивление воды при движении корабля на скорости около 30 узлов примерно на 25%, а также позволили уменьшить потребную мощность его главной энергетической установки.

Благодаря новой конструкции подводной части корпуса появилась возможность использовать менее мощную и одновременно более лёгкую ГЭУ, что привело к освобождению 15-18% водоизмещения, которое может быть использовано для увеличения боевой нагрузки корабля. При сохранении неизменными массы вооружения и ГЭУ за счёт уменьшения сопротивления движению корабля скорость полного хода корвета может быть увеличена на 1,5-2 узла.

Надстройка корабля идёт от борта до борта и выполнена из многослойных композиционных материалов (трудногорючих многослойных стеклопластиков и конструкционных материалов на основе углеродистого волокна), что было выполнено с учетом требований так называемой технологии «стелс».

В кормовой части корвета, впервые для отечественных кораблей такого водоизмещения, размещён ангар с взлётно-посадочной площадкой для противолодочного вертолета Ка-27, там же имеется и значительный (до 20 т) запас топлива для него.

Начиная с первого серийного корабля («Сообразительный») были «реализованы решения генерального заказчика, касающиеся вооружения, общекорабельных систем, комплекса связи, систем автоматики. В ходе реализации проекта значительно изменились конструкции корпуса и надстройки корабля».

Главная энергетическая установка

Главная энергетическая установка (ГЭУ) корвета проекта 20380 представляет собой двухвальную дизельную установку, состоящую из двух ДДА (дизель-дизельных агрегатов) ДДА12000, созданных специалистами Коломенского завода для Военно-морского флота России и успешно прошедших межведомственные испытания в 2006 году. Каждый ДДА состоит из двух дизелей 16Д49 и реверс-редукторного агрегата.

ДДА обеспечивают на режимах реверсирования высокую мощность при минимальных расходах топлива и масла; они оснащены современной микропроцессорной системой управления и контроля основных параметров работы. Через суммирующие реверсивные редукторы двигательные агрегаты работают на два винта фиксированного шага. 4 дизель-генератора 22-26ДГ мощностью по 630 кВт каждый обеспечивают потребителей током напряжением 380 В(50 Гц).

За счёт уменьшения уровня шумов механизмов ГЭУ, была снижена заметность корабля в гидроакустическом диапазоне - впервые в практике российского судостроения на надводном корабле применили технологии, отработанные ранее на российских атомных подлодках последнего поколения.

При скорости экономического хода 14 узлов (полная - 27 узлов) дальность автономного плавания корвета достигает 4000 морских миль. Экипаж корабля с группой обслуживания вертолёта составляет 99 человек.

Вооружение

Противокорабельный комплекс
Вооружение корвета проекта 20380 включает в себя комплексы ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, системы боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи и защиты. Основой противокорабельного вооружения корвета является противокорабельный ракетный комплекс «Уран» в составе двух четырёхконтейнерных пусковых установок с боекомплектом из 8 противокорабельных ракет Х-35 и дальностью стрельбы 130 км. Контейнерные пусковые установки расположены поперёк диаметральной плоскости в средней части корпуса.

Зенитный ракетный комплекс
Противовоздушная оборона корабля реализуется за счёт боевых возможностей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик-М» (на баке), переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» (для запуска с плеча) и двух шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М (в корме). Дальность стрельбы ракетами ЗРАК «Кортик-М» достигает 10 км. На серийных корветах вместо ЗРАК «Кортик-М» предполагается установить ЗРК «Редут» (ЗУР 9М96М, 9М96Е или 9М100) в ВПУ.

Артиллерия
Артиллерийское вооружение корвета представлено универсальной 100-мм артустановкой А-190 с максимальной скорострельностью 80 выстрелов в минуту, дальностью стрельбы 21,3 км, досягаемостью по высоте - 15 км и боезапасом в 332 выстрела. Управление огнём корабельной артиллерии осуществляется с помощью системы управления артиллерийским огнём 5П-10 «Пума». Антенный пост системы размещён на носовой надстройке.

Противоторпедное, противолодочное и противодиверсантное вооружение
Система противоторпедной защиты корабля «Пакет-НК» состоит из двух четырёхтрубных 330-мм аппаратов, расположенных побортно в лацпортах. Торпеды, запускаемые из торпедных аппаратов, могут использоваться как непосредственно против идущих на корабль вражеских торпед, так и против подводных лодок. Для обнаружения и уничтожения подводных лодок на корвете предусмотрен вертолёт постоянного базирования Ка-27ПЛ.

В целях ближней самообороны от пиратов или подводных диверсантов на корветах проекта 20380 установлены две тумбовые 14,5-мм пулемётные установки и два противодиверсантных гранатомёта ДП-64.

Радиотехническое вооружение

Радиотехническое вооружение корабля, кроме БИУС «Сигма», включает:
— радиолокационную станцию (РЛС) общего обнаружения «Фуркэ-2»;
— РЛС целеуказания управляемым ракетам «Монумент-А» в радиопрозрачном обтекателе, совмещенном с конструкцией фок-мачты;
— две навигационных РЛС;
— гидроакустический комплекс «Заря-2» с антенной в носовом бульбе;
— гидроакустическую станцию «Минотавр-М» с протяжённой буксируемой антенной;
— ОГАС «Анапа-М», автоматизированный комплекс связи «Рубероид», средства РЭБ и навигации.

Для самозащиты от средств обнаружения противника и его противокорабельных ракет корабль оборудован четырьмя десятиствольными пусковыми установками ПК-10 комплекса выстреливаемых помех «Смелый» (две между вертолётной площадкой и ангаром и две позади АУ А-190. Целям обеспечения радионавигации противолодочного вертолёта служат смонтированные на крыше вертолётного ангара антенные посты станции ОСПВ-20380.

Мореходность
Улучшенная мореходность корветов проекта типа «Стерегущий», по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять корабельное вооружение при волнении моря силой до 5 баллов.

Боевая живучесть

Особое внимание при проектировании корвета было уделено защите и повышению живучести корабля. Конструкторами проекта были реализованы «новейшие достижения по снижению заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах на основе архитектурных особенностей в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля».

Средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) на кораблях проекта была снижена по сравнению с аналогичными кораблями примерно в 3 раза (вероятность наведения на корвет противокорабельных крылатых ракет была снижена с 0,5 до 0,1). На корветах типа «Стерегущий» реализован комплекс мероприятий по обеспечению боевой и эксплуатационной живучести (взрывопожаробезопасности и конструктивной защиты от воздействия оружия противника).

/По материалам atrinaflot.narod.ru и ru.wikipedia.org /

В Санкт-Петербурге закончил работу очередной Международный военно-морской салон (МВМС-2017). Эпоха большого гособоронзаказа подходит к концу, и желание судостроителей взять свой кусок работы и денег только растет. Флот же, в свою очередь, нащупывает новые проектные решения.

На Васильевском острове становится тесно. Перед нами - последний МВМС, проходивший на территории комплекса «Ленэкспо» в Гавани. Начиная с 2019 года салон перенесут в Кронштадт, на площадку создаваемого там филиала парка «Патриот». Это, безусловно, усложнит логистику и работу участников - все-таки для многодневного делового мероприятия Васильевский куда доступнее, чем Котлин.

Отмечая неумолимое стремление нынешнего руководства собрать все крупные военно-промышленные выставки на территориях своего нового детища (другие примеры: Russia Arms Expo и авиасалон МАКС), хочется лишь аккуратно пожелать, чтобы при следующих главах военного ведомства не случилось обратного процесса. У «новых метел» часто и увлечения новые, что не лучшим образом может сказаться на объемах затрат и эффективности проведения устоявшихся, традиционных мероприятий, чей жизненный цикл рассчитан на несколько поколений федеральных сановников.

Пожалуй, главной премьерой салона стал долгожданный показ зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Панцирь-М» (в экспортной версии «МЕ»). Долгая дорога к новому «рогатому», как этот тип вооружения непочтительно прозвали на флоте, наконец, завершается. Линия советского «Кортика» получила, наконец, весьма перспективного наследника, уже вырастающего из привычных рамок «комплекса самообороны»: дальняя граница зоны поражения отодвинута с 8-10 километров у «Кортика» («Кортика-М») до 20 километров, а верхняя - с 4-6 до 15 километров. «Панцирь-М» многоканальный: боевой модуль может одновременно обстреливать до четырех целей с наведением на них четырех ракет (модули «Кортиков» могли работать только одной ракетой по одной цели).

ЗРАК планируется размещать на новых кораблях ВМФ, где предусмотрено такое вооружение (например, на МРК проекта 22800 «Каракурт»), и на модернизированных (вместо установленных там «Кортиков»).

Дрейф классов

В реалиях отечественного кораблестроения начал зарождаться новый подкласс кораблей. Северное ПКБ (проектно-конструкторское бюро) начало разработку «тяжелого» (водоизмещением более 2000 тонн, насколько больше - не уточняется) корвета проекта 23800. Об интересе к проектированию и постройке крупных корветов в этой размерности (до 4000 тонн) в разговоре с корреспондентом сообщили и представители Зеленодольского судостроительного завода.

«Тяжелый корвет» в нашей новейшей истории кораблестроения уже был - «Новик», многоцелевой сторожевой корабль проекта 12441 «Гром», заложенный в 1997 году с большой помпой. Постройку не осилили по финансовым соображениям (головной корабль в ценах 2001 года тянул на 8 миллиардов рублей), а также из-за неготовности систем вооружения. Часть проектных решений (в частности, пропульсивную систему и существовавший лишь на бумаге многоканальный ЗРК «Редут») перетащили на задумывавшийся как раз тогда новый фрегат проекта 22350.

Технически в этом есть логика. Классы корвета и фрегата, заданные флотом почти 20 лет назад, заметно распухли, в них становится тесновато. Фрегат модернизированного проекта 22350М (на жаргоне - «Супергоршков»), как писали еще полгода назад, потяжелеет минимум на тысячу тонн. На нынешнем салоне замглавкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что рост водоизмещения будет еще более существенным - до 8000 тонн. Корвет «Дерзкий», заложенный в Петербурге по проекту 20386, имеет водоизмещение 3400 тонн против 2200 у базового проекта 20380.

Пока неясно, нужно ли флоту еще что-то в диапазоне 1500-2000 тонн - между «тяжелым корветом» и малыми ракетными кораблями. Напомним, что именно из этого размерного класса с конца 1990-х вырос многоцелевой корабль ближней морской зоны, впоследствии ставший корветом многострадального проекта 20380. Первоначально им собирались менять советских специализированных «малышей», в том числе малые ракетные корабли проекта 1234 и малые противолодочные корабли проекта 1124. Но время проектирования и перепроектирования шло, полное водоизмещение перевалило за 2200 тонн, а на борт втащили дорогой (и все еще неготовый) «Редут».

На данный момент повторить корабль по исходным данным для проектирования вполне возможно: «Ураны» в качестве ударного вооружения, «Панцирь-М» в контуре ПВО и «Пакет» в качестве противолодочного (или новая управляемая ракета, используемая с пусковых «Уранов», по аналогии с американскими контейнерными вариантами предыдущего поколения, где унифицировали ПУ ASROC и Harpoon). Вопрос лишь в том, требуется ли такой корабль флоту.

А модельки стоят...

Вот Крыловский центр считает, что все еще требуется. Прессе презентовали новый корвет «Бриз» нормальным водоизмещением 1980 тонн. Правда, восходящий к одному из четырех весьма уже неновых вариантов так называемого «корвета XXI» - это большой привет еще из начала 2000-х , когда шла проработка облика корабля по будущему проекту 20380.

Корвет должен давать 30 узлов и нести при этом чудовищный состав бортового вооружения: 24 пусковых УКСК для «Оникса» и «Калибра» и 16 пусковых для некоего «ЗРК большой дальности». Последнее вроде бы указывает на «Редут», но дело в том, что в исходном проекте «XXI-2» (элементы которого полностью повторяет «Бриз») это был ЗРК С-300ФМ «Форт-М» с ЗУР семейства 48Н6. С заявленными возможностями по противоракетной обороне соединений (и, вероятно, полагающимся такому случаю составом радиоэлектронного вооружения).

Вопрос о том, как все это можно разместить в 1980 тоннах, оставим профессионалам от кораблестроения, а вопрос о стоимости готового изделия - .

Впрочем, военные и раньше довольно скептически воспринимали «судомоделизм», с завидным постоянством демонстрируемый в стенах Петербургского салона. «Модели это модели», - вежливо ответил замглавкома ВМФ вице-адмирал Виктор Бурсук на вопрос о том, будет ли флот строить пресловутый универсальный десантный корабль «Прибой», и в этот раз представленный на стенде.

После чего заметил, что флот закажет два корабля подобного класса (не уточнив проект), имея цель получить их к 2025 году. Из отчета за 2015 год (более поздние недоступны) известно, что из типоряда десантных кораблей два года назад остановились на двух вариантах. Это десантно-вертолетный корабль-док водоизмещением 15 тысяч тонн и универсальный десантный корабль водоизмещением 35 тысяч тонн. Ни один из этих проектов, насколько можно судить, на публику еще пока не просочился.

Консолидация за сценой

Тем временем в отрасли, уже наевшейся больших денег, рассмотревшей пределы этого фонтана изобилия в виде завершения «Госпрограммы вооружения - 2020» и осознавшей свои организационные и технологические пределы, нарастают подспудные процессы консолидации.

Уже как минимум два года развивается сюжет вокруг попыток холдинга «Ак-Барс», контролирующего Зеленодольский судостроительный завод, заполучить-таки одноименное Зеленодольское ПКБ, организационно входящее в государственную .

Более того, планы в Зеленодольске большие: в беседе с «Лентой.ру» гендиректор завода Ренат Мистахов отметил, что в перспективе речь должна идти, по сути, о создании широкопрофильного машиностроительного холдинга, объединяющего целый ряд компетенций и производств, востребованных в судостроении. В частности, речь идет о выпуске валов, винторулевой группы, редукторов и двигательных установок, а также систем управления. Если классический судозавод, подчеркнул Мистахов, концентрирует у себя выпуск 10-15 процентов себестоимости готового корабля (а остальное отходит комплектаторам), то в их планах после укрупнения выпускать у себя до 40 процентов стоимости конечного изделия.

Сама ОСК резко против этого проекта, но это как раз объяснимо: появление конкурента в отрасли вряд ли кто-то будет приветствовать, кроме заказчика. Однако правительственные чиновники проекту явно благоволят. Вице-премьер заявлял, что, по его мнению, Зеленодольское бюро «должно работать в Татарстане».

Вопрос уже дважды выходил на уровень проекта распоряжения президента, но оба раза останавливался для доработки. Последний раз это произошло в мае этого года после того, как в потенциальной обвязке сделки замаячила передача части акций правительству Татарстана.

Процессы внутриотраслевой консолидации за пределами госмонополий в условиях неизбежного падения гособоронзаказа абсолютно естественны: идет драка за издержки и сокращающуюся кормовую базу. Было бы интересно посмотреть на то, что в итоге получится у «Ак-Барса» и как конкуренция отразится на росте возможностей отечественного судостроения. Цена вопроса на полномасштабную реализацию проекта все-таки очень высока: по словам Рената Мистахова, требуемые инвестиции составляют не менее 10-15 миллиардов рублей.

ТАСС-ДОСЬЕ. 20 июля 2017 г. на корвете "Совершенный" проекта 20380 торжественно поднят Военно-морской флаг РФ. Построенный на Амурском судостроительном заводе (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край) корабль вошел в состав Тихоокеанского флота ВМФ России.

Корабли проектов 20380/20385 - серия многоцелевых корветов (сторожевых кораблей) ближней морской зоны. Разработаны Центральным морским конструкторским бюро "Алмаз" (Санкт-Петербург) в конце 1990-х - 2000-х гг. Генеральный конструктор - Александр Шляхтенко, главный конструктор - Игорь Иванов. Корабли предназначены для выполнения эскортных и ударных задач в ближней морской зоне, патрулирования прибрежных вод, дозорной службы.

Тактико-технические характеристики (для проектов 20380/20385)

Длина корвета составляет 104,5 м;
- ширина - 13 м;
- осадка - 7,95 м;
- полное водоизмещение - 2 тыс. 200 т;
- главная энергетическая установка - двухвальная дизельная (два агрегата ДДА12000 производства АО "Коломенский завод", мощностью по 12 тыс. лошадиных сил каждый);
- скорость полного хода - до 27 узлов (около 50 км/ч);
- дальность плавания - 3 тыс. 500 морских миль (около 6 тыс. 400 км);
- автономность плавания - 15 суток;
- экипаж - 99 человек.

Вооружение

Вооружение - пусковые установки противокорабельных ракет "Калибр-НК" или "Уран" (в зависимости от модификации корабля), зенитный ракетный комплекс "Кортик-М" или "Полимент-Редут", две артиллерийских установки АК-630М калибра 30 мм, артиллерийская установка А-190 калибра 100 мм, две пулеметные установки калибра 14,5 мм и два гранатомета ДП-64. Противолодочная и антиторпедная защита - два торпедных аппарата комплекса "Пакет" калибра 330 мм.

На корабле может базироваться вертолет Ка-27.

Модификации

20380П и 20383 - проекты пограничных сторожевых кораблей (не реализованы);
- 20382 - экспортный вариант, способный выполнять задачи в дальней морской зоне (не реализован);
- 20385 - модернизация базового проекта с усиленным зенитно-ракетным и противокорабельным вооружением. Первоначально на кораблях этой модификации планировалось устанавливать дизельные агрегаты немецкой компании MTU Friedrichshafen, однако после отказа фирмы поставить двигатели в связи с введенными в 2014 г. против РФ санкциями было принято решение использовать агрегаты российского производства.
- 20386 - проект корвета нового поколения с модульным вооружением, надстройкой из композиционных материалов, сниженной по сравнению с предшественниками радиолокационной заметностью, увеличенными водоизмещением (3 тыс. 400 т) и дальностью плавания (9 тыс. 260 км), уменьшенной численностью экипажа (80 человек).

Серия кораблей

В настоящее время четыре корвета проекта 20380 несут службу в ВМФ РФ, ведется строительство еще шести. В рамках госпрограммы развития вооружений на 2011-2020 г. Министерство обороны РФ в 2011 г. заключило с ОАО Судостроительный завод "Северная верфь" (Санкт-Петербург) контракт на строительство девяти кораблей модернизированного проекта 20385. Однако в мае 2015 г. представители завода сообщили, что проект 20385 сворачивается из-за проблем с импортными комплектующими. По нему будут построены два корабля ("Гремящий" и "Проворный") с заменой зарубежных комплектующих на отечественные, остальные корабли будут строиться по модернизированному проекту 20380.
- Головной корабль проекта 20380 "Стерегущий" (бортовой номер 530, заводской - 1001) был заложен 21 декабря 2001 г. на "Северной верфи", спущен на воду 16 мая 2006 г., в составе Балтийского флота с 28 февраля 2008 г.
- Первый серийный корвет - "Сообразительный" (бортовой номер 531, заводской 1002), заложен 20 мая 2003 г. на "Северной верфи", спущен на воду 31 марта 2010 г., в составе Балтийского флота с 14 октября 2011 г.
- "Бойкий" (бортовой номер 532, заводской 1003) заложен 27 мая 2005 г. на "Северной верфи", спущен на воду 15 апреля 2011 г., в составе Балтийского флота с 16 мая 2013 г.
- "Совершенный" (заводской номер 2101) заложен 30 июня 2006 г. на Амурском судостроительном заводе" (Амурский ССЗ), спущен на воду 22 мая 2015 г., в составе Тихоокеанского флота с 20 июля 2017 г.
- "Стойкий" (бортовой номер 545, заводской 1004) заложен 10 ноября 2006 г. на "Северной верфи", спущен на воду 30 мая 2012 г., в составе Балтийского флота с 18 июля 2014 г.
- "Громкий" (заводской номер 2102) заложен 20 апреля 2012 г. на Амурском ССЗ, передача флоту ожидается в 2018 г.
- "Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов" (заводской номер 2103) заложен на Амурском ССЗ 22 июля 2015 г. Корвет назван в честь матроса с миноносца "Быстрый" Алдара Цыденжапова, который 24 сентября 2010 г. предотвратил пожар в машинном отделении корабля, а через несколько дней скончался от полученных ожогов. Действия матроса позволили сохранить корабль и жизни остальных членов команды. 16 ноября 2010 г. Цыденжапов был посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации.
- "Резкий" (заводской номер 2104) заложен 1 июля 2016 г. на Амурском ССЗ.
- "Ретивый" (заводской номер 1007) заложен 20 февраля 2015 г. на "Северной верфи".
- "Строгий" (заводской номер 1008) заложен 20 февраля 2015 г. на "Северной верфи".
Контрактами предусмотрено строительство еще четырех кораблей серии на "Северной верфи" (заводские номера 1010-1013), двух - на Амурском ССЗ (заводские номера 2105-2106). Еще на два корабля имеется опцион.

Также на "Северной верфи" строятся два корвета по переработанному проекту 20385:
- "Гремящий" (заводской номер 1005) заложен 1 февраля 2012 г., спущен на воду 30 июня 2017 г., передача флоту ожидается до конца 2018 г.
- "Проворный" (заводской номер 1006) заложен 25 июля 2013 г., спуск на воду ожидается в 2018 г.

Еще один корвет строится на "Северной верфи" по проекту 20386:
- "Дерзкий" (заводской номер 1009) заложен 28 октября 2016 г.

в Избранное в Избранном из Избранного 8

В моём разделе, посвящённом , львиная доля материалов посвящена исключительно западным проектам. А это несправедливо, ведь Россия также строит корабли, которые ничем не уступают своим западным аналогам.

Во многом это обусловлено тем, что в нашей прессе уделено очень мало внимания этому аспекту. Например, статей на английском языке, посвящённых этому кораблю, мне попалось огромное множество, а вот на русском только одна, и то на специализированном военно-морском сайте «Атрина» (удивительно, но даже на сайте конструкторского бюро, спроектировавшего этот корабль, как таковой статьи нет, только ТТХ), о котором большинство любителей истории и военной техники просто не знают.

Собственно, и представляю вашему вниманию эту статью, и сам корабль.

История проекта

Новый российский многоцелевой сторожевой корабль ближней морской зоны проекта 20380 был спроектирован для отечественного ВМФ в ФГУП Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» в г. Санкт-Петербурге. Его создание было обусловлено определенными трудностями, связанными с реализацией предыдущего многоцелевого корабля аналогичного класса пр. 12441, так как головной корабль «Новик», заложенный еще в 1997 г. на верфях ССЗ «Янтарь», в свое время так и не был достроен. В связи с этим, после проведенного конкурса, в котором победило именно ФГУП ЦМКБ «Алмаз», командование ВМФ России приняло решение начать строительство более простого и дешевого корабля пр. 20380, который стали классифицировать как корвет (ранее в ВМФ СССР такого класса не существовало, а аналогичные корабли классифицировались как СКР). Непосредственное военно-научное сопровождение создания этого корабля осуществлялось 1-м ЦНИИ Минобороны РФ. А всего в создании корвета пр. 20380 участвовало более 70 российских научно-исследовательских, проектных и промышленных предприятий (в т.ч. «Аврора», Коломенский завод, Средне-Невский ССЗ и др.).

Многоцелевой сторожевой корабль (корвет) пр. 20380 предназначен для действий в ближней морской зоне государства и ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, а также для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах, патрулирования зоны ответственности с целью блокады.

Особенности конструкции

Корабль имеет стальной гладкопалубный корпус и надстройку от борта до борта из многослойных композиционных материалов (трудногорючие многослойные стеклопластики и конструкционные материалы на основе углеродистого волокна), что было выполнено с учетом требований так называемой технологии «стелс». Корпус корвета пр. 20380 является принципиально новым по конструктивному исполнению и отличается от общепринятых, что стало одной из главных его особенностей. Новые обводы подводной части корпуса позволили снизить сопротивление воды при движении корабля на скорости около 30 узлов примерно на 25% и, одновременно, потребную мощность его главной энергетической установки. В результате появилась возможность использовать менее мощную и более легкую ГЭУ, что привело к освобождению 15-18% водоизмещения, которое может быть использовано для увеличения боевой нагрузки. При сохранении неизменным массы вооружения и ГЭУ за счет уменьшения сопротивления движению корабля на 1,5-2 узла увеличивается скорость его полного хода.

Кликните для увеличения рисунка

Улучшенная мореходность корвета пр. 20380, по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять его вооружение при волнении моря силой до 5 баллов (на 1,5–2 балла больше аналогичных кораблей), что особенно важно при базировании на корабле вертолёта. В кормовой части корвета, впервые для отечественных кораблей такого водоизмещения, размещен ангар с взлетно-посадочной площадкой для противолодочного вертолета Ка-27, там же имеется и значительный (до 20 т) запас топлива для него.

Особое внимание уделено защите и повышению живучести корабля. Были реализованы новейшие достижения по снижению заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах на основе архитектурных особенностей в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля. Средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) корвета снижена по сравнению с аналогичными кораблями примерно в 3 раза, что снижает вероятность наведения на него противокорабельных крылатых ракет с 0,5 до 0,1. Кроме того, на кораблях пр. 20380 предусмотрен комплекс мероприятий по обеспечению боевой и эксплуатационной живучести, в том числе по взрывопожаробезопасности, конструктивной защите от воздействия оружия противника и другие меры.

Корабль пр. 20380 оснащен сложной технической системой вооружения в составе комплексов ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи и защиты. Основу его вооружения составляет противокорабельный ракетный комплекс «Уран» в составе двух четырехконтейнерных пусковых установок (боекомплект 8 ПКР Х-35, дальность стрельбы 130 км), расположенных поперек диаметральной плоскости в средней части (аналогично СКР пр. 11540). Для противовоздушной обороны корабль оснащен боевым модулем ЗРАК «Кортик-М» (в носу), ПЗРК «Игла» (для запуска с плеча) и двумя 30-мм артиллерийскими установками АК-630М (в корме). При этом модернизированный вариант боевого модуля «Кортик» имеет сниженную на 2 т массу и увеличенную до 10 км дальность стрельбы ракетами. Главное артиллерийское вооружение представлено универсальной 100-мм артустановкой А-190 с боезапасом 332 снаряда (максимальная скорострельность 80 выстр./мин, дальность стрельбы 21,3 км, досягаемость по высоте – 15 км). Управление огнем 100-мм и 30-мм артиллерии осуществляется новейшей системой 5П-10 «Пума», антенный пост которой размещен на носовой надстройке. Уникальная система противоторпедной защиты «Пакет-НК» представлена двумя четырехтрубными 330-мм аппаратами, расположенных побортно в лацпортах. Ее торпеды могут использоваться как непосредственно против идущих на корабль вражеских торпед, так и против подводных лодок. Также для обнаружения и уничтожения подводных лодок предназначен вертолет постоянного базирования Ка-27.


Радиоэлектронное вооружение корабля, кроме БИУС «Сигма», включает РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2», РЛС целеуказания УРО «Монумент-А» в радиопрозрачном обтекателе совмещенном с конструкцией фок-мачты, две НРЛС, гидроакустический комплекс «Заря-2» с антенной в носовой бульбе, гидроакустическую станцию «Минотавр-М» с протяженной буксируемой антенной, ОГАС «Анапа-М», автоматизированный комплекс связи «Рубероид», средства РЭБ и навигации. Для самозащиты от средств обнаружения противника и его противокорабельных ракет корабль оборудован четырьмя пусковыми установками ПК-10 комплекса выстреливаемых помех «Смелый». Для самообороны и защиты от пиратов или подводных диверсантов на пр. 20380 имеются две тумбовые 14,5-мм пулеметные установки и два гранатомета ДП-64. Использование вооружения возможно при волнении моря силой до 5 баллов. Для обеспечения радионавигации противолодочного вертолета на крыше ангара смонтированы антенные посты станции ОСПВ-20380.

Модульный принцип архитектуры кораблей этого проекта позволяет при строительстве новых и модернизации существующих устанавливать на них новые системы оружия и радиоэлектронного вооружения. Это снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение 30 лет жизненного цикла корабля.

ГЭУ корвета пр. 20380 представляет собой двухвальную дизельную установку, состоящую из двух пар двигателей типа 16Д49, работающих через суммирующие реверсивные редукторы на два винта фиксированного шага. 4 дизель-генератора 22-26ДГ мощностью по 630 кВт каждый обеспечивают потребителей током мощностью 380 В (50 Гц). За счет уменьшения уровня шумов механизмов его ГЭУ, была снижена заметность корабля в гидроакустическом диапазоне – впервые в отечественной практике на НК применили технологии, отработанные ранее на наших атомных ПЛ последнего поколения.

В целом от имеющихся сейчас на вооружении противолодочных кораблей корвет пр. 20380 отличается многофункциональностью, компактностью, малозаметностью, высоким уровнем автоматизации систем. При скорости экономического хода 14 узлов (максимальная 27 узлов) дальность автономного плавания корвета достигает 4000 морских миль. Экипаж корабля с группой обслуживания вертолета составляет 99 человек.

Модификации

Помимо серийного корабля пр. 20380 для отечественного флота ФГУП ЦМКБ «Алмаз» параллельно разработало и его экспортный вариант, получивший номер проекта 20382 и шифр «Тигр». Этот корабль отличается в основном наличием упрощенного вооружения в экспортном исполнении и наличием возможности заменять необходимые системы на аналоги западного производства в зависимости от требований заказчика.

Предполагается, что начиная с 5-го корабля типа «Стерегущий» в проект будут внесены некоторые изменения, в частности, касающиеся противокорабельного и зенитного вооружения. Вероятнее всего комплекс «Кортик-М» будет заменен на новый ЗРК средней дальности с установками вертикального пуска (например «Полимент»), а ПКРК «Уран» – на «Оникс» или «Клаб» также с УВП.

Программа строительства. 21 декабря 2001 года на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» состоялась закладка головного корвета «Стерегущий». Некоторое время спустя были заложены еще два однотипных – 20 мая 2003 г. «Сообразительный» и 27 июля 2005 г. «Бойкий», а затем еще два.

Всего планируется построить серию из 20 многоцелевых кораблей пр. 20380 (по 5 на каждый из флотов), причем 4 из них должны быть сданы флоту до 2015 г.

Статус на 2008 г.

Новые корветы должны стать основой ВМФ России в ближней морской зоне. Первые два корвета поступят на вооружение Северного и Балтийского флотов. Они будут использоваться для патрулирования прибрежных вод, эскортных и противолодочных операций.

Головной корабль серии – «Стерегущий» – впервые был представлен широкой общественности на проходящем с 27 июня по 1 июля 2007 г. в Санкт-Петербурге III Международном военно-морском салоне под своим экспортным названием «Тигр».



Статьи по теме: