Что с газопроводом сила сибири. Маршрут газопровода из России в Китай

В свете последних геополитических событий Россия в качестве основных стратегических партнеров стала отдавать предпочтение восточным соседям. Наибольший интерес стал представлять Китай как самое динамично развивающееся государство. Одной из точек соприкосновения интересов стал вопрос обеспечения ресурсоснабжения. В этой связи был заключен масштабный проект «Сила Сибири», первоначальный срок действия которого составляет 30 лет.

Общие сведения о проекте «Сила Сибири»

Суть проекта «Сила Сибири» заключается в строительстве нового газопровода, ориентированного на восточное направление. За его счет в будущем планируется осуществлять транспортировку газа не только в восточные российские регионы, но и экспортировать его в страны Азии. Проект «Сила Сибири» подписан на двухсторонней основе под патронажем ОАО «Газпром» со стороны РФ и CNPC со стороны Китая.

Производственные мощности трубопровода «Сила Сибири» способны обеспечить не только российских и китайских потребителей газом, но и поставлять сжиженный природный газ на экспорт в Японию.

Предварительная стоимость проекта «Сила Сибири» на первых этапах составляла 800 млрд. рублей, однако строительство «Сила Сибири» на сегодня оценивается уже в 1,1 трлн. рублей. Причем эти суммы включают лишь затраты, идущие на монтаж магистрального газопровода «Сила Сибири». Совокупная же стоимость «Сила Сибири» значительно выше, т.к. включает расходы на возведение газоперерабатывающего завода и благоустройство стратегически значимых месторождений.

В качестве источника поставок выбрано Чаяндинское месторождение природного газа, как ближайшее в данном регионе. Карта газопровода «Сила Сибири» весьма обширна, общая длина проектируемой магистрали превышает 3000 км. Для обеспечения надежности поставок газопровод планируется дополнительно интегрировать с существующей линией Ковыктинского месторождения. Запасы голубого топлива Ковыктинского месторождения оцениваются в 1,5 трлн. кубометров. Чаяндинские запасы не так богаты, они составляют 1,2 трлн. кубометров газа.

Согласно планам газопровод «Сила Сибири» будет пролегать сразу через несколько областей, его маршрут на карте включает Амурскую, Иркутскую области и Республику Саха. Программой предусмотрено возведение пограничного участка магистрали под руслом реки Амур.

Технические характеристики газопровода «Сила Сибири»

  1. Экспортная производительность транспортной магистрали составляет 38 млрд м 3 газа в год.
  2. Протяженность трассы более 3000 км.
  3. Рабочее давление на выходе составляет 9,8 МПа.
  4. Диаметр трубопроводов сети — 1420 мм.

Все трубы покрыты особым инновационным материалом, позволяющим обеспечить высокую изоляцию сети и практически полностью исключить коррозию материала. Кроме того, в местах тектонических разломов и сейсмической активности используются трубы, способные выдержать сильную деформацию.

Предварительные сроки завершения строительства газопровода «Сила Сибири» назначены на конец 2019 года.

Предыстория строительства трубопровода «Сила Сибири»

Изначально строительство газопровода «Сила Сибири» предполагалось для газификации восточных регионов страны. Проект «Сила Сибири» вошел во 2 фазу после подписания соглашения на экспорт энергоресурса в Китай. Согласно ему:

  • российская сторона обязуется обеспечить поставку 38 млрд кубометров ;
  • указанный объем поставок должен поступать ежегодно;
  • старт поставок намечен на 20 декабря 2019 года;
  • срок действия соглашения составляет 30 лет с возможностью пролонгирования.

Принимающая сторона уже в текущем году планирует завершить весь спектр работ по проекту. Российская же компания «Сила Сибири» должна завершиться лишь к концу 2019 года.

Последние новости 2018 относительно строительства газопровода «Сила Сибири» таковы, что «Газпром» вследствие санкций запада вынужден изменить существовавшую ранее практику выбора подрядчиков. Те компании, которые имели опыт реализации крупных международных проектов, попали в «черные списки». В результате они не могут импортировать ряд необходимого оборудования.

В итоге руководством «Газпрома» было принято решение для реализации проекта «Сила Сибири» отказаться от контрактов с крупными подрядчиками и разбить весь спектр работ на множество лотов. В настоящее время прокладыванию магистрали привлечены:

  • Стройгазмонтаж;
  • Стройтрансгаз;
  • Иркутскнефтегазстрой и другие компании.

К строительству газопровода «Сила Сибири» планируется привлечение как минимум 15 фирм.

Негативные отзывы о проекте «Сила Сибири»

Несмотря на важное стратегическое значение, вокруг «Силы Сибири» часто возникают не самые радужные новости. Так еще в 2011 году руководство «Газпрома» было вынуждено пересмотреть утвержденный ранее маршрут из-за обращения малочисленных народов севера, проживающих на территории предполагаемого строительства.

Кроме того ряд экспертов считают, что выгода для России от «Силы Сибири» весьма сомнительна. Большие преимущества получает Китай, а рентабельность для России при колоссальных финансовых затратах представляется крайне низкой.

Однако в целом эксперты сходятся во мнении, что «Силы Сибири» является удачным проектом с высокой окупаемостью в перспективе. Ведь среди перспективных покупателей голубого топлива фигурирует не только Китай, но и Индия. Кроме того, планируется значительное повышение дальневосточного региона. Аналитики считают, что газификация даст мощный толчок для развития региона. Появятся новые вакансии на добывающих и газоперерабатывающих предприятиях. Наличие стабильных поставок энергоресурса даст возможность для запуска новых производств. Со стороны государства новые стартапы дальневосточного региона будут дополнительно стимулироваться путем бюджетного субсидирования.

Данные о газопроводе «Сила Сибири» на сегодня

Строительство «Силы Сибири» идет полным ходом. Степень готовности магистрали составляет 93%. Заварено и уложено уже 2,01 тыс. км труб от месторождений до границы с Китаем. В настоящее время весь спектр усилий направлен на завершение строительства подводного газопровода через реку Амур, который в настоящий момент готов лишь на 78%. Подводная магистраль состоит из двух веток, первая из которых полностью готова, ведется монтаж второго тоннеля. Параллельно ведется строительство компрессорной станции, расположенной на границе двух государств.

В целом последние новости на сегодня таковы, что к концу 2018 года пропускная способность газопровода «Сила Сибири» составит 5 млрд. кубометров в год. Для перехода системы на полную мощность остается проложить 2,29 тыс. км линии магистрали.

  1. Изначально «Газпром» газопровод «Силу Сибири» планировал строить на аванс, предоставленный Китайской стороной, в обмен будущей скидки на транспортировку газа. Однако, чтобы не снижать стоимость поставок, было принято решение самостоятельно финансировать проект.
  2. Руководством «Газпрома» было принято решение об использовании в программе труб исключительно российского производства. Они имеют особое внутреннее покрытие, позволяющее снизить энергозатраты на транспортировку газа за счет уменьшения трения.
  3. Для того, чтобы придумать название проекту, был проведен конкурс, по результатам которого выбор пал на «Силу Сибири».

Пятнами каменных рек — курумов, на которых ничего не растет, плотно усеян ландшафт. Фото: Семен КОСОВ

Семен КОСОВ

Два года назад в России стартовал масштабный нефтегазовый проект: в окрестностях Якутска был сварен первый стык газопровода «Сила Сибири»

Газопровод протянется больше чем на 3 тысячи километров по югу Якутии и Амурской области до Благовещенска. Через реку Амур труба уйдет в Китай, и соответственно дальше прокладывать ее будут китайские строители.

Если посмотреть на карту России, то можно заметить, что почти на всем протяжении трасса «Силы Сибири» идет практически параллельно маршруту экспортного нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Местами они сближаются на расстояние нескольких километров.

На первый взгляд строителям газопровода это должно облегчить задачу — как говорится, первопроходцам заведомо труднее. В реальности же все наоборот, потому что нефтяники выбрали оптимальный маршрут. Хотя и на их пути условия были далеко не идеальными. Ведь Восточная Сибирь — это глухая тайга, болота, многочисленные ручьи и речки, крутые склоны сопок и, главное, отсутствие дорог.

Полный набор экстремальных прелестей природы достался генподрядчику «Газпрома» — ООО «Стройгазмонтаж».

«Сила Сибири»

Его компании «Краснодаргазстрой», «Ленгазспецстрой» и «Газрегион» должны проложить 1124 километра магистрального газопровода по Алданскому и Нерюнгринскому районам Якутии, Амурской области до КНР.

Сейчас в Якутию мобилизованы около 2 тысяч специалистов и почти тысяча единиц техники. «Стройгазмонтаж» продолжает наращивать темпы строительства — к концу этого года он выйдет на пиковую загрузку.

Траншею в скале не вырыть: в Нерюнгринском районе три четверти трассы пройдено с помощью взрывных работ. Фото: Семен КОСОВ

Что происходит на строительстве газопровода, мы решили узнать на примере одного из самых доступных его участков. Рядом — город Нерюнгри, и до «Силы Сибири» рукой подать.

Здесь занято подразделение СГМ — «Краснодаргазстрой». Первые специалисты этой компании приехали в поселок Чульман, расположенный в окрестностях угольной столицы Якутии — города Нерюнгри, в конце прошлого года.

Угольный край

Как и всегда, газопровод начался с возведения и обустройства временного жилого городка строителей. К Новому году в нем уже запустили отопление и появились первые жильцы. С отоплением успели вовремя: 26 декабря здесь было -52 градуса. Кроме жилых модулей, в городке есть столовая, административно-бытовой комплекс, медпункт, котельная, душевая — все, что нужно для комфортной жизни.

А рядом с городком развернута трубосварочная база.

— Здесь из двух труб сваривают секцию, что позволяет увеличить производительность сварочных комплексов, работающих на трассе строительства магистрального трубопровода, — рассказывает начальник участка КТП «Краснодаргазстрой» Иван Мельниченко.

Сварщик работает, не глядя на пульт, словно «печатает вслепую». Фото: Семен КОСОВ

Сварка автоматическая. Трубы соединяют торцами, а внутри них центратор, похожий на робота с ловкими руками-манипуляторами из фантастического фильма, идеально подгоняет кромки. После чего сварщик, установив сварочные головки, запускает процесс. На одну секцию уходит несколько десятков минут, а роль сварщика сводится к контролю и, если нужно, корректировке движения сварочной головки. В руках у него пульт с кнопками, перед глазами — монитор, на который видеокамера передает происходящее. Сварщик работает, не глядя на пульт, «печатает вслепую». В общем, для качественной работы нужны сноровка и определенные знания.

— Автомат я освоил в этой командировке. Изначально аттестовывался на сварщика ручной дуговой сварки, но потом мне предложили место здесь. Ничего сложного, а если что, бригадир Саша Николаев подскажет. Конечно, работа немного однообразная, но зато меньше физической нагрузки. В компании я работаю 6 лет. Выборг, Джубга, Пикалево, Вологда, сейчас — «Сила Сибири». Начинал слесарем, отработал год, выучился на сварщика и вскоре начал трубу варить. У нас есть учебный комбинат, так что все, кто хочет, переучиваются, повышают свою квалификацию и заработок, — рассказал электрогазосварщик «Краснодаргазстроя» Виталий Чернов.

На линейной части газопровода сварку производят на отечественном комплексе «Технотрон» и на комплексе автоматической сварки CRC Evans. Как рассказал главный сварщик «Краснодаргазстроя» Виктор Диденко, именно на него сделана ставка, так как это самый производительный комплекс — за смену он может варить от 35 до 45 стыков. И научиться управлять им можно за неделю-другую — все зависит от человека.

Ровные, без наклона участки на маршруте газопровода — редкость. Фото: Семен КОСОВ

Эх, дороги…

Секции труб на тягачах доставляют на трассу газопровода. В районе Чульмана это относительно несложно. А есть участки, где Макар телят не пас. Например, Малый Нимныр, заброшенный поселок в Алданском районе. Там «Краснодаргазстрой» строит еще один рабочий поселок. До цивилизации — 40 километров. В советское время это был поселок геологов, жили здесь и поселенцы, отмотавшие срок в лагерях. Можно было и ближе построить, но зато рядом проходит автодорога «Лена» и есть электросети.

— Вообще специфика этой стройки — в нехватке заездов на линейную трассу. Сегодня проектный институт рассматривает варианты, как обеспечить доставку труб, материалов и оборудования. Проектом также предусмотрено строительство вдольтрассового проезда, по которому будет осуществляться доставка материалов и оборудования для строительства крановых узлов и пунктов радиорелейной связи и их дальнейшая эксплуатация, — рассказывает руководитель проекта департамента линейного строительства «Краснодаргазстрой» Владимир Новомирский. — Кроме того, необходимо понимать, что трасса пролегает в сложной гористой местности, где крутизна склонов порой достигает 33 — 34 градусов.

Без дополнительных работ строителям не обойтись. Взрывать, срезать, сглаживать склоны, чтобы на них могла работать техника, придется много.

Впрочем, и на относительно равнинной части трассы рытье траншей не обходится без буровзрывных работ — кругом много скальника и мерзлоты. Камень в глубине и на поверхности. Интересно, что на юге Якутии газопровод проходит через территорию «каменных рек». Это так называемые курумы — скопища глыб. Пятнами курумов плотно усеян здешний ландшафт. На них ничего не растет, потому что камни находятся в движении. Оно очень медленное, но и этого достаточно, чтобы растереть в пыль любой росток.

Территория Южной Якутии богата дарами леса, вот только собирать грибы и ягоды строителям некогда. Фото: Леонид ЗАХАРОВ

Работа не волк?

Хотя территория Южной Якутии и считается малонаселенной, но местами «Сила Сибири» пройдет через земли коренных народов. Например, на юге Нерюнгринского района газопровод зацепит территорию Иенгринского эвенкийского национального наслега.

С коренными жителями согласовывалось строительство, в результате чего налажены нормальные взаимоотношения. Подход в «Стройгазмонтаже» такой: всячески оказывать содействие территориям. В частности, была оказана материальная помощь на организацию торжеств, посвященных 90-летию эвенкийского национального образования. В свою очередь, для строительства третьего вахтового жилого городка Иенгринская наслежная администрация Нерюнгринского района предоставила в аренду земельный участок в границах сельского поселения.

Но если с материальной помощью получается, то с наймом на работу — не очень. Вольным лесным жителям невдомек, как это — работать по графику.

Например, недавно собрали бригаду из местных мотать скальный лист на трубу. Работа несложная — бери хомуты и прикручивай к трубе похожее на жесткий линолеум полотно. Нанялось человек 15. Мало кто выдержал дольше двух-трех дней — ушли. Потом, правда, через неделю один работник вернулся. Ты чего пришел, его спрашивают. Работать, говорит, буду. А где был? Охотился — время подошло запас на зиму делать.

Как рассказал Владимир Новомирский, раньше при строительстве ВСТО местных не приглашали на работу. А сейчас на объекте специалист управления персоналом ведет набор рабочих и специалистов. И, если предложения людей реальны и представляют интерес, то они обсуждаются и по ним принимаются конкретные кадровые решения.

Газопровод «Сила Сибири» будет построен в срок — уверены в «Cтройгазмонтаже». Работы на трассе идут полным ходом.

СПРАВКА

Ведущий в России строительный холдинг нефтегазового комплекса — Группа компаний СГМ — создан в 2008 году. Основатель и главный акционер — Аркадий Ротенберг. Головная компания — ООО «Стройгазмонтаж». В составе Группы компаний СГМ — такие ведущие компании отрасли, как «Ленгазспецстрой», «Краснодаргазстрой», «Газрегион», «Волгограднефтемаш», «Волгогаз» и «Нефтегазкомплектмонтаж».

Строителей в спецодежде с логотипами этих предприятий можно встретить от Калининграда до Сахалина и от Ухты до Анапы. У них за плечами — почти полтора десятка газопроводов, крупнейшими из которых являются Сахалин — Хабаровск — Владивосток, Ухта — Торжок, «Южный коридор».

На трубосварочной базе варят 24-метровые секции и отправляют на линейную часть газопровода. Фото: Семен КОСОВ

Компетентно

Игорь Кузнецов, заместитель генерального директора по cтроительству объектов Сибири и Дальнего Востока ООО «Стройгазмонтаж»:

У нас нет невыполнимых задач

— Этот очень сложный с точки зрения реализации, принятия техни-ческих решений проект был подготовлен в период активного введения санкций против России. Поэтому принимались решения по импортозамещению, внедрялись новые проектные решения.

Энергоустановки раньше были запроектированы импортные, сегодня принято решение, что будут отечественные. Трубы, электроника, средства радиосвязи, телемеханика — отечественные. Раньше у нас были включены иностранные компоненты в производство, сегодня фактически вся компонентная база будет российской.

Конечно, это потребовало от снабженцев определенных усилий, из-за чего сдвинулись сроки внедрения новых проектных решений. Но на срок сдачи газопровода это не повлияет.

В жизни не бывает невыполнимых задач — бывают люди, не способные выполнить поставленные перед ними задачи. А таких людей у нас нет.

Зачем нужен?

Когда в 2012 году Газпром принял окончательное решение строить газопровод, мнения о целесообразности этого проекта разделились. Скептики утверждали, что «Сила Сибири» — бессмысленная затея: мол, деньги на строительство будут потрачены огромные, а газ кому будем продавать? Вскоре Газпром и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали 30-летний договор, который предполагает поставку газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» в объеме 38 млрд. кубометров в год. Это и был ответ на вопросы скептиков.

В перспективе под Благовещенском предполагается сделать ответвление и соединить его с газопроводом Сахалин — Хабаровск — Владивосток. Также планируется удлинить «Силу Сибири» и перенести его «нулевой километр» на 500 километров к юго-западу — с Чаяндинского на Ковыктинское месторождение, которое сможет давать в год 35 млрд. кубометров газа.

Одной из фундаментальных составляющих топливно-энергетического сектора экономики России является обширная сеть ее промышленных трубопроводов, предназначенных для транспортировки газа, нефти, а также большого перечня продуктов ее переработки.

Артерии магистралей пронизывают практически каждый регион страны, связывая субъекты Российской Федерации в единую цепь и выходя за ее пределы в страны ближнего зарубежья, благодаря чему осуществляется экспорт нефтепродуктов.

Развитие трубопроводов в России неразрывно связано с историей добычи «черного золота». В начале XX в. доля нашей страны в этой области составляла почти 50%. Постоянное увеличение запасов нефти и газа требовало скорейшего обеспечения их транспортировки, причем в больших масштабах. Железные дороги уже не могли справиться с этой задачей. Возникла необходимость найти более дешевый и эффективный метод. Решением этой проблемы стало строительство трубопроводов.

Первые сооружения для транспортировки нефти появились в конце XIX века. Предназначались они для соединения месторождения, разрабатываемого в Баку, с заводами по переработке добываемого сырья. Протяженность трассы составляла более 1140 км. Уже через 10 лет после начала работы этого сооружения, в 1906 году по инициативе гениального химика Д.И. Менделеева был реализован следующий грандиозный проект – строительство первого в России продуктопровода смонтированного из труб диаметром в 200 мм. Протяженность его составила более 830 км. На линии для обеспечения ее бесперебойного функционирования было сооружено 15 станций-компрессоров. На момент запуска в эксплуатацию этот трубопровод, осуществляющий постоянную поставку керосина из Баку в Батуми, был самым крупным в мире. Результатом его строительства стало экспортирование отечественной продукции в зарубежные страны.

Cтроительство Продуктопровода для поставки керосина из Баку в Батуми

До 40-х гг. наиболее крупные месторождения разрабатывались на Каспии, Кавказе и в районе Волжского бассейна. Активно эксплуатировались нефтепроводы, по которым транспортировалась нефть из Грозного в Туапсе. Общая протяженность их составляла 650 км, а для строительства были использованы трубы диаметром 273 мм. Были сданы в эксплуатацию трубопровод Ишимбай-Уфа (более 170 км) и продуктопроводы, ведущие из Мангышлака в Самару.

Строительство трубопровода Грозный — Туапсе

Очередной толчок в развитии российской нефтегазовой отрасли пришелся на конец 40-х – начало 50-х гг. Связано это было с активной разработкой месторождений в бассейне Волги и, конечно, с открытием залежей нефти в Западной Сибири. В кротчайшие сроки от территорий, на которых производились разработки месторождений, были протянуты магистральные трубопроводы протяженностью до 1200 мм. В результате сибирская нефть стала поступать в центр страны, а также в страны Прибалтики и братские государства. Главной артерией стала магистраль, ведущая из Сургута в Полоцк.

Во второй половине XX века нефтегазовая отрасль в СССР получила колоссальное развитие, а к началу третьего тысячелетия трубопроводы, благодаря своей рентабельности и масштабам превратились в основное средство транспортировки нефти. Перечень их преимуществ довольно объемен. В ряду основных можно отметить:

  • дальность поставок,
  • надежность и бесперебойность работы;
  • большие объемы транспортируемого вещества;
  • минимальные потери.

Кроме того трубопроводы позволяют осуществлять перекачку веществ очень широкого диапазона вязкости в самых различных климатических условиях.

Маршрут газопровода из России в Китай. Инфографика

Монтаж может производиться практически в любом регионе. Строительство при этом осуществляется с высоким уровнем механизации при автоматизации над технологическими процессами.

На сегодняшний день на российские трубопроводы приходится порядка 85% экспортируемых нефтепродуктов, оставшиеся 15% приходятся на железнодорожный и водный транспорт. Самой крупной компанией-оператором нефтепроводов в России является ОАО «АК «Транснефть». Ее доля в объемах поставляемой нефти составляет более 95%, а общая длина трубопроводов – более 215 тысяч км. Сеть конструкций для транспортировки сырья связывает между собой все промышленные регионы России, соединяя их с покупателями в Европе.

Доля сооружений, предназначенных для транспортировки нефтепродуктов в России, составляет более 19,5 км. Общая же протяженность трубопроводов для перегонки сырой нефти на сегодняшний день составляет 50 тыс. км.

  • Наиболее крупные нефтепроводы обеспечивают экспорт продукции. К таковым, в частности, относятся:
  • Балтийский нефтепровод, пропускающий более 75 млн т в год;
  • Сеть «Дружба», одна из ветвей которой обеспечивает поствки сырой нефти в Польшу, вторая – в Словакию. с пропускной способностью до 95 млн т в год;
  • Нефтепроводы черноморского бассейна – 45 млн т.

Строительство нефтепровода Дружба

Перспективы развития нефтегазовой отрасли в России велики. Так, в настоящее время активно развивается восточно-сибирское направление трубопроводной магистрали. Это связано с активно развивающимся рынком сбыта в Китае.

Построено 1954 км - 90,5% газопровода «Сила Сибири»

"Китайцы сразу говорили: извините, нам этот газ не нужен"

ООО "СИЛА СИБИРИ", Новосибирск

Чем занимается компания?

Закупки и тендеры

ПОСТАВКА ПОСУДЫ ИЗ СТЕКЛА

АДМИНИСТРАЦИЯ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Российская Федерация, 167000, Коми Респ, Сыктывкар г, УЛ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ, 9

ЗАКУПКА ТАРЕЛОК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ "ДЕТСКИЙ САД № 66"

Российская Федерация, 344004, Ростовская обл, Ростов-на-Дону г, УЛ ПЛЕХАНОВА, 1А

ПОСТАВКА ПОСУДЫ ДЛЯ НУЖД ГБУ КО НОО "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ"

КОНКУРСНОЕ АГЕНТСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Российская Федерация, 236007, Калининградская обл, Калининград г, УЛ Д.ДОНСКОГО, ДОМ 1

ПОСТАВКА СУВЕНИРНОЙ НАГРАДНОЙ ПРОДУКЦИИ ИЗ АКРИЛА (ОРГСТЕКЛА)

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАТО Г. СЕВЕРОМОРСК

Российская Федерация, 184604, Мурманская обл, Североморск г, УЛ ЛОМОНОСОВА, 4

ПОСТАВКА ПОСУДЫ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "1 ОТРЯД ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"

Российская Федерация, 675000, Амурская обл, Благовещенск г, УЛИЦА ОСТРОВСКОГО, 152

ПОСТАВКА ПОСУДЫ И СТОЛОВЫХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ ДЛЯ НУЖД МВД РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО И ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Российская Федерация, 119049, Москва, УЛ ЖИТНАЯ, 12А

ПОСТАВКА ПОСУДЫ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ВОЛГОГРАД"

Российская Федерация, 400079, Волгоградская обл, Волгоград г, УЛ САНАТОРНАЯ, 29

ПОСТАВКА СТОЛОВОЙ ПОСУДЫ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ТУМАННЫЙ"

Российская Федерация, 655111, Хакасия Респ, Сорск г, ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ "ТУМАННЫЙ"

ПОСТАВКА ЛАБОРАТОРНОГО ГЕЛИЕВОГО СОСУДА ДЬЮАРА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ И РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ"

Российская Федерация, 141570, Московская обл, Солнечногорский р-н, Менделеево рп, УЛ ВНИИФТРИ ПРОМЗОНА

ПОСТАВКА КУХОННОГО ИНВЕНТАРЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ"

Российская Федерация, 630005, Новосибирская обл, Новосибирск г, УЛ ФРУНЗЕ, ДОМ 88

Россия и Китай «не спешат» в переговорах о поставках газа по так называемому западному маршруту.

Как заявил в среду в беседе с российскими журналистами заявил чрезвычайный и полномочный посол РФ в КНР Андрей Денисов, важнейшая задача - урегулировать вопрос цены.

«Продолжаются переговоры по целому ряду очень крупных, масштабных проектов. Скажем, известный проект - так называемый западный маршрут транспортировки газа.

Но здесь ни китайская сторона, ни наша, не спешат», - сказал он.

«Мы уверенно продвигаемся по другим проектам.

У нас есть еще два проекта: это восточный маршрут - газопровод «Сила Сибири» и поставки газа на Дальнем Востоке с Сахалина.

В общем, наши возможности по наращиванию поставок газа в Китай и без того достаточно велики», - указал дипломат.

«Мы давно уже с нашими китайскими партнерами отошли от подписания контрактов по каким-то памятным датам, как раньше это было принято, или заключению крупных сделок по каким-то политическим мотивам.

Ни мы, ни они в этом не нуждаемся. И у нас, и у них приоритет - это долгосрочное стабильное сотрудничество.

Вот что нам нужно, в том числе и в энергетической области, а оно может быть выстроено только на взаимовыгодных началах», - отметил Денисов.

«Что касается западного маршрута, то тут, наверное, действительно, главное - это цена.

«Газпром»: газопровод «Сила Сибири» готов на 93%

Но никто не собирается жертвовать собственными доходами - продавец хочет продать подороже, а покупатель хочет купить подешевле, это вполне естественно, - продолжил дипломат.

Идут переговоры, и когда мы выйдем на цены, более приемлемые для двух сторон, тогда мы и подпишем это соглашение.

По маршрутам там тоже не все так просто - это высокогорная зона на Алтае, это сложная техническая операция».

Поставки в Китай

В настоящее время «Газпром» строит газопровод «Сила Сибири», по которому газ с месторождений Восточной Сибири (Чаяндинского в Якутии и Ковыктинского в Иркутской области) будет транспортироваться как на внутренний российский рынок, так и на экспорт в Китай.

Проект поставок газа в восточные районы Китая также называют «восточным маршрутом».

Инвестиции «Газпрома» в газопровод «Сила Сибири» в 2017 г. увеличены до 158,811 млрд руб. с 76,162 млрд руб.

Согласно контракту, подписанному 21 мая 2014 г. между «Газпромом» и CNPC, по «восточному маршруту» будет поставляться 38 млрд куб. м газа в год в течение 30 лет, сумма контракта - 400 млрд долларов. Условия партнерства в проектировании, строительстве и эксплуатации трансграничных зон газопровода определены межправительственным соглашением от 13 октября 2014 г. Поставки российского газа по трубопроводу «Сила Сибири» в Китай начнутся 20 декабря 2019 г.

В 2015 г. «Газпром» и CNPC подписали соглашение об основных условиях трубопроводных поставок газа с месторождений Западной Сибири в Китай по «западному маршруту» (газопроводу «Сила Сибири - 2″). Первоначально предусматривается поставка в Китай 30 млрд куб. м газа в год. Также в 2015 г. «Газпром» и CNPC подписали меморандум о взаимопонимании по проекту трубопроводных поставок природного газа в Китай с Дальнего Востока России.

Дополнительная информация


"Сила Сибири" - будущая общая газотранспортная система (ГТС) для двух центров газодобычи: Иркутского (на базе Ковыктинского месторождения, с запасами газа в 1,5 трлн куб. м) и Якутского (на базе Чаяндинского месторождения, 1,2 трлн куб. м газа). С этих центров газ будет транспортироваться через Хабаровск до Владивостока для внутреннего потребления, а также на экспорт в страны АТР. Проект реализует ОАО "Газпром".

Маршрут "Силы Сибири" пройдет вдоль трассы действующего магистрального нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО).

Первой очередью ГТС "Сила Сибири" станет магистральный газопровод "Якутия - Хабаровск - Владивосток", ввод в эксплуатацию которой запланирован на конец 2017 г. На втором этапе газопровод соединит Иркутский и Якутский центры газодобычи.

Протяженность ГТС "Сила Сибири" составит около 4 000 км, из них на газопровод "Якутия - Хабаровск - Владивосток" придется примерно 3 200 км, на газопровод "Иркутская область - Якутия" - около 800 км. Диаметр трубы -1420 мм, рабочее давление - 9,8 МПа (100 атм.), производительность - 61 млрд куб. м газа в год.

В октябре 2012 года президент Владимир Путин поручил «Газпрому» проработать проект газопровода от Чаяндинского месторождения до Владивостока. Стоимость газопровода оценивалась в более чем 1 трлн рублей, а закончить его планировалось к 2017 году.

Частично трубопровод будет проходить внутри интегрированного коридора вместе со второй частью нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». Вместе эти трубопроводы будут наполнять проектируемую станцию по производству сжиженного природного газа, которая будет производить СПГ для экспорта в Японию и поставлять сырьё для проектируемого нефтехимического комплекса в Приморском крае.

В мае 2014 года проекту был дан новый импульс в связи с подписанием 30-летнего контракта на поставку газа в Китай между Газпромом и CNPC. Согласно контракту, в год должно поставляться 38 мрлд кубометров газа. Также газопровод планируется соединить с Ковыктинским месторождением. Общая сумма контракта составляет 400 млрд долларов. При этом, как сообщается, «Газпром» получит от CNPC предоплату на строительство газопровода «Сила Сибири» в объеме 25 млрд долларов.

Планируется, что разработка Чаяндинского месторождения начнется в 2015 году, а добыча газа - в 2018 году, поэтому к концу 2017 года планируется открыть первый участок ГТС «Сила Сибири» до Благовещенска.

Комиссия по развитию топливно-энергетического комплекса при президенте России рассмотрит вопрос о создании консорциума компаний нефтегазового сектора для строительства трубопроводов Восточной газовой программы. В связи с этим в строительстве трубопровода «Сила Сибири» возможно участие компании «Роснефть».

Газопровод «Сила Сибири» начали заполнять природным газом. Об этом сообщил глава Якутии Айсен Николаев. По его словам, магистраль будет введена в действие уже к первому декабря. Ранее сообщалось о подключении «Силы Сибири» к одному из двух планируемых месторождений. Газопровод строился в том числе и для экспорта в Китай, договор о поставках топлива заключён на 30 лет. Эксперты считают, что реализация проекта не только поможет сотрудничеству с КНР, но и будет способствовать развитию регионов, по которым проходит газопровод.

«Для регионов этот проект - это благо, это новые рабочие места, привлекаются также местные подрядные организации. Обслуживать данный газопровод тоже необходимо, поэтому это позитивный фактор и с точки занятости, и с точки зрения дохода, бюджета, развития территорий», - считает эксперт.

Кроме того, введение в строй газопровода поспособствует привлечению средств на Дальний Восток, прокомментировал ситуацию RT заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач .

«Естественно, приход газа в эти регионы создаст более привлекательную инвестиционную систему, - говорит Гривач, - это уже приводит к тому, что инвестируются средства в развитие газификации, газ восточносибирский - многокомпонентный, из него будет выделять и жидкие фракции, для экспорта или дальнейшей переработки».

Подготовка к запуску «Силы Сибири»

В середине августа сообщалось, что к «Силе Сибири» подключили Чаяндинское месторождение в Якутии. К залежам газа был подведён трубопровод, соединивший их с общей транспортной системой газопровода. Тогда же компания-оператор анонсировала скорое начало заполнения «Силы Сибири» газом из месторождения.

Газопровод «Сила Сибири» предназначен для поставок газа из Якутии в Приморский край и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме Чаяндинского, газопровод также планируют связать с Ковыктинским месторождением в Иркутской области.

Одной из основных функций газопровода станет доставка газа в КНР. Контракт на поставки был подписан в 2014-м году между «Газпромом» и Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорацией (CNPC). Договор заключён на 30 лет, его стоимость оценивается в $400 млрд

В «Газпроме» отмечали, что первые поставки по газопроводу в Китай будут насчитывать 10 млн кубометров в сутки с последующим увеличением объёмов. К 2025 году «Сила Сибире» выйдет на запланированные мощности и будет поставлять в КНР 38 млрд кубометров в год, отмечала зампред правления «Газпрома» Елена Бурмистрова.

Поставки планировалось начать 20 декабря 2019 года, однако в этом феврале глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что их перенесут на первое число этого месяца. По его словам, такое решение связано с «опережением графика» строительства газопровода.

Сотрудничество с Китаем

В марте Миллер сообщил, что запуск поставок по «Силе Сибири» в 2019 году откроет «новую эру сотрудничества в энергетической сфере» Китая и России. Он добавил, что Россия в рамках контракта поставит в КНР более одного трлн кубометров газа, а также рассказал о росте российского газового экспорта.

«Для этого масштабного проекта мы создаём новые центры газодобычи. Объём импорта газа в Китай в прошлом году составил 126 миллиардов кубометров газа и увеличился по сравнению с 2017 годом на 32%. Объёмы импорта газа будут расти», - сказал тогда глава «Газпрома».

«Сила Сибири», особенно её китайское направление, является важным российским «геополитическим проектом», полагает Сергей Пикин. По его словам, Россия и дальше будет развивать это направление экспорта, чтобы расширить число партнёров по газовой торговле.

«Это направление для поставок газа трубопроводным способом. И планировалось, что это будет не последний газопровод, то есть ещё будет и продолжение. Обсуждался газопровод «Алтай». Геополитическая задача «Газпрома» в данном случае - диверсификация направлений поставок с помощью трубопроводов», - говорит эксперт.

По мнению Пикина, сотрудничество с Китаем в нефтегазовой сфере с момента подписания соглашения о поставках только усиливается. Фактически, именно строительство газопровода инициировало дальнейшее появление совместных проектов.

«Компании из Китая входят в различные наши проекты, связанные и с добычей нефти, нефтепереработкой, нефтехимией, сжиженным газом. Работа с каждым годом только усиливается, и объём товарооборота показывает положительную динамику. Инвестиции также растут в этом направлении. Поэтому, по сути, «Сила Сибири» была отправной точкой для реализации всех этих проектов», - отмечает специалист.

Новая стройка века – труба диаметром почти полтора метра уверенно тянется через всю Сибирь, от Якутии до Благовещенска. Через год магистральный газопровод "Сила Сибири" должен быть готов к работе – контракт, заключенный в мае 2014 года между российским Газпромом и Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорацией (CNPC), предусматривает ежегодные поставки газа до 38 млрд кубометров в течение 30 лет и на момент подписания оценивался в 400 миллиардов долларов. Этот контракт правительство России до сих пор преподносит не только как выгодный коммерческий проект, но и как свою большую геополитическую победу.

Однако у "поворота на восток" есть обратная сторона. Российские налогоплательщики будут субсидировать китайских потребителей, а коммерческую выгоду в реальности получают только подрядчики этой стройки, считает Михаил Крутихин , партнер аналитического агентства RusEnergy.

В интервью "Сибирь. Реалиям" Михаил Крутихин, эксперт с 25-летним опытом работы в энергетической отрасли, объясняет, почему "Сила Сибири" не стоит тех денег, которые вкладывают в газопровод Газпром и государство.

– В мае 2019 года, согласно официальным пресс-релизам, должны начаться поставки газа в Китай по "Силе Сибири". На ваш взгляд, насколько реалистичны эти планы?

– Я думаю, что более реалистичный срок – где-то декабрь 2019 года. Мы видим, как лихорадочно идет подготовка к этой дате. По самому краткому сценарию, в минимальном объеме, выполняются строительные работы на линейной части газопровода. Создаются мощности по подготовке газа для прокачки его дальше в Китай, поскольку из газа нужно извлекать компоненты, которые мешают поставкам чистого метана – в частности, там есть азот (около 7%), гелий и другие компоненты. Идет бурение новых скважин, освоение Чаяндинского месторождения в Якутии, которое должно стать базой поставок газа по этому маршруту. Так что, думаю, что к декабрю 2019 года в минимальном объеме они могут успеть.

– И Чаяндинское, и Ковыктинское месторождения, откуда пойдет газ в "Силу Сибири", еще не разработаны и вообще разведаны сравнительно недавно. Газпром в них уверен?

– Давайте начнем с Чаяндинского, это основное, первое месторождение, откуда пойдет газ. По всем российским нормам и правилам, сначала нужно разрабатывать нефтяную залежь в месторождении, поскольку если нефть забросить и сразу качать газ, то упадет давление, и нефть навеки останется в земле.

Газпром объявил, что якобы выработал технологию, которая позволяет отбирать газ без того, чтобы падало давление в подземном нефтяном резервуаре. Я беседовал на эту тему с геологами крупнейшей американской нефтегазовой компании, они подняли меня на смех. Такой технологии не существует. Таким образом, Газпром идет на нарушение всех норм, он оставляет огромные запасы нефти в земле для того, чтобы срочно начать экспорт газа. Это первое по Чаянде.

Второе: это месторождение на самом пике добычи не способно давать больше 25 млрд кубометров газа в год. Это означает, что обещание Газпрома поставлять 38 млрд кубометров в год в Китай не может быть осуществлено на основании одного только этого месторождения. Нужно подключать к нему второе большое месторождение, уже не в Якутии, а в Иркутской области – Ковыктинское, которое тоже еще надо разрабатывать и строить дополнительно 800 км трубопровода, чтобы соединить Ковыкту с Чаяндой. Пока этого нет.

Таким образом, если мы говорим, что в декабре 2019 года пойдет газ в Китай, то это означает, что первоначальная мощность всей системы составит примерно 4-4,5 млрд кубометров в год. Для того, чтобы вывести "Силу Сибири" на 38 млрд кубометров, надо добывать с этих двух месторождений 42 млрд кубометров в год. Разница уйдет на то, чтобы выделять из газа компоненты, также нужно тратить газ на работу компрессоров на газоперекачивающих станциях. Если посмотреть на графики, подготовленные плановиками и экономистами Газпрома, такой добычи можно достичь примерно через 10 лет после начала прокачки газа в Китай. То есть на плановый показатель можно будет выйти не в 2019-м, а только в 2029 году.

– А Китай устраивает такая схема?

– Китайская позиция вообще очень интересная, мягко говоря. Китайцы на протяжении многих лет сопротивлялись уговорам Газпрома, который намеревался продавать им газ аж по трем маршрутам сразу. Один - через Владивосток, второй – по "Силе Сибири", которая тогда еще так не называлась, и третий – по газопроводу "Алтай", который иногда называют "Сила Сибири-2", из Западной Сибири, где находятся основные газовые промыслы Газпрома.

По этим трем маршрутам планировалось подавать 68 млрд кубометров газа: по 30 по "Алтаю" и "Силе Сибири" и 38 оставались на Дальний Восток. Китайцы сразу говорили, мол, извините, нам этот газ не нужен, мы свой газовый баланс закрываем без вас. С большим трудом из года в год подписывали какие-то рамочные соглашения, меморандумы о взаимопонимании, всем объявляли, что вот-вот придем к соглашению, пока, наконец, во время визита Путина в Шанхай в мае 2014 года не подписали документ, который еще за 20 минут до подписания назывался "Меморандум о взаимопонимании". То есть ни к чему не обязывал. С большим трудом уговорили китайцев назвать его "контрактом".

Остальные уговоры – поставить китайцам газ через Дальний Восток, через газопровод "Алтай" – никаких результатов не принесли, китайцы все эти идеи отвергают. Когда я в прошлом году разговаривал в Пекине с китайскими специалистами, они мне доверительно рассказали: "Вы знаете, мы закрываем свой газовый баланс без России, а вот этот российский газ нам понадобится только в одном случае – если в Тихом океане сложится тяжелая военно-политическая обстановка, и получение сжиженного природного газа из других источников окажется затрудненным или невозможным. Тогда мы попросим поставки газа из России". То есть, для них это запасный выход. И когда у нас говорят, что китайцы спят и видят, что к ним придет российский газ – это не соответствует действительности, это пустая пропаганда.

– Но в РФ этот контракт, когда он был заключен, преподносился как крупная геополитическая победа России.

– Это пустая, абсолютно пустая, не основанная ни на чем пропаганда. Давайте вспомним 2012 год: Газпром подготовил обоснование инвестиций в "Силу Сибири", и в конце этого документа говорилось: да, этот проект может иметь коммерческое значение, но только в том случае, если заложенная цена в нем газа будет увеличена на 50-70%.

Они рассчитали цену газа в трех разных вариантах: ее привязали к цене нефти по 60, 75 и 90 долларов за баррель. И согласно обоснованию инвестиций, которое делали газпромовские плановики и экономисты, получается, что даже по цене самой дорогой нефти проект не окупается даже в 2048 году! Это не коммерческий проект вообще.

Зачем он нужен России? Давайте посмотрим: у России очень много газа, девать его некуда, потому что в Европе, куда нацелены все наши газопроводы, потребление практически не растет. Сжиженный природный газ - мы только-только, очень робко начинаем здесь что-то делать, и наш сжиженный газ коммерчески не рентабелен. Либо газ должен отгружаться в суровых условиях Арктики, и тогда инфраструктуру берет на себя государство, как в проекте "Ямал СПГ". Либо опять надо прокладывать куда-то трубы. А куда? Единственное направление – это Китай.

Отчаянно стали уговаривать китайцев, не обращая внимания на коммерцию. А что такое "не обращать внимания на коммерцию"? Это означает, что китайцы будут брать газ по цене ниже себестоимости –себестоимости добычи, себестоимости прокачки, плюс операционные издержки и капитальные инвестиции, которые нужно вложить в эту самую "Силу Сибири": в газоперерабатывающий завод, в газохимический завод и много что еще. В результате российский налогоплательщик (Газпром все-таки государственная компания) будет субсидировать китайских потребителей газа.

Когда я пытаюсь представить себе, зачем это надо было делать, у меня только два варианта возможной логики тех, кто принимал решение. А решение принималось на самом верху в Кремле. Первое – это показуха: вот посмотрите, гигантская геополитическая победа, мы открыли новый маршрут экспорта нашего газа. Во что это обошлось, никто не считает. И вторая мотивация – это дать заработать подрядчикам, которые строят этот газопровод. Всё, другой мотивации я не вижу. А подрядчики известны тем, что у них смета примерно в 2,5-3 раза больше, чем на такие же работы у других компаний в других частях света.

– Насколько я помню, самые крупные подряды получили, причем без конкурса, АО "Стройтрансгаз", который принадлежит Геннадию Тимченко, и ООО "Стройгазмонтаж", который принадлежит Аркадию Ротенбергу.

– Тимченко, Ротенберг, вот эти все ребята. Они уже отличились – построили газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток: с одного конца нет газа, а с другого конца нет потребления. Газопровод построен, миллиарды долларов в него вбуханы зачем-то.

– А "Сила Сибири" строится на деньги бюджета или на деньги госкомпании?

– Когда был подписан этот контракт в мае 2014 года, то газпромовцы, уже известные лживыми заявлениями, объявили, что китайцы согласились софинансировать проект и вложат в "Силу Сибири" 25 млрд долларов. Как выяснилось, китайцы ничего не обещали и не дали ни копейки. То есть все деньги – это газпромовские деньги, и поэтому Газпром, который вынужден сейчас тратиться на никому не нужные, коммерчески невыгодные, нерентабельные проекты, на протяжении последних трех кварталов оказался в списке компаний, которые вместо прибыли дают убытки. У Газпрома по текущим счетам красненькие цифры, а не черненькие.

– Только за счет вот этой инвестпрограммы?

– Это гигантские стройки с завышенными сметами, которые никогда не оправдаются. Это такие же были политизированные проекты как "Северный поток-2", как "Турецкий поток" – вот это все хозяйство не оправдывается.

– В июне 2014 года было сообщение, что президент поручал Минфину "подумать о докапитализации Газпрома". Реализовалась ли эта идея?

– Пока нет, этого не было, единственное, что Газпрому пообещали освобождение от некоторых налогов по поставкам газа через "Силу Сибири". Ну да, опять за счет российских налогоплательщиков: Газпром будет меньше платить налогов, а китайцы будут субсидированы нашими налогоплательщиками.

– Но хоть какая-то польза для экономики есть от этой стройки? Ну вот хотя бы она загружает работой трубопрокатные, металлургические заводы, созданы тысячи рабочих мест...

– Ну давайте тогда проложим трубу в Индию или еще куда-то, где она абсолютно не нужна никому! Толк-то от этого какой? Что, будем работать так, чтобы смысла никакого не было, не было никакого материального результата? Если поощрять такую работу, я не знаю, до чего можно дойти.

В свое время в Газпроме сопротивлялись принятию инвестиционного решения по "Силе Сибири", но в октябре 2012 года после заседания президентской комиссии по ТЭК, Владимир Владимирович Путин позвал к себе газпромовцев и приказал "ускорить принятие инвестиционных решений по вашим восточным проектам". Инвестиционное решение, несмотря на все сопротивление экономистов даже внутри Газпрома, было принято на заведомо нерентабельный проект.

– Тем не менее, все пресс-релизы Газпрома про "Силу Сибири" выдержаны в победном тоне.

– Почитайте журнал "Газпром", там еще веселее! Когда открывает рот какой-нибудь, извините, руководитель компании Алексей Миллер или его заместитель Александр Медведев, то обычно это вранье, давайте уж прямо скажем.

– Скажите, пожалуйста, а на газификацию внутренних регионов России "Сила Сибири" повлияет каким-то образом?

– В том же самом обосновании инвестиций, о котором мы говорили, сделаны расчеты по тому, сколько газа по этой трубе будет возможно потреблять внутри страны: не больше 4,5 млрд кубометров в год. Это микроскопическая величина для Газпрома и для России. В этом регионе просто нет достаточного потребления.

И второе: газификация России – вообще, довольно дорогое удовольствие. У нас населенные пункты в регионах разбросаны очень далеко друг от друга, и строить сеть газопроводов совершенно не выгодно. Решение для этого, конечно, есть. Это и так называемая распределенная энергетика с использованием местных источников энергии. Это и сжиженный природный газ: можно около большой трубы поставить заводик, делать сжиженный природный газ, а потом его автоцистернами развозить по деревням, по мелким городам - газифицировать эти места.

Газпром этим практически не занимается, хотя когда-то программу такую они принимали. Но для компании это считается невыгодным. Гораздо проще вбухивать деньги в никому не нужные газопроводы и в разработку газа. Столько уже освоено газовых месторождений, что можно еще одну Европу хоть завтра добавить к потребителям Газпрома. По нашим данным, мощности неиспользуемых промыслов Газпрома, которые можно задействовать – это более 200 млрд кубометров в год. Просто некуда этот газ поставлять.

– Обидно получается: "Силу Сибири" они строят, несмотря ни на какие издержки, а когда речь заходит о газификации российских регионов – начинают считать затраты и говорить о рентабельности. Хотя здесь затраты были бы оправданы как минимум улучшением качества жизни людей. Разве не так?

– Вот у меня нет ответа на этот вопрос. Я просто вижу, что годовая зарплата руководителя Газпрома – это примерно стоимость газификации Курской области. Ну, что делать…

– Я правильно понимаю, что вот эти 800 млрд рублей, которые Газпром инвестирует в "Силу Сибири", как раз и могли быть вложены в развитие российской инфраструктуры?

– Да, наверное. Или наоборот, могли из этих средств повысить зарплату высшим руководителям, менеджерам Газпрома. Тут разные варианты есть.

– Давайте оптимистичный вариант рассмотрим: на сколько регионов хватило бы этих денег?

– Мне трудно сказать, на сколько регионов. Газпром по бумагам направляет около одного миллиарда долларов в год на газификацию российских регионов. Но если смотреть в конце каждого финансового года, сколько они на самом деле денег потратили, то там кот наплакал. А когда мы видим, сколько газифицировано деревень, то никак не получается, что эти деньги пошли по назначению.

– На ваш взгляд, что для России было бы лучше: взять и остановить сейчас эту стройку или все-таки довести проект до конца?

– Там уже много сделано... Я думаю, что можно было бы доделать в минимальном варианте – довести трубу до Благовещенска, потом все это остановить и начать разработку нефтяных залежей Чаяндинского месторождения, чтобы они не пропали. Красиво нажать на кнопку, когда пойдет газ по "Силе Сибири", доложить о грандиозной геополитической победе и тихонечко забыть об этом начинании, чтобы не тратить больше денег.

– ​Не тратить больше денег конкретно на что?

– На расширение строительства, на доведение его через 10 лет до плановой мощности. Огромные деньги понадобятся на разработку второго месторождения, Ковыктинского, на новый отрезок газопровода в 800 км, подготовку газа на газоперерабатывающем заводе – очень много что потребуется.

К газоперерабатывающему заводу собираются еще пристроить газохимическое предприятие. И когда мы смотрим на перечень продукции, которую оно должно выпускать, то видим, что, в общем-то, нормального рынка в том регионе для этой продукции нет. Эту всю газохимию, все эти полиэтилены, полипропилены, стиролы и искусственные каучуки надо будет вывозить по железной дороге до Тихого океана, транспортировать морем. А там рынок схвачен конкурентами – придется демпинговать, то есть опять работать себе в убыток. Овчинка выделки не стоит, это опять очередное надувание щек.

– Так что же – "Сила Сибири" никогда не будет рентабельной, ни при каких условиях? А вдруг опять нефть подорожает?

– Не будет это все рентабельным. Потому что китайцы не будут платить. У них уже были заключены соглашения с Газпромом о формуле цены еще до подписания этого контракта, и там все привязано к стоимости нефти. Нефть сейчас дорожать не будет, а будет только дешеветь. Как я уже сказал, по расчетам самого же Газпрома до 2048 года (а если учесть, что на два года позже начали строить, то до 2050 года) рентабельности нет. Не окупается этот проект.

– Понятно. Всё это очень расстраивает, если честно.

– Ну что же делать! Когда мы говорим о Газпроме, это либо вранье с фанфарами, либо полное расстройство.



Статьи по теме: