Академия пчел. Научно-практическая работа "Поклонись пчеле, человек!" А вы знали

Глебов Захар, ученик 4 класса

В работе автор раскрывает особенности строения тела пчелы, уклад жизни в семье, говорит о том, что люди посвятили пчеле много произведений. Примеры некоторых из них включены в работу. Это загадки, пословицы, стихотворения о пчёлах. Автор пытается показать таким образом, что дети могут изучать особенности пчел не только воспользовавшись научной литературой, но прочитав художественную. Итогом работы автора является стенгазета и сборник произведений о пчёлах, предназначенные для учащихся начальных классов.

  • За какие заслуги человечество преклоняется перед пчелой и даже ставит ей памятники?
  • Почему памятник поставили не пчеловоду, а маленькой пчеле?

    Что в ней такого особенного?

    Почему люди выделили среди всех насекомых именно пчелу?

Скачать:

Предварительный просмотр:

Научное общество учащихся «Ньютон»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Саргатский лицей»

Поклонись пчеле, человек!

Выполнил:

Глебов Захар

ученик 4 «А» класса

Руководитель:

Шипулина Оксана Юрьевна

учитель начальных классов

р.п. Саргатское 2012

1. Введение………………………………………………………………3 стр.

2. Основная часть:

2.1. Особенности работы пчелы…………………………………4 стр.

2.2. Особенности строения тела пчелы…………………………4 стр.

2.3. Особенности пчелиной семьи……………………………...5 стр.

2.4. Польза пчелы для человека………………………………...6 стр.

3. Пчелы – загадка для людей многих профессий…………………..7 стр.

4. Заключение…………………………………………………………..9 стр.

5. Список литературы…………………………………………………10 стр.

6. Приложения:

Пословицы о пчелах ………………………………………11 стр.

Загадки о пчелах …………………………………………..13 стр.

Стихи о пчелах………………………………………..……15 стр.

  1. Введение.

Когда моя одноклассница искала информацию для своей научной работы о пчеловодах в Интернете, она узнала, что есть на земле памятник пчеле. Меня это заинтересовало. Почему памятник поставили не пчеловоду, а маленькой пчеле? Что в ней такого особенного? Почему люди выделили среди всех насекомых именно пчелу?

Я задумался: «А что я знаю о пчелах?» Оказалось, что не очень много: пчелы – это насекомые, которые собирают нектар. Из него получается мед. Некоторые пчелы живут в ульях под присмотром пчеловода, а другие - в лесу. Имеют жало, с помощью которого обороняются от врагов.

Я решил выяснить, за что человек решил преклониться перед пчелой. Ведь памятники ставят тому, кого уважают, кем гордятся. Памятник – это напоминание человечеству о чем-то важном.

Объект: пчелы.

Предмет: особенности жизни пчел.

Цель работы: выяснить, за какие заслуги пчеле поставили памятник.

Задачи:

  1. Найти и проанализировать литературу о строении и жизни пчел.
  2. Узнать:

Почему ее называют трудолюбивой?

Есть ли у нее рабочие инструменты?

Как живет пчела в своей семье?

Чему может научить пчела человека?

  1. Собрать пословицы разных народов, загадки и стихи о пчеле.
  2. Сделать стенгазету для школьников.

Гипотеза: пчелы действительно обладают особенностями, за которые можно поставить им памятник.

Методы исследования:

  1. Я читал книги и статьи о пчелах.
  2. Собирал пословицы, загадки и стихи о пчелах.
  3. Беседовал с пчеловодами.

2.1. Особенности работы пчелы.

Во многих литературных произведениях пчелу называют «крылатой труженицей», «работницей», «трудолюбивой пчелкой». Я решил выяснить, как много работает пчела.

Оказалось, что на протяжении всей своей жизни пчела никогда не находится без дела и может поменять несколько «профессий».

Семья пчел разделена на две группы: одни хлопочут в улье (обычно молодые пчелы), другие собирают корм (пчелы среднего и старшего возраста, более сильные). Чем старше становится пчела, тем ответственнее ей доверяют работу.

Проследим смену «профессий» пчелы на протяжении ее жизни:

  1. Уборщицы. Самые молодые пчелы(3-4 дневные) чистят ячейки для личинок и нектара. Нужно сказать, что пчелы от природы чистюли. Они содержат себя и свой дом в чистоте, таким образом, ограждая себя от болезней.
  2. Воспитательницы. Пчелы немного старше «уборщиц» заботятся о потомстве (личинках). Дают им молочко и обогревают их.
  3. Строительницы. Этим пчелам 2 недели от рождения. Они ремонтируют старые ячейки, строят новые, запечатывают воском ячейки с личинками и зрелым медом. У пчел-строительниц есть дополнительные обязанности: они принимают нектар у пчел-сборщиц, складывают его в свободные соты и перерабатывают мед. Кроме того, они утрамбовывают в ячейках цветочную пыльцу, смачивая ее медом.
  4. Охранницы. Эти пчелы сторожат вход в улей, не пропускают чужих пчел и пчел, вернувшихся без нектара.
  5. Разведчицы и сборщицы меда (3-недельная пчелы). Их задача: отыскивать и собирать нектар и пыльцу.
  6. Водоносы. Это дело поручают самым старым пчелам. Далеко от дома они не отлетают.

Для пчелиной семьи характерно не только четкое распределение труда между пчелами, но и коллективное выполнение работ. Одна группа пчел кормит личинок, другая строит соты, третья добывает корм. Ведь одна пчела, говорят пчеловоды, много меда не натаскает. Группы состоят из пчел-ровесниц.

Продолжительность жизни пчел зависит от их работы. Весной и летом, когда насекомые много работают, они живут 35 дней, а осенью, когда работы становится не так много, как летом, пчелы живут 40-45 дней. Родившиеся осенью пчелы живут 8-9 месяцев.

Пчела умирает в полете. До последних мгновений она работает, трудится на благо семьи.

2.2. Особенности строения тела пчелы.

На рабочей пчеле лежит много обязанностей по обслуживанию своей семьи. Она должна уметь выполнять многие виды работ и делать это хорошо.

Природа немного помогла пчеле. Она на протяжении многих лет изменяла тело пчелы, чтобы ей было удобно работать.

Если начать рассматривать медоносную пчелу с головы, то здесь мы обнаружим 5 глаз. Вместе с органами осязания и обоняния они дают возможность рабочей пчеле находить нектар и пыльцу.

Хоботок пчелы природа немного удлинила. Теперь пчела может извлекать нектар почти из любого цветка. Кроме того, увеличился медовый зобик, в который пчела засасывает нектар. Он вмещает столько нектара, сколько весит сама пчела. Способствует этому и строение брюшка. Оно может удлиняться и раздаваться в ширину.

Очень интересно природа устроила все шесть ног пчелы. Они не только органы передвижения. На ногах у пчел целый набор инструментов. Здесь и кисточки, которыми пчела собирает цветочную пыльцу, и корзиночки, в которых она эту пыльцу переносит, и щеточки для чистки глаз от той же пыльцы.

Четыре крыла служат пчеле не только для полета. Ими пчелы пользуются, когда нужно освежить воздух в улье и для того, чтобы удалить лишнюю воду из нектара.

У рабочей пчелы хорошо развиты мышцы. Она может поднять в воздух груз вдвое тяжелее ее самой. Например, умершую пчелку из улья относят подальше и выбрасывают.

Для обороны или охраны улья у пчел есть грозное оружие – жало.

Я выяснил следующее: тело пчелы устроено так, чтобы она могла справляться со своими обязанностями - сбором нектара и пыльцы, переносом их в улей, охраной улья, содержанием его в чистоте.

2.3. Особенности пчелиной семьи.

С тех пор как пчела стала спутницей человека, она неизменно привлекает его внимание. Пчеловоды говорят, что за пчелами можно наблюдать с большим интересом с утра до вечера и при этом каждый раз обнаруживать что-то новое, чего еще не видели и не слышали.

Одним из объектов наблюдения пчеловода является семья пчел.

Медоносные пчелы живут не поодиночке, как многие другие насекомые, а большими семьями, сообществами. Их называют общественными насекомыми.

Много миллионов лет назад медоносные пчелы, как полагают ученые, жили не семьями, а в одиночку. Каждая пчела сама строила себе гнездо, добывала пищу, выращивала потомство, одна зимовала. Потом с изменением климата (похолоданием) пчелы начали группироваться, так как не смогли приспособиться к новым природным условиям. Ведь вместе теплее и по силам любая работа. Это объединение носило семейный характер. Дети-пчелки не стали покидать родительского гнезда.

Семья пчел состоит из матери и ее детей. В большой пчелиной семье бывает 70-80 тысяч насекомых. Это примерно столько, сколько жителей в небольшом городе. Чтобы такое количество насекомых могло существовать, каждый член семьи должен иметь свои обязанности и выполнять определенные работы. Жизнь всех членов семьи зависит друг от друга. Глава и сердце семьи пчел – это матка. Без нее пчелиная семья существовать не может. Если матка в семье есть, то пчелы четко выполняют свои обязанности, их работа слаженна и организованна. Но стоит погибнуть матке, пчелы становятся растерянными и беспомощными. Они не летают за нектаром, не строят сотов, не защищают гнездо от врагов, так как делали это при матке. В улье нет порядка и чистоты, а пчелы бегают по нему бесцельно. Ведь главная цель их работы – вырастить потомство, а без матки это невозможно.

В семье существует равноправие. Даже для матки – главы семейства – нет исключения. Если она станет класть меньше яиц, пчелы сразу же заменят ее молодой, более плодовитой.

Пчелы не только хорошо работают, но и помогают друг другу. С голодной пчелой любая делится кормом, даже последними крохами; сборщицу с ношей разгружают; что начала делать одна, продолжит другая, закончит третья пчела. Если 2-3 пчелы задержались на цветущей корзинке цветка и не успеют вернуться на ночь домой, они постараются объединиться и, прижавшись друг к другу и делясь нектаром, пробудут до утра. В этот момент для них не имеет значения даже то, что они из разных семей.

Из всего вышесказанного можно сделать небольшой вывод: пчелиная семья – это мир большого труда, дисциплины и взаимопомощи.

2.4. Польза пчелы для человека.

Из всех живущих на Земле насекомых, а их около миллиона видов, пчела – одно из самых полезных для человека. Она дает ему не только целебный, питательный мед, но и много других полезных продуктов.

Не только народная, но и современная медицина пользуется медом при лечении различных заболеваний. Он восстанавливает и придает силы, помогает накопить защитные средства организму. Существует много примеров, когда люди, постоянно и понемногу употребляющие мед, жили долго, были активными и не болели до глубокой старости. Кроме того, мед – очень приятное лекарство и для детей, и для взрослых.

В Древней Греции и Риме мед считали даром неба, пищей богов. По поверью греков, человеку он приносит мудрость, а поэтов и художников одаривает вдохновением.

Если мед – это жидкое золото, то воск – это золотые слитки. Не случайно в далеком прошлом он выполнял роль денег, был мерой в торговле.

Сейчас воск используется в стоматологии (он очищает ротовую полость и укрепляет десна). Однако гораздо более широкое применение воск нашел в косметической промышленности.

Помимо этого, пчелиный воск применяется более чем в сорока отраслях промышленности. Он используется и в авиации, в текстильном, металлургическом, кожевенном, химическом, парфюмерном и других производствах.

Пчелиный воск в фармацевтике используется для изготовления различных мазей. Его используют и в кустарных производствах (например, для изготовления мастики для паркета, крема для обуви).

Еще в древности люди заметили, что охотники за диким медом и пчеловоды не страдали заболеваниями суставов и обладали отменным здоровьем. И это, как выяснилось, от того, что их часто жалили пчелы. Пчелиный яд оказался отличным лечебным средством. Он снижает воспалительные процессы, помогает при лечении заболеваний нервной и сердечно-сосудистой систем. Раньше, когда человеку хотели пожелать здоровья говорили: «Да ужалит вас пчела!»

Мед, воск, яд – это еще не все продукты пчел, которыми пользуется человек. Очень целебны для человека прополис (пчелиный клей), цветочная пыльца и маточное молочко.

Прополис обладает свойством убивать некоторые вредные микроорганизмы. Его используют для лечения ран, ожогов, при обморожениях, применяют при туберкулезе легких, ангинах, заболеваниях кожи и др. Применяют его и при лечении животных.

Цветочную пыльцу называют чудо-продуктом, так как она богата белками и витаминами, в ней есть жиры, минеральные соли, ростовые вещества. Пыльцу врачи рекомендуют при истощении и слабости.

А еще пчел считают помощниками земледельцев. Опыляя растения, они повышают урожай. Если бы пчелы этого не делали, то на Земле мало было бы растений, а, может быть, некоторых не было бы совсем. Не смог бы тогда человек получать хороший урожай яблок, груш, абрикосов, слив, крыжовника, малины. Большую роль играют пчелы в увеличении урожая гречихи, подсолнечника, хлопчатника и кормовых трав.

Медоносная пчела – маленькая частичка живой природы. Но какую большую пользу принесла и приносит она человеку: дала целебные продукты, за счет пчелы природа пополнилась новыми растениями, а планета Земля обогатилась кислородом.

3. Пчелы - загадка для людей многих профессий.

Пчел изучали и продолжают изучать биологи, химики, врачи, философы, писатели и поэты.

Много написано о трудолюбивой пчеле серьезных философских трактатов, научных статей и книг, стихов и басен поэтами разных времен и народов. Многое можно узнать о пчелах и их жизни из пословиц и загадок.

Я попробовал сделать сборник, который включает пословицы, загадки и стихотворения о пчелах. Этот сборник является приложением к школьной стендовой газете «Поклонись пчеле, человек!»

Е. Залягин




























4. Заключение.

Я пришел к выводу, что пчела действительно, заслуживает того, чтобы ей поставили памятник. Ведь человеку есть чему у нее поучиться. Например, жить в согласии и взаимопомощи, быть трудолюбивым, дисциплинированным и заботиться о своем будущем поколении. В Египте медоносная пчела считается символом верности, храбрости, презрения к смерти. Ведь пчелы, защищая свой дом, никогда не отступают перед опасностью и не обращаются в бегство, каким бы грозным ни был их противник.

Низкий поклон пчела заслужила за то, что приносит людям целебные продукты и помогает человечеству превращать Землю в цветущий сад, опыляя растения. Только одна пчелиная семья оказывает экологически благоприятное влияние на окружающую среду площадью в 250 гектаров.

Памятник пчеле уже стоит во многих странах мира. В Польше с такого памятника начинается Музей пчеловодства. Это настоящий пчелиный город, в нем насчитывается 140 ульев, самому старому из них 700 лет. В Канаде памятник пчеле поставили в 1993 году в городе Тисдейл (его еще называют Столицей Меда). В городе Уфе пчела стала символом празднования 450-летия единства Башкирии и России, а на центральной площади ей был поставлен памятник. Несколько памятников пчеле стоит в Японии. Японцы великие почитатели, ценители и знатоки продуктов пчеловодства.

Пчела заслужила простое человеческое уважение. Она, действительно, достойна стать объектом поклонения и восхищения.

г. Медынь Калужская область

Украина. Территория института пчеловодства

г. Уфа

Список литературы:

  1. Большая энциклопедия природы для детей. – М.: Гриф-фонд, Межкнига, 1994.
  1. Еськов Е.К. Жилища насекомых. – М.: Знание, 1983.
  1. Злотин А.З. Насекомые служат человеку. – Киев: Наукова думка, 1986.
  1. Чайнери М. Бабочки / М.Чайнери; пер. с англ. Д.С. Щигель. – М.:ООО Астрель: ООО АСТ, 2001.
  1. Шабаршов И.А. Юному пчеловоду. – М.: Просвещение, 1983
  1. Интернет-ресурсы:

Приложение 1

Пословицы о пчелах

Трудолюбивее пчелы никого нет.

Маленькая пчела человека большому уму учит.

Пчёл водить, не разинув рот ходить.

Пчела жалит только грешника.

На всякий цветок пчёлка садится, да не со всякого цветка поноску берёт.

Заплаканное лицо и пчёлы жалят.

Нет сада без пасеки и нет плодов без пчёл.

Сад без пчёл – что дерево без окон.

Есть пчела в саду – будет яблоко на ветке.

Не на себя пчела работает.

Всякая муха жужжит, да не пчеле чета.

Кто пчеле рад, тот будет богат.

Какова матка, такова и пасека.

С осоки пчела мед не носит.

Пчела знает, где мед брать.

Без матки рой не держится.

Для пчелы всякий урок легок.

Доброго человека и пчела не жалит.

Мала-мала пчелка, а побольше великого знает.

Не корм пчелу кормит, а хозяйский глаз.

Нечего пчелу учить, сама всякого мужика научит.

Ни пчелы без жала, ни розы без шипов.

Подходи к пчеле с кроткими словами, береги пчелу добрыми делами.

Пчела – Божья угодница.

Пчела и на себя и на людей и на бога трудится.

Работящ, как пчела.

Родилась пчела – всю науку поняла.

Пчела медведю медом дань платит.

Без матки пчелки – пропащие детки.

К доброй душе и чужая пчела роем прививается.

Яблоньку за яблоки любят, пчелку – за мёд.

Будет пчела на цветке - будет и яблоко на столе.

За пчелой пойдешь – до мёду дойдешь,
за жуком пойдешь – до навозу дойдешь.

Не летит пчела от мёда, а летит от дыма.

Без пчелиных укусов меда не бывает.

В чужой пасеке пчел не разведешь.

Где мед, там и пчелы.

Из одного и того же цветка змея делает яд, пчела - мед.

Люди рады лету, пчела рада цвету.

Муравей не по себе ношу тащит, да никто спасиба ему не молвит; а пчела по искорке носит, да Богу и людям угождает.

Приложение 2

Загадки

***
Ранним утром ей не спится:
Очень хочется трудиться
Вот и меду принесла
Работящая … (пчела)

***
Зайдите к нам на огород.
Стоит под яблоней завод,
В нём – тысячи рабочих
Снуют с утра до ночи.
Гудит, работает завод
И нам даёт душистый мёд! (Улей)

***
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком. (Пчела)

***
Посетить хотят все дети
Самый сладкий дом на свете.
Но хозяева жужжат,
Строго домик сторожат. (Улей)

***
Черно-желты, полосаты,
В домике живут ребята.
Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны. (Пчёлы)

***
Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её? … (Пчела)

***
В потёмках родился,
А в огне умирает. (Воск)

***
В тёмной темнице красны девицы
Без нитки, без спицы вяжут вязеницы. (Пчёлы)

***
Корми меня до Ивана,
Сделаю из тебя пана. (Пчелосемья)

***
Без отца рождена,
Без матери жить не может. (Пчела)

***
Домик маленький, а жителей – счету нет. (Пчёлы в улье)

***
Ни девка, ни вдова, ни замужняя жена,
Детей водит, людей питает, дары Богу приносит. (Пчела)

Приложение 3

Стихотворения о пчелах

Саша Черный

Про пчел

Сладок мед, ужасно сладок!
Ложку всю оближешь вмиг…
Слаще дыни и помадок,
Слаще фиников и фиг!

Есть в саду пчелиный домик -
Ульем все его зовут.
- Кто живет в нем? Сладкий гномик?
- Пчелы, милый, в нем живут.

Там узорчатые соты,
В клетках - мед, пчелиный труд…
Тесно, жарко… Тьма работы:
Липнут лапки, крылья жмут…

Там пчелиная царица
Яйца белые кладет.
Перед ней всегда толпится
Умных нянек хоровод…

В суете неутомимой
Копошатся тут и там:
Накорми ее да вымой,
Сделай кашку червякам.

Перед ульем на дощечке
Вечно стража на часах,
Чтобы шмель через крылечко
Не забрался впопыхах.

А вокруг ковром пушистым
Колыхаются цветы:
Лютик, клевер, тмин сквозистый,
Дождь куриной слепоты…

Пчелы все их облетают -
Те годятся, эти - нет.
Быстро в чашечки ныряют
И с добычей вновь на свет…

Будет день - придет старушка,
Тихо улей обойдет,
Подымит на пчел гнилушкой
И прозрачный мед сберет…

Хватит всем - и нам и пчелам…
Положи на язычок:
Станешь вдруг, как чиж, веселым
И здоровым, как бычок!

Е. Залягин


Стихотворение было озвучено на 3–ем
съезде русских пчеловодов в 1898 году.

Пчела – работница, усталости не зная,
Свой кропотливый труд с охотою несет,
На благо общее все силы отдавая,
Примером для других и служит, и живет.
И между ними нет не распри, не раздора,
Семьею дружною в ладу они живут,
Без ненависти злой, без мелочного вздора,
Храня свое добро, друг друга берегут.
Вождя своей семье, свою царицу – мать,
И улей свой – плоды заботы и труда,
Рискуя жизнью, готовы защищать,
И на врага идут с решимостью тогда.
Душистый сладкий мед и воск приготовляя,
Пчела работает и служит для людей,
А гордый человек, услуги принимая,
Подумал ли хоть раз, чем он обязан ей?
Вот новорожденный: и у его купели
Из воска чистого горит свеча в лучах,
Напоминая нам о нашей высшей цели:
Любить и ближнего и Бога в небесах.
Так как же не любить нам Божие созданье,
И как забот своих нам ей не посвятить.
Вот потому что мы своею силой знанья
И собрались сюда все это обсудить:
Как можно ей помочь и чем мы ей поможем
Тяжелый труд нести, для пользы общей жить;
За все ее добро, что сделать мы ей можем,
Чем облегчить ее и чем ей пособить.

Самуил Маршак

Жужжат над лугом в жаркий день
Кружащиеся пчелы.
И шмель мохнатый, и слепень,
И майский жук тяжелый.

А в это время над землей
Промчался пчел гудящий рой.
Летят они, как пули.
Несутся пчелы в лес густой,
Чтоб строить новый улей.

Взлетел на клен пчелиный рой,
Повис в зеленой чаще.
А мы возьмем мешок пустой,
Поймаем рой жужжащий.

Мешок ребята отнесут
В подарок пчеловоду.
Пускай в колхозе припасет
Для нас побольше меду. Агния Барто

Пчелиный яд

На Неглинной новый дом –
В зелени балконы,
Маки зреют на одном,
На другом – лимоны.

У одних балкон весной,
Будто садик подвесной,
У других, наоборот,
Там не сад, а огород.

А на третьем, как ни странно,
Пчел разводит пчеловод.
В новом доме – пчелы!
Вот так новоселы!

Утром на Неглинной
Мчится рой пчелиный,
А оттуда – на бульвар
Собирать с цветов нектар.

Пчеловод разводит пчел,
Одного он не учел,
Что они в конце концов
Пережалят всех жильцов.

Грушу бабушка несла
Маленькому внуку,
Вдруг на лестнице пчела
Как впилась ей в руку!

А вчера рыдала вслух
Галя-комсомолка;
У бедняжки нос распух:
Укусила пчелка!

Все кричат: “От ваших пчел
Нет покоя людям!
Мы составим протокол,
Жаловаться будем!”

Пчеловод в защиту пчел
Даже лекцию прочел.
Он сказал: “Пчелиный яд
Многим прописали.

Доктора теперь велят,
Чтоб больных кусали!
И с пчелиным ядом
Сестры ходят на дом”.

Если так, – сказал один
Худощавый гражданин,-
Если их так хвалят –
Пусть меня ужалят!

Я болею редко,-
Говорит соседка.
Пчел боюсь я, как огня,
Но на всякий случай
Пусть ужалят и меня.
Так, пожалуй, лучше!

Все старушки говорят:
-Нас кусайте тоже!
Может быть, пчелиный яд
Делает моложе?

В доме увлеченье!
Новое леченье!

Об одном твердит весь дом:
-Пусть кусают пчелы!
Даже мы теперь идем
Прямо после школы
К пчелам на уколы.

Виктор Боков. Стихи


Сговорились долины и долы
Буйством красок июльских цвести.
Сколько мёду! Успеют ли пчелы
Все собрать и на крыльях снести?

Как торопятся! Как припадают
К разогретым тычинкам цветов!
Как их сладкая тяжесть кидает
На гудение тесных летков!

Пчелы

Ой, страда! Пахнет медом и ядом,
Кружит голову зной и дурман
Даже совестно как-то, что рядом
Ты стоишь, пряча руки в карман!

Из распахнутых липовых просек,
Где сохатый с оглядкой прошел,
Как солому с комбайна выносит
Легкокрылое воинство пчел.

Не беда, что лететь им далече
До села, до родного плетня!
Разгулялось пчелиное вече,
Стонет радостный колокол дня!

Яков Белинский

Пчелиный день

Вчера у пчёл была нелётная погода-
Шёл долгий дождь. Мир спал под сеткой брызг.
Жужжали в ульях рыжие пилоты
И, хмурясь, выходили на карниз.

Но день прошёл. И ночь. А на рассвете
Метнулось небо в чистых облаках.
Мир, залитый прозрачным, ясным светом,
Зацвёл, защёлкал, засиял, запах!

Наверно, в ульях все готовы были.
Возня… Галдёж…»Летишь?» – «Лечу, лечу!»
В сады, в поля поплыли эскадрильи
По солнечному тёплому лугу.

И мы у леса на траве зелёной
Заждались этих голубых высот,
Рулим на старт тяжёлые «бостоны»,
Готовые в очередной полёт.

Не за нектаром, не за мирным мёдом,
Не на лесные нежные цветы-
Летим бомбить фашистские заводы
И через Одер длинные мосты.

Земля дрожит от бомбовой работы
В столбах железа и в столбах воды,
Чтоб светлым мёдом набухали соты,
Чтоб жили наши русские сады.

Пушкин о пчёлах


Ещё дуют холодные ветры,
И наносят утрени морозы.
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки.

Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой,
Вылетала первая пчёлка,
Полетала по ранним цветочкам

О красной весне поразведать:
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой берёзы

Распустятся клейкие листочки,
Зацветёт черёмуха душиста.

Тимофея Белозёрова

Лесная сказка

Я утонул в душистых травах…
Раскинув руки, в тишине,
Среди жуков, среди козявок
Лежу на сумеречном дне.

Пыльцой медовой запорошен,
Сердито пчёлами отпет,
Сквозь отцветающий горошек
Лежу, гляжу на белый свет…

В моих ногах терновый кустик
Шуршит, отряхивая зной,
И облака недавней грусти
Плывут, играя, надо мной…

Потом я выйду на поляну,
Шмеля уснувшего стряхну,
И если снова жить устану,
Вернусь
И в травах
Утону…

Е. Эрато

Все собрав свои дела,
Жужжит и кружится пчела,
Вот важно села на цветок,
Она ведь знает в этом толк,
Суть её земных забот-
Сладкий и душистый мёд.

А. Мармазов

Хороша была пчела,
Когда меду нам дала.
А ведь раньше, прошлым летом,
Так ужалила при этом!

Л. Слуцкая

В рыжих тельняшках пчёлы
Снова командой весёлой
Вдоль по цветочной реке
Утром плывут налегке.
И возвратятся с добычей
В улей родной как обычно.
Мёд принесут золотой
С речки цветочной домой.

С. Бахрушина

С цветка на цветок,
Летает пчела.
Готовит медок,
Всегда весела.
С зари до зари,
В трудах и заботах,
Бездельницей слыть,
Ей совсем неохота.

Д. Эйза

Аромат цветов струится
В ясный летний тёплый день.
Пчёлам в ульях не сидится,
Не знакома пчёлам лень.
От цветка к цветку летают,
Соты мёдом заполняют.
Деловитое жужжанье
Раздаётся там и тут.
От пчелиного старанья –
Мёд, полезный от простуд.

М. Вержбовская

Ты, конечно, молодец,
Пчелка золотая,
Собираешь сладкий мед,
По цветкам летая.
Но погладить не могу
Я тебя за это,
Потому что жалишь ты
Даже добрых деток!

А. Толстоброва

Сидела на цветке пчела.
Я к ней с подружкой подошла,
Спросила вежливо: «Пчела,
Ты много меду набрала?»
Пчела сердито зажужжала:
«Мне мало меду, мало, мало...
Не приставай, а то ужалю!»
И мы, конечно, убежали.
Какая жадная пчела!
Ни капли меду не дала...


Н. Лысенко

У пчелы забот немало!
Только утром солнце встало,
А пчела уже в трудах,
Собирает сок в цветах!
Две корзинки соберет,
В домик-улей отнесет,
И опять летит на луг-
Так весь день, за кругом круг.
Где тут петь, как стрекозе,
Танцовщице-егозе!
Надо в соты мед налить,
Да по полкам разложить!
Так все лето и летает,
Мед янтарный запасает.
Чтоб зимой и ты дружок
Им полакомиться смог!

А. Алферова

Над ромашкой я летала -
В прятки с Оленькой играла…
Летним, тёплым, ясным днём
Было весело вдвоём:
И кружились, и жужжали,
К речке дружно мы бежали...
Оля мчалась по росе,
Я сидела на косе.
Не мешала, не крутилась…
Жаль - подружка рассердилась:
Стала драться и кричать,
Золотой косой качать…
Вздумала ногами топать
И по мне ладошкой хлопать…
Но я драться не хочу -
Лучше в улей улечу.


Е. Французова

Деловита и смела
Золотистая Пчела,
Полосатая трудяга
Много пользы принесла!
Только тех, кто любит труд,
Люди «пчёлками» зовут,
Их в пример повсюду ставят
И в помощники зовут.
Только утро настаёт-
Отправляются в полёт,
У пчелиного народа
Каждый сам себе пилот.
Здесь процесс не зря идёт-
Собирает пчёлка мёд
И цветочный, и горчичный,
И любой, какой найдёт.
Только липа расцветёт,
То с неё целебный мёд
Для лечения простуды
Пчёлка мигом соберёт!
Их профессия- летать.
Мёдом соты насыщать,
Да ещё мохнатым брюшком
И растенья опылять.
Тех, кто презирает труд,
Всюду «трутнями» зовут,
Ведь они, как трутни в улье,
Мёду в соты не несут.
Почему же стал реветь
Разобиженный Медведь?
Запустил он лапу в улей.
Чтобы лакомства поесть!
За подобные дела
Жалит каждого Пчела,
Потому что не за этим
Мёду в соты принесла!

Ю. Пономарева

Я сегодня ловил пчел,
Только вот что не учел-
У пчелы серьезный вид,
Ужасающе жужжит.
Есть и жало у нее
Ее грозное ружье.
Если кто ее задел,
Невнимательно глядел,
Быстро, метко и легко
Жало выстрелит свое.
Вот теперь моя рука
Превратилась в толстяка.
Сразу две пчелы решили,
Что их жизням навредили,
И ужалили меня
Чудака и простака.
Больше пчел ловить не буду,
Лучше вымою посуду,
А потом пойду гулять
Белых бабочек искать.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Поклонись пчеле, человек! Научное общество учащихся «Ньютон» МКОУ «Саргатский лицей» Выполнил: Глебов Захар ученик 4 «А» класса Руководитель: Шипулина Оксана Юрьевна учитель начальных классов

Объект: пчелы. Предмет: особенности жизни пчел. Цель работы: выяснить, за какие заслуги пчеле поставили памятник. Задачи: Найти и проанализировать литературу о строении и жизни пчел. Узнать: - Почему ее называют трудолюбивой? - Есть ли у нее рабочие инструменты? - Как живет пчела в своей семье? - Чему может научить пчела человека? Собрать пословицы разных народов о пчеле, загадки и стихи. Сделать стенгазету для школьников. Гипотеза: пчелы действительно обладают особенностями, за которые можно поставить им памятник. Методы исследования: Я читал книги и статьи о пчелах. Собирал пословицы, загадки и стихи о пчелах. Беседовал с пчеловодами.

Особенности работы пчелы Пчела - «крылатая труженица», «работница», «трудолюбивая пчелка». «Профессии» пчелы на протяжении ее жизни: 1. Уборщицы. 2. Воспитательницы. 3. Строительницы. 4. Охранницы. 5. Разведчицы и сборщицы меда. 6. Водоносы. В пчелиной семье четкое распределение труда между пчелами и коллективное выполнение работ. До последних мгновений пчела работает, трудится на благо семьи.

Тело пчелы устроено так, чтобы она могла справляться со своими обязанностями - сбором нектара и пыльцы, переносом их в улей, охраной улья, содержанием его в чистоте. Особенности строения тела пчелы Глаза Ноги Жало Хоботок

Пчелы - это общественные насекомые. Семья пчел состоит из матери и ее детей. В большой пчелиной семье бывает 70-80 тысяч насекомых. Каждый член семьи имеет свои обязанности и выполняет определенные работы. Жизнь всех членов семьи зависит друг от друга. Глава и сердце семьи пчел – это матка. Главная цель работы пчел – вырастить потомство. Без матки это невозможно. В семье существует равноправие. Пчелы не только хорошо работают, но и помогают друг другу. Пчелиная семья – это мир большого труда, дисциплины и взаимопомощи. Особенности пчелиной семьи

Пчела – одно из самых полезных для человека. Она дает ему не только целебный, питательный мед, но и много других полезных продуктов. Все продукты пчел помогают ему сохранить и укрепить здоровье, восстановить силы и продлить жизнь. Пчела не только «крылатая труженица», но и «крылатый врач». Пчелы - помощники земледельцев. Опыляя растения, они повышают урожай. Медоносная пчела – маленькая частичка живой природы. Но какую большую пользу принесла и приносит она человеку: дала целебные продукты, за счет пчелы природа пополнилась новыми растениями, а планета Земля обогатилась кислородом. Воск Пчелиный яд Цветочная пыльца Прополис Маточное молочко Польза пчелы для человека

Человеку есть чему поучиться у пчелы: жизни в согласии и взаимопомощи, трудолюбию, дисциплинированности, заботе о своем будущем поколении, верности, храбрости. Низкий поклон пчела заслужила за то, что приносит людям целебные продукты и помогает человечеству превращать Землю в цветущий сад, опыляя растения. Пчела заслужила простое человеческое уважение. Она, действительно, достойна стать объектом поклонения и восхищения. г. Медынь Калужская область г. Уфа Украина

Спасибо за внимание!

Разведение пчел – занятие, кажущееся довольно экзотическим. Ильдар Тагиров же занимается пчеловодством уже около 20 лет. К делу его приобщил отец, а со временем пасека, состоявшая из пары пчелиных семей, превратилась в серьезное семейное предприятие. Мы расспросили Ильдара о том, каково быть современным пасечником.

– Ильдар, пасека для Вас – это, в первую очередь, бизнес или хобби?
– И то, и другое. Она приносит хорошие денежные доходы. Но и заниматься пчеловодством мне очень интересно.

– Вы где-то учились на пасечника?
– Лично меня всему научил отец. Но вообще этому можно обучиться в специальных учреждениях. Могу сказать, что учиться нужно не только по книжкам, а еще и на собственном опыте. Хотя литературу читать тоже нужно. –Пчеловодство – это сложный процесс, очень много надо знать.

Ильдар настолько «сблизился» с пчелами, что даже работает без перчаток.

– Расскажите про пасеку. Сколько у Вас пчелиных семей?
– У нас две пасеки примерно по 60-70 семей в каждой – всего около 130 семей. Мы работаем вдвоем с отцом, сами смотрим, сами мед откачиваем. В принципе, даже один человек может справиться – все зависит от количества пчелиных семей. Мы уже за столько лет приспособились: есть техника, которая помогает в сборе меда, например, электрическая медогонка.

– А какие виды меда Вы собираете и сколько удается собрать?
– В основном, цветочный и липовый. Но липа – капризное дерево, ей нужны благоприятные погодные условия: чтобы не слишком жарко и не слишком холодно было. Поэтому не каждый год удается собрать мед с липы. А, вот, когда она дает очень хорошо, то за пару дней удается собрать много меда, в рекордный год было 4-5 тонн.

– Неужели так много можно собрать?!
– Да, это вполне возможно. Но это очень сложный и трудоемкий процесс. Люди думают, что купил улей, засунул туда рамки и осенью получаешь мед. Это не совсем так. Процесс похож на воспитание ребенка. Пчелиная семья весной очень слабая, ее нужно подкормить, подлечить после зимы. Потом надо развивать улей, чтобы к главному медосбору больше пчел в семье находилось. Это длительный процесс подготовки.

В середине мая-июне начинается роение пчел: часть пчел улетает, образуя новые семьи. Мы стараемся этого процесса избежать, потому что теряется сила улья. Приходится проводить противороевые мероприятия, искусственно делить такие семьи.

– А как пчелы зимуют?
– У нас есть сараи, они неотапливаемые, но это и не нужно – пчелы сами себя греют, собираясь в клубок. Зимой мы их подкармливаем, даем лекарства.

– В этом году наблюдается массовая гибель пчел из-за обработки полей химикатами. Коснулась ли Вас эта проблема?
– К счастью, в этом году нет. Такое наблюдается в районе Башкирии, и это очень плохо влияет на пчел – химикаты же против насекомых направлены. Но в один год у нас тоже такое было: самолетом опрыскивали поля, много пчел погибло. А ведь они несут большую пользу: опыляют все цветы и растения, в сельском хозяйстве помогают – без опыления не могут расти некоторые овощи и фрукты.

– Ильдар, а в каких Вы взаимоотношениях с пчелами – кусают они Вас?
– Нет, редко. Бывает, я целый день работаю, и меня ни одна пчела не кусает. При этом я голыми руками все делаю, перчатки не надеваю. А если даже кусают, то я сразу убираю пчелу и жало тоже. У меня уже выработался иммунитет к пчелиному яду: ничего не опухает, аллергии нет – как комарик укусил. Соседей тоже не трогают. У нас забор высокий, пчелы наверх взлетают и улетают. Да и если укусят – это даже полезно.

– Вы так долго работаете с пчелами, знаете их повадки – чему человек может научиться у пчел?
– Наблюдая за пчелами, а они постоянно работают, в первую очередь, учишься трудолюбию. И коллектив у них такой дружный, состоявшийся. В одном улье насчитывается 50-60 тысяч пчел, и они как-то уживаются вместе! Вообще, это удивительные насекомые: они в любую секунду готовы погибнуть, чтобы защитить улей. Это восхищает. Да и в целом, когда видишь, как в саду пчелы летают, глаз радуется.

А вы знали?

  • В пчелиных семьях у каждой пчелы – свои обязанности, которые меняются в зависимости от возраста. Молодые не летают за нектаром, а ухаживают за другими личинками, молодняком, кормят их, поят, чистят улей. Повзрослев, они начинают летать за водой, медом. Одни пыльцу собирают, другие прополис, а некоторые пчелы охлаждают улей в жаркий период, проветривают, крыльями машут.
  • Когда пчелы начинают собирать мед, одна из них встает в центр круга и танцует. А пчелы вокруг смотрят. Как только пчела потанцует, все разбегаются. Потом другие начинают танцевать.
  • Пчел считают не поштучно, а килограммами. Обычно в 1 кг около 10 тыс. пчел.

Если исчезнут пчелы… Цель: выяснить причины исчезновения пчелиных колоний. «Через 4 года после гибели последней пчелы на Земном шаре, погибнут и люди» /Альберт Эйнштейн/ Пчёлы - надсемейство летающих насекомых подотряда Стебельчатобрюхие отряда перепончатокрылые, родственное осам и муравьям. Наука о пчёлах называется апиология. Роль насекомых в опылении растений колоссальна - от них зависит до трети продовольственных ресурсов человечества. Пчелы выполняют 80-90 % этой работы. С переносом пыльцы прекрасно справляются также колибри, бабочки, мотыльки, осы и муравьи. Улитки и слизняки размазывают пыльцу, ползая по цветкам. Комары разносят пыльцу многих сортов орхидей, а летучие мыши, чьи мордочки и языки способны проникать внутрь самых разнообразных по форме цветков, «работают» более чем на пять сотен растений по всему миру. В последнее время пчеловоды всего мира бьют тревогу: неожиданно начали гибнуть целые пчелиные колонии, а также началось необъяснимое исчезновение пчел из ульев. Исследователи уверены, что виной всему имидаклоприд – широко распространенный пестицид. Но ученые считают, что токсичные пестициды - это только одна из причин снижения количества пчел. Разрушение природных мест обитания пчел в результате захвата земли человеком и засева ее монокультурами или застройки, лишает опылителей пищевого разнообразия и источников пищи. Генетически модифицированные растения могут также отравлять пчел и ослаблять их иммунную систему. В 2010 г. исследователи провели 23-недельное исследование в пчеловодческих хозяйствах. В каждом из них 3 улья подвергали воздействию пестицидом, а один, контрольный улей, наоборот тщательно оберегали от него. Спустя 23 недели почти все подвергшиеся воздействию химикатами ульи погибли, контрольные же полностью выжили. Это и другие подобные исследования показали, что пестициды накапливаются в капиллярной системе растений и заражают пыльцу и нектар, которые пчелы собирают при опылении. Это яд, который дезориентирует насекомых, лишая возможности найти путь обратно в улей. Совсем недавно французские и британские ученые чтобы проследить судьбу пчел, подвергшихся воздействию пестицидов, снабдили их микрочипами-радиопередатчиками. Это позволило показать, что пчелы под влиянием пестицидов, гибнут вне улья в 3 раза чаще, чем нормальные пчелы. Скорее всего, это связано с воздействием яда на нервную систему пчел, в результате чего нарушается их система навигации и пчелы не могут найти дорогу домой. Ученые Индии настаивают на том, что, возможно, на пчел влияет электромагнитное излучение, а именно сотовая связь. Проведенные ими эксперименты по облучению одного улья и защиты второго от магнитных волн, показали, что в первом улье пчелиная матка отложила в два раза меньше яиц, чем матка в «необлученном» улье. А значит и сократилось количество пчел. Ученые также заметили, что облученные пчелы перестали возвращаться в свой улей после сбора пыльцы. Еще одна причина исчезновения пчел – новые болезни. Недуг, убивающий миллионы пчелиных семей, зарегистрирован уже во многих странах мира. И специалисты не могут определить причины болезни. Появились предположения, что она вызвана токсинами, которые производят генно-модифицированные растения со встроенным геном почвенной бактерии, убивающей вредителей. Это подтверждается тем фактом, что наибольшее количество погибших пчел зафиксировано как раз в регионах выращивания таких культур. Пчелы являются важнейшим звеном в размножении многих культурных и дикорастущих растений. Исчезновение пчел приведет к вымиранию 80 видов растений. Как следствие, человечество столкнется с угрозой исчезновения 1/3 части его пищевого рациона. Разумеется, в первую очередь это касается овощей, фруктов и ягод. Мир теряет шанс уже не долголетия даже - просто возможности жить нормальной здоровой жизнью. В Китае, в провинции Сычуань, из-за исчезновения пчел в последние 20 лет люди опыляют груши и яблони вручную. Каждую весну 1000 жителей залезают на цветущие фруктовые деревья и опыляют их. Мнения экспертов. Белла Стриганова, доктор биологических наук, заведующая лабораторией почвенной зоологии Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН: - Количество пчел во всем мире резко снижается, в первую очередь из-за постоянного сокращения площадей, где насекомые могут кормиться. Биологическое разнообразие на планете оказывается под ударом - вырубаются леса, загрязняются водоемы, обедняется состав атмосферы. Пример - московский регион, где идет наступление коттеджных поселков на некогда роскошные, полные грибов и ягод леса. Владимир Иванов, доцент кафедры энтомологии биолого-почвенного факультета Санкт-Петербургского государственного университета: - Окончательно с лица Земли пчелы вряд ли исчезнут, потому что они удивительно работоспособны, выносливы и довольно агрессивно вытесняют конкурентов. Возможно, они переживут и человечество. И все же к единому мнению относительно причины гибели пчел ученые пока прийти не могут. Это и пугает. В конце концов, причин, может быть множество. Но какие бы их них ни преобладали, виноваты в этом скорее всего люди. Когда-то, 65 миллионов лет назад природа навсегда вычеркнула из «книги жизни» динозавров, но пчел оставила. Точнее, по словам биологов, после полного вымирания они возродились заново. Пытаясь найти способы защиты пчёл, ученые тем самым работают над восстановлением природного баланса. Активность пчёл непосредственно отображает здоровье планеты. Если они исчезнут, в скором времени всё человечество окажется под угрозой. Берегите тружениц-пчелок. Спасибо за внимание.

Большой любитель мёда и знаток пчелиных повадок - Александр - рассказывал:
Пчёлы каждого улья – как отдельная семья! И они прекрасно отличают своих пчёл от чужих из других ульев! Очевидно, с помощью обоняния. Пчелиная «стража» будто с военным прибором «свой-чужой?» постоянно дежурит возле узкого входа в улей.
Но сходство нравов пчёл и людей не заканчивается на том, что каждая семья вынуждена оберегать своё добро и защищать его от чужаков. Оказывается, и в том и другом «обществе» находятся любители лёгкой наживы!

Для дальнейшего изложения нам необходимо кое-что пояснить. Дело в том, что самый изнашиваемый «рабочий орган» пчёл – это их крылышки! Со временем они будто иссыхающая «шагреневая кожа» становятся «рваными», их аэродинамические возможности для полёта резко ухудшаются и… пчёлка погибает. (Так что неправ тот мальчик, который на этот вопрос, почесав затылок, ответил: наверно мёда объедаются!?)

Так вот. Желая уменьшить время полёта пчелы от улья к цветам, а, значит, и удлинить пчёлам жизнь, рачительный пчеловод старается приблизить ульи к новым цветочным угодьям, транспортируя их на специальной авто-платформе. В течение лета надо перевезти улья то на роскошные луга, то к цветущей липе…
Это – задача рачительного хозяина. А о чём начинают «задумываться» сами пчёлы, если среди них находятся ленивые, но хитрые? Правильно! Одно дело летать «на работу» по сбору цветочного нектара, перелетая с цветка на цветок, пока не наберёшь «взяток». И совсем другое дело – украсть готовый мёд из чужого улья!! Ну, прямо, как у людей!! Как это мы так быстро догадались?...

Что предпринимают в таком случае честные люди? Правильно: нанимают охрану.
Но… пчёлы жёлтые. Как цветы, как мёд. У них нет «зелёненьких»! Зато, как у всех живых существ, есть умение приспосабливаться к меняющимся требованиям жизни! И они организовали особый отряд стражей улья из наиболее способных к боевой работе пчёл. Крепких, с хорошим обонянием, но не желающих делать обычную кропотливую работу на медосборе. У людей разве не так? Так что стоило чужой пчеле попытаться «тихим сапом» подойти к лотку улья, как несколько стражей набрасывались на воровку и разрывали её в клочья. Не так, видите ли, чужая пахнет!!

Итак: нельзя! Но очень хочется… особенно, на халяву! И воровская мысль денно и нощно интенсивно работает!
В любых слоях общества есть свои таланты. И вот одна чужая пчела вспомнила подвиги бывших «люфтваффе» и решилась на отчаянный бросок. Она набрала высоту и стремительно спикировала в лоток! Твердолобые стражники даже не успели обнюхать такую шуструю проходимку и «махнули рукой»: а… ну и пусть. Одна много не наворует!
И вот тут сработал ещё один общий для пчёл и людей закон жизни, который гласит: любая серьёзная проблема начинается с маленькой недоработки! Впрочем, это – другая тема.

Тем временем воровка, проникшая в улей и уже «нахапавшая полные карманы» дармового мёда, чуть поостыв, задумалась: а как же теперь выйти? На выходе с низкого старта скорость не наберёшь! Попотела, поёрзала… а потом приняла решение, типичное для всех отчаянных воров: «будь, что будет!» Напоследок перед смертью «от пуза» наелась мёда, отдохнула и влилась в общий поток «лохов», стремящийся к выходу из улья. Идёт, трётся о них боками…Чем ближе к выходу, тем сильнее закрываются глаза от страха…
Вот и последние шаги… а вот и лоток проползла… что?? Стражники на выходе не обратили на неё никакого внимания!? Вот она уже и полетела, тяжело стартовав со своим грузом.
Виктория!!!

Прилетела на свою базу. Разгрузилась. Свободного времени теперь – не мерено! Не на луга, поди, летала, а в соседскую форточку… Рядом. Крылышки не изношенны! Жить теперь буду долго! Да, братцы, подфартило! Теперь и вправду – жить можно припеваючи!!
Что интересно, заканчивал Александр? После того как воровка побывала в чужом улье, она уже не воспринималась стражниками, как чужая! Видно, перед выходом «из метро» она так натёрлась о чужие бока, с запахом именно этого улья, что теперь обоняние стражи не выявляло её чужеродность! Да и внимание их были устремлено, естественно, на поток входящих! Так что воровка почувствовала себя в погонах полковника милиции! И теперь воровство для неё стало высокооплачиваемой работой! С будущей хорошей пенсией!

Спустя время, я задался вопросом: а как же стражники её родного улья, в который воровка носила награбленное? Её запах-то стал иным, чужим!?
Но потом я перенёс эту ситуацию в мир человеческого общества, и мне сразу стало всё понятным. Богатый и удачливый вор – не жаден. Он поделится мёдом со своими стражниками и… И крылья целы, и живот полон, и работать не надо! Всё о‘кэй, ребята!

Вот так, люди-пчёлы! Не податься ли и вам в отряд «люфтваффе»?
Хотя… среди обычных 365 дней… бывает и 9 мая! Каждый год! Без исключений!

А если вы - честный порядочный человек, склонный к праведной жизни, да ещё и с верой в Бога, - вы, возможно, отметите для себя в этом рассказе именно те моменты, о которых сказано вскользь. Например: «любая серьёзная проблема начинается с маленькой недоработки»!
Или задумаетесь о рачительном хозяйствовании.

Кстати! Многие знают имена людей, изобретших ракеты, самолёты, вертолёты, автомат … Но почему-то меньшую дань памяти мы оказываем рачительным людям с мировым именем.
Так что поклонимся памяти Василия Васильевича Докучаева, заложившего основы генетического почвоведения, Николая Ивановича Вавилова, создавшего учения о биологических основах селекции и о центрах происхождения культурных растений. Именно эти ЛЮДИ посвятили всю свою жизнь рачительному отношению к нашей матери-природе.
Ну а первый разборный рамочный улей изобрёл П.И. Прокопович в 1814 году.
(Данные – из энциклопедии).

Рецензии

Здравствуйте, Юрий! Здорово! Сколько нового я за один рассказ узнала, да еще, как будто, побывала в тельце этой предприимчивой пчелки! Она, конечно, не особо честна, и поесть на халяву любит, но к ней по мере прочтения волей-неволей начинаешь испытывать уважение). Сразу вспоминается "Кто не рискует - тот не пьет шампанского" или "Лень - двигатель прогресса". Мне кажется, человек, который изобрел колесо, тоже не очень любил работать, в плане что-либо таскать). Еще к тому же, наверное, в каждой нации есть свои особенности. Вот у нас говорят:"Какой русский не любит быстрой езды". Тяга что-то своровать, мне кажется, вызвана еще и необходимостью адреналина, вырабатываемого риском, хотя такие есть в любой стране. Другое же дело стражи. Вы абсолютно правы насчет "недоработок", все именно из-за них, и у пчел, и в государстве. А предприимчивость сограждан по улью и по стране можно было бы адаптировать в этом случае в гораздо более добрых и честных целях.
Спасибо за путешествию на пасеку, Юрий, прочла с большим удовольствием, отдохнула душой и нашла повод поразмыслить и о пчелах, и о нас, человеках. А великим ученым большой поклон и уважение!
Вам же - радости, добра и вдохновения! Вот бы в журнале или на телевидении открыть особую рубрику "Человек и природа" и туда поместить ваши наблюдения и размышления. Не сомневаюсь, что ваших поклонников было бы очень много!
С уважением и теплом,
Оля

Здравствуйте, Оля!
Сегодня у вас боевое настроение! Хочется и предприимчивость проявить, и шампанского выпить.

Оно, конечно, дурачину-простофилю можно строго одёрнуть и упрекнуть: мол, глупый ты, нельзя же так! (Для воспитания). Но... только один раз! А потом оставить его в покое и посматривать, а не поймает ли он «жар-птицу»?! И не станет ли это уроком задуматься его умным братьям?

А урок этой сказки для «добрых молодцев» в том, что как только умный и ловкий делает своей профессией обман "Иванушек", его ум подменяется хитростью, с привычкой жить в режиме постоянного ловкачества. А так как Иванушек мало, а ловкачей много, то становится трудно обманывать таких, как ты сам. И наступает непонятная жизнь с названием «всеобщий кризис».

(Мне далеко до профессионала-пасечника. Я – дилетант в их делах. Так, лишь на кое-что обратил внимание. Но думаю, что пчёлы – одна из любимых Божиих тварей! Если человеческое дитя безгрешно лишь до семи лет, то пчёлки даже трудятся, будто поют песню, даруя продолжение жизни своим цветам. А потрудившись, дарят своим помощникам-пасечникам МЕДОВУЮ радость!
Значит, пчёлы – безгрешны всю свою жизнь!
Но... возможно, есть силы, влияющие на всю жизнь в целом?)
Потом вы пишите: "Мне кажется, человек, который изобрел колесо, тоже не очень любил работать...)".
А что, если этот человек не любил только бестолковый труд, а, приспособив колесо, стал с удовольствием работать «за троих»? А, глядя на него, и остальные поумнели…

Получается, что этот урок «добрым молодцам» совсем с другим уклоном. И он предлагает учёных уважать гораздо больше, чем, скажем, лицедеев.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Трудолюбию Пчёлы являются неутомимыми труженицами, не знающими устали. Они постоянно работают, собирая с цветков нектар, в котором есть вся сила растений. Чтобы собрать одну каплю нектара, насекомому нужно опылить тысячу цветков и преодолеть немало километров. Другие пчёлы в этот период изготавливают из нектара мёд, превращая сахарозу в простые углеводы, которые человеческий организм усваивает без остатка.

3 слайд

Описание слайда:

Самоорганизации Если выбирать качество, которое можно было бы перенять человеку у пчел, так это высокая степень самоорганизации внутри коллектива Каждая отдельная пчела прекрасно знает, что и в какое время ей надо делать. Более того, она очень волнуется, если возникают причины, затрудняющие или делающие невозможным выполнение её работы. Так что нам остается лишь завидовать этим маленьким существам и не только можно, но и нужно научиться!

4 слайд

Описание слайда:

Универсальности Каждое отдельное насекомое способно выполнять любую работу в пчелином сообществе. Поэтому в разные периоды своей непродолжительной жизни пчелка выполняет только ту функцию, которая ей предназначена и наиболее нужна в данный период времени. Если возникают причины нарушающие обычный ритм семьи, например, такие, как неблагоприятная погода, или неправильные действия пчеловода, то она сразу же реагирует на это, прекращая собирать нектар. в таком случае насекомое переходит к выкармливанию молодых особей, готовя их к роению.

5 слайд

Описание слайда:

Заботе о ближних Пчела производит сбор нектара не для себя. За тот период времени, который потребуется для переработки его ульевыми пчёлами, и он станет пригодным для еды, сама труженица уже успеет погибнуть. Летом пчела-сборщица нектара живёт всего 30 дней, а на созревание мёда требуется почти два месяца. Когда в улье корма недостаточно, то насекомые делят его поровну между собой. Самую большую заботу они проявляют о матке, потому что она является продолжательницей рода. Любая пчела ей отдаст последнюю каплю мёда, даже если ей будет суждено погибнуть от голода. Однако, если мёда в улье много, ни одна особь никогда не съест лишнего, все излишки будут отложены про запас. Нам этому качеству точно можно поучиться.

6 слайд

Описание слайда:

Гармонии У пчелиной семьи вся жизнь устроена на принципах гармонии. Их сооружения, продукты, сноровка вызывают восхищение. Эти насекомые заслужили человеческое уважение за коллективный разум. Многочисленные загадки пчелиной семьи даже в наше время ещё до конца не разгаданы. Учёным и пасечникам предстоит ещё многое понять из жизни насекомых.

7 слайд

Описание слайда:

Уникальной памяти После зимовки пчелы совершают облёт улья для того, чтобы запомнить его местоположение на местности. Для этого они пользуются различными ориентирами, находящимися на местности, расположением улья и летка, относительно солнца и другими незначительными для человека деталями. Когда пчела отправляется искать нектар, ей тоже приходится по ориентирам запоминать весь многокилометровый маршрут, чтобы вернуться домой. Человеку не дано запомнить столько всевозможных деталей, сколько запоминает маленькая труженица с её крохотным мозгом.

8 слайд

Описание слайда:

Мгновенному решению математических задач Пчелы решают труднейшие математические задачи быстрее, чем компьютеры – такой вывод сделали британские ученые. Они выяснили, что насекомые всегда находят самый краткий путь между цветками, затрачивая при этом минимальное количество сил. Эта задача очень важна для управления работой интернета, изготовлением микросхем, при расчете городской транспортной сети и маршрутов перевозок грузов. Компьютеры решают эти задачи, производя долгие и сложные вычисления. А пчёлам для решения данных проблем достаточно несколько мгновений.



Статьи по теме: