Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности. Основные этапы развития внешнеэкономической деятельности в РФ Сущность и тенденции развития ВЭД хозяйствующих субъектов на современном этапе глобализации мирохозяйс

Виды и формы ВЭД.

ВЭД относится к одной из сфер международного бизнеса, основанного на базе производства продукции (выполнения работ и предоставления услуг, предназначенной для зарубежных рынков).

В российской практике это понятие стало активно использоваться с конца 80-х годов прошлого столетия в связи с началом осуществления экономической реформы (1086-1987), суть которой сводилась к децентрализации государственной внешней торговли и переходу от системы межправительственных внешнеэкономических связей к самостоятельному осуществлению ВЭД на уровне предприятий. – производителей экспортной продукции.

Указом Президента РФ от 15 ноября 1991 г. №213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» было установлено, что «всем зарегистрированным на территории РФ предприятиям, организациям и объединениям, независимо от формы их собственности, разрешается осуществлять внешнеэкономическую деятельность без специальной регистрации». Любое российское лицо, в учредительных документах которого предусмотрено ведение ВЭД, имеет право на ввоз или вывоз товара в соответствии с заключенным контрактом.

В результате реформирования ВЭС в России сложились два понятия «ВЭС» и «ВЭД», последнее их которых изменило содержание ранее используемой категории ВЭС ее значение и характер. При этом ВЭД и ВЭС не следует рассматривать как две раздельные внешнеэкономические сферы функционирования и государственного регулирования в экономике России. Потому как одной из приоритетных сторон ВЭД является то, что внешнеэкономическая стратегия отдельных экспортно-ориентированных предприятий, а также отраслевых министерств и ведомств, в состав которых они входят, во многом определяет направления и принципы внешнеэкономической политики государства.

Внешнеэкономические связи. – одна из форм межгосударственных отношений в области научно-, военно- технического, производственного и торгово-экономического сотрудничества и валютно-финансового взаимодействия.

Содержание ВЭС состоит в безусловном выполнении в государственных интересах России экспортных поставок (и импортных закупок для федеральных нужд), вытекающих из достигнутых двусторонних межправительственных торгово-экономических соглашений, как правило взаимного характера в рамках международной специализации и кооперации, а также в выполнении финансово-кредитных обязательств.

Планирование объемов и определение товарной номенклатуры экспортно-импортной продукции и услуг в рамках осуществления ВЭС производится федеральными структурами, т.е. на правительственном уровне по стратегически важным позициям через систему государственного заказа и за счет государственного бюджета.


Госзаказ по сути выступает директивным планом обеспечения производства экспортной продукции для профильных предприятий, выбранных в качестве исполнителя. Под сформированный заказ правительством выделяются лимиты централизованного материально-технического обеспечения и валютно-финансовых ресурсов.

Передавая госзаказ предприятиям –исполнителям, федеральные структуры, ответственные за выполнение внешнеэкономических соглашений берут на себя обязательство по своевременной полной оплате его в обусловленный срок.

Внешнеэкономическая деятельность относится к рыночной сфере отношений, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производственными процессами и отличается правовой и экономической автономностью, а также юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки.

ВЭД осуществляется на уровне предприятий на частично или полностью обеспечивающих производство экспортной продукции и реализацию ее на внешнем рынке. Такие предприятия, компании, фирмы – экспортно-ориентированные предприятия.

В основе ВЭД лежит полная самостоятельность в разработке экспортной стратегии, в выборе экспортного продукта, его номенклатуры и состава ассортиментных позиций исходя из производственно-технологических возможностей, а также внешнего рынка, иностранного партнера, базисных и финансово-экономических условий внешнеторговых сделок, в определении экспортной цены и стоимости контракта, сроков поставки продукции и способов транспортировки.

Факторы развития внешнеэкономической деятельности.

Внешняя торговля начала быстро развиваться при ка­питалистическом способе производства и достигла наиболь­шего развития при вхождении ряда крупнейших стран мира (США, Японии, Германии, Франции и др.) в мировую рыноч­ную экономическую систему.

Наиболее значимым фактором, повлиявшим на бурное развитие внешнеторговой деятельности между странами в XIX в., стало развитие морского и железнодорожного транспор­та. В XX в. возможность широкого развития внешней торгов­ли усилилась за счет постоянного совершенствования всех ви­дов транспорта.

Интенсивное развитие различных видов машинного произ­водства делает важным увеличение внешнеторговых обменных операций, так как необходимы новые виды сырья, топлива, материалов, а также научных разработок.

На развитие внешнеэкономической деятельности влияют также следующие группы факторов:

1.Экономические факторы. На протяжении всей исто­рии наблюдается неравномерность экономического развития различных стран мира. Каждая страна имеет собственную структуру отраслей, свой уровень развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, свою специализацию в экономике.

2.Политические взаимоотношения. Укреплению внеш­неэкономической деятельности способствует наличие друже­ственных политических отношений между странами.

3.Научно-техническое развитие страны. Формирова­нию внешнеэкономической деятельности способствует обмен между странами, научными сотрудниками, преподавателями, студентами; проведение совместных исследований, экспери­ментов, выполнение контрактов по проведению проектных, на­учно-исследовательских и конструкторских работ.

4.Особенности географического положения, природных иклиматических условий.

5.Ресурсные факторы . Различие и людских, сырьевых и финансовых ресурсах также создает основу для обменных отношений.

После Второй мировой войны, когда в мире преобладали страны с закрытой экономикой, была распространена точка зрения, согласно которой каждое государство должно преус­певать во всех сферах экономики. Эта тенденция была обу­словлена стремлением обеспечить самодостаточность страны, а также мнением о том, что выход на современный уровень предполагает развитие отраслей обрабатывающей промыш­ленности, а не концентрацию на тех сферах, где страна доби­лась наибольших успехов. Однако мировой опыт свидетель­ствовало, что обязательным условием успешного развития стала более глубокая интеграция страны в мировую экономи­ку, позволяющая получить новые технологии и ноу-хау, а так­же повышающая роль конкуренции.

Внешнеэкономическая деятельность – это процесс реализации внешнеэкономических связей путем осуществления торгового обмена, совместного предпринимательства, оказания услуг, различных форм экономического и научно-технического сотрудничества, проведения валютных и финансово-кредитных операций.

Внешняя торговля начала быстро развиваться при капиталистическом способе производства и достигла наибольшего развития при вхождении ряда крупнейших стран мира – США, Японии, ФРГ, Франции, Англии, Швеции, Италии и других – в мировую рыночную экономическую систему.

Процесс бурного развития капиталистического способа производства способствовал решению технических проблем переброски крупных партий товаров на дальние расстояния за счет использования железных дорог, пароходов в XIX в. В XX в. возможность широкого развития внешней торговли усилилась за счет постоянного совершенствования морского, речного, железнодорожного, автомобильного, авиационного и трубопроводного транспортов.

Интенсивное развитие различных видов машинного производства делает необходимостью увеличение внешнеторговых обменных операций, так как необходимы новые и разнообразные виды сырья, топлива, материалов, научных разработок. Потребность закупки нефти, леса, руд, металлов тем выше, чем интенсивнее развивается экономика страны. Например, Япония не имеет богатых природных ресурсов, и ее промышленность может развиваться исключительно за счет внешней торговли. Интенсификация производства, в свою очередь, требует поисков большого, емкого рынка, что также способствует расширению внешнеэкономических связей и усилению внешнеэкономической деятельности.

Существенной предпосылкой развития внешнеэкономической деятельности является возможность повышения нормы прибыли на основе внешнеторговых операций. Расширение внешней торговли удешевляет элементы постоянного и переменного капитала и таким образом способствует снижению издержек производства. Благодаря конкуренции между производителями разных стран удается на мировом рынке довести мировые цены на товары до уровня их интернациональной стоимости, которая ниже национальной стоимости в менее развитых странах с невысокой производительностью общественного труда, но выше уровня национальной стоимости в развитых странах.

Важным фактором развития внешней торговли является вывоз капитала, на основе которого возникают транснациональные корпорации, которые чаще всего бывают национальными по капиталу и интернациональными по сфере деятельности. Появляются и межнациональные корпорации, которые являются интернациональными по сфере деятельности и по капиталу. Роль транснациональных корпораций в международной торговле весьма значительна, так как на долю их внутрикорпорационного оборота приходится около одной трети международного экспорта.

К ряду других общих факторов развития внешнеэкономической деятельности относятся:

1. Неравномерность экономического развития различных стран мира . Каждая страна имеет собственную структуру отраслей, свой уровень развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, сферы обслуживания, свою специализацию в экономике.

Специализация промышленного или сельскохозяйственного производства дает сильный толчок развитию внешней торговли, что очень актуально для небольших по территории и численности населения развитых капиталистических стран: Голландии, Норвегии, Бельгии, Финляндии и др. Эти страны имеют долю экспорта в валовом национальном продукте около 50% и, примерно такая же доля импортируется.

2. Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах . Ежегодно в мире в поисках работы перемещается 25 млн. человек. Имеются страны с избыточными трудовыми ресурсами: Индия, Китай, Бангладеш, Пакистан, Нигерия и другие. А также есть регионы: Западная Европа, США, Ближний Восток, Южная Америка, которые нуждаются в притоке рабочих рук. Поэтому перемещение работников из страны в страну, регулируемое Международной организацией труда, процесс объективно необходимый, способствующий развитию внешнеэкономической деятельности.

Большое разнообразие сырьевых ресурсов, основную долю которых составляют полезные ископаемые, объективно способствует установлению торговых отношений между странами мира.

Установлению внешнеэкономических связей между государствами способствует возможность некоторых стран мира – Японии, Сингапура, Гонконга, Панамы, Бахрейна и др. – выделять средства для кредитования фирм, предприятий, банков, расположенных в различных странах.

3. Характер политических отношении. Укреплению внешнеэкономической деятельности способствует наличие дружественных политических отношений между странами. И, наоборот, политическая конфронтация резко снижает внешнеторговый оборот, вплоть до разрыва экономических связей.

4. Различный уровень научно-технического развития . Формированию внешнеэкономической деятельности способствует обмен между странами студентами, стажерами, научными сотрудниками, преподавателями; проведение совместных исследований, экспериментов; участие в геологических и археологических экспедициях; выполнение контрактов по проведению проектных, научно-исследовательских и конструкторских работ.

5. Особенности географического положения, природных и климатических условий .

К результатам развития внешнеэкономической деятельности в мировой экономике можно отнести:

Дальнейшее углубление международного разделения труда;

Экономию общественного труда в странах, активно осуществляющих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и участие в других формах внешнеэкономических связей;

Интенсивный и рациональный обмен результатами труда;

Дальнейшее укрепление политических, научных, технических, культурных и других связей;

Увеличение числа стран мира, создающих рыночную экономику;

Успешное функционирование транснациональных корпораций и концернов;

Расширение круга стран, достигших полной конвертируемости их валют.

Предыдущая

Сфера реализации Государственной Программы развития ВЭД охватывает все значимые вопросы развития и регулирования внешнеэкономической деятельности, включая:

  • двустороннее, региональное и многостороннее экономическое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами;
  • развитие экономической интеграции в формате Евразийского экономического союза;
  • существующие и проектируемые институты и механизмы развития внешнеэкономической деятельности;
  • систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности с учетом отнесения широкого круга вопросов внешнеэкономического регулирования к предмету регулирования законодательства Евразийского экономического союза;
  • развитие таможенной деятельности, таможенно-логистической инфраструктуры и системы таможенного администрирования;
  • функционирование системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации с учетом расширения внешнеэкономической деятельности.

Цель Государственной Программы развития ВЭД – усиление позиций в глобальной экономике и повышение вклада внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в социально-экономическое развитие страны.

Задачи Государственной программы развития ВЭД:

  • развитие и расширение потенциала международного экономического сотрудничества;
  • формирование правовых и институциональных основ для создания Евразийского экономического союза как следующего этапа формирования интеграционного объединения Таможенного союза и Единого экономического пространства;
  • формирование национальной системы институтов и механизмов развития внешнеэкономической деятельности;
  • формирование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, эффективно обеспечивающей национальные интересы и интересы российского бизнеса в процессе международного экономического сотрудничества с учетом изменившихся условий внешней среды;
  • развитие системы таможенного администрирования;
  • повышение эффективности функционирования системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Приоритетные направления ВЭД

Подпрограмма 1 . Реализация приоритетных направлений ВЭД в процессе международного экономического сотрудничества

1.2. Расширение двустороннего торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами.

1.2. Развитие многостороннего экономического сотрудничества и интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств.

1.3. Обеспечение участия и защиты интересов Российской Федерации в деятельности Всемирной торговой организации.

1.4. Развитие интеграции Российской Федерации в международную экономическую систему, обеспечение участия в международных экономических организациях, форумах и соглашениях.

1.5. Развитие взаимодействия с региональными экономическими организациями.

Подпрограмма 2 . «Формирование Евразийского экономического союза»

2.1 Создание, развитие и имплементация системы соглашений по формированию и обеспечению функционирования Евразийского экономического союза.

2.2 Обеспечение деятельности наднациональных и межгосударственных органов Евразийского экономического союза с передачей им необходимых полномочий.

Подпрограмма 3 . Создание национальной системы поддержки развития ВЭД

3.1 Финансовая поддержка экспорта

3.2 Промоутерская поддержка экспорта и инвестиционного сотрудничества

3.3 Обеспечение планирования, координации и мониторинга внешнеэкономической деятельности.

3.4 Устранение барьеров для экспорта и инвестиций на внешних рынках.

3.5 Развитие деятельности торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах по продвижению экономических интересов в глобальной экономике.

3.6 Создание организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

3.7 Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере внешнеэкономической деятельности.

3.8 Реализация отдельных мероприятий приоритетного проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта".

Подпрограмма 4 . Совершенствование системы государственного регулирования ВЭД

4.1 Обеспечение эффективной реализации функций внешнеторгового регулирования в формате Таможенного союза

4.2. Упрощение административных и налоговых правил и процедур для участников внешнеэкономической деятельности

Подпрограмма 5 . «Совершенствование таможенной деятельности»

5.1 Совершенствование деятельности таможенных органов Российской Федерации

5.2. Развитие административной и социальной инфраструктуры таможенных органов Российской Федерации

5.3. Жилищное обеспечение сотрудников таможенных органов

5.4 Медицинское и санаторно-курортное обеспечение

Подпрограмма 6 . "Обеспечение развития системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для осуществления внешнеэкономической деятельности"

6.1. Совершенствование системы пунктов пропуска, создание благоприятных условий для перемещения через государственную границу грузов и пересечения ее физическими лицами

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский Университет Сервиса и Экономики

Контрольная работа

По дисциплине «Основы внешнеэкономической деятельности»

На тему: «Государственная стратегия развития ВЭД в России»

Выполнила: студентка 3 курса з.о.

Специальности 080501

Группа 0611 ПТ

Дудина В.М.

Проверила: Ефимова С.В.

Санкт-Петербург, 2012

Введение

2. Реформирование ВЭД РФ

3. Проблемы ВЭД России

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Важной составляющей экономического роста страны является эффективная внешнеэкономическая деятельность (ВЭД), повышение ее результативности и устойчивости. Повышение эффективности внешней торговли зависит от многих факторов, среди которых особое значение имеют, во-первых, формирование научно-обоснованной внешнеторговой политики, во-вторых, действенность механизма государственного регулирования экспортных и импортных операций. Эффективная внешнеторговая политика создает благоприятные условия для повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом и внутреннем рынках, мотивирует проведение стратегии на импортозамещение, способствует формированию доходной части бюджета, в конечном счете, укрепляет экономическую безопасность страны.

На рубеже XXI века внешнеэкономическая деятельность России переживает сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.

Изучение и творческое осмысливание процессов и тенденций, характеризующих внешнеэкономическое развитие нашей страны на этом переломном этапе, составляют важную задачу экономической науки. Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международных отношениях, так и внутри страны, связанных с изменениями в состоянии отечественной экономики и перспективами ее развития.

1. Внешнеэкономическая деятельность РФ

ВЭД страны отражает ее национальные интересы и проводимую ею внешнюю и внешнеэкономическую политику. В то же время эта деятельность характеризует состояние ее экономики, уровень, темпы и условия развития, потенциальные возможности и фактическое использование имеющихся ресурсов.

Коренные преобразования в социально-экономическом строе нашей страны, переход России к рыночной экономике, возвращение ее экономики в мировое хозяйство принципиально изменили сущность и характер ВЭД РФ. ВЭД СССР, правопреемником которого стала Российская Федерация, строилась на принципах государственной монополии внешней торговли, валютной монополии и запрета на иностранные инвестиции, что отражало господствовавшую в стране административно-командную экономическую систему.

Состояние ВЭД в годы так называемой перестройки (1985-1991) существенно ухудшилось, как следствие социально-экономического кризиса, абсолютного снижения объемов производства, резкого увеличения внешней задолженности (к концу 1990 г. она составила более 80 млрд. долл.), ограниченных возможностей сырьевого экспорта (в 1985-1990 гг. из-за снижения мировых цен на энергоносители было потеряно не менее 45 млрд. долл. экспортной выручки).

Таково было наследство, которое получила Российская Федерация в области ВЭД.

Развитие ВЭД России в 90-е годы XX века проходило в чрезвычайно сложных условиях нарастания кризисных явлений в экономике, вызванных как коренными преобразованиями экономического строя национального хозяйства, так и трудностями переходной экономики, отягощенных неустойчивостью внутриполитической обстановки. Переход к рыночной экономике, вовлечение России в мировую экономику сделало ее зависимой от процессов в ней происходящих, что отрицательно сказалось на ее ослабленной экономике (примером может быть влияние мирового финансового кризиса 1997-98 гг., что было одной из причин событий августа 1998 г. - девальвация рубля и дефолт по обязательствам государства).

Существенным недостатком внешнеэкономической деятельности нашей страны является недостаточное развитие экспорта услуг, малая доля прямых инвестиций как иностранных, так и российских, высокая кредитная задолженность государства.

2. Реформирование ВЭД РФ

Кризис экономической системы государственного социализма, отразившийся в недостаточном и неэффективном развитии ВЭД сделал необходимым ее реформирование.

Потребность в радикальном реформировании ВЭД была вызвана целым рядом обстоятельств:

· государственная монополия внешней торговли порождала оторванность непосредственных хозяйствующих субъектов от мирового рынка и делала невозможной для них использовать преимущества международного разделения труда;

· предприятия, особенно обрабатывающей промышленности, не были заинтересованы в экспорте своей продукции, так как вся экспортная выручка полностью централизовалась государством;

· экспорт носил в основном остаточный характер и преследовал лишь одну цель - получение валютной выручки;

· импорт, особенно в период "застоя", в 70-80 годы XX в. был экономически не обоснован, ввозились, главным образом, потребительские товары и сырье для их производства, что не создавало условий для развития производства и его технического обновления;

· оторванность от мирового технологического рынка, сосредоточение новейших технологий в военно-промышленном комплексе делала неконкурентоспособными отечественные товары, особенно машинно-технической продукции и ряд других факторов.

Реформа ВЭД в общем комплексе радикальных экономических преобразований стала особенно острой по мере исчерпания возможностей экстенсивного развития национальной экономики.

Основные цели реформы ВЭД:

· включение российской экономики в мировое хозяйство;

· использование преимуществ международного разделения труда;

· ускорение экономического и научно-технического развития на основе использования достижений мировой науки, техники и производства;

· создание заинтересованности хозяйствующих субъектов в осуществлении экспортно-импортной и других видов ВЭД;

· преодоление монополизма в экономике;

· преодоление отрицательных последствий административно-командной экономики во ВЭД;

· устранение неблагоприятных последствий экономических трудностей в экономике страны в 80-е годы.

· В соответствии с названными целями были определены и основные направления проведения реформы ВЭД. Главными из них стали:

· Демонополизация ВЭД (ликвидация государственной монополии внешней торговли, валютной монополии и запрета на иностранные инвестиции);

· Децентрализация ВЭД (передача права ее осуществления непосредственно хозяйствующим субъектам);

· Либерализация ВЭД (отмена и существенное ослабление ограничений, порождаемых административно-командной экономикой);

· Переход к использованию преимущественно экономических методов государственного регулирования ВЭД;

· Решение проблемы конвертируемости российской валюты;

· Либерализация ценообразования и приближение внутренних цен к уровню мировых;

· Развитие негосударственных структур содействия ВЭД;

· Вступление РФ в международные экономические организации;

· Коренная реорганизация управления ВЭД на федеральном, региональном и местном уровне и на уровне фирм и предприятий;

· Разработка законодательства по ВЭД, соответствующего уровню достигнутому в промышленно-развитых странах и нормам международного права.

Реформа ВЭД началась во второй половине 80-х годов. Первым актом стало постановление СМ СССР от 19.08.1986 "О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями", в соответствии, с которым были несколько расширены права министерств и небольшой группе предприятий (около 80) было предоставлено право выхода на внешний рынок при сохранении монополии государства на внешнюю торговлю. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 13.01.1987 было разрешено создание совместных предприятий с иностранным капиталом на территории СССР. Особую роль в реформировании ВЭД сыграло постановление СМ СССР от 12.12.1988 "О дальнейшем развитии ВЭД государственных, кооперативных и иных общественных объединений и организаций", по которому всем названным структурам с 1 апреля 1989 г. было предоставлено право выхода на мировой рынок при условии конкурентоспособности их продукции.

Реальное начало подлинному реформированию было положено Указом Президента РФ от 19.11.1991 "О либерализации ВЭД на территории РСФСР".

Данным актом была ликвидирована прежняя система ВЭД и положено начало формированию новой системы, адекватной рыночной экономике.

В 90-е годы многие из указанных задач были, в определенной мере решены и в области ВЭД в России осуществлена большая часть рыночных преобразований. Было разработано и внедрено в практику национальное законодательство по ВЭД - федеральные законы о регулировании ВЭД, о валютном регулировании и валютном контроле, об иностранных инвестициях, о таможенном тарифе, о международном коммерческом арбитраже. Таможенный кодекс РФ и целый ряд других правовых актов. Достигнута внутренняя конвертируемость российского рубля. Фирмы и коммерческие банки, независимо от формы собственности, получили возможность осуществления любых внешнеэкономических операций.

По сравнению с начальным периодом реформ роль внешней торговли в экономике России в количественном выражении заметно повысилась.

Реформа ВЭД проходит в сложных условиях сохраняющейся нестабильности экономической и политической ситуации, полностью не преодоленного экономического кризиса. Успешному проведению реформы ВЭД препятствует ряд факторов объективного и субъективного порядка, имеющих и внешний и внутренний характер.

К таким факторам можно отнести:

· сохраняющийся сырьевой характер российского экспорта делает неустойчивым его стоимостной объем;

· исчерпание экстенсивных возможностей наращивания экспорта сырьевых товаров;

· стабилизация и рост экспорта происходил, прежде всего, за счет роста его физического объема при заниженных (относительно уровня мировых цен) средних контрактных цен;

· рост доли сельскохозяйственного сырья и продовольствия в 1991 -98 гг. почти на одну треть и она составила в 1995 г. более 28%, что угрожает продовольственной безопасности страны.

· действующие ограничения для участников ВЭД, в частности обязательная продажа государству 50-75% валютной выручки и другие;

· утрата сложившихся внешнеэкономических связей с постсоциалистическими странами;

· усиление конкуренции со стороны фирм промышленно-развитых стран и транснациональных корпораций;

· сохранение рядом стран дискриминационных мер в отношении российских товаров;

· высокие процентные ставки по кредитам;

· неразвитость системы внешнеэкономического страхования, особенно по финансовым рискам;

· недостаточная квалификация кадров, привлекаемых к ВЭД и другие обстоятельства;

· отсутствие четкой долговременной программы реформирования;

· значительное развитие неорганизованной торговли, так называемые "челноки".

Предоставление права выхода на внешний рынок всем предприятиям, без достаточно разработанной правовой базы, гарантирующей экономическую безопасность страны, без должной ответственности участников ВЭД, при отсутствии достаточного умения проводить экспортно-импортные операции и этики бизнеса нанесло России огромный экономический ущерб.

Дальнейшее развитие ВЭД, продолжение ее реформирования предполагает преодоление неблагоприятной ситуации, создание условий, способствующих прогрессу и ВЭД, и национальной экономики в целом. Одним из важнейших таких условия является разработка долгосрочной стратегии ВЭД России.

3. Проблемы ВЭД России

При определении внешнеэкономической стратегии России необходимо учитывать существенные слабости нашей экономике во внешнеэкономических связях. К основным проблемам ВЭД можно отнести:

· чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность производства (даже в технологически продвинутых отраслях);

· преобладание неконкурентоспособных по современным стандартам технологий и методов организации производства;

· существенный, а в отдельных отраслях критический износ основных производственных фондов;

· ограниченные возможности внутреннего накопления;

· слабая мотивация и низкая интенсивность труда;

· значительная неравномерность в экономическом развитии регионов страны и большие разрывы в стандартах жизни между ними;

· разрыв после распада СССР и прекращении деятельности СЭВ сложившихся хозяйственных и торговых связей;

· ощутимая, особенно после распада СССР иррациональность размещения производства, зон потребления коммуникаций (включая внешнеэкономические), высокая доля дальних перевозок на транспорте:

· большая зависимость производственной модернизации и стандартов жизни от импорта и привлечения зарубежных инвестиций, сложное положение с обслуживанием значительного внешнего долга;

· инерция бюрократизации экономики и всей системы государственного управления и значительная социально-политическая неустойчивость.

Успешному решению проблем международных экономических отношений России должно способствовать развитие механизма государственного стимулирования экспорта и импортозамещающего производства на микро- и макроуровне; дальнейшее развитие инфраструктуры ВЭД.

4. Перспективы развития ВЭД России

внешнеэкономический реформирование экспорт льгота

Во внешнеэкономическом комплексе России в последние годы отмечалось падение абсолютных объемов экспортной продукции. Помимо низкой конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках значительную роль в ослаблении экспортных позиций стали играть следующие субъективные факторы:

1. Дискриминационные ограничения ЕС, США, Канады и других на продукцию российского производства, преимущественно полуфабрикаты и готовые изделия.

2. Антидемпинговые процедуры со стороны Комиссии ЕС, под которые подпадает значительное количество продукции металлургической, химической, легкой и других конкурентоспособных отраслей российской промышленности. Со стороны США и Канады такие меры направлены против поставок отдельных видов черных металлов.

3. Введение с 1997 г. импортных пошлин на российские нефтепродукты, ввозимые на территорию стран ЕС, пока в льготном режиме. Одновременно они, стремясь понизить энергетическую зависимость от России, ориентируются на поставщиков энергоносителей из других стран.

4. Высокий уровень концентрации по рынкам сбыта российского экспорта, ограничивающий его расширение. Так, около 90% экспорта меди и никеля приходится на рынок Нидерландов; 60% поставок алюминия осуществляется на рынки двух стран - Японии и США; около 70% лесоматериалов - Финляндии и Японии; более 40% природного газа поставляется на Украину и в Германию.

В условиях высокой экспортной ориентации российской промышленности, а также снижения конкурентоспособности отечественной продукции, как на внешних, так и на внутренних рынках конъюнктура мировых товарных рынков оказывает непосредственное воздействие на результаты развития сферы ВЭД, а также реального сектора экономики России.

Сокращение стоимостных объемов внешнеторгового оборота в России ведет к снижению роли ВЭД в решении задач экономической стабилизации в стране, сказывается отрицательно на доходной части государственного бюджета.

Однако, главной причиной неблагоприятной ситуации в сфере ВЭД России является сырьевая перегруженность отечественного экспорта. Следствие ее - чрезмерная зависимость от конъюнктурных колебаний, которым наиболее подвержены международные сырьевые рынки.

Ориентация на мировой рынок была и остается для России исключительно выгодным экономическим направлением, что соответственно требует экспортной структуризации национальной экономики более быстрыми темпами. Для обеспечения этого процесса Правительством России определены стратегические цели и приоритетные направления развития внешнеэкономической деятельности России:

1. Развитие экспортного потенциала России, включая совершенствование его структуры, повышение степени конкурентоспособности и увеличение доли наукоемкой продукции.

2. Создание механизма государственного стимулирования экспорта и импортозамещения как на микроуровне, посредством налоговых льгот экспортерам и долгосрочных льготных кредитов на развитие экспортного производства, так и на макроуровне - путем использования части доходов от экспортных пошлин и соответствующего механизма распределения иностранных кредитов и государственных инвестиций.

3. Формирование современной производственной и финансово-экономической инфраструктуры ВЭД.

4. Устранение сохраняющейся дискриминации иностранных инвесторов и формирование институтов страхования от политического и экономического риска.

5. Рационализация импорта в целях изменения структуры экономики и обеспечения процесса модернизации основных средств производства, направленного на укрепление экспортной базы страны (закупка комплексного оборудования и лицензий и др.)

Достижение этих целей и обеспечение стабильности ВЭД России предполагает изменение действующих и отработку новых элементов механизма государственного регулирования в соответствии с меняющейся конъюнктурой внутреннего и мирового рынка.

Заключение

На рубеже XXI века ВЭД России переживает сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.

Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах.

Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.

Список литературы

1. Закон РФ от 21.03.91 № 943-1 «О государственной налоговой службе РСФСР».

2. Налоговый Кодекс РФ. Части первая и вторая - М.: Инфа-М, 2006.

3. Гончаренко Л.И., Мельникова Н.П., Башкирова Н.Н. и др. Практикум по дисциплине «Налогообложение организаций финансового сектора экономики». - М.: Финансы и статистика, 2005.

4. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для вузов / Под ред. Л.Е. Стровского. - М.: ЮНИТИ, 2005.

5. Маховикова Г.А. ,Основы внешнеэкономической деятельности.- СПб.: Питер, 2004.

6. Л.М. Зиброва, Внешнеэкономическая деятельность. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальности 080102.65 (060600) «Мировая экономика». - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2009.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность, виды и цель внешнеэкономической деятельности государства. История государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России. Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности. Регулирование ВЭД в Китае и Японии.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2012

    Основы политики последовательного развития взаимовыгодного товарообмена. Методы регулирования экспорта и регулирующие органы. Система поддержки экспорта в России. Международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2014

    Понятие, сущность и содержание государственного регулирования внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности в Российской Федерации. Совершенствование структуры экспорта и импорта страны. Целевые индикаторы внешнеэкономической политики до 2020 года.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Тенденции развития внешнеэкономической деятельности в России (по настоящее время). Вступление России в ВТО. Государственная поддержка экспорта государством. Показатели эффективности внешнеторговых операций. Валютная эффективность внешней торговли.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2016

    Понятие государственного регулирования. Направления, формы, методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Методы и инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Влияние этих методов на рынок России.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2011

    Стратегические партнеры России как стержневые ориентиры в ее внешнеэкономической политике. Вариантные сценарии развития внешней торговли России до 2025 года. Стратегия совершенствования внешнеторговой деятельности. Мировые инвестиционные потоки.

    научная работа , добавлен 20.03.2007

    Сущность и виды внешнеэкономической деятельности. Основные принципы торговой политики России, перспективы ее дальнейшего развития. Расчет и статический анализ внешнеэкономической деятельности России. Индексный метод в факторном анализе фондового рынка.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2010

    Характеристика и развитие внешнеэкономической деятельности. Формы и методы международной торговли. Анализ финансового состояния и внешнеэкономической деятельности ОАО "НЛМК", совершенствование, перспективы развития во время международного кризиса.

    дипломная работа , добавлен 03.03.2009

    Формы и методы стимулирования и поддержки экспорта в странах бывшего социалистического лагеря (на примере Польши), в экономически развитых странах (на примере Швейцарии), в развивающихся странах (на примере Индии). Поддержка экспорта в России.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2008

    Анализ эффективности системы регулирования внешнеторговой деятельности России. Изучение механизма государственной поддержки промышленного экспорта в России и оценка степени его влияния на экономический рост. Гарантийная поддержка промышленного экспорта.

Началось при становлении капитализма и совершенствовании производства. Лидерами в этом стали самые крупные страны мира: США, Германия, Япония, Италия и другие в процессе вступления их в отношения на мировой экономическом рынке.

Определение 1

Внешнеэкономическая деятельность – совокупность процессов, в которых реализуются внешние экономические связи через осуществление обмена товарами, вступление в совместное предпринимательство и другие формы экономических и научно-технических отношений, а также путем проведения операций с валютой, финансовыми и кредитными средствами.

Понятие внешнеэкономической деятельности является как исторической, так и экономической категорией. С исторической точки зрения ВЭД – результат становления цивилизации, возникший вместе с государственностью и развивающийся совместно с ним. С точки зрения экономической науки ВЭД является системой экономических отношений между странами мира, охватывающей практически все сферы экономической жизни, в первую очередь производство, торговлю, инвестиции.

Факторы развития ВЭД

Одним из главных факторов развития ВЭД является, конечно, вывоз капиталов. На этой основе появляются транснациональные компании и корпорации, которые обычно национальные относительно капитала и интернациональны относительно сферы деятельности. Роль таких транснациональных организаций велика, поскольку на их долю приходится до 1/3 всего международного экспорта в мире.

К прочим факторам, влияющим на развитие внешнеэкономических отношений, можно отнести:

  • Разный уровень экономического развития стран мира – у каждой страны своя уникальная отраслевая структура и присущи ей уровень производственного развития, связи, транспорта, своя экономическая специализация.
  • Отличия в обеспеченности трудовыми, сырьевыми ресурсами, финансовыми возможностями – во всем мире каждый год перемещаются около 25 млн. человек в поисках работы, при этом есть страны с избытком рабочей силы, и, наоборот – с нехваткой трудовых и людских ресурсов. Именно поэтому процесс трудовой миграции играет большую роль в развитии и укреплении международных экономических и научно-технических отношений.
  • Политическое положение государств – развитию и укреплению ВЭД способствует положительный политический климат в мире и дружественные отношения между государствами мира, а политическая конфронтация, напротив, обостряет закрытость экономик, снижает торговые обороты и даже может привести к разрыву экономических отношений.
  • Различия в уровне научно-технического развития – немало важный фактор развития и укрепления ВЭД. Обмен студентами, научными сотрудниками, достижениями, ведение совместных научных проектов и исследований, заключение контрактов на конструкторские изыскания – все это укрепляет взаимоотношения между государствами.

Проблемы и перспективы России в области ВЭД

Россия – страна богатая минеральными и сырьевыми ресурсами, имеет максимально выгодное географическое положение, но с недавнего времени столкнулась с существенными запретами, ограничениями, связанными с возможностью мировой торговли.

Замечание 1

Конечно, вступление Российской Федерации в ВТО несколько снизило экономический прессинг со стороны иностранных государств. Однако, вводимые с 2014 года санкции со стороны США и отдельных западных стран вынудили к поиску альтернативных решений, касающихся ведения ВЭД, так как только внутренний обмен товарами и услугами между регионами не обеспечивал бы достижения нормальных экономических показателей.

В настоящее время для результативного и эффективного развития внешних экономических связей Россия стремится стать государством, которое производит и продает конкурентоспособные товары и услуги, формирует равные условия конкуренции среди производственных предприятий на разных рыночных секторах. Основное условие для решения такой задачи – эффективная государственная политика в сфере ВЭД, базирующаяся на:

  • росте государственного контроля в сфере внешнеторговых отношений
  • контроле количества и качества экспортируемых и импортируемых товаров
  • расширенном привлечении инвестиций в экономику со стороны иностранных партнеров
  • создании максимально комфортных условий деятельности отечественных производителей.


Статьи по теме: