Как заработать на разработке игр. Как заработать на играх

В закладки

Существует огромное количество способов получить доход от своей игры. И дело ограничивается не только прямыми продажами контента.

У вас не осталось ни гроша? Сидите на «Дошираке»? Пытаетесь извлечь хоть какую-нибудь материальную выгоду из вашей любви к разработке инди-игр? Нам всем приходилось сталкиваться с выбором способа извлечения денежной выгоды из нашей игры, но мы не знаем до конца все возможные способы и какой из них лучше всего подойдёт именно нам.

Возникает множество вопросов. Я постоянно получаю электронные письма, в которых люди задают мне вопросы о том, как лучше монетизировать их игру, должны ли пользователи покупать её, или предпочтительнее выбрать свободный доступ.

Но правда заключается в том, что вы должны пробовать разные варианты и искать именно тот, который сработает на вашей игре; то, что работает на других играх, может не подходить вам и наоборот.

Если вы предполагаете, что разместите своё творение на игровом портале, а затем направите туда трафик - это не совсем маркетинговый план. Я кое-что понял: большинство людей не задумываются о том, как продавать свою игру, они задумываются о том, как получить деньги.

Но сегодня вам повезло. Я составил свой собственный список способов, которыми вы можете монетизировать игру, чтобы получать прибыль и больше не возвращаться к этому вопросу. Итак, привожу 59 способов монетизировать игру.

Внутриигровые покупки

Одна из самых типовых моделей для мобильной индустрии - так называемый free-to-play. Популярность этого способа растёт день ото дня. Концепция такова: игру вы предоставляете бесплатно, но за персонализацию игры, а также внутриигровые предметы пользователь платит.

Как правило, эта модель преобладает в мобильном пространстве, но также встречается в играх в социальных сетях, ММО и компьютерных играх.

Не спешите делать выводы. Ниже приведу вам идеи для монетизации в данной модели.

Внутриигровая валюта. Мы все видели мобильные приложения или игры на Facebook, где в ходу премиум-валюта. Посыл прост: создайте базовую валюту в игре, а затем добавьте какие-либо товары, которые геймеры смогут приобрести лишь за отдельную валюту, которую тоже нужно купить.

Ограниченное количество ресурсов. Один из лучших способов обеспечить себе постоянный доход. Когда пользователь приобретает нерасходуемый предмет, он платит один раз. Когда ему нужны расходуемые предметы, он будет совершать покупки регулярно.

Праздничные предметы. У вас должен быть повод поддерживать связь с игроками. Праздничные дни и временно доступные предметы - прекрасный способ не только напомнить игрокам о своём существовании, но также и внедрить чувство дефицита и заставить пользователей совершать покупки. Обратный отсчёт на экране до сих пор производит потрясающий эффект.

Случайные награды . Верьте или нет, но когда вы настроите систему «ачивок» для игроков, вы значительно увеличите их желание получить какой-либо предмет. Случайные награды создают ожидание возможности. Исследования показывают, что такой путь получения достижений более привлекателен, чем получение предсказуемой награды, что, конечно, положительно сказывается на монетизации.

Недоступные персонажи. Возьмите уже существующую игру и внедрите в неё особенных, новых персонажей - игроку станет интересно поиграть в игру, даже если он её уже прошел. Внедрение новых персонажей, которые выглядят иначе, ведут себя по-другому или обладают какой-либо уникальной способностью, поможет вам извлечь выгоду из игры.

Не открытые персонажи

Персонализация и очки навыков. Два аспекта, на которые игрок тратит больше всего времени: это улучшение навыков и прокачка персонажа. Игроки готовы заплатить за то, чтобы сократить количество времени, которое они тратят на прокачку желаемых вещей. Но будьте осторожны при внедрении этой технологии в многопользовательские игры, избегайте возникновения ситуации pay-to-win.

Дополнительные жизни или ходы. Если геймплей вашей игры построен на ограниченном количестве ходов или жизней, вы можете использовать следующее: когда пользователь проиграл и хочет попробовать переиграть, предложите ему дополнительный ход или жизнь в обмен на премиум-валюту. Ключ к успешной реализации модели free-to-play - это умение предложить правильную покупку в правильное время.

Удвоенное получение опыта и валюты. Это относится к категории «расходуемые ресурсы», но обладает немного иной спецификой, поэтому я выделил этот аспект в отдельную категорию. Нужно создать расходуемый игровой предмет, который увеличивает получаемый опыт вдвое на определённое количество времени, или же увеличивает количество получаемых монет.

Вы увидите, что этот метод действительно работает. Как правило, игроки не наделяют большой ценностью какие-либо предметы в игре, но очень ценят своё время. Это потенциально несёт в себе возможность извлечения выгоды, так как у некоторых игроков времени больше, чем денег.

Ограниченный выпуск цифровых предметов. Такие предметы служат тем же целям, что и праздничные предметы, с той лишь разницей, что вам не нужно ждать праздника, чтобы внедрить их в игру. Ограниченная продажа особых предметов подразумевает, что на всех их может не хватить. Если вы предоставите минимальное количество ценных предметов, спрос на них возрастёт. Ограниченный выпуск предметов - прекрасный способ увеличить спрос и продать больше.

Всплывающее окно предложений. Да, бесспорно, круто продавать расходуемые предметы или внутриигровые ништяки, но как и когда вы продаёте их, играет наибольшую роль.

Создайте всплывающее окно с предложением приобретения внутриигрового предмета. Оно должно появляться в тот момент, когда игрок нажимает на предмет, который он хочет, но не может себе позволить - в момент сразу после нажатия, но перед открытием описания предмета.

Когда игроки приобретают премиум- или загружаемый контент, снова должно всплывать окно предложения приобретения. Использование таких окошек между предметом и контентом значительно увеличит конверсию и поможет вам заработать ещё немного денег.

Как результат, они приносят большую выгоду. Межстраничные объявления можно помещать между уровнями или после каждых пяти жизней на случайных уровнях.

Спонсированные игры и CPI. Когда вы создаёте игру, оповестите пользователей о том, что другие люди делают схожие игры. Это хорошая возможность заработать деньги или обменяться взаимным продвижением с другим разработчиком игр.

Такие сервисы хорошо работают с веб-играми на HTML5 или с небольшими играми-залипалками. Хороший способ для того, чтобы не только выпустить игру бесплатно, но и заработать.

Установление партнёрских отношений

Почему-то все постоянно забывают про этот способ монетизации, либо же недооценивают его, особенно в случае с инди-играми, не смотря на то, что установление партнёрских отношений - это отличный способ заработать ещё до того, как вы завершите разработку игры.

В некоторых случаях, установление партнёрских отношений может принести выгоду даже ещё до того, как разработка игры началась.

Поделюсь с вами несколькими способами монетизации для вышеописанного метода.

Спонсированные предметы или персонажи. Это не совсем то же самое, что и приобретаемые предметы в f2p-игре, потому что такие предметы достаются игроку бесплатно. Вы создаете игру, например, симулятор скачек. Вы звоните в компанию Levi’s и предлагаете им проспонсировать наездника, на лошади которого будет их логотип. Весьма эффективный способ, и работает как с маленькими и средними брендами, так и с очень нишевыми продуктами.

Партнёрские предложения и купоны. Партнёрское предложение - это предоставление пользователю вашей игры продукта или сервиса партнёра. С каждой покупки вы получаете процент. Партнёрские предложения необходимо очень точно таргетировать.

Бесплатно при покупке. Самое элементарное. Если у вас есть другие продукты или сервисы, почему бы не дарить игру бонусом к основной покупке? Стимуляция работает ничуть не хуже, чем скидки, и будет работать ещё лучше, если вы установите таймер обратного времени.

Опросы. Есть компании, которые заплатят вам за данные социальных опросов. Это крутой способ монетизации, очень редкий. Стоит учитывать стиль и направленность вашей игры, но, в любом случае, не стоит пренебрегать этим способом.

Инвесторы. Я буду с вами предельно откровенным: вы никогда не должны рассматривать инвестиции в игру как самостоятельный способ монетизации. Однако это поможет вам выпустить более качественную игру, оплатить некоторые счета и заполучить осведомленного партнёра, который может познакомить вас с другими полезными людьми. Так как большинство инди-разработчиков считаются вполне платёжеспособными, я включил этот пункт сюда.

Комплекты инди-игр. Продажа вашей игры в комплекте выведет ваш проект в свет и позволит заработать немного денег. Пользователи платят за такой набор ту сумму, которую считают нужной. Поступившие деньги разделяются между разработчиками.

White label. Сходно с лицензированием. White Label позволит вам заработать деньги от партнёрства. Вы будете разрабатывать продукт, а партнёр будет его выпускать под своим брендом (изменив название и внешний облик). White label позволит вашему партнёру использовать свою версию игры для каких-то целей (например, под определённое событие), и позиционировать игру так, будто это они её сделали.

Проплачено

Один из самых проверенных и надёжных способов извлечь денежную выгоду из вашей инди-игры - брать с игроков плату за неё. Но есть несколько вещей, которые вы могли не предусмотреть.

Старая-добрая платная версия. Ничего особенного: вы размещаете игру, выставляете ценник, кто-то даёт вам деньги за то, чтобы её скачать. Можно продавать на сайте своей игры или добавить игру на платформу типа Steam.

Мультиигровые платформы дистрибуции. Верьте или нет, но большинство разработчиков забывают разместить свою игру больше, чем в одном магазине. Steam, конечно, великолепен, но существуют ещё десятки площадок дистрибуции игр. Это даст вам больше просмотров, верно? Применимо к играм на HTML5 и веб-играм. Существует множество порталов для размещения этих игр.

Хорошо работает в приложениях или функциональном ПО, но мне доводилось наблюдать, как это срабатывало и в играх. Частенько называется словом Freemium (free - бесплатный), так как сама игра распространяется бесплатно, а некоторый её контент включён только в премиум-версию.

Дополнительный платный или загружаемый контент. Этот метод широко распространён среди игр на ПК и консоли. Игроки запускают вашу игру, а затем платят за новый контент, оружие, сюжетные линии или снаряжение. Самый распространённый вид монетизации после выпуска игры.

Серийный платный контент. Схож с платным загружаемым контентом. Отличается тем, что вы продаёте игру по частям. Например, вместо того, чтобы продать целую игру за $20, вы продаёте пять эпизодов за $4 каждый. Хорошо работает в приключенческих и повествовательных играх с высоким уровнем удержания.

Продавайте исходный код. Множество разработчиков создают уникальные и нишевые проекты. Поэтому исходный код таких игр не особенно хорошо продается. Иначе обстоят дела с аркадными или казуальными играми: вы можете поднять хорошие деньги на продаже кода другим, позволив им издать собственную версию вашей игры.

Есть множество сайтов, где вы можете выставить свой код на продажу. Работает, как и любая другая сделка в интернете.

Система подписки. Идеально для глобальных ММО или игр с высокой степенью вовлечения. Если люди любят вашу игру, и, быть может, готовы постоянно за неё платить, система подписки - это именно то, что вам нужно.

В вашей игре может присутствовать либо система подписки, либо гибридная модель freemium, плюс подписка: то есть в игру можно играть бесплатно, но подписка предоставляет игроку доступ к дополнительному контенту, способностям или снаряжению.

Предзаказ и краудфандинг. Наряду с поиском инвесторов я не считаю этот метод за способ монетизации. Но, как я уже сказал, если вам нужно оплачивать счета и вы хотите создать игру своей мечты, то почему бы и нет. Предзаказы и краудфандинговые кампании хорошо работают на продажу в перспективе, и помогут вам немного заработать.

Процесс оплаты

Многие инди-разработчики откладывают этот вопрос на потом, в то время как он имеет первостепенное значение. Способ оплаты и процесс оплаты, с которым сталкиваются игроки, жизненно важен. Он должен быть тщательно спланирован от самого первого шага и первого впечатления, чтобы покупатель остался доволен.

Множественные методы оплаты. Внедрение оплаты с помощью биткоинов, PayPal, Apple Pay и Google-кошелька часто остаются недооцененным способом увеличения конверсии. Чем легче и быстрее проходит процесс оплаты, тем более вероятно, что кто-то эту самую оплату произведёт. Это не способ монетизации, но очень важный шаг для любого разработчика.

Оператор при оплате. Схоже с множественными методами оплаты за исключением того, что к процессу оплату подключаются операторы мобильной связи. Оплата через сервис мобильного оператора зачастую оказывается проще, чем вход в учётные записи или ввод персональной информации. Также эффективно работает в странах вроде Бразилии, где кредитные карты не особенно пользуются популярностью.

Ваучеры и подарочные сертификаты. Предоставление пользователям возможности покупки времени, монет и жизней для своих друзей или семьи в форме ваучера - это отличный способ поднять немного денег. Но чтобы это сработало, ваша игра должна быть популярной и качественной. Если у вас библиотека игр, то сертификат может распространяться на все ваши игры.

Бесплатный демо-период. Этот метод я довольно редко встречаю в игровой индустрии: вы предоставляете пользователю бесплатный пробный период с возможностью дальнейшей покупки полной версии.

Хорошо работает, если у вас уже есть данные их кредитной карты, и плата спишется автоматически после окончания пробного периода, но вовсе не обязательно делать именно так. Пример тому - множество ММО-игр, которые снимают абонентскую плату.

Чтобы получить доступ к игре в бесплатный период, пользователю нужно привязать к аккаунту кредитную карту. Если он не отменит подписку по истечении этого периода, то компания автоматически снимет с карты деньги.

Сбор информации

Этот пункт, как правило, полностью игнорируется большинством инди-разработчиков, в то время как он является одним из самых прибыльных в области монетизации популярных игр. Продажа, аренда, использование данных, чтобы извлечь ещё больше денежных средств.

Конечно, чтобы заставить всё нижеперечисленное работать на вас, нужно обладать определёнными навыками в области продаж, но тем не менее всё это - прекрасный способ монетизации. Вот несколько советов.

Email-регистрация. Если вы запрашиваете у пользователя email-адрес, то у вас появляется возможность связаться с ним напрямую. Раздолье для монетизации: но лучше всего, конечно, комбинировать этот метод с другими: партнёрские предложения, продажа мерча, загружаемого контента или предпродажа других игр.

SMS-маркетинг. Схоже с email-регистрацией, кроме того, что вместо адреса электронной почты вы запрашиваете телефонный номер. Будьте очень осторожны при запросе номера: обязательно спросите разрешение на использование контактной информации подобного рода, в противном случае не избежать дурных последствий.

Но если вы всё сделаете правильно, то извлечёте выгоду: SMS показывают статистику в 90% open rate (показатель открытия писем).

Продавайте данные. Пользовательская информация (адреса электронной почты, телефонные номера) представляют собой большой интерес для других компаний, нацеленный на ту же аудиторию, что и ваша игра - они тоже хотят заполучить побольше игроков! Поэтому вы можете продавать данные напрямую.

Сдавайте в аренду пользовательский доступ. Вместо того чтобы продавать данные (и расстраивать пользователей), вы можете предоставлять доступ к базе данных за определённую плату. То есть некоторые компании будут отправлять электронные письма или текстовые сообщения от своего имени, но именно вы будете выступать в роли лица, рекомендующего ту или иную игру, продукт или услугу.

Многопользовательский режим

Способы, которые пригодны для монетизации многопользовательских игр, не подходят для одиночных. Когда в игру вовлечено много людей, парадигмы психологии касаемо того, почему игроки тратят деньги, меняются. Сыграв на этих изменениях, игру можно успешно монетизировать.

Торговля с игроками. Схож со способом, обозначенным выше, однако чем больше вы можете сделать с внутриигровыми предметами или ресурсами, тем ценнее они становятся для игроков и тем желаннее они будут.

Состязания и соревнования. Взимание минимальной платы за возможность участия в соревновании с реальными призами - самый недооценённый способ монетизации игры. Можно устраивать каждую неделю или каждый месяц, и, поверьте, игрокам никогда не надоест.

Ставки и пари. Схоже с предыдущими способами, кроме того, что здесь требуется настоящий скилл игроков и формирование чувства конкуренции, чтобы игроки платили за это деньги. Допустим, существует какой-то внутриигровой турнир, вход в который стоит внутриигровой валюты, которую игрок зарабатывает каким-то действиями.

Он ставит какую-то сумму на то, что выиграет, чтобы в награду получить большую сумму или другую ценную награду. Чтобы выиграть в турнире с большей вероятностью, тебе нужен премиум-гир (премиальное снаряжение) или особые предметы.

Монетизация в мотивации покупать, что конкретно покупать - неважно (либо вход на турнир, либо предметы и снаряжение). Она может быть и в самих ставках: например, вход может стоить валюты, которая добывается только путём вливания реальных денег.

Контент, создаваемый пользователями. Взносы за доступ к редактированию уровня или портал в мир, созданный игроками, безусловно, хороший способ монетизации без каких-либо усилий. Вы можете бесплатно поставлять такой контент владельцам игры, повышая тем самым время, проведённое в игре, ценность переигрывания и увеличивая продажи в целом.

В Facebook вы найдёте простые в использовании инструменты, которые позволят без проблем разместить вашу игру и получить выгоду из огромного количества игроков. Лучше всего работает в сочетании с методами freemium-аккаунта или монетизации многопользовательской игры.

Продажа атрибутики

Периферийные устройства и аппаратные комплекты. Игровая механика некоторых игр требует дополнительного контроллера или устройства для большего погружения. Вы можете давать игру в подарок при покупке подобных устройств.

Специальные издания. Если люди любят вашу игру, возвращение её на рынок можно организовать с помощью выпуска специального коробочного издания. Либо во время выпуска игры, либо во время выпуска DLC (например, через год).

Обои на фон. Если в вашей игре присутствуют культовые персонажи, красивые пейзажи или собственный художественный стиль, вы можете предложить игрокам приобрести обои на рабочий стол. Хорошо работает на очень нишевых играх с небольшой, но преданной армией фанатов.

Рингтоны. То же, что и выше, но для аудио. Если у вас в игре присутствует бомбический саундтрек (вспомните Hotline Miami), вы можете продавать саундтрек вашей игры. Работает на преданной фанатской аудитории.

Брелоки. Вы можете выпустить брелочки по очень низкой себестоимости и продать их по рыночной цене преданным фанатам. У всех есть ключи - всем нужны брелоки.

Футболки. Проще, чем изготовление брелков. Вы можете проверить, будет ли спрос на ваши футболки, посредством сервиса Teespring. Так вы узнаете, будет ли ваше «футболочное предприятие» приносить прибыль, или вы просто потратите впустую деньги.

Брендовые чехлы для телефона. Легко сделать, легко продать. Чехлы всем нравятся и всем нужны. Если у вас нет артов для принта, используйте фанатские.

Плюшевые игрушки. Прекрасно работает, если ваша игра предназначена для детей или любителей плюшевых игрушек. Возьмём, к примеру, Angry birds - если у вас есть привлекательные, яркие персонажи, они обязательно станут преданными друзьями фанатов вашей игры.

Всего-то и делов. Десятки способов монетизации вашей игры. Не нужно отчаиваться и думать, что вы никогда не сможете извлечь выгоду из своего проекта. Изучайте платформу, на которой вы работаете, и не забывайте прорабатывать способы монетизации, подходящие именно для вашей игры.

Игрокам со стажем наверняка известен термин F2P. Расшифровывается эта аббревиатура как Free-to-play. Само название уже подразумевает, что перед нами – бизнес-модель, позволяющая пользователю установить игру без внесения денежных средств. Казалось бы, бесплатная игра – это просто замечательно для игрока, и страшно невыгодно для разработчика. Но так ли бесплатна «бесплатная» игра?

Для начала стоит припомнить знаменитое . Задача Free-to-play-игр сегодня – любым способом завлечь игроков, не желающих тратить своё время на ту или иную игру, а затем вынудить их тратить деньги. В первую очередь, в каждой F2P-игре присутствуют функции, которые обеспечивают игровые преимущества более быстрым способом. Разумеется, в первую очередь данная бизнес-модель рассчитана на детей и подростков, которые могут играть без родительского контроля.

Само собой, дельцы, стоящие за такими «бесплатными» играми, придумали не один способ выуживать деньги из карманов пользователей. О некоторых, наиболее распространённых вариантах мы и расскажем в этой статье.

Принудительная монетизация

Принудительная монетизация – это, фактически, обман игрока, создание условий, вынуждающих его купить что-либо, в то же время, не предоставляя человеку всей информации. Либо же, намеренно её скрывая, чтобы она была технически доступна, однако сам человек её не заметил. Для , как правило, маскируется связь между действием и ценой. Если предложить пользователю бесплатный доступ к игре и одну очень недорогую приманку, которая «гарантированно облегчит вашу жизнь в виртуальном мире», после чего предложить ему множество дорогих игровых товаров, качественно улучшающих игру, то игрок, потратив первый доллар, будет предрасположен тратить всё больше и больше. При этом, если есть хотя бы одна промежуточная валюта между покупателем и реальными деньгами – какие-нибудь «волшебные кристаллы», то покупателю будет очень непросто оценить сумму транзакции. Значит, в дальнейшем он охотнее потратит ещё больше денег.

Внутренняя валюта для «избранных»

Как уже говорилось выше, промежуточная валюта снижает критическое восприятие и ощущение реальных трат. Купить эту валюту можно, как правило, прямо внутри игры – если человек покинет игру для совершения покупки, он сможет сопоставить происходящее, и более трезво оценить свои действия. А значит, снизить шансы на завершение покупки. Взгляните на – в каждой из них есть возможность одним щелчком мышки купить немного «волшебных бобов», которые повышают шансы игрока на успех. Кроме того, покупка внутренней валюты позволяет использовать скидки, психологически подталкивающие человека к осуществлению сделки, например, цена единицы игровой валюты намного ниже, если купить сразу оптом.

Конфискация награды

Одна из самых надёжных и действенных техник – игроку выдаётся очень большая награда, существенно упрощающая игровой процесс. Осчастливив пользователя таким образом, игра начинает грозить отобрать бонус, если человек не потратит умеренную сумму денег. Люди любят получать награды, но ненавидят терять то, что у них уже есть. Чем дольше позволить игроку владеть наградой, перед тем как пригрозить её забрать, тем сильнее будет эффект. Такая техника весьма действенна, и заставляет потребителей любого уровня опытности .

Умения против денег

«Игра умения» – это игра, в которой умение пользователя принять быстрое и успешное решение непосредственно влияет на исход игры. «Игра денег» – это игра, в которой успех пользователя определяется его возможностью потратить реальные деньги. Таким образом, разработчикам остаётся просто замаскировать одну игру под другую. Ранние уровни могут быть пройдены практически кем угодно, без денежных затрат – после чего сложность постепенно растёт. Как только потребитель втягивается, сложность резко вырастает, сдвигая стиль игры в «игру на деньги», когда для дальнейшего прогресса требуются .

Постоянное улучшение

Практически в каждой F2P-игре встречаются так называемые «улучшители» – они бывают временными, давая однократный моментальный эффект, или же постоянными. Временное улучшение – это разовый платёж, который даёт пользователю ту или иную возможность. Скажем – возможность пройти сложный уровень сначала, не страдая, при этом, от игровых наказаний (потерянная жизнь, очки, энергия и т.д.). Постоянный улучшитель это, как правило, редкий артефакт, существенно облегчающий жизнь игроков. Не менее полезно заставлять пользователей платить ещё больше, чтобы объединять несколько улучшителей в более мощный бонус. Финансовая сторона вопроса, как правило, хорошо замаскирована, и когда игрок решит взяться за подсчёты, он может установить, что уже тысячу долларов. Теперь бросить всё ему будет мешать чувство алчности: отказаться от игры и потерять вложенные средства, или идти до конца, потратив ещё неизвестное количество денег для приобретения наилучшего бонуса.

Пошаговое открытие игры

Встраиваемый блокировщик дальнейшего прогресса тоже нередкий гость в «бесплатных» играх. Играя без финансовых вливаний, можно достичь только определённого уровня, прокачать только определённое количество навыков, или находить только строго определённые предметы. Для дальнейшего роста в игре пользователь должен – как правило, она не слишком высока. Такие ограничения делятся на «жёсткие» и «мягкие». Жёсткий ограничитель не позволяет человеку дальше играть, пока тот не внесёт определённую сумму средств на счёт. Мягкий ограничитель – это ситуация, в которой игрок может пройти через ограничение, но только по истечении определённого срока. Замедление строительства зданий – и его ускорение за реальные деньги. Медленная регенерация здоровья, восстановление той или иной характеристики. Всё, что требует от человека терпения, и удерживает его от продолжения игры. Улучшить эффективность мягкого ограничителя можно, ускоряя генерацию игровых ресурсов так, чтобы пользователь не успевал их тратить. Таким образом, «заработанные» ресурсы теряются, если не потратить реальные деньги. По сути, данный метод включает в себя конфискацию награды, увеличивающую уровень дискомфорта игрока и внутриигровую валюту, на случай если игрок достаточно легковерен, чтобы принять неудачу в игре на свой счёт.

Одним словом, при детальном изучении бесплатные игры перестают казаться такими уж бесплатными. И единственный способ получать от них удовольствие – не воспринимать игровой процесс всерьёз, после того, как с вас в очередной раз попросят заплатить реальные деньги за виртуальный товар или услугу. Помните, что это всего лишь игра, пусть даже и очень увлекательная.

Несмотря на привлекательные многомиллионные обороты компьютерного игрового рынка, войти на него ох как непросто. Для этого потребуется не только солидный стартовый капитал, не один год работы, но и «творческие мозги» компьютерных гениев, что намного важнее для успеха.

Игровая индустрия вот уже несколько лет является одной из самых динамично развивающихся. Объяснение этому достаточно простое - компьютеры и игровые приставки все дешевеют, а желание человека развлечься не исчезает. Причем этому не способен помешать ни один экономический кризис. Уже давно замечено: чем хуже состояние экономики, тем больше денег люди тратят на недорогие развлечения, пытаясь как-то скрасить невеселую повседневную жизнь.

Время романтиков-одиночек в этой индустрии уже давно прошло: разработка компьютерных игр стала весьма серьезным бизнесом, где над каждым новым проектом работают целые команды специалистов. Сейчас уже нельзя утверждать, что в России разработчики ничего не могут заработать на производстве компьютерных игр, и в основном работают «на Запад». Хороший проект при продаже в России приносит сегодня не менее $200-300 тыс. с игры А нередко с продаж на территории СНГ можно реально получить столько же денег, сколько и со всего остального мира. К примеру, в России легальных копий наших «Дальнобойщиков» было продано более 500 тыс. штук, что при оптовой цене в $1,5 принесло $750 тыс.

Себестоимость печати одного лазерного диска составляет 30 центов. А вместе с коробкой и качественной полиграфией получается около 50 центов. С продажи одного диска можно выручить $1. Оптовая цена больших подарочных коробок с играми – около $24 за штуку. Несмотря на то, что продается их на порядок меньше, прибыль здесь в несколько раз выше.
По словам, участников рынка, нормальная норма прибыли в этой индустрии не менее 100%. В России этот уровень пока несколько ниже – все из-за того же пиратства и ограниченности рынка. Но разница компенсируется успешными продажами «хитов» на Западе, обеспечивая те же 100%.

Что касается распределения прибыли между разработчиком и издателем, то при правильно составленном контракте заработок издателя и разработчика сопоставим. Но в России нередко именно разработчик зарабатывает даже больше, потому, что финансирование разработки на все сто процентов берет на себя издатель. Разработчик же ничем не рискует, получая определенный процент с продаж после того, как продукт начал окупаться. Средний размер роялти в России – 20-50%, на Западе меньше – около 20%, но если разработчик пришел к издателю с уже готовым продуктом, взяв на себя финансирование проекта, то в исключительных случаях роялти может достигать 80%.

Стоимость разработки одной игры напрямую зависит от ее сложности. В среднем, качественный проект стоит около $500 тыс. На Западе же цена проекта может доходить до $4-5 млн.
В Штатах до 80% затрат на разработку приходится на оплату труда дорогих специалистов, а у нас эти затраты составляют до 60%. Остальное приходится на коммунальные платежи, аренду, налоги и пр. накладные расходы. Зарплата программиста у нас тоже значительно меньше - от $500 до $1000. Отсюда и высокая стоимость разработки: над одним масштабным проектом в среднем работает команда из 15-20 специалистов, плюс на различных стадиях привлекаются дополнительные люди.

Проблема кадров в компьютерной игровой индустрии – одна из самых острых проблем. По словам разработчиков, качество игры способны обеспечить только «мозги», без творческого подхода здесь работать невозможно. А таких специалистов в России не больше сотни, при общей занятости в индустрии 1,5 тыс. человек. Осложняется дело еще и тем, что в вузах таких специалистов не готовят, и обыч
ных программистов и 3D-художников приходится в течение нескольких лет разработчикам выращивать самим.

Еще одна трудность этого бизнеса - это изменчивая мода, которой компьютерные игрушки тоже подвержены. На разработку одного проекта тратится от года до двух, а за это время спрос может измениться. Поэтому иногда, разработчикам легче закрыть проект, чем продолжать тратить на него деньги.

Аутсорсинг – еще один вид вполне успешного бизнеса российских разработчиков, при котором наши специалисты разрабатывают отдельные части игры или полностью делают весь проект по договору с западным производителем игр. Выгода такого сотрудничества очевидна для обеих сторон- западный разработчик существенно экономит деньги, а российские разработчики получают работу.

Для желающих войти в игровой компьютерный бизнес свободными сейчас остались только два направления: дистрибьюция или продажа готовых игр и разработка.
Что касается издательства, то в это направление, даже имея огромный стартовый капитал, так просто не попасть. Российский рынок поделен между четырьмя-пятью известными издателями, и доверить свой продукт никому не известному новичку никто из разработчиков не решиться.

Самое выгодное – это одновременно заниматься разработкой, издательством и дистрибьюцией, то есть контролировать весь технологический процесс, получая прибыль на каждом этапе, а не отдавать ее сторонней компании. Но позволить себе это могут только очень крупные компании, у которых на все хватает ресурсов.

Путь в разработчики гораздо проще и дешевле. Первоначальные расходы составят порядка $10 тыс. Технология проста: объединяются несколько друзей, покупают компьютер, специализированные программы (к примеру, обычно все программирование ведется на C++, для художественной части подходят 3D Max или Maya, стоящие порядка $5 тыс.). и работают над созданием демо-версии, далее с ней идут к издателю, и если издатель заинтересовался проектом, то он обычно берет все финансирование на себя. Главное условия успеха – это чтобы новый проект был стоящим.

Ежегодно в мире создается от 3 тыс. до 5 тыс. компьютерных игр, из которых только несколько сотен становятся коммерчески успешными и появляются на полках магазинов. Всю же кассу, как и в кинобизнесе, делает топ-10. Понятно, почему все разработчики и издатели стремятся сделать хит, но не всем это удается.

Главное при разработке игры – вначале грамотно спланировать весь процесс, а потом его так же грамотно организовать. Есть определенная технологическая последовательность операций. Прежде всего, менеджер (продюсер) делает маркетинговый анализ рынка, определяя, какие продукты будут востребованы через полтора года – после выхода игры. После придумки новой идеи игры начинается создание так называемого «концепт-документа», включающего в себя детальное описание будущего продукта, анализ ситуации на рынке, – то есть своего рода бизнес-план. Следующий этап называется «препродакшн» (pre-production), и заканчивается он созданием «дизайн-документа». В нем принимают участие лидеры направлений разработки – главный дизайнер, концепт-художники, расписываются мельчайшие задачи игры и уровни, количество анимации, герои и прочее, вплоть до деревца на заднем плане. Препродакшн длится 3-4 месяца, в течение которых создается детальный план работы на весь период разработки. Именно качество препродакшн во многом определяет успех игры в будущем. Затем начинается непосредственно «продакшн». В нем уже задействована вся команда: программисты, дизайнеры, художники, аниматоры. Это самый длительный этап, в конце которого создается альфа-версия игры, как правило, с множеством ошибок, которые еще в течение пары месяцев исправляются, в ходе чего появляется бета-версия. В ней исправляются последние ошибки (иногда совместно с издателями), и только тогда появляется готовый продукт.

Серьезных разработчиков в стране также не много порядка 10-12, по сравнению с теми же Штатами, где их несколько тысяч. Самые известные– это «Акелла», «Нивал», Софтлаб-Нск, «Никита», «К-Д Лаб» и «1С».

Точно определить объемы рынка компьютерных игр невозможно, поскольку маркетинговых исследований его не проводилось. Все участники, несмотря на разные оценки, называют примерно один порядок цифр – десятки миллионов долларов ежегодно.
По мнению Дмитрия Архипова из «Акеллы», оборот внутреннего легального рынка достигает $100 млн. ежегодно.

Последние три-четыре года объем российского игрового компьютерного рынка стабильно увеличивается – по разным оценкам, примерно на 20-25% в год. Сейчас продажи наиболее популярного хита могут достигать 500 тыс. копий по легальным каналам и до 1 млн. по нелегальным (пиратским).

Сколько можно заработать?

По материалам журнала Свой бизнес

По статистике, россияне ежегодно тратят несколько миллионов долларов на компьютерные игры. Перед монитором часами проводят и взрослые, и дети. Игровая индустрия с каждым годом становится все популярнее и популярнее.

Такая тенденция заставляет многих предпринимателей задуматься о том, как заработать на играх. Вариантов подобной предпринимательской деятельности множество. Мы рассмотрим один из самых доходных, но сложных – производство компьютерных игр.

Немного истории

Пионером индустрии компьютерных игр стал Алексей Пажитнов – сотрудник вычислительного центра. Началось все с того, что для тестирования нового оборудования ему приходилось придумывать разнообразные программы. Делал он их в виде игр. В 1985 году им был придуман всеми известный и популярный «Тэтрис».

В 1990 году на свет появилась еще одна интересная игра - «Перестройка». Ее основателем стал Никита Скрипкин. По его словам, денег на ней никто не заработал, но благодаря этой игрушке о них узнала вся Европа.

Приблизительно в эти же годы начинают выпускать игровые приставки, которые вскружили голову всей молодежи. Начиная с двухтысячных, в домах россиян стало появляться все больше и больше компьютеров, а за ними и игры для ПК. Так, многие люди стали чуть ли не жить в виртуальном мире.

Как заработать на играх: сложности бизнеса

В каждом предпринимательском деле есть свои нюансы. Так, например, для того чтобы ваш бизнес компьютерных игр не ушел под воду сразу после запуская проекта необходимо, чтобы он был конкурентоспособным. А этот фактор во многом зависит от качества игр и от того, насколько они смогут заинтересовать пользователей.

Конкурентность растет каждый день. За сутки во всем мире появляется на свет более ста новых игр, на каждой из которых кто-то хочет разбогатеть. Но только несколько из них завоевывают настоящую популярность и, соответственно, приносят своим создателям хорошую прибыль.

Второй проблемой, с которой могут столкнуться те, кто еще пока не знает, как заработать на создании игр, является изменчивость моды. На разработку одной игрушки уходит примерно год-два. А за это время интересы пользователей могут измениться в любую сторону. Многие создатели признаются, что иногда легче остановить проект, нежели продолжать финансировать его, так как пока очередная игра будет готова к выходу в свет, она может быть уже неактуальна.

Цена вопроса

Перед тем как понять, как заработать на компьютерных играх, необходимо выяснить, сколько стоит начать подобный бизнес. В данном вопросе многое зависит от масштабности проекта, который вы собираетесь раскручивать. В среднем на не очень сложную игру может потребоваться приблизительно 500000 долларов. Это если говорить о России. На западе подобные проекты обойдутся в сумму побольше – 4-5 миллионов долларов.

Из этих денег почти 60% будет потрачено на заработную плату нанятых специалистов. Все остальной пойдет на коммунальные платежи, налоги, аренду помещения и прочие расходы.

К примеру, заработная плата хорошего программиста оценивается в 500-1000 долларов. Поэтому если над проектом будут работать, допустим, десять специалистов, то, соответственно, потребуется не менее 5000-10000 долларов.

Как делится прибыль между разработчиком и издателем?

Это вопрос должен обсуждаться заранее, чтобы в дальнейшем не возникло недоразумений. По правилам, заработок издателя и разработчика должен быть одинаков. В зарубежных странах, по крайней мере, так. Но для России характерна другая тенденция – основную часть прибыли забирает издатель.

И дело не в том, что он работает больше. Просто всю часть денежных затрат он берет на себя. Иными словами, он рискует своим капиталом. Ведь если проект окажется провальным, то он его потеряет. Разработчик же не рискует ничем, если только своим временем, потраченным на создание игры.

Но в случае, если он сам профинансирует весь процесс появления на свет нового проекта, то доля прибыли уже существенно меняется. Иногда она может перевалить в сторону разработчика и составлять до 80%.

Сколько можно заработать на создании игр?

Уж этот вопрос стоит чуть ли не на первом месте у всех предпринимателей, которые желают начать данный бизнес. Ответить на него будет очень сложно, но давайте попробуем.

Для того чтобы напечатать один диск необходимо около 30 центов. Сюда добавим хорошую полиграфию и красочную упаковку (коробку) – плюс еще 20 центов. Цена за один диск – около 24 долларов. При этом стоит учесть, что это не розница, а опт. С одного диска создатель имеет не больше доллара.

Конечно, это не великие деньги, но если тираж будет немалым, то прибыль тоже увеличится. В среднем хороший проект может принести от 200 до 300 тыс. долларов с игры. И это при продаже только в России. Хотя бывает и так, что со стран СНГ можно получить такую же прибыль, что и со всего остального мира. Здесь может повлиять фактор раскрученности игры.

При этом стоит обратить внимание на то, что бизнес на играх онлайн мог бы приносить совершенно другие деньги, если бы не пиратские продажи. К примеру, легальных дисков популярной игры «Дальнобойщики» было продано больше 500000 штук. Это принесло разработчикам почти 750000 долларов. А если бы не пиратские подделки, то это число могло бы увеличиться вдвое.

Подбор персонала

Как заработать на компьютерных играх больше – командой? Как бы это строго ни звучало, но для того, чтобы новичок-одиночка игрового бизнеса смог выйти на соответствующий рынок и хоть немного там удержаться, понадобится немало усилий и денег. Времена, когда после создания игры практически любой мог стать богатым и знаменитым, канули в воду. Сейчас над подобными проектами работают командами. Но даже при условии слаженного коллектива выйти на мировой рынок компьютерных игр очень сложно.

К выбору персонала необходимо подойти со всей серьезностью, ведь производство компьютерных игр не поручишь кому попало. Многие берут в свою команду только тех специалистов, у которых за плечами имеется как минимум 4 курса ВУЗовского обучения. Обязательным требованием, которым должны обладать разработчики, является знание компьютерных наук, инженерии и прикладной математики. Но таких гениев очень и очень мало.

Проблема нехватки квалифицированных специалистов еще и в том, что в России, в отличии от Запада, еще нет ни одного учебного заведения, которое бы подготавливало именно мастеров компьютерной индустрии. Поэтому вам наверняка придется создавать специальные учебные классы, в которых можно будет подтянуть знания молодых специалистов в той или иной сфере. А это уже тоже затраты, и немалые.

Как выгоднее?

Многие начинающие предприниматели не знают, что же все-таки выгоднее – разрабатывать игры, издавать их или заниматься дистрибьюцией? Как утверждают знатоки бизнеса компьютерной тематики, самым прибыльным и надежным делом будет являться выполнение всех этих дел одновременно. Т.е. заниматься разработкой какого-либо проекта должна заниматься одна компания. В этом случае очень удобно контролировать весь технологический процесс – от начала создания игры до ее выпуска на прилавки магазинов. Но позволить себе такой процесс могут только крупные компании.

Как заработать на играх: процесс

Зачастую прибыльность проекта зависит от правильности составления плана работы. На первом этапе продюсером или менеджером проводится маркетинговый анализ рынка, в ходе которого определяется востребованность тех или иных продуктов через определенное время. Как правило, это 1-2 года – именно столько длится разработка одного среднего проекта.

После того как была придумана идея для компьютерной игры, наступает второй этап – составление бизнес-плана. В нем рассматривается весь проект в целом – анализ конкурентов, подсчет приблизительных затрат и прибыли и прочее.

Третий этап самый массивный. Здесь принимают участие концепт-художники и дизайнеры. Они должны расписать по малейшим шагам все задачи и уровни игры, количество героев, анимации и прочее. Этот этап, так называемый предпродакшн, занимает около 4-х месяцев. За это время должен быть создан план на всю дальнейшую работу.

И последний этап – продакшн, иными словами, производство. В нем принимает участие абсолютно весь персонал – аниматоры, художники, программисты, дизайнеры. Этот этап является самым длительным, по окончании которого на свет появляется пробная версия игры (альфа-версия).

В основном в ней содержится еще куча ошибок, которые на протяжении еще пары месяцев будут устранены. После исправления недочетов выпускается бета-версия, в которой игра подтачивается под окончательный вариант. И только после всех этих многочисленных трудов выпускается продукт, который готов покорять вершины игрового мира.

А что быстрее?

Многие разработчики утверждают, что очень выгодно создавать игры для планшетных компьютеров. Почему? Просто времени на создание такой игрушки необходимо в разы меньше – около 4-х месяцев. Да и денег для начала бизнеса этого направления понадобится не так много – до 100000 долларов.

В том время как разработка игр для компьютеров занимает, как уже говорилось выше, от года до двух лет. А требуемый бюджет – не менее 150000-200000 долларов. Но самым сложным и долгим является процесс создания игр для приставок. На них уходит не менее двух лет.

Авторские права

Как заработать на играх и защитить себя от компьютерного пиратства? Чтобы ваши авторские права не были нарушены, можно обратиться к специальным фирмам. Они занимаются отслеживанием появления пиратских дисков в продаже и копий игр в Интернете. Если такое нарушение произошло, то фирма сообщит об этом в необходимые органы, которые предпримут нужные меры. За такую надежную защиту нужно платить немалые деньги. Но, как показывает практика, это стоит того.

О том, как получить деньги на игру

Как привлекали деньги раньше

Давно-давно, когда современные геймдизайнеры и игроделы еще только ходили в первый класс, частные инвесторы считали игры глупостью, венчурных фондов условно не было (хотя и сейчас они все еще где-то в 90-х застряли и в игровую индустрию не суются), деньги были только у издателей. Типичный пайплайн для тех, кто хотел сделать игру был следующий: придумывается идея, пишется документация, собирается команда, делается демо-версия (причем довольно серьезная). Со всем этим идут на поклон к паблишеру, который оценивает перспективность, риски, вложения и потенциальный ROI. Затем паблишер дает деньги (в 5% случаев) или не дает. Условия разные: от перехода команды к паблишеру до работы по роялти, с внедрением внешнего продюсера от издателя. Были единичные случаи, когда команды делали все сами, без денег (жизнь была проще и дешевле, ниша свободнее, булка с кефиром доступная любому студенту); были случаи частного инвестирования. Например, в 97 или 98 мне удалось получить $30k на первую самостоятельную попытку сделать игру. Получилось криво, но зарелизили таки и даже продали ОДНУ копию, хотя сейчас, когда есть Стим, это бы вполне окупилось.

Очевидно, что сейчас времена изменились. Паблишеры, в основном, занимаются локализациями и уже много лет я не слышал, чтобы они давали деньги на игры со стороны. Случаи, которые знаю в наше время - издатель просто покупает всю команду целиком, обеспечивая зарплаты и либо делясь частью дохода с фаундерами, либо предлагая им опционы (GI, по крайней мере, работал так).

Если вы собираетесь искать средства, то для начала надо осознать две вещи. Первая - найти инвестиции на разработку в наше время стало в разы проще, так как головокружительные успехи топовых игр показали, что в игровой индустрии деньги есть, да еще какие. Вторая - то, что начать без денег стало гораздо сложнее, особенно в России, когда на дворе кризис и на энтузиазме работать мало кто хочет. А без чего-то наглядного и понятного, что можно посмотреть и оценить, сейчас какие-либо серьезные деньги вам вряд ли кто-то даст (если, конечно, у вас нет за плечами большого опыта создания игр с нуля и вы не звезда индустрии).

С чего начать

Видение

Не важно кто вы по профессии, но если у вас нет понимания того, какую игру вы хотите сделать, то вы уже в пролете. В мире стартапов есть понятие: «Если ваш стартап не решает какую-то серьезную проблему, то он никому не нужен». В мире игр все очень похоже. Достаточно проверить, если ли у вас ответы на три вопроса: «Для кого?», «Что?», «Как именно?». Переводя на обычный язык, это будет примерно следующее: «Кто мои игроки, какова целевая аудитория и существует ли она вообще? Будет ли моя игра интересна кому-то еще, кроме меня?» и «Какой жанр и сеттинг у моей игры?». Третий вопрос самый интересный и включает в себя видение конечной игры, завершенной хотя бы на 80% (очевидно, что по мере написания документации и разработки какие-то идеи отпадут, а какие-то появятся). В данном случае наличие проблемы, которую решает ваш продукт = востребованность вашей идеи на рынке и наличие аудитории.

Четкое, детальное видение - это то, что собирает команды, даже если у автора видения нет денег. Проверяется очень просто: собираете команду/друзей/коллег и рассказываете свою идею/видение, затем просите задавать вам вопросы. Если у вас есть ответы на все вопросы, которые вам задают (за исключением очень специфических, которые требуют уже какой-то наработанной базы или статистики), и ваша идея нашла отклик, то да, у вас есть четкое видение. Если после такого собрания к вам подходят и говорят, «Слушай, а давай вместе сделаем эту игру!» или хотя бы «Да, похоже это будет то, что надо, хотел бы в это поиграть!» - то тогда ваше видение отлично работает и можно двигаться дальше.

Документация

Давно-давно, работая еще в Карнаже, я услышал такое забавный термин, который запомнил навсегда: «устный геймдизайнер». Не будем говорить, о ком это было сказано (хотя думаю многие догадались, особенно, после шуточной истории о «Двух полосках»), но это - самое большое зло в команде разработчиков. Никогда, никогда, НИКОГДА не будьте таким геймдизом и никогда не работайте с таким геймдизом, если вы его вычислили. Вычисляется он просто: очень много слов, очень много идей, очень много бурной деятельности (имитации, на самом деле) - но ноль документации. На вопросы «А где это описано?» предпочитает отвечать «Давай, сейчас все подробно расскажу!».

Документация нужна не для того, чтобы показать потенциальному инвестору пару сотен страниц текста. Она нужна вам и вашей команде, чтобы проект реализовать.

Пускай на старте это будет в общих чертах; пускай это будет базовая объектная модель, в которой описаны только сущности MVP; пускай там будет описан только тот функционал, который нужен вам для демки. Но это необходимо для того, чтобы в процессе создания прототипа у вас не сместился бы фокус, чтобы вы двигались именно к той идее и видению, которые были изначально.

Кроме того, как показывает мой опыт, наличие документации объединяет команду и придает разработке серьезности, в первую очередь показывая то, что вы сами готовы пахать, пахать и пахать. Вы уже работаете, вы уже пишете и подаете пример команде. Да, вам придется вести за собой команду, поддерживать ее в трудные минуты и быть лидером, который не сдается даже в случаях, если члены команды отваливаются и приходится искать новых. Да, такое тоже бывает.

Формирование команды

На мой взгляд, если у вас есть только вы и ваше видение, пусть даже хорошо задокументированное, денег вы не получите. Опять же, если вы не звезда индустрии, да и то не факт. Для того, чтобы получить деньги, нужен прототип, который покажет: а) геймплей; б) жанр, сеттинг, стиль арта; в) ваши возможности как команды, ваши персональные возможности как лидера.

Поэтому, вам понадобится команда, и тут есть заколдованный круг: у вас нет команды, потому что нет денег, и у вас нет денег, потому что нет команды. Разорвать этот круг может только ваше единственное оружие: задокументированное видение. Если оно крутое, если вы можете вовлечь посторонних людей в свой проект, то вы соберете команду, даже не имея денег, даже сейчас. Тем более, что сейчас появились инструменты, которые дают альтернативные варианты привлечения инвестиций - краудфандинг и Стим, но об этом позже. Я так делал много раз, собирая небольшие команды, создавая MVP и получая под это деньги. А если могу я, то можете и вы.

Где искать членов команды? Когда мы делали прототип Planewars, я искал везде: на форумах (тогда был популярен dtf), в соцсетях. Однако самым действенным инструментом оказались сайты по поиску работы. Я просматривал сотни резюме, находил подходящих программистов и писал им предложение поучаствовать в проекте, прилагая питч будущего проекта. В случае с художниками, я просматривал порталы типа Deviantart и писал художникам, стиль которых подходил выбранному мной жанру и сеттингу.

Сейчас, если бы у меня не было большой сети контактов, я бы пошел по следующему пути: поиск и привлечение художника (так как люди от искусства легче вовлекаются в такие мероприятия), наработку с ним концепт-артов, затем привлечение под концепт-арты и питч/видение программиста или двух (одного обычно для MVP достаточно).

Другой вариант - влиться в какую-то существующую команду, которая ищет геймдизайнера, сделать их проект (или не сделать, как получится) предварительно показав свое видение и получив согласие, что ваш проект будет следующим. Как вариант, это может быть трудоустройство в какую-то компанию с договоренностью о том, что после текущего проекта будет запущен ваш (тут важно увидеть, действительно ли ваше видение сработало, или вам обещают замки просто, чтобы использовать вашу рабочую силу). «Divine Space», например, был запущен в разработку примерно так: я выполнил работу по основному проекту компании и предложил сделать «Дарк Орбит для планшетов». Мне предложили показать прототип; я привлек программиста с предыдущего космического проекта, мы за месяц сделали MVP и показали его на планшете. Идея понравилась, была собрана команда, и проект пошел в работу.

Прототипирование

Допустим, вы собрали команду: художник, программист и вы, геймдизайнер. Ну или как-то иначе, вы - художник/программист, пригласили геймдизайнера, создали рабочую среду и наработали документацию. Дальше нужен прототип.

О прототипах сказано было много, в том числе и мной. И о том, что они могут убить разработку, если подходить к ним неправильно, и наоборот, спасти. Зачем же говорить и прототипах, если речь идет о поиске денег на разработку? Затем, что прототип может показать:

  • что именно вы хотите сделать;
  • как конкретно работает ваша игра, геймплей и механики;
  • интересно ли это кому-то, кроме вас и вашей команды;
  • можно ли на этом заработать.

Кроме того, на стадии прототипа можно проверить разные гипотезы и выбрать лучшую. Например, у нас был такой вопрос: «Какая система построения космической локации лучше - планета в сцене, небольшая, об нее можно стукнуться или планета далеко, на скайбоксе, и до нее не долететь?». Оба варианта хороши, но первый уводит игру в сторону Космических Рейнджеров, казуальности и аркадного геймплея, второй - в сторону хардкорности и Eve. Как будет лучше в вашем конкретном случае - неизвестно, и можно сделать два уровня, чтобы проверить, какой вариант работает лучше всего.

Большие компании, прежде чем запустить игру в разработку, могут позволить себе сделать 50-100 прототипов и выбрать то, что сработало. У вас, очевидно, такой возможности не будет, поэтому используйте по максимуму видение основных вариантов и их прототипирование. В итоге, после успешного преодоления предыдущих фильтров, можно приступить к поиску денег.

Кстати, если сейчас вы думаете «Ууууу, как все сложно, может быть как-то попроще можно придумать?» - то дальше можете не продолжать читать, вы уже облажались.

Привлечение инвестиций

Открою небольшой секрет: найти деньги на разработку - это самое простое. Да и как я писал в самом начале, находить деньги тоже стало гораздо проще, в том числе и на игры. Конечно, при условии, что вы сделали все перечисленное выше и у вас на руках есть а) документация, б) команда, в) прототип или даже демо-версия. Допустим, у вас это есть. Как бы я стал действовать в этом случае, если бы не имел контактов с издателями/инвесторами или не было бы своих денег, и мой проект это не мобильная игра (кстати, я бы не стал выбирать первым своим проектом игру для мобайла ни при каких условиях).

Вариант 1: Steam

Я бы начал со Стима. Стим дает возможность собрать фидбек от игроков и проверить, работает ли ваша гипотеза на реальных людях, и есть ли спрос? Это - самая главная цель выхода на Стим. Помимо этого, Стим может принести вам стартовые деньги и сообщество. Но самым ценным из этого всего получается оценка вашего предприятия и повышение вашей рыночной стоимости. Так, если вы будете искать деньги на прототип, который видели вы сами да парочка инвесторов, это одна история. Искать деньги на прототип, который уже купили в раннем доступе Х человек, в который уже играет Y человек и который принес Z денег на предпродажах/продажах/микроплатежах - это уже совсем другая история.

Что дает Ситм:

  • стартовые деньги на дальнейшую разработку;
  • получение объективного фидбека и проверки идеи на востребованность;
  • формирование сообщества (так называемого core community);
  • получение стартовых показателей.

Вариант 2: краудфандинг

Эта история очень похожа на Стим, но сложнее, так как требует большей подготовки, менее предсказуема и требует значительно больших пиар-мощностей. При правильной подготовке любая игра с сильным видением может собрать какие-то деньги и хорошо засветиться в прессе. Но тут есть момент: о вас будут писать, только если вы покажете что-то новое. То есть, даже очень хорошая космическая игра для планшетов не получит освещения, если ее не будет делать например Крис Робертс (хотя относительно последнего непонятно, хорошо это или плохо). Но если вы сделаете что-то особенное, необычное, инновационное (да-да, я сказал это слово!), стильное - то есть очень хорошие шансы на то, чтобы о вас написали.

Если даже вариант 1 не сработает (например, не собрали $50k), то вас могут заметить заинтересованные в инвестировании компании или люди. Если таких предложений не поступило, но было много шума и сообщество игроков выросло, то это даст вам дополнительные козыри во время переговоров с потенциальными инвесторами.

Что дает, помимо того, что дает Стим? Запуск на площадках требует больших усилий и присутствия в СМИ. Это значит, что краудфандинговые кампании привлекают гораздо больше внимания, в том числе и потенциальных инвесторов. Кроме того, если перед этим вы выходили на Стим, то запуская краудфандинговую кампанию, вы расширяете сообщество и получаете дополнительные показатели.

Вариант 3: привлечение денег от инвесторов или компаний

Вообще, тут все по-разному. Например, иногда достаточно опубликовать видео с прототипом, или открыть доступ к нему, чтобы получить предложения, или выслать ссылки инвесторам/паблишерам, чтобы получить приглашение на встречу. Иногда находят после успеха на Стиме или например Кикстартере, или можно эти успехи приложить к презентационному пакету в качестве демонстрации снижения рисков (доказательство наличия спроса на вашу игру).

Как именно это делать в вашем случае я не скажу, но могу рассказать как бы я действовал (независимо от того, есть ли успех на Стиме или в краудфандинге или нет). Во-первых, для начала нужно узнать, кто паблишит игры, схожие с теми, что делаете вы. То есть, мобильный издатель не будет заниматься клоном ЛоЛ (скорее всего). Да и вам такой не нужен - ведь вам нужны не только деньги, но и опыт, верно? А еще лучше - трафик. Много трафика, который есть у паблишеров и который подойдет той игре, которую вы делаете. Поэтому всем подряд писать не надо, вам нужны те, кто специализируются на нише, в которой вы делаете игру.

Затем я бы нашел контакты «нужных людей оттуда», кто принимает решение, чтобы не тратить время на мелких исполнителей и миновать лишние шаги. Когда контакты найдены, можно уже лично общаться, обычно предварительно вполне достаточно переписки в том же Фейсбуке. Прямые контакты не избавляют вас от необходимости грамотно презентовать свой проект, кстати: если ваше видение и прототип не покажутся вашему контакту интересными, а вы и ваша команда не создадите впечатление того, что сделаете продукт, то никакие личные договоренности не помогут. Более того, передать дистанционно видение непросто - в основном, тут будет работать прототип, который вы сделали.

Во время переговоров оптимально предоставить хоть какие-то показатели (Стим, краудфандинговые сборы, играющее сообщество или даже какие-то микродоходы). В этом случае все может оказаться гораздо проще и быстрее. Можно показать востребованность идеи, если вы успешно собрали средства и сообщество на Стиме/площадке. Или, на относительно небольшой выборке игроков, можно продемонстрировать базовые метрики - АРППУ, удержание, конверсии, LTV. Имея под рукой эту статистику, можно обоснованно говорить о том, что из себя представляет игра с точки зрения бизнеса, какие у нее сильные места и какие слабые, над чем предстоит работать и какой у вас план разработки (если вы получите деньги, конечно).

Вместо издателей и профильных компаний можно получить деньги от частных и непрофильных инвесторов. В этом случае не помешает небольшой бизнес-план (или даже смета), чтобы говорить предметно: стоимость привлечения платящего игрока А, платит он нам Б, после того, как мы сделаем это, это и это показатели будут такими-то, все это требует столько-то денег на вот это, это и это. В моей практике этого вполне хватает, чтобы потенциальный инвестор смог оценить перспективность вложений.

Что же касается венчурных фондов, то как я писал выше, в нашей стране они остались где-то далеко в прошлом, и игровая индустрия ими пока что не рассматривается. С другой стороны, вроде бы в трэвел-стартапы наши товарищи наигрались и, возможно, когда-нибудь начнут смотреть и в сторону игровой индустрии.

Личные качества

Напоследок, немножко о том, что не пишут в книгах «Легкий способ найти деньги» или «Привлечение инвестиций для чайников». Если бы вы пришли ко мне, то я бы руководствовался не только тем, что вы показываете, но и смотрел бы на ваши личные качества и на личные качества команды. У меня был печальный опыт, когда отличные проекты, имеющие все шансы на успех, погибали просто потому, что команда устала, или из-за напряженной ситуации ее основатели перессорились. Или, когда пошли деньги, кто-то решил взять больше… В общем, на мой взгляд важны личные качества лидера, какой он? Энергичный, спортивный, продуктивный, позитивный, оптимистичный, или подавленный, физически слабый, пессимист, негативщик? Второй вариант - сразу до свидания, потому что слабый лидер - это уже 50% провала даже крутого проекта.

Что это значит для вас, как соискателя финансов? Мое мнение таково, что если вы относитесь ко второму типу человека, то надо над собой поработать. Привести физическое состояние в хорошее, пройти пару тренингов, которые вернут любовь к жизни и веру в себя, поработать над своей внешностью и уверенностью. Пассивные, вялые люди могут быть очень умными и толковыми… но на ролях исполнителей. Мне кажется, что обремененные деньгами люди и/или компании не станут инвестировать в кого-то, у кого сели батарейки. Или станут, но вряд ли это кончится для вас чем-то хорошим.

Более того, будучи лидером, который собирает команду, членов команды я бы отбирал по тем же критериям. Если вы очень сильный лидер и сможете преодолевать негатив одного или нескольких членов команды, то можете рискнуть. Но тогда вам предстоит не только нивелировать пессимизм, агрессию, часто необоснованную критику вызванную раздражением или, но еще и заряжать команду своей энергией. Поверьте, это бывает очень тяжело, так что если у вас есть выбор - взять очень толкового программиста, но без энергии и хейтера, то я бы советовал не рисковать и поискать подольше, но такого, какого не придется тащить вперед всей командой. При рассмотрении проекта, если команда будет состоять из таких людей, даже за очень хороший проект я не возьмусь и инвестировать в такой бы не стал.

Напомню. Все, что я говорю про личные качества - исключительно мое мнение и видение того, почему некоторым командам отказывают и потом сами не могут объяснить, в чем дело. Безусловно есть и другие точки зрения, и кто-то посчитает более важным знания и опыт сотрудников.

Презентация питча

Я не планировал писать этот раздел, но решил его добавить после того, как в обсуждении статьи в группе Геймдев получил следующий комментарий: «Если делать питчи инвесторам в том же виде, как написана статья - ничего не получится». Очевидно, что статья писалась вообще не про питчи, но раз уж пошел такой разговор, то вот мое видение того, как правильно «питчевать».

«Питчевать» не надо. Вообще. Все, что пишут про питчи и презентации, на мой взгляд, полный бред, по крайней мере в нашей стране. Стоять у доски и показывать слайды своего проекта? Это уже фейл, потому что это значит, что про ваш проект не знают. Вы не создали ценность до того, как его презентовать, не подготовили никакой почвы для беседы и просто тратите свое время, стоя у доски или экрана.

«Правильный» питч - это ваш работающий проект, который можно показать, сопроводив несколькими фразами в письме, скайпе, сообщении или разговоре. И если проект не заинтересовал, то и питч вам не поможет - только потеряете свое время и время тех, кто согласится вас послушать.

Как я получал деньги на проекты? Я обязательно показывал прототип/MVP/демо или хотя бы концепт-арты (был и такой момент, когда достаточно было показать отрисованный арт, демонстрирующий будущую игру). А дальше - обычное неформальное общение, ответы на вопросы и дальнейшие договоренности.

Поэтому личное мнение касательно питчей в игровой индустрии - это зло, просто трата времени, сил и денег.

Если вы нашли опечатку - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter! Для связи с нами вы можете использовать .



Статьи по теме: