Экстремистская деятельность в сети интернет. Молодежь и чистый интернет

Ю. Н. Троегубов

Развитие и массовое использование международной информационно-коммуникационной сети Интернет является общемировой тенденцией развития последнего времени. Деятельное участие большого количества не только отдельных пользователей, но и целых организаций в среде глобального информационного пространства детерминирует необходимость выработки соотносимых с текущими тенденциями развития информационно-коммуникативных технологий мер обеспечения национальной безопасности, в частности противодействию активизировавшемуся распространению идей экстремизма и терроризма.

Организаторы и участники экстремистских групп активно используют в своих целях процесс глобализации, принимая на вооружение новейшие информационные технологии, с помощью которых делают менее уязвимыми для правоохранительных органов элементы своей инфраструктуры. Создаются террористические организации, в основу построения которых заложен принцип сетевой структуры, что в свою очередь обуславливает увеличение их потенциала в современных информационно-коммуникативных условиях. Для них характерны единые центры и информационно-коммуникативные каналы, автономный способ существования входящих в сообщество периферийных преступных группировок, взаимодействующих как с центром, так и между собой .

Информационное пространство сети Интернет состоит из разнообразных ресурсов. Абсолютное большинство из них при этом не являются средствами массовой информации и как следствие этого становится невозможным применение норм законодательства о СМИ. Для противодействия распространению идеям экстремизма правоохранительными органами в настоящее время применяются нормы уголовного законодательства -о призывах к экстремистской деятельности (статья 280 УК РФ), возбуждении ненависти (статья 282 УК РФ), а также о публикациях, которые могут быть отнесены к деятельности экстремистского сообщества (статья 282.1 УК РФ) или запрещенной организации (статья 282.2 УК РФ) . Также используются нормы Кодекса административных правонарушений - статья 20.3 «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики» и статья 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов» .

Статистика последних лет свидетельствует, что борьба с экстремизмом за последние четыре года активно стала переходить из реального мира в виртуальный. Статистика показывает, что, если в 2007 г. из 28 приговоров по ст. 280 и 282 УК только 3 приговора касались размещенных в сети материалов, то в 2008 - 14 из 45, в 2009 – 17 из 56, в 2010 – 26 из 72, а в 2011 г. приговоры по экстремизму в Интернете уже превысили число приговоров по «обыкновенным» делам: 52 из общего числа приговоров 78. В 2012 г. эта тенденция получила развитие, за первые полгода из 32 приговоров по экстремистским статьям 18 касались деятельности в Интернете .

Год от года увеличивается и количество интернет-ресурсов в Федеральном списке экстремистских материалов. Так в 2008 г. их было 25, в 2009 – 38, 2010 – 44, 2011 – 93, 2012 – 264, за 10 месяцев 2013 – 110, итого 574 или почти 37 % от общего количества (2122 по состоянию на 20 ноября 2013 года) .

В связи с этим противодействие экстремизму и терроризму в сети Интернет является одним из актуальных направлений деятельности органов государственной власти и правоохранительных органов на современном этапе. Подтверждением вышесказанному могут служить заявления и высказывания Президента РФ В. В. Путина, руководителей МВД и ФСБ России, представителей исполнительной и законодательной властей, звучавшие в течение всего 2013 г.

Так, Президент России В. В. Путин в феврале 2013 года на заседании коллегии Федеральной службы безопасности дал поручение сотрудникам ФСБ активно противодействовать пропаганде экстремизма в сети Интернет и создать единую систему защиты информационных ресурсов РФ.

При этом глава государства подчеркнул, что такие действия не будут посягать на конституционное право граждан РФ на свободу слова, так как оно «незыблемо и неприкосновенно». Однако Президент уверен, что никто не имеет права «сеять ненависть, раскачивать общество и страну, и тем самым ставить под угрозу жизнь, благополучие, спокойствие миллионов наших граждан» .

В марте 2013 года председатель комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи А. Митрофанов заявил, что принципы борьбы с экстремизмом в Интернете и вне её будут предельно одинаковыми. «Борьба с экстремизмом в Интернете не будет сильно отличаться от борьбы с экстремизмом не в Интернете. Будет выдержан такой подход, и должны применяться такие же наказания. В настоящее время регулирование Интернета является крайне важным, в связи с постоянно растущим количеством пользователей. Однако единого подхода и текста законопроекта о регулировании Интернета пока нет, но работа в этом направлении ведётся достаточно активно» .

Глава ФСБ А. Бортников в июне 2013 года во время заседания Национального антитеррористического комитета назвал социальные сети и часть интернет-сайтов «своеобразным источником идей экстремизма». «Своеобразным источником идей экстремизма стала часть Интернета. В социальных сетях создаются закрытые группы, активизируется деятельность сайтов, на которых ведётся целенаправленная идеологическая обработка пользователей» .

В октябре 2013 года в рамках своего выступления на заседании Совета Федерации глава МВД В. Колокольцев назвал экстремистские проявления «угрозой безопасности, которой мы последовательно противодействуем. Серьёзной, вызывающей у нас обоснованное опасение, тенденцией является всё более активные стремления вовлечь в эту сферу нашу молодежь. Фиксируются и пресекаются попытки радикально настроенных личностей проникнуть в фанатскую среду, провоцировать на совершение противоправных акций».

В. Колокольцев считает, что власти государства должны активно бороться с экстремистскими группами в глобальной сети, так как сейчас Интернет является основной средой общения молодых людей. «Большое профилактическое значение будет иметь принятие проекта федерального закона, предусматривающего уголовную ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности с использованием интернет-пространства» .

В будущем законе должен быть описан порядок регулирования приобретения ресурса, статус его владельцев, их обязанности и права по отношению к третьим лицам, размещающим информацию на сайте. Однако и принятие федерального закона не решит проблему в целом, так как большинство ресурсов сети при их целевой направленности на российскую аудиторию, юридически зарегистрированы за границей. В связи с этим плодотворное противодействие распространению экстремистских материалов планируемый закон может оказать только на те ресурсы сети, которые юридически и физически расположены в России. Значительное число террористических и экстремистских организаций, запрещённых на территории России и стран СНГ, абсолютно законно осуществляют свою деятельность в большинстве западных стран. Это не дает возможности для организации судебного преследования граждан, регистрирующих экстремистские сайты за рубежом и наполняющих их информацией.

Мировая практика свидетельствует, что подобные проблемы характерны не только для Российской Федерации. В условиях, когда количество так называемых проблемных сайтов уже значительно превосходит, по данным американского Центра Симона Визенталя, 2 тыс., концентрируясь не только в США и Германии, но и в таких странах, как Австрия, Швеция, Австралия, Голландия, Канада, Польша, Румыния, Россия, Словакия, Испания, Южная Африка, Украина, с особой остротой начинает ощущаться безответственность упований на доброе начало в человеческой личности и потребность в выработке механизмов правовой регламентации использования новейших информационных технологий .

Помимо отсутствия выстроенной нормативно-правовой базы противодействия экстремизму и терроризму в информационном пространстве также существуют проблемные вопросы технического плана:

Установление лица, разместившего в сети экстремистский или террористический материал. Современные технологии беспроводного доступа в сеть (например, Wi-Fi), имеющиеся в свободной продаже сетевые платы с динамическим IP-адресом и т. п. фактически исключают обнаружение такого лица;

В 2013 г. Следственный комитет России объявил тендер «на оказание услуг доступа к системе мониторинга и прогнозирования противоправных действий на основе информации из соцсетей, блогов и СМИ». Для того, чтобы осуществлять мониторинг, программистам будет необходимо разработать систему, способную анализировать сообщения пользователей «ВКонтакте», Facebook, Twitter, Livejournal, «Одноклассники», YouTube, RuTube, Instagram и Foursquare.

Аналогичными системами давно пользуются в администрации Президента. Программа позволяет обрабатывать сообщения более 40 млн русскоязычных блогов, микроблогов, форумов и социальных сетей.

Разработчики системы утверждают, что она позволяет отслеживать рост социальной напряжённости в Интернете, протестные настроения, экстремизм; обсуждение уровня цен, зарплат, пенсий, инфраструктуры, медицины и пр.

Эксперты следственного комитета объясняют необходимость создания данного механизма тем, что он предоставит возможность оперативного реагирования на возникающие угрозы и средство предотвращать преступления .

На сегодняшний момент основанием для введения ограничений или прекращению доступа к тому или иному интернет-ресурсу является внесение данного ресурса в «Федеральный список экстремистских материалов», либо, если ресурс является официальным сайтом организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности». В этом случае Министерством юстиции всем интернет-провайдерам рассылаются соответствующие информационные письма, а также организации предоставляющей интернет-хостинг. Таким образом, если сервер, на котором находится ресурс, размещён на территории РФ, то сайт удаляется физически, либо в большинстве случаев провайдеры блокируют запросы к данному ресурсу. Однако стоит отметить, что процедура принятия решения о признании материалов или сайтов экстремистскими через суды не способствует оперативности в принятии решения, а, следовательно, не является эффективной мерой. До момента принятия решения данные материалы могут быть растиражированы на десятки и сотни других сайтов .

Подводя итог, можно сказать, что на сегодняшний день можно констатировать наличие следующих проблем в данном направлении:

Отсутствие международного нормативно-правового акта (договора, пакта, конвенции) регламентирующего взаимодействие государств в сфере противодействия экстремизму и терроризму в информационно-коммуникационном пространстве;

Несовершенство нормативно-правовой базы РФ в сфере противодействия экстремизму в сети Интернет;

Отсутствие единого органа, как на федеральном, так и на региональном уровнях, на который полностью возложена функция мониторинга информационно-коммуникационного пространства (подобные подразделения есть в большинстве силовых ведомств, но механизмы их взаимодействия и координации не отлажены);

Наличие проблемных вопросов в сфере применения технических средств.

Исходя из этого, первоочередными мерами решения вышеизложенных проблем должны стать:

Инициирование в рамках ООН разработки и принятия международного правового акта по взаимодействию в сфере противодействия экстремизму и терроризму в глобальном информационном пространстве;

Оперативная доработка законопроекта и принятие Государственной думой Федерального закона, прописывающего права, обязанности и ответственность пользователей сети Интернет на территории России;

Создание единого федерального органа (подразделения в структуре одного из силовых ведомств), его территориальных отделений наделённого полномочиями и оснащённого новейшими техническими средствами для мониторинга и анализа информации сети Интернет, в частности, на предмет проявлений экстремизма.

Источники

1. Глава ФСБ: Интернет остается источником идей экстремизма. URL: http://www.itar-tass.com/glavnie-novosti/606729 (дата обращения:12.02.2014).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3. МВД предлагает ввести уголовную ответственность за экстремизм в Сети. URL: http://nnm.me/blogs/aleeks1/mvd (дата обращения: 7.02.2014).

4. Принципы борьбы с экстремизмом в сети и вне ее будут одинаковыми. URL: http:// www.securitylab.ru/news (дата обращения: 28.01.2014).

5. Путин призвал ФСБ уделять больше внимания интернету. URL: http://www. securitylab.ru/news (дата обращения: 20.01.2014).

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ // Справочноправовая система «Консультант Плюс».

7. Федеральный список экстремистских материалов. Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. URL: http://minjust.ru/extremist-materials (дата обращения: 12.02.2014).

8. Эксперты СК России будут следить за СМИ и соцсетями. URL: http://www.securitylab. ru/news/440616.php (дата обращения: 3.02.2014).

Литература

9. Мельникова Д. П. Правовое регулирование экстремистской деятельности в сети Интернет. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/151/2191 (дата обращения: 4.02.2014).

10. Соболев В. Противодействовать идеологии терроризма. URL: http://i-r-p.ru/page (дата обращения: 6.02.2014).

11. Основные проблемы уголовно-правовой оценки проявлений экстремизма и терроризма. URL: http://dpr.ru/pravo/pravo_21_16.htm (дата обращения: 3.02.2014).

12. Функционально возможные инструментальные средства противодействия распространению идей экстремизма и терроризма в сети Интернет на территории РФ. URL: http://www.bibliofond.ru/view (дата обращения: 7.02.2014).

Для написания данной статьи были в муках проанализированы Федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях; а также Постановление Пленума Верховного суда «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»; Постановление Правительства «О единой автоматизированной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Естественно (кто бы сомневался!), обнаружились некоторые весьма существенные противоречия между данными актами. Но обо всем по порядку.

I. Что такое «экстремизм»?


В соответствии с ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», это:
А) насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации.
То есть - для признания действий/речей/материалов экстремистскими, они должны быть направлены на видоизменение основополагающих принципов, закреплённых в Главе 1 Конституции (светскость, демократизм, федерализм, запрет идеологии и т.п.), путём кровавой революции, сопряженной с убийствами, насилием и прочим, а не мирной реформы. НЕ МОГУТ считаться экстремизмом, к примеру, предложения об отставке Президента (если они не сопряжены с необходимостью его убить), или даже об установлении государственной идеологии («православного христианства», например, как говаривал Г.Л. Стерлигов), которые при этом не сочетаются с обоснованием или призывами к применению насилия для реализации данных предложений.
Союз «И» вместо (или «вместе») «ИЛИ» ставит в тупик. Неужели для экстремизма необходимо как, образно говоря, призывать установить идеологию насильно, так и, одновременно с тем, разделить страну на части? Кстати, еще вопрос - будет ли относиться к нарушению территориальной целостности страны присоединение к ней других территорий? И должно ли быть «насильственным» нарушение территориальной целостности? Будет ли считаться экстремистским мнение о необходимости, к примеру, разделения РФ на конфедерацию, или нечто вроде «отдать Сахалин Японцам»? Или необходимо обязательно говорить именно о насильственном разделении?

Б) публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

В) возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
Опять же, одна фраза - и куча вопросов. Что есть «социальная» рознь? По каким критериям она определяется? К «религиозной розни» будет ли относиться таковая, проявляемая на почве атеизма, а не того факта, что неверный таки исповедует религию, но не ту? Что вообще есть «рознь»? И как она соотносится с пресловутым «возбуждением ненависти либо вражды» в небезызвестной ст. 282?
Толковые словари рассматривают «рознь» как синоним «вражды». «Вражда» же определяется как некие негативные действия, продиктованные чувством ненависти.
То есть: ненависть - это чувство, вражда - конкретное действие, ею продиктованное, а рознь - синонимичное вражде понятие. Получается, исходя из буквального толкования закона, в данном случае под признаки экстремизма должно подпадать лишь такое «возбуждение», которое приводит (ибо совершенная форма глагола) к определенным негативным действиям, а не просто к «ненависти» как к чувству.

Г) пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
Здесь даже можно немного порадоваться - «отношение к религии» говорит о запрете указанных действий в отношении атеистов, агностиков а также теистов всех мастей.

Д) нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Е) воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

Ж) воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
То есть, получается, что незаконной деятельности госорганов мы можем смело препятствовать, даже насильно! =)

З) совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
Касаемо таких мотивов - см. пост

И) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
Здесь - смотри пост https://vk.com/feed?q=%23Юридический_субботник§ion=search&w=...

К) публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
О таких материалах - см. ниже.

Л) публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением.
Вопрос : требование импичмента Путину будет являться экстремизмом? А фразы вроде «Путин - убийца, он должен ответить за Беслан/Норд-Ост/Курск» и т.д. (нужное подчеркнуть)? Как отграничить «заведомо ложное обвинение» от справедливого или от «добросовестного заблуждения? И каким должно быть это «обвинение» - оформленным в виде заявления, или просто высказанным?

М) организация, подготовка указанных деяний, подстрекательство к их осуществлению, их финансирование или иное содействие.
Здесь возникают уже сугубо юридические вопросы о разграничении данных действий с пособничеством, я не вижу смысла останавливаться подробно на них в данном материале.

II. Что такое «экстремистские материалы», как они относятся к «информации, распространение которой в России запрещено», и что с ними делать?


Опять же, смотрим ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Экстремистские материалы""" - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях:
(Сразу вопрос: что такое обнародование? Сколько человек должно их наблюдать, чтобы оно состоялось? 2? 5? 10? У нас «народа» в России 146 544 710 голов).

""" А) призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо обосновывающие или оправдывающие необходимость её осуществления.
Ну, то есть, призывающие к/ обосновывающие/ оправдывающие всё то, что было рассмотрено выше.

Б) «в том числе» труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии.
Отсюда категорически не ясно - все ли труды Гитлера и Ко будут считаться экстремистскими материалами, или только те, в которых имеются проявления экстремизма. Плюс - что понимать под «трудами»? Картины Адольфа к ним относятся? Чем это не труд?

В) публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство
А как же социальное, или по признаку отношения к религии? Не считается?

Г) публикации, оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Материалы признаются экстремистскими исключительно судом, с включением их Минюстом в Федеральный список экстремистских материалов.
Далее, открываем ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», а именно ст. 10: "Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность".
Внимание, вопрос . Как соотносятся материалы, содержащие информацию, призывающую к / обосновывающую/ оправдывающую необходимость возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни; с информацией, направленной на разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти и вражды? Это одно и то же или нет? В чем разница между возбуждением и разжиганием? Плюс, ФЗ «Об информации» не говорит о социальной ненависти или вражде - почему?
Получается, можно сделать вывод, что понятие «запрещенной информации» шире понятия «экстремистских материалов», ибо таковые к ней, в том числе, относятся. Не ясно, правда, почему бы просто не указать в ФЗ: «Запрещается распространение следующей информации: экстремистских материалов, …, ...».
Ответ на этот вопрос можно найти, внимательно изучив тот самый закон «Об информации», Постановление правительства, и сопоставив с ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности». Признание материалов экстремистскими производится только федеральным судом, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу. То есть, сами понимаете - процесс длительный, муторный, и проблематичный. Необходимо производство экспертиз, куча бумаг… а кому охота заморачиваться?
Куда проще с запрещенной информацией, доступ к которой может быть ограничен во внесудебном порядке, в соответствии со ст. 15.3 ФЗ «Об информации». Читаем внимательно:«В случае обнаружения… в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, включая случай поступления уведомления о распространении такой информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители направляют требование в Роскомнадзор о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию».
Роскомнадзор, в свою очередь, направляет требование об ограничении доступа оператору связи, который должен незамедлительно все прикрыть. Если же крамольная информация удаляется, доступ незамедлительно должен быть возобновлен. Удаление не является обязательным, если владелец информации не хочет этого делать - просто в противном случае он никогда более не получит доступа к ресурсу.

ВНИМАНИЕ : противоречие между ФЗ «О противодействии экстремизму» и ФЗ «Об информации»! Информация, содержащая призывы к осуществлению экстремистской деятельности относится к экстремистским материалам, следовательно, не может быть заблокирована во внесудебном порядке (даже если о том просит прокурор) - необходимо решение суда о признании материалов экстремистскими, и включении в Федеральный перечень, который ведет Минюст, с последующим ограничением доступа к Интернет-ресурсу, на котором она размещена.
Кроме этого, мы опять видим ПРОТИВОРЕЧИЕ между ФЗ и Постановлением Правительства, касающееся внесения ресурса в так называемый «реестр запрещенных сайтов». Статья 15.3 не содержит на то указания. Ст. 15.1 - «общая», гласит (вкратце), что основаниями для включения в реестр сведений являются:
1) решения уполномоченных Правительством федеральных органов исполнительной власти в отношении распространяемых посредством сети "Интернет":
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних;
б) информации о наркотиках;
в) информации о суициде;
г) информации о несовершеннолетнем потерпевшем;
д) информации об азартных играх и лотереях.
2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Как мы видим, ничего «экстремистского» здесь нет.
Постановление Правительства о том самом Реестре в п. 5 гласит, что основаниями для включения в Ресстр являются (вкратце):
а) решения следующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти:
. ФСКН - в отношении информации о наркотиках
. Роспотребнадзор - в отношении информации о суициде
. ФНС - в отношении информации о лотереях и азартных играх
. Роскомнадзор - в отношении:

  • материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних
  • информации о наркотиках и суициде
  • информации, распространяемой посредством сети "Интернет", решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом;

То есть, формально под данное определение подпадает информация, о которой говорилось выше - являющейся экстремисткой и заблокированная в противоречии с ФЗ во внесудебном порядке по требованию прокурора. Не ясно, правда, почему на то нет просто указания в ФЗ.

Итого, резюмируем. Любого рода информация, содержащая в себе что-либо от «экстремизма», должна признаваться экстремистским материалом в установленном судебном порядке, с включением в Федеральный список экстремистских материалов, который ведется Минюстом. Внесудебный порядок блокировки такой информации формально незаконен, поскольку имеет место быть коллизия - то есть противоречие между двумя федеральными законами - «О противодействии экстремисткой деятельности» и «Об информации». Первый закон является специальным, а второй - общим. Применению подлежат нормы специального закона.

III. К вопросу об ответственности.

В РФ предусмотрена административная за массовое распространение экстремистских материалов, УЖЕ ВКЛЮЧЁННЫХ в опубликованный федеральный список, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.
Не будем сейчас останавливаться на «массовости» и прочем. Отмечу, что уголовной ответственности за аналогичное деяние, что естественно нет.
Внимание, вопрос : как отграничить распространение экстремистских материалов от небезызвестной «двушечки»? И вообще, могут ли экстремистские материалы распространяться просто так, без целей «возбуждения ненависти либо вражды»?
На этот счет Пленум Верховного суда указывает, что вопрос должен разрешаться в зависимости от направленности умысла лица, распространяющего указанные материалы. В случае, когда лицо распространяет экстремистские материалы, включенные в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по статье 282 УК РФ.
Мне вот интересно - а с какой еще целью лицо может распространять такие материалы? Ознакомительной? Просветительской? Хорошо, может быть., к примеру, относительно «трудов» Гитлера и Ко. Но как это возможно применительно к материалам, «возбуждающим социальную, расовую, национальную или религиозную рознь»?
Получается, что, в соответствии с законом, процедура работы с «экстремистским» контентом в Интернете должна выглядеть следующим образом. Правоохранительные органы, обнаружив в интернете некий контент, дающий основания полгать его экстремистским (причем именно направленным на возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение достоинства человека или группы лиц, а не, допустим, демонстрирующим нацистскую символику), должны, при возможности установления автора и наличия у него умысла (который, опять же, поди докажи, но практика исходит из самого факта размещения чего-либо крамольного в открытом доступе) привлекать его к уголовной ответственности по ст. 280 или 282 (в зависимости от характера размещенной информации). В ходе производства по делу при этом судом материалы будут признаны экстремистскими и включены в Федеральный список.
Если же «экстремистский» контент иного рода, материалы должны в судебном порядке признаваться экстремистскими и включаться в Федеральный список. При наличии оснований автор может быть привлечен к административной ответственности за, к примеру, пропаганду либо демонстрирование нацистской символики.
Подводя итог, при таком раскладе, думается, можно только порадоваться неграомтности и лени правоприменителя - уж лучше пусть просто вносят в Реестр… Новые сообщества-то мы создадим, а вот новых админов вместо посаженных - уже вряд ли.

Юлия Федотова

Профилактика экстремизма в сети Интернет

1 слайд

Распространение молодежного экстремизма в России стало одной из острейших проблем. С каждым годом увеличивается количество преступлений, растет уровень насилия, его проявления становятся более жестокими и профессиональными.

В широком смысле, экстремизм понимается как приверженность к крайним взглядам и мерам.

2 слайд

Молодежный экстремизм как массовое явление выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в их отрицании.

3 слайд

Конкретные проявления экстремизма затрагивают различные сферы жизнедеятельности, поэтому различают несколько его форм: бытовой, социально-протестный, политический, национально-этнический, религиозный и терроризм, как крайняя форма экстремизма.

Что приводит к возникновению экстремизма в молодежной среде?

Среди факторов возникновения экстремизма в молодежной среде можно условно выделить несколько категорий:

    социально-экономические

    групповые

    личностные (психологические).

В группу социально-экономических факторов могут входить, например:

    безработица;

    наблюдаемый в мире распад системы ценностей и др.

Среди групповых факторов могут быть выделены следующие:

    установки, предубеждения родителей;

    взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);

Если на социум в целом мы не можем оказывать должное влияние, то работа с личностными факторами находится в зоне нашей компетенции.

4 слайд

Какие же личностные (психологические) факторы могут повлиять на привлечение подростков к экстремизму?

Среди них можно выделить:

    индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие чувствительность и чувство эмпатии – способность сопереживать другому человеку);

    эмоциональные особенности (состояние психического напряжения, переживание утраты, горя и т. п.);

    отсутствие жизненных целей и ценностей;

    непонимание и конфликтные отношения в семье.

Что делает ребенок, если он не находит решения проблем самостоятельно и не обращается за помощью к нам, взрослым?

Часто ответы на наболевшие вопросы дети находят в сети Интернет, где им пытаются ложно помочь.

В настоящее время черный Интернет является рассадником преступников и людей с извращенным мировосприятием, который находится всего лишь в паре щелчков мышкой от обычного Интернета. А подросток, находящийся в проблемной ситуации – находка для различного рода преступников.

Как осуществляется вовлечение молодежи в экстремистские организации?

Очень часто предварительно, перед знакомством для последующей вербовки, вербовщики могут исследовать странички в социальных сетях – это кладезь для психоанализа и первичного отбора более подходящих для вербовки личностей.

Еще один способ – группы, которые публикуют грубые шутки с иллюстрациями, демотиваторы – среди подростков это сейчас очень популярно. Экстремистские организации создают похожие сообщества и в них начинают копировать эту информацию. Таким образом, набирается, большое количество человек и уже этой публике пытаются предложить какие-то свои идеи.

Все подобные мероприятия нацелены на разрушение традиционных ценностей и норм морали. В конечном счете, у подростка отключается критическое мышление, он не воспринимает логические доводы, перестает общаться со своими родными и близкими - единственными, кто его понимает, становятся другие виртуальные люди.

Слайд 5

Важно помнить, что попадание подростка под отрицательное влияние легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой.

Профилактика экстремизма заключается в разъяснении и ограничении.

Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания вашего ребенка в запрещённые религиозные организации, экстремистские движения и террористические организации:

    Беседовать с детьми об их друзьях в Интернет и о том, чем они занимаются. Спрашивать о людях, с которыми подростки общаются по мгновенному обмену сообщениями и убедиться, что эти люди им знакомы.

    Интересоваться, в каких группах состоят дети, с кем общаются.

    Научите ребенка не распространять личную информацию.

    Настаивать, чтобы дети осторожно соглашались или не соглашались вовсе на личные встречи с друзьями из Интернета. Напоминайте, какие опасности это может за собой повлечь.

    Помогать им защититься от спама. Научить подростков не выдавать в Интернет своего электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры

    Постоянно напоминать, что ребята ни в коем случае не должны использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

    В младшем возрасте желательно разрешать пользоваться ресурсами Интернета только в присутствии родителей.

    Регулярно проводите время в Интернете вместе с вашим ребенком. Совместные виртуальные увлечения переносите на реальные.

    Приучить вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет.

    Используйте программы родительского контроля, интернет-фильтры.

Слайд 6

И в заключении хочется отметить, что мы, взрослые, своим личным примером должны научить своих детей соблюдать нормы, принятые в социальном обществе, жить без насилия.

И помнить, что лучшая профилактика – это внимание и любовь к ребенку.

В Стратегии национальной безопасности России до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537, в качестве средства и цели обеспечения госбезопасности предусмотрено создание развитой системы выявления и противодействия политическому и религиозному экстремизму, национализму и этническому сепаратизму.
Одна из наиболее острых проблем последнего времени - размещение экстремистских материалов в сети Интернет.
В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности государства Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" не только определил правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, но и установил ответственность за осуществление такой деятельности.
Распространение в сети Интернет экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а также предоставление к ним доступа пользователям файлообменных сетей влечет административную ответственность по ст. 20.29 КоАП РФ. Кроме того, распространение материалов, содержащих призывы к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждению ненависти либо вражды, а также унижению достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма может повлечь и уголовную ответственность по ст. ст. 205.2, 280, 282 УК РФ.
В регионах Дальневосточного федерального округа противодействие экстремизму остается одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры. Несмотря на то что в целом ситуация оставалась стабильной и конфликтов, значительно влияющих на состояние межнациональных и межконфессиональных отношений, в округе не допущено, угрозы национальной безопасности РФ, касающиеся проявлений экстремизма, не теряют своей актуальности.
В округе за 6 месяцев 2015 года прокурорами отмечена активизация оперативно-розыскной деятельности территориальных органов УФСБ и УМВД России по выявлению экстремистских проявлений в сети Интернет. При этом в указанных органах наблюдается увеличение количества находящихся в производстве дел оперативного учета в рассматриваемой сфере (УМВД России - на 11%, УФСБ России - на 37%).
По сведениям прокуроров субъектов Федерации, в правоохранительных органах округа за 6 месяцев 2015 г. зарегистрировано 86 сообщений о преступлениях анализируемой категории, что на 95,5% больше аналогичного показателя 2014 г. (44). Из общего количества поступивших сообщений в органах Следственного комитета РФ зарегистрировано 56, ФСБ - 16, МВД - 14. Число сообщений о таких деяниях, совершенных с использованием сети Интернет, составило 77, или 89,5% от числа поступивших.
Прокуроры в округе осуществляют постоянный мониторинг сети Интернет на предмет наличия в свободном доступе экстремистских материалов и запрещенной информации, а также принимают меры, направленные на устранение негативного влияния такой незаконной информации.
К примеру, прокуроры районов Приморского края в 2014 г. направили в суды 8 заявлений о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной (с последующим направлением решений судов в Роскомнадзор для блокирования доступа к ней на территории всей страны). Все заявления рассмотрены, требования прокуроров удовлетворены.
Управление Генеральной прокуратуры РФ в округе в первом полугодии 2015 года по двум обращениям граждан приняло меры, направленные на ограничение доступа к информационным ресурсам. В суд предъявлено два заявления о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории РФ, в органы предварительного расследования в порядке ст. 37 УПК РФ направлено два материала по признакам преступления, предусмотренного ст. 319 УК (публичное оскорбление представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей), по которым возбуждены и расследуются 2 уголовных дела.
В Сахалинской области в июле 2015 года по факту размещения в сети Интернет видеороликов экстремистского характера по инициативе прокуратуры области возбуждены два уголовных дела по ч. 1 ст. 282 УК (совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе).
Профилактика экстремистской деятельности в субъектах Федерации может достигнуть цели лишь при системном подходе субъектов такой профилактики: органов власти, правоохранительных органов, антитеррористических комиссий, заинтересованных министерств и ведомств и органов местного самоуправления.
В основном материалы, признанные впоследствии экстремистскими, выявляются в ходе оперативно-розыскных мероприятий, проводимых правоохранительными органами.
Однако в 2014 г. в Приморском крае установлено, что, несмотря на распространенность экстремистских материалов в сети Интернет и их значительное влияние на рост экстремистских настроений среди молодежи, органы внутренних дел мониторинг сети Интернет должным образом не осуществляли, уголовные дела и дела об административных правонарушениях по фактам экстремистских проявлений в сети Интернет не возбуждали, что не отвечало криминогенной ситуации в крае. После представления прокурора края работа органов внутренних дел края активизировалась.
Обеспечение общественной безопасности и противодействия экстремизму - основополагающая задача уполномоченных государственных органов.
Между тем проведенные органами прокуратуры Камчатского края и Сахалинской области в 2014 г. проверки показали, что деятельность органов Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не адекватна складывающейся в регионах обстановке. Правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 13.15 КоАП (злоупотребление свободой массовой информации), органами Роскомнадзора в округе не выявлялись.
При этом управления Роскомнадзора по Камчатскому краю, по Дальневосточному федеральному округу не обеспечили надлежащий мониторинг средств массовой информации, контрольные мероприятия в форме систематического наблюдения зачастую проводили поверхностно, не принимали меры к недопущению нарушений в сфере контроля за средствами массовой информации, распространяющими информацию помимо русского на корейском, нивхском языках.
В Камчатском крае только после внесенных прокурорами представлений редакторам (главным редакторам) семи печатных изданий (газет "ЛДПР на Камчатке", "Медитекс", "СКТВ-Информ", "Жилищный вестник Камчатки", "Kamchatka отдых", "Шамса" и журнала "ShoppingGIDKamchatka") в Российскую книжную палату и библиотеки субъектов Федерации в соответствии с законом направлены обязательные экземпляры печатных изданий.
В Приморском крае и Сахалинской области в работе подразделений Минюста России отмечен слабый контроль за деятельностью общественных и религиозных объединений, в том числе за соответствием учредительных документов требованиям федерального законодательства, представлением ими необходимой отчетности, фактическим устранением нарушений, отраженных во внесенных в адрес некоммерческих организаций предупреждениях. Кроме того, органы Минюста России в округе административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.26 КоАП (нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях), не выявляли. При этом органы прокуратуры Приморского края устанавливали такие нарушения в деятельности некоммерческих организаций.
К примеру, по представлениям Уссурийской городской прокуратуры три общественные организации (Национально-культурная автономия корейцев Приморского края, Приморский общественный фонд социальной поддержки и защиты военнослужащих, ветеранов локальных конфликтов "Солдат" и религиозная организация Церковь "Новое Поколение" Христиан Веры Евангельской г. Уссурийска и Уссурийского района) приняли меры к предоставлению и размещению в сети Интернет на информационных ресурсах Минюста России отчетов об их деятельности и документов о целях расходования денежных средств и использования имущества.
Во всех субъектах Федерации округа прокуроры продолжают выявлять недостатки в деятельности общеобразовательных учреждений, которые не соблюдают правила подключения к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, в связи с чем принимались меры реагирования для устранения выявленных нарушений.
Например, в первом полугодии 2015 года в Магаданской области по представлениям прокурора Омсукчанского района директорами четырех образовательных учреждений (МБОУ "Средняя образовательная школа пос. Омсукчан", "Основная образовательная школа пос. Омсукчан", "Средняя образовательная школа пос. Дукат" и ГБОУ начального профессионального образования Магаданской области "Профессиональное училище N 11") введено ограничение доступа к сайтам сети Интернет, содержащим информацию экстремистского и иного противоправного характера, на подключенных к сети Интернет компьютерах установлены сетевые фильтры.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" в качестве одного из видов экстремистской деятельности определяет пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения. За указанные деяния установлена административная ответственность по ст. 20.3 КоАП. Прокуроры округа в ходе мониторинга сети Интернет такие нарушения выявляют систематически.
В Приморском крае реализована практика предъявления в суды заявлений о признании запрещенной информации о способах самодельного изготовления взрывчатых веществ и взрывных устройств, распространяемой в сети Интернет. Такие заявления в 2014 г. предъявлены прокуратурой Приморского края, прокурорами городов Владивостока, Артема и прокурором Ольгинского района (заявления удовлетворены).
Распространение подобной информации может быть расценено как информационное пособничество терроризму (поскольку она может быть использована при подготовке и планировании террористических актов) и влечет административную ответственность по ч. 5 ст. 13.15 КоАП (распространение в информационно-коммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств).
Всего в Дальневосточном регионе прокуроры при осуществлении систематического мониторинга сети Интернет в 2014 г. и первом полугодии 2015 года выявили почти 1500 таких нарушений. В целях их устранения внесено 306 представлений, судами удовлетворено около 200 заявлений прокуроров о прекращении предоставления интернет-провайдерами доступа к материалам, включенным в опубликованный федеральный список экстремистских материалов. Также в суды направлено 35 заявлений о признании материалов экстремистскими. По инициативе прокуроров к административной ответственности привлечено 49 лиц.
Наряду с этим есть проблемы при ограничении доступа к интернет-сайтам указанной категории. Установление такого ограничения не гарантирует того, что информационные материалы не появятся на других ресурсах.
Полагаем, что работа органов прокуратуры по пресечению деятельности подобных сайтов достигнет необходимого эффекта только при взаимодействии и активном содействии специальных подразделений органов безопасности и МВД России, на которые возложены функции по выявлению и пресечению деятельности интернет-сайтов, содержащих информационные материалы противоправного характера, в том числе экстремистские, и лиц, причастных к размещению такой информации.

20 ноября 2016 г. в Кремле Президент России Владимир Путин провел заседание Совета безопасности, в ходе которого собравшиеся обсудили проект Стратегии противодействия экстремизму до 2025 года.
Главный тезис данного заседания звучал однозначно — экстремизм становится одной из наиболее серьезных угроз Российской Федерации, и непринятие должных мер по противодействию данному явлению может привести к разрушительным последствиям — дестабилизации обстановки не только в отдельном государстве, но и в целом регионе, как это произошло в таких странах как Египет, Сирия, и в данный момент происходит на Украине. Данные статистики говорят сами за себя: за последние 10 лет число преступлений экстремисткой направленности выросло в 10 раз — до 1329 в 2015 г. (в 2004 году – 130, в 2014 году – 1034)
Глава государства вынес на повестку вопрос, об актуальности которого не приходится забывать – это противодействие экстремизму в сети интернет. Разрушительная сила этого влияния направлена, прежде всего, на молодежь.
И действительно, в настоящее время, ненависть и ксенофобия к определенным социальным группам, политической системе или религиозным течениям с площадей и улиц «перекочевала» во всемирную сеть. Экстремизм в Интернете стал набирать угрожающие обороты. Интернет открыл практически безграничный доступ людей к информации, однако, данная ситуация привела к тому, что идеологи экстремизма превратили его в свой главный «рупор».
Наиболее подверженной радикальным идеям социальной группой является молодежь, к тому же данная категория населения является наиболее активным пользователем Интернет-пространства. Данные обстоятельства были использованы идеологами экстремизма для создания целой системы внушения молодому поколению радикальных идей различного толка.
Интернет стал настоящей «школой» для молодых людей, которые под влиянием третьих лиц, встают на путь насилия, ненависти, разжигания межнациональной и межконфессиональной розни. В сети можно без особого труда найти информацию: публикации экстремистского характера, запрещенные к публикации и тиражированию на территории РФ, агитационные ролики с призывами к насилию и неповиновению властям, инструкции и пособия для совершения преступлений против порядка и управления. Немаловажную роль в распространении экстремизма играют «социальные сети». Именно через них осуществляется наиболее активная пропаганда преступных идей. Формат социальных сетей позволяет не только относительно легко делать материалы экстремистского характера достоянием гласности, но и дает возможность кооперации единомышленников, что ставит вербовку и «одурманивание» молодежи «на поток».
Министерство внутренних дел Российской Федерации в ответ на данную угрозу разработало и внедрило целый комплекс мероприятий и систем, направленных на пресечение распространения экстремизма в Интернете и привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности. Ежегодно, в Алтайском крае выносятся приговоры лицам, распространяющие экстремистские материалы в сети Интернет, призывающие к проявлению насилия в отношении какой либо социальной группы либо к насильственному свержению действующей власти в стране, виновные лица несут установленную законом ответственность.
Однако, болезнь лучше предупредить чем лечить. Поэтому, подрастающему поколению заблаговременно необходимо разъяснять опасность идей экстремизма, как в учебных заведениях, так и дома, чтобы у молодежи заблаговременно сформировалось четкое негативное восприятие радикальных идей, и выработался «иммунитет к экстремизму». Только комплексный подход в решении данной острой социальной проблемы может гарантировать положительный результат.



Статьи по теме: