Государственное регулирование предпринимательской деятельности: система и принципы. Предпринимательское право россии Основанием гос регулирования предпринимательской деятельности является

Вопрос государственного регулирования предпринимательской деятельности напрямую связан с проблемой государственного вмешательства в экономику. Как правило, необходимость такого вмешательства связывают с невозможностью самой экономической системы посредством саморегуляции справиться с решением целого ряда социально значимых задач.

Во-первых, посредством государственного вмешательства обеспечивается сохранение и поддержание рыночной среды. Государство создает и обеспечивает соблюдение «правил игры» участников экономического оборота. Так, законодательно закрепляются и гарантируются права собственников, создаются правовые основы функционирования денежной системы, обеспечивается поддержание конкурентной среды.

Во-вторых, воздействуя на экономику, государство способствует стабильному ее развитию, сглаживанию негативных факторов, исправлению просчетов и недостатков, вызванных цикличностью и диспропорциями. Также на макроэкономическом уровне государством решаются вопросы равновесия платежеспособного баланса страны, защиты внутреннего рынка и повышения конкурентоспособности экономики.

В-третьих, государство, перераспределяя экономические ресурсы, обеспечивает общество благами, получение которых через рыночные механизмы вообще невозможно, затруднительно либо нецелесообразно. Это так называемые общественные блага, т. е. те, для которых характерны свойства неисключаемости (блага не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других людей) и неконкурентности (будучи предоставлены одному, лицу могут быть предоставлены другим без дополнительных издержек).

К общественным благам, как правило, относят национальную оборону, охрану общественного порядка, развитие фундаментальной науки, выполнение космических программ и прочие подобные. Кроме общественных благ, к благам, доступ к которым открывается через механизм перераспределения, можно отнести услуги здравоохранения, образования, культуры.

В-четвертых, государство содействует преодолению такого недостатка функционирования рынка, как социальное неравенство. Как известно, рыночный механизм очень жесток и не способен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Это достигается благодаря государственному вмешательству в экономику с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др.

Через вмешательство в экономику государство способно также решать проблему занятости населения.

В противовес стихийным началам, преобладающим в рыночном саморегулировании, государственное воздействие на экономику строится на основе прогнозирования и планирования.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Для государственного прогнозирования характерно следующее:

  • 1) организуется Правительством РФ;
  • 2) осуществляется на долгосрочную , среднесрочную и краткосрочную перспективу;
  • 3) основывается на комплексном анализе демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов;
  • 4) результатом выступают прогнозы по РФ в целом, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.

Плановые начала государственного воздействия на экономику проявляются в разработке Концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу , а также различного рода Программ (государственных программ, целевых программ , адресных инвестиционных программ).

В настоящее время в РФ осуществляется стратегическое планирование социально-экономического развития. Задачи такого планирования сформулированы в п. 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» . Во исполнение данного положения Правительством РФ разработаны Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г. и отдельные государственные программы (в частности, государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», государственная программа РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», государственная программа РФ «Развитие транспортной системы», государственная программа РФ «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», государственная программа РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности», государственная программа РФ «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы», государственная программа РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», государственная программа РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», государственная программа РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики»).

Выступая составной частью социального, организационно-правового и политического участия государства в экономических процессах, государственное регулирование предпринимательской деятельности характеризуется следующими чертами:

  • 1) осуществляется через систему органов государственного управления;
  • 2) выражается в содействии, присутствии, контроле и перераспределении ресурсов;
  • 3) осуществляется с использованием правовых средств.

Представляется целесообразным более подробно ознакомиться с

вышеназванными чертами.

Государство выполняет функцию по регулированию предпринимательской деятельности через свои органы. Это федеральные и региональные органы государственной власти. Те и другие можно представить в виде системы, состоящей из органов общей компетенции и органов специальной компетенции.

Органы общей компетенции, осуществляя государственное регулирование предпринимательской деятельности, воздействуют на нее в целом, по различным направлениям. На федеральном уровне к органам общей компетенции следует отнести:

  • Президента РФ;
  • Федеральное Собрание РФ;
  • Правительство РФ.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (в том числе и экономической). Данные направления определяются им в ежегодных и бюджетных посланиях к Федеральному Собранию РФ. Непосредственно (путем принятия указов), а также опосредованно

(через участие в законодательной деятельности (внесение законопроектов и подписание федеральных законов)) президент участвует в нормативно-правовом регулировании предпринимательской деятельности. Государственное регулирование осуществляется в форме распоряжений Президента РФ.

Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом государственной власти и осуществляет государственное регулирование предпринимательских отношений через принятие федеральных конституционных и федеральных законов по вопросам, отнесенным к исключительному ведению РФ (ст. 71 Конституции РФ) и по вопросам, находящимся в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ).

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ и в соответствии со ст. 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» в пределах своих полномочий:

  • организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
  • осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
  • обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
  • формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
  • реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

В отличие от органов общей компетенции органы специальной компетенции осуществляют государственное регулирование по отдельным направлениям в пределах предоставленной им компетенции.

К органам специальной компетенции относятся в первую очередь федеральные органы исполнительной власти.

Система федеральных органов исполнительной власти установлена Указом Президента РФ от 09 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» . В соответствии с п. 1 данного Указа в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Такое деление связано с различием выполняемых функций.

Так, федеральное министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности; федеральная служба - функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности; федеральное агентство - функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Действующая структура федеральных органов исполнительной власти установлена Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (в редакции Указа Президента РФ от 19 марта 2014 г. № 154 ).

Большинство федеральных органов исполнительной власти, осуществляя возложенные на них функции, в той или иной степени оказывают регулирующее воздействие на предпринимательскую деятельность. При этом одни из них воздействуют на предпринимательскую сферу в целом (например, Минэкономразвития России), другие на отдельные отрасли предпринимательства (например, Минпромторг России, Минсельхоз России, Минтранс России, Минстрой России).

В осуществлении государственного регулирования предпринимательской деятельности принимают участие и субъекты, не включенные в систему органов государственной власти, но наделенные властными полномочиями.

К таким субъектам в первую очередь относится Центральный банк Российской Федерации (Банк России). В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является юридическим лицом, статус, цели деятельности, функции и полномочия которого определяются Конституцией РФ и федеральными законами. Банк России осуществляет воздействие как на предпринимательскую деятельность в целом (например, через разработку и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, организацию наличного денежного обращения, установление правил осуществления расчетов), так и на ее отдельные направления (деятельность участников финансовых рынков).

Властными полномочиями наделены также государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования), осуществляющие государственную политику в области соответственно пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования.

Органами государственного регулирования предпринимательской деятельности также выступают органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (в случае наделения их государственными полномочиями).

Как нами уже было ранее замечено, государственное регулирование предпринимательской деятельности отличается разнообразием форм.

Так, например, государственное регулирование предпринимательской деятельности может выражаться в содействии его развитию. С этой целью государство стремится создать благоприятный предпринимательский климат.

0 действительном состоянии предпринимательского климата в России может говорить следующий факт. По данным Всемирного банка, проводящего ежегодные исследования «Ведение бизнеса» и выстраивающего на его основе рейтинги экономик по благоприятст- вию ведения бизнеса, Россия на 2014 год занимает 92-е место из 189 государств, в отношении которых проводится данное исследование . В Паспорте государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» в качестве ожидаемого результата ее реализации установлено перемещение к 2018 г. на 20-е место в данном рейтинге.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности может выражаться также в присутствии государства в экономике. При этом присутствие может проявляться по-разному. Во-первых, через создание и деятельность государственных унитарных предприятий , а также участие РФ и субъектов РФ в хозяйственных обществах. Во-вторых, через систему государственных закупок. В-третьих, через государственно-частное партнерство.

Специфической формой государственного регулирования выступает государственный контроль (надзор), который призван минимизировать негативные эффекты бизнеса, предотвратить отрицательные внешние эффекты и перекосы в социально-экономическом развитии территории.

Наконец, государственное регулирование может осуществляться в форме перераспределения ресурсов. Так, государство осуществляет через систему налоговых сборов получение денежных средств от бизнеса, а затем через систему государственных расходов перераспределяет их в пользу государственных нужд и для поддержки культуры, образования, социальной сферы.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется с использованием таких правовых средств, как нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты. Первые распространяют свое действие на заранее неопределенный круг субъектов предпринимательства, вторые - на конкретных субъектов предпринимательской деятельности.

К индивидуальным правовым актам в области государственного регулирования предпринимательской деятельности относятся:

  • акты регистрации (юридических лиц; индивидуальных предпринимателей; прав на недвижимое имущество; изобретений; промышленных образцов; полезных моделей; товарных знаков; наименований мест происхождения товара; пищевых продуктов, материалов и изделий);
  • акты-разрешения (решение о выдаче лицензии, решение об оформлении лицензии на пользование недрами);
  • акты согласия на совершение определенных действий (решение об удовлетворении ходатайства о даче согласия);
  • акты реагирования на правонарушения (предписания о прекращении правонарушения, постановления о привлечении к ответственности, решения о привлечении к ответственности).

При осуществлении государственного регулирования предпринимательской деятельности государственными унитарными (казенными) предприятиями в качестве индивидуальных правовых актов могут выступать акты планирования и акты распоряжения уполномоченных государственных органов.

  • 7. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности.
  • 8. Коммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности: понятие, виды, организационно-правовые формы, правосубъектность, система основных прав и обязанностей
  • 9. Уставная и внеуставная деятельность коммерческих организаций. Лицензирование предпринимательской деятельности.
  • 6.8. Лицензирование
  • 10. Порядок создания и государственной регистрации коммерческих организаций. Учредительные документы коммерческий организаций.
  • 11. Основание и порядок ликвидации коммерческих организаций.
  • 12. Структура коммерческих организаций. Правовое положение филиалов, представительств, структурных подразделений коммерческих организаций
  • 15. Правовой статус ооо
  • 16. Акционерные общества: понятие, виды и порядок создания.
  • 17. Органы управления коммерческих организаций
  • 19. Государственные и муниципальные унитарные предприятия: порядок создания, реорганизации, ликвидации. Правосубъектность предприятий.
  • 20. Правовое положение ип
  • 21. Особенности правового статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
  • 22. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций: условия и порядок ее осуществления.
  • 23. Правовое положение акционерного инвестиционного фонда
  • 24. Паевой инвестиционный фонд: понятие виды. Возникновение и прекращение паевого инвестиционного фонда, управление паевым инвестиционным фондом.
  • 25. Понятие и признаки кредитной организации. Порядок создания коммерческого банка. Лицензирование банковских операций.
  • 26. Понятие и виды бирж. Роль бирж в предпринимательском обороте.
  • 27. Товарная биржа. Порядок создания и лицензирования деятельности. Участники биржевой торговли. Биржевый товар.
  • 28. Фондовая биржа. Порядок создания и лицензирования деятельности. Члены фондовой биржи. Правила листинга и делистинга.
  • 30. Правовое положение страховых организаций. Порядок создания страховых организаций. Государственный надзор за деятельностью страховых организаций.
  • 31. Понятие холдинга. Виды холдинговых компаний. Способы создания холдинговых компаний.
  • 32. Понятие несостоятельности (банкротства). Признаки банкротства субъектов предпринимательской деятельности.
  • 33. Процедуры банкротства юридического лица, цели и основания их введения.
  • 34. Арбитражный управляющий: понятие, виды. Требования к кандидатуре ау, порядок его утверждения. Права и обязанности ау.
  • 35. Открытие производства по делу о несостоятельности (банкротстве).
  • 36. Наблюдение как процедура несостоятельности.
  • 37. Финансовое оздоровление как процедура банкротства.
  • 38. Внешнее управление как процедура несостоятельности.
  • 39. Конкурсное производство как процедура несостоятельности.
  • 40. Мировое соглашение как процедура несостоятельности.
  • 41. Упрощенные процедуры банкротства.
  • 42. Особенности банкротства ип.
  • 43. Особенности банкротства кредитных организаций.
  • 44. Понятие имущества коммерческой организации и его юридически значимые классификации.
  • 45. Уставный (складочный) капитал (фонд) коммерческих организаций. Оценка стоимости имущества, вносимого в уставный (складочный) капитал (фонд) коммерческих организаций.
  • 46. Правовые формы принадлежности имущества коммерческим организациям: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления.
  • 47. Правовой режим денежных средств коммерческой организации. Правила хранения, учета и использования в расчетах денежных средств коммерческой организации.
  • 48. Правила учета, хранения и обращения ценных бумаг, приобретаемых коммерческой организацией.
  • 49. Специальные фонды (средства, резервы) коммерческой организации.
  • 50. Обращение взыскания на имущество коммерческой организации.
  • 51. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: понятие, виды, основания, пределы.
  • 52. Государственное регулирование инвестиционной деятельности.
  • 53. Особенности правового регулирования отношений, связанных с приватизацией.
  • 54. Понятие конкуренции. Недобросовестная конкуренция на товарных рынках.
  • 55. Правовые формы ограничения монополистической деятельности недобросовестной конкуренции.
  • 56. Санкции, применяемые за нарушение антимонопольного законодательства.
  • 57. Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг.
  • 58. Правовое регулирование цен на продукцию, работы, услуги.
  • 59. Понятие защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Формы, порядок и способы защиты.
  • 60. Судебная форма защиты. Органы, осуществляющие защиту. Претензионно-исковой порядок защиты.
  • 61. Понятие и виды предпринимательского договора. Роль договора в предпринимательских отношениях.
  • 62. Договор поставки: понятие, виды, существенные условия, основные права и обязанности.
  • 63. Договор строительного подряда: понятие, виды, существенные условия, основные права и обязанности
  • 64. Договор банковского вклада. Виды вкладов.
  • 65. Договор банковского счета.
  • 66. Правовой режим договора доверительного управления имуществом.
  • 51. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: понятие, виды, основания, пределы.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений.

    Государство в лице компетентных органов осуществляет экономическую функцию, что выражается в следующих направлениях: обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии; формирование государственного бюджета; защита окружающей среды и пользование природными ресурсами; обеспечение занятости населения; обеспечение безопасности и обороны; реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение зашиты от монополизма; соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно классифицировать в зависимости от степени воздействия государства на те или иные общественные отношения в различных отраслях национальной экономики. Так, С. С. Занковский предлагает выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств государственного регулирования. Минимальный уровень регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.

    С учетом сферы применения тех или иных средств воздействия можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации, на уровне автономной области и автономных округов. Эти и другие виды государственного регулирования получили отражение в федеральных законах, иных правовых актах.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности не подрывает основные начала гражданского законодательства (ст. 1 ГК). Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела означает, что законодатель в целом допускает государственное вмешательство в экономику. Допустимое (непроизвольное) вмешательство основано на законе - государственное регулирование предпринимательской деятельности. Произвольное вмешательство - незаконное явление. Одним словом, вмешательство вмешательству рознь.

    В силу ч. 1 ст. 34 Конституции РФ любой гражданин вправе заниматься не запрещенной законом экономической деятельностью. Поэтому любая экономическая деятельность (включая и предпринимательскую) предполагает законные основания. Нельзя заниматься теми видами предпринимательства, которые прямо запрещены законом. Государственное регулирование предпринимательства ограничено рамками закона.

    Сложнее обстоит дело с пределами вмешательства государства в регулирование предпринимательской деятельности. Представители конституционного права считают, что эти пределы должны соответствовать принципу соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности. Однако в Конституции РФ данный принцип (равно как и другие) не сформулирован, хотя, по мнению Г, А Гаджиева, принцип соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности вытекает из анализа отдельных конституционных положений. Весьма интересная позиция: конституционный принцип не явно выражен, а подразумевается.

    Руководствуясь этим принципом, органы власти не могут возлагать на граждан и юридические лица обязательства, превышающие установленные пределы необходимости, вытекающей из публичного интереса, для достижения цели, преследуемой данной мерой. В противном случае вмешательство государства в сферу предпринимательства будет чрезмерным. Остается выработать на этот счет критерии и создать судебную практику, включая правовые позиции Конституционного Суда РФ,

    В связи с этим можно выделить основные направления государственно-правового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности.

    Это, например:

      антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности;

      использование форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, нормативы, квоты, система государственных, региональных и муниципальных заказов);

      государственное регулирование национального рынка России;

      государственный контроль за предпринимательской деятельностью;

      государственное регулирование международных экономических отношений.

    Это управленческая деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений.

    Государство в лице компетентных органов осуществляет экономическую функцию, что выражается в следующих направлениях : обеспечение госуд. и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии; формирование госуд. бюджета; защита окружающей среды и пользование природными ресурсами; обеспечение занятости населения; обеспечение безопасности и обороны; реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение зашиты от монополизма; соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно классифицировать в зависимости:

    1. От степени воздействия государства на те или иные общественные отношения в различных отраслях национальной экономики -

    · максимальный (использование всех или большинства средств госуд. регулирования),

    · средний

    · минимальный (в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью) уровни (режимы) гос. регулирования экномики,

    2. В зависимости от методов - прямое, косвенное регулирование,

    3. В зависимости от территории - регулирование на федеральном, региональном и местном уровне.

    Можно выделить основные направления государственно-правового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности. Это, например: антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности; использование форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, квоты, система заказов); государственное регулирование цен; государственный контроль за предпринимательской деятельностью; государственное регулирование международных экономических отношений.

    Два основных метода гос. регулирования - административный (прямой) и товарно - денежный (экономический или косвенный). К административным можно отнести, например, госуд. заказы и контракты на поставку определенных видов продуктов, определение стратегических целей развития экономики, их выражение в планах, госуд. регистрация субъектов предприним. деят-ти; к косвенным - налогообложение, налоговые льготы, кредитные льготы, платежи за ресурсы.

    В механизме государственного регулирования предпринимательской деятельности важное место принадлежит государственному контролю как одному из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.


    Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется также с применением норм ФЗ «О техническом регулировании». К категории обязательных требований «О техническом регулировании» относит только требования к безопасности продукции, которые являются объектом контроля со стороны государства.

    Основные средства регул-ия - правовые (юрид. нормы, НПА, правоотношения, правосознание, акты реализации права и др.) и неправовые (политические, экономические и организационно - технические). Политические, организац-технич. средства - деньги, кредиты и финансы, цены и тарифы - они не могут существовать вне правового регулирования. Экономическими средствами являются - денежное обращение, эмиссия ценных государственных бумаг, инвестиции, субсидии и др.

    Государственное прогнозирование и планирование социально-экономического развития РФ.

    ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

    Стратегическое планирование - деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности РФ.

    - целеполагание - определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ;

    - прогнозирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, об угрозах национальной безопасности РФ, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

    - планирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации основных направлений деятельности Правительства РФ, планов деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных планов в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ;

    - программирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации государственных и муниципальных программ, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания.

    Документы стратегического планирования разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований.

    Например, на федеральном уровне в рамках целеполагания разрабатываются такие документы:

    · ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;

    · стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;

    · стратегия национальной безопасности Российской Федерации;

    в рамках прогнозирования:

    · прогноз научно-технологического развития Российской Федерации;

    · прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный и среднесрочный период;

    · бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период;

    документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования:

    · основные направления деятельности Правительства РФ;

    · государственные программы Российской Федерации;

    · государственная программа вооружения;

    · схемы территориального планирования Российской Федерации;

    · планы деятельности федеральных органов исполнительной власти.

    Участниками стратегического планирования на федеральном уровне являются:

    1) Президент РФ;

    2) Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума);

    3) Правительство РФ;

    4) Совет Безопасности РФ;

    5) Счетная палата РФ;

    6) Центральный банк РФ;

    8) иные органы и организации в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, указанными в ст. 2 Закона (см. ст. 9).

    Государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития РФ, основанных на законах рыночного хозяйствования.

    Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития РФ используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

    Правительство РФ обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется.

    Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Данные прогнозы социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития РФ подлежат опубликованию. Правительство РФ и ЦБ РФ обеспечивают ежемесячный мониторинг состояния экономики РФ и публикуют информационно-статистические данные о социально-экономическом положении РФ.

    Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом РФ, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

    Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

    Изучив данную главу, студент должен:

    • знать понятие государственного регулирования предпринимательской деятельности, понятие аудита и аудиторской деятельности, ответственности в предпринимательских отношениях;
    • уметь анализировать источники правового регулирования, содержащие императивные нормы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
    • владеть навыками анализа правовых источников, системы, принципов и методов государственного регулирования предпринимательских отношений.

    Система и принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства предпринимателями и применения мер стимулирования и ответственности в случае нарушения этих требований .

    Основная цель регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства – обеспечить условия, необходимые для бесперебойного функционирования внутренней экономики, а также добиться постоянного участия производителей – резидентов государства в международном разделении труда с целью извлечения от этого выгод, оптимальных для ведения бизнеса.

    Каждое государство формирует собственные цели и задачи в области регулирования бизнеса и стремится достичь их реализации возможными средствами и методами, которые складываются исходя из экономической ситуации в данной конкретной стране. Задачи государства неоднократно меняются под воздействием изменений на мировых рынках. При этом механизм регулирования, как правило, остается неизменным, поскольку он отработан в соответствии с особенностями той или иной страны.

    Государство посредством своих механизмов в области регулирования бизнеса решает следующие задачи:

    • разработка новых законов, законодательный контроль, который обеспечивает правовую защиту субъектам предпринимательской деятельности;
    • повышение эффективности производственной деятельности, государственного контроля за ее осуществлением и сокращение издержек;
    • умеренное снижение прямого вмешательства в деятельность промышленных предприятий, бюрократического контроля;
    • обеспечение необходимых условий для развития добросовестной и свободной конкуренции, развитие торговли как на внутреннем, так и на внешнем рынках;
    • проведение правильной и справедливой налоговой, процентной и финансовой политики, способствующей бюджетному и товарно-денежному равновесию, контроль за эмиссией денег;
    • обеспечение развития экономики в текущий момент и анализ перспектив ее развития;
    • проведение продуманной инвестиционной политики, способствование научно-техническому прогрессу;
    • способствование накоплению капиталов в долгосрочном периоде, снижение темпов инфляции;
    • контроль за соблюдение трудового законодательства, содействие открытому передвижению рабочей силы, создание служб занятости, контроль за наймом рабочих со стороны частных лиц, установление оптимального и минимального размеров оплаты труда;
    • реализация мер по повышению благосостояния общества, уровня жизни, уменьшению дифференциации населения по уровню доходов.

    Правовыми формами государственного воздействия на экономику являются нормативно-правовые акты и акты ненормативного характера. В последнем случае речь идет об актах индивидуального регулирования, касающихся конкретного объекта.

    При рассмотрении государственного регулирования предпринимательской деятельности важно отметить, что в настоящее время его основным направлением становится производство и его эффективность. Регулированию все больше подвергается не спрос, а предложение товаров и услуг.

    Поэтому следует отмстить главные задачи государства в этой области:

    • повышение конкурентоспособности отечественной продукции, развитие экспорта и выход страны па мировой рынок;
    • создание точек роста для развития отечественного производства, развитие наиболее приоритетных отраслей промышленности, создание предприятий экспортных отраслей;
    • изменение производства в структурном плане, развитие его новых отраслей, поддержка развитых отраслей, характерных для данной страны, развитие существующих отраслей производства в направлении следования их мировым требованиям и стандартам, ориентация отечественных отраслей на мировую конъюнктуру с учетом международной специализации;
    • открытие новых источников сырья для возможности долгосрочного обеспечения производственного процесса, а также гарантированное обеспечение предприятий топливом и сырьем;
    • разработка краткосрочных и долгосрочных политических мер по контролю за конъюнктурой, регулированием спроса и внешнеэкономических связей;
    • контроль за процессом концентрации в ведущих отраслях производства и оказания услуг;
    • разработка структур крупных компаний и укрепление связей между ними;
    • проведение патентной политики.

    Одним из основных инструментов финансового регулирования бизнеса становится предоставление предпринимателям государственных субсидий и прямых кредитов, в основном, на модернизацию и развитие производственного аппарата фирм за счет государства. Однако выданные средства возможно использовать в том случае, если частное предпринимательство не имеет возможности вести дальнейший производственный процесс либо вывести производство из состояния финансового затруднения. Большое развитие получают программы по льготному кредитования и субсидированию отраслей, необходимых для развития общества (гарантируются займы, принимаются меры по сдерживанию роста экспортных цен, ведется протекционистская политика по защите от иностранной конкуренции).

    Государством проводится регулирование процентных ставок по выдаче кредитов частным предпринимателям, что обеспечивает большую свободу бизнесу для выбора способов финансирования. Помимо этого, государство разрабатывает общие принципы осуществления внешнеэкономической деятельности страны.

    Можно выделить несколько критериев для разграничения видов государственного регулирования предпринимательской деятельности.

    • 1. Уровень регулирования. Вследствие разграничения компетенции между РФ и ее субъектами государственное регулирование экономики осуществляется в масштабах всей территории государства и в пределах каждого его региона в отдельности. Например, федеральные налоги, установленные НК, обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональные же налоги обязательны к уплате на всей территории соответствующего субъекта РФ (ст. 12 ПК).
    • 2. Отношения между государством (его органами) и хозяйственными субъектами и форма собственности, на базе которой действуют хозяйствующие субъекты. По данному основанию различается регулирование в государственном секторе экономики и общее правовое регулирование.

    Правительство РФ разрабатывает и утверждает федеральные целевые программы, подлежащие финансированию за счет средств федерального бюджета и оформляемые в качестве приложений к закону о федеральном бюджете на очередной год.

    Оно также разрабатывает и утверждает прогнозный план приватизации, утверждает показатели экономической эффективности государственных предприятий. Правительство РФ имеет право применять меры по реорганизации унитарных предприятий и их ликвидации.

    3. Способ воздействия па поведение хозяйствующих субъектов. В зависимости от данного критерия различают прямое и косвенное регулирование.

    Прямое регулирование осуществляется путем предъявления предпринимателям обязательных требований. Такие требования содержатся в законах (например, требования по ведению бухгалтерского и налогового учета) и предъявляются в виде предписаний, иных индивидуальных решений, принятых в отношении конкретных предпринимателей.

    Косвенное регулирование заключается в том, что необходимого поведения от предпринимателей государство добивается не прямым властным воздействием под страхом применения санкций к нарушителям предписаний, а экономическими методами и стимулами. Косвенными методами являются различные методы поддержки предпринимателей, включая субъектов малого предпринимательства (налоговые льготы, налоговые кредиты, государственная помощь, в том числе в виде субсидий, субвенций, предоставление кредитов на льготных условиях за счет бюджетов различных уровней, государственных гарантий лицам, получившим кредиты в банках за реализацию инвестиционных проектов, предоставление скидок по арендной плате лицам, в предпринимательской деятельности которых заинтересовано государство).

    • 4. Вид деятельности. В процессе государственного регулирования учитывается специфика вида деятельности тех или иных производств, например особенности сельскохозяйственного производства, подверженного влиянию стихийных явлений природы, научно-технической деятельности, которая в силу особого рискового характера (риск получения отрицательного научного результата, сложности во внедрении научно-технических результатов) нуждается в государственной поддержке.
    • 5. Способ установления правовой связи между государством и предпринимателями. В зависимости от данного критерия различается воздействие в рамках конкретного правоотношения. Содержание публичной правоспособности хозяйствующего субъекта составляют не только права, но и обязанности соблюдать предъявляемые государством к предпринимателям требования (не нарушать запреты, при наступлении соответствующих условий совершать действия во исполнении обязанностей). Пока нет нарушения запретов и ограничений, конкретное правоотношение не возникает. Правонарушение является основанием возникновения относительного правоотношения, в котором реализуется охранительная норма предпринимательского права. Нормы-требования регулятивного характера могут реализовываться непосредственно в правоотношении. Например, при наличии у организации имущества в виде основных средств она обязана платить налог на имущество. Организация – юридическое лицо независимо от финансовых результатов своей деятельности обязана предоставлять в установленном порядке бухгалтерскую и налоговую отчетность. Указанные обязанности реализуются в рамках конкретного правоотношения, которое возникает для предпринимателя автоматически, поскольку имеются соответствующие обстоятельства (ведение предпринимательской деятельности, наступление события – отчетного периода для возникновения обязанности предоставить бухгалтерскую и налоговую отчетность).

    Помимо общих средств регулирования (норм права) существуют специальные средства и инструменты регулирования.

    К ним относятся требования, которые устанавливают количественные измерители деятельности предпринимателя:

    • нормы, нормативы (например, минимальный размер установленного капитала хозяйственного общества, нормативы достаточности собственных средств у лицензиата – профессионального участника рынка ценных бумаг, нормативы предельно допустимых вредных веществ в воде, в сельскохозяйственной продукции, нормативы предельно допустимого уровня шума, вибрации и иных вредных воздействий на здоровье людей в производственных условиях):
    • лимиты (например, лимиты на выбросы загрязняющих веществ в природную среду);
    • размеры ставок (налогов, пошлин, размер учетной ставки ЦБ РФ);
    • коэффициенты, повышающие и понижающие, применяемые при государственном регулировании цен (тарифов);
    • квоты – количественные ограничители, например на экспорт или импорт отдельных видов товаров;
    • резервы (например, минимальный размер резервов, создаваемых под риски кредитных организаций, устанавливаемый ЦБ РФ, минимальный размер создаваемого резервного фонда акционерного общества);
    • предельно допустимые суммы (в случае повышения цен, при расчетах наличными деньгами между юридическими лицами и прочие количественные ограничители и требования).

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности происходит на федеральном, региональном (уровень субъектов РФ) и местном (муниципальном) уровнях.

    При регулировании производственных процессов на федеральном уровне, а также при рассмотрении существующих и перспективных потребностей предпринимательства необходимо учитывать интересы регионов и субъектов государства, обеспечить их согласованность. Необходимо устанавливать единую систему для деятельности предприятий, развивать единую кадровую и научно-техническую политику, разрабатывать законодательные и нормативные акты для регулировки деятельности региональных рынков, формировать корпоративные организации по важнейшим организационным и правовым аспектам.

    Региональные органы занимают связующее звено в административно-конституционном регулировании предпринимательства между верховным (федеральным) и местным. Региональное регулирование направлено на удовлетворение текущих потребностей населения, а также прогнозирование перспективных нужд и потребностей производства в целом, учитывая интересы местных властей и региона, при этом не противоречит федеральным законам, стремится согласовывать все сферы деятельности.

    Важнейшей функцией региональных органов является анализ потребностей и деятельности предприятий, анализ данных о деятельности рынка, производстве и закупках потребительских товаров, планирование товарооборота, развитие торговли и производства, создание научных методических консалтинговых центров, оказание помощи муниципальным органам в разработке новых технологий и развитии имеющегося в регионах интеллектуального потенциала.

    На нижней ступени вертикального регулирования находятся органы местного (муниципального) управления. Они оказывают прямое воздействие на процессы предпринимательства, в максимальной степени учитывают возможности местного рынка.

    На данном уровне осуществляется организация систем бесприбыльного обслуживания потребностей региона, торговых процессов для возможности обеспечения населения всеми необходимыми товарами и услугами. Все эти меры производятся на основе норм, нс противоречащих нормам субъекта РФ и государства, однако учитывающих местные интересы.

    Система государственного регулирования предпринимательской деятельности охватывает субъекта и объекты регулирования, взаимосвязи между ними, цели и методы регулирования, стадии процесса регулирования.

    Первичным субъектом регулирования мы назовем государство. Поскольку бизнес в целом не имеет какого-либо универсального механизма саморегулирования, который позволял бы ему успешно действовать во всех сферах. Во всех экономических системах именно государство регулирует экономику.

    Определяющая роль государства в стимулировании и регулировании предпринимательства является традиционной для России. Государство всегда активно вмешивалось в деятельность предпринимателя, никогда не выступая в качестве стороннего наблюдателя или арбитра.

    В отечественном правоведении справедливо включают в систему первичных субъектов государственного регулирования Российскую Федерацию и субъекты РФ, а в систему вторичных субъектов – органы государственной власти, исполнительные органы, органы правосудия и органы прокуратуры.

    Объектом регулирования выступают предпринимательские отношения, на которые оказывается воздействие. При рассмотрении этого элемента следует иметь в виду классификацию предпринимательских отношений, учитывать виды самой предпринимательской деятельности (производственная, коммерческая, финансовая, консультативная) и их подвиды, понимать, что структура правоотношения, включающая в себя и предпринимателя как субъекта предпринимательского правоотношения, объясняет, почему иногда говорят о предпринимателе как об объекте государственного воздействия, хотя это и не вполне корректно.

    В самом общем виде цель регулирования можно определить как ожидаемое, желаемое состояние объекта регулирования, которого он должен достигнуть под воздействием субъекта регулирования.

    Как общее и частное принято различать цели и задачи.

    Цель дает общую модель, будущее состояние, выражает ориентацию в деятельности субъектов регулирования.

    Задача опосредует движение целей в более конкретных рамках и является формой материализации целей, определенной ступенью их достижения.

    К формам государственного регулирования предпринимательской деятельности как внешним постоянно и типизировано фиксируемым выражениям практической деятельности субъектов регулирования можно отнести установление и применение норм права, а также осуществление организационных действий (оперативно-организаторская работа).

    Государственный контроль, который также часто включают в этот перечень, является не столько формой, сколько видом государственного регулирования. Применение мер государственного принуждения включают во вторую форму либо выделяют в качестве самостоятельной.

    Часто формами государственного регулирования называют планирование, регулирование и контроль. Но целое не может совпадать с частью своим элементом. О контроле мы уже говорили, а планирование и прогнозирование (разработка оперативных и долгосрочных программ, обеспечение их материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами и т.д.) входят, согласно теории управления, в число общих функций регулирования.

    В настоящее время, к сожалению, нет единого понимания методов государственного регулирования. Но большинство правоведов определяет методы регулирования как способы целенаправленного воздействия субъекта регулирования на сто объект, как многообразные проявления непосредственно практической работы субъектов регулирования, выражающие способы, приемы формирования и осуществления регулятивных функций.

    По существенным свойствам их проявления методы государственного регулирования можно разделить на экономические, воспитательные ("просветительские"), властные, организационные; методы организации и методы деятельности; методы убеждения и принуждения; прямого и косвенного воздействия; правовые и неправовые; научные, эмпирические, экспериментальные и случайные; регулирование, общее руководство, непосредственно управление; повсеместные и локальные; общие и специальные; стратегические и тактические.

    Экономические методы обусловливают материальную заинтересованность предпринимателя, побуждающую его действовать в нужном направлении и добиваться инициативного решения поставленных задач без специальных распоряжений или указаний со стороны субъекта регулирования; предоставляют возможность выбора между типами поведения; являются по своему воздействию косвенными.

    Просветительские методы подразумевают активное воздействие на психику людей идеологических и материальных средств в целях поднятия их с уровня "объекта" до уровня "субъекта" регулирования, достижения социально ориентированного и действенного восприятия ими действительности; формирования правосознания, повышения правовой культуры, в том числе знания норм права, умения пользоваться предоставленными правом возможностями, в первую очередь, в предпринимательской деятельности.

    Властные методы представляют собой способ непосредственного воздействия путем прямого обязывающего предписания, опирающегося на силу государственного принуждения, невыполнение которого может повлечь за собой юридическую ответственность. Чаще их называют административными или административно-директивными, хотя последние термины по своему значению у́же.

    Суть организационных методов состоит в упорядочении структуры государственного регулирования, функций и компетенции каждого структурного подразделения, информационных каналов прямой и обратной связи и т.д.

    Функциональный и структурный блоки, а также связи между ними составляют структуру элементов обеспечения государственного регулирования: нормативного, финансового, организационного и технологического. Элемент нормативного обеспечения реализуется в форме установления норм права. В элементе финансового обеспечения субъекты государственного регулирования управляют финансовыми потоками (формирование бюджета, государственные дотации, трансферты) и осуществляют контроль за их использованием. Элемент организационного обеспечения связан как со сферой оперативно-организаторской работы, так и с функциями государственного регулирования. Наконец, элемент технологического обеспечения включает в себя разработку и утверждение стандартов, контроль за осуществлением предпринимательской деятельности.

    Регулирующее воздействие государства происходит в определенной последовательности действий, составляющих стадии процесса регулирования. При этом следует разграничивать функции и стадии регулирования. Функции регулирования характеризуют содержание регулирования и представляют собой самостоятельные и обособленные направления или виды деятельности субъектов государственного регулирования, определяемые его целями. Их делят на общие и специальные. Общие объективно присутствуют в любом процессе регулирующего воздействия и свойственны любому субъекту государственного регулирования. К ним относятся:

    • прогнозирование и планирование (разработка оперативных и долгосрочных программ, обеспечение их материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами);
    • организация (формирование структуры системы регулирования, определение функциональных взаимосвязей);
    • руководство (установление правил и нормативов, координация);
    • оперативное распорядительство;
    • контроль.

    Специальные функции отражают специфические особенности данного субъекта государственного регулирования (например, техническое и методическое руководство, технический контроль, специальные виды надзора). Кроме того, существуют вспомогательные функции, которые прямо не выражают регулятивное воздействие, а предназначены для обслуживания процесса регулирования в рамках общих и специальных функций (например, делопроизводство). Функции государственного регулирования практически реализуются в методах и формах государственного регулирования.

    Под стадиями государственного регулирования понимаются отдельные действия, объективно необходимые для реализации всех функций, отдельные этапы процесса осуществления этих функций, характеризующие последовательность действий в рамках единого целого.

    Выделяют следующие стадии:

    • сбор, анализ и обобщение информации, т.е. использование по назначению прямых и обратных связей между субъектами и объектами государственного регулирования;
    • подготовка, разработка и принятие решения, установление норм, правил и основных направлений деятельности (организация функционирования системы государственного регулирования, определение статуса участников отношений, связанных с регулированием предпринимательской деятельности);
    • организация исполнения решения, имеющая своим назначением реализацию содержащихся в нем норм в процессе взаимодействия, взаимоотношений субъекта и объекта государственного регулирования (осуществление оперативного регулирования текущих связей, корректировка решений, оперативное распорядительство и т.п.);
    • контроль за исполнением решения (проверка функционирования объекта в соответствии с целями регулирования).

    Сочетание указанных последовательно сменяющихся друг друга стадий, их определенный порядок составляет технологию процесса регулирования. Одновременно каждая из этих стадий также состоит из набора последовательных взаимосвязанных действий, в рамках отдельных форм приобретающих определенную специфику.

    Как уже отмечалось, государственное регулирование бизнеса может совмещать прямые (административные) и косвенные (экономические) формы регулирования.

    К формам прямого государственного регулирования экономической деятельности относятся государственная регистрация, исполнение обязательств по уплате налогов и неналоговых платежей; лицензирование, соблюдение норм природопользования, санитарии и гигиены, требований по формированию себестоимости выпускаемой продукции, ведению бухгалтерского учета, стандартов, сертификации продукции и услуг, единства измерений, обеспечения качества и безопасности товаров, работ и услуг; соблюдение законодательства о защите прав потребителей и т.д.

    Косвенные формы регулирования предполагают предоставление льготных кредитов, дотаций, субсидий, льготный режим налогообложения и т.п.

    Налоги – это обязательные безвозмездные платежи (взносы), установленные законодательством и осуществляемые в определенном размере и в определенный срок.

    Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим они отличаются от всевозможных сборов, которые, хотя тоже зачисляются в бюджет, должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.

    Дотации – денежные суммы, выделяемые из государственного бюджета для преодоления отраслевых кризисов. Они предоставляются предприятиям, продукция которых имеет социальное, народнохозяйственное или оборонное значение, но затраты на ее изготовление делают производство нерентабельным. За счет дотаций государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные виды товаров.

    За годы рыночных реформ государство активизировало усилия на становлении, поддержке и развитии малого предпринимательства. Основные аспекты государственного регулирования в данной сфере сводятся к:

    • формированию инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
    • созданию льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий;
    • учреждению порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления статистической и бухгалтерской отчетности;
    • поддержке внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, в том числе содействию развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
    • организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого бизнеса.

    Важной мерой государственной поддержки субъектов малого предпринимательства является установление государственных гарантий производства и сбыта их продукции. Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют резервирование определенной доли заказов на изготовление отдельных видов продукции, товаров и услуг для государственных нужд и размещение их среди субъектов малого бизнеса.

    Субъекты малого предпринимательства в силу своих малых возможностей остро нуждаются в тесной взаимосвязи и взаимодействии с подобными организациями. И здесь поддержка государства является неоценимой. Органы власти обязаны оказывать помощь в организации союзов (ассоциаций) субъектов малого бизнеса, создаваемых в установленном порядке как общественные объединения в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития малого предпринимательства, защиты его интересов в органах государственной власти, добросовестной конкуренции.

    Обратим особое внимание на виды прямого контроля государства:

    • контроль за размещением и строительством предприятий;
    • контроль бизнеса на основе финансового участия и финансовой помощи;
    • экологический контроль за предпринимательской деятельностью;
    • санитарный контроль;
    • пожарный контроль, устанавливаемый специальными органами МВД России;
    • контроль качества продукции, особенно пищевой и медикаментов;
    • лицензионный контроль;
    • контроль в виде трудового и социального законодательства;
    • антимонопольный контроль;
    • контроль над ценами.

    Прямой контроль государства над бизнесом обширен и оправдан, поскольку он затрагивает жизненно важные общественные интересы, и здесь открывается огромное поле деятельности юристам совместно с экономистами. Однако централизованное государственное управление и регулирование часто входит в противоречие с процессами саморегулирования рынка, иллюстрируя свою неэффективность. Современные социально-экономические системы, основанные на самостоятельном формировании бизнес-процессов постепенно могут разрушать иерархические структуры государственного контроля, если он не учитывает и не затрагивает интересы бизнес структур.

    • Алексеева Д. Г., Андреева Л. В. Российское предпринимательское право. М.: Проспект, 2008.

    Государство и предпринимательство вступают в определенные отношения, в которых каждая из сторон имеет значительное влияние. Государство нуждается в предпринимательстве, поскольку рыночная система обеспечивает материальными ресурсами, услугами и товарами, финансовой поддержкой государственных программ и т.п. Предпринимательство обеспечивает занятость населения и повышение его жизненного уровня. В свою очередь, предпринимательство нуждается в государстве, поскольку ему необходимо законодательство, регламентирующее правила экономической деятельности, ее безопасности, защиты и стабильности, а также функционирования монетарной системы, стабильной экономической и социальной инфраструктуры. Предпринимательство возлагается на конституционный защиту и государственную поддержку.

    Государственные органы на различных уровнях влияют на предпринимательскую деятельность, поэтому результаты ее осуществления зависят от государства. Именно государственное регулирование создает ту среду, в которой действуют предприниматели, обеспечивая защиту права собственности, выполнения договорных обязательств и т.п. Иногда отношения между государством и предпринимательством могут проявляться в конфликтах. Наиболее приемлемым вариантом отношений между государством и предпринимательством являются отношения сотрудничества.

    Вопросы степени государственного воздействия является дискуссионным. Одни ученые считают, что для развития экономики является необходимым отказ государства от регулирования большинства сфер предпринимательской деятельности. Другие, наоборот, настаивают на значительном усилении роли государства в регулировании предпринимательства для обеспечения общественных интересов. Необходимость в отношениях сотрудничества между государством и предпринимательством, в частности, подтверждается опытом и успехами Японии, Кореи, Тайваня и других государств, чьи национальные стратегии характеризуются тесным сотрудничеством между государством и предпринимательством во имя достижения определенных позиций в избранных отраслях мирового рынка. Те же страны, чьи стратегии характеризовались твердыми или даже антагонистическими отношениями государства и предпринимательства, были, соответственно, менее успешными на мировом рынке.

    Кроме того, современный период развития общества характеризуется глобализацией предпринимательства, созданием международных объединений предпринимателей, а также возможностями использования передовых технологий для экономического развития государств, вследствие чего многие государства помогают, направляют, регулируют и контролируют предпринимательство для достижения технологического превосходства. Таким образом, рост конкуренции на мировом рынке, глобализация бизнеса и повышение значимости инновации усиливают, в свою очередь, необходимость развития отношений сотрудничества между государством и предпринимательством.

    Государственное регулирование предпринимательства - это воздействие государства на деятельность субъектов предпринимательской деятельности с целью обеспечения правовых, экономических и организационных условий становления и развития предпринимательства,

    Без государственного регулирования предпринимательство никогда не сможет сделать производство экономически безопасным, гарантировать реализацию социально-экономических прав человека, выровнять структурные и региональные диспропорции и т.д.

    Государственное регулирование предпринимательства имеет свои функции, инструменты (методы) и соответствующие органы.

    Основные функции государственного регулирования предпринимательства таковы:

    1) поддержка пропорциональности производства и потребления, антициклическое регулирование;

    2) поддержка и развитие конкуренции, антимонопольные меры;

    3) перераспределение доходов и социальная защита предпринимателей и потребителей.

    инструментов (методов) государственного регулирования предпринимательства, относятся :

    Фискальные (налогово-бюджетная система);

    Монетарные (кредитно-денежное регулирование);

    Ценовое регулирование;

    Внешнеэкономическое регулирование (таможенные пошлины, лицензии, квоты). Органами государственного регулирования предпринимательства являются центральные, а также местные органы исполнительной власти и органы самоуправления, которые реализуют государственную политику по регулированию, поддержке и развитию предпринимательства. В частности, функции координатора макроэкономической политики государства в Украине выполняет Министерство экономического развития и торговли Украины. На министерство также возложены функции по реализации государственной регуляторной политики, государственной политики по вопросам развития предпринимательства, политики лицензирования и предоставления государственных разрешений, ценовое регулирование, среди обязанностей министерства - обеспечение деятельности Координационного совета по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Государственная регистрационная служба Украины выполняет функции по реализации государственной политики в сфере регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей. Функции контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, защиты субъектов предпринимательства и потребителей выполняет Антимонопольный комитет Украины.

    Основным центральным органом власти относительно осуществления государственного регулирования и поддержки предпринимательства и лицензирования предпринимательской деятельности является Государственная служба Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства, деятельность которого направляется и координируется Министерством экономического развития и торговли.

    Государственное регулирование деятельности субъектов предпринимательства должен быть продуманным и сбалансированным, то есть таким, что предоставляет возможность субъектам предпринимательства эффективно развиваться и при этом обеспечивает необходимые социальные потребности и интересы.

    За средствами влияния на предпринимательство могут применяться как прямые административные методы воздействия (законы, указы, приказы, постановления, инструкции, положения и т.п.), так и система косвенных экономических методов и регуляторов (налоги, цены, банковские проценты, кредиты, льготы, санкции и др.).

    Государство для реализации экономической политики, выполнения целевых экономических и других программ и программ экономического и социального развития применяет разнообразные средства и механизмы регулирования предпринимательской деятельности. Основными средствами регулирующего воздействия государства на деятельность субъектов хозяйствования в Украине являются:

    Государственный заказ;

    Лицензирование, патентование и квотирование;

    Сертификация и стандартизация;

    Применение нормативов и лимитов;

    Регулирование цен и тарифов;

    Предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот;

    Предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий. Государственный заказ является средством государственного регулирования экономики путем формирования на договорной (контрактной) основе состава и объемов продукции (работ, услуг), необходимой для государственных потребностей, размещение государственных контрактов на поставку (закупку) этой продукции (выполнение работ, предоставление услуг) среди субъектов хозяйствования, независимо от их формы собственности.

    Государство может предоставлять дотации субъектам хозяйствования: на поддержку производства жизненно важных продуктов питания, на производство жизненно важных врачебных препаратов и средств реабилитации инвалидов, на импортные закупки отдельных товаров, услуги транспорта. которые обеспечивают социально важные перевозки, а также субъектам хозяйствования, которые оказались в критической социально-экономической или экологической ситуации, с целью финансирования капитальных вложений на уровне, необходимом для поддержания их деятельности, на цели технического развития, которые дают значительный экономический эффект, а также в других случаях, предусмотренных законом. Государство может осуществлять компенсации или доплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям за сельскохозяйственную продукцию, реализуемую ими государству.

    Государство осуществляет контроль и надзор за хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования в следующих сферах:

    Сохранение и расходование средств и материальных ценностей субъектами хозяйственных отношений - за состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности;

    Финансовых, кредитных отношений, валютного регулирования и налоговых отношений - за соблюдением субъектами хозяйствования кредитных обязательств перед государством и расчетной дисциплины, соблюдением требований валютного законодательства, налоговой дисциплины;

    Цен и ценообразования - по вопросам соблюдения субъектами хозяйствования государственных цен на продукцию и услуги;

    Монополизма и конкуренции - по вопросам соблюдения антимонопольно-конкурентного законодательства;

    Земельных отношений - за использованием и охраной земель; водных отношений и лесного хозяйства - за использованием и охраной вод и лесов, воспроизведением водных ресурсов и лесов;

    Производства и труда - за безопасностью производства и труда, соблюдением законодательства о труде; за пожарной, экологической, санитарно-гигиенической безопасностью; за соблюдением стандартов, норм и правил, которыми установлены обязательные требования относительно условий осуществления хозяйственной деятельности;

    Потребления - за качеством и безопасностью продукции и услуг;

    Внешнеэкономической деятельности - по вопросам технологической, экономической, экологической и социальной безопасности.

    Незаконное вмешательство и препятствование хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования со стороны органов государственной власти, их должностных лиц при осуществлении ими государственного контроля и надзора запрещаются. Субъект хозяйствования имеет право на получение информации о результатах инспектирования и проверок его деятельности не позднее чем через тридцать дней после их окончания, если иное не предусмотрено законом. Действия и решения государственных органов контроля и надзора, а также их должностных лиц, проводивших инспектирование и проверку, могут быть обжалованы субъектом хозяйствования в установленном законодательством порядке. Запрещается требовать от субъектов хозяйствования предоставления статистической информации и других данных, не предусмотренных законом или с нарушением порядка, установленного законом.

    В условиях рыночной трансформации экономики Украины развитие предпринимательства, в частности малого бизнеса, должно стать одним из важнейших факторов социально-экономического роста. Осознавая новаторскую роль предпринимательства, государство оказывает ему всесторонней поддержки.

    Государственная политика поддержки предпринимательства - это совокупность приоритетных народнохозяйственных подходов и решений, определяющих основные направления и формы правового, экономического и организационного содействия развитию предпринимательства с учетом интересов государства и субъектов хозяйствования, создания стимулов, использования материальных и финансовых ресурсов, которые привлекаются в сферу предпринимательства на льготных условиях или безвозмездно.

    Основными целями государственной политики поддержки предпринимательства являются:

    Обеспечение роста внутреннего валового продукта за счет деятельности субъектов предпринимательской деятельности;

    Привлечение субъектов предпринимательства к решению социально-экономических проблем на государственном и региональном уровнях;

    Совершенствование структуры субъектов предпринимательства;

    Повышение технологического уровня производства предпринимательских структур;

    Поощрение развития субъектов предпринимательской деятельности в приоритетных отраслях и на территориях приоритетного развития;

    Создание новых рабочих мест, уменьшение безработицы.

    Государственная поддержка предпринимательства в Украине направлена на создание благоприятных организационных и экономических условий для его развития и предусматривает:

    Предоставление предпринимателям земельных участков;

    Передача государственного имущества, необходимого для осуществления предпринимательской деятельности;

    Содействие предпринимателям в организации материально-технического обеспечения и информационного обслуживания, подготовке кадров;

    Осуществление первоначального обустройство неосвоенных территорий объектами производственной и социальной инфраструктуры с продажей или передачей их предпринимателям в определенном законом порядке;

    Стимулирование модернизации технологии, инновационной деятельности, освоения новых видов продукции и услуг и другие виды помощи.

    В январе 2012 г. был принят закон "О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Украине", согласно которому государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает финансовую, информационную, консультационную поддержку, в том числе поддержку в сфере инноваций, науки и промышленного производства, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих экспортную деятельность, поддержку в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Основными видами финансовой государственной поддержки являются:

    Частичная компенсация процентных ставок по кредитам, которые предоставляются на реализацию проектов субъектов малого и среднего предпринимательства;

    Частичная компенсация лизинговых, факторинговых платежей и платежей за пользование гарантиями;

    Предоставление гарантии и поручительства по кредитам;

    Предоставление кредитов, в том числе микрокредитов, для начала и ведения собственного дела;

    Предоставление займов на приобретение и внедрение новых технологий;

    Компенсация расходов на развитие кооперации между субъектами малого и среднего предпринимательства и крупными предприятиями;

    Финансовая поддержка внедрения энергосберегающих и экологически чистых технологий и др.

    Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих экспортную деятельность, может осуществляться путем:

    Содействие продвижению на рынки иностранных государств продукции отечественного производства (товаров, работ и услуг), объектов интеллектуальной собственности, а также создания благоприятных условий для украинских участников экспортной деятельности;

    Сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в сфере развития предпринимательства;

    Созданию объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, способствующих экспортной деятельности, в частности путем предоставления финансовой поддержки (кредитование, гарантирование, страхование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по кредитам для производства экспортной деятельности, частичное покрытие расходов, связанных с осуществлением маркетинговых мероприятий на внешнем рынке, изучением конъюнктуры внешнего рынка, поиском партнеров, продвижением товаров на новые рынки, командированием специалистов для изучения рынков иностранных государств, переподготовкой и повышением квалификации персонала субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам экспортной деятельности);

    Содействие участию субъектов предпринимательства в выставках, ярмарках за рубежом для представления продукции отечественного производства, в том числе путем предоставления в аренду выставочных площадей, покрытие расходов, связанных с участием в таких выставках, ярмарках;

    Содействие распространению за рубежом информации о потенциальных возможностях отечественного предпринимательства и обеспечению доступа к иностранным информационных сетей для поиска деловых партнеров.

    Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства предусматривает формирование программ, в которых определяется механизм этой поддержки. Программы государственной поддержки разрабатываются и внедряются специально уполномоченным органом в сфере развития малого и среднего предпринимательства. При содействии государственных органов обеспечиваются льготные условия предпринимателям, которые внедряют прогрессивные технологии, создают новые рабочие места, используют труд граждан, требующих социальной защиты. Особое внимание уделяется содействию развития малого предпринимательства. Закон содержит положения об ограничении предоставления государственной поддержки по отдельным видам деятельности, наличием задолженности перед бюджетом и др.

    Средством государственной поддержки и регулирования предпринимательской деятельности на территориальном уровне является создание свободных экономических зон.

    Специальной (свободной) экономической зоны (СЭЗ) считается часть территории Украины, на которой установлен специальный правовой режим хозяйственной деятельности, особый порядок применения и действия законодательства Украины. На территории специальной (свободной) экономической зоны могут вводиться льготные таможенные, налоговые, валютно-финансовые и другие условия предпринимательства отечественных и иностранных инвесторов. Специальные (свободные) экономические зоны создаются с целью привлечения инвестиций и эффективного их использования, активизации совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности с целью увеличения экспорта товаров, поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг, внедрения новых технологий, развития инфраструктуры рынка, улучшения использования природных, материальных и трудовых ресурсов, ускорение социально-экономического развития Украины. На территории Украины могут создаваться СЭЗ разных функциональных типов: свободные таможенные зоны и порты; экспортные, транзитные зоны, таможенные склады, технологические парки; технополисы, комплексные производственные, туристско-рекреационные, страховые, банковские зоны и др. Отдельные экономические зоны могут сочетать в себе функции, присущие различным типам специальных (свободных) экономических зон.



    Статьи по теме: