Чаплина " Хитрые вороны". В.Чаплина

Однажды у нас на даче, под карнизом террасы, поселились два воробья. В большую щель, которая образовалась в доске, они старательно таскали пёрышки, подобранные где-то кусочки ваты, пух, соломинки и вообще всё, что годилось для постройки гнезда. Вскоре из воробьиного жилья послышался громкий писк птенцов. Они начинали пищать каждый раз, когда прилетали с кормом родители, а так как те кормили своё прожорливое потомство беспрерывно в течение всего дня, то до самого вечера и слышался писк из гнезда.

В этот год я жила на даче одна, и с шумливыми птенцами было как-то веселее. Сколько было за карнизом воробьят, я не знала, но шумели они основательно. Судя по писку, гнездо находилось в стороне от лаза, и, несмотря на все мои старания, увидеть птенцов я никак не могла.

Увидела я своих пернатых соседей лишь после того, как они достаточно подросли, полностью оперились и начали сами выглядывать из гнезда. Скандаля и отталкивая друг друга, тянулись они навстречу родителям, жадно открывая свои клювы. И забавно было смотреть, как подлетевший воробей, кое-как уцепившись за краешек доски, сразу не мог решить, в какой из широко открытых клювиков надо сунуть мошку или гусеницу. Да, нелегко в это время приходилось воробьям!

Но вот настала пора вылетать птенцам из гнезда. Меня очень интересовало, как же это они проделают в первый раз? Как будут эти несмышлёныши овладевать воробьиной наукой и как будут их учить уму-разуму родители? Поэтому целые дни я буквально не спускала глаз с воробьиного семейства. И всё-таки за вылетом первых птенцов из гнезда я не уследила. Лишь последний, очевидно самый ленивый или трусишка, ещё продолжал сидеть на самом краю карниза, готовый вот-вот слететь, и никак не мог на это решиться. Громким криком он призывал родителей, прося у них еду, а они, занятые уже вылетевшими птенцами, не обращали на него внимания. Впрочем, нет, время от времени они к нему подлетали с полным клювом лакомых гусениц, но корм не давали, а старательно пытались выманить трусишку за собой. Они то подлетали к птенцу, то садились на ближнюю ветку и всем своим видом показывали, что кормить лентяя в гнезде не намерены.

Наконец голодный воробьишка не выдержал. Взобрался на самый-самый край карниза, неловко взмахнул крылышками и… камушком упал вниз. Он сидел на земле испуганный и растерянный своим неожиданным полётом, похожим скорее на падение. Но к птенцу тут же подлетела воробьиха, села рядом с ним, и птенец сразу успокоился. Потом, очевидно вспомнив, что голоден, он вдруг затрепыхал крыльями, широко раскрыл клюв и потянулся к воробьихе. Сунув в раскрытый клюв птенца еду, та взлетела на дерево, а воробьишка остался на земле. Он сидел в траве и старательно перекликался с матерью. Она ему с дерева чирикнет, он с земли ответит.

«Что они говорят?» - подумала я и, дождавшись, когда воробьиха улетела за едой, стала осторожно подходить к птенцу. А он, глупый, сидел, чирикал и совсем не обращал на меня внимания, - видно, родители ещё не успели его научить опасаться людей. Я подошла к нему совсем близко, встала рядом, протянула руку, а птенец всё сидел и чирикал. Тут вдруг подлетела мать. Увидев около птенца человека, она всполошилась, заметалась, затрещала, да так тревожно! Нетрудно было догадаться, что это она меня старается от птенца отвести, а его об опасности предупреждает.

Смотрю, и птенец сразу чирикать перестал. Затаился в траве, не шелохнётся, только глаза-бусинки поблёскивают. Хотела я его взять, нагнулась, да раздумала - зачем пугать малыша! Отошла я в сторону, села на скамейку и гляжу, что же он дальше делать будет. А малыш по-прежнему затаился и голоса не подаёт - наверное, ждёт, когда ему мать разрешит.

Долго он так сидел, а я делала вид, будто в другую сторону гляжу, а сама незаметно за воробьями наблюдала. Воробьиха сначала волновалась, кричала, а потом, увидев, что опасность её птенцу не грозит, сразу поведение изменила. Сперва замолчала, потом немного по веткам попрыгала, потом чуть ниже спустилась и совсем другим голосом что-то чирикнула. Птенец встрепенулся. Тут же ей ответил, а мать уже на самую нижнюю ветку слетела, чирикает, за собой несмышлёныша птенца манит. Только он к ней, она на другую ветку, что повыше, перелетит… ещё повыше… ещё на другую… Так и увела за собой птенца.

Интересно мне стало, как теперь, после полученного урока, поведёт себя птенец, если я к нему подойду. Дождалась, когда воробьиха улетела, и снова пошла к птенцу. Так же осторожно, так же тихо ступала, только на этот раз он уже меня к себе не подпустил, сразу замолчал и повыше перепорхнул, да так затаился среди густой листвы дерева, что не скоро и разглядишь. Хоть и мал птенец, а, видно, пошла ему впрок воробьиная наука.

\ \ Для учителя начальных классов

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Разработка открытого урока для 3 класса на тему: "В. Чаплина «Хитрые вороны»"

Разработку открытого урока выполнила: Мусабекова С.В., учитель начальных классов, email: [email protected]

Тема: В. Чаплина «Хитрые вороны»

Цели:

  • продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и выражать собственную оценку прочитанного произведения, закрепить знание литературоведческих понятий;
  • развивать связную речь, устойчивое внимание, логическое мышление, память;
  • воспитывать интерес к чтению произведений о природе, бережное и чуткое отношение к живому миру.

Оборудование: учебник, портрет В. Чаплиной, кроссворд, иллюстрации к тексту, сообщения о птицах, сообщение о природе, карточки.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, самостоятельная работа, дедуктивный, индуктивный.

Ход:

1. Психологический настрой.

Урок литературного чтения. Желаю вам плодотворной работы и успехов!

2. «Всегда помни!»

Начнём мы наш урок с повторения литературоведческих понятий:

  1. Устный занимательный рассказ с наличием волшебных персонажей и предметов.
  2. Такое изображение, когда предметы, явления природы, растения и животные наделяются человеческими качествами.
  3. Небольшое повествование, в котором описано одно или несколько событий с малым количеством героев.
  4. Это оценка автором того, что он изображает в произведении. Чаще всего её нужно «найти» и сформулировать.
  5. Словесное обозначение книги или текста.
  6. Описание своей жизни.

Ответы:

В ОШЕБНАЯ СКАЗКА

О ЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Р АССКАЗ

О СНОВНАЯ МЫСЛЬ

Н АЗВАНИЕ

А ВТОБИОГРАФИЯ

Прочитайте слово, которое получилось из первых букв слов по вертикали.

3. Тема и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим чтение и работу по рассказу В. Чаплиной «Хитрые вороны». Выполняя работу поэтапно, мы получим изображение одной из главных героинь рассказа

«Умеют ли птицы думать?» По рассказу В. Чаплиной «Хитрые вороны» -3 класс, Сапрыкина. Е. В.

Цели: дидактические: создать условия для развития познавательного интереса, опираясь на прежний опыт и знания обучающихся;

совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами описания и рассуждения;

научиться составлять план;

познакомиться с рассказом В.Чаплиной « Хитрые вороны»;

Развивающие: развивать творческое воображение;

способствовать повышению мотивации к обучению, уровня самооценки и самоконтроля;

прививать интерес к художественному чтению, навыки сотрудничества; интерес к учебному процессу;

уметь правильно и последовательно излагать свои мысли;

развивать устную и письменную речь;

развивать умения обобщать и делать выводы;

воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств;

воспитывать потребность в чтении книг;

углубить знания учащихся о вороне;

коррекционные: развивать познавательные способности детей: речь, память, мышление;

расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря, развитие связной речи

Оборудование: книги по чтению, тетради по чтению, портрет Веры Чаплиной, иллюстрации птиц, иллюстрации к словарным словам

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный звонок- Начинается урок.

Проверь, дружок. Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка.

5 – минутное чтение (по книге)

2. Повторение

1. - Объясните выражение. Чудес и тайн на свете много.

(На доске карточки, из них составляется название раздела и находится лишнее слово)

Откуда оно? (так называется раздел учебника который изучаем)

3. Викторина: - Назовите произведение и его автора. ( а другой группе детей дать задание в виде теста)

Тест:

1. Путешествия совершают:

А) в лес б) на речку в) по дальним странам, местностям

2. Путешественник – это человек,который….

А) идет в поле б) идет на далекое расстояние в) едет на лошади

3. Поход бывает:

А) в другую страну б) в космос в) в лес

4. Фантастика –это:

А) художественное произведение, созданное автором на основе народных сказок

Б) поэтический рассказ о каком-нибудь историческом событии

В) литературное произведение, описывающее вымышленные,сверхъестественные события

5. Степка и Мишка – герои произведения:

А) М.Зощенко « Великие путешественники» б) С.Голицына « В поход! В поход! В поход!

В) Е. Велтистова» Электроник-мальчик из чемодана»

6. Произведения А.Волкова « Изумрудный город»

А) Синдбад – Мореход б) Страшила в) Степка

7. В каком рассказе герои хотели обогнуть весь земной шар?»

А) М.Зощенко « Великие путешественники»

Б) А.Волков « Изумрудный город» в) Ю.Ким « Отважный охотник»

Викторина для детей:

О чем это произведение?

1. Трудно корень «оживить»!

Здесь нужна работа!

Нужно что-то отпилить

И добавить что-то! (Ольга Высотская «Лесные диковины».)

2. Вот перед ними ещё дверцы:

Они отворились, и Миша очутился на улице.

Что за улица? Что за городок? . / В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»./

3. Она часто ходила в театр. Это было увлекательное занятие.

Дагни долго не засыпала и даже иногда плакала у себя в постели.

/Константин Паустовский «Корзина с еловыми шишками»/

Что объединяет все эти произведения?

/любовь к прекрасному, окружающая нас природа полна тайн и загадок, нужно быть чутким и внимательным, чтобы их разгадать!

Итак начинаем урок чтения, а тему урока мы сформулируем в конце нашего занятия. Прежде, чем начнем работать, я хочу прочитать вам стихотворение А. Барто «Думают ли звери? » , Как разгадать тайны их поведения?

- Она сказала: - Нет!

Но я еще проверю. (на доске перевернутые буквы из фамилии автора – Вадим восстанавливает фамилию) –Мозговая атака

- И мы, ребята, тоже попробуем это проверить. На примере рассказа В. Чаплиной «Хитрые вороны».

- Откройте тетради и запишите:

В. Чаплина «Хитрые вороны»

План.

Ребята, подумайте, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово хитрость. (Составляется ассоциативная карта).

Работая над рассказом, подумайте над вопросом: Необходима ли была птицам хитрость? Могли они поступить в этой ситуации по-другому и почему? (Метод направленного чтения).

Хитрость (лукавство, ловкость, себе на уме,)

4. Вступительная беседа об авторе. « Предположение)

Посмотрите на выставку книг писательницы и подумайте Чему она посвящает свои произведения?

1908-1994 г.

Вера Чаплина - известная детская писательница. В этом году исполняется 105 лет со дня её рождения. Родилась в г. Москве в 1908 г. В дворянской семье. В 10 лет, как беспризорница, оказалась в детском доме в г. Ташкенте.

Даже находясь в детском доме писательница ухитрялась держать щенят, котят и птенцов.

Любовь к животным и ответственность за их жизни воспитали в ней решительность и умение преодолевать трудности.

В 1923 г. Веру разыскала мать и привезла назад в Москву. Девочка поступила в кружок юных биологов. 12 лет спустя вышла её первая книга о животных.

- О ком писала В. Чаплина?

Каким человеком она была?

А хотите узнать о чем и о ком написала Вера Чаплина в рассказе, который мы будем сегодня читать?

В рассказе она ставит перед нами вопросы?

1. Кто они, наши соседи по планете?

2. Имеют ли они свой язык?

На эти вопросы мы и постараемся дать сегодня ответы.

5. Первичное восприятие текста.

В тексте встретятся слова.

Объясним их значение.

Б) словарная работа

дувал – глиняный забор

промысел – добывание чего-нибудь, добыча, охота

тюбетейка – головной убор

Арык – местное название оросительного канала в Ср. Азии, в Казахстане, в Афганистане и др.

Кузница – для рубки и перемещения заготовки

Ташкент – соседнее государство, столица Узбекистана

На каком языке там разговаривают? А в Казахстане? (на узбекском, русском, казахском, а еще каждая национальность может говорить на своем родном языке.)

Русский язык – язык межнационального общения.

6. Итак начинаем работу над текстом.

Реализация.

- Работать будем по мини - группам. Каждая группа получит отрывок из рассказа. Вы внимательно читаете его и готовитесь отвечать на вопросы. Затем в группе обсуждаете, как можно озаглавить отрывок, выбираете, кто будет отвечать и даете ответ.

I часть.

Как называется город, который описан в рассказе?

- Найдите и прочитайте описание дворика .

Скажите, что смущало детей?

Почему? ( Рядом находился большой заброшенный пустырь).

Подумайте, как можно озаглавить эту часть. (Обсуждение в группе. Опрос. Запись на доске).

(I . Город моего детства. Тесный дворик)

II часть.

- Читаем дальше.

- Найдите описание пустыря, где играли дети.

Что было раньше на месте пустыря?

Были дети дружны между собой? Зачитайте.

Что было любимым занятием детей?

Легко ли доставались орехи детям?

(II . Место для игр. Заброшенный пустырь. Любимое место детей).

III часть.

Как выглядели ореховые деревья?

Легко ли сбить орехи?

(III . Новая затея. Ореховый промысел).

IV часть. - Кто еще лакомился орехами?

Все орехи брали вороны?

Как вороны использовали углубления в деревьях?

Что делали птицы прилетая на другой день?

Как можно озаглавить эту часть?

(IV . Вороны лакомились орехами).

V часть.

Что делали вороны, когда наедались?

Какую хитрость придумали вороны, чтобы никто не догадался где орехи?

Что решают сделать дети?

Как назовем эту часть?

(V . Запасы на зиму. Умное решение. Кладовая с орехами).

VI часть.

Что решили дети?

Кто помогал детям?

Что делал Тузик?

Как озаглавим эту часть?

(VI . Охота за вороньими запасами).

VII часть.

Как сначала реагировали вороны?

Радовались дети?

Долго ли продолжался «ореховый промысел» детей?

Как озаглавим эту часть?

(VII . Полные тюбетейки орехов. Перепуганные вороны).

Написать ответы детей на доску.

Учитель открывает свои ответы, сравниваем с ответами учащихся

Посмотрите внимательно, что у нас получилось? План

Что мы составили?

Где это может пригодиться?

Но чего – то не хватает. Как вы думаете чего?

8. А теперь узнаем, чем закончился этот рассказ.

VIII часть.

Читает сам учитель.

Как можно озаглавить эту часть?

(VIII Умные птицы. Догадливые вороны).

В начале урока я просила подумать над вопросом: Необходима ли была птицам хитрость? Могли они поступить в этой ситуации по-другому и почему?

(Ответы детей.)

Как вы думаете, какая была основная тема рассказа?

(Думающая птица, которая боится остаться без запасов).

- Давайте сформулируем тему урока. (Умеют ли думать птицы).

9. Подведение итогов

Закрепление, подведение итога

1. Из предложенных слов выбрать те, которые помогают понять сколько

сил и умения приходилось применять, чтобы сбить орехи . (3 часть)

(Ловкость, сноровка, хвастовство, точность, слабость,

хорошее зрение, трусость.)

2 Почему ребята просто не могли залезть на дерево и нарвать орехов?

(подтвердите ответы словами из текста) ( хрупкие сучья)

3. - Как описывает ворон автор ? (4 часть)

Неизвестно откуда появлялись

Не серые, а совсем черные

Прилетали большими стаями

С громкими криками рассаживались

4. НАЗОВИТЕ ГЛАГОЛЫ, которыми писательница рассказывает о действиях ворон

появлялись (4 часть)

прилетали, начинали рвать, рассаживались, бросали

ПЕРЕСКАЗ

5. - Как вороны раскалывали орехи? (4 часть)

Из-за чего происходили драки?

Кто побеждал в этих драках?

6. - Как вели себя вороны, когда обнаруживали охотников ? (6 часть)

7 - Кому принадлежат эти качества? - Кого они характеризуют?

ТЕРПЕЛИВЫЕ ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ДРУЖНЫЕ

ШУМНЫЕ БЫСТРЫЕ ХИТРЫЕ

ЛОВКИЕ ВНИМАТЕЛЬНЫЕ

Можно ли их применить и к тем и к другим?

10.- Кто из вас сочувствует воронам?

А ребятам?

Как бы вы поступили на месте детей?

Понравился рассказ или нет? Чем?

- Готовы ли вы теперь ответить на вопросы?

1.Думают ли звери?

2.Имеют ли свой язык?

3.Как разгадать тайны их поведения?

-Чему учит рассказ?

Заучивание стихотворения по системе – мнемотехника (вначале на доске просматриваем и проговариваем, затем вызвать одного- двух учеников)

13. И напоследок попробуем выучить стихотворение А. Барто при помощи рисунка (На доске нарисовать).

14. Составить сиквейн о вороне ( это делает одна из подготовленных учениц)

Крикливая, каркающая

Клюет,ворует, подбрасывает

Умные создания – эти вороны

С хитринкой в мозгах,

Эпиграф – записан на доске,

5- минутное чтение вслух произведения из книги родная речь

Повторение

Даны карточки со словами – составьте название раздела, который изучаем,

Проводим викторину « Назовите произведение и его автора «

Составляет и находит лишнее слово

Слушают вопрос и дают ответ

тест

Целевая установка урока

Умеют ли думать звери?

А, В, К.

Слушают стихотворение А. Барто

Учебник, карточки – буквы, тетради

Ассоциация

Составляется ассоциативная

карта (к слову Хитрость)

А,В

Дети по цепочке называют слова - ассоциации

Доска – пишу мелом

« Мозговая атака»

На доске перевернуты карточки - буквы

В,К

карточки

Выставка обложек книг писательницы и сами книги

А, В

Устные ответы

Портрет писательницы, книги

Работа над произведением

Словарная работа

А, В

Рассматривают иллюстрации и записывают в тетрадь

иллюстрации

Реализация (работа в парах)

У вас на столах конверты, где каждый получает отрывок из рассказа

Читают,отвечают на вопросы, обсуждают как назвать свой отрывок

конверты

Метод направленного чтения

Запись на доске заголовка к своей части

К,В

Сам –ая работа

План – в закрытом виде, сравнение с детским

Подведение итогов Знаю….поиск ответов

вопросы

А, В

Обсуждение и доказательство своего ответа

Карточки на доске

Рефлексия

Работа с 8 частью, чтение учителем

Доказывают (Думают ли звери? Имеют ли свой язык? Как разгадать тайны их поведения?

Иллюстрации, орехи

Графико – иллюстр. стихотворение

Рассмотрите рисунки и запомните стихотворение

А,В,К

наизусть

На доске

Д / з

Вопросы 2 , 5 , стихотворение наизусть

Тема: В. Чаплина «Хитрые вороны»

Цели:

продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и выражать собственную оценку прочитанного произведения, закрепить знание литературоведческих понятий;

развивать связную речь, устойчивое внимание, логическое мышление, память;

воспитывать интерес к чтению произведений о природе, бережное и чуткое отношение к живому миру.

Ход урока:

1. Психологический настрой.

Урок литературного чтения. Желаю вам плодотворной работы и успехов!

2. «Всегда помни!»

Начнём мы наш урок с повторения литературоведческих понятий:

Устный занимательный рассказ с наличием волшебных персонажей и предметов.

Такое изображение, когда предметы, явления природы, растения и животные наделяются человеческими качествами.

Небольшое повествование, в котором описано одно или несколько событий с малым количеством героев.

Словесное обозначение книги или текста.

Описание своей жизни.

Ответы:

ВОШЕБНАЯ СКАЗКА

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

НАЗВАНИЕ

АВТОБИОГРАФИЯ

Прочитайте слово, которое получилось из первых букв слов по вертикали.

3. Тема и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим чтение и работу по рассказу В. Чаплиной «Хитрые вороны». Выполняя работу поэтапно, мы получим изображение одной из главных героинь рассказа

В. Чаплиной.

4. Получение изображения.

А) Выборочное чтение описаний из 1 главы рассказа, найдите и прочитайте:

Описание города, где жили дети;

В какой город переехала семья?

Почему ребятам негде было играть?

Описание пустыря, где дети играли;

Что находилось рядом с домом?

Что росло по краям пустыря?

Описание ореховых деревьев;

Какими были деревья грецкого ореха?

Что нужно было иметь, чтобы получить орех?

Описание ворон;

Кто ещё любил лакомиться грецкими орехами?

Как прилетали вороны?

Описание «кузниц»;

Как вороны добывали себе вкусную мякоть?

Где были устроены «кузницы» ворон?

Описание запасов ворон.

Как вороны делали свои запасы?(появление первой части изображения на доске)

Б) Деление 2 главы рассказа на логически законченные части, составление плана:

Чтение частей вслух из 2 главы рассказа.

План:

Принятое решение.

Наша хитрость.

Большая добыча.

Догадка ворон.

Хитрость ворон.

(появление второй части изображения на доске)

В) Работа в группах:

Каждой группе будет дан отрывок из рассказа В. Чаплиной «Хитрые вороны». Прочитав внимательно отрывок, вы составите словосочетания, которые служат для описания.

Деревья__________________

Сучья____________________

Зрение___________________

Пустырь__________________

Арык_____________________

Деревья___________________

Домики ___________________

Улицы____________________

Заборы______

(появление третьей части изображения)

5. Чтение сообщений о воронах.

Мы увидели главную героиню, давайте послушаем сообщения об этих птицах.

Внешний вид.

Ворона – большая птица. Голова, крылья и хвост чёрные, а всё тело серое. Но встречаются вороны с блестящим чёрным оперением. Устраиваются эти птицы в центре города. Ночью спят на крышах домов, на деревьях в скверах. Утром они разлетаются небольшими группами по городу в поисках корма. Учёные установили, что существуют вороны перелётные, кочующие и оседлые, то есть живущие на одном месте

Ворона - всеядная птица. Главное место в питании занимают пищевые отходы и падаль, которой ворона кормится на свалках. В этом отношении ворона выступает как санитарная птица. Ворона питается насекомыми и грызунами, яйцами птиц, птенцами и взрослыми птицами, рыбой.

Гнездование.

Гнездятся вороны на разнообразных деревьях в лесу, а также парках и скверах. Число яиц в кладке 3- 7. Птенцов кормят оба родителя той же пищей, что едят сами.

6. Беседа о природе.

Как вы думаете, умеют ли животные между собой разговаривать, общаться?

Как нужно относиться к природе, чтобы познать её?

Нужно уметь внимательно и бережно относиться к окружающему миру, чтобы увидеть и разгадать тайны природы! И как итог урока послушайте отрывок из статьи, которая призывает людей относиться к природе бережно и чутко!

7. Чтение отрывка из статьи по теме «Чистая природа – здоровая нация» как подведение итога.

Природа беззащитна, она нуждается в нашей помощи. Но как порой обидно за человека, который отворачивается, забывает о ней, обо всём добром и светлом, что только есть в её недрах. Как часто мы не прислушиваемся, не хотим слышать сигналы, которые она без устали посылает нам. А ведь она и есть наша Родина, без которой нам сложно жить, которая дарит нам красоту и любовь. Любовь, которая делает человека счастливым. А отрывок из стихотворения Тютчева это подтвердит:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Только поняв язык природы, прислушавшись к ней, мы станем добрее и ответственнее.

8. Оценки за урок.

9. Домашнее задание.

Стр. 222 вопрос 3.Ф

Деревья большие, раскидистые, высокие, а вот сучья такие хрупкие, что, если нажмёшь сильней, сразу обломятся. Только и смотри, как бы не сорваться. Да и сбить орехи – дело не простое. Нужно иметь очень хорошее зрение.

Деревья__________________

Сучья____________________

Зрение___________________

Рядом с домом находился большой заброшенный пустырь. Наверное, когда-то здесь был огород, кое-где ещё сохранились гряды, которые пересекал высохший и местами обвалившийся арык, а по краям пустыря, там, где когда-то находился дувал, росли огромные, раскидистые деревья грецкого ореха.

Пустырь__________________

Арык_____________________

Деревья___________________

В то время город Ташкент был совсем не таким, как сейчас – домики маленькие, улицы узкие, а глиняные заборы, или, как их там называли, дувалы, выше человеческого роста.

Домики ___________________

Улицы____________________



Статьи по теме: